Меню

Физическое развитие малыша. Как помочь малышу развиваться

Красота

Если родители новорожденного ребенка очень любят говорить о ежемесячной прибавке и сравнивать вес своих детей, то мамы и папы 9-ти месячных малышей предпочитают хвастаться новыми навыками своих непосед. Причем многие при этом сильно преувеличивают их достижения, из-за чего другие родители начинают сомневаться, а не отстают ли в развитии их собственные дети, ведь в 9 месяцев они не умеют самостоятельно пить из чашки, не просятся на горшок и не ходят? Опытные родители и педиатры советуют обращать меньше внимание на такие разговоры и не сравнивать своего малыша ни с кем другим, достаточно знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев и соотносить темпы его развития со среднестатистическими нормами. Также не стоит забывать, что примерно с 8-9-го месяца у детей появляются первые гендерные различия – девочки быстрее развиваются эмоционально, а мальчики, обычно, крепче и энергичнее.

Физическое развитие малыша

В 9 месяцев малыш уже достаточно развит физически, обычно в этом возрасте ежемесячный прирост веса и роста составляет примерно 300-400 гр и 1-2 см соответственно. К 9 месяцам большинство детей обзаводятся 4-6 зубами и охотно едят «взрослую» пищу – каши, кисломолочные продукты, творог, мясо, овощные и фруктовые пюре и соки. Физическое развитие малыша во втором полугодии жизни может сильно варьировать, умения и навыки ребенка зависят от множества факторов – от состояния его здоровья, лишнего или, наоборот, недостающего веса, доношенности и, конечно, от того сколько времени и сил уделяют родители его развитию.

Самым главным навыком и основным показателем развития в этом возрасте считается умение ребенка сидеть самостоятельно и стоять, держась за опору.

Большинство детей в 9 месяцев активно ползают, самостоятельно сидят или даже ходят, придерживаясь за кроватку или манеж.

Многие дети начинают самостоятельно вставать или даже ходить, но большинство предпочитает изучать мир на четвереньках или ползком . Дети в этом возрасте необыкновенно энергичны и постоянно находятся в движении – они могут неожиданно быстро преодолевать расстояния, забираться на верхние полки шкафов или на спинки диванов и падать оттуда. Родителям нужно постоянно быть настороже – чувство страха и инстинкт самосохранения у малышей отсутствует напрочь, они еще не умеют оценить глубину и высоту предметов, а вот любопытство и энергия у них бьет через край. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка одного в комнате или отходить, когда он сидит на кровати или диване – девятимесячные дети могут залезть на подоконник, опрокинуть, потянув, на себя шкаф, вырвать электрические провода или просто подползти и радостно упасть с края кроватки или дивана.

Продолжает развиваться и мелкая моторика малыша – он уже умеет манипулировать двумя ручками, любит разбирать игрушки, мять лист бумаги или пластилин, открывать и закрывать коробочки, складывать пирамидку или играть с матрешкой.

Очень важно в этом возрасте уделять внимание физическому развитию ребенка – давать ему возможность больше двигаться и изучать окружающий мир. Оптимально для ребенка 9–ти месяцев – это постоянно находится в движении, в кроватке или манеже он должен находиться только во время сна.

Нервно-психическое развитие

В 9 месяцев малыш не перестает ежедневно радовать своих родителей – каждый день он учится чему-то новому, становится все более эмоциональным и интересным. К концу девятого месяца дети уже не просто произносят звуки и слоги, но и начинают вполне осмыслено «говорить», обозначая какими-то слогами и звукосочетаниями конкретные предметы или действия.

Дети в этом возрасте очень любят различные потешки и пальчиковые игры , с восторгом повторяя за взрослыми их действия. Обычно к 9 месяцу малыши становятся несколько самостоятельнее, давая маме возможность отдохнуть и посидеть спокойно, пока они сами играют с игрушками или бытовыми предметами. Очень часто, несмотря на обилие игрушек, малыши предпочитают играть с окружающими предметами – посудой, книгами, пультиками от телевизора или обувью. Родителям не стоит пытаться ограничивать познавательную активность ребенка, просто все предметы должны быть достаточно безопасными и чистыми, например, нет ничего страшного в том, чтобы дать малышу пластиковые контейнеры с крышками, ложки или чистую обувь.

Научившись сидеть и начиная ходить, дети чувствуют себя более самостоятельными, и их родители могут столкнуться с первыми попытками карапуза отстоять свою независимость. Они могут начать капризничать, требовать конкретную игрушку или отказываться возвращаться домой с прогулки, испытывая нервы своих родителей на прочность. Очень важно родителям суметь найти «золотую середину» — с одной стороны проявлять разумную твердость и дать малышу понять о значении слова «нет», а с другой стороны – не задавить в нем стремлении быть самостоятельным.

Дети в 9 месяцев уже понимают большинство обращаемых к ним слов и выражений, они могут показать предметы на картинках или узнают их по телевизору. В этом возрасте уже можно знакомить ребенка с такими игрушками, как кубики, крупная мозаика или книжки с выпуклыми картинками.

Мальчик или девочка?

Родители малышей разного пола в 9 месяцев уже могут заметить первые различия в развитии детей.

Девочки обычно быстрее учатся разговаривать, легче усваивают новые навыки, лучше слушают родителей и не так активны физически. Хотя все это очень относительно, но мамы девочек чаще сталкиваются с такими проблемами, как чрезмерная «привязчивость» малышек, их нежелание ни на минуту оставаться одним, но зато они более управляемы, прислушиваются к словам и эмоциям родителей и охотно повторяют все за мамой.

Мальчики в этом возрасте становятся чрезмерно активны, они почти не воспринимают обращения взрослых и их попытки немного «утихомирить» их. Мамы девятимесячных «джентльменов» ни на минуту не могут расслабиться – их дети успевают за 1 минуту открыть и закрыть все шкафы, вывалить все игрушки, залезть на стол, упасть с него и тут же залезть снова. При этом развитие мелкой моторики и разговорной активности идет несколько медленнее, ведь на это у них просто не остается времени. Также мальчики упорнее в своих желаниях и тяжелее поддаются убеждениям, хотя при этом, обычно, более спокойны и уравновешены, чем девочки.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

В 9 месяцев ребенок должен уметь:

  • Самостоятельно садиться и сидеть без поддержки;
  • Вставать и стоять, держась за опору;
  • Выполнять просьбы родителей вроде: «дай ручку», «покажи ножку», «покажи, где мячик» и так далее;
  • Уметь нанизывать кольца пирамидки, ставить кубик один на другой, брать в руку мячик и кидать его;
  • Издавать разнообразные звуки, произносить слоги и звукосочетания, обозначающие разные предметы или действия;
  • Показывать части тела и знать, где находятся носик, глазки, ушки;
  • Узнавать на картинках игрушки, животных, предметы обихода;
  • Ярко проявлять свое отношения к разным событиям – малыш радуется и смеется, собираясь гулять или при виде родителей, и начинает плакать или кричать, когда ему пытаются постричь ногти или почистить носик.

Родители 9-ти месячного малыша не должны беспокоиться, если их ребенок не умеет ходить или говорить, стоит проконсультироваться с врачом, если навыки вашего ребенка отстают на 1-2 месяцев от тех, что должны быть в этом возрасте. В 9 месяцев поводом для беспокойства может стать неумение садиться самостоятельно, нежелание активно двигаться и отсутствие интереса к ярким картинкам и разбирающимся игрушкам.

Что ваш малыш уже умеет делать:

  • Показывать по вашей просьбе предметы, которые он знает или части тела свои и мамины;
  • Рвать бумагу;
  • Листать книжечку;
  • Сидеть;
  • Вставать с опорой, стоять и передвигаться возле нее;
  • Ползать;
  • Лепетать, припевать;
  • Играть в прятки: находить маму за диваном, или игрушку, накрытую полотенцем;
  • Снимать с головы шапочку;
  • Стучать предметами друг об друга;
  • Подражать звукам;
  • Выражать разную реакцию на близкого и чужого человека;
  • Брать маленькую игрушку двумя или тремя пальцами;
  • Разбрасывать кольца пирамидки, после того как вы их одели;
  • Доставать или вставлять один предмет в другой.

Физическое развитие в 9 месяцев

В среднем в девять месяцев ребенок поправляется на 500 грамм, вырастает на 0,5 — 1,5 сантиметра, объем груди и головы увеличивается на 0,5 сантиметра.

Установленные нормы:

  • Девочки – вес от 7,2 до 9,3 килограмма, рост от 67 до 73 сантиметров, окружность головы от 42 до 45 сантиметров.
  • Мальчики – вес от 8 до 10 килограмм, рост от 69 до 74 сантиметров, окружность головы от 43 до 46 сантиметров.

Незначительные отклонения от норм не являются причиной для беспокойства.

Горшок

Если ваш малыш самостоятельно сидит и до этого возраста вы не приучали его к гигиеническим процедурам, не упустите момент. Сажайте ребенка на горшок после сна или через 20 минут после приема пищи. Развитие каждого человека индивидуально и то, как быстро вы получите желаемый результат, зависит сугубо от вашего ребенка.

Покажите малышу горшок и объясните его функцию. Попробуйте присадить его на горшок, сначала даже в подгузнике, если закапризничал, спрячьте горшок на несколько часов, потом опять покажите. Главное не спугнуть ребенка. Когда будете присаживать, проверьте, не холодный ли горшок, малышу не понравится соприкосновение холодного пластика и теплой кожи, впоследствии, он просто не захочет на него садиться. Каждый день повторяйте эту процедуру. Добиться успеха можно делая только что-то в системе, если будет не получаться запасайтесь терпением и повторяйте.

Обратите внимание на подгузник ребенка после дневного сна, если он сухой, смело на сон днем одевайте трусики.

Что мы едим?

В девять месяцев режим дня выглядит так: кушает ребенок через каждые 3 — 4 часа 5 раз в день. Грудным молоком или смесью кормите только перед сном, остальные четыре раза давайте более грубую пищу и старайтесь аккуратно приучать к кусочкам еды большего размера. Например, отрежьте кусок яблока и дайте в ручку, наблюдайте в это время за ребенком, чтобы он не подавился.

Утром кроха ест кашу со сливочным маслом, в обед у него суп, овощное пюре с мясом и растительным маслом, на полдник — фруктовое пюре, на ужин – творог или йогурт, перед сном — смесь или молоко. В промежутках между кормлениями для перекуса подойдет черный хлеб, детское печенье, сухарик, баранка. Педиатры не рекомендуют перекусы, но многие дети от них не могут отказаться.

Если малыш часто просыпается ночью и ест, возможно, ужина ему не хватает, попробуйте перед сном дать жидкую кашу.

Из ваших рук ест ребенок из ложки и пьет из кружечки. Если ему захотелось покушать самому, не бойтесь выпачканной одежды и разрешайте, ложкой или ручками самостоятельно пробовать кушать пищу. Еда руками помогает развивать координацию. Сначала он будет попадать и в щеку, и в лоб, но со временем кусочек попадет точно в рот.

Полноценное питание – основа правильного развития. Желудочно-кишечные заболевания влияют на речевое развитие ребенка, старайтесь не экспериментировать с едой.

В 9 месяцев зачастую ребенок сидит, встает с опорой, ползает, стоит, держась за мамину руку, и делает шаги. Ходьба — это его любимое занятие, уделяйте ей больше времени и внимания.

Зубы

Если зубов нет — не переживайте, у многих они вырастают позже и даже по несколько сразу. У некоторых детей может быть в этом возрасте до 4 зубов (два снизу и два сверху). Появление новых зубов может сопровождаться повышенной температурой, капризностью и обильным слюноотделением.

Эмоциональное развитие 9-ти месячного ребенка

Кроха начинает разговаривать. Некоторые детки могут сказать осмысленное слово «мама», «папа», «дай». Не забывайте постоянно разговаривать с ребенком и все объяснять, даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает и все без толку. Это не так, в один момент вы увидите результат своих стараний.

Можете играть в игру «повторяшку», когда ребенок что-нибудь пролепечет, старайтесь внятно повторить, что он сказал. Когда малыш это заметит, он будет что-то говорить, вы повторять. Потом поэкспериментируйте сказать простое слово, ребенок попробует его повторить, это хорошо развивает речь.

Ребенок вам по просьбе отдает предмет, который вы просите, хлопает в ладоши.

Спит он два раза в день по 1-2 часа и один раз ночью около 9-10 часов. Активные дети днем спят один раз. Большинство детей отказываются от ночного кормления. Если в нем нет необходимости, давайте ночью по мере требования малышу водичку, со временем ему не захочется просыпаться из-за воды.

Развивайте мелкую моторику. Насыпьте в глубокую посуду разные крупы, орехи, камушки и дайте ребенку. Он их будет перебирать, рассыпать, разбрасывать, стараться обратно положить, это прекрасно развивает пальцы. Главное в этом занятии досмотреть, чтобы содержимое не попало в ротик, так как до сих пор малыш изучает внешний мир и пробует все на вкус, узнавая, что съедобно, а что нет.

Позаботьтесь об интересных игрушках. Старайтесь как можно чаще показывать ребенку новую игрушку или книжку, это расширит его кругозор. Теперь он не просто перебирает их, а с каждой игрушкой играет в свою игру, мяч и машинку катает, а палкой и ложкой стучит.

В ванной учите кроху чистить зубки и мыть ручки.

Какие бывают отклонения

Выявленные на ранних стадиях отклонения в развитии зачастую исправляются.

Обратитесь к врачу, если ребенок к концу девятого месяца:

  • Не сидит.
  • Не ползает.
  • Не встает с опорой.
  • Не стучит предметами друг об друга.
  • Не проявляет эмоций, не злится, когда забирают интересную для него вещь.
  • Не лепечет, не пытается повторить звуки, не реагирует на свое имя.

Самое главное в развитии детей, все игры или упражнения, которые вы делаете, повторять ежедневно, это поможет лучше их запомнить и где-то проявить смекалку. Не отчаивайтесь, когда, кажется что все безнадежно, многие детки молчат, не хотят повторять, но в какой-то момент показывают все, что умеют. Изучайте литературу, подмечайте малейшее изменение в развитии и обеспечивайте правильный уход за любимым чадом.

Девятимесячного ребенка уже нельзя назвать беспомощным. Кроха самостоятельно передвигается по комнате, выражает свое отношение к различным событиям, активно общается с родителями. Чему научился младенец к 9-месячному возрасту, как родителям определить, нормально ли он развивается и как помочь в дальнейшем развитии ?

Физиологические изменения

  • Тело малыша активно готовится к ходьбе. Укрепляется мускулатура плеч и бедер, а также связочный аппарат, развивает нервно-мышечная координация.
  • Органы чувств ребенка уже хорошо развиты. У карапуза улучшается слуховое восприятие, поэтому теперь ребенок может не только слышать звуки из соседней комнаты, но и сопоставлять услышанное со своими знаниями. Например, услышав звуки кастрюль и тарелок, малыш поймет, что скоро обед.
  • Также активно развивается и эмоциональная сфера – кроха своим видом показывает такие эмоции, как радость, огорчение, удовольствие, обида и другие.
  • У многих 9-месячных малышей начинается прорезывание вторых резцов. Сначала они появляются на верхней челюсти, а немного позже – и на нижней. Одновременно развиваются и челюсти малыша, поэтому крохе постоянно нужно предлагать что-то жевать.

Физическое развитие

В течение девятого месяца жизни малыш набирает около 500 грамм, его рост удлиняется на 1,5 сантиметра, а окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5-1 сантиметр.

Все родители понимают, что детки развиваются по своему индивидуальному графику, но для определения, нормален ли темп развития крохи и нет ли отклонений, которые должны насторожить, медики ориентируются на средние данные физических показателей для детей одного возраста. Также для каждого возраста существуют граничные показатели – их превышение должно стать поводом для обследования ребенка. Основные параметры физического развития детей 9 месяцев мы собрали в эту таблицу:

Вы можете сделать массаж, технику которого в видео показывает Николай Никонов – ведущий врач и массажист России.

Что малыш умеет?

  • Ребенок много двигается и с удовольствием закрепляет навыки, которые уже приобрел. Кроха быстро ползает в разном направлении и делает это в основном на четвереньках. Также малыш легко поднимается на ножки, ухватившись за что-то прочное, и даже может переступать ногами, держась за опору и совершая приставные шаги.
  • Когда ребенок лежит, он может самостоятельно сесть, а когда сидит – лечь. Также малыш уже умеет садиться и из положения стоя. Некоторые детки в этом возрасте пробуют самостоятельно стоять и даже делать первые шажочки без поддержки.
  • Девятимесячный карапуз ловко манипулирует своими руками. В обращении с предметами и играх малыш подражает другим деткам и близким взрослым. Младенец умеет доставать из коробок игрушки и прятать их обратно, вынимать одни игрушки из других, катать машинки, может разорвать или помять бумажный лист, показать части тела.
  • Многие дети с 9 месяцев начинают брать предметы небольшого размера не целой ладошкой, а лишь двумя пальцами.
  • Крохе очень нравится слушать музыку и подтанцовывать под нее, топать ножками и хлопать в ладошки.
  • Услышав свое имя, ребенок повернется или подползет к маме. По просьбе карапуз может отыскивать знакомые предметы, вставать, ложиться, бросать игрушку, брать ее из рук взрослого и выполнять прочие действия, которые ему показывали ранее.
  • Лепет ребенка в периоды бодрствования громкий и эмоциональный. Малыш часто повторяет слоги за взрослыми, стараясь им подражать.
  • Кроха уже может хитрить и пробовать манипулировать мамой.


В 9 месяцев ребенок уже достаточно хорошо владеет своим телом

Кто-то из младенцев развивается быстрее сверстников, а у кого-то умения появляются позже, чем у детей того же возраста. При этом есть навыки, которые обязательно должны быть у девятимесячного малыша. Вам нужно показать кроху врачу, если ребенок этого возраста:

  • Не удерживает равновесие в сидячем положении.
  • Не переворачивается и не ползет вперед.
  • Не пробует снять шапку и пить из чашки.
  • Не стучит одной игрушкой о другую.
  • Не повторяет слоги за взрослым.
  • Не стесняется незнакомцев и не пугается чужих людей.
  • Не сердится, если отобрать игрушку.


Проконсультируйтесь с врачом на тему беспокоящих вас симптомов

Занятия для развития

  • Для развития пальчиков крохи предлагайте карапузу поиграть с фасолью, пуговицами, камешками, орехами. Пусть малыш трогает их и насыпает в емкость как ручками, так и ложкой или совочком. Не менее интересно ему будет переливать воду в разные емкости.
  • Используйте для игр с 9-месячным малышом пальчиковые краски и соленое тесто. Также можно рисовать красками в ванной по кафелю. Слепите из теста лепешку и втисните в нее фасолины или камешки, предложив крохе их вытащить.
  • Разложите перед крохой игрушки в перевернутом виде и подождите, чтобы ребенок понял, что с ними не так.
  • Играйте с карапузом в «ладушки», катайте мячик, вместе собирайте пирамидку, делайте из кубиков башенки, прячьте игрушки под одеяло. Такие игры очень нравятся ребенку этого возраста.
  • Показывайте ребенку, как он может раздеться. Пусть карапуз научится снимать носки и шапку, открывать молнию на курточке, вытягивать руки из рукавов.
  • Поиграйте с малюткой, сымитировав ситуацию, будто зазвонил телефон. Берите трубку и проговаривайте короткие фразы «привет», «что делаешь?», «как дела?» и подобные. Затем дайте трубку ребенку и предложите тоже «поговорить». Вскоре малыш поймет, как разговаривать по телефону.
  • Так как малышу в 9-месячном возрасте нравятся другие дети, создавайте ситуации, в которых кроха сможет наблюдать за ними и играть. Приглашайте в гости знакомых с детьми, подружитесь с другими детками и мамами на площадке.


Играйте с ребенком и игры, которые обучают малыша эмоциям

Об играх, актуальных в 9 месяцев, смотрите в видео Анны Нахлупиной.

Уход

Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.

Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды закаливания , как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.

С 9-месячного возраста к закаляющим процедурам можно добавить обливание ног. Начинайте с температуры воды +30° и постепенно понижайте ее на градус в день, пока не дойдете до холодной воды (+20°+24°). Когда малыш привыкнет к прохладным обливаниям, можно начать проводить контрастную процедуру, используя сначала теплую воду (+36°), а потом холодную (+20°).

Режим дня

Ребенок уже может подолгу бодрствовать, изучая все вокруг. Ночью 9-месячный малыш уже часто спит без пробуждения. Общая длительность сна ребенка этого возраста составляет до 15 часов. Ночной сон длится в среднем 10 часов, а днем ребенок спит два раза по 1,5-2,5 часа.

Гулять с ребенком в возрасте девяти месяцев следует дважды в день – утром (примерно в 10-11 часов) и в послеобеденное время (примерно в 16-17 часов). Если погода хорошая, оба сна днем стоит организовать во время прогулки. Летом на улице рекомендуют проводить больше времени, используя выход на свежий воздух и для сна, и для изучения природы, и для закаливания.

Каждый ребенок индивидуален, приведенные нормы и режим дня являются лишь ориентиром

Когда ребенок бодрствует, предлагайте крохе деятельность в соответствии со временем суток и настроением карапуза. Гимнастика и веселые активные игры предпочтительнее утром, а чтение и рассматривание картинок стоит оставить на время перед сном.

Питание 9-месячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи. Перерыв между ними составляет от 3,5 до 4 часов. Принимать пищу ребенок должен примерно в одинаковое время, при этом спешить и заставлять не следует. Детки на грудном вскармливании получают мамино молоко в первое кормление утром, перед дневным сном и после пробуждения, на ночь, а также в ночное время. Дети на искусственном вскармливании продолжают получать адаптированную смесь в первое и пятое кормление.

В меню грудничка уже достаточно много продуктов прикорма. В 9-месячном возрасте деткам, вскармливаемым грудью, начинают давать творог, кисломолочный прикорм, желток и молочные каши. Детки-искусственники уже знакомы с этими продуктами, поэтому их рацион в этом возрасте расширяют лишь за счет новых сочетаний уже введенных продуктов.

Общее количество пищи для девятимесячного ребенка, которое он съедает в сутки, определяют, разделив массу тела карапуза на 9. В среднем детки этого возраста съедают за день от 1000 до 1200 мл пищи, что составляет около 200-240 мл пищи в одно кормление.


По возможности сохраняйте кормление грудью как минимум до 1,5 лет

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

>>Кормление детей в 9 месяцев

Чем кормить 9-ти месячных детей?

Кормление ребёнка в 9 месяцев несколько усложняется. Как правило, лактация у матерей заканчивается, во всяком случае, у большинства. И если количество грудного молока уменьшается, то сначала последнее (вечернее) кормление заменяется кефиром или молочной смесью с печенькой или сухариком, а потом и первое (утреннее).

Если же лактация продолжается, но целесообразнее продлевать её, по возможности, как можно дольше. Если даже грудного молока будет немного, оно всё равно улучшит пищеварение и усвоение другой пищи.

Как мы уже говорили, прикорм у ребёнка в 9 месяцев усложняется, мясо ребёнку дают уже не только как мясное пюре, но и в виде фрикаделек. Наиболее удачно будет давать их в сочетании с гарниром из овощей. Фрикадельки могут быть не только из мяса, но и из рыбы. Самыми удачными видами рыб для этого являются треска, хек и морской окунь.

Сухарик, который ребёнок получал на обед, можно постепенно заменять кусочком хлеба. Хлеб усваивается тяжелее, чем сухарик, поэтому и вводится он в пищу гораздо позже.

Приблизительное меню для кормления детей в 9 месяцев можно составить следующим образом (см. таблицу):


- грудное вскармливание, или молочная смесь 200г, кефир 200 г или молоко цельное 200 г, одна не сдобная печенька
10ч

200г каши (гречневой, рисовой, овсяной, манной), 5 чайных ложек творога и 9 чайных ложек сока

14ч - 30г супа из овощей на мясном бульоне, сухарик, кусочек белого хлеба, 150г овощного пюре, 1 чайная ложка растительного масла, 60г фарша из мяса или печени, 5 столовых ложек фруктового пюре или 60г тёртого яблока
18ч - 200г овощного или фруктового пюре, 1/2 яичного желтка, 1 чайная ложка растительного масла и 9 чайных ложек сока
22ч - грудное вскармливание, или молочная смесь 200г, кефир 200 г или молоко цельное 200 г

Следует приучить ребёнка активно кушать, потому что к этому периоду у малыша режутся верхние и нижние центральные резцы. И они должны активно работать, т.е. малыш должен научиться кусать. Наиболее удачно будет научить кусать малыша на яблоке. Для этого подойдёт небольшое яблоко, очищается и даётся малышу. Если нет маленького яблока, то можно отрезать кусочек от большого и округлить его. Малыш будет скоблить яблоко зубами. При этом, это яблоко не исключает тёртые фрукты в рационе ребёнка.

Если малыш не соглашается есть какое-нибудь новое блюдо, то попробуйте убрать его на несколько дней из меню ребёнка, а потом введите снова, но уже небольшими порциями. Нужно добиться того, чтобы ребёнок съедал все необходимые продукты, которые ему положены в 9 месяцев.

Кроха отлично ползает, встает в кроватке или манеже, придерживаясь за бортики, самостоятельно садится. Если он по каким-то причинам этого не делает, лучше покажите его врачу. Возможно, это индивидуальная особенность развития человечка, но все же следует исключить неврологические проблемы.

К концу третьего триместра первого года жизни 9-ти месячный ребенок умеет брать мелкие предметы не всей ладошкой, а большим и указательным пальчиком. Педиатры проверяют эту способность, давая крохе крупную пуговицу. Он уже лучше понимает речь родителей и активнее на нее реагирует, а также сам проговаривает отдельные слоги или звуки. На все эти познания и открытия требуются калории, которые поступают в детский организм уже не только с материнским молоком.

  • Если есть возможность, грудное вскармливание следует продолжать. Проводите его по утрам и вечерам, перед сном. А вот оставшиеся 3 приема пищи (всего их должно быть 5-6) должны состоять из разнообразных продуктов. Причем ужин пусть будет самым легким из них.
  • В меню ребенка 9-ти месяцев от роду уже присутствуют кефир и творог, разнообразные однородные каши без соли и сахара.

Малышу можно дать погрызть сухарик из белого хлеба или специальное детское печенье. А вот попытки родных и друзей побаловать его чем-то с общего стола, например, соленым огурчиком или копченой колбасой, следует пресекать. Солености, маринады, жирное, жареное и копченое ему будет вредно еще долгое время.

Источник:
Меню 9-ти месячного ребенка
Этот месяц – последний в третьем из четырех триместров, на который условно поделен первый год жизни ребенка. В эти 30 дней он прибавляет до 400-500 г веса и примерно 1.5-2 см роста. Впрочем, развитие 9-ти месячного малыша этим не ограничивается.
http://moya-vselennaya.com/menyu-9-ti-mesyachnogo-rebenka/

Развитие 9 месячного ребенка

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений — одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей — мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными — он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову — это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции — улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения — одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции — улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед — это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Источник:
Развитие 9 месячного ребенка
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша.
http://bereg.ru/deti/zdor/nevrol.shtml

Развитие малыша 9 месяцев

Развитие малыша 9 месяцев - первые слова и шаги, новые игры!

К 9 месяцу ваш малыш изменился кардинально. Заметили? Где тот неповоротливый карапуз, который все время проводил на руках или в манеже? Теперь кроха активный, невероятно любопытный и очень подвижный. Каким же должно быть развитие ребенка в 9 месяцев?

Мамины руки все больше оказываются свободными, ведь все самое интересное для малыша находится у него под ногами! Активные ползуны умеют уже поворачивать во время движения, причем скорость передвижений нередко приводит в шок родителей. Только что кроха был здесь, а сейчас уже в другой комнате! Надеемся, что вы позаботились о безопасности пространства и там тоже…

Ползание крохи является важным фактором его физиологического развития. Этот процесс укрепляет все без исключения мышцы, поэтому ползунам не нужна никакая дополнительная гимнастика. Но малыши ведь разные, и кому-то ползать нравится чрезвычайно, даже настолько, что ходить крохи начинают только после 13 месяцев. А другие, наоборот, сразу встают на ножки. Поэтому если ребенок 9 месяцев не ползает, нет причин для беспокойства, и значит, он пойдет быстрее сверстников.

Но попытаться вместе освоить «ходьбу на четвереньках» все же стоит, так как в этом возрасте позвоночник еще не готов к прямохождению. Вторым опасным фактором данного периода является стремление малышей делать шаги без опоры. Пойти сейчас он еще вряд ли сможет, малыши осваивают навык хождения не раньше 10 месяцев. А вот упасть, испугаться и надолго отказаться от попыток пойти в дальнейшем - запросто. Поэтому внимательно следите за попытками крохи шагать без поддержки.

Прикорм становится более интересным, так как ребенок уже может самостоятельно брать кусочки мягкой пищи и отправлять их в рот. Если малышу 9 месяцев и нет зубов, стоит показать его стоматологу, но переживать излишне, так как задержкой роста зубиков считается отсрочка на 6 месяцев, то есть до 1,4 года.

Развитие малыша 9 месяцев переформатирует и его распорядок дня. Если раньше кроха любил подремать утром и вечером по часу, а днем отдохнуть часа 3, то сон ребенка в 9 месяцев строго делится на 3 периода. Два из них отводятся на день, когда малыш отдыхает 1,5-2 часа, самый продолжительный ночью до 11 часов.

Рост ребенка в 9 месяцев замедляется, что становится заметным на профосмотрах. То же можно сказать и о весе ребенка в 9 месяцев: набор массы может составить всего 300 граммов в месяц. Нормативы для малышей указаны в таблице ниже.

Источник:
Развитие малыша 9 месяцев
Каково развитие ребенка в 9 месяцев? Что должен уметь кроха, а какие навыки лишь начнет осваивать.
http://kids365.ru/rebenku-9-mesyacev/

Ребенок в 9 месяцев (календарь развития)

К девяти месяцам ваш ребенок поменялся кардинально. Это уже не тот неповоротливый толстячок, которым он был недавно. Теперь малыш подвижен, любопытен и много времени проводит на полу. Мамины руки все чаще остаются свободными, теперь ей достаточно временами просто держать малыша у себя на виду, при этом полноценно общаясь с ним. Развитие ребенка в 9 месяцев большей частью направлено на совершенствование костного и мышечного аппарата. Начало третьего триместра – это время физической и психологической подготовки детского организма к прямохождению.

В связи с повышением двигательной активности ребенок в 9 месяцев начинает набирать меньше, чем раньше. За девятый месяц малыш может прибавить от 300 до 550 г и вырасти на 1 – 2 см. К концу месяца дети имеют вес 8.5 – 9.5 кг (± 1 кг), рост 69.5 – 72.5 см (±3 см).

  1. Малыш в девять месяцев сам садится и может без труда просидеть до 10 минут. Из положения сидя умеет дотянуться и взять игрушку.
  2. Самостоятельно встает у опоры, может сделать несколько маленьких шажков, идет за стулом (держась за спинку стула, двигает его и идет за ним). В ходунках может пробыть не уставая до 10 минут, подпрыгивает и приседает в них.
  3. Кроха пытается ползать. Встать на четвереньки малышу еще сложно, а вот по-пластунски могут ползать уже многие дети. Но если у крохи это не получается пока, не стоит переживать, просто помогите ему усвоить навык.
  4. Ребенок в 9 месяцев все чаще использует щипковое хватание – берет предмет двумя или тремя пальчиками, может подбирать даже крошки. Активно развивается мелкая моторика малыша, он сует свои пальчики, куда только можно, все пытается потрогать. Умеет рвать на клочки бумагу.
  5. Малыш уверенно держит в руках предметы: кусочки пищи, чашку, но разжать пальчики ему пока трудно, поэтому если кроха за что-то схватился, то забрать у него это крайне сложно. Если вы попытаетесь отнять у ребенка какой-то предмет, то он оттолкнет вашу руку и отвернется.
  6. У ребенка в 9 месяцев продолжают или начинают расти зубки со всеми сопутствующими этому явлениями (капризность, слюнотечение, температура 37 0 С). Не переживайте, если зубов пока нет, в норме они могут появиться позже и вырасти сразу несколько.
  1. Речь малыша в девять месяцев продолжает развиваться быстрыми темпами: он постоянно повторяет слоги, начинает связывать их в короткие слова (папа, мама, баба) и ассоциирует их с объектами. Ребенок меняет интонацию во время «разговора».
  2. Знает свое имя, отвечает на него комплексом оживления: поворачивает голову, улыбается.
  3. Эмоции ребенка в 9 месяцев становятся определенными: он радуется или смеется, когда его смешат, не скрывает обиду и гнев, когда злится.
  4. Показывает пальчиком не только на те предметы, которые хотел бы достать, а и туда, куда хотел бы забраться: просит открыть шкафчик, холодильник, достать что-то из кармана.
  5. Понимает простые просьбы: «возьми это», «иди сюда». Начинает осваивать жесты: кивает головой – «нет» или «да».
  6. Ребенок помогает одевать себя: просовывает в рукава ручки, тянет ногу в штанину. Сам может снять шапку. Держит чашку двумя руками, ест пальцами.
  7. Играя в прятки, понимает где вы, даже если вас не видно. Может найти по голосу или шороху.
  8. Чаще всего игрушки пока использует не по назначению: любит ударять одной о другую, вкладывать друг в друга, кидать и смотреть, как падает.
  • Малыш должен уметь сидеть без опоры, пытаться вставать, пробовать ползти за игрушкой, держать чашку в двух руках, хватать двумя пальчиками.
  • Лежа на животике должен тянуться за игрушкой и пытаться ползти.
  • В положении сидя ребенок должен уметь повернуться и взять предмет сбоку или чуть сзади.
  • Малыш подражает вашим жестам и действиям: покажите, как нужно барабанить палочками, ребенок должен суметь повторить.
  • Когда вы пытаетесь отнять игрушку, малыш должен уметь препятствовать этому: крепко держать, перетягивать на себя.
  • В речи ребенка обязательно должны присутствовать повторяющиеся слоги.
  • Малыш должен различать близких и чужих, реагировать на свое имя.

Отсутствие каких-либо из вышеперечисленных навыков должно насторожить вас. Обязательно посоветуйтесь по этому поводу с детским врачом.

Продолжайте кормить грудью или смесью и вводить в прикорм новые продукты.

Грудное молоко (смесь) должны составлять 1\4 суточного рациона ребенка в 9 месяцев. Если вы начали прикармливать в 6 месяцев, то у вас заменены три грудных кормления и в питании малыша присутствуют все основные продукты:

овощные 150 -180 г и фруктовые пюре 50 - 80 г, каши до 180 г, мясо 50 г, желток 1\2 два раза в неделю, кефир и творожок 30 – 40 г, сухарик и пшеничный хлеб по 5 г, масло растительное и сливочное по 5 г, сок (фруктовый или овощной) до 80 г. Творожок можно давать с кефиром в вечернее кормление. На девятом месяце начинайте вводить рыбу нежирных сортов около 50 г, раз в неделю, а также мясные фрикадельки, сваренные на пару. Пюре можно делать теперь из нескольких овощей с добавлением зелени. Каши могут быть из смеси злаков, в том числе глютеновые (овсяная, пшеничная), при хорошей переносимости. Манную кашу лучше не давать до 1 года, так как она трудна для переваривания.

Малыш спит 2 раза днем по 2 часа, а ночью - до 10 часов. К этому возрасту может несколько поменяться режим дневного сна: поскольку ночью кроха стал спать дольше и позже просыпаться, то дневной сон может несколько сдвинуться. Но многие малыши продолжают спать и играть в том же режиме.

Груднички так же просыпаются по ночам и просят грудь, но не из чувства голода, а из-за психологической потребности в близости к матери. Скорее всего, так будет, пока вы не отучите от груди.

В таком возрасте у младенцев бывают со сном проблемы. Связано это с тем, что малыши могут уже намеренно растягивать время бодрствования, как им захочется. Они начинают понимать, что есть день, а есть ночь, и ночью все спят, а днем играют. Поэтому приучайте ребенка к режиму, следите, чтобы он не переутомлялся играми.

Даже если вам тяжело, продолжайте носить ребенка на руках. До того, как малыш пойдет, это необходимо для правильного психического развития.

Продолжайте развивать речь: разговаривайте с малышом, читайте книжки с картинками. Отдавайте предпочтение маленьким стишкам и потешкам, в которых повторяются слова. Обсуждайте с ребенком картинку, попросите найти на ней что-то и показать пальчиком. Используйте тематические карточки с картинками. Прилагайте все усилия, чтобы малыш научился ползать.

Для ребенка на девятом месяце очень важно общение в игре.

Позаботьтесь, чтобы на кухне и в комнатах был набор предметов, которые можно дать малышу для игр. Вы можете сами придумывать занятия для ребенка, возможно, он сам своими действиями подскажет, во что хотел бы поиграть. Позволяйте крохе самому начинать игру, так вы приучите его к самостоятельности и научите принимать решения.