Меню

Формирование здорового образа жизни и экологической культуры. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы

Здоровье

Согласно требованиям ФГОС НО программа , безопасного и здорового образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, которые формируют сохранение и как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимают способ организации жизни и деятельности человека, представленный комплексом , обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

Закон РФ «Об образовании»;
. ФГОС начального общего образования;
. «СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); . Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
. приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учреждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.
. Концепция УМК «Школа России».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования строится с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
. факторы риска, имеющиеся в образовательных учреждениях, ведущие к дальнейшему ухудшению здоровья обучающихся от первого к последнему году обучения;
. чувствительность детей и подростков к воздействиям при одновременной инертности к ним по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
. активно формирующиеся у младшего школьника комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
. особенности отношения младших школьников к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью предвидеть последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся:

Сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически правильного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
. развивать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
. развивать представление об основных компонентах культуры здоровья и ЗОЖ;
. формировать установки на систематические занятия физкультурой и спортом, готовность к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе понимания собственных возможностей;
. формировать представление о правильном питании, его режиме, составе, полезных продуктах;
. сформировать представление об оптимальном режиме дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
. развивать навыки позитивного общения;
. сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
. сформировать навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющие в дальнейшем предупредить вредные привычки;
. сформировать у обучающихся представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, расширить знания о правилах ЗОЖ, стремление воспитать у себя готовность соблюдать эти правила; . сформировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
. способствовать осознанию обучающимися ценностей экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
. научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, не нарушать экологического равновесия в природе;
. научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
. дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска: сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п., о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
. дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
. обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

Исходя из этих и им подобных задач, которые сегодня являются понятными для общества в целом, разработана программа формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся, целью которой является сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование основ экологической культуры через внедрение в педагогическую практику на начальной ступени образования инновационных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих педагогических технологий, а также технологий развития экологической компетентности младших школьников.

Задачи программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся

Описать структуру системной работы по реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе;
. рассмотреть систему гигиенических требований к условиям реализации государственных образовательных стандартов второго поколения;
. систематизировать методы и приемы рациональной организации учебного процесса в начальной школе;
. рассмотреть особенности просветительской работы с родителями по формированию культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся;
. осмыслить возможности использования приобретенных теоретических знаний применительно к своей предметной области.

Планируемые результаты реализации программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся

Реализация Программы рассчитана на весь период обучения в начальной школе и предполагает получение следующих результатов - у обучающихся:

Сформированы представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
. сформированы представления с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью
. сформированы представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся;
. сформированы умения и навыки обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
. сформирована потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
. заложены основы компетентности об основах формирования экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
. сформированы умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях);
. развит интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
. сформировано ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
. сформированы умения и навыки элементарного опыта природоохранительной деятельности;
. сформированы умения и навыки бережного отношения к растениям и животным

Направления реализации программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся

Программа включает в себя следующие направления:

1.Создание здоровьесберегающей инфраструктуры. В школьном здании созданы необходимые условия для сохранения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда всех участников образовательного процесса. В школе работает буфет, позволяющий организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. В школе работают оснащенный спортивный зал, оборудованный необходимым игровым и спортивным инвентарём. Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает учитель физической культуры.

2. Формирования экологической культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России» . Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. Формированию экологической культуры и бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни обучающихся. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты» , представленной в учебниках по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе. В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы.

Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание расширения знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках, и знаменательных датах.

Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении, что важно для формирования экологической культуры. Учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

Мониторинг реализации программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни

Отслеживание промежуточных результатов реализации Программы предполагает использование технологической карты, в которой отражены оцениваемые критерии, имеющийся на конкретный момент результат и суждение эксперта, оценивающего результативность.

В общем виде в карте отражаются описанные ниже критерии.
1. Выполнение общих требований к программной документации:

Целенаправленность: конкретность, измеримость, достижимость, реалистичность целей, ограниченность их достижения во времени
. Ясность: наличие четкого сценария действий
. Выполнимость с точки зрения предполагаемых затрат (сроки выполнения, степень сложности для исполнителей, ресурсная обеспеченность, достаточность предлагаемых действий для достижения поставленных целей)
. Результативность: нацеленность на результат, гарантированность его достижения
. Выполнение требований к структуре программы

2. Комплексность и соответствие основным целям ФГОС:

Соответствие тематической направленности основных мероприятий программы ключевым положениям и целям ФГОС, основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП)
. Необходимость и степень важности заявленных мероприятий для достижения поставленных целей
. Наличие взаимосвязей между мероприятиями программы, взаимосвязь с другими элементами ООП
. Реализация деятельностного подхода через предлагаемый комплекс мероприятий (субъектность обучающихся; использование различных форм, методов включения обучающихся в разнообразную деятельность)

3. Эффективность обозначенных в программе организационно-педагогических средств достижения поставленных целей

Формирование экологической культуры представлений об основах на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды
. Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни обучающихся и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения
. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе
. Формирование установок на использование здорового питания
. Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом
. Соблюдение здоровьесозидающих режимов дня
. Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания)
. Становление умений противостоять вовлечению в курение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ
. Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены
. Формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здороьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей
. Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях

В Приложении к статье представлена примерная форма технологической карты для оценки отслеживаемых критериев. В целом последовательная реализация программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся должна принести свои результаты. К окончанию начальной школы согласно ФГОС НО у младшего школьника должны быть сформированы умения, навыки безопасного поведения, отношение к своему здоровью как к самоценности, понимание и стремление к организации собственной физической активности. Программа позволяет это реализовать.

  • 3. Понятие "метод" педагогического исследования. Классификация методов педагогического исследования. Педагогический эксперимент как метод исследования: его сущность, этапы и виды.
  • 1) Воспроизводства культурно-исторического опыта человечества;
  • 2) Развития личности и общества.
  • 6. Личность как субъект и объект воспитания. Факторы развития личности. Понятие "возрастной периодизации" в педагогике.
  • 3) Особенности познавательных, эмоциональных, волевых процессов личности;
  • 7. Образование как целостный педагогический процесс. Структура и движущие силы педагогического процесса.
  • 8. Закономерности и принципы педагогического процесса.
  • 9. Содержание образования как педагогическая категория. Структура содержания образования. Документы, определяющие содержание образования на различных уровнях.
  • 10. Понятие о дидактике. Ее предмет и задачи. Основные категории дидактики
  • 11. Процесс обучения: сущность, особенности, структура и функции.
  • 12. 3Акономерности и принципы процесса обучения.
  • 13. Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Современная классификация методов обучения. Характеристика отдельных из них.
  • 14. Формы организации обучения в педагогике. Урок как основная форма организации обучения. Требования к уроку.
  • 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе, его особенности. Закономерности и принципы процесса воспитания.
  • 17. Суть научного мировоззрения школьников, его виды и функции. Критерии сформированности научного мировоззрения.
  • 18. Цель, задачи и содержание нравственного воспитания школьников. Сущность и критерии сформированности нравственной культуры личности
  • 20. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни школьников.
  • 21. Воспитательные системы школы и социума: сущность, структура, этапы становления.
  • 22. Личность и коллектив в системе воспитательных отношений.А.С. Макаренко как основатель теории коллективного воспитания.
  • 23. Управление учреждениями образования, его сущность и функции. Принципы управления педагогическими системами.
  • 24. Организация методической работы в школе. Основные ее формы. Педагогическое самообразование учителя.
  • 25. Классный руководитель в современной школе. Технологические аспекты его деятельности.
  • 29. Технологии организации познавательной деятельности школьников: теоретические основы, характеристика одной из них.
  • 2. Технологии полного усвоения знаний и организации усвоения темы урока.
  • 30. Технологии эффективного управления процессом обучения: теоретические основы, характеристика одной из них.
  • 1. Технологии группового и коллективного обучения
  • 20. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни школьников.

    Овладение школьниками ценностями и навыками здорового образа является одной из важных задач воспитания. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не просто отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. В педагогической справочной литературе здоровье детей определяется как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

    Валеология – наука о формировании, сохранении, укреплении здоровья человека, здорового образа жизни.

    Здоровье – физическая, социальная и психологическая гармония человека, его доброжелательные отношения с собой и природой.

    «Здоровье – не все, но без здоровья всё - ничто»

    Признаки здоровья :

    Настроение, внешний вид

    Культура движения

    Культура питания

    Культура эмоций

    Экология – взаимосвязь жизненных организмов между собой и с окружающей средой.

    Экологическое воспитание – целенаправленная деятельность педагога по формированию экологической культуры школьников (уровень сформированности системы экологических знаний, морально-этических отношений к природе, умений и навыков природоохранной деятельности).

    Условия формирования здорового образа жизни:

    Систематические занятия спортом, физкультурой, туризмом

    Формирование ценностных отношений к ЗОЖ и его пропаганды

    Противодействие распространению вредных зависимостей

    Воспитательная работа в ходе оздоровительного отдыха

    Пед. коллектив как эталон ЗОЖ

    Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательных процесс

    Основными направлениями работы общеобразователь-ных учреждений по сохранению, укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни являются учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая, коррекционная работа (см. схему 21, с. 130).

    Пути оздоровления учебно-воспитательного процесса в школе:

    Создание благоприятного микроклимата во взаимоотношениях учителя с учениками, учениками между собой

    Усовершенствование классно-урочной системы в направлении организации групповых форм занятий (17 человек в классе или 30)

    Организация компенсирующего обучения (дополнительные занятия, консультации)

    Активизация познавательной деятельности школьников (нестандартные уроки, стимулирование к творческому поиску)

    Повышение педмастерства учителя в оказании помощи ученикам в учебе

    Активизация деятельности валеологической службы (медсестра, психолог)

    Знание правил личной гигиены, культуры питания, приемов и средств стрессоустойчивости

    Формирование потребности в разумной активности

    Валеологическое образование предполагает гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна, строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).

    Средства формирования ЗОЖ : солнце, воздух, вода, утренняя гимнастика, уроки физкультуры, секции, игры на природе и т.д.

    Методы экологического воспитания : пример, объяснение, убеждение.

    Цель

    реализация комплексной системы мер по формированию экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в условиях школы, создание санитарно- гигиенических условий в сочетании с грамотным просвещением и соблюдением принципов природосообразности и целостности развития личности ребёнка.

    Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

    Расширение экологических представлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

    Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование

    ряда основополагающих экологических понятий;

    Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности

    учащихся по изучению и охране окружающей среды;

    Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование

    заинтересованного отношения к собственному здоровью, позитивных факторах,

    влияющих на здоровье);

    Формирование представления о правильном (здоровом) питании, его режиме,

    структуре, полезных продуктах;

    Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возра-

    стных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях

    физической культурой и спортом;

    Формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и

    отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и

    контролировать свой режим дня;

    Формирование представления с учётом принципа информационной безопасности

    о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная актив-

    ность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и

    причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиках и других

    психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

    Научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие

    сохранять и укреплять здоровье, выполнять правила личной гигиены и развить

    готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здо-

    Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в

    том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, учас-

    тия в азартных играх;

    Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

    Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

    Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здо-

    рового образа жизни;

    Формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым

    вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, раз-

    витие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе исполь-

    зования навыков личной гигиены;

    Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстрема-

    льные ситуации, выработать навык правильного их анализа и адекватного пове-

    дения, то есть грамотные действия в тех условиях, которые могут сегодня встре-

    титься на жизненном пути;

    Сформировать у детей устойчивые привычки дисциплинированного, осторо

    жного поведения на улицах, дорогах, в быту, навыки самоконтроля,

    самоорганизации в определённых жизненных ситуациях.

    С целью исключения или минимизации вредных для здоровья учащихся воздействий школы и всего образовательного процесса, в школе должно быть сформировано здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее пространство. В психолого – педагогической модели, основанной на приоритете психолого-педагогических принципах и здоровьесберегающей педагогики, основная роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся должна быть отведена учителю.

    Модель формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни включает в себя:

    1) Анализ состояния и планирование работы по данному направлению;

    2) Просветительскую работу

    а) просветительско-воспитательная работа с обучающимися;

    б) просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами,

    родителями.

    В школе отдаётся приоритет здоровью, то есть грамотной заботе о здоровье, соблюдая принципы здоровьесберегающей педагогики:

    Принцип не нанесения вреда;

    Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов (то есть всё происходящее в учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др., оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Проводится мониторинг здоровья учащихся физического, психологического, духовно – нравственного);

    Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно – нравственного здоровья);

    Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке с обязательным учётом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно – воспитательной работе);

    Принцип субъект – субъективного взаимоотношения с учащимися (вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер проведения процесса обучения). Педагоги обеспечивают здоровьесберегающие условия образовательного процесса сам школьник помогает им в решении этой общей задачи. У учащихся воспитана ответственность за своё здоровье. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход;

    Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся. Соответствие объёма учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся. В школе соблюдается комплексный междисциплинарный подход как основа эффективной работы по охране здоровья человека. Между педагогами, психологом, медицинским работником согласованное взаимодействие. Приоритет позитивных воздействий над негативными. Приоритет активных методов обучения;

    Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии: для учащихся создан такой уровень учебной нагрузки, который соответствует тренирующему режиму и является охранительным (щадящим), ниже утомляющего.

    Системная работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков – по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно –оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями и должна способствовать формированию ответственного отношения к природе, ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

    Воспитание экологической культуры, культуры здорового

    и безопасного образа жизни.

    Содержание

    Введение.

    1. Структура работы по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни шестиклассников.

    2. Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях.

    3. Деятельность классного руководителя по охране здоровья.

    4. Просветительская работа с родителями

    5. Результаты работы.

    Приложение 1.

    Приложение 2.

    Приложение 3.

    Приложение 4.

    Приложение 5.

    Приложение 6.

    Приложение 7.

    Введение.

    Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

    Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно–нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом, или только духовном благополучии, необходимость комплексного подхода.

    Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

    1.Структура работы по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни шестиклассников.

    Цель: создание условий по охране и укреплению здоровья школьника, через использование педагогических технологий и методических приемов.

    Задачи:

    1.Активизировать участие педагогов в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий в школьных программах.

    2. Разнообразить формы работы по формированию у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

    3. Обеспечить оздоровительными видами деятельности режим дня школьника.

    Предполагаемый результат: эффективность решения оздоровительных задач валеологического воспитания можно определить по динамике физического состояния ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.

    Нормативные документы.

    Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ "Об образовании":

    это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст.2);

    это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51).

    В Программе развития воспитания в системе образования России сказано, что сохранение здоровья учащихся является одним из основных направлений и принципов организации воспитания во всех образовательных учреждениях.

    В Концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел "Образование и здоровье", где изложены основные направления деятельности образовательных учреждений в этой области, в том числе и формирование здорового образа жизни обучающихся.

    2. Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях

    Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

    Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

    Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

    Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

    Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

    Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

    Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

    Типы и классификация технологий

    Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

    Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т. п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.

    Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, а за обеспечение безопасных условий пребывания в школе отвечает директор.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии, которые следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак - не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.

    Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение педагогом таких принципов, как:

    Учет возрастно-половых особенностей.

    Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.

    Структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся.

    Использование здоровье сберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
    К ним можно отнести:

    оптимальную плотность урока;

    чередование видов учебной деятельности;

    наличие физкультурной пуазы;

    наличие эмоциональных разрядок;

    правильная рабочая поза;

    положительные эмоции.

    3. Деятельность классного руководителя по охране здоровья.

    1. Дни здоровья.

    2. Спортивные школьные праздники.

    3. Беседы о здоровье с учащимися (Приложение 1, Приложение 2).

    4. Оформление классных и школьных уголков здоровья.

    5. Проведение классных часов, конкурсов, викторин, экскурсий.

    Одна из задач классного руководителя – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.

    Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно счи тать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем - самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здо ровьем.

    При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером - перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни.

    Самочувствие - чувство, испытываемое человеком в зависимости от состояния его физических и душевных сил.

    В дневник записывают: самочувствие хорошее (ощущение бод рости, жизнерадостности, наличие интереса к выполняемой работе); плохое (наличие жалоб на боли, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение и другие неприятные ощущения).

    Боль - защитный безусловный рефлекс. Боли сопровождаются учащением сердечных сокращений, повышением артериального давления, увеличением содержания сахара в крови и др. При появ лении болей необходимо срочно выяснить их причину (нужна кон сультация врача) и принять необходимые меры.

    Изменение самочувствия, вызванное ухудшением общего состояния организма, требует в ряде случаев коренных изменений в режиме дня учащегося.

    В дневнике отмечают: вечером, перед сном - устал/не устал, пе реутомился; на следующий день - усталости нет, осталось чувство усталости и т. п.

    Настроение - внутреннее душевное состояние. Обычно самочувс твие и настроение совпадают, но возможно и несоответствие между ними-удовлетворительное самочувствие при плохом настроении и т. п. Плохое настроение может быть и у здорового человека при неудачах, неприятных ощущениях, а хорошее возможно и у больного, например при хороших известиях, вызывающих положительные эмоции.

    В дневник записывают: настроение хорошее, удовлетворитель ное, плохое.

    Сон - имеет исключительное значение для поддержания здоро вья, работоспособности и жизнедеятельности человека. Он предуп реждает истощение нервных клеток, создает условия для восстанов ления их работоспособности.

    Сон ничем нельзя заменить. Он должен продолжаться 9-10 час. В жизни младшего школьника важное значение имеет орга низация сна. Эффективность сна зависит от соблюдения ряда гигиенических правил: ужинать полагается за 2 - 3 часа до сна; полезна прогулка (20- 30 мин.) перед сном; спать надо с открытым окном или форточкой и в крайнем случае в хорошо проветренном помещении; не кутаться.

    Полноценность сна определяется тремя основными качествами: периодичностью, продолжительностью и глубиной. Периодичность подразумевает вполне определенное время отхода ко сну и подъема - это вырабатывает привычку сразу просыпаться в конкретное время, а также быстро и крепко засыпать именно в указанное время. Продолжительность сна определяется временем, необходимым для полноценного отдыха. Сокращение продолжительности сна резко отрицательно сказывается на состоянии организма школьника: снижается работоспособность, быстрее наступает утомление, возникает переутомление. Бессонница или повышенная сонливость часто являются од ним из признаков наступившего переутомления. После такого сна не ощущается бодрости, появляется чувство разбитости, вялость. В дневник записывают продолжительность, качество сна, а также при чины его нарушения.

    Аппетит - это один из признаков нормальной жизнедеятельнос ти организма. Ослабление аппетита, его отсутствие могут быть при заболеваниях, а также в результате утомления или болезненного состояния. Для нормальной деятельности организма имеет значение состав пищи и соблюдение определенных гигиенических правил. Прием пищи в одно и то же время вызывает аппетит, улучшает рабо ту пищеварительных желез, способствует выделению желудочного сока, благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается.

    В дневнике здоровья в графе «Аппетит» записывают: хороший, удовлетворительный, повышенный, плохой, отсутствует.

    Пищеварение и аппетит взаимосвязаны. Расстройство пищеварения у здорового человека может быть одним из признаков недостаточного восстановления организма, переутомления.

    В дневнике записывают: нормальный стул, запор, понос, изжога, отрыжка и др.

    Работоспособность зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, утомления. В дневник записывают: повышенная, обыч ная, пониженная.

    Педагоги являются организаторами самоконтроля и поэтому должны хорошо знать его особенности. Они проводят беседы с уче никами о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указывают на недопустимость появления вредных привычек. Рассказывают о сущности каждого показателя, о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику ре зультатов наблюдений за состоянием здоровья учащихся, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбе режению у учащихся.

    4. Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

    Беседы (Приложение 3, 4), тесты (Приложение 5, 6,7), лекции по различным вопросам здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

    Приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

    Организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

    Выявление перегрузок среди школьников на основе изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов. Для этого проводится анкетирование, а при необходимости и беседа. Для развитых, обладающих крепким здоровьем детей, рекомендуется посещение нескольких кружков или факультативов. Однако, и в этом случае необходим индивидуальный подход. Учитель ведет наблюдение, как такая нагрузка влияет на утомляемость и здоровье детей. Педагоги помнят, что затраты времени у учащихся на выполнение домашнего задания составляют: в начальной школе не более 1-2 часов, в среднем звене не более 3-х часов и в старших классах не более 4-х часов. Школьников учат навыкам планирования своей работы и самостоятельности.

    Ответственность учителя за соблюдение санитарно-гигиенических норм. Он обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала нормам СанПиНа. В случае неисправности педагог делает заявки на ремонт или замену инвентаря, а в случае необходимости излагает свои требования завучу, завхозу школы. Учитель, заботящийся о здоровье школьников, должен оберегать их от перегрузок, проверяя расписание.

    Соблюдение техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях. Для этого разработаны специальные правила. Они вывешены в кабинетах, где находятся электрические приборы, мастерские, спортивные снаряды, демонстрационные приборы и т.д. Учитель обязан добиваться того, чтобы дети знали правила техники безопасности и соблюдали их. Важнейшим условием соблюдения правил является дисциплинированность учащихся. Кроме того, педагог своим поведением и требовательностью формирует у своих воспитанников это важное качество.

    5. Результаты работы

    Продолжена работа по созданию паспортов здоровья учащихся.

    Освоен комплекс упражнений, которые используются при проведении физкультминуток и гимнастики для глаз.

    Ведется работа с родителями учащихся. На родительских собраниях им дается информация о сезонных эпидемиях и инфекционных заболеваниях и путях борьбы с ними.

    Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    От нравственного здоровья к физическому

    На доске надпись: «Каковы мысли человека и его сердце, таков и он сам».

    Как вы понимаете слова древнего мудреца?

    Если больной постоянно твердит себе, что он ни когда не поправится, скорее всего, так оно и будет, и он пронесет свои страдания до могилы. Тело глу по, и об этом не стоит забывать.

    Что является «контролером» человека?

    Единственным контролирующим фактором чело века является разум. Тело не может само думать за себя, поскольку управляется инстинктами, и разум должен постоянно командовать телом.

    С чего же стоит начать? Давайте начнем с распорядка дня.

    Кто из вас все успевает делать: гулять, учить уро ки, помогать по дому, ходить в музыкальную или спортивную школу, в кружки, развлекаться?

    (Ответы детей.)

    Помогает ли вам в организации такой активной жизни распорядок дня? Расскажите о своем распо рядке дня.

    (Ответы детей.)

    Примерный режим дня учащихся, посещающих школу в I смену (при начале занятий в 8 ч 30 мин)

    Подъем 7.00

    Туалет, гимнастика, закаливающие процедуры (обтирание, душ), уборка постели 7.00-7.35

    Завтрак 7.35-7.50

    Дорога в школу 7.50-8.20

    Занятия в школе (уроки, внеклассная, общественная работа)

    8.20-13.30

    Дорога домой 13.30-14.00

    Обед 14.00-14.30

    Пребывание на воздухе, прогулка, подвижные игры

    14.30-17.00

    Приготовление уроков 17.00-19.00

    Ужин и с вободные занятия 19.00-20.30

    Приготовление ко сну 20.30-21.00

    Сон 21.00-7.00

    Кто в этом году не болел гриппом? Кто хочет не болеть гриппом? Для этого следует закаляться. Каж дое утро после гимнастики делай холодное обтира ние или принимай прохладный душ. Это укрепит твою нервную систему, убережет от простуды.

    Начинать обтирание лучше всего летом. Темпе ратура воды сначала должна быть 30-32С. Посте пенно ее нужно понизить до 16-18°С.

    Обтирание должно занимать не более 4-5 минут. Для обтирания подойдет жесткое махровое полотенце из льна и рукавичка, сшитая из старого махрового полотенца.

    Порядок обтирания

    Окуни рукавичку в таз с водой. Слегка ее ото жми, но не досуха. Оботри одну руку от пальцев к плечу. Сейчас же крепко разотри влажную руку су хим полотенцем от пальцев к плечу. То же самое проделай со второй рукой. Грудь и живот, а также и спину, обтирают водой и вытирают полотенцем бы стрыми круговыми движениями и обязательно до суха. Ноги обтирают и вытирают от пальцев вверх. После душа вытираются в том же порядке: руки от пальцев к плечу; живот, грудь и спину - круговыми движениями; ноги - снизу вверх. После такого обтирания телу должно быть тепло и приятно. Если же во время обтирания ты чувствуешь легкий оз ноб - значит, вода для тебя еще слишком холодна. Лучше всего с вечера налить в таз воды и пусть она постоит до утра. Водой комнатной температуры и обтирайся, если дома нет душа. При обтирании форточку прикрывай, особенно зимой.

    Осанка

    - Правильная ли у тебя осанка? Правильная осанка характеризуется хорошо вы раженными естественными изгибами позвоночника (в области шеи, груди, поясницы), при этом голова и туловище находятся на одной вертикали, конеч ности выпрямлены.

    - Разделимся на пары. А теперь посмотрим друг на друга со спины. Симметрично ли расположены у нас плечи? Если нет - одно несколько выше другого - насторожимся! Это один из признаков боково го искривления позвоночника - сколиоза.

    - Какие неприятности несет нам искривленный

    позвоночник?

    Слабость мышц брюшного пресса. Живот быстро становится дряблым, уменьшается объем грудной клетки, значит, страдает дыхание.

    Проверяем свою осанку

    Встаем спиной вплотную к стене. Если осанка правильная, лопатка, ягодицы и пятки будут ка саться стены. Если же стены касаются только ло патки и пятки, осанка неправильная.

    Чтобы определить, устраним этот дефект или уже зафиксировался, встаем по стойке «смирно», вытягиваясь. Вот уже коснулись стены и ягодицы!
    Значит, в данном случае еще нет анатомических от клонений, а есть небрежность, невнимание к себе. Теперь запоминаем правильную позу и следим за тем, чтобы сохранить ее во время сидения и ходь бы. Иначе эти нарушения перейдут в анатомические
    изменения, а в этом случае команда «смирно» уже не поможет.

    Что же тогда делать?

    А тогда, к сожалению, поможет только лечение у хирургов-ортопедов, ношение специальных аппара тов, иногда - сложная операция.

    Поэтому, конечно, лучше вовремя начать заниматься специальной гимнастикой, следить за собой.

    А какие все-таки упражнения полезны? Понадобится гимнастическая палка (можно взять мамину кухонную скалку).

    Держим палку в опущенных руках, ноги на ширине плеч. Выдыхаем и наклоняемся вперед с прямой (!) спиной, а прямые руки поднимаем как можно выше, «тянем» себя. Делаем вдох и энергич но выпрямляемся.

    Держим палку за головой на лопатках. Делаем
    вдох и резко поворачиваем туловище вправо; воз вращаемся в исходное положение (выдох).

    3. Держим палку над головой. Опускаем ее на лопатки, выдыхаем, поднимаем над головой и вды хаем.

    4.Держим палку внизу. Делаем шаг вперед пра вой ногой и приседаем на ней, поднимаем палку вверх (вдох). Возвращаемся в исходное положение и выдыхаем.

    5. Поднимаем палку вертикально перед собой.
    Приседаем с прямой (!) спиной.

    Каждое упражнение повторяем по 8-10 раз, ды шим ритмично. Берем коврик.

    Встаем на четвереньки, сгибаем и разгибаем руки, стараясь коснуться грудью пола.

    Стоя на четвереньках, сгибаем руки, а потом быстро выпрямляем и руки, и ноги,

    Ложимся на живот, отжимаемся от пола рука ми, медленно касаясь носками головы (кольцо).

    А теперь встаем и ходим по комнате, постепенно замедляя темп ходьбы и углубляя дыхание.

    Помни! Все эти упражнения действительно хоро шо укрепят мышцы спины, брюшного пресса и улуч шат осанку, если ими заниматься каждый день. Причем не просто делать для галочки, а со старанием, сознательно, получая «мышечную радость» от каж дого движения.

    Только при этом условии, но не сразу, а через несколько месяцев можно заметить улучшение.

    Гимнастика

    Все в спортивных костюмах, с ковриком. - Хотите иметь красивую фигуру?

    Ложимся на коврик, кладем на живот доволь но тяжелый предмет (например, два учебника). Вы дыхаем животом, как бы выталкивая предмет вверх, при этом задерживаем дыхание на 3-6 сек. Повто ряем 10 раз.

    Разбрасываем по полу спички (у нас курящих нет, поэтому спички приносит классный руководи тель), а затем собираем по одной, каждый раз энер гично выпрямляясь. Колени не сгибать! Уже через
    месяц после такой ежедневной систематической тре нировки живот «подберется», а талия сузится.

    3. Разбиваемся на пары. Один ложится на пол, другой садится ему на ноги. Упругим движением поднимаем тело и наклоняем вперед. Пятки не под нимать! Медленно опускаемся на спину. Заметьте: чем медленнее выполняем упражнение, тем оно эф фективнее. Выполнять его надо не менее 10 раз. Дома ложимся на коврик у шкафа так, чтобы стопы мож но было закрепить за его край.

    Упражнения трудноваты, но действенны. А если выполняемая работа как бы безразлична мышцам, то не будет того тренирующего эффекта, ради которого ты занимаешься. А мышечных болей можно не опасаться. Они пройдут через несколько дней. Когда читаешь или смотришь телевизор

    Поднимаем руки вверх, поднимаемся на нос ки, подтягиваемся.

    Наклоняемся поочередно вправо и влево.

    Встаем спиной к столу, опираемся ладонями о его край и максимально прогибаемся в позвоноч нике.

    В этом же исходном положении приседаем.

    Перед телевизором

    Упираемся руками в спинку дивана, на кото ром сидим, поднимаем поочередно согнутые в коле нях ноги и стараемся достать ими лоб.

    Ложимся на живот, обхватываем руками голе ностопные суставы, согнув ноги в коленях, и как бы «приподнимаем» себя с дивана.

    Вытягиваем ноги вперед, выпрямляем спину и делаем круговые движения головой в каждую сто рону.

    Лежа на диване на спине, поднимаем прямые ноги, а потом касаемся ими дивана за головой.

    Проделываем круговые движения плечами впе ред и назад.

    Каждое упражнение повторяем 4-5 раз, и уста лости как не бывало.

    Но так долго смотреть телевизор, чтобы пришлось делать гимнастику, детям не рекомендуется.

    Твоя походка

    Шаг должен быть легким, ритмичным. При ходьбе не надо «приседать», а наоборот, как бы тянуть кор пус вверх, колени выпрямлять. Пусть руки свобод но двигаются в такт шагам, а плечи будут разверну ты, чтобы воздух без препятствий! поступал в лег кие. При ходьбе «подбираем живот», а спину всегда держим прямо. Смотрим перед собой и не втягиваем голову в плечи, иначе будет развиваться суту лость. Чтобы всегда быть бодрыми и молодыми, не уставать при длительной ходьбе, занимаемся специ альными физическими упражнениями, которые координируют положение туловища и делают поход ку красивой и легкой:

    Поднимаемся на носки, энергично отводим руки назад, прогибаемся, теперь садимся на стул.

    Поднимаем мяч прямыми руками и хорошо подтягиваемся.

    Наклоняемся с мячом к полу.

    Обеими стопами перекатываем по полу мяч.

    Захватываем стопами мяч и вместе с ним под тягиваем колени к груди.

    Лежа на спине делаем «угол» прямыми нога ми и задерживаем их в таком положении.

    Этими упражнениями достаточно заниматься 3-4 раза в неделю. Занятие начинаем и заканчиваем ходьбой перед зеркалом, которое поможет нам об наружить недостатки походки.

    Небо желтеет - к дождю, человек - к болезни.

    Неосмотрительный в яму падает.

    Нога споткнется, а голове достается.

    От радости старики молодеют, от печали молодые худеют.

    От сладкой еды жди беды.

    От умеренной еды - сила, а от обильной - могила.

    Поздно поднялся - день потерял, в молодости не учился - жизнь потерял.

    Посочувствовать больному - вернуть ему половину здоровья.

    Правильное дыхание также необходимо, как и пища.

    Про болезни говорить, себе вредить.

    Работай сидя, отдыхай стоя.

    Раньше начнешь, раньше и поспеешь.

    Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки.

    Самая острая боль та, что беспокоит сейчас.

    Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, как ты утомляешься.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Соблюдай режим труда и быта - будет здоровье крепче гранита.

    Совершать после еды прогулку лучше, чем держать у себя аптеку.

    Союзник болезни - уныние.

    Спорт сочетаешь с делом - здоров душой и телом.

    Средство к исцелению - передвижение.

    Съеденное вечером впрок не пойдет.

    Тяжелую болезнь хорошая пища лечит.

    Ужин не нужен, был бы обед дружен.

    Укоротить ужин - это удлинить жизнь.

    Ум да здоровье всего дороже.

    Умеренный в еде - всегда здоров.

    Ученику удача, а учителю радость.

    Холода не бойся, сам по пояс мойся.

    Хорошо прожеванное - наполовину переваренное.

    Царапина была - не лечил, стала язвой - вылечить хочет.

    Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

    Человек, проглатывая пищу неразжеванной, проглатывает мно гие годы жизни не прожитыми.

    Чем крепче сон, тем ярче мысли.

    Чесал царапину - расчесал до кости.

    Шутка - минутка, а заряжает на час.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

    Формы внеклассной работы

    в рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий

    Беседы (учителя, санитарного актива, медицинских ра ботников, родителей).

    Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, стихот ворений).

    Праздники здоровья.

    Классные часы: «Экология и мы», «Экологический калейдоскоп», «Здоровье – это…», «Путешествие по экологической тропе», «Жизнь без алкоголя и табака», «Воспитай себя»

    Игры, соревнования, с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены и т. д, ( «Светофор», «Ученическая скорая помощь»),

    Устные журналы («Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Если хочешь быть здоров - закаляйся!», «Почему мы здоровы)»).

    Санитарные рейды по школе.

    Организация санитарного уголка, выпуск бюллетеней
    («Советы доктора Айболита», «Про тебя самого»).

    Конкурсы: рисунков «Пусть тебя не назовут неряхой», плакатов «Здоровые зубы - здоровью любы», конкурс детских стихотворений, сочинений «Свет мой, зеркальце, скажи», «Секреты здоровья», загадок «Угадайка», посло виц и поговорок «Мудрое слово о здоровье» и др.

    Практические занятия по уходу за волосами, ногтями,
    зубами, по уходу за телом, по уходу за одеждой и обувью и др.(конкурсы)

    Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть», «Легко ли быть чистюлей», «А ты не забыл носовой платок?», «Сти раю сам», «Одеваюсь по погоде» и т.д.

    Юмористическая разминка «Смешинка».

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

    Тематика бесед с родителями:

    Забота государства о здоровье подрастающего поколения.

    Каков он - здоровый ребенок?

    Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом обу чении и воспитании учащихся начальных классов.

    Основные отклонения в развитии и состоянии здоровья.

    Формирование навыков личной гигиены в семье.

    Общественная гигиена.

    Радиационная гигиена.

    Гигиена мальчиков и гигиена девочек.

    Личная гигиена в режиме дня.

    Гигиенические требования к детской одежде и обуви.

    Гигиена питания.

    Гигиена помещения и предметов домашнего обхода.

    Здоровые и вредные привычки.

    Гигиенические требования к организации учебной работы
    школьников в домашних условиях.

    От чего зависит работоспособность школьников

    Об утомляемости школьников.

    Воспитание правильной осанки. Роль корригирующей
    гимнастики в лечении нарушений осанки.

    Физическое воспитание детей в семье (утренняя гимнас тика, игры, прогулки, экскурсии, походы).

    Предупреждение близорукости у младших школьников.

    Режим просмотра телепередач для младших школьников.

    Растить детей закаленными. Правила поведения детей на свежем воздухе, на воде.

    Активный отдых школьников.

    Половое воспитание детей младшего школьного возраста.

    Состав пищи и рациональное питание школь ников.

    Роль семьи в предупреждении неврозов у детей.

    Профилактика бытового травматизма.

    Профилактика пищевых отравлений.

    Профилактика уличного травматизма.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

    Письмо родителям шеститиклассников

    Уважаемые родители!

    Ваши дети на уроках в школе знакомятся с основными правилами здоровьесбережения. Учеников учат бережно относиться к обществен ному имуществу, соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в своем дворе, доме, подъезде, лифте.

    Пожалуйста:

    1. Поговорите с Вашим ребенком, для чего очень важно соблю дать чистоту и порядок в общественных местах.

    2. Обратите внимание Вашего ребенка на состояние вашего дво ра, дома, подъезда, их стен.

    3. Научите Вашего ребенка:

    соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в
    своем дворе, доме, подъезде;

    не мусорить в общественных местах, дворе, подъезде ;

    не писать, не рисовать на стенах домов, подъезда, не пачкать их;

    следить, чтобы младшие дети не совершали эти дейс твия;

    Выполняет ли Ваш ребенок эти требования.

    4.Организуйте генеральную уборку подъезда, двора! Вымойте
    окна, очистите стены от рисунков и надписей, повесьте, если это
    возможно, цветы.

    5.Личным примером научите Вашего ребенка не мусорить в лесу
    при прогулках за грибами, ягодами, не бросать обертки, банки, бу тылки.

    6.Чтобы Ваш ребенок всегда выглядел опрятно, научите его:

    чистить зубы ежедневно не менее 2 раз в день;

    ежедневно мыться под душем;

    содержать в порядке ногти;

    ухаживать за своей одеждой и обувью;

    менять ежедневно нижнее белье, чулки, носки;

    стирать ежедневно свои носки, носовые платки;

    всегда иметь при себе чистый носовой платок, зеркаль це, расческу;

    не реже одного раза в неделю мыть волосы;

    содержать в порядке свою прическу.

    Мы благодарим Вас и просим продолжать обучение вашего ре бенка основным правилам личной и общественной гигиены.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

    Тест «МОЖНО ЛИ ВАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ НАЗВАТЬ ЗДОРО ВЫМ?»

    (для педагогов и родителей)

    Пометьте выбранный вами ответ

    1. Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?

    а) непривычная утомляемость

    б) зимняя простуда

    в) хроническое несварение в желудке.

    2. Как вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стерео
    наушники?

    а) не включаю на полную громкость;

    б) в этом нет нужды - звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;

    в) не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.

    3. Как часто Вы меняете зубную щетку?

    а) два раза в год

    б) каждые 3 - 6 месяцев

    в) как только она обретет потрепанный вид.

    4. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?

    а) частое мытье рук

    б) противогриппозная прививка

    в) отказ от прогулок в холодную погоду.

    5. В какое время Вы предпочитаете прибыть на место назначе ния, чтобы избежать перехода времени?

    а) ранним вечером

    б) с восходом солнца

    в) в середине дня.

    6. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компью тером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного вни мания?

    а) каждый час;

    б) каждые полчаса;

    в) каждые 10 минут.

    7. Какое из утверждений соответствует истине?

    а) можно загореть даже в облачный денек

    б) если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солн цезащитными средствами с фактором ниже 10

    в) смуглым людям не нужна защита от солнца.

    8. Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбро сить вес?

    а) отказ от завтрака, обеда или ужина

    б) сокращение потребления алкоголя

    в) исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов,

    9. Как правильно дышать:

    а) ртом

    б) носом

    в) ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.

    10. Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?

    а) химическая завивка

    б) сушка волос феном

    в) обесцвечивание волос.

    Подведите итог. Запишите себе по 1 очку за каждый из следую щих правильных ответов 1(6), 2 (в), 3 (б), 4 (в), 5 (а), 6 (в), 7 (а), 8 (б), 9 (б) и 10 (б). Сложите полученные очки.

    8-10 баллов - Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.

    5-7 баллов - Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое- какие вопросы вам неплохо было бы освежить в памяти.

    4 и менее баллов - Не отчаивайтесь, еще не все потеряно.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

    Тест «В ХОРОШЕЙ ЛИ ВЫ ФОРМЕ?» (для педагогов и родителей)

    1. Часто ли Вы садитесь за руль (или в машину, автобус), чтобы
    доехать туда, куда можно дойти пешком?

    а) всегда;

    б) иногда;

    в) никогда.

    2. Часто ли Вы принимаете участие в спортивных или иных
    соревнованиях, например, по теннису, футболу, плаванию или
    танцам?

    а) никогда или очень редко;

    б) несколько раз в месяц;

    в) раз в неделю или чаще.

    3. Если нужно подняться на несколько этажей, часто ли Вы идете
    пешком?

    а) никогда или лишь в том случае, если лифт сломан

    б) когда чувствую себя особенно энергичным

    в) всегда.

    4. Даете ли Вы себе хотя бы 20-минутную физическую нагрузку,
    вызывающую небольшую одышку (например, езда на велосипеде
    или быстрая ходьба)?

    а) никогда или редко

    б) от одного раза в неделю до одного раза в месяц

    в) чаше чем один раз в неделю.

    5. Если Вы пробежите 100 метров, чтобы успеть сесть в автобус,
    сколько проходит времени, прежде чем ваше дыхание придет в
    норму?

    а) 3 минуты или больше;

    б) меньше 3 минут;

    в) дыхание вряд ли будет учащенным.

    6. Часто ли Вы за один раз проходите пешком 3 км?

    а) никогда или нечасто; б) один или два раза в месяц;

    в) один раз в неделю или чаще.

    7. Как обычно Вы проводите свой день?

    а) в основном малоподвижно

    б) когда как, но, в общем, довольно активно

    в) всегда в движении.

    8. Сколько часов в неделю Вы, в среднем, смотрите телевизор?

    а) 24 часа или больше;

    б) от 10 до 24 часов;

    в) менее 10 часов.

    9. Часто ли Вы занимаетесь тяжелой физической работой -
    перекапыванием огорода, генеральной уборкой?

    а) никогда или редко

    б) несколько раз в месяц

    в) один раз в неделю или чаще.

    10. Как Вы обычно проводите воскресный день.

    а) сплю или смотрю телевизор

    б) слоняюсь по дому или в саду

    в) гуляю или занимаюсь спортом.

    Подведите итог. За каждый ответ (а) - Вам начисляется 0 очков; за ответ (б) - 1 очко; за ответа (в) - 2 очка.

    Сложите полученные очки.

    14 - 20 - Ваш образ жизни почти наверняка достаточно активен для того, чтобы Вы были в хорошей форме,

    7 - 13 - Вероятно, Вы находитесь в довольно приличной физи ческой форме, но Вам еще далеко до совершенства. Постарайтесь найти время для ежедневных физических нагрузок.

    6 или меньше - Похоже, у Вас не очень активный образ жизни.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

    Тест «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ?» (для педагогов и родителей)

    Проверьте себя, ответив на один из предложенных вопросов, а затем подсчитайте количество набранных очков.

    1. Где в доме установить детектор дыма?

    а) на каждом этаже;

    б) на кухне;

    в) под лестницей.

    2. Как долго следует проветривать комнату после того, как Вы
    постелили туда новый ковер?

    а) несколько дней;

    б) несколько часов;

    в) одну ночь.

    3. Какая вода опаснее для здоровья?

    а) мутная вода из-под крана

    б) поступающая по свинцовым трубам

    в) с добавками фтора.

    4. Каков риск заболевания астмой у ребенка, у которого один или
    оба родителя курят?

    а) никакого;

    б) риск большой, но не такой, чтобы стоило беспокоиться;

    в) риск удваивается.

    5. Кто наименее вероятный разносчик микробов в доме?

    а) мыши;

    б) тараканы;

    в) муравьи.

    6. Что делать, если Вас застигла гроза?

    а) спрятаться в машине;

    б) встать под высоким деревом;

    в) распластаться на земле.

    7. Что уменьшит загрязнение окружающей среды вашей ма шиной?

    а) регулярное техобслуживание

    б) работа двигателя вхолостую, пока машина стоит в пробке
    (чтобы избежать выключения или включения зажига ния)

    в) установка шин радиального типа.

    8. Какое из этих распространенных растений ядовито?

    а) амариллис;

    б) фиалка африканская;

    в) фикус каучуконосный.

    9. Что обеспечивает наилучшую защиту при автомобильной ава рии.

    а) ремни безопасности;

    б) подушка безопасности;

    в) ремни безопасности и надувная подушка одинаково эффективны.

    10. Каково должно быть оптимальное расстояние от экрана при работе с компьютером?

    а) 15 - 36 см;

    б) 36 - 61 см;

    в) 61 - 76 см.

    Подсчитаем баллы. 1 (а), 2 (а), 3 (б), 4 (в), 5 (в), 6 (а), 7 (б), 8 (а), 9 (а), 10 (б) - правильные ответы. За каждый из перечисленных здесь ответов вы заработали одно очко. Теперь сложите их и посмотрите, что получится.

    8-10 баллов - Вы достаточно хорошо осведомлены об опасностях современной жизни и, по-видимому, бережно относитесь к окружа ющей среде и собственному здоровью.

    7 и меньше - Ваших знаний о себе и окружающем Вас мире явно недостаточно.

    Список использованной литературы

    Казин Э.М., Блинова Н.Г, Литвинова НА. Основы индивидуального здо ровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. - М., 2000.

    Ковалёв А.Г. Психология личности. - М., 1970. - С. 352 - 353.

    Коменский Я.А.Великая дидактика. - Избранные пед.сочинения.- М., 1982.- Tl .- c .329.

    Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тыся челетий. - М., 2001.

    Кучма В.Р., Сердюковская ПН., Демин А.К. Руководство по гигиене и охра не здоровья школьников. - М., 2000.

    Лебедева Н.Т. Совершенствование школьного образования и здоровье уча щихся. // Физическая культура и здоровье. - 2000. - № 2 - с. 90-96.

    Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт примене ния/ Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002.

    Назаренко ЛД. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

    Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АП-КиПРО, 2003

    Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 2000

    Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.-272с.

    Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор/ автор-составитель Г.Н.Петровский.-Мн.:НИО, 2000.- 92с.

    Экологическая культура как специфический способ организации и совершенствования экологической деятельности человека, содержание и технологии формирования экологической культуры. Здоровый образ жизни как условие успешности многостороннего личностного развития. Ценностное отношение личности к здоровому образу жизни. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни

    Экологическая культура учащихся. Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. В современной науке понятие "экология" характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделение социальной, технической, медицинской экологии, рассматривающих поведение человека в природе.

    Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.

    Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во вне учебной деятельности. В педагогической науке (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.

    Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи.

    Проблема здоровья подростков сегодня, как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

    Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализации соответственного воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие Подготовка подростков к жизни и труду - одна из главных целей физического воспитания. Подросток, который ведет здоровый образ жизни и сам получает огромное моральное удовлетворение.

    Вступая в контакт с подростком, педагог должен учитывать его возраст, психику, индивидуальные способности и интересы, взаимоотношения с родителями, старшими и товарищами. Чем больше нравственный опыт подростка, тем строже нужно относиться к нему. Нравственная деятельность преподавателя при этом направлена на просвещение подростков, организацию их жизненного опыта и нравственного самовоспитания, стимуляцию положительных и торможение отрицательных поступков. Именно этим целям служат средства и методы нравственного воспитания подростков. Первые помогают педагогу решать нравственные задачи воспитания подростков. К ним относятся все виды труда, учеба, общественная работа, а также игра, чтение книг, посещение кино и театров, художественная самодеятельность и техническое творчество, физическая культура и спорт.

    Наиболее ценное средство воспитания подростков - подвижная игра, где не такие жесткие правила, как в спортивных играх, и в которой можно участвовать, не имея предварительной подготовки. Она помогает формировать личность и характер молодого человека.

    Чтение, коллекционирование, занятия спортом, просмотры кинофильмов и спектаклей и т.п. формируют духовный мир подростка. Эта сторона нравственного воспитания ни в коем случае не должна быть пущена на самотек и проходить стихийно. на учащихся.

    Организация нравственного опыта путем планомерного и регулярного выполнения определенных действии, совершения тех или иных поступков, позволяющая закалять волю, формировать положительные привычки и навыки, является эффективным способом воспитания и приобщения подростка к здоровому образу жизни.