Меню

История о куртке – венгерка. Национальная женская одежда

Красота

Строгих канонов в пошиве национальных костюмов не существует. У каждой этнической группы свои особенности: у одних акцент на широкие рукава, у других – на яркую многоцветную вышивку. Тем не менее в традиционной одежде Венгрии нечто общее имеется. Наш краткий анализ поможет составить представление о ней.

Женский национальный костюм – какой он?

Традиционные элементы женского венгерского костюма – блуза с кружевным лифом, корсет, передник, двухслойная юбка.

Юбка как произведение искусства

Юбки – настоящие произведения искусства: раньше они были двухслойными, а шили их из темно-красного или фиолетового бархата, украшенного вышивкой. Сегодня это пышные «колокольчики» различной длины, от сексуально-коротких до уходящих в пол.

Нижний слой – пендей – изготавливали из полотна. На востоке страны он был одинаковой длины, на западе и севере имел форму конуса. Поверх него женщины в XVII веке завязывали шерстяную цветную ткань и закрепляли ее поясом, при этом оставляя видимой небольшую часть белого подъюбника путем закалывания угла на талии.

Рост популярности женского венгерского костюма связывают с коронацией императора Франца-Иосифа и императрицы Елизаветы в 1867 году как короля и королевы Венгрии. Представительницы аристократии пришли на мероприятие в традиционных нарядах, а сама Елизавета красовалась в платье от Чарльза Фредерика Ворта, самого популярного кутюрье тех времен.

Безрукавки, пруслики, корсеты…

Поверх блузы надевается безрукавка – «пруслик ». Она может «продолжать» юбку, образовывая как бы монолит-сарафан, либо контрастировать с ней. К примеру, нижняя часть костюма – в красных тонах, верхняя – в зеленых. Украшена шнуровкой? Перед вами – корсет. С металлическими петлями и скромной вышивкой – аналогия строгого мужского жилета.

В рубашках наблюдается трансформация от длинного покроя к короткому. Рукава украшены вышивкой, сборками, воланами. Фартук – обязательный атрибут прошлых веков – в современных костюмах можно увидеть нечасто. Если он есть, то обильно покрыт вышивкой.

Головные уборы

В XIX веке замужние женщины носили уборы, закрывающие волосы. Красный цвет в некоторых регионах «информировал» о рождении первенца. Со временем старинные пача и парта трансформировались в чепчики. Популярны как простые полотняные модели с украшением серебряными и золотыми нитями, так и высокие и сложные, с длинными шелковыми лентами.

Семь элементов национального мужского костюма

Логичным дополнением женского наряда являются мужские национальные костюмы Венгрии – как старого образца, так и современного. Состоят они из семи основных элементов.

  1. Длинные рубахи до колен с широкими развевающимися рукавами, как правило, белого цвета. На севере и западе страны рубашки шили короткими.
  2. Штаны – широкие холщовые на западе или узкие суконные на востоке.
  3. Жилеты в современном варианте укорочены до талии, чаще всего они черные, с цветочной вышивкой, золотыми нитями. Венгры-секеи украшают жилеты кусочками зеркала. Они считаются оберегами и добавляют блеска.
  4. Губа – так называлось длинное пальто простого покроя, его набрасывали на плечи.
  5. Сюр напоминал плащ и тоже использовался как накидка с зашитыми рукавами-карманами.
  6. Высокие черные сапоги, известные как бочкоры , можно увидеть в народном костюме Венгрии чаще всего. Не обходится и без сплетенных из березовой коры лаптей, закрепленных на ноге с помощью тряпок и кусков кожи.
  7. Головной убор – соломенные или войлочные шляпы различной формы: широкополые, цилиндрические с закрученными кверху полями.

Сюр выполнял практическую функцию: защищал от непогоды, поскольку широкий воротник трансформировался в капюшон. Шили его из белого сукна, украшали вышивкой или тканевыми аппликациями.

Заключение

Красивые, модные и яркие! В наши дни народные костюмы в полной «комплектации» жители Венгрии надевают лишь на праздники, фестиваль лаванды , ярмарки. Пользуются спросом они и у коллективов художественной самодеятельности. Отдельные мотивы присутствуют в современной одежде – многие дизайнеры используют их в коллекциях в качестве козыря.

Нравятся ли вам традиционные костюмы Венгрии? Возможно, вы заметили сходство с какой-либо другой национальной одеждой? Есть мнение, что венгерские наряды близки к румынским и молдавским. Поделитесь впечатлениями и мыслями в комментариях и подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе самых главных новостей страны.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра технологии и предпринимательства

Женский венгерский национальный костюм.

Выполнила: студентка гр.481-3

Мазова А.С.

Челябинск, 2014

Культура и искусство Венгрии.

Национальная культура имеет богатые традиции, однако в силу периферийного положения страны в Европе и языковой изолированности сравнительно мало известна за пределами Венгрии. Зарождение венгерской культуры совпадает с обращением венгерского народа в христианство в конце 10 в. В период правления короля Иштвана I (1000–1038 гг.) государство и общество были перестроены по западноевропейским образцам, остатки старых традиций искоренены, а всякое влияние восточной культуры исключено. Латинский язык, который использовался Римско-католической церковью, стал «официальным» языком Венгрии. Это означало, особенно в средние века, что подавляющее большинство летописцев, ученых и педагогов были священниками. В эпоху Ренессанса итальянские ученые и мастера искусств стекались ко двору короля Матиаша I Корвина (1458–1490 гг.), который покровительствовал деятельности гуманистов. В 15–17 вв. появилась венгерская национальная идея, согласно которой венгры являются «бастионом западной цивилизации» для защиты против антихристианского турецкого империализма. Эта идея сохранилась и в 20 столетии.

Венгерская национальная одежда.

Основные части венгерского женского народного костюма – это короткая вышитая рубашка со сборками на плечах, и широкими рукавами, очень широкая и короткая юбка, собранная у талии в сборки, надеваемая обычно на несколько нижних юбок и яркая безрукавка (пруслик), прилегающая в талии, украшенная шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой, сверху одевали фартук. Очень разнообразны были женские головные уборы: различной формы чепцы, по-разному повязываемые платки. Девушки повязывали голову широкой пестрой лентой, соединяя се концы бантом, или же надевали особый твердый обруч, украшенный бусами, стеклярусом, лентами. Мужской народный костюм состоял из короткой холщовой рубашки, часто с очень широкими рукавами, узких черных суконных брюк (на востоке) или очень широких холщовых брюк (на западе), короткого темного жилета, отделанного шнуровкой и тесьмой. На ногах носили высокие черные сапоги, а головным убором служили различной формы соломенные и войлочные шляпы.

История национального венгерского костюма.

Костюм венгерских дворян на протяжении XVI века испытывал различные влияния – немецкое, итальянское, испанское, турецкое. Так что к началу XVII столетия он часто представлял собой сложную комбинацию различных стилевых элементов. Можно выделить два основных типа мужской и женской одежды "на венгерский" и "на немецкий манер". Причем под немецким тогда понимались заимствования покроя и деталей костюма всех западноевропейских стран.

В Венгрии XVI- XVIII веков среди особ королевского рода и придворных считалось хорошим тоном одеваться на национальный манер, особенно в дни национальных праздников. А за излишнее следование иностранной моде могли не пустить на светские приемы или даже поколотить. Анонимный автор писал: «Прежде многих дворян было не отличить от мастеровых, многих венгерских дам от их горничных, дочерей от матерей - все они носили одинаковую одежду, - теперь же тот не венгр, кто одет не по-венгерски».

Крестьянки и знатные дамы одевались одинаково: костюм состоял из корсажа на шнуровке, рубашки с пышными рукавами, широкой юбки с длинным узким передником. Корсаж мог застегиваться на ряд пуговиц, или же утягиваться при помощи шнуровки сзади или спереди. Голову девушки украшала парта, напоминавшая кокошник, а замужняя женщина носила чепец. Нет нужды говорить, что наряд дворянки шился из бархата или атласа, отделывался золотым шитьем, кружевами, жемчужными нитями. Такие платья изготовлялись долго, стоили дорого и передавались по наследству от матери к дочери.

Для богатых одеяний использовали шелк, бархат, батист, узорчатую парчу, шерстяные ткани. Венгры часто покупали турецкие, немецкие, испанские ткани. Меха ценились дорого и служили признаком благосостояния.

У многих дворянок костюмы имели национальный оттенок, выражающийся в деталях, отделке, цветовых сочетаниях.

Костюм знатных и состоятельных людей, как мужской, так и женский, мог украшаться вышивкой с ренессансными мотивами, кружевами, шнурками, галунами, позументами, нарядными ювелирными украшениями из золота и серебра с драгоценными камнями, жемчугом и широким применением цветных эмалей.

Часто дамы носили кошель на поясе на длинных шнурках до земли. Голову украшали венки, сеточки, наколки с цветами и лентами, чепцы и другие головные уборы, в том числе праздничный высокий головной убор в форме цилиндра с длинными лентами.

Крестьянская повседневная одежда была проста и удобна и не испытывала иноземного влияния. Сельская замужняя женщина (XVII в.) носила вышитую рубашку с присборенной горловиной и рукавами. Верхняя юбка часто состояла из двух несшитых в боках половинок с нижней светлой юбкой. Она подпоясывалась кушаком, носила остроносые башмаки с завязками вокруг щиколотки и повязку на голове.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра технологии и предпринимательства

Женский венгерский национальный костюм.

Выполнила: студентка гр.481-3

Мазова А.С.

Челябинск, 2014

Культура и искусство Венгрии.

Национальная культура имеет богатые традиции, однако в силу периферийного положения страны в Европе и языковой изолированности сравнительно мало известна за пределами Венгрии. Зарождение венгерской культуры совпадает с обращением венгерского народа в христианство в конце 10 в. В период правления короля Иштвана I (1000–1038 гг.) государство и общество были перестроены по западноевропейским образцам, остатки старых традиций искоренены, а всякое влияние восточной культуры исключено. Латинский язык, который использовался Римско-католической церковью, стал «официальным» языком Венгрии. Это означало, особенно в средние века, что подавляющее большинство летописцев, ученых и педагогов были священниками. В эпоху Ренессанса итальянские ученые и мастера искусств стекались ко двору короля Матиаша I Корвина (1458–1490 гг.), который покровительствовал деятельности гуманистов. В 15–17 вв. появилась венгерская национальная идея, согласно которой венгры являются «бастионом западной цивилизации» для защиты против антихристианского турецкого империализма. Эта идея сохранилась и в 20 столетии.

Венгерская национальная одежда.

Основные части венгерского женского народного костюма – это короткая вышитая рубашка со сборками на плечах, и широкими рукавами, очень широкая и короткая юбка, собранная у талии в сборки, надеваемая обычно на несколько нижних юбок и яркая безрукавка (пруслик), прилегающая в талии, украшенная шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой, сверху одевали фартук. Очень разнообразны были женские головные уборы: различной формы чепцы, по-разному повязываемые платки. Девушки повязывали голову широкой пестрой лентой, соединяя се концы бантом, или же надевали особый твердый обруч, украшенный бусами, стеклярусом, лентами. Мужской народный костюм состоял из короткой холщовой рубашки, часто с очень широкими рукавами, узких черных суконных брюк (на востоке) или очень широких холщовых брюк (на западе), короткого темного жилета, отделанного шнуровкой и тесьмой. На ногах носили высокие черные сапоги, а головным убором служили различной формы соломенные и войлочные шляпы.

История национального венгерского костюма.

Костюм венгерских дворян на протяжении XVI века испытывал различные влияния – немецкое, итальянское, испанское, турецкое. Так что к началу XVII столетия он часто представлял собой сложную комбинацию различных стилевых элементов. Можно выделить два основных типа мужской и женской одежды "на венгерский" и "на немецкий манер". Причем под немецким тогда понимались заимствования покроя и деталей костюма всех западноевропейских стран.

В Венгрии XVI- XVIII веков среди особ королевского рода и придворных считалось хорошим тоном одеваться на национальный манер, особенно в дни национальных праздников. А за излишнее следование иностранной моде могли не пустить на светские приемы или даже поколотить. Анонимный автор писал: «Прежде многих дворян было не отличить от мастеровых, многих венгерских дам от их горничных, дочерей от матерей - все они носили одинаковую одежду, - теперь же тот не венгр, кто одет не по-венгерски».

Крестьянки и знатные дамы одевались одинаково: костюм состоял из корсажа на шнуровке, рубашки с пышными рукавами, широкой юбки с длинным узким передником. Корсаж мог застегиваться на ряд пуговиц, или же утягиваться при помощи шнуровки сзади или спереди. Голову девушки украшала парта, напоминавшая кокошник, а замужняя женщина носила чепец. Нет нужды говорить, что наряд дворянки шился из бархата или атласа, отделывался золотым шитьем, кружевами, жемчужными нитями. Такие платья изготовлялись долго, стоили дорого и передавались по наследству от матери к дочери.

Для богатых одеяний использовали шелк, бархат, батист, узорчатую парчу, шерстяные ткани. Венгры часто покупали турецкие, немецкие, испанские ткани. Меха ценились дорого и служили признаком благосостояния.

У многих дворянок костюмы имели национальный оттенок, выражающийся в деталях, отделке, цветовых сочетаниях.

Костюм знатных и состоятельных людей, как мужской, так и женский, мог украшаться вышивкой с ренессансными мотивами, кружевами, шнурками, галунами, позументами, нарядными ювелирными украшениями из золота и серебра с драгоценными камнями, жемчугом и широким применением цветных эмалей.

Часто дамы носили кошель на поясе на длинных шнурках до земли. Голову украшали венки, сеточки, наколки с цветами и лентами, чепцы и другие головные уборы, в том числе праздничный высокий головной убор в форме цилиндра с длинными лентами.

Крестьянская повседневная одежда была проста и удобна и не испытывала иноземного влияния. Сельская замужняя женщина (XVII в.) носила вышитую рубашку с присборенной горловиной и рукавами. Верхняя юбка часто состояла из двух несшитых в боках половинок с нижней светлой юбкой. Она подпоясывалась кушаком, носила остроносые башмаки с завязками вокруг щиколотки и повязку на голове.

Венгерская национальная одежда.

Вышла мадьярка на берег Дуная,
Бросила в воду цветок,
Утренней Венгрии дар принимая,
Дальше понесся поток.
Этот цветок увидали словаки
Со своего бережка.
Стали бросать они алые маки,
Их принимала река.
Дунай, Дунай,
А ну, узнай, Где чей подарок!
К цветку цветок
Сплетай венок,

Встретились в волнах болгарская роза
И югославский жасмин.
С левого берега лилию в росах
Бросил вослед им румын.
От Украины, Молдовы, России
Дети чудесной страны
Бросили тоже цветы полевые
В гребень дунайской волны.
Дунай, Дунай,
А ну, узнай,
Где чей подарок!
К цветку цветок
Сплетай венок,
Пусть будет красив он и ярок.

Основные части венгерского женского народного костюма – это короткая вышитая рубашка со сборками на плечах, и широкими рукавами, очень широкая и короткая юбка, собранная у талии в сборки, надеваемая обычно на несколько нижних юбок и яркая безрукавка (пруслик), прилегающая в талии, украшенная шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой, сверху одевали фартук. Очень разнообразны были женские головные уборы: различной формы чепцы, по-разному повязываемые платки. Девушки повязывали голову широкой пестрой лентой, соединяя се концы бантом, или же надевали особый твердый обруч, украшенный бусами, стеклярусом, лентами. Женские рубахи обычно короткие, но прежде венгерские женщины носили и длинные рубашки. У плечей они часто красиво вышиты или украшены сборками. Обильна вышивка на рукавах у шаркезских, калотасегских и тороцкойских женских рубах.

Pendey – нижняя юбка, сшитая из полотна, - поясная одежда. В восточной Венгрии носили пендей одинаковой ширины вверху и внизу, на западе и на севере пендей внизу были более широкими. У молдавских венгров и на западе Венгрии женщины поверх пендей обертывали кусок цветной шерстяной ткани и укрепляли его на талии шерстяным поясом (katrinca). Один из нижних углов ткани закалывался так, чтобы из-под нее можно было видеть белый пендей. Тип верхней юбки отчасти развился позднее из пендей, отчасти же эта одежда попала в село из города. Среди женщин было широко распространено ношение различных безрукавок (pruszlik), чаще бархатных, напоминающих мужские жилеты, плотно прилегающих в талии. Пруслики украшали шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой.
В Трансильвании пруслик часто выкраивался вместе с юбкой и напоминал сарафан. Непременной частью женской одежды был фартук. Особенно нарядны покрытые обильной вышивкой фартуки у женщин калотасегов и матьо. У последних мужчины тоже носили фартуки. Женской зимней верхней одеждой был короткий, до талии, сшитый из овчины кедмен (kodmon), который, в сущности, заменял зимнее пальто. Под него набрасывали на плечи сложенный треугольником шелковый или шерстяной платок, перекрещивающийся на груди. Как и мужчины, женщины носили меховую накидку – шубу (suba) короткую, до талии, обычно коричневого цвета.

Женщины еще 30 лет тому назад носили преимущественно длинные волосы. Девушки ходили с завитыми распущенными волосами, замужние же женщины волосы закручивали и по-разному закалывали. В некоторых областях задунайской части страны и у палоцей женщины завивали волосы во множество локонов. И сейчас еще пожилые женщины стараются не ходить с непокрытой головой.
Были распространены разнообразные чепчики – от простых полотняных, часто вышитых золотыми и серебряными нитями, до высоких, сложных. Особо следует отметить головной убор женщин Задунайского края, так называемый пача (pacsa). Делают его из белого полотна. Старинный девичий головной убор – parta. С него на спину свешиваются длинные шелковые ленты. В Шаркезе нашивали на парту по пять, семь или девять рожков. В настоящее время парту носят очень редко.

На юге страны характерной женской обувью были особые туфли – papucs. Их шили из кожи и бархата и украшали яркой вышивкой. Один из центральных пунктов их изготовления – город Сегед. Калотасегские, палоцкие и тороцкойские женщины носили красные или желтые сапоги. В Венгрии существует несколько характерных местных комплектов народного костюма. Таков, например, секейский костюм в Трансильвании, калотасегский и тороцкойский костюмы. Много старых элементов одежды сохраняют еще молдавские венгры. Особенно многокрасочными костюмами отличаются группы матьо, шаркезы, палоцы района Капувер и венгры, живущие в Словакии (окрестность города Зобор).

Мужские рубашки на севере и западе шили короткими, часто с широкими рукавами. Рубашки же венгров в южной и восточной части страны были очень длинными, доходящими до колен. Позднее почти повсюду мужчины стали носить довольно длинные рубахи (ниже поясницы), часто с очень широкими, развевающимися рукавами: в плече рукав собирался в складки и поэтому покрывающая предплечье часть была очень широка. Такие рубахи иногда носят еще и в наши дни пастухи Алфельда.

В западной части венгерской этнической территории мужчины носили узкие штаны, в восточной - очень широкие, напоминающие юбку.

Верхнюю одежду большей частью шили из шерстяной ткани или из овчины. Из грубошерстного сукна, длинный ворс которого на первый взгляд очень напоминал овчину, шили guba - чрезвычайно простого покроя пальто. Рукава губы были очень длинными; обычно ее носили наброшенной на плечи. В прошлом у бедняков на всю семью была одна общая губа. Нередко новую губу носили женщины, а подержанную - мужчины.

В северной и северо-восточной части Венгрии был распространен сюр (szur) - исключительно мужская верхняя одежда, похожая на плащ. Сюр шили из белого сукна. Его носили как накидку, и поэтому часто рукава использовались вместо карманов. Сзади у сюра большой воротник, который ранее был капюшоном. Этот воротник обильно украшен вышивкой из стилизованных цветочных мотивов и аппликациями из сукна. Есть несколько местных вариантов сюра. К востоку от Тисы местами его носят еще и сейчас.

Кроме губы и сюра, у венгров известны и более легкие длинные суконные пальто, различные по покрою. Среди традиционной суконной одежды следует отметить разнообразные по цвету и покрою жилеты. Калотасеги носили поверх жилета прилегающее в талии синее суконное пальто.

У венгров было в обычае украшать суконную одежду шнурами. У секеев каждая социальная группа общества имела особый цвет отделочного шнура.

Меховую одежду, за исключением дождливого времени, носили ворсом вниз. Зимой часто одевали меховые жилеты, застегивающиеся спереди, и меховые пальто с рукавами (kodmon), также застегивающиеся спереди. Мужчины также носили кедмен, доходящий до колен или до лодыжек, надевая его прямо на рубашку.

Самой распространенной верхней одеждой населения Большого Алфельда была меховая шуба типа плаща, без рукавов. Ее шили из нескольких овечьих шкур таким образом, что в разостланном виде она имела форму почти полного круга.

Для венгерской мужской одежды характерны также широкие кожаные пояса, 20-25 см шириной, которые называются "тюсе" (tusze). Такой пояс носили под одеждой на голом теле. Он защищал от холода поясницу и живот, и, кроме того, имел несколько карманов для мелких инструментов и других вещей.

Мужские головные уборы очень разнообразны. В форме шапок и шляп часто сказывались профессиональные различия. Пастухи Большого Алфельда носили, например, широкополые шляпы. Шляпы баконьских канасов (свинопасов) были цилиндрической формы, с закрученными кверху полями. Народная мужская обувь называлась "bocskor". Раньше бочкоры носили даже небогатые дворяне. Обычно их делали из кожи, но в венгерской народной поэзии есть упоминание о лаптях, сплетенных из березовой коры. Прежде чем надеть лапти, венгр обычно обматывал ногу тряпками или кусками кожи. В Алфельде вместо этого надевали на ноги кожаные похожие на трубы футляры (тип мокасин). Мужские венгерские сапоги старого покроя, чаще черного цвета, имели шов не сзади, а сбоку.

Следует упомянуть еще о дворянском платье, которое в XVIII-XIX вв. оказало большое влияние на одежду всей Центральной Европы. Венгерская дворянская одежда была богато отделана шнуровкой и мехом; покрой дворянских плащей переняли не только венгерские крестьяне, но и крестьяне других народов Центральной Европы.

В Венгрии существует несколько характерных местных комплектов народного костюма. Таков, например, секейский костюм в Трансилъвании, калотасегский и тороцкойский костюмы. Много старых элементов одежды сохраняют еще молдавские венгры. Особенно многокрасочными костюмами отличаются группы матьо, шаркезы, палоцы района Капувер и венгры, живущие в Словакии (окрестность города Зобор).

С конца прошлого века в деревню стали проникать фабричные промышленные изделия, и народный костюм сильно изменился. Эти изменения стали особенно заметны в последние два десятилетия. Меняют одежду прежде всего те сельские жители, которые начинают работать в городах. Венгерские трудящиеся стали носить рабочую одежду, изготовленную фабричным способом. Ее охотно носят и женщины. Очень популярны резиновые сапоги и боты. Конечно, традиционную одежду народ оставляет не сразу. В Мезекевешде, у матьо, пожилые женщины еще и сейчас носят старое народное платье, тогда как молодые после 1945 г. отказались от не приспособленной к работе народной одежды. В последнее время среди пастухов, работающих в государственных хозяйствах и производственных кооперативах, началось движение за возвращение к традиционным видам профессиональной одежды (например, сюр, шуба).

В Шаркез и у палоцей женщины еще часто носят старого покроя юбки, кофты, но ботинки и чулки у них уже покупные.

Во многих селах полный народный костюм жители надевают в дни больших праздников- на первомайскую демонстрацию, на свадьбу и пр. Народную одежду в праздничные дни можно увидеть, например, на женщинах деревни Эгер возле Будапешта, в деревне Буяне.

Городские и сельские коллективы художественной самодеятельности выступают в народных костюмах.