Меню

Как научить ребенка читать быстрее. Эффективные и простые методики обучения чтению

Кухня

В современном мире родителям приходится сталкиваться с необходимостью учить ребенка чтению в домашних условиях. Далеко не всегда в детском саду дети могут научиться этому. Коллективные занятия не всегда усваиваются малышом в полной мере. Дополнительные занятия с педагогами стоят довольно дорого, не все могут себе их позволить. Поэтому родители стараются сделать это дома.


Последствия раннего чтения и этапы развития

Сейчас многие стремятся начать развивать и обучать своих детей как можно раньше. Однако такой подход может оказаться не только бесполезным, но и вредным для здоровья ребенка. Итоги раннего начала обучения могут сказаться совсем не сразу. Они могут проявиться спустя несколько лет и выявиться в совсем неожидаемой форме: заикание , тики, навязчивые движения, неврозы.

Для того, чтобы понять, почему бывают такие последствия, необходимо знать об основных этапах развития и формирования ребенка.

  • С самого начала беременности и до достижения крохой 3 лет формируется основа для его будущего физического и психического здоровья. В это время активно формируется эмоциональная сфера, а также в ускоренном темпе развивается тело ребенка и его познавательные интересы.
  • В период с трехлетнего возраста и до 5-8 лет идет активное развитие органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкусовых рецепторов. До 5-6 лет укрепляется цилиарная мышца глаза, которая отвечает за остроту зрения. Именно поэтому, врачи офтальмологи не рекомендуют давать больших нагрузок на глаза в этот период, это опасно развитием близорукости.
  • В возрасте от 7 до 15 лет активно развивается сознательная психика ребенка.


Не следует спешить в обучении ребенка чтению

Для того чтобы избежать негативных результатов раннего обучения, необходимо учитывать все эти факторы.

Предварительная подготовка

Начинать подготавливать ребенка к чтению необходимо задолго до процесса обучения. Нужно активно развивать фонематический слух ребенка и чувство ритма. Это важные составляющие для успешного обучения чтению.

Чувство ритма

Начинать развивать чувство ритма можно еще во время беременности. Пойте колыбельные крохе, который находится еще в утробе, этим будущая мама поспособствует развитию у него чувства ритма. Малыш запомнит их ритмический рисунок и, родившись, намного быстрее будет успокаиваться под звуки, которые уже слышал. Можно не только напевать колыбельные, но и рассказывать стихи, поглаживать живот, соблюдая ритм исполнения.


Пение песен для малыша находящегося еще в утробе, в будущем, улучшит его развитие

В грудничковом и раннем возрасте ребенку можно читать потешки, прибаутки. Во время чтения похлопывайте его, поглаживайте, хлопайте маленькими ладошками, подкидывайте на коленях, топайте ножками в заданном темпе. Такие простые игры с малышом будут отлично способствовать развитию у него чувства ритма. Также можно использовать небольшие песенки-попевки, совмещать их с массажем. Начиная с 4 месяцев, вы можете совмещать песенки с ритмичными движениями. В качестве примера можно использовать песенку «Мы качались на качелях. Качь, качь, качь, качь!». Совмещайте напевание песенки и покачивание ребенка в заданном темпе. Учите кроху танцевать, двигаться под непохожие друг на друга мелодии – вальс, польку, марш.

Используйте «звучащие жесты» тела: хлопки, звонкое и тихое пошлепывание по телу, топанье, щелканье пальцами не только в воздухе, но и по телу. Учите ребенка стучать различными предметами: ложками, кубиками, игрушками. Когда он сможет ходить самостоятельно можно начинать ритмическую гимнастику.


Развивайте чувство ритма с помощью речи. Прохлопывайте и протопывайте слова, стихотворения, песенки, потешки в ритме чтения. Длинные слоги будут редкими хлопками, короткие слоги – частыми. Используйте плавность движения рук. Учите воспроизводить ритмический рисунок, который вы изобразили. Используйте простейшие музыкальные инструменты: погремушки, маракасы, колокольчики, барабан, ложки, металлофон, металлический треугольник.

Все эти простые игры не только будут интересными и веселыми для ребенка, но и отлично помогут в развитии чувства ритма.


Фонематический слух

С помощью фонематического слуха, или речевого, мы отличаем и распознаем звуки, воспринимаем их поочередность в слове, понимаем смысл произнесенного, отличаем слова, которые похожи по звуковому составу. Если он не развит в достаточной мере, то у малыша будут возникать проблемы в произношении звуков, в речевом развитии, в умении строить связные рассказы, будут не развиты навыки грамотного письма и чтения.

Начинать развивать речевой слух у крохи можно с момента его появления на свет. Разговаривайте с ним, произносите звуки, которые произносит он и которых он еще не умеет произносить. Пойте ему песенки для детей и колыбельные, читайте стихи, потешки.


Разговоры с грудничком, пение ему песен, чтение сказок, стишков, формирует речевой слух у малыша

Периодом, имеющим очень большое значение в развитии речевого слуха, является возраст от полугода до двух лет. Но окончательное его формирование заканчивается к 7 годам, когда речь ребенка становится похожа на речь взрослого человека.

Полезные занятия в период от 6 месяцев до 2 лет:

  • Когда малыш станет постарше, можно предложить ему «послушать тишину», закрыв глаза. Пусть он потом расскажет вам о тех звуках, которые были им услышаны (тиканье, капание воды, шум от соседей), а потом сравните их с теми звуками, которые были услышаны вами.
  • Предложите ребенку найти звук. Для этого спрячьте любую, издающую звук вещь и пусть он ее найдет. Можно поиграть в «жмурки», завязать глаза и звенеть колокольчиком.
  • Покажите, как звучат разные предметы (стук ложки, отбивание мяча об пол, шуршание полиэтилена, шелест бумажных листов, скрип двери, падение на пол чего-нибудь). После этого завяжите ребенку глаза и попросите отгадать, какой предмет издает звук. Поиграйте так с музыкальными инструментами.
  • Сделайте с ребенком игрушки-шумелки. Для этого наполните маленькие баночки разными сыпучими предметами (песок, камни, манка, пшено, фасоль, маленькие металлические предметы). Сделайте по паре каждого вида. Затем попросите малыша закрыть глаза и пошумите. Пусть ребенок найдет пару, баночку с таким же наполнением.


Игры с предметами, издающими звуки, развивают фонематический слух ребенка

В развитии фонематического слуха могут помочь игры для развития чувства ритма:

  • Поиграйте в игру «Громко-тихо». На громкие слова или звучание каких то предметов, договоритесь совершать одно действие, на тихое звучание – другие действия.
  • Найди нужное. Для игры подберите слова с похожими звучаниями (точка-ночка) и соответствующие картинки к ним. Называйте предмет, а ваш кроха должен как можно быстрее найти его на картинке.
  • Попросите ребенка хлопать или топать только тогда, когда вы называете предмет правильно. Допускайте ошибку в произношении, заменяйте первую букву: грилавок, дрилавок, трилавок, прилавок, шрилавок…
  • Пусть малыш найдет ошибки: Мы зажгли овечку (свечку). В речке плавал дом (сом).
  • Договоритесь о произношении только одинаковых слогов, а если вы допускаете ошибку, то ребенок говорит «стоп», хлопает или топает. Ра-ра-ра-ра-ра-ба-ра-ра.
  • Для развития фонематического слуха используйте звукоподражания. Попросите сказать, как говорит кошка, собака, как летает муха, комар…
  • «Чей домик». Для игры нарисуйте домики с разным количеством окошек (2, 3, 4, 5, 6, 7). Подберите слова с соответственным количеством звуков (ум, рот, тигр, мышка, сорока, подарок). Объясните, что у каждого слова есть свой домик и для того, чтобы его найти, надо посчитать количество окошек в домике и количество звуков в слове. Для одного звука – одно окошечко.
  • «Сбежавшая буква». Попросите малыша отгадать, какая буква сбежала: _орона, _агон, _оробей, _аренье, _арежка. (Сбежала буква В).

Развивайте фонематический слух с помощью развивающих игр. Во многие из этих игр можно играть не только дома, но и в длинной очереди, на прогулке, во время поездки.


Хорошо, если вы рано научите ребенка делить слова на слоги. Как это сделать, рассказывает учитель Светлана Орочко в следующем видео.

Как понять, готов ли ребенок учиться читать?

  • ребенок строит связные рассказы, не путается, составляя предложения, речь осмысленная и внятная;
  • он выговаривает все звуки, не имеет логопедических проблем;
  • у него все в порядке со слухом;
  • развитие фонематического слуха на должном уровне;
  • имеет ориентиры в пространстве, может показать, где лево-право, верх-низ.
  • интересуется литературой и, может быть, даже просит вас научить его читать.

Если все эти факторы присутствуют, то вы можете начинать обучение чтению.


Выбор методики обучения

Если раньше все пользовались только традиционной методикой, то сейчас их множество. К выбору подходящей программы вам необходимо подойти ответственно, ведь каждая из них имеет не только плюсы, но и свои минусы. Обучение по методу Тюленева , кубики Зайцева, методика обучения Глена Домана и его карточки – все эти модные методики, у которых пока нет долговременных изучений.

Часто можно столкнуться с тем, что ребенок умеет читать уже в 3-4 года. Однако это может очень не понравится логопедам, учителям и специалистам по неврологии. У детей, выбор родителей которых упал на заучивание слогов, могут появиться проблемы со звукобуквенным разбором слов. Ученики, обучающиеся нетрадиционным способом, могут иметь трудности с делением слов на слоги, «проглатывать» окончания слов. Переучивание таких детей дается педагогам намного тяжелее, чем обучение с нуля.

Со стороны неврологии могут появиться проблемы с гиперактивностью, повышенной возбудимостью. Социализация ребенка может проходить очень тяжело. Чтение может быть механическим. Ребенок быстро составляет слова из слогов, может отлично прочитывать предложения, но при этом абсолютно не понимает, что он прочитал.


Дети научившиеся рано читать могут иметь проблемы со стороны невролгии

Подробнее о выборе методики смотрите в следующем видео.

Учим буквы

Начинать изучать буквы стоит с гласных «а», «о», «у», «э», «ы», «и». Расскажите ребенку, почему эти буквы называют гласными. Их можно пропеть голосом, согласные пропеть не получится.

После изучения гласных, начинаем учить звонкие согласные – «м», «л», «н». Необходимо, чтобы ребенок фиксировал свое внимание именно на букве, ее графическом написании, а не ассоциирующейся с ней картинке (А- Аист, Б – бегемот).

После тщательного изучения малышом гласных и звонких согласных можно начинать учить глухие согласные («т», «п», и другие) и шипящих «ж», «ш», «ч», «щ».

Запомните, при изучении букв никогда не используйте их название. Ребенку надо запоминать буквы с помощью звуков. Никаких «ЭР», «ДЭ» «ЭМ», и т. п., только «Р», «Д», «М». Малышу еще сложно понять, что если буква называется «ЭМ», то почему в слове МАМА ее так не читают. Он будет читать ЭМАЭМА.


Каждый раз закрепляйте ранее изученный материал. При изучении буквы обязательно вспомните те, которые кроха уже знает.

Проявляйте спокойствие и терпение. Даже взрослым ничего не дается сразу. Поймите, что мир букв для малыша очень сложный. Если сегодня он не может вспомнить букву, которую изучали вчера, то значит надо не ругать его за это, а следует повторить снова, и обязательно вспомнить ее на следующий день. Повторяйте пройденный материал до тех пор, пока ребенок не станет в нем хорошо ориентироваться.


Учимся правильно читать слоги

Начинать учить сложению букв надо практически сразу. После того, как вы выучите гласные и пару согласных, уже можно сливать слоги.

Очень доступно для детей, как образуются слоги из букв, описано в «Букваре» Н. Жуковой .

Веселый мальчик бегает от буквы к букве. Первый звук тянется до тех пор пока не добежит до второго. Вместо веселого мальчика вы можете использовать любую любимую игрушку ребенка. Это может быть кораблик, плывущий из одного порта в порт; медвежонок, путешествующий от одной буквы к другой; машинка, которая переезжает с одной стоянки на другую… Вариантов много, малыш сам может подсказать сюжет.


Начинайте обучение чтению по слогам с сочетания двух гласных: АААУУУ, ОООУУУ. Когда ребенок будет понимать, как соединять звуки, переходите к слогам с сочетанием согласная+гласная (БА, ДА, НО). Изучайте букву и складывайте с ней слоги. Сложнее для ребенка будет складывать слоги с шипящими согласными (ЖУ, ЖА, ЧА). Это будет следующим этапом обучения.

После того, как ребенок усвоит, как складывать открытые слоги (согласная+гласная), переходите к закрытым (гласная + согласная). Можете порадовать малыша, что он научился читать слова (АХ, ОХ, ДА, УЖ).

На начальном этапе обучения чтению слогов просите ребенка пропевать их, так он не будет произносить отдельные звуки. Пропевание поможет вам научить слитно читать слоги. Всегда повторяйте изученное ранее. Можно воспользоваться готовыми видео-уроками или презентациями. Это внесет нотку разнообразия в ваши занятия.


Пример того, как буквы нужно соединять в слоги, смотрите в следующем видео.

Как научить правильно читать по слогам?

После того, как ребенок запомнил все буквы и научился читать слоги приходит время учиться читать по слогам.

Поначалу предлагайте для чтения простые слова: МАМА, РАМА, МЫЛО, БАБА, МИЛА. Следите за произношением ребенка. Научите его читать слова из 3 букв : СЫР, КОТ, ДОМ, РОТ. Позже, переходите к чтению слов с 3 слогами и более: ВОРОНА, СОРОКА, МОЛОКО. Выбирайте для чтения слова, которые обозначают конкретные предметы или действия.

После того, как у малыша будет получаться читать отдельные слова, начинайте читать простые предложения. РО-МА МЫЛ РА-МУ. МА-МА МЫ-ЛА МИ-ЛУ. Я И РО-МА – МО-ЛОД-ЦЫ. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок делал паузы между словами, предложениями, соблюдал ритм и интонационную окраску. В этот период можно объяснить ребенку, что такое знаки препинания и для чего они нужны. Нужно рассказать о вопросительном и восклицательном знаках, чем точка отличается от запятой, что предложение содержит законченную мысль.


Терпение, регулярность и поощрения дадут большие плоды в освоении чтения

Как научить ребенка бегло читать?

Послоговое чтение характерно тем, что на него у детей уходит много времени и сил. Ребенок сначала прочитывает слово по слогам, потом объединяет слоги в слово. Если он читает предложение, то эти процессы происходят с каждым словом из него. Только потом он объединяет слова в предложения и может понять его смысл. В результате, при чтении маленького текста, юный чтец не всегда может выявить его смысл. Целостное восприятие текста отсутствует.

Следующим этапом в обучении будет чтение знакомых простых слов целостно, а вот более сложные слова ребенок будет по-прежнему читать по слогам. В это время он может допускать много ошибок при чтении, потому что начинает угадывать слова, заменять окончания в них. Очень важно не пропустить этот момент. Если вы обратили внимание на большое количество ошибок при чтении, нужно снизить темп. Это делается для того, чтобы частое возвращение к уже прочитанному для исправления ошибок не привело к регрессии движения глаз.

Только пройдя через этот этап, ребенок научиться читать целостно, бегло. При этом увеличивается темп чтения, становятся редкими ошибки.

Для того чтобы ребенок научился бегло читать нужно обратить внимание на:

  • развитие оперативной памяти (информация хранится в памяти то время, которое нужно для выполнения какой-либо задачи, достижения цели);
  • расширение угла зрения;
  • развитие внимания;
  • недопустимость регрессирующих движений глаз;
  • расширение словарного запаса;
  • хорошее развитие артикуляции.


Дайте ребенку время хорошо освоить азы

Очень помогут вам в формировании навыка беглого чтения многократные тренировки в чтении. Не надо заставлять ребенка читать подолгу, пусть он почитает 5 минут и отдыхает. Такие читательские пятиминутки в течение дня можно устроить несколько раз. Неоценимую помощь окажут зрительные диктанты. Они очень хорошо помогают развивать оперативную память. В формировании навыка беглого чтения поможет чтение скороговорок, выразительное чтение.

Для развития оперативной памяти ребенку можно предложить поиграть в следующие игры:

  • Рассматриваем картинку с изображенными на ней предметами в течение 30 сек – 1 мин. Закрываем ее и просим малыша назвать предметы или записать их. По такому же принципу можно расположить на столе несколько предметов (около 10) и дать рассмотреть их. После этого попросите кроху отвернуться и уберите 2 предмета или поменяйте местами их между собой. Попросите ребенка назвать предметы, которые были убраны или рассказать, что изменилось.
  • Может помочь игра «Найди одинаковые карточки». Все карточки перевернуты изображением вниз. Ребенок поочередно открывает по паре карточек и ищет такие же. Победит тот, у кого собранных пар оказалось больше.
  • В течение нескольких секунд предложить рассмотреть картинку, а затем убрав ее, попросить ребенка рассказать как можно подробнее о том, что было изображено.


Для расширения угла зрения у ребенка очень эффективным будет использование таблиц Шульте.


Принцип работы с таблицей заключается в концентрации внимания на центральном числе, при этом необходимо найти все числа по порядку не отводя взгляд от центра

В развитии внимания вам смогут помочь следующие игры:

  • «Найди картинку». Перед играющим раскладывается несколько ярких, красочных картинок. Нужно как можно быстрее показать на ту картинку, которую называет ведущий. Игра пройдет интереснее, если играющих будет 2 или 3. Кто быстрее показал на нужную картинку, тот забирает ее себе.
  • «Зачеркни букву». Ребенку предлагается листок с написанными на нем буквами. В течение нескольких секунд он должен зачеркнуть на листе все буквы, которые сказал взрослый (Например, АПИГПЫЙЬОПАРТААБДРЛТСА – Зачеркни букву А). Время, которое дается на зачеркивание определяется исходя из количества букв на листке.
  • «Хлопни, когда услышишь» Ребенку в быстром темпе говорятся различные слова. Ему необходимо хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово на заданную тему. Темы можно предлагать каждый раз разные: овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, посуда…
  • Обучайте только в игровой форме. Воспринимать и усваивать информацию по другому дошкольнику еще очень тяжело. Эффекта от скучных занятий не будет.
  • Не заставляйте. Этим вы можете отбить желание читать.
  • Подавайте пример. Дети всегда подражают родителям.
  • Рассказывайте ребенку о важности умения читать.
  • Ответственно подойдите к выбору методики обучения.
  • Занимайтесь каждый день. Регулярность занятий имеет очень большое значение.
  • Не завышайте требования к ребенку. Действуйте только по его возможностям.
  • Не сравнивайте ребенка ни с кем.
  • Дозируйте предлагаемую информацию.
  • Закрепление изученного очень важно в обучении чтению.
  • Используйте разные способы подачи информации.
  • Проявляйте терпение, доброжелательность и любовь к ребенку.
  • Поощряйте малыша за успехи.
  • Следуйте от простого к сложному.
  • Обучайте ребенка везде, где только позволяют обстоятельства.
  • Читайте ребенку сами. Самостоятельно читать ему пока еще очень тяжело, а любовь к чтению необходимо поддерживать.

Посмотрите видео GuberniaTV, в котором Елена Кондрашина рассказывает о том, как научить ребенка читать.

В обучении чтению могут хорошо помочь и игровые видеоуроки.

Этот вопрос является актуальным для родителей.

С каждым годом школьная программа усложняется, при поступлении в первый класс ребенок должен уже уметь складываться простые числа, знать алфавит и читать по слогам.

Если этих навыков не будет, ребенок не сможет усвоить базовую программу и будет чувствовать себя ущемленным, неполноценным, что негативно скажется на формировании психики.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях и когда можно начинать обучение

Научить ребенка самостоятельно читать слова по слогам не так трудно, как кажется. Домашняя обстановка для него комфортная, чадо чувствует себя увереннее. Сейчас в книжных магазинах можно найти огромное количество всевозможных методических пособий и книжек для малышей, по которым можно освоить базовые знания.

Конечно, начинать нужно именно с алфавита. Для запоминания букв также есть свои методики. Большим спросом пользуются шершавые буквы Монтессори и кубики Зайцева. Если они не интересны ребенку, можно подобрать что-то другое, выбор огромен. Возможно, что малыш восприимчив к музыке и лучше всего запомнить алфавит у него получится с музыкальными досками или другими игрушками.

Последствия слишком раннего обучения

Важно понять не только то, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, но в и каком возрасте можно начинать это делать. Каждый родитель хочет, чтобы его малыш был самым умным и образованным. Во всем должна быть мера. Офтальмологи и психологи выступают категорически против слишком раннего образования. Считается, что ребенок осознанно способен воспринимать информацию не ранее, чем с возраста 5-ти лет. До этого возраста любые образовательные упражнения должны быть только в игровой форме. Нельзя слишком рано нагружать детскую психику ответственностью.

Последствия слишком ранних попыток обучения:

Неврозы;

Проблемы с коммуникабельностью, замкнутость;

Нервные тики;

Заикание, беспочвенное волнение;

Навязчивый страх.

Нельзя пытаться сделать гения из своего ребенка. Гораздо важнее сохранить его психоэмоциональное состояние и воспитать достойного, коммуникабельного и уверенного в себе человека. Каждый малыш индивидуален. Одним знания даются легко, другим требуется немного больше времени. В любом случае родители не должны забывать, что это – маленький ребенок, которому, в первую очередь, нужна любовь и поддержка.

Как понять, что ребенок готов учиться

Признаки, помогающие определить готовность чада к обучению чтению по слогам и усвоению навыков:

Чадо умеет хорошо координироваться в пространстве;

Ребенок различает звуки в словах, сознательно пытается произнести их правильно;

Малыш четко формирует свои желания в логичные предложения;

Отсутствие логопедических проблем с речью;

Самостоятельная тяга к знаниям.

Простое упражнение на определение готовности

Детский мозг должен уметь осознавать увиденное. Легче всего приобрести карточки с изображением букв и слов на эти буквы. Например, буква «А» и на карточке нарисован арбуз. Ребенку нужно не только объяснить, что это за ягода, но и уточнить, что ее название начинается на букву «А».

Когда малыш, увидев карточку, будет произносить «А» — арбуз, «Б» — барабан и прочее, значит, он готов к обучению чтению по слогам.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: эффективная методика

Педагогами и психологами были разработаны методические правила, следуя которым родители смогу научить свое чадо быстро и уверенно читать по слогам. Главное – это соблюдать последовательность.

1. Алфавит. Первым делом малыш должен выучить буквы, одну за другой.

2. На втором этапе важно научить произносить слоги, состоящие из двух букв.

3. Можно переходить к произношению слогов, состоящих из трех букв.

4. Теперь ребенок готов к тому, чтобы учиться самостоятельно соединять слоги в простые слова.

5. Последние этап – соединение слогов в сложные слова и первые пробы чтения. Родители уже на финишной прямой.

Важно! Процесс обучение должен проходить легко, без напряжения. Делать это стоит в игровой форме. Если у чада что-то не получается, ругать малыша нельзя, иначе у него пропадет тяга к познанию новой информации. Вернуть его интерес будет очень сложно, даже в школе.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: соединяем буквы в слоги

Слог состоит из согласных и гласных звуков. Первоначально малыш должен научиться произносить именно гласные. Их не так много, поэтому ребенку будет легче. После этого можно переходить к согласным. Начинается обучения с самых распространенных звуков – это «м», «п», «б».

Родителям нельзя при обучении соединять согласные с призвуками. Например, нельзя говорить «пэ», нужно произносить «п». Пусть ребенок скажет именно «п», потом добавит гласную «а» и получится уже слог – «па».

Огромным удовольствием для малыша будет, когда он самостоятельно сможет собрать из кубиков свое первое слово – «мама» или «папа».

Поощрение за результаты

Малыш должен понимать, что его достижения приносят свои плоды. Родителям очень важно поощрять и хватить ребенка, только так у него появится тяга к знаниям.

Например, когда малыш самостоятельно сложил из кубиков первое слово, отведите его на игровую площадку, где он еще не был, или купите что-то вкусненькое. Ребенку понравится, что его похвалили, он будет стараться складывать новые слова – более сложные, с неодинаковыми слогами.

Совместное чтение книги

Когда освоение грамоты по кубикам будет позади, можно переходить к совместному чтению книг. Самое главное, чтобы выбранная книжка было яркой, имела много картинок и крупные буквы, которые позволят маленькому чаду не напрягать глаза.

Очень важно на первом этапе попросить малыша, чтобы он постарался самостоятельно найти знакомые слоги «ма», «па», «ба» и другие.

Читайте вместе, так детям намного интереснее и они чувствуют поддержку своих родителей. Чтобы малыш не терял строчку, надо научить его следить за ней пальчиком. Так родители увидят, правильно ли читает их чадо и в случае необходимости исправят ошибку.

Важно! Приобретать надо книжки с разным шрифтом. Случается, что ребенок может не узнать букву, если она написана по-другому. Очень важно научить его распознавать буквы в разных шрифтах и не откладывать это.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: полезные советы

1. При приобретении обучающих книжек для малышей следует обращать внимание на различные методики. Разностороннее развития поможет ребенку легче воспринимать новую информацию.

2. Если родители четко решили научить своего ребенка читать, этим требуется заниматься каждый день. Даже если катастрофически не хватает времени, все равно утром или перед сном нужно постараться выделить 15-20 минут.

3. Перед тем, как давать чаду новую информацию, необходимо повторить уже пройденный материал. Это будет своеобразной зарядкой для мозга.

4. Детское внимание очень неустойчивое, уже после 20-ти минут занятий мозг переключается от упражнений на посторонние вещи. Нужно стараться уложиться в это время.

5. Даже за самые маленькие достижения ребенка надо хвалить. Если для родителей это незначительно, для малыша новое умение становится настоящим достижением. Похвала чада приведет к тому, что он еще больше будет стремиться к новым для себя открытиям.

Чтобы маленький ученик легче запоминал всю полученную информацию, теорию рекомендуется совмещать с практикой. Например, родители только что разучили со своим чадом букву «А». Можно попробовать просить малыша во время прогулок или домашних дел найти эту букву вокруг себя. Это могут быть стенды, книги, надписи на магазинах и много чего другого. Такая своеобразная гимнастика позволит закрепить полученную информацию и лучше ее усвоить.

Понять, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях – это не сложно. Гораздо труднее набраться терпения и уделять упражнениям время каждый день, хотя бы по 10-15 минут. Усилия родителей не пройдут даром. Когда ребенок пойдет в первый класс, он будет гордиться, что уже умеет читать.

Основными причинами замедленного чтения у детей являются : 1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.

2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

3. Маленький словарный запас.

4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.

5. Не развитый артикуляционный аппарат.

6. Не по возрасту подобранные произведения.

1. Вовлекайте своего ребенка в процесс чтения .

Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова.

2.Чтение – необходимо для жизни . Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.

3. Просмотр диафильмов.

Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.

4. Параллельное чтение.

Приготовьте два одинаковых текста, Вы текста, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

5. Чтение за определенное время.

Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.

6.Чтение не вслух, а про себя .

При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептывание — та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.

7. Игры с ударением.

Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все — таки правильно.

8. Спотыкание о согласные.

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

9. Жужжащее чтение .

Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

10. Развитие зоркости .

Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.

11.Пишите слова, отличающиеся одной буквой : кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова.

12. Артикуляционная гимнастика. Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.

Читайте скороговорки по — разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.

13. Развитие поля зрения.

Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.

14. Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.

15. Чтение с закладкой.

Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.

16. Чтение слов написанных разными шрифтами.

17. Наращивание слов.

Пишите столбиком на листе бумаги:
Кот лес дом

Котик лесок домик

Котеночек перелесок домишко

18. Чтение «канон» . Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.

19. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

20. Чтение со звуковым сопровождением — когда играет музыка.

21. Простукивание ритма .

Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.

22. Поиск .

Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.

23. Ежедневные пятиминутки чтения.

В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.

23. Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы . Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.

24. Чтение согласных .

Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например с,т,п,г,в,ж,к,н,ш,щ,л,г,н,ф.

25. Складывание слов из двух половинок .

Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.

26. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста .

27. Тренируем внимание . Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.

28. Очередь

Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.

29. Ролевое чтение.

30. Перевернутый текст .

Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.

31. Набор деформированных предложений .

Меняйте слова в предложении, например: ко — мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.

32. Поиск заданного слова .

Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.

33. Таблицы Шульте.

Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Обязательным условие улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.

Современным детям очень трудно, так как в школе к первому классу ребенок уже должен уметь читать, знать слова и буквы. Потому вам нужно будет заинтересовать своего малыша, раскрыв перед ним удивительный мир букв, слогов и новых выражений.

Первое что нужно сделать для того, чтобы научить ребёнка чтению быстро и легко – нужно купить ему правильный словарь. Купленная вам книга должна пояснять ребенку, как буквы составляются в слоги, как читать по слогам. Позже ребенок научится правильно читать целыми предложениями.

Научить ребёнка эффективно и очень быстро читать гласные и согласные буквы, нужно будет начать с простого. Выучите с малышом такие главные, как «а», «о», «у», «ы» , «э». Повторите эти уроки, пока они не дойдут у ребенка до автоматизма. Далее введите в обучение твердые звонкие согласные, такие как «м» и «л». Обязательно обратите внимание на то, что произносить звуки нужно четко, не «эм» и не «мэ», а только четко и ясно «м». Следующими в обучении ребенка читать будут звуки глухие и шипящие, это ж,ш,к,д,т и т.д.

Обязательно закрепляйте и повторяйте с малышом материал, так он лучше закрепиться в памяти ребенка. Смотрите с малышом обучающие видео, повторяйте пройденные уроки и очень скоро вы сможете научить ребенка 6 лет распознавать целые слова, быстро и правильно их прочитывать по слогам.

Учим слоги

Когда малыш 6 лет будет уверенно ориентироваться в распознавании звуков, вы сможете сделать следующий шаг – научить его правильно произносить простые слоги. Желательно, чтобы такие уроки для ребенка проходили в игровой форме. Разберите с малышом простой слог, по типу «ма». Вы должны научить ребёнка тому, что буква «м» бежит к букве «а», звуки произносятся слитно и неотрывно друг от друга.

Когда у ребенка появится навык произношения звуков по слогам, он будет говорить быстро и правильно, вы сможете начать давать ему произносить более сложные слоги, такие как «жу», «вэ», «до». Пройдите уроки по закреплению пройденного материала в игровой форме. Посмотрите обучающие видео, они помогут малышу 6 лет быстро и легко освоить слоги.

Когда у ребёнка начнет получаться читать по слогам, начинайте ему давать сложные слоги, такие, в которых гласная стоит перед согласной. Это позволит малышу 6 лет правильно понять механизм составления слогов, а позже у ребёнка начнет получаться читать слитно слова быстро и легко.

Дидактическая игра

Легко научить ребенка чтению по слогам и слитно поможет интересная дидактическая игра. Вам нужно будет подготовить бумажечки с буквами а, б, в, д, н. Возьмите кукольную посуду, а также маленькие стульчики. В чем заключается игра:

  1. Рассаживаем на стульчики буквы, перед каждым стульчиком ставим столик и на столике ставим чашки из посудного набора.
  2. Расскажите ребенку, что буква «а», ходит по очереди на чай к другим буквам.
  3. Игра подразумевает, что вы будете произносить слог «ба», когда буква «а» будет приходить в гости к букве «б».

Игра не обязательно должна происходить в форме чаепития. Буквы могут кататься на машинке, встречаться в гостях у мягких игрушек и так далее. В сюжете, по которому будет развиваться игра, ориентируйтесь на интересы ребёнка.

Дидактическая игра поможет заинтересовать ребенка 6 лет и подвести его к чтению слова слитно. Учиться быстро читать слоги и слова в игровой форме – это лучший вариант для малышей, так как на кроху не оказывается давление и ему игра интересная. Конечно же, игру нужно сразу заканчивать, когда вы видите, что у ребёнка пропал интерес. Переключите кроху на что-то другое, посмотрите вместе обучающее видео, которое будет полезно для крохи возрастом 6 лет.

Учим беглому чтению

Когда кроха 6 лет сможет уже правильно произносить слоги, вы можете начать ему давать читать первые простые слова, такие как «кот», «сыр», «дым» и другие. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова, которые он читает, раздельно. Ваша задача сразу научить кроху прочитывать слова правильно.

Для обучения чтению в домашних условиях вы можете распечатать много букв и составлять из них варианты слов для прочтения. Можете воспользоваться магнитной доской, с такой игрушкой можно придумать разные обучающие уроки, на этот счет в сети есть много видео. Главное чтобы беглое чтение и обучение ему было представлено малышу в игровой форме, тогда уроки будут приятными для малыша.

Чтобы научить кроху чтению слитно правильно, чтобы малыш умело произносил слоги, существует 10 универсальных советов, которыми должны пользоваться все родители.

  1. Играйте с малышом – самый лучший и важный совет из 10. Кроха не должен воспринимать занятие как обязанность, это должна быть легкая и очень приятная забава, которая будет занимать малыша на какое-то время.
  2. Никакого насилия во время обучения быть не должно. Если малыш не хочет заниматься – лучше не заставляйте его, иначе вы отобьете всю охоту к обучению. Это второй по значимости совет из 10.
  3. Третий очень важный совет из 10 – сразу учите кроху правильному произношению. Он должен знать, что звук произноситься именно «р», а никак не «рэ» или «эр».
  4. Просите своего маленького ученика прочитывать и даже заучивать слоги, а не отдельные буквы, так процесс обучения пойдет намного проще.
  5. Повторение по время занятий обязательно. Повторяйте все, что было пройдено до этого, так материал лучше отложиться в памяти малыша.
  6. Никогда не забегайте вперед и постарайтесь идти от простого к сложному. Можете смотреть с крохой разные обучающие мультипликационные видео, постепенно увеличивая уровень сложности.
  7. Обучайтесь не только дома за столом. Просите малыша прочитать слоги на рекламных щитах или вывесках магазинов, а ярком журнале или в газете.
  8. Приучите своего кроху к чтению вслух. Читайте ему сами и просите кроху почитать вам. Пусть кроха осилит всего 10 слов за минуту, никуда не торопитесь. Пусть малыш оттачивает навыки.
  9. Пробуйте чтение с закладкой. Открыточкой закрывайте уже прочитанные слова, так кроха не будет путаться и будет сосредотачиваться только на одном нужном слове.
  10. Занимайтесь каждый день регулярно, избегайте перерывов и не забрасывайте чтение. Предлагайте малышу на выбор чтение книги, просмотр видео или другое занятие, которое поможет отточить навыки чтения.

Эти 10 советов будут очень важны для родителей. Именно эти 10 советов помогут родителям обучить своего ребенка

20.04.2017 в 10:02

Давайте сделаем осознанный и осмысленный выбор.

Вы сможете привить такую любовь к чтению, которую вряд ли удастся учителю, если у вас в доме регулярно читают и обсуждают прочитанное.

Будьте готовы, что в школе вам скажут, не надо ничему учить, всему научим в школе сами.

Здесь же в классе обычно 30-35 человек, урок длится 30 минут, т.е. меньше минуты на ученика.

Предлагаем вам обсудить данный вопрос и взвесить все за и против домашнего обучения чтению, а также узнать секреты и избежать ошибок.

А читаете ли вы на ночь своему ребенку? Простой вопрос, а ведь именно эта привычка позволяет привить любовь к чтению уже с младшего возраста. Какие лучше выбрать , подробно разберем с названиями и названиями сказок.

Плюсы и минусы чтения сказок на ночь размещены , а также различные аспекты данной методики обучения.

Отличный союзник в играх — это любой материал который есть дома. Давайте разберем и применять для обучения чтению.

И может так случится, что ребенок будет не успевать, тогда учитель вам скажет, занимайтесь дома, т.к. ребенок не читает.

Технику чтения проверят, чтобы определить сколько слов в минуту он читает. И требования вполне конкретные и измеримые 1 класс — 30 слов в минуту, 2 — 36, 4 — 100 до 120.

Отсюда сами выбирайте учить или нет ребенка читать дома, но помните, нельзя привить ребенку любовь к чтению, если вы сами не читаете.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!

Давайте разберем, как научить ребенка дошкольника читать быстро, правильно и легко по слогам, а также читать бегло целые слова в домашних условиях.

Когда можно начинать учить ребенка читать?

  1. Ребенок четко и правильно выговаривает буквы, и слова без ошибок и чисто, т.е. без дефектов.
  2. Когда он уже знает несколько букв. Вы начали их изучать тогда, когда он к ним проявил интерес сам, а не в 3 или 2 года, когда подруга сказала, что они уже учат буквы.
  3. Когда он их с легкостью узнает в любом варианте написания.
  4. Он их не путает и четко отличает О от А и К от Ж.
  5. С радостью лепит их, рисует или играет с ними.
  6. Учить буквы исключительно начиная с гласных и передвигаясь затем на изучение согласных.
  7. Будьте внимательны произнося буквы, звуки. Произносите согласные без гласных призвуков.

Видео уроки о том, как правильно подготовиться к обучению родителям:

Важные скрытые трудности

Желание родителей научить обычно выливается в копию школы, когда ребенок неподвижно сидит за столом, а вы в роли учителя объясняете, но это в корне не верное представление.
Лучше, когда обучение идет в форме игры, пусть ребенок будет учителем, так он научится в разы больше.

Играйте тогда, когда у вас есть свободное время, достаточно и 5 минут, чтобы ребенок в практике усвоил в разы больше, чем за 30 минут обучения в привычном для нас понимании.

  • не правильно заученные буквы с помощью аудио-буквариков или книг, например часто весящие таблицы произносят не М а МЕ, не Р, а РЕ.
  • ребенок не понимает как их соединять;
  • особую трудность вызывают ом, ум, ав когда гласные идут впереди согласных;
  • начиная читать слова из 5-6 букв ребенок забывает начало слова.

Что с этим кошмаром делать, а главное как?

  1. Начать разбирать, что ребенок не понимает.
  2. Читать исключительно по 2-3 буквы, росчитка (таблица слогов) — это лучший помощник. Она есть на нашем сайте, а еще ее можно приобрести в варианте книги.
  3. Заниматься не более 15 минут в день, в игре и с радостью.
  4. Хвалить за малейшие успехи.
  5. Показывать малышу, зачем ему этот навык. Например, попросить прочитать название магазина, улицы и т.п.
  6. Критиковать используя схему КПК — комплимент, программа, комплимент. Какой ты молодец все правильно прочитал, чуть ошибся, но потом справился, я тобой горжусь!
  7. Двигаться от простого к сложному, до тех пор, пока ребенок не станет с легкостью читать слоги по 2-3 буквы, к чтению слов нельзя переходить!
  8. Перечень игр в какие надо играть буквами, чтобы ребенок понял, что это легко и просто.

Плюсы и минусы обучения чтению ребенка дома:

Плюсы:


Минусы:

  • если вы переусердствуете и ребенок научится большему, чем просто чтению, то ему будет не интересно на уроках;
  • научить необходимо правильному чтению, отсюда называть буквы правильно не ВЕ, а В и т.п.

Зачем вам все это знать?

Чтобы избежать ошибок и отказаться от идеи ребенку самостоятельно обучаться по говорящим книгам, телефонам или букварикам, в этих случаях минусов в разы больше.

Как научить ребенка читать в 6 лет в домашних условиях быстро и в игровой форме?

Самый быстрый метод всегда имеет массу минусов и среди них, то, что ребенок начинает также быстро это все забывать.

Поэтому начните уже сегодня, ведь найти 15 минут в день сможет даже очень занятая мама или папа. Учится будет ребенок в игровой форме на много легче и без принуждения и слез.

Всегда любое занятие начинайте со слов: А давай поиграем в игру…

Игры, которые будут развивать навык чтения вашего ребенка постоянно:

  • какие буквы спрятались на картинке;
  • нарисуй букву и разукрась ее, буква с глазками, руками, ножками;
  • слепить букву из пластилина, глины, теста;
  • сложить из мозаики выученные буквы;
  • вырезать из бумаги и картона играть в ролевые игры, например М — мама, а П буква — папа, а еще у них есть Д — доченька и С — сын или по имени. Вы играете в знакомую игру, только называете как бы по имени П, М или Д, С. (Это могут быть такие игры: пожарная станция, стройка, ремонт машин, школа, детский сад, концерт, путешествие…)
  • играем в буквенное лото;
  • пока идете по улице называете 5 слов на букву А или любую другую, которую вы учите.
  • сложить из букв слово не более 3-4 букв;
  • из большого слова складываем маленькие слова;
  • слова наоборот, вы говорите слово наоборот, а ребенок переставляет и называет правильно Оху — Ухо, Тор — Рот.
  • рисовать на манке или любой другой крупе буквы и не дорисовав попросить угадать, что за буква.

Видео посвящено обучению чтению в игре:

Для мальчиков


Можно встретить такую формулировку: как научить ребенка — мальчика балбеса читать в 6 лет в домашних условиях?

Приклеивать к ребенку ярлыки — это в корне не верно, поэтому давайте его назовем шустряк или увлеченный чем-либо кроме чтения.

Задача — увлечь его, спросите что ему интересно?

Не сдавайтесь сразу, сводя все к тому, что кроме компьютера и планшета ему ничего не интересно. Присмотритесь в какие игры он играет, что особенно увлекает и что он готов делать с утра до вечера.

В мультфильме про Лунтика была серия, где маленького жучка на речку вели и на поляну, а он просто хотел рисовать. Спросите и вы вашего ребенка.

Сделайте список тем:

  1. Игры.
  2. Мультики.
  3. Герои любимые (роботы, динозавры, машины).
  4. Секции куда ребенок ходит, например, дзюдо, футбол, плавание.
  5. Космос или другая интересующая.
  6. Истории или легенды про воинов.

И все делайте с использование каких-либо смежных с этим тем.

Например, слова берем связанные с темой любимых героев сказок или мультфильмов, а также это может быть про космос. Тогда и ребенок начнет играть в близкие и увлекающие его игры, а не читать, вообще чтение становится вспомогательным инструментов.

Например, интересующемуся ребенку космосом, дарят энциклопедию или книгу про него, тогда даже просто разглядывая картинки он захочет узнать что там написано.

Давай вместе!

Самая волшебная фраза творящая чудеса. Не ждите, что ребенок возьмет книгу и сам станет читать. Предложите ему вместе почитать и посмотреть картинки, все что вы делаете вместе очень скоро он сможет делать сам, без вашей помощи.

Видео по реализации совета давай вместе:
Найдите в различных вариантах раccкраски с любимыми героями, где подписаны слова печатными буквами и пробуйте читать, останавливаясь на самом интересном месте.

Как это может выглядеть для мальчика?

Увлечение: рыбалка.

Пишем слова связанные с рыбалкой для чтения и загадок: рыбалка, рыба, рыбак, удочка, река, море, река, окунь, рак, наживка, червь, поплавок, крючок, поклевка, клев, снасть.

Книги про рыбалку для детей: берем в библиотеке либо приобретаем в магазине.

Готовим ребусы из написанных выше слов + переставление букв.

Скороговорки и поговорки про рыбалку:

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • На зорьке не встал - рыбалку потерял.
  • Кто удить не ленится, у того рыба ловится.
  • К тому, кто рано встает, рыба сама в руки идет.
  • Болтуна видать по слову, рыбака - по улову.
  • Говори об ухе, когда рыба в руке.
  • Заядлого рыбака поутру не толкают в бока.
  • Рыбачил до вечера, а поужинать нечего.
  • И в рыболовстве везение - это труд и терпение.

Также может коллекционировать советы или рекомендации и наблюдения.

Для девочки

Для девочки пример: увлечения феями Винкс и домашними грызунами.
Ищем журнал про феи Винкс или энциклопедию про грызунов, библиотека для книг или магазин, но есть и дополнительный вариант - это интернет, рекомендуем выбрать качественные статьи и распечатать читая с дочкой.

Подбор слов: Имена Фей, колдовство, фея, волшебство, подруга, крылья, летать, природа, яркое солнце, пламя дракона, волны, технологии, музыка.
Загадываем ребусы и слова.
Играем в слова, проговариваем слово, она называет его по буквам.

Рассказываем про героя, его надо угадать и выложить его имя из палочек или спичек, возможны любые палочки, например, для демакияжа или счетные палочки.

Сложить из букв имена фей Винкс либо любимых принцесс.

Читаем по слогам

Давайте разберем как быстро и хорошо научить ребенка читать по слогам?
Когда вы уже с ребенком одолели гласные и начали изучать согласные, то самое время начинать обучение читать по слогам.
Чтобы максимально облегчить процесс обучения родителям, предлагаем вам сделать вариант таблицы расчитки на русском и розчитка на украинском.


Такие таблицы очень удобно использовать особенно, когда знакомство со слогами только началось. Если есть желание поиграть в слоги, то распечатайте сразу 2 экземпляра таблиц, попробуйте складывать из букв простые слова, не более 3-4 букв.

Лучшие варианты, когда слова простые, например, Мама, Маша, Папа, Саша, Петя, Вася, баба. Когда ребенок не путается с новой выученной согласной, то самое время предложить разные слоги, например, МА, МО, МУ, но и АМ, ОМ, УМ, т.е. вы следите, чтобы слоги начинались как с согласных, так и гласных.

Не раздражайтесь снова и снова объясняя ребенку, как читаются буквы вместе и как звучат в отдельности. Иногда может потребоваться и несколько раз, в других случаях повторять необходимо несколько десятков раз.

Всегда говорите, все ок! Ты молодец! У тебя все получается! Смотри, в прошлый раз ты эту букву не назвал, а сейчас уже сразу сказал ее, а через неделю, ты сможешь ее читать по слогам!

Если у малыша не получилось, вы говорите: Давай вместе!

Видео помощь родителям, как сделать так, чтобы ребенок научился всему легко:


Не забывайте повторять эти 2 фразы и показывать на пальцах: Все в порядке! Молодец!
Пробуйте петь слоги, просто называть показывая указкой вдвоем. Когда ребенок начинает их с легкостью узнавать, то самое время пробовать складывать простые слова по слогам или из отдельных букв и читать.

Как складывать?

Важно не торопиться читать до тех пор, пока слоги из таблицы не будут читаться у него легко, прямо на лету будет узнавать. Практикуйтесь в слогах до автоматизма в разных играх.

1. Отлично подойдут знакомые книги или стихи, выбирайте знакомые стихи с простыми словами и пробуйте их читать, выкладывая из слогов, которые читает ваш малыш. Мама мыла раму. Маша пила сок. Саша ел кашу.

2. Попробуйте показывать слоги в таблицах и отдельные буквы. Чтобы ребенок угадывал такие слова: рак, мак, рот, нос, ухо, кар, пар, гав, жар, вор.

Работая с таблицей по очереди сначала вы, потом малыш, а вы складываете слова. Ма-Ма, ЧА-Ш-КА, РЕ-П-КА, ПА-ПА, МА-ША, МУ-ХА, ЛИ-ЗА, СА-ША, ФИ-ЛЯ, т.е. вы работаете с таблицей. Вы показываете слог, потом 1 букву, потом еще слог, например слово чашка, если букв 3, то слог и 1 буква ра-к.

Почему таблица лучше, чем азбука букв и слогов?

Родители часто приобретают их по просьбе учителя, но потом они оказываются мало востребованными. Минусы их в том, что их необходимо вырезать, особенно если это на картоне, не всегда буквы и слоги влезают в разъемы и там держатся.

Плохо организованные для использования и хранения, требуют конвертов или других емкостей для хранения и в конечном случае они вообще рассыпаются и теряются. Хранить разрезанные буквы, как и пользоваться весьма неудобно.

В этих случаях лучше использовать кубики с буквами, для наглядности и хранения они практичнее, но при некачественной печати и наклейке они быстро облезут, а еще их часто очень мало для слов с 5 или больше букв.
Все эти игры практикуем по мере освоения ребенком новых букв. Здорово для разрядки, потом из кубиков построить башню и развалить, чтобы любое обучение шло через игру.

Как правильно читать по слогам?

Если вы поддались искушению и купили ребенку “Мой букварик” таблицу настенную или плакат с буквами, нажимая на них он озвучивает буквы, существуют такие еще планшеты и книги.

Так вот главная ошибка таких устройств, что называют они буквы, а не звуки, т.е. вместо - Р -ЭР, В - ВЕ, Б-Бе и т.п.

И самое страшное, когда ничего не подозревающие родители начинают учить своего ребенка читать, начинается настоящий взрыв мозга вместо Мама получаем МЫ А МЫ А.

В мама ну ни как не складывается. Поэтому не рекомендуем идти на поводу у таких устройств, если все же решили ими воспользоваться слушайте что произносит такой плакат или книга, если неверно, то лучше не брать.

А что же делать?

Вешаем аналогичный плакат, либо распечатанную таблицу и каждый раз когда ребенок спрашивает отвечает звук ПРАВИЛЬНО, ведь теперь известно почему крайне важно сразу научить ребенка правильно называть звуки.

Какой самый быстрый способ обучения чтению?

Однозначно игровой, если ваши идеи иссякли, то воспользуйтесь нашими рекомендациями. Играем в игру, сначала мама показывает ты читаешь, потом мы меняемся ролями.

  1. Разгадываем ребусы рисуем картинки и через них загадываем слово, например, слово молоко. Маша Оля Луна Окно Каша Обед
  2. Найти в небольшом тексте все слоги на Ма.
  3. Из слогов складывать вымышленные ребенком слова и придумать свой тарабарский язык.
  4. Видео том, что такое тарабарский язык:

  5. Выкладывать слова вертикально, читаем слова сверху вниз и наоборот.
  6. Слоги или слова могут терять буквы. Такие угадайки.
  7. Складываем слова с носком или варежкой, ребенок их обучает какие есть буквы и как читать. Закрываем 1 букву и надо угадать слово.

Вариант игры с носком в видео:


Теперь у вас есть целый комплекс игр для обучения чтению правильно и без ошибок, важно, что это происходит в увлекательной игровой форме и дает родителям возможность подстраивать процесс обучения под каждого ребенка индивидуально.

Меняя тематику под увлечения малыша.

Если вам трудно придумать или реализовать какую-либо игру, рекомендуем не огорчаться. Сайт сайт предлагает вам подробно расписанные от материалов до реализации.

Выбираем пазлы для ребенка правильно, чтобы избежать ошибок, прочтите статью .

Составляем план игр для детей легко и грамотно, а также учитываем секретные аспекты, помогающие ребенку развиваться и не уставать по ссылке .

Какую книгу выбрать для обучения?

  1. С крупными буквами и красочными картинками.
  2. Буквы появляются по одной, а изучив 2-3 уже идут в слогах.
  3. Разные варианты чтения слогов, например, МА — АМ, МО — ОМ.
  4. Помните о времени 15 минут — это максимальное количество для занятия.

Видео от логопеда по обучению чтению:

Когда ребенок начал читать, успокаиваться и бросать обучение будет большой ошибкой, т.к. требования есть по скорости и это не только проверка техники чтения.

Чем медленнее ваш ребенок читает, тем больше времени ему потребуется на выполнение домашних заданий и извлечение информации из уже прочитанного.

Не случайно требования к скорости чтения растет: 1 класс — это 20 слов в минуту, 2-40, но читать с удовольствием ребенок может при скорости от 60 слов в минуту.

Как научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе: упражнения


Когда ребенок освоил буквы, спокойно их узнает, теперь только настало время заниматься скоростью чтения. Прежде чем начать работать с ней, зафиксируйте сколько слов в минуту ваш ребенок сейчас читает — это поможет отслеживать прогресс.

Отводите на эти занятия не более 15 минут в день, чтобы он не успевал уставать и придумайте мотивирующие моменты, которые будут фиксировать его прогресс и развитие.

Например: таблица, где ребенок пишет с какой скоростью он читал и указывает день, такой мини дневник, если скорость растет, то он получает подарок — это игра с родителями или история от них, поход вместе в зоопарк или покататься на роликах, лыжах, коньках, погулять в парке, поиграть в боулинг или другие игры.

Мотивация в виде денег или подарков, может привести к обратному эффекту.

Выбирайте тексты в соответствие с возрастом ребенка, крайне важно.

Вы можете сделать в игровой форме метод которым вы будете учиться быстрому чтению, для этого напишите на карточках названия и давайте ребенку выбирать, каким методом вы будете сегодня читать.

Упражнения:

  1. Лист бумаги прикладываем к тексту так, чтобы все непрочитанные строки были закрыты. По мере чтения с помощью шторки открываем все следующие строки, но важно двигаться чуть быстрее, чем ребенок читает.
  2. Лист бумаги прикладываем к верхней части строки и закрываем слова, чуть быстрее, чем ребенок читает.
  3. Зашумленные тексты, когда в текст вставлены слова не относящиеся к нему. Легко в готовый текст внести в ворде и распечатать.
  4. Вершки — корешки. Закрываем нижнюю часть строки с помощью линейки или вырезанной полоски, закладки. Аналогично сделать с верхней частью.
  5. Разрезать по форме решетки текст и раздвинуть в стороны. Сделать это просто если текст — это картинка, тогда просто ставить пустые полосы.
  6. Решетка или рамочка. Из бумаги вырезаем по форме решетку с довольно широкими вырезанными столбцами, где тонкие полосы оставленные из бумаги будут прикрывать куски текста. Размер ее равняется размеру листа бумаги — 29*27 см. Ширина тоненького столбца — 0,5 см, широкий столбец -2-3 см, накладываем на текст и читаем.
    Когда данный метод будет освоен, сделайте полоски более широкими — 2-3 см, пусть их на листе будет 2-3 шт.
  7. Мудрые деревья — пирамида. Когда текст расположен в форме трапеции, расширяясь от средины к краям.

Видео с примерами упражнений для быстрого чтения: Урок в видео формате занятия с медленно читающим ребенком:

Физические упражнения

Уделяйте такой физической зарядке 5 -10 минут ежедневно и вы заметите, насколько быстрее стал работать ваш мозг. Такая гимнастика помогает работать 2м полушариям синхронно, что позволяет мозгу работать в состоянии сверх эффективности.

  1. Я ученик.
  2. Ухо — нос или Винни -Пух и пятачок.
  3. Винни-пух.
  4. Капитанская.
  5. Вижу цель, не вижу препятствий.
  6. Я победитель.
  7. Усложняем, когда уже все стало получаться: добавляем хлопки, маршируем, шевелим ступнями ног.

Таблицы Шульте

Видео научит вас пользоваться таблицами правильно и расширять угол зрения:

Где взять еще больше материалов обучающих быстрому чтению?

  1. Татьяна Джало — именно для деток от простого обучения к быстрому чтению у нее есть прекрасный курс.
  2. Книги, видеоролики Андреева.
  3. Игры он-лайн в интернете с таблицами Шульте и не только, но какое время ребенок будет проводить за компьютером, телефоном или планшетом решать вам.
  4. В интернете масса статей посвященных быстрому чтению.

Важно понимать, что скорочтение — это навык, которому рекомендовано обучать в возрасте старше 10 лет, быстрое же чтение с помощью игр, упражнений начинаем тренировать в 6-7 лет.

Что такое техника чтения?

Чтобы разобраться в вопросах беглого чтения или быстрого, давайте разберем что же это такое по определению? Проверяют технику чтения в классе, параллельно с началом чтения ребенка включается секундомер, когда минута окончится, ученика останавливают и считают количество прочитанных слов. Какие слова считают, а какие нет? Проверяют ли понимание ребенком текста? Если ребенок не верно прочитал слово, будет ли оно учтено? На самом деле техника чтения складывается из нескольких навыков:

  1. Способы чтения (по буквам, слогам или целыми словами);
  2. Темп чтения, скорость с какой будет прочитан новый текст за 1 минуту.
  3. Осознанность. Когда прочитанное ребенок понимает и сможет ответить на вопросы.
  4. Выразительность, а вот этот навык стоит обсудить с вашим учителем отдельно. Так как для беглого чтения, паузы минимальны, в отличие от обычной проверки. И если вы требуете от ребенка быстро читать, то вполне логично, чтобы весь процесс чтения был быстрым.

Ускоряем технику чтения с 40 до 74 за 10 занятий во втором классе

Видео с готовым подбором игр для ускорения чтения с 40 до 74 за 10 занятий:

Теперь вы знаете, как научить ребенка быстро читать и техника чтения вашей семье не страшна!

Пробуйте разные методы и варианты, желаем вам легкого, быстрого и увлекательного обучения чтению. Пусть ваш малыш с легкостью освоит чтение и получает удовольствие от него постоянно осваивая новые книги и знания!