Меню

Как работает мужской и женский мозг. Мозг мужчины и женщины - различия

Дом

Текст: Анастасия Травкина
Иллюстрации: Даша Чертанова

Неравенство женщин и мужчин часто пытаются объяснить биологией: разные права и возможности якобы связаны с различиями в организме. Особенно часто говорят о «мужском» и «женском» мозге - а приставка «нейро-» стала новым витком в дебатах о врождённых различиях. Казалось бы, современные методики исследований должны дать однозначный ответ на вопрос, действительно ли мужчины и женщины по-разному думают, обучаются, решают задачи и выбирают, что для них важно в жизни. Разбираемся, так ли это на самом деле и как данные нейронауки используют для того, чтобы подпитывать стереотипы.

С чего всё началось

Сегодня попытки американских рабовладельцев или нацистских учёных доказать «неполноценность» целой группы людей с помощью измерений нам кажутся дикими - но искать биологические аргументы для того, чтобы показать, чем женщины хуже мужчин, некоторые до сих пор считают логичным. Представление, что женское мышление менее развито, чем мужское, долгие годы было «фоном» исследований.

Учёные, исследовавшие мозг в XIX веке, не могли «заглянуть» внутрь - им приходилось останавливаться на внешних измерениях. Они взвешивали мозг, измеряли соотношение высоты и ширины черепа. Первое же открытие Викторианской эпохи - мозг женщин меньше мозга мужчин - стали использовать как доказательство «неполноценности» женщин; затем начали говорить о небольшом размере лица и соотношении высоты и ширины черепа. Ни одно из предположений впоследствии не оправдалось: оказалось, что интеллект от размера ни мозга, ни черепа.

Двести лет назад многие считали, что женщины не способны к науке, не предназначены для политики и живут чувствами, главные их таланты - мягкость, кротость, подчинение и материнство, в то время как мужчины стремятся к открытиям, власти и управлению. Как философ Нил Леви, «в среднем женский интеллект лучше всего справляется с задачами, направленными на создание комфорта для других людей».

Образование считалось опасным для женского здоровья. Профессор Гарвардской школы медицины Эдвард Кларк утверждал , что из-за мыслительной деятельности у женщин могут атрофироваться яичники; якобы она ведёт к маскулинизации, бесплодию, безумию и даже смерти. Кстати, опровергла идею Кларка женщина - медик Мэри Джакоби.

Тестостерон и эмбрионы

В 2005 году на конференции по продвижению социокультурного и гендерного разнообразия в науке и инженерии ректор Гарвардского Университета Лоуренс Саммерс предположил , что женщины от природы менее способны к точным наукам. Надо ли говорить, что то, что женщины-учёные были возмущены этим высказыванием, попытались объяснить их «чувствительностью»?

Чтобы оправдать такое заявление, взволнованные скандальной речью СМИ вспомнили о теории пренатального тестостерона . Согласно ей, выброс тестостерона у мужского эмбриона на восьмой неделе развития меняет структуру его мозга: увеличивает центры, отвечающие за агрессию и сексуальное поведение, и сокращает те, что отвечают за общение и эмоции. Этот поход андрогенов на зародыш якобы и создаёт «настоящего» мужчину, который приспособлен для науки.

Но в этой смелой теории есть проблемы. Во-первых, влияние «мужских» гормонов на мозг исследовали на грызунах, чей мозг серьёзно отличается по сложности организации от человеческого. Кроме того, даже учёные, которые рассматривают, как тестостерон влияет на крысиные зародыши, не могут в точности ответить, как именно он меняет поведение крысят после рождения. Во-вторых, пока не существует способа напрямую измерить тестостерон в крови ребёнка. Мы можем предположить его уровень по косвенным показателям: измерив его уровень в крови у матери или в околоплодных водах или соотнеся длину безымянного и указательного пальцев (считается, что на это влияет тестостерон в утробе). Это значит, что пока исследователи не знают наверняка, насколько их измерения вообще связаны с гормонами плода, которые могут повлиять на мозг.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди
с тестостероном или без него должны занимать в обществе

В-третьих, единственный способ проверить, как тестостерон влияет на поведение детей, и при этом исключить влияние гендерных стереотипов в окружении - проводить исследования на младенцах возрастом до нескольких дней. Сами по себе такие тесты очень сложно организовать. Провели , например, такой эксперимент: мальчикам и девочкам давали посмотреть на лицо учёного, проводившего опыт, и машинку. Выяснилось, что мальчики дольше девочек смотрели на машинку (51 % против 41 %), а девочки - на лицо (49 % против 46 %). При этом эксперимент был проведён не совсем корректно: экспериментаторы заранее знали пол детей, не убедились, что все младенцы лежат в одинаковом фиксированном положении и что от каждого из них до объекта одинаковое расстояние. Тем не менее экспериментаторы заявили, что девочки рождаются с врождённым интересом к лицам, а мальчики - к движущимся объектам.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди с тестостероном или без него должны занимать в обществе.

«Творческое»
и «рациональное» полушария

Вы наверняка слышали миф , что за некоторые способности мозга отвечает только одно из его полушарий: например, за креативность и интуицию - правое, а за логику и системность - левое. На самом деле асимметрия мозга касается только низкоуровневых «технических» процессов, в том числе управления органами чувств (например, информацию левого угла обзора глаза обрабатывает правое полушарие, и так далее). Нельзя говорить и что мужчины для речи больше пользуются левым полушарием мозга (и потому могут выражать свои мысли ясно), а женщины - правым (и поэтому говорят о чувствах). Если бы это было так, то у мужчин проблемы с речью возникали бы исключительно при повреждении левого, а у женщин - правого полушария, но этого не происходит. Оказалось, что расположение «речевых» и «пространственных» зон полушарий варьируется по многим причинам, в том числе не связанным с полом.

Что учёные действительно нашли, так это различия в соединениях в мозгу мужчин и женщин. В мозге мужчин встречается больше связей внутри полушарий, а в мозге женщин - межполушарных. Правда, доказать, что эти особенности имеют отношение к поведению и способностям, пока не удалось. Было замечено, что способ связи в полушариях зависит от размера мозга: чем он больше, тем больше у него внутриполушарных связей, вне зависимости от пола хозяина. При этом размер мозга пропорционален телу, поэтому люди с меньшим телом обладают меньшим мозгом и большим количеством межполушарных связей.

Делать из этих особенностей вывод, что мужчины лучше приспособлены для математики и пространственных задач, а женщины - для речевых задач и интуиции, нельзя. Что интересно, исследователи математически одарённых подростков утверждают, что как раз большая связь между полушариями (по иронии чаще наблюдающаяся у женщин) даёт способности к математике.


Пространственные
и речевые способности

Часто те, кто стремится доказать различие между мужчинами и женщинами, ориентируются на то, что кажется им очевидным из жизненного опыта: женщины совершают меньше открытий, меньше представлены в науке, больше слушают других и чаще возятся с детьми. Примерно так в XVIII веке доказывали несостоятельность женского интеллекта: женщины не проявляли талантов в науках, которыми им попросту было запрещено заниматься.

Для того чтобы доказать эти «закономерности» сегодня, часто используют пространственные тесты на вращение трёхмерных фигур: считается, что у мужчин это получается лучше. Это мнение хорошо исследовали социальные психологи. Оказалось, если перед тестом испытуемым рассказать, что он определит их способности к инженерии и авиастроению (или что мужчины с ним лучше справляются), то женщины показывают более низкие результаты. Если же сказать, что тестируются навыки к вязанию крючком и другому рукоделию (или сказать, что тесты лучше проходят женщины), то женщины справляются лучше.

Этот эффект называется «угрозой стереотипа ». И мужчины, и женщины подвержены «интуитивно понятным» представлениям, от которых не так-то легко отмахнуться, особенно если их высказывают авторитеты: учёные и лидеры мнений. Интересно, что на прохождение тестов, проявление лидерских качеств и амбиций может влиять и другая информация: например, биографии женщин-лидеров, научные статьи о женских способностях к математике и пространственному мышлению значительно увеличивают результаты девушек.

Игрушки, дети и приматы

Несколько лет назад всех потрясли наблюдения антропологов за племенем диких шимпанзе: учёные обнаружили, что юные самки нянчились с головешками, как с куклой. Это исследование использовали как аргумент в пользу того, что главная роль женщины - материнство. Но человеческая женщина всё-таки не совсем самка шимпанзе. Чтобы доказать (или опровергнуть) склонность детёнышей высших приматов и человека к стереотипным занятиям с малых лет, нужно провести масштабные эксперименты и с теми, и с другими.

Результаты таких экспериментов на обезьянах оказались противоречивыми. Шимпанзе предложили «мальчишеские» машину и мяч, «девчачьи» куклу и кастрюльку и «нейтральные» книжку с картинками и плюшевую собаку. Самцы играли со всеми игрушками одинаково, а самки больше времени тратили на игрушки «для девочек». Правда, здесь кроется серьёзная проблема: человеческие вещи имеют другое значение для животных. Когда те же игрушки разбили на другие категории - одушевлённые и неодушевлённые, - разница между предпочтениями самок и самцов исчезла.

Часто данные исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры

В экспериментах на детях однозначных выводов тоже не получается . «Мальчишескими» игрушками считаются поезда, автомобили и инструменты, «девчачьими» - посуда, детская бутылочка или колыбелька. В среднем удаётся показать, что мальчики больше времени играют с автомобилями, а девочки - с бутылочками. С гендерно нейтральными игрушками, такими как мозаики, пирамидки, мягкие игрушки, и те и другие проводят одинаковое количество времени. Другие исследователи считают, что мягкие игрушки не гендерно нейтральные, а предназначены для девочек, и доказывают, что девочки проводят с ними больше времени.

Точно так же, как и с обезьянами, эксперименты с детьми могут стать «самоисполняющимся пророчеством », а после них остаётся много вопросов. Что именно привлекает малышей в игрушках: цвет, температура и текстура, звуки, прочность, запах? С чем охотнее будет играть мальчик - с пожарной машиной без колёс или с Барби на розовой машинке? Какие именно свойства игрушек привлекательны для самок и самцов приматов и можно ли, зная их, сконструировать такие игрушки, которые были бы интересны только одному полу?

Так есть ли разница

Нейронауки - группа новых наук, находящихся на раннем этапе развития. Наша техника пока несовершенна, информации о мозге ещё крайне мало - а много открытий о человеке ещё впереди. Существуют рекомендации для нейроисследований, они предлагают учитывать не только пол испытуемых, но и их возраст, происхождение, социальный статус и так далее. Это требование учитывает - способность мозга меняться под влиянием опыта на протяжении жизни . Если мы получаем данные о различиях в работе мозга у разных людей, мы должны понимать, появились они с рождения или под воздействием опыта. Стереотипы подкрепляет и то, какая информация доходит до широкой аудитории: часто данные многих исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу между женщинами и мужчинами, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры.

В мозге нет зон, отвечающих за талант к математике, писательству, эмпатии или кулинарные способности: это «мозаика », задействующая множество областей, которая может решить одну и ту же задачу разными способами. «Интуитивно понятные» выводы могут оказаться стереотипом, эксперименты должны корректно воспроизводиться в разных лабораториях и давать один и тот же результат.

Конечно, нельзя говорить, что биологических отличий между полами совсем не существует. Исследования могут, например, помочь разобраться с такими особенностями, как аутизм, который чаще диагностируют у мальчиков. Разницу необходимо учитывать и в самих экспериментах. Даже для клеточных исследований теперь предлагают использовать клетки, взятые и у мужчин, и у женщин, так как определяющие пол хромосомы кодируют до 5 % нашего генома и сказываются на реакциях клетки.

При этом «разница» совсем не означает «противоположность», учёные предлагают говорить об «эффекте пола »: человечество - единый вид со множеством вариаций устройства мозга. «Мужской» и «женский» мозг - миф , а существующие различия не повод считать, что одни мозги «лучше» других.

Сержа Гингера об отличиях и сходстве мозга мужчины и мозга женщины. Плюс юморная картинка про мозги обоих полов.

Серж Гингер про мозг

Серж Гингер — представитель и основоположник русской школы гештальта, автор книг по теории и практике гешталь терапии.

В 1981 году в Манифесте социальной психотерапии он описывает «пять основных экзистенциальных измерений», которые приводят в движение человека: физическое, эмоциональное или аффективное, рациональное или когнитивное, социальное и, наконец, духовное. Это описание получило свое название - пентаграмма Гингера.

Сегодня Вашему вниманию я представляю его малоизвестную в широких кругах статью, вернее текст его лекции о мозге мужчины и мозге женщины.

Отнеситесь к картинке с юмором — не хочу задеть ничьи чувства.

Мозг Мужчины и Мозг Женщины. Серж Гингер:

Уверен, Вам будут интересны эти научные факты о различиях мозга мужчины и женщины.

Сегодня вам повезло - у вас будет две лекции. И так как у меня мало времени, я прочту эти две лекции… одновременно!

Одна для женщин, другая - для мужчин!

Фактически, я уже начал: прямо сейчас, женщины и мужчины слышат разные сообщения!

Слушание обоими полушариями

Например - в общем, конечно (со многими индивидуальными вариациями), - женщины воспринимают мой голос в два раза громче (точнее, в 2,3 раза громче), чем мужчины. Так, они воспринимают мой голос как «крик» (и они думают, что я сержусь), тогда как у мужчин есть чувство, что я говорю конфиденциально, с некоторым сочувствием…

Женщины слушают меня обоими своими полушариями (левым мозгом и правым мозгом), тогда как мужчины слушают меня большей частью своим левым мозгом - вербальным, логическим и, следовательно, с критикой! Женщины имеют больше связей между двумя полушариями через мозолистое тело (corpus callosum), и моя речь у них окрашивается эмоциями, субъективно воспринимается через их желания и страхи, через их этические или общественные ценности (такие как феминизм). Они слушают, что я говорю, но большей частью - внимательнее к тому, как я это делаю, чувствительные к тону моего голоса, к ритму моего дыхания, моим предполагаемым чувствам.

Конечно, это преобладание аудиции и субъективного слушания - только детали, но основной интерес в том, что мы можем наблюдать это здесь и сейчас.

Два разных вида

Если говорить откровенно, мы принадлежим к двум разным «видам». В наше время, мы как раз завершаем расшифровку человеческого генома и, как Вы, возможно, знаете, доказано, что люди и обезьяны имеют примерно одинаковый (на 98,4%) состав генов: и при этом различие между мужчинами и самцами обезьян составляет 1,6%… В то время как различие между мужчинами и женщинами - 5%!

Итак, человеческий самец физиологически ближе к самцу обезьяны, чем к женщине! И, как Вы уже догадались, женщина ближе к самке обезьяны!

Конечно, это некоторая провокация и количественная небрежность вычислений имеет качественный аспект: например, гены, которые содействуют развитию языка, искусства, философии, и т.п.; но они подчёркивают большой разрыв между полами - в пределах всех видов животных, включая человеческий вид.

Правый мозг - мужской

Исследователи всех стран теперь с этим согласны:

  • левый мозг - более развит у женщин;
  • правый мозг (так называемый «эмоциональный мозг») - более развит у мужчин - вопреки распространённому мнению широкой публики (и, иногда, даже психотерапевтов). Это происходит под влиянием половых гормонов и нейротрансмиттеров (тестостерон, и т.п.).

Так, женщина более вовлечена в вербальное взаимодействие и коммуникацию, тогда как мужчина - более подготовлен для действия и конкуренции.

  • Уже в детском саду, в течение 50 минут урока, маленькие девочки говорят в течение 15 минут, а мальчики только 4 минуты (в четыре раза меньше).
  • Мальчики шумят и дерутся в 10 раз чаще, чем девочки: в среднем, 5 минут против 30 секунд.
  • Когда им по 9 лет, девочки на 18 месяцев впереди во всём, что касается вербального развития.
  • Когда они взрослые, женщины отвечают в среднем 20 минут на каждый телефонный звонок, тогда как мужчины говорят только 6 минут, и исключительно чтобы дать неотложную информацию.
  • Женщине нужно делиться своими идеями, чувствами, мыслями, тогда как мужчина стремится контролировать свои эмоции и пытается найти решение. Он прерывает свою жену, чтобы предложить решение… и жена не чувствует себя услышанной! Фактически, мужчины - более эмоциональны, чем женщины, но они не выражают свои чувства, и этим нельзя пренебрегать в супружеской жизни и во время психотерапии.

Ориентация

  • Женщина взаимодействует со Временем (левый мозг).
  • Мужчина взаимодействует с Пространством (правый мозг): преимущество мужчин в тестах трёхмерного пространственного вращения - огромно с детства (Kimura, 2000).
  • Женщина оперирует конкретными маркерами: преимущество женщин в запоминании или назывании конкретных объектов огромно.
  • Мужчина оперирует абстрактными понятиями: он может импровизированно «срезать» путь, чтобы добраться до своего автомобиля или отеля.

Органы чувств

Говоря глобально, женщины более чутки, т.е. у них сильнее развиты органы чувств.

  • Её слух более развит: отсюда понятна важность приятных слов, тона речи, музыки.
  • Её тактильное чувство более развито: у неё в 10 раз больше рецепторов кожи, чувствительных к контакту; окситоцин и пролактин (гормоны «привязанности и объятий») увеличивают её потребность в прикосновениях.
  • Её обоняние более точно: в 100 раз чувствительнее в определённые периоды её менструального цикла.
  • Её вомероназальный орган (Vomero Nasal Organ (VNO)), реальное «6-е чувство» (химический орган отношений между людьми), кажется более развитым и ярче воспринимает феромоны, которые отражают различные эмоции: сексуальное желание, гнев, страх, печаль… Возможно, это и называется «интуиция»?
  • Насчёт зрения - оно более развито у мужчин, и эротизированно: отсюда их живой интерес и внимание к одежде, косметике, драгоценностям, наготе, порнографическим журналам… Хотя, женщины имеют лучшую визуальную память (на узнавание лиц, форму объектов).

Откуда такие различия? Теория Эволюции

Исследователи объясняют фундаментальные биологические и социальные различия между мужчинами и женщинами естественным отбором в течение более одного миллиона лет эволюции человеческого вида. Такая адаптивная эволюция , по их предположениям, сформировала наш мозг и органы чувств через комбинированное действие гормонов и нейротрансмиттеров.

  • Мужчины приспособились к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и войне между племенами). Обычно они должны были молча преследовать добычу (животное), иногда в течение нескольких дней, и затем снова найти свою пещеру (значение ориентации). Им приходилось очень мало вербально взаимодействовать (подсчитано, что доисторический человек встречал не более 150 людей в течение всей своей жизни).
  • Тогда же мозг женщины приспособился к выращиванию и обучению детей, что подразумевает вербальное взаимодействие в ограниченном пространстве пещеры.

Так на биологическом уровне мужчины были запрограммированы на конкуренцию, а женщины - на сотрудничество.

Таким образом, каждый может увидеть, что биологически, психотерапия является… женским делом!

Эти предрасположённости кажутся связанными с биологией (гормоны и нейротрансмиттеры). Они создаются в течение самых первых недель внутриутробной жизни, и, кажется, мало изменяются под влиянием образования и культуры.

Природа и обучение

Сегодня неврологи и генетики считают, что наша личность детерминирована .

  • Приблизительно на 1/3 - наследственностью : хромосомы из ядер наших клеток (и митохондриальная ДНК наследственность, на 100% передаваемая матерью).
  • Приблизительно на 1/3 - внутриутробной жизнью : в течение первых недель после зачатия каждый эмбрион (плод) - женского пола (Durdeen-Smith & Desimone, 1983; Badinter, 1992; Magre & Ал.; 2001), а маскулинизация происходит позднее: это медленное и тяжёлое гормонально и общественно-детерминированное завоевание. Итак, девочка не является мальчиком, потерявшим свой пенис (гипотеза Фрейда), но мальчик является девочкой, которая завоёвывала пенис! Так называемая зависть к пенису или потребность в нём - гипотеза, которая никогда не подтверждалась. Среди транссексуальных людей, можно найти в пять раз больше мужчин, желающих стать женщиной, чем женщин, желающих стать мужчиной. Во время войны родилось в два раза больше мужчин-гомосексуалистов, вероятно, из-за стресса у матерей, нарушающего гормональный баланс (Durdeen-Smith & Desimone, 1983; Le Vay, 1993). Эти две части - наследственная и врождённая, кажутся важными: например, если мужчина из двойни гомосексуален, его однояйцовый близнец также гомосексуален в 50–65% случаев; в случае разнояйцовой двойни - в 25–30%, что в два раза меньше, но всё равно в 5 раз больше, чем в общей популяции! Гомосексуальность во многих случаях может быть определена в возрасте 1–2 года. (Le Vay, 1993)…
  • Приблизительно на 1/3 - качествами, приобретёнными после рождения : влияние культуральной среды, образования, обучения и тренировки, случайных обстоятельств или психотерапии!

В целом, корреляция между индивидами оценивается в:

  • 50% - между однояйцовыми близнецами (наследственность),
  • 25% - между разнояйцовыми близнецами (гормональное «пропитывание» в течение внутриматочной жизни),
  • 10% - между братьями и сёстрами (образование),
  • 0% - между незнакомыми людьми.

Эти три фактора (наследственность, приобретения в матке, приобретения в течение жизни) прослеживаются - в разных пропорциях - во многих областях способностей: интеллект, музыка, виды спорта и, даже, оптимизм.

В зависимости от суммы пессимистичных или оптимистических генов, которые Вы унаследовали, Вы можете сформулировать эти исследования различным образом:

  • «наша личность предопределена - с нашего рождения - приблизительно на 2/3»;
  • «наша личность создана - с нашего зачатия - приблизительно на 2/3».

Гормоны

Когда мы кладём на землю мяч, мальчики ударяют его; а девочки берут мяч и прижимают его к сердцу. Это не зависит от их образования и культуры, а имеет непосредственное отношение к их гормонам.

Тестостерон - гормон желания, сексуальности и агрессии. Он мог бы быть назван «гормон завоевания» (военного или сексуального). Он развивает:

  • силу мышц (40% мышц у мужчин, 23% у женщин);
  • скорость (реакции) и нетерпение (92% водителей, которые сигналят на светофорах - мужчины);
  • агрессию, конкуренцию, доминирование (доминирующий самец поддерживает качество вида);
  • выносливость, упорство;
  • заживление ран;
  • бороду и облысение;
  • зрение (далеко, как «телеобъектив»);
  • правую сторону тела и отпечатки пальцев (Kimura, 1999);
  • точность метания;
  • ориентацию;
  • привлекательность для молодой самки (способен дать потомство).

Влияние эстрогенов :

  • ловкость, отдельные движения пальцев (Kimura, 1999);
  • левая сторона тела (и отпечатки пальцев);
  • в среднем, 15% жира у мужчины и 25% у женщин (чтобы защитить и питать младенца);
  • слух: женщины воспринимают больший диапазон звуков, они поют мелодии в 6 раз более часто, у них есть острое узнавание звуков и музыки (чтобы узнать своего ребёнка).

Исследования в неврологии подтверждают много традиционных знаний. Это помогает в повседневной работе в психотерапии и консультировании (с индивидуумами или парами).

И теперь, чтобы завершить эту краткую лекцию, некоторые конкретные примеры ежедневного влияния неврологии на психотерапевтическою практику.

Они помогают психотерапевту:

  • слушать женщину терпеливо, пока она не закончит, не пытаясь «решить» её проблему (что было бы мужской реакцией, ориентированной на действие: вместо её «матери», психотерапевт становится её «отцом»);
  • побуждать мужчин говорить больше, выражать и делиться своими чувствами;
  • подчёркивать значение зрения для мужчин и слушания для женщин, особенно в эротической прелюдии (музыка, приятный голос);
  • стимулировать больных людей: нахождение пациентов возле окна (открытого во внешний мир) помогает заживлению; стимулируйте пожилых: пассивное бездействие ускоряет старение;
  • во время психотерапии находить внутренние связи между сексуальностью и агрессией (обе регулируются гипоталамусом и тестостероном);
  • быть очень осмотрительными с «воспоминаниями» ранних сексуальных нарушений: воспоминания о сцене, реальной или только виденной в воображении, находятся в одних и тех же областях мозга и создают те же нейрохимические реакции (40% «воспоминаний» - ложные воспоминания, восстановленные из сознательных или бессознательных страхов или желаний;
  • мобилизовать фронтальные доли, центр ответственности и автономности (быть в состоянии сказать «нет»); следовательно, богатство парадоксальной и провокативной терапии.

Некоторые общие замечания

  • Сексуальная активность ускоряет заживление ран (тестостерон).

  • Телесно-ориентированная терапия помогает мобилизовать нервные тракты: движение > правый мозг > лимбический мозг > эмоции > глубокая энграммация (кодирование) опыта.

  • Определённое количество эмоций помогает запоминанию: вербализация после помогает восстановлению в будущем.

  • Долгосрочное запоминание происходит в основном во время сна (парадоксальная фаза сна); следовательно, в случае психической травмы (авария, смерть близкого человека, изнасилование, террористический акт, землетрясение), полезна психотерапевтическая сессия перед первым эпизодом сновидений («Неотложная Гештальт-терапия», Ginger, 1987).

  • Женщины совершают попытки самоубийства в десять раз чаще (они выражают свои чувства); мужчины успешнее в самоубийстве.

  • Женщины говорят не задумываясь, мужчины действуют не задумываясь.

  • Женщины, которые несчастливы в личных отношениях, имеют проблемы на работе.

  • Мужчины, которые не счастливы в работе, имеют проблемы в личных отношениях.

  • Женщинам нужна интимность, чтобы ценить сексуальность; мужчинам нужна сексуальность, чтобы ценить интимность.

  • Наконец, и это фундаментально - следить за результатами исследований в генетике и неврологии, и постоянно (еженедельно) обновлять свои знания.

  • Вероятно, существует большая разница - или женщиной! (Krause-Girth, 2001).

  • Наше восприятие мира очень разное, но приятно комплементарное!

Поделитесь статьей Сержа Гингера в социальных сетях!

Секрет долголетия от аптекарей китайских императоров, рецепт молодости, которому 3000 лет. Ганодерма, гриб линчжи, ягоды годжи - ингредиенты рецепта […]
  • Сегодня представлю второй из 8 паттернов ограничивающего мышления – поляризованное (черно-белое) мышление. Опишу в чем проявляется черно-белое […]
  • Конкурс комментаторов на блоге психолога счастья. Подводим итоги топа комментаторов февраля и в первый день весны зачинаем новый конкурс […]
  • Отличия между полами и связанная с этим дискриминация — тема, особенно остро стоящая в современном мире. Различается ли мозг мужчины и женщины, влияет ли это на поведение и интеллект – волнующий многих вопрос.

    Рассматривая вопрос о том, чем отличается мужской и женский мозг следует уточнить исходное понятие пола.

    Существует два термина:

    1. пол – определяется биологией и анатомией, закодированными в ДНК;
    2. гендер, который детерминируется генетикой, анатомией и признаками поведения.

    Определение разницы мужского мозга от мозга женщины начинается только после обозначения того, с какой точки зрения мы ее рассматриваем. Половые различия определяют архитектуру и функции, намного сложнее с понятием гендера (смена пола не означает изменение строения органа).

    Гены решают все

    Первые различия в строении органа закладываются на уровне формирования эмбриона. Комбинация ХУ хромосом определяет развитие человеческого зародыша-мальчика, вариант ХХ – предопределит проявление девочки.

    Хромосома Х содержит 1500 генов, отвечающих за развитие человека. Мужской организм использует все гены материнской хромосомы – выбора у него нет. Женский, получивший в свое распоряжение две Х-хромосомы, действует избирательно, используя гены из обеих, причем его выбор происходит в случайном порядке. Девочки заведомо получают в свое распоряжение в 2 раза больше генетического материала, чем мальчики.

    Большее количество из этих полутора тысяч генов определяют формирование и деятельность органа. Исследования, проведенные в начале этого столетия учеными США, определили, что они предопределяют процесс производства белка, отвечающего за архитектуру мозга и определяют: мышление; навыки речи; тип социального поведения; интеллект.

    Гены воспроизводят молекулы для выполнения обязанностей клеток, где они содержатся. Мозг – создан из клеток, испытывающих действие половых хромосом, под их влиянием формируется тип. Женский мозг отличается от мужского толщиной участков, отвечающих за вынесение решений (лобной доли и префронтальной коры), строением лимбической зоны, отвечающей за познание и эмоции. Существенно различие в строении миндалевидного тела, отвечающего за возникновение, запоминание эмоций. У мужчин она значительно больше, связь миндалин у женского мозга определяется с левым полушарием, у джентльменов все наоборот.

    Женщины интересуются людьми, а мужчины — вещами. Женщины стремятся к сопереживанию, мужчины предпочитают систематизирование. Конечно, ведь мозги мужчин и женщин совершенно разные. Мозги женщин лучше снабжаются кровью. Зато мужские — тяжелее. У женщин больше серого вещества, у мужчин — белого. Таких предполагаемых отличий, как эти, можно предостаточно найти в интернете, но с научной точки зрения они довольно сомнительны. Потому что совсем неясно, какое влияние эти различия оказывают на функциональность.

    Миф о том, что мужской мозг выглядит и функционирует совершенно иначе, чем женский, прочно укрепился. При этом различия, как правило, очень незначительны, заявляют исследователи. И неясно, связаны ли вообще эти минимальные отличия каким-то образом с поведением или определенными способностями. Только в одной области головного мозга обнаруживаются отличия, здесь разница действительно не просто велика. Ученые также уверены, что именно она на самом деле отражается в поведении женщин и мужчин.

    Часть мозга, о которой идет речь, занимает всего несколько миллиметров. Она располагается глубоко в мозгу, в эволюционно очень старой области, промежуточном мозге. Ее функции большей частью настолько основополагающие, настолько инстинктивные, что у людей она навряд ли сложнее, чем у остальных млекопитающих. И там находится так называемая Nucleus präopticus medialis: небольшое ядро нервных клеток, то есть группа нервных клеток, совместно выполняющих определенные задачи.


    Различия закладываются в утробе матери

    Эта область мозга относится к человеческому сексуальному центру. У самцов млекопитающих она является узловой точкой, которая отвечает за «типично мужское» поведение: доминирование, агрессивность и половое влечение. Женщины же, напротив, не имеют единого центра управления. У них доминирование, агрессивность и половое влечение разъединены и контролируется разными нервными центрами в промежуточном мозге.

    Поскольку эту особенную функцию у мужчин выполняет Nucleus präopticus medialis, его размер более чем в два раза больше женского. Поэтому большое клеточное ядро — единственная часть мозга, по которой исследователи могут с уверенностью определить, принадлежит ли мозг мужчине или женщине.

    И уже на достаточно раннем этапе. К началу третьего месяца беременности плод развивает свои зародышевые клетки: яичники у девочек и семенники у мальчиков. Y-хромосома мужского эмбриона сообщает через медиаторы мозгу матери, что ей нужен тестостерон, чтобы развиться в мальчика, и строит место связывания рецептора с раздражителем для гормона. Кроме того и в миндалине мозжечка, которая перерабатывает эмоциональные впечатления и где в итоге зарождается сексуальное и агрессивное поведение.

    «Вряд ли сегодня кто-то еще сомневается в том, что такое дородовое отличие между мужчинами и женщинами имеет определенное влияние на поведение», — говорит Герхард Рот (Gerhard Roth), который является специалистом в нейробиологии и поведенческой психологии в университете Бремена.

    Контекст

    Люди-волки и неспящий спящий мозг

    ИноСМИ 11.08.2017

    Власть разрушает мозг

    The Atlantic 25.06.2017

    Музыка - лекарство для уставшего мозга

    Helsingin Sanomat 22.04.2017
    Существует множество научных доказательств

    Есть доказательства того, что Nucleus präopticus medialis действительно отвечает за «типично мужское» поведение. Так, например, ученые пересадили самкам крыс Nucleus präopticus medialis мужских сородичей. После этого крыса начала взбираться на других самок. Она стала также агрессивнее, чем прежде, и участвовала в боях за территорию.

    Среди людей тоже есть указания на то, как значительно нервное ядро для поведения полов. Тогда, когда мужчины или женщины чувствуют сексуальное влечение к людям того же пола. Еще на стадии формирования плода у гомосексуальных мужчин Nucleus präopticus medialis заметно меньше, чем у их гетеросексуальных товарищей по полу.

    Обратное верно и для женщин-лесбиянок. У них нервное ядро больше, чем у гетеросексуальных женщин. В определенных случаях это может привести к тому, что генетический пол больше не соответствует гормональному. Тогда говорят об интерсексуальности.

    Ученые предполагают, что в таком случае имело место нарушение коммуникации между эмбрионом и гормональной системой матери. Это проявляется в более или менее выраженной форме для более 5% беременностей.

    Гормон стресса кортизол тоже играет роль

    Исследователь мозга Рот делает заключение из проведенных ранее исследований, что за различия в поведении между полами, прежде всего, ответственны гормональные взаимосвязи. Это подтверждают и результаты поведенческих исследований. Так, известно, что женщины сильнее реагируют на стресс, чем мужчины, и обычно более пугливы и тревожны, чем мужчины.

    Стресс тесно связан с гормоном кортизолом: высокий уровень кортизола увеличивает страх перед болью и опасностью. У женщин в мозгу нет специального ядра невротизма в мозгу. Но есть гормональный цикл, который легко может объяснить, почему женщины нервознее мужчин.

    Это связано с тем, что тестостерон подавляет гормон стресса кортизол. Поскольку у женщин, в среднем, в мозгу циркулирует меньше тестостерона, гормон стресса у них может беспрепятственно действовать. У мужчин в насыщенные тестостероном моменты влияние кортизола снижается.

    Поскольку такие гормональные различия закладываются еще до рождения, вероятно, они влияют на то, как развивается манера поведения. Например, исследователь мозга Рот предполагает, что в течение своей жизни мальчики развивают лучшее пространственное мышление, потому что они гормонально настроены на то, чтобы исследовать окрестности и делать открытия. Они карабкаются, строят и пробуют новое.

    Только средние значения существенно отличаются

    Девочки из-за своего более высокого уровня кортизола осторожнее. Они часто предпочитают оставаться с людьми, которые им знакомы. И поэтому рано обучаются общаться с другими. Так в среднем можно объяснить лучшие вербальные способности, не заявляя об особенно хорошем языковом центре женского мозга.

    Если бы это действительно было так, объясняет Рот, мы могли бы увидеть отчетливые различия в области коры головного мозга. В части мозга, где находятся все зоны, которые превращают нас в интеллектуальных существ, где возникает язык, логическое мышление и сложные чувства.

    Тому, что женщины предпочитают работать с людьми, а мужчины — с вещами, могут способствовать определенные гормональные предпосылки. Но качества, которые дети разовьют в течение своей жизни, в большей степени зависят от воспитания. И это не противоречит тому, что Эмма станет отличным инженером, а Лукас — любимым учителем в школе.

    И в заключение, при обсуждении разницы между полами речь всегда идет только о средних значениях. Уровень тестостерона у человека может значительно варьироваться. Так маленькая Эмма может с удовольствием бегать и лазать или опрокинуть своего партнера по дзюдо. А Лукас, может, лучше спокойно поиграет в настольные игры с соседским мальчиком, чем в мяч в саду.

    Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

    Мало что волнует людей так, как психологические различия между мужчинами и женщинами. Как думают, что чувствуют мужчины и женщины, могут ли они понять друг друга - споры об этом кипят веками, не утихая.

    Очевидно, что межполовым различиям должны соответствовать особенности в строении и работе мозга. Современные нейронауки (нейробиология, нейропсихология и проч.) дают нам возможность получить знания о биологических причинах поведенческих и когнитивных отличий.В целом есть существенная разница в функционировании мозга мужчин и женщин, что влияет на реакции, поведение, характер принятия решений и способности в тех или иных сферах деятельности. Однако ни один эксперимент не засвидетельствовал разницы между мужчинами и женщинами в общем уровне умственных способностей. Многочисленные исследования показали, что биологический пол не обязательно жестко задает пол мозга. У женщины могут преобладать функции характерные для мужчин и наоборот, либо возможен баланс женских и мужских особенностей в функционировании мозга.Итак, чем отличается мужской мозг от женского:

    Строение мозга

    Мужской мозг больше женского по весу и объему. Мозг мужчин в среднем весит на 100 г. больше, чем мозг женщин. Однако в женском мозге нервные клетки расположены более плотно друг к другу, что способствует более быстрой передачи сигнала между ними.В мозге у мужчин в основном преобладают внутриполушарные связи, а у женщин - межполушарные. Предполагается, что эта особенность лежит в основе разницы в реализации пространственных и социальных навыков. У мужчин сильнее связь между восприятием действительности и координацией действий, поэтому лучше развиты пространственные способности. У женщин сильнее связь между аналитическим и интуитивным режимом обработки информации, поэтому лучше развиты социальные навыки и способность решения мультизадач.

    Вербальные способности

    В процессе внутриутробного развития под воздействием тестостерона у мальчиков замедляется рост левого полушария, и он же способствует относительно большему развитию правого полушария. Этим объясняется большая выраженность у женщин вербальных способностей (которые относятся к левополушарным), а у мужчин - зрительно-пространственных (относящихся по большей части к правополушарным).При обработке вербальной информации женщины задействуют оба полушария головного мозга, а мужчины - только одно. У женщин полушария соединяются более толстыми «кабелями» из нервных волокон, у мужчин - более тонкими. Поэтому, в частности, у женщин после инсульта речь восстанавливается лучше, чем у мужчин. А нарушения речи и способности читать в детском возрасте встречаются у мальчиков в два раза чаще, чем у девочек.Согласно популярной гипотезе американского психолога Дж. Леви, в основе данных различий лежат также эволюционно-социальные факторы. В глубокой древности мужчины преимущественно занимались охотой, что требовало хорошего развития пространственных способностей. Женщины занимались уходом за детьми, что требовало хороших навыков коммуникации. В ходе естественного отбора закреплялись необходимые для выживания навыки, которые передавались будущим поколениям.

    Восприятие

    Женщины лучше слышат и у них более развито обоняние и восприятие вкуса. Мужчины лучше различают мелкие детали движущихся объектов - эта особенность, возможно, и сделала их хорошими охотниками.Мужской и женский мозг немного по-разному воспринимает цветовую информацию. Оранжевый цвет мужчинам кажется более красным, чем женщинам. Также мужчины труднее замечают различия в оттенках желтого, зеленого и синего.

    Эмоции и память

    У мужчин реакция на стресс выражена в миндалине правого полушария, а левое полушарие пребывает в состоянии покоя. У женщин наоборот - при стрессе активизируется левая миндалина. Поэтому мужчины лучше помнят суть, чем детали эмоций, а женщины лучше запоминают детали, чем суть эмоционального опыта.Мужской мозг лучше реагирует именно на мужские эмоции - в эксперименте мужчины точнее определяют эмоциональное состояние человека на фото, если человек на фото был тоже мужского пола. Женщины быстрее и интенсивнее мужчин воспроизводят эмоциональные события из собственного опыта. Их воспоминания об эмоционально важных событиях, таких как первое свидание или отпуск, более яркие и живые. Факторы, обусловленные полом, влияют на процессы мозгового старения. С возрастом в мозге меняется процесс усвоения глюкозы - источника энергии. У женщин скорость метаболизма падает медленнее, чем у мужчин. Поэтому женщины менее склонны к когнитивной деградации, ведь их мозг физиологически младше мозга мужчины того же возраста . Мужчины с возрастом становятся более забывчивы и чаще страдают от нейродегенеративных заболеваний. Память женщин до 45-55 лет лучше, чем память мужчин. Однако после менопаузы женская память ухудшается, что связано со снижением уровня эстрадиола. Также снижается эффективность обучения и способность вспоминать ранее усвоенную информацию. Женщины становятся в большей степени подвержены нейродегенеративным заболеваниям, деменции и другим когнитивным нарушениям.

    Совместная деятельность

    Согласно экспериментам по взаимному сотрудничеству, женщины лучше кооперируются друг с другом, если чувствуют, что за ними наблюдают другие женщины. Мужчины лучше сотрудничают между собой в больших группах, чем в маленьких. В то же время двум мужчинам проще достичь согласия, чем двум женщинам. Но при том в женско-мужской паре женщина более настроена на сотрудничество, нежели ее партнер.Исследования эффективности совместной работы показали, что за взаимную настройку активности в женском и мужском мозге отвечают разные нейронные участки. Если напарники одного пола, то мозговая активность обоих лучше согласовывается между собой. И чем больше синхронизация нейронной активности, тем лучше результат совместной деятельности.При этом у мужчин согласование активности происходит в одних нейронных контурах, а у женщин - в других. Так, у женщин во взаимной настройке особо активное участие принимает правая височная кора, а у мужчин - правая нижняя префронтальная кора. В смешанных женско-мужских парах такой взаимной настройки не происходит, хотя задания по кооперации они выполняют почти так же успешно. Женщины легче и быстрее переключаются с одной задачи на другую, чем мужчины, и им для этого требуется меньше мозговых усилий. Мужскому мозгу для переключения внимания требуется больше энергии. Мозг женщин «спокойнее» реагирует на многозадачность. У мужчин же присутствует более сильная активация в дорсолатеральных префронтальных областях.

    Сексуальное поведение

    Сексуальная сигнальная система у мужчин - в основном визуальная. Любой визуальный или осязаемый образ может вызвать возбуждение и сексуальное желание. Поэтому среди мужчин намного больше фетишистов , когда определенный тип ноги, запах либо цвет волос включает у них «сексуальную кнопку». У женщины для этого задействовано гораздо больше факторов. Женский мозг многократно просчитывает все качества партнера, т.к. с точки зрения эволюции удачный выбор мужчины гарантировал выживание детей.