Меню

День мёртвых в Мексике. Мексиканский череп: история, необычные факты

Свадьба/Замужество

Мексика - это страна, которую стремятся посетить многие путешественники из разных уголков мира. Мексика дарит своим гостям возможность не только полноценно отдохнуть на великолепных пляжах, но и познакомиться с интересной культурой, древними архитектурными памятниками и необычной кухней. Говоря об этой стране, многие представляют красочный мексиканский череп.

Культурное наследие

Мексиканская культура очень удивляет впервые приехавших сюда иностранцев. Изображения скелетов и черепов преследуют путешественников повсюду. В сувенирных магазинах туристам с удовольствием демонстрируют символы смерти и предлагают купить на память яркие разноцветные черепа или материалы с узором в виде черепов.

Туристов приводят в недоумение манекены в виде скелета, стоящие в магазинах. Ужасные фигуры, ассоциирующиеся с концом жизни, присутствуют на всех национальных праздниках. Чтобы понять это, нужно изучить историческое прошлое государства. И только тогда можно понять, что означает мексиканский череп.

Культ смерти

До прихода испанцев территорию страны населяли ацтеки. В отличие от европейцев, у ацтеков тема смерти не была под строжайшим запретом. Религия этого народа несколько по-другому рассказывала людям о причинах, приводящих душу человека в рай.

Согласно учению, счастье после смерти могут обрести только доблестные воины, погибшие непременно в сражении, или женщины, умершие при родах. Всех остальных, мирно ушедших из этой жизни в преклонном возрасте, ждала встреча с богом Миктлантекуитли. Он появлялся перед умершим в маске в форме черепа и определял его душу на уничтожение. Веря в это, ацтеки еще сильнее любили этот мир и совершали жертвоприношения, тем самым пытаясь задобрить ее величество смерть. Мексиканская культура черепа изучается до сих пор.

Современные жители Мексики почитают смерть, придумывают ей ласковые определения:

  • Черная госпожа;
  • любимая;
  • Святая смерть;
  • невеста.

Праздник Мертвых

Результатом слияния христианской и языческой культур стал праздник Мертвых. Во времена ацтеков проводились поминальные ритуалы. Главных было два:

  • Миккаилуитонтли в честь умерших детишек.
  • Сокотуэтци, посвященный памяти взрослого поколения.

Потом территории завоевали католики и привезли свой праздник - День поминовения усопших, который отмечается 2 ноября, непосредственно после

Постепенно эти праздники совместились, и современные жители Мексики отмечают День мертвых целых два дня в начале ноября. Мексиканский череп часто используется для создания карнавальных сувениров и костюмов.

Многие верят, что 1-2 ноября души умерших близких могут навестить живых. Мексиканцы приходят на кладбище, приносят на могилы подарки, беседуют с душами усопших, вспоминают лучшие моменты из жизни. Но в эти дни нет места печали и скорби.
Люди устраивают различные увеселительные мероприятия, обращаются к Богине Смерти и просят у нее счастья, здоровья и бед врагам. Смерть для них - это не конец жизни.

Символом является Калавера, что в переводе с испанского означает "мексиканский череп". Даже дети не остаются в стороне от этого праздника. Они с удовольствием поедают гробы из шоколада и черепа из сахара.

Татуировки Калавера

В последнее время пользуются большой популярностью татуировки с изображениями символов смерти. Это могут быть:

  • кресты;
  • черепа;
  • змеи;
  • вороны.

Нанесение тату на тело - это не только еще один способ выразить уважение ушедшим навсегда из этого мира людям, поклониться их памяти, но и символ мужества и возрождения. Именно поэтому многие заказывают мексиканский череп. Значение картинки не несет ничего страшного и ужасающего.

Калавера - кто это?

Но на вершине популярности среди тату находится символ дня мертвых - Калавера. изображается в виде девушки, у которой череп вместо головы, цветы вместо глаз. Череп оформляется удивительными узорами, в которых цветочные мотивы занимают не последнее место.

Татуировки с изображением Калавера предпочитают набивать в области груди, бедер или плеч. Также делают сразу две симметричных татуировки, например, на руках и бедрах. Производители одежды тоже часто используют ее изображение. Футболки и майки с черепом в ярких цветах пользуются особой любовью у молодого поколения. Во время карнавала многие девушки наносят маску, изображающую Королеву Мертвых. В Мексике такой наряд особенно популярен.

День мертвых — это традиция, которая зародилась на территории страны еще задолго до прихода туда испанцев-завоевателей. Это самый национальный и очень в Мексике, главный атрибут которого - мексиканский череп. Его любят не только взрослые, но и дети. И многие мексиканцы уверены, что если бы его не существовало, то его обязательно следовало бы придумать.

"Эль Диа де лос Муэртос" (El Dia De Los Muertos), также известный как "День Мёртвых" - это традиционный мексиканский праздник, посвящённый памяти мёртвых. Многие из нас знают, что его атрибутами являются сахарные черепа, красочные костюмы и разрисованные лица. Однако этот праздник является чем-то большим, нежели то, что мы о нём знаем.

Многие могут подумать, что этот праздник является мексиканским вариантом Хэллоуина, однако это будет ошибкой. Единственное, что их объединяет, это, пожалуй, образ черепа. Этот праздник даже не отмечается на Хэллоуин! Конечно, почти в то же время, но это только одно из многих отличий между действующей версией и распространённым восприятием праздника.

В День Мёртвых никто никого не старается напугать и уж тем более никто не переодевается в костюмы персонажей поп-культуры и не ходит от дома к дому, выпрашивая конфеты у незнакомых людей.

Даже несмотря на то, что Хэллоуин отмечается один день в октябре, некоторые начинают праздновать его уже с первого октября, или в начале сентября, если они совсем одержимы этим праздником. День мёртвых же отмечается лишь один раз в месяц.

Как в случае с другими праздниками, многие люди меняют определённые традиции и аспекты празднования, подгоняя их под свой образ жизни и собственное мнение. Это верно и для Дня Мёртвых, но, по большей части, многие традиционные аспекты остаются неизменными.

Перед вами - 15 вещей, которые вы могли не знать о Дне Мёртвых!

15. Это время, когда повсюду бродят духи

День Мёртвых концентрируется только на мёртвых. Люди, которые отмечают этот праздник, верят, что в этот день года души умерших возвращаются на Землю, чтобы посетить своих родных. Одна из причин, почему люди носят костюмы с черепами, заключается в том, что так они помогают тем, кто из загробной жизни хотел бы побродить по Земле, смешаться с остальной частью населения.

В настоящее время те, кто отмечает этот праздник, не обязательно верят, что вокруг бродят души умерших. Тем не менее, череп стал главным символом праздника и является его "лицом" (вернее, его отсутствием). Добавление ярких цветов к черепу - это способ украсить лица и прославлять мёртвых, а не придать себе устрашающий вид.

14. Праздник длится два дня


День Мёртвых - это на самом деле два Дня Мёртвых! Он отмечается 1 и 2-го ноября, хотя в некоторых частях мира он празднуется на Хэллоуин. Если же нет, то это означает потенциально целых три праздничных дня подряд!

1-го ноября, которое совпадает с Днём всех святых, как правило, посещают могилы близких и почитают умерших младенцев и детей (этот день называют Днём ангелочков (Día de los Angelitos)), а 2-го ноября, которое совпадает с Днём всех душ, отмечают смерть взрослых мертвецов (этот день называют Днём умерших (Día de los Difuntos)).

Это, скорее, празднование не смерти человека, а его жизни! В это время принято не грустить и не оплакивать потерю близких, а, наоборот, радоваться, что они был, и вспоминать все хорошие моменты их жизни.

13. Оранжевые бархатцы - цветы умерших


Жёлтые бархатцы считаются цветами умерших. Они похожи на солнце, потому что раскрываются и цветут подобно небесному светилу. Очень часто они также имеют яркие цвета. По этой причине они символизируют собой жизнь и надежду, что делает их идеальным цветком для этого праздника.

Если подумать о цветке для Хэллоуина, то это, скорее всего, будет чёрная роза или какая-нибудь кровавая и жуткая версия цветочной картины. Но вместо этого в День Мёртвых можно увидеть яркую и полную жизни альтернативу американскому кровавому и жуткому празднику.

Те, кто участвует в праздновании, одеваются и украшают себя, используя бархатцы, чтобы привлечь души умерших к различным подаркам, подношениям и торжествам. В результате получаются яркие и красивые украшения вместо тёмных и жутких, которые обычно используются во время празднования Хэллоуина.

12. Катрина (La Catrina) - самый популярный женский скелет


Изображение скелета имеет большое значение для Дня Мёртвых. Однако одно конкретное изображение является самым примечательным из всех: это изображение Катрины (La Catrina), что в переводе с испанского означает "модница". Это изображение элегантной женщины, которое появилось в мексиканской культуре в качестве пародии на женщин из высшего общества.

Мексиканский художник Хосе Гуаделупе Посада (Jose Guadalupe Posada) создал это изображение в ответ на то, что женщин мексиканской культуры принуждали перенимать обычаи и традиции европейской культуры. Изображение является напоминанием о тех, кто прячет или скрывает свою культуру. Наоборот, важно помнить традиции и чтить их, чтобы передавать с поколениями своим потомкам, сохраняя историю нации.

11. Алтари в честь покойных устанавливают в домах


Алтари иногда устанавливаются для того, чтобы вспомнить и оплакать умерших. Вместо этого, в День Мёртвых алтари строятся для того, чтобы помочь рассказать о жизни покойного и приготовить ему место для посещения.

В день празднования алтарь является местом, оформленным в память о близком человеке, и предлагает душе мёртвого вернуться из могилы именно туда. Алтари украшают их любимыми вещами и делают их безопасным и комфортным местом для умерших в день, когда они посещают живых.

Если алтарь посвящён ребёнку, то к месту поклонения также добавляют и игрушки. Иногда на алтарях можно увидеть религиозные символы, такие как крестики или изображение Девы Марии.

10. Не установить алтарь считается нехорошим признаком


Алтарь является, возможно, одним из самых важных составляющих этого праздника. Считается, что тот, кто не установит алтарь, место поклонения или какое-то другое священное место (чтобы выставить памятные вещи и приветствовать душу умершего), будет проклят.

Считается, что если живые не имеют ничего, чем можно привлечь душу умершего посетить их в этот день, то духи вернутся и будут преследовать и пугать их. Это не значит, что людей принуждают страхом отмечать этот день - это просто небольшой пугающий элемент к яркой и глубокой традиции.

Это просто городская легенда и сигнал к тому, что нужно помнить своих близких, которых потеряли, и не игнорировать смерть или празднование Дня Мёртвых. Некоторые верят, что человеку, не установившему алтарь, может стать плохо или он может заболеть на следующий день после праздника.

9. Алтари устанавливают не только дома


Алтари на День Мёртвых создают не только внутри домов. Если во время праздника выйти на улицу и походить по общественным местам, то, скорее всего, можно будет увидеть алтари, установленные в таких местах, как банки, школы и небольшие магазины.

В этот день все почитают усопших и предлагают им место, куда они могут вернуться, чтобы посетить живых. Некоторые считают, что те, кто переехал, могут захотеть посетить место, где они раньше работали, учились или в котором были много раз по работе.

Это имеет смысл, потому что душам родственников, в честь которых не установили алтарь, будет нужно место, куда они смогут прийти, когда вернутся из загробного мира на один день в году. В школах тоже отмечают этот праздник и изучают его, поэтому понятно, почему можно увидеть хотя бы один алтарь в каждой школе, а возможно, и в каждом классе.

8. О Хлебе Мёртвых


Ещё одной составляющей праздника является Хлеб Мёртвых (Pan de Мuerto). На большинстве алтарей можно увидеть сладкий хлеб. Он готовится накануне, чтобы своим ароматом наполнить воздух, и усопшие, проснувшись из своих могил, возможно, могли найти дорогу к своим близким по его запаху.

Хлеб выпекают круглыми буханками с двумя полосками теста сверху, символизирующими кости, и посыпают сахаром. Хлеб кладут на алтарь и на могилы покойников. Существует много вариантов хлеба, который печётся к этому дню, и на самом деле не важно, какой он формы. Обычай велит, чтобы Хлеб Мёртвых присутствовал на традиционном празднике.

7. Испанцы не хотели, чтобы этот праздник отмечался


С началом испанской колонизации Мексики традиции Дня Мёртвых были почти утрачены. Многие из тех, кто приезжал в Мексику и начинал европеизировать страну, придерживались строгих христианских традиций. Они считали праздник Дня Мёртвых дьявольским и хотели положить ему конец. Конечно же, им не удалось уничтожить эту традицию, поэтому они немного попытались обратить коренное население в христианство.

Изначально День Мёртвых отмечался летом, но был перенесён ближе к , чтобы вписаться в европейскую культуру. В настоящее время День Мёртвых, возможно, рассматривается даже более христианским, чем современный Хэллоуин. Это не дьявольский или греховный праздник, а прекрасный и красивый способ отпраздновать жизнь умерших родственников.

6. Некоторые устраивают на кладбище целые вечеринки


Одна из самых классных деталей относительно Дня Мёртвых - это праздники, которые устраиваются на кладбище. В первый день друзья и родственники посещают могилы своих почивших близких много раз. Это делается для того, чтобы пробудить их души.

Часть этого процесса также включает в себя украшение могилы теми же вещами, что и алтарь. Некоторые семьи решают устроить праздник у могилы, и кладбище на всю ночь превращается в место для вечеринки.

Это очень прикольная традиция, которую неплохо бы перенять на каждый день! Кладбища - это тёмные и жуткие места в остальное время года, но на самом деле они должны стать более яркими и оживлёнными, чтобы чтить мёртвых, а не плакать в темноте.

5. Сахарные черепа основаны на реальных черепах из сахара


Теперь, когда вы узнали про термин "сахарный череп", вы, вероятно, подумали о каком-то ярко раскрашенном или декоративном черепе. В каком-то роде так и есть, но настоящий оригинальный сахарный череп был именно таким - черепом, сделанным из сахара. Как и Хлеб Мёртвых, сахарный череп является ещё одним важным угощением, которое готовится к празднику.

Сахарные черепа бывают любых видов, форм и размеров, но это, главным образом, засахаренные черепа, которые кладут на алтарь и могилу, чтобы уговорить души мёртвых выйти из своих могил.

Эта традиция началась потому, что в Мексике производство сахара было на высоком уровне, и было не так много способов создать недорогой предмет искусства. Черепа из сахара стали делать потому, что это было просто и недорого. Традиция пошла оттуда, и сегодня является тем, что до сих пор почитается как важнейшая часть мексиканской истории.

4. Некоторые отмечают праздник воздушными змеями


Ещё одна традиция на День Мёртвых - это запускать змея во время празднования. По традиции, на создание змея уходит до 40 дней, и для его изготовления используются все природные материалы, чтобы получился идеальный змей.

На первых этапах в дело вступают неженатые мужчины общины: они собирают бамбук, чтобы сделать каркас. Далее остальную часть воздушного змея можно мастерить только из природных материалов. Воздушный змей запускается в небо в день празднования.

Воздушные змеи считаются способом общения с мёртвыми и знаком, который они могут увидеть и который укажет им дорогу на различные торжества. Это также ещё один прекрасный элемент, который добавляет и без того уже яркой традиции много красочности и великолепия.

3. День Мёртвых считается религиозным праздником


День Мёртвых считается национальным праздником в Мексике. Это, наверное, одно из главных различий между ним и Хэллоуином. Обычно когда какой-то праздник считается национальным, это означает, что государственные учреждения, а также многие предприятия в этот день останавливают свою работу.

Когда приходит этот праздник, многие города фактически "останавливаются", чтобы позволить каждому отметить День Мёртвых. Это значит, что его также изучают и празднуют в государственных школах. О религиозных элементах праздника не рассказывают, но дети, без сомнения, по-прежнему отмечают День Мёртвых в школе.

Этот праздник также включён в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Это значит, что это значительный праздник и торжество, а не просто что-то весёлое и бесстыдное вроде Хэллоуина.

2. Считается, что бабочки - это души мёртвых


Бабочки, это то, что мы не видим слишком часто, но что постоянно летает где-то вокруг. Бабочек часто считают душами умерших, возвращающихся в свои дома, чтобы навестить родственников. Впрочем, это относится не ко всем бабочкам, а в первую очередь к бабочкам-монархам (Данаида монарх). Это потому, что бабочки-монархи, как правило, мигрируют в Мексику к первому ноября, как раз ко Дню Мёртвых.

Бабочки - это ещё один красивый и красочный образ, являющийся частью этого яркого праздника. Миграция монархов до сих пор остаётся загадкой сама по себе. Кажется немного удивительным совпадение, что эти два события происходят по времени так близко друг к другу.

Впрочем, стоит помнить, что День Мёртвых на самом деле зародился летом, до миграции бабочек-монархов. Но многие древние ацтеки всё равно верили, что души умерших возвращались к живым в образе бабочек.

1. В этом празднике присутствуют некоторые зловещие элементы


Хотя День Мёртвых считается ярким и красочным празднованием жизни умерших, нет сомнений в том, что он характеризуется и некоторыми жуткими элементами. Многое отчасти связано с тем, что какие-то традиции и обычаи Хэллоуина просочились во многие другие культуры, а Хэллоуин - это праздник, связанный со всем зловещим.

Есть что-то настолько жуткое в мыслях об умерших близких, возвращающихся домой, что некоторых начинает реально трясти. Наиболее примечательная и запоминающаяся история во время празднования Дня Мёртвых повествует о Ла Йороне (La Llorona).

"Плачущая женщина", или "Плакальщица" - это молодая женщина, убившая своих детей, чтобы угодить своему возлюбленному, которому они были не нужны. Затем она узнаёт, что он на самом деле всё равно не собирался с ней остаться, и заканчивает жизнь самоубийством - утопает. В День Мёртвых она возвращается, чтобы забрать души погибших детей.

Мексика – интересная страна, с рядом уникальных традиций. Логично, что и татуировки мексиканцев отличаются от изображений на коже у представителей других наций. Существует несколько разновидностей рисунков, которые можно причислить к мексиканским. Например, изображение розы или . Также нельзя оставить без внимания и относительно новое направление в искусстве татуирования – чикано .

Мексика. Экзотичная страна

Полное название – Мексиканские Соединенные Штаты. Культура страны – это смесь испанской и американской. Поэтом можно смело заявить, что Мексика полна контрастов. Здесь спокойно уживаются представители разных вероисповеданий, традиций и обычаев. Многие связывают эту страну с мужчинами в сомбреро. Однако сейчас этот интересный и самобытный головной убор можно встретить только у туристов.

Мексиканские татуировки, фото которых можно найти в сети Интернет, обычно яркие, красочные. Но бывают и исключения из правил. Причем, коренные жители этой страны предпочитают рисунки, которые не каждый свяжет с Мексикой . Изображения, которые привыкли видеть во многих эскизах, нанесенные по всем правилам мексиканских татуировок, могут иметь неожиданный смысл.

Татуировка в мексиканском стиле на руке

Разновидности мексиканской татуировки

К наиболее популярным мексиканским татуировкам, значение которых зависит от изображения, относят:

  • Пистолет или револьвер. Эти виды оружия могут быть выполнены как на теле мужчины, так и на коже женщины;
  • Роза. Обычно выбирают или черно-белый эскиз, или же используют кроваво-красный цветок;
  • Череп. Это изображение тесно связано с обычаями и праздниками Мексики.

Мексиканская татуировка в стиле Чикано

А Вы знали? Изображение так называемого сахарного черепа наносится в честь праздника Дня Мертвых. Нанесение такого рода татуировки считается данью умершим или погибшим. Также череп наносят те, кто пережил утрату. Поэтому татуировка с сахарным черепом может обозначать стремление отдать дань тому, кто умер, но остался в сердцах близких людей навсегда.

Кактус как мексиканский стиль татуировки

Татуировка роза, как атрибут мексиканских изображений

Роза – это цветок, полный противоречивых значений. К примеру, их часто выбирают романтичные девушки . Однако они несут и другие смысловые посылы:

  • Символ юности. Именно этот цветок любят накалывать люди, которые гордятся своим возрастом. Причем, не только девушки. Для молодых людей такой цветок является символом веры в будущее, в новые границы, которые будут достигнуты;
  • Таинственность, молчание. Мексиканские татуировки, эскиз которых содержит роз, может обозначать принадлежность к какому-либо обществу, компании, связанных общими секретами;
  • Вечная жизнь и память. Такое обозначение обычно принимает роза, нанесенная на руку. К примеру, мужчины, которые связаны с опасной работой часто наносят такую татуировку, в знак того, что не погибнут;
  • Отсутствие преград. Такую татуировку выбирают люди целеустремленные, упертые. Про таких говорят, что они способны стену пробить, ради своей цели;
  • Мудрость. Такое значение встречается не так часто, однако имеет место в некоторых странах. Таким образом, изображение розы могут себе нанести люди, которые высоко оценивают роль знаний или же считают себя носителями мудрости.

Этот цветок может быть использована как основной элемент татуировки, а может и не привлекать к себе внимание, являясь частью композиции.

Татуировка в мексиканском стиле

Татуировка пистолет – еще один элемент мексиканских татуировок

Любое оружие первоначально ассоциируется с агрессией, защитой или мужественностью. Однако не все так однозначно. Такого рода татуировки хорошо смотрятся как на мужчинах, так и на хрупких девушках. Дело в том, что татуировка с изображением револьвера может иметь ряд значений. К примеру, одно из популярных – самоуверенность, задор, хулиганское отношение к жизни. Человек, решивший сделать такого рода изображение частью своего образа, чаще всего подчеркивает свою неординарность, стремление к опасным поступкам.

Мексиканская татуировка сахарного черепа

Татуировку в типично мексиканском стиле я решила наколоть из-за увлечения культурой этой страны. На моем предплечье расположился череп, в память о погибшем дедушке. Он для меня был настоящим героем, мужчиной достойным уважения. Рядом с черепом располагается орнамент из роз, подчеркивающий, что человек жил ярко. Также, по мнению многих народов, в том числе и мексиканцев, этот цветок отражение памяти. Мое изображение мне очень нравится, а самое главное, оно имеет важное для меня значение.

Ангелина, Новосибирск.

Мексиканская татуировка на груди

Стиль чикано. Смесь Мексики и Америки

Несмотря на то, что данный стиль возник относительно недавно, популярность его велика. Татуировки в стиле чикано берут свое начало в криминальном мире Мексики. Такие изображения часто наносили завсегдатаи тюрем. Однако постепенно рисунки чикано стали выходить и на улицы. У данного стиля есть ряд особенностей:

  • Изображения связаны с темой веры, криминала, надежды, национальности или смерти ;
  • Популярным является лицо девушки с явным национальным колоритом;
  • Цветовое решение не отличается разнообразием. Присутствуют черный, серый, коричневые оттенки. Реже можно встретить красный цвет. Однако он будет лишь определять ключевые моменты изображения, не касаясь всей татуировки.

А Вы знали? В татуировках в стиле чикано можно встретить также образы Иисуса Христа или Девы Марии. Это объясняется тем, что сам стиль был рожден в среде личностей верующих, желающих получить поддержку свыше.

Ко мне, упыри! Ко мне,
вурдалаки!

К/ф «Вий»

Если бы моя бабушка каким-нибудь чудесным образом оказалась в Мексике в первых числах ноября, она бы непереставая крестилась, думая, что оказалась в гостях у Дьявола.

1 и 2 ноября в Мексике отмечают один из самых грандиозных и красочных праздниковДень Мертвых (Dia de los Muertos) . Как оказалось, именно в Оахаке и ее окрестностях он проходит с особым размахом. Тысячи туристов приезжают сюда посмотреть на торжество мертвых душ и их живых родственников. Ну а нам, живущим в Оахаке, грех было не окунуться в атмосферу праздника с головой.

У мексиканцев совершенно особое отношение к смерти. Мало того, что они ее не боятся, так еще и подшучивают частенько над этим неизбежным событием. Черепа, скелеты – неотъемлемая часть их повседневной жизни. Чего только одна колоритная стоит. Кто это, спросите вы? Катрина – это милейшая женщина-скелет в шикарной шляпке. Ее образ очень популярен в Мексике и встречается повсеместно, даже на одной из знаменитых фресок Диего Риверы.

День же Мертвых – самый настоящий апофеоз отношений мексиканцев, смерти и всяких потусторонних сил в целом.

Этот праздник уходит своими корнями еще во времена ольмеков и майя. Посвящен он памяти умерших и празднуется с большим размахом, увлекая всех жителей в единый водоворот. Никто не остается безучастным, никто не сидит дома. Считается, что в эти дни души умерших родственников посещают родной дом и их пытаются встретить с распростертыми объятиями, любовью и радостью. Никто не грустит и не печалится, да и, сказать честно, мексиканцы вообще не любят грустить ни в какие из дней. Чтобы было веселее, устраивают парады, костюмированные шествия и украшают все вокруг.

Что же получается? Выходит, что наполовину этот праздник внешне напоминает наши Пасху и Троицу, наполовину – американский Хэллоуин. С одной стороны, мексиканцы, помимо приглашения усопших в дом, толпами отправляются на кладбища, дабы почтить своих умерших родственников. Там они наводят порядок, украшают все охапками ярких цветов (одни мы называем бархатцами, другие – петушками). Плюс к этому пекут Хлеб Мертвых (Pan de Мuerto) – аналог наших пасхальных куличей. Ну, чем не Пасха? Разве что не принято грустить. Наоборот, устраиваются шумные концерты, театрализованные сценки, гулянья, в общем, все веселятся от души. Даже над могилами родственники вспоминают смешные и курьезные случаи из жизни ушедших и смеются от души.

С другой стороны, мексиканцы устраивают костюмированные карнавалы, что очень напоминает «тыквенный праздник». Место тыкв занимают черепа, а улицы заполняют толпы всевозможных страшилищ: ведьмы, колдуны, скелеты, зомби. Наряжаются все: от малых детей до преклонных лет мужчин и женщин.

Пожалуй, хватит разговоров, давайте-ка посмотрим на праздник. Если помните, официально длится он два дня, на деле растягиваясь порой на неделю.

Первого ноября мы с Андрюсиксом отправились в центр города, в сторону улицы Алькала (Calle Alcala) . Там-то и происходит все самое интересное, захватывая также центр города с площадью Сокало (Zocalo) и прилегающие улочки.

Не успев дойти до Алькалы, начали замечать всякие необычные невиданные до того штуковины. Из глубины дворов на нас смотрели яркие алтари. Подобные шедевры встречались рядом с церквями и на центральной площади. Традиционно алтари украшают черепами, цветами и любимыми кушаньями усопших, в честь которых они создаются.

На улицах стали появляться колоритные персонажи. Творили этих симпатяг здесь же, посреди улицы, с помощью нехитрого набора красок и нескольких кисточек. При желании за 200 рублей можно было превратиться в милого мертвеца, упырька или сестренку Катрины.

Детишки повсюду клянчили мелочь у прохожих и особенно усиленно и самоотверженно у туристов.

Некоторым было явно не до праздника.

Ноги сами собой привели нас на главный рынок Бенито-Хуарес (Benito Juárez) . Здесь многие продавцы и прочий персонал также перевоплотились в персонажей из потустороннего мира.

Побродив по городу, мы с Андрюсиксом отправились на центральное кладбище – Пантеон Генераль (Panteon General) . На задворках кладбища нас встретил цветочный рынок, пестрящий яркими красками.

Пантеон Генераль – старейшее кладбище во всей Оахаке, многие могилы датированы второй половиной девятнадцатого века. Шикарные надгробия и склепы делают его практически музеем.

Некоторые украшения, если честно, устрашают))

Посетителей на кладбище можно повстречать самых разных: здесь и ничем не выделяющиеся обыватели, и уже вошедшие в образ. Побывать в обители усопших может любой желающий, независимо от внешнего вида или национальной принадлежности. Туристы посещают пантеон охотно и с большим любопытством. Еще бы! Такие персонажи, да в такой обстановке!

Незадолго до того, как мы покинули кладбище, повсюду стали зажигать свечи. Говорят, что огонь свечей помогает душам мертвых найти дорогу туда, где их помнят и ждут.

День неуклонно приближался к вечеру. Стремительно темнело. Толпы гуляющих становились все плотнее, а персонажи еще забавнее. Казалось, что мы попали на выставку забавных уродцев, пытавшихся перещеголять друг друга.

Хозяева даже собак своих попытались сделать частью всеобщего веселья. Четвероногие, кажется, были довольны, щеголяя в искрящихся плащах и сбрасывая с себя островерхие шляпы.

Туристы, надо заметить, тоже не отставали, разукрашивая свои лица не менее, а может, даже более охотно, чем мексиканцы. Экзотика, однако.

Город гудел и извергал громкие звуки. То и дело поток гуляющих разрывали группы музыкантов, заполняя все вокруг немного нескладными, но заводными мелодиями.

Андрюсикс не успевал нажимать на кнопку затвора, пытаясь запечатлеть интересные типажи, в которых не было недостатка. Нам было интересно все! Подобное действо мы видели впервые. Разве что парад в честь Девы Марии Гваделупской запомнился, на который мы однажды попали в Мехико.

В центре, совсем рядом с Сокало мы увидели нечто новенькое – картины из песка, покрывавшие и перекрывавшие собою проезжую часть дороги.

К восьми-девяти вечера толпа слилась в нечто единое, покрыв Алькалу ровным шевелящимся покрывалом. Перемещаться можно было только подстроившись под общий ритм.

На силу вырвались из бушующей толпы и отправились в сторону дома, решив, что на сегодня впечатлений достаточно. Не успели подойти к нашей улице, как увидели еще один эпицентр празднества в паре минут от нашего дома, у церкви Iglesia de San Matias Jalatlaco . Здесь плясали, пели и взрывали петарды. Уснуть в тишине нам сегодня явно не грозило. В итоге так и заснули под непрекращающиеся взрывы и звуки оркестра.

Второго ноября было решено продолжить приобщение к мексиканскому колориту. Видимо, истосковались мы по нему за время путешествия по Штатам и последовавших за этим трудовых будней. С этой целью отправились в расположившийся недалеко от Оахаки городок Куилапам-де-Герреро (Cuilapam de Guerrero) . Главной нашей целью было посещение тамошнего бывшего монастыря. Я уже упоминала о нем в дневнике , возможно, еще и подробную заметку напишу с технической информацией, потому что монастырь этот оказался неожиданно интересным и атмосферным местом.

После обследования монастыря, заглянули на местное кладбище (Panteón Municipal) . Вы не думайте, мы не маньяки, просто кладбища у мексиканцев на День Мертвых очень уж нарядные и яркие.

На этом мы поставили точку в нашем знакомстве с мексиканским Днем Мертвых. Остались очень довольны, получив массу положительных эмоцией и хлебнув с излишком местного задора!

Ах, да, чуть не забыла! Всем тем, кто планирует провести второе ноября в Оахаке, советуют также посетить кладбище Panteon San Felipe , что к северу от города.Мы поленились и не поехали туда, решив, что хватит с нас подобных мест. Тем боле, что находится это кладбище весьма далеко от центра города – надо искать автобус, да еще и ехать минут пятнадать-двадцать.

Побольше вам интересных праздников, дорогие читатели!

Людей, мало знакомых с мексиканской культурой, при посещении этой страны шокирует обилие черепов и скелетов. Туристам предлагают ярко раскрашенные черепа в качестве сувениров и ткани с рисунком в виде черепов. Эти страшные символы смерти можно увидеть на национальных праздниках. Даже в магазинах одежды и головных уборов стоят манекены, имеющие вид скелетов.

Чтобы понять происхождение мексиканского культа смерти, придется обратиться к истории этой страны.

Истоки культа смерти

В Средние века на территории современной Мексики существовала империя ацтеков. В культуре этого народа, в отличие от Европы, смерть никогда не была запретной темой. Ацтеки были озабочены своей посмертной судьбой не меньше, чем христиане, только условия попадания в рай в их религии были другими. На счастливую посмертную участь могли рассчитывать воины, погибшие в бою, и женщины, умершие во время родов. Тех, кто мирно скончался в глубокой старости, встречал в загробном мире бог Миктлантекуитли, носящий маску в виде черепа, и обрекал душу на полное уничтожение.

Такие верования заставляли как можно больше ценить жизнь и задабривать смерть жертвоприношениями, чтобы она не спешила забрать человека. Так родился культ смерти, унаследованный современной мексиканской культурой от ацтеков.

Культ смерти получил новый импульс во время гражданской войны, начавшейся в 1920 г., потребовавшей от многих мексиканцев героического самопожертвования.

В современной мексиканской культуре особое отношение к смерти сохраняется. Мексиканцы называют ее «Черной госпожой», «святой Смертью» и даже «любимой» или «невестой».

День мертвых

Квинтэссенция мексиканского культа смерти – День мертвых, который празднуют 1-2 ноября. Здесь имеет место взаимодействие двух традиций – языческой и христианской.

У ацтеков было два праздника мертвых: Миккаилуитонтли посвящался умершим детям, а Сокотуэтци – взрослым. Эти праздники были совмещены с днем поминовения усопших, который католическая церковь отмечает 2 ноября – сразу после Дня все святых. Коренные жители Мексики переосмыслили христианские обычаи: молитвы за усопших воспринимались ими как обращение к самим умершим, а милостыня, которую у христиан принято подавать за покойных, считалась жертвоприношением самим мертвецам.

Традиция праздновать День мертвых была подхвачена и выходцами из Европы и сохраняется в современной Мексике. 1 и 2 ноября мексиканцы не только посещают могилы близких, но и устраивают торжественные шествия и обращаются к Госпоже Смерти с просьбой даровать здоровье, счастье и поскорее забрать врагов. Детям в эти дни дарят сахарные черепа и шоколадные гробы.