Меню

Как запомнить названия месяцев года. Родительское собрание

Свадьба/Замужество

В современном мире количество информации, которой необходимо владеть человеку в повседневной жизни растет с угрожающей скоростью. Особенно это заметно по школьной программе обучения — она с трудом вмещает в себя все необходимые предметы. Если в конце прошлого века обучение начиналось с самых азов, то теперь начало образования переместилось в дошкольную сферу, в детские сады. Современные дети идут в школу уже умея читать по слогам и писать буквы, даже если это пока и не требуется — так ребенку легче влиться в новую жизнь.

Более того, еще до садика многие дети проходят курсу подготовки к дошкольным учреждениям, различные кружки развития ребенка, где учатся не только общению со сверстниками и привыкают находится в коллективе без родителей, но и изучают навыки творчества и понятия об окружающем мире.

По разным причинам не всем детям удается получить такое социальное благо как подготовка к школе в дошкольных учреждениях. Многие находятся под опекой мам или бабушек до самой школы. Чтобы такие дети не отстали от сверстников, родителям приходится самостоятельно проводить с детьми развивающее обучение в домашних условиях.

В помощь таким родителям посвящена эта статья. В ней рассказывается как, с помощью каких методик и пособий выучить с ребенком времена года и месяца.

Знания о временах года кажутся нам, взрослым, такими естественными и элементарными, но как только вы попытаетесь объяснить это понятие маленькому ребенку, то все окажется не таким уж простым. Их нельзя потрогать, попробовать, пощупать. Эти понятия выстроены на ассоциациях с чем-то существующим. Чтобы к этому прийти, в развивающие игры для детей уже от 2 лет нужно вводить такие понятия, как: холодно — жарко, зеленое — желтое, солнце — снег. Ребенок сначала знакомится с признаками, которые характерны для времен года.

Начиная с 4 лет психология ребенка уже способна выстраивать ассоциации. он уже видел смену времен года, наблюдая за природой, замечает повторение процессов, а значит можно начинать дальнейшее обучение — изучать времена года..

Как научить ребенка временам года

Обучение в столь раннем возрасте возможно только в игровой форме.

Для простоты восприятия лучше всего подойдут наглядные пособия. Существуют следующие методики игрового развивающего обучения:

  1. Рисовать вместе с ребенком различные природные явления, поясняя как и когда происходят эти изменения.
  2. Читать и рассматривать детские книги с картинками, посвященные временам года, обсуждая изображения и содержание.
  3. Проводить интерактивные игры с использованием тематических карточек, изображающие времена года и их признаки.
  4. Разучивать стихи и песни о временах года и ярких моментах, которые их характеризуют.
  5. Наблюдение за изменениями в реальной природе и их обсуждение.
  6. Просматривать специальные обучающие мультфильмы и телепередачи для детей на соответствующую тематику.

Специальное пособие по изучению времен года — это карточки с изображением различных времен

года в характерных признаках.

Такие карточки можно приобрести в магазинах детских товаров или распечатать изображения и сделать самому.

Рассматривая такие карточки, ребенок будет замечать, что эти признаки сгруппированы в четыре категории — времена года. На других карточках природные явления изображены отдельно и ребенок сам должен отнести их по сезонам.

Во время прогулок на улице, обращайте внимание ребенка на природные явления, происходящие вокруг нас. Это могут быть пожелтевшие листья на осенних деревьях, цветы весной и летом и птицы, улетающие осенью на юг и зимние катания на снегу. Все это помогает ребенку понимать и определять времена года.

И, наконец, можно просмотреть видео с любимыми мультипликационными персонажами, которые тоже пытаются понять, что же такое — времена года.

Как научить ребенка запоминать месяца года

Когда ребенок будет хорошо ориентироваться во временах года, это происходит в 4 — 5 летнем возрасте, начинаем учить месяца. Эта задача сложнее предыдущей, на методики применяются все те же самые.

Здесь нам не обойтись без тематических пособий в виде красочных карточек с названиями месяцев и изображением основных признаков этого месяца. Важность здесь заключается еще и в том, что в это время ребенок знакомится с буквами и цифрами и эти процессы помогают и подталкивают друг друга. Такие карточки бывают сгруппированы по сезонам — весенние, зимние и тд, что помогает ребенку запомнить месяцы по временам года, так и раздельные с названиями каждого месяца.

Это позволит ребенку выучить названия месяцев и их последовательность в правильном порядке.

Существуют стихи — считалочки, в которых перечислены все месяца. Разучивая такие стихи дети тренируют память и запоминают календарь одновременно.

Каждый месяц имеет какую-то отличительную особенность, хорошо известную ребенку, например: праздник в марте или первый — январь. Привязав такие признаки к каждому месяцу мы также облегчим процесс запоминания.

В изучении календаря помогут тематические мультфильмы.

Подобные методики запоминания подходят и для изучения дней недели.

Как запомнить количество дней в каждом месяце.

В дальнейшем, уже будучи школьниками, детям предстоит выучить сколько дней в каждом из месяцев. Здесь также могут помочь наши методики. Одну из них мы вам предлагаем. Это старый проверенный способ счета на кулочках. Сожмите кулочки и считайте месяца по костяшкам, как это показано на рисунке.

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.




Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.




В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)


Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,
Но в год високосный он на день длинней.

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,

Подрастающим детям необходимо всё больше знаний об окружающем их мире. Эта информация не обязательно касается получения практических навыков (чтения, счёта, умения вырезать и клеить). Смена времён года, месяцев и дней недели - как объяснить эти процессы, как научить ребёнка легко запомнить нужную информацию?

Для того чтобы малыш хорошо запомнил и в дальнейшем легко ориентировался в названиях месяцев, необходимо провести подготовительную работу — нужно научить его хорошо различать и определять времена года.

Это обучение можно начинать очень рано, уже в полтора-два года нужно обращать внимание ребёнка на характерные приметы каждого сезона.

Изучаем времена года и их особенности

В возрасте двух - трёх лет ребёнок должен хорошо определять времена года, их последовательность, и основные признаки.

Отличный вариант для изучении времен года — это настольная игра. А играть в хорошо оформленную, яркую обучающую настольную игру — одно удовольствие. Ребенок достаточно быстро схватывает материал и сам проявляет интерес к игре.

  1. Настольная игра «Времена года» знакомит ребенка с изменениями в природе. Красивые иллюстрации научат ориентироваться в сезонах годового круга, различать месяцы и сравнивать состояния природы.
  2. Настольная игра «Времена года и часы» знакомит ребенка не только с временами года, но и учит определять время.
  3. Настольная игра «Магнитные истории. Времена года» поможет научиться понимать, чем зима, весна, лето и осень отличаются друг от друга. Игра состоит из магнитных полей и фигурок.

Выучили? Переходим к следующему этапу.

Изучаем и запоминаем названия месяцев

Проще всего научить ребёнка определять месяцы, опираясь на имеющиеся знания о временах года. Для этого можно самостоятельно сделать наглядное пособие, которое поможет вам быстро научить малыша нужному материалу и закрепить его знания о временах года.

Итак, нам понадобится:

  1. Кусок плотного картона размером 30х40 см.;
  2. 4 бумажных конверта;
  3. 4 красивые крупные картинки, изображающие зиму, весну, лето и осень;
  4. 12 карт из плотной бумаги с крупными названиями месяцев и соответствующими им тематическими картинками.

Приступаем к изготовлению

Шаг 1. Разделите лист картона на 4 одинаковые части, на каждую наклейте картинку, изображающую определённое время года в такой последовательности: два верхних прямоугольника – это зима и весна, два нижних – лето, осень.

Шаг 2. В нижней части каждой картинки наклейте конверт (лицевая сторона конверта приклеивается непосредственно на картинку). У конверта отрежьте верхний клапан, которым обычно его заклеивают. Должен получиться своего «кармашек» на картинке, изображающей время года.

В этот карман и нужно поместить соответствующие каждому сезону карты с названиями месяцев. В итоге, в каждом кармане должны находиться три карты. Размер карты нужно подобрать так, чтобы её большая часть выглядывала из конверта, и ребёнок мог без затруднений увидеть, что на ней изображено и название самого месяца.

Оформляем карты

Надписи «февраль», «март», «апрель» напишите или напечатайте чётко и крупным шрифтом. Первую букву названия месяца можно слегка выделить – сделать её другого цвета и чуть увеличить шрифт. Это поможет детям в будущем запомнить название месяца, в том числе, по первой букве. Однако этим способом удобнее пользоваться тем, кто уже хорошо знает алфавит.

Картинки на карточках должны изображать характерные события и приметы каждого месяца, доступные для запоминания малышом.

Например: январь – новогодние праздники, июль – купание в речке или на море, март – первые подснежники и тюльпаны, апрель – день рождения ребёнка (сестры, бабушки) и т.д. Постарайтесь, чтобы картинки были яркими и запоминающимися. Можно разнообразить картинки домашними фото, на которых изображён сам малыш, при этом следите, чтобы было хорошо видно, какое именно время года изображено на фотографии.

Учим названия месяцев и играем

Продемонстрируйте ребёнку наглядно, как соотносятся месяцы с временами года, поместив карты с их названиями в соответствующий карман.

Для первых занятий достаточно запоминания двух - трёх месяцев, гораздо важнее, чтобы ребёнок старался запомнить, как они распределяются по временам года, какие относятся к лету, какие к зиме. Учим месяцы не спеша, стараясь подбирать понятные ребёнку ассоциации и примеры. В процессе обучения предлагайте малышу самостоятельно распределять карточки с названиями в нужные карманы, при этом проговаривайте их названия вслух.

Усложняем задание:

Чтобы научить ребёнка хорошо ориентироваться, в каком порядке месяцы следуют друг за другом в течение года, предлагаем следующее задание. Вытащите все карточки с названиями и перемещайте их в произвольном порядке. Потом положите их перед малышом и предложите разложить их в правильном порядке, начиная с января. Можно добавить элемент игры, рассказав, что это злая Баба Яга смешала карточки, и если не помочь месяцам стать в правильном порядке, то Новый Год не настанет.

Когда юный ученик быстро и без проблем начнёт складывать карты с названиями месяцев в правильном порядке, а также устно отвечать на вопросы: «Как называется первый месяц в году?», «Какой месяц идёт за мартом?», «Назови три осенних месяца, три летних и т.д.», тогда можно считать, что он успешно научился определять месяцы.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Развивающий мультик о временах года и месяцах из серии «Уроки Тетушки Совы»:

Развитие ребенка затрагивает все сферы жизни. Малышу нужно знать буквы и цифры, иметь представление о различных профессиях, правильно себя вести. А в первую очередь ребенок должен получить представление об окружающем мире. Смена времен года, месяцев и дней – это очень важное понятие, которое не всегда просто объяснить малышу.

Изучаем времена года

Здесь все довольно просто. Каждое время года следует нарисовать, вместе , которые возникают при воспоминании об определенной поре года, поиграть в разные времена года. Кроме того, в каждый сезон стоит внимательно изучать с малышом, что происходит в природе, как меняется погода.

Зима – это, конечно, снег. Можно нарисовать снежинки с разными лучиками, снеговика, слепленного из холодного снега. На улице можно изучить настоящие снежинки, потрогать белый и холодный снег на ощупь, слепить снеговика, поиграть в снежки. Кроме того, ребенку следует рассказать о различных предметах и событиях, связанных с зимой. Это – Новый год, красивая елка, яркие огоньки, катание на санках и лыжах.

Весна – всегда ассоциируется с распускающимися листиками. Стоит рассказать ребенку о том, что весной возвращаются птицы, которые улетали зимовать в теплые края, что некоторые животные пробуждаются после спячки. Малышу обязательно нужно показать проклюнувшиеся почки и потрогать молоденькие листики. Весной можно пускать кораблики по бегущим ручейкам, рассматривать и запоминать птичек, которые громко поют.

Лето
– это пора цветов, ягод, фруктов. В этот период ребенок, скорее всего, будет , речке или море, много гулять на улице. Летом можно нарисовать много ярких и красивых рисунков, собрать в лесу ягоды, изучить разных жучков и букашек, рассмотреть все цветы, которые вы найдете в лесу или на лугу. Этот период малыш обязательно запомнит, ведь именно летом отличная погода и можно долго гулять.

Осень – это, конечно, золотые листья. В это время года с малышом можно собирать осенние букеты из листьев, веточек рябины или калины, можно делать очень интересные поделки из даров природы (шишек, каштанов, желудей). Конечно, можно рисовать яркие листья, разноцветные деревья. Нужно обратить внимание ребенка на то, что холодает, темнеет раньше, чем летом, а некоторые птицы улетают зимовать на юг.

Во время обучения важно объяснять ребенку, какой период будет следующим, какой был предыдущим. То есть, малыш должен понимать последовательность времен года, и, конечно, определять признаки времен года, уметь рассказать о них.

Изучаем месяцы года

Эту информацию усвоить сложнее, ведь понятие месяцев абстрактное. Для обучения потребуется календарь. Можно нарисовать и свой вариант календаря.

Необходимо объяснить ребенку, что каждый сезон длится три месяца. Каждый месяц должен ассоциироваться с определенной картинкой, которая поможет ребенку получить визуальное представление о нем.

Например, в апреле тает снег, и бегут ручьи, в сентябре желтеют листья, а в декабре выпадает снег. Можно нарисовать картинки самостоятельно вместе с ребенком, это поможет лучше закрепить новый материал.

А чтобы ребенок запомнил все про месяцы и времена года, следует задавать ему определенные вопросы. Например, в каком месяце холодно, когда желтеют листья, когда цветут цветы. Кроме того, следует обращать внимание ребенка во время прогулок на то, что происходит каждый месяц с природой. Малыш должен понимать, что происходит в определенном месяце с растениями и животными, как меняется погода. Естественно, все это возможно, лишь, если ребенок хорошо усвоит информацию о сезонах года.

Очень хорошо поможет чтение «Двенадцать месяцев». А также можно устраивать домашние театрализованные представления, читать стихи и петь песни о разных временах года и месяцах.

Дни недели

Что касается дней недели, тут тоже придется сложнее. И в этом случае необходим календарь. Каждый день недели можно как-то обыграть, рассказать что-то интересное про него или сочинить короткий стишок.

Например, понедельник – первый день недели, среда – середина, а воскресенье – выходной день, когда все собираются вместе. Можно совместно с ребенком придумать что-то про каждый день недели, узнать у малыша, какие ассоциации он вызывает, нарисовать к каждому дню яркую картинку.

Чтобы закрепить знания, следует спрашивать ребенка: какой день недели будет завтра, а какой был вчера. То есть, малыш должен знать последовательность дней.

Прекрасно помогают в обучении . Можно приобрести готовые игры или сделать их самостоятельно. Дети всегда проще обучаются в игре, поэтому играя, ребенок быстрее усвоит необходимую информацию.

В любом случае, обучать ребенка следует в игре. Неважно, какую игру вы выберете, главное, чтобы малышу было интересно и весело. Тогда результат не заставит себя долго ждать.