Меню

Игры летом с детьми на прогулке в детском саду. Картотека (средняя группа) на тему: Игры на прогулке

Мода и стиль

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных умений и навыков, позволяет развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком своего жизненного опыта.

Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры для детей - катание на санках, игры со снегом и др. - обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей.

Игры для детей 2 младшей группы.

Зима пришла!

Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.

Берегись, заморожу!
Все играющие собираются на одной стороне площадки. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!»,— говорит взрослый. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».

«Санный поезд»

Три пары санок связать вместе, образуется санный поезд. Каждый ребенок становится так, чтобы веревка, связывающая санки, проходила между ног. По сигналу «поехали» поезд отправляется. Дети, наклонившись вперед, упираются в санки и толкают их. Малышам

интересно, когда поезд проезжает туннель или ворота, объезжает препятствия.

«Покатай куклу»

На площадке расставлены игрушки в шахматном порядке. Дети с санками стоят у линии на краю площадки. На санках сидят куклы. Дети должны пройти по площадке, везя за собой санки, объезжая препятствия.

«Снежинки и ветер».

Дети врассыпную бегают по площадке, кружась вокруг себя. В это время произносятся слова: «Ветер начинается, снежинки разлетаются!» Через некоторое время звучат другие слова: «Снежинки-пушинки устали летать, кружиться перестали, присели отдыхать». Дети приседают на корточки. Затем игра возобновляется.

«Зима пришла».

Дети разбегаются по игровой площадке и прячутся за снежными постройками и т.п. По сигналу воспитателя: «Сегодня тепло, светит солнышко, идите гулять», дети выбегают из укрытий и бегают врассыпную. По сигналу: «Зима пришла, скорей домой!», все снова убегают и прячутся в укрытиях.

«Зайка беленький сидит».

Дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит (Дети шевелят рукам над головой).

Вот так, вот так он ушами шевелит. (Дети встают и хлопают в ладоши)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять хочет зайка поскакать. (Дети прыгают на двух ногах)

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Кто зайку напугал? Зайка - прыг- и убежал. (Дети убегают и прячутся)

Игры для детей средней группы.

«С льдины на льдину».

В две линии в шахматном порядке обозначаются 6-8 кружков на расстоянии 50 см один от другого - это льдинки. Дети двумя колоннами прыгают на двух ногах с льдинки на льдинку.

«Остановись возле снежка»

На площадке раскладывают снежки. Их должно быть на один меньше чем детей. Дети бегают врассыпную. По сигналу каждый должен остановиться возле снежка. У каждого снежка должен стоять только один ребенок. Тот, кто не нашел себе места, выбывает из игры. Игра повторяется до тех пор, пока не выявится победитель.

«Кто быстрее залепит круг».

На игровой площадке кладут два обруча или чертят два небольших круга - цели для попадания. Для детей готовят снежки. Участников делят на две группы. Каждая группа становится возле своего круга (расстояние от него до каждого участника должно быть 1,5 м). По сигналу дети начинают бросать снежки в круг, стараясь залепить всю его площадь. Побеждает группа, которая сделала это первая.

«Дед Мороз».

Дети строятся на линии. Воспитатель изображает Деда Мороза или держит в руках игрушку Деда Мороза и говорит: Это я, Дед Мороз, бородою оброс.

Я в лесу ищу зверей, выходите поскорей!

А каких зверей я ищу? Зайчиков!

Дети изображают названое животное. Игра продолжается, Дед Мороз загадывает другое животное.

«Покормим птичку ».

К стойке (дереву) прикрепляется птичка. Детям предлагается ее «покормить» бросая в корзину мячи. Если мяч попал в корзину, то считается, что птичка поела.

«Сбей колпак».

У каждого ребенка по несколько снежков. Перед детьми на расстоянии 1-2 м стоят колпаки (конусы). Дети бросают поочередно снежки в колпаки, стараясь их сбить. Побеждает ребенок, который больше сбил колпаков.

«С кочки на кочку».

На игровой площадке нарисована или выложена из обручей дорожки из кругов. Дети строятся в колонну по одному. Детям предлагается перебраться через «болото», перепрыгивая с кочки на кочку.

Игры для детей старшего дошкольного возраста.

«Веселые воробышки».

Дети становятся в круг, перед каждым у ног по одному снежку, в центре стоит водящий-кошка. Дети-воробышки прыгают через снежки в круг и обратно. Кошка старается осалить воробышек, прежде чем те прыгнут из круга. Через 30 сек игра останавливается и подсчитывается количество проигравших. Затем игра повторяется с другим ведущим.

«Меткие стрелки».

Дети лепят снежки и кладут их у ног на исходной линии. Перед детьми в 8-10 метрах стоят цели. Дети выполняют броски, стараясь попасть в цель.

«Белые медведи».

В круг - льдину становятся двое ведущих, они - белые медведи. Остальные дети -медвежата - разбегаются по всей площадке. Медведи, держась за руки, стараются настигнуть медвежонка и охватить его свободными руками. Пойманного медвежонка отводят на льдину. Игра продолжается пока не будет поймано 2-3 медвежонка.

«Забей шайбу».

На игровой площадке устанавливаются ворота. С расстояния в 2 м дети стараются загнать шайбу в ворота.

«Снежная карусель».

Взявшись за руки, дети образуют круг, они снежинки. По сигналу «Начался ветер, снежинки полетели!» дети начинают движение по кругу шагом затее переходят на бег в умеренном темпе. Пробежав в одну сторону, они останавливаются, поворачиваются и бегут в другую сторону. По сигналу «Ветер стих!», снежинки замедляют бег и останавливаются.

«Два мороза».

С помощью считалки выбирается два водящих - Мороза, которые становятся в центре игровой площадки спиной друг к другу. Все играющие располагаются на одной стороне площадки. Два Мороза говорят слова: Мы два брата молодые, два Мороза удалые,

Я Мороз Красный нос, я Мороз - Синий нос,

Кто из вас решиться в путь дороженьку пуститься?

Дети отвечают: Не боимся мы угроз и не страшен нам Мороз.

Дети перебегают с одной стороны площадки на другую, а Морозы стараются их осалить. Те, кого коснулись, считаются замороженными.

«Снежная королева».

Из числа играющих выбирается Снежная королева. Дети разбегаются по площадке, а Снежная королева старается дотронуться до них. Тот, кого она осалила, превращается в льдинку и должен стоять на месте. При повторении игры выбирается другой водящий - Снежная королева.

«Пингвины».

Дети стоят на линии старта. У каждого ребенка по мешочку с песком. По команде дети зажимают мешочек между коленями - они пингвины. Пингвины шагом передвигаются до условного места - льдин. Когда все дети переберутся на льдину, игра заканчивается.

«Салки со снежками».

С помощью считалки выбирается водящий, который находится в центре круга. У водящего заготовлены снежки. По сигналу дети разбегаются по площадке, задача водящего осалить заготовленными снежками детей не выходя их круга. Игра заканчивается, когда у водящего закончатся заготовленные снежки.

«Ледяные ворота».

Двое детей встают в круг и поднимают руки, изображая ледяные ворота. Все остальные, взявшись за руки, проходят под воротами, приговаривая:

Ледяные ворота пропускают не всегда

Первый раз прощается, второй запрещается,

А на третий раз заморозим вас!

На последних словах «ворота» опускают руки, те, кого поймали, тоже становится воротами.

«Перестрелка».

Посередине игровой площадки выкладываются или чертятся две параллельные линии, на расстоянии 2 м одна от другой. Дети делятся на две команды и встают по линиям друг против друга. У каждой команды заготовлены снежки. По сигналу начинается «перестрелка» - дети метают снежки, стараясь попасть в противников. Они поднимают снежки, упавшие на их сторону и бросают их в обратную сторону. По сигналу игра останавливается.

le="text-align: center;">

Наблюдаем, изучаем…

6-9 месяцев

Малыш уже умеет сидеть в прогулочной коляске -- угол обзора становится шире и игр на свежем воздухе становится больше.

Путешествие по тротуару. Прогуляйтесь с малышом, сидящим в коляске по аллее или тротуару. Теперь кроха может созерцать перемещение прохожих, автомобилей, животных. Обратите внимание ребенка на передвижение транспорта. Можно использовать звукоподражание: покажите, как гудит машина: «У-у-у», едет трамвай: «Тух-тух, тух-тух». Попросите кроху подражать звукам транспорта. Покажите ему, где идет дядя (мужчина), тетя (женщина), ребенок. С помощью такой игры-познания малыш учится классифицировать предметы, подражать звукам, которые он слышит, знакомится с названиями предметов и явлений.

Следующие игры развивают разные виды восприятия.

Игра «Тактильный тренажер». Осмотрите участок, на котором вы гуляете с малышом, и найдите предметы с разнофактурной поверхностью. Это может быть кора дерева, трава, листья, камни, шишки, желуди и т.п.

Предложите ребенку потрогать разные предметы ручками и сравнить ощущения. Проговаривайте обозначения ощущений: камешек – гладкий, трава – мягкая, кора дерева – шероховатая (шершавая) и т.д.

Игра «Аленький цветочек». Эта игра развивает обоняние. Присядьте с малышом на руках возле клумбы с яркими цветами. Предложите ребенку наклониться к цветочку и понюхать его. Покажите, как нужно это делать правильно, скажите: «Ах! Как приятно пахнет цветочек!». Вскоре малыш, подражая вам, будет совершать подобные действия и произносить «Ах!».

Песочные забавы. В этом возрасте пора познакомить ребенка с песком. Для игр в песочнице приобретите специальные наборы. Как правило, они включают в себя ведерко, совок и несколько формочек. Расположитесь с крохой в песочнице и покажите ему, как нужно набирать песок совком и складывать в ведерко. Предложите малышу высыпать песок из ведерка обратно в песочницу.

Игра «Песчаные отпечатки». Вместе с малышом оставьте на ровной песчаной поверхности отпечатки своих рук, следы ног. Можно украсить отпечатки веточками и камешками. Не беда, если через минуту малыш нарушит картину – через разрушающие действия кроха познает основные свойства песка.

Игра «Прятки». Заройте в песок несколько маленьких игрушек так, чтобы малыш видел, как вы их прячете. Продемонстрируйте крохе, как можно найти игрушки: разрыть песок руками или откопать лопаткой. В этом возрасте ребенок уже знает, что спрятанные предметы не исчезают, а продолжают существовать. Малыш очень обрадуется, когда найдет закопанные в песке игрушки.

Когда ребенок играет в песке, роет норки, ищет спрятанные игрушки, перебирает песок пальчиками, он развивает осязание, тактильную чувствительность, мелкую моторику рук. Насыпая песок в большие и маленькие формочки, малыш знакомится с объемом, а также развивает глазомер и координацию движений.

Полезные прогулки

9-12 месяцев

Маленькому непоседе, который уже умеет или только учится ходить, трудно усидеть на одном месте. На улице как раз можно дать волю движениям! Огромное пространство вокруг способствует тому, что ребенок свободно передвигается, улучшает навыки ходьбы, совершенствует координацию движений, осваивает новые действия.

Игра «Мяч катится». Можно придумать много разнообразных полезных игр с мячом. Встаньте с малышом на ровной поверхности. Покажите мяч -- пусть он возьмет в руки и как следует рассмотрит игрушку. Затем возьмите мяч и покатите по земле: «Смотри, мяч покатился. Догони и схвати его!». Когда малыш освоит эту игру, можно предложить ему самостоятельно катнуть мяч и пойти за ним. Можно даже устроить соревнования: «Кто быстрей схватит мяч: ты или мама?»

Покажите малышу, как мяч отскакивает от ровной поверхности, как подпрыгивает над землей. Предложите крохе бросить мяч и понаблюдать, как он скачет. Можно предложить покатать мяч от мамы к ребенку и обратно. Покажите крохе, как толкнуть мячик ногой, чтобы он покатился.

Игры с мячом совершенствуют координацию движений, способствуют развитию ловкости и быстроты реакции.

Игра «Тяни-толкай». Купите малышу каталку с длинной ручкой, машинку, которую можно возить на веревочке, игрушечную коляску и берите эти игрушки с собой, когда отправляетесь гулять. Можно идти впереди крохи и побуждать его, толкая перед собой каталку, двигаться за вами. Идите за крохой следом, когда он тянет за собой машинку на веревке, и делайте вид, что хотите ее поймать.

Игра «Мыльные пузыри». На прогулке познакомьте кроху с мыльными пузырями. Сначала сами надувайте пузыри, обращая внимание малыша на то, как они парят в воздухе. Потом пусть ребенок попробует надуть мыльный пузырь самостоятельно, подражая вам. Во время этой игры малыш учится управлять своим дыханием, а это тренирует группу мышц, необходимых для становления речи.

Знакомство с понятиями. Во время прогулки можно с успехом провести развивающие занятия. Например, разучить с ребенком несколько понятий: «много-мало», «толстый-тонкий», «длинный-короткий», «высокий-низкий».

Для изучения понятий «много-мало» понадобится горсть камешков. Разложите камни на две кучки: в первую положите 2-3 камешка, во вторую - 10--12. Укажите, где камней много, а где мало. Используя понятия «много», «мало», попросите кроху показать самостоятельно, где сколько камней.

Понятия «высокий-низкий». Предложите ребенку посмотреть на вершину высокого дерева: «Вот какой высокий тополь!», а затем – низкого кустарника или молодого деревца: «Вот какое низкое деревце». Придерживая кроху, поставьте его на перекладины спортивной лестницы: сначала повыше («Как ты высоко забрался! Выше мамы!»), а затем на нижнюю ступеньку («Вот как ты низко спустился!»).

Чтобы изучить понятия «толстый-тонкий», «длинный-короткий», можно использовать сухие веточки деревьев разной длины и диаметра. Наглядно демонстрируя ребенку предмет, указывайте, под какое понятие он подходит. Пусть малыш зрительно сравнивает длину, толщину веточек.

Игра «Цветик-семицветик». На прогулке можно попутно изучать с малышом цвета. Обращайте внимание на наиболее ярко выраженные цветовые сочетания: яркий зеленый листок, голубое небо, красная куртка на проходящем мимо пешеходе, оранжевый зонт в руках у прохожего и т.д. Можно найти вокруг группу предметов, окрашенных в один цвет. Например, листочки с разных деревьев, трава, вывеска у магазина, резиновые сапожки на ногах ребенка – все имеет зеленый цвет. Обратите внимание крохи на этот факт. Пусть ребенок запоминает названия цветов, зрительно их соотносит, сравнивает. Пройдет еще немного времени, и кроха станет легко разбираться в цветах и их оттенках.

Игра «Камешки». Для игры понадобится несколько небольших камешков округлой формы. Положите их в одну кучку, например на скамейку. Покажите, как нужно разложить камешки в ряд, по одному схватывая их пальчиками. Пусть малыш попробует выложить камешками «дорожку» на скамейке. Эта игра способствует тренировке пальчиков, тонких и точных движений.

Рисуем на асфальте. Купите ребенку цветные мелки. Покажите, как нужно рисовать на асфальте. Пусть малыш, взяв мелок в ручку, попробует провести цветную линию. Если кроха затрудняется – помогите ему: вместе нарисуйте на асфальте линии, круги, овалы, квадраты, смешные рожицы.

Песочница. Игры с песком становятся все более осмысленными. Кроха теперь не просто разбрасывает песок вокруг, высыпает его из ведерка. Малыш легко научится набирать песок в совочек и держать так, чтобы он не просыпался, насыпать песок в ведерко, пересыпать из одной емкости в другую. Конечно, без помощи мамы не обойтись. Обучая малыша играм с песком, показывайте ему правильную последовательность действий, а затем просите повторить – сделать «как мама».

Правила безопасности

Гуляя с малышом, помните несколько важных правил:
1. Выберите хорошее место для прогулок: парк, аллею, двор возле дома, специальную детскую площадку. Остерегайтесь незнакомых, безлюдных мест.
2. Когда кроха начнет совершать свои первые шаги, выберите удобное для тренировки этого навыка место. Это должна быть ровная площадка, покрытая травой или усыпанная песком. Обследуйте территорию на наличие ям, канав, водосточных колодцев, открытых люков, торчащих камней.
3. Старайтесь не прогуливаться у дороги с автомобильным движением.
4. Не ходите на прогулку в парк, где выгуливают собак, где много бездомных животных.
5. Ни на минуту не оставляйте ребенка одного, без присмотра.

Интересует живая и неживая природа, свойства и качества предметов, явлений. Они любят все потрогать, увидеть и услышать. И все это им надо познать в движении, действии. Прогулка с детьми — это хорошая школа их развития. Ведь им нужно расширять круг общения. А на улице много людей, явлений живой и неживой природы. Поэтому старайтесь чаще гулять с Детьми, давайте простор их любознательности, поощряйте их активность и самостоятельность.

Пусть они узнают, что бывают облака, как белогривые лошадки, что у природы нет плохой погоды и кто оставил следы на снегу.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы опять идем гулять.

И листочки собирать.

Как дорогу перейти,

Мы хотим сейчас узнать.

Сколько в радуге цветов —

Это тоже надо знать.

Почему гроза гремит,

Ветер листья шевелит,

Почему зимою уж

Под сосною сладко спит.

Песочная кулинария

◈ Предложите сделать из песка вкусное печенье. Украсьте его камешками, листьями, ягодами. Устройте конкурс юного кулинара — кто лучше всех украсит, тот и выиграл. Не забудьте угостить «печеньем» кукол.

Шаловливые игрушки

◈ Если ребенок умеет считать, то пусть он считает до 20, а вы в это время спрячьте игрушку: за деревом, кустиком, скамейкой и т. д. Затем он должен ее найти. А вы можете подсказывать: «холодно», «теплее», «горячо». Можно подсказать, что игрушка находится за предметом, который начинается, например, на звук «П» (пень), или слева, справа от вас (от него).

◈ Затем пусть ребенок прячет, а вы ищите. Он тоже должен делать вам подсказки.

Листья жёлтые летят

◈ Нагребите на улице две-три кучи листьев, попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза и спрячьте в одну из куч игрушку. Ребенок может в это время считать: «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать». То-то будет весело ворошить все кучи листьев!

◈ Не забудьте потом поваляться на них, собрав их обратно в кучу. Походите, пошуршите листвой.

Снежная пирамида

◈ Зимой захватите на улицу лопатку и вырежьте из снега ровные «кирпичики». Если их поставить друг на друга, получится снежная пирамида. Вы можете сложить свою пирамиду, ребенок — свою. Чья пирамида будет выше и не упадет — тот и победил.

◈ Пофантазируйте, что еще можно сделать из «кирпичиков»? (Скамейку, крепость, прилавок и т. д.) Для крепости можно сделать флажок, к прилавку — пирожные из снега. Если это все обыграть, то увлекательная прогулка затянется надолго.

Песочный замок

◈ Летом предложите ребенку сделать замок из песка. Пусть он поможет вам. Постройку обыграйте. Используйте мелкие игрушки: животных и людей. В этом замке может жить принцесса со своими друзьями, животными и т. п. Возьмите на себя роль сказочника. Фантазируйте. Около замка можно сделать цветник: воткнуть в песок веточки, листики и цветы. Привлеките к игре других детей.

◈ А зимой сделайте замок, крепость из снега. Украсить постройки можно флажками, использовать солдатиков, машинки.

«А по небу прокатите нас…»

◈ Если на вашей даче есть зеленая лужайка, расстелите одеяло и, лежа на нем вместе с ребенком, пофантазируйте, на что похожи облака. Или выберите каждый по облаку и наблюдайте за тем, как оно меняет форму и становится другим: было похоже на мишку, теперь похоже на лодочку.

◈ Спойте песенку «Облака, белогривые лошадки...». А если вы захватили с собой бумагу и цветные карандаши — зарисуйте то, что видите. Вы художники-пейзажисты. Свои рисунки потом развешайте дома на стенах.

Палочкой начертим на песке

◈ Дети любят рисовать палочкой на песке, на снегу. Предложите им поучаствовать в конкурсе. Победителю — приз: листик или снежный колобок с глазками из ягод.

◈ Можно рисовать сразу вдвоем или втроем, заранее обговорив, кто за что отвечает. Получится панорамная картина.

◈ Или же рисуйте цветными мелками на асфальте.

Штампы

◈ Возьмите с собой на прогулку пластмассовые бутылки разного диаметра. На снегу или на песке из отпечатков дна могут получиться интересные рисунки — большой или маленький цветок, мозаичная дорожка, сказочная птица и т. д. Кто больше придумает рисунков, тот и победил.

◈ Можно поиграть в игру «Отпечаток» — угадывать, какая игрушка оставила след: мяч, лопатка, ведерко, формочки и т. д.

Снежная бабочка

◈ Все любят зимой поваляться на снегу! Разрешите ребенку лечь на снег и раздвинуть руки и ноги в стороны. Получится контур бабочки. Останется только дорисовать ей глазки и усики, и снежный рисунок готов. А как сделать контур цветка? (Сесть на снег и покрутиться вокруг себя, перебирая ногами.) Дерева? Колобка? Фантазируйте! Поощрите ребенка за его выдумку. Приз выберите сами.

Сыщики

◈ Следов на снегу много: следы собаки, кошки, взрослого человека, следы от лыж, санок, шин и т. д. На прогулке поиграйте в сыщиков. Можно даже взять с собой лупу. Кто больше заметит следов на снегу, тот и будет главным сыщиком. Подарите ему бинокль или фотоаппарат — настоящие или нет, решайте сами.

◈ А если следы перемешались, как узнать, чьи они? (Сначала по сугробу прошел человек, потом по его следам кто-то прошел на лыжах и т. д.) А можно по следам от лыж узнать, кто прошел — ребенок или взрослый? А если предложить ребенку «смазать» след своей ноги, тем самым увеличив его в размере, — это прошел снежный человек или дядя Степа?

Мозаика

◈ Собираясь на пляж, захватите с собой крупную мозаику: из нее можно делать интересные узоры на песке. Если ребенок затрудняется — помогите. Вручите ему «микрофон» — пусть даст своему узору название и расскажет о нем. Ведь он архитектор на открытии выставки!

Робот

◈ Предложите ребенку преобразиться в робота. Давайте ему несложные команды: три шага вперед, два вправо, шаг в сторону, присесть, встать. Сделайте несложное поручение, например, очистить скамейку от снега. Если робот ошибся — сбой в программе, то его надо чинить.

◈ Роботом можете стать и вы. А если ребенок даст вам команду «лежать»? У вас тоже может произойти сбой в программе!

Раз, два, три - беги

◈ Вы вышли на улицу, а там прохладно? Устройте соревнование, побегайте наперегонки до дерева, до забора и т. п. Начинать бежать можно только после слова «беги». Иначе придется стартовать снова.

◈ Устройте мини-эстафету: каждый участник должен добежать до своего предмета, взять его и бежать обратно до исходной линии. Кто прибежал первым — тот и победил.

◈ Усложните игру. Положите два предмета и предложите участникам перенести их по одному до исходной линии. А судья в это время пусть считает, например, до 20. Тому, кто успел, — медаль.

Раки-забияки

◈ Вспомните стихотворение «Тараканище». Предложите ребенку пятиться назад, как раки, не оборачиваясь и не натыкаясь на предметы; ходить, высоко поднимая ноги, как цапля; скакать, как лошадка; мчаться, как гепард; пройтись, как медведь; прыгать, как заяц, белка; ходить широким и мелким, приставным шагом (как по канату); делать подскоки; прыгать на месте и продвигаясь вперед на одной ноге; бегать боковым галопом; ходить с закрытыми глазами и т. д. А может, ребенок захочет бежать и рычать — все разрешается.

◈ Эти упражнения развивают координацию движений и воображение.

Куда иголка туда и нитка

◈ Ребенок ходит за вами, вы — иголка, он — нитка. Куда вы, туда и он. Старайтесь запутать его: петляйте, резко меняйте скорость, направление. Меняйтесь ролями. Можно петь песни: «Мы едем, едем, едем...», «Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекой...» и др.

◈ А зимой хорошо играть в игру «След в след». Ходите вокруг деревьев, скамеек. Тоже меняйтесь ролями.

Разные продукты

◈ Стоя рядом с продуктовым магазином, предложите ребенку угадать, что привезла продуктовая машина: овощи, хлебобулочные изделия, чистую воду и т. д. Спросите, как он догадался? Может, на машине есть реклама; может, он определил по упаковкам продуктов?

◈ Поиграйте в игру «Съедобные звуки»: вспоминайте молочные продукты, которые начинаются или в названии которых есть, например, звук «М» (молоко, масло, сметана и т. д.).

Ушки на макушке

◈ Завяжите ребенку глаза и попросите называть звуки, которые он слышит (шум ветра, гудок сирены скорой помощи, щебетание птиц, скрип двери и т. д.). Чем больше он назовет, тем лучше.

◈ А как же соревнование? Теперь угадывайте вы и считайте количество жетонов, которые получает каждый участник за правильный ответ. У кого их больше, тот получает приз.

Быстроном

◈ Совершая покупки в магазине, попросите ребенка найти, где продаются те или иные товары: хлеб, молочные продукты и т. д. Спросите, как он нашел их. Дайте ему денег, и пусть он рассчитается в кассу за покупку, возьмет сдачу. Предоставьте ему возможность почувствовать себя взрослым.

Синоптики

◈ Вынесите на улицу вертушку, палочку-шуршалочку, пустой целлофановый пакет, календарь природы, где у вас схематически изображены различные атмосферные явления. Поиграйте в синоптиков. Выясните, какая сегодня погода: пасмурная, ветреная, солнечная, с осадками и т. д. Предложите выбрать из схем погоды нужные. Определите, есть ли ветер, какой силы, в какую сторону дует. А помогут вам в этом вертушка, палочка-шурчалочка, деревья, трава, одежда людей и т. д.

◈ Спросите у «синоптика», во что он может посоветовать играть детям в солнечную, пасмурную, дождливую погоду? (Пускать солнечных зайчиков, бегать под зонтиком, рассматривать снежинки на темной ткани и т. д.) Когда лучше выносить цветные ленточки — в ветреную погоду или в затишье? А когда вынести фонарик? Пусть ребенок подбирает свои примеры. Поощрите его сюрпризом.

«Красный цвет-прохода нет»

◈ Сходите с ребенком к перекрестку, понаблюдайте за работой светофора. Отметьте, все ли соблюдают правила дорожного движения, посчитайте нарушения, если они есть. Вспомните стихи:

Красный цвет — прохода нет.

Желтый цвет — предупреждение.

А зеленый говорит:

«Проходи, проход открыт».

◈ Понаблюдайте за движением машин на дороге — одностороннее оно или двустороннее, во сколько рядов едут машины? Какие машины нужно пропускать? (Скорую помощь, пожарную машину, машину ГАИ, службу спасения.)

◈ Чего больше — легковых машин, автобусов или микроавтобусов? Как ведут себя люди на остановке — стоят ли в очередь, ожидая транспорт? Попросите ребенка рассказать о тех дорожных знаках, которые ему уже известны, объясните значение новых.

◈ Поиграйте в игру «Угадай-ка»: кто едет в машине скорой помощи, в пожарной машине (врач, пожарник).

Красный, желтый, голубой

◈ Когда идете по улице, попросите ребенка называть предметы определенного цвета. Или он называет, например, предметы красного цвета, а вы синего. Кто больше заметит, тот и победил. Но время от времени поддавайтесь ему.

Звучалочки

◈ По дороге в детский сад, магазин внимательно смотрите по сторонам и называйте слова, которые начинаются, например, на звук «К» — коньки, клюшка, клен и т. д. Помогайте ребенку, но если он не хочет, чтобы ему помогали, не надо. Ошибся — отнимается очко. Кто больше назовет, тот и победил. А приз лежит в пакете сюрпризов, который у вас всегда под рукой.

Математические загадки

◈ На прогулке считайте все подряд. Чего больше — больших домов или маленьких, тополей или берез, детей или взрослых, высоких или низких деревьев, скамеек или песочниц, старых или новых домов?

«Подвижные игры на прогулке»

Введение

Подвижные игры – источник радостных эмоций, одно из лучших средств научить ребенка общаться с взрослыми и другими детьми. Проведение подвижных игр и упражнений на прогулке повышает двигательную активность детей, способствует улучшению здоровья. Стремиться нужно к тому, чтобы все дети принимали в них участие. Подготовка к проведению подвижных игр несложна. Выходя на прогулку, дети выносят нужный инвентарь: мячи, кубики, скакалки, обручи и т.д. В теплый период года игры и упражнения можно проводить как в начале прогулки, так и в конце. В холодный – в конце прогулки, с тем, чтобы после игр разгоряченные дети сразу уходили в помещение. При большой активности детей в игре можно несколько удлинить перерывы между повторениями, обсудив в это время действия детей и допущенные ими ошибки. В сырую и ветреную погоду нужно увеличить активность детей, выбрав для игры большую по размерам площадку, сокращая время между повторениями.

Радостная и непринужденная обстановка во время проведения подвижных игр на прогулке должна создаваться подбором интересного сюжета игры и использованием методических приемов руководства двигательной активностью. Как и в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременное переключение дошкольников с одного вида занятий на другой при рациональном сочетании их по степени подвижности. Поэтому очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, и каждый ребенок находился в поле его зрения.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

«Прогулка по древнему лесу»

Дети любят истории о динозаврах, которые жили на Земле миллион лет назад. Попробуйте эти истории оживить вместе с нашими упражнениями. Расскажите, что такие упражнения появились давным-давно, когда в древнем лесу бегали, прыгали, приседали, вертели головой, лазали по горам разные динозавры. Поэтому такие упражнения и игры помогали избегать врагов и опасностей.

Предлагаемые упражнения развивают воображение, фантазию, двигательный опыт детей, развиваются ловкость, выносливость; формируется самостоятельность, активность

Упражнение 1. «Прогулка по лесу».

Представь, что ты шагаешь не по участку детского сада, а по древнему лесу с огромными и удивительными растениями. У них огромные корни, поэтому ноги лучше поднимать повыше. (Ходьба на месте).

Упражнение №.2. «Посмотри по сторонам».

Опасностей вокруг немало, поэтому нужно быть начеку. Справа слышен какой-то свист. Придется повернуть голову направо. А теперь слышишь - хрустнула ветка слева. Посмотри туда. Не забудь посмотреть на небо, и, конечно же, под ноги. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз. 3-4 раза)

Упражнение № 3. «Собери орехи».

О, тебе повезло. Ты нашел ореховые заросли! Можно позавтракать, но, чтобы собрать орехи для еды, придется наклоняться, нужно собрать побольше орехов, чтобы подкрепиться, как следует. (Наклоны вниз. 5-6 раз)

Упражнение № 4 «Сорви яблоки».

Пойдем дальше. И снова удача – на твоем пути огромная яблоня. Яблоки поспели, они очень вкусные. Но чтобы их достать, придется подтянуться вверх. Яблок нужно нарвать побольше! (Подняться на носочки и, подняв руки, потянуться вверх, как можно выше. Руки расслабить и опустить вниз)

5-6 раз.

Упражнение № 5. «Отмахиваемся от жуков»

Вот неудача! На тебя налетела целая стая жуков, придется отмахиваться руками – лапами. (Вращение руками вперед – назад. 4 раза в каждую сторону).

Упражнение № 6. «Перепрыгни через ручей».

Наконец-то удалось отбиться от жуков и можно идти дальше. Но теперь на нашем пути оказался извилистый ручей. Придется попрыгать. (Роль ручья сыграет скакалка. Прыжки через скакалку двумя ногами вместе, вперед и назад. 3-4 раза).

Упражнение № 7 «Не раздави ежа».

Через ручей ты перешел, но, кажется, ты забрел в жилище ежиков. Придется попрыгать снова, чтобы не наступить на животное. Ведь это очень неприятно, да и ежиков жалко. (Прыжки на месте, чередуя ноги вместе – ноги врозь. 8 раз).

Упражнение № 8. «Прячемся от врагов».

Ой-ой-ой! Скорее за камень! Слышен страшный топот. Это бежит тираннозавр, за ним еще один, да это же целое стадо тираннозавров. Придется прятаться за камнем. Посмотрим, может пробежали. Нет, вот еще один. Придется снова присесть за камень. И еще раз, на всякий случай, вдруг не все пробежали. (Роль камня исполняет пенек, может быть даже воображаемый пенек.) Повторить 6-8 раз.

Упражнение № 9 «Проползи через нору».

Идти по этой тропинке становится опасно. Придется возвращаться домой по норе. Ползти по ней не очень приятно, но что делать. Еще немного и ты выберешься. (Проползти через дуги. Туда и обратно. 2 раза)

Упражнение №10 «Идем через ущелье».

Ну, вот и выбрались из норы. Уже скоро доберемся до места. Нужно только перейти через ущелье. Это можно сделать по бревну. (Бревно можно заменить скакалкой. Пройти туда и обратно)

Упражнение № 11. «Спускаемся в пещеру»

Мы почти добрались до своей пещеры. Нужно только спуститься вниз с горы. Но делать это нужно осторожно, чтобы не случилось обвала. (Носок – пятка- носок. Встать на цыпочки, перекат на пятки. С помощью рук поддерживать равновесие. 5- 6 раз).

Сюжетные подвижные игры

«Ау, ау!»

Цель: развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.

Ход игры: ребенок прячется, и время от времени говорит: «Ау, ау», а другой ребенок его ищет. Взрослый читает стихи:

«Я скажу тебе «Ау»,

Угадай, где я стою?

Ты найди меня, найди

Здесь я, где-то на пути!

Где я, где – реши скорей:

Иль левее, иль правей!

Повнимательнее будь,

Все облазить не забудь!»

(А. Ануфриева)

«Наседка и цыплята»

Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты.

Ход игры: Дети стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен «курятник», где помещаются «цыплята» (дети) с «наседкой». Сбоку в стороне находится «большая птица» (один из малышей). «Наседка» покидает «курятник», подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят «ко-ко-ко», которые на ее зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке («клюют зернышки: наклоняются, приседают и т.д.) при словах взрослого: «Летит большая птица!», цыплята убегают домой. Из игры выбывают цыплята, пойманные «большой птицей».

«Чижик»

Цель: развитие навыков общения, умение подражать движениям, чувство ритма

Ход игры: Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В стороне стоит «чижик» (один из малышей). Дети вместе с взрослым поют и играют:

Мы откроем все окошки , Дети поднимают сцепленные руки -

Приготовим зерна, крошки, «окошки»

Ты к нам, чижик, прилетай,

С нами, чижик, поиграй!

Чижик к деткам прилетел, Чижик прилетает в круг, дети сыплют

Чижик песенку запел: воображаемые зерна, которые чижик клюет.

Клю-клю-клю, клю-клю-клю,

Очень крошечки люблю!

Чижик с детками все пляшет , Чижик пляшет в середине круга

Чижик крылышками машет, и дети подражают его движениям.

Веселятся детки с ним,

С птичкой чижиком своим.

Попрощаюсь с вами, детки, Чижик вылетает из круга, машет

Не хочу жить в вашей клетке . Ручкой, как бы прощаясь с детками.

Я в свой садик улечу, Они в ответ тоже машут ручками.

Я на ветке жить хочу!

( А.Ануфриева).

«Воробушки»

Цель: развитие быстроты, ловкости.

Ход игры: «Воробушки» - дети сидят в стороне поляны и «спят». Взрослый поет, а дети двигаются в такт песенки:

В гнезде воробушки живут «Воробушки» встают, машут

И утром все встают, «крылышками», чирикают

«Чирик-чик-чик

Чирик-чик-чик» -

Так весело поют.

Довольно в гнездышке сидеть, Вылетают на поляну, кружатся,

Пора на солнышко лететь. «чирикают»

«Чирик-чик-чик,

Чирик-чик, чик» -

И крылышки согреть

Вот возле домика есть сад, Летят на другой конец поляны. Садятся

Летите крошечки искать, на корточки.

«Чирик-чик-чик,

Чирик-чик, чик»-

И крошечки искать

Будь осторожен, воробей, Появляется кошка (взрослый).

Крадется кошка из дверей, Воробушки вскакивают и прячутся в

«Чирик-чик-чик, «гнезде». «Кошка» за ними гонится.

Чирик-чик, чик»-

Все в гнездышки скорей!

(А.Ануфриева)

Основное движение – бег.

«Лови меня»

Цель: Развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Взрослый, убегая от ребенка, предлагает поймать его. Ребенок пытается догнать взрослого, а тот убегает. После того, как ребенок поймет смысл игры, он убегает от взрослого, а тот становится водящим. Игра повторяется несколько раз, чередуясь с отдыхом.

«Догони мяч»

Цель: развитие ловкости, инициативы, дисциплинированности, терпения, тренировка зрения и слуха.

Ход игры : Ребенок стоит рядом с взрослым, который держит корзину с мячами. Взрослый бросает мячи из корзины подальше от ребенка. После его команды: «Догони мяч» - ребенок бежит за мячом, подбирает его и снова кладет в корзину. Так он собирает все остальные мячи. В то время, когда ребенок бежит за мячом, взрослый ритмично читает стихотворение.

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал,

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

(С.Маршак)

«Походи и побегай»

Цель: обучение бегу в разном темпе, развитие чувство ритма.

Ход игры : Взрослый показывает самолетик и спрашивает:

Что это?

Самолет

Что он делает?

Летает

Где летает?

Высоко в небе

Затем читает стихотворение Н.Найденова «Самолет»

Самолет летит,

Самолет гудит: «У-У-У-У!»

Я лечу в Москву!

Командир – пилот

Самолет ведет: «У-У-У-У!»

Я лечу в Москву!

Взрослый пускает бумажные самолетики, которые дети ловят и приносят взрослому. Затем взрослый предлагает детям самим полетать по поляне.

Сначала дети заводят мотор, двигаются не очень быстро, повторяя: «жу-жу-жу-летим». Взрослый машет флажком, дети разводят руки в стороны (на высоту плеч) и переходят с ходьбы на бег. Некоторое время они свободно бегают по поляне, повторяя: «у-у-у-у», затем мотор выключается, дети произносят: «ш-ш-ш-ш» и присаживаются на корточки.

«Быстрее - медленнее»

Цель: развитие чувство ритма, формирование умения двигаться в разном темпе.

Ход игры : Малыши сидят на скамейке, взрослый показывает им игрушечный грузовик, рассказывает о нем и задает детям вопросы: «Какой он?», «Где колеса?», «Где кузов?», «Где кабина?», «Что возит грузовик?» и т.д.

Ребенку дают игрушечный руль, объясняют, что он будет шофером и поведет свой грузовик сначала медленно, потом быстрее. Во время езды нельзя ни на что натыкаться, надо внимательно смотреть вперед и по сторонам.

Взрослый звонит в колокольчик, ребенок встает, держа руль, медленно ездит по поляне. Услышав другой сигнал («би-би»), ребенок переходит на бег, (машина едет быстрее)

Во время игры взрослый следит, чтобы ребенок не горбился, держал спину и голову прямо, обращал внимание не только на руль, но и на то, что находится вокруг него.

По сигналу колокольчика ребенок замедляет бег и переходит на ходьбу. Некоторое время он свободно ходит по поляне, затем отдает руль взрослому.

«Спящая лиса»

Цель: развитие координации движений, ловкости, внимания.

Ход игры : Дети выбирают лису. Она уходит в угол площадки (нору) и крепко засыпает (закрывает глаза). На противоположной стороне площадки, за чертой – дом зайцев. Они резвятся на площадке, бегая в разных направлениях. Через некоторое время воспитатель говорит: «Лиса проснулась!». Все дети, спасаясь от лисы, бегут в свой дом. Лиса догоняет их, стараясь дотронуться рукой. Пойманных, лиса отводит в нору. Когда в норе окажется 2-3 ребенка, выбирается новая лиса. В конце игры воспитатель отмечает самую ловкую лису.

«Птички и кошка»

Цель : развитие внимания, быстроты реакции.

Ход игры: воспитатель выкладывает из скакалок большой круг. В центр круга встает водящий – кошка. Остальные дети располагаются за кругом. Они – птички. Кошка засыпает (закрывает глаза), птички по сигналу воспитателя впрыгивают в круг, летают там, присаживаются, клюют зерна. После слов воспитателя: «Кошка проснулась» - птицы убегают за круг, а кошка ловит их. Пойманных птичек кошка отводит в центр круга. Воспитатель подсчитывает их. Игра повторяется с другой кошкой.

«Успей выбежать из круга»

Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, внимательности.

Ход игры: на площадке выкладывают шнуром большой круг. Воспитатель встает в центр круга, дети – за кругом по одну сторону. По сигналу они перебегают на другую сторону круга, стараясь как можно быстрее выбежать из него. Воспитатель ловит тех, кто не успел это сделать. Игра продолжается несколько раз.

«Лошадки»

Цель: развитие гибкости, ловкости, внимания, координации движения.

Ход игры : дети распределяются на пары по своему желанию: Один – кучер, другой – лошадка. Кучер запрягает лошадку – надевает вожжи (скакалку).По команде воспитателя лошадки едут по площадке, объезжают препятствия (кубики, бревна, пеньки и т.д., стараясь не задеть их и друг друга. По сигналу воспитателя дети меняются ролями.

Основное движение – прыжки

«Подпрыгни до ладошки»

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, формирование правильной осанки.

Ход игры : Взрослый подзывает ребенка, протягивает руку над его головой и предлагает ему дотянуться до своей ладони рукой, а затем подпрыгнуть повыше, так, чтобы дотронуться до ладони головой. Руку взрослый держит на небольшом расстоянии от головы ребенка.

Затем взрослый предлагает ребенку подпрыгнуть и достать рукой игрушку или колокольчик (бубен), который взрослый держит на небольшом расстоянии.

«Попрыгай на носочках»

Цель: обучение прыжкам, развитие чувства ритма, умение двигаться в такт словам.

Ход игры : взрослый держит ребенка за руку, постукивает в бубен и читает стихотворение Ю.Тувима «Скакалка»:

Наша козочка скакала

Да и ноженьку сломала.

Правда!

Но скажу тебе по чести -

Ведь сидеть нельзя на месте

Правда?

Это всем давно известно -

Без игры неинтересно,

Трудно!

Наша козочка поплачет,

А поправится – заскачет,

Чудно!

Ребенок вместе с взрослым в это время подпрыгивает на месте, а когда стихотворение заканчивается, продолжают говорить: «Чудно, чудно, чудно!». Взрослый и ребенок, держась за руки, кружатся до тех пор, пока не прозвучит удар бубна. Малыш прыгает на месте, приговаривая: «Козочка, прыг-скок!», и приседает на корточки. Игра повторяется несколько раз.

«Воробушки»

Цель: формирование умения подпрыгивать, улучшение координации движений, развитие вестибулярного аппарата, укрепление мышц стоп.

Ход игры: Ребенок - «воробушек» сидит на пенечке в «гнездышке» и спит. Взрослый говорит:

В гнезде воробушки живут

И дружно утром все встают.

Ребенок открывает глаза, громко поет: «Чирик-чик-чик. Чирик-чик-чик»

Во время пения ребенок встает с пенечка, прыгает на месте на обеих ногах и с места вперед и назад. Взрослый вначале держит ребенка под мышки, а потом за плечи лицом к себе. Освоив этот способ, взрослый держит ребенка только за руку и прыгает вместе с ним.

«Мяч»

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции и движений, формирование правильной осанки

Ход игры: ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив на его голову ладонь, приговаривает:

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо мне с ним играть!

(С.Вышеславцева)

После этого «мячик» убегает, а взрослый его ловит.

Игры с мячом

Цель: развитие ловкости, умения ловить мяч.

Ход игры: ребенок сидит. Взрослый, отходя от ребенка, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Ребенок ловит мяч.

«Кидаем мячики»

Цель: приобретение навыка бросания мяча, развитие ловкости, координации движений, умения различать цвета и величину предмета

Ход игры : на земле лежат разные мячи. Ребенок и взрослый стоят рядом. Взрослый показывает, как надо кидать вдаль средние мячи обеими руками, а маленькие мячи – одной рукой (то правой, то левой)

Взрослый называет цвет и размер мячей, ребенок повторяет и кидает мячи так, как ему показывает взрослый.

«Кто попадет»

Цель: тренировка меткости, ловкости, развитие координации движений, умения играть в мяч.

Ход игры: по просьбе взрослого ребенок подходит к корзине на расстоянии около 50 см (взрослый показывает ребенку, где нужно остановиться). Ребенок берет у взрослого мячик и захватом сверху бросает его в корзину попеременно то правой, то левой рукой.

«Беги, лови»

Цель: развитие ловкости, быстроты движений

Ход игры: взрослый с большим, красивым мячом стоит перед ребенком на расстоянии 1,5 – 2 метра. Подбрасывая мяч вверх и ловя его, взрослый отступает на несколько шагов, приговаривает: «Бросаю раз, бросаю два, бросаю три – беги, лови!» Ребенок бежит и старается поймать мяч, но взрослый сам ловит мяч и говорит: «Не поймал – беги обратно». Ребенок возвращается на свое место. Игра повторяется 2-3 раза, после чего взрослый дает ребенку возможность поймать мяч.

«Мяч с горки»

Цель: тренировка разнообразных движений, формирование правильной осанки, развитие ловкости и быстроты.

Ход игры:

Ребенок стоит лицом к взрослому, который строит «горку»: на пенек кладет одним концом доску. Ребенок подходит к горке, скатывает с нее мяч и бежит, догоняя ее. Затем приносит мяч на место, и игра начинается сначала.

«Мяч в ворота»

Цель: тренировка точности движений, глазомера.

Ход игры : взрослый расставляет кубики на расстоянии друг от друга и кладет на них рейку. Получается несколько ворот. Перед воротами на расстоянии 1,5 м от них лежит мяч. Ребенок берет мяч, катит в ворота и бежит за ним. Пройдя ворота на четвереньках, ребенок выпрямляется, догоняет мяч, и, положив его на прежнее место, садится отдыхать, дожидаясь своей очереди.

«Прокати мяч ко мне»

Цель : развитие ловкости, координации движений

Ход игры : ребенок сидит на корточках перед взрослым, который катит мяч к ребенку, приговаривая:

Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, не прячь!

Ребенок катит мяч обратно взрослому, а взрослый ударяет мячом о пол, говоря:

Мячик, прыгай, не спеши

И детишек посмеши!

Ребенок прыгает в такт с мячом. Взрослый катит мяч ребенку, который должен убежать от мяча и сесть на свое место.

Игры-пляски

По своему характеру – это игры забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребности малышей в движении и в образном, поэтическом слове.

Сочетание движений с песней помогает ребенку понять содержание игры, что в свою очередь, облегчает выполнение действий. Все движения, используемые в плясках, знакомы малышам (ходьба, бег, прыжки, повороты), но здесь они связаны между собой и сопровождаются мелодией.

Движения хороводных игр пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и мелодии. Они будят воображение ребенка, развивают музыкальные способности и художественный вкус.

«Мы в кружочек встали»

Цель : усвоение простых танцевальных движений, резвости, чувство ритма.

Ход игры: Взрослый поет, а дети, стоя в круге, повторяют движения, о которых говорится в песенке:

Мы в кружочек встали, Дети выставляют вперед то одну,

С тетей мы плясали , то другую ногу.

Мы плясали, мы плясали,

Ножки выставляли,

Ножки выставляли!

Хлопали в ладошки, Хлопают в ладошки

Хлопали немножко!

Мы плясали, мы плясали,

Ножки выставляли, Выставляют ножки

Ножки выставляли!

Над головкой тоже Хлопают в ладоши над головой

Хлопали в ладоши.

Мы плясали, мы плясали,

Ножки выставляли ! Выставляют ножки

Ножки выставляли!

Ручки поднимали, Поднимают ручки и машут

Тете помахали.

Мы плясали, мы плясали,

Ножки выставляли!

Ножки выставляли! Выставляют ножки

(А.Ануфриева)

Не следует петь быстро, так как дети могут не успеть выполнить необходимые движения.

«Дождик»

Цель: обучение выполнению движений в соответствии со словами песенки.

Ход игры: Дети сидят на скамейке, взрослый говорит:

Дождик, дождик, ты не лей,

Наших деток пожалей:

Сидят дома деточки,

Словно птицы в клеточке.

Дети кладут ладошки под щеку.

Солнышко, солнышко,

Посвети немножечко!

Выйдут детки погулять,

Станут бегать и играть!

(Русская песенка)

Дети встают на ноги, хлопают в ладоши, играют.

«Ножки и ладошки»

Цель: усвоение танцевальных движений, развитие чувство ритма

Ход игры: дети подражают действиям взрослого

Как у наших ребят Бег на месте, руки на поясе

Ножки весело стучат!

Наш народ удаленький,

Хоть и очень маленький!

Лишь устанут ножки, Дети стоят на месте и хлопают в ладоши

Хлопаем в ладошки,

В ладошки-ладошечки

Веселые хлопошечки!

А как пустимся бежать, Дети бегут по площадке за взрослыми

Никому нас не догнать!

Мы народ удаленький,

Хоть и очень маленький!

А теперь вприсядочку Полуприседания на месте, руки на поясе

С нашей тетей рядышком,

Книзу, кверху, раз и два -

Вот как пляшет детвора.

«Музыканты»

Цель: знакомство с музыкальными инструментами, расширение словарного запаса.

Ход игры: дети стоят кругом, не держась за руки. В центре круга пенек, около которого стоит малыш и играет на «воображаемом» инструменте. При исполнении третьего куплета ребенок садится. Остальные дети пляшут, повторяя движения взрослого.

Наш Сереженька дружок Дети хлопают в ладоши

На дуде играет.

Встали детки все в кружок, Выставляют по очереди ножки, руки на пояс

Ножки выставляют.

Ля-ля-ля…

Балалайку взял малыш, Дети хлопают в ладоши

Весело играет.

Все ребята заплясали , Полуприседают на месте, руки на поясе

Дружно приседают.

Ля-ля-ля…

Сел Сереженька на стул, Дети хлопают в ладоши

Играет на гармошке.

Эй, ребята, поскорей Кружатся, подняв одну руку вверх, а другая на поясе

Покружимся веселей!

Ля-ля-ля…

(А.Ануфриева)

«Игра с бубном»

Цель: развитие слуха, чувство ритма, умения двигаться под музыку.

Ход игры: дети сидят на скамейке, а рядом лежит бубен. Взрослый поет:

Вышел Петя вперед,

Петя бубен берет,

Будет Петя играть,

Будет Оленька плясать!

Ля-ля-ля…

(А.Ануфриева)

Выходит названный ребенок, берет бубен, ударяет по нему, а другой ребенок пляшет.

Заключение

Подвижная игра – собирательное понятие. Оно охватывает представление о многочисленных разнообразных играх, построенных на движениях.

Необходимо помнить, что игра для дошкольников становится потребностью, когда в ней отражается близкая ребенку действительность. Каждая подвижная игра должна способствовать не только совершенствованию определенных движений, но и воспитанию личностных качеств дошкольников.

Стимулировать двигательную активность детей в играх целесообразно с помощью игрушек, спортивного инвентаря, окружающей действительности (цветы, деревья, растения, животные). Целесообразно создавать предварительную эмоциональную заинтересованность, но делать это надо умело, осторожно, так, чтобы дети охотно соглашались с воспитателем.

Литература

    Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] / Э.Й. Адашкявичене – М.: Просвещение, 1992.- 159 с.

    Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.Н.Вавилова. - М.: Просвещение,1983.-144 с., ил.

    Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. [Текст] / Л.Д.Глазырина.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-144 с.

    Фролов, В.Г.Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: пособие для воспитателя. [Текст] / В.Г.Фролов. – М.:Просвещение,1986.- 159 с.

Подвижные игры

на свежем воздухе

Подборка игр для организации прогулки детей.

Подготовила:

Старший воспитатель Перякина О.В.

"ЗДРАВСТВУЙТЕ".
Все встают в круг лицом, плечом к плечу. Водящий идёт по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: "Здравствуйте!" Можно назвать ещё своё имя (это обговаривается в условиях игры). Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.
"СВЕТОФОР".
На площадке надо начертить две линии на расстоянии 5 - 6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно по середине спиной к играющим. Он называет какой-нибудь цвет. Если у играющих присутствует этот цвет в одежде, они беспрепятственно проходят мимо водящего. Если у игрока нет такого цвета, то водящий может осалить перебегающего игрока. Осаленный становится водящим.
"ЗАЯЦ БЕЗ ЛОГОВА".
Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это "домики зайца". Выбирают двое водящих - "заяц" и "охотник". "Заяц" должен убегать от "охотника", при этом он может спрятаться в домик, то есть встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится "зайцем" и убегает от "охотника". Если "охотник" осалит "зайца", то они меняются ролями.
"САНТИКИ-ФАНТИКИ ЛИМПОПО".
Играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит от круга на не большое расстояние. За это время играющие выбирают, кто будет "показывающим движения". Этот игрок должен будет показывать различные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притопывание ногой и т.д.) Все остальные игроки повторяют движения за ним. Задача водящего - определить, кто будет показывать движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры ребята хором произносят слова: "Сантики-фантики лим-по-по…". В незаметный для водящего момент показывающий меняет движение, все должны быстро тоже поменять движение, чтобы не дать водящему догадаться, кто ими руководит. Игра продолжается, пока показывающий не будет обнаружен.
"НЕВОД".
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя покидать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя "невод". Их задача - поймать как можно больше "плавающих рыб", то есть остальных игроков. Задача "рыб" - не попасться в "невод". Если рыбка не смогла увильнуть и оказалась в "неводе", то она присоединяется к водящим и сама становится частью "невода". "Рыбки" не имеют права рвать "невод", то есть расцеплять руки водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной "рыбкой".

"КАПКАНЫ".
Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их. Это капканы, они располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Все остальные берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По команде ведущего (хлопку, слову и т.д.) капканы "захлопываются", то есть, ребята, образующие капканы, опускают руки. Те играющие, которые попались в капканы, образуют пары и сами становятся "капканами". Победителем оказывается тот, кто не попадёт ни в один из капканов.
"ВОДЯНОЙ".
Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Играющие идут по кругу со словами:
"Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку
1, 2, 3".
Круг останавливается. "Водяной" указывает рукой на одного игрока и подходит к нему не раскрывая глаз. Его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются ролями, и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
"САЛКИ".
Выбирается один водящий, который должен догонять и осаливать игроков. Осаленный игрок тоже становится водящим, при этом он должен бегать и держаться одной рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Победителем становится тот, кого не поймали водящие игроки.
"ПОЙМАЙ ХВОСТ ДРАКОНА".
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - "голова", "последний - хвост" дракона. Голова должна дотронуться до него.
"ЖМУРКИ ".
Водящему закрывают глаза. Кто-то из участников крутит его на месте. При этом можно произнести скороговорку: - "На чём стоишь?" -"На мосту". - "Что ешь?". "Колбасу". - "Что пьёшь?". -"Квас". - "Ищи мышей, а не нас".
После этих слов дети разбегаются по комнате. "Жмурка" на ощупь должен отгадать, если кого-нибудь поймает.
"ЛИПУЧКА".
Участники игры бегают по команде взрослого. Двое водящих, держась за руки, пытаются поймать убегающих участников игры. При этом они приговаривают: "Я липучка - приставучка, я хочу тебя поймать!". Каждого пойманного участника "липучки" берут за руку, и он тоже вместе с ними становится водящим. Затем к ним присоединяется четвёртый игрок и т.д.
"КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК".
Дети встают друг за другом в шеренгу. Каждый участник держится за плечи впереди стоящего. В таком положении, "змейкой", они преодолевают различные препятствия, выполняют задания ведущего,
НАПРИМЕР:
- Перейти через кочку
- Пройти через бревно
- Перепрыгнуть через лужу
- Обогнуть " широкое озеро "
При выполнении заданий дети не должны отцепляться друг от друга.
"НАЙДИ ПЛАТОК".
Все участники встают в круг. Выбирается водящий, он становится в центре круга. Одному из играющих даётся в руки маленький платок. Он его передаёт другому, стоящему рядом, но так, чтобы не заметил водящий. У кого водящий заметит платок, тот и становится водящим.
"КОТ ИДЁТ".
Для игры очерчивается площадка, в углу которой отмечается "дом кота", а по сторонам - "норы мышек". Роль кота играет ведущий. Игра начинается с присказки, которую произносит воспитатель:
Мышки, мышки, выходите,
Поиграйте, попляшите,
Выходите поскорей,
Спит усатый кот-злодей!
"Мышки" вылезают из "норок", бегают, прыгают, повторяют хором слова:
Тра-та-та, тра-та-та
Нет усатого кота!
Но вот воспитатель подаёт сигнал: "Кот идёт!". Все мышки должны замереть и не двигаться. "Кот" обходит "мышей" и забирает к себе в дом тех, кто пошевелился. Смелые "мышки" за спиной кота могут шевелиться, но должны замереть, как только кот повернётся в их сторону. Воспитатель говорит: "Кот ушёл!" и мышки снова оживают.
"АЙСБЕРГИ".
Ведущий рисует на асфальте три круга разной величины (большой, средний, маленький) или раскладывает на полу ватманы, чтобы в них могли поместиться все участники игры. Все игроки свободно и хаотично движутся по площадке. По команде ведущего "Айсберги" все должны поместиться на выделенном пространстве. Кто заступает на край, тот выбывает из игры. Во время продолжения игры доступная площадь постепенно сокращается, в конце остаётся самый маленький круг.