Картотека дидактических игр направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста. Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упражнения
Дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка, так как в это время идет активное развитие интеллекта, психических процессов, качеств личности. Поэтому родителям нужно быть чрезвычайно внимательными к дошколятам, чтобы не пропустить существенных развивающих моментов. Особое значение в этом возрасте приобретает , таких ее процессов, как запоминание, сохранение и воспроизведение информации, что необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Как должны действовать родители, чтобы не упустить ничего важного в развитии дошколенка, и понимать, как развить память у ребенка?
Правила развития памяти у дошкольников
Для достижения лучшего эффекта родителям нужно придерживаться некоторых психолого-педагогических правил. Что должны учитывать родители при домашних занятиях?
- Дошколята запоминают те объекты, в которых присутствует привлекательность и новизна.
- Процесс памяти у дошкольника носит избирательный характер, зависит от его интересов и увлечений.
- Запоминается то, что многократно повторяется.
- Легко и быстро запоминаются объекты, воздействующие на эмоциональную сферу детей.
- Для того чтобы помочь ребенку активно развивать память, необходимо подобрать наиболее эффективные приемы. Специалисты считают, что самый лучший способ тренировки памяти ‒ , которые занимают значительное место в жизни дошколят. Родителям они помогут не только увлечь дошколенка , но и решить развивающие задачи. Правильно подобрав сюжеты, играть с ребенком можно везде и в любое время. В методике представлено много видов игр, которые могут оказать большую помощь родителям.
Детские игры в формировании памяти
Подвижные игры для развития дошколят
Дети в дошкольном возрасте много двигаются, поэтому актуальны будут подвижные игры или игровые упражнения с предметами: мячом, кеглями, обручами. Главное, чтобы игры соответствовали возрасту ребенка и отбирались родителями в соответствии с правилами.
«Зеркало»
Актуальная игра с малышами, когда нужно развивать запоминание, сохранение, двигательную память.
Взрослый говорит малышу: «Поиграем в зеркало. Запомни, какие движения я тебе покажу, и повтори их». Ребенок выполняет движения, на первых порах простые, затем, по мере усвоения правил, все более сложные.
Для старших ребятишек подобная забава может превратиться в насыщенную игру «Запрещенные движения», когда, наоборот, показанные движения повторять нельзя.
Старинная игра с мячом «Я знаю…»
Эту игру можно предложить деткам всех возрастов. Забава направлена на , мыслительной деятельности и координации движений. Ребенок ударяет мячом о землю и в такт ударам произносит слова: «Я знаю три имени девочек (мальчиков)». Повторять имена нельзя.
Как вариант игры, можно использовать названия городов, овощей, фруктов, цветов и т. д. Для старших деток увеличивается количество предметов до 5.
«Море волнуется»
Классическое игровое упражнение для развития процессов запоминания и воспроизведения. Лучше проводить с группкой детей разных возрастов: на отдыхе, в семейном кругу, во время детского праздника.
Игроки составляют разные фигуры. Водящий закрывает глаза и произносит: «Море волнуется ‒ раз, море волнуется - два, море волнуется - три, морская фигура на месте замри». Дети выполняют различные движения: бегают, прыгают, приседают. По окончании слов все останавливаются в определенной позе. Водящий открывает глаза и внимательно рассматривает «застывшие фигуры». Он должен вспомнить, как были расположены игроки и исправить их позы.
«Восстанови фигуру»
Игра с кеглями по типу городков помогает , процессы запоминания и воспроизведения.
Взрослый вместе с ребенком строит фигуру из кеглей и предлагает запомнить ее. Потом мячиком фигура сбивается, ребенок должен ее восстановить. Забава интересно проходит на природе, в семейном кругу, во время праздников на воздухе.
Сюжетные игры для развития процессов памяти
Сюжетная игра - любимый вид досуга для дошколят всех возрастов. Такие игры связаны с жизненными ситуациями, поэтому вызывают у ребятишек неподдельный интерес. Родители с успехом могут использовать сюжетные действия в домашних условиях. Играя с малышами, можно взять на себя одну из главных ролей сюжета. Со старшими детьми участие взрослого может быть эпизодическим. Начинать игры с малышами надо с простых ситуаций, используя знакомые бытовые предметы, посуду, крупы.
«Магазин»
Сюжет развивает все процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, помогает сформировать слуховую память. Играть могут дети всех возрастов.
С малышами родитель берет на себя роль продавца, предлагает запомнить, что нужно купить в магазине, например, для пирожков. Старшие дети могут сами выполнять главную роль, предлагая остальным сделать разные покупки. В игре можно учить детишек специальным приемам запоминания (мнемотехнике). Например, предложить дошколенку подготовить записку с условными обозначениями покупок.
«Больница»
Еще одна сюжетная игра, в которую любят играть дошколята. Она помогает развивать все процессы памяти, слуховой, зрительный ее вид. Взрослый предлагает ребенку взять на себя роль «доктора», вспомнить, как его лечат во время болезни, затем вылечить «больного» мишку. Предварительно нужно обсудить с малышом последовательность всех действий: сначала уложить «больного» в постель, прослушать фонендоскопом, измерить температуру, положить под язык таблетку, приготовить микстуру и т. д.
«Праздник»
Игра интересна для всех ребятишек, однако старшие дошкольники могут самостоятельно подготовить ее. С малышами взрослый должен быть чрезвычайно активен, так как все действия требуют специальной подготовки: атрибутов, рисования пригласительных билетов, устройства игрового пространства. Сюжет может быть разнообразным: новогодний праздник, день рождения куклы, праздничное чаепитие и т. д. Готовятся игрушки-гости, обсуждаются действия игроков, распределяются роли. Игра будет проходить веселее, если в ней примут участие ребятишки разных возрастов.
«Зоопарк»
Увлекательная игра для детей разных возрастов, помогает развивать процессы внимания и памяти: сохранение, воспроизведение, бороться с забыванием.
Дошколенку нужно вспомнить, какие животные обитают в зоопарке. К игре можно подготовить картинки с изображением зверей или фигурки животных. Взрослый и ребенок гуляют по зоопарку, рассматривают его обитателей, вспоминая среду их обитания, внешний вид, повадки. Через некоторое время дошкольнику предлагается рассмотреть картинки с разными животными и вспомнить, какие из них были в зоопарке, каких еще предстоит туда подселить. Эта игра длительна по времени, потому что сюжет постоянно обновляется. Хорошо подойдут для развития сюжета загадки про животных. Они не только обогащают речь дошколенка, но и помогают формировать процессы запоминания, воспроизведения, учат мнемическим приемам (ассоциации, сравнения, группировка). Например, «Вместо носа - хобот, вместо ног - столбы, и стоят, как горы, серые …», «У нас в зоопарке гуляет, длинной шеей удивляет. Сам высокий, будто шкаф, жёлтый, в пятнышках …».
В сюжетах подобных игр можно также использовать народные потешки, песенки, стишки, которые помогают совершенствовать память дошкольников, формируют навыки запоминания. Например, "готовим обед":
Тушки-татушки,
Испекли ватрушки!
На окно поставили,
Остывать оставили.
А пшеничный пирожок —
Он на опарышке взмешён
Так высоконько-высок!
Или "собираемся в гости":
Зайка серый наряжается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл лобик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Надел бантик, стал он франтик.
Дидактические игры для развития памяти
Существуют специальные , направленные на совершенствование всех видов памяти. В основном, они носят обучающий характер, требуют специальной подготовки и необходимого игрового материала. Несмотря на достаточно объемные временные затраты, дидактические игры дают хорошие результаты, потому что являются и упражнениями для развития памяти, и играми для развития всех психических процессов в комплексе.
«Чудесный мешочек»
Классическую игру в различных вариантах можно проводить уже с трехлетними детьми, у которых есть представления об окружающем мире. Родитель предлагает ребенку найти на ощупь предмет и рассказать о нем по памяти, не вынимая из мешочка, например, круглый гладкий шарик, мягкая пушистая игрушка, деревянный кубик и прочее. Старшим дошколятам можно предлагать новые и сложные предметы, отличные друг от друга формой, качеством, размером: гладкий и шероховатый, холодный и теплый, шар и куб, металлический и деревянный, маленькая и большая игрушка.
«Угадай, что изменилось?»
Игра стала классикой в педагогической практике и актуальна для младших дошколят, которые только начинают узнавать о приемах запоминания. Родитель предлагает малышу запомнить и посчитать порядковым счетом (первый, второй, третий, ...) игрушки, которые находится перед ним. Затем ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты, а взрослый меняет предметы местами или прячет какую-либо игрушку. Малышам нравится отгадывать, что изменилось, чего не стало, на каком месте стала находиться та или иная игрушка.
«Лото»
Игра развивает зрительную память, учит приемам запоминания (многократное повторение, группировка слов, обобщение). Взрослый и ребенок играют вместе, побеждает тот, кто быстрее закроет свое игровое поле. Сюжетом могут стать объекты разной классификации: овощи, фрукты, животные, мебель, одежда, явления природы.
«Разрезные картинки» или пазлы
Такого рода игры доступны детям всех возрастов, помогают развивать все психические процессы в комплексе: нужно быть внимательным, помнить, какая часть картинки собрана, соотносить образец и собранную часть картинки.
Творческие игры для старших дошколят
Начиная со старшего дошкольного возраста, детям можно предлагать словесные обучающие игры. Они помогают не только развивать слуховую память, но и закрепляют навыки (ассоциации, группировка, обобщение).
«Волшебные слова»
Вариант 1 - игра в ассоциации. Ведущий загадывает слово, разбивая его на слоги и составляя из каждой части новое слово. Игроки должны отгадать загаданное понятие при помощи слов-ассоциаций. Например, загадывается слово "самолет": са (санки)- мо (молоко)- лет (летать), предлагаются ассоциации:
Санки
- все любят на них прокатиться с горки.
Молоко
- корова дает детям полезную жидкость.
Летать
- бабочки, птицы, жуки делают это.
В конечном итоге из слогов собирается задуманное слово. Выигравший получает фант.
Вариант 2 - слова, которые предлагаются малышу, запоминаются при помощи слов-обобщений. Можно предложить ребенку назвать лишний предмет, назвать предметы одним словом. Например, «клен, береза, липа, тополь, ель, осина (все лиственные деревья, а ель - хвойное)», «красный, белый, оранжевый, синий, розовый - цвета».
Вариант 3 - слова - «троечки», запоминание слов при помощи группировки по какому-либо признаку. Например, корова - молоко - творог, бумага - карандаш - рисунок, цветок - ваза - мама, лето - солнце - вода . Ведущий предлагает запомнить тройки слов, соединяя их сюжетом, и по первому слову припомнить остальные. Для развития навыка запоминания игра начинается с двух «троечек», потом их число постепенно увеличивается. Выигрывает и получает приз тот игрок, который лучше всего группирует и запоминает слова. Если дошкольнику трудно сконцентрироваться на обучающем материале, на первых порах можно предложить опору на картинки.
«Скороговорки, чистоговорки, прибаутки, потешки»
Эффективно помогает совершенствовать память дошколят , веселых стихов. Для того чтобы поддержать у детей интерес к такому действию, можно предложить им обыграть словесный материал при помощи пальчикового, теневого, кукольного театров. всегда можно найти в жанрах устного народного творчества. При помощи таких интересных действий родители развивают словарный запас дошколят, совершенствуют память и ее процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение.
Раным-рано поутру
пастушок туру-ру-ру
А коровки в лад ему
Затянули му-му-му!
Ты, буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком -
Нас напоишь молочком. (При обыгрывании можно использовать мелкие игрушки или пальчиковый театр. Дошкольникам нравится выступать на семейных праздниках, во время вечернего досуга
).
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной -
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей! (Для творческого действия взрослый вместе с ребенком подготавливает из бумаги пальчиковые шапочки героев считалки
).
Говорил попугай попугаю:
"Я тебя, попугай, попугаю!"
Отвечает ему попугай:
"Попугай, попугай, попугай!" (Можно предложить малышу поиграть с мягкими игрушками, дополняя слова действиями
).
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду -
Я в траве его найду. (А. Барто) (Подобным образом используется мягкая игрушка
).
Уснули телята, уснули цыплята,
Не слышно веселых скворчат из гнезда.
Один только мальчик - по имени Ванька,
По прозвищу Встанька - не спит никогда.
У Ваньки, у Встаньки - несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать,
А Ванька не хочет - приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять.
Укроют его одеялом на вате -
Во сне одеяло отбросит он прочь,
И снова, как прежде, стоит на кровати,
Стоит на кровати ребенок всю ночь.
Лечил его доктор из детской больницы.
Больному сказал он такие слова:
- Тебе, дорогой, потому не лежится,
Что слишком легка у тебя голова! (С. Маршак) (Веселое стихотворение можно театрализовать во время сюжетной игры "Больница"
).
Игры для развития памяти для детей среднего дошкольного возраста
Игра «Фотоаппарат».
Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.
: карточки от лото или любые другие картинки.
Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.
Игра «Найди отличия».
Цель : развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.
Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.
Описание : в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.
Игра «Сорока-белобока».
Цель : развивать концентрацию внимания, память.
Игровой материал и наглядные пособия : 5-6 небольших предметов (игрушек).
Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.
Игра «Сыщики».
Цель: развивать ассоциативное мышление, память.
Описание : необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные - «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.
Игра «Опиши предмет».
Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.
Игровой материал и наглядные пособия : знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).
Описание : дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.
Игра «Повтори орнамент».
Цель : способствовать развитию концентрации внимания, памяти.
Игровой материал и наглядные пособия : бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).
Описание : воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.
Игра «Запомнил - нарисовал».
Цели : учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.
Игровой материал и наглядные пособия : листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.
Описание : наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.
Игра «Какая она».
Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.
Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо - овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.
Игра «Нелогичные ассоциации».
Цель : развивать ассоциативное мышление.
Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображением предмета.
Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.
Для развития детской памяти есть ряд интересных и занимательных игр, пособий, техник. Известно, как дети хорошо вовлекаются в учебный и познавательный процесс в игре. Ниже, подборка игр, надеюсь вам понравится.
Что изменилось. Положить перед ребенком 5-6 игрушек и попросить его запомнить игрушки и их расположение, затем пусть он отвернется или закроет глаза. Переставить или убрать 1-2 игрушки, ребенок должен отгадать. Затем поменяться местами. Со временем можно увеличить количество игрушек.Прочитать предложение, ребенок должен пересказать. Прочитать второе предложение и так же пересказать.
“Снежный ком” . -Я собираюсь варить суп и в кастрюлю налью воду. – Я налью воду и положу мясо. – Я налью воду, положу мясо и картошку. И т. д. Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. – Я в чемодан положу халат и тапочки. – Я в чемодан положу халат, тапочки и купальник. И т. д. У меня есть машина (кукла). У меня есть новая машина. У меня есть новая красивая машина. И т. д.
“Пексессо” . Разложить парные карточки картинками вниз. Открывать по очереди по две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные – кладете обратно. Карточки могут быть разного цвета, геометрические фигуры, буквы, цифры, изображения животных, абстрактные изображения, предметы…
Визуализация. Придя с прогулки пусть ребенок ответит на вопросы: какого цвета была проехавшая мимо машина, вывеска на магазине новая или старая и т.д. Находясь в одной комнате вспомнить обстановку другой комнаты, какие там стены, пол, мебель и т.д. Специально разложить игрушки, позвать ребенка и не говорить ему, чтобы он посмотрел на игрушки, а сделать так, чтобы это произошло непроизвольно. Затем уйти в другую комнату и только тогда спросить про игрушки, что там было, где они были, какого цвета…
“Ящик” . В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.
Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на “Ящик”) под названием:
“Найди сам” . Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе l в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .
“Узнай предмет” .Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза ребенок должен найти предмет.
“Чудесный мешочек”. В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
“Делай, как я” . На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
“Чудесные слова” . Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.
“Магазин” (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в “магазин” и “купить”… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.
“Нарисуй фигуру” . Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.
“Кто знает больше” также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, – 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!
«Жук» Поле, как для шахмат, но вначале можно сделать 10 клеток на 8. Одна игрушка ставится в любое место. Вначале дается команда, только потом можно ходить, к примеру: 3 шага влево, 2 вниз. В дальнейшем можно брать 2, 3 игрушки. Для них дается команда и только потом можно передвигать игрушки. Можно разделить, к примеру: зайчик ребенку, а динозавр – маме. Команды отдаем по очереди.
Коробочки.
Для этой игры нужно несколько разных коробочек, не менее 6 штук. Подберите штук 10 разных мелких игрушек. В дальнейшем можно использовать буквы, цифры, картинки. На глазах ребенка положите в несколько коробок игрушки, перемешайте коробки, надо отгадать, где что лежит. В дальнейшем можно положить игрушки во все коробки. Можно давать ребенку коробки в руки, чтобы он мог потрясти, наклонять их.
Ассоциативная память.
Надо взять несколько пар картинок, чем-то связанных между собой. Например: цветная карточка и картинка такого же цвета, число и картинка с таким же количеством предметов, любые пары картинок, связанные между собой – школа и учитель, спортсмен и коньки… Вначале надо взять 5 пар и правильно положить, затем ребенок отворачивается или закрывает глаза, перемешиваем второй ряд, ребенку надо восстановить пары.
Коллекция дидактических игр на развитие памяти
Память
Представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими относится к разделу памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. В частности: как запечатлеваются следы; каковы физиологические механизмы этого запечатления, или «записи» следов; какие условия содействуют этому запечатлению; каковы его границы; какие приемы позволяют расширить объем запечатленного материала. Она также ставит перед собой задачу ответить на вопросы: как долго могут храниться эти следы; каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени; каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом состоянии; какое влияние они могут оказывать на протекание познавательных процессов человека.
По характеру запоминания выделяют следующие виды памяти:
а) двигательную - направленную на запоминание и повторение движений;
б) образную - направленную на запоминание и сохранение чувственных образов предметов, явлений и их особенностей, которая, в свою очередь, делится в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию, на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую;
в) словесно-логическую - направленную на запоминание, сохранение, воспроизведение мыслей, понятий, выводов и т. п. и тесно связанную с мышлением и обучением;
г) эмоциональную - отвечающую за воспоминание чувств и эмоций совместно с объектами, их вызывающими.
По продолжительности сохранения материала выделяют долговременную (удерживающую поступающую информацию в течение длительного времени) и кратковременную или оперативную (сохраняющую сведения о чем-либо в течение 30-60 минут, после чего эта информация либо забывается, либо переходит в долговременную).
Задание на развитие памяти, объема, прочности, точности, организованности. Развитие памяти по виду анализаторов: слуховой, зрительный, смешанный. Развитие оперативной смысловой памяти.
Развитие разнообразных видов памяти (наглядно-образную, словесно-логическую, эмоциональную память) и свойств (объем, прочность, точность, организованность).
Дидактические игры для развития памяти у детей дошкольного возраста
Для развития слуховой и зрительной памяти у детей дошкольного возраста провожу дидактические игры:
«Запомни картинку»
ЦЕЛЬ: Развить зрительную память.
Вариант 1:
Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?
«Запомни слова»
ЦЕЛЬ: Развивать слуховую память.
Вариант 1:
Предложить ребёнку внимательно прослушать несколько слов (овал, треугольник, круг, ромб, прямоугольник, квадрат, пятиугольник) постараться их запомнить.
Вариант 2:
На какие две группы можно разделить эти слова.
«Какой игрушки не хватает? »
Ход игры: Поставить перед ребёнком на 15-20 сек. 6 игрушек. Предложить закрыть глаза. Убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает?
Игру можно усложнить:
Увеличив количество игрушек.
Ничего не убирать, только менять игрушки местами.
«Рисуем на память узоры»
ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память.
На листе бумаги нарисован узор. Предложить детям в течение 1 минуты посмотреть на этот узор и запомнить его. После этого узор убрать. Предложить детям воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, а также мелкая моторика рук.
«Бусы»
ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память.
Задание: Попросите ребёнка внимательно посмотреть из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.
«Внимание»
ЦЕЛЬ: развивать зрительную память.
Задание: Нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 10 сек. вам показывал взрослый.
«Где спрятана игрушка»
Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. В один из ящиков на глазах ребёнка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку: «Запомни куда я положила». Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребёнка просят достать спрятанную игрушку.
Игру можно усложнить:
Убрать ящики на более длительное время.
Спрятать 2, а потом три игрушки.
Заменит игрушки.
«Запоминаем вместе»
Один ребёнок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет его и добавляет своё слово. Третий ребёнок повторяет первые два слова и добавляет своё третье слово и т. д.
Например: 1-й ребёнок говорит: «круг»
2-й – «круг, ромб»
3-й – «круг, ромб, квадрат»
Эту игру целесообразно повторять неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т. е. будет увеличиваться объём памяти.
1. « Кому что нужно для работы»
Дидактическая задача:
Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них.
Игровое правило:
За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам.
Игровые действия
: Поиск, складывание картинок или предметов по темам.
Ход игры:
В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям.
Количество профессий и орудий труда может быть разным. (8 – 10).
2. « Создай образ»
Дидактическая задача:
Упражнять в запоминании геометрических фигур и изображении этих фигур с помощью жестов и поз.
Игровое правило:
Изображать геометрические фигуры с помощью только жестов и поз.
Игровые действия:
Запоминать геометрические фигуры, изображать их с помощью жестов и поз.
Игровой материал:
В актовом зале развешены картины или расставлены игрушки изображающие диких животных.
Ход игры:
Предложить детям отправится в заповедник, понаблюдать за дикими животными. Громко разговаривать там нельзя, животные могут испугаться.
Для передачи информации детям предлагается запомнить условные слова, зашифрованные в геометрические фигуры. В процессе запоминания дети должны изображать позой, жестом каждый из предметов (геометрические фигуры расположены в ряд, от 8 до 10фигур).
Как « стирающий» фактор можно использовать прослушивание аудиозаписи с голосами леса.
Гуляя по заповеднику, дети делятся впечатлениями с помощью зашифрованных слов – фигур, изображая их позами и жестами.
2 вариант: в горах, когда находишься в зоне видимости, но не слышишь товарища; то же отделочники на высотном здании.
Дидактические игры второго этапа:
- « Не забудь картинку»
Дидактическая задача:
Упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по разному; находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти.
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство.
Игровое действие: Поиск знакомых «номеров».
Ход игры: Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей.
Воспитатель объясняет детям, что они будут играть в подвижную игру « Автомобили».
Но сегодня каждый автомобиль получит свой номер (карточка на веревочке, одевается нашею). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после игры поставить машину в свой гараж, с таким же номером.
-- Сегодня дождливая погода, дороги очень грязные. Грязь так и летит из под колес на номер.
Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются грязью). Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у машины.
-- Номер невидно его « спрятала» грязь. Постарайтесь вспомнить свой номер машины и вы найдете свой гараж. - 2 вариант: Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить.
2. « Нарисуй правильно схему»
Дидактическая задача:
Упражнять в умении удерживать в памяти рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры.
Игровые правила:
Запоминать необходимые схемы, правильно их воспроизводить.
Игровые действия:
Запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий.
Игровой материал:
КарточкаN1 с изображением картинок и схем, карточкаN2 с изображением только картинок, кубы – модули или любое физоборудование, для полосы препятствий, наушники.
Ход игры:
Детям предлагают поиграть в разведчиков. Разбившись на группы по два человека – распределяют роли (радист, связной). Все группы, перед выполнением задания, знакомят с шифровальной таблицей
(карточка с изображением картинок и схем).
Радисты уходят ждать связных в условленное место (конец полосы препятствий). Связные получают «информацию» (карточкаN1 на которой обведены 7 – 10 изображений). С собой «информацию» нести нельзя, нужно запомнить.
Преодолев полосу препятствий связной зарисовывает запомненные схемы. Радисту необходимо расшифровать схемы (найти на карточкеN2 соответствующие рисунки) и передать информацию в «Центр».
Играющие дети меняются ролями.
2 вариант: Внести соревновательный элемент – кто из пар быстрее и точнее передаст информацию.
3. « Поможем маме»
Дидактическая задача:
Упражнять детей в составлении целого из отдельных частей.
Игровое правило:
Правильно собирать из частей целое.
Игровые действия:
Поиск, складывание частей целого.
Игровой материал:
Рамки – вкладыши Монтессори, из них собираются вазы.
Ход игры:
Роль мамы может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок.
Детям объясняют, что их маме нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются. (вазы расставляются там, где есть опора напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает « стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается. Детям предлагается порадовать маму, собрать и «склеить» вазы.
Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались.
4. « Кодовый замок»
Дидактическая задача:
Упражнять в запоминании узора, в воспроизведении его по памяти.
Игровое правило:
Входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка.
Игровые действия:
Запомнить узор, воспроизвести узор по памяти.
Ход игры:
Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь.
Напр. в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком. Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется. С внутренней стороны двери висит схема кода (карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов), с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов.
Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка.
Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков.
1. «Заколдованный мешочек»
Дидактическая задача:
Упражнять детей в различении предметов на ощупь по форме, материалу.
Игровое правило:
Не подглядывая в мешочек найти необходимый предмет.
Игровые действия:
Поиск в мешочке определенного предмета.
Игровой материал:
Мешочек с разнообразными мелкими игрушками и пластмассовыми фруктами (по возможности настоящие).
Ход игры:
«Дед Мороз оставил (прислал) для малышей мешочек с игрушками. Эти игрушки нужно отдать в ясельную группу, когда туда придут новые детишки. Но это будет еще не скоро.
Баба Яга решила снова повредничать и подложила в мешок свежие фрукты (овощи). Фрукты от долгого хранения портятся, испортятся и игрушки. Мешочек она еще и заколдовала, если его открыть, то все исчезнет».
Детям предлагается осторожно, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать все фрукты (овощи).
После того, как все фрукты будут извлечены и мешок расколдован, расспросить детей, какие, по их мнению, в мешочке лежат игрушки. После ответов сравнить их с содержимым мешочка.
2. « Гуляем по поселку»
Дидактическая задача:
Закреплять знания о родном поселке, о расположении его основных
строений
.
Игровое правило:
За определенное время правильно зарисовать или построить основную улицу поселка.
Игровые действия:
Строительство основной улицы поселка.
Ход игры:
Перед проведением игры с детьми проводится целевая прогулка по поселку. После прогулки дети совместно с воспитателем составляют план – схему улицы поселка, отмечают основные строения.
Схема вешается в групповой комнате. Несколько дней спустя схему, для проведения игры, дают в среднюю группу.
В группу приходят гости (новые игрушки). Им все интересно посмотреть и садик, и все, что есть рядом с садиком.
На улице уже темно и ничего не видно. Схемы тоже нет. Детям предлагается построить улицу из строительного материала.
После окончания строительства дети вместе с игрушками «гуляют» по поселку и знакомят гостей с теми строениями, которые есть на главной улице.
2 вариант: схема детского сада, схема участка детского сада.
3. « Магазин»
Дидактическая задача:
Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
Игровое правило:
Мама покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она её узнает.
Игровые действия:
Считалкой выбирают того, кому будут покупать игрушку; описание игрушки.
Ход игры:
В магазин
привезли новые
игрушки. Детям мама сможет купить игрушку в том случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет узнать ее в магазине.
Пуговицы
Играют двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц, причем наборы абсолютно одинаковые. Внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется. Количество пуговиц из набора, используемых в игре, зависит от уровня сложности последней: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого выбираются эти пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле из четырех или шести клеток. Итак, игра начинается с тремя пуговицами на игровом поле из 4-6 клеток. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы из имеющегося у него набора. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая лежит, после чего первый накрывает свое поле листком, а второй должен выбрать из своего набора и расставить на своем поле соответствующие пуговицы. Затем выполняется правильность выполнения задания.
Игра усложняется появлением большего числа клеток на игровом поле и большего количества пуговиц.
Как правило, дети сначала не могут справиться с игрой. Им предлагается брать каждую пуговицу в руки, рассматривать, ощупывать, описывать внешний вид вслух, также вслух объяснять себе, где эта пуговица лежит. При соблюдении такого способа запоминания результат, как правило, неплохой.
Хамелеон
Взрослый рассказывает детям, кто такой хамелеон. Объясняет, что это ящерица, которая меняет окраску в зависимости от того места, где находится, чтобы ее не было заметно.
Затем ведущий начинает задавать детям вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть в зеленой траве, на коричневом бревне, на черном камне, на шахматной доске и т. д. Ребята должны быстро отвечать, после чего обсуждаются правильные и неправильные ответы.
Игра проводится в виде соревнования. В начале время ответа не учитывается, важно только правильно ответить. Но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ.
Указания к проведению. Перед игрой с детьми целесообразно повторить цвета радуги и другие цветовые оттенки.
Примечание. В этой игре развивается умение ориентироваться в разных цветах (это важно, поскольку некоторые дети не знают названия цветов, умение слушать, скорость реакции и др.
Сосед, подними руку
Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора, образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает посреди круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки! » Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть, не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку (сосед справа – левую, а сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, который между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то он меняется с водящим ролями.
Играют в установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был ведущим.
Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается.
Сокол и лиса
Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какие-нибудь более сложные движения руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. Неожиданно выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Правила игры. Лиса появляется по сигналу ведущего и ловит тех детей, кто не присел.
Игровая
Выбирают водящего. Остальные дети встают в круг, в центре которого водящий, и берутся за руки. Они водят хоровод и говорят нараспев:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей,
Они не пили, не ели,
Друг на друга не смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять жесты водящего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым водящим.
Полярная сова и евражки
По считалке выбирают полярную сову. Остальные играющие – евражки (зверьки-грызуны). Сова находится в углу площадки или комнаты.
Под тихие ритмичные удары бубна евражки бегают по площадке, на громкий удар евражки становятся столбиком. Сова облетает евражков и того, кто пошевелится, сова уводит с собой. В заключение игры (после 3-4 повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Правила игры. Громкие удары бубна не должны звучать долгое время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
Выполни движения
Цель: Развивать двигательную и зрительную память, внимание, координацию движений.
Ход игры
Детям, стоящим в шеренге, показывают комплекс двигательных действий и просят повторить движения в той последовательности, в которой они были показаны. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.
Комплекс 1
(И. п. - основная стойка)
1) руки вверх;
2) хлопок над головой;
3) руки в стороны;
4) руки к плечам;
5) руки вниз.
Комплекс 2
1) руки на пояс;
2) наклон влево;
3) исходное положение;
4) наклон вправо;
5) исходное положение.
Комплекс 3
1) голову повернуть налево;
2) голову повернуть направо;
3) голову держать прямо;
4) голову опустить вниз.
Комплекс 4
1) руки вперед;
2) присесть;
3) исходное положение;
4) голову повернуть направо;
5) голову повернуть налево;
6) голова прямо.
Варианты:
1. Показ упражнений можно сочетать с названием движения. В этом случае развивается еще и слуховая память.
2. Движения не показываются, а только называются. Ребенок должен вспомнить, как они выполняются.
Запомни порядок.
Цель: развивать память, внимание.
Ход игры
Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок. В конце игры отмечают тех, кто выполнил задание без ошибок.
Кто ушел?
Цель: развивает память, внимание.
Ход игры
Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, отворачивается. В это время, по указанию педагога, один из детей уходит из зала. Водящий должен повернуться и угадать, кого из детей не хватает.
Вариант.
Когда кто-то из детей уходит, остальные меняются местами, чтобы запутать водящего.
У ребят порядок строгий
Цели: развивать зрительную память, внимание; закреплять навыки перестроения.
Ход игры
Игроки выстраиваются в колонну по одному, или шеренгу. По команде они начинают ходить в произвольном порядке по залу, произнося слова:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места;
Так трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!
После этих слов педагог вытягивает правую или левую руку в сторону и командует: «Становитесь! ». Дети должны быстро построиться на свои места, в направлении, указанном педагогом.
Варианты:
1. После каждого построения порядок расположения игроков меняется.
2. Если педагог вытягивает руку вперед, то дети должны построиться в колонну, если педагог поднимает руку в сторону, дети строятся в шеренгу.
Заколдованный шарик
Цель: развивать долговременную память на слова, координацию движений.
Материал: два воздушных шарика.
Ход игры
Надуйте два воздушных шарика, покажите детям, как они плавают в воздухе, и разрешите немного с ними поиграть. Через некоторое время скажите детям, что вы знаете волшебное заклинание. Потрите шарик об одежду, чтобы зарядить его статическим электричеством, и скажите заклинание:
Снип, снап, снуре - раз, два и три!
Шар заколдован – иди посмотри!
«Прилепите» шарики к стене на таком расстоянии, чтобы дети могли их достать, поиграть с ними. Повторите заклинание, позвольте детям самим приклеить шарики. Пусть дети сами повторят заклинание и прилепят шары.
Волшебная цифра
Цели: совершенствовать память; закреплять математический счет; развивать координационные способности.
Материал: карточки с цифрами, коврик или мат.
Ход игры
Педагог говорит, что если хорошо знать цифры, то попадешь в страну знаний. Для каждого он сообщает его волшебную цифру.
На коврик вразброс кладут цифры (по количеству участников игры). Игроки запоминают свой номер, сообщенный педагогом. По сигналу педагога участники бегут к ковру и ищут свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.
Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание. Если в группе много детей, можно провести эстафету.
Вот так позы
Цель: развивать моторную и зрительную память, произвольный самоконтроль, устойчивость внимания.
Ход игры
Участники игры принимают позы, соответствующие определенному виду спорта (определенной профессии, движению животного и т. п.) . Водящий, посмотрев на них должен запомнить, воспроизвести их и прокомментировать после того, как все дети вернуться в исходное положение.
Игра может усложняться: водящий повторяет позы увеличивающегося числа детей.
Отмечаются лучшие водящие.
Вызови по имени
Цель: развивать двигательную память, долговременную память на слова, интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, ловкость.
Материал: мяч.
Ход игры
Участники делятся на две команды. По сигналу педагога они свободно передвигаются по всему залу. Внезапно педагог подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч большее количество раз.
Тайное движение
Цель: развивать зрительную и моторную память и соотношение между ними.
Ход игры
Ведущий показывает различные гимнастические упражнения. Участники игры повторяют за ведущим все упражнения, кроме тайного – заранее оговоренного. Вместо этого упражнения дети должны выполнять другое, тоже, заранее оговоренное. К примеру, вместо тайного упражнения присесть они должны поднять руки вверх.
Отмечаются дети, без ошибок выполнявшие упражнения.
Ловишки с мячом
Цели: развивать память, ловкость, скоростные способности; закреплять счет.
Материал: мяч.
Ход игры
Дети, стоя в кругу, передают друг другу мяч со словами:
Раз, два, три –
Мяч скорей бери.
Четыре, пять, шесть –
Вон он, вон он здесь.
Семь, восемь, девять –
Бросай, кто умеет.
Тот игрок, у которого на последнем слове окажется мяч, говорит: «Я» и бросает его в разбегающихся детей. Осалив мячом первого игрока, «ловишка» берет мяч в руки. Играющие вновь строятся в круг. Игра продолжается.
Игры для развития различных видов памяти
Чего не стало
Для ребят дошкольного возраста существует игра «Чего не стало? » («Чего не хватает»). На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек). Ответные действия детей могут быть разными. В зависимости от готовности, ребенок может найти игрушку на другом столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с названием игрушки и т. д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел? », когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.
Ящик
Есть и еще одна игра на запоминание – «Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет. -Нем
Найди сам
Зрительную память детей хорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под названием "Найди сам". Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .
Узнай предмет
Упражнением для тренировки тактильной памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.
Морские узлы
В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного пространственного воображения) .
Чудесные слова
Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.
Нарисуй фигуру
Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.
Кто знает больше
Игра "Кто знает больше" также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!
|
|||||
(1 голос : 5 из 5 )
Здравствуйте, уважаемые родители! Все Вы, конечно, понимаете, насколько важно развивать память будущему первокласснику. Ведь от этого напрямую зависит его успешность не только в школе, но и в дальнейшей взрослой жизни. Хорошая память поможет успешно учиться в ВУЗе, карьерному продвижению.
Сначала – немного теории. Память – это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую разную форму и содержание. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно помнить лучше других стихи и прозу, лица людей, даты, фамилии, номера телефонов, дорогу. Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Тренируя память Вашего ребёнка, Вы, возможно, воспитаете будущего полиглота (от греческого «многоязычный»). Но даже если Ваш малыш и не будет разговаривать на 19 языках, как известный русский поэт Брюсов, хорошо тренированная память, несомненно, поможет ему в учёбе.
Дети-дошкольники обладают удивительной памятью. Многие родители с удивлением отмечают, что их ребёнок без лишних усилий может цитировать рекламные ролики или с точностью воспроизводить диалоги из мультика или бразильского сериала. Однако родители и учителя часто жалуются на плохую память ребёнка, особенно в первом классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей и т.д. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. В тестировании и коррекции памяти ребёнка нужно ориентироваться на смысловую память и показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать.
Актёры, заучивающие наизусть многие страницы текста роли, не имеют этого навыка от рождения, а приобретают его благодаря упражнению. Для ребёнка память – это основной способ познания и привыкания к миру. Он запоминает язык и уже потом, встречая повторяющиеся звукосочетания, учится соотносить их с ситуацией и таким образом постигать значение слов. Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял – пользоваться механически, доверяя своей памяти.
Характерно, что у детей лучше сформирована память на эмоции и образы, чем на слова и символы. Поэтому хорошо, если в обучении Вы будете использовать иллюстрации, рисунки самого ребёнка. Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память, в зависимости от этого будет более эффективным то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать, то просить самого ребёнка обвести букву или воспроизвести изображение. Однако учтите, что 80% всей информации человек получает всё-таки благодаря зрению и слуху.
А сейчас мы дадим Вам несколько игр и заданий, которые Вы можете использовать для занятий по укреплению и развитию памяти ребёнка.
«Отгадай-ка!»
Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребёнком. Задание состоит в том, что ребёнок должен по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов, так, чтобы партнёры по игре угадали, что это. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. После того, как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали свой предмет, водящий даёт в руки любому игроку камушек как приглашение к началу рассказа. Получивший камушек рассказывает о загаданном предмете. Когда предмет отгадан, камушек передаётся следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из играющих не придумает свою загадку.
Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему достаточно полно описать предмет. В конце игры можно раздать сладкие призы.
«Вспомни фигуру» .
Для этой увлекательной игры понадобится 10-30 палочек (можно спичек или счётных палочек). Играть лучше вдвоём. Ведущий складывает из палочек фигуру (домик, ёлочку, звёздочку), даёт рассмотреть и через 2-4 секунды закрывает фигуру листом бумаги. Другой участник игры должен за это короткое время запомнить фигуру, а затем по памяти выложить её из палочек в точном соответствии с образцом. По окончании игры фигуры сверяются, если есть расхождения, исправляются. Если палочка пропущена или положена неправильно – это считается ошибкой. Задание можно усложнить, предложив выложить сразу несколько фигурок или сократив время запоминания до 1-2 секунд. Не расстраивайтесь, если ребёнок не сумеет с первого раза правильно выложить фигурку – это очень сложное задание.
«Игрушки-непоседы».
На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предложите ребёнку расставить всё, как было раньше. Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещё поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше – прекрасный результат! Если хотите, и Вы поучаствуйте в этой игре, пусть ребёнок проверит Вашу память и внимание.
«Вместительный чемодан».
В эту игру можно играть и вдвоём, но лучше – компанией из 3-5 человек. Взрослый начинает игру вот такой фразой: «Бабушка укладывает в свой чемодан… расчёску», следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Бабушка укладывает в свой чемодан расчёску и… тапочки» и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд предметов, укладываемых в бабушкин чемодан, не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов. Если кто-то в процессе игры забывает один из предметов, ему вручается фант и даётся задание (нарисовать бабушку, посчитать все расчёски и тапочки в доме и т.д.).
Упражнения для развития литературной памяти.
Очень полезно для развития памяти ребёнка читать ему (и вместе с ним) стихи. Это занятие не может быть лишним ни в каком возрасте и, помимо общеразвивающего эффекта, помогает привить ребёнку литературный вкус и способствует эмоциональному сближению членов семьи. Начинать следует со стихов хорошего ритма и яркого содержания, если же Вы предпочитаете переводы, то пусть это будут классические образцы – произведения С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского. Начинайте с четверостиший, постепенно увеличивая объём стихотворного текста, который нужно запомнить и прочитать наизусть. Старайтесь читать текст не торопясь и выразительно, приучая к этому и ребёнка. Поставьте перед ребёнком цель – запомнить стихотворение с четвёртого (третьего, второго) раза. Поощряйте интерес ребёнка к чтению – покупайте яркие, красочные, содержательные и увлекательные книги. Можно устроить конкурс юных чтецов, пригласив друзей Вашего ребёнка, призами могут быть книги или лакомства.
«Дверная скважина».
Эта игра предназначена для развития зрительной памяти и пространственного мышления. Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно в 4 раза превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Картинку до начала игры не должен видеть ни один игрок. Играть в эту игру лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с «дверной скважиной» и кладёт её перед играющими. Рассматривать картинку можно только через вырезанную «дверную скважину», постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит верхним листом по картинке в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В конце игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Этот игрок и сменяет ведущего. Начинается рассматривание другой картинки.
Статью подготовила завуч по учебной части школы «ЛУЧиК» Иванова Е.В. (по материалам книги «Я иду в школу» О. Морозовой).