Меню

Что такое богатство? Что значит, быть богатым человеком.

Любовь

Когда я коснулся этой темы, передо мной сразу возникло много вопросов:

Что такое богатство?

Почему одни люди имеют материальные блага, а другие - нет?

Почему материальные блага распределены неравномерно между людьми?

В чем основная разница между богатым и бедным?

Что такое деньги и для чего они нужны?

Почему богатые тоже плачут?

Почему некоторые люди теряют богатство?

В процессе написания книги я находил ответы на эти и многие другие вопросы. Исследование этой темы было чрезвычайно, интересным. Как всегда, в нужное время и в нужном месте происходили встречи с необычными людьми, книгами. Мое намерение создавало неслучайные события, которые помогали получить необходимую информацию и знания.

Сейчас я предлагаю вам, дорогой читатель, результаты моих исследований. Я уверен, что в них вы найдете много необычного и нового для себя. И я не хотел бы, чтобы эта информация воспринималась вами как истина в последней инстанции. Используйте ее для собственных открытий и прозрений. Я приглашаю вас к совместным размышлениям, рассуждениям, сравнениям. Итак, приступим!

Мир вещей

Человеческая цивилизация идет по технократическому пути развития, используя ресурсы Земли, создавая из них различные предметы, якобы облегчающие и украшающие жизнь человека. Эти предметы и то, за что их можно приобрести, то есть деньги, люди называют богатством.

Но является ли это на самом деле богатством? Давайте посмотрим.

Мы думаем, что всевозможные вещи и деньги принесут нам комфорт, радость и удовлетворение. Да, большинство людей испытывают мимолетную радость от приобретения чего-либо. Но ненадолго. Многие вещи, как правило, кроме комфорта и удовольствия приносят еще и беспокойство. Сначала мы вынуждены на эти вещи зарабатывать, заключая себя добровольно в рабство, затем мы переживаем за их сохранность, так как эти вещи разрушаются. И нам постоянно приходится их ремонтировать или приобретать новые.

Мы не замечаем, как становимся рабами предметов и механизмов, рабами денег.

Недавно, когда я заходил в крупный столичный банк, то обратил внимание на одно явление, которое сейчас в больших городах распространено повсеместно. Это автоматические двери. Ты подходишь, а они сами открываются перед тобой, а потом сами закрываются. Я бы оставил это незамеченным, если бы не один человек, который, наверное, видел эти двери впервые.

Надо же, - сказал он восхищенно, посмотрев на меня, - до чего дошла инженерная мысль.

Я пробормотал ему что-то невразумительное и пошел дальше по коридору.

Но почему-то эта ситуация никак не выходила у меня из головы. Явно мое подсознание что-то хотело мне сообщить. Ведь каждый встречный несет с собой какое-то откровение для нас.

"Дверь, - размышлял я. - Дверь - она и в Африке дверь, что тут особенного? Ну автоматическая. Ну и что?"

Но постепенно что-то начало проясняться. А именно - вся абсурдность происходящего.

Для чего инженер придумал такую дверь? Его что, простая дверь не устраивала? Явно для того, чтобы облегчить жизнь человека. Но стала ли от этого жизнь человека легче? Давайте рассуждать. Ведь для создания этой конструкции понадобились усилия инженеров, проектировщиков, рабочих и множества других людей. И за все это надо заплатить не только деньгами, но и временем, в том числе и вашим.

При чем здесь вы? Очень просто. Если эта дверь в банке, то банк ее установит на ВАШИ деньги. Если в магазине, то владелец магазина включит стоимость двери в стоимость товара. А за товар придется платить ВАМ, дорогой читатель.

Я не против денег, предметов и вещей. Вы уже, наверное, поняли из моих предыдущих книг, что я ничего не отрицаю. Я принимаю существующую реальность, как она есть, с ее вещами и деньгами. Я люблю хорошие и добротные вещи. Но очень важно выстроить правильные отношения с этим материальным миром.

Большинство проблем возникает именно потому, что люди не умеют правильно взаимодействовать с этим миром, и в частности с миром вещей. Они, как правило, ничего не знают о законе энергетической целесообразности, о своем предназначении, о чистоте, помыслов.

Что такое богатство?

Что такое богатство? Какой смысл несет в себе это слово? Какой образ стоит за ним?

У одних людей это слово связано со стремлением жить в достатке, иметь денежные средства. Для других богатство - это духовное развитие. Помните? "Легче верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное". А в рай-то ой как хочется.

Как разрешить это противоречие?

Лично для себя я его уже разрешил. У меня есть свой образ этого слова.

Заглянем в словарь русского языка…

"Богатство - обилие материальных ценностей, денег".

А теперь давайте обратимся к этимологии, то есть происхождению этого слова.

В слове БОГАТСТВО главная корневая основа - БОГ.

Древнеславянский корень БОГЪ означает "наделяющий богатством", "дарующий благополучие".

Интересно, что индоевропейское происхождение говорит о том же: bhaga- "благосостояние", "счастье", а также "наделяющий", "дарующий".

В греческом языке это слово несет в себе такие понятия, как "ломоть хлеба", "владыка", "царь".

Как видим, в современном определении этого слова и в корневом смысловом значении заключена большая разница. В чем она - покажем дальше.

Что значит стать БОГатым?

Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте введем в наше повествование понятие об ипостасях.

Что такое ипостась?

Ипостась - это суть проявление целого, абсолюта.

Вот вы сейчас читаете книгу. Кем вы являетесь?

Правильно - читателем.

Если вы готовите еду - поваром. По отношению к своим детям - родителем. И т. д. При этом вы как были человеком, так им и остались. Читатель, повар, писатель, родитель - это разные ипостаси одного и того же человека. Ипостась проявляется, как только человек вступает во взаимодействие с чем-либо. Это определенная функция в какой-то определенный промежуток времени.

То есть человек выступает одновременно как единое целое, и в то же время он имеет определенную структуру, так как не может быть одновременно и читателем, и писателем, и поваром.

Представьте человеческий организм. Он предстает перед нами как единое целое, в котором гармонично работают все системы, органы и клетки. То есть в человеке существует некая структура, главной функцией частей которой является жизнь всего организма. Жизнь в целом. Есть мозг, сердце, легкие, печень и кишечник со всем его содержимым. Каждый орган, каждая клеточка необходимы для жизни.

В человеке сокрыты все энергии Вселенной. Он создан по образу и подобию Бога. В нем есть энергии созидания и разрушения, сомнения и веры. В нем, как и в Боге, есть абсолютно все. Не зря Бог - это Абсолют. Только в Боге все эти энергии УРАВНОВЕШЕНЫ. Мы же только учимся жить в ладу с собой и окружающим миром. На уровне Абсолюта, Бога - мы все едины.

Человек - это проявление Бога на всех планах бытия, в разных ипостасях, в том числе и в материальном мире.

Самая главная цель всей нашей жизни - стать Богом. Проявить себя Богом. Помните известную картину "Возвращение блудного сына"? Так и нам с вами пора вернуться Домой.

Стать богатым - значит стать самодостаточным как в ДУХОВНОЙ, так и в МАТЕРИАЛЬНОЙ сфере. Проявить себя подобным Богу в разных ипостасях. Богатство - это реализованные БОЖЕСТВЕННЫЕ возможности человека. Причем во всех сферах жизни. Это сама жизнь во всей полноте.

БОГатый - это человек, владеющий разными состояниями, управляющий миром, созидающий, дающий благо. Бог, небо, любовь - воистину небесное, волшебное, божественное чувство. Эти слова близки не только по звучанию (аллитерация), но и по смыслу.

На приведенной ниже схеме отражены все сферы жизни человека, не только материальные, но и духовные. Они расположены в произвольной форме. Я не выделяю какую-то из областей жизни. Важна каждая из них и все, вместе взятые.

1. Возьмем для примера такую сферу жизни, как здоровье (причем здоровье как физическое, так и душевное). Если вы читали мою первую книгу "Возлюби болезнь свою", то наверняка помните, что здоровье - это состояние, когда вы живете в ладу с собой и с окружающим миром.

Рокфеллер, например, имел много денег, но всю жизнь болел. У него было неизлечимое заболевание. До сих пор около его могилы дежурят полицейские, потому что ее много раз оскверняли. Некоторые его потомки тоже были больны неизлечимыми болезнями. Он реализовал себя в нескольких сферах жизни. В других - дисгармония.

Если человек имеет много денег, но не имеет здоровья, я никогда не назову его богатым. Это, скорее, финансово состоятельный человек, но до настоящего богатства ему еще далеко.

Отсюда и крылатое выражение: "Здоровье - истинное богатство, его ни за какие деньги не купишь".

2. Благополучная семья, благополучный и процветающий род. Разве это не богатство? Благородные (то есть рождающие благо) и благодарные (дарящие благо) потомки - разве это не счастье для родителей? Более подробно об этой теме - в одной из моих следующих книг.

3. Финансовое, материальное благополучие. Это еще одна составляющая богатства. О ней мы будем

говорить очень подробно в этой книге. Очень важно жить в достатке и иметь достаточное количество денег для реализации в жизни своих сокровенных желаний и чистых, прекрасных намерений.

4. Благоприятные взаимоотношения с людьми отражают наше взаимодействие с окружающим миром. "Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Кто такой друг? Это другой Я. То есть это тот человек в окружающем мире, который отражает мои скрытые, подсознательные программы и помогает мне жить и развиваться.

5. Наличие любимого дела, которое приносит материальное и душевное удовлетворение. Именно благодаря такому делу я самореализуюсь, самосовершенствуюсь, становлюсь самодостаточным (корень "достаток", "стать"). Это честь и достойное имя, знания и опыт, которые я смогу передать своим детям. Это мое дело определяет и мой социальный статус, то есть положение в обществе. Это то, что я делаю для людей, то, что прославит меня, мой род и мою Родину. По-моему, без всего этого говорить о богатстве просто бессмысленно.

6. Наличие родового поместья. Эту часть нашей диаграммы нужно было поставить на первое место. Потому что именно с рода и родового поместья все и начинается. Человек счастливый - это тот человек, который является частью целого. У него есть часть Родины. Именно такой частью и является родовое поместье, ваш райский сад, ваше имение, в котором проявляется гармоничное взаимодействие с силами Природы и управление этими силами.

Интересно отметить, что древняя китайская наука об окружающем мире Фэн-шуй выделяет восемь типов удачи, которые схожи во многом с нашей схемой.

8 типов удачи:

1. Богатство и процветание - удача в деньгах.

2. Счастливый брак - удача в любви.

3. Хорошие дети, особенно сыновья - удача потомкам.

4. Хорошее здоровье - удача долгих лет жизни.

5. Достойное имя и признание - удача в приобретении авторитета.

6. Присутствие полезных людей - удача со стороны власти.

7. Образование - удача в самосовершенствовании.

8. Хорошая карьера - удача в достижении.

Из схемы видно, что, только достигнув гармонии во всех сферах жизни, человек может стать Богом, а значит, и сказочно богатым. Само стремление стать Богом, стать как Отец наш Небесный, как Создатель, делает вас неизбежно богатым человеком. Если вы на пути к Богу, вы на пути к богатству, вы идете сквозь богатство. Потому что вы шаг за шагом становитесь хозяином своей жизни, своей судьбы. В том числе и хозяином денег и всех материальных вещей.

Как видим, все сферы жизни взаимосвязаны, как в голографическом образе. Невозможно развиваться однобоко. Если мы будем стремиться только к материальным благам, пострадают все остальные сферы жизни. И блага эти просуществуют недолго. Примеров того в жизни великое множество. Таким образом люди доводят себя до состояния личностного дефолта. Останавливаются в своем развитии. А это означает смерть.

Точно так же нельзя развиваться только духовно. Иначе это приведет к отрицанию материальной сферы, в том числе и к отрицанию физического тела. Доказательством является жизнь некоторых духовных учителей. У многих из них были серьезные проблемы со здоровьем: онкология, сахарный диабет и другие.

Материальное благополучие - это наличие достаточного количества материальных средств для полноценной жизни.

Духовное, душевное, моральное благополучие - это наличие достаточного количества духовных сил для полноценной, счастливой жизни. И это прежде всего наличие чистоты помыслов.

Материальное и духовное - это две части единого целого. Одно обязательно связано с другим. Между ними не должно быть никакой борьбы. Они отражают друг друга.

Давайте устраним эти противоречия и реализуем все формы богатства, как материальные, так и духовные. Мы сможем сделать это, обратившись к внутренней, божественной сути человека.

Ведь дело не в наличии богатства или его отсутствии, а в самом человеке.

Как- то один из знатных людей обратился к мудрецу с вопросом:

Скажи, уважаемый, раз ты такой умный, почему же ты не богатый?

На что мудрец, обратившись к его расшитому золотом дорогому кафтану, ответил:

Видишь ли, уважаемый кафтан, богатство мое внутри, а не снаружи. Ведь когда твой хозяин засыпает, он не берет с собой ни тебя, ни своих слуг, ни золото, ни чего-либо другого. И если ему приснится тигр, бегущий за ним, то ему придется в страхе убегать от тигра, а не звать на помощь слуг. Спасет его во сне от тигра лишь умение быстро бегать. Если же ему приснится, что он замерзает в лютый мороз, он будет трястись от холода и не сможет взять и укрыться тобою - теплым кафтаном. Его спасет от холода лишь умение разжигать огонь. ИСТИННОЕ БОГАТСТВО - ЭТО НАШИ СПОСОБНОСТИ! ОНИ ВНУТРИ, А СНАРУЖИ ЛИШЬ ТОЛЬКО ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ.

Богач, изумленный тем, что мудрец говорит с его кафтаном, а не с ним, воскликнул:

Да ты безумен! Как можно говорить с моим кафтаном и не видеть меня - его хозяина!

На что мудрец, улыбнувшись, сказал:

Вот так и большинство людей. Они говорят с телами и не видят тех, кто является их хозяевами.

Богатство - это неотъемлемая часть человека, это его суть. Можно ли допустить, что Бог беден? Нет. А все мы БОГИ по своей сути. Вопрос только в том, что мешает нам проявить себя Богом, раскрыть свое богатство в жизни.

Поэтому истинно богатый - это человек, раскрывший в себе Бога! И чтобы богатство реализовалось в полной мере, важно, чтобы ваши личные желания совпадали со стремлениями души. Тогда вы становитесь творцом, волшебником.

Каждый человек - Бог. Бог своего мира, который он сотворил. Поэтому нужно сделать так, чтобы каждый, кто живет в этом мире, был счастлив.

Богатство - это проявление гармонии в жизни.

Первый шаг на пути к БОГатству

Первый шаг на пути к БОГатству - это осознание, что вы уже БОГаты, здесь и сейчас. Вы - ЧЕЛОВЕК, хозяин Земли, всей Вселенной, властелин всех энергий и сущностей вселенских. Нет никого выше и сильнее человека!

Если вы сомневаетесь в этом, то пользуетесь для своей жизни моделью "Жертва - Тиран", о которой я писал в своей предыдущей книге. Но все равно - это прежде всего ваш выбор. Именно вы захотели жить такой жизнью. Осознайте это. А теперь возьмите и захотите изменить свою жизнь. Жертва зависит от мнения окружающих. Хозяин сам формирует доброе мнение окружающих о себе.

Именно это состояние и будет вашей точкой отсчета и в то же время - вашей конечной целью.

Хватит жалеть себя, потакать собственной глупости и слабости.

Примите с миром в душе нынешний уровень благосостояния и осознайте свое божественное происхождение и свое истинное богатство.

Определите, что вам нужно, чего вы хотите и главное - КЕМ вы хотите быть. И начните совершать пусть небольшие, но конкретные шаги в этом направлении. То есть перенесите себя в это состояние. И через некоторое время вы обязательно окажетесь в этом состоянии.

Каждый человек уже изначально богат, только не знает об этом. И ключик от этого богатства уже в его руках. Даже дверь известна. И холст с нарисованным очагом сорван со стены…

Все мы - БОГИ. И обладаем всем необходимым, чтобы достичь в жизни всего, что пожелаем.

Психология потребителя

У большинства людей богатство ассоциируется с получением денег, материальных и духовных ценностей, власти, славы. Но, как мы помним из определения слова, БОГ - дарующий, наделяющий.

Мера и мерило богатства разные.

Получающий - это потребитель (требовать, потреблять - корень треб; смысловое поле слова - "нужда", "жертва", "терзать". Отсюда становится понятным, что психология потребителя, которой сейчас пользуется большинство людей, - это психология жертвы, терзающей Землю и испытывающей нужду).

Дарующий - это созидатель.

Сколько людей рядом с вами и вокруг вас получили благо? Что вы хорошего дали этому Миру? Вот истинное мерило богатства. Через отдачу идет приток богатства.

У бедного человека в подсознании разрушительные образы, а у богатого - созидательные. В этом вся разница.

Как вы понимаете, быть богатым, жить в богатстве - это замечательно! Богатство не должно быть целью жизни, оно должно приходить к человеку как следствие его постоянного развития, самосовершен ствования. Только тогда оно принесет радость и его невозможно будет потерять.

Ну что ж, давайте будем учиться создавать благие, созидательные образы и становиться богатыми людьми.

Мы с вами, дорогой читатель, погрузимся в жизнь, с материальной ее стороны. Мы с вами совершим своеобразное путешествие через богатство, деньги, процветание. Богатство не будет вашей конечной целью. Это будет всего лишь неотъемлемое состояние всего вашего жизненного пути. Это то, что вы однажды приобретете и уже никогда не сможете потерять.

Погружение в транс

Когда я проснулся, первым делом почувствовал сильный запах кофе и услышал голоса, доносившиеся из кухни. Говорили на греческом.

Я посмотрел на часы. Было пять часов вечера. Проспал я всего час, но очень хорошо отдохнул. Перед тем как заснуть, я основательно расслабился, снял возбуждение от перелета и от рассказа Валентины. Потом остановил внутренний диалог и за несколько минут погрузился в глубокий транс, дав себе соответствующие установки.

Я встал и вышел из комнаты. На кухне Валентина разговаривала с каким-то греком богатырского телосложения.

Ясас, - поздоровался я с ним.

Ясас, - ответил он и сказал еще несколько незнакомых мне слов на греческом языке.

Я вопросительно посмотрел на Валентину.

Он спрашивает, как долетел.

Паракало, - ответил я. Это значит "хорошо". Грек сказал еще несколько фраз с явным удовлетворением.

Он говорит, - перевела Валентина, - что ты очень похож на настоящего породистого грека и произношение у тебя хорошее.

Я приложил руку к сердцу и с легким поклоном сказал:

Эфхаристо поли! (Что значит "большое спасибо".)

Грек и Валентина рассмеялись.

Познакомься, Валера, - это Христас, - сказала Валентина. - Я рассказала ему, что ты доктор-гомеопат, психотерапевт и профессор из Крыма. Написал несколько книг. Приехал на семинар к нам в Грецию учить греков уму-разуму. Он никак не мог понять, где находится Крым. Я ему сказала, что это Украина, бывший СССР. Только после этого он врубился. Представляешь, эти греки не знают географии. Ну да ладно.

Ближе к делу. Этот ненормальный псих, - при этих словах Валентина посмотрела на Христаса, и он согласно закивал, - вчера проиграл в казино свой дом. Теперь у него сильнейшая депрессия. Он пришел ко мне в слезах, упал мне на грудь и стал плакать. Представляешь, такая масса полтора центнера плачет у меня на груди. Я когда-то делала ему массаж и гадала. Теперь он пришел ко мне за помощью. И тут я ему рассказала про тебя. Он очень заинтересовался и хочет, чтобы ты с ним поработал.

А мы успеем до прихода Яши? - спросил я.

Успеем, - ответила Валентина. - У нас еще полтора часа в запасе.

Ну хорошо, - сказал я. - Тогда пошли в комнату. Я буду делать внушения, а ты переводи. Только старайся говорить с теми же интонациями и с той же скоростью, что и я.

Мы перешли в комнату, где я только что отдыхал. Христас очень осторожно уселся на диван. Но даже при всей его осторожности диван под ним жалобно заскрипел. Валентина села рядом с ним.

Христас, - обратился я к нему, - я знаю о твоем горе. Мне Валентина рассказала. Ты пришел за помощью. И я знаю, как помочь тебе.

Валентина переводила синхронно. Христас был весь внимание.

И если ты будешь очень внимателен ко мне, - продолжал я, - то я смогу помочь тебе.

Я хотел бы, чтобы ты сейчас поудобнее устроился на диване, слышал только мой голос и голос Валентины и погрузился в глубокий транс.

При этих словах Христас откинулся на спинку дивана и закрыл глаза.

Христас, - продолжал я, показывая Валентине рукой, чтобы она немного замедлила темп своей речи и подстроилась под дыхание грека, - ты внимательно слушаешь меня, и твое дыхание успокаивается. Ты успокаиваешься и с каждым вдохом глубже погружаешься в транс.

Было видно, как с каждым моим словом его дыхание все больше замедлялось и тело расслаблялось все сильнее.

Я впервые погружал человека в транс с переводчиком. Надо сказать, что Валентина прекрасно справлялась со своей работой.

Я не помню всего того, о чем говорил Христасу, но суть моих внушений можно свести к следующему: "В жизни каждого человека происходят драматические события, и каждый человек может совершать ошибки, может что-то терять. Но именно на таких ошибках человек учится очень многому, приобретает опыт. Эти ситуации могут стать основой для его дальнейшего развития. Шишки от падения поболят и заживут, а ценный опыт останется. Так и душа. Немного поболит, поплачет о потерянном, но приобретет гораздо большее. И ты станешь еще сильнее, еще жизнеспособнее, чем прежде.

Поэтому прими эту ситуацию. Если хочешь плакать - поплачь. Но уже сейчас почувствуй, как где-то в глубине души у тебя появляется спокойствие, и оно растет с каждым днем. Тверже становится земля под ногами, и ты чувствуешь опору в жизни. Тебе легче и радостнее с каждым днем".

Во время сеанса было видно, как в сознании Христаса происходят какие-то изменения. Он то плакал, то улыбался, то начинал шумно дышать, то затихал.

А сейчас, - закончил я сеанс, - я буду считать до трех, и на счет "три" ты проснешься и откроешь глаза. Раз. Ты начинаешь возвращаться в эту комнату. Не спеша. Ты чувствуешь себя значительно лучше. Два. Ты чувствуешь себя хорошо и спокойно. Внутри тебя произошли и продолжают происходить удивительные изменения. Три. Ты проснулся. Можешь открыть глаза.

Христас открыл глаза и сел ровно. На лице его было написано спокойствие и умиротворение.

Я сказал, что сеанс закончен и он может идти домой. Христас долго тряс мне руку и говорил по-гречески слова благодарности. Потом спросил что-то у Валентины, наверное об оплате за сеанс, так как после ее ответа достал бумажник, отсчитал двадцать тысяч драхм и протянул ей. После этого он попрощался и направился к выходу.

Слушай, - сказала Валентина восхищенно, после того как дверь за Христасом закрылась, - что мы с тобой сотворили! Это было здорово. Мы вернули человека к жизни. Пришел совсем никакой, а ушел как огурчик. Мне даже показалось, что он похудел за один час килограммов на десять-двадцать. Он буквально вылетел из квартиры.

Так оно и есть, - подтвердил я, направляясь к кухне. - Я уверен, что с потерей дома он потеряет лишний вес. Эта стрессовая ситуация очень нужна была ему. Ты же видела, как он запустил себя. Да с такой массой невозможно жить нормально.

Я помню, какой он был три года назад, - сказала Валентина, зажигая огонь на газовой плите и устанавливая чайник. - Он сильно изменился за это время. Наверное, ты прав. Эта ситуация поможет ему что-то переосмыслить в своей жизни. Вообще-то, - продолжала Валентина, - у нас в Греции люди буквально помешаны на деньгах и сексе.

Я думаю, что это не только в Греции так. Слушай, - перевел я разговор на другую тему, - я вот что хотел спросить. А как Анестис находит места, где зарыты клады? Судя по твоим рассказам, у него уже несколько таких мест. Он что, где-то старые карты достает?

Да нет. Карту достать очень сложно. Если карту нашел - стопроцентно будет клад. Я знаю уже три таких случая. Анестис находит эти места с помощью маятника. Я его научила, как пользоваться маятником, так теперь он возит его везде с собой и проверяет все "подозрительные" места. А потом уже "прочесывает" все вокруг своим миноискателем.

Валентина, - сказал я, заваривая чай прямо в чашках, - если честно, Анестис не внушает мне доверия. Не в смысле своей нечестности, а в смысле достоверности результатов. Дело в том, что на результат исследования обязательно влияет характер человека и степень чистоты его помыслов. А вообще нужно проверить его интуицию.

Каким образом?

Очень просто. Надо спрятать золотую монету где-нибудь в комнате и попросить его найти ее с помощью маятника.

Ты знаешь, мы уже делали это.

Ну и каков результат?

Да никакой! И близко даже не подошел.

Ну? Вот видишь!

Мало того, - сказала Валентина, разогревая пирог с сыром и зеленью, - я попросила, с согласия Анестиса, свою знакомую ясновидящую, которая живет в Москве, посмотреть по фотографии, светит ему найти клад или нет.

Да вот, три дня назад пришло письмо. - Валентина достала из сумочки конверт. - Я его пока не показывала Анестису. Чтобы не расстраивать. Слушай, что она пишет.

Пока Валентина зачитывала письмо, я наслаждался пирогом и чаем. Содержание письма я сейчас не помню, тем более что оно изобиловало специфическими терминами, которые я никогда не стремлюсь запоминать. Но суть письма в том, что Анестис по какой-то их классификации относится к такому типу, которому не суждено найти золото.

Так что же ты делаешь в его команде?

Ну, во-первых, он платит деньги. А во-вторых, очень хочется найти клад и разбогатеть. Ты знаешь, как я уже устала работать! Хочется пристроить детей, иметь свой дом, заниматься любимым делом, колдовать потихоньку в свое удовольствие, но только не за деньги.

Валечка, мы обязательно будем богатыми. У нас же есть твердое намерение. Не этим способом, так другим. Их бесконечное множество. Можно и клад найти. Я не против. o

Я тоже не против, - сказала Валентина с небольшой грустинкой в голосе.

Слушай, Валентина, - решил я поддержать ее, - у нас в Симферополе есть один человек, который с помощью лозы или рамки не только воду может найти, но и все, что угодно. Недавно он поспорил со своим знакомым на сто долларов, что найдет эти же сто долларов в доме.

Приятель тщательно спрятал деньги в куче кирпичей. Так вот, тот не только место нашел, но даже сказал, под каким по счету кирпичом лежит стодолларовая бумажка. А место с кладом, - продолжал я, - будем искать сами по новой технологии, используя торсионный генератор. Я недавно на лекции академика Акимова был. Он там разъяснял подробно, как с помощью торсионных полей найти нефть и другие полезные ископаемые. Так вот, тот же принцип можно использовать при поиске золота. У меня уже созрел план. Я даже знаю, как этот генератор изготовить.

Это Яков! - сказала Валентина и пошла открывать.

Мы с Яшей обнялись и расцеловались, как старые знакомые. Мне он понравился по прошлым моим семинарам. В нем чувствовалась какая-то скрытая сила, хоть и роста он был небольшого. По специальности он ювелир, но в Греции занялся изготовлением церковной утвари. У него было много заказов из разных храмов, и не только потому, что плату за свою работу он брал меньше, чем коренные мастера. А скорее потому, что он очень серьезно подходил к своей работе. Раньше мастера, прежде чем писать икону, постились и молились несколько дней, чтобы избавиться от "скверны". Яша часто поступал так же. Наверное, поэтому на его работы спрос был больше, чем на другие такие же.

Поговорив некоторое время о житье-бытье, мы приступили к делу. Уложили Яшу на диван и "отправили" в путешествие к тому месту, где, по предположениям Анестиса, был зарыт клад.

На начальном этапе все шло хорошо. Яков легко и быстро вошел в состояние глубокого транса. "Сел" с нами в джип и "поехал" к месту. Он точно описал это место, хотя ни разу там не был. Валентина специально просила уточнить детали, о которых раньше не спрашивала. И Яша на все ее вопросы дал правильные ответы. Но когда мы его попросили "увидеть", что там находится под землей, вот тут начались некоторые заминки. Он начал запаздывать с ответами, на лице появлялись гримасы. Пришлось вывести его из транса, сохранив в памяти все то, что он там увидел.

Когда Яша "вернулся", мы дали ему некоторое время "прийти в себя" и после этого попросили рассказать о том, что он видел в состоянии транса.

Когда вы сказали мне, чтобы я посмотрел, что находится под землей, - начал свой рассказ Яков, - то сначала я ничего не увидел. А потом у меня было видение. Группа мужчин преследовала молодого парня У него за спиной был большой мешок. По всей видимости, это бандиты, разбойники пытались поймать одного из своих, который украл у них награбленное. Беглецу удалось скрыться в лесу около родника.

Там же он и решил закопать свой мешок, так как был ранен и с грузом не смог бы далеко уйти. После этого он направился в сторону моря, где его поджидала лодка. В том мешке был небольшой глиняный кувшин, в котором находились золотые монеты, украшения, несколько серебряных монет. Судя по одежде - это начало теперь уже прошлого века.

Яша, - спросил я, - можешь ли ты с уверенностью утверждать, что видел в этом месте клад?

Стопроцентной уверенности нет. Может, он там есть, а может, и нет.

Через некоторое время приехал Анестис, и мы ему рассказали о результате сеанса.

Завтра будем копать, - сказал он. - Я доверяю своим приборам.

Внимательные читатели Священного Писания подсчитали, что в Библии менее 500 стихов о вере, около 500 стихов о молитве и более 2000 - о . Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о деньгах или имуществе. Среди главных тем Притч Соломона и книги Екклесиаст - вопрос о том, как зависит благополучие человека от его благосостояния. Почти 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Бесед о собственности у Господа больше, чем описаний рая и ада вместе взятых.

Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете? В настоящее время можно встретить два противоположных решения: от теологии процветания богатых как «Богом благословенных» до призыва к полной нищете, ибо только «таковых есть Царство Небесное». Мы же рассмотрим ту мысль, что Бог, давая кому-то на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.

Богатство как дар праведнику в Ветхом Завете

Слово «богатеть», «обогащать» в Ветхом Завете передается еврейским глаголом ошер (עֹשֶׁר) или греческим плутидзо (πλουτίζω - см.: Быт. 14: 23; Пс. 64: 10; Притч 10: 4, 22) . Это же греческое слово характерно и для Нового Завета (см.: 1 Кор.1: 5; 2 Кор. 6: 10, 9: 11). При этом греческое слово плутос (πλοῦτος) может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова . Колорит повествований усиливается с присоединением указания на «множество»: «множество богатства» (Пс. 52: 7), богатство «умножается» или его «умножают» (Пс. 62: 10; 73: 12). Итак, словом «богатство» в Библии описывается некое изобилие, преизбыток «нормы» материального благополучия.

Источник богатств - Бог. Богу принадлежит богатство и слава (см.: 3 Цар.3: 13; 1 Пар. 29: 12), Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (см.: 1 Цар. 2: 7), отнимает имущество у одних и передает другим (см.: Быт. 31: 16). Господня - земля и всё, что ее наполняет (см.: Пс. 23: 1; 1 Кор. 10: 26, 28).

По отношению к людям слово « » нередко стоит в одном ряду со «славой» , «обилием» , «мудростью» , «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», - сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4).

Земное богатство - это изобилие денег, славы, детей или друзей. может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8-10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11-18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук - разорение, а от прилежных - богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий » (Еккл. 5: 19).

Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, - в доме его будет обилие и богатство», - пишет Давид (Пс. 112: 1-3). Но пьяница - не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство - падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое , а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7).

Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но - доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” - и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7-9).

На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих - была для иудеев далека.

«Горе богатым» в Новом Завете

В Новом Завете слово «богатство» как будто меняет свой оттенок. Вместо теологии «процветания» на первый план выставляются негативные последствия от влияния богатства на личность: богатство может обольстить (см.: Мф. 13: 22; Мк. 4: 14); оно является тернием и не дает возможность слову Божию укорениться в сердце человека (см.: Лк. 8: 14).

Новый Завет, как и Ветхий, также проповедует о том, что у Бога - богатство «благодати» (χάριτος - см.: Еф. 1: 7), «благости» (χρηστότητος - см.: Рим. 2: 4), «славы» (τῆς δόξης - см.: Рим. 9: 23; Еф. 3: 16); «бездна богатства, премудрости и ведения» (Рим. 11: 33).

Однако в Новом Завете меняется представление о том, что именно является посылаемым Богом богатством. У Бога есть не просто богатство и слава, но богатство той тайны, что «Христос живет в нас» (см.: Кол. 1: 27).

Апостол Павел подвизается за верных Лаодикии, чтобы их сердца были соединены в для «богатства совершенного понимания, в познание тайны Божией, которая есть Христос» (Кол. 2: 2). У христиан «богатство славного наследия Его [Бога] для святых» (Еф. 1: 18). Потому апостол языков заповедует Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6: 17). Только Агнец-Христос, по Откровению Иоанна, достоин «принять силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу, благословение» (Откр. 5: 12). Посему подлинным богатством для людей, живущих на земле, являются только те сокровища, которые собираются для Царства Христова.

Итак, надо всё продать и стать нищим?

Значит ли это то, что мы все без исключения должны, как богатый юноша, продать свое имущество и начать жить в христианских коммунах? Жизнь Древней Церкви, следуя книге Деяний, показала, что такие эксперименты далеко не всегда удачны (см.: Деян. 2: 44; 4: 32; 6: 1). Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны.

В Священном Писании много говорится о материальном богатстве и ясно дается понять, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк 12: 15). Очевидно, что всем богатством владеет Бог, Он является создателем и владельцем всего, что существует (см.: Пс. 50: 10-12).

В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1-3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10-13; 2 Пар. 1: 11-12).

Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1-38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, - хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9).

И в Новом Завете безумными являются , построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16-21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19-31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1-6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.).

Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1-3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14-30; Лк. 19: 11-26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45-47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1-4).

Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество.

Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому , пьянице , ведущему распутный образ жизни , злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16).

Итак, корень всех зол - не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку (см.: Кол. 3: 5).

Может ли богатство быть добродетелью?

Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты ХХI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей».

Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.

В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали.

То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2-7).

В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», - писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7-14), - постоянно говорил Христос.

Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю.

Это касается семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8).

Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней - без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, - писал апостол, - кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6-7).

Это касается и храмового богослужения. Более того, и здесь для каждого своя мера. От вдовицы Христос ожидает две лепты, в то время как от богатых - сообразно степени их достатка (см.: Лк. 21: 4).

Щедрость для богатых и бедных - особая добродетель, убивающая пристрастие к богатству. Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых - Бог дает бедным хлеб. Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8-11). « бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17). Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.

По Клименту Александрийскому, можно выделить три степени щедрости: первая - давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник - см.: Мф. 18: 10; 10: 41-42); вторая - давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» - Лк. 6: 30); третья - самому выискивать нуждающихся и организовывать дела («приобретайте себе друзей богатством неправедным» - Лк. 16: 9).

«Посему, кто владеет собственностью, - замечает Климент Александрийский, - и золотом, и серебром, и домами, - как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».

Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель. - это не норма дохода на душу населения, а - превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание. Благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком - получит награду, а нерадивый - потеряет и то, что думает иметь.

Сегодня я хочу порассуждать о том, что значит быть богатым человеком . Что такое богатство? Что подразумевает это понятие? Как и чем его измерить? Каковы ключевые критерии богатства? Как можно определить, какой человек богатый, а какой нет?

Что значит быть богатым?

Если обратиться с этим вопросом к разным людям, то я уверен, что каждый из них назовет совершенно разные критерии богатства.

Кто-то скажет, что быть богатым человеком – значит иметь миллион долларов, а кто-то назовет цифру сто миллионов (разница сразу в сто раз!). Для кого-то богатым будет считаться человек, у которого есть добротный дом и большой красивый автомобиль, для кого-то критерием богатства будет служить, например, яхта, а для кого-то – наличие фамилии в списках Forbes. Наверняка найдутся и люди, которые скажут, что не в деньгах счастье, а богатый человек – это тот, кто богат духовно. Каждый из них будет по-своему прав.

Каждый человек по-своему ответит на вопрос “Что значит быть богатым?”. У каждого свои критерии богатства, и это вполне нормально и объяснимо.

Кроме того, представление конкретного человека о богатстве на протяжении жизни может меняться. В молодом возрасте многие мечтают накопить определенную сумму денег или иметь определенную сумму дохода в месяц, и кажется, что достижение этой – предел мечтаний. Но вот мечта сбывается, и оказывается, что это не так уж много, как представлялось. Вместе с ростом доходов растут и потребности, поэтому тех заработков и сбережений, о которых ранее можно было только мечтать, уже не хватает. Критерии богатства меняются.

Отсюда можно сделать вывод, что поскольку богатство – понятие весьма размытое и меняющееся, то стать богатым практически невозможно, потому как “планка” богатства для конкретного человека будет постоянно расти.

А что же такое богатство вообще? В чем его измерить?

Если речь идет о материальном богатстве, то я предлагаю ответить на этот вопрос следующим образом:

Богатство – это разница между тем, что человек заработал и что он потратил. Другими словами, богатство – это все денежные и материальные (вспоминаем, из чего состоит личный бюджет) за исключением трат на текущие нужды. Это все то, что есть у человека в наличии на текущий момент.

Формула богатства.

Таким образом, можно вывести формулу богатства. Она будет выглядеть так:

Или вот так:

Или, если говорить простым и доступным языком, то формула богатства будет следующая:

Богатство = Заработанное – Потраченное

Все эти формулы богатства идентичны друг другу и означают одно и то же, просто выражены разными словами.

Надеюсь, вы поняли, что такое богатство и что значит быть богатым. В первую очередь это зависит от лично вашего восприятия и какого-то однозначного ответа тут в любом случае быть не может.

Поскольку богатство – величина неоднозначная и непостоянная, я бы не советовал к ней стремиться вообще. Лучше, на мой взгляд, стремиться не к богатству, а к , поскольку это уже нечто более четкое и поддающееся определению.

Денег не нужно много, потому как понятие “много” будет постоянно расти. Скорее, их должно быть достаточно. Достаточно для того, чтобы чувствовать себя независимым от денег.

В следующей публикации на я расскажу о том, как стать богатым. Оставайтесь с нами!

Богатство

означает совокупность предметов, служащих к удовлетворению человеческих потребностей и находящихся в обладании отдельного лица, группы лиц или целого народа. Это определение, данное лучшими представителями английской классической школы, Адамом Смитом и Рикардо, отождествляет понятие богатства с понятием имущества вообще, как бы ни было велико или мало последнее. Но русскому языку, равно как и некоторым из других европейских языков, напр. немецкому, свойственно употребление слова "богатство" в смысле значительного имущества - значительного как по сравнению с суммой потребностей обладателя, так и по сравнению с имуществом других лиц. Мы называем богатым человека, который может хорошо питаться, одеваться и помещаться, может удовлетворять всем требованиям комфорта и роскоши, не уменьшая своего состояния и притом без значительного труда с своей стороны. Так как образ жизни и потребности людей изменчивы, то лицо, которое слывет за богача в провинциальном городе, может в столице считаться лишь человеком среднего достатка. - Необходимо иметь в виду, что в состав богатства входят не все предметы, доставляющие пользу или удовольствие, а лишь такие из числа их, для получения которых человек должен затратить какое-либо усилие и за которые по этой причине можно при современном меновом хозяйстве получить в обмен какие-либо иные вещи или услуги. Так, например, воздух составляет для человека предмет первой необходимости, но он не может быть причислен к богатству ни отдельного лица, ни целой страны, потому что получается даром, без всяких усилий или пожертвований со стороны человека. В каком бы смысле ни понималось слово "богатство" - в смысле ли имущества вообще или же в смысле значительного имущества, во всяком случае при определении его следует различать точку зрения отдельного человека и целого народа. Для целой нации богатством являются лишь такие предметы, которые сами по себе служат для какой-либо пользы или удовольствия; у отдельного же человека богатство могут составлять, кроме того, и те требования, какие он имеет по отношению к другим лицам, напр. долговые обязательства других лиц, акции, указывающие на участие в каком-нибудь предприятии, государственные фонды и другие процентные бумаги. Когда мы желаем вычислить богатство отдельного лица, например, при определении наследства, то включаем и все подобные требования; между тем, с точки зрения общенародной, они не составляют и не могут составлять богатства: увеличивая имущество одного человека, эти требования уменьшают достояние другого и, следовательно, не производят никакой перемены в сумме всего народного богатства. Если бы государство нашло возможным уничтожить эти взаимные обязательства или отсрочить их на известное время, то имущество отдельного человека могло бы потерпеть от того ущерб, но сумма богатства целого народа не испытала бы никакого изменения. Другое отличие между богатством отдельного лица и целого народа состоит в том, что первое может изменяться вследствие поднятия меновой ценности входящих в него предметов, тогда как на последнее эти перемены не оказывают действия. Вследствие неурожая меновая ценность жатвы может подняться вдвое выше, чем в урожайный год, и это повлечет за собою увеличение богатства отдельных лиц, имеющих запасы хлеба; но было бы странно говорить, что при меньшем урожае целый народ бывает богаче, нежели при большем. Поэтому если желательно произвести точную оценку народного богатства, то нельзя достигнуть этой цели через простое сложение частных богатств, измеренных по меновой их ценности. Сравнивать народное имущество в различные эпохи и в разных странах возможно не иначе, как путем тщательного перечисления полезных предметов, находившихся или находящихся в обладании народа. Мы можем говорить о приросте народного богатства лишь в том случае, если в стране увеличились сумма или качество полезных предметов, создаваемых человеческими усилиями, зданий, кораблей, домашней утвари, земледельческих, мануфактурных произведений и проч., одно же приращение меновой ценности предметов, входящих в состав народного имущества, не дает еще права заключать об увеличении богатства страны. Такое приращение могло произойти, например, от поднятия стоимости земли, вызванного прибавкою народонаселения, или от возвышения ценности домов по причине прилива жителей к известной части страны; а эти перемены, заставляя население платить дороже за те же самые земли и дома, никак не могут быть названы благоприятными для народного богатства.

Из вышеизложенного видно, что для составления правильного понятия о народном богатстве надлежало бы произвести подробную перепись всех предметов, входящих в состав единичных хозяйств с означением качеств каждого из этих предметов. Но так как подобная задача недостижима при современном состоянии статистики, то ввиду практических надобностей и теоретического интереса нередко предпринимаются приблизительные оценки, которые стремятся достигнуть цели, перечисляя лишь главные категории предметов, входящих в состав народного имущества и давая им на основании различных методов известную предположительную расценку. Статистическая литература представляет много примеров таких вычислений. Не претендуя на полную точность, они дают, однако, некоторые точки опоры для суждения об относительной экономической силе наций и в особенности о тех переменах, которые происходят в отдельных странах с течением времени. Приведем некоторые из более известных исчислений этого рода.

Относительно Великобритании имеется целый ряд вычислений, произведенных за разные периоды времени известным статистиком Джиффеном. Джиффен принимает за основание при своих расчетах данные о поступлении подоходного налога, которые он капитализирует для получения ценности имущества из различных процентов, смотря по роду имущества: так напр., чтобы вычислить капитальную стоимость домов в стране, он помножает на 15 сумму их дохода, показанную в налоговых списках, размер капитала фермеров определяется через помножение их ежегодного дохода на 8 и т. д. Конечно, сведения, получаемые таким путем, не могут претендовать на точность, но они достаточны для суждения о переменах, происходящих в богатстве страны, тем более что они в главных чертах совпадают с результатами других более точных исчислений, которые были произведены относительно некоторых отраслей имуществ и доходов. По расчетам Джиффена, богатство Великобритании за 1885 год может быть оценено в 10037 миллионов фунтов стерлингов, или в 63167 миллионов руб. металлических, тогда как при подобной же оценке за 1875 г. получилось 8548 млн. фун. ст., а за 1865 год - 6113 млн. ф. ст. Сумма богатства, вычисленная для 1885 г., дает на каждого человека среднюю цифру в 270 ф. ст., или в 1703 р. мет., а на каждую семью, принимая ее, согласно английским данным, в пять человек - около 1350 ф. ст., т. е. около 8514 р. мет. Главные статьи, из которых слагается приведенная выше цифра народного богатства за 1885 г., следующие: земли - 1691 млн. фун. ст.; дома - 1927 млн. ф. ст.; капитал фермеров - 522 млн. фунт. ст.; капитал в процентных бумагах, за исключением английского государственного долга, - 527 млн. фунт. стерл.; железные дор. - 1008 млн. фунт. ст.; капитал акционерных компаний - 1025 млн. фунт. ст.; капитал разного рода промышленных и торговых предприятий - 541 млн. ф. ст.; движимое имущество, не обложенное подоходным налогом, именно домашняя обстановка, предметы искусства и пр. - 960 млн. ф. стерлингов; государственное и общественное имущество - 500 м. ф. ст. В приведенном перечислении обращает на себя внимание высокая ценность домов и домашней обстановки, значительно превышающая стоимость земли. Для Франции существует несколько вычислений, из которых новейшие принадлежат Вашеру , Амелину , Мони и де Фовилю. По этим вычислениям имущество Франции оценивается от 200000 до 250000 млн. фр., или 50000 до 62500 млн. руб. мет., что дает на каждого человека в среднем выводе от 1375 р. до 1680 руб. мет. В основание расчета де Фовиля положены сведения о сумме имуществ, переходящих путем наследства и дарения, которые с 1826 года обложены во Франции особым налогом и потому тщательно региструются. Де Фовиль, принимая среднюю продолжительность поколения в 36 лет, считает ценность ежегодно переходящих имуществ за 1/36 всего народного имущества. Так как, однако, приведенный прием заключает в себе очевидные неточности, то автор прибегает к различным поправкам на основании других источников. Из общей цифры в 200000 млн. фр., получаемой по оценке де Фовиля, 80000 млн. фр. приходится на недвижимую собственность, кроме домов; 40000 млн. фр. - на дома; 30000 млн. фр. - на процентные бумаги, французские и заграничные; 50000 млн. фр. - на прочее движимое имущество. Из других европейских стран вычисление, подобное вышеприведенным, имеется для Италии. Оно выполнено Панталеоне по методу де Фовиля на основании данных о переходе имуществ по наследству и дарению. По расчету Панталеоне , приблизительная стоимость имущества частных лиц в Италии равняется 48000 млн. лир, или 1660 лирам на человека, что составляет около 415 руб. мет. Из приведенной суммы 29000 млн. лир составляют стоимость земли, 9000 млн. лир - ценность строений, а остальное приходится на промышленное и разное иное движимое имущество. В Бельгии Массальский в конце 70-х годов исчислял ценность народного имущества в 29500 млн. фр. В Дании Фальбе Гансен в начале 80-х годов оценивал богатство страны в 6500 млн. крон (2251 млн. руб. мет.), из числа которых 4680 млн. крон приходится на недвижимую, а 2081 млн. крон на движимую собственность. Особенно интересными представляются сведения относительно Северо-Американских Соединенных Штатов, где при каждом цензе, производимом, как известно, через 10 лет, собираются правительством обстоятельные данные о разных видах народного имущества. Десятый ценз 1880 года дал общую сумму народного богатства в 43642 млн. долларов, или в 56560 млн. р. мет., которая слагается из следующих главных статей: фермы - 10197 млн. дол.; жилые здания и промышленное недвижимое имущество - 9881 млн. дол.; железные дороги с обзаведением - 5536 млн. дол.; движимое имущество жилых домов, как то: картины, книги, домашние запасы, топливо и пр. - 5000 млн. дол.; скот, земледельческие орудия и машины - 2406 млн. дол.; запасы земледельческих и мануфактурных продуктов (три четверти ежегодного производства и заграничного ввоза) 6160 млн. дол.; телеграфы, суда и каналы - 419 млн. дол.; недвижимые имущества, изъятые от обложения (церкви, школы, общественные здания и пр.) - 2000 млн. дол.; наличные деньги - 612 млн. дол.; разное - 619 млн. дол. Интересно проследить, насколько быстро возрастало богатство в Соединенных Штатах в течение последних десятилетий. В 1850 г., при населении в 23,3 млн. чел., ценность имущества страны по официальному исчислению простиралась до 7136 млн. дол.; в 1860 г. при 31,5 млн. чел. - до 16159 млн. дол.; в 1870 году при 38,5 млн. чел. - до 30069 млн. дол.; в 1880 при 50,1 млн. чел. населения - до 43642 мил. дол. Таким образом, население за 30 лет возросло на 115 %, а богатство - на 512 %. Средняя сумма богатства, приходящаяся на одного человека, равнялась: в 1850 г. - 308 дол., в 1860 году - 510 дол., в 1870 году - 777 дол., в 1880 г. - 870 дол., или 1153 руб. мет.

Литература. А. Смит, "The Wealth of Nations", Д. Рикардо, "Principles of political economy"; Д. С. Милль, "Principles of political economy"; В. Рошер, "Grundlagen der Nationalökonomie"; И. И. Нейман, "Grundlagen der Volkswirthschaftslehre" (Тюбинген, 1889); Нейман-Спалларт, "Uebersichten der Weltwirthschaft" 1883-84 гг. (Штутгарт, 1887); Джиффен, "The Growth of Capital" (Лондон, 1889).

А. Чупров.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Богатство" в других словарях:

    Ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл., костр. богасьво, архан. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель жен., зап. богатье ср. (см. также багатье),… … Толковый словарь Даля

    Это сбережения многих в руках одного. Юлиан Тувим Если вам говорят: «Мое богатство нажито тяжелым трудом», спросите: «Чьим?» Дон Маркие Многие мечтают о таких деньгах, при которых деньги уже не нужны. Владислав Гжещик Очень богатые люди не похожи … Сводная энциклопедия афоризмов

    См. имущество, роскошь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. богатство имущес … Словарь синонимов

    богатство - благосостояние Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита “Богатство народов”) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Справочник технического переводчика

    - (wealth) Стоимость (value) активов, принадлежащих индивиду или группе индивидов. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство наций) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Словарь бизнес-терминов

Надеюсь, что после прочтения статьи у некоторых людей измениться понимание богатства. Ведь оно не ограничивается исключительно финансами.

Богатство – что это такое

Итак, что же такое человеческое богатство. Специально задав этот вопрос поисковику Яндекс, я получила огромную выборку сайтов, где можно часами читать статьи и сделать вывод, что большинство людей подразумевает под богатством наличие немеренного количества денег и имущества.

Некоторые даже рассуждают, что богатство – это та остаточная часть между доходами и расходами. Все, что не удалось потратить, ушло на депозит, превращаясь в богатство.

Даже Википедия сообщает, что Богатство - не что иное, как изобилие у человека или общества нематериальных и материальных ценностей таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество.

Но так ли это? Я считаю, что понятие существенно искажено и полностью соглашаюсь с представлениями о богатстве доктора В. Синельникова. Именно после прочтения его книги «Путь к богатству или Где зарыта сокровищница», я изменила свои представления об этом термине. Признаюсь, раньше я тоже ассоциировала это слово с деньгами и иными материальными ценностями.

Что же несет в себе это слово? Давайте взглянем на его этимологию. Корневая основа слова Богатство – Бог. А что есть Бог в широком понимании этого слова? Нет, этот не седой, бородатый муж на облаке, грозящий всем наказанием. Бог – этот творец, создатель, источник изобилия, любви, блага. Бог – это абсолют, заключающий в себе все, все грани и краски жизни. Бог очень гармоничен.

Что значит, быть богатым человеком

Давайте подумаем о нашем организме. Он достаточно сложен и заключает в себе большое количество органов. Но каждый орган наделен своей важной функцией в огромной системе организма. Что мы чувствуем, когда хотя бы один маленький орган начинает работать неправильно или поражается заболеванием? Мы начинаем ощущать себя плохо. Иногда симптомы незначительны и не нарушают ритм жизни, но иной раз болезнь, локализованная в определенном участке тела, буквально сваливает нас с ног, нарушая качество жизни.

Получается, мы можем себя прекрасно, только когда все органы в нашем теле здоровы и действуют слаженно. Каждая клеточка, каждый сантиметр ткани организма важны для нашего хорошего самочувствия. Нельзя называть себя абсолютно здоровым, если хотя бы один орган в теле болен.

Теперь вспомним, что мы сотворены по образу и подобию Бога. А, значит, обладаем всеми качествами Бога. Мы БОГАТЫ. Богатый – значит имеющий в себе Бога.

Но большая часть забыла об этом, и не обладает достаточно верой, чтобы принять и признать в себе всю силу и творческий потенциал Бога. От этого начинается дисгармония, приходят трудности, страдания, болезни.

Можно ли назвать богатым человека, у которого огромное количество денег, недвижимости за границей, но при этом нет здоровья и друзей? Вряд ли. Его можно лишь назвать, финансово состоятельным.

Или еще один пример: ранее бедному человеку внезапно достается огромное наследство. Опьяненный такой удачей, но при этом не обладая достаточными знаниями и навыками по сохранению и приумножению финансов, он спускает все имущество за короткое время. Был ли он богат? Нет. Даже при наличии этого наследства, он оставался человеком с сознанием бедняка.

На мой взгляд, быть богатым – это значит признать свою божественную природу и полюбить этот мир, каждый его день, каждое мгновенье. Это значит, проявлять свой творческий потенциал во всем и гармонично наполнять любовью каждую сферу своей жизни. Осознать, что ты наделен всеми способностями для достижения той жизни, о которой мечтаешь. Прежде всего – обогатить свое сознание.

Быть богатым – значит, быть самодостаточным, иметь не только финансовые блага, но и благополучные отношения с людьми, обладать хорошим здоровьем, быть в ладу с собой и окружающим миром. Обладать желанием давать и делиться, как это делает Бог. Ведь Бог очень щедр.

Как и в нашем организме, в Боге важно все, каждый отдельный «орган». И если, например, мы имеем большое финансовое состояние, но при этом не можем найти партнера для создания семьи и мучаемся от одиночества, будем ли мы чувствовать себя хорошо? Думаю, нет. Никакие деньги не дадут того, что может дать человек человеку.

Богатый человек богат во всем. Он ценит все, что есть в его жизни, он не боится мечтать и знает, что как творец, может привнести в свою жизнь все, что пожелает. Не боится он и потерять это все. Ведь он знает, что обладает творческим потенциалом и сможет создать себе все необходимо заново.

Это личность, открытая к новым знаниям, находящаяся в состоянии постоянного обучения и поиска. Это гибкая личность. Такой человек хозяин жизни, а не ее жертва. Богатый человек – это благодарный человек.

Каковы критерии богатства

Приняв такую точку зрения и понимания слова «богатство», как я описала выше, можно впасть в некие заблуждения. Например, считать, что богатый человек, помимо денег, обязательно должен иметь семью, детей и много друзей. Ведь мы говорили обо всех жизненных сферах, которые затрагивает истинное богатство.

Но давайте не будем забывать, что у каждого свои представления о жизни, свои потребности и желания. Не все люди хотят жениться (выходить замуж), рожать детей, иметь большие компании друзей, дорогие машины, не все хотят владеть заводами и пароходами. И это совершенно нормально.

Богат тот, кто счастлив в том положении, в котором находится. Основные критерии богатства – духовное, душевное, физическое, моральное благополучие, гармония внутри и наличие достаточного количества духовных сил для полноценной, счастливой жизни, осуществления своих целей и желаний.

В заключение

Я уверена, что потенциал богатства заключен абсолютно в каждом из нас. И только от нас зависит, сможем ли мы его раскрыть и проявить в полной мере. Деньги – это всего лишь одна часть, «орган» в общей системе «организма», который мы называем богатством. Буду рада услышать ваше мнение по этому поводу. Как вы считаете, относится ли термин «богатство» только к материальной стороне жизни или вы согласны с описанной точкой зрения? Оставляйте свои ответы в комментариях, делитесь мнением.