Меню

Игровая кукла в русской традиции. Славянские куклы-обереги и их значение

Мода и стиль

Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых. Н.Д. Бартрам, один из самых трепетных исследователей народной игрушки, отмечал, что куклы были частью обыденной жизни как детей, так и взрослых.

Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

Все виды народной игрушки заслуживают внимания и восхищения: их условность, схематичность не от бедности, а от богатства фантазии. Бесконечно долго можно всматриваться в образы, созданные мастерами - ремесленниками, удивляясь их изобретательности, гадая о смыслах и сожалея о потерянных навсегда экземплярах. Современники не придают особого значения своему быту. Никто в наши дни не озадачивается записать, что означает, например, орнамент на кухонном полотенце из Икеи. И потомкам остается по крупицам собирать информацию и строить гипотезы.

Перед всеми любителями старинных традиций стоит вопрос достоверности знания о них. Во-первых, традициям свойственно изменяться, так как обстоятельства, которым они адекватны, меняются. Во-вторых, устная передача искажает информацию, она легко теряется. Кукла не самый долговечный предмет. Более того, сама по себе кукла, без сопровождения игры или обряда - нема. Она не может рассказать о характере манипуляций, которые с ней выполняли. В результате сейчас мы располагаем сравнительно поздним материалом о народной игрушке. В основном, конец 19 - 20 вв. Историки, этнографы, мастерицы-кукольницы проделали большую работу по сбору этой информации у редких уже к тому времени носителей. Несколько известных и уважаемых мастеров демонстрируют прекрасные примеры реконструкции кукольных образов.

Тряпичные куклы

Выбор материала для игрушек зачастую был обусловлен бытовыми условиями мастера. В местах распространения гончарных промыслов популярны были глиняные свистульки, мастер - плотник в свободное время мог выстругать лошадку для сына, а особенно удачные варианты привезти на ярмарку. Тряпичные куклы были уделом женщин. Это самые безопасные и любимые куколки для малышей, это любимое занятие для юных мастериц, а для взрослых куклы были важными участниками ритуалов, которыми была насыщена жизнь в прошлом.

Каждая кукла имела свое предназначение. Она могла быть утешением, поучением, лекарством, развлечением. Кукла не являлась "интерьерным решением", красота была вторичной по сравнению с содержанием. Даже л ица долгое время у кукол не было. С одной стороны так их защищали от проникновения нечистой силы, в которую верили наши предки. Но с другой стороны, это еще раз подчеркивает, что важным была не внешность, а смысловая нагрузка. Только позже в дань городской моде стали рисовать углем или вышивать личико. Но у такой куклы настроение всегда одинаковое, а куколка без лица всегда разнообразна, лицо ей рисует фантазия хозяина.

Мастерица делала куклу так, как ее научила мама и бабушка. Ткань рвала, сворачивала и перевязывала красной нитью особым узлом или крестом. Сто лет назад мастерице бы не пришло в голову сделать куклу из дорогого и нового материала. На куклы шли старые ношеные тряпочки, самыми доступными материалами были лыко, лен, береста, трава, ветки и т.д.

Тряпичные куклы передавали по наследству, иногда в сундуках с приданым для дочери их собиралось больше сотни. К сожалению, большинство этих сундуков не дошло до наших дней. Сколько разнообразных образов могли бы мы в них найти, свидетельств бытовой и духовной жизни наших предков! Ведь в каждом регионе были свои особенности, традиции, которые в том числе отражались и в игрушках.

Например, известная куколка «Неразлучники»: в одном регионе она выполнялась обязательно из одного кусочка материала и обвязывалась единой нитью. Тем самым подчеркивалась неразрывная связь молодоженов, их цельность и единство. В другом регионе куклы делали из трех одинаковых кусочков ткани, как бы говоря, что супруги равны, объединены общей рукой - совместной деятельностью, и должны теперь дружно идти в одну сторону.

На мой взгляд, в работе с тряпичной куклой необходимо различать реконструкцию и современное осмысление ее роли. Многие смыслы недоступны и не актуальны для современного человека. В то же время визуальный образ или дошедшая до наших дней история-притча могут формировать новый смысл, или дополнять старый.

Традиции и современность

С появлением новых материалов, промышленного производства, с переменами в образе жизни людей - изменились и куклы, и их значение в нашей жизни. Игрушка стала привилегией детства. Казалось, что тряпичные самодельные куклы совсем ушли из нашей жизни, оставив о себе память только в музеях. Но в начале 21 века мы неожиданно встречаемся с ними вновь. Все больше современных мастериц обращаются к теме русской тряпичной куклы, педагоги включают ее в развивающие занятия с детьми, на прилавках магазинов появляются авторские экземпляры.

Но у современного человека при виде тряпичной куклы возникает вопрос: а как быть с ее прошлым, которое корнями тянется аж в языческие времена? с ритуалами и обрядами, в ходе которых рождался ее образ? с нечистой силой в конце концов, от которой оберегали куклу?

Ответов может быть много. От полного отрицания до полного принятия образа жизни прошлых столетий.

Мы предлагаем взглянуть на традиционную куклу по-новому. Веками создаваемые кукольные образы - это бесценное сокровище, пример житейской психологии и мудрости. Куклы - это прекрасные спутники для детей и взрослых - многому можно научиться, узнать и понять с их помощью. Важно только не копировать отношение к ним наших предков, а самостоятельно открывать их смыслы для себя. На основании визуального образа и той истории, что дошла до нас, мы формулируем свой запрос к кукле. Мне кажется важным включить интуицию и задуматься, что актуально именно для нас.

Я абсолютно уверена в том, что традиция может и должна развиваться. Старые тряпочки и небрежность выполнения - это для дома и для любителей такого формата. Современные понятия красоты и эстетики требуют аккуратности и новых материалов. При этом должна остаться свойственная кукле простота и условность, а главное, наличие внутренних смыслов, которые в наши дни тоже постепенно меняются.

У многих народов существует пословица: мой дом - моя крепость. Дом - это место, где тепло и уютно, где человек отдыхает после труда и забот, и, конечно, оно должно быть безопасно и надежно. Желание защитить и украсить свой дом было и у наших предков. У самого входа гостей встречала кукла "Берегиня", сделанная заботливыми руками хозяйки. Люди верили, что человек в плохом настроении не сможет перешагнуть порог дома, который бережет эта куколка. А может быть, настроение гостей просто сразу улучшалось при виде такой барышни, и хорошим людям хотелось возвращаться в красивый и уютный дом.

По названию куколки можно догадаться о ее предназначении. Набита она целебной и душистой травой. Считалось, что запах травы отгоняет болезни, куколку мяли для очищения воздуха и заваривали из нее траву, для лечения. Родители оставляли ее у изголовья ребенка на ночь, чтобы сон был крепкий и спокойный. Да и для пожилого человека - это находка.

А если заболит у ребенка животик, то куколка, подогретая на печке (или батарее:-)) - не только успокоит и согреет, но и повеселит. Такая кукла может служить прекрасным подарком и сувениром, чудесно вписывается в любой домашний интерьер. Куколка наполнена душистыми собственноручно собранными травами - душицей, мятой, чабрецом, мелисой, черной смородиной.

Игровая кукла - это не просто игрушка для забавы. Проигрывая со сверстниками житейские ситуации, придумывая свои правила и сюжеты, ребенок таким образом входит во взрослый мир и находит в нем свое место. Бородатый мужичок в яркой рубашке может оказаться охотником с ружьем, главой семейства с деревянной ложкой или работником с топором. А может быть этот кукла станет памятным сувениром для взрослого, символом домовитого и крепкого хозяина.

Крепкая, увесистая кукла, набита шерстью, зерном, с медными монетками в руках - образ благополучия. Такая кукла нужна и дома, и на работе. Нам же всем хочется, чтобы из того, что мы делаем - получалось благо. Может, кукла напоминает нам: делай добро, и оно к тебе вернется...

Образ тульской куклы Барыня очень близок любой русской женщине. Все у нее под контролем, со всем управляется, при этом не теряет жизнерадостности и чувства юмора. Одежда у нее богатая, руки в хозяйской позе. Ее еще называют Барыня-Ладушка - потому что при такой хозяйке все ухожены, никто не забыт - мир и лад в доме.

Народная кукла - это кукла, придуманная мастерами из народа. И это не всегда мастера прошлого. В наши дни тряпичная кукла продолжает жить и рождаться. Так появился маленький Домовенок, дружок Куколки на счастье. Любимый детский мультик делает этот образ узнаваемым и очень родным. Такого очень хочется поселить у себя дома, чтобы быть уверенным, что за вами обязательно присмотрят.

Образ энергичной и жизнерадостной женщины, благополучной старости, уважаемого труда. Бабушка все время при деле - и шьет, и вяжет, и внуков нянчит, и кашу варит. Ей можно придать любой вид, дать в руки любое дело. Все спорится в добрых и умелых руках. А можно рядышком посадить дедушку - вдвойне веселее станет.

Богач - это приятель куклы Крупенички. Также как и она, набивается крупой и зерном. В руках у него мешочек с добром. Это символ крепкого хозяина - на такого всегда можно положиться. Но как и Крупеничка, он напоминает нам, что все хорошо в меру. Достаток - это когда есть столько, сколько нужно.

Колокольчик - куколка-символ добрых вестей в дом. Живет такая куколка над входной дверью и приглашает в дом радость и приятные события.
Про то, что звон колокола имеет чудодейственное значение говорили издавна. Ведь и правда мелодичный перезвон создает хорошее, даже праздничное настроение.
Мы надеемся, что наши яркие колокольчики Вас тоже порадуют.

Среди свадебных куколок свое законное место занимают куклы, изображающие жениха с невестой, семейную пару. У этой пары одна общая рука на двоих - образ того, что по жизни два человека пойдут теперь рука об руку.

Делали их на свадьбу для жениха с невестой, чтобы молодые люди поняли, что теперь они друг без дружки никуда, теперь всегда вместе.

Такая кукла важна не только для молодой романтичной пары, часто вспомнить о том, что любящие должны смотреть не друг на друга, а в одну сторону, нужно уже опытным семьянинам.

Маленькая хозяюшка. Ее можно подарить дочке в придачу к фартуку. Раньше мама шила дочке фартук в знак того, что девочка уже настоящая помощница, справляется с домашними делами и поручениями. Очень трогательная и незаслуженно забытая традиция. С куколкой Домовушкой можно и убираться и готовить. Не зря говорят, что дом - это когда пахнет супом...
Домовитость - звучит как-то гордо и приятно.

Название кукле дает крупа, которой она плотно набита. Традиционно этой крупой была гречиха. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. Так новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. После сбора нового урожая куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой. Куколка делалась с пожеланием достатка в семье. Чтобы денег, добра, детей, забот, любви было не больше и не меньше, чем нужно. Достаточно.

Среди свадебных куколок свое законное место занимают куклы, изображающие жениха с невестой, семейную пару. У них может быть одна общая рука на двоих - символ того, что по жизни два человека пойдут теперь рука об руку.
Или это маленькие куколки, выглядывающие из пары лаптей: муж и жена - два сапога (ну или лаптя) пара.
Делали их на свадьбу для того, чтобы молодые люди поняли, что теперь они друг без дружки никуда, теперь всегда вместе. Но иногда такой образ бывает очень актуальным и для опытных семейных пар. Как бывает полезно вспомнить, что муж и жена по-прежнему единое целое.

Куклу Десятиручку дарили на свадьбу невесте или молодой хозяйке с пожеланием, чтобы женщина успевала справляться с многочисленными делами по дому и в рукоделии: ткачестве, шитье, вышивке, вязании. За последние столетия женские обязанности изменились, но количество их не уменьшилось. Образ многорукой куклы по-прежнему актуален, он напоминает, что не стоит постоянно откладывать все дела на потом. Мы можем со всем справиться.

Традиционные куколки "кувадки" сопровождали младенца с первых дней его жизни. Их клали или вешали в люльку, чтобы развлекать ребеночка и отгонять нечистую силу.
Слово «кувада» обозначает древний обряд, связанный с таинством рождения ребёнка. Наши предки видели в родовых муках вмешательство злобных сил, терзающих беззащитных младенца и роженицу. Поэтому мужчина, отец ребенка принимал активное участие в отпугивании нечистой силы, совершая обрядовые действия.
Рожала женщина в бане, а в предбаннике в это время мужчина сидел на лукошке с яйцами и делал вид, что их высиживает. Тем самым "брал удар на себя".
После рождения младенца женщина и повитухи омывались в проруби. И только после этого ребеночка клали в колыбель, над которой были развешаны куколки-кувадки, с которыми малыш мог играть и забавляться.

Возможно выполнение куколок в виде птичек или в виде традиционных кувадок. Это и модуль для ребенка, и аксессуар для дома.

Масленица - это уникальный по своей распространенности праздник. У каждого народа время между зимой и весной отмечается как начало нового цикла жизни. Языческая традиция не утратила своей актуальности ни с приходом христианства, ни в современное время. Одним из главных обрядов этого праздника является сожжение чучела Масленицы, как символа избавления от всего старого, обветшалого, ненужного и освобождения места для молодого и нового.

Но, оказывается, у большой Масленицы была младшая сестра - домашняя Масленица. Ей хозяева рассказывали о своих планах на год и давали наказ, чтобы кукла помогла им осуществиться. Стояла куколка в самом видном месте и постоянно напоминала о том, что предстоит сделать.
Через год уставшей от своих обязанностей куколке устраивали почетные проводы - ее сжигали вместе с большим чучелом. А на смену ей приходила новая Масленица.


На Руси языческие и христианские праздники часто совпадали по времени, переплетаясь и дополняя друг друга. Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименное языческое божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. А праздник Коляды справляют с 25 декабря по 6 января.
Это время (по старому стилю) христианство называет святками. Дни эти выделяются из всего календарного года большой насыщенностью магическими обрядами, приметами и обычаями. Люди верили, что в такие дни проходит граница между старым и новым хозяйственным годом, а еще приоткрываются двери в потусторонний мир и многое становится возможным.
Люди стремились использовать такие возможности с выгодой для себя и обеспечить себе благополучие на весь год. Одним из обрядов был обход дворов с праздничными поздравлениями. Рождественские колядки проходили с участием куклы Коляда.
Эта кукла символ солнца и добрых отношений в семье. Куклу делали из спила березы, коры или бумаги. В мешочках соль и хлеб - чтобы стол был всегда полон и семья не испытывала ни в чем нужды. За поясом веник, им она отгоняет нечистую силу. Коляда жила в доме год.
Считалось, что она приносит счастье, мир и согласие семье. Через год Коляду сжигали и делали новую.

Перед свадьбой куклу делала невеста, используя навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружева. По одежде этой куклы судили о мастерстве будущей жены. Кукла выставлялась на поднос со свадебным караваем, который пекла мать невесты. На подносе создавалась целая композиция: в центре каравая ставилась кукла «Красота», поднос украшался пшеничными колосьями и предметами рукоделия, изготовленными невестой. Отведав пышного каравая и оценив умение мастерицы, гости оставляли на подносе деньги и подарки для молодых. После свадьбы кукла бережно сохранялась

Кукла-перевертыш была распространена в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России. У этой непростой куклы два лица - одно молодой незамужней девушки, другое - взрослой степенной женщины с ребенком. Переворачивая куклу, видишь переход из одного состояния женщины в другое. Можно наглядно увидеть, как меняется костюм, настроение и роль женщины. Кукла помогала женщине осознать и принять изменения в жизни.

Куколка для девушки, мечтающей о замужестве. И не просто о замужестве, а непременно об удачном. Рук в таком браке не нужно - муж на руках носит, а 7 нарядов на кукле - это тоже неспроста! На каждый воротничок девушка загадывает качество будущего мужа - чтоб заботливый был, красивый, с чувством юмора...
И сама невеста с длинной, богатой косой - загляденье и радость для любого жениха.
А через много лет брака - посмотрит жена на свою куколку и сравнит желаемое и действительное...

А если серьезно, если девушка верит в благополучный брак и счастливую семью, если она с радостью и надеждой смотрит в будущее - она не будет создавать себе препятствий для осуществления своей мечты.

Куколка-помощница из сказки про Василису. Подаренная матушкой, куколка сопровождала девочку во всех ее приключениях и сложностях, помогая, подсказывая и направляя. Очень нежная кукла, с ней приятно играть, поверять ей секреты и легко наряжать.

Кукла - образ материнства, заботы и нежности. Такую куколку дарили невестам и уже замужним женщинам с пожеланием счастливого и легкого материнства. Ребеночек уютно устроился у мамы под крылышком. Настало время забот и хлопот. Но ведь они приятные...

Для того, чтобы быть счастливым, нужно сначала понять, что тебе для этого нужно. Загадывая желание, вы создаете в своем воображении подробную картинку, к которой постепенно стараетесь приблизиться. Желанница - была самой любимой девичьей куклой. Ей рассказывали свои мечты, дарили бусинки, ленточки, украшали и советовались. Кукла помогала девушке понять свои желания, и они, конечно, сбывались.

Кукла "Успешница" - образ деятеля, у которого работа спорится, все к сроку готово. Это символ человека, который достигает желаемого и в работе, и в жизни. Ладная, нарядная кукла твердо стоит на ногах. Сумка через плечо - это дела, которые по силам, в удовольствие и в радость.

Символ новой жизни, весны, женской силы. В Тульской губернии в марте женщины проводили обряд закликания весны. В ярких нарядах они звали птиц поскорее вернуться домой, чтобы начался новый плодородный год. Кукла как бы говорит нам:"Все в ваших руках. Захотите - и наступит Весна".

Брошка "На выхвалку"

Вы никогда не задумывались, о чем говорят украшения? О статусе, о вкусе, о том, что человек хочет защитить себя от лишнего чужого внимания - пусть лучше смотрят на яркие побрякушки, а не на меня. Но в наш век новых материалов, среднего достатка и желания себя выразить у бижутерии появилась еще одна любопытная функция.

Современные дамы используют аксессуары, чтобы рассказать о себе: сережки - пирожные, кулон - ключик, браслет из черепов… Так и хочется разгадать этот ребус. Я, конечно, не смогла удержаться, чтобы не принять участие в этом творческом процессе. Предлагаю коллекцию аксессуаров по мотивам народной куклы с авторским толкованием…)) Возможно, у Вас родятся свои ассоциации…

Брошка "На выхвалку" - куколку раньше выставляли в окошко, чтобы проходящие мимо знали, что в этом доме живет будущая невеста, могли оценить умения и вкус девушки. Сейчас далеко не все живут на первом этаже, а значит количество зрителей резко сокращается. Альтернатива - это брошка, которую можно носить на груди, привлекая внимание к себе тогда, когда этого хочется.

Эта кукла - воплощение материнской любви и заботы о каждом члене семьи. Сама кукла символизирует единство мужского и женского начала. В основе ее - скрутка, плотный столбик из ткани, бересты или бревнышка. Наряжена она как замужняя женщина, а к поясу привязываются шесть маленьких деток. Получается СемьЯ - семь таких же, как Я, и каждому нужна любовь и забота остальных.
Эту куклу делали как символ счастливого материнства и берегли от чужих глаз.

Беременность - куколка, которая делалась для женщины, ожидающей своего первенца. Ребеночек лежит завернутый в бересту и перевязанный маминым пояском, как пуповиной. С помощью куколки женщина готовилась к материнству, к переменам в своей жизни.
Цвета костюма спокойные, не вызывающие, но обязательно присутствует красный, как символизирующий здоровье и силу.

Кукла, символизирующая женскую суть. Ее делали для женщины, которая хотела иметь детей. Считалось, что она зазывает детские души в дом. Нарядная и необыкновенная кукла. Ее шила родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка.
Стояла она на самом видном месте, а после того, как она выполняла свою задачу, ее отправляли играть с ребенком.

Озорная маленькая куколка была найдена на раскопках древнего города Ржева в слое 10 века. Изготовлена изо льна. Главное в этой куколке − это волосы, в них сила и красота женщины. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой. Она напоминает женщине о скрытой в ней энергии и силе.

C давних пор женщины использовали разнообразные украшения, чтобы выглядеть красиво. Большой популярностью пользовались маленькие куколки, выполнявшие роль талисмана, которые носили на шее. Это и первая игрушка для ребенка, который еще большую часть времени проводит на маминой груди, и символ женской красоты и здоровья.
Когда же ребенок подрастал и впервые выходил гулять самостоятельно, то куколку надевали ему на шею и приговаривали: "Иди гуляй, а куколка за тобой присмотрит". Так ребенок привыкал к самостоятельности.
Название и родину кукле дал финно-угорский народ «вепсы», до сих пор проживающий в северных областях центральной России.

Куколка изображает кормилицу, ведущую малыша, - отсюда и название ведучка (ведущая в жизнь). Она соединена с ребенком общей рукой, т.е. всегда рядом, всегда готова помочь и научить. Это символ родительской любви и заботы о малыше и напоминание, что еще немного и он уже пойдет по дороге самостоятельно.

О коне сложено множество пословиц и поговорок: "Без коня казак кругом сирота", "Сам не съешь, а коня накорми!" и другие. Ни один богатырь на Руси не обходился без коня! Конь - это и защитник, и помощник, и друг. Лыковый Солнечный Конь - символ добра и счастья в доме!

Этот куклак, символ поворота в жизни, назван так в честь св. Спиридона Тримифунтского, день памяти которого приходится на день зимнего солнцестояния, после чего начинают прибывать дни, солнце поворачивает на лето. От Спиридона солнце на лето, зима на мороз. После Спиридона, хоть на воробьиный скок, да прибудет денек. В руках у куклака колесо - символ солнца. Если вы готовы к повороту в своей жизни, к добрым и радостным переменам - этот куклак ваш.)

Маленький зайка, который одевается на палец ребенку. Согретый теплом детской ручки, этот уютный персонаж становится другом и собеседником малыша. А кроме того, развивает детское воображение, так как его безликость позволяет фантазии ребенка дорисовывать выражение его мордочки.

Для уже взрослых товарищей зайчик становится брошкой, которая всегда будет рядом.

Вот оно - новое семейное древо! Свадебная куколка помещалась в центр свадебного каравая и после хранилась супругами всю жизнь. Ногами на земле, головой на седьмом небе! счастье-счастье!!

Эта нарядная модница относится к игровым куклам. Шила ее сама девочка или мама для дочки не только для забавы. С ее помощью девочка училась шить наряды, расчесывать и укладывать волосы. С ней она играла в дочки - матери и другие любимые уже много веков детские игры.

Каждой маме хорошо знакомы бессонные ночи, когда ребеночек без особых причин плачет и капризничает. Народный рецепт хорошего сна - куколка "Бессонница", набитая успокаивающими травками и волшебные слова: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй этой куклой». Возрастных ограничений у куклы нет.

Кукла-платочек, кукла-подружка, которой можно все рассказать, все доверить. Ее платье обладает высокой впитываемостью слез, что пригождается не только детям, но и взрослым. Очень бывает полезно поплакать и облегчить душу.

Пеленашка - образ новорожденного ребеночка. Говорят, такую куколку дарили невесте на свадьбу, чтобы проснулся у нее материнский инстинкт и все получилось. После того, как получилось - куколку давали малышу. Она представляет собой плотную скруточку ткани. Ее легко зажать в кулачок, заманчиво пожевать и почесать режущиеся зубки, это связующее звено между мамой и ребенком, мамин запах помогает создать эффект присутствия пока мама готовит на кухне.

Эта детская куколка сделана по мотивам северной куклы "Берегиня." Северные народы в отсутствии солнца тяготеют к ярким краскам. И такую идею невозможно не использовать в игре с детьми. Материалы к этой кукле подобраны разные по тактильным ощущениям.

Детям смотреть интересно, трогать разнообразно, и связь поколений чувствуется.

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила...
Думаю, Вы знаете, как дальше:-)

Очень нужный и милый набор для мам и маленьких девочек. Вепсская куколка на шейку для мамы и Куколка для сна малышу. У каждого своя, но они часть единого целого, сделанные из одного материала.
Лен - прекрасный антисептический материал, его легко нагреть и приложить к больному месту. С игрушкой не так грустно болеть и совсем не одиноко спать.
Мамина куколка не просто красивое украшение, это еще и "игрушка всегда под рукой", ею можно отвлечь и занять ребенка на время.

В заключении О мастерской "Красный клубок"

"Красный клубок" появился в 2011 году. Из небольшого хобби, приносящего радость, постепенно вырос в мастерскую, с собственным пространством, мастерами, помощниками и сочувствующими. Сейчас это сообщество единомышленников, профессионалов, которые любят свою немного необычную работу, отдают ей много времени и вдохновения. Самое большое счастье для руководителя любого дела - когда сотрудники не хотят уходить домой, по ночам присылают письма с идеями, и сами вызываются участвовать в шумных мероприятиях.

Хозяйка мастерской Вера Ярилина психолог, арт-терапевт, мастер и идеолог "Красного клубка".

"Со своей первой Столбушкой я встретилась на летней детской программе, которую сопровождала как детский психолог. И это была любовь, с первой тряпочки и первого узелка. Каждая новая открытая кукла удивляла меня своей красотой и житейской мудростью. Это были не просто декоративные сувениры, каждая кукла имела свой характер, свое предназначение и заставляла задуматься. Я с удовольствием включила народную игрушку в свои занятия с детьми и семьями. И вот уже несколько лет я радуюсь прекрасному результату таких занятий. Дети и взрослые знакомятся с частью истории своего народа, получают уверенность в том, что своими руками могут сотворить такую красоту. А самое главное - внутренний мир получает свое отражение в кукле, и мы можем посмотреть на себя со стороны и даже измениться к лучшему. "

Здравствуйте, дорогие читатели блога!

Наши предки верили, что если в доме будет кукла Колокольчик, то их дом никогда не покинет радость, веселье и смех. Такая народная кукла своими руками мастер класс по которому ее можно сделать, будет нести только хорошие известия и в ваш дом. Ее может изготовить даже ребенок, если ему больше 4 лет, поэтому смелее приглашайте своих детей на занятие творчеством.

Говорят, что родиной оберега является Валдай, откуда и пошли знаменитые ямщицкие валдайские колокольчики. В древней Руси считали, что его звон оберегал от злых болезней и отпугивал нечистую силу. При создании оберега не применяли ни ножницы, ни иглы, а делали кукол из лоскутков ношенной одежды.

В данном пошаговом мк из материалов используются:

  • лоскуты тканей разных цветов (хлопок, ситец);
  • красная хлопчатобумажная нить
  • ножницы
  • синтепон или вата

Помещаем шарик из синтепона в центр квадрата ткани

Сформируем голову. Для этого обматываем ткань 3 раза ниткой и делаем 3 узла. Не забудьте оставить кончики ниток, чтобы потом на них смогли привязать колокольчик.

У куклы вестника счастья три юбки, поэтому из ситцевых лоскутов выкраиваем три круга разных диаметров.

Складываем ситцевые ткани 2 раза пополам, срезаем маленький уголок верхушки.

В вырезанное отверстие продеваем тело куколки. Чтобы не потерять юбку, обматываем ее ниткой вокруг шеи три раза и делаем три узелочка.

Обвязываем ее на шее три раза и делаем три узла. Формируем ручки.

Сгибаем — сначала угол ткани внутрь, затем две стороны к центру, как у бумажного самолетика. Завязываем на запястье ниткой красного цвета.

Вокруг талии завязываем тесьму на левый бок.

В старину женщины подпоясывались на левую сторону.

На голову накладываем платочек, ниткой обвязываем вокруг шеи, фиксируя повойник.

Повойник — это старинный головной убор замужних женщин. Он представляет собой мягкую шапочку, которая полностью закрывает волосы.

Завязываем платок на голову по — бабьи.

У нас должны были остаться кончики ниток, когда ими обвязывали шарик из синтепона. Вот на них мы закрепим наш колокольчик.

При желании для подвески закрепляем тесьму.

Подарив вестника счастья своим близким вы желаете им получать только хорошие и радостные известия.

Добрых вам вестей!

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла - закрутка»

Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей.

/Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание/

Назначение : игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.

Цель . Извлечение красоты из обычных, казалось бы бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.

Задачи.

1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.

2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.

3. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

4. Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.

Материалы.

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Вата для объема;

Тесьма для пояса.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/

О народной кукле сейчас Вам расскажу,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Материалы.

Технология изготовления куколки

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь, как показано на фото. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.

Выполняем тугое закручивание.

Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.

На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.

Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой.

Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.

Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.

Основа нашей куклы готова. А вот наряд - это ваша фантазия и творчество. Я сделала кукле сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри.

Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем.

Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Другой вариант. Косыночка завязана вокруг головы. Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером.

Но моя куколка грустит: не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей, кукле будет веселей.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Народная культура - это духовная культура народа, именно она была главной ценностью человека. Она наделяла знаниями, приучала к труду, радовала, украшала жизнь. Это и сама природа, и историческая память народа, и не обрывающаяся связь времён. Благодаря народной культуре происходило единение поколений между собой. Чтобы почувствовать это единение, приобщиться к обычаям и традициям своего народа, я решила не просто познакомиться, но и воплотить в жизнь на практике приобщение к русской народной культуре. Для моего возраста и исходя из личного интереса я выбрала знакомство с русской народной куклой.

Цель проекта:

Задачи проекта:

Изучить материал об истории возникновения народной куклы и её разновидностях;

Изучить технологию изготовления русских народных кукол и создать наиболее понравившиеся игрушки своими руками;

Узнать у ребят, знакомы ли они с историей русской народной куклы и есть ли у них желание осуществить это знакомство (анкета 1);

Провести мастер-класс по изготовлению русской народной куклы среди учениц 6 «А» и 6 «Б» классов;

Узнать у ребят, понравилось ли им занятие (анкета 2).

Актуальность проекта:

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

Данная тема позволит больше узнать об истории нашей страны, о её людях, традициях и обычаях, что позволит с ещё большим уважением относиться к культурному наследию своей Родины.

Этапы реализации проекта:

Планирование проекта «Русская народная кукла».

Постановка цели и задач, распределение ролей в ходе реализации проекта.

Сбор и уточнение информации по выбранной теме.

Выполнение проекта: изготовление русских народных кукол своими руками, проведение анкетирования и мастер-класса.

Анализ достигнутых результатов.

Презентация проекта.

Практическая значимость данного проекта:

На уроках истории и обществознания;

На уроках ИЗО и технологии;

На внеурочной деятельности;

На классных часах.

В работе использованы следующие методы работы: сбор и обработка материалов, анализ, анкетирование, методы статистической обработки данных, проектные методы.

Глава 1. История возникновения русской народной куклы

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Она известна с глубокой древности, ее история прослеживается со времен египетских пирамид до наших дней. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Проведенные раскопки под Новгородом подтверждают, что славянской кукле около тысячи лет. До наших дней кукол сохранилось очень мало, потому что материал, из которого они изготавливались (дерево, ткань, солома, береста, глина) недолговечен. В каждой губернии, каждом узде, деревне или избе были свои особенные куклы. И отношение к ним было особенное. Нельзя было выбросить или сломать куклу, потому что она была, как живое существо. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья, считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка от злых сил. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.

Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы отличались друг от друга. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее - принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Куклы - обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времён. Они выполнялись из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полена, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта русских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни, даже в самых бедных крестьянских семьях, с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в неё лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались превосходно, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, их хранили в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Кукла должна была принести её владельцу благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы.

Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Глава 2. Разновидности русской народной куклы

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.

2.1. Куклы-обереги

Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Куклы-обереги - важная часть народной культуры. Раньше без нее не обходилась ни одна семья. Наши предки их просили о помощи, ими восхищались, любовались и делились с ними переживаниями. В наши дни наследие предков обрело новые силы, и все больше и больше людей интересуются и возрождают данное искусство.

К куклам-оберегам относятся:

Народная кукла «Пеленашка» имеет глубокий смысл. Её делала беременная женщина перед родами (или даже во время или между схватками), из длинного лоскута ношеной ткани, впитавшей в себя энергетику будущей матери. Чтобы настроиться на нужный лад, ткань скручивали и раскручивали шесть раз, и только на седьмой раз перевязывали красной нитью посередине, с узлом спереди, символизировавшим пуповину. Естественно, ни иголки, ни ножниц для изготовления этой куклы не использовали, поэтому и нить откусывали, как пуповину. Затем верхнюю треть скрутки перевязывали - получалась голова младенца. Затем куколку пеленали, приговаривая ласковые слова и пожелания будущему ребенку. Всего таких куколок делали семь, они были рядом с матерью во время родов, их клали в кроватку к младенцу для отвлечения злых духов, это были первые игрушки малыша.

Для изготовления «Пеленашки» необходимы кусочки ткани и красные нитки. Считалось, необходимо настроиться на положительные мысли и чувства и делать оберег для малыша.

Были и обереги на каждое время суток. «День и ночь» - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой - из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью - другого. Эти куколки - оберег дома, белая - днем, синяя - ночью. Интересно, что ночь синяя, а не черная. Ведь особое значение придавали цветам на Руси: чёрный означал несчастье, пустоту, а синий - тайну.

«Подорожница» является одной из немногочисленных народных куколок оберегов, которые женщины мастерили для своих мужчин: мужей и сыновей. Оберег делали своими руками, когда кому-нибудь из них предстоял долгий путь. Кукла должна была защитить путешественника в походе или войне, в битве и помочь ему вернуться домой целым и невредимым.

Так как в те времена добирались до пункта назначения в основном пешком, то и куколка должна была быть совсем маленькой. Носили ее в кармане или за пазухой. «Подорожница» имела в обязательном порядке узелок-котомку, в которую, по разным источникам, клали: золу из родного очага, чтобы путник не забыл отчий дом; землю-матушку - для придания сил в преодолении трудностей в дороге; зерно, чтобы не знал голода; красную обережную нитку, чтобы нашел дорогу домой.

«Божье Око» - это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света. "Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

В подарок на именины делали куклу «Ангелочка» . Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла - оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше - для крыльев и совсем маленький - для нимба.

2.2. Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Кукла «Зайчика на пальчик» . Такие куклы делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и, если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Кукла «Крестец» - очень символичная и простая в изготовлении. Маленькую куколку девочки могли использовать для игр в качестве куклы-мужчины.

Но важнее были куклы в человеческий рост, которых делали на Крещенье. На святочной неделе во время гуляний парни наряжались, надевали маски. Считалось, что в таких ряженых могут заселиться злые духи, поэтому обязательным был обряд омовения в проруби на Крещение. Такой Крестец ставили в сугроб возле проруби, чтобы нечисть, которую выгнали святой водой, не вселилась в кого-нибудь другого. Для привлечения внимания злых духов Крестец украшали полосками ярких цветных тканей.

Ещё один «перевёртыш» назывался «Девка-баба» . Служил он для игры, в процессе которой крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины.

Обережные и обрядовые куклы также служили для игр детей после того, как они уже были использованы по назначению.

2.3. Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

К обрядовым куклам относятся:

Кукла «Покосница» . Когда летом все женщины отправлялись на сенокос, они брали с собой и детей. И чтобы малышам было чем заняться, для них делали простых куколок - «Покосниц». У куколок были яркие наряды, в честь первого покоса в году, и тщательно обмотанные крестовинами ручки, чтобы уберечь руки косарей от порезов. Соответственно, куколка сочетает в себе игровую и обережную функции.

Птичка . С птицей из ткани связан обряд встречи весны и прилетающих птиц. Птицами из ткани можно просто украсить дом и ветви деревьев.

Кукла «Веснянка» - кукла, концепция которой исходит из самого названия. Ее призвание нести радость и весенний задор. Куклу начинали делать 14 марта, за седьмицу до весеннего равноденствия. Веснянка считается обережной куклой молодости и красоты. Ее ручки раскинуты в стороны, она будто тянется ими навстречу яркому солнышку во время весны. Эта кукла одна из немногих выполняла сразу несколько целей и была одновременно обережной, игровой и обрядовой.

По обычаю, веснянку дарили друг другу свободные, незамужние девушки в начале весны. Она приносила своей владелице красоту, здоровье и удачу. Куклу можно было сделать из практически любых подручных материалов, вполне годилась любая ткань, солома и даже глина. Коса у Веснянки должна быть длинной и яркой и торчать к верху будто антенна. Важно то, что хозяйка должна быть именно женщиной. Куколку рекомендуется делать без применения ножниц, ниточки рвать только руками.

Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.

С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. И по этому было видно, что для него сейчас важно, а мимо чего он пока проходит. По обращению парня с этой куклой, старшие женщины смотрели его готовность к женитьбе. Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу, не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.

Обрядовая многорукая кукла «Десятиручка» . Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку «Десятиручка» дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у неё ладилось.

Даже по этому небольшому количеству заметно видовое разнообразие народной куклы. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность народной куклы.

Глава 3. Практическая часть реализации проекта

На первом этапе реализации моего проекта я познакомилась с историей русской народной куклы, с материалами, из которых её изготавливали. Особый интерес вызвало многообразие видов кукол, их особенности, назначение и место куклы в жизни человека с рождения и на всех этапах его взросления.

Мне захотелось окунуться в атмосферу жизни тех времён, поэтому было принято решение создать своими руками тех кукол, значение которых показалось самым интересным и перекликалось бы с нашей жизнью сегодня.

Для реализации следующего этапа проекта я подготовила все необходимые материалы для изготовления кукол: лоскуты ткани, разноцветные нитки, ветки деревьев, зерно.

Для того, чтобы защитить родной дом и домочадцев от бед и недугов, я изготовила куклу «День и ночь» (Приложение 1). Взяв два лоскута ткани, белый и темный, смастерила из них двух ангелочков. Две нити белого и синего цветов я сплела в плотный жгут и соединила кукол между собой, как требует технология их создания. Теперь этот оберег охраняет мой дом, белый ангел находится на первом плане днём, а синий - ночью.

Мой папа каждый день отправляется на работу и проводит много времени вдали от дома. Чтобы ему сопутствовала удача и он возвращался домой целыми и невредимыми, я привлекла маму к работе над куклой «Подорожница» (Приложение 2). В узелок-котомку мы положили разные крупы, чтобы папа не испытывал чувства голода. Кукла достаточно маленькая, поэтому её удобно носить с собой.

У меня есть младшие братья и сёстры. Чтобы им было не скучно, когда родители заняты, я решила сделать для них куклы «Зайчик на пальчик» (Приложение 3) из ярких лоскутов ткани. Несмотря на то, что в доме много игрушек, младшим очень нравятся зайчики. Тем более, что это не просто игрушка, а ещё и оберег. Приятно было вложить частичку своей души в предмет, который охраняет твоих родных.

К крещению я изготовила куклу «Крестец» (Приложение 4). С одной стороны, она не допустит нечистую силу к близким, а с другой - она проста в изготовлении, очень яркая, и используется в игре как кукла-мужчина, что важно, так как большинство изготовленных мною кукол отражают женскую сущность.

Накануне наступления весны я подготовила кукол «Птичек» (Приложение 5), украсила ими комнаты, чтобы тепло, цветение и яркие краски как можно быстрее пришли с этим любимым мною временем года. Также я потренировалась мастерить куклу «Веснянку» (Приложение 6), ведь мастер-класс для ребят по её изготовлению был запланирован на 14 марта.

Мой интерес также вызвала кукла «Пеленашка» (Приложение 7). Мама охотно согласилась помочь изготовить её из своей старой одежды, чтобы её тепло всегда оберегало от злых духов.

Первое анкетирование (Приложение 8) было проведено до мастер-класса. В нём приняли участие 17 девочек из 6 «А» и 6 «Б» классов. По ответу на первый вопрос «Знакомы ли вы с историей русской народной куклы?» мне стало ясно, что большинство девочек не знают её историю: 12 человек ответили - нет, и только пятеро дали утвердительный ответ. Результаты меня разочаровали, так как девочки мало знакомы с историей своей культуры, тем более, что она так ярко и интересно представлена народной куклой. На второй вопрос «Видели ли вы русскую народную куклу и где это было?» 11 человек ответили положительно и только 4 девочки вспомнили где это было, шестеро же никогда не видели народную куклу. Исходя из результата можно сделать вывод, что часто мы даже не обращаем внимания на предметы, которые имели огромное значение для наших предков. Третий вопрос анкетирования «Хотели бы вы узнать об истории русской народной куклы и научиться её изготавливать?» 12 человек ответили «да», а пятерым было не интересно, хотя одна девочка ничего об этом не знает, кукол не видела и желания к участию в мастер-классе не проявила.

14 марта, как и планировала, я провела занятие, посвященное истории русской народной куклы и мастер-класс по изготовлению куклы «Веснянки». Занятие сопровождалось радостными эмоциями и задором, тем более, что изготовленная кукла символизирует молодость и красоту. После окончания занятия по русскому обычаю девочки обменялись своими куклами на удачу, здоровье и красоту. Сценарий мастер-класса представлен в приложении.

После проведенного мастер-класса (Приложение 9), я вновь провела анкетирование (Приложение 10), чтобы узнать интересна ли была история русской культуры и полезны навыки рукоделия нашим сверстницам. На первый вопрос «Понравилось ли вам наше занятие?» 13 девочек ответили утвердительно, и только четверо были недовольны. Этот результат был мне приятен не только потому, что я готовилась и старалась, а ещё и потому, что желание участвовать в этом мероприятии было у меньшего количества девочек. На второй вопрос «Посчитали ли вы полезным для себя мастер-класс?» 14 человек ответили «да», трое - «нет». Этот результат был вдвойне приятен, так как он вселил в меня надежду на то, что девочек заинтересует русская народная культура и история своего Отечества. Третий вопрос звучал следующим образом «Хотели бы ещё поучаствовать в подобных занятиях?». 14 человек изъявили желание участвовать, и только трое отказались.

Народная культура - это часть истории нашей Родины, которая способна ожить в изготовлении кукол своими руками. Эту ценность нашего культурного наследия и необходимость для собственного развития я и пыталась передать в ходе занятия своим сверстницам.

Заключение

Цель, которую я ставила при планировании проекта была достигнута: я сама научилась изготавливать русскую народную куклу и поделилась своими умениями со сверстницами.

Все поставленные задачи были выполнены в ходе реализации проекта.

Выводы:

1. Материал, необходимый для дальнейшей работы был найден, проанализирован и приведен к такому виду, который был использован для теоретической части проекта и для подготовки мастер-класса.

2. Я изучила технологию изготовления русской народной куклы. Дома я изготовила следующие куклы: «Пеленашка», «День и ночь», «Подорожница», «Зайчик на пальчик», «Крестец», «Покосница», «Птичка» и кукла «Веснянка». Во время мастер-класса все созданные своими руками куклы были представлены девочкам и сопровождались рассказом о них.

3. Проведены два анкетирования со сверстниками:

Анкета 1. Уровень знакомства наших сверстников с историей русской народной куклы.

Анкета 2. Впечатления моих сверстников от мастер-класса по изготовлению куклы «Веснянка».

По итогам анкетирования 1 видно, что с историей народной куклы знакомы 12 детей. Видели народные куклы 11 детей и всего 4 человека смогли вспомнить, где они их видели. На вопрос «Хотели бы они узнать об истории народной куклы» ответили положительно 12 детей, в том числе 1 ребенок из тех, кто незнаком с историей народной куклы только написал, что не хочет ознакомиться.

По результатам анкетирования 2 можно сделать выводы, что мастер-класс понравился 13 детям из 17 присутствовавших. Полезным для себя посчитали 14 детей, а поучаствовать еще в подобных занятиях захотели 14 детей.

4. Проведён мастер-класс по изготовлению куклы «Веснянка» среди учениц 6 «А» и 6 «Б» класса (Приложение 11).

В результате проделанной работы на мастер-классе я узнала историю кукол и их разнообразие, научилась самостоятельно изготавливать куклу «Веснянку». Я рассказала и показала сверстникам, как самим легко и просто изготовить куклу.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Результатом проекта стали народны куклы, сделанные своими руками.

Список использованной литературы

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология /Г.Л Дайн, М.Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - 120 с.

2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы/ З.И. Зимина. - М.,2007

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. - СПб, Паритет, 2003. - 240 с.

4. Лыкова И.А. Весёлый Городец. Филимоновская игрушка. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2007

5. Методическое пособие «Игрушки из ситца». Руководство по рукоделию. М.:2009

6. Неклюдов С. Ю. Живая кукла. Москва, 2005

7. Обрядовая поэзия/Сост., предисл., примеч., подгот. текстов Жекулиной В.И., Розова А.Н.,-М.: Современник, 1989.

8. Обрядовые куклы. Куклы-обереги. Р.М. Головачева. Калуга, 2003.

Статьи из периодических изданий

1.Агаева И., Агапова О., Агаева Г. День и ночь// Народное творчество, номер 2, 2003

Электронные ресурсы

1. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2008. - дата обращения: 30 ноября 2017 г.

2. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008. - дата обращения: 15 ноября 2017 г.

3. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. - дата обращения: 20 ноября 2017 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Кукла «День и ночь»

Приложение 2. Кукла «Подорожница»

Приложение 3. Кукла «Зайчик на пальчик»

Приложение 4. Кукла «Крестец»

Приложение 5. Кукла «Птичка»

Приложение 6. Кукла «Веснянка»

Приложение 7. Кукла «Пеленашка»

Приложение 8

Анкета 1 «Уровень знакомства наших сверстников с историей русской народной куклы»

1. Знакомы ли вы с историей русской народной куклы?

2. Видели ли вы русскую народную куклу и где это было?

3. Хотели бы вы узнать об истории русской народной куклы и научиться её изготавливать?

Результаты анкетирования

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Приложение 9. Мастер-класс по изготовлению куклы «Веснянка»

Приложение 10

Анкета 2 «Впечатления моих сверстников от мастер-класса по изготовлению куклы «Веснянка»»

1. Понравилось ли вам наше занятие?

2. Посчитали ли вы полезным для себя мастер-класс?

3. Хотели бы ещё поучаствовать в подобных занятиях?

Результаты анкетирования

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Приложение 11

Мастер-класс по изготовлению куклы «Веснянка»

Цель: познакомить сверстников с историей русской народной куклы и научить её изготавливать.

Задачи:

Ознакомить сверстников с историей возникновения русской народной куклы;

Показать куклы, сделанные дома и коротко рассказать о них;

Рассказать о технологии изготовления народной куклы «Веснянка»;

Провести мастер-класс по изготовлению куклы «Веснянка»,

История русской народной куклы

Русская народная кукла занимает особое место в традиционной культуре. Жизнь народа немыслима без фольклора, традиционных праздников, обрядов, национальных костюмов, предметов прикладного искусства, в том числе кукол. Традиционные русские куклы участвовали во многих народных обрядах, как праздничных, так и бытовых. Кроме этого традиционные русские куклы изготавливались и для детей. Считалось, что, если дети много и усердно играют с куклами - в семье будет лад и достаток. На изготовление русских народных кукол шли в основном подручные материалы: ткань, нитки, пряжа, дерево, солома, трава и т.п. По предназначению существовали: обрядовые, обереговые и игровые русские народные куклы. Игровые куклы делались или специально для детей, чаще по тем же техникам, что и обрядовые куклы, или отдавали детям обрядовые куклы, когда они уже выполнили свою ритуальную функцию.

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, анекдотов, пословиц, поговорок, песен. Чаще всего встречаются мотивы «оживления» куклы, превращение из неживого в живое. Примерами могут служит народные сказки, в которых присутствуют куклы: «Василиса Прекрасная», «Князь Данила-Говорила», «Морской царь и Василиса Премудрая» и другие. О том, что куклы играют огромную роль в жизни человека, говорят пословицы и поговорки. Например, «Кто в куклы не играл - тот счастья не видал», «С куклами возиться - бытию учиться», «Первый ребенок - последняя кукла». Также много русских народных песен о куклах и связанных с ними обрядовых песен-закличек: «У Маланьи, у старушки…», «Ой ты, Любушка, Любава», «Вдоль по улице молодчик идет…», «Идут сваты богатые», другие календарные и семейно-бытовые песни.

Куклы, сделанные своими руками в домашних условиях

Технология изготовления куклы «Веснянка»

Необходимые материалы:

Лоскут для тела (ткань белого цвета)

Лоскут яркой хлопчатобумажной цветной ткани для сарафана

Лоскут ткани для нижней юбки

Лоскут ткани для рук

Цветные нитки для косы

Яркие ленты для косы длиной

Кружево для фартука

Пояс - тесьма

Очелье - кружево

Красная нитка шерстяная такая, чтобы можно было порвать руками

Процесс изготовления

Скрутку для формирования туловища делаем таким образом, лоскут загибаем по длинным сторонам и далее к центру.

Формируем голову - скрутку сворачиваем пополам, чуть ниже центра кладем кусочек ваты и сворачиваем, выпуклость (лицо) должна быть сверху у сгиба.

Закрепляем красной ниткой. Делаем обрядовый жест - нитку прижимаем крепко большим пальцем и только потом начинаем оборачивать. Оборачиваем трижды и завязываем на три узелка.

Приступаем к волосам. Для этого наматываем пряжу яркого цвета на картонку длиной около 40 см и разрезаем с одного края.

Заготовку из ниток для косы продеваем под сгибом головы. Теперь пропускаем пряжу в петельку головы, и расправляем так, чтобы концы были одинаковые.

Часть волос отделяем и распределяем к затылку. Закрепляем на шее красной ниткой и поднимаем свободные концы к верху, к макушке.

Заплетаем косу.

Делаем ручки. С двух сторон складываем ткань к центру (так же, как и скрутку для туловища). В середине закрепляем красной ниткой. Таким же образом по краям формируем ладошки.

Теперь определяем талию у куклы. Закрепляем ручки обережным крестом. Трижды оборачиваем ниткой вокруг талии, затем через правое плечо, потом через левое и закрепляем нитку не три узелка на талии как показано на фото.

Теперь куколку наряжаем в красивый весенний наряд: надеваем нижнюю юбку. Ткань стыкуем сзади, делаем сборки и закрепляем красной ниткой, юбку отворачиваем вниз.

Одеваем красивый весенний сарафан. Ткань стыкуем спереди, собираем красивые складки и закрепляем ниткой. Ровняем концы юбки.

Теперь наденем нарядный фартук из кружева (фартук оно из крашений костюма славянской женщины), повяжем красивым поясом из тесьмы.

На голову повяжем кружевное очелье. «Веснянка» готова.

Заключение

Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, позже - посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, отличным подарком. Но все же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую мы вложили частичку своей души.

10.12.2017

Ещё в середине ХХ века почти в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные её крупицы.

Кукла - способ познания жизни и для тех, кто её создает, и для тех, кто с нею общается. Кукла - не иллюзия, а претворённый материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших. Глиняные и деревянные фигурки стали национальным сувениром, куклы из гипса, воска, металла - достоянием музеев и коллекционеров. Папье-маше и фарфор в куклах сменили целлулоид, гуттаперча, резина и смолы; на смену им пришли куклы из твёрдого пластика. В свою очередь полиэтилен вытеснили мягкий пластик и винил.

Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная кукла. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение.

Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. В нём многое созвучно современникам - взрослым и детям.

Традиционная тряпичная кукла несёт память культуры и делает это намного ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу и уход к предкам. Отзвуки древних смыслов куклы, дожившие до наших дней, услышаны и интерпретируются на фольклорной основе в разной форме.

Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Народная тряпичная кукла даёт сегодня блестящие техники и технологии, формообразования и художественного конструирования из ткани. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение - здесь кроется притягательность лоскутной куклы. У писателя Евгения Носова есть рассказ «Лоскутное одеяло». В нём два героя: бабушка Варвара Ионовна и её внук. Их роднит и душевно сближает «весёлое разноцветное полотнище», умело собранное из лоскутков, обрезков от шитья «нехитрой крестьянской обновы». Каждый треугольничек и квадратик - как страница памятной родовой книги, которую по вечерам бабушка «читает» внуку.

Лоскут «с голубыми колокольцами» - про первое «мамкино платьице», купленное у коробейников, про жизнь деревни. Тряпичный косячок, где «по синему белой крупкой посыпано, вроде как звёзды по ночному небу, - это от дедушкиной рубахи». Словно родовое письмо-треугольник напоминает он о судьбе родного человека, о войне и революции, трагических событиях в истории отечества. Автор рассказа как бы воссоздаёт руский характер, образ отчего дома. Так и тряпичная кукла. Кукольный народец, подобно пёстрой лоскутной мозаике, хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и учёных. В кукольной хронике, как в ярком калейдоскопе, высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И кто бы ни делал тряпичные куклы, кто бы о них ни писал, у каждого получится своя «лоскутная история».

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникали из обрядовых), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеки, в почитании предков. Вот почему у руской тряпичной куклы множество аналогий…

Встречают по одёжке

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным этническим родовым кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для руской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей - во всём усматривался определённый смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свёрнутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличии от домотканых, вплоть до ХХ века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

Домодельные куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье, же для своих детей, куклы обычно «вертели» из старого тряпья. И даже не по бедности, а по принципу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу, и воплотившись в кукле, передавала её ребёнку, становясь оберегом. По той же причине новорожденных завёртывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пелёнки из ношеной одежды. Для кукол использовали чаще всего подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаюсь с землёй и вбирая таким образом её силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила её маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Часто кукольная одежда передавала особенности местных костюмов….

Документальность кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде. Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приёмы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важнейший принцип: кукла - не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по-кукольному выразителен. Понёву для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырёхклинной. С ещё большей свободой костюм декорировали. Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором. А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь - например, расшитую повязку с шёлковой лентой, венчающей голову красным веером. Пропорции большеголовых кукол, далёкие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. Он подчинялся природе самой куклы, существа независимого. При этом именно костюм всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отвечая реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле-«женке» не дозволялось играть «невесту».

Куклы в народных костюмах



Подарок, с любовью и заботой о близких

Руская тряпичная кукла может стать сильным оберегом для близкого человека или замечательной игрушкой для ребёнка, наполненной живым теплом и глубоким смыслом. Для вас она может быть советчицей и помощницей в любых делах и обстоятельствах. Помните, ещё в сказке у Василисы обережная кукла Берегиня была, во всех делах ей помогала?

Конечно же, для создания такой волшебной куклы есть особые правила:

  • Обережную куклу «крутят», «мотают». Сшивать тело куклы нельзя, его завязывают нитями или просто делают узел из ткани. К кукле не должен прикасаться металл. Если вам нужно подровнять какие-то детали наряда, сделать вышивку на одежде куколки или как-то украсить, то одежду с куклы сначала надо снять.
  • Когда завязываете нить на кукле, делайте нечётное количество оборотов (один или три). Все узлы вяжите с добрыми пожеланиями.
  • Славянских обережных кукол делают только женщины и только в присутствии других женщин или в одиночестве. В комнате, где крутят кукол, мужчин быть не должно. Исключение - для детей, однако, в этом случае мальчика надо занять каким-то делом.
  • Первую куклу-оберег для дома, своими руками созданную, оставьте себе, другие уже можете и дарить.
  • Рассчитайте время так, чтобы успеть сделать обережную куклу за один день (с утра и до отхода ко сну).
  • Прежде чем творить куклу-оберег дома, представьте, какой она будет, подумайте не только о её внешнем виде, но и о её качествах характера. Будет куколка вам подругой, помощницей или мудрой советчицей? Когда будете делать куклу, держите этот образ в своих мыслях.
  • Свою причёску соберите, спрячьте под платок, чтобы в куклу случайно не упал волос.
  • Куклу лучше крутить на своих коленях, в «подоле», а не на столе.
  • Обережным куклам не рисуют лиц, чтобы в них не могли вселиться злые духи. По этой же причине кукле не следует давать имя, зовите её по названию: обережной куклой Берегиней, Желанницей и т.д.
  • К кукле относитесь с уважением, помните о том, что она - ваша подруга и помощница.
  • Когда кукла готова, выберите для неё место в жилище. Возьмите оберег в руки и прислушайтесь к своим ощущениям. Где вашей помощнице будет приятно находиться? Если вы подарили обережную куклу другому человеку, посоветуйте ему сделать то же самое.
  • Куклу не дают в руки посторонним людям, только вам и вашим родным можно к ней прикасаться.
  • Разговаривайте со своей куклой не только когда просите её о чем-то. Делитесь с ней новостями, рассказывайте о своих радостях и бедах, так вы быстрее подружитесь с оберегом.
  • Если кукла порвалась, сильно испачкалась или вы просто чувствуете, что она больше не готова вам помогать, значит, пора попрощаться с ней. Поблагодарите оберег за верную службу и отдайте природе. Сами решайте, что вам и вашей кукле лучше: сжечь оберег, закопать или отправить по воде. Перед этим попрощайтесь с куклой и обязательно скажите: «Ты больше не кукла, теперь ты снова кусочки ткани, нитки, пряжа, ленты (перечислите, из чего сделана именно ваша кукла)».
  • Если кукла потерялась или её украли, скажите: «Благодарю тебя за службу! Ступай с миром!»