Меню

Адаптация ученика в новой школе работа. Проблемы адаптации ребенка в новой школе

Волосы/Прически

Бывает так, что родители в начале учебного года сталкиваются с трудностями из-за перевода ребенка в другую школу. Попасть в новый коллектив малышу всегда страшно. Стоит отметить, что в такой ситуации неуверенность проявляют не только дети, но и взрослые люди. К примеру, при переезде в чужой город или смене работы мы тоже можем бояться оказаться в компании, где плохо воспринимают «новеньких». Что уж тогда говорить о ребенке, от которого требуют не только идти в такую компанию, но еще и постараться подружиться с ровесниками.

То, насколько быстро ваш школьник свыкнется с новым окружением, в основном зависит от его характера. Так дети, которые легко идут на контакт со сверстниками, с большей вероятностью заводят новых друзей. Смена школы для них вовсе не трагедия, потому как сам процесс завоевания доверия и общения приносит им удовольствие. Адаптация ребенка в новой школе будет протекать сложнее, если он отличается повышенной тревожностью и чрезмерной эмоциональностью. Если такое случается, как же помочь дочери или сыну справиться с неизбежным напряжением, которое появляется при смене коллектива? Именно об этом пойдет речь в данной статье.

Каким детям особенно нужна помощь при переводе в другую школу?

Существуют определенные категории детей, для которых смена учебного заведения может быть далеко не простым делом. Зачастую трудности подобного характера могут возникнуть:

  • У малообщительного и робкого ребенка, по натуре интроверта, которому сложно находить общий язык с чужими людьми.
  • У малыша с ограниченными возможностями.
  • У ребенка с определенными проблемами со здоровьем, к примеру, с астигматизмом (косоглазие) или заиканием.
  • У очень возбудимого, гиперактивного малыша, который в новой для себя обстановке может перенести нервный срыв.
  • У ребенка, который сильно отличается по внешним показателям от других детей, к примеру, цветом кожи.

Перевести ребенка в другую школу непросто и, конечно, это - серьезная проблема, полностью и мгновенно решить которую не возможно. Однако, учтя некоторые обстоятельства и предприняв определенные меры, можно существенно смягчить этот «удар» по психике малыша и помочь ему поскорее адаптироваться в новом коллективе. Особенно важно процесс смены школы не пускать на самотек, к тому же если ваше чадо среднего и младшего школьного возраста. Как раз именно в этих классах родители могут и должны предпринимать активные действия.

В чем может быть трудность при переводе ребенка в другую школу?

Естественно, проучившись несколько лет в одной школе, дети к ней привыкают. И переход в другое учебное заведение сопряжен с рядом проблем. Каждому родителю следует обратить на это внимание. У вашего школьника сразу появляется множество вопросов: "Понравится ли мне учитель?", "Как меня примут?", "Как подружиться с одноклассниками, если они уже знакомы друг с другом?". Ясное дело, что ребенок какое-то время будет сравнивать новую школу со старой. Поэтому от взрослых требуется помощь в создании благоприятных условий для адаптации ребенка в новой школе.

Иногда случается так, что уровень подготовки в новой школе гораздо выше того, который был в старом учебном заведении. Получается, что ребенок ни по уровню знаний, ни психологически не готов приступить к учебному процессу. Чтобы избежать таких ситуаций, можно предварительно договориться с учителем о подготовке ответа или доклада по конкретному вопросу. Попытайтесь вместе с педагогом создать успешную ситуацию. Привыкание ребенка в новой школе может затянуться потому, что неправильное распределение сил и несобранность мешают ему учиться и со временем даже могут стать постоянным явлением.

Адаптация ребенка в новой школе - что делать родителям?

Существует несколько эффективных советов, следуя которым можно избежать множества проблем меняя учебное заведение. Итак:

  • Не избегайте темы перехода в новую школу. Очень важно этот момент обговорить в семье. Расскажите ребенку обо всех плюсах другой школы, нового коллектива, заинтересуйте его, покажите возможные перспективы.
  • Смените школу после каникул. Детские педагоги и психологи утверждают, что в этот период времени ребенок в новой школе будет чувствовать себя лучше всего, так как после каникул приспосабливаться к новому ритму обучения приходится всем ученикам. Это самый подходящий момент чтобы ваш ребенок не сильно выделялся на фоне окружающих.
  • Посетите предварительно новую школу. Будет замечательно, если вы вместе со своим малышом придете посмотреть класс, познакомитесь с педагогами и, возможно, представите его будущим одноклассникам.
  • Заверьте ребенка в поддержке. Покажите своему чаду, что вы не переживаете из-за смены коллектива, однако не потому, что вам безразлично, а потому что вы целиком уверены в его успехе.
  • Помогите школьнику планировать день. Если режим дня не будет соблюдаться, а ребенок в новой школе будет вялый и сонный, то на уроках он не сможет принимать активное участие. Не поспевая за общим темпом класса, он будет терять уверенность в своих способностях и силах.
  • Интересуйтесь школьной жизнью: проверяйте тетради, заглядывайте в дневник, посещайте родительские собрания. Однако ни в коем случае не завышайте требований к ребенку, а в случае каких-то неудач подбадривайте его. Старайтесь поощрять за достижения и успехи, даже если они кажутся вам незначительными.
  • Не забывайте о старых друзьях. Если это возможно, то пусть ваш малыш чаще созванивается с бывшими одноклассниками и приглашает их в гости.

Ребенок в новой школе будет ощущать себя комфортнее, если останется самим собой, постарается вести себя как можно более естественно, и не будет комплексовать перед сверстниками. Поэтому родителям необходимо успокоить его, посоветовать найти родственную душу по увлечениям или просто сдружиться с соседом по парте.

В жизни детей случается много изменений, к которым нужна адаптация: переезд в новый дом или другой город, детский сад, поездка к бабушкам или в отпуск с родителями. Как помочь малышу и сделать адаптацию легкой? Конечно, все дети разные, кто-то радуется новым впечатлениям, а кто-то относится к ним с настороженностью, как мой сын Паша.

— новое место жительства

— другой климат

— незнакомые люди в окружении.

Поскольку мой сын — тот еще консерватор (весь в меня) и не любит, когда что-то меняется, а подошла к процессу привыкания на новом месте системно.

Легкая адаптация:

1) Формирование корректных ожиданий у ребенка.

Расскажите заранее, куда вы едете, почему и зачем, что вы там будете делать, что будет интересного для ребенка. В идеале, если возраст позволяет, можно привлечь детей к планированию отпуска или поездки, малышей же приходится ставить перед фактов. Я начала за две недели рассказывать Паше, что скоро мы поедем в Черногорию. Первые два дня он утверждал, что никуда не поедет, и я закрывала тему. Потом стал спрашивать, что такое Черногория и что мы там будем делать. Задавал важные для него уточняющие вопросы:

— А кофеварка там будет? А кулер?

— А какая машина у нас там будет?

— А можно с собой крышечки взять?

В итоге, через неделю уже рассказывал сам, когда и куда мы едем, воодушевился.

Если ваш ребенок легче на подъем, все равно за несколько дней предупредить его о грядущем изменении, дайте возможность задать вопросы и обсудите вместе, что будем по-другому.

В этом вопросе хорошо помогает соответствующая литература. Мы собирались на море, поэтому последнюю неделю читали истории про Сережу, как он ездил отдыхать с родителями на море, как купался и играл. В первый раз летите на самолете? Почитайте про устройство аэропорта, как чемоданы будут ехать по ленте, а вы — проходить досмотр. Опыт книжных персонажей поможет ребенку не растеряться в новом месте.

2) Сохранение режима дня.

В обычном дне ребенка есть опорные точки, последовательность действий, к которым он привык. Ритуалы и повторяемые события ребенка успокаивают и дать ощущение контроля над жизнью. Поэтому в идеале — оставьте режим неизменным. Пусть прогулка будет после завтрака, хоть и не во дворе, а на море, зато в привычное время. Если малыш спит днем, обязательно возвращайтесь на это время в гостиницу, чтобы уложить его спать. Мне удалось сохранить наш режим, Паша даже сам напоминал, что пора спать или гулять идти (“Покушаем и пойдем?”).

3) Знакомые вещи и предметы.

Возьмите из дома что-то привычное и знакомое: любимые игрушки, книжки, которые создадут ощущение дома. В этот раз Паша сам выбирал, что нужно взять с собой, и в первое время играл только с ними. Даже на прогулку с собой брал крышку из дома, чтобы всегда иметь с собой эдакий “островок спокойствия”. Позже конечно придумал себе игры из подручных материалов, но в первое время очень пригодились домашние вещи. Это касается в том числе и еды. У нас была маленькая кухня, так что я привезла с собой любимые овсяные хлопья Нордик, чтобы у Паши утром был привычный завтрак в привычной обстановке. Кстати, 10 дней он ел на завтрак только один вид каши, и он ему совсем не надоел))

4) Календарь-план.

Как только мы приехали, начались бесконечные вопросы о том, когда мы поедем обратно. Мы чувствовали себя родителями-садистами, которые забрали ребенка из Москвы и привезли в теплую страну к морю. После 20ого ответа, что мы уезжаем 15 сентября, я села и нарисовала план по дням. Получилось два столбца из квадратиков, каждый квадратик — день. Подписала число месяца и день недели. Написала, когда мы уезжаем, какие события были или ожидаются (был сильный ураган, скоро поедем в Буду). Вечером вычеркнули прошедший день, посмотрели, сколько осталось. Можно назвать этот план мини-адвентом. Вопросы про отъезд прекратились, Паша уже сам себе говорил, когда мы едем в Белград, а когда в Москву. Через несколько дней этот план нам стал уже не нужен, свою основную функцию он выполнил.

5) Маленькие шаги.


Паше 1,5 года. Первые минуты в новом месте))

Если для вашего ребенка новые условия — это выход из зоны комфорта, то позвольте ему делать сначала небольшие шаги. Зайти на пляж в первый раз ненадолго, погулять недалеко от отеля. Идем на мероприятие, где будет много незнакомых людей и детей, пусть для начала посидим в сторонке. Очень важно не заставлять ребенка в чем-то участвовать, стыдить за стеснение, требовать активности. Таким образом можно на корне убить интерес и желание делать что-либо. Вспоминаю теория привязанности, ребенку важно чувствовать себя в безопасности. Как только будет ощущение стабильности, он сам пойдет изучать новое место и мир вообще. Я очень хорошо вижу этот принцип на Паше: сначала он осматривается (желательно сидя на мне), потом начинает задавать вопросы, слезает и уходит играть, после еще не дозовешься 🙂 В то же время, я все-таки выталкиваю его из зоны комфорта на маленькие шажки, если уверена, что это того стоит. Например, он упирает и отказывает пойти со мной на большие камни у воды. С трудом уговариваю, через 5 минут сын увлеченно собирает камушки, носится по самым крупным, кидает мелкие в воду. Еле-еле уводим домой через час. Так шаг за шагом, Паша постепенно привык ко всему новому и адаптировался.

6) Терпение и еще раз терпение.

Особенно, если у вас другие планы 🙂 Нужно много терпения, что с уважением отнестись к праву ребенка адаптироваться на новом месте в своем темпе. Я злилась, когда на мое предложение пойти на море, сын отвечал: «Никогда не пойдем на море! Всегда в номере будем сидеть». Конечно, у него адаптация. Но мы-то приехали в Черногорию не для того, чтобы в номере сидеть. Но раздражение делу не поможет, а вот терпение и понимание состояния ребенка — да. Мне помогла погода: на второй день был ураганный ветер, так что пляж и дальние прогулки пришлось отменить. Сидели в номере и гуляли только рядом с отелем, как хотел сын. На следующий день уже добровольно пошел гулять с нами по набережной.

Все эти шаги применимы к любой новой ситуации в зависимости от масштаба изменений: от начала детского сада до похода к стоматологу. Расскажите, как адаптируется ваш ребенок и какие у вас способы помочь справиться с изменениями?

Чтобы эти проблемы не развились и не доставили ребенку дополнительных сложностей уже во взрослой жизни, родителям следует грамотно и упорядоченно отнестись к вопросу адаптации сына или дочери. Итак, какие сложности могут возникнуть на новом пути и как их преодолеть?

Связь причин перехода в новую школу и сопутствующих проблем

Для оценки возможных проблем, связанных с переходом в другое учебное заведение, следует разделять условия, в которых оказывается ребенок.

1. Переход в новую школу в пределах населенного пункта. Чаще всего связан с переездом или с необходимостью углубленного изучения какого-либо предмета. Во втором случае проблем обычно не бывает – чадо полностью погружено в процесс обучения, с психологической точки зрения это проще. В первой ситуации все сложнее – меняется коллектив. В первое время возможны конфликты со сверстниками. Впрочем, они довольно легко «гасятся».

2. Переезд в другой город. Это очень сложная ситуация, так как ребенок меняет не только место обучения и друзей, но и всю привычную среду обитания в целом. Иногда без помощи психолога обойтись не удается, хотя это крайняя мера.

3. Конфликтная ситуация в старой школе. Хуже не придумать – ребенок напуган и боится повторения конфликта с одноклассниками или учителями. В этом случае родителям придется приложить максимум усилий для того, чтобы он быстро освоился без особой потери нервов и здоровья.

Каждый случай индивидуален. Чтобы минимизировать потери, следует внимательно следить за настроением ребенка, его словами, а также стремлением к учебе.

Основные действия родителей для упрощения адаптации ребенка в новой школе

Узнавайте о делах ребенка. Особенно вас должны интересовать взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Чаще всего проблема закрадывается именно сюда – ребенка не принимают в новой школе, и он становится изгоем. Нельзя пропустить этот момент!

Не давите на чадо. Вообще ни в чем и никогда. Это касается как успеваемости (глупо полагать, что ребенок станет отличником с первого дня перехода в новую школу), так и повседневности. Вашему отпрыску нужно самому обдумать свои проблемы и найти из них выход. Давление приведет к тому, что ребенок будет врать и еще больше замкнется в себе.

Найдите новые увлечения. Ребенок переживает из-за перехода в новую школу, ему нужно «развеяться». Отличным решением станет спортивная секция или кружок по интересам, например, шахматный клуб.

Регулярно навещайте классного руководителя и, возможно, директора новой школы. Исчерпывающей информации о текущем положении дел вы не получите нигде. Лучше ходить к учителю, когда ребенка в школе нет.

Только любовь родителей способна сделать переход в новую школу безболезненным и даже приятным. Но если видите явную проблему – решайте ее без раздумий, ведь на кону стоит будущее вашего ребенка!

Каждый ребенок заслуживает быть любимым. Дети, которые по каким-либо причинам остались без родителей, мечтают вновь обрести семью. Но когда счастливый момент настает, и малыш и его приемные родители сталкиваются с необходимостью пережить непростой этап в отношениях, который называется «адаптация приемного ребенка».

Чаще всего семейные пары хотят усыновить ребенка в возрасте от трех месяцев до четырех лет , хотя, конечно, берут деток и постарше. Кажется, что ребенок в бессознательном возрасте еще не успел понять всей тяжести своего положения и с легкостью примет приемных родителей как родных. Что и говорить, совсем маленький малыш даже не будет помнить, что его взяли из детдома!

Но дело в том, что на бессознательном уровне период, проведенный без значимых взрослых (в особенности без мамы), все равно скажется на психическом развитии человека. Каждая минута, проведенная без опеки и любви родителей, оставляет в душе малыша след боли, страха, отчаяния.

Даже если новорожденный ничего не понимает и не помнит, ему уже в первые минуты после рождения жизненно необходимо увидеть маму, почувствовать ее тепло, услышать голос, поэтому всех, пару секунд назад появившихся на свет, малышей кладут матери на грудь (в некоторых случаях детей кладут на грудь отцу).

Именно любовь матери, по мнению психолога Э. Эриксона, в первый год жизни формирует новое психическое образование – базовое доверие к миру . Без умения доверять миру, взрослый человек не сможет быть счастливым, он будет испытывать большие трудности, пытаясь построить глубокие, длительные, доверительные, интимные отношения.

Любовь нужна новорожденным людям не меньше, чем воздух, вода, пища и кров.

Из записей путешественника, францисканского монаха С. де Адам известно, что германский король, он же император Священной Римской империи Фридрих ІІ (1194-1250) провел жестокий и шокирующий эксперимент . Желая выяснить какой язык из всех существующих является первоначальным, он приказал отобрать детей у разных родителей и воспитывать их в изоляции.

За детьми ухаживали няньки, но они с ними совсем не разговаривали и не ласкали . Король думал, что заговорят дети на том самом языке, который является общим и первоначальным для всех народов, но ни один ребенок так и не заговорил.

Дети не научились говорить не потому, что не слышали речи, а потому, что просто не дожили до того возраста, когда могли бы начать разговаривать. Младенцы которых кормили, купали, обеспечивали все условия, но ни целовали, ни обнимали, ни любили, умерли в младенчестве.

Люди, которые берут детей из детдома, дарят им не только семью и любовь, но и надежду на счастливое будущее. Однако дело воспитания любого ребенка (все равно родной он или приемный) непростое. Одной любви не достаточно, нужно иметь терпение, мудрость и стремление понять любимого, но все же другого, отдельного, обладающего собственной индивидуальностью и правом на свободу, человечка.

Особенности личности лишенного семьи ребенка

И дошкольник, и школьник, и подросток развиваются очень быстро, у каждого возрастного периода свои особенности, трудности, кризисные этапы. Они одинаковы для всех деток, но приемный ребенок, безусловно, отличается от рожденного в семье, по крайней мере, в адаптационный период.

Детки любого возраста, которые какое-то время провели без семьи, но обрели новую, отличаются тем, что:

  • в некоторой степени отстают в своем интеллектуальном развитии от сверстников,
  • безынициативны, не слишком любознательны, малоактивны,
  • малообщительны, не умеют общаться открыто, избегают контакта глаза в глаза во время беседы,
  • «выпадают» из контакта, погружаясь себя (при этом могут совершать монотонные движения),
  • боязливы, главный страх – гнев взрослого, даже улыбаются такие детки через страх разозлить опекуна,
  • боятся выразить себя и часто не знают сами чего хотят,
  • боятся выражений любви (объятий, поглаживаний, поцелуев, даже просто близкого присутствия взрослого рядом): либо не дают себя обнимать и злятся, либо реагируют равнодушно и словно бы «обмякают» в руках взрослого,
  • патологически послушны, боятся отказывать взрослому и выражать свою волю,
  • склонны к самонаказанию, могут поругать себя и даже ударить (если их физически наказывали раньше),
  • недоедают или переедают, имеют проблемы со сном.

Какие-то из этих особенностей обусловлены не самыми лучшими условиями жизни ребенка до приема в семью, а какие-то уже непосредственно тем стрессом , который он переживает, привыкая к новой семье.

Этапы адаптации приемного ребенка

В течении жизни адаптироваться человеку приходится как к обществу в целом, так и к разным конкретным малым и большим социальным группа и к ближайшему окружению.

Нельзя сказать, что детдомовские дети совершенно неадаптированы к жизни в обществе. Они адаптированы, но к той особой, несемейной среде, в которой пребывали ранее, поэтому говорят, что они «несемейные». К приемной семье деткам придется привыкать, усваивать новые для себя правила поведения, многому учиться.

Адаптация приемного ребенка – это социально-психологическая адаптация. Она представляет собой продолжительный процесс , а также и конечный успешный результат взаимодействий личности ребенка с новой семьей.

В результате успешной социально-психологической адаптации ребенок усвоит нормы, правила, ценности, образ жизни новой семьи, он приспособится к ней, станет ее частью, но это будет происходить постепенно.

Выделяют три этапа адаптации приемного ребенка :

  1. «Медовый месяц». Этот этап длится от одного месяца до полугода и характеризуется желанием понравиться. Ребенок всеми силами пытается казаться родителем самым лучшим, а они пытаются ему во всем угодить.

Дети всем свои видом и поведением показывают, что им хорошо в новой семье, ведут себя сдержанно и послушно, но в это же время переживают огромный стресс.

На этом этапе родителям нужно не только окружать ребенка заботой и лаской, но и объяснять ему как устроен быт, как распределяются права и обязанности членов семьи, каков распорядок дня и так далее.

  1. Регрессия или «возврат в прошлое». На этом этапе ребенок оправляется и от приятного шока и от стресса после попадания в новую для него среду. И тут начинается самое сложное – «притирка».

Малыш уже успел познакомиться с обстановкой в доме и с новой семьей в достаточной мере для того, что расслабиться и начать вести себя привычным образом. Тогда-то ребенок (и родители) и обнаруживает, что прежние модели поведения неэффективны в семье, и чтобы начать вести себя по-новому, сначала нужно избавиться от старых привычек и стратегий, а затем усвоить новые.

Это самое сложное время как для ребенка, так и для родителей, время установления границ и пределов дозволенного, четких правил, смены привычек и стиля жизни.

На этом этапе проявляются все проблемные моменты, возвращаются страхи, ребенок может часто болеть. Приемные дети часто выбирают крайности: либо замыкаются в себе, либо становятся чрезмерно активными и даже агрессивными.

Приемным родителям тоже непросто, они часто срываются и могут даже усомниться в правильности принятия решения усыновить малыша. Теперь, как никогда прежде и после, нужно быть терпеливым, внимательным, заботливым, любящим по отношению к ребенку.

  1. Восстановление. Это последний этап адаптации, когда ребенок избавляется от своей «брони», открывается, отвечает взаимностью. Он начинает чувствовать себя частью семьи, начинает понимать, что значит быть чьим-то, привязывается к семье, перестает бояться, начинает по-настоящему доверять, понимать родителей, а они его.

В это время ребенок даже внешне преображается, хорошеет и меньше болеет.

На этом этапе родителям важно узнать ребенка поближе, каковы его особенности, способности, интересы, склонности и начать развиваться его личность.

В общей сложности адаптация приемного ребенка в новой семье может длится несколько лет .

Признаки успешной адаптации

Если адаптация и в особенности последний ее этап (восстановление) прошла успешно , приемный ребенок:


Сложный период адаптации рано или поздно пройдет. Как бы ни был он сложен, а все-таки намного лучше всего, что познал ребенок до того, как был принят в семью.

Приемный малыш наверстает все, что было им упущено, догонит своих сверстников в развитии, научится с охотой, а не из страха, выполнять свои обязанности, слушаться взрослых, из нелюдимого превратится в любящего, если дополучит всю необходимую ему родительскую заботу, поддержку и любовь.

И, хотя психологи не безосновательно говорят о негативном влиянии на формирующуюся личность ребенка такого явления как гиперопека, не нужно бояться «перелюбить» ребенка, особенно если он приемный. Для таких деток любви не бывает много. Они жаждут ее, и когда получают, долго не могут «насытиться».

Как Вы считаете, нужно ли говорить ребенку, что он приемный?