Меню

Как помочь ребенку в три месяца правильно развиваться? Развитие ребенка на третьем месяце жизни.

Макияж

Четвертый месяц - это своеобразный Рубикон в жизни малыша. Трехмесячный ребенок преодолел первый этап по адаптации организма к окружающему миру. То, что умеет к этому моменту малыш – результат его труда и труда его родителей. В три месяца развитие ребенка идет по всем направлениям (от физиологии до психики).

На этом этапе большое значение имеет своевременная и грамотная помощь в развитии со стороны взрослых - это массаж и развивающие игры, общение с ребенком и приучение его к распорядку дня, прогулки и меняющиеся правила кормления. Чтобы все сделать правильно, родители должны быть готовы морально и информационно к новому витку в жизни их малыша.

В 3 месяца малыш начинает активно познавать окружающий мир, запоминать формы, цвета и звуки. Желательно, чтобы родители в этот период также приложили свои усилия для всестороннего развития ребенка

Существует множество видео-советов на данную тематику, посмотрев которые, можно почерпнуть для себя много полезного (как в сфере психологии ребенка, так и в области его физического развития). Лучше смотреть материал, подготовленный специалистами. Например, доктор Евгений Комаровский доступно рассказывает, на что следует обратить внимание.

Основы физического развития малыша

Физическому развитию ребенка в 3 месяца всегда уделялось большое внимание, особенно родителями. Отчасти это связано с тем, что они легко могут определить размеры своего 3-х месячного ребенка, и таким образом оценить его нормальное физическое состояние. В осмотр малыша до года, который проводится в поликлинике по месту жительства, входит:

  • общий осмотр;
  • аускультация (врач слушает работу сердца и органов дыхания);
  • измерение объема груди и головы;
  • замеры роста и веса.

Ребенок в 3 месяца должен весить примерно от 5 до 7 кг и иметь средний рост 62 см (это касается и девочек, и мальчиков).

На все эти параметры влияют генетические особенности родителей, плодность беременности, ее течение и срок ее разрешения (раньше срока, вовремя или мама переносила малыша), а также те условия, в которых рос грудничок (питание - естественное или искусственное вскармливание, введение раннего прикорма и качество ухода).

Таблица средних размеров крохи к концу 3 месяца:

В норме ребенок набирает от 0,5 до 1 кг в месяц в этом возрасте. Возможны отклонения, например, дети, которые кормятся маминым молочком, набирают вес быстрее, чем искусственники. Если параметры 3-х месячного ребенка отличаются от заявленных, это еще не значит, что случилось непоправимое. Когда ребенок весел, активен и здоров, какает 6-8 раз в сутки и мочится до 12 раз, но немного недобрал или перебрал в весе – это не повод для паники.

Груднички, которых мама кормит грудью, переедают редко, а вот мамам деток на искусственном или смешанном кормлении надо быть внимательными к весовым показателям своего крохи. Если вам кажется, что малыш толстенький или отличается излишней худобой, посоветуйтесь с педиатром.


Родители ни в коем случае не должны игнорировать плановое посещение педиатра, поскольку от этого зависит дальнейшее развитие ребенка. Важно выявить, все ли сейчас в норме, соответствуют ли реакции малыша его возрасту

Рефлексы новорожденного: что с ними происходит?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Основные рефлексы новорожденного:

  • рефлекс Моро;
  • рефлекс Бабкина;
  • поисковый;
  • хоботковый;
  • сосательный;
  • рефлекс ползания.

Именно рефлекторная деятельность помогает новорожденным выжить и адаптироваться к окружающей среде. Но младенец 3-х месяцев уже в них не нуждается. Поэтому в норме основные рефлексы новорожденного в 3 месяца (за исключением сосательного и рефлекса ползания) начинают угасать, остаются остаточные проявления.

Наличие ярко выраженных рефлексов новорожденного может говорить о неврологической патологии:

  • открывание рта и поворот головы в сторону воздействия при поглаживании уголка его рта (поисковый);
  • вытягивание губ хоботком при прикосновении к верхней губе (хоботковый);
  • движение головой вперед и открытие рта при надавливании на ладонь ребенка (Бабкина);
  • слишком выраженный рефлекс Моро.

Рефлекс ползания и сосательный рефлекс четко выражены в возрасте 3-4 месяцев. Они требуются для роста и развития малыша.

На 3-м месяце у деток нередко развивается рахит , и родители должны быть очень внимательны к своему малышу . Первый симптом - повышенная потливость . Личико крохи покрывается капельками пота во время кормления , но особенно сильно потеет головка ночью . Малыша это беспокоит , и он трется головой о матрасик , из- за чего волосы на затылке выпадают , образуется проплешинка . Также малыш становится беспокойным , пугливым , у него учащается мочеиспускание . Все это может быть следствием недостатка витамина D . При первых подозрениях на рахит требуется неотложная консультация педиатра , который назначит необходимые препараты и процедуры , а также откорректирует питание мамы и ребенка .

Навыки, которые осваивает малыш к 3-м месяцам

  • перевороты со спины на живот;
  • «кобра» - способность приподнять голову и плечи, опираясь на предплечья.

Ребенок в 3 месяца чаще всего осваивает эти умения, но хорошо это получается далеко не у всех детей. Некоторые справляются с этим к 4 или даже 5 месяцу. Строгих нормативов тут нет, малютка растет и развивается, а не сдает ГТО. Поэтому если он здоров, хорошо набирает вес, активен, не имеет неврологических патологий, но не очень хорошо переворачивается и опирается на ручки, надо уделить больше внимания занятиям с ним, развивающим играм и массажу.


Умение поднимать и держать головку в норме развивается к трем месяцам жизни. Оно необходимо как база для дальнейшего переворачивания, ползания и хождения

Психологические особенности малышей

Три месяца – это яркий период перемен, которые затрагивают психику грудничка, его эмоциональную сферу:

  • Основной «новинкой» в поведении является так называемый комплекс оживления. Он заключается в активной улыбке малютки, повышении его двигательной активности и в том, что он долго «болтает» (гулит и агукает).
  • На этом этапе жизни крошки идет активное развитие базовых функций его психики, сенсорного восприятия. Например, существенное изменение претерпевает зрение . Ребенок умеет отслеживать взглядом движущиеся предметы и объекты, рассматривать их.
  • Формируется предметное восприятие. Он способен распознавать комплекс свойств предмета. Для этого он старается задействовать свои сенсорные системы по максимуму (осмотреть предмет, потрогать, погрызть, потрясти, послушать звук, если тот его издает).
  • Слух ребенка также активно совершенствуется. Ребенок способен различать интонации, выделять отдельные звуки из общего шума, адекватно определять источник звуковых колебаний. Очень хорошо распознает голоса значимых взрослых, особенно заметна реакция на мамин голос.
  • Эмоциональная сфера также прогрессирует быстрыми темпами. Ребенок в этом возрасте способен обижаться, удивляться, огорчаться. Он чутко чувствует семейную атмосферу и настроение взрослых.
  • Учится методом «делаю, как ты». То есть методом импринтинга, перенимая и «записывая на подкорку» способы реагирования взрослых.

В 3 месяца малыш начинает активно агукать, как будто бы разговаривать. На самом деле это и есть общение с родителями - ребенок делится своими эмоциями, выказывает привязанность или заинтересованность

Распорядок и питание

Трехмесячный рубеж – то время, когда пора ухаживать за малышом, вырабатывая у него основы распорядка дня и приучая к основным режимным моментам. Спит кроха к этому времени еще много, но уже значительно меньше. Пару десятков лет назад нормой считалось до 18 часов в сутки, но современные дети спят значительно меньше. Малыши могут спать от 12 ½ до 15 часов. Основное время приходиться на ночь. На день остается еще до 4 часов сна.

Трехмесячный малютка способен спать большую часть ночи. В этот период и формируется «правильное» отношение к ночному сну малыша, то есть ассоциации ночи со сном. Он уже должен приучаться засыпать не с бутылочкой или под грудью, а самостоятельно. Место приема пищи и место сна нужно разнести, не стоит кормить кроху в кровати.

Общий объем грудного молока, которое съедает малыш, увеличивается до 800-900 мл./сутки, в одно кормление кроха кушает около 150 гр. В целом же, детки на грудном вскармливании сами регулируют количество молока. Если малыш искусственник – он должен съедать смесь в количестве, рекомендованном производителем, крупные дети могут кушать немного больше. Некоторые родители начинают вводить прикорм в 3 месяца. Делать этого не советуем, лучше отложить прикорм до полугода, в случае ИВ - до 5 месяцев.

На третий месяц кормления приходится один из лактационных кризисов. Это надо учитывать: ни в коем случае не нужно сокращать кормление, предполагая, что молоко «заканчивается». В этот период прекращаются приливы молока, и женщина думает, что молока стало меньше. Кроме того, ребенок проявляет интерес не только к пище, но и к окружающим предметам: он может делать перерывы в еде, оглядывая все вокруг. Поэтому некоторые мамы думают, что молоко «пропадает», и докармливают детей смесью, делать этого не стоит.

Позади остались три месяца с того времени, как вы принесли кроху из роддома. И если первый тянулся, был полон тревог, то второй и третий пролетели незаметно, ведь малыш растет и становится все более интересным. Что же умеет делать ребенок в 3 месяца? Выделим его основные достижения.

Физические параметры

Каждый месяц, когда вы приходите на плановый осмотр в поликлинику, малышу обязательно измеряют рост и вес. Многие педиатры опираются на цифры, взятые из таблиц, и в большей степени это разумно, поскольку позволяет увидеть динамику развития в целом.

В норме к трем месяцам:

  • вес составляет от 4,5 до 6 кг (прибавка за месяц около 600-800 гр);
  • рост от 56 до 64 см (за месяц прибавка на 2-3 см).

Однако есть много факторов, способных повлиять на полученные результаты. К ним относятся рост и вес при рождении, генетические особенности, тип вскармливания. Так, было бы неправильно ориентироваться лишь на таблицы, составлявшиеся для искусственников, когда мама кормит грудью. При грудном вскармливании прибавка в весе может варьироваться от 500 гр до 2 кг за месяц. Если набор веса маленький, стоит проконсультироваться со специалистом по грудному вскармливанию: возможно, нарушена техника прикладывания к груди или само кормление происходит не по требованию.

Важными критериями при несовпадении с табличным весом являются общее состояние младенца, его активность, интерес к окружающему миру, а также тот факт, что ребенок ест с аппетитом, хорошо писает (не меньше 12 раз за сутки) и какает (около 6 раз). Если все это наблюдается, не стоит переживать по поводу цифр на весах.

Сон

Дети в этом возрасте начинают понимать, что такое режим, и в то же время спят еще достаточно долго: около 10 часов ночью и приблизительно 7 часов днем, распределенные на 3-4 интервала.

Всего ребенок должен спать 17 часов в сутки. Дневной сон так же важен, как и ночной.

Сон малыша все еще занимает большую часть времени

Купание и прогулки

Малыш должен находиться на улице настолько часто, насколько это возможно. Свежий воздух является прекрасной профилактикой респираторных заболеваний, приносит пользу сердечно-сосудистой системе. Периодически берите во время прогулки ребенка на руки, предоставив тем самым ему максимальный обзор.

Купание все больше нравится крохе, особенно если в воде появились яркие игрушки. Требования к процедуре остаются прежними: купать можно в любое время дня, но лучше перед вечерним кормлением. В завершение рекомендуется ополоснуть ребенка водой на 1 градус ниже той, в которой купались.

Перемены в физиологии

К этому времени головка стала более пропорциональна по отношению к туловищу. Продолжается интенсивный рост, и за этот месяц кроха вытянется еще на 2-3 см.
В пищеварительной системе тоже произошли изменения. Желудок увеличился в 2 раза, что объясняет увеличение порций потребляемой еды и лактационные кризы в это время. Продолжайте и дальше кормить малыша только грудным молочком, прикладывая к груди почаще, и через неделю режим кормления вернется в нормальное русло. Питание кормящей матери по-прежнему должно быть сбалансировано.

В случае, если 3-й месяц жизни попал не на летний период, когда есть возможность получать солнечные ванны естественным путем, педиатр может прописать прием витамина D в каплях для профилактики рахита. Не пренебрегайте этой рекомендацией.

Координация движений становится более совершенной: малыш осознанно берет игрушки в руки, рассматривая их, изучает с помощью рук свое лицо, переворачивается. Все так же важно делать с крохой гимнастику и зарядку.

Рефлексы

Некоторые рефлексы сохраняются только на протяжении трех месяцев со дня рождения, другие сопровождают ребенка всю его жизнь. По времени появления и исчезновения временных рефлексов можно определить, не отстает ли младенец в развитии. В это время наблюдаются следующие из них:

  1. Хоботковый рефлекс . Малыш вытягивает губки в форме хоботка, если пальцами как бы постучать по губам.
  2. Сосательный рефлекс . Кроха активно сосет соску.
  3. Хватательный рефлекс . Вложите в ладошку малютки свой палец - он крепко схватится за него. Похожая картина, но с меньшей силой, наблюдается при нажатии на подошву между вторым и третьим пальцем - стопа сжимается. Рефлекс угасает к 4 месяцам.
  4. Поисковый рефлекс . Поглаживая уголки губ, вы увидите, как малыш поворачивает голову в ответ на раздражение и открывает рот. Этот рефлекс очень выражен, когда кроха хочет есть.
  5. Рефлекс объятия Моро . Суть его в том, что при похлопывании по столу или по бедру, а также при неожиданном шуме, малыш отводит руки в стороны и разгибает пальцы, после чего они возвращаются «на место». Со стороны кажется, будто ребенок пытается обнять.
  6. Рефлекс опоры . Удержание крохи за подмышки приводит к тому, что он сгибает ножки во всех суставах. Но как только подошва ног соприкасается с твердой поверхностью, он начинает упираться полной стопой и делает движения, похожие на ходьбу.
  7. Рефлекс ползания Бауэра . Ребенок лежит на животе, к подошвам ног приставляются ладошки. Как только он почувствует опору, то постарается оттолкнуться и проползти.


Рефлексы играют важную роль в оценке развития ребенка

Основные навыки

Можно сказать, что развитие ребенка в 3 месяца достигает определенной вехи, когда подводятся первые итоги его собственных успехов. Младенец становится все более активным. Умения ребенка проявляются следующим образом:

  1. Малыш уверенно держит голову , поднимает ее с позиции лежа на животе, ворочает ей по сторонам. При этом он опирается на предплечья, ладони чаще раскрыты, чем собраны в кулачки.
  2. Перекатывается с живота на спину или бочок . Если вы наблюдаете, что ребенок производит подобную попытку, помогите ему. Покажите погремушку в пределах его поля зрения, но немного в стороне. Кроха сначала повернет на звук голову, затем плечи и туловище.
  3. Смех и улыбки теперь будут радовать вас все чаще. Впервые малыш может заразительно рассмеяться именно в три месяца, например, от того, что папа громко чихнул. Кроха очень любит поговорить, конечно, пока на своем языке, но гуления младенцев услаждают слух не только родителей, но и практически всех окружающих его людей.
  4. Не выносит долгого одиночества . А как иначе! Ведь ребенок начинает осознавать, что такое социум, с вниманием прислушивается к взрослому разговору. Поэтому, если мамы какое-то время рядом нет, он уверенно заявит о своем недовольстве.
  5. Слух уже хорошо развит, поэтому, если близкий человек подходит сзади и заговаривает, кроха повернет голову в его сторону и сможет найти его взглядом. Ребенок в 3 месяца способен различать голосовые интонации и соответственно реагировать: на ласковую речь - улыбкой и оживлением, на упрек в голосе - настороженностью и плачем.
  6. Захватывает игрушки руками . У малыша в три месяца уже сформировано бинокулярное зрение, позволяющее давать правильную оценку расстоянию, на котором находится предмет. Поэтому малыш с удовольствием бьет ручонками по подвешенным игрушкам, захватывает крупные яркие предметы.
  7. Ручки во рту - обычная картина. Поскольку гипертонус мышц, сковывающий движения ладошек, позади, руки становятся одним из первых предметов для исследования через рот.


Яркие игрушки очень привлекательны

Игры и гимнастика

Занятия на фитболе. Уложите кроху животом на мяч, одной рукой придерживая спинку, другой - захватывая бедро. Покатайте его вперед-назад, влево-вправо, при этом проговаривая все свои действия.

Упражнение, стимулирующее перевороты. Кроха лежит на спине, приподнимите его правую ногу за голень и поведите влево, будто перекидываете ее. Это для него самый сложный момент в перевороте. Стоит также выполнять основной комплекс упражнений, рекомендуемый педиатрами для этого возраста.

Игрушки, разные по размеру и осязанию. Давайте подержать крохе игрушки разных геометрических форм, фигурки животных, гладкие и рельефные предметы. Это будет стимулировать пальчиковое развитие.


Гимнастикой стоит заниматься с самого рождения

Пальчиковая гимнастика. Массаж ладошек и пальцев должен проходить в форме игры с потешками и стишками. Подойдет «сорока-ворона» или «у девочек и мальчиков есть на руке 5 пальчиков».

Ку-ку, мой зайчик. Да, дети очень любят играть в игры, где родители закрывают лицо руками, а затем кукукают. Главное, не скупиться на положительные эмоции. Поиграть в прятки можно, закрыв лицо платком и спрашивая: «Где мама?»

Кто как говорит. Крохе будет очень интересно слушать, как мычит корова, лает собака или поет петушок в вашем исполнении, поэтому разнообразьте занятия с малышом подобными звуками.

В занятиях с ребенком очень важно поддерживать зрительный контакт и объяснять все свои действия словами. Почаще пойте песенки, говорите короткие фразы в рифму. Общение существенно влияет на поведение ребенка, поэтому независимо от того, прогуливаетесь ли вы по парку во время бодрствования малыша или меняете подгузник, говорите с ним как можно чаще.

С каждым днем навыки ребенка приобретают все более осмысленный характер. И это большое счастье наблюдать, как маленький человечек день за днем исследует себя и окружающий мир, учится чему-то новому.

Что в 3 месяца должен уметь ребенок, интересует молодых мам и пап. Малютка развивается строго индивидуально. Набор веса и психоэмоциональные достижения не совпадают точь-в-точь. Но существуют усредненные нормы, по которым определяется соответствие росту и развитию здорового ребенка. Их следует знать. Если по нескольким точкам одновременно происходит отставание, пора обратиться к врачу.

Педиатр проведет полное обследование, направит кроху на консультацию к профильным специалистам. Коррекция произойдет быстро и безболезненно. В дальнейшем малютка ничем не будет отличаться от сверстников.

Рост и вес малыша в 3 месяца

Рост и вес - важные показатели развития малыша. Они отражают биологическое созревание, соответствие нормальному развитию. В 3 месяца вес крохи составляет 4,5-5 кг. За третий месяц крохотуля наберет около 600 г. Рост трехмесячного малютки будет колебаться в пределах 56-57 см.

Трехмесячный малютка округляется: щечки наливаются, ручки и ножки полнеют, на тельце образуются перевязочки. При сильном отставании показателей врач изучит рацион крошки и проведет коррекцию питания (при необходимости).

Какие навыки должен иметь трехмесячный ребенок

К концу третьего месяца у малыша появляется много новых навыков. Крошка каждый день радует родителей, демонстрирует свои умения.

Члены семьи наблюдают, как развивается малютка, и соотносят его достижения с контрольными точками. При несоответствии по нескольким показателям следует обратиться к педиатру.

Двигательная активность

Это один из главных критериев оценки. Трехмесячный малыш уже достаточно укрепил мышцы спинки и шеи. Теперь он может:

  • подолгу удерживать головку вертикально (от 1 минуты);
  • переворачиваться со спинки на животик;
  • отталкиваться согнутыми в коленях ножками от горизонтальной опоры (при поддержке под мышки);
  • стремится схватить интересующий предмет.

Физическое развитие в 3 месяца приносит родителям и некоторое беспокойство. Карапуз не лежит спокойно, он начинает переворачиваться. Мамочка должна обеспечить ему безопасность, оградить от падения.

Зрение

Новорожденный младенец имеет меньшие возможности обзора по сравнению с трехмесячным крохой. Теперь малютка с интересом поворачивает головку, старается осмотреть как можно больше предметов. Держа кроху на ручках, рекомендуется показывать ему окружающие предметы и называть их. Это ускорит развитие малютки, простимулирует формирование речи.

Слух

Теперь малютка поворачивает головку в поисках источника шума. Если он слышит голос мамочки или знакомого человека, останавливает взгляд на лице говорящего. Очень полезно разговаривать с крохой, петь ему песенки, рассказывать стихи.

Эмоции и поведение

В три месяца для крохи характерно проявление комплекса оживления. При виде мамочки или члена семьи он начинает:

  • гулить;
  • улыбаться;
  • шевелить ножками и ручками.

При этом важно похвалить малютку, ласково поговорить с ним.

Речь

Именно в три месяца начинает активно формироваться понимание речи мамы или близких людей. Но пока что малютка больше реагирует на тон, которым произносятся слова:

  • хмурится и плачет при резких высказываниях;
  • улыбается и гулит при ласковом обращении к нему.

Важно помнить: грубость и резкость при разговоре с трехмесячным крохой недопустимы.

Сознание

Третий месяц - новый этап в развитии сознания крохи. Он начинает выбирать, с кем находиться в обществе:

  • мамочка уходит - начинается плачь;
  • мама возвращается - радость и улыбка;
  • член семьи берет ребенка на ручки - радостное гуление;
  • то же делает не понравившийся малютке человек - плач.

Не следует укорять кроху за его поведение: здесь нет каприза, просто идет формирование личности.

Крупная, мелкая моторика

У 3-месячного малютки активно развиваются обе моторики. В спокойном положении кроха держит кисть расслабленной, пальчики - разведенными. Он может не только держать предмет ручками, но и ухватить протянутую игрушку. Важно при этом хвалить малютку и назвать предмет, с которым кроха играет.

В положении лежа на животике малыш сгибает ручки в локтях, разводит в стороны, поднимает головку и опускает ножки. Центр тяжести смещается, лежать становится комфортно.

Социальное развитие

Пока еще кроха не способен различать своих и чужих. В большей степени он ориентируется на интонации голосов и улыбку на лице.

Развитие собственной речи

Именно в 3 месяца ребенок осваивает азы детского лепета. Он произносит звуки, и их уже можно различить. Явно слышатся согласные и гласные, прослеживаются горловые. Мамочка четко слышит бульканье, хихиканье, хныканье. Различаются интонации.

Тактильные ощущения и движения

Кроха начинает пробовать окружающий мир «на вкус». Он тянет в ротик все, что может ухватить. Обычно это собственные кулачки, иногда большие пальчики ножек. Но движения еще нечеткие.

Малютка активно играет с листком бумаги. Он его рвет, сминает и берет в ротик. Разрешать играть с бумажками самостоятельно запрещается.

Правильный уход за ребенком на третьем месяце жизни

Для полноценного развития крохи требуется соблюдать несложные правила ухода за ним. При выполнении рекомендаций педиатров кроха быстро осваивает навыки и радует близких достижениями.

Упражнения для самых маленьких

Для стимулирования развития мамочка должна побольше общаться с крохой. Полезно показывать ему яркие игрушки, давать их в ручки. Гимнастические упражнения укрепят мышцы и позволят скорее освоить новые навыки. Крепкий малыш быстрее начнет присаживаться и ползать.

Крохе нравятся потешки, песенки в исполнении мамы. Он готов подолгу их слушать. Помогут музыкальные игрушки: погремушки, шуршащие пакетики, развивающий коврик. Малютка не должен лениться: и мама должна помочь ему правильно развиваться.

Купание и прогулки

Для грудничка очень важно присутствие на свежем воздухе. Гулять рекомендуется 2 и более раза в сутки по 2 часа (при хорошей погоде). Если на улице ливень, сильный ветер или просто холодно, прогулка откладывается. В 3 месяца полезно совмещать прогулки с дневным сном. Для гуляния рекомендуется выбирать парки, скверы, тенистые аллеи. Запрещается прогуливать кроху вблизи автомобильных дорог и предприятий.

Купать кроху следует за 30-50 минут до укладывания на ночь.

Зарядка и массаж

Трехмесячный кроха нуждается в регулярных занятиях гимнастикой. Эти мероприятия укрепляют мышцы малютки. Гимнастику малыш делает вместе с мамой сразу после пробуждения, перед или после гигиенических процедур. Зарядка позволяет крохе настроиться на позитивное настроение.

Физические упражнения полезно совмещать с массажем. Обычно массаж выполняется перед купанием. Его можно выполнять и самостоятельно, но предварительно рекомендуется изучить курс у профессионального детского массажиста.

Длительность сна

Кроха в 3 месяца спит 5 раз. 4 раза приходятся на день, а последний - на ночь. Главная особенность - малютка привыкает укладываться в строго определенные часы. Для полноценного развития рекомендуется придерживаться определенного графика. Некоторые малютки в 3 месяца спят всю ночь. Но большинство просыпаются 1-2 раза и требуют покормить их.

Выбираем игрушки для малыша в 3 месяца

3- месячный младенец с интересом рассматривает подвешенные над кроваткой погремушки, пытается дотянуться до них. Но ему необходимы и новые.

  • развивающий коврик с музыкальными клавишами;
  • безопасное зеркало (кроха будет с интересом рассматривать свое отражение);
  • погремушки со звуковым эффектом (шуршанием, музыкой, голосами животных);
  • пластиковые игрушки с пищалками;
  • мягкий тканевый мячик;
  • тряпичные мешочки с наполнителями из крупы, пуговиц.

Важно при этом обеспечить безопасность крохи: игрушки должны быть прочными, крупными.

Развивающие игры

По сравнению с месячным, малыш подрос и окреп. Развитие 3-месячного крохи требует наличия специальных предметов. Их можно изготовить самостоятельно или купить в магазине. При этом важно соответствие игры возрасту малютки.

Перед тем как играть, родителям следует изучить инструкцию и самостоятельно проверить безопасность аксессуара.

Для зрительного развития

Лучшие друзья крохи - яркие игрушки. Он подолгу рассматривает подвешенные над кроваткой гирлянды из погремушек, пытается ухватить их ручками. Малютка активно играет на развивающем коврике. В комплект игрушки входит безопасное зеркало. Кроха любит рассматривать свое отражение.

Интересуют малыша цветные кубики с фактурной поверхностью. Для удобного хвата рекомендуется приобрести набор из ткани с липучками: предметы сжимаются под пальчиками, малютке проще удерживать их. Но играть он должен в компании мамы. Она должна называть цвета предметов, протягивать погремушки крохе, брать протянутые ей.

Для слухового восприятия

Кроха любит слушать песенки, потешки, заклички, сказки в исполнении мамочки. Очень важны тон и темп исполнения. Крайне полезна известная игра «Сорока-ворона». Это одновременно и потешка, и гимнастика для пальчиков, и массаж ладошек. При недостатке времени рекомендуется поставить аудио-диск со сказками или песенками. Малютка с удовольствием послушает и его.

Отклонения в развитии и способы корректировки

Есть контрольные показатели, от которых нельзя отмахнуться. В 3 месяца кроха обязательно должен делать определенные вещи. Следует насторожиться, если малыш не умеет:

  • держать головку (хотя бы 1 минуту);
  • фокусировать взгляд на ярких игрушках и лицах;
  • следить глазками за движущимися предметами;
  • хватать яркие погремушки;
  • реагировать на громкие звуки;
  • ощупывать свое личико.

Суммарное количество времени плача не должно в 3 месяца превышать 1 час. Если кроха плачет долго и бесцельно, следует сообщить об этом педиатру. Появление тревожных симптомов не является поводом для паники. При своевременной коррекции отставание легко устраняется.

Важно вовремя заметить недостатки и поставить в известность участкового педиатра. Врач проведет осмотр, назначит обследование у невролога, окулиста, отоларинголога, хирурга и ортопеда. Это требуется для исключения тяжелых диагнозов.

Затем последует назначение коррекционных процедур. Для избавления от отставания в развитии рекомендуется:

  1. Приобрести цветные погремушки разных размеров и формы. Их следует попеременно передвигать в медленном темпе перед глазками ребенка. Цель упражнения - помочь малышу сфокусировать взгляд.
  2. Над кроваткой для развития слуха следует повесить мобиль с несколькими мелодиями. Их требуется включать попеременно.
  3. Играть с крохой следует различными по цвету, фактуре и размеру игрушками. Требуется словами характеризовать цветовую гамму и названия предметов.
  4. Кроху требуется мотивировать к движению. Родители должны стимулировать передвижение, подложив под ножки ладонь. Перед малюткой рекомендуется разместить яркую игрушку и заставить его протянуть к ней ручку.
  5. Малыша следует почаще брать на ручки, обнимать, нежничать с ним, танцевать. С крохой требуется постоянно общаться: петь ему песенки, играть с ним.

Выполнение несложных процедур требует от мамы большого количества времени. Но при регулярном их проведении карапуз быстро догоняет сверстников. Отставание в развитии остается позади.

* Вес ребенка также должен соответсвовать росту, для оценки используйте .

* Указанный в таблицах нормальный вес и рост имеют 94% здоровых детей (подробнее).

Привес и прирост

За прошедший месяц жизни (со второго по третий) мальчик должен был прибыть в весе и росте на 700–900 грамм и 2,9 см, девочка на 600–870 г. и 2,7 см.

С трех месяцев, большинство здоровых мальчиков прибавляют в весе примерно по 150 грамм в неделю , девочки — по 130 г. За предстоящий месяц мальчик должен будет прибавить 560–730 грамм в весе и 2,5 см в росте, девочка 490–710 г. и 2,3 см.

Развитие значимых навыков и ограничения

Трехмесячных малышей ни в коем случае нельзя садить и присаживать, так как это может обернуться проблемами со здоровьем в далеком будущем. Нежелательно делать какие-либо упражнения, которые могут спровоцировать ребенка принять сидячее положение.

Малышу полезно лежать на животике под присмотром взрослых, чтобы укреплять мышцы живота и учиться уверенно держать головку. Однако, лежа на животике, нежелательно спать, так как ребенок может уткнуться носиком в подушку.

Кормление грудным молоком и прикорм

Здоровых детей в три месяца положено кормить грудным молоком . Регулярный прикорм или кормление смесями должны производиться только по показанию педиатра. Поскольку только грудное молоко идеально подходит для здорового развития ребеночка, то на постоянное кормление малыша смесями должно быть веское основание.

Многие мамочки, видя, как чужие малыши хорошо набирают вес, уплетая смеси, начинают необоснованно кормить смесями свою здоровую малютку. Иногда им кажется, что грудничку не хватает молока, или знакомые недалекие мамаши назедают фразами "как, вы еще не кормите смесью, соком, пюре?". Идя на поводу у окружающих и собственных эмоций, мамы раньше времени переводят детей на искусственное питание, оставляя малыша без полезного грудного молока.

На третьем месяце жизни ребенок должен питаться грудным молоком около 6 раз в день, выпивая по 120 мл за раз.

Прочее

С третьего месяця по четвертый идут недели 13, 14, 15, 16-я и половина 17-й.

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка . Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, – приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить», и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову, сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка . Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.

Практические советы

Игрушки над детской кроваткой

В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.

Берите малыша на прогулку: Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.

Разговаривайте с ребенком: Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь «говорить», подождите, пока он закончит «фразу» и затем повторите то, что он «сказал». Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Пойте ребенку песни: Пение – одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.

Делаем открытия

Наблюдение за домашними животными: Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.

Новые перспективы: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.

Повесьте в манеже бусы: Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)

Познакомьте малыша с ритмичной музыкой: Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.

Звон колокольчика: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Безопасная песочница: Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.

Жужжащие пчелы: Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук «ж».

Матерчатая перчатка: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.

Песенки с сюрпризом: Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз.
В ямку – бух!

Развитие координации

Упражнения для ног: Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая:
Хоп, хоп, Хлоп, хлоп.

Вверх-вниз: Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения:
Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он па погремушку
Как качаются игрушки.
Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.

Плыви, плыви, малыш: Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.

Подталкивайте ступни ребенка: Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.

Колобок: В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.

Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.

Развитие мышления

Дайте ребенку погремушку: Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Наблюдение за мячиком: Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.

Поиски колокольчика: Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.

Игра с пляжным мячом: Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?

Карусель: Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

Повседневные дела

Время кормления Ласковые прикосновения: Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.

Время купания Пусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша.

Песни в ванной: Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои.
Колени и пальцы, колени и пальцы.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Глазки и ушки, рот и нос.

Игра с мячом: Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.

Купаемся вместе: Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.

Время одевания

Голыш: Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж.

Упражнения после ванны: Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.

Как разговаривают животные: Изобразите ребенку шепотом, как «говорят» разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.

Время отдыха

Мыльные пузыри: Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.

Телефонный разговор: Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать – он даже подумает, что вы говорите с ним!

«Тик-так» тикают часы: Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.