Меню

Чем занимается практический психолог детского сада? Что входит в обязанности психолога детского сада.

Уютный дом

Сегодня мы предлагаем вам поговорить о психологах детского сада и более подробно рассмотреть, чем же занимается этот специалист.

Еще каких-то 20-30 лет тому назад в нашей стране было принято считать, что к психологам обращаются только те люди, которые имеют определенные проблемы с психическим здоровьем. А все потому, что во времена Советского союза обыватели даже не подозревали о существовании, такого понятия, как "психолог". В те времена люди знали только о психиатрах, и ужасно боялись оказаться "в кресле" у такого специалиста.

Мало того, даже сегодня многие люди ошибочно путают психолога с психиатром. И таких людей немало. И если кто-то кому-то советует сходить на консультацию к психологу, то большинство (особенно люди "старой закалки") воспринимает такой совет как личное оскорбление. А если все-таки человек следует совету и отправляется на прием к специалисту, то ожидает от него каких-то диагнозов и даже лечения.

Необходимо уточнить, что психолог не является специалистом по психиатрии, и он не имеет специального медицинского образования. Психолог всего лишь разбирается в психологии человека и помогает своим клиентам (а не пациентам!) выявить первопричину возникновения психологических проблем (например, игрозависимость, смерть близкого человека, проблемы в семейных отношениях, возрастные проблемы и т.д.), а также дает рекомендации по выходу из кризисных ситуаций.

Кстати, "универсальных" психологов не существует, так как каждый специалист является "профи" только в одной-двух сферах жизнедеятельности человека: семейный психолог, педагог-психолог, школьный психолог, психолог детского сада и т.д.

Сегодня мы предлагаем вам поговорить о психологах детского сада и более подробно рассмотреть, чем же занимается этот специалист.

Когда обращаются к психологам детского сада?


В своей работе психолог детского сада сталкивается преимущественно с диагностикой и коррекцией поведенческих и возрастных проблем детей, а также консультированием родителей и сотрудников дошкольного учреждения. Родители обращаются к этим специалистам, как правило, в тех случаях, если:

  • Психолог детского сада проводил плановую диагностическую работу с ребенком, а родители хотят узнать результаты этой работы.
  • На основе наблюдения за поведением ребенка в группе, воспитатель детского сада порекомендовал родителям обратиться за консультацией к психологу.
  • Родители столкнулись с трудностями в воспитании своего ребенка, и самостоятельно осознали необходимость консультации со специалистом, который подскажет, что делать дальше, чтоб сгладить назревающий конфликт или понять поведенческие проявления малыша.

Давайте рассмотрим ближе, чем же все-таки занимается психолог в детском дошкольном учреждении .

Диагностика

В современных детских садах занятия проводятся по программе воспитания и обучения, которую утвердило на ближайшие годы Министерство образования. То есть, все занятия в саду структурированы и проводятся исходя из требований к уровню знаний по возрастным категориям детей. Скажем, к трем годам дети должны знать цвета и понимать, что такое «больше» и «меньше», а к шести – уметь считать до 20, решать несложные примеры на прибавление и вычитание, и хорошо усвоить, чем гласный звук отличается от согласного – это уровень, который нужен для поступления в школу.

Задача психолога выявить детей, которые по каким-то причинам не могут освоить уровень, заданный в данной возрастной группе. Для этого специалист использует специальные диагностические методики, позволяющие сопоставить приобретенные каждым ребенком знания и навыки со среднестатистическими нормами, и определить круг отстающих детей, и детей, которые на должном уровне усвоили все, что требуется в их возрасте.

Все вышеописанное относится к познавательной сфере работы психолога . На этом уровне специалист проводит диагностику таких познавательных процессов, как память, внимание, мышление, восприятие и так далее.

Коррекция


Дети, которые по каким-либо причинам плохо освоили материалы, необходимые в их возрасте, нуждаются в дополнительной, коррекционной работе. Такая работа всегда проводится по специальным методикам индивидуально с каждым ребенком или же в группе с другими детьми. имеющими схожие проблемы.

Коррекцию также проводят с теми детьми, которые обладают такими отличными от детей своей возрастной группы свойствами, как: агрессивность, тревожность, чрезмерная эмоциональность или низкий уровень эмоций.

Ведь в каждом коллективе имеются дети, которые по каким-то параметрам выделяются из группы остальных. Одни слишком энергичны, другие, наоборот, очень тихие и совершенно не требуют внимания со стороны сверстников или взрослого человека. Кто-то из детей агрессивен, у кого-то подавлены эмоции или слишком яркая эмоциональная наполненность (при этом ребенок не в состоянии самостоятельно овладеть своими эмоциями).

Задача психолога – выявление таких деток и регулярное проведение с ними коррекционной работы. В этом специалисту помогает специальный психологический инструментарий. Работа с такими детьми проводится индивидуально, в кабинете психолога или на групповых мероприятиях – организовываются развлечения для всех детей возрастной группы, подвижные игры на прогулках и так далее.

Психологическая организационная методическая работа

Практический психолог в детском саду – это специалист, который все время знакомится с новыми веяниями своей отрасли и постоянно овладевает новыми методиками. В этом ему помогают центры психологии и методические объединения, которые регулярно проводятся со всеми работниками района или города, где поднимаются актуальные вопросы. По желанию психологи детских садов и школ проходят дополнительное обучение на тренингах и семинарах, осваивая инновационные методики работы с детьми, родителями и педагогическим коллективом.

Консультирование


Еще одной важной сферой деятельности детского психолога является консультирование. Психолог в обязательном порядке должен принимает участие во всех родительских собраниях и педагогических советах. Здесь он выступает со своими докладами, объясняет тонкости своей работы и проводит минутки расслабления для коллектива – ведь при работе с детьми очень сложно удержаться от эмоционального выгорания. Кроме того, психолог должен способствовать позитивному отношению педагогов друг к другу и к детям.

Консультирование детского психолога имеет две формы – индивидуальное и групповое. Во время индивидуального консультирования (оно обычно происходит по просьбе родителей или педагогических работников детского сада) психолог слушает проблему воспитателя или родителя, отвечает на вопросы, проводит анкетирование. В особых случаях возможна дополнительная коррекционная работа с ребенком или группой детей.

Как видите, психолог выполняет очень важную функцию в жизни детского сада и его воспитанников. Поэтому нет ничего удивительного в том, что штатный (или как минимум, регулярно "приходящий") психолог имеется практически в каждом дошкольном образовательном учреждении России. Благодаря этому современные родители, если у них возникают вопросы в сфере воспитания своего ребенка, в любой момент могут обратиться за помощью к квалифицированному специалисту и сообща найти наиболее оптимальное решение проблемы.

Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.

Кто такой психолог?

Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог - он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится психолог в трех направлениях:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
  • Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Функции психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:

  • адаптивная;
  • диагностическая;
  • педагогическая;
  • консультационная;
  • аналитическая;
  • проблемная.

Адаптивная

Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.

Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.

Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.

Диагностическая

В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

Консультационная

Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:

  • личный (беседа с каждым ребенком);
  • общий (работа с детским коллективом);
  • личный (беседа с каждым родителем);
  • общий (с группой родителей);
  • личный (с ребенком и его родителями);
  • общий (с родителями и воспитателями);
  • общий (с воспитателями и детьми).

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:

  • Как помочь ребенку адаптироваться?
  • Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
  • Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
  • Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
  • Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
  • Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
  • Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
  • Многое другое.

Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.

Аналитическая

В рамках аналитической работы психолог:

  • анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
  • составляет отчеты в вышестоящие организации;
  • выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
  • ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
  • подает отчеты, предусмотренные законодательно.

Проблемная

Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление проблем у деток;
  • анализ проблем и принятие решения - требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
  • ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.

Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.

Чего психолог не имеет права делать

Функции психолога не распространяются на:

  • Постановку диагноза детям.
  • Проведение специфического лечения либо его назначение.
  • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
  • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
  • Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.

Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.

Психолог в детском саду - это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.

Искусство педагога-психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому - вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Психологи в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Помочь воспитателям и призваны психологи. Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.

Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка.

Наблюдение за ребенком в группе - за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима - вот основные вопросы, которыми занимается психолог в детском коллективе.

Как работает педагог-психолог

Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Работа идет как с детьми, так и со взрослыми по выявлению проблемы и поиску решений.

Психологическое консультирование детей - это особенная форма помощи семье со стороны психолога или психотерапевта, ориентированная на преодоление жизненных трудностей детей и их родителей.

Задача детского психолога - создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы.

Цель консультирования - решить проблему, возникаюшую у ребенка и (или) воспитывающего взрослого путем анализа сложившейся ситуации, нахождения баланса во взаимоотношениях и восстановления благоприятного психологического климата в семье

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи.В процессе общения психолог создает условия для того, чтобы клиент (родитель-ребенок) осознал свою проблему, понял ее причины и нашел решение.

Формы работы педагога-психолога:

· индивидуальная (в том числе игровая, песочная терапия, арттерапия и др.) и групповая (детские тренинги);

· психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей)

В каких направлениях работает детский психолог:

Детское индивидуальное психологическое консультирование;

Психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, замкнутость и т.д.;

Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания и т.д.;

Индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровню подготовленности к школе и профориентация старшеклассников;

Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.

С какими проблемами работает детский психолог:

Это социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.

Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;

Страхи и тревожность ребенка;

Школьная неуспеваемость и неуспешность: не хочет учиться, не усваивает материал, неразвитость орфографической зоркости, невнимательность, испытывает трудности при решении математических задач, испытывает трудности в пересказывании текста, неусидчив, плохая работа в классе при отличной работе дома, и т.д.;

Проблемы адаптации;

Проблемы общения со сверстниками;

Патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д.;

Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;

Проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);

Задержка психического развития, аутизм и др.- Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.

Основные направления деятельности психолога ДОУ

Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять 0, 25 ставки, 0, 5 ставки и т. п.) . Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.

1. Психологическая диагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Обязательно:

Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Психологическая профилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Обязательно:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.

3. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.

Обязательно:

Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).

Дополнительно:

Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.

4. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Ярославской области.

Обязательно:

Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

Дополнительно:

Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

5. Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

Актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:

Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).

Дополнительно:

Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.
Примерный перечень тем для психологического просвещения

Педагоги

1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы работы с семьей.

Родители

1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
7. Половое воспитание и развитие.

Уважаемые коллеги!
Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
До выхода полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» педагоги могут в своей работе использовать пособия, изданные к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Веракса Александр Николаевич кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, магистр в сфере психологического консультирования (Манчестерский университет, Великобритания), лауреат гранта Президента РФ. Автор более 50 публикаций по вопросам психологии развития и дошкольного образования.

Гуторова Мария Федоровна педагог-психолог ДОУ ЦРР № 1777, автор публикаций по вопросам детской практической психологии.

Введение

Эта книга в первую очередь предназначена для психолога, который только начинает свою работу в детском саду. Попадая в детский сад, молодой психолог часто теряется, сталкиваясь с двумя основными проблемами. Первая из них связана с тем, что полученные им теоретические знания сложно перенести на практику. О специфике работы образовательного учреждения не рассказывают в рамках курсов по психологии, и очень скоро молодому специалисту начинает казаться, что он не может работать в детском саду.
Один из основных способов решения этой проблемы – создание четкой системы работы психолога, в которой указаны основные сферы деятельности, методы работы, формы фиксации результата. Фиксация результатов – очень важный момент в целостной системе работы. Психолог не может полагаться только на свою память. Он должен уметь грамотно оформить результаты обследования. С одной стороны, это основа для систематической поддержки ребенка в течение всего времени его пребывания в детском саду, а с другой – это реальный продукт деятельности психолога, который можно предъявить администрации, родителю, проверяющему. В этой книге вопросам организации деятельности психолога уделяется немало внимания.
Вторая проблема связана с позицией, которую может занимать специалист, пришедший в детский сад на должность педагога-психолога. Часто психолог, имеющий высшее образование, владеющий информационными технологиями, новейшими знаниями, попадая в педагогическую среду, начинает демонстрировать свое превосходство, указывать на ошибки, поучать педагогов. За таким поведением может стоять искреннее желание осовременить работу детского сада, более прогрессивно ее организовать, но в целом это приводит к изоляции психолога и его профессиональной «гибели». Задача психолога – наладить контакт с персоналом детского сада, и в первую очередь с педагогами. Любой педагог проводит с детьми существенно больше времени, чем психолог. Зачастую никто, кроме педагога, не даст психологу такого богатого материала для анализа. Но и педагог нуждается в психологе. Педагоги ревностно любят своих детей, переживают за них, хотят, чтобы их дети стали лучше. Они настолько тесно вовлечены в совместную жизнь с детьми, что общая картина нередко ускользает от их внимания, и в этом случае психолог может расширить видение педагога. Случается, что педагог не может принять какого-то ребенка и осознает это. В этом случае психолог помогает решить проблему, раскрывая те грани личности ребенка, которые не видны педагогу, или обучая его новым способам общения и взаимодействия с детьми. Педагог может обратиться к психологу за советом о том, как лучше развивать ребенка, как найти к нему подход, как сделать ситуацию взаимодействия с ребенком более продуктивной.
Мы надеемся, что наша книга поможет психологам сориентироваться в начале профессионального пути и окажется хорошим подспорьем в работе.

Организация работы психолога

Нередко психолог, который только приступил к работе в детском саду, не знает о том, какими документами ему следует руководствоваться, определяя перечень своих обязанностей. Исходя из Положения о службе практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 года, можно выделить следующие направления деятельности психолога .
Психологическое просвещение - формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Психологическая профилактика - обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.
Психологическая диагностика – получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.
Развивающая и психокоррекционная работа - активное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития; участие в разработке, апробации и внедрении комплексных медико-психолого-педагогических и коррекционных программ; реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии детей.
Психологическое консультирование - консультирование администрации дошкольного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом; консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей; консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и проблемами их возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития.
Среди должностных обязанностей педагога-психолога выделяют следующие:
проведение в образовательном учреждении работы, направленной на обеспечение психологического здоровья и развития личности детей;
выявление условий, затрудняющих становление личности ребенка, и оказание детям, педагогам и родителям помощи в решении личностных проблем посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции и реабилитации;
проведение психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению при переходе их из одной возрастной группы в другую и выбор соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы;
планирование и разработка совместно со старшим воспитателем развивающих и психокоррекционных программ обучения с учетом индивидуальных половозрастных особенностей личности ребенка;
содействие поиску, отбору и творческому развитию одаренных детей;
выявление детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития;
обследование и оказание социально-психологической поддержки детям с дефектами умственного и физического развития;
формирование психологической культуры детей, педагогов и родителей;
консультирование родителей и педагогов по вопросам развития данного образовательного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетенции, педагогов и родителей.
Перечисленные направления работы должны быть отражены в документации, которую необходимо вести психологу. Схема ведения документации приведена в письме № 2-30-20 Л.Е. Курнешовой от 09.09.2003 года «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» (см. Приложение 5). В письме перечислены основные документы и дана их общая характеристика. Рассмотрим их подробнее.
Годовой план работы. План работы (как и другие документы: аналитический отчет, график работы на неделю и т. д.) в обязательном порядке заверяется заведующей детского сада. Обычно его также следует согласовать с окружным методическим центром, в котором молодому специалисту помогут сориентироваться в правилах составления документов.

Таблица 1
Пример перспективного плана работы педагога-психолога на первое полугодие_учебного года

Таблица 2
Пример отчета педагога-психолога о проделанной работе за_учебный год

Примечание. 1. На следующий учебный год запланировать диагностику эмоционального благополучия детей средней группы.
2. Разработать серию коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

График работы на неделю. При составлении графика работы на неделю (см. таблицу 3) следует опираться на Инструктивное письмо № 29/1886-6 от 24.12.2001 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» (см. Приложение 6). Приведем пример такого плана.

Таблица 3

Из приведенного выше плана видно, что 18 часов в неделю психолог посвящает непосредственной работе с детьми, педагогами и родителями и 18 часов в неделю он может проводить вне образовательного учреждения, используя это время для анализа результатов, работы с документами, подготовки материалов и т. д.
Диагностическое обследование рекомендуется проводить утром, после завтрака, когда дети еще не утомлены занятиями и другой деятельностью. Встречи с родителями лучше всего организовывать во время обеда детей. При этом нужно отметить, что в график работы психолога, как и в аналитический отчет, могут вноситься изменения. Например, если родители не пришли на консультацию, то психолог может заняться обработкой результатов диагностики, обозначив в своем расписании другое время для приема родителей на следующей неделе.
На основании плана психолог ежедневно заполняет журнал, в котором отражаются результаты проведенной работы. В случае посещения дошкольного учреждения окружной или иной комиссией все вышеперечисленные документы должны быть представлены по ее требованию.
Психологическая карта ребенка. Результаты работы психолога с конкретными детьми должны быть отражены в индивидуальной психологической карте. Все материалы, связанные с ребенком (результаты диагностического обследования, беседы с родителями, анкетирование, коррекционная работа, консультации с другими специалистами), должны быть собраны в одной папке и распределены по годам. Собственно, карта развития ребенка – это наглядное отображение динамики ребенка по основным направлениям психического развития: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, произвольность, развитие игровой деятельности, физическое развитие, динамика эмоционального состояния.
Не существует единых требований к внешнему виду карты. Можно использовать цветовое деление, отмечая соответствующий уровень достижения навыков (низкий – красный, средний – желтый, высокий зеленый) и размещать информацию в табличном виде или отображать ее в виде графиков и диаграмм (с примером психологической карты ребенка можно ознакомиться в Приложении 7).
Рекомендуемая литература
Закон Российской Федерации № 32661-1 от 10.06.92 г. «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 г.).
Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886^6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
Конвенция о правах ребенка.
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.99 г.
Письмо Госкомитета СССР по народному образованию № 16 от 27.04.89 г. «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».
Письмо Министерства народного образования РСФСР № 247/18-21 от 30.11.89 г. «О введении в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов».
Письмо Минобразования РФ № 70/23^16 от 07.04.99 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ № 616.
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи № 867 от 31.07.98 г.
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 09.07.98 г.

Организация адаптации детей к дошкольному учреждению

Одна из важных задач, стоящих перед психологом, связана с адаптацией детей к детскому саду. Малыши приходят в группу в разном возрасте – кому-то еще нет и двух лет, а кому-то скоро исполнится три года. Для того чтобы адаптация проходила безболезненно, готовить малыша к посещению детского сада нужно заранее.
На основании инструктивно-методического письма Департамента образования города Москвы «Об организации адаптационного периода при поступлении детей раннего возраста в дошкольное образовательное учреждение» от 23.05.2005 № 2-34-20 администрация детского сада организует группы кратковременного пребывания, в которые детей набирают постепенно. Сначала группу начинают посещать несколько детей, через некоторое время еще три-четыре человека и т. д. В результате и дети, и воспитатели имеют возможность привыкнуть друг к другу
В первые дни дети находятся в детском саду лишь несколько часов. Постепенно время пребывания возрастает, и через две недели ребенок приходит в группу на полный день. Безусловно, психологу необходимо учитывать индивидуальные особенности малышей: кто-то очень сильно привязан к родителям и переживает расставание с ними, такие дети могут перейти на полный день позднее.
Первое собрание родителей, дети которых в сентябре пойдут в детский сад, необходимо организовать в мае. На нем психолог обговаривает время индивидуальных встреч с родителями и их ребенком. Рекомендуется проводить не более трех встреч в день.
В приложении 1 к инструктивному письму обозначены основные показатели определения готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (см. таблицу 4). Наблюдая за ребенком в ходе встречи и разговора с родителями, психолог формирует первичное представление о готовности ребенка к детскому саду.

Таблица 4
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение

Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):
2,6–3 балла – готов к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;
2 – 2,5 балла – условно готов;
1-1,9 балла – не готов .

На основании наблюдений за ребенком психолог дает родителям «домашние задания». Например, если ребенок все еще ходит в памперсах, за лето его нужно приучить к горшку. Если малыш плохо говорит, следует обратить внимание родителей на развитие активной речи. Для этого с ребенком надо говорить не детским языком («бибика» вместо машина, «ава» вместо собака), а использовать полноценную взрослую речь. Нередко режим сна малыша не соответствует тому, что ожидает его в детском саду. Родители должны заблаговременно внести коррективы в режим дня малыша. Некоторые дети не умеют пользоваться ложкой, над этим навыком тоже стоит поработать. Большинство родителей следуют этим рекомендациям, что существенно облегчает адаптацию детей.
Осенью, когда дети приходят в детский сад, педагог, имея на руках оценку готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и рекомендации для родителей, уже знает, с какого рода проблемами он может столкнуться. Работа психолога всегда протекает в тесном союзе с педагогами и родителями. Как только ребенок поступает в детский сад, педагог совместно с психологом начинают наблюдать за протеканием его адаптации. С этой целью используется Приложение 2 к инструктивно-методическому письму – лист адаптации (см. Приложение 1), который заполняется психологом и педагогом в установленные сроки по результатам наблюдения за поведением ребенка. Считается, что хорошая адаптация ограничивается 20 днями пребывания в детском саду, средняя – 30 и тяжелая занимает более 30 дней. Дети, у которых тяжело протекает адаптация, требуют особого внимания психолога.
Родители, отдавая малыша в детский сад, сильно переживают за него. Задача психолога – успокоить их, вселить уверенность и установить доверительные отношения с ними. Достичь желаемого результата помогут периодические встречи и беседы с родителями. В первые дни посещения ребенком дошкольного учреждения родителям можно предложить заполнить анкету (см. Приложение 2).
Сведения, отраженные в анкете, необходимы педагогу, персоналу детского сада, психологу. Например, может оказаться, что у ребенка аллергия на определенные продукты. Об этом следует проинформировать повара, медсестру. В некоторых детских садах меню на следующий день вывешивается вечером, чтобы родители могли с ним ознакомиться и в случае необходимости предупредить работников детского сада о возможных проблемах.
Если в анкете отмечается, что ребенок состоит на учете у специалиста, психолог должен уточнить, какой у малыша диагноз. В настоящее время в детский сад принимают всех детей, но не со всеми сложностями психолог может справиться самостоятельно, так как некоторые из них не входят в его компетенцию. В таком случае психологу нужно проконсультироваться у специалиста и подготовиться к встрече с малышом. Если у ребенка наблюдаются серьезные нарушения в развитии (скажем, заикание), то психолог может порекомендовать родителям обратиться в соответствующее специализированное учреждение. Лучше, если сам психолог предварительно позвонит и проконсультируется в этом учреждении (сориентирует специалистов).
Без тесного сотрудничества с родителями организовать хорошую адаптацию ребенка к детскому саду невозможно. Дело в том, что в ряде случаев сложности адаптации связаны именно с особенностями семейного окружения ребенка. Если в семье один ребенок, то взрослые нередко чрезмерно опекают его. Дома такой ребенок получает все, что пожелает, а в детском саду он сталкивается совсем с другими правилами – от малышей требуют самостоятельности, призывают считаться с другими детьми. Или часто мама старается развивать самостоятельность ребенка (например, в одевании), а бабушка, желая порадовать малыша, сама одевает его, забирая из детского сада. Все бабушки любят своих внуков, но любовь не означает потакания просьбам ребенка. Когда в один день малышу разрешается есть только за столом, а в другой он может есть где угодно, ребенок испытывает чувство непонимания. Он еще слишком мал, чтобы оценить все особенности ситуации, и просто не знает, как себя вести. Взрослые должны соблюдать правила в повседневном общении с малышом. Точно так же недопустимо в присутствии ребенка ругать воспитателей или нелестно отзываться о дошкольном учреждении. Если родитель, который является безусловным авторитетом для малыша, вечером отрицательно характеризует детский сад, а на следующее утро ведет в него собственного ребенка, то как будет чувствовать себя малыш?
Иногда у взрослых создается впечатление, что дети ничего не замечают, что они слишком маленькие, чтобы что-то понимать. Это мнение ошибочно – ребенок активно подражает родителям во всем: в привычках, в поведении, в манере речи и даже в чертах характера. Попадая в детский сад, некоторые дети испытывают трудности в общении со сверстниками: они не хотят делиться, не понимают, зачем нужно соблюдать правила очередности и т. д. Решению этой проблемы могут помочь именно родители, если они будут демонстрировать пример социального поведения. Часто мама, стоя у песочницы, следит только за своим малышом (чтобы никто его не обидел, не испачкал и др.). Но если она даст игрушку другому ребенку, поднимет его, если тот оступился, или похвалит, то тогда ее собственный малыш постепенно займет совсем другую позицию по отношению к сверстнику: раз мама делает что-то для другого ребенка, то значит, он тоже хороший.
Через одну-две недели пребывания ребенка в детском саду с родителями проводится повторное анкетирование (см. Приложение 3). Эта анкета дает возможность увидеть изменения, происходящие с ребенком в ходе адаптации. Бывает так, что в детском саду малыш имеет ровные отношения со сверстниками и воспитателями, соблюдает все правила, а дома «устраивает концерты». Такое поведение ребенка объясняется сложностью накладываемых на него требований: если в дошкольном учреждении у ребенка хватает сил их соблюдать, то дома накопившаяся усталость выливается в неспокойное поведение. Родителям следует с пониманием относиться к подобным сложностям – они исчезнут, как только ребенок адаптируется к детскому саду.

Психология детей в детском саду сильно отличается от обычного «домашнего» состояния. Рядом с родителями ребенок всегда чувствует себя спокойно и умиротворенно, осознавая их покровительство. Когда же детей в детском саду передают воспитателям, они могут даже испугаться. Это психологический момент, требующий вмешательства третьих лиц. Сами родители не должны стараться успокоить чадо, воспитатель обязан найти подход к ребенку. Обычно в первый момент дети отказываются от общения, считая поступок родителей неправильным. Особенно это неприятно, когда ребенок всегда привык быть с матерью, а теперь его «вырывают» из родной среды. Дети в детский сад не всегда хотят ходить, что связано с психологическим состоянием в первый момент посещения. Психология детей сложна, лучше посмотреть на детский сад с двух сторон, что поможет понять ребенка.

Воспитатели становятся первой причиной психологической нестабильности детей. Они обязаны заменять родителей ребенку во время его нахождения в детском саду. При этом ни один воспитатель не вправе выделять детей, если появится «любимчик», вместе с ним проснется зависть. Это станет явной ошибкой, пропадет единство всей группы, а оно должно воспитывать общественные отношения. Опытные воспитатели стараются уделять одинаковое внимание всем. Дети понимают это и быстро принимают сторону единства.

Психологией детей в детском саду может управлять и обыкновенное желание общения. Общественная жизнь ребенка начинается в этом учреждении. До детского садика ребенок мог общаться с детьми на улице или , но они были непостоянными собеседниками. После первого посещения, нового для себя, места, чадо понимает необходимость каждодневного общения с одними и тем же людьми. Психология при этом может поменяться. Встречаются случаи, когда ребенок отказывается снова идти в детский садик. Причиной становится противодействие с другими детьми, что может произойти даже в яслях. Родителям следует разъяснить чаду удобство общения и важность посещения сада.

Детский сад становится важнейшим этапом психологического развития ребенка. В нем он начинает построение своего понимания общественной жизни. Важной частью этого шага становятся воспитатели и остальные дети. Опытный руководитель подберет сотрудников, являющихся психологами. Такие воспитатели смогут подобрать не только подход к каждому ребенку, но и создать теплые отношения в группе. Психология детей в детских садах при этом складывается положительно. По этой причине частные учреждения более привлекательны для родителей.

Психология ребенка слишком важна, чтобы травмировать ее на первых этапах жизни. Детские сады особенно важны, но родители также должны участвовать в развитии. Они способны влиять на ребенка, могут подсказать ему правильный шаг и объяснить, как поступать нельзя. Из-за этого нужно обращать внимание на все чувства ребенка, вызываемые детским садиком. Появление отрицательных эмоций лучше пресекать сразу, иначе ребенок не сможет стать частью общества. Это в результате приведет к большим сложностям во взрослой жизни, которые можно исключить развитием психологии.