Меню

Историческая справка бисероплетения. Бисер, история бисера, бисероплетение

Здоровье

ИЗ ИСТОРИИ БИСЕРА

Материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, тканых изделий, он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия.

Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный. И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера. Однако в этих целях находят применение и другие, самые разнообразные материалы: металл, фарфор, всевозможные пластмассы. Известно, что на Крайнем Севере, где бисерное рукоделие традиционно, до появления торгового бисера местные умельцы точили его из мамонтовой кости. В Китае бисер был фарфоровым.

Во многих странах издавна делали металлические . Например, на Декане (Индия) обнаружены медные бусы III-II тысячелетий до н. э. Широко распространены были бусы из драгоценных металлов (золота, серебра) в Африке, доколумбовой Америке, Индии. Например, в захоронении на «королевском холме» Мапунгубве (Зимбабве) обнаружены кости, пересыпанные двенадцатью тысячами золотых бусин. В Мексике золотые бусины были не только круглыми, но и фигурными — в форме зубов ягуара, например. В Индии золотые и серебряные бусы и бисер производят до сих пор. В Европе металлический бисер стал популярен в XIX столетни. Он получил название «стальных бриллиантов». Бисеринки воронили, золотили,полировали. Металлический бисер делали во Франции, Германии. Лучшим считался английский; в России широко использовался тульский. Существовал и собственно золотой бисер европейского производства — это недавно доказали ученые. С помощью рентгеноспектрального анализа исследовали бисеринку из вышивки XIX в. и установили, что она изготовлена из золота 56 пробы.

Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. Воображение рождало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусинки? В Туркмении появилась прекрасная и начальная легенда о драгоценном бисере: где-то в горах есть пещера — жилище дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточали их в ней. Прикованные к скале, красавицы вечно плачут, а слезы их превращаются в драгоценный бисер…

Так гласит легенда. Как же было на самом деле?

Начнем со стекла. Часто открытие секрета его производства приписывают финикийцам. Первым эту легенду записал Гай Плиний Старший, римский историк, живший в I в. п. э. Согласно ей, финикийские купцы, плывшие из Африки с грузом соды, на ночь пристали к берегу и принялись готовить ужин. Но камней поблизости не оказалось, и пришлось обложить костер кусками соды. Наутро в золе был обнаружен чудесный слиток, чистый и прозрачный, как морская вода, твердый, как камень.

Эту легенду повторяют до сих пор, хотя известно, что самое древнее производство стекла существовало в Египте. Египтяне первыми научились варить стекло. Самая древняя бусина диаметром около 9 мм из зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив.

Существовали и великолепные египетские бусы из фаянса. Однако египетский фаянс не имеет ничего общего с фаянсом современным, сырьем для которого служит глина. Для египетского фаянса в качестве сырья использовался толченый кварц. Его отформовывали и покрывали цветной поливой из стекловидной массы. По составу это было уже стекло, нос несколько иной технологией производства. Оно не было прозрачным, т. к. служило для имитации драгоценных н поделочных камней. Коричнево-красное, зеленое, синее стекло с успехом заменяло сердолик, бирюзу, лазурит. Красителями служили соединения меди, марганца, железа, свинца.

К XVI в. до и. э. стеклоделие в Египте достигло расцвета. Цветными фаянсовыми вставками инкрустировали стены, иолы, колонны, отделывали мебель и ларцы. Из стекла выполняли красочные мозаики и, конечно, различные украшения, вазы, флаконы, заупокойные статуэтки. В 1924 г. в Америке нашли стеклянную виноградную гроздь, ягоды которой были сделаны из стек-лянных бусин зеленого, синего и коричневого цвета (чтобы отобразить их различную степень зрелости).

Ассортимент египетских бус и бисера был весьма разнообразен: от мелких разноцветных до крупных и фигурных. По форме это могли быть цветы, шишечки, листья, стилизованные раковины (рис. 1). Очень хороши бусины в виде цветка с сердцевиной другого цвета (например, белая ромашка с красным сердечком). Изготавливали их особым способом: еще горячую бусину инкрустировали кусочками цветного стекла. Круглые бусины часто украшали белым орнаментом в виде точек, зигзагов, полос (рис. 2). (Позже бусы с белым орнаментом служили образцом для подражания мастерам Александрии в эпоху Римской империи, а затем венецианским стеклоделам.) Очень ценились бусы в виде глазков. Их носили как обереги от дурного глаза. Эта традиция жива и поныне на Ближнем Востоке и в Средней Азии.

Бисер и бусы из стекла использовал и как вспомогательный материал для создания украшений. После изобретения сетчатого низания стали изготовлять и самостоятельные произведения из бисера. В. Дудорева в своей книге «Бисер в ста-ринном рукоделии» упоминает одеяние в виде сетки из крупного голубого и зеленого бисера с вплетенными изображениями египетских богов. Подобные сетки использовали и в погребальных обрядах — ими покрывали умершего, само место захоронения осыпали бисером, а на шеи мумий священных крокодилов надевали ожерелья.

Египетские бисер и бусы были известны во многих странах. Их везли купцы через Массилию (Марсель), Ольвию (близ устьев Буга), Аквилею к варварам в страны Европы. Египтяне предпринимали торговые экспедиции к восточному побережью Африки, в легендарную страну Пунт. Среди товаров для туземцев были бисер и бусы.

В эпоху эллинизма центрами стеклоделия становятся Александрия и Рим. Римляне изобрели технику дутья. Стекло становится прозрачным. Около 200 г. до п. э. его начали прессовать в открытых формах. Из предмета роскоши стекло превращается в материал для изготовления домашней утвари.

Известна была и техника золочения стекла. Золотой листочек наклеивали на поверхность изделия, в случае необходимости вырезали из него нужный рисунок, а излишки золота удаляли. На тончайший золотой узор накладывали слой прозрачного стекла для закрепления. Плиний Старший писал, что дворец тирана Фермия был отделан такими золочеными стеклянными пластинками.

Римляне первыми вставили стекла в окна домов, правда, стекла эти были шероховатыми с одной стороны и рассеивали свет.

Римское стеклоделие дало начало средневековому искусству стекла. Секреты стеклоделия переняла Византия до сих пор пленяют глаз византийские мозаики из цветного стекла. Из Византии стекольное производство проникло в Венецию и на Русь.

КIX в. сложилось русское стеклоделие. Мастера делали мозаичные стекла, эмали (кстати, русские эмали в то время считались лучшими в мире и спрос на них был велик), кольца и браслеты, бусы. Вместе с тем наши предки ввозили бусы и из других стран. Арабский путешественник Ибн-Фадлан(Хв.)писал: «Самое лучшее из украшений у них (русов) — это зеленые бусы из той же керамики, которая находится на кораблях. Они (русы) заключают (торговые) контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают как ожерелья для своих жен». Русское производство стекла пришло в упадок во времена монголо-татарского ига.

Венеция же на долгие века стала европейским центром стеклоделия. Венецианский бисер расходился по всему миру. Его обменивали на золото, меха, экзотические редкости, рабов. Знаменитый купец Марко Поло был сыном известного бисерного мастера. В своих путешествиях он убедился в большом спросе на этот материал. Эти его впечатления дали новый толчок росту производства бисера. Позже еще один импульс дало стеклоделию открытие Америки, когда появился индейский рынок сбыта. Поставлялся бисер, без сомнения, и на итальянский рынок. По свидетельству путешественника Кеслера (первая половина XVII в.), генуэзские девушки для погребальных торжеств надевали головные уборы, низанные из черного шлифованного бисера разных сортов и форм. Бисер и стеклянные изделия стали главным предметом венецианской торговли, а значит, необходимо было сохранит!, монополию на их производство. Поэтому в 1275 г. правительство Венецианской республики запретило вывоз сырья, необработанного стекла и осколков.

Во избежание пожаров все стекольное производство с 1221 г. было перенесено на остров Мурано. Останавливаться там иностранцу было опасно, потому что стеклоделы часто промышляли разбоем. а правительство не решалось их преследовать за это. У стекольных мастеров была и еще одна важная привилегия: их дочерям разрешалось выходить замуж за патрициев, а их внуки уже считались патрициями. Многие государства Европы старались заполучить венецианские секреты и мастеров. Иногда это удавалось. Но кара за выдачу секретов производства стекла была жестокой. От вывезшего их требовали возвращения на родину, в противном случае арестовывали всех его родных. Если мастер упорствовал, его находили и убивали и только после этого освобождали родственников. К XVII в. переманивать стеклоделов стал о не нужно, т. к. в 1612 г. во Флоренции вышло сочинение Антонио Нери «Искусство стекла» с подробным технологическим руководством.

В XIV столетни производство «лесного» стекла сложилось в Богемии (Южная Чехия). Здесь вместо соды использовали древесную золу (отсюда и название — «лесное» стекло). Это стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света. Появились стекольные мастерские в Германии и Франции. Жестокая конкуренция вынуждала венецианских мастеров изобретать все новые приемы производства и создавать различные сорта бисера и бус. Однако разнообразие не спасло венецианское стеклоделие, и в XVIII столетии начался его упадок.

Как уже было сказано выше, производство стекла на Руси было прервано монголо-татарским нашествием. Это не значит, что оно вообще перестало существовать: кое-где сохранялись мелкие кустарные мастерские, однако высокая культура стеклоделия была утрачена. Возрождения пришлось ждать несколько столетий. В 1635 г. в селе Духанино был построен первый стекольный завод, в 1668 г. к нему добавился еще один — в Измайлово. В то время выпуск изделий из стекла считался престижным для каждого государства, поэтому росло количество заводов, повышался художественный уровень изделий. Но производство бисера и стекляруса связано только с одним предприятием — Усть-Рудицкой фабрикой, строительство которой началось в 1753 г. по инициативе М.В. Ломоносова. Великий русский ученый к этому времени провел множество опытов по варке цветного стекла и решил возродить мозаичное дело в России. Кроме того, он знал и об огромных средствах, уходивших из России в обмен на бисер и стеклярус.

Цветовая палитра стекол на фабрике Ломоносова была необычайно широка. Здесь же делали изумительной красоты мозаичные картины, выпускали бисер, стеклярус, бусы, имитации драгоценных камней, всевозможные галантерейные вещицы. Стекло и изделия из него были высочайшего качества. Бисер и стеклярус ни в чем не уступали венецианским и отличались богатейшей цветовой гаммой. Всего с 1755 по 1766 гг. было выпущено почти 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. Однако, учитывая огромные просторы России и большую популярность бисерных изделий, этого количества было недостаточно, поэтому ввоз бисера из-за границы не прекратился. После смерти Ломоносова производство в Усть-Рудице постепенно пришло в упадок и вскоре прекратилось совсем.

В наши дни основную массу бисера везут из Чехии, Тайваня. Индии. Чешский бисер отличается наиболее высоким качеством и разнообразием оттенков и форм.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА БИСЕРА

Технология изготовления бус и бисера в древнем мире была доведена до совершенства. Существовали различные способы и приемы производства всевозможных сортов бусин. Самые древние египетские бусы из фаянса (непроваренного стекла) формовали на нити, затем глазуровали и обжигали. Во время обжига нить выгорала, а отверстия сохранялись. Они во многих бусинах очень велики. По предположениям ученых, осью для таких бусин служила соломинка. Внутрь се вставляли металлическую проволоку, чтобы бусины не рассыпались во время обжига. Соломинка не давала бусинам прилипать к проволоке, а при обжиге сгорала. Осью могла служить и сама проволока.

Собственно стеклянные бусы могли изготавливать либо в специальных формах, либо отдельными бусинами (в этом случае отверстие проделывалось в каждой бусине отдельно), либо непрерывной цепью (для отверстий в форму помещали металлический стержень). Иногда перемычки между бусинами, отлитыми цепью, не рассекались. Стеклярус выполняли из обрезков стеклянной трубочки. Для этого из стекла вытягивал и трубочку, а потом ее рассекали. Бусы могли делать, скручивая стеклянную пластинку на оси и смыкая ее края. Существовал и другой способ: на керамическую или металлическую ось навивали длинный стеклянный жгутик (похожий на нить или более широкий, лентообразный), поверхность потом аккуратно заглаживали. Иногда применялось формование бусин из размягченной стеклянной капли. В этом случае отверстие проделывалось в каждой бусине. Для нанесения орнамента применяли инкрустацию стеклом другого цвета еще по горячему изделию. Гладкие бусины шлифовали с помощью абразива.

Более сложной была технология производства золоченых и посеребренных бусин. Зародился этот способ в Египте в IV в. до н. э. В таких бусинах слой золотой фольги (0,0001 мм) помещался между двумя слоями прозрачного бесцветного или светло-желтого стекла (рис. 3а). Он настолько тонок, что не поддается спектральному анализу. Поэтому ученые могут л ишь предполагать, что бусины содержат драгоценный металл. Изготовление таких бус требовало почти ювелирной работы. Занимались ею, возможно, златокузнецы.

В античное время такие бусы изготавливали двумя способами: на тонкую стеклянную трубочку с помощью растительного клея наклеивали золотую фольгу, затем нагревали до 600-800 С. При этом следили, чтобы стекло было легкоплавким, т. к. при более высокой температуре золото могло «сгореть». Затем на мягкое соединение с металлом наливали стекло так, чтобы оно покрывало заготовку слоем в 0,5-1 мм толщиной (так называемая кантарель). Чтобы сохранить отверстие, перед нагреванием внутрь стеклянной трубки вставляли проволоку. Форму золоченым бусинам иногда придавали в последний момент с помощью специальных формовочных щипцов. Таким образом получалась цепь бусин различной формы, которую затем рассекали на отдельные бусины.

Позже появился и другой способ изготовления таких бус. Они были полыми. На стеклянную трубочку-основу наносили серебряную фольгу, а затем вставляли заготовку в более широкую трубочку из прозрачного желтого стекла. Расстояние между трубочками составляло 1-2 мм. Скреплялись они между собой только возле отверстий (рис. 3б).

Ко времени расцвета бисерных рукоделий в Европе (в XVIII-XIX вв.) производство бисера становится механизированным, несколько изменяется тех пология. Стек ля н н ые заготовки в виде длинных трубочек на специальных станках режут на мелкие колечки и обрабатывают шлифо-вяльнойсмесыо(угольный порошок с глиной ил и известью). Когда отверстия в колечках заполняются смесью, барабан нагревают. Стекло размягчается, колечки оплывают, но в результате вращения приобретают округлую форму. Порошок не дает и м слипнуться, а отверстиям затечь. Затем бисер освобождают от шлифовальной смеси и для придания блеска полируют специальным порошком.

Что касается металлического бисера, то его штампуют, а потом покрывают амальгамой (это сплав свинца, олова и висмута со ртутью), оловом или позолотой.

БИСЕРНЫЕ РУКОДЕЛИЯ РАЗНЫХ НАРОДОВ

Несмотря на то. что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие. Знакомство, пусть даже поверхностное, с некоторыми особенностями иноземных рукоделий не просто интересно, но и полезно, ведь иногда вид экзотического убора рождает интересную идею, нетрадиционное решение.

К большинству африканских племен бисер попал с приходом европейцев. Поначалу цена его была очень высока — всего за несколько связок можно было купить раба. Неудивительно, что ценился новый материал очень дорого, ведь традиционные местные материалы-семена, ракушки, кости животных, скорлупа страусовых яиц, радужные крылышки жуков — не так красивы и удобны в работе, требуют дополнительной обработки.

Бисер и бусы у народов Африки используются очень широко как элементы костюма и его отделки, а иногда они составляют практически весь костюм. Например, женщины племени туркана носят расшитые бисером передники, а на шее огромные связки бус, из-под которых выпускается кусок шкуры антилопы, сплошь расшитый бисером и бусами. Общий вес такого костюма может достигать 8-10 кг (рис. 4).

Способы работы с бисером у африканских мастериц такие же, как и у европейских, однако изделия, созданные ими, имеют мировую славу благодаря национальному своеобразию. Необыкновенно красивые круглые воротники-ожерелья на жестком проволочном каркасе делают масаи (Кения). Можно надеть сразу несколько таких воротников — один поверх другого. В дополнение женщины-масаи украшают себя многочисленными бисерными браслетами и головными украшениями, причем каждому возрасту соответствует свой набор.

Любят и мужчины. Чаще всего это бисерные ожерелья с национальным орнаментом. Иногда бисерный убор может быть очень большим и сложным. Например, королевские музыканты барунди поверх туники из леопардовой шкуры надевают перекрещивающиеся на груди бисерные ленты все из белого и синего бисера, с узором в виде ромбов, зигзагов, треугольников (рис. 5).

Это всего лишь несколько примеров, показывающих, что традиционное искусство бисера в Африке переживает в настоящее время период расцвета.

Любовь индусов к украшениям удивительна и уходит корнями в глубокую древность. Об этом можно судить по древним росписям и скульптурам. Есть изображения, где на персонажах нет никакой одежды, кроме многочисленных украшений.

Украшения индийских женщин самые разнообразные: для прически, ушей и носа, рук и ног. Общий вес украшений, надеваемых по будням, может достигать 3 кг. Неудивительно, что индийские женщины так украшены, ведь преподносить жене украшения — религиозный долг мужа. Женщина же должна украшать себя в присутствии мужа, снимать часть украшений в его отсутствие и не носить их вовсе после смерти супруга. Одно из главных украшений — брачное ожерелье тали, или мангаль-сутра. В нем обязательно должны быть черные стеклянные или фаянсовые бусины и хотя бы одна золотая.

Вообще же бисер и бусы в Индии применяются очень широко, причем изготавливают их из различных материалов. Для украшений используются главным образом золото и серебро. Низки бус соединяют между собой детали сложных многоярусных украшений. Вытачивают бисер и бусы из раковин, натуральных камней и, конечно же, делают из стекла.

Стеклянные бисер и бусы в сочетании с другими материалами (например, кусочками слюды, зеркал, раковин) используют для вышивки. Существует и уникальная технология изготовления браслетов. инкрустированных бисером и бусами. Их делают из лака (это особая смола, выделения насекомых, ее собирают в лесу на ветвях деревьев). Мастера добавляют в лак красители, затем из полученной теплой массы раскатывают «колбаски», расплющивают их молотком на наковальне и формируют плоский браслет, иногда прямо на руке женщины. Пока лак теплый, в него вдавливают, создавая орнамент, бисер, бусины, кусочки зеркал.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Бисерное рукоделие индейцев и эскимосов Северной Америки имеет древние традиции. Как и у народов Русского Севера, у них была потребность в контрастном по цвету и фактуре материале для украшения одежды и предметов быта.

Одним из важнейших предметов для индейцев являлся вампум — бусы, пояса, украшения из раковинных бусин. Это был важный символ -полномочий посла, доверия, гарантии выполнения обязательств. В важных переговорах и обрядах передача вампума подчеркивала значительность события. Вампум являлся и средством запоминания — перебирая бусины, вспоминали произошедшие события (подобно чтению книг). Его наделяли и магической силой — он охранял владельца от злых духов. Белые торговцы оценили значение вампума для индейцев, и в страну хлынул поток привозных стеклянных бус и
бисера. Хотя для вампума стеклянные бусины использовались редко, однако в других видах рукоделия они применялись широко.

У микмаков и ирокезов белая бисерная вышивка напоминает кружево со всевозможными растительными мотивами, усиками и завитками. К середине XIX в. появилась рельефная вышивка и плотная цветная с полностью вышитым фоном. Некоторые племена центральных прерий заимствовали рисунки с восточно-азиатских ковров, завезенных белыми переселенцами. Появились и реалистические изображения человека и животных в вышивке по мотивам так называемых «бухгалтерских» рисунков (рис. 6).

Приемы вышивки индейцев напоминают европейские. Один из них — пришивание отдельных бусин. Существует шитье «в прикреп». При так называемом «ленивом стежке» одна и та же нить используется как для шитья, так и для нанизывания бусин, причем по несколько на один стежок. Параллельные стежки образуют полосы орнамента. В «стежке кроу (воронов)» (по имени племени, где он применялся) бисеринки «ленивого стежка» дополнительно закрепляют второй нитью.

Кроме вышивки, существует и ручное ткачество (без станка) с использованием шерстяных ниток и бисера. В тканых изделиях поверхность образована нитями, бисер же лишь составляет узор на их фоне. Так издавна украшали бисером воротники, ленты, пояса (рис.7). Некоторые племена подобным способом плели корзины, включая бисер в само плетение.

Из бисера делали украшения, декорировали им предметы быта — сумки, колчаны для стрел, детские колыбели, одежду. Бисерное рукоделие у коренных народов Северной Америки продолжает развиваться и сейчас.

Русское искусство работы с бисером тоже имеет давние традиции. Поначалу мастерицы использовали природные материалы, преимущественно жемчуг, который добывался в реках.
Жемчугом украшали оклады икон, одежду духовенства и знати, а также народный костюм. Особой роскошью отличалась отделка головных уборов. Часто вся поверхность сплошь зашивалась жемчугом, а сам убор дополнялся жемчужной сеткой (поднизью), прикрывавшей лоб.

Стечением времени добыча жемчуга в России сократилась, а материалов для отделки требовалось все больше. Поэтому на смену жемчугу пришли бисер и стеклярус. Само слово «бисер» тесно связано с жемчугом — до середины XVII в. так называли оба этих материала. Для длинных стеклянных трубочек существовало иное название — «одекуй» только с XVIII в. они стали называться стеклярусом. До XVIII столетня не было особой разницы между народным и светским рукоделием, но с появлением модных заграничных журналов она становится заметной. В народном рукоделии бисером украшали костюм, делали из него ожерелья, гайтаны, пояса и пр. В так называемом светском рукоделии область применения бисера была гораздо шире.

Я говорю «так называемом», потому что большая часть изделии была выполнена руками крепостных мастериц. Век расцвета бисерного рукоделия (XVIII-XIX вв.) не состоялся бы без достаточного количества бесплатной рабочей силы. Бисером вышивали обои (Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме), картины, обивку мебели. В Качановке, имении графа С. Тарановского, бисерными вышивками был обит гарнитур из красного дерева. Все вышивки выполняли крепостные мастерицы. Обучение их начиналось в 8-10 лет в известной высоким уровнем работ мастерской. Пройдя курс обучения, мастерица могла выполнять сложные работы и обучать других. Много изделий создавали в монастырях, причем они отличались особой аккуратностью.

Светские дамы выполняли в основном небольшие изящные вещицы, предназначавшиеся в подарок или для украшения дома, — картинки, кошельки, сумочки, чубуки для трубок, подстаканники и пр.

Работали с бисером в разнообразных техниках. Одной из самых распространенных была вышивка. В крестьянских нарядах и для украшения предметов культа чаще всего использовалось саженье, или шитье по «бели». На ткани прокладывали рисунок льняным или хлопчатобумажным шнуром — «белью», к нему пришивали жемчужины, предварительно нанизанные на нить. Каждая жемчужина пришивалась к шнуру поперечными стежками. С появлением в рукоделии бисера и стекляруса вышивальщицы применили старую технику к новым материалам.

В светском искусстве распространилось шитье «в прикреп». Прием берет свое начало в золотом шитье, когда нить закреплялась на ткани мелкими стежками шелковой или льняной нити. Основой для вышивки чаще всего служил холст, который могли дополнительно покрывать шелковой тканью, чтобы усилить игру света на бисеринках. Их нанизывали на нить в определенном порядке и пришивали другой нитью поперечными стежками через промежутки в несколько бисеринок. При шитье «в прикреп» можно было располагать низки (нанизанные бисерные нити), повторяя форму изображаемого, по кругу, по спирали, подчеркивая изгибы и углы рисунка. Можно было взять за основу вышивку крестом. В этом случае низки укладывали тесными параллельными рядами, прикрепляя стежками через одну-две бусинки, причем строго в перекрестье нитей утка и основы. Подобную вышивку можно было выполнить и пришивая каждую бисеринку отдельно.

Поверхность вышивки могла быть полностью покрыта бисером так, что создавалась иллюзия полностью стеклянной вещи.В сюжетных композициях с фигурами людей иногда лицо и руки дописывали масляными красками, а одежду вышивали. При выполнении очень мелких изделий на бархате, шелке вышивали лишь контур изображения.

В качестве основы для вышивки кроме тканей иногда использовали и другие материалы. Сохранились работы, выполненные по соломке. С 1830-х гг. использовалась и бумажная канва -тонкий картон с рядами мелких отверстий, невышитые участки (фон) подцвечивались акварельными красками.

Техника вязания была удобна для создания объемных изделий — кошельков, сумочек, чубуков для трубок, подстаканников, бисерными рядами надвязывали чулки. Вязали крючком и на спицах. На нитку заранее набирали ряд бисеринок по рисунку, а затем провязывали так, чтобы они оставались на лицевой стороне. Нитки с набранными бисеринками наматывали на бумажки, фигурные деревянные палочки, иногда в качестве основы клубка использовали круглую косточку из куриного горлышка, затянутую сплошь бисерным вязанием.

Способы вязания были достаточно просты: столбики без накида при вязании крючком и чулочная вязка — при вязании на спицах. Вязание крючком использовалось чаще, видимо потому, что оно достаточно плотное, хорошо сохраняет форму. При вязании на спицах получалась более эластичная сетка. Малейшая ошибка в наборе бисеринок на нитку могла погубить все изделие.

Применяли особые приемы для украшения вязаных изделий. Например, при вязании на лицевой стороне оставляли не одну, а несколько бисеринок. Получался выпуклый участок рисунка. Чередуя выпуклые и плоские участки, можно было создать рельефный орнамент. Таким же способом выполнялась и бахрома из бисера. Использовали и бисер различной величины, подчеркивая более крупным какие-то детали рисунка. Иногда гладкая вязаная поверхность украшалась одноцветным бисерным орнаментом. Можно было получить и ажурную бисерную сетку, используя воздушные петли.

Техника низания применялась для изготовления чехлов на шкатулки, подносики и др. Ткачество использовалось для создания поясов, витражей на подсвечники. Существовала и техника вдавливания бисера в воск. Мелкие его сорта наклеивали на бумагу, на веера и различные деревянные поделки. В конце XIX — начале XX вв. бисером и стеклярусом украшали дамские туалеты.

К сожалению, старинных изделий из бисера сохранилось не так уж много. Бисер — материал нетленный, но ветшает ткань- , рвутся нитки, любопытные внучки разрезают бабушкино рукоделие ради ярких бусинок. Кроме того, до начала XX в. бисер охотно скупали на переработку в эмалевые краски.

С отменой крепостного права начался упадок бисерного искусства в светском рукоделии. В народном же бисер продолжали использовать, но уже в конце XIX в. древнее искусство потребовалось возрождать. В 1891г. М.Ф. Якунчикова устроила рукодельную вышивально-ткацкую мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии. Ученицы мастерской занимались вышивкой помещичьего типа и низанием простейших изделий.

КРАЙНИЙ СЕВЕР И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ

Северные рукодельницы использовали два основных способа работы с бисером — низание и вышивка (чаще всего «в прикреп»).

Богатой бисерной вышивкой украшали свои изделия эвенки (тунгусы). В работе они использовали красный, желтый, зеленый, белый и черный бисер. Орнамент был в основном геометрический и состоял из полос, уголков, арочек и маленьких крестиков.

Вышитая эвенкийскими мастерицами одежда представляла собой произведение искусства, ее охотно покупали и другие народы Севера. Под верхней меховой шубой эвенки (тунгусы) носили кафтан из оленьей замши с бахромой из звериного волоса по подолу и рукавам. Грудь защищал от холода специальный нагрудник, богато расшитый бисером. В светлом обрамлении нагрудника оставляли темные «окошки», на которых помещались крестообразные вышитые бисером фигуры. Бисером расшивали и пояс, к которому подвешивали необходимые вещи: мужчины — трубку, огниво, кисет, нож, женщины — игольницу, наперсток, сумочку с нитками (оленьими сухожилиями). Вышивали по замше или сукну. Часто заранее заготавливали вышитую деталь, а потом вставляли ее в изделие. Например, в унты-торбаса из оленьих камусов вшивали по бокам бисерные вставки, соединяя их вышитой перемычкой, и полосу из вышитого бисером сукна или бархата поверху.

Любят бисерную вышивку эвены (ламуты) и долгане. Главные цвета — красный и синий. У долган кайма праздничных шуб-парок украшена вышивкой по сукну (бархату) или по гладкой коровьей (жеребячьей) шкуре. Бисером украшают головные уборы и оленью упряжь.

У нганасанов бисерная вышивка использовалась главным образом для украшения головных уборов. Это кожаные или металлические обруч и с завязками на затылке, украшенные полосой бисерной вышивки по красному сукну. С боков к металлическим кольцам привязывали длинные низки бус, которые спадали полукружиями на грудь и спину (рис. 8).

На европейской части Севера России славится саамская вышивка. Основой для нее служит сукно исключительно красного цвета (рис. 9). Используется бисер трех основных цветов — белого, гол убого и желтого, изредка синего, зеленого, перламутрового, но никогда — черного. Достаточно сложные геометрические орнаменты вышивали по счету. Бисер нанизывали на жилку и шили «в прикреп», пришивая каждую бисеринку к ткани.

В наши дни интерес к забытому искусству пробудился вновь. Существуют школы бисероплетения, появляются многочисленные кружки. Современные мастерицы придумывают новые приемы работы с этим материалом. В наш век стандартных изделии женщина, как и сто летия назад, хочет быть неповторимой. Украшения из бисера, затейливая вышивка — это то. что может выделить ее из толпы, придать некоторую изысканность ее наряду. Возможно, эта книга поможет освоить бисерное рукоделие и вы создадите то яркое и неповторимое изделие. которое вырвет вас из однообразия серых будней.

История бисероплетения насчитывает не одно тысячелетие. Это один из наиболее увлекательных видов рукоделия. Серьги, ожерелье, колье, браслеты из бисера, сделанные своими руками, - оригинальные, неповторимые украшения, отражающие характер, темперамент хозяйки. Ничто так не подчеркивает индивидуальность, как аксессуары хенд-мейд.

Бисер

Материал применяется для изготовления аксессуаров, украшений. Не одно столетие широкой популярностью пользуется вышивка из бисера. Виды декоративного материала:

  • парчовый;
  • обливной;
  • непрозрачный;
  • металлический;
  • клинский;
  • мраморный;
  • волокнистый;
  • стеклярус;
  • «хамелеон».

Существуют и другие классификации. Например, чешская. История бисероплетения начинается в Египте - родине стеклоделия, без которого этот вид рукоделия не получил был столь широкого распространения.

Древность

На территории современного Египта в XX веке археологи обнаружили фаянсовые украшения. Здесь были найдены разнообразные аксессуары и предметы быта, изготовленные по технологии, напоминающей современное бисероплетение. История стеклоделия начитывает около шести тысяч лет. Примерно такой же возраст имеет и материал, из которого сегодня рукодельницы по всему миры создают браслеты, серьги и ожерелья.

Первая машина для изготовления бисера появилась в середине XIX века. Декоративные элементы тут же понизились в цене. В 17-18 столетиях дамский туалет украшал стеклярус ручной работы - круглые прозрачные элементы, разрезанные вертикальным диском. Сегодня в изготовлении бисера используется вырубной пресс, напоминающий гильотину.

В Древнем Египте материал, отдаленно напоминающий стеклярус, назывался «бусра». В переводе на русский - «фальшивый жемчуг». В древности браслеты из бисера делали по весьма сложной технологии. Едва ли сегодняшним рукодельницам хватит терпения на обработку каждой бусины. Такая работа сродни ювелирной. В Древнем Египте бусины были простыми, бесцветными. Мастерам приходилось немало постараться, дабы придать изделиям блеск и роскошь.

Средние века

Возникновение бисероплетения исследователи связывают с древней египетской культурой. Но за пределами страны фараонов тоже имелись мастера, способные превращать мелкие стеклянные детали в удивительные по красоте аксессуары, посуду и картины. Технология бисероплетения была известна и римлянам. В Средневековье этот вид искусства получил развитие в Италии, Испании, Франции.

В XIII столетии столицей бисероплетения стала Венеция. В самом романтичном и таинственном европейском городе, который в то время был республикой, проживали лучшие мастера стекольного дела. Эстафету приняла Чехия. «Богемное стекло» - выражение, которое хотя бы раз в жизни слышал каждый человек.

В Чехии производили хрусталь, стекло, цветной бисер, стеклярус. Вплоть до начала XVIII века богемские мастера ревностно хранили секреты искусства изготовления декоративного материала. К середине XIX столетия их скрытность перестала интриговать зарубежных коллег: было изобретено особое оборудование, и это событие открыло новую страницу в истории бисероплетения.

Современность

Лучшие фирмы-производители бисера сегодня находятся в Японии. Современная технология основана на смешении песка, кальцинированной соды, известняка. В зависимости от пропорций и применяемого красителя получается тот или иной вид материала. При окрашивании используется металл.

В России

Первые стекольных дел мастера появились еще в раннем Средневековье. Украшения, вышивки из бисера популярность обрели в XVI столетии. Петр I пригласил в Россию известных немецких и голландских мастеров-стекольщиков. Своих же ремесленников он активно отправлял за границу, на обучение.

Ломоносов, будучи натурой скрупулезной и увлекающейся, основал лабораторию, в которой находилось несколько печей для создания изделий из стекла. Из материала изготавливали стеклярус, применяемый в декоративно-прикладном искусстве. Однако история бисероплетения на Руси началась задолго до рождения Ломоносова.

Основы

Простейшие уроки бисероплетения - с этого следует начинать обучение искусству создания авторских украшений и сувениров. Рукодельницы использует различные техники. Обычное нанизывание бисера на нить - самый простой прием. Заключается он в чередовании бисера в определенном порядке. Совершая незамысловатые действия, можно добиться оригинального узора.

Опытные мастерицы рекомендуют в начале своего творческого пути освоить технику «крестик», известную также под термином «монастырское плетение». Несложно сплести также цепочку «зигзаг». А вот объемное бисероплетение требует особой подготовки. Кроме того, эта технология представляет собой восточный вид рукоделия, и найти инструкцию еще несколько лет назад на русском языке было не так просто.

Простейший прием бисероплетения - низание. В чем он заключается, несложно догадаться. Бусины нанизываются на нить поочередно, никаких сложных манипуляций не производится. Такой способ используют дети при изготовлении незамысловатых браслетов. Другие приемы: продольное, поперечное, угловое, круговое низание.

Мозаичное низание

Эта техника имеет и другое название - peyote. Бисерины располагаются со смещением по отношению друг к другу. Это и создает эффект мозаичного изображения. Peyote - плотный тип плетения. Для выполнения правильного мозаичного плетения очень важно подобрать подходящий материал. Бисерины будут плотно прилегать друг другу, а потому должны быть одной величины.

Еще один метод плетения - цилиндричный, позволяющий создавать идеально ровную и относительно гладкую бисерную поверхность.

Изготовление объемных фигурок из бисера

Менее распространенный тип бисероплетения. Дело не в том, что он не пользуется популярностью у рукодельниц. Сегодня для многих этот тип рукоделия превратился из хобби в дополнительный или даже основной источник заработка. Техника объемного бисероплетения довольно сложна. А покупают сувениры, изготовленные таким образом, не столь активно, как, например, браслеты и серьги, на изготовление которых опытная мастерица может потратить всего несколько часов.

В последнее время издается немало книг по бисероплетению и прочим видам рукоделия. Отзывы о таких изданиях, как правило, положительные. Так, начинающие и опытные рукодельницы утверждают, что в «Волшебных фигурках и животных из бисера» представлены подробные инструкции, с помощью которых научиться технике вовсе не сложно.

Для изготовления фигурок используется латунная проволока диаметром 0,3 мм. Она прекрасно держит форму, значительно лучше, чем нейлоновая нить. Понадобится также вискозный шнур - для дополнительных элементов. Что еще пригодится? Маникюрные ножницы и маленькая отвертка.

Все фигурки животных выполняются по одному принципу. Ряды бисера укладываются сверху вниз так, чтобы получилось пластичное туловище. Затем проволока проводится по второму ряду, 2-й ее конец - через второй ряд с противоположного конца ряда. Концы проволоки следует плотно натянуть. Третий ряд нанизывается так же, как и второй. В остальном, если следовать схеме, можно довольно быстро научиться создавать фигурки животных из бисера. Замечательно смотрятся также цветы, выполненные по этой технологии.

Материалы и инструменты

Бисер разного цвета, размера и формы можно купить в любом магазине товаров для рукоделия. При покупке следует убедиться, что материал подходит для объемного бисероплетения. Для такой техники так же, как и для мозаики, понадобятся бусинки одной величины. Желательно подобрать несколько цветов.

Бисероплетение требует терпения. Впрочем, как и любой другой вид творчества. Начинать стоит не с создания объемных фигурок, а с изготовления изделий по самым простым схемам. Например, бус или браслетов. Узелковое плетение - все, что нужно усвоить для создания простых украшений. Принцип заключается в завязывании узла после каждой нанизанной бисерины.

В производстве используются машины для создания вышивки из бисера. Но ручная работа приносит удовольствие. Это неповторимый творческий процесс, результатом которого становится абсолютно уникальное изделие. Даже в том случае, если сделано оно по схеме из книги по бисероплетению. Стоит сказать, что многие мастерицы предпочитаются создавать свои, авторские схемы. Однако умение импровизировать приходит с опытом.

Элемент декора

Умение обращаться с бисером пригодится женщинам, которые любят вязать или шить. Небольшой аксессуар, сделанный своими руками, может прекрасно дополнить вещь. Бисероплетение стоит освоить. Это не только отдельный вид рукоделия, а и техника декорирования одежды.

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен.

Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.

Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии. из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка - такова география торговли стеклянными изделиями.

Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.


Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, - их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия - дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами. В своих «Мемуарах» Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в Мурано, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.


Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды - обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления работать с ним было труднее: богемское стекло, в отличие от венецианского, не поддавалось обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, принесших славу богемским мастерам, гранились также бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.


К XVIII веку Венеция уже не могла больше препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. Их открывали беглые мастера из Мурано. стеклоделы, купившие секреты технологии, и никакие меры борьбы с ними. включая заказные убийства, уже не могли остановить крушение монополии. Производство венецианского бисера постепенно приходило в упадок.

Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты - цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания - изготовление бисера.


По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, рукоделия, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом… В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом… и насыпаны стеклярусом по зеленой земле».

Стеклярус, модификацию бисера удлиненной цилиндрической формы, из (и брели во Франции. Он не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которо-му выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой видвышивания получил название шитья «вприкреп». Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получи-ли название «французские обои». Этими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.

Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник - сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный - поневный, состоящий из рубахи, поневы и «сороки». Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделя-лись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.


Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг при-возили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жем-чугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером (бисероплетение), применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.

С доисторических времен и до наших дней "бусины", вырезанные из камня или из костей и зубов животных, вызывали огромный интерес.

Около 6000 г. до н. э. в Сирии, Ливане и Турции зародились не только первые формы кустарного производства бусин, считавшихся амулетами, но и торговля ими.


Достоверных фактов как, где и когда появилось стекло, нет.



Одни соглашаются, что первооткрывателями стекла стали финикийские купцы. Согласно легенде - однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии. И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля - они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но камни, оказавшиеся кусками селитры, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла.

А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет... Именно там в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины. Египтяне производили бисер, наплавляя стеклянную массу, окрашенную в синий, зеленый или черный цвет, на кусочки кварца. Бусины под названием "фаянс" ценились очень высоко, в оправе из чистого золота их носили фараоны, считая амулетами.


Однако египетский фаянс не имеет ничего общего с фаянсом современным, сырьем для которого служит глина. Для египетского фаянса в качестве сырья использовался толченый кварц. Его отформовывали и покрывали цветной поливой из стекловидной массы. По составу это было уже стекло, но с несколько иной технологией производства. Оно не было прозрачным, т. к. служило для имитации драгоценных н поделочных камней. Коричнево-красное, зеленое, синее стекло с успехом заменяло сердолик, бирюзу, лазурит. Красителями служили соединения меди, марганца, железа, свинца.



В период эллинизма (400 г. до н.э.) самым оживленным центром изготовления бусин и бисера становится Александрия, где появляется новая техника "мозаичного стекла", основанная на использовании полых или цельных стеклянных трубочек разных цветов.

В 111-11 вв. до н.э. в Греции изготавливали бусины самых разных форм и расцветок. Предполагается, что крупнейшим центром их производства был остров Родос.


Название - бисер происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», т.е. фальшивый жемчуг. Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. Благодаря применению так называемого "мыла для стекла" (двуокиси марганца) римляне научились очищать стекло от цветных примесей, что позволило им получать образцы из мозаичного стекла, белого матового стекла и др. С изобретением стеклодувной трубки, стекло становится прозрачным. Около 200 г. до п. э. его начали прессовать в открытых формах. Из предмета роскоши стекло превращается в материал для изготовления домашней утвари.


Известна была и техника золочения стекла. Золотой листочек наклеивали на поверхность изделия, в случае необходимости вырезали из него нужный рисунок, а излишки золота удаляли. На тончайший золотой узор накладывали слой прозрачного стекла для закрепления. Плиний Старший писал, что дворец тирана Фермия был отделан такими золочеными стеклянными пластинками.



К IX в. сложилось русское стеклоделие. Мастера делали мозаичные стекла, эмали (кстати, русские эмали в то время считались лучшими в мире и спрос на них был велик), кольца и браслеты, бусы. Вместе с тем наши предки ввозили бусы и из других стран. Арабский путешественник Ибн-Фадлан(Х в.)писал: «Самое лучшее из украшений у них (русов) — это зеленые бусы из той же керамики, которая находится на кораблях. Они (русы) заключают (торговые) контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают как ожерелья для своих жен». Русское производство стекла пришло в упадок во времена монголо-татарского ига.

В период античности центрами производства стекла, следовательно и бусин, наряду с Египтом и Римом стали мусульманские страны. Но после падения Дамаска в 1401 г. производство стекла в государствах исламского мира постепенно пришло в упадок. Наиболее значительную роль в производстве бусин начинает играть Венеция, мастера которой взяли на вооружение все технические приемы обработки стекла предшествующих поколений. Здесь производство обосновалось на долгие годы. Венеция стала главным центром и поставщиком бисера в Европе. Весь мир украшала Венеция своим бисером - сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера.


В 1291 г. все стеклоплавильные печи, кроме небольших мастерских по производству четок и обработке драгоценных камней, переместились на остров Мурано, неподалеку от Венеции, не только чтобы уберечь город от пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла. Жители Мурано как бы образовали собственное государство: свои суд, монета, администрация и посол в Венеции. Сенат запретил вывоз с территории острова сырья и осколков необработанного стекла - чтобы никто не мог определить состав.

Стеклоделы Мурано были почитаемы и пользовались неслыханными привилегиями, но за разглашение секретов мастерства к их семьям могли просто подослать наемных убийц. Чтобы стеклоделы не уходили с рабочих мест, им была предоставлена невиданная доселе привилегия - их дочерей можно было выдавать за аристократов, и их внуки становились аристократами. Бежавших стеклоделов возвращали и жестоко наказывали., вплоть до смертной казни.

В дальнейшем бисер использовался в основном для изготовления четок и для имитации драгоценных камней. Часто было очень трудно отличить настоящий хрусталь от подделок, посему в 1445 г. был издан закон, предусматривающий строгое наказание за подделку для изготовителей и распространителей фальшивых украшений.

Во второй половине XV века (к 1475 г.) зарождаются новые приемы изготовления бусин из полых стеклянных трубок, которые разрезались на мелкие кусочки, затем шлифовались, чтобы придать бусинам округлую форму. Так появились бисерщики, которые в 1604 г. объединились с производителями хрусталя в Корпорацию мастеров-изготовителей четок и цветного бисера.


В начале XVI в. появился способ обработки стекла, получивший название "над огнем", или "над лампой". При новом способе использовали цельную, а не полую, стеклянную трубку, и изготовлялся бисер над огнем лампы. Этот способ производства позволил получить разнообразные по цвету, форме и размерам бисерины. Венецианский бисер очень высоко ценился и приобрел мировую известность. В XVII-XVIII вв. удалось создать стеклянный бисер, имитировавший знаменитые бусины, изготовленные мастерами из мусульманских стран. Снова был издан закон, запрещающий мастерам открывать свои секреты изготовления стекла.


В 1606 г. в Венеции насчитывалось 251 мастерская по изготовлению стеклянного бисера, в 1764 г. их число было уже 22, а в 1836 г. из-за войны между Францией и Австрией их осталось только 12. После войны производство стекла и стеклянного бисера стало развиваться вновь. В первой половине XIX в. появились первые способы машинного изготовления бисера, вследствие чего украшения стали доступны широким слоям населения. Бисер снова вошел в моду и стал использоваться повсеместно: для изготовления украшений для верхней одежды, отделки подушек, кистей, пуговиц, пряжек и т.п.


В ХVII веке появились конкуренты - Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла. Здесь вместо соды использовали древесную золу, отсюда и название технологии - «лесное» стекло. Это стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света. Бисерное украшение одежды обрело такую популярность, что стало признаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце - из какой местности, какого рода, знатен ли он, женат ли. Но особенно изысканные туалеты появились в ХIХ веке во Франции - в отделке использовался и бисер, и стеклярус.

Как уже было сказано выше, производство стекла на Руси было прервано монголо-татарским нашествием. Это не значит, что оно вообще перестало существовать: кое-где сохранялись мелкие кустарные мастерские, однако высокая культура стеклоделия была утрачена. Возрождения пришлось ждать несколько столетий. В 1635 г. в селе Духанино был построен первый стекольный завод, в 1668 г. к нему добавился еще один — в Измайлово, организованный при содействии венецианских мастеров-стекольщиков . В то время выпуск изделий из стекла считался престижным для каждого государства, поэтому росло количество заводов, повышался художественный уровень изделий.


Но производство бисера и стекляруса связано только с одним предприятием — Усть-Рудицкой фабрикой, строительство которой началось в 1753 г. по инициативе М.В. Ломоносова. По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Великий русский ученый к этому времени провел множество опытов по варке цветного стекла и решил возродить мозаичное дело в России. Кроме того, он знал и об огромных средствах, уходивших из России в обмен на бисер и стеклярус.



Цветовая палитра стекол на фабрике Ломоносова была необычайно широка. Здесь же делали изумительной красоты мозаичные картины, выпускали бисер, стеклярус, бусы, имитации драгоценных камней, всевозможные галантерейные вещицы. Стекло и изделия из него были высочайшего качества. Бисер и стеклярус ни в чем не уступали венецианским и отличались богатейшей цветовой гаммой. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Всего с 1755 по 1766 гг. было выпущено почти 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. Однако, учитывая огромные просторы России и большую популярность бисерных изделий, этого количества было недостаточно, поэтому ввоз бисера из-за границы не прекратился. После смерти Ломоносова производство в Усть-Рудице постепенно пришло в упадок и вскоре прекратилось совсем.


Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи. По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки.


В конце XIX - начале XX в. к стеклянному бисеру обратились художники стиля модерн, например Тиффани и Эмиль Галле. Вплоть до 20-х годов ХХ - го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно - Первая Мировая война…

Но в конце ХХ-го века наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия может порадовать нас своей неповторимостью, изяществом. Бисер нашел широкое применение у модельеров в отделке женской одежды, интерес к бисеру вновь захлестнул весь мир. Бисероплетение стало одним из видов творчества.

Красивые разноцветные, разнофактурные стекляшки в виде шариков и миниатюрных трубочек знакомы абсолютно всем. Мы часто встречаем бисерный продукт не только на прилавках магазинов, но и на одежде, картинах, . Он популярен и среди рукодельниц, которые создают настоящие шедевры, используя столь удивительные элементы в своем творческом процессе.

Несмотря на такую известность и популярность, мало кто знает, да и никогда не задумывались о том времени, когда же впервые человечество познакомилось с уникальной продукцией, ставшей практически незаменимой в мире декора и изготовления украшений. Именно о его начале пути в нашем мире мы и постараемся сегодня рассказать.

Немного фактов о появлении материала

Если древний человек мог обходиться исключительно подручными предметами, средствами, например, ракушками, когтями птиц, орехами или костью убитого животного, чтобы украсить свою одежду или жилище, то в процессе эволюции их желания менялись. Это привело к появлению различных вещичек и того, из чего они делаются.

Возникновением мы целиком и полностью обязаны открытию стекольного состава. Если верить древним сказаниям и легендам, то это событие происходило следующим образом. В далекие времена финикийские купцы направились в дальний путь, в Африку. Цель их путешествия заключалась в покупке очень дорогостоящего и ценного товара под названием природная сода. Выполнив свою миссию, они отправились в обратный путь, который преодолевали по Средиземному морю. Дорога была не из легких, да и слишком долгой. В один из дней они решили заночевать на пустынном берегу. Для приготовления ужина им потребовался огонь. Вот они и развели костер, предварительно обложив его со всех сторон большими кусками своего товара. Конечно же, огонь не потух в одночасье, и костер продолжал тлеть на протяжении всего ночного периода. После того, как они проснулись и разгребли золу, их взору представился удивительный слиток, завораживающий своей красотой. Это было стекло.

Возможно, предание и не имеет ничего общего с действительностью, но этот потрясающий рассказ облетел весь мир. С момента изготовления в Древнем Египте первых экземпляров этого материала прошло уже шесть тысяч лет. Логично предположить, что именно на родине Клеопатры появились и первые , которые впоследствии заполонили весь земной шар.


Первые бисеринки и их последователи

По истечении какого-то промежутка времени, люди научились создавать и круглые стеклянные шарики с отверстием внутри. Именно они и были начальным продуктом, прототипом современного бисера. Ничего общего с теми вещичками, которые мы привыкли видеть, они не имели. Визуально это были довольно крупные бусины правильной округлой формы, матовые, так как изготавливались из непрозрачных стекол. Конечно, всеобщим достоянием назвать их было нельзя. Наличие стеклышек было прерогативой фараона, жрецов и знати, одежда которых расшивалась и украшалась подобным образом.

На этом бисерное эволюционирование не остановилось. Понемногу он становился все мельче. Сначала напоминал молочные бусины, полностью похожие на жемчужинки, что и определило его название – «фальшивый жемчуг». Определение «бисер» пришло гораздо позже и пошло от арабского слова «бусер».


Эволюция и история бисероплетения

Если говорить об умении делать различные украшения из этого творения рук человеческих, то в пору вернуться снова назад, во времена древних египтян. Они вплетали стеклярус в известное всем «ожерелье Солнца», ставшее неоспоримым символом безграничной, всецелой власти правителя – фараона. Потихоньку границы уникального продукта были расширены. Изначально он перекочевал в Рим, жители которого научились самостоятельно производить и стекло, и то, что можно из него сделать, и, естественно, плетению. Где-то в шестом веке, в Византии, это искусство пришло на свой пик. А спустя еще немного времени умение создавать потрясающие вещи и аксессуары из цветных, оформленных стеклышек, перебралось в Венецию, которая и стала на долгие годы лидером в этом деле.


Но, вернемся к дальнейшим действиям относительно изготовления самого сырья. Византийские мастера не остановились на достигнутом. Они изобрели секрет производства прозрачных и цветных стекол, чем и заслужили мировую известность и признательность. С тех пор остров Мурано стал местом, где изготавливались разноплановые сосуды, зеркала и, само собой разумеется, бисер, а также бусины. Процедура, технология появления на свет последних видов товаров скрупулезно скрывалась и охранялась от посторонних. Секретная информация, за оглашение которой виновнику грозила смертная казнь, передавалась в устной форме ученику от его непосредственного учителя. Не одно десятилетия именно производители этой местности являлись едиными на планете, выпускающими прозрачные бисерные товары и цветные.

Еще одной мерой предосторожности стал указ, который был издан в Венеции в 1275 году. Согласно ему, уникальную продукцию запрещалось импортировать. Вызвано это было стремлением удержать монополию в этой области. Что же касается ослушавшихся, то их тут же относили в категорию изменников государства и всеми возможными способами возвращали на Родину, чтобы затем казнить. Выдающиеся мастеровые имели право на хорошие льготы, как и все члены их семей. Например, если у такого человека была дочь, то она имела полное право связать себя брачными узами с патрицием. Делалось все это с единственной целью – удержать опытных и талантливых людей в стране.


Раскрыть секрет создания качественного продукта пытались многие практически везде в мире, но, увы, все попытки терпели поражения. Так продолжалось до шестнадцатого столетия. Чудом стал бисер, выпущенный виртуозами своего дела сначала в Тюрингии, а после и в Богемии. Изюминкой стало покрытие изделий эмалью, которая обеспечивала им удивительную красоту и блеск. Учитывая то, что процедура не отличалась простотой, цена на готовый товар была слишком высокой.

В далекие времена многие завоеватели, отправляясь на острова к аборигенам, обязательно везли с собой мешочек, наполненный цветными блестящими стеклянными кружечками с дырочками. Они настолько сильно привлекали внимание местных жителей, что те взамен отдавали меха, золото и другие, не менее ценные вещи.

Конечно, по прошествии столетий, почти в каждой стране занимаются производством стекляруса, но и сегодня самым качественным и популярным остается бисер, выпущенный в Японии и Чехии.