Меню

Центры детской деятельности в доу. Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе

Жизнь

Центры активности

Группа № 9 «Лёвушка»

Воспитатель О.Г. Закутько

Все дети, как известно разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашей группе мы создали условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому ребенку представлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ – правильная организация предметно- развивающей среды (ПРС).

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа ДОУ строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями детей. Таким образом, организация ПРС в нашей группе строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

В группе организованы ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ – игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности; проводится работа по планомерному оснащению центров, чтобы соблюдались принципы соответствия физической среды:

Возрастным и индивидуальным возможностям детей;

Интересам и предпочтениям детей;

Теме, которую проходят дети группы в текущий период;

Возрастным и индивидуальным образовательным задачам детей группы.

Дети сами решают, в каком центре они будут играть, что конкретно они будут делать, и какие им для этого нужны материалы. Дети многому учатся друг от друга; игровые центры и работа в малых группах дают им возможность естественного общения, приобретения самостоятельности, опыта принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Игры в центрах активности и обучающие занятия – это часть распорядка дня. Но большую часть времени дети проводят в самостоятельных творческих играх, исследованиях, экспериментах по основным областям развития:

- Социально- коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Речевое развитие,

Физическое развитие .

Социально-коммуникативное развитие:

Центры социально-личностного развития:

Дети приобретают социальные навыки, когда они играют со сверстником или с несколькими партнерами вместе, споря и соглашаясь, совместно планируя и реализуя замысел.

Сюжетно-ролевые игры помогают детям воспитывать в себе ответственность, развивать новые интересы, впитывать новые знания. Создавая свой собственный мир, дети овладевают миром реальным, пытаются решать реальные жизненные проблемы, проигрывают и оживляют свои переживания.

Центр «С/р игр»

расположен в группе на ковре, пространство для с/р игр, четко определено и имеет границы, которые препятствуют детям, не занятым в игре, вбегать в эту зону и прерывать игру, и в то же время у других детей при желании есть возможность присоединиться.

Здесь есть картотека с/р игр, имеются необходимые атрибуты и оборудования для более 10 сюжетно-ролевых игр, подобраны тематические коллекции игрушек, имеются наборы детской мебели, комплекты постельного белья, кукольная одежда по сезонам, куклы разных размеров. Также имеются предметы заместители, предметы ряжения, телефоны детские, мягкие и резиновые игрушки.

Оборудования:

Атрибуты и материалы для с/р игр


«Дом», «В гости», «Дочки-матери»,

Материалы для игр вводятся постепенно, в процесс пополнения игровым материалом вовлечены родители, общественность и администрация сада.


«Семья»,


«Парикмахерская», «Салон красоты», «Столовая», «Кулинария»,

«Магазин»

С/р игры «Больница», «Поликлиника»,


«Ферма», «Зоопарк»,


«Дорога и пешеходы», «Почта», «Гараж», «Выставка машин» и др.

Картотека с/р игр

Уголок ряжения (сарафаны, юбки, рубашки, шляпки, косынки и др.)


Труд.

Уголок дежурства.

Центр познавательно-речевого развития

Речевое развитие происходит за счет расширения словаря ребенка при обсуждении плана, в процессе игр.

В творческой игре дети осуществляет такие виды действий, которые:

Способствуют развитию пяти чувств;

Развивают активную и пассивную речь;

Помогают разобраться во взаимоотношениях людей и освоить образцы поведения;

Увязывают представления между собой;

Стимулируют творческую мысль и решение проблем;

Увеличивают самоуважение;

Развивают способы выражения эмоций и чувств;

Знаменуют радость и свободу детства.


В группе имеется книжный уголок, стеллаж для книг, в котором еженедельно меняются книги по темам;

«Библиотека» по программе и любимые книги детей, энциклопедии и справочная литература, словари, книги из прошлого жизни людей, знакомящие с культурой русского народа, сказки, стихи великих поэтов, загадки, потешки, игры.

Имеются книжки-картинки, книжки-раскладушки,

портреты и биографии детских поэтов и писателей, фонотека сказок.

Имеется магнитофон и диски со сказками и литературными произведениями для детей.

«Библиотека»

Эффективное обучение в этом центре основывается на поддержании интереса ребенка к называнию букв, высказываниям, чтению, письму.

В этом центре осуществляется:

Ознакомление с художественной литературой разных жанров и народов, произведениями русских и зарубежных писателей;

Воспитание интереса к книге, к слушанию литературных произведений, к самостоятельному чтению;

Воспитание нравственности и духовности посредством ознакомления с детской классической литературой;

Развитие творческих способностей посредством изготовления книг – самоделок;

Иллюстрации по сказкам детских поэтов и писателей

Художественная литература: хрестоматии, сказки, стихи, рассказы,

загадки, пословицы, потешки и т.д.

Энциклопедии «Все обо всем», «Мир и человек» «Малыш и космос»

Тематические выставки и викторины. Проекты

Патриотический уголок

содержит: портреты президента РФ, символику России,

проекты: «Россия – наша страна»,

«Город Усть-Илимск над рекой Ангарой»,

«Родной край - Прибайкалье» и др.

альбомы и наборы открыток с видами городов,

Макеты, сделанные руками детей и родителей ко Дню Победы:


книготворчество детей по проектам,

дидактические игры по проектам, иллюстрации одежды и костюмов народов мира.

В центре «Литературы и грамматики»

Грамотность определяется как обладание языковыми навыками, которые передаются в культуре социальным путем. Эти навыки включают чтение, письмо и буквенный анализ.


В центре сформировано устойчивое положительное направление на ребенка говорящего, читающего и пишущего, здесь собраны и разработаны проекты на различные темы:

- «Времена года», «Родной край», «Космос», «Леса Сибири», «Птицы», «Животные», «Кулинария», «Транспорт», «Игры и знания», «Одежда» и др.

Подобраны:


Познавательно-речевая литература по различным темам:


Сюжетные картинки для составления рассказов,

Предметные картинки по темам;

-«алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах,

Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза;

Дидактические игры по развитию речи («Семья животного», «Чей хвост», «Чья голова у животного», «Назови лист дерева», «Доскажи словечко»,

«Ассоциации», «Кто за кем» и др. Имеется в наличии картотека словесных игр, пальчиковых игр, чистоговорки и скороговорки, картотека дыхательной гимнастики,


Картотека артикуляционной гимнастики «Веселый язычок»

Собраны азбуки разных видов: разрезная, на кубиках, магнитная, мозаика из букв, разрезные буквы, картинки на классификацию,

Кубики с буквами, слоговые наборы. Подборка методической литературы по развитию речи, хрестоматии разных выпусков.

«Золушкин Бассейн»

Игры на развитие мелкой моторики (мозаика, шнуровка, пазлы, бусы и др.)

Игры на обобщение словаря: «Кто, где живет», «Кто, как кричит», «Скажи ласково», «Подбери словечко»

Игры на развитие психических процессов: «Кто, что делает», «Что изменилось», «Сосны, ели и пенечки», «Найди предмету место»

Игры на преодоление застенчивости, на развитие произвольности

Упражнения на развитие произвольности и внимания

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании

Импровизации. Иллюстрации


Картинки: сюжетные, предметные, на составление рассказа

 Касса букв, Алфавит

Картотека: стихов, потешек, скороговорок, чистоговорок, загадки, сюрпризные моменты, физминутки и т.д.

Игры на развитее фонематического слуха: «Телефон», «Хлопки владоши», «Что мы слышим» и т.д.


Альбомы по ЗКР


Тематические альбомы: Овощи, Фрукты, Ягоды, Грибы.

Транспорт, Мой город, Моя страна. Детский сад. Мебель, Одежда, Обувь.

Посуда, Кулинария.

Животные и Птицы (дикие, домашние, жарких стран, Арктики и Антарктиды). Времена года (на составление рассказов)

Тематические кубики.

Картинки: сюжетные, предметные, для составление рассказов и для ЗКР, для обозначение звуков в словах

Центр ОБЖ:

ПДД (правила дорожного движения)

Проект «Светофорчик»

-

Модели дороги, улиц города, пешеходные переходы


Модели занятий

Книги по ПДД - плакаты, дорожные знаки

Задания, викторины

Картотека подвижных игр и дидактических по ПДД

Правила поведения: на улице, в лесу, на прогулке, на экскурсии по городу, в транспорте, в общественных местах и т.д.


Иллюстрации, картинки

ППБ (правила пожарной безопасности)

Книги по ППБ

Плакаты

Иллюстрации, картинки

Пожарные знаки и символы. Задания, викторины


Картотека подвижных игр и дидактических по ППБ и ОБЖ

Правила поведения: на улице, в лесу, на прогулке летом и осенью.

Проект «Огонек»

Модели домов, зданий, поделка модели домика из спичек.

Модели занятий

Центры познавательного развития:

Центр «Математики и манипулятивных игр»

находятся:


Цифры от 1 до 10

магнитная доска с магнитами; предметные картинки, счетные палочки, формы, часы.


Геометрические фигуры и формы (шары разных размеров, кубики, конусы, призмы и др.)

Картотека математических игр

Цифры разных видов и комплекты цифр и математических знаков на каждого ребенка, счетный материал (морковки по 10 шт. на каждого ребенка, зайчики, листья, бабочки, флажки и др.)

Счетный материал по 10 шт для образца (птички, грибы, яблоки и др.)

Предметные картинки и фигуры для игр:

Игры на сериацию для установления предметов по порядку;

Игры на счет: на установление числа и количества предметов;

Игры: на вычисления предметов; классификацию, измерение; сравнение.

А также логико-математические игры, рабочие тетради по математике.

«Шашки». Настольные игры: «Домино», «Лото», «Шашки», «Ассоциации», «Танграммы», «Весёлый счет», «Найди похожий предмет», «Подбери предмет», «От 0 до 10» и т.д

Головоломки, лабиринты, разрезные картинки, схемы, модели

Центр строительства и конструирования


В центре строительства дети играют как вместе, так и порознь, используя элементы конструкторов разной величины и формы. Освоение конструирования проходит ряд этапов – от простого перетаскивания блоков к созданию и обыгрыванию сложных построек.

В центре развиваем у детей способность различать и называть строительные детали (куб, кирпичик, пластина, брусок). Учим использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

Игры развертываются на ковровой дорожке,

дети играют как вместе, так и порознь, используя элементы (блоки) конструкторов разной величины и формы. Разные виды строительного материала: кубы, кубики разных размеров, цилиндры пластмассовые, пластины, бруски.


Дети исследуют строительные элементы, конструируют и развертывают сюжетно-ролевые игры: «Гараж», «Автостоянка», «Дорога и пешеходы». «Автозаправка»

В центре конструирования имеются: мозаики (средняя, крупная и мелкая), схемы выкладывания узоров для мозаики, разрезные картинки, пазлы разной величины и по возрастам, сборные игрушки, игрушки-трансформеры, игры на шнуровку.



В центре имеются конструкторы: «Лего», конструктор «Механик», пластмассовый конструктор напольный крупный; мелкий, средний,

фигурный, плоскостной, деревянный, схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

Развиваем умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»), сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.


Обучаем приемам конструирования из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку).

Приобщаем детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, соломы (лодочки, ежики и т.д.).

Учим использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы7

Художественно-эстетическое развитие:

Центр изобразительного и конструктивного творчества.

Этот центр выполняет разные функции, прежде всего, способствует развитию креативности, любознательности, инициативы у детей. Направлен на:

Развитие навыков изобразительной и конструктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования из природного материала, бумаги, коробок и т.д;

Развитие навыков и умений по использованию различных изобразительных материалов, освоение различных изобразительных техник;

Приобретение опыта координации руки и зрения;

Освоение элементарных способов рисования и лепки предметов и объектов окружающей действительности;

Формирование представлений о свойствах и качествах различных изобразительных материалов.

Знакомство с линией, цветом, формой и текстурой;

Формирование представлений о разных жанрах художественного искусства: живопись, графика,

Развитие восприятия произведений искусства, чувства гармонии и красоты, художественного вкуса;

Центр «Искусства» дает детям ощущение радости, волнения и удовлетворения, он выполняет разные функции: развивает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей.

Здесь дети экспериментируют с материалами, опробуют идеи, у них формируется основа для успешной деятельности.

Организация центра искусства: оборудование и материалы, как для занятий (лепки, рисования, аппликации, конструирования из бумаги и картона), так и для свободной деятельности: мольберты, магнитные доски для детских работ, подставки под карандаши, салфетки для ИЗО, стеки, подносы для раздаточного материала

магнитные доски для детских работ

Собраны альбомы, раскраски, бумага для рисования (калька, печатная, газетная, в полоску и в клеточку), цветная бумага, цветной картон, белый картон, бархатная бумага, гофрированная бумага, цветные мелки, смываемые маркеры, трафареты для рисования,


карандаши (цветные, простые, восковые), фломастеры, краски (акварельная и «Гуашь»; кисточки беличьи разных размеров, кисти для клея,

ножницы, клей ПВА, клей карандаш пластилина, влажная глина для лепки.

Материалы для коллажей, бросовый материал (скобки, тесьма, шерстяные нитки, крупы, мука, и др. природный материал).

Собраны альбомы различных росписей (Гжель, Хохлома, Дымка, Жостовская росписьи др.), образцы поделок с росписью (барышня, уточка, курочка, козленок, и др.).

Подобраны иллюстрации и репродукции картин художников И. Левитана, А. Шилова, Н Жукова, И. Шишкина, И.Сурикова и др.; детские книги с иллюстрациями художников В. Канашевича,

Книги «Рисуем ладошками», «Рисуем пальчиками»

Для Ручного труда собраны тканевые салфетки, швейные иголки, нитки (шерстяные, мулине, катушечные), бисер, пуговицы, бусинки, пяльца, образцы разных тканей, кожи и шерстяной ткани, шелка, гипюра.

Образцы росписей: дымка, филимоновская игрушка, Городецкая

роспись, хохлома, гжель, жостовская роспись (подносы) Картинки и иллюстрации: пейзажи, натюрморты, портреты

Схемы: животных, деревьев, птиц, людей, транспорта (шаблоны

Трафареты: силуэты с различной тематикой для мальчиков и девочек

Раскраски: «Веселые зверята», «Транспорт», «Овощи и фрукты»,

«Сказки», «Спорт», «Динозавры», «Праздники» Альбомы: художников, образцы росписей.

Дидактические игры «Узнай роспись», «Опиши игрушки», «Собери радугу» и др.

Музыкальный центр

Направлен на создание условий для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения новых впечатлений. Развитие интереса к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа, истоками культуры.

Вовлечение детей в процесс подготовки разных видов развлечений; на формирование желания участвовать в кукольных спектаклях, музыкальных и литературных концертах; спортивных играх и т.д.


В центре «Музыки» собраны различные музыкальные инструменты, фонотека (сказки, дет. песни, мультфильмы, классическая музыка, музыка для релаксации, музыка моря, птиц и др.), атрибуты к подвижным музыкальным играм, картотеки дидактических, музыкальных игр,

портреты композиторов, музыкальный альбом.

Музыкальные инструменты:

пианино детское, металлофоны (деревянный, металлический, игрушечный),

дудочки, бубен, погремушки, уголки, свистулька, шумовые инструменты,

шарманка и др.)

Портреты композиторов (П.И. Чайковсский, Л. Бетховен, И.С. Бах и др.) Иллюстрации к песенному репертуару, сказкам

В центре «Театр и дети»

собраны методическая литература, консультации, сценарии,

Адаптированная программа «Театр-творчество-дети»,

Инсценировки, картинки, песни, костюмы, детские музыкальные инструменты , рус. нар. костюмы, косоворотки, юбки, платья, сарафаны, платки, шапочки шарфы и др.

Имеются различные виды театра:


Сказочные персонажи.


настольный театр, фланелеграф,

би-ба-бо, теневой,

театр Масок,


рукавичек, пальчиковый театр.

Костюмерная

Кукольные театры: по сказке «Приключения Буратино»,


«На Золотом крыльце сидели»


по сказкам: «Курочка Ряба» «Умей обождать»


По сказке «Кот, Лиса и Петух»

Театр игрушек:


Атрибуты: платочки, ленточки, веночки, султанчики, сумочки, бусы

Центр Экологии

Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире с помощью наблюдения и экспериментирования. Исследования, элементарные опыты приводят к развитию устойчивых умений:

Наблюдать (температура, ветер, тучи, свойства, запахи и др.);

Ставить вопросы (Что утонет? Что будет плавать? Как тает лед?);

Сравнивать (Какие семена быстрее взойдут? Какие материалы намагничиваются, а какие нет?);

Классифицировать (составление гербария по видам листьев или цветов);

Регистрировать данные (работа с картографами, таблицами).

Дети получают новые знания о разнообразных представителях растительного и животного мира, природных закономерностях, причинах тех или иных явлений, знакомятся с особенностями объектов неживой природы (камни, почва, вода и пр.). Основным способом овладения умений и навыков исследовательской деятельности детей и экспериментирования является:

Организация развивающей среды,

Формирование исследовательских умений и навыков;

Нахождение связей между явлениями окружающего мира;

Решение проблемных ситуаций;

Умение планировать свою деятельность,

Расширение кругозора детей,

Освоение речевого общения,

Уточнение и расширение словарного запаса детей.


На их упорядочение и систематизацию;


В центре « Экологии»

имеется:


Календарь природы, календарь погоды,

книги, игры о природе, схемы и карты, наборы иллюстраций о растениях, животных, птицах, насекомых; дидактические и настольно-печатные игры.

Схемы, моделирование, планы по темам

Географические карты России, мира

Картотека дидактических игр по экологии

Альбом по экспериментированию

Картотека комнатных растений, опыты и эксперименты, игры, сезонные наблюдения;

Календарь наблюдений за живой и неживой природой:

В Центре «Экспериментирования»:

Большинство детей получают огромное удовольствие от игр с песком, водой. Математическое развитие: отработка понятия количества, сохранение количества, мерка, независимость кол-ва от формы, порядковый счет и т.д. Развитие естественнонаучных представлений: экспериментирование и наблюдение, изменение состояния веществ. Физическое развитие: использование координации глаз – рука, освоение тонкой моторики.

Оборудования:

Разные виды транспорта (мелкие машины, средние и крупные)

Макеты домов,

Альбомы, иллюстрации, схемы построек, образцы конструирования

Столярная мастерская (разные виды инструментов)

Природный материал для конструирования (кора деревьев, береста, ракушки, камни, ветки деревьев, листья, шишки, солома, песок, глина, масса для лепки) и др.)

Картон и бумага для конструирования.

Фартуки (клеенчатые, матерчатые), салфетки бумажные и матерчатые

Приборы (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, микроскоп);

Разнообразные по объему и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.

Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, листья деревьев, мох, семена).

Утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки).

Технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора).

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, гофрированная, копировальная.

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски),

Измерительный материал: метр, линейка, условные мерки.

Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля).

Другие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, крупы, сахар, цветные и прозрачные стекла, скотч, пилка для ногтей, сито, свечи…

Центр физического развития и здоровья,

направлен на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

В спортивном центре имеется спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных и малоподвижных игр, нетрадиционное спортивное оборудование, массажные и ребристые коврики для закаливающих процедур, картотека подвижных игр с детьми в группе и на улице.

Оборудования:

Гантели, скакалки, мячи (резиновые и матерчатые), кубики разных размеров, шайбы, мешочки для метания, кольцебросы,


Массажная дорожка для ног, канат, дренажная дорожка, ленты, платочки, подушки. Картотека подвижных игр (народные, хороводные) - упражнения на дыхательную гимнастику

Психогимнастика.

Наполнение центров активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы.

Программа ФГОС направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Более подробно мы будем рассматривать познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Таким образом, познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательного деятельности к другой.
В нашей группе находятся следующие центры активности по познавательному развитию:
Центр природы
Центр экспериментирования
Центр сенсорного и математического развития
Центр конструирования
Центр безопасности
Центр познавательного развития
Центр патриотического воспитания
Наполняемость центров активности:
Центр природы и экспериментирования:
- комнатные растения;
- календарь природы;
- материалы для развития трудовых навыков;
- паспорта растений;
- папка-передвижка на экологическую тематику;
- макеты,
- материал для проведения элементарных опытов;
- обучающие и дидактические игры по экологии;
- природный и бросовый материал;
- литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы;

Материалы для опытнической работы, мини-лаборатории;
- аудио материал на природоведческую тематику.
Центр сенсорного и математического развития:
- дидактический материал;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
- познавательный материал;
-материал для детского экспериментирования.
Центр конструирования:
- мягкие строительно-игровые модули;
- напольный строительный материал;
-пластмассовый конструктор;
- крупные объемные геометрические формы 4-х цветов;
-схемы для моделей из конструктора и деревянных кубиков.
Центр безопасности:
- дидактический материал;
- дидактические игры;
- дорожные знаки;
- макет дороги;
- материал по ОБЖ и ПДД;
-атрибуты для сюжетно-ролевой игры;
-настольно-печатные игры.
Познавательное развитие:
- материал по теме недели.
Патриотический центр:
- государственная символика РФ и Томской области;
-предметы народно-прикладного искусства жителей народов, проживающих в Томской области;
- образцы народных костюмов Томской области – наглядный материал;
- подборка детской художественной литературы и книги о Томске;
- подборка коллекции полезных ископаемых, добывающихся Томской области;
- материалы по г. Томску.
Развитие в дошкольном возрасте - это совместное движение педагога и ребёнка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.
Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.
Такая работа возможна в созданных центрах активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.
Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.
Главная цель педагога - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе непринужденного обучения.
Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами. В центрах всё полностью доступно. Все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками. Центры работают практически все каждый день. Иногда некоторые центры могут быть закрыты.
Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.
В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка. Это не только праздники, но и само время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных действиях.
Для того, чтобы ребенок мог свободно выбирать и проявлять свою инициативу, он должен чувствовать себя в группе комфортно.
Для того, чтобы он мог реализовать свое право на выбор, этот выбор должен быть ему предоставлен, т.е. развивающая среда должна обеспечивать ему широкий спектр вариантов (игрушек, материалов, видов деятельности). Развивающая Среда группы должна быть вариативной.
Для того, чтобы детям было интересно и они поступательно развивались, сама развивающая среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением его интересов и образовательных потребностей.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
- проявляют способность к принятию собственных решений.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:
1) Дидактическая игра.
2) Продуктивные виды деятельности.
3) Самоорганизованная деятельность.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
4) Трудовая деятельность.
5) Метод «проектов».
6) Развитие коммуникативных качеств.
7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Грамотно составленный бизнес–план – это высокоэффективный инструмент маркетинга. У каждой фирмы, независимо от ее размера, должен быть этот документ. Привлекать к разработке бизнес–плана нужно высококвалифицированных экономистов, статистов и системщиков. Мелкая фирма может воспользоваться услугами специалистов из консалтинговых компаний.

Какое значение имеет бизнес–план детского развивающего центра?

Бизнес–план – это комплексные меры по развитию предприятия на ближайшие годы. Во время разработки деталей, у предпринимателя появляется возможность выработать эффективную рыночную стратегию. Подробный анализ и планирование – именно с этого стоит начинать любое дело. Основная задача бизнес–плана – дать руководству компании возможность проанализировать статью доходов и расходов новой фирмы и откорректировать все возможные расходы и риски. Только этот документ поможет вам привести в порядок всю информацию.

В расчетах не допускается больших расхождений, иначе эффекта от таких вычислений не будет. Подробный бизнес-план детского развлекательного центра/развивающего центра нужен для получения финансовой помощи. Проанализировав документ, владельцы капитала могут по достоинству оценить степень риска вложения денег в то или иное предприятие. Полученная информация дает возможность руководителю компании показать достоверность и основательность проекта.

Составленный документ на начальном этапе работы дает возможность избежать многих проблем, связанных с нехваткой финансирования для процветания предприятия и исключает вероятность появления отрицательного баланса фирмы.

Только с помощью грамотно составленного бизнес–плана детского центра можно вести контроль над бесперебойным функционированием организации. На основе полученных данных появляется шанс отследить динамику развития предприятия, сопоставлять имеющиеся результаты с планируемыми.

Большое значение новый бизнес-план детского центра развития может иметь в случае, если требуется провести мероприятия по «оздоровлению» предприятия. Расчеты помогут вывести компанию из тупиковой ситуации.

Детский развивающий центр – это перспективный вид бизнеса. Очень часто молодые родители нарекают на то, что не хватает хороших детских дошкольных учреждений, где бы ребенок мог общаться со сверстниками и при этом учиться чему-то новому и интересному.

Чем отличается детский развивающий центр от детского сада?

В последние годы все чаще стали появляться детские центры и клубы, которые выполняют на первый взгляд функцию обычного садика, но между ними имеется существенное различие. В саду детей учат по общепринятой образовательной программе государственного стандарта. А центры развития работают по повышенным нормативам во всех направлениях.

Кроме того, центр может предоставлять дополнительные услуги, а именно: лекции для родителей, продажа товаров для творчества и детских развивающих игрушек, организация и проведение праздников для самых маленьких.

В садике ребенок, как правило, находится целый день, а в центре можно посещать отдельные занятия по тому направлению, которое вам кажется наиболее значимым для развития вашего малыша.

В центре развития ребенка в обязательном порядке должно быть следующее :

  • игровой комплекс,
  • спорткомплекс,
  • студия изобразительного искусства,
  • кукольный театр,
  • компьютерный класс,
  • бассейн.

Главное отличительная черта развивающего центра для детей дошкольного возраста – ответственный подход воспитателей к своему делу. В обычном саду работники исполняют роль обычной сиделки, которая просто присматривает за малышами целый день. А в развивающем центре для малышей проводят различные интерактивные игры, конкурсы и другие мероприятия, основанные на современных методах воспитания.

Многие родители готовы платить немалые деньги за качественно новый подход к воспитанию их детей. Очень часто в программу воспитательного центра заложена методика, предусматривающая присутствие родителей на некоторых из занятий. Это позволяет учиться и развиваться не только детям, но и их родителям. Каждая из применяемых методологий имеет определенные цели и задачи, определяемые профессиональными экспертами.

В развивающем центре к воспитанию малышей применяется комплексный подход: физическое и психологическое развитие умело сочетается с культурным, художественно–эстетическим и интеллектуальным развитием.

Особенности центров детского развития

Главная особенность таких заведений — не только комплексный, как указано выше, но и индивидуальный подход к каждому ребенку. Длительность каждого занятия – индивидуальная. Она меняется от возрастных групп детей. Обычно занятия длятся от 1 часа до 2. Дети учатся в игровой форме. На уроках он рисуют, поют, играют, раскрашивают, учат иностранные языки.

Ежемесячный доход:

  • Развивающие занятия – 35 тысяч руб.
  • Организация и проведение различных мероприятий – 50 тысяч руб.
  • Кружки – 40 тысяч руб.
  • Занятия со специалистами – от 50 тысяч руб.
  • Итого: 175 тысяч руб.

Один абонемент на 8 посещений должен стоит не менее 2 000 рублей. Стоимость может меняться в зависимости от города, где вы живете, целевой аудитории и проводимых программ. Расчеты могут быть разными — это зависит от многих факторов, поэтому рентабельность и сроки окупаемости во всех регионах будут другими.

Резюме

Минимальный срок окупаемости составляет 2–2,5 года. Некоторым этот срок может показаться большим. Но, поверьте, нет ничего прекраснее счастливых, улыбающихся лиц детей. Сознание того, что вы причастны к культурному становлению нации, несравнимо ни с чем.

Детский развлекательный центр – это возможность устроить детям яркое, незабываемое детство.

Работать с маленькими детьми – задача не из легких. Но стоит увидеть горящие от восторга глаза и неподдельный интерес к происходящему — начинаешь верить, что ты на правильном пути. Поверьте, все тревоги и волнения, связанные с открытием детского центра, окупятся сполна. Главное — не сворачивать с намеченного пути и уверенно идти к своей цели.

Литературный центр (центр грамотности и письма). Маленькие дети – это любознательные, спонтанные, конкретно мыслящие существа, стремящиеся получить доступ к миру взрослых. Главный из ключей к этому миру – речь.

Литературный центр – пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе. Важно понять: чтобы осмысленно построить программу по развитию речи нужно осознать, что освоение языка – это естественный, хотя и сложный процесс. Через внимательный и ответственный подбор воспитателями материалов в этом центре нужно развивать естественное стремление ребенка к постоянному речевому общению, способствуя развитию уверенной связной речи и обогащению словаря.

Работа в литературном центре в большой степени построена на совместной деятельности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории.

Влияние на развитие

Материалы центра, а также применяемые педагогами технологии призваны способствовать:

Чтению и рассматриванию книг, открыток, фотографий

Развитию диалогической и связной речи

Обогащению словаря и пониманию смысла слов, словообразования

Развитию звуковой культуры речи

Развитию опыта слухового восприятия речи, слушания литературных текстов в устном виде и в звукозаписи

Развитию интереса к грамотности и письму, ненасильственной подготовке к школьному обучению

Центр «сюжетно-ролевой» игры. Этот центр внешне не очень отличается от привычных игровых зон в детских садах. Разница, прежде всего, в конкретной и обособленной площади, на которой сосредотачивается все нужное оборудование и развиваются самые разные игры, где дети отражают ту жизнь, которую наблюдают вокруг себя. Они берут на себя и проигрывают разные роли и самые разные сюжеты.

В Программе этот центр также может называться «центром драматизации». Драматизация в детском саду – это разыгрывание литературных произведений средствами кукольного театра или непосредственно детьми, исполняющими разные роли, то есть инсценировки. В Программе, ориентированной на ребенка, драматизации, возможно, представлены даже в большем объеме по сравнению с традиционной программой. Но ответ на вопрос: отводить ли под инсценировки или представления детьми кукольный театр или другое отдельное место, решается в зависимости от конкретной ситуации в группе. Если площадь группового помещения позволяет - можно отдельно выделить «театральный центр», если помещения недостаточно - значит, нужно руководствоваться реальными возможностями, в том числе разыгрывать спектакли и на площади центра сюжетно-ролевой игры.

Очень важно помнить, что творческая драматизация и игра, особенно у маленьких детей, не может быть изолирована или ограничена определенным местом и временем. Очень интересные и содержательные «драматические» игры дети, по сути, могут разыгрывать и в строительном центре, и в центре песка и воды. Строя самолет, дети разыгрывают роли летчиков, купая, вытирая и одевая куклу в центре песка и воды, дети спонтанно разыгрывают роль мамы.

Однако наличие тех или иных материалов и обстановка в разных центрах, разумеется, существенно влияют на характер и содержание игры и в известной степени помогают детям лучше понять свою роль и находить подходящее место для ее обыгрывания.

Педагоги и психологи дошкольного возраста придают огромное значение игре как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. Для дошкольников игра – это идеальная арена для эмоционально насыщенного и осмысленного обучения. В Программе, ориентированной на ребенка, игра выступает как приоритетная форма деятельности, содержательная работа детей в центрах активности – это и есть обучение через игру и целенаправленное познание. Играя, дети открывают для себя что-то новое, через игру и поисковую деятельность они учатся учиться. Поэтому, воспитатели также могут смело планировать и рассчитывать на развитие детей во всех областях деятельности в центре сюжетно-ролевой игры.

Влияние на развитие. Непосредственно в творческой драматизации, в развитии сюжетно-ролевых игр осуществляются такие виды действий, которые:

Развивают активную и пассивную речь;

Помогают детям разобраться во взаимоотношениях людей и освоить модели поведения;

Способствуют развитию всех пяти чувств;

Увязывают между собой различные представления;

Учат решению проблем;

Стимулируют творческое начало, креативность;

Развивают самооценку и самоуважение;

Учат способам выражения эмоций и чувств;

Развивают общую и тонкую моторику.

Наконец, игра вообще знаменует радость и свободу детства, его позитивное проживание. У детей появляется чувство, что они влияют на окружающий мир. Отдельно следует выделить социальное развитие, так как игра почти всегда предполагает участие нескольких детей. В игре присутствует и настоящее планирование: «я буду мамой, а ты ребенком, хорошо?»

Игра дает возможность практиковаться в разрешении конфликтов, детских проблем: «я хочу играть с этой сумкой, ты её не трогай». Дети при этом могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. Одновременно они начинают понимать, что со сверстниками все же лучше договариваться, и тогда играть интереснее и приятнее.

Эмоциональное развитие. В ролевой игре дети могут переодеться и ощутить себя теми, кем хотят стать – всесильным родителем или всезнающим доктором. Стеснительный ребенок может стать сильным и отважным.

Дети привносят в игру все, что знают о жизни – порой болезненные воспоминания, свои страхи, свои заблуждения и пожелания. Они могут проигрывать радостные события, чтобы еще раз испытать удовольствие, но могут проигрывать и испугавшие их ситуации, которые они пережили. Такая игра помогает ребенку справиться с возможными негативными переживаниями, осмыслить и принять неприятные события его жизни. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, способности лидировать или подчиняться.

Интеллектуальное развитие. В сюжетно-ролевой и драматической игре дети учатся увязывать одно с другим, развивая когнитивные навыки. Они используют идеи, учатся на ошибках и пробах. Они планируют и реализуют планы, формируют представления о прошлом, настоящем и будущем. В игре дети могут использовать игрушки и материалы самым разным образом, развивая творческое начало.

Сюжетно-ролевая игра стимулирует умственное развитие благодаря вовлечению речевых навыков, играющих ключевую роль в мышлении и общении.

Развитие математических представлений. В центре игры ребенок сталкивается с группами и подгруппами материалов и вещей. Они могут считать количество посуды, нужное для кормления кукол, а могут классифицировать чайную и столовую посуду, находить равенство.

Понятие взаимного однозначного соответствия ребенок постигает, помогая накрывать стол для обеда. Он начинает понимать «столько-сколько», «достаточно», «слишком мало». В игре они постигают понятия «меньше», «тяжелее», «шире», «уже».

Когда воспитатели начинают работать по программе, ориентированной на ребенка, они часто оспаривают необходимость предоставлять ежедневно выбор занятий детям. В частности, они говорят: «Некоторые дети не захотят идти заниматься в центр математики, они постоянно будут сидеть в центре сюжетно-ролевой игры, поэтому их математическое развитие будет тормозиться». В противовес этому многолетний практический опыт воспитателей, работающих в программе, свидетельствует; естественная любознательность детей и хорошие материалы позовут его в центр математики. А главный ключ у воспитателя - наблюдения за детьми во время работы в центрах. Идите к тому, кто играет и игнорирует центр математики, «встраивайтесь» в игру ребенка и вы сможете решить и математические, и речевые, и многие другие задачи.

Центр искусств. Этот центр выполняет разные функции, однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей.

Если детям предоставлены время и возможности свободно экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, опробовать идеи, у них формируется основа для успешности и повышения самооценки.

В центре искусства дети могут пробовать разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными материалами: глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов.

Качественная детская образовательная программа обеспечивает ребенку опыт творчества на основе разнообразия материалов.

Обычно дети переживают по поводу того, что они делают, потому что конечный продукт с точки зрения взрослого может быть ни на что не похож. Воспитатели должны всегда помнить о том, что у детей разные возможности и способности, но каждый ребенок нуждается в поддержке.

Каждому нужно, чтобы его старания были по достоинству оценены. Важно быть мудрым, оценивая работу детей от своего имени, понимая, как важна для ребенка оценка воспитателя.

Влияние на развитие. Эмоциональное развитие

Канал для выражения чувств и собственных представлений о мире

вокруг себя;

Возможности эмоциональной разрядки;

Чувство удовлетворения от создания собственного продукта;

Радость от ощущения собственной успешности.

Сенсомоторное развитие

Развитие мелкой моторики;

Развитие тактильного восприятия;

Увеличение остроты зрительного восприятия;

Развитие крупной моторики;

Приобретение опыта координации зрения и руки.

Социальное развитие

Возможности сотрудничать с другими детьми и действовать по очереди;

Воспитание уважения к чужим идеям;

Обучение ответственности за сохранность материалов;

Стимулирование детей к принятию совместных решений и к реализации совместных замыслов.

Интеллектуальное развитие

Знакомство с линией, цветом, формой, размером и текстурой;

Приучение к последовательности и планированию;

Художественно-эстетическое развитие

Формирование художественного вкуса;

Развитие художественных, музыкальных и иных способностей к искусству;

Развитие творческого самовыражения;

Формирование способности ценить культурное и художественное наследие.

Центр кулинарии. Занятия детей кулинарией в том или ином виде могут возникать в разных программах, но они обычно не включаются в планы работы воспитателей в качестве занятий, ценных с точки зрения серьезного образования детей.

Коллективное изготовление винегрета или засолка капусты осенью имеют вид скорее сезонный, разовый и ставят целью, как правило, развитие трудовых навыков.

Однако в Программе, ориентированной на ребенка, обязательно планируется создание и регулярная работа детей в центре кулинарии. Эти занятия организуются реже других, но 1 раз в десятидневку или 1 раз в 2 недели такие занятия не только уместны, но и полезны. В ходе активной и интересной для детей деятельности в этом центре решаются многие образовательные задачи. Существует множество реальных возможностей для обеспечения воспитателями важнейших направлений развития детей, которые они успешно могут решить в центре кулинарии.

Существующая в современном дошкольном образовании практика подготовки детей к школе, к сожалению, нередко принимает вид «натаскивания» – в частности, детей заставляют заниматься немотивированным чтением и письмом. В то же время, например, занимательная работа по записи и чтению рецептов в центре «Кулинария» вызывает у детей настоящий интерес к грамотности, то есть возникает естественная, ненасильственно обеспеченная готовность детей к школьному обучению.

Все дети испытывают удовольствие от выполнения несложных кухонных обязанностей. Даже двух - или трехлетние дети могут разминать картофель, намазывать джем на хлеб, помогать месить тесто. Используя продукты, являющиеся основой нашей пищи, такие как овощи, фрукты, орехи, хлебные злаки, бобы – дети получают исходные представления об источниках питания. Придумывая разные игры и занятия в центре кулинарии, можно обеспечивать развитие разных детских способностей и интересов.

Влияние на развитие. Развитие математических представлений и навыков счета. Как известно, для того, чтобы что-то приготовить, нужно запастись продуктами в нужном, измеряемом количестве. С этой целью в содержание материалов центра кулинарии включаются различные весы, мерные емкости – пластиковые стаканы, миски, банки, кувшины, блокноты для записи нужного количества продуктов. В этом центре может возникнуть и пополняться некая детская кулинарная книга, где отдельные рабочие листки могут сплетаться, сшиваться, накалываться на безопасные стержни.

Здесь можно выставлять в прозрачных банках разные продукты. Например, можно в такие банки насыпать по 1 кг. разных круп, которые интересно сравнивать по цвету, размеру, форме зерен и весу – ведь разные банки окажутся по разному наполненными по высоте. Можно делать выводы, различать, сопоставлять. Рассматривая эти крупы, дети обязательно будут спрашивать, как варить кашу, какие еще продукты нужны для того, чтобы приготовить вкусную кашу, где их взять, как взвешивать, отсыпать, а затем задумают эту кашу сварить. Как правило, найдется бабушка или мама, которая принесет необходимую посуду и будет варить кашу вместе с детьми.

Осенью уместно поместить в такие банки разную по цвету и размеру фасоль, бобы, горох. Даже простое пересыпание таких продуктов, рассматривание и изготовление карточек-этикеток – полезное занятие, которое порождает дальнейшую поисковую деятельность: кто, в каких семьях и что готовит из этих продуктов.

Можно отправиться на кухню с вопросом к повару, может ли она приготовить что-то из этих продуктов (гороха, бобов, фасоли) и, например, попросить сварить гороховый суп, а потом прийти к детям на обед и рассказать, как она этот суп готовила, какие еще нужны для этого продукты.

Это породит у детей интерес приготовить дома такой или другой суп из этих продуктов с мамой или бабушкой.

Воспитатели должны написать для родителей информационный листок о том, какого рода интерес возник у детей, и попросить поддержать дома детскую инициативу, дав ребенку возможность принять непосредственное участие в изготовлении блюда. Поясните родителям, что дети могут преуспеть при таком занятии, в том числе и в развитии речи, потому что на утреннем сборе им будет предложено обменяться новостями – кто, как, из чего, в какой последовательности готовил суп.

Развитие речи. Здесь происходит как пополнение словарного запаса, так и развитие связной и конечно диалогической речи, ведь в процессе своей работы дети задают вопросы и отвечают на них, пересказывают последовательность своих действий, рассказывают где, как, сколько и какие продукты покупали и расходовали, узнают и вводят в активный словарь много новых слов.

Наконец, в этом центре возникает интерес к грамотности и письму, ведь рецепт надо прочитать и можно записать. Делает это в центре кулинарии взрослый или ребенок, который умеет писать. Они должны записать рецепт печатными буквами – тогда дети смогут постепенно приобретать интерес к буквам и начинают понимать (что очень важно) функциональное назначение письма. Это настоящее открытие для детей – зачем люди пишут? – и оно приходит вследствие собственной активной работы и порождает желание научиться самим писать и читать.

Развитие социальных навыков. В этом центре развиваются умения договариваться и решать различные возникающие проблемы – где взять продукты, кто и что станет делать, кто будет рассказывать о работе в центре кулинарии на вечернем, итоговом сборе, где вся группа делится друг с другом, в каких центрах и что удалось сегодня сделать.

Сенсомоторное развитие. Сенсорное развитие можно смело планировать в этом центре, ведь все продукты имеют запах, консистенцию, степень твердости и конечно самый разный вкус. Снятие кожуры, просеивание, разливание, взбивание развивает мелкую моторику.

Общее интеллектуальное и личностное развитие. Безусловно, можно спланировать задачи по развитию памяти и внимания к важной работе, умению сосредоточиться, стремлению достичь нужного результата (целеустремленность), развитию креативности, умению соотносить задумку с результатом.

Мыслящие воспитатели могут задумать и другие образовательные задачи, которые можно решить через активную деятельность детей в центре кулинарии.

Центр песка и воды. Центр песка и воды – настоящий подарок для детей в группе. Он открыт не каждый день, подготовка к работе в нем сопряжена с некоторыми хлопотами для персонала, однако не так уж и сложна. При выборе места для этого центра нужно остановиться на том, которое ближе всего к источнику воды и возможности ее слива. Как правило, педагоги размещают его недалеко от умывальной комнаты, иногда игры с водой воспитатели организуют в самой умывальной комнате, если она достаточно просторна, но в этом случае нужен взрослый, который на протяжении активной работы детей в этом центре держал бы его в поле своего зрения. Конечно, безопасность – прежде всего, но сужать возможности для развития и радостных социальных контактов детей из соображений безопасности не следует. Напомним о принципе превентивности (смотри выше) соблюдать который нужно всегда. Чтобы дети не обливались водой, нужно в этом центре повесить непромокаемые халатики. Дети любят их надевать; они увереннее себя чувствуют в них при играх с водой. Конечно, какое-то количество воды может быть пролито на пол – это также нужно иметь в виду и позаботиться о том, чтобы своевременно подтереть пол.

Дети получают большое удовольствие при работе в этом центре, воспитатели – множество возможностей для того, чтобы через занимательную и очень активную детскую деятельность решать самые различные образовательные задачи.

Влияние на развитие. Математическое развитие

Насыпание или наливание равных количеств песка и воды в сосуды разной формы поможет детям понять, что количество не зависит от изменения формы сосуда;

Исследование, сколько и каких мисок или ведерок с водой и песком потребуется, чтобы наполнить стол-бассейн или песочницу, конечно, поможет совершенствовать навыки счета;

Переливание воды в пластмассовые бутылочки разной величины поможет детям сравнить и понять, что значит «большее» и «меньшее», посчитать, сколько воды из маленьких бутылочек поместиться в большую, к тому же эти совсем нехитрые материалы (пластиковые бутылки разных форм и размеров) с удовольствием принесут родители – обратитесь к ним с такой скромной просьбой;

Сравнение мокрого и сухого песка с помощью мерных стаканчиков или весов поможет кроме математических выводов задуматься о причине.

Развитие естественнонаучных представлений

Эксперименты и наблюдения типа «Что будет, если я брошу этот предмет в воду?» или «Что будет, если снег или лед оставить в пустом ведерке или в теплой воде?»;

Осуществление изменений с помощью добавления воды в песок, красителя в воду или кубиков льда в теплую воду;

Классификация плавающих и тонущих предметов.

Сенсомоторное развитие

Пересыпание песка и плескание в воде, просеивание песка и зарывание в нем предметов, просто копание в песке дарят детям замечательные тактильные ощущения и развивают мелкую моторику;

Развитие мелкой моторики – пальцев и рук при переливании из одного сосуда в другой, удерживании скользких кусочков мыла;

Освоение тонких движений при использовании пластмассовой пипетки при накапывании в банки различных красителей и добавления воды из кувшина.

Речевое и социальное развитие

Необходимость договариваться о том, кто с какими игрушками будет играть, способствует развитию диалога и беседы между детьми, развивает позитивное социальное взаимодействие;

Активная деятельность в центре песка и воды дает возможность воспитателям включаться в нее с вопросами, способствует развитию связной речи. Дети свободнее и качественнее готовы рассказать вам о собственной понятной и интересной игре, нежели пересказывать чужой текст;

Безусловно, активное и органичное, естественное обогащение словаря происходит в процессе игр с самыми разными предметами и игрушками в этом центре.

Центр науки и естествознания. Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Очень важно, чтобы маленькие дети участвовали в самом процессе исследования.

Центр науки принципиально важен для программы, ориентированной на ребенка, хотя бы потому, что один из важнейших её принципов – обучение через собственный опыт, пробы и открытия.

Какие «открытия» может сделать маленький ребёнок?

Оказывается, очень многое он может открыть лично для себя, путем собственных действий и нехитрых экспериментов. Эта деятельность помогает ему обрести новые знания.

Это совсем другие знания, нежели повторенные вслед за взрослым или запомнившиеся ему по заданному образцу.

Удивление и восторг – вот что испытывает ребёнок, самостоятельно открывший неведомое для себя раньше!

Принцип познания через собственные действия и открытия выдерживается в программе при работе во всех без исключения видах деятельности. Но создание специального центра, где дети могут сосредоточенно экспериментировать, пробуя и повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения за растениями или животными – безусловно, оправдывает себя.

Влияние на развитие. В этом центре воспитатели могут решать следующие важные образовательные задачи:

Развитие представлений о физических качествах предметов и явлений;

Развитие тактильной чувствительности пальцев рук;

Формирование элементарных математических представлений и форме, размерах, объеме, величинах, времени, о причине и следствии;

Развитие восприятия различных цветов, вкусов, запахов;

Развитие речи и других коммуникативных навыков;

Умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы;

Обогащение эмоциональных переживаний ребенка;

Обеспечение социального развития детей в процессе учебного взаимодействия.

Центр строительства. Строительство по своей природе – это замысел, это опробование, это расчет, соотнесение, сравнение. В процессе конструирования у детей появляется много возможностей проявить свое творческое начало.

Строительство – важнейшая деятельность для развития детей во многих отношениях, включая речь, социальные навыки, математическое и научное мышление и представления о социальном окружении.

Здесь дети учатся распознавать формы, высоту, вес предметов, их соотношение, приобретают опыт совместной работы, развивают речь в естественном общении.

Этот центр всегда притягивает детей, в нем жизнь кипит, полна творчества и веселья.

Природа конструктора такова, что с его помощью дети могут творить, усложнять, воспроизводить вновь или менять все, что они делают, как им этого хочется.

Влияние на развитие. Речевое развитие. В процессе строительства создается много возможностей для расширения словаря ребенка. Это происходит в процессе постройки и называния сооружений, при обсуждении того, что построено, описании форм и размеров блоков, обсуждении плана будущей постройки со сверстниками. Развитие связной речи происходит при рассказах о созданной конструкции, при проведении сравнений, описании дальнейших строительных замыслов. Здесь начинаются первые пробы функционального письма, когда дети изготавливают для своих построек вывески и обозначения.

Развитие социальных навыков. Социальные навыки при работе с конструктором приобретаются, когда ребенок строит что-то бок о бок со сверстником, наблюдает и воспроизводит работу другого, когда строит с несколькими партнёрами вместе, споря и соглашаясь, совместно планируя и реализуя замысел, вместе используя конструкцию и позволяя использовать её другим, участвуя в сюжетно-ролевой игре, которая развертывается вокруг постройки.

Развитие элементарных математических представлений. Действуя с элементами конструктора, дети осваивают понятия:

Размер, форма, вес, высота, толщина, соотношение, направление,

пространство, образец;

Наблюдение, классификация, составление планов, предположения;

Разное употребление одного и того же объекта (горизонтально, вертикально);

Равновесие, баланс, устойчивость;

Измерение, счет;

Сходство, различие;

Равенство (два половинных блока равняются одному полному);

Упорядочивание по размеру или форме;

Пробы и ошибки.

Развитие мелкой и крупной моторики. Игры с конструктором развивают общую и тонкую моторику. Дети учатся действовать со строительными элементами разных размеров и веса, уравновешивать их. Кроме того, дети привыкают действовать в рамках заданного пространства. У них развивается точность движений, глазомер. В процессе схватывания, поднимания и взаимной подгонки элементов происходит выделение ведущей руки. Благодаря поиску тонкого равновесия совершенствуется зрительное восприятие.

Развитие представлений о социальном окружении. Играя с конструктором, дети расширяют свои знания путем схематического его отображения. Изучение самих элементов конструктора – хороший способ узнать совместно с другими детьми о свойствах дерева, о том, как элементы делаются и почему важно стандартное измерение. Дети получают представление о важности взаимозависимости людей, о самих людях и их работе.

«Работающие» стенды в жизни детей. Самое широкое применение на практике получили распространенные в Программе так называемые «работающие» стенды.

В каждой группе есть плакаты, носящие название «Наше солнышко», «Звезда недели», «Ты – самый лучший», а название «Ваше величество…» придумали сами дети. Такого рода стенды особенно любимы детьми, ведь это что-то вроде взрослой доски почёта. По итогам выбора за неделю победитель получает право дать интервью о своих пристрастиях и интересах. Безусловно, воспитатели регулируют ситуацию так, чтобы каждый ребёнок в течение года имел возможность побывать победителем.

Стенды «Наши дни рождения» (на каждом из которых приклеены фотография ребенка и надпись с датой) выполняются из самоклеющейся яркой бумаги и украшают группу. Такие стенды служат удобным напоминанием детям о возможности поздравить именинника.

Важный атрибут групповой жизни – «Доска выбора», с помощью которой дети обозначают свой выбор Центра активности. В средней группе – это может быть стенд с глубокими дорожками, куда ребенок вставляет свою фигурку-гномика, в подготовительной – стенд с кармашками, куда дети вкладывают визитки со своими именами. А в самой младшей группе у ребят есть небольшие мягкие игрушки, которые они несут с собой в тот центр активности, в котором будут работать.

Очень разнообразны в группах стенды «Сколько нас?». Чаще всего это плакаты с отпечатками детских ладошек, но может быть также воздушный шар с написанными именами, гирлянда из крупных бумажных колечек с именами, улей, где у каждой пчёлки есть имя и прочие придумки.

Такие стенды часто меняются, выполняются самими детьми в центре искусств из бумаги, картона, ленточек, воздушных шаров. Эта работа очень сближает всех детей, помогает ребёнку говорить чаще «МЫ», чем «Я».

Каждая изучаемая тема заканчивается большим коллективным проектом, выполняемым всеми детьми, в ней постепенно накапливается материал. Такие проекты размещаются на стенах и дверях, приклеиваются на экраны батарей. Каждый ребенок находит в общей работе свой вклад, что позволяет ему демонстрировать свои достижения родителям, бабушкам и дедушкам и по праву ими гордиться. А еще такого рода работы с успехом становятся отличными наглядными пособиями, не давая детям забыть о пройденной теме.

Рассматривая их, дети часто задают вопросы воспитателям, уже с целью проверить их знания: «А коза – это домашнее животное?», «А осень наступит когда?». Когда старые проекты уступают место новым, то они не утрачивают своей значимости, хранятся, чтобы «поработать» в другой группе.

Также есть стенды «Дни недели», «Части суток», «Меню», «Мы дежурим» и т.п.

Информация на стенде для родителей «Мы сегодня…» меняется ежедневно. Здесь в краткой форме воспитатели перечисляют основные интересные идеи и дела, а определенным цветом (заранее оговоренным) родителям пишутся подсказки о том, что можно спросить у ребенка, о чем с ним поговорить – вечером самим детям не всегда удается вспомнить про свои «давние» утренние дела. Родителям же свойственно задавать бесконечный вопрос: «Что вы сегодня делали?», - на что они получают привычный формальный ответ о прогулке, обеде или сне. Возможность пользоваться подсказками со стенда позволяет родителям и детям без труда найти общий язык в обсуждении текущих дел. Они всегда ждут новостей!

Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.

Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.

Из чего состоит развивающая среда?

Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:

  • большой игровой площадки;
  • разнообразного игрового оборудования;
  • набора игрушек;
  • игровой атрибутики;
  • различных игровых материалов.

В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.

Компоненты развивающей среды

Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.

  1. Социальный.

Основными критериями этого компонента являются:

  • хорошее, весёлое настроение;
  • уважение к воспитателю как руководителю процесса;
  • дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
  • задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
  1. Пространственно-предметный.
  • среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
  • у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
  • среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
  1. Психодидактический.

Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.

Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

  • развивающие игры;
  • простые технические устройства и модели;
  • лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
  • природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.

Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.

Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт. Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

Как создать развивающую среду в ДОУ?

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
  3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
  4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки - о женственности.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.