Меню

Как развивать ребенка по месяцам до 1. Развитие малыша до года по месяцам — что должен уметь ребенок в каждый месяц

Жизнь

Комментариев нет

С момента появления на свет и до года новорожденный растет и развивается стремительно, вместе с тем, его организм окончательно формируется и адаптируется к новой среде. Изменения касаются всех органов младенца, меняется и он сам, активно осваивая новые, необходимые навыки. Почему так важно развитие ребенка по месяцам до 1 года, что должен уметь малыш – это основные вопросы, которые возникают у родителей при появлении первенца. Данная статья поможет им понять особенности и значение каждого месяца для здоровья и успешности детей в их будущей жизни.

Счастливым родителям, у которых родился сын или дочь, нужно быть готовыми к тому, что каждый месяц малыш будет меняться. И это касается не только его внешних изменений, но и внутренних психических состояний. У него будут появляться новые умения, усовершенствуются органы чувств, в дальнейшем, разительные перемены касаются формирования характера, привычек, собственной модели поведения.

Как не пропустить значительные этапы становления маленькой личности, сделать адаптацию младенца более комфортной и поддержать его здоровье? В этом поможет календарь развития ребенка по месяцам до года, используя который родители всегда будут знать, отстает малыш или опережает своих сверстников. В целом, вы в курсе, как растет новорожденный бутуз, что же, постараемся более детально охарактеризовать особенности каждого месяца, прожитого малышом от начала рождения, возможно, вы узнаете нечто интересное и важное.

Первый месяц

Первые недели после рождения для младенца становятся периодом адаптации, когда он уже находится вне утробы матери. И все его органы подвержены изменениям, чтобы приспособиться к самостоятельной работе.

Физиология

В течение месяца малыш избавляется от избыточной жидкости и начинает набирать вес до 600-700 г. К месяцу он вырастает приблизительно на 2-3 сантиметра. Развитие ребенка в 1 месяц тесно связано с формированием пищеварительной системы. В этом возрасте детки, фактически, не ощущают запаха, но их может тревожить яркий свет и громкие звуки.

Психомоторное развитие

У младенца развиты все необходимые рефлексы, благодаря которым он может совершать, пока что, ограниченные движения ротиком, ручками, ножками и головкой. Однако он получает удовольствие, когда его обнимает и кормит мама, ощущая ее тепло и заботу

Результаты первого месяца

Главные достижения месячного крохи:

  • умение улыбаться и плакать, но без слез;
  • различать яркие цвета;
  • фокусировать взгляд на неподвижном объекте;
  • на короткие мгновенья приподнимать головку;
  • издавать звуки, похожие на гуление.

Ребенка следует кормить раз в два часа, а спит он не менее 16 часов в сутки. В это время правильный уход очень важен. Зная развитие ребенка до года по месяцам, можно составить режим дня, придерживаясь которого, будет проще успевать ухаживать за младенцем и поддерживать его здоровье в оптимальном состоянии.

Второй месяц

На втором месяце малыш уже приспособился к новым условиям и него выработался определенный распорядок дня. Хотя спит он, по-прежнему, много, у него появляется «комплекс оживления», который так радует родителей.

Физическое формирование

Развитие ребенка в 2 месяца протекает бурно, он становится тяжелее на 700-900 грамм и вырастает до 4 сантиметров. Головка и грудь его также увеличиваются. Ферменты, которые начали вырабатываться в его организме, позволяют лучше усваивать мамино молоко.

Психомоторная активность

У двухмесячных детей улучшается зрение – они различают предметы на расстоянии 40-50 сантиметров, пытаются до них дотянуться и схватить. Особый интерес у них вызывает человеческое лицо, которое они внимательно разглядывают, стараясь сфокусировать взгляд. Детки уже способны узнавать голос мамы, звук погремушки и музыкального мобиля.

Достижения второго месяца

Ребенок постепенно осваивает новые для себя действия:

  • умеет держать игрушки;
  • сжимать, разжимать ручки, махать ими;
  • поворачиваться с боку на бок и на спинку;
  • поднимать головку на несколько секунд.

В это же время начинается планомерное угасание рефлекторных движений.

Третий месяц

Трехмесячные дети выглядят пухленькими очаровашками со складочками на ручках и ножках. Они открыты для общения, проявляют высокую потребность в ласке и объятьях мамы. Их взгляд становится более осмысленным, а движения – согласованными.

Изменения в анатомии и физиологии

В возрасте 3 месяцев у малышей формируются потовые и слезные железы. Пищеварительная система продолжает совершенствоваться, поэтому их нередко беспокоят колики.

Психика и моторная функция

Нормальное развитие ребенка в 3 месяца способствует формированию нервной системы, поэтому детки начинают активнее управлять своими ручками. Они бурно выражают свои эмоции и лепечут, растягивая некоторые звуки.

Особые навыки

Успехи малышей, бесспорно, могут удивлять:

  • они удерживают головку в лежачем состоянии на 20 секунд;
  • могут расправлять ладошки и хватать игрушки;
  • дотягиваются до своих ножек, рассматривая их;
  • при поддержке мамы отталкиваются и подпрыгивают на кроватке или манеже.

Больше всего, трехмесячные дети любят находиться в вертикальном положении, внимательно разглядывая все вокруг себя.

Четвертый месяц

Несмотря на некоторое замедление роста, малыши прибавляют около 700 граммов веса и вырастают на 2 сантиметра. При этом более гармоничными выглядят пропорции их тела.

Особенности физиологии

Легкие у детей становятся больше в два раза, по сравнению с первыми днями после рождения, увеличивается окружность груди, начинают интенсивно расти ногти и волосы.

Совершенствование моторики и мышления

Самые важные двигательные навыки связаны у детей с их ручками. Они еще не полностью открыты днем, но в ночное время полностью расслаблены. Брать игрушки они уже могут обеими руками. Ребенок способен опираться на предплечья, около минуты удерживать головку. Расширяется эмоциональный спектр малышей – они могут говорить громко, тихо, радостно, выражать удивление.

Основные моменты развития

Развитие ребенка в 4 месяца дает потрясающие результаты:

  • малыши способны свободно удерживать головку на весу;
  • шевелить пальчиками;
  • фокусировать взгляд на предметах и различать их по форме и цвету;
  • играть со своими ножками;
  • держать бутылочку с пищей.

В четыре месяца дети уже произносят самые важные слоги в своей жизни «Ма» и «Па». Родителям важно контролировать развитие ребенка до года по месяцам, от этого зависит не только совершенствование его речи и словарный аспект, но и другие аспекты формирования человеческой личности.

Пятый месяц

Ребенок в пять месяцев, крайне любознателен и продолжает развивать уже приобретенные навыки. Кроме того, он все больше стремиться к самостоятельности и начинает проявлять характер.

Физиологические изменения

У детей происходит угасание многих рефлексов, повышается острота зрения, они безошибочно определяют голос мамы, папы и других членов семьи. К концу месяца у многих детишек уже появляются первые молочные зубки.

Психологическое развитие и двигательная активность

Развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему быстро определять источник звука, говорить слогами и гулить нараспев, легко переворачиваться. Проявляется и характер крохи, если ему отказывают в общении, а мамы нет рядом, он может быть возмущен и расстроен. Выражается это в плаче, крике и сучении ножками.

Основные умения

Главные успехи пятимесячных детишек:

  • первые попытки садиться и ползать;
  • умение смеяться и издавать восторженные звуки;
  • навык самостоятельной игры;
  • умение говорить слогами.

Малышам, желательно, больше уделять внимания и играть с ними в прятки, рисование, не менее важны занятия с подтягиванием, поощрение игр с музыкальными игрушками.

Шестой месяц

Начиная с шестого месяца, процесс роста малыша затормаживается, и до девяти месяцев он прибавляет лишь по полтора, самое большое, два сантиметра. В этом возрасте дети-искусственники и груднички уже находятся на прикорме и начинают пробовать взрослую пищу.

Детская физиология

В полгода малыш уже не имеет возможности получать качественное питание исключительно в виде материнского молока, и иммунитет его снижается, поэтому важен правильный режим и рацион питания. У всех детей в этом возрасте уже есть зубки. Вследствие наращивания мышечной массы, дети становятся более сильными и выносливыми, их жизненная активность увеличивается. Многие рефлексы у детей уже отсутствуют, но остаются основные – хватательный, поисковый, сосательный, рефлекс Бабинского, когда при касании к стопе малыша, его пальчики расходятся.

Психомоторика и интеллект

Считается нормальным, если развитие ребенка в 6 месяцев достигает уровня, когда ручки малыша становятся настолько ловкими, что могут хватать разные предметы – игрушки, кубики и кольца. Кроме того, с поддержкой матери он может стоять на расставленных ножках, достаточно, уверенно. Младенец уже должен узнавать своих родных, отзываться, когда его зовут по имени, выражать позитивные и негативные эмоции.

Достижения полугодовалого малыша

Дети успевают многому научиться, как в физическом, так и в интеллектуальном плане:

  • они могут сами садиться;
  • хорошо ползают;
  • пьют их кружки, придерживая ее ручками;
  • поднимают упавшие вещи;
  • хлопают в ладоши;
  • в их речи начинают прослеживаться согласные.

Развивается и мышление детей – теперь они способны понимать простейшую связь «причина-следствие».

Если родителя не знают, как протекает развитие ребенка по месяцам до 1 года, что должен уметь младенец, и какие признаки означают отклонения, лучше всего обратиться к специалисту. У детей случаются разные проблемы – косоглазие, временное снижение иммунитета, некоторые взрослые даже не в курсе, что плоскостопие у детишек – это обратимое явление, а вовсе не патология. Чем гадать, и расстраиваться, всегда есть возможность рассеять свои страхи, поговорив с врачом.

Седьмой месяц

Семимесячный малыш – это любознательный шалунишка, которому нужно исследовать все, что находится в поле его зрения. Поэтому, частенько, любимые игрушки в его руках оказываются разобранными или сломанными. Для ребенка это время открытий и освоения новых навыков.

Физические преобразования

Основные изменения в анатомии и физиологии – укрепление костной и мышечной ткани, повышение силы и выносливости, замедление дыхания до 35-45 вдохов в минуту, которое, постепенно, приближается к показателям взрослого человека.

Нейро-психомоторное развитие

Малыши неплохо управляют своими ручками, могут перекладывать вещи, хватать их, притягивать к себе, бросать. Более осмысленным становится произношение слогов, у детей начинает проскальзывать понимание логических связей, но, конечно, на детском уровне.

Новые способности

Развитие ребенка в 7 месяцев происходит во всех направлениях:

  • малыши могут сидеть продолжительное время;
  • ползают не только по-пластунски, но и на четвереньках;
  • пытаются садиться сами;
  • способны отличать родных от незнакомых людей.

Детки уже начинают интересоваться книгами и с удовольствием их пролистывают, рассматривая картинки.

Восьмой месяц

Движения ребенка к восьми месяцам становятся крайне разнообразными, благодаря мышечной силе и ловкости. Малыши – эмоциональны, импульсивны, и за ними необходимо, постоянно, присматривать.

Физическое состояние

У большинства деток уже появилось от 2 до 6 зубов, и они могут жевать полутвердую пищу. Они много ползают, играют сидя, оттачивая навык самостоятельного присаживания. Этому способствует укрепление позвоночника и более сильная мускулатура.

Совершенствование интеллектуальных способностей

При отсутствии проблем со здоровьем, развитие ребенка в 8 месяцев способствует повышению его коммуникабельности, общительности, причем он уже проявляет интерес к своим ровесникам и может с ними контактировать. Прогрессирует и речь младенца – он более отчетливо и понятно произносит разные звуки и слоги, понимает даже длинные фразы и вопросы, обращенные к нему.

Успехи восьмимесячного малыша

Новые умения ребенка пока тесно связаны с бытом. Он прекрасно понимает, для чего необходима кружка и ложка, полотенце и зубная щетка. В присутствии посторонних ведет себя скованно, и, в то же время, радостно встречает близких людей. Подражание взрослым можно наблюдать в поведении детей постоянно, к тому же, и память младенца теперь удерживает многие вещи.

Двигательная функция детишек не может не радовать – они самостоятельно принимают любые позы, лежа, быстро ползают, садятся и могут просидеть, прямо держа спинку, до 10 минут.

Понимая, как происходит развитие ребенка до года по месяцам, есть возможность стимулировать те или иные способности, отслеживать отставание, всегда быть подготовленным к непредвиденным проблемам.

Девятый месяц

Развитие ребенка в 9 месяцев дает основание для оценки основных достижений, к которым он пришел с момента рождения. Здоровый, жизнерадостный бутуз активен, весел, и нуждается в расширении пространства вокруг себя.

Изменения в физиологии

В данный момент важно, чтобы кроха много ползал – так он тренирует мышцы всего тела и очень скоро будет готов к тому, чтобы ходить. Кроме того, такой вид передвижения очень полезен для укрепления связей в правом и левом полушарии, благодаря чему лучше развивается речь ребенка и его умственные способности

Моторика, психика и интеллект

Психика детей, достаточно, развита, поэтому малыш без труда узнает своих домочадцев, может откликаться на их просьбы и пожелания. Также он с легкостью покажет ручкой или пальчиком на предмет, о котором говорят. В речи тоже происходят положительные изменения, и теперь младенец может обращаться к родителям, бабушке и дедушке, соединяя слоги в короткие слова «Мама», «Баба» или «Деда».

Характерные возрастные проявления

Девятимесячные дети умеют:

  • брать предметы двумя пальчиками;
  • садится из позы лежа;
  • забираться на кресло и диван;
  • вынимать и складывать мелкие предметы;
  • понимать обращенные к ним вопросы;
  • танцевать и играть в мяч.

Теперь малышам тесно в манеже, и они играют на полу, так что придется позаботиться об их комфорте и безупречной чистоте.

Десятый месяц

В этом возрасте дети становятся все более самостоятельными и стараются доказать это при любом удобном случае. Главным в жизни малыша остается познавательная деятельность, которой способствует повышение его интеллекта.

Физические возможности

Ребенок продолжает расти и прибавил в весе около 500 граммов. Грудная клетка его стала, гораздо, шире, увеличился объем головы. Благодаря тому, что малыш много играет, у него более сильные ручки. Усталость дети чувствуют лишь при длительных занятиях и играх, что говорит об их выносливости. Неприятности доставляют только зубки – у них уже появляются боковые резцы.

Психомоторная функция

Развитие ребенка в 10 месяцев предполагает улучшение памяти, практичность мышления, прогресс в разговорной речи. Младенец понимает похвалу и отказ, может отражать в своем поведении радость, неудовольствие, а, иногда, и протест.

Главные достижения

Полученные и усовершенствованные навыки детей заставляют родителей гордиться ими, это:

  • способность удерживать в одной ручке сразу два предмета;
  • прыганье на двух ножках;
  • применение подручных средств, чтобы достать желанную вещь;
  • устойчивое положение стоя;
  • возможность делать свои первые шаги.

Дети продолжают ползать, умеют сидеть длительное время, с удовольствием копируют действия взрослых и их слова.

Одиннадцатый месяц

В 11 месяцев детишки, существенно, изменились, узнали массу необходимой информации и научились неплохо управлять своим телом.

Физическая подготовка

Малыш набрал еще 400 граммов, вырос на полтора сантиметра, нарастил мышечную ткань – по причине этого, он обладает кипучей жизненной энергией, правда, и тратит ее очень быстро. В силу формирования вестибулярного аппарата, он неплохо ориентируется в пространстве, может вставать, ходить за руку с родителем, нагибаться и прыгать.

Психомоторный и интеллектуальный уровень

Развитие ребенка в 11 месяцев продолжается. Теперь малыши могут произносить отдельные слова из двух слогов, им нравится танцевать под музыку, они умеют махать ручкой, сами снимать носочки, с удовольствием ищут спрятанные вещи.

Успехи и новые способности

Дети достаточно усовершенствовали многие навыки, и теперь могут:

  • ползать в разных направлениях;
  • легко узнавать знакомые вещи и предметы, указывать на них по просьбе взрослых;
  • ходить, не слишком уверенно, делая маленькие шажки;
  • кушать ложкой и пить из кружки;
  • самостоятельно умываться.

Но самое прекрасное, что у них появляются свои личные пристрастия и увлечения, а общение становится потребностью.

Двенадцатый месяц

В год малыш уже осознает себя личностью, имеет свои интересы, разбирается в игрушках, имеет предпочтения в общении с разными людьми. У него появляется целеустремленность, которая в сочетании с возросшей самостоятельностью, порою, порождает упрямство. Дети активно обучаются, и делают это с удовольствием.

Физическое развитие

К этому времени у детей появляется до 8 зубов. Тело у них, сравнительно, длинное, в отличие от коротких ног, поэтому центр тяжести оказывается смещенным. Также еще недостаточно развит свод стопы. С другой стороны, это не мешает им отлично забираться и спускаться с возвышения, стоять и ходить без поддержки.

Психоэмоциональная активность и моторика

Невзирая на то, что развитие ребенка в 12 месяцев (1 год), немного замедленно, он отлично развивает свои психические, интеллектуальные и двигательные способности. Может узнавать различные предметы не только в жизни, но и на изображениях, обладает отличных слухом и умеет подражать голосам животным, звукам проезжающих машин. В отличном состоянии находится координация движений малыша и его речевые возможности. Дети любят похвалу, одобрение, объятия мамы, с радостью встречают родных и расстраиваются при их уходе.

Основные умения

Годовалые детки обладают многими навыками:

  • они много двигаются – ползают и ходят, забираются на диван;
  • могут подняться на несколько ступенек по лестнице;
  • помогают маме вытирать пыль и убрать со стола;
  • могут себя самостоятельно обслуживать – снять верхнюю одежду, обувь, носки и шапочку, чистят зубки, моют личико, кушают ложкой;
  • их лексикон составляет около 20 слов.

Более того, они умеют обнять и поцеловать родных людей, понимают эмоциональное состояние находящихся рядом взрослых, запоминают, как хорошее, так и плохое.

Многих пап и мам волнует, как обеспечить нормальное развитие ребенка по месяцам до 1 года, что должен уметь при этом младенец, всегда можно выяснить у педиатра. Вообще, необходимо наведываться к нему регулярно, чтобы не пропустить серьезных нарушений. Главное же, что нужно малышу в этот важный период – родительская забота, внимание и любовь.

Как только наш малыш родился, неугомонные врачи, немедленно начинают обследование маленького человечка. Замеряют, взвешивают, рассматривают со всех сторон, загоняя наших детишек в рамки, которые прописаны в нормах развития.

Развитие наших детей обусловлено наследственностью, правильностью и составом питания, ну и нашей с вами окружающей средой. Наследственность отражается обычно на росте наших детей.

Но, пожалуй, самое важное это правильное и качественное питание наших малышей. От правильного питания зависит полноценное развитие ребенка - вес, и нормальный рост. Под нормальным и качественным питанием я подразумеваю обязанность мамы кормить грудью первый год жизни наших малышей, с постепенным добавлением прикорма.

Придерживаясь норм приведенных ниже в таблицах, вы сможете четко контролировать процесс развития наших малышей до года, избегая перекармливания, которое в свою очередь ведет к нежелательным результатам. Чтоб оценить развитие ребенка обычно измеряют рост и вес ребенка.

Но еще не маловажно отслеживать и окружность головки деток. Так как развитие мальчиков и девочек протекает по-разному, они выделены в отдельные колонки. Ниже приведена таблица роста и веса детей, а также таблица нормы окружности головки ребенка.

Желаю всем нам, чтоб наши детки росли, всесторонне развивались и никогда не болели. Надеюсь, что информация будет вам полезной.

Нормы физического развития ребенка до года

Таблица 1 – Нормы веса для детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Вес ребенка в килограммах

Допустимые отклонения

+/- в килограммах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Таблица 2 – Рост детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Рост ребенка в сантиметрах

Допустимые отклонения

+/- в сантиметрах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Таблица 3 – Окружность головки детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Окружность головки ребенка в сантиметрах

Допустимые отклонения

+/- в сантиметрах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Развитие детей раннего возраста

Все родители мечтают, чтобы их ребёнок рос здоровым, счастливым, а также всесторонне развитым. И начинают прилагать массу усилий по этому самому всестороннему развитию, записывая малыша чуть ли не с пелёнок во всевозможные кружки, секции, школы развития, загружая огромным количеством информации неокрепшее сознание.

Боясь что-то упустить, они пытаются объять необъятное, не учитывая возраст ребёнка и лишая тем самым малютку нормального детства. Так что же нужно знать молодым родителям о развитии детей раннего возраста, чтобы не допустить подобных ошибок?

Прежде всего, малыш должен расти в семье, где его любят.

  • Родители должны быть заинтересованы жизнью ребенка, его потребностями и интересами.

Они должны сделать малыша счастливым! Развитие детей раннего возраста основано на взаимопонимании мамы и малыша, и огромную роль здесь играет грудное вскармливание, которое позволяет наладить тесный контакт матери и ребёнка с рождения.

  • Окружающая обстановка также играет немаловажную роль в развитии.

Сделайте комнату ребёнка светлой, веселой и интересной! Обязательно развесьте по стенам рисунки, обучающие картинки, наполните комнату различными игрушками для развития тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

  • Развитие детей раннего возраста немыслимо без физической активности – отведите в комнате уголок, где малыш сможет попрыгать и порезвиться.

это поможет карапузу изучить себя, вырасти сильным, крепким и уверенным в себе. Развитие детей раннего возраста невозможно без игр. Они должны соответствовать возрасту ребёнка, его потребностям на данном этапе развития.

Не думайте, что ребёнок будет развиваться сам по себе – родители должны принимать активное участие в играх с малышом, быть искренне заинтересованы в процессе игры!

Маленький человечек очень хорошо чувствует фальшь: если мама не хочет играть, зачем это мне? (подробнее об играх читайте здесь)

  • Общение чрезвычайно важно для развития детей раннего возраста.

Старайтесь побольше говорить с крохой, называйте все окружающие предметы, описывайте явления, указывайте характеристики. Но не давайте малышу лишних знаний, которые просто лягут «мёртвым грузом» на дне его памяти. Информация должна быть важной для жизни ребёнка «здесь и сейчас».

Например, увидев на улице собаку, скажите малышу, что это хорошая, красивая собачка, какой у неё хвостик, какие ушки, как она лает «гав-гав», бегает по дорожкам, но не сообщайте ему о том, что это плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых!

Выбирая методику развития, не стремитесь объять необъятное. Лучше подобрать одну методику или сочетание двух-трех близких методов раннего развития – так вы будете последовательнее в своих действиях.

Не нужно приобретать несчётное количество пособий и развивающих материалов, потому что от многообразия методов малыш только запутается. Лучше сделать акцент на разнообразие форм и средств обучения и развития: игры, плакаты, карточки, пособия, видео, музыку.

Проделывайте задания вместе с ребёнком, после чего просите его повторить то же самое. Идите от простого к сложному, а затем – к очень сложному. Но если малыш не справляется, то подождите, не торопите события, так как маленькому человечку нужно время, чтобы обдумать порядок действий.

В случае полной неудачи не расстраивайтесь и тем более не ругайте кроху, а просто отложите игру или занятие на некоторое время, ведь вы не участвуете в соревнованиях «кто быстрее».

И не ругайте себя, если вы с малышом не проделали какое-то упражнение, потому что лучше делать по чуть-чуть, чем совсем ничего. Помимо этого, карапузу просто может понравиться какое-то упражнение, и он захочет делать его снова и снова.

Ничего страшного! Это даже к лучшему, ведь так кроха закрепит материал или навык и проявит себя. Не заставляйте малыша делать задания, если он не хочет или плохо себя чувствует, так как это принесёт только вред.

Не зацикливайтесь только на одной стороне развития детей раннего возраста, будь то эстетическое, физическое, речевое или какое-то другое – ведь лучше показать ребёнку многообразие этого мира, чем вести в одном направлении.

Не нужно заниматься с малышом круглосуточно, оставляйте время для отдыха, чтобы ребёнок мог усвоить новые знания и закрепить навыки.

Поощряйте его инициативу, радуйтесь самым незначительным достижениям, хвалите кроху, дайте свободу творчеству – это принесёт ощутимые плоды в развитии вашего малыша!

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Видео: Ваш новорождённый - Школа доктора Комаровского

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в 5 месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Таблица развития ребенка до года

Развитие по месяцам

1 месяц

  • прибавка в весе 600 г, в росте 3 см;
  • кроха учится жить вне организма матери;
  • примерно 70% времени новорожденный проводит во сне;
  • движения ребенка в 1 месяц еще не скоординированные, поэтому во время бодрствования он постоянно хаотично машет ножками и ручками;
  • при резком громком звуке он моргает и вздрагивает;
  • к концу 3-й недели жизни может ненадолго удерживать взгляд на ярком предмете или лице взрослого;
  • к концу 4-й недели жизни пытается приподнять головку и удерживать ее на несколько секунд лежа на животе.

2 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

3 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 2,5 см;
  • осмысленно улыбается и громко хохочет;
  • трехмесячный малыш узнает родителей по голосу и зрительно;
  • отвечает гулением;
  • движения рук становятся целесообразными и сознательными;
  • начинает сосать свой кулачек или пальчик;
  • все предметы, попавшие в руки, тянет в рот;
  • лежа на животике может приподняться на локти и удерживать голову в течение нескольких минут;
  • крутит головой во все стороны;
  • переворачивается со спинки на бочок;
  • при поддержке за подмышки, будет упираться ногами в твердую поверхность;
  • поворачивает головку в сторону источника звука;
  • исследует при помощи рук свое лицо, лицо и волосы взрослого.

4 месяц

  • прибавка в весе 750 г, в росте 2,5 см;
  • прекрасно узнает маму, предпочитая ее всем остальным (плачет, когда она исчезает из поля зрения);
  • переворачивается со спины на живот;
  • ребенок уверенно держит голову в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивая ее в разные стороны;
  • осмысленно захватывает игрушку одной или двумя руками и тут же тянет ее в рот;
  • может держать некоторое время игрушку в руке и трясти ей;
  • лежа на спине приподнимает голову;
  • предпочитает играть с любимой игрушкой, отвергая другие;
  • ребенок в 4 месяца может испытать страх, радость, разочарование, любопытство;
  • визжит, машет ручками и ножками от восторга;
  • затихает, когда начинает играть музыка;
  • улыбается своему отражению в зеркале;
  • отличает знакомого человека от чужого;
  • к концу этого периода жизни кроха начинает произносить свои первые слоги: «па», «ма», «ба».

5 месяц

  • прибавка в весе 700 г, в росте 2 см;
  • неосознанно произносит первые слова: «мама», «баба»;
  • лежа на спинке пытается сесть, подтягивая голову и ручки вперед;
  • ощупывает, хватает, тянет к себе, бросает предметы и наблюдает как они падают;
  • длительно играет с любимой игрушкой, перекладывая ее из одной руки в другую, трясет ее, пробует на вкус;
  • может держать бутылочку ручками;
  • играет в игру «ку-ку»;
  • пятимесячный ребенок прекрасно различает знакомых ему и незнакомых людей;
  • у многих детей в этом возрасте начинают прорезываться зубки.

6 месяц

  • прибавка в весе 650 г, в росте 2 см;
  • ребенок в 6 месяцев меньше спит и длительное время бодрствует;
  • делает первые попытки ползти на животе, отталкиваясь ножками;
  • пытается сидеть;
  • хорошо переворачивается со спины на живот, бочок и обратно;
  • постоянно играет с игрушками;
  • может перекладывать маленькие предметы из одной емкости в другую;
  • откликается на свое имя;
  • постоянно издает разнообразные звуки;
  • повторяет за взрослыми произношение некоторых звуков: «а», «у», «ма-ма»;
  • подражает взрослым: чихает, смеется.

7 месяц

  • прибавка в весе 600 г, в росте 2 см;
  • семимесячный ребенок становится более подвижным, теперь его нельзя оставлять без присмотра;
  • постоянно переворачивается, крутится вокруг своей оси;
  • уверенно сидит, держа спинку прямо;
  • делает первые попытки вставать у опоры;
  • некоторые малыши делают попытки передвигаться у опоры;
  • может показать пальчиком, где кошка, а где собака;
  • длительно играет с игрушками, умеет нажимать на кнопки, музыкальной игрушки, чтобы послушать музыку или звук;
  • прекрасно различает папу, братьев, сестер, бабушку, дедушку и других членов семьи, постоянно контактирующих с ним;
  • ребенок становится на четвереньки и раскачивается вперед назад;
  • начинает ползать или же ползание совершенствуется;
  • любит рассматривать свое отражение в зеркале, общается, гладит ручками;
  • понимает слово «нельзя»;
  • постоянно лепечет, визжит, произносит различные слоги и звуки;
  • появляются в речи новые слоги: «дай-дай», «та-та», «да-да», «на-на».

8 месяц

  • прибавка в весе 550 г, в росте 2 см;
  • ребенок в 8 месяцев активно ползает, изучая все вокруг;
  • умеет вынимать/вкладывать мелкие предметы из емкости;
  • может открывать крышки коробок;
  • уверенно стоит у опоры, держась одной рукой;
  • машет ручкой «пока-пока», играет в игру «ладушки»;
  • любит исследовать лицо, волосы, мамы, нравиться играть с ее бусами;
  • понимает и может выполнить простые просьбы взрослого, например, «дай руку»;
  • любит наблюдать за играющими детьми на улице, проезжающими машинами.

9 месяц

  • прибавка в весе 500 г, в росте 1,5 см;
  • поднимает два предмета, может играть с ними одновременно;
  • стучит игрушками или предметами о поверхность;
  • хлопает в ладоши;
  • листает толстые страницы детской книги;
  • большие предметы берет двумя руками, а маленькие пальчиками;
  • может сесть из положения лежа и лечь из положения сидя;
  • приседает и ритмично прыгает у опоры;
  • танцует под музыку, держась у опоры;
  • самостоятельно садится, быстро ползает, встает и ходит у опоры;
  • показывает на игрушке где глазки, носик, ротик;
  • ребенок в 9 месяцев произносит много различных звуков;
  • может найти предмет, спрятанный у него на глазах;
  • выполняет простые просьбы взрослых: «дай игрушку», «дай руку».

10 месяц

  • прибавка в весе 450 г, в росте 1,5 см;
  • без особого труда встает у опоры;
  • ходит, держась за руки мамы;
  • может сесть из положения стоя;
  • танцует под музыку, раскачиваясь, притопывая и двигая попой;
  • повторяет жесты, звуки, выражения лица взрослых;
  • остерегается незнакомых людей и мест;
  • понимает простые просьбы и выполняет их;
  • открывает все дверцы и ящики в зоне досягаемости, вытаскивает из них все, что найдет;
  • любит играть с игрушками, которые можно помещать друг в друга;
  • некоторые десятимесячные дети начинают совершать свои первые шаги.

11 месяц

  • прибавка в весе 400 г, в росте 1,5 см;
  • ребенок в 11 месяцев прекрасно понимает слово «нельзя», но не всегда его выполняет;
  • может самостоятельно сеть из положения на животе;
  • подбирает очень маленькие предметы двумя пальчиками;
  • машет рукой «пока-пока»;
  • играет в «ку-ку», «ладушки»;
  • уверенно ходит, держась за предметы мебели, руки взрослого;
  • пытается ходить самостоятельно;
  • может недолго самостоятельно стоять;
  • отчетливо произносит; «мама», «баба», «папа», «дай»;
  • показывает пальчиком, что желает взять;
  • самостоятельно пьет из чашки или бутылочки;
  • постоянно произносит различные звуки.

12 месяц

  • прибавка в весе 350 г, в росте 1,5 см;
  • самостоятельно стоит;
  • ребенок в 1 год начинает ходить или умение ходить совершенствуется;
  • может встать из положения сидя на корточках;
  • знает применение некоторых предметов, например, молотка, телефона;
  • собирает пирамидку, строит небольшую башню;
  • капризничает, если что-то не нравится;
  • сильно привязан к матери, резко реагирует на ее уход;
  • может отказываться от нелюбимой пищи;
  • откусывает твердую пищу;
  • пользуется ложкой;
  • понимает почти все простые фразы, которые ему говорят родители: «пойдем гулять», «пошли кушать»;
  • осознанно говорит «мама», «папа», «ав-ав» (собака), «кис» (кошка), «баба»;
  • узнает и показывает животных на улице и картинках;
  • проявляет самостоятельность.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Просмотров: 166638 .

Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

Таблица физических параметров до года

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: )

Возраст, мес Рост, см Вес, кг Окружность головки, см Окружность груди, см
49,0 - 54,0 2,6 - 4,0 33,0 - 37,0 31,0 - 35,9
1 52,0 - 55,0 3,0 - 4,3 35,8 - 37,2 34,0 - 36,0
2 55,0 - 57,0 4,5 - 5,0 37,5 - 38,5 36,0 - 38,0
3 58,0 - 60,0 4,0 - 6,0 38,0 - 40,0 36,0 - 39,0
4 60,0 - 63,0 4,5 - 6,5 38,0 - 40,0 36,0 - 40,0
5 63,0 - 67,0 6,5 - 7,5 37,5 - 42,2 37,0 - 42,0
6 65,0 - 69,0 7,5 - 7,8 42,0 - 43,8 42,0 - 45,0
7 67,0 - 71,0 8,0 - 8,8 43,8 - 44,2 45,0 - 46,0
8 71,0 - 72,0 8,4 - 9,4 44,2 - 45,2 46,0 - 47,0
9 72,0 - 73,0 9,4 - 10,0 45,2 - 46,3 46,5 - 47,5
10 73,0 - 74,0 9,6 - 10,5 46,0 - 47,0 47,0 - 48,0
11 74,0 - 75,0 10,0 - 11,0 46,2 - 47,2 47,5 - 48,5
12 75,0 - 76,0 10,5 - 11,5 47,0 - 47,5 48,0 - 49,0

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

От рождения до 3 месяцев



Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.



2 МЕСЯЦА

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

3 МЕСЯЦА

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!



С трех месяцев начинается активная социализация малыша – он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
1 Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2 Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3 В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.



Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
1 К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2 Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3 Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

От 4 месяцев до полугода

4 МЕСЯЦА



Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: ).

5 МЕСЯЦЕВ

Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

6 МЕСЯЦЕВ

На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.



В речи также происходят заметные изменения:

  • начинает выражать первые просьбы;
  • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
4 Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
5 В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

6-7 месяцев – время для первого прикорма

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
4 По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
5 Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6 Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

От полугода до 9 месяцев

7 МЕСЯЦЕВ

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

8 МЕСЯЦЕВ



Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: ). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх – подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

9 МЕСЯЦЕВ

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности – коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.



В 9 месяцев малыш уже “совсем большой”, он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
7 Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
8 Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
9 Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
7 Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8 Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
9 Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

От 10 месяцев до 1 года

10 МЕСЯЦЕВ

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

11 МЕСЯЦЕВ



1 ГОД

После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
10 Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки.
11 Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
12 Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
11 Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
12 Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание.

Мнение доктора Комаровского

Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:

  • принципах ухода за карапузом;
  • питании и кормлении детей (по ВОЗ, а также согласно авторской методике прикорма);
  • ключевых этапах роста и развития (когда малыш должен сидеть, ползать, стоять и ходить).

Ребенок от рождения до года, очень сильно зависит от мамы. Ему необходима мамина забота, тепло и улыбки.

В спокойной, доброжелательной обстановке ребенок хорошо растет и развивается, радуя тем самым своих родителей.

Чтобы малыш хорошо развивался и узнавал много нового, ему нужно помогать. Такой помощью может быть простое общение и физический контакт с мамой. А так же массаж, гимнастика, прогулки, развивающие игры и позитивный настрой.

В первый год ребенок проходит интенсивную фазу физического и умственного развития. И родители не всегда понимают, отстает ли их ребенок или опережает других детей. Для этих целей, ниже представлен календарь развития ребенка до года по месяцам.

Только имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и некоторые навыки он может осваивать немного раньше или позже положенных норм. А некоторые шаги в развитии может пропустить, без вреда для себя.

2 месяца

2 месяца

  • Издает звуки, например «Аааа», «Ауу», «Агг», «Агу».
  • На короткое время поднимает голову лежа на животе.
  • Лучше сосредотачивает взгляд на предмете.
  • Ищет источник звука глазами и поворачивает в его сторону голову.
  • Заметно оживляется когда с ним общаются взрослые.

3 месяца

3 месяца

  • Гулит и смеется при общении со взрослыми. Легко определяет источник звука.
  • Привлекает к себе внимание.
  • Из положения лежа на спине, поворачивается на бок.
  • Длительное время удерживает голову из положения «на животе» и «столбик» и даже поворачивает ее.
  • Перебирает ножками из положения «стоя» и отталкивается от опоры, когда родители держат его подмышки.
  • Пытается хватать предложенную игрушку и ему это удается.

4 месяца

4 месяца

  • Переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Любит находиться в мамином обществе.
  • В ответ на улыбку, улыбается и смеется
  • В хорошем настроении визжит от восторга.
  • Появляются первые слоги.
  • Держит, трясет и пытается затащить в рот игрушку
  • Уверенно держит голову лежа на животе, поднимаясь при этом на локти.
  • Лежа на спине приподнимает верхнюю часть туловища с головой.
  • В вертикальном положении держит голову уверенно. При этом, может вертеть ей в разные стороны.
  • Может передвигаться по кроватки по пластунски.

5 месяцев

5 месяцев

  • Пытается сесть, когда его немного тянешь за ручки.
  • Сосет свои пальцы рук и ног.
  • Уверенней управляется с игрушкой и тянет ее в рот.
  • Хватает предметы находящиеся в его доступности.
  • Отстаивает свою игрушку, если кто-то пытается забрать.
  • Наклоняется в сторону упавшего предмета.
  • Любит находиться у мамы на руках.
  • Присматривается к незнакомым людям и месту.

6 месяцев

6 месяцев

  • Передвигается в пространстве на животе
  • Доползает до игрушки находящейся не далеко, и хватает ее вытянутой рукой.
  • Садиться и сидит некоторое время самостоятельно
  • Любит стоять и ходить с опорой, подмышками
  • Успокаивается при кормлении грудью.
  • Внимательно слушает речь других людей.
  • Откликается на имя.
  • Издает много разных звуков.
  • Настроение ребенка может часто меняться.
  • Начинает получать прикорм.

7 месяцев

7 месяцев

  • Более уверенно садится сам. И с удовольствием находится в таком положении.
  • Стоит на четвереньках, раскачивается взад-перед и даже немного ползает.
  • Любит ходить держась за руки взрослого.
  • Запас звуков и слогов расширяется.
  • Любит купаться.

8 месяцев

8 месяцев

  • Хорошо зазвита моторика рук. Перекладывает предметы из рук в руки, из емкость в емкость.
  • Уверенно ползает на четвереньках. При этом может держать игрушку в одной руке.
  • Любит играть сидя.
  • Встает держась за опору.
  • Очень привязан к родителям.

9 месяцев

9 месяцев

  • Активно ползает, сидит и передвигается стоя держась за опору.
  • Говорит «ма-ма» и «ба-ба» со смыслом.
  • Листает страницы в книжке.
  • Интересуется всем вокруг. До всего хочет дотянуться и потрогать.
  • Повторяет действия.
  • Выполняет простые поручения.

С девяти месяцев некоторые начинают ходить. Но бывает, первые шаги ребенок совершает и гораздо позже . Также дети уже залазят на невысокие кресла и диваны и спускаются обратно, этот процесс доставляет им особое удовольствие. Развитие речи в этом возрасте наиболее активно, малыш соединяет слоги, неосознанно конечно, но очень уверенно, кричит «МА-МА-МА», «БА-БА-БА» и другие. Узнать больше о