Меню

Какие бывают клейма. Шифр инспекции пробирного надзора

Дом

На протяжении всей истории золото ценится своей природной красотой и сиянием. По этой причине во многих культурах золото отождествлялось с солнцем.

Сам по себе такой металл как золото в чистом виде не используется, потому что очень мягкий и легко поддается воздействию механических повреждений. Для сохранности его первозданного благородного вида, который все привыкли созерцать в украшения, принято добавлять различные, более устойчивые металлы или сплавы, придающие золоту крепости. Такие сплавы принято называть лигатурой, и в большинстве случаев в ее качестве выступает серебро или медь, в редких случаях добавляют цинк, платина, никель и палладий. В зависимости от количества других металлов золото становится менее подверженным царапинам и деформированию.

В чем разница между каратной и метрической системами проб?

Во всем мире для распознания количества входящей в золотой сплав лигатуры используется несколько систем. Наиболее известными являются метрическая и каратная системы. Из-за того, что золотом пользовались задолго до глобализации, на разных континентах образовались свои системы исчисления золота. Скажем, вес золота измеряется в тройских унциях и одновременно в граммах (1 тройская унция = 31,1034768 грамм), а его чистота измеряется в каратах и в тысячных долях.

Один карат - это 1/24 доля чистого драгоценного металла в сплаве.

Минимальное значение количества карат золота зависит от страны. Так, в США 10 карат является минимальным стандартом золота, а а золото с чистотой 14 карат является наиболее популярным. Во Франции, Австрии, Португалии, Ирландии и Великобритании можно называть все, что имеет 9 карат. А в Дании, Греции и Германии минимальное количество карат является 8.

Каратную систему также используют и для измерения веса драгоценного камня, но не следует смешивать эти две системы. Один карат золота соответствует 41,(6) грамм, тогда как 1 карат драгоценного камня равен 200 мг. Золото в 24 карата эквивалентно 999,9 пробе в метрической системе и считается чистым. Строго говоря, 24-каратное золото должно быть эквивалентно 1000 пробе. Однако, на практике невозможно достичь 100% чистоты золота, и в любом чистом золоте будет немного примеси, поэтому договорились принимать 24-каратное золото за 999,9 пробу. В каратной системе существуют показатели 9, 10, 12, 14, 18, 23, 24.

В России уже долгие годы пользуются метрической системой. Она более простая и понятная и указывает на количество граммов золота, входящего в состав сплава весом в 1кг. Так, если в 1000 граммах сплава находится благородного металла 585 грамм, а лигатура, соответственно составляет вес в 415 грамм, то изделиям, которые будут изготовлены из данного слитка, станут носить пробу 585.

Проба - это количество драгоценного металла в сплаве, выраженная в тысячных долях. Количество лигатуры - обратная величина пробы.

До 1927 года сначала в Российской империи, а затем и в Советском Союзе использовали иную систему проб, которая называлась золотниковой. Для нее были характерными 92,72 и 56 пробы. 1 золотник равен 96 долям. До сих пор иногда встречаются украшения с такой маркировкой. С 1928 года было принято решение о переходе на метрическую систему, указывающую количество золота на 1000 граммов сплава.

Соответствие между различными системами проб

В постановлении от 18 июня 1999 года под № 643 «о порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов» для метрической системы установили такие пробы: 999, 958, 750, 585, 375.

В чем разница между различными пробами золота?

Откуда возникло такое многообразие золотых сплавов? Каждая проба появлялась в определенный момент времени и удовлетворяла определенную нужду людей. Различные пробы существуют для своей задачи, которая и определяет необходимую долю драгоценного металла в сплаве, а также состав лигатуры в нем.

375 проба

В составе данной пробы чистое золото не превышает 37 %. Оставшиеся 63 процента – это серебро и медь. В зависимости от металла, который будет использован в качестве лигатуры, основной оттенок изделия будет или ярко-желтым, или красноватым. Золото данной пробы имеет свойство быстро окисляться и образовывать на поверхности украшения сульфид железа. Данный золотой сплав является самым низкопробным во всем мире. Из него изготавливаются недорогие украшения, на которых имеется массовый спрос. Как правило, это обручальные кольца.

500 проба

Эта проба малоизвестная, в ее составе находится не более 51% основного металла, а все остальное это примеси серебра и меди. У изделий данной пробы некрасивый цвет, хоть они и не поддаются быстрому окислению, поэтому такие сплавы практически нигде не используются, так как от них пришлось отказаться в пользу проб, обладающих более приятным внешним видом в ювелирных изделиях.

583 проба

В составе такого сплава распространено сочетание чистого золота в количестве 58,3 процента, меди 33,5 процентов и серебра 8%. В одном килограмме слитка 583 пробы находится 583 грамма чистого золота. Остальные 417 граммов это медь и серебро. До того момента, как был создан сплав 585 пробы, золото с 583 пробой широко применялось в Советском Союзе для изготовления ювелирных украшений. Появление этой пробы произошло в момент перехода с каратной системы на метрическую. 583 проба равна 14 каратам. Через некоторое время от нее отказались, в пользу популярной в настоящее время пробы – 585.

585 проба

Ювелирные изделия 585 пробы наиболее распространены и популярны среди потребителей. Сейчас ею полностью поглощена проба 583. Это клеймо используется в маркировке наибольшей доли продукции, которую выпускают в мире. Украшения и прочие изделия из сплава этого качества отличаются характерным цветом, а так же им присуща хорошая прочность и устойчивость при доступной стоимости, не превышающей рамки допустимого. В составе пробы 585 основную часть занимает чистое золото, более 60%, все остальное – это лигатура, состоящая из сплава никеля, палладия, серебра и меди (40%). Золото данной пробы не подвержено потери блеска и яркости под воздействием солнца и ему не свойственно окисление при взаимодействии с воздухом. Оно в почете у ювелиров, потому что прекрасно поддается ковке.

750 проба

Эту пробу представляют 75 процентов благородного металла. В составе лигатуры находится 25% серебра, палладия и меди. Для сплава характерна возможность менять цвет в зависимости от процента какого-либо дополнительного металла, входящего в качестве примеси. Для потребителей предпочтительнее покупка изделий более светлых оттенков, где преобладает серебро. В общем, встречаются изделия красные или даже темно-зеленого цвета. Ювелирные украшения из сплавов такой пробы очень дорогие, обладают великолепным внешним видом. Золото 750 пробы прекрасно поддается полировке и обработке механическим способом, но в то же время легко царапается и гнется.

958 проба

Золото такой пробы в изготовлении ювелирных изделий не используется, так как процент его содержания в сплаве составляет почти 97%, а это придает металлу мягкость и склонность к деформированию. Из сплава с таким содержанием золота изготавливают коллекционные монеты, или какие-либо предметы под индивидуальный заказ, так как он обладает очень высокой ценностью.

.999 проба

Самым дорогим сплавом в мире считается чистое золото, которое имеет 999 пробу. Сам по себе металл обладает мягкостью, в связи с чем, его неудобно использовать. Много лет назад его использовали для изготовления обручальных колец. Их форма была очень толстая, изделия отличались большой высотой. Это способствовало более длительному использованию украшений, они крошились и гнулись не очень быстро. Сейчас золото 999 пробы используется для изготовления слитков, предназначенных для хранения. В связи с большой пластичностью слитки небольшого размера запечатывают в специальные прозрачные футляры. В них мягкий металл может храниться в идеальном состоянии намного дольше.

Как определить пробу золота?

Использование современных методов позволяет сегодня безошибочно определить насколько качественным является изделие. Покупая ювелирное украшение, всем приходилось видеть специальную маркировку, которая используется для каждой существующей пробы отдельно. Но, никто не застрахован от покупки подделки, даже если на ней и стоит самая высокая проба. Поэтому, чтобы не осталось сомнения, что изделие соответствует заявленной пробе, применяются капельный метод, электронный детектор, специальный пробирный камень или пробирные иглы. Так же существует муфельный метод и химико-аналитический.

Капельный метод заключается в нанесении на изделие специального пробирного химического реактива, затем происходит процесс сравнения цвета пробы до начала реакции и после нее. Как правило, для таких целей применяется хлорное золото, которое действует как пробирный реактив на изделия различных проб, до шестисотой включительно. На украшениях 585 пробы образуется светло-коричневое пятно после взаимодействия с реактивом. Зеленое пятно будет на золоте пробы 375. Чем ниже проба золота, тем темнее цвет будет оставаться.

Латунные полоски, на концах которых напаяны тончайшие линии из драгоценного металла, называют пробирными иглами. Чтобы определить золото различных проб, существуют иглы разных цветов.

Пробирный камень представляет собой брусок с гладкой, отполированной поверхностью. По нему проводят изделие, которое образует за собой линию. Ее цвет характеризует пробу. Для изготовления таких брусков используется кремнистый тонкозернистый сланец.

Специальный электронный детектор способен за 5 секунд определить какое количество чистого металла содержится в сплаве, выражая показатели в каратах. Диапазон пробы находится в пределах от шести до восемнадцати карат, что по метрической системе относится к 375-750 пробам. Детектор отличает настоящее массивное изделие из золота от простого золотого покрытия тонким слоем. Данный прибор широко использует ювелирная промышленность, так как он определяет с высокой точностью содержание благородного металла в сплаве. В основе его работы находится электрохимическая реакция. Данные определители проб могут так же применяться в ломбардах, мастерских и скупочных магазинах

Многие покупатели, желающие приобрести золотое ювелирное украшение, стараются стать владельцами дорогого изделия или пытаются найти такое, у которого очень высокая проба. Не нужно этого делать, ведь не зря на протяжении долгих лет остается популярной и востребованной 585 проба, зарекомендовавшая себя наилучшим образом, даже если украшения носить ежедневно, не снимая.

По своей прочности изделия высоких проб можно сравнить с пластилином, теряющим свой первоначальный вид при малейшем надавливании.

Покупать ювелирные изделия нужно только в специализированных магазинах или салонах, и после того, как будет проверено наличие соответствующего клейма. В данных заведениях все предметы соответствуют надлежащему качеству, так как никто не захочет рисковать своей репутацией и созданным именем. Таким образом, можно избежать приобретения подделки, которая не будет содержать золота вообще и не имеет вообще никакой ценности.

В России всегда применялся ГОСТ на изделия из золота, клеймо на них может ставить только Государственная Пробирная палата. Подделать его достаточно сложно, и это уголовно наказуемо. Рядом с ним проставляется проба и «именник» завода изготовителя.

Уже более 40 лет золото не служит эквивалентом денег, не применяется в прямых расчетах. Сегодня это товар, но не простой, а очень дорогой: редкий, практически вечный, универсальный. Чтобы правильно определить его стоимость, нужно знать какие бывают пробы золота - именно этот показатель заложен в основу цены изделия.

Проба как показатель содержания

Существует два способа : в каратах и метрической системе. Обе основаны на одном принципе: расчет содержания драгоценного металла в частях от общего веса сплава. Метрическая - показывает его количество на 1 000 единиц, каратная - на 24. Так, проба 585 означает 585 долей, или 58,5% золота в сплаве. Построим простую пропорцию и переведем ее в караты.

585 г - 1 000 г

X = 585 × 24 / 1 000= 14 карат

Золото - очень мягкий металл, поэтому практически не используется в чистом виде. Только слитки содержат его в количестве 999,9 («4 девятки»). Для ювелирных изделий применяются сплавы, содержащие от 300 до 750 частей Au. Другие металлы могут быть представлены серебром, палладием, никелем, цинком, медью - этот общий дополняющий «остаток» называется лигатурой.

До 1927 года в России была принята «золотниковая» мера. Она отличается только тем, что за 100% принимался фунт веса. Если у вас оказалось старинное изделие, можно рассчитать содержание по этой же несложной формуле. Один золотник равен 1/96 части. Разные страны могут использовать свои стандарты, но любая цифра обозначает не что иное, как количество долей. Поэтому легко сделать пересчет из одной системы в другую (табл.1).

Маркировка изделий и национальные особенности

Вложение денег в драгоценности и покупка недвижимости - самые привычные способы сохранить деньги от инфляции. Во всяком случае, это менее рискованно, чем открыть депозит в МФО , пытаясь заработать на разнице банковских ставок. Но, чтобы не допустить ошибки, нужно внимательно относиться к информации, указанной на предмете.

Стандарт для «ювелирки» - 585 проба золота, это оптимальное сочетание прочности, податливости металла, устойчивости к химическому воздействию. Украшения советского производства помечены цифрой 583, это практически одно и то же. При переводе на караты она соответствовала 13,99, а не 14, поэтому стандарт уточнили. Цена грамма в изделиях сильно колеблется. В украшениях со вставками драгоценных камней она может возрастать до 6000 -7000 рублей за грамм. На рисунке 1 показаны знаки, которыми должны быть помечены проверенные образцы.

Из «червонного» золота красноватого цвета в царской России изготавливали монеты. Это сплав с медью, содержание Au в нем не меньше 750, в современных монетах - 900 - 999,9. Определить пробу по цвету невозможно. В зависимости от примеси сплав может иметь любой оттенок: белый, желтый, зеленый (табл.2).

Заметим, что золото, хотя и надежный товар, но обладает малой ликвидностью. Как альтернативный способ сохранения средств сейчас стало доступно открытие индивидуального инвестиционного счета для физических лиц - вложение в ценные бумаги с передачей их в доверительное управление.

На рисунке 2 показаны пробы золота в зарубежных ювелирных изделиях. Чаще всего это маркировка в каратах, иногда она дополнена метрическими показателями и кодом изготовителя. Не во всех странах установлены ГОСТЫ, существует госконтроль за производством, как в России. Нет их, например, в Турции. Этим и объясняется дешевизна турецких украшений.

Законная реализация драгметаллов

Продажа слитков пробы золота 9999, таблица и цены на которые показаны ниже, осуществляется многими российскими банками. Стоимость за грамм растет в периоды экономической нестабильности и снижается при спокойной ситуации - это рыночная закономерность. На 12 марта 2016 года она составляет 82,9% от уровня 3-х летней давности на ту же дату. Однако за последний год рост составил 22,19% (рис.3, табл.3). Приобретение слитка и открытие обезличенного металлического счета (ОМС) - востребованные способы инвестирования.

Таблица 3. Цена продажи золота в слитках банками России на 10-12 марта 2016 года
Название банка цена за 1г в руб. чистый вес (масса) общая стоимость слитка, руб.
АК Барс Банк 3 862,00 1 3 862 000,00
Сбербанк России 3 859,00 1 3 859 000,00
Газпромбанк 4 576,62 1 4 576 620,00
Ланта-Банк 3 899,58 1 3 899 580,00
Банк Москвы 3 919,16 1 3 919 160,00
Промсвязьбанк 3 974,35 1 3 974 350,00
МТС банк 3 379,31 1 3 379 310,00
Уралпромбанк 3 866,91 5 19 334 550,00
КБ Банк развития технологий 3 300,00 5 16 500 000,00
Национальный залоговый банк 5 090,80 5 25 454 000,00
МДМ банк 3 687,36 20 73 747 200,00

Почти треть мирового золотого запаса составляют резервы МВФ и Государственных Центральных банков разных стран. Остальное находится на руках у населения, преимущественно в виде ювелирных изделий. До настоящего времени объем золота служит показателем благосостояния государства, несмотря на то, что действующие валюты прямо не увязаны с тем или иным количеством этого металла.

Именники

Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.

Наименования основных предприятий и именники:

Московская ювелирная фабрика - МЮФ

Московская ювелирно-алмазная фабрика «Русские самоцветы» -

Артель «Московский ювелир» - АМЮ

Завод металлоизделий № 1 (Москва) - М1

Артель «Синьковский ювелир» (Московская область) - С

Ленинградская ювелирно-часовая фабрика - ЛЮ

Ленинградская ювелирная фабрика - ЛФ

Ленинградский завод № 2 «Русские самоцветы» - РС

Артель «Красносельский ювелир» (Костромская область) - КЮ

Артель «По заветам Ильича»» (Костромская область) - ПИ

Промколхоз «Искра Октября» (Костромская область) - ИО

Промколхоз «Красный прибой» (Костромская область) - ЗКП

Промколхоз «Советская Россия» (Костромская область) - СР

Артель «Красная Пресня» (Ивановская область) - КП

Артель «Северная чернь» (Великий Устюг) - СЧ

Артель «Художник» (Дагестанская АССР) - АХ

Свердловская ювелирно-гранитная фабрика - СЮ

Свердловский завод № 10 «Русские самоцветы» - ЗРС

Каслинский завод (Челябинская область) - КАСЛИ

Киевская ювелирная фабрика - КЮ

Харьковская ювелирная фабрика - ХЮ

Львовская ювелирная фабрика - ЛВ

Одесская ювелирная фабрика - ОЮ

Тбилисская ювелирная фабрика - ТЮ

Ереванская ювелирная фабрика - ЕЮ

Бакинская ювелирная фабрика - БЮ

Таллинский ювелирный завод - ТП

Рижская ювелирная фабрика - РЮ

В том случае, если ювелирное изделие не новое , а поступило в продажу после фабричной реставрации, предприятие, реставрировавшее данное изделие, рядом со своим именником проставлялся на изделии знак Р .

На ювелирных изделиях, изготовленных из недрагоценных металлов, предприятием-изготовителем проставлялся, кроме того, знак — металл , мет или м .

Клейма

Клейма проставлялись на ювелирных изделиях, отвечавших одной из указанных в СССР проб. Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц лигатурного сплава, из которого изготовлено данное изделие.

В СССР были установлены следующие пробы:

для платиновых ювелирных изделий 950°;

для палладиевых ювелирных изделий 500° и 850°;

для золотых ювелирных изделий 375°, 500°, 583°, 750° и 958°;

для серебряных ювелирных изделий 750°, 800°, 875°, 916° и 960°.

Некоторые ювелирные изделия не подлежали обязательному клеймению в инспекциях пробирного надзора.

Это — изделия, имевшие историческое или археологическое значение, большую художественную ценность, или такие изделия, в которых драгоценные металлы играют лишь декоративную роль в виде насечки, позолоты или серебрения. Для клеймения ювелирных изделий применялись основные (А, Б, В) и дополнительные (Д, Е, 3) клейма установленного образца. Основные пробирные клейма имеют самостоятельное значение. Наличие основного клейма свидетельствовало о том, что данное изделие удовлетворяло требованиям Положения о пробирном надзоре. Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имели и при клеймении ювелирных изделий применялись только в сочетании с одним из основных пробирных клейм.

Основные пробирные клейма СССР

Основное пробирное клеймо литер А (изображение 1) является знаком удостоверения, содержит эмблему — серп и молот на фоне пятиконечной звезды, заключенной в окружность. Знак удостоверения ставился на всех изделиях из драгоценных металлов в сочетании с клеймом, определяющим пробу.

Основное клеймо литер Б (изображение 2) применялось для клеймения золотых и платиновых новых и реставрированных изделий отечественного и зарубежного производства. Имеет форму лопатки. Состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (375, 500, 583, 750 и 958) для золота или для платины (950).

Основное клеймо литер Б (изображение 3) для клеймения изделий из серебра состоит из знака удостоверения и одной из установленных для серебра проб (750, 800, 875, 916, 960), имеет бочковидную форму.

Основное клеймо литер В (изображение 4) для клеймения палладиевых изделий состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (500 и 850), имеет подковообразную конфигурацию.

Основное клеймо литер В (изображение 5) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов на привешенных к ним отдельных пломбах состоит из двух отдельных частей: знака удостоверения (изображение 1) и круглого знака с цифрами одной из установленных проб (изображение 5).

Дополнительно пробирное клеймо литер Д (изображения 6 и 6а) применялось для клеймения разъёмных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных деталей золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами.

Клеймо литер Е (изображение 7) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, не соответствующих установленной пробе больше пределов допустимого отклонения, и для изделий, оказавшихся в результате реставрации ниже низшей установленной пробы, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами и буквами «НП» (не соответствует пробе) внутри; налагается на изделия в сочетании со знаком удостоверения (изображение 1).

Высокохудожественные изделия, изделия с эмалью, пустотелые и другие, на которые не представлялось возможным непосредственно нанести оттиск клейма, клеймились клеймом литер В на привешенных пломбах. Ювелирные изделия, на основной части которых невозможно было проставить клеймо литер Б , клеймились клеймом литер А и литер Д соответствующей пробы. Ювелирные изделия, состоящие из двух тождественных частей (портсигары, запонки, серьги и т. п.) клеймились на обеих частях клеймом литер Б . Второстепенные и дополнительные части ювелирных изделий из драгоценных металлов (в том случае, если они являлись разъёмными и легко отделимыми, неспаянными с основной частью изделия) клеймились клеймом литер Д , за исключением тех случаев, когда нанесение на них клейма из-за их малых размеров, скрытого расположения или сложной конфигурации практически не представляется возможным.

На комбинированных ювелирных изделиях, в которых отдельные части были изготовлены из различных металлов или из металла разных проб, проставлялись два клейма: на основной части — клеймо литер Б , а на второстепенных и дополнительных частях — клеймо литер Д соответствующего металла и пробы. В тех случаях, когда из-за сложной конфигурации или малых размеров изделия это не представлялось возможным, дополнительное клеймо литер Д проставлялось на основной части изделия рядом с клеймом литер Б . Наличие на ювелирном изделии клейм литер А и Е с буквами «НП» свидетельствовало о том, что данные изделия выходят за пределы узаконенной пробы и допускаемых к ней отклонений и рассматривались как изделия неполноценные . Такие изделия продаже не подлежали и должны были возвращаться выпустившему их предприятию наравне с бракованными изделиями.

Кроме контрольных знаков в виде именника и клейма, качество выпущенного в продажу ювелирного изделия определялось также и , предусматривавшими все принципиально новые показатели, обусловливавшие качество определённой группы ювелирных изделий, сходных по назначению, технологии изготовления и основному сырью, из которого они выполнены. Качество личных украшений с пятидесятых годов определялось РТУ 636—58 Госплана РСФСР; показатели других видов ювелирных изделий (предметов сервировки стола, курительных и туалетных приборов, изделий, предназначенных для рукоделия, для украшения интерьера и др.) обусловливалось ведомственными ТУ, утверждавшимися соответствующими министерствами и ведомствами, в систему которых входило предприятие, выпускавшее эти изделия.

Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сотом; допускается выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, что оговаривалось в специальной технологической документации.

ТУ на юверирныеизделия являлись групповыми и не исчерпывали всех данных, касавшихся каждого конкретного изделия, входившего в эту группу, поэтому в дополнение к ТУ на каждое отдельное ювелирное изделие составлялось индивидуальное техническое описание — паспорт, в котором фиксировались показатели, характеризовавшие конкретное изделие. В паспорте указывалось: наименование и ведомственная принадлежность предприятия, выпускавшего данное изделие, наименование самого изделия и присвоенный ему фабричный шифр, автор и исполнитель образца, сырьё, из которого было изготовлено ювелирное изделие, его вес, габаритные размеры, краткое описание, вид отделки, количество и характеристика декоративных вставок и т. п. Буквенно-цифровой фабричный шифр представлял собой краткое (шифрованное) обозначение основных выходных данных изделия. Буквами в шифре обозначались основной материал и наименование изделия но группе, цифры указывают порядковый номер изделий в данной группе по мере их создания.

Наименование материала и буквенное обозначение (шифр) основных материалов для изготовления ювелирных изделий

Платина - П

Палладий - ПД

Золото - 3

Серебро - С

Томпак - Т

Мельхиор - М

Латунь - Л

Алюминий - А

Платина с золотом - ПЗ

В случае, если начальные буквы наименований различных изделий совпадали, то в шифр каждой последующей группы изделий вносили добавочные согласные буквы, входящие в наименование шифруемого изделия и неиспользованные в шифрах предыдущих изделий данной группы. Среди ювелирных изделий, наименования которых начиналось на одну и ту же букву, однобуквенные шифры присваивались тем, которые относились к наиболее распространённому, массовому ассортименту. Шифры, присваивавшиеся ювелирным изделиям рядом фабрик, имели некоторые отличительные особенности.

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

Браслеты Б , БР ; Броши БР , БШ , Б ; Вазы В ; Вилки ВЛ ; Графины Г ; Зажимы 3 ; Запонки ЗП ; Значки ЗН ; Колье КЛ ; Кольца К ; Кубки КБ ; Кулоны КН ; Ложки Л ; Лопатки для пирожных ЛП ; Медальоны М ; Наперстки Н ; Ножи-листорезы НЛ ; Ножи НЖ ; Ожерелья О ; Пепельницы П , ПП ; Подстаканники ПД ; Подставки под яйцо ПЯ ; Портсигары ПР ; Пудреницы ПДН ; Розетки Р ; Рюмки РМ ; Сахарницы СХ ; Серьги С ; Солонки СЛ ; Стопки СТ ; Цепочки Ц ; Чашки Ч ; Чайники ЧН ; Щипцы для сахара Щ .

Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий. К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт. При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.

Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.

Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.

С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).

Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».

Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.

Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.

Структура пробирного клейма

Структура пробирного клейма, установленная с 1994 года в России для изделий из драгоценных металлов.

Выбирая украшение из драгоценного металла приобрести поддельное изделие, изготовленное не из золота и серебра — что может быть обидней? Кроме разочарования, покупка «драгоценности», умело замаскированной под украшение с действительно высокой стоимостью, принесет потерю денег. Как избежать обмана?

Самым надежным способом контроля подлинности украшений в России является проверка наличия на них двух клейм: оттиска государственной пробирной инспекции и «именника» производителя.

Что такое клеймо «проба»?

Оттиск государственной пробирной инспекции, часто также именуемый «пробой» — клеймо, которое ставится на украшения из золота и серебра. Наличие такой отметки на изделии свидетельствует о том, что кольцо, серьги или подвеска законно продаются в России — реализация изделий из драгоценных металлов, на которых оттиск отсутствует, запрещена на территории РФ.


Клеймо государственной пробирной инспекции состоит из нескольких частей. В общий контур заключены элементы оттиска: головка девушки в кокошнике, смотрящая вправо, шифр государственной инспекции пробирного надзора, размещенный слева внизу относительно изображения, цифровой код, обозначающий количественное содержание чистого золота в ювелирном сплаве. Шифр государственной инспекции пробирного надзора позволяет узнать, где было апробировано украшение.

Общий контур, в который заключены части клейма, должен быть разным в зависимости от того, из какого драгоценного металла изготовлено изделие. Так, клеймо изделий из золота обводятся контуром, напоминающим лопатку, из серебра — срезанный справа и слева овал, из платины — вытянутый по горизонтали восьмиугольник.

Если среди старых ювелирных украшений вы нашли изделие с клеймом, на котором изображена звезда, не пугайтесь — такими оттисками маркировались изделия из драгоценного металла во времена СССР. Форма контура для видов металла в России осталась неизменной.

На сложных ювелирных изделиях, которые не соединены друг с другом непосредственно, размещается еще одно, дополнительное клеймо. Оно представляет из себя цифровой шифр содержания чистого драгоценного металла и наносится, например, на пусеты — ведь части замка этого вида серёг разъёмны.

Что такое «именник»?

«Именник производителя» — второе клеймо, наличие которого на ювелирном изделии необходимо. Оно является своего рода аналогом ярлычка на одежде и содержит информацию о производителе. Расшифровав оттиск, вы сможете получить максимально полную информацию о приобретённом украшении.


Клеймо «именник» представляет собой четырёхзначный буквенный шифр, заключенный в единый контур. Оно прямоугольной формы и, как правило, наносится рядом с «пробой».

В оттиске заключены четыре буквы. Первая укажет на год, когда изделие было произведено (например, «Н» — 2012 год, «О» — 2013, «П» — 2014). Вторая укажет код органа государственной пробирной инспекции России, где изделие проходило контроль (например, «В» — Верхне-Волжская). Последние две буквы — индивидуальный код производителя, который в рамках одной инспекции повторяться не может.

По оттиску производителя в случае сомнений в украшении можно выяснить, когда, где и кем было выпущено купленное вами украшение.

Где искать клейма?

Чтобы убедиться в подлинности ювелирного изделия еще до его покупки в магазине, важно проконтролировать наличие на нём клейм. Следует вооружиться лупой: для сохранения эстетичного вида они делаются небольшими, и различить информацию на них можно только с увеличительным инструментом.






На разные типы изделий оттиски наносятся в разные места. Так, на кольцах искать их надо на внутренней или наружной стороне шинки. На серьгах клеймо чаще всего ставится на штифте или швензе. На подвесках отметки наносятся на подвесные колечки. Если вы приобретаете браслет, оттиск следует искать на колечке или звене, соединяющем основную часть изделия и замок. Производители стремятся к тому, чтобы наносить клейма так, чтобы их наличие не сказывалось на внешнем виде украшения.

В зависимости от технологии оттиски могут быть разного вида. Самый распространенный — тисненный — не всегда представляется возможным использовать для особенно тонких ювелирных изделий. В таком случае наносится искровой оттиск, при котором можно избежать даже самой минимальной деформации.

А на ваших украшениях есть все необходимые клейма?

Ювелирные пробы и клейма

Пробой ювелирного изделия называется количественное содержание металла в сплаве (т.е. сколько содержится чистого драгметалла в 1000-че единиц сплава, который Вы держите в руке). Например – в цепи весом 1 кг, имеющим пробу 585, содержится 585 граммов чистого золота! Остальное – медь, серебро и проч -. по вкусу.(415 грамм). Клеймо, которое у нас в России ставит Палата пробирного надзора, (а не сам мастер, как думают некоторые), подтверждает, что Вы держите в руке изделие именно 585 пробы, в котором именно 585 частей чистого (999 пробы) золота. Мастер (или фирма) ставит на изделие свой именник, на котором отображены малозначащие для покупателя символы.(На новых, недавно изготовленных изделиях, важна первая буква именника – она означает год изготовления: А – 2001, Б – 2002 …Ж –отсутствует, З – 2007, вторая буква “М” – Москва, далее буквы – код мастера или фирмы).

Очень важно знать! При покупке ювелирных изделий обязательно убедитесь в наличии двух клейм – именника и пробы. Они должны быть четко пропечатаны и именник должен находится только слева либо сверху от пробы. Отсутствие именника при наличии пробы может означать следующее:

1. Проба фальшивая и металл не является драгоценным - самый плохой вариант, который встречался в былые времена.

2. Проба фальшивая, но металл соответствует заявленной пробе – очень частый вариант, означающий, что мастерская работает “в темную”.

3. Проба настоящая, изделие привезено из-за границы и имеет еще какое-то заграничное клеймо (которое хорошо читается), тогда нашего (росcийкого) может не быть. С этим все в порядке. Конечно, можно нарваться на изделие, где и именник и проба будут выглядеть как настоящее, а металл будет подделкой либо покрыт тонким слоем драгметалла – во избежание этого необходимо плотно общаться с продавцом и взять у него все необходимые товарные чеки и сертификаты. Неплохо так же самому рассмотреть именник и пробу в сильную лупу. Имейте ввиду, что некоторые импортные позолоченные изделия имеют клеймо, показывающее пробу именно этой позолоты, (покрытия), а не того, из чего сделано само изделие. На такие изделия в России пробу не ставят. Эти украшения могут стоить очень дорого и ввести покупателя в заблуждение по поводу того, из чего они сделаны.

Импортные ювелирные изделия, (не прошедшие клеймение в России), имеют так называемые “каратные” пробы (см.таблицу переводов ниже). По опыту видно, что эти изделия очень редко бывают поддельными (т.е. сделанными из фальшивого металла), однако сам драгметалл (золото), может быть такого состава, что при той же 585 пробе (14 карат) имеет температуру плавления, близкую к температуре плавления самого легкоплавкого припоя. Это создает большие трудности при ремонте, и неопытный ювелир может изделие испортить.

О подделке серебряных изделий можно сказать следующее: подделывают эти изделия крайне редко, т.к. стоимость серебра не высока, и если даже стоит фальшивая проба или просто цифры типа “916” или “925”,без всякого именника – этому, в подавляющем большинстве случаев, можно верить. Иногда изделия из недрагоценных металлов серебрят, а хозяин думает, что все изделие серебряное (часто это относится к столовым изделиям из мельхиора).

В настоящее время многого серебряных изделий, изготовленных большими партиями, покрывают слоем родия, либо чистого серебра для предотвращения потускнения. Это очень хорошо, но если изделие ремонтировать –покрытие может сойти и вещь будет блестеть не так интенсивно, появятся пятна. Покрытие придется восстанавливать. До 1927 года в России существовала золотниковая проба. Подделок изделий с золотниковой пробой я не встречал (хотя они, конечно, есть). Номинал пробы легко переводится в современную по таблице. Старайтесь не покупать ювелирные изделия с рук, особенно у незнакомых людей! В этом случае я рекомендую вместе с продавцом сходить в ближайший ломбард и попытаться сдать изделие под залог. Если принимают, спросите у приемщицы, настоящая ли проба и что там за именник. После этого отказывайтесь от залога под предлогом что “надо подумать” и решайте с покупкой.

Что ставится на ювелирных изделиях, какие клейма и как они расшифровываются.

Возьмите любое современное ювелирное украшение, разверните его и посмотрите внутреннюю сторону. Что Вы там увидели? Правильно – какие-то непонятные значки и цифры. Мы постараемся сейчас помочь Вам с расшифровкой их. Итак, что же наносится на ювелирные изделия? Как правило, это как минимум два клейма – Государственное пробирное клеймо и Клеймо изготовителя. Рассмотрим каждое из них.

1. Государственное Пробирное Клеймо наносится Государственными Инспекциями пробирного надзора в виде специального знака. Так называемая «проба». Она может наносится как механическим способом, как в старые добрые времена, в виде чеканящего оттиска, так и новомодными – электроискровыми и лазерными способами. Это клеймо означает, что это ювелирное изделие проверенно Государственной Инспекцией пробирного надзора, инспекция подтверждает, что проба ювелирного изделия не ниже указанного на клейме.

С 1958 года знаком удостоверения в Советском Союзе был серп и молот на фоне пятиконечной звезды, с 1994 года введен знак удостоверения – женская голова в кокошнике в профиль, повернутая направо. Ниже приводим образцы пробирных клеймений, в зависимости от металла и варианта знака удостоверения:

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЗОЛОТА


ИЗДЕЛИЯ ИЗ СЕРЕБРА


ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАЛАДИЯ


ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЛАТИНЫ


Начиная с 1927 г. в Советском Союзе на основе драгоценных металлов были установлены следующие пробы сплавов:

пробы для изделий из сплавов на основе золота - 375, 500, 583, 750, 958;

пробы для изделий из сплавов на основе серебра -750, 800, 875, 916, 925; 960;

пробы для изделий из сплавов платины - 950;

пробы для изделий из сплавов палладия - 500, 850.

На иностранных ювелирных изделиях наносится проба в соответствии каратности, где принято, что 1000 метрических проб соответствуют 24 каратам. Чтобы вычислить метрическую пробу из каратной нужно следовать следующей формуле:

K = 24m/1000 (K-проба в каратах, m-метрическая проба)

В соответствии с этим самые распространенные иностранные пробы:

· 18 карат – 750 проба

· 14 карат – 583 проба

· 9 карат – 375 проба

Буквы перед цифрами W (White –белое золото) Y-(Yellow – желтое золото)

2. Именник – это оттиск клейма изготовителя, он ставится на всех ювелирных изделиях из драгоценных металлов, он должен быть заключен в единый контур.

первый символ – это код года:

А - 2001 год

Б - 2002 год

В - 2003 год

Г - 2004 год

Д - 2005 год

Е - 2006 год

З - 2007 год

И - 2008 год

К - 2009 год

Л - 2010 год

второй символ - это код инспекции пробирного надзора, в районе деятельности которой находится изготовитель:

Инспекции пробирного надзора

Территориальная принадлежность

Символ на клеймах

Верхне-Волжская

Костромская обл., р/п Красное-на-Волге,

В

Волго-Вятская

г. Нижний Новгород

Г

Восточно-Сибирская

г. Красноярск

Я

Дальневосточная

г. Хабаровск

Ю

Донская

г. Ростов-на-Дону

К

Западная

Каланинградская обл., пос. Янтарный

Ф

Забайкальская

г. Улан-Удэ

Ж

Западно-Сибирская

г. Новосибирск

Н

Поволжская

г. Уфа

П

Подмосковная

Московская обл., г. Бронницы

Б

Прикаспийская

г. Махачкала

З

Саха

г. Якутск

Д

Северная

Вологодская обл., г. Великий Устюг

А

Северо-Западная

г. Санкт-Петербург

Л

Уральская

г. Екатеринбург

С

Центральная

г. Москва

М

последние символы – это код производителя

3. Ярлык - это прямоугольный лист бумаги, являющийся официальным документом. Для ярлыка предусмотрены следующие размеры: 25х35 и 25х50. На ярлыке содержится информация по изделию. Крепиться ярлык при помощи нити и пломбы, наличие которой необходимо.

На лицевой стороне ярлыка располагаются следующие реквизиты:

наименование и товарный знак (торговая марка) предприятияизготовителя;

юридический адрес предприятияизготовителя;

наименование изделия;

артикул;

наименование и проба драгоценного металла;

масса изделия;

цена за грамм;

цена изделия;

№ ОСТ 117300295 (допускается перенос этого реквизита на оборотную сторону).

На обороте ярлыка:

размер (кольца, цепи, браслета);

наименование материала вставки;

технические характеристики вставок (в том случае, если в изделии присутствуют бриллианты и изумруды);

номер технических условий (на бриллианты и изумруды);

штамп ОТК;

месяц и год изготовления (реквизит наносится при необходимости).

По закону за все, что написано на ярлыке, изготовитель (продавец) несет ответственность!

Несколько слов о формировании рыночной цены на драгметаллы. Она определяется ценой на Лондонской бирже и измеряется в тройской унции (31,1 г.) чистого (999,9 пробы) металла. Цену на сегодняшний день в рублях за 1 грамм чистого металла, если это интересно, можно посмотреть на внизу страницы. Обычно она соответствует оценочной (скупочной) стоимости золота (в пересчете на соответствующую пробу) в ломбардах и скупках и колеблется в пределах 5 – 20 рублей за грамм. Продажная цена готового изделия колеблется от цены скупки до бесконечности (стоимость камней в изделии мы не рассматриваем). Следовательно, если Вам кто-то предлагает купить золотое изделие ниже скупочной цены с рук, значит изделие либо фальшивое, либо краденое, либо принадлежит неблагонадежному человеку. Во всех случаях - это неприятно и следует крепко подумать! Так же скупочная цена золота в ломбарде поможет Вам правильно купить изделие у нормальных людей или в магазине. Следует прибавить к скупочной цене торговые надбавки (которые бывают очень высокими), рейтинг фирмы-изготовителя и примерную стоимость камней (вставок).