Меню

Как развивается ребенок по. Календарь развития ребенка по месяцам

Красота

После того, как малыш появляется на свет, он начинает активно развиваться и расти. Каждая мама должна следить за этим процессом и контролировать, чтобы эмоциональное и физическое развитие ребенка по месяцам соответствовало медицинским показателям. В этой статье мы представим подробную инструкцию, как это развитие должно происходить, из каких этапов оно состоит и что делать, если имеются какие-то отклонения от нормы.

Как только вы принесете свое маленькое чудо домой из роддома, к вам обязательно должен наведаться педиатр, чтобы зафиксировать в медицинской карточке ребенка его состояние. Это будет происходить каждый месяц в детской поликлинике. Таким образом врач будет отслеживать, все ли в порядке у вашего малыша, правильно ли он развивается.

Определять это он будет, отталкиваясь от основных аспектов развития ребенка по месяцам, которые были выработаны врачами. К числу этих аспектов относятся такие показатели:

  • Физическое развитие ребенка – здесь педиатр будет обращать внимание на развитие роста ребенка по месяцам, который должен в обязательно порядке на какое-то количество сантиметром увеличиваться. Кроме того, специалист будет контролировать развитие веса ребенка по месяцам, который тоже должен увеличиваться минимум на 500 г (хотя здесь надо отметить, что этот достаточно индивидуальный показатель, потому что ребенок может за 1 месяц набрать 1,5 кг сразу, а в другой раз всего 300 г, и это не будет считаться отклонением от нормы, главное, чтобы вес не терялся).
  • Когнитивное развитие – показатель, по которому врач определит степень способности ребенка к обучению и быстрому запоминанию.
  • Социальное развитие – педиатр будет проверять, как ребенок реагирует на то, что происходит вокруг него, на людей, которых он видит постоянно или впервые.
  • Эмоциональное развитие – насколько ребенок спокоен, проявляет ли он свои эмоции или все время замкнут, все это важные моменты, на которые должен обращать внимание не только врач, но и мама.

Этапы развития ребенка по месяцам

Безусловно, каждый ребенок индивидуален и может развиваться в соответствии с теми особенностями, которыми одарила его природа. Однако есть определенный перечень закономерностей в развитии малыша, на которые должны ориентироваться родители. Что это за закономерности:

  1. В первый месяц жизни ребенка (это период новорожденности, когда малыш должен приспособиться к новому миру, в котором ему предстоит жить):
  • кроха практически все время спит – 20 ч в сутки, все остальное время – это часы бодрствования ребенка, в которые он активно двигает ручками и ножками;
  • ребенок должен каждые 2-3 ч есть (хотя, если он требует более частого кормления, задача мамы выполнить данное требование ребенка);
  • у ребенка должны постепенно вырабатываться определенные рефлексы – сосательный (с ним, как правило, дети уже рождаются), хватательный и плавательный;
  • ребенок к концу первого месяца жизни должен научиться уже фиксировать свой взгляд на каком-то интересующем его предмете;
  • когда вы будете класть его на животик (это нужно делать перед каждым кормлением), малыш должен пытаться поднять головку;
  • от громких звуков ребенок должен вздрагивать, прислушиваться ко всему, что слышит;
  • он должен хорошо реагировать на маму – ее запах, голос и прикосновения (все это будет успокаивать малыша);
  • способом плача он доносит до мамы, что его что-то беспокоит, или он голоден;
  • за первый месяц жизни кроха должен набрать, как минимум 700 г веса и вырасти на 2-3 см.

  1. На втором месяце жизни малыш должен (в этот период развития ребенка, многое он уже делает осмысленно, запускается процесс его активного физического и психологического развития):
  • ребенок уже начинает издавать определенные звуки, особенно, когда с ним общается мама;
  • у крохи фокусируется зрение, чтобы его развивать, нужно над его головкой развешивать разные яркие игрушки (отличный вариант для этого – использовать мобиль над кроваткой);
  • ребенок уже меньше спит – после кормления он может играть 1,5 ч, а только после этого засыпать;
  • у ребенка уже вырабатывается определенный режим сна – в идеале он днем спит 5 раз (из них 2 раза по 2-3 ч, 3 раза по 30 мин), ночью он может вообще не просыпаться;
  • в 2 месяца кроха уже может задерживать головку в поднятом состоянии на несколько секунд;
  • он уже поворачивает головку в сторону звука, который слышит;
  • если дать ему в ручку игрушку, то он сможет ее недолго держать;
  • ему интересно изучать свое тело – особенно ручки, потому что они у него все время перед глазами;
  • если выложить кроху на бок, то он сможет перевернуться на спинку;
  • крохе нравится купаться в ванночке;
  • за 2 месяц жизни малыш должен набрать 800 г веса и вырасти на 3-4 см.
  1. На третьем месяце жизни ребенок:
  • начинает более умело координировать свои движения ручками и ножками;
  • он активно переворачивается со спинки на животик и хватает все, до чего дотягивается;
  • все, что попадает в руки малышу, он пытается затянуть в рот, потому что у него уже очень хорошо развит сосательный рефлекс;
  • улучшается зрение и слух малыша (он уже хорошо реагирует не только на голос и появление мамы);
  • находясь в вертикальном положении, кроха уже хорошо поворачивает голову;
  • он начинает улыбаться, когда видит кого-то родного;
  • малыш уже умеет управлять своими ручками;
  • может подниматься на локотки и держать головку;
  • за 3 месяц малыш должен набрать 800 г веса и вырасти на 3 см.

  1. На четвертом месяце жизни кроха:
  • у ребенка появляется разумный взгляд (родители могут заметить, как меняется внешность их любимого чада);
  • он уже начинает постепенно поднимать вверх свое туловище;
  • ему нравится разглядывать свое отражение в зеркале;
  • если позвать ребенка по имени, то он уже отреагирует на него;
  • если положить его на животик, то он будет пытаться ползти;
  • он уже не просто улыбается, а даже смеется и визжит, когда что-то ему доставляет удовольствие;
  • за 4 месяц жизни кроха набирает 800 г веса и подрастает на 2-3 см.
  1. За пятый месяц жизни ребенок:
  • у крохи могут уже резаться первые зубки;
  • изменения происходят в режиме сна – он спит все 2-3 раза, а ночью вообще не просыпается, если не хочет поесть;
  • некоторые родители начинают вводить крохе первый прикорм (в основном это касается деток, которые находились на искусственном вскармливании);
  • ребенок становится очень подвижным;
  • он прекрасно отличает своих от чужих;
  • у него уже получается сидеть, если что-то подложить под спинку;
  • за этот месяц он прибавляет в весе 700 г и подрастает на 2 см.
  1. На шестом месяце жизни ребенок:
  • ребенок уже может играться погремушками, перекладывая их из одной руки в другую;
  • он пытается уже вставать на четвереньки и ползти;
  • кроха уже может произносить простые слоги и говорить мама;
  • важно в этом возрасте проводить с малышом пальчиковые игры;
  • малыша уже нужно приучать кушать с ложечки (это касается и тех деток, которые были до этого времени на грудном или смешанном кормлении);
  • малыш уже умеет самостоятельно садиться;
  • погремушки он хватает уже обеими руками и долго может с ними играться;
  • он хорошо хлопает ладошками;
  • в весе прибавляет 600 г, вырастает на 2-3 см.

  1. На седьмом месяце жизни ребенок:
  • малыш уже пытается встать на ножки самостоятельно, держась за какую-то опору;
  • он уже может показывать некоторые предметы, название которых запомнил;
  • ему нравятся яркие картинки, он может даже листать страницы книжек;
  • поправляется за это время ребенок на 500-600 г, а вырастает на 2 см.
  1. На восьмом месяце жизни ребенок:
  • может уже переступать пороги, он хорошо сидит, ходит за руку и отлично ползает (хотя некоторые дети вообще не ползают, а сразу идут ножками);
  • малыш прекрасно ориентируется в обстановке, которая ему знакома;
  • он может хорошо выражать свои эмоции, корчить рожицы;
  • если попросить его что-то показать из того, что он знает, то малыш это выполнит;
  • поправляется кроха за этот месяц на 600 г, а вырастает на 1,5 см.
  1. На девятом месяце жизни ребенок:
  • проявляет разные эмоции по отношению к родным;
  • он активно пытается произносить некоторые простые слова;
  • он уже умеет самостоятельно есть с ложки;
  • если ребенок ползает, то на этом этапе своего развития он может разворачиваться назад;
  • он уже умеет пить из кружки и держать ее своими ручками сам;
  • подрастает ребенок за месяц на 500 г, а вырастает на 1-2 см.

  1. На десятом месяце жизни малыш:
  • ребенок может спать всего 1-2 раза за день, потому что все остальное время он познает окружающий мир;
  • у него хорошо развита моторика рук и внимание (здесь важно, чтобы родители все это развивали играми);
  • он хорошо садиться, если стоит, и встает на ножки, если сидел;
  • он может закрывать и открывать какие-то предметы;
  • малыш умеет называть предметы, которые видит;
  • может выстраивать пирамидку, башню из кубиков, катает машинку;
  • ему интересно повторять за взрослыми движения и мимику;
  • поправляется за этот период малыш всего на 350 г, а вырастает на 1 см.
  1. На одиннадцатом месяце жизни ребенок:
  • может длительное время увлеченно играть только с одной игрушкой;
  • он прекрасно понимает слово «нет», изучает мамину реакцию на его поведение, чтобы разобраться, как можно делать, а как нельзя;
  • он уже может самостоятельно сделать несколько шагов, ни на что не опираясь;
  • он уже умеет самостоятельно надевать носочки;
  • кроха кивает головой, когда с чем-то соглашается или что-то отрицает;
  • ему уже становятся интересными сюжетные игры;
  • поправляется за этот период ребенок на 350 г и вырастает на 1 см.

  1. На двенадцатом месяце жизни малыш:
  • самостоятельно ходит;
  • он любит играть с одногодками;
  • может вставать, долгое время перед этим сидев на корточках;
  • умеет пользоваться некоторыми бытовыми вещами;
  • у малыша уже появляются предпочтения в еде;
  • он может находить любой предмет, который ему интересен;
  • за этот месяц кроха вырастает на 1 см, а поправляется на 200-300 г.

Никогда не сравнивайте в развитии своего ребенка от чужого. Ничего страшного в том, что ваше чадо чего-то не умеет, нет. Просто уделяйте своему крохе больше времени, занимайтесь с ним, и очень скоро вы увидите положительный результат.

В чем разница в развитии мальчиков и девочек?

Кроме того, что дети в своем развитии отличаются друг от друга из-за генетических особенностей, важную роль в этом играет еще и половой признак. Врачи утверждают, что мальчики медленнее девочек развиваются и физиологически, и когнитивно. Мы перечислим для вас основные отличия развития по месяцам ребенка-мальчика от девочки:

  • мальчики рождаются обычно с большим весом и ростом, в отличие от девочек (достаточно спорное утверждение, из-за которого педиатры и неонатологи постоянно дискутируют);
  • мальчики начинают на 3 месяца позже ходить, чем девочки;
  • девочки на 4 месяца раньше мальчиков начинают разговаривать;
  • острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек, но у девочек слух более чувствительный;
  • кожная чувствительность девочек намного сильнее, чем у мальчиков;
  • у девочек более развито ближнее зрение, а у мальчиков дальнее;
  • мальчикам для развития нужно намного больше пространства, чем девочкам.

Опять же хотим особо подчеркнуть, что вышеприведенные данные – это всего лишь статистика. Ваш ребенок никому и ничем не обязан, поэтому не стоит беспокоиться, если ваша девочка, развивается в какой-то месяц не так, как должна. То же самое касается и мальчиков. Ребенок сам знает, когда и что ему нужно.

Таблица развития ребенка по месяцам

Недоношенные дети: развитие по месяцам

Если ваш ребенок родился до 37 недели беременности, то его считают недоношенным. Такие детки с рождения нуждаются в особенном уходе, потому что они, как правило:

  • отстают в развитии;
  • у них плохо развита нервная система, поэтому ей нужно уделять особенное внимание, чтобы ребенок в результате вырос полноценным и здоровым.

Предлагаем вам рассмотреть основные нормы развития по месяцам ребенка, который родился недоношенным:

  1. В первый месяц своей жизни:
  • кроха не очень активно набирает вес, потому что у него плохо развит сосательный рефлекс (поэтому малыш питается через зонд);
  • у него слабый мышечный тонус, поэтому он не может физически делать то, что может делать доношенный малыш;
  • он может только дышать и глотать еду.

  1. На втором месяце жизни:
  • кроха уже может немного питаться из бутылочки;
  • врачи уже разрешают выкладывать малыша на животик;
  • кроха быстро устает и очень много спит.
  1. На третьем месяце развития:
  • малыш уже умеет немного поворачивать головку в разные стороны;
  • у него уже должно фокусироваться зрение;
  • развивается хватательный рефлекс;
  • вес удваивается от того, в каком весе родился кроха.
  1. На четвертом месяце малыш:
  • может хорошо держать головку и хватать игрушки, которые расположены рядом с ним;
  • малыш уже улыбается;
  • ему нужно как можно больше времени бывать на улице.
  1. На пятом месяце жизни кроха:
  • держит в руках игрушки;
  • он хорошо реагирует на голос мамы и поворачивает головку в ту сторону, где она находится.

  1. На шестом месяце жизни малыш:
  • переворачивается на животик, если лежит на спине;
  • его вес утраивается от первоначального;
  • ребенок достигает в развитии всех норм, которые показаны новорожденному малышу.

Во все последующие месяцы ребенок развивается обычно. Врачи уже учитывают при контроле развития малыша показатели, которые характерны для доношенного ребенка. С этого момента все недоношенные детки могут даже перегнать в развитии детей, родившихся точно в срок. Главная задача родителей – терпеливо относиться к ребенку, ухаживать за ним и следить, чтобы он рос здоровым и крепким.

Видео: «Развитие ребенка по месяцам»

За первый год жизни родители вместе с крохой проходят сложный путь. За 365 дней новорожденный превращается в маленького человечка, который проявляет эмоции, овладевает новыми навыками с молниеносной скоростью и начинает разговаривать. Развитие ребенка по месяцам до 1 года происходит поэтапно. С каждым новым днем грудничок получает новые навыки и радует родителей новыми достижениями.

Доказано, что каждый ребенок индивидуален, поэтому приведенные в календаре навыки малыш может освоить раньше или чуть позже. Наиболее важными критериями развития являются:

  • увеличение веса (от 350 до 1 килограмма в месяц);
  • рост, окружность грудной клетки, головы;
  • прорезывание зубов;
  • статические и двигательные функции.

Врачи стремятся вывести нормы для каждого критерия физического развития, но у них это не выходит. Ребенок развивается нормально, если его вес вдвое увеличился к 6 месяцам, а к году стал больше втрое. Увеличение роста также происходит ускоренными темпами по 3 сантиметра за 30 дней. К годовалому возрасту кроха становится выше на 25-30 сантиметров.

По физическим показателям (вес, рост, объемы) девочки обычно отстают от мальчиков.

Не менее важными критериями развития, являются окружности головы, грудной клетки. К году грудь должна быть по замерам больше, чем голова. Зубы у каждого грудничка прорезываются по своему графику, к 12 месяцам их должно быть 6-10.

Педиатры чаще всего обращают внимание только на физические показатели развития ребенка, а неврологи задают вопросы о психоэмоциональных. Родителям стоит обращать внимание:

  • проявление эмоций;
  • развитие речи;
  • переход от рефлекторного хватания предметов к осознанным играм с ними;
  • понимание слов и интонации взрослых.

Остановится подробно стоит на речевом развитии. Новорожденный реагирует на неудобства криком, а позже начинает проявлять и положительные эмоции улыбкой. Первую улыбку родители могут увидеть во время сна ребенка, к 3 месяцам она появляется, когда он бодр. По мере роста грудничок начинает произносить первые звуки, слоги, слова. Считается нормой, если к году будет насчитываться порядка 10 устойчивых, но простых слов.

Для того, чтобы развитие крохи соответствовало возрасту, с ним можно начинать заниматься с самого раннего возраста. Для соблюдения темпов физического развития, педиатры советуют следовать рекомендациям по питанию, делать легкий массаж и гимнастику. Неврологи советуют с шестимесячного возраста играть с малюткой, читать ему, проводить развивающие занятия.

Первый месяц жизни

Период с рождения малыша до 1 месяца является адаптационным. У новорожденного продолжают развиваться его органы, значительно прибавляется вес. Большую часть дня он спит, просыпаясь только для кормления, при физических неудобствах. Плач появляется при раздражителях:

  • переполненном подгузнике;
  • боли;
  • голоде;
  • холоде или жаре.

Во время осмотра педиатры и неврологи проверяют наличие рефлексов у грудничка. На первом месяце жизни должны присутствовать рефлексы: ходьбы, сосания, плаванья, поиска, хватания. Со временем часть этих рефлексов замещается моторными навыками.

Для первых недель жизни наиболее важно наладить питание новорожденного. Он должен прибавить не менее 600 грамм. Для этого используется грудное или искусственное вскармливание. Не рекомендуется прикладывать кроху к груди или давать ему смесь по часам. Идеальный режим – давать ему питаться по требованию. У новорожденных до месяца чувство голода может возникать каждые 1-3 часа, такой промежуток сохраняется ночью.

Среди навыков у малютки можно заметить попытки удерживать головку из положения на животе, задержку взгляда на неподвижных ярких предметах и реакцию на громкие звуки. Вы можете заметить, что ребенок прислушивается к вашей речи, пытается издавать гласные. По этой причине мама рекомендуется петь колыбельные, проговаривать свои действия во время ежедневных процедур, обращаться к младенцу. Над кроваткой подвесьте яркие игрушки, чтобы он мог тренировать взгляд.

Наиболее важно в период от рождения до месяца жизни установить между мамой и малышом тесный контакт. Для этого часто прикладывайте малютку к груди, не отстраняйтесь от ухода за ним.

К концу первого месяца жизни важно приучить ребенка к режиму дня. Он не должен быть жестким, вгоняющим младенца в рамки. Нужно лишь соблюдать режим тишины ночью, использовать только приглушенный свет. Просыпаясь малыш должен понимать, что сейчас время ночного отдыха, не лучшее для длительного бодрствования. Если вы не будете ночами сидеть за компьютером или смотреть телевизор, то малютка быстро уснет.

Второй месяц

На втором месяце можно заметить, что ребенок стал более бодрым. Он оживленно реагирует на появление матери: начинает дергать ручками, ножками. Младенец начинает внимательно рассматривать лицо мамы, учится считывать ее эмоции. Его могут напугать проявления:

  • злости;
  • раздражительности;
  • агрессии;
  • грусти.

У мамы может случится депрессия из-за нестабильного гормонального фона. Для того чтобы победить послеродовой недуг, помните, что маленькому человеку очень важно, чтобы рядом с ним была спокойная, веселая мама. Если вы будете расстраиваться без причины, плакать и злиться, то кроха будет вести себя раздраженно. Эмоциональная связь с матерями дает детям возможность даже на расстоянии угадывать настроения друг друга. Вы можете заметить, что ребенок неспокоен, если сами не можете прийти в состояние душевного равновесия.

Для этого возраста характерны: увеличение веса минимум на 700 грамм, прибавка роста около 3 сантиметров. Условные рефлексы новорожденного начинают затихать, а периоды бодрствования становится больше. Малыш может захотеть общаться ночью, а днем проводит без сна от 15 до 40 минут каждые 2-3 часа. Он начинает исследовать свои руки, поэтому строгое пеленание применять не следует. Кроха начинает пытаться дотянутся до предметов, с интересом изучает окружающий мир.

Рекомендуется окружать малыша яркими предметами, чтобы он их рассматривал. Периодически вкладывайте в ладошку погремушку. Ею же водит из одной стороны в другую, чтобы помогать развитию навыка слежения глазами.

Третий месяц

Важной вехой развития ребенка является третий месяц. Чаще выкладывайте малыша на животик, чтобы он тренировал мышцы предплечий, груди, шеи. Он уже уверенно держит головку, начинает поднимать верхнюю часть корпуса для лучшего обзора. Положение лежа на животе является предпочтительным для младенца, так как оно помогает избавиться от лишних газов в кишечнике. Не позволяйте крохе долгое время лежать на боку, чтобы не допустить искривления позвоночника.

Если рождение грудничка пришлось на зиму или осень, то ближе к трем месяцам ему нужно начать давать раствор витамина D. Дозировку указывает педиатр, исходя из физического состояния ребенка. Летом, при регулярных длительных прогулках, необходимости в приеме витамина нет. Обратите внимание, что препарат может вызывать аллергию или стать причиной побочных действий. Передозировка его опасна. Давайте витамины и любые лекарственные средства детям до года только по рекомендации врача.

Промежутки между сном и бодрствованием могут составлять до полутора часов. В это время малыш:

  • активно лепечет, произнося нараспев разные звуки;
  • любопытно изучает окружающую его обстановку;
  • вытаскивает изо рта соску, делает попытки вернуть ее обратно;
  • поворачивает голову в положении лежа на животе;
  • начинает перекатываться на бок;
  • проявляет эмоции (смеется, улыбается);
  • кричит, когда ему необходимо внимание;
  • тянет в рот игрушки, делает попытки ударить по погремушке или дотянутся до нее.

Познание тела у ребенка продолжается: он изучает не только руки, ощупывает личико и ноги. Важно во время гигиенических процедур подстригать ногти малышу, чтобы он не оцарапал себя. Чтобы развитие крохи было гармоничным, проводите с ним как можно больше времени. Дарите свою любовь и занимайтесь.

На третьем месяце жизни рекомендовано делать ежедневно легкий массаж, базовую гимнастику. Продолжайте занятия с погремушками. Усложните задачу малышу, прячьте игрушку за бортом кроватки, а затем показывайте ее, привлекая внимание звуком. На третьем месяце жизни кроха должен поворачивать голову к погремушке, легко находить ее взглядом.

Четвертый месяц

В этом возрасте грудничок продолжает развивать зрение, слух и реакцию. Из положения лежа на животе он уже вытягивает ручки, а ножками пытается оттолкнуться от опоры. Младенец умеет отличать мать от других людей. Он начинает капризничать, если она исчезла из его поля зрения, среди всех взрослых отдает предпочтение именно ей. Для женщины этот возраст ребенка очень сложный, она начинает чувствовать сильную усталость, так как младенец просится на руки, часто бодрствует по ночам.

Педиатры рекомендуют на четвертом месяце жизни познакомить младенца с музыкой. Выбирайте классические произведения, они успокаивающе действуют на нервную систему. Звуки – важная часть этого возраста. Кроха пытается самостоятельно извлечь их из окружающих предметов. Для этого он трясет погремушкой, бьет ей об окружающие поверхности.

Он продолжает следить за движущимися объектами, с интересом знакомится со своим отражением в зеркале. Руки его двигаются более осознанно. Они хватают игрушки, тянут их в рот. Из положения лежа на спине кроха начинает пытаться сесть. Но не стоит присаживать его, до того как он сделает это самостоятельно.

Пятый месяц

Для этого возраста характерен скачок развития. Он начинает переворачиваться с живота на спину и пытается вернуться обратно. Чаще всего это получается. Родителям стоит предельно внимательными, так как кроха может упасть с кровати или пеленального стола. Малыши начинают ползать, лучше всего если они будут делать это в кроватке или манеже. Теплой весной или летом можно постелить одеяло на пол, чтобы дать младенцу больший простор.

Главный признак нормального развития – умение распознавать своих и чужих. При появлении в поле зрения незнакомца, кроха начинает вести себя настороженно, он не пойдет к нему на руки. Если взять младенца на руки, то недовольство он может показать криком. Успокоиться чадо только на руках у родителей.

К пятому месяцу жизни малыш:

  • уверенно осматривает мир из положения лежа на животе;
  • играет во время бодрствования и еды;
  • учится находить взглядом людей или крупные объекты;
  • охотно взаимодействует с предметами, хватает их, подтягивает к себе;
  • может сидеть с опорой несколько минут;
  • грудь или бутылочку во время еды держит руками.

Эмоционально груднички очень неустойчивы – у них может кардинально меняться настроение за считанные секунды. Плач становится ответом на недостаток внимания. Лепет становится активным, появляются согласные. Некоторые слоги заменяют простые слова.

Шестой месяц

Для возраста характерно развитие быстрыми темпами. Многие мамы утверждают, что груднички в течение шестого месяца каждый день показывают новые умения. Это действительно так, мышцы ребенка уже окрепли. Он может руководить движениями своего тела и все больше интересуется миром:

  • с удовольствием играет в «ку-ку»;
  • начинает пить из детской кружки с носиком;
  • осваивает прикорм (этот момент можно отложить, если пищевого интереса не возникло);
  • формирует причинно-следственные связи (ударил рукой по игрушке, она начала звенеть);
  • по-пластунски может преодолеть до 30 сантиметров;
  • встает у опоры;
  • поворачивается, с интересом наблюдая за окружающей обстановкой;
  • начинает разглядывать картинки.

В лексиконе младенца появляются короткие слова, чаще всего это обращения к родителям. Он начинает откликаться на свое имя, особенно, если вы часто его повторяете. Старайтесь чаще разговаривать и играть с ребенком, чтобы он активно развивался. Изучайте совместно крупные и яркие картинки в книгах, такие занятия должны длиться недолго всего 2-3 минуты.

Седьмой месяц

На этом этапе развития малыш закрепляет навыки, полученные в предыдущий месяц:

  • сидит более уверенно;
  • начинает ползать;
  • бьет игрушками о пол или другие предметы;
  • находит взглядом крупные объекты;
  • любит купаться, так как у него появляется возможность бить ладошками по воде.

Следите за тем, чтобы в доступе у крохи не было мелких предметов. Он обязательно решит попробовать их на вкус. В плане питания развитие идет усиленными темпами. Малютка снимает пищу с ложки и хорошо пьет из кружки, если вы поддерживаете его.

Чтобы стимулировать дальнейший рост грудника, давайте ему пищу с кальцием и белком. Если нет пищевых ограничений по здоровью, в рацион можно добавить молочные каши, творог, мясо. Эти продукты необходимы для прорезывания зубов, работы сердца, нормального роста костей и мышц.

Восьмой месяц

На восьмом месяце жизни грудничка не стоит оставлять одного, особенно на пеленальном столе или родительской кровати. Он уже самостоятельно встает у опоры, садится и перемещается. Это время идеально подходит для знакомства с новыми игрушками:

  • пирамидкой;
  • баночек с крышками;
  • счетами;
  • кубиками.

Эмоциональная связь с мамой по-прежнему остается сильной. Малыш расстраивается, если она покидает его даже на короткое время. Он скованно себя ведет в незнакомом месте, а дома уже отлично ориентируется в пространстве.

Во время бодрствования рекомендуется включать младенцу ритмичную музыку (в это время он начинает изображать подобие танца). Кроха может исполнять мелкие просьбы, учится махать уходящим родственникам. В лексиконе у него могут появиться новые слова: «мама», «пока», «папа».

Девятый месяц

В этом возрасте можно вместе с малышом совершенствовать мелкую моторику. Он уже с легкостью рвет и мнет бумагу. Неврологи утверждают, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому стоит помочь крохе. Сейчас в продаже есть специальный пластилин с небольшими шариками внутри. Он массирует пальцы и ладошки малыша, стимулируя нервные окончания.

Главным навыком девятого месяца жизни является – хождение вдоль опоры. Не стоит переживать, если в процессе ребенок упал на попу. Он встанет без вашей помощи и пойдет дальше. Такие ошибки позволяют развить у малыша вестибулярный аппарат, координацию и равновесие.

Грудничок начинает манипулировать родителями при помощи крика. Он начинает возмущаться, когда ему не дают самостоятельно есть ложкой или одеваться. При этом он любит, если ему дают поручения, особенно при посторонних или других родственниках.

Десятый месяц

В этом возрасте малыши умеют:

  • танцевать, топать, стоять без опоры и перемещаться у нее;
  • удерживать в руке по несколько предметов одновременно;
  • выполнять разнообразные действия с предметами;
  • показывать части лиц на картинках, игрушках или окружающих взрослых;
  • складывать мелкие предметы в ящики или ведерки;
  • копировать движения и мимику взрослых.

Поощряйте игры и самостоятельные действия ребенка. Они с их помощью познают мир, начинают ощущать себя личностями.

На десятом месяце жизни ребенку будет интересно пообщаться с другими детьми. При этом его можно начать воспитывать. Он уже поймет слово «нельзя» и простые просьбы («пойдем», «присядь», «постой»). Учитывайте, что малыш может не слушать ваши слова.

Одиннадцатый и двенадцатый месяцы

К этому периоду отлично подходит определение «взрослый ребенок». К этому периоду малыш овладел практически всеми базовыми навыками. Многие груднички этого возраста начинают вставать и ходить без опоры. Они отлично владеют своим телом и начинают активно участвовать во всех процессах: одевания, купания, питания. Они проявляют свои вкусовые пристрастия, отказываются от пищи, которая не понравилась по вкусу или консистенции.

Родители начинают понимать своих детей, ведь они произносят уже осознанные слова. Незнакомцам они могут показаться бессмысленным набором звуков. Всего к годовалому возрасту в лексиконе должно насчитываться около десятка слов.

Ребенок в возрасте около года повторяет звуки, которые он услышал от взрослых или телевизора. Старайтесь не использовать матерные слова, чтобы в лексиконе ребенка не появилась брань.

Эмоциональная связь появляется не только в отношении родителей. Кроха начинает испытывать привязанность к игрушкам. Вы можете заметить, что некоторые игрушки он берет чаще. К 11 месяцам обязательно приобретите грудничку куклу, несколько резиновых игрушек в виде животных, мягкие игрушки для сна. Он начнет ухаживать за своими питомцами: укладывать их спать, кормить и одевать.

Мягкие игрушки нельзя приобретать, если малыш склонен к аллергии. Если проблем со здоровьем нет, то лучше всего купить варианты с коротким ворсом и регулярно стирать их вместе с наполнителем.

Знакомство с окружающими предметами завершается тем, что младенец понимает, как правильно пользоваться ими. Он знает, что телефон нужно прикладывать к уху, молотком можно забить гвоздь, а веником нужно водить по полу. В возрасте около года дети могут проявлять себя как хозяева. Они перекладывают вещи с одного места на другое.

Не стоит переживать, если в год ваш малыш не делает попытки ходит без опоры, а в 5 месяцев не сидит. Все приведенные этапы развития крохи проходят постепенно от одного к другому. После полугода они изменяются практически каждый день, радуя родителей первыми попытками ходьбы или звонким смехом. Развитие ребенка по месяцам до года чаще всего проходит по индивидуальному графику, который опережает среднестатистический или отстает от него. Родителям важно не поддаваться панике в обоих случаях. Регулярно посещайте педиатра, грамотный врач во время них определит, насколько нормально протекает процесс обучения навыкам.

Дети быстро растут. Ещё год назад малыша привезли из роддома, а он уже бегает по дому, проявляет любопытство, говорит некоторые слова и начинает показывать характер. Весь этот год мамочку беспокоили вопросы, а правильно ли моя малютка всё это время развивалась? Развитие детей не обязано проходить по шаблону — каждый человек индивидуален. Не нужно пугаться незначительных отклонений в развитии, малютка обязательно наверстает упущенные навыки, просто нужно немного подождать. В статье раскрываются особенности правильного развития ребёнка по месяцам до года, которые помогут молодым родителям разобраться в таком волнительном вопросе.

У здорового младенца развиты слух, зрение, ярко выражены врождённые рефлексы. Он по запаху может отыскать грудь, а также глотает, моргает и даже хватает, что выражается с первых секунд его жизни. Новорождённые не могут переворачиваться, не держат головку, но при положении на животике у них прекрасно срабатывает инстинкт самосохранения – они поворачивают головку на щёчку, что видно на многочисленных фотографиях родителей.

1 месяц: знакомство с родителями, адаптация

Первый месяц – период адаптации грудничка к новой окружающей среде. Если новорождённый родился здоровым, отсутствуют причины беспокойства, то большую часть дня будет спать. Режим простой: покушал и поспал. В короткое время бодрствования новорождённый водит глазками, хаотично двигает ручками, поджимает ножки в коленях. Дети в этом возрасте сильно реагируют на резкие звуки, из-за которых могут заплакать.

Физическое развитие:

  • набирает в весе около 600-700 гр.;
  • 70 %времени спит;
  • вздрагивает во сне;
  • хорошо развит хватательный рефлекс, если мама вложит свой палец в ладонь крохи, то почувствует, как младенец крепко его сжимает;
  • наблюдается рефлекторное сосание;
  • даже закрытыми глазами может найти грудной сосок.

Психомоторное развитие:

  • спустя 10 дней после рождения, новорождённый удерживает в поле зрения движущийся предмет, резкие звуки заставляют кроху вздрагивать, наблюдается непроизвольная улыбка;
  • через 18-30 дней грудничок успокаивается при появлении голоса или громкого звука;
  • происходят значительные изменения в развитии: сосредоточив своё внимание на движущемся предмете, грудничок провожает его глазками, поворачивая головку;
  • улыбка становится явной;
  • пытается поднять головку, лёжа на животе;
  • слушая разговор мамы или папы, грудничок отвечает кряхтением;
  • подносить свои кулачки к лицу.

Во время кормления грудью не нужно торопить кроху: он должен не только полноценно покушать, но и насладиться теплом матери.

2 месяц: маму ни с кем не спутаю

Двухмесячного грудничка можно назвать Мастером Перевоплощения. Взглянув на фото первых дней жизни младенца, можно увидеть, как поразительно изменился его облик — малыша словно подменили! Он проявляет себя как социальная личность, радуется присутствию близких ему с рождения людей, изучает окружающее пространство, широко раскрыв глазки, а маленькие губки складываются в улыбку.

Если в первые дни жизни грудничка было совсем не слышно, то сейчас он становится шумным, любит слушать речь взрослых, отвечая уже не кряхтением, а отдельными звуками.

Двухмесячный кроха становится великим имитатором – сменяющееся выражение лица взрослых, нравится грудничку и у него возникает желание подражать.

Движения крошечного создания становятся менее резкими, поскольку малыш начинает постепенно обретать контроль над своим крошечным телом. Плотно сжатые кулачки обретают свободу – пальчики разжимаются, открывается ладошка.

Физическое развитие:

  • прибавка в весе на 800 гр, рост увеличивается на 3 см;
  • после кормления не засыпает, а бодрствует на протяжении 2-х часов;
  • спит 4 раза в день;
  • держит головку несколько секунд;
  • его интересует обстановка;
  • плавно двигает ножками, ручками;
  • может сознательно дотрагиваться до игрушки.

Психомоторное развитие:

  • поворачивает голову в сторону появившегося звука;
  • успокаивается на руках у родителей;
  • может произнести «а-га», «у-гу»»
  • рассматривает собственные руки.

С этого месяца нужно больше общаться с малюткой. «Гулюканье» грудничка – первые уроки речи, которые нужно развивать. Необходимо часто менять положение крохи, чтобы тело не подвергалось деформации.

3 месяц: давай, «поговорим»!

Трёхмесячный грудничок меняется каждый день. Он заметно подрос, окреп, с удовольствием общается со знакомыми ему людьми. Чужие голоса вызывают у крохи любопытство или страх. Проснувшись, малютка может подолгу лежать в своей кроватке, рассматривать окружающие её игрушки, яркие пелёнки, люстру на потолке. У трёхмесячного ребёнка много достижений: он сам с собою воркует, агукает.

Обоняние крохи обострилось, чувства стали ярко выражаться. Плач малютки означает не только голод, дискомфорт, но и боль в животике, усталость.

Физическое состояние:

  • вес прибавляется минимум на 850 гр, рост увеличивается на 2 см;
  • приподымает голову, лёжа на животе и опирает её на предплечья;
  • в вертикальном положении удерживает головку, но не уверенно;
  • 3 месяца – возраст, когда беспокоят колики;
  • лёжа на спине, поворачивается на бочок.

Психомоторное развитие:

  • осознанно тянется ручками к понравившейся игрушке;
  • активно изучает своё тело: сосёт пальчики и не только на руках, трогает лицо;
  • в речи появляются гласные звуки;
  • «самостоятельный» человечек может вытаскивать из рта соску, а потом пытается запихать её обратно в рот;
  • может отталкиваться от твёрдой поверхности и сучить ножками.

В период бодрствования нужно брать младенца на руки, целовать, обнимать, разговаривать и гулять. Правильное развитие грудничка в этом периоде благополучно повлияет на дальнейшее состояние.

4 месяц: головку держим прямо!

Карапуз становится всё забавнее. У него достаточно окрепли мышцы шеи, и теперь он уверенно держит голову в вертикальном положении. Без посторонней помощи дотягивается до игрушки, перекладывает её. Ему нравится изучать предметы вблизи и хочется попробовать их на вкус. Поле зрения расширяется, а маму он ни с кем не спутает.

Физическое состояние:

  • вес увеличивается на 700 гр, к росту прибавляется 2,5 см;
  • положив карапузика на бок, он быстро переворачивается на спинку, без помощи взрослых;
  • высоко поднимает голову, приподымается на ручках, когда лежит на животе;
  • дотягивается до подвешенных над ним игрушек;
  • делает первые попытки, чтобы присесть или ползать;
  • успешно приподымает верхнюю часть тела.

Психомоторное состояние:

  • моментально узнаёт маму, радуется её появлению;
  • громко хохочет во время общения;
  • подолгу гулит;
  • во время кормления трогает, придерживает грудь;
  • ему интересно своё отражение в зеркале;
  • фиксирует взгляд, отслеживает движущийся субъект;
  • затихает или засыпает, когда слышит музыку;
  • начинает капризничать, когда не видит родителей;
  • реагирует на своё имя;
  • настораживается на посторонние звуки, лица;
  • проявляет свою активность, не стоит пугаться, если кроха просыпается ночью. Тихая колыбельная песенка, нежные поглаживания способствуют засыпанию;
  • в течение дня малыш предпочитает спать около 5 часов.

Крох на искусственном вскармливании нужно постепенно приучать к прикорму. Детям, питающимся материнским молоком, рано вводить прикорм.

5 месяц: пора учиться ползать

Пятимесячный карапуз становится всё любопытнее. Он обращает внимание на все предметы, окружающие его, кроме этого, он пытается попробовать их на вкус. Грудничок прекрасно держит головку, но полноценно сидеть ещё не может, спинка к этому не готова. У карапуза появляются интересные упражнения: лёжа на животе, он высоко поднимает голову и вытягивает в стороны ручки, поднимает ножки. Ещё одно упражнение под названием «мостик» позволяет крохе разглядеть, что происходит на заднем плане: лёжа на спине, грудничок упирается головой и ногами в поверхность, приподымая туловище.

В это время у деток перестают косить глазки, но если они всё ещё «бегают», то нужно сообщить об этом детскому окулисту. С помощью специальной гимнастики, проблему можно устранить.

В этом возрасте дети прекрасно различают близких им людей и чужих – это важная стадия в развитии. Зрительная память пятимесячного чада хорошо развита, но после долгого отсутствия члена семьи, дитё на время забывает его.

Некоторые дети учатся ползать, лёжа в кроватке или сидя на попе.

Дитё постоянно требует общения и внимания, сообщая об этом громкими звуками, активными движениями. Грудничок подолгу изучает игрушки, может осознанно трясти погремушкой, перекладывать её из рук в руки, выбрасывать на пол, привлекая внимание мамы. В это время у детей начинают прорезываться первые зубки. На фоне этого они часто капризничают.

Пора учить ребёнка говорить слова мама, папа, деда, баба.

Физические достижения:

  • к весу прибавилось 700 гр, рост на 2 см больше;
  • некоторые детки могут сидеть в специальном детском кресле;
  • легко переворачивается со спины на животик;
  • упирается на ладони и приподымается всем телом;
  • с помощью взрослых устойчиво стоит на ножках.

Психомоторное развитие:

  • понимает интонацию мамы;
  • протягивает ручки, просясь к родителям;
  • кушает с маленькой ложечки, пьёт с кружечки;
  • время кормления превращается в забавную игру;
  • дневной сон становится всё реже. Малыш долго гулит, любит общаться со взрослыми, но если беседа прерывается, то проявляет своё недовольство громким плачем;
  • с интересом рассматривает красочные иллюстрации;
  • засматривается на экран телевизора.

Ребёнок учится ползать, поэтому нужно подумать о его безопасности. Не нужно его оставлять одного на кровати, а если это необходимо, то можно делать барьеры из подушек или одеяла. Главная развивающая игра – различные коробочки с крышками, в которых будет что-нибудь находиться. Ребёнку нравится открывать крышки, доставать и складывать предметы в ёмкость.

6 месяцев: самостоятельно сидим

Первый маленький юбилей грудничка. Из спокойного комочка он превращается в непоседливое создание, которому некогда лежать, а нужно добиваться новых достижений, радовать всех вокруг. Малыш прекрасно ворочается с боку на бок, приподымается в кроватке на колени, подползает к игрушке на животе. Дети хорошо сидят, но педиатры не рекомендуют оставлять кроху в таком положении надолго, чтобы не спровоцировать искривление позвоночника.

  • вес прибавляется на 650 гр, а рост на 2 см;
  • ухватив кого-нибудь за руки, малыш может присесть и даже встать на ноги;
  • стоя на ногах, делает шаги;
  • стоя на четвереньках, раскачивается вперёд-назад;
  • ребёнок хорошо владеет своим телом.

Психомоторное состояние:

  • гуление превращается в слоги: «ба», «ма», «па», «да»;
  • поднимает выпавшую из рук игрушку;
  • если спросить у крохи, где мама, папа, кроватка, то ребёнок может отыскать объект глазками;
  • любит играть с музыкальными игрушками.

Детям, находящимся на грудном вскармливании, вводят прикорм.

7 месяцев: учимся ползать

Семь месяцев – серьёзный скачок в развитии. У маленького человечка развивается характер, темперамент. Он воспринимает информацию, исходящую от родителей и пытается применять её в повседневной жизни. Кроха исследует окружающий мир, ползая на четвереньках. Может недолго стоять на ножках, держась за перила кроватки.

Появляются нижние резцы, но бывает и так, что зубки не прорезаются до года. По такому поводу не нужно волноваться, каждая личность индивидуальна.

Достижения крохи проявляются и в речи, которая становится громкой, продолжительной, чёткой. Нужно помнить, что семимесячный карапуз во всём подражает взрослым, копирует мимику, настроение.

Крохе всё интересно, поэтому он выгребает содержимое из шкафов и начинает их исследовать. Пора водить систему запретов, но их не должно быть много, в противном случае ребёнок запутается, что ему можно, а что нельзя.

Достижения в физическом плане:

  • наблюдается прибавка в весе на 600-700 гр, к росту прибавляется 2 см;
  • активно и уверенно переступает ножками;
  • ползает быстро и уверенно сидит, и иногда опирается на руку.

Психомоторное развитие:

  • любит играть с игрушками, а также ломать, бросать, трясёт, складывать в коробку, пытается присоединить две части от игрушки, и т.д.;
  • хорошо знаком с предметами и правильно их показывает;
  • знаком со своими частями тела;
  • развивается мелкая моторика рук, играет в «Ладушки», «Сорока-белобока»;
  • в речи появляются новые слоги;
  • самостоятельно листает книжки;
  • понимает слово «нет» и «да»;
  • наблюдается избыточное слюноотделение из-за зубов, которые должны вот-вот появиться.

У родителей появилась новая обязанность – каждый день следить за чистотой пола и игрушек. Ведь малыш пробует всё на вкус, а вокруг много микробов. Нужно помнить, что чистота – залог здоровья для малыша.

8 месяц: уверены в движениях

Этот период, когда родителям нужно особенно внимательно следить за своим чадом, теперь его не оставишь в манеже, в кроватке или на кровати. Многие мамы рассказывают, что активные ребята умудряются выпадывать из своей кроватки. Это неудивительно! Кроха самостоятельно сидит, ползает, встаёт и делает шаги, держась за опору, а если мама долго отсутствует, то малютка начинает беспокоиться и проявляет так называемые чудеса.

Малютка встречает широкой улыбкой с четырьмя зубками знакомых ему людей. Проявляет восторг, хлопая в ладоши. У некоторых детей наблюдается успех в произношении коротких слов. В этот период взросления нужно читать малютке сказки, петь песенки, рассказывать стихи и потешки.

Физическое развитие:

  • масса достигает 9 кг, а рост увеличивается на 3 см;
  • ползает, хорошо ориентируется в пространстве;
  • прекрасно встаёт, садится, ложится.

Достижения в психомоторике:

  • выполняет лёгкие поручения, может принести игрушку;
  • правильно играет с пирамидкой, кубиками;
  • диапазон эмоций расширяется: ребёнок не только радуется или плачет, но и удивляется, проявляет недовольства, настойчивость;
  • растёт словарный запас;
  • танцует под музыку, хлопает в ладоши, топает ножками;
  • может брать двумя пальчиками мелкие предметы.

9 месяцев: долгожданные шаги

После двух удачных шагов малютка проявляет свою настойчивость и с большими трудностями, плачем, небольшими синяками учится ходить. Кроха падает и снова встаёт. Так проходят дни. К концу месяца он научится удерживать баланс и равновесие. Прекрасно пьёт из поильника и взрослой кружки. А ещё, это время, когда малютка произносит первые слова мама, папа, баба.

Физические особенности:

  • масса тела прибавляется на 600 гр, рост на 2 см;
  • встаёт из положения сидя, ходит в ходунках или с помощью родителей;
  • может разворачиваться во время ползания;
  • пытается залезть на стул, диван, открывает ящики.

Психомоторные особенности:

  • активно проявляет эмоции, манипулирует родителями с помощью плача, крика;
  • пытается самостоятельно надеть штанишки, шапку;
  • сам кушает ложкой;
  • умеет рвать бумагу, мять в руках пластилин;
  • любимое занятие – засовывать пальчики в дырочки;
  • запоминает названия предметов;
  • радуется, когда его хвалят;
  • понимает значение простых слов: дай, иди, кушай, пей;
  • у крохи формируется индивидуальный «язык «речи, который понятен только родителям.
  • неподдельный интерес вызывают домашние животные, телефон, пульт;
  • в общении появляется жестикуляция.

Малютка умеет прощаться, махая рукой. Начинает понимать, как катать машинку, ставить кубики друг на друга. С удовольствием ищет потерявшиеся игрушки, сортирует их по форме, цвету.

10 месяцев: всё больше удивляем взрослых

Родители не успевают радоваться достижениям крохи. С каждым днём проявляются новые способности. Он стал активным, общительным, самостоятельным! Малыш не требует много внимания, как в 5,6 или 7 месяцев – он самостоятельно играет в различные игрушки, у него появились любимые мультфильмы. Это время, когда мама может заняться своими делами.

Дневной сон стал значительно короче – 2 часа. Частые капризы ребёнка обозначают его усталость, и мамочка должна скорректировать режим дня.

Физические особенности:

  • к массе прибавляется 350 гр, к росту 1 см;
  • учится ходить;
  • повторяет движения взрослых.

Психомоторные особенности:

  • удерживает в одной руке несколько предметов;
  • выполняет сложные действия: отбирает игрушку, прячет её или ищет;
  • строит башенки, катает машинку, собирает пирамидку;
  • показывает где у мамы глазки, ротик, носик;
  • умеет произносить названия животных и имитирует их голос;
  • спокойно относится к горшку.

Многие детишки проявляют интерес к рисованию, чиркая карандашами в альбоме или пачкая пальчики красочками. Чем больше родители будут заниматься с крохой, тем лучше будет происходить детское развитие.

11 месяцев: подражаем взрослым

Развитие малютки продолжается. Ребёнок всё больше набирается сил, чтобы самостоятельно шагать. Явные достижения проявляются в речи. Родителям нужно следить за своими словами, чтобы потом не удивляться: «Где же он это услышал!?»

Малыш делает всё то же самое, что и раньше, но теперь уже с уверенностью, пониманием. Укладывает кукол спать, вытирает им губки, составляет игрушки на свои места. Активно участвует в процессе купания, одевания, питания. Пища малютки становится разнообразной, и пора учиться чистить зубки.

1 год: приглашайте гостей и принимайте поздравления!

Вот и наступил первый День рождения малыша! Некоторые детишки встречают юбилейную дату стоя на ножках. Их глазки отражают счастье и любовь. Годовалый карапузик любит помогать маме, ведь он уже большой! Масса тела увеличивается втрое.

Всего за 365 дней крошечное, ничего не умеющее и не знающее создание, превращается в полноценного человека. На протяжении всего года он проходит множество препятствий, чтобы научиться сидеть, вставать, кушать, пить, говорить, понимать и ходить! Для него главное, чтобы мама каждый день, каждую минуту, каждую секунду одаривала его любовью и заботой. Дальнейшее развитие малютки полностью зависит от благосостояния семьи. Не нужно ругаться в присутствии малыша – это может негативно сказаться на его психике, а значит и развитии. Пусть кроха растёт здоровым, смышлёным и на радость всем!

Познавательное видео о развитии малыша

Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. О последних хотелось бы сказать отдельно. С одной стороны, на форумах и в социальных сетях очень популярным является выражение, что «ребенок никому ничего не должен», «когда будет готов, тогда и пойдет/сядет/заговорит и т.д.». В то же время, в окружении молодой мамы всегда найдутся «доброжелатели» в виде соседок, родственников и других мам, которые будут рассказывать — «а мой в вашем возрасте уже хорошо ходил/говорил/ ».

Любая любящая мама может растеряться и запаниковать, ведь важно не пропустить «тревожный звоночек» и вовремя обратиться к врачу, если малыш в какой-то из сфер отстает в развитии. Оба варианта: и полная беспечность, и повышенная тревожность нам не подходят. Лучше всего, если мама будет владеть полной информацией по нормам развития ребенка до года по месяцам и оценивать его способности самостоятельно, а в случае неоднозначности ситуации, советоваться с педиатром и узкими специалистами.

Самое главное, что хочется отметить, – нет однозначных норм, в каком возрасте должен появиться определенный навык. Есть промежуток в возрасте «от» и «до», в котором какой-то навык появляется у 95% здоровых детей. Эти промежутки были определены путем наблюдения за большим количеством детей и теперь приняты как нормативный критерий.

Так, например, в отношении основных двигательных навыков Всемирная Организация Здравоохранения выделила «окна» – промежутки, когда ребенок должен освоить конкретный навык.

Если малыш укладывается в возрастные нормы, но при этом вас все же что-то смущает – проконсультируйтесь у специалиста. Врач будет ориентироваться не столько на нормативы, сколько на наличие/отсутствие рефлексов новорожденности, состояния черепных и других нервов, массу тела, тонус мышц, подвижность суставов и т.п. Другими словами, оценит, имеет ли организм малыша все ресурсы для овладения тем или иным навыком.

Ниже представлены навыки и порядок их возникновения у большинства детей соответствующего возраста. подробно рассмотрены в отдельной статье, поэтому здесь мы о них упоминаем вскользь.

1 месяц

В возрасте 30 дней после рождения кроха уже многое умеет:

  • Лежа на животе на пеленальном столике или другой твердой поверхности, приподнимает голову и пытается ее удержать непродолжительное время.
  • Фокусирует взгляд на лице, которое приближается на близкое расстояние.
  • Прекращает плакать и прислушивается, когда мама берет на ручки и начинает с ним разговаривать. Таким образом малыш отвечает на общение и концентрирует свое внимание на взрослом. Плач может возобновиться, если причина дискомфорта не будет устранена.
  • Малыш, кроме плача, уже может издавать и другие звуки. Обычно это короткие гортанные звуки в ответ на речь взрослого.
  • Движения ручками и ножками становятся симметричными. Выражен тонус мышц – сгибателей. Другими словами, при разгибании ножек и ручек малыша вы чувствуете небольшое сопротивление.
  • Начинает улыбаться при общении со взрослым и корчить гримасы при ярком свете, резком звуке, ветре, резком запахе или вкусе.
  • Держит кулачки сжатыми и подносит их ко рту.
  • Кроха способен сосредоточить свой взгляд на неподвижном ярком предмете и следить за ним, если предмет плавно и медленно перемещают.

Интересные игры и идеи по развитию крохи в 1 месяц смотрите .

2 месяца

  • Лежа на животе, поднимает головку все выше и, в конце концов, может длительно удерживать её под углом 45 градусов. Кроме того, малыш хорошо держит головку в вертикальном положении на ручках у мамы (до 1 минуты), а в положении сидя головка все еще «падает» набок.
  • Кроха поворачивает голову в сторону и старается найти глазами источник звука.
  • Начинает подолгу рассматривать заинтересовавший его предмет, лицо, игрушку.
  • Крик становится выразительным, и его интонация сменяется в зависимости от причины.
  • Учится поворачиваться с бочка на спинку.

Как развивать ребенка в 2 месяца читайте в .

3 месяца

  • Мышцы малыша уже немного окрепли, и он способен приподнять голову и весь плечевой пояс, опираясь на локти и предплечья. Удерживать себя в такой позе кроха может до 2-3 минут.
  • В 3 месяца появляется «комплекс оживления», о котором мы подробно говорили .
  • Ребенок плавно следит за перемещающимся предметом и может долго и сосредоточенно рассматривать неподвижный предмет, который его заинтересовал. При разговоре, сосредотачивает все внимание на взрослом и ищет глазами говорящего в пределах комнаты.
  • Успокаивается под мелодичное пение мамы.
  • Малыш рад и способен удерживать легкую, подходящую по размеру погремушку в руке.
  • Кроме погремушек, кроха «обнаруживает» свои ручки. Он соединяет их вместе, рассматривает, облизывает и сосет.
  • К концу месяца кроха уже способен не только улыбаться, но и смеяться.
  • К этому же возрасту малыш начинает самостоятельно поворачиваться на бочок, а некоторые малыши самостоятельно переворачиваются со спины на живот.

Игры для развития малыша в 3 месяца .

Недавно стали мамой малыша?

4 месяца

  • Смех, который появился на 3 месяце, сейчас может превратиться в задорный громкий хохот при общении со взрослыми. Кроха радуется при появлении мамы, но также приветлив к чужим.
  • Любит рассматривать свое отражение в зеркале.
  • К концу месяца хорошо поворачивается со спины на живот и учится поворачиваться в обратном направлении — с живота на спину.
  • Хорошо удерживает голову в любом положении, в том числе и в положении сидя. Старается схватить разные предметы, но часто промахивается. Придерживает ручками грудь или бутылочку.
  • Если ребенка потянуть за ручки, он сгибает руки в локтях и подтягивается.
  • Лежа на животе, ребенок может поднимать голову на 90 градусов.
  • Лежа на спине, немного приподнимает голову и плечи.
  • Все игрушки и предметы, которые малыш обнаруживает вокруг себя, он рассматривает, ощупывает и облизывает. Узнает «знакомые» игрушки и радуется им.
  • Может четко локализовать источник звука, даже если он не очевиден.

Как развивать кроху в 4 месяца читайте в .

5 месяцев

  • Малыш начинает различать родных и чужих людей. Проявляет настороженность при виде незнакомых и радуется появлению знакомых лиц.
  • Различает ласковый и грубый тон собеседника и способен выражать собственные эмоции , хныканьем, криком. Демонстрирует реакцию оживления или страха адекватно ситуации.
  • Хорошо переворачивается в одну сторону со спины на живот. В положении на животе — приподнимает верхнюю часть туловища, упираясь ладонями выпрямленных рук.
  • Подтягивается руками за перекладину, пытаясь сесть.
  • Большинство малышей в этом возрасте способны сидеть с поддержкой, сохраняя ровную спину и хорошо удерживая голову. Если посадят, может сидеть несколько минут, не заваливаясь в бок и балансируя из стороны в сторону.
  • Играет пальцами ног, тянет их в рот, сосет и грызет.
  • Раскачивается вперед — назад, лежа на коленях у мамы или другой мягкой поверхности.
  • Обращает внимание на маленький предмет, подгребает его к себе и зажимает в кулачке. Начинает координировать движения рук и глаз, тянется за предметами и успешно их хватает.
  • Если малыш находится на искусственном вскармливании, то уже умеет удерживать бутылочку одной или обеими руками.

Развивающие игры для пятимесячного малыша смотрите .

6 месяцев

  • Малыш пытается передвигаться и ползти по-пластунски.
  • Умеет хорошо переворачиваться с живота на спину. Может передвигаться, перекатываясь со спины на живот и обратно в нужном направлении.
  • Кроха знает свое имя и отзывается на него. Различает свое и чужое имя.
  • Если мышцы спины достаточно окрепли, то ребенок учится садиться из положения на животе, помогая себе рукой. Может сидеть с поддержкой. Если посадить – будет сидеть с ровной спиной. Если во время гимнастики потянуть за ручки – сядет и будет уверенно сидеть.
  • С интересом рассматривает лицо мамы, трогает его, изучает. Эмоционально реагирует на отражение в зеркале – улыбается ему, агукает.
  • Появляются цепочки лепета, которые складываются в слоги.
  • Ребенок следит за движущимся предметом, поворачивает голову вслед за ним.
  • Игрушку перекладывает из одной руки в другую, держит предмет ладонью и всеми пальцами.
  • На вопрос: Где…? ищет глазами знакомый предмет.

Игры для развития ребенка в 6 месяцев читайте .

7 месяцев

  • Ребенок уже может сидеть без опоры.
  • Учится становиться на четвереньки и ползать, если для этого предоставляется достаточно свободного пространства.
  • По тону голоса понимает запретные фразы. Перед тем как вступить в контакт, внимательно рассматривает собеседника.
  • На вопрос «Где?» активно ищет предмет и показывает на него пальчиком.
  • Учится играть в «Ку-ку». Начинает понимать, что предмет не пропадает, исчезая из поля зрения.
  • Способен удерживать в каждой руке по предмету и старается ударять ими друг по другу. Размахивает игрушками, перекладывает их из руки в руку и бросает их, разжимая ладошки.
  • Учится пить из чашки и кушает пищу с ложки.

Как развивать малыша в 7 месяцев читайте .

8 месяцев

  • Узнает и показывает пальчиком на фото родных людей. Может найти и показать несколько одинаковых предметов в комнате, если они постоянно находятся в одном и том же месте (например, часы, картины).
  • Встает на ноги, держась руками за опору. Хорошо сидит, ползает в разных направлениях, самостоятельно становится на колени, поднимая туловище вертикально, при этом придерживается за опору.
  • Становится очень любознательным, поэтому в зоне доступа должны находиться только безопасные предметы.
  • Понимает запрещающие слова, но слушается не всегда. При регулярных повторениях кроха машет рукой «пока» или хлопает в ладоши.
  • Способен некоторое время самостоятельно играть с игрушками/предметами. Подражает взрослым в играх с игрушками: катает машинку, стучит, вынимает игрушки и складывает их.
  • Лепет становится выразительным. Малыш четко, громко и с соответствующей интонацией повторяет разные слоги.

Развивающие игры для восьмимесячного малыша .

9 месяцев

  • Кроха перелистывает плотные картонные странички книжки.
  • Учится играть в мячик, катит его обратно.
  • Самостоятельно пьет из чашки, иногда проливая содержимое на себя.
  • Хорошо ориентируется в комнате, где постоянно находится. Находит и приносит предмет по просьбе «Дай мне…»
  • Знает свое имя и поворачивается, если его зовут. Общается с окружающими жестами, голосом может позвать взрослого, используя крик или лепетные слова.
  • Понимает простые фразы и слова, понимает запрет «нет».
  • Учится ходить, держась за опору.
  • Садится из положения лежа и обратно. Из положения стоя сесть еще не может.
  • Учится брать мелкие предметы 2 пальцами. Начинает играть с пирамидкой, ставит 2 кубика друг на друга. Манипулирует игрушками в зависимости от их свойств: открывает, катит, достает и т.п.
  • Играет в прятки с игрушкой, которую прячут у него на глазах.
  • В играх и обычной деятельности старается подражать взрослым или другим детям.

Как развивать ребенка в 9 месяцев читайте в .

10 месяцев

  • Учится ходить, держась двумя руками за руки взрослого.
  • Удерживает игрушку, которую пытаются у него отобрать.
  • Малыш подражает жестам и мимике взрослых.
  • Различает звуки 2-3 животных. Повторяет за собеседником слоги, появляются первые лепетные слова из парных слогов: па-па, ба-ба, ма-ма. Малышу нравится повторять одни и те же слоги, тренируется в произнесении новых слов.
  • Общается преимущественно жестами и интонационными возгласами, стремясь получить желаемую вещь.
  • При регулярных играх ребенок знает и с радостью показывает на другом части тела, выполняет простые просьбы: покажи, помаши, дай, принеси, собери, открой. Демонстрирует игры типа «Ладушки», «Сорока-ворона».
  • Собирает в коробку игрушки, открывает разные крышки.

Идеи игр для малышей в 10 месяцев смотрите .

11 месяцев

  • Ребенок начинает осваивать первые ролевые игры: укладывает куклу спать, катает ее на коляске и т.п. без общего сюжета.
  • Играет в «Ладушки», «Ку-ку», прятки с игрушкой. Может сам прятать предмет.
  • Ребенок имеет в пассивном словаре достаточно много слов. При вопросе: «Где часы/папа/пирамидка?» ребенок показывает на него пальцем.
  • С удовольствием демонстрирует свои знания: части тела, жестовые движения.
  • Произносит первые упрощенные слова: на, дай, да, не, ав.
  • Повышается активность ребенка, он становится более самостоятельным и любознательным.
  • Вкладывает стаканчики друг в друга, собирает одну матрешку из двух частей, нанизывает кольца пирамидки на стержень, играет в мяч.
  • Любит трогать животных. По-разному относится к разным детям и взрослым.
  • Ходит, держась за руки взрослого. Самостоятельно стоит, поворачиваясь в разные стороны. Поднимает предмет с пола, присаживаясь к нему. Залезает и слезает с небольшой лестницы. Умеет садиться из положения стоя.
  • Учится самостоятельно кушать. Хорошо координирует движения рук, но не вся пища попадает в рот. Пьет через трубочку или из чашки.

Развивающие игры в 11 месяцев читайте .

12 месяцев

  • Малыш способен к первым обобщениям: выбрать из груды мячиков кубики.
  • Достаточно хорошо понимает речь и может выполнять простые просьбы: принеси, положи на место, отнеси.
  • Знает не только собственное имя, но и имена мамы, папы, братьев, сестер, домашних питомцев, животных, сказочных героев. Показывает их в книжках и фотоальбомах.
  • Ходит самостоятельно или придерживаясь за руки взрослых. Может совмещать ходьбу с другими действиями (нести игрушку, махать рукой).
  • Подражает взрослым, копируя их движения. Уверенно манипулирует матрешкой, вкладышами, пирамидкой, строит простые постройки из кубиков. Играет в простейшие ролевые и пальчиковые игры.
  • Любит : подползать под них, залезать на диван.
  • Самостоятельно, но неаккуратно ест с ложки. Откусывает и жует твердую пищу, пьет из чашки. Причесывается расческой, купается (совершает характерные движения).
  • При одевании – вытягивает руку, подставляет ножку.
  • Произносит до 10 простых лепетных слов и активно использует их в общении.
  • Понимает значение слов: горячо, холодно, больно, нельзя, подожди.
  • Рисует карандашами или фломастерами каракули на бумаге, «чертит» ими.

Как развивать ребенка в 12 месяцев читайте .

Уверена, что приведенные выше навыки помогут вам сориентироваться и определить зону ближайшего развития ребенка. А поможет вам подобрать подходящие по возрасту игры, чтобы кроха развивался своевременно и гармонично.

Новорожденному малышу за первые 12 месяцев жизни предстоит научиться многим вещам. Ведь он не умеет ни сидеть, ни стоять, ни поворачиваться, ни даже держать головку и улыбаться! Развитие малыша с каждым месяцем происходит все стремительнее. Практически каждый день он приобретает новые навыки и умения. Вот кроха в первый раз улыбнулся маме, вот научился уверенно держать головку, сумел дотянуться до красочной игрушки, вот в первый раз перевернулся со спинки на животик. На первом году жизни ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается в маленького самостоятельного человечка.

Очень часто у родителей возникают вопросы, касающиеся правильности развития их малыша и своевременности приобретения того или иного навыка. Таблица развития ребенка по месяцам поможет родителям ориентироваться в новых достижениях ребенка. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален, и календарь развития – не святая всех святых. Если развитие малыша на месяц отстает или опережает календарные данные, то это – нормальное явление и не нужно думать что с ребенком что-то не так.

Таблица развития ребенка по месяцам

Возраст ребенка

Физическое развитие

Поведение и приобретенные навыки

Вес, кг

Рост, см

1 месяц 4,1 – 4,3 53 – 54 — пытается поднять голову, лежа на животе- улыбается- может останавливать взгляд на предмете или лице взрослого

— кряхтит, издает отдельные звуки

— вздрагивает при резких звуках

2 месяца 5 – 5,3 56 – 58 — приподнимает и несколько секунд удерживает голову- следит за перемещением предмета- рассматривает близко расположенные неподвижные предметы

— отвечает на звук поворотом головы

3 месяца 6 – 6,3 59 – 61 — прислушивается к разговору взрослого- при общении с взрослыми активно проявляет радость- на руках у родителей может держать голову вертикально

— опирается на локти из положения, лежа на животе, несколько минут держит голову

— если взрослый держит за подмышки, крепко упирается ножками

4 месяца 6,5 – 6,9 62 – 64 — опирается на ладони и приподнимается из положения, лежа на животе- переворачивается на спину- хватает висящие игрушки (движения рук становятся целенаправленными)

— узнает родителей

— радость выражает смехом

— если слышит какой-то звук, оборачивается, ищет его источник

5 месяцев 7,4 – 7,8 64 – 68 — переворачивается на живот со спины- пытается ползти- берет игрушки из рук, крепко их держит

— отличает «чужих»

— если держать за подмышки, устойчиво становится на ножки

6 месяцев 8 – 8,7 66 – 70 — сидит- пытается ползти- перекладывает предметы из руки в руку

— ест из ложечки

— понимает, когда к нему обращаются по имени

7 месяцев 8,3 – 8,9 68 – 71 — хорошо сидит- ползает- хватает маленькие вещи и предметы всей ручкой

— длительное время играет с игрушкой

— пьет из чашки с помощью взрослого

8 месяцев 8,5 – 9,5 70 – 72 — встает и переступает с ножки на ножку, держась за опору- садится, ложится- понимает вопрос «где?»

— делает «ладушки»

— радуется другим детям

— может самостоятельно держать и кушать твердую пищу, например хлеб

— понимает запреты родителей

9 месяцев 9,3 – 9,9 71 – 73 — встает- «танцует»- осознанно играет (машинку катает, коробочку открывает и закрывает, погремушкой гремит)

— находит предметы на вопрос «где?»

— подражает другому ребенку

10 месяцев 9,5 – 10,4 72 – 74 — ходит, держась за взрослого двумя руками- отвечает на просьбы «дай», «принеси», «открой»- играет в «ку-ку», «сороку»
11 месяцев 9,8 – 10,5 73 – 75 — самостоятельно стоит (8-12 мес.)- делает первые шаги- берет маленькие предметы двумя пальцами

— умеет собирать пирамидку, складывать кубики

12 месяцев 10,1 – 10,7 74 — 76 — ходит (10-14 мес.)- пьет из чашки- складывает мелкие предметы в емкость с маленьким отверстием

— «рисует» карандашами

— понимает значение называемых предметов

— узнает на картинках знакомые ему предметы

— понимает значение понятий «можно» и «нельзя»