Меню

Идеальный мальчик в возрасте 10 лет. Психологические особенности воспитания мальчишек

Вкусные рецепты

В 3-4 года помогать взрослым любят все дети, спустя 2-3 года маминых помощников уже не так много, а к школьному возрасту домашним трудом занимаются единицы. Взрослые, не принимающие неумелую помощь малышей, могут столкнуться позднее с полным нежеланием подростков не только помогать по дому, но даже обслуживать самого себя.

Что может делать по дому ребенок младшего школьного возраста?

Нужно или нет нагружать школьников домашними делами? У них множество занятий по освоению школьной программы, дополнительная нагрузка – , занятия по интересам. Пусть ребенок в полной мере ощутит счастливое детство. Так думают родители, убежденные, что их дети вполне могут расти на всем готовом, лишь бы он успевал хорошо учиться и не имел проблем в коллективе.

Естественно, что дети, не имеющие посильных обязанностей по дому на пороге школьного возраста, не станут активно браться за домашние дела. К этому их следовало приучать в 2-4 года, причем делать это мягко и ненавязчиво . Тогда бы многое делать и с удовольствием вкладывал свой труд в семейное благополучие.

Что могут делать по дому 7-летние дети:

  • Убирать пыль при помощи пылесоса.
  • Поливать цветы дома и на клумбе.
  • Готовить простые блюда.
  • Собирать свой портфель.
  • Помогать маме развешивать белье после стирки.
  • Выпалывать сорняки на грядке.
  • Подметать двор.
  • Выносить мусор.
  • Разогревать пищу в микроволновой печи.
  • Прогуливать и кормить небольшую собаку.
  • Прибирать вещи, наводить порядок в комнате.
  • Оставлять после купания и посещения туалета чистоту в этих помещениях.
  • Гладить простые по крою вещи.
  • Самостоятельно готовиться ко сну и собираться утром в школу.
  • Чистить свой велосипед от грязи, производить мелкий ремонт двухколесного друга.
  • Прибираться в шкафу с посудой и кухонными принадлежностями.
  • Накрывать на стол перед обедом, подавать негорячие блюда, хлеб, салат, бутерброды, убирать за собой и членами семьи после еды.

Что под силу 8-летнему ребенку:

  • Содержание в порядке письменного стола, шкафа с книгами и другими вещами.
  • Приготовление для себя ванны.
  • Смена постельного и нательного белья.
  • Умение чинить свою одежду, простой ремонт.
  • Формировать свой образ в одежде по собственному желанию.
  • Помогать отцу во время ремонта, выполняя несложные поручения.
  • Собирать урожай на приусадебном участке.
  • Кормить и выгуливать домашних животных.
  • Протирать пыль и пылесосить мебель и напольные покрытия.

Что умеет 9-летний школьник:

  • Готовить простые блюда, следуя рецепту.
  • Красить ровную поверхность.
  • Наносить побелку на деревья в саду.
  • Запекать на огне картошку или сосиски.
  • Присматривать за младшими детьми (с 2 лет), уметь переодеть их и накормить.
  • Чистить клетки домашних питомцев.
  • Заправлять подушку в наволочку и одеяло в пододеяльник.
  • Рыхлить неширокую грядку граблями, пропалывать ее от сорняков.
  • Сажать семена цветов и овощей по заданной схеме.
  • Заправлять свою постель.

Какие дела можно доверить 10-летнему ребенку:

  • Готовить несложную выпечку, пользуясь рецептом.
  • Готовить простые блюда на всю семью, рассчитав нужное количество продуктов.
  • Наводить порядок в собственной комнате и во всем доме, складывая вещи в отведенное для них место.
  • Вместе с родителями планировать еженедельные покупки.
  • Помогать отцу при чистке салона автомобиля.
  • Накрывать на стол.
  • Готовить ванну для младшего ребенка, помогать маме с купанием.
  • Уметь включать и выключать бытовые приборы, засыпать порошок в стиральную машину.
  • Видеть, где матери или отцу требуется помощь, подключаться без напоминаний.
  • Помогать при уходе за овощами на приусадебном участке, за цветами возле дома и на подоконнике.
  • Участвовать в генеральной уборке помещений дома или квартиры.

Не стоит пугаться этого обширного списка, никто не планирует делать из детей Золушек. Большинство дел из этого списка требуется выполнять эпизодически, многие вместе с родителями.

Важно предлагать только те дела, с которыми ребенок справится наверняка. Главное – не забывать о дозированной похвале, которая может стать мощным стимулом для участия в делах.

Как научить ребенка самостоятельности?

Бывает, что родители констатируют у своего ребенка недостаток самостоятельности и спохватываются слишком поздно. Важно начинать приучение к самостоятельности задолго до поступления в школу , когда малыш стремится к самостоятельности и пробует свои силенки. Тогда ему крайне интересен мир взрослых вещей, и приучение к труду происходит самопроизвольно.

В школе начинать такую работу немного поздно, но, как говорит известная поговорка: «Лучше позже, чем никогда».

Основной стимул для того, кто трудится – справедливая оценка его труда. Поощрение, похвала, слова о том, что без Тани (Коли, Вани, Ирины) было бы не справиться, — лучший стимул. Не стоит манипулировать обещанием денег в качестве оплаты за детский труд, ведь тогда пришлось бы платить всем членам семьи.

Труд предваряется обсуждением того, что нужно сделать. Важно обсудить все нюансы предстоящего дела, чтобы ребенок избежал разочарования от некачественно выполненного дела. Лишь после того, как новое дело освоено, стоит приступать к следующему поручению.

Для забывчивых детей стоит повесить в детской комнате список дел, на помощь в выполнении которых надеются родители.

В первые дни выполнения поручений ребенок может что-то сделать неверно, испортить вещь. Ни в коем случае не стоит критиковать его за это, лучше подскажите, как избежать ошибок в будущем. Дети обязательно должны понять, как определить, что работа сделана хорошо, уяснить для себя критерии этого.

Не нужно требовать высокой отдачи, если у детей повысилась нагрузка в школе, например, в конце учебного года. Пусть временно кто-то возьмет на себя часть домашней работы. Немного позже ребенок это обязательно оценит.

Психолог Гранкина Дарья пишет:

«В действительности, каждый ребёнок хочет самостоятельности и независимости от родителей лет с трёх. И ни в коем случае не стоит эти пробы пресекать. Например, дети могут бесконечно долго одеваться или чистить зубы так, что вся ванная в пасте, или мыть посуду, а она потом вся в пене. Но зато они хотят это делать им это интересно, это элемент игры. Ну чтож, надо запастись терпением и молча, а лучше с одобрением, за этим наблюдать. Потом лучше самим перемыть или доубирать. Это очень важно, ведь дети должны понять, что в труде и самостоятельности есть радость.

Более того, обязанность родителей, это научить труду и самостоятельности своих детей. Лучше начать с того, что научить ценить чужой труд. Еда в школе кем-то приготовлена и ей нельзя баловаться, по чистым полам нельзя ходить без сменной обуви, книги нельзя рвать и рисовать в них и т.д., этому всему надо учить. В ребёнке, и даже подростке, все воспитуемо. Так надо этим воспользоваться. Иначе мы получим ленивых и инфантильных молодых людей. А лень, увы, начальник всех бед и пороков.

Ум ребёнка очень деятелен, и если он не занят добрым и хорошим, то занят плохим, это неизбежность. Не понимая зачем и как нужно честно трудиться, такие дети потом будут воровать, попрошайничать и всячески хитрить. Говоря о реакции родителей, она должна быть позитивной и без насмешки. Если ребёнок вынес мусор или протер пыль, то необходимо его похвалить, без пафосных слов, но отметить это событие ласковым словом.

Потому, пока ребёнок ещё способен слушать и слышать взрослых, необходимо научить его элементарным вещам: заправить утром постель, убрать за собой игрушки или учебники, доесть все в тарелке и потом вымыть ее, а лучше и за мамой с папой. В общем, самому себя обслуживать. Приучив ребёнка к домашнему труду, вы можете считать, что дали ему жизненные навыки и он уже не пропадёт в этом мире».

Чего ждать от трудолюбивых детей?

Мамы и папы, научившие свое чадо трудиться без понуканий, совсем не прогадали. Их дети твердо знают, что они — полноправные члены семьи, без помощи которых не обойтись ни маме, ни папе.

Мальчики и девочки, работающие по дому, быстрее социализируются в новом для них коллективе . Ни одна неожиданная ситуация, когда приходится рассчитывать только на себя, не выбьет их из колеи. Ребенок, умеющий приготовить себе еду, владеющий навыками самообслуживания, умеющий ухаживать за одеждой и обувью, вряд ли станет потребителем времени и труда окружающих.

Десятилетние ребята стоят на пороге нового периода жизни – пубертата. Уже не малыши, они располагают ещё парой-тройкой лет до вступления во взрослую эпоху. Для того чтобы выстроить гармоничные взаимоотношения с будущим тинейджером и подготовить его к взрослению, родителям необходимо знать, что должен уметь ребёнок в 10 лет.

Из чего формируется окружение десятилетних ребят

В данный период развития человека социальный фактор является определяющим. Через его призму ребёнок видит себя самого. Окружение ученика формируется в школе и за её стенами, во дворе, в секциях и кружках. Теперь общественный вопрос вносит поправку во все направления развития ребёнка: физическое, умственное и творческое. Родительское участие очень важно в жизни будущего подростка: до наступления сложного периода ему необходимы их поддержка и одобрение.

Поведенческие вопросы

По достижении человеком определённого возраста его тип личности уже сформирован. Вопрос времени индивидуален, однако, часто это происходит у детей 10 лет – в этом заключается важная особенность их личностного развития. Так, дитя, сосредоточенное на внутреннем мире, спокойное и застенчивое, едва ли станет лидером компании и балагуром. Оно – интроверт, и последующие этапы его взросления связаны со становлением самооценки, воспитанием уверенности в себе и выстраиванием комфортных отношений с окружающим миром.

Экстраверты, наоборот, не перестанут быть активными в общении с окружающими. Если первые десять лет жизни ребенок пытается изучить и понять себя через многогранник коллектива (родители, детский сад и начальная школа), то тинейджер уже имеет понятие о своих социальных способностях и намерениях. Нервно-психическое развитие ребёнка 10 лет направлено на тренировку памяти, усидчивости и концентрации внимания – тех качеств, которые так нужны ученику в средней школе.

О подражании

В зависимости от типа темперамента, часто десятилетние ребята не являются асоциальными: они движутся с коллективом в учёбе, отдыхе, спорте и т.д. Важной особенностью этого периода является нежелание детей отличаться от сверстников. Родители могут заметить возникновение новых неожиданных привычек:

  • кулинарные предпочтения;
  • выбор одежды и обуви;
  • речевые обороты и способ выражения мыслей;
  • хобби, музыкальный вкус и пр.

Дело в том, что на протяжении всего пути формирования человека – от рождения и до достижения зрелого возраста, он познаёт мир, подражая ему. В младенческом возрасте примером для подражания служат родители и самые близкие, затем братья и сёстры, старшие по возрасту. В период перед пубертатом примером для ребёнка служит основное его окружение – сверстники. С родительской стороны волнения по поводу отсутствия индивидуального вкуса безосновательны: с переходом в новый статус у ребёнка появятся новые ориентиры, а однажды своим ориентиром станет он сам.

Кстати, пробуйте развить творческий интерес у ребёнка. В возрасте 10 лет креативность стимулирует становление личности. Поддерживайте стремление вашего чада к самовыражению.

Физические показатели

Развитие организма человека десяти лет, как и в другом возрасте, индивидуально. Специфика этого периода – скачок в развитии у девочек, при ещё кажущемся штиле у мальчиков. Так, одноклассники могут казаться очень различными со стороны: школьницы уже вступили в период взросления, а ребята ещё походят на детей. Развитие девочек 10 лет уже отличается от физического формирования ребёнка: гормональная перестройка подразумевает открытие новых горизонтов. Характерно, что в этом возрасте ребята ищут компанию среди представителей своего пола.

Физическое развитие ребёнка в 10 лет имеет и ряд особенностей, связанных с приготовлением к пубертату. Организм готовится к накоплению важных питательных веществ и элементов, которые понадобятся ему в обозримом будущем для усиленного роста. У многих ребят происходит изменение конституции тела: худенькие превращаются в пухленьких, весят значительно больше. Данная перемена нормальная, однако, может восприниматься ребятами болезненно с эмоциональной точки зрения. В редких случаях доходит и до депрессии. Ребёнок в 10 лет должен уметь заботиться о своём организме, чтобы воспитать в себе физическую и психическую стабильность. Какие полезные навыки стоит ему выработать?

  1. Соблюдение режима и культуры питания. Диета десятилетнего ученика подразумевает разнообразие и полезность. Физическая активность ребят предполагает наличие в их меню акцента на сложные углеводы. Добавьте в ежедневный рацион крупы и макаронные изделия из твёрдых сортов пшеницы. А из-за серьёзной умственной нагрузки на учеников, следует контролировать достаточное потребление ими питательных веществ, солей и минералов. Диетологи обращают внимание родителей и на белки животного происхождения: их недостаток чреват проблемами роста будущего тинейджера. А вот сладким можно пожадничать: излишние жиры ни к чему молодому организму.
  2. Построение индивидуального графика. Режим дня ученика подчинён школьному расписанию. Специалисты рекомендуют придерживаться той же идеи и для планирования свободного времени. Можно организовать тренировки в спортивной секции каждые вторник и четверг, а в среду и в пятницу взять в привычку выходить на семейную прогулку. Будильник и органайзер (даже на телефоне) придут в помощь ученику. Научите его пользоваться ими. В возрасте десяти лет школьник способен уже сам планировать своё время.

Ученик средней школы проводит большую часть своего дня на занятиях. Он уже имеет базовые знания по основным предметам. В ежедневном графике отведено время для чтения и самостоятельного выполнения домашней работы.

Образная память

Из-за возрастающей умственной нагрузки в школе, необходимо, чтобы в учебном процессе присутствовали упражнения для развития памяти. Ребёнок 10 лет обладает так называемой образной памятью: ему легче даётся описание деталей внешнего вида предмета, нежели его назначение. Так, объяснение сложных понятий должно быть всегда ориентировано на деление на части. Наглядность – козырь для быстрого запоминания предметов и понятий. При выполнении упражнений, игровых работ и тестов пробуйте оформлять их ярко, привлекая внимание к внешнему виду материала.

Внимательность и усидчивость

Не секрет, что десятилетний ребёнок не отличается усидчивостью. Поддержите его в стремлении к разнообразию. После уроков необходима физическая «разгрузка». Дома необходимо провести ряд упражнений для развития внимания. У ребёнка 10 лет картина мира ещё является целостной, разбивайте её на фрагменты вместе. Учите его концентрировать внимание на одном объекте и описывать максимально подробно. Во время такого занятия постарайтесь устранить все возможные раздражители: мобильный телефон, радио, открытое окно. Внимание ученика легко переключается на посторонние предметы, а разум затуманивается посторонними мыслями.

Интеллект и нервная система

Психологическое развитие ребёнка 10 лет идет очень активно. Формирование черепной кости уже завершено, теперь организм концентрируется на функциональном формировании нервной системы. По своим показателям деятельность мозга начинает приближаться к взрослой. Эффект от возбудителей сглаживается, мальчики и девочки всё больше контролируют свои эмоции. Речь ребят и их мышление идут рука об руку. Владея минимальным запасом слов в 4 тысячи единиц, ученики способны к свободному выражению «недетских» мыслей. Специалисты из области детской психологии отмечают, что интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка до 10 лет может обусловить сдвиг этого перехода на более ранний срок. Все говорит о том, что ученик готов к новым переменам, интеллектуальным и физическим.

Постепенно с этого возраста ребенок вступает в чрезвычайно сложный и эмоциональный период - переходный возраст. На фоне физических изменений, происходящих в теле ребенка, происходит изменение уровня гормонов, меняется эмоциональный фон и психология. В этом возрасте возникает еще один кризисный период, который нужно правильно пережить.

Дети в этом возрасте уже относительно самостоятельны, они уже не столь сильно привязаны к матери и отцу, не так сильно от них зависят. Они всеми силами пытаются проявлять свою независимость. В связи с тем, что зачастую мнение родителей расходится с их видением мира, могут возникать элементы агрессии в поведении. Зачастую это оборачивается противостоянием между ними и родителями. Дети пытаются самовыражаться, ведя себя в противоположность тому, что от них просят родители. Добавляет в копилку сложного поведения еще и переменчивое настроение в связи с колебанием гормонального фона - настроение может меняться без видимых на то причин, и переживать по поводу этого не нужно.

Как воспитывать ребенка в 10 лет

Далеко не все родители сейчас не знают, как воспитать девочку 10 лет или ровесника-мальчика. В попытках вырастить из своего малыша человека доброго и положительного, родители зачастую проявляют чрезмерное усердие.

Одной из самых частых проблем в воспитании становится обилие всевозможных запретов и слов «нет». Дети активно продолжают познавать мир, и такие запреты для них крайне тяжелы психологически. Ребенок просто не может их выдержать и постоянно их нарушает. В итоге приводится все к тому, что родители считают, что их запреты не имеют для ребенка смысла и значения, и что дети не хотят их слушаться.

Другой ошибкой в воспитании своих детей являются сравнение детей с другими, упреки или крики. Нельзя кричать на ребенка, важно все объяснять спокойно и без истерик. Старайтесь меньше ругать ребенка, и больше хвалить, и категорически запрещено в негативном тоне сравнивать ребенка с другими, унижать его достоинства - ребенок каждый по-своему уникален.

Психология детей 10 лет - в чем особенности

Вопрос о том, как правильно воспитывать мальчика или девочку 10 лет крайне сложен. В этом возрасте происходит некоторое эмоциональное отдаление и охлаждение отношений между детьми и родителями. Особенно видны различия в отношении мальчиков к мамам, и девочек к папам. Особенно сложно данный период может протекать в тех семьях, где ребенка воспитывает только один родитель. В этот период у ребенка должен быть близкий человек из взрослых его пола (для девочек мама, тетя бабушка), для мальчиков - отец, брат, дядя), кому он может доверить свои переживания и страхи, с кем может доверительно говорить. Психология мальчика 10 лет или девочки особенная в этот период, дети не совсем еще осознают, что происходит с их телом и настроением, могут формировать комплексы. В связи с этим, чтобы сформировать позитивное отношение к своему телу, стоит уделить внимание занятиям спортом. Детям важно находиться в коллективе и общаться с ровесниками, иметь друзей, родителям сейчас нужно вести себя так, чтобы они были для детей предметами для подражания. Особенность психологии детей 10 лет, особенно если это мальчики, зачастую толкает их на необдуманные поступки или нарушение правил безопасности. Важно, чтобы родители могли донести до сына или дочери, чем чреваты те или иные действия и поступки, к чему они в итоге могут привести.

Кричать и ругаться, сажать ребенка под арест при его проступках - не выход из ситуации, это только оттолкнет детей от вас.

Естественно, детям нужно давать определенную свободу, но понимать, насколько должен быть самостоятелен мальчик 10 лет или девочка. Детям важно ощущать свою самостоятельность и доверие к ним родителей.

Симптомы кризиса у детей 10 лет - как выявить и преодолеть

Наряду с более ранними, этот возраст у детей также кризисный. С одной стороны, они уже относительно взрослые для принятия решений и ответственности за них, с другой стороны - не имеют жизненного опыта. В виду этого в переходный возраст у мальчиков в 10 лет или девочек могут возникать сложности в общении со взрослыми или детьми, замкнутость, неуверенность в себе и другие проблемы. Родителям важно в этот период проявить участие и ненавязчиво предлагать помощь в преодолении этого периода.

В каком возрасте ваши дети научились мыть посуду? А самостоятельно готовить что-нибудь на плите или в духовке? Менять колесо у машины? Отечественные родители все еще не склонны перегружать детей бытовыми заботами: вырастут - научатся, считают они. А вот на Западе бьют тревогу, разрабатывают алгоритмы обучения детей необходимым жизненным навыкам и составляют списки дел, с которыми ребенок должен справляться в том или ином возрасте.

Считается, что здоровые и не имеющие отклонений дети осваивают все необходимые жизненные навыки естественным образом. Другое дело - дети с отклонениями в развитии: для них специальная тренировка жизненных навыков необходима. Цель их родителей и работающих с ними специалистов - помочь уметь все то, что гарантирует ему независимое существование в мире. И вот уже нередко мы наблюдаем, что дети с отклонениями, получившие хороший уход, овладевают жизненными навыками (а также твердостью характера, которая формируется, если терпишь неудачу и снова пробуешь), которых не имеет большинство сегодняшних "обычно развивающихся" детей.

У моей знакомой Стейси двое сыновей, и один из них страдает нарушениями зрения и слуха. Стейси выстроила следующую стратегию развития навыков у своих детей:

  • сначала делаем за ребенка;
  • затем делаем вместе с ним;
  • затем наблюдаем, как он это делает;
  • наконец, ребенок делает это совершенно самостоятельно.

Сын Стейси достиг результатов, которых сначала не ожидали ни врачи, ни педагоги. Этот же метод преподавания навыков можно использовать у любого ребенка независимо от здоровья и способностей. Ее второй сын развивается "типично" (то есть не имеет особых потребностей), и тем не менее Стейси с мужем примеряют один и тот же мудрый подход к воспитанию обоих детей.

Первые два пункта в придуманном Стейси методе обучения жизненным навыкам - сначала делать за ребенка, а затем вместе с ним - выполнить довольно легко. Но пункт третий - наблюдать, как ребенок что-либо делает, - может оказаться прыжком в неизвестность.

В сентябре 2010 года мой сын Сойер перешел в шестой класс. За день до начала занятий ему нужно было зарегистрироваться, и все было бы просто, если бы явились только две сотни школьников. Но там же были родители, сотни родителей, а еще младшие братья и сестры. В еле ползущей очереди стояло в два или три раза больше людей, чем требовалось. Сами шестиклассники кучковались с друзьями и ждали, пока родители за них зарегистрируются.

Посреди ожидания я подозвала Сойера к себе, заставила его прочитать бланки и коротко объяснила, что может произойти, когда он вручит их человеку за столом в голове очереди. Когда мы наконец туда добралась, я была готова перейти к третьему пункту: вместо того чтобы стоять рядом и слушать вопросы и объяснения сотрудника, я сказала, что отойду, пока сын будет подавать бланки и разговаривать. После этого надо было пройти еще несколько этапов, отстоять другую очередь за ученической карточкой и ежегодной фотографией, и я объявила Сойеру, что он должен разобраться во всем сам.

Все прошло хорошо. Уже дома я отругала себя за то, что вообще туда пошла. Если шестой класс кажется таким важным, чтобы лично регистрировать ученика, а ставки только растут, не подписываюсь ли я играть эту роль всю жизнь?

Воспитывая второго ребенка, мы часто начинаем уделять больше времени себе. Нам становится проще отпустить - быстрее перейти ко второму, третьему и четвертому пункту. Так было в случае с нашей младшей дочерью Эвери. Вечером перед регистрацией шестиклассников мы всё проговорили дома, и она почувствовала, что справится, поэтому пошла туда одна (пункт номер четыре). У нее - и у меня - все прекрасно получилось.

У нас есть соседи, Лори и Эрик. У них четверо детей в возрасте от 10 до 16 лет, старший из которых, Закари, - друг Сойера. Эта семья далеко опередила нас с мужем с точки зрения обучения детей жизненным навыкам. Несколько лет назад, когда Закари пришел к нам в гости, он сказал, что и он, и все остальные дети у них в семье должны по утрам самостоятельно готовить завтрак, а потом упаковывать коробку со школьным обедом.

Я чуть не выронила чашку с кофе. Не может быть, что самого младшего - тогда ему было лет пять - заставляют делать такие вещи! Я ошибалась. Как потом объяснила мне Лори, мама Закари, начиная с четырехлетнего возраста дети должны были сами готовить себе завтрак. Благодаря этому у них с мужем освобождалось время для зарядки, душа и подготовки к предстоящему дню.

Я просто не могла себе это представить. Как же малыш дотянется до продуктов? Закари буднично ответил: "Сухой завтрак стоит в нижнем шкафу, тарелки и чашки там же, а молоко на нижней полке холодильника. Когда я был маленький, родители мне все показали, а брат и сестры учились уже у меня". Он с гордостью рассказывал о том, что должен - и умеет - делать самостоятельно. С гордостью и уверенностью. А мои собственные дети были скорее рады, что взрослые все готовят, решают и делают за них.

Что должен уметь ребенок от 2 до 18 лет

Что именно делают родители за детей вместо того, чтобы требовать самостоятельности? В чем заключаются необходимые жизненные навыки?

Не исключено, что, прочитав список ниже, вы ужаснетесь. Я сама, вспоминая годы воспитания моих детей, Сойера и Эвери, вижу, что мы с мужем делали для них слишком много, вместо того чтобы дать им наслаждаться все большей самостоятельностью. Признаюсь, часто самой сделать что-то просто легче, а еще нам нравилось им помогать.

Детям было около десяти, когда мы осознали ошибочность нашего подхода, и некоторое время нам пришлось выслушивать их рассуждения. "Почему вы от нас это требуете? - спрашивали дети. - Если это такие важные дела, почему же мы раньше этого не делали?".

От двух до трех лет: маленькие обязанности и базовый уход за собой. Это возраст, когда ребенок начнет овладевать базовыми жизненными навыками. К трехлетнему возрасту ваш ребенок должен уметь:

  • помогать убирать игрушки;
  • самостоятельно одеваться (с некоторой помощью взрослого);
  • класть одежду в корзину, когда разденется;
  • очищать тарелку после еды;
  • помогать накрывать на стол;
  • чистить зубы и умываться с помощью взрослого.

От четырех до пяти лет: важны имена и числа. Когда ребенок достигает этого возраста, в первых строках списка приоритетов значатся навыки безопасности. Ребенок должен знать:

  • свое полное имя, адрес и номер телефона;
  • как вызвать экстренные службы.

Еще он должен уметь:

  • выполнять простые задания по уборке, например вытирать пыль с доступных мест и убирать со стола;
  • кормить домашних животных;
  • узнавать номиналы монет и бумажных денег и на простейшем уровне понимать, как пользоваться деньгами;
  • чистить зубы, причесываться и умываться без посторонней помощи;
  • помогать стирать одежду, например приносить ее в место стирки;
  • выбирать, какую одежду надеть.

От шести до семи лет: простейшие приемы приготовления пищи. Дети в этом возрасте могут начать помогать готовить и должны научиться:

  • перемешивать, взбалтывать и резать тупым ножом;
  • готовить простые блюда, например делать сэндвичи;
  • помогать убирать продукты;
  • мыть посуду;
  • безопасно пользоваться простыми чистящими средствами;
  • приводить в порядок туалет после использования;
  • заправлять постель без посторонней помощи;
  • мыться без надзора.

От восьми до девяти лет: гордость за свои вещи. К этому времени ребенок должен ценить свои вещи и должным образом за ними ухаживать. Это означает:

  • складывать одежду;
  • освоить простые приемы шитья;
  • заботиться об уличных игрушках , например велосипеде или роликовых коньках.

А кроме того:

  • без напоминания следить за личной гигиеной;
  • правильно пользоваться веником и совком;
  • уметь читать рецепты и готовить простые блюда;
  • помогать составлять список необходимых продуктов;
  • считать и выдавать сдачу;
  • помогать делать простые садоводческие работы, например поливать и полоть;
  • выносить мусор.

От 10 до 13 лет: обретение независимости. Примерно в десять лет ребенок может начинать многое делать самостоятельно. Он должен уметь:

  • оставаться дома один;
  • ходить в магазин и самостоятельно делать покупки;
  • менять простыни;
  • пользоваться посудомоечной машиной и сушилкой;
  • планировать и готовить блюда из нескольких ингредиентов;
  • жарить и печь в духовке;
  • читать этикетки;
  • гладить;
  • учиться пользоваться основными инструментами;
  • косить газон и убираться во дворе;
  • присматривать за младшими братьями, сестрами, соседскими детьми.

От 14 до 18 лет: освоение сложных навыков . К четырнадцатилетнему возрасту ребенок должен очень хорошо освоить все вышеперечисленное. Кроме того, он должен уметь:

  • выполнять более сложные работы по уборке и поддержанию порядка, например менять мешок в пылесосе, чистить духовку и прочищать слив;
  • заправлять машину бензином, накачивать шины, менять колесо;
  • читать и понимать этикетки лекарств и дозировки;
  • проходить собеседование и устраиваться на работу;
  • заготавливать продукты и готовить блюда.

Молодежь: подготовка к самостоятельной жизни. Молодежь должна уметь заботиться о себе после поступления в вуз или переезда. Для этого нужно освоить довольно , в том числе:

  • регулярно посещать врача и стоматолога, ходить на другие важные для здоровья процедуры;
  • иметь базовое представление о финансах, уметь управлять банковским счетом, оплачивать счета и пользоваться кредитной карточкой;
  • понимать простые договоры, например на аренду квартиры или автомобиля;
  • планировать замену масла и базовое обслуживание автомобиля.

Можно сказать, что к девятилетнему возрасту ребенок окончательно распрощался с ролью малыша, он вырос и повзрослел. Развитие ребенка в 9 лет и далее относится к подростковому периоду, когда активно формируется личность, и стремительно происходят физиологические изменения в организме. Развитие ребенка в 9 лет характерно тем, что он стал не только более уравновешенным, но и ответственным, он хорошо разбирается во многих вопросах и больше понимает. Развитие ребенка 11 лет характерно тем, что подросток активно начинает изъяснять и отстаивать собственную точку зрения, его мнение превалирует над мнением окружающих и кажется единственно верным. Также развиваясь, ребенок 12 лет «отвоевывает» личное пространство и самоутверждается. Чтобы развитие ребенка в 10 лет и на протяжении всего подросткового периода проходило безболезненно и правильно, родителям стоит понимать изменения, происходящие в организме и сознании их ребенка и уметь своевременно к ним адаптироваться.

Физиологическое развитие подростка

Несмотря на раннее развитие современного молодого поколения, все же период полового созревания принято относить к 10-13 годам. Физиологическое развитие ребенка в 9 лет обычно протекает без каких-либо ярко выраженных метаморфоз. А вот ребенок 10-12 лет обычно уже вступает в стадию подростковых изменений, которые затрагивают не только организм, но характер и самосознание. У некоторых детей данный период проходит безболезненно, другие же переживают массу волнений и трудностей. Так как избежать данной «перестройки организма», запрограммированной природой, не удастся, важно быть осведомленным о ее особенностях. Ведь многие дети не могут понять своего состояния и происходящего и поэтому на данном этапе помощь должны оказать родители.

  • Развитие ребенка 10 лет. Десятилетний ребенок только вступает в подростковый период. У девочек физиологические изменения в организме происходят обычно раньше и быстрее, чем у мальчиков. В большинстве случаев гормональная перестройка сопровождается резкой сменой эмоций, возникновением выраженного интереса к противоположному полу, активным формированием межполовых отношений. С началом полового созревания в кровь усиленно поступает половой гормон.
  • Развитие ребенка 11 лет. Примерно к 11 годам девочки начинают прибавлять в массе тела, тогда как у мальчиков пока не наблюдается существенных изменений в весе. Нередко в этом возрасте проявляются и первые признаки личностный изменений, ребенок становится вспыльчивым, отдаляется от родителей.
  • Развитие ребенка 12 лет. Происходит развитие вторичных половых признаков и перераспределение жира на теле. У мальчиков резко увеличивается размер яичек, происходит ломка голоса, появляются волосы в интимных зонах, случаются ночные поллюции. У девочек также появляется волосяной покров в интимной зоне, растет грудь, очерчивается фигура. Главным авторитетом для ребенка в этом возрасте являются сверстники, у подростков снижается интерес к учебе, могут меняться ценности и увлечения. Ребенок может присоединиться к молодежной субкультуре. Этот возрастной период является подготовительным этапом к общественно-половым отношениям, поэтому родителям следует обсуждать волнующие подростка темы и просто непринужденно беседовать о семейных, межличностных и половых отношениях.
  • Развитие ребенка 13 лет. В этот период происходит так называемый скачок роста, когда подросток быстро вытягивается. Продолжается увеличение массы тела, мальчики могут весить от 38 до 50 кг, а девочки 43-52 кг. У мальчиков происходит наращивание мышечной массы, а у девочек продолжает формироваться женская фигура.

Что могут сделать родители, для правильного развития ребенка 10 лет и на протяжении всего подросткового возраста? Во-первых, со стороны родителей требуется понимание и соблюдение дружеского тона общения. Нужно продолжать беседовать с ребенком, причем не читать нотаций, а вести диалог, разговаривая тогда, когда ребенок открыт к общению. Важно не только обсуждать различия между мужчинами и женщинами и обговаривать нюансы межполовых отношений, но и показывать ребенку различные аспекты социальных отношений. Не стесняйте обсуждать с ребенком и сексуальные аспекты, импульсы и влечение, помогая ему разобраться в себе. Если ребенок не желает выходить на откровенные разговоры, можно предлагать ему качественную литературу и фильмы на данную тематику. Родителям важно понимать, что в этот период ребенок активно познает себя и пытается выстроить новые отношения с окружающими, следует помочь ему найти гармонию между собственным и общественным.

Психологическое развитие ребенка 10 лет и 11-13 лет

К десяти годам ребенок выглядит действительно повзрослевшим, а к 12-13 годам практически полностью заканчивается формирование личности ребенка. В этот период важно сохранить связь между родителями и детьми, так как она именно в это время наиболее слабая и хрупкая, ведь ребенок готов слушать кого угодно, только не родителей.

Для развития ребенка 10 лет характерно повышение коммуникабельности и самостоятельности. Ребенок легко заводит знакомства, уютно чувствует себя в компании сверстников, проводит много времени с друзьями. Все попытки сократить общение ребенка будут восприняты с негодованием, поэтому запреты здесь не помогут. Свои просьбы и пожелания выражайте не в ультимативной форме, а в виде дружеских советов или констатации факта.

Для правильного психологического развития ребенка 11 лет необходимо ему предоставить большую степень свободы. К примеру, можно отправить его в хороший пионерский лагерь, здесь он может безопасно отдохнуть без родительского контроля.

Психологическое развитие ребенка 12 лет характеризуется отдалением от родителей, подросток пытается «огородиться» от окружающих. В этот период важно ослабить контроль, но ни в коем случае не убирать его. Разговаривать с ребенком следует методом ведения переговоров и достижения компромиссов.

Развитие ребенка 13 лет относится к периоду большей психологической стабильности, у подростка уже сформированы основные ценности и взгляды на жизнь, он имеет собственные убеждения и готов считаться с мнением близких. Понимая особенности развития ребенка 13 лет, родителям важно относиться к нему, как к равному, учитывая его мнение и пожелания, но все же продолжайте соблюдать правила, заведенные в семье и воспитывать ребенка.