Меню

Что умеет делать 4 месячный ребенок. Режим кормления и сна

Волосы/Прически

Время чтения: 9 минут

Каждый этап жизни младенца сопровождается рядом изменений, анализ которых помогает родителям убедиться в том, что он растет без отклонений от нормы. Мамам и папам очень важно следить за развитием ребенка в 4 месяца, ведь в этот период мальчики и девочки должны уже много чего уметь, у него появляются новые физические и психоэмоциональные особенности. Узнайте, что характерно для младенцев в этом возрасте.

Как выглядит ребенок в 4 месяца

Чтобы убедиться в том, что малыш растет здоровым, нужно оценить внешний вид, физические навыки, поведение, рефлексы. Совокупность этих параметров говорит об общем уровне развития. Легче всего оценить внешние данные малыша. Для 4 месяцев характерен активный рост волос, ногтей. У некоторых крох усиливается образование слюны из-за постоянного облизывания рук и других предметов.

Малыш становится более пропорциональным, у него одинаковые по окружность голова и грудная клетка, выпрямившиеся и окрепшие руки, ноги. Глаза темнеют, становятся максимально приближены к тому цвету, который будет во взрослом возрасте. Первые волосики с головы выпадают и выкатываются, а на их месте могут вырасти новые, более крепкие, причем, даже другого оттенка.

Рост, вес

Из-за пока еще невысокой физической активности прибавка в массе тела большая, составляет 0,75 кг. Мальчики и девочки набирают вес одинаково. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см. Окружность грудной клетки и головы становятся одинаковыми. Чтобы убедиться в том, что развитие ребенка в 4 месяца происходит без отклонений от нормы, сравните личные данные с усредненными, приведенными в таблице ниже:

Развитие ребенка на 4 месяце жизни

На этом периоде жизни меняется не только облик малыша, но и поведение. Он становится внимательнее, активнее, испытывает уже широкий спектр эмоциональных реакций, как положительных, так и отрицательных. Появляется любознательность к собственному телу, близким людям, окружающим предметам. В период бодрствований малыш стремится к общению с родителями, активным играм. Безусловные рефлексы новорожденных исчезают и угасают.

Поведение

У всех малышей разные характеры, но есть общие признаки того, что он развивается в соответствии с нормами. Особенности поведения крохи в 4 месяца:

  1. Оживленная реакция на материнский голос в виде смеха, лепета.
  2. Положительные эмоции на новые яркие игрушки.
  3. Чадо узнает свое имя, начинает реагировать на него.
  4. Изучение собственного тела. Дитя рассматривает руки, ощупывает лицо, тянет ножки в рот. Малышу нравится наблюдать за своим отражением в зеркале.
  5. Младенец узнает родных, которые проводят с ним время, но больше всех выделяет маму. Малыш получает удовольствие от словесного общения с ней, тактильных контактов.
  6. При посторонних людях кроха ведет себя настороженно. Одного человека он может испугаться, а к другому проявлять заинтересованность.
  7. Происходит улучшение зрения. Грудничок следит за движущимися предметами взглядом, начинает различать цвета, особенно желтый и красный.

Рефлексы

Для возраста в 4 месяца характерно исчезновение и угасание множества произвольных реакций. Какие рефлексы новорожденного становятся все мене выраженными:

  1. Безусловный рефлекс Робинсона трансформируется в целенаправленное хватание. Ребенок берет мелкие предметы, держит их в руке некоторое время.
  2. Угасает рефлекс Моро. При нем малыш вскидывает руки с раскрытыми ладошками и снова собирает их на груди, если хлопнуть по поверхности, на которой он лежит.
  3. Угасает рефлекс ползания по Бауэру. Если стимулировать реакцию (создавать у пяток лежащего на животике грудничка опору), то малыш сумеет ползти в 5 месяцев.
  4. Рефлексы Таланта и Бауэра полностью исчезают. Их наличие говорит о возможных неврологических нарушениях.

Что он должен уметь

Существует ряд физических и психоэмоциональных навыков, которыми должен обладать младенец четырехмесячного возраста. Родителям нужно понимать, что в каждой семье развитие малыша в 4 месяца протекает по разному. Отсутствие того или иного умения не обязательно говорит о том, что у крохи проблемы со здоровьем, поэтому маме с папой не стоит паниковать раньше времени. Узнайте, что должен делать ребенок в 4 месяца.

Физические навыки

Тело грудничка с каждым днем становится сильнее, крепче. Что умеют дети в 4 месяца:

  1. Младенец начинает самостоятельно переворачиваться с живота и обратно. Мышцы спины уже окрепли для этого. Он способен лежать в кроватке на животе, уверенно удерживать головку, рассматривать окружающую обстановку. Ненадолго грудничок умеет приподниматься на ладошках, удерживая туловище. Однако, сидеть крохе еще рано, даже при поддержке подушечками, позвоночник еще слаб для этого.
  2. В положении лежа на спине грудничок приподнимает голову и плечики.
  3. Ребенок уже увереннее управляет руками. Он способен при кормлении держатся за маму, за бутылочку. Ладошки малыша почти все время открыты. Ребенок способен складывать их вместе, хлопать, держать предметы до 30 секунд, трясти погремушки.
  4. Если младенца взять за подмышки, он упирается в поверхность пальцами и отталкивается.
  5. При плаче у чада уже должны течь слезы, потому что слезные железы уже полноценно функционируют.
  6. Гипертонус в руках уходит, в ногах пока сохраняется.
  7. Налаживается работа пищеварительной системы. К 4 месяцам у большинства деток проходят колики.
  8. Из-за активного развития слуха малыш должен поворачивать головку на звуки. В 4 месяца дети начинают отличать по голосу близких от незнакомцев. Возможно покачивание головой в такт музыке.
  9. Косоглазие и слабость глазных мышц к 4 месяцам должны полностью пройти, потому что мышцы укрепляются.

Психоэмоциональное развитие

Очень важно оценить не только физические навыки ребенка в 4 месяца, но и психические. Кроха становится эмоционально развитие, для спокойствия ему необходимо общаться со взрослыми много времени. Малыш среди всех людей наибольшую привязанность ощущает к маме, выделяет ее среди остальных, перенимает настроение. Ребенок уже способен расстроиться, если ей грустно, или улыбается в ответ на ее хорошее настроение. Во время игр малыш может смеяться, испытывает радость.

Какие изменения в психологическом состоянии характерны для 4 месяцев:

  1. Начинается установление элементарных причинно-следственных связей. К примеру, увидев грудь мамы, малыш понимает, что сейчас будет кушать.
  2. Появление таких эмоций, как любопытство, обида, радость, страх.
  3. Развивается память. Малыш способен различать предметы, увиденные им ранее.
  4. Маму и себя малыш пока воспринимает, как одно целое.

Речевые навыки

Ребенок гулит большое количество времени. Он способен произносить звуки «о», «а», «м», «п», «б» очень четко. Некоторые детки в 4 месяца уже даже делают первые попытки составлять слоги, но это происходит очень редко. Если ваш малыш еще этого не умеет, не волнуйтесь, отклонением это не считается. В 4 месяца ребенок должен активно общаться с родителями: реагировать на интонацию, пытаться «отвечать». Развитие речи у мальчиков иногда протекает медленнее, чем у девочек.

Особенности ухода за четырехмесячным ребенком

Утро малыша непременно должно начинаться с гигиенических процедур. Следует умыть лицо, протереть глазки, при необходимости почистить нос и уши. В возрасте 4 месяцев ребенку следует часто подстригать ноготки, потому что они растут очень быстро. Гуляйте с малышом дважды в сутки. Длительность пребывания на свежем воздухе определяйте самостоятельно, ориентируясь на погоду.

Ориентировочный распорядок дня и режим питания четырехмесячного малыша представлен в таблице ниже:

Время Процедуры
7:00 Подъем, первое кормление, гигиена.
8:30 Дневной сон.
10:30 Подъем, второе кормление, бодрствование.
12:00 Прогулка, второй дневной сон на свежем воздухе.
14:00 Возвращение домой, пробуждение, третье кормление.
14:30 Бодрствование, развивающие игры и упражнения.
16:00 Прогулка, третий дневной сон на свежем воздухе.
17:30 Возвращение домой, подъем, четвертое кормление.
18:00 Бодрствование.
20:00 Купание, пятое кормление, вечерний ритуал и последующее укладывание на ночь.
00:30 Ночное кормление и немедленное продолжение сна.

Питание и сон

Правила кормления определяются способом: естественным или искусственным. Особенности правильного питания ребенка в 4 месяца:

  1. Малыш на естественном вскармливании пьет пока только грудное молоко, но реже прикладывается к груди. Как правило, кушает он, пока засыпает, потом во сне и сразу после пробуждения. Режим кормления уже четко отработанный.
  2. С искусственниками дело обстоит по другому. Определенный объем детской смеси нужно давать приблизительно через каждые 3,5 часа. Выходит 6 искусственных вскармливаний в сутки. Как правило, за день расходуется 0,9-1 л детского питания, а за один прием – 150-170 мл.
  3. Ребенку на искусственной смеси можно вводить в 4 месяца первый прикорм пищей. Подойдет сок, немного жидкого пюре. Детям на грудном вскармливании прикорм вводят в рацион не раньше полугода, как рекомендуют современные специалисты.

В сутки малыш бодрствует более двух часов кряду. Спит же он в сумме до 15 часов, из них 10 приходятся на ночь. Дневных снов три. Укладывать дитя на ночь рекомендуется между 19 и 21 часами. Чтобы ребенок хорошо засыпал, разработайте определенный вечерний ритуал, к примеру, купание, поглаживание, колыбельная. Не пропускайте ни одного элемента и повторяйте все каждый день.

Как развить ребенка в 4 месяца

Родители обязательно должны прилагать усилия для того, чтобы малыш рос нормально. Уделяйте ребенку внимание, играйте с ним, делайте упражнения и массажи. Помните, что очень важна эмоциональная связь с мамой и папой и от того, будет ли она крепкой, в определенной степени будет зависеть уровень развития чада. Обязательно проводите с ним побольше времени и старайтесь разговаривать обо всем: домашних делах, игрушках, предметах быта.

Игры

Если вы будете развлекать маленького ребенка, то принесете организму крошки существенную пользу. Как развивать малыша в 4 месяца в игровой форме:

  1. Подвесьте над малышом яркие украшения на такой высоте, чтоб он хватался за них ручками. Желательно, чтобы они издавали звуки и имели разную фактуру.
  2. Поочередно давайте ребенку потрогать погремушку, мягкую игрушку, куклу, резиновую пищалку, другие яркие предметы. Главное, чтобы отличались их размер и форма. Можете положить игрушку в кроватку, если она безопасная. Это полезно для развития тактильного восприятия.
  3. Играйте в «прятки» и «ку-ку», «сороку-ворону».
  4. Пускайте перед ребенком мыльные пузыри, пусть следит за тем, как они летают.

Физические упражнения

Не только игры, но и зарядка способствует тому, чтобы развитие ребенка в 4 месяца протекало нормально. Какими упражнениями нужно заниматься с крохой:

  1. Берите грудничка за ручки, медленно поднимайте их вверх и опускайте вниз вдоль тела, потом плавно скрещивайте на груди и разводите в стороны.
  2. Дважды в день укладывайте ребенка на спину. Берите за ручки и делайте круговые движения.
  3. Поворачивайте малыша с одного бока на другой. Затем положите на живот. Сгибайте и распрямляйте ножки.

Частые проблемы

Каждые родители должны четко понимать, что абсолютно все дети разные. Есть малыши с ранним или наоборот запоздалым развитием, не все вписываются в общепринятые нормы. Однако, есть ряд признаков, наличие которых в 4 месяца говорит о том, что ребенка нужно показать педиатру:

  1. Малыш не стремится брать игрушки и другие предметы или не может удержать их в руке некоторое время. Это говорит о проблемах развития мелкой моторики и двигательных навыков.
  2. Не может научиться переворачиваться на живот.
  3. Отклоняет голову назад при подтягивании за обе руки.
  4. Не реагирует на общение с людьми, скуп на эмоции.
  5. Лежа на животе не приподнимается, не опирается на ручки.
  6. В вертикальном положении не упирается в поверхность ногами.

Видео

Каждая мама обязана знать о тех изменениях, которые происходят с ребенком на каждом этапе его развития. Ведь мама должна быть осведомленной об особенностях роста, чтобы в случае каких-то несоответствий сразу же обратиться к врачу. В этой статье подробно описано развитие ребенка 4-5 месяцев. На данном этапе с малышом происходит множество изменений, о которых стоит поговорить.

Примерно на четвертом месяце жизни происходят изменения пропорций головы и тела. Последующие два месяца - период стремительного роста внутренних органов. Именно этим и объясняется изменения в телосложении. Вместе с тем происходит быстрое развитие органов зрения и слуха. Поэтому детки этого возраста падки на яркие и звонкие погремушки. В этом возрасте уже можно привлекать малыша к различным играм, направленным на развитие тактильных ощущений, физическое развитие, а также развитие слуха.

Малыш в четыре месяца уже может держать головку, лежа на поверхности. Он старается поднять тельце и удержать его несколько секунд на весу. А в пять месяцев ребенок уже может держать корпус в приподнятом положении около минуты. Детки в этом возрасте на удивление поворотливы. К примеру, малыш может с живота перевернуться на спинку и вернуться в исходное положение без соучастия родителей. Больше всего они любят лежать на животике, так как в такой позе им удобно наблюдать за окружающим миром.


На данном этапе развития ребеночек выдает первую улыбку, учится распознавать прикосновение рук родного человека, издает первые звуки с окрасом определенной интонации, ищет способы привлечь к себе внимание. Кроме того, если ребенка на руки возьмет кто-то незнакомый, он вполне может расплакаться по причине того, что не знает этого человека. Ведь ребенок уже успел запомнить запах, голоса и лица родителей. Теперь, когда малыш плачет, он добавляет в свой плач определенные звуки по типу «агу-агу» - так он зовет маму, по-своему общается.

Нередко на этом этапе развития у некоторых деток начинают стремительно расти волосы, которые в последствие становятся густой шевелюрой. До года, пока не зарастет родничок, стричь малыша не рекомендуется. А вот с ноготками ситуация другая - их регулярно необходимо подрезать, дабы малыш не поцарапал себя.

За месяц в среднем ребеночек набирает вес примерно 600-750 граммов, рост же увеличивается на 2-3 сантиметра. Обхват головы уже меньше обхвата груди, поэтому телосложение малыша становится более пропорциональным.


На четвертом месяце жизни малышу все еще достаточно грудного молока. Помимо молока ему следует давать пить еще и прокипяченную водичку. В случае если молока не хватает, можно начать давать ему смеси для вскармливания. На четвертом месяце уже можно кормить малыша прикормом, пюре. Однако перед этим необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром.

Поэтому будьте очень внимательны и наблюдательны. Следите за тем, чтобы игрушки были без мелких деталей, которые ребенок мог бы потянуть в рот. В этом возрасте малыш держит ушки на макушке, прислушиваясь к каждому новому звуку, доносившемуся из телевизора, игры или за дверью.

Четыре месяца – один из переломных периодов в развитии ребенка. Адаптация к окружающей среде к этому возрасту заканчивается, врожденные рефлексы вытесняются осознанными действиями, но вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца остается насущным для многих пап и мам.

Развитие ребенка в 4 месяца

Четырехмесячный ребенок продолжает активно познавать собственное тело и совершенствовать навыки по его освоению.

Двигательные навыки

  1. В этом возрасте уже должен быть сформирован первый физиологический изгиб позвоночника – шейный лордоз. Внешне это проявляется уверенным удерживанием головки.
  2. По мере развития второго изгиба малыш становится подвижнее, приподнимает головку из положения лежа на спине и на животе, может опираться на предплечья.
  3. Большинство детей уже осваивают все варианты поворотов тела: на спинку, на животик, на бочок и в горизонтальной плоскости.
  4. Некоторые особо шустрые детишки используют новые навыки для перемещения в избранном направлении или даже предпринимают попытки ползать.
  5. Не исключено, что маленький человек может попытаться сидеть или даже вставать, хватаясь и подтягиваясь за прутья кроватки, но в столь нежном возрасте это навыки необязательные и довольно редкие.

Важно! Нельзя сажать и ставить малыша до тех пор, пока он сам не начнет пытаться это делать. Фиксировать сидячее положение тоже не нужно: способность сесть и способность удерживать тело в этом положении – разные вещи, малыш сам меняет позу, ориентируясь на собственные ощущения.

Отношение к новым возможностям собственного тела тоже очень разное. Ребенок может начать применять их при каждом подходящем случае и бурно протестует против попыток сдерживать его активность, но бывает и наоборот. Убедившись, что у него все получается, маленький мыслитель погрузится в длительные размышления о том, стоит ли заниматься «этими глупостями». Между фактическим освоением навыка и его активным практическим применением может пройти несколько недель или даже месяцев.

Темпы физического развития ребенка очень индивидуальны: кто-то развивается, будто сверяясь с учебником педиатрии, кто-то движется по собственному, порой очень нестандартному графику. Может быть так, что грудничок уже предпринимает попытки сидеть и ползать, но не умеет переворачиваться и обучается этому намного позже средних сроков. Если малыш совершенно здоров, волноваться не стоит. Так же не стоит сравнивать навыки ребенка с навыками любого другого ровесника, включая родных сестер и братьев и, тем более, не стоит во что бы то ни стало, пытаться форсировать события.

Важно! Принципиальных различий в развитии девочек и мальчиков в этом периоде еще нет. Темп развития малыша в большей степени зависит от состояния здоровья, наследственности и маминого внимания.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Зрение малыша постепенно обостряется, и мир вокруг становится шире. Ребенок уже способен четко различать объекты, находящиеся на расстоянии более метра и фокусировать взгляд на особо интересных деталях. В этом возрасте детки начинают различать разные оттенки знакомых цветов, сознательно рассматривают детали обстановки. Смена обстановки, появление новых предметов в детской вызывает бурные эмоции. В этом возрасте малышу уже можно начинать показывать книжки с крупными яркими рисунками.
  2. Хватательный рефлекс замещается сознательным выбором, захватом и пока неловкими манипуляциями с заинтересовавшим предметом. Малыш берет игрушку, «пробует на зуб», трясет, рассматривает ее. Очень правильное решение – предложить крохе резиновые игрушки-пищалки.
  3. Младенцы уже улавливают простейшие причинно-следственные связи и запоминают последовательность действий. Например, при переодевании ребенок может «подать» маме чистый подгузник или что-то из одежды. Такие действия можно и нужно поощрять, обращаться к малышу с просьбой, хвалить, если у него получится ее «выполнить». Наличие обратной связи стимулирует физическое, психическое и интеллектуальное развитие малыша, обогащает его пассивный словарный запас.


Речевое развитие

  1. Четырехмесячный младенец хорошо различает привычные звуки, активно реагирует на них, мелодично «подпевает», произнося нараспев отдельные слоги.
  2. В этом возрасте проявляются первые попытки имитировать мимику и интонации взрослых. Детки экспериментируют с интонацией и тембром голоса, подолгу повторяют одни и те же слоги.
  3. Груднички уже могут вступать в диалог, в ответ на сказанное мамой издают разные звуки. Чем больше мама разговаривает с ребенком, тем активнее идет становление речи.

Эмоциональное развитие

  1. В четыре месяца маленький человек открывает для себя новые способы коммуникации, спектр эмоций резко расширяется. Детки выражают свое отношение к происходящему изменением интонации или каким-то специфическим звуком, улыбкой, активными движениями. Смех – реакция не обязательная для этого возраста и если кроха уже умеет смеяться, это считается опережением развития.
  2. Один из признаков нормального развития маленького человека – эмоциональная двигательная реакция на музыку. Услышав любимую мелодию, малыш размахивает ручками и ножками, смеется или издает другие звуки. Такую же реакцию вызывает голос мамы или папы.
  3. Люди, которых ребенок видит редко, воспринимаются им как незнакомцы, даже если это родная и горячо любящая бабушка. На гостей дети реагируют по-разному: кто-то охотно идет на ручки практически к любому человеку (в присутствии мамы, разумеется), кто-то избирателен, кто-то воспринимает любые проявления внимания со стороны третьих лиц в штыки. Как ни странно на первый взгляд, но мнение маленького человека нужно уважать и дать ему время привыкнуть к незнакомцу.
  4. Малыш уже реагирует на отражение в зеркале, может корчить рожицы собственному отражению. У него проявляются первые признаки чувства юмора – ребенка уже можно рассмешить.

Удивительно, но в таком юном возрасте человек уже способен запоминать особо яркие или повторяющиеся события. Известны случаи, когда в возрасте двух-трех лет дети довольно подробно описывали отдельные эпизоды своего грудничкового детства.

В первые годы жизни физическое и психическое развитие может происходить неравномерно: прорывы в одной из сфер иногда притормаживают развитие другой. Это может быть заметно еще с трехмесячного возраста, однако со временем наметившиеся разрывы выравниваются.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

Как заниматься с ребенком

Процесс развития ребенка идет постоянно, с самого рождения, поэтому немаловажно уделять время разнообразным занятиям и играм с малышом, включая их в повседневное общение.

Пальчиковые игры

Кроме простейших пряток за пеленкой досуг можно разнообразить пальчиковыми играми.

Игрушки

Для развития волевой сферы и координации движений маленькому человечку можно предлагать взять сразу две разные игрушки. Малышу можно показывать, как скатывается по наклонной плоскости игрушка на колесиках. Такие игры стимулируют развитие логического мышления. В этом возрасте уже можно пробовать использовать для развития ребенка развивающие коврики.

Волшебные мешочки

Очень важное значение имеют тактильные ощущения. Для малыша можно сшить небольшие мешочки из разных материалов и наполнить их разными видами круп. Исследование материалов разных фактур развивает мелкую моторику, что в дальнейшем ускорит становление речи.

Обогащение словарного запаса через общение

Пассивный словарный запас ребенка постоянно пополняется и чем больше с ним разговаривать, тем быстрее малыш начнет понимать маму. При переодевании, кормлении можно и нужно комментировать свои действия, называть задействованные предметы или части тела. В обращениях к малышу желательны немного утрированные интонации и эмоции, а также четко выраженные паузы между фразами. В четыре месяца маленький человек уже способен «поддерживать разговор», издавая определенные звуки и сочетания звуков. Малыша можно просить показать, где находятся любимые игрушки, определенные части тела, хорошо знакомые предметы и обязательно хвалить его, когда ему удается правильно отреагировать на вопрос.

Прослушивание музыки

Очень полезно прослушивание детских песенок и классической музыки, игры с имитацией разных звуков. Если ребенок издает какие-либо звуки, мама может их повторять, строя диалог с малышом.

Если что-то пошло не так

Молодым мамам рекомендуется вести дневниковые записи и фиксировать достижения малыша. Во-первых, по записям проще сориентироваться, насколько соответствует возрасту развитие крохи и при необходимости вспомнить важные детали. Следует заметить, что педиатры очень не любят нестандартные варианты становления тех или иных навыков у детей и официальные записи в карточках не всегда соответствуют действительному положению вещей. Во-вторых, эти записи через годы и десятилетия подарят массу милых воспоминаний.

Если у малыша никаких патологий нет, но он чего-то еще не умеет, это еще не повод для паники. Иногда в таких случаях бывает достаточно уделить ребеночку немного больше внимания.

  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • отсутствие реакции на звуки и приближение родителей;
  • отсутствие ярко выраженных эмоций;
  • блуждающий взгляд и нескоординированность движений глаз;
  • улыбка, не связанная с происходящим;
  • пониженная двигательная активность;
  • неспособность удерживать головку;
  • отсутствие гуления.

Если за малышом замечен хотя бы один симптом из списка, нужна консультация педиатра. Лучше убедиться, что проблема сравнительно легко корректируется и вовремя устранить ее, чем упустить ранние признаки серьезных патологий.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца - интересуются молодые родители. Их беспокоит возможное отставание в развитии. Каждый малыш уникален. Он имеет свой собственный путь развития. Но существуют контрольные точки, определяющие норму. Отклонение от них - повод обратиться к врачу для получения корректирующего лечения. От родителей требуется следить за развитием крохи и помогать ему. Именно совместные усилия приведут к желаемому результату: малыш вырастет здоровым и счастливым.

Физиология - первый из оцениваемых показателей развития малютки. При контрольном посещении педиатра сначала проводятся взвешивание и измерение роста.

Вес и рост

В 4 месяца малютка значительно прибавил в весе и росте. По усредненным нормам, вес в 4 месяца должен находиться в пределах 6,5-6,9 кг. При этом за месяц кроха набирает 600-800 г. Рост крохи в этом возрасте составляет 62-63 см. За месяц малютка вытягивается на 2,5-3 см. Кроха становится физически более активным: ему больше не страшны колики, мучавшие в первые месяцы жизни.

Длительность сна

Кроха в 4 месяца спит от 12,5 до 15 часов в сутки. Часть сна малыш проводит на улице (при хорошей погоде). Но его активность повышается. Увеличиваются периоды активного бодрствования. В это время рекомендуется играть с ребенком и делать упражнения.

Активность ребенка

Основное время малыш пока еще лежит. Но уже появились новые движения. Кроха начинает:

  • подолгу держать головку, находясь на руках у взрослого;
  • поднимать головку и удерживать ее в положении лежа на животике;
  • поднимать головку из положения лежа на спинке;
  • пытаться опираться на локти в положении лежа на животике;
  • поворачиваться со спинки на животик и обратно;
  • брать понравившуюся игрушку и класть на место.

Иногда, лежа на спинке, кроха сгибается уголком, будто пытается сесть. Но усаживать его еще нельзя: требуется подождать, пока малютка самостоятельно освоит этот навык.

Правильный уход - залог здоровья

С появлением крохи жизнь семьи кардинально меняется. Новорожденный малютка требует особого ухода. Кормления, прогулки - все четко расписано по часам.

А четырехмесячный малыш требует не только соблюдения всех правил распорядка, но и эмоционального участия домашних.

При этом не следует торопить события: некоторые упражнения с ребенком делать рано. А грамотное выполнение других поможет крохе интенсивно развиваться.

Купание и прогулки

В 4 месяца ребенку обязательно следует бывать на свежем воздухе. Гулять с крохой рекомендуется дважды в день. Продолжительность прогулки - 2 и более часов. При этом важно учитывать характер погоды. Во время сильного ветра, дождя или мороза требуется отложить прогулку и остаться дома.

Пока еще кроха на улице спит. Поэтому перед выходом следует покормить малютку: так он поспит подольше. Для прогулки следует выбирать места вдали от дорог и предприятий. Идеально подходят парки и городские скверы. Купать карапуза рекомендуется за 30-60 минут до ночного сна. В это время следует избегать активных игр и громких разговоров. Малыш должен подготовиться ко сну.

Питание грудничка: можно ли вводить прикорм?

Педиатры считают: следует начинать докармливать малютку не ранее 4-го месяца жизни и не позже 6-го. Малюткам на искусственном или комбинированном вскармливании рекомендуется давать соки. Их пищеварительная система готова к получению дополнительного питания.

Крохам на грудном вскармливании рацион пока не расширяют. Перед началом прикорма рекомендуется получить консультацию участкового педиатра.

Распорядок дня

Для здорового развития требуется соблюдать режим. Его следует придерживаться каждый день. Распорядок жизни четырехмесячного крохи должен включать:

  • пробуждение от ночного сна;
  • утренние процедуры;
  • кормление;
  • активные игры, гимнастику;
  • первый сон;
  • кормление;
  • игры, массаж;
  • прогулка и сон;
  • возвращение с прогулки, кормление;
  • игры;
  • игры с мамой;
  • кормление;
  • купание;
  • ночной сон.

Часы мамочка устанавливает самостоятельно. Это зависит от характера и предпочтений крохи и ее собственных.

Какие навыки осваивает малыш

За первый год жизни малыш проходит огромный путь в своем становлении. Четвертый месяц - важный этап для малютки и его семьи. Важно знать контрольные точки показателей развития.

Психологическое развитие младенца в четыре месяца

Оценить развитие ребенка невозможно без анализа его психологических показателей.

Зрение

Кроху интересуют все движущиеся или яркие предметы. Он останавливает на них взгляд и следит за их перемещением. В 4 месяца малыш узнает лица близких. Он улыбается, если в комнату входит мама.

Слух

Малютка интересуется приятной музыкой, улыбается, если слышит веселую мелодию. Он уже различает членов семьи по голосам. Не оборачиваясь, определяет, кто вошел в комнату.

Речевое

Кроха начинает петь. Он издает протяжные звуки, подолгу прислушиваясь к их звучанию. Губы и язык пока в таком разговоре не участвуют.

Физическое развитие

Вес малыша увеличился почти на 3 кг. Появились новые возможности для движения.

Захват предметов

Кроха может взять интересующую его игрушку, рассмотреть и положить ее на место. Большой пальчик в захвате пока не участвует. Скользкие и тонкие предметы малютка ухватить не может.

Перевороты

Малютка переворачивается со спинки на животик и обратно. В положении лежа он подолгу держит головку.

Подготовка к ползанию

Если мамочка плотно прижмет стопы лежащего на животике крохи, он попытается оттолкнуться и продвинуться вперед. Движение происходит рефлекторно. Но при регулярном упражнении малыш быстрее начнет ползать.

Эмоциональное развитие

В 4 месяца поведение малютки сильно отличается от поведения предыдущих месяцев. Внимательные родители должны знать контрольные точки эмоционального развития.

Эмоции

В 4 месяца кроха испытывает сильные эмоции. Он способен:

  • радоваться;
  • огорчаться;
  • удивляться;
  • проявлять интерес.

Чувства эти сильные, но кратковременные. Основные способы проявления - плач, радостный крик, дрыганье ручками и ножками, улыбка. Некоторые детки начинают смеяться. Посторонним людям бывает иногда сложно понять, что испытывает малыш.

Рефлексы

У крохи начинают угасать некоторые рефлексы. Он перестает:

  • отталкиваться при ощущении опоры под стопами в положении лежа на животике;
  • захватывать вложенный в его ручку палец взрослого;
  • вскидывать ручки и делать попытки обхватить себя при резком звуке, ярком свете.

Но появляется еще один рефлекс. Кроха поднимает туловище из положения лежа на животе и старается удержаться.

Социальные проявления

Кроха начинает общаться с членами своей семьи. Он с интересом слушает ласковую речь, отвечает гулением. Родителям следует подолгу разговаривать с крохой. Малыш часто не хочет общаться с незнакомыми людьми. Он отворачивается, плачет. Взрослым следует подождать, пока карапуз успокоится и привыкнет к ним.

В 4 месяца малыш знает все движения, совершаемые мамой: он может ухватить и подать ей одежду, подгузник . Эти навыки рекомендуется ласково поощрять.

Развитие мелкой моторики

Карапуз начинает развивать мелкую моторику. Он с интересом рвет или сминает шуршащую бумагу, ощупывает игрушки с фактурной поверхностью. Важно давать безопасную бумагу, следить за тем, чтобы малютка не брал ее в рот.

Различия в развитии мальчиков и девочек

В 4 месяца по физическим показателям мальчики чуть-чуть опережают девочек. Но психоэмоциональное развитие в этом возрасте у малюток женского и мужского пола идет одинаково.

Как помогать малышу развиваться

Члены семьи должны помогать четырехмесячным малюткам правильно развиваться. Торопить события не рекомендуется. Но совместные игры, массаж, гимнастика не только поможет деткам, но и укрепит отношения в семье.

Игры с ребенком

Как играть с крохой в 4 месяца - вопрос актуальный. Малыш подолгу проводит время на детском коврике. Он рассматривает картинки, нажимает клавиши и слушает издаваемые звуки. Важно разместить коврик в безопасном месте на полу, подальше от острых углов мебели. Малышу интересны «Ладушки», «Сорока-ворона». Он охотно слушает песенки, стихи, особенно в исполнении мамочки.

Играть с крохой можно в любое время, когда он бодрствует. Но за 30-60 минут до укладывания активные игры рекомендуется прекратить. Малыш должен успокоиться для здорового крепкого сна.

Массаж

Можно попросить врача назначить укрепляющий массаж. Его проводит медсестра. Но гораздо важнее массажировать кроху самой маме. Полезно совмещать массаж с гимнастикой. Делать процедуры рекомендуется после того, как малыш проснется, и перед купанием вечером.

Массировать тельце следует обязательно теплыми руками.

Важно при этом ласково разговаривать с крохой. Малышу нравятся веселые стихи, песенки, потешки. Темп речи должен совпадать с движениями рук мамочки. Вечерний массаж отличается от утреннего. Его не следует совмещать с гимнастическими упражнениями. Движения рук должны быть медленными, голос мамы - тихим, стихи и песенки - спокойными.

Упражнения с крохой

Для 4-месячного ребенка обязателен комплекс развивающих упражнений. Для полноценного развития крохе необходимы различные тактильные ощущения. Малыш с удовольствием изучает поданные мамой фактурные поверхности.

Во время упражнений маме обязательно общаться с крохой. Требуется называть предметы, повторять слова с четкой артикуляцией. Полезно брать малютку на ручки, поглаживать его по спинке, танцевать с ним. Ребенок ценит такое общение. Малыш интересуется красивыми картинками в книжках. Мамочка должна разделить его восторг. Карапуз должен чувствовать любовь и заботу близких.

Какие игрушки подходят в данном возрасте

Не следует безжалостно избавляться от старых погремушек: они еще интересны крохе. Но требуется дополнить их новыми:

  1. Малютка с интересом подолгу изучает прорезыватели: их можно ощупывать пальчиками и кусать деснами.
  2. Шуршащая бумага развивает мелкую моторику и дополняет тактильные ощущения.
  3. Мячики из ткани удобно брать. Их можно катать и кидать. При случайном падении они не нанесут вреда.
  4. Полезно играть мешочками из плотной ткани с наполнителями. В мешки можно зашить крупы или пуговицы.
  5. В 4 месяца крохе можно читать книжки из ткани и пластика. Они имеют яркие иллюстрации. При желании книги можно погрызть, а потом вымыть с мылом.
  6. Для купания подойдут пищащие уточки, рыбки, яркие кораблики. Малютка с интересом ловит их ручками.

Перед тем как дать ребенку новую игрушку, следует ознакомиться с информацией о рекомендуемом возрасте. Нельзя допускать, чтобы малютка играл предметами с мелкими острыми деталями: они могут быть опасны для него. Все игрушки следует содержать в чистоте. Это необходимо для предотвращения заболеваний малютки.

В настоящей статье мы рассмотрим, чем отличается ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь, какие эмоции он уже способен испытывать. Ведь очень часто, глядя на малышей, мы задумываемся: а о чем же они думают, как они видят наш мир?

Приветствую вас уважаемые читатели. В прошлой статье мы подробно разбирали тему . Для малышей до года каждый месяц ‒ это огромный шаг. За такой короткий промежуток времени, который взрослые даже не замечают, кроха овладевает большим количеством новых навыков, умений, становится все более приспособленным к миру. И это действительно так: незаметна разница между человеком в 30 лет и в 35, а вот между человеком в 3 месяца и в 4 ‒ практически пропасть.

Зачем нужно следить за развитием ребенка

Малыши, наряду с котятами, однозначно входят в топ-3 самых милых милостей на нашей планете . Оттого и не всегда хочется относиться к ним с некой требовательностью, ожидая в определенном возрасте увидеть конкретные навыки и умения. Подкрепляется это мыслью, что каждый человек индивидуален – правильная мысль, конечно, но нельзя ею злоупотреблять. Мол, не умеет ‒ и ладно, научится. В связи с этим вопрос о том, необходимо ли следить за развитием ребенка уже в таком нежном возрасте ‒ с 4 до 5 месяцев ‒ может возникать. Однако ответ на него абсолютно однозначен: да!

За первый год развития крохи, семимильными шагами совершенствуются все органы и системы его организма, и в том числе головной мозг. А это значит, что отсутствие тех или иных умений сулит отставание в развитии в дальнейшем. Каждый новый навык ‒ “трамплин” для следующего. Так, например, переворот со спины на живот, которому ребетеныш научился еще в 3 месяца, ‒ подготовка к ползанию. Задерживая взгляд на игрушке, малыш учится фокусировать внимание, сосредотачиваться на одном предмете или человеке. Таких примеров огромное множество. Именно поэтому так важно наблюдать за тем, как происходит развитие ребенка на 4 месяце жизни.

Развитие ребенка в 4 месяца: девочка и мальчик

Несколько слов хотелось бы сказать о том, что даже в таком крошечном возрасте есть некая разница между представителями разных полов. Разными темпами идет физическое развитие ребенка в 4 месяца: девочка уже в этом возрасте легче, длина ее тела и окружность головы меньшие, чем у мальчишек. Только важно помнить – это правило, из которого, конечно, есть исключения! Развитие ребенка мальчика в 4 месяца может быть правильным, но при этом он будет весить меньше некоторых девочек. Здесь играют роль и индивидуальные особенности, и, само собой, наследственность.

Однако, пожалуй, на этом различия заканчиваются. Из собственно половых отличий ‒ только наружные половые органы. В остальном все процессы развития протекают одинаково. Девочки ничуть не плаксивее мальчиков, а те, в свою очередь, ничуть не смелее . Они одинаково любят яркие игрушки, реагируют на мамин голос, обожают купаться и капризничают, когда остаются в одиночестве. Объясняется это просто: гормональная система еще пока не активна, а ведь именно гормоны во многом ответственны за особенности развития и поведения людей.

Физическое развитие малыша в 4 месяца

Физическое развитие крошки с 4 до 5 месяцев нисколько не замедляется. Ему требуется больше сил, ведь уровень его двигательной активности все повышается.

Важнейшими критериями, которые позволяют оценить правильность развития ребенка, являются росто-весовые параметры. Оценку этих показателей первый раз осуществляют сразу же после рождения человека. Медицинские работники измеряют вес, длину тела, окружности груди и головы. В обязательном порядке заносят эти данные в медицинскую карту новорожденного. В дальнейшем измерения проводят в обязательном порядке каждый раз на приеме у детского врача.

Вес

Весовой показатель является важнейшим значением, отражающим состояние здоровья ребенка. Разумеется, каждый маленький человечек индивидуален. Значения зависят во многом от веса при рождении, наследственности, типа питания.

Так, дети, родившиеся недоношенными, но получающие хороший уход, как раз в этот период “нагоняют” сверстников. Имеющие низкую массу тела при рождении, в возрасте с 4 до 5 месяцев они набирают вес быстрее, чем детки, родившиеся в срок. Часто таким малышам уже в 3 месяца рекомендуют вводить прикорм, что еще больше способствует набору массы. В то же время, возможен вариант, когда ребята еще больше начинают отставать от норматива. Такая ситуация может возникнуть при неправильном питании матери.

Более быстрому набору веса способствует также искусственное вскармливание. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, более высокой калорийностью детских смесей, особенно если речь идет о специальном, лечебном питании (актуально при той же недоношенности). Во-вторых, из соски на бутылочке смесь течет гораздо быстрее, чем из женского соска. Чтобы высосать ее, не нужно прилагать особых усилий, она фактически сама льется прямо в ротик. В связи с этим дети не устают и не останавливаются вовремя.

Если вы заподозрили , обязательно прочтите эту статью. Информация внесет ясность о запорах у малюток, Вы узнаете что делать и как не навредить.

Однако несмотря на все эти факторы, существуют некоторые стандарты. Так, средний вес девочек в этом возрасте от 5600 г до 6500 г. При этом минимальная граница нормы ‒ 5 кг, а максимальная ‒ 7,4 кг. Мальчики, в свою очередь, обычно весят от 6200 г до 7200 г. Нижний порог ‒ 5,4 кг, верхний ‒ 8,6 кг. У моего сына в 4 месяца вес был 7,4 кг.

Кроме того, за 4 месяц жизни кроха должен прибавить около 750 г. Такая значительная цифра обусловлена тем, что малыш, хоть и активно двигается, но еще не ползает. Это значит, что пока не тратится много калорий.

Длина тела

Рост малыша ‒ не менее важный признак его здоровья. Маленькое чудо потихоньку вытягивается, и теперь уже на целых 10 см больше, чем при рождении! Для мальчиков нормальным считается рост в границах от 58,6 до 68,7 см, а для девочек ‒ от 57,6 до 66,4. У моего сына в этом возрасте был рост 66,5 см.


Именно в этом возрасте мы решились на совместный отдых

На данном этапе отставание в росте менее, чем на 10% от нормы, не заслуживает серьезного беспокойства. В иных случаях стоит проконсультироваться с врачом.

Как говорилось в прошлой статье, малыш никому и ничего не должен . В возрасте с 4 до 5 месяцев происходит “закрепление” уже сформировавшихся ранее навыков и появление новых. Малышуля уже с легкостью вертится со спинки на животик и обратно через любой бок. Лежа на животе, он приподнимается уже не только на предплечьях, но и на ладонях. Держать голову он научился окончательно, и теперь с радостью пользуется этим умением, разглядывая все вокруг.

Попытки сидеть

Если вложить крохе пальцы в ладони, обязательно обхватит их. Начал это делать он еще в 3 месяца, однако теперь он усовершенствовал этот навык. Если потянуть руки к себе, маленький спортсмен будет все также крепко держаться. В результате произойдет подъем его корпуса на выпрямленных руках. Когда такое действие происходит впервые, ребеныш может испугаться, ведь такое положение ему непривычно. Однако уже через пару раз он войдет во вкус и потихоньку сам начнет “просить” о таком развлечении. Просьба его заключается в легком потягивании рук на себя, как только в его ладошках окажутся Ваши пальцы.

Однако будьте осторожны! Малыш, хоть и пытается уже садиться, сделать этого еще не может. Мышцы спины развиты недостаточно, и сажать его пока рано. Не стоит обкладывать его подушками, предупреждая заваливание.

Развитие ребенка в 4 месяца доктор Е.О. Комаровский характеризует как категорически недостаточное для посадки!

Другие умения

Захватывает дитё не только пальцы мамы, но и игрушки. Несмотря на то, что ладошки его практически все время раскрыты, он с удовольствием сжимает предметы, если их давать в руки. Теперь он может взять погремушку, не только зажав ее между двумя ладонями, но и в одну руку. Держать он умеет ее почти полминуты, может внимательно на нее смотреть. Обязательно попробует ее на вкус, познакомившись с ней через губы и язычок. Постарается засунуть ее в рот полностью (поэтому никаких мелких игрушек и отваливающихся деталей!).


Пока слоненок “поет” песенку, мой сыночек пробует его на вкус

Более того, крошка знает, что делать, чтобы погремушка издавала звук. Таким образом, он начинает осознавать связь между своим действием и “активностью” предмета в его руках.

Но лучшей игрушкой для него остаются собственные ручки. Он обязательно запихает их в ротик. Кроме того, теперь он умеет сосать только один палец. Малыш с удовольствием хлопает в ладоши, перебирает пальчиками, трогает свое лицо и лица членов семьи.

Если, держа ребенка на руках, “поставить” его на горизонтальную поверхность, он будет упираться пальчиками ног, пытаться отталкиваться, передвигать ножками.

Поведение при кормлении

Маленькое чудо уже осознает, что в бутылочке или в маминой груди находится еда. Он поддерживает руками и то, и другое во время кормления. Когда он пьет из бутылки, его ручки всегда на ней. К концу 4 месяца он, может быть, даже сможет самостоятельно удержать полупустую бутылочку в руках. Однако это действие происходит не совсем осознанно, и не продлится дольше 3-5 секунд.

Развитие зрения

Глазное яблоко ребенка неустанно развивается. К концу 3 месяца он научился различать желтый, зеленый и красный цвета, к 4 постепенно начинает различать синий. Крохотуле нравятся яркие предметы. При этом моноцветные вещи он различает лучше, чем те, в которых цветов много. В то же время слишком яркие, практически кислотные игрушки быстро утомляют зрительный нерв. В связи с этим в таком нежном возрасте не советуют использовать игрушки с лампочками, мигающие несколькими цветами. Гораздо лучше, если в предмете будет присутствовать звук.

Следит глазами за движущимися предметами, ищет их, если убрать из поля зрения. Понемногу понимает, что за спиной у мамы вещи не исчезают, пытается заглянуть в поисках игрушки, которую забрали. Если крошка долго играл с каким-то предметом, потом его убрали, а затем снова ему показали, малыш узнает эту вещь.

Развитие слуха

Теперь Ваше солнышко умеет находить источник звука, даже если его не видит. Стоит только потрясти звонкой погремушкой вне поля зрения крохи, и через пару секунд он повернет голову в Вашу сторону. Расстроится, если не обнаружит источник звука, в особенности, если он знакомый (например, знакомая песенка).

По-разному реагирует на веселую и спокойную музыку. Выдает комплекс оживления на бодрые песни, пытается подпевать, активно машет ручками и ножками. В то же время, внимательно слушает спокойную музыку.

Узнает голоса родителей и членов семьи, даже если их не видит. Если его позовут мать или отец, повернется на зов даже в комнате, наполненной звуками. Если к нему обращается незнакомый голос, а малыш при этом не в полной тишине, может никак на него не среагировать.

Малыш боится громких неприятных звуков. Хуже реагирует на высокие тона, чем на низкие, которые действуют на него успокаивающе. Может испугаться человеческого крика, лая собаки. Кроме того, вполне различает на слух эмоции, так что скандалы и ссоры заставляют его беспокоиться и плакать.

Итак, ребенок 4 месяца: развитие, что должен уметь?

  • Переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподниматься на ладонях с живота, держаться так несколько минут;
  • захватывая ладошками пальцы мамы, подниматься на руках;
  • захватывать ручками игрушки, удерживать их, трясти погремушки;
  • оборачиваться на источник звука;
  • хлопать в ладошки;
  • отличать более яркие игрушки от блеклых;
  • придерживать руками грудь мамы или бутылочку во время кормления.

Познавательное развитие

Сразу после информации о зрении и слухе хотелось бы поговорить о познавательном развитии. Ваша кроха, поскольку различает теперь цвета, может выделить игрушки более и менее яркие. Он узнает их, выделяет любимые (обычно те, что ярче). Маленькому человеку нравятся вещи необычной формы, он может вертеть их в руках, трогать пальчиками, изучая изгибы и уголки. Пока малыш не понимает, как именно отличаются игрушки, однако по-разному реагирует на большие и маленькие вещи.

Особое удовольствие ему доставляют предметы звучащие. Он с большим удовольствием будет играть с “шумелками”, чем с молчаливыми вещами. Потихоньку он запоминает, какой именно звук издает та или иная игрушка, выделяет те, которые ему нравятся. Так у моего сына, в данном возрасте, любой игрушкой была улитка, издающая несколько звуков, умеющая катиться и имеющая небьющееся зеркало.


Эта улитка осталась любимой игрушкой сына до года

Как развить малыша в 4 месяца? Над кроваткой обязательно должен быть мобиль, причем теперь игрушки должны висеть ниже. Если малыш никак на них не реагирует, покачайте их. Пусть движение сопровождается звуком.

Покажите сыну или дочке, как извлечь из игрушки звук. Обратите внимание, что это должно быть просто (помахать погремушкой, нажать на большую кнопку, ударить игрушкой о поверхность). Через некоторое время он научится “озвучивать” предмет самостоятельно.

Социальное развитие

Как уже упоминалось, ребетенок узнает маму и папу, других членов семьи, которых видит чаще остальных. Однако если мама сменит прическу или цвет волос, наденет темные очки или широкополую шляпу, малыш может не признать ее. Поэтому в первые полгода лучше обойтись без смены имиджа, чтобы малыш лучше запомнил внешний облик матери и привык к нему.

Он все чаще улыбается, теперь умеет и смеяться в голос. Обычно такую реакцию вызывает смех мамы (груднички ‒ маленькие обезьянки, копируют эмоции смотрящих на них). Малыш может засмеяться увидев яркую погремушку, в процессе активной игры с ним, при виде другого ребенка. Особым пунктом стоит выделить его “диалог” с мамой. Если она активно повторяет за ним звуки, малышуля обязательно засмеется. А вот ласковый спокойный разговор вызывает гуление.

Спектр эмоций, которые может испытывать маленькое чудо, постепенно расширяется. Теперь можно понять, когда ему весело, приятно, грустно или одиноко. Хорошо выражена обида: если у ребенка в возрасте двух месяцев забрать погремушку, не факт, что он даже это заметит. Теперь же малыш знает, что у него она была, а теперь-то нет! Обида выражается “скуксиванием”, недовольным гулением, а затем пронзительным плачем. Умеет дитё капризничать, просить внимания.

Кроха понимает, когда говорят с ним, когда ‒ о нем. Откликается на свое имя, пытается повторить его. В ответ на произнесение имени развивается комплекс оживления ‒ малыш понимает, что с ним общаются, и его это очень радует. Он машет ручками и ножками, вовсю улыбается, весело взвизгивает, смеется. Ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь? Откликаться на добро добром.

Такое поведение теперь может развиться и в отсутствии “человеческого раздражителя”. Речь идет о том, что крошка, даже находясь в одиночестве, время от времени начинает активно двигаться, гулить, разговаривать. Провоцируют такую реакцию игрушки, звуки, домашние животные, если таковые есть.

Реакция на незнакомцев усиливается к 5 месяцу жизни. Маленький человек начинает бояться посторонних, морщиться, плакать, особенно когда не видит маму. В то же время в ее присутствии хорошо “идет на ручки” к людям, особенно если те не вызывают опаски. С недоверием маленькие дети относятся к человеку, от которого исходит резкий запах (парфюм, алкоголь).

Как общаться с малышом?

Детки всегда имитируют мимику родителей, особенно мамы. Поэтому так важно появляться перед малышом с улыбкой: он тоже будет улыбаться в ответ. Младенец это уже умеет.

Александр смеется от вида звенящих перед ним ключей

При разговоре с Вашим крохой старайтесь не пугать его. Не издавайте слишком громких звуков, не кричите на ребенка, даже если Вы очень устали. Лучшим способом показать свое недовольство его поведением является серьезная интонация. Груднички очень чутко чувствуют настроение родных. Если человек рядом улыбается, то в ответ от ребенка получит громкий смех. Если же он злится или сердится, то и малыш будет беспокоиться, плакать.

“Язычковый язык”

Во-первых, игры с собственным язычком ‒ это невероятно важный этап предречевых тренировок. Ребеныш готовит эту мышцу своего тела к совершению определенных движений. Кроме того, во многом факт высовывания языка грудничками обусловлен “выталкивающим рефлексом”. Это свойство не дает детенышу поперхнуться собственной слюной, которая в изобилии. Факт наличия этого рефлекса означает, что он еще не готов к принятию пищи с ложки. В то же время, многие педиатры и детские психологи утверждают, что это своеобразный способ общения.

Маленькие дети, обнаружив, что какое-то действие веселит близких, обязательно будут его повторять. Так, впервые высунув язычок, дитё увидит, что мама засмеется. И непременно начнет делать это чаще, чтобы увидеть положительные эмоции близкого человека.

Когда малыш голоден, или перед кормлением, он зачастую облизывает губки, высовывает язык, начинает причмокивать. Аналогичные действия он производит, когда видит, что кушают другие люди.

Вместе с тем, постоянно высунутый язык, особенно в сочетании с беспокойством, может говорить об образовании язвочек или других повреждений во рту.

Другие причины, по которым кроха высовывает язык:

  • высокая температура тела или воздуха в комнате (да-да, прямо как собачка);
  • жажда;
  • инородное тело (волосок, пылинка с постельного белья и т.д) во рту.

Многие родители беспокоятся: высунутый язык ‒ признак недоразвитости лицевых мышц. Считают, что здоровый ребенок в 4 месяца имеет достаточное развитие, что должен уметь прятать язычок. Однако только один этот фактор не должен вызывать паники! Деток с такой патологией видно по амимии лица, отсутствию на нем эмоций.

Еще один распространенный страх ‒ врожденный гипотиреоз (недостаток гормонов щитовидной железы). Действительно, слишком большой, не помещающийся в ротовой полости язык может быть признаком этого заболевания. Однако в этом случае будут и другие симптомы:

  • отклонения от весо-ростовых норм;
  • желтуха;
  • задержка психомоторного развития;
  • сухость кожи;
  • излишняя бледность;
  • осиплость голоса.

Речевое развитие

Ребенок в 4 месяца ‒ развитие речи, что должен уметь произносить? Во-первых, это все гласные звуки, сливающиеся зачастую в забавные сочетания. Кроме того, малышуля уже умеет произносить подобие звуков “п”, “б”, “м”. Разобрать их в лепетании младенца достаточно сложно, однако появление большего количества согласных заметно.

Как развить ребенка в 4 месяца?

  1. Мама должна больше разговаривать с ребенком, показывая на предметы, озвучивать их названия. Пока у крохи не сформировалась система название-предмет, однако слова он начнет запоминать.
  2. Чаще называйте ребенка по имени, а себя “мама” или “папа”. Показывайте ребенку его отражение в зеркале, произносите его имя.
  3. Нужно стараться повторять за малышом. И тогда он тоже начнет повторять за Вами.
  4. Чтобы спровоцировать ребенка на самостоятельную речевую активность, стоит каждый день, подходя к нему, сразу начинать разговаривать. А потом, через некоторое время, подойти молча. И тогда Ваше солнышко первым с Вами “заговорит”.

Питание ребенка

Оптимальным вариантом, который обеспечит, чтобы ребенок в 4 месяца имел хорошее развитие и умел все, что должен уметь, является грудное вскармливание. Ведь именно материнское молоко содержит все необходимые вещества и элементы. Оно способствует развитию как физическому, так и эмоциональному. Кроме того, если желудочно-кишечный тракт малыша здоров, то и настроение, и “работоспособность” у него выше.

Детки в нежном возрасте часто страдают коликами. К возрасту 4 месяца они могут пройти, но это, к сожалению, не является правилом. Зачастую дискомфорт в маленьком животике продолжается и до полугода.

Введение прикорма в 4 месяца деткам, находящимся на грудном вскармливании, преждевременно. Организм крохи еще не готов воспринимать новую пищу и, скорее всего, ответит на нее аллергией либо непереносимостью.

Однако в некоторых случаях введение дополнительных продуктов назначают уже в возрасте 3 месяцев, например, при недоношенности. В этом случае к концу 4 месяца в меню малыша может быть каша трех видов (без коровьего молока, при условии переносимости). Кроме того, два или три вида монокомпонентного овощного пюре (идеальное сочетание ‒ кабачок, брокколи, тыква). В 4 месяца можно ввести картофельное пюре, приготовленное самостоятельно. Если не запрещает педиатр, то возможно введение фруктового сока.

В исключительных случаях (критический недобор массы) только педиатром может быть назначено введение мясного прикорма ‒ мясных пюре или даже куриного бульона. Лучше всего использовать готовые мясные пюре (курица, индейка). Готовить этот прикорм дома не рекомендуют в силу высокого риска работы с некачественной мясной продукцией.

Если же говорить о малышах искусственниках, то 4 месяца ‒ самое время для начала прикорма.

Сигналами, свидетельствующими о том, что “точно пора!”, являются:

  • ребенок чаще обычного просит бутылочку;
  • произошло удвоение изначального веса малыша;
  • исчез “рефлекс выталкивания”.

Правила введения прикорма ‒ тема для отдельной статьи. Вкратце основные правила звучат так:

  • давать прикорм можно только здоровым детям;
  • начинать необходимо с 5 грамм любого продукта, постепенно увеличивая объем;
  • нельзя вводить сразу несколько продуктов, дайте возможность организму ребенка привыкнуть к новой пище;
  • нужно повременить, если ребенку планируется ставить профилактические прививки в ближайшие две недели.

Когда нужно начинать волноваться?

Часто родители задаются вопросом: “Ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь?”. Они должны быть готовы к тому, что у их малыша развиты не все навыки. Однако, пожалуйста, не торопитесь паниковать! Ведь каждый человек, даже самый маленький, имеет индивидуальные особенности и темпы развития. И именно Ваш малыш, может быть, уже через неделю научится всему, что “должен”.

Однако замечать и не пускать на самотек отклонения необходимо если:

  • малютка до сих пор не научился переворачиваться;
  • апатичен, не улыбается, не реагирует на маму;
  • совсем не издает никаких предречевых звуков, только плачет;
  • не может держаться за Ваши пальцы;
  • не реагирует на игрушки, не фокусирует на них взгляд.

Так или иначе, каждый грудничок должен ежемесячно посещать педиатра. На приеме обязательно расскажите о Ваших наблюдениях, выразите Ваши опасения. Врач непременно проведет обследование и даст заключение, все ли в порядке, или требуется коррекция. Педиатр может назначить анализы, консультацию более узких специалистов, основным из которых будет детский невролог. Возможно применение витаминных комплексов, переход на лечебное питание, массаж.

Помните, что врач и мама на вопрос о том, какое должен иметь ребенок в 4 месяца развитие, что должен уметь, смотрят по-разному. Врач оценивает не только поведенческие реакции, но совокупность физиологических, психологических, лабораторных показателей. И если в целом картина не вызывает беспокойства, значит, достижение необходимого уровня ‒ только вопрос времени.

Как самостоятельно помочь малышу?

  1. Провоцируйте его на самостоятельную речевую активность.
  2. Чаще говорите с ним, не оставляйте без внимания надолго.
  3. Переворачивайте с животика на спинку и обратно, подталкивайте, поощряйте за успехи лаской.
  4. Постарайтесь заинтересовать кроху игрушками, песенками, картинками.
  5. Не забывайте проводить гимнастику и массаж, пригласите к малышу массажиста для улучшения тонуса мышц или делайте сами.
  6. Приобретайте яркие, звучащие игрушки, чтобы ребенку было легче фокусировать на них взгляд.

Важные моменты

Когда в доме четырехмесячный малыш, жизнь течет по его правилам. Существует несколько важных моментов, о которых родители не должны забывать:

  1. Обязательно держите в чистоте игрушки. Чадо на 4 месяце жизни все отправляет “на экспертизу” в рот: это обязательный этап познания.
  2. Чистой должна быть поверхность, на которой находится малыш. Если Вы опускаете его на пол, то покрытие необходимо мыть или пылесосить ежедневно. Диван следует тоже пылесосить. Можно застелить его чистой простынкой.
  3. Следите, чтобы в детскую кроватку не запрыгивали домашние животные. Это опасно не только заносом инфекции, но и развитием аллергии.
  4. Ни в коем случае не оставляйте ребенка без присмотра вне кроватки, например, на диване. Несмотря на то, что он еще не ползает, кроха с легкостью сможет с него скатиться и удариться.

Помните: каждый ребенок в 4 месяца имеет свое развитие, а то, что должен уметь, определено только общими, усредненными правилами. Самое главное ‒ внимательно наблюдать за своим малышом, давая ему максимум любви и заботы.