Меню

История развития ремесла. Вышивка бисером

Жизнь

Вышивка бисером – один из видов творчества, не требующий наличия определенных навыков и доступен любому человеку. Это хобби , которое поможет создать эксклюзивные и уникальные изделия при помощи бисера.

История бисера и вышивки из него

Бисер – это маленькие стеклянные бусинки с отверстиями, предназначенные для вышивания на предметах быта и женской одежде, и изготовления различных аксессуаров (браслетов, колье, серег и других изделий). Бисер уже много лет радует рукодельниц своим разнообразием. Историки утверждают, что первый прообраз бисера появился тысячи лет назад. В те времена его изготавливали из костей и рогов животных, слоновых бивней, кораллов, дерева, растений и жемчуга. Современная история бисера началась с появлением в мире стеклоделия. Изначально женские и мужские украшения изготавливались из стекла, со временем размер бусин значительно уменьшился, так появился бисер.

Вплоть до XVІІ века бисер производили лишь в Венецианской республике, где секрет его изготовления держали в строжайшем секрете. Однако спустя некоторое время мастера из Чехии положили конец этой монополии, разработав «лесное» стекло, в основе которого была древесная зола. Новый материал окончательно вытеснил венецианское стекло. И по сей день чешский бисер считается самым лучшим в мире.

В Древней Руси прообраз бисера появился еще в X веке. Однако настоящий бисер был завезен только в XVІІІ веке, тогда же рукодельницы стали использовать его в качестве украшения национальных костюмов. Кроме того, бисер был широко распространен в церковном и светском шитье . «Золотой век» бисера в России наступил в первой половине XІX века, из этого материала мастерицы изготавливали различные украшения, также им вышивали платья, ризы и даже картины.

В 1930 году искусство вышивки бисером начало возрождаться. В моду вошли расшитые бисером сумочки, кошельки и платья . Особенной популярностью изделия, вышитые бисером, пользовались в 1960 годы. К сожалению, в настоящее время многие старинные секреты мастеров утрачены, но интерес к вышивке бисером не угас. Нередко изделия, вышитые бисером, можно встретить на всевозможных выставках рукоделия, в коллекциях именитых дизайнеров и на прилавках магазинов.

Инструменты

Вышивка бисером в отличие от многих видов рукоделия требует достаточного набора инструментов, которые облегчат сам процесс и позволят избежать различных недоразумений. Инструменты для вышивки бисером не сложные, доступные и вовсе не специфические, но без них со столь кропотливой работой не справиться даже опытной мастерице.

Итак, основным инструментом для вышивки считается игла. Далеко не каждая иголка подходит для работы с бисером. Необходимы тонкие, идеально гладкие и ровные бисерные иголки. Как известно, все иглы отличаются друг от друга по своему номеру. Их размер соответствует отверстию бисера. Например, для бисера с маленькими отверстиями идеально подходят иглы номеров – 10, 11, 12 и 13.

Также для вышивания бисером необходимы ножницы. Лучше всего использовать короткие ножнички с острыми слегка загнутыми кончиками. Не менее важно иметь в арсенале пяльцы. Они позволят противостоять деформированию и стягиванию ткани в отдельных участках. В вышивке бисером пяльцы должны точно соответствовать размеру работы, поскольку сдвигать ткань в процессе не получится. Также в работе могут понадобиться следующие предметы: линейка, лупа, шило или большая иголка для пробивания и прочищения отверстий в бисеринках, лампа для подсветки.

Материалы

Бисер является главным элементом для данного вида рукоделия . Кроме него для вышивки можно использовать бусины различного размера, кристаллы, стеклярус и пайетки . Все вместе эти предметы придадут изюминку будущему изделию. При выборе бисера для вышивки в первую очередь необходимо обратить внимание на его качество. Все бисеринки должны быть одного размера, формы и текстуры. Всем этим требованиям отвечает чешский бисер, его цена значительно выше, чем на китайский аналог. Бисер может быть матовым, прозрачным и с блеском.

Не менее важным предметом для вышивания бисером являются нитки. Они должны быть прочными, надежными и износостойкими. Также нити должны не только выдерживать вес бисеринок, но и не перетираться от контакта со срезами и рубчиками. Толщина нитки подбирается в зависимости от размера отверстия бисера и ушка иголки. Для вышивки бисером подойдут полусинтетические, капроновые и шелковые нити, и

Практически для каждого человека бисер - это обычные бусины, которыми пользуются практически все, поэтому никто не интересуется тем, как он появился и как именно его начали применять в вышивке. Сам материал возник вместе со стеклоделанием в Венеции. В 19 веке бусинами начали украшать практически все: обычные чернильницы, дамские сумочки, популярной стала вышивка бисером. История появления шитья этим материалом достаточно длинная, дамы в период 90-х годов не уважали себя, если не имели в гардеробе хотя бы одного платья, украшенного стеклярусом.

Пик популярности

Бисер - утонченный по своим качествам материал, с древних времен он привлекал внимание тысяч мастеров. Стеклянные бусины, которые появились до стекляруса, украшали одежды фараонов. бисером начинается со времени, когда в России были проведены первые попытки изобретения этого материала. В 1930-1950 годы началось активное использование бусин в вышивании и плетении. В моду вошли платья и кошельки, активно вышитые стеклярусом, а также феньки, которые носили хиппи.

Фальшивый жемчуг

История вышивки бисером, кратко изложенная, включает в себя рассказ о возникновении самого бисера, а также методики, по которой с его помощью начали изготовлять картины, платья, подушки и прочие предметы обихода. По гипотезе, само название произошло от арабского «бусра» или «бусер», что означало "фальшивый жемчуг". С течением времени оно немного изменилось, и появилось наименование бусинка-бисеринка. Однако в разных странах название этого материала происходит от привычного нам стекляруса, которым исполнялась вышивка бисером. История рассказывает о том, что бусины старинного образца значительно отличались от современных по размеру. «Жемчуг» того времени значительно уступал в масштабе и был больше. Работа с материалом, который имел диаметр 0,2 миллиметра, была очень трудной, для этого изготавливались специальные тончайшие игры. Иногда даже самый тонкий материал не входил внутрь, и рукодельницам для стежков приходилось снимать микроиглу и для очередного прокола ткани вновь надевать ее.

Цвет и известность

Количество оттенков действительно поражало, на начало 19 века оно составляло около 800 единиц, кроме того, это был далеко не предел многообразия. На протяжении целого века можно было с легкостью воспроизводить любые рисунки, выполнять картины, украшать платья, обувь и сумки. Бисер серьезно подражал рубинам и изумрудам, а также жемчугу. В этом же веке создавались самые разнообразные украшения, кошельки, а также платья, которые украшала вышивка бисером. История создания картин завоевала высокую популярность, однако вскоре эта популярность серьезно пострадала и совсем исчезла. Начало повторного возрождения - первая половина 20 века во время, когда появились фенечки и вышитые стеклярусом сумочки.

Технология использования в наше время

Производство бисера за последние годы не слишком изменилось, хотя и появились новые модели, исполненные в виде сердечек, овалов, звездочек и даже квадратов. Такой материал чаще используется во время плетения браслетов, колье или обшивки платьев и прочих вещей. Дизайнеры все чаще включают бисер в свои идеи, а кроме того, демонстрируют вещи, усыпанные бусинами, на показах моды. Сейчас в моде разнообразные браслеты, сумки, пояса и сережки, исполненные из бисера самых различных форм и оттенков. В основном история вышивки бисером простирается на много веков назад, но даже сейчас она не слишком изменилась, и современные женщины по-прежнему творят чудеса с помощью куска полотна или канвы и маленького стекляруса.

Хобби или заработок

Ни для кого не секрет, что в современном мире практически всю ручную работу заменили машины, это касается и вышивки, декоративно-прикладного искусства, создания браслетов и цепочек. Теперь все это выполняется на специальных заводах в больших масштабах. Именно поэтому многие ценители ручной работы готовы отдавать бешеные деньги, лишь бы приобрести уникально исполненный пояс, цепочку, браслет или сережки. На самом деле, в современном мире для девушек явным хобби является вышивка бисером. История развития и появления самих бусин и техники на это совершенно никак не влияет, просто женщинам нравится делать что-то своими руками для себя и окружающих.

Заработок на таких изделиях может быть достаточно приличным, но только в том случае, если исполнять действительно что-то интересное и стоящее, чего нет на современном рынке, такой уникальной является вышивка бисером. История возникновения этого искусства уходит в глубь веков. Несмотря на это, рукодельница может отыскать для себя то, что действительно ей подойдет и будет популярно среди покупателей. Это может быть даже большой ковер на стену, вышитый полностью вручную. Такое искусство порадует покупателя.

Традиция расшивать одежду , предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом существует у многих народов. В России искусство вышивки бисером уходит своими корнями в глубокое прошлое. Скорее всего, оно пришло к нам из Византии. Согласно археологическим данным, бисер был знаком уже людям в Киевской Руси. Первое упоминание о славянских вышивках, «что как огонь горят, и чуден узор», относится к середине XII века.

И с чего же она начиналась, эта самая история бисера?

Подумать только, как давно это было. Но сначала получилось стекло.

Да-да, начнем со стекла, без него бы бисеринка не получилась.

Существует легенда, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили в Сирии, с целью заночевать на песчаном берегу. А заодно поужинать, согреться возле костра. Но не на что было поставить горшок над огнем. Не оказалось на берегу подходящего размера булыжников. Однако предприимчивые купцы не растерялись и очень быстро решили проблему, используя, вместо булыжников крупные куски селитры (соединение натрия), притащив их с корабля. Утром, проснувшись и собираясь на корабль, они вдруг заметили слиток, необыкновенно поблескивающий в лучах утреннего солнца. Слиток не мог не привлечь к себе внимания, и они им заинтересовались. Он был твердым, как камень и прозрачным как вода. К тому же он сверкал и переливался. С этого все и началось. Люди изобрели, сами того не ведая, стекло. А финикийские торговцы, в последствие начали бойкую торговлю в разных странах изделиями из стекла.

А существует другая версия, что родиной стекла был все же Древний Египет, веским аргументом данного утверждения является тот факт, что в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры, находят посуду, бусы, амулеты из стекла.

И не менее убедительным звучит тот факт, что самая древняя бусинка диаметром в 9мм зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив


Чем же так замечательна, она эта бисеринка, почему благополучно перекатывается из века в век, за что ее полюбили, чем она так ценна? Многогранностью. Неограниченными возможностями ее использования. Завораживающей красотой в любом ее качестве. Кроме того, многие народности считали изделия, изготовленные из бисера оберегом, амулетом. И в этом есть своя доля истины. Потому как изделия из бисера, изготавливаемые ручным способом, заряжаются положительной энергетикой от рук мастериц, их изготавливающих. Бисером украшали себя в Древнем Египте, Индии, до сих пор украшают одежду народы Ближнего и дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии. Впечатляющая география, не правда ли?

А почему ее зовут именно бисером?

Есть гипотеза, что название бисер имеет свое происхождение от арабского слова «бусра» или «бусер», что в переводе означает фальшивый жемчуг. В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка. Однако изделия из бисера в разных странах зовутся по-разному, например:

В Индии -хар, в Эфиопии-чале, на Кубе- кояр, в Анголе -миссанга, в Болгарии, Румынии, Молдове- гардан, згарды, в Литве - кароляй, в Узбекистане - зебигардан, в Белоруссии - пляценки и горлячки, в России - ожерелья, цепочки, гайтаны… вплоть до «фенечек».

Что было потом?

Конечно, в мире не сидели, сложа руки. Конечно, искали секрет изготовления бисера. Пытались его разгадать. И в XIV веке нашей эры в Богемии (Южная Чехия) был изобретен собственный способ изготовления бисера. Он отличался от венецианского тем, что вместо соды использовали древесную золу, (отсюда его название - «лесное» стекло). Стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света.

До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла.

А в конце XVII и начале XVIII века уже богемский бисер находится на пике популярности.

В результате конкуренции между Венецией и Чехией в выигрыше оказалась все та же бисеринка. Бисер становился все более разнообразным по цвету, размеру и форме.

Появился металлический бисер: медный позолоченный стальной.

Во второй половине XVIII века появились машины, для вытягивания трубок из стекла, что позволило ускорить и удешевить производство бисера.

С давних времен стеклоделие было известно и на территории Древней Руси, это подтверждается археологическими находками. Большое количество стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер разнообразной цветовой гаммы вполне могли быть местного производства, об этом свидетельствуют раскопки мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок, в том числе и бус. Однако период татаро-монгольского нашествия надолго прервал производство стекла и только, в XVI веке началось его возрождение.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века.

В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Однако массовый выпуск отечественного бисера все же не удалось наладить. Завод просуществовал до 1706 года.

Монахини в монастырях широко применяли бисер для украшения одежды священнослужителей. А также для вышивки окладов и риз икон, для плетения четок и других культовых предметов.

Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче - так появился бисер.

Бисер - великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера - стеклянные бусины - украшали одежду древнеегипетских фараонов.

Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства (к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.

Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 - 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.

Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: "В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны."

Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.

"Золотым веком" бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков - бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.

В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.

К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.

Широкое распространение получили картины, вышитые бисером. В них отражена разнообразная тематика:
природа (пейзажи, натюрморты)
духовное направление (иконы, церкви)
копии картин известных художников (Леонардо да Винчи, Айвазовский и др.) мир животных и птиц.

История развития вышивки бисером

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Находки археологов, которые относятся к IX – XII векам, говорят о том, что вышивка существовала уже в эпоху Древней Руси.
Самой нарядной и эффективной среди всех видов являлась вышивка серебряными и золотыми нитями с использованием драгоценных камней, перламутра и речного жемчуга.
Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми и нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Одежду эту шили из дорогих тканей, шелка и бархата. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин.
Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель.
С XVIII века искусство вышивания проникает во все слои населения и становится основным занятием девушек – крестьянок. Принято было считать, что если жена рукодельница, то это – богатство семьи, залог добра, уюта и тепла в доме. Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы и мастерицы было все равно, что второе приданое.

К середине XVIII века жемчужное шитье, вышивка золотыми нитями постепенно уходит в лета, и на смену ему приходит бисер. Сама Россия бисер не производила, но тем не менее в тот период развитие бисерного рукоделия было настолько популярным и достигло такого совершенства, что конец XVIII и середина XIХ века вошли в историю как «золотой век русского бисера».

Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, иногда обивка мебели и даже стены покрывались бисером. Вышитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, переплеты книг и даже подстаканники украшали дома богатых людей и помещичьи усадьбы.

Богатыми старинными коллекциями из бисера располагают крупнейшие музеи Москвы и Санкт – Петербурга.
Каждому народу достается в наследство творчество от предыдущих поколений, созданное руками. Все это копилось и сохранялось многие века для того, чтобы потом прорасти в позднем творчестве. Многие секреты старых мастеров, к сожалению, были утрачены, но те, что сохранились и те, что дошли до нас, открывают дивный, неповторимый мир старинного искусства.
Сейчас все больше рассматривается проблема изучения, сохранения, и возрождения русских народных домашних промыслов. Возрождается и бисерное рукоделие, которое стремительно входит в моду. Хочется верить, что на волне общей ностальгии возродится и прекрасная традиция дарить друзьям и близким свое рукоделие, которое дорого тем, что хранит тепло человеческих рук и не обезличено массовым производством.