Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе в детском саду на тему: Добро
Цель: накопление положительного субъектного опыта каждым ребенком через участие в специально запланированных и организованных педагогом воспитательных ситуациях.
Задачи:
- расширять представление детей об эмоции «радость»;
- способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими);
- раскрыть значение слов-приветствий.
Материал:
- пиктограмма «радость»;
- одноцветные бумажные салфетки;
- клубок ниток.
Ход занятия
Педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Какие слова говорят люди друг другу когда встречаются? (Ответы детей.)
Педагог. Слово «здравствуйте» - очень интересное слово. Послушайте: «Здравствуйте» - мы желаем вам здоровья (здравия). Поэтому людям приятно это слово – приветствие.
Педагог читает стихотворение В.Солоухина:
- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку роднее сделалась жизнь?
Дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.
Педагог говорит, что для того, чтобы людям было радостнее, приятнее, мы добавляем к словам-приветствиям улыбку и слова, которые делают наше обращение к собеседнику более теплым и доброжелательным. Мы говорим: «Здравствуй, мамочка!».
Педагог спрашивает, какие еще вежливые слова знают дети и говорят их при встрече с друзьями и родными.
Педагог: Давайте вспомним, как изображается радость на лице и на схеме (обсуждение мимики; показ пиктограммы «радость»).
Игра «Маски»
А теперь попробуйте сделать маску «Радость». Вы должны щипковыми движениями сделать отверстия в этих салфетках так, чтобы получилась маска, выражающая чувство радости. (Дети выполняют задание.)
Беседа «Относительность радости»
Педагог: Один и тот же ребенок может совершать и плохие поступки, и замечательные, например… (Приводятся примеры знакомых детям ситуаций). То же самое характерно и для чувства радости. Послушайте внимательно мой рассказ, а потом мы побеседуем о нем.
В одном городе жила семья: папа, мама и двое детей – Леша и Аня. Дети любили, когда родители им что-нибудь покупали и очень этому радовались. И родители старались порадовать детей, часто покупая им игрушки и сладости. И вот настал день, когда комната заполнилась игрушками настолько, что в ней стало трудно передвигаться. А дети посмотрели на игрушки, и им стало скучно. «С кем бы поиграть», - подумали они, взяли игрушки и побежали на улицу. Там кто-то играл в прятки, кто-то – в футбол. Никому из детей не интересны были дорогие игрушки Ани и Алеши. Дети загрустили.
Ребята, как вы думаете, что можно или нужно сделать детям, чтобы у детей стало хорошее настроение? (Предположения детей о способах улучшения настроения). Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы неожиданно не приехала бабушка и не увезла их в деревню.
В деревне было весело и без игрушек. Днем они помогали бабушке в огороде, гоняли кур, ловили в пруду головастиков, а вечером смотрели на звезды.
Через месяц приехали их навестить родители и не смогли узнать своих детей: такие веселые они стали. На это Аня и Алеша сказали: «Когда ты можешь сделать что-то своими руками, это для тебя большая радость».
Как понимали радость родители этих детей? А что стало для ребят настоящей радостью?
(Педагог помогает детям сделать вывод: не бывает хороших или плохих чувств. Но любое чувство может быть полезно как самому человеку, так и окружающим его людям, а может и навредить.)
Игра «Изобрази»
Педагог: Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему клубок и попрошу, например, так: «Сережа, изобрази медвежонка». Сережа должен будет поймать клубок и сказать: «Я – медвежонок. Я радуюсь, когда …».
Сережа расскажет нам, когда медвежонок радуется, изобразит его, а затем бросит клубок кому-нибудь из вас и, назвав его по имени, в свою очередь скажет: «Изобрази …» и назовет любое животное, что птицу или предмет. (Дети выполняют задание.)
Этюд «Встреча с другом»
Послушайте историю, а потом мы попробуем ее разыграть.
У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды шел мальчик по улице и вдруг увидел, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ.
Как же обрадовались они друг другу! (Дети разыгрывают этюд. Выразительные движения: объятия, улыбка.)
Педагог: А теперь, ребята, представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле…
Например:
- Пусть избавятся от болезней;
- Пусть никогда не умирают;
- Пусть у всех будет дом;
- Пусть все дружно живут;
- Пусть все будут счастливы…
И тогда все люди станут радостными!!!
А теперь, ребята, я вам предлагаю нарисовать те слова, которыми вы бы хотели, чтобы вас называли ваши близкие люди. (Рисунок 1)
коррекционной школы VIII вида
Моргачёва С. В. , воспитатель
МБОУ «Бейская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Тема: « Секрет дружбы ».
Задачи:
1. Формирование ценностного отношения к личностным качествам, необходимым для дружбы.
2.Расширить знания детей о дружбе.
3. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
4. Коррекция речи.
Оборудование: использование мультимедиа, цветная бумага, карандаши, ножницы, конверты с пословицами.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Введение в тему.
А) Вступительное слово воспитателя.
(Слайд №1)
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.
Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия. Мы будем говорить..... А вот о чём, вы узнаете, когда выполните задание.
Б) Народная мудрость в пословицах и поговорках.
Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но когда я их составляла, то нечаянно уронила и перепутала все слова в пословицах.
Поможете мне их собрать?
Я предлагаю вам поработать в группах.
У вас на каждой парте лежат конверты, вам из отдельных слов нужно правильно собрать пословицу, прочитать и объяснить её смысл.
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
«Нет друга - ищи, а нашёл - береги»
«Старый друг лучше новых двух»
«У друзей секретов нет»
«Друг познаётся в беде»
«Друг лучше старый, а платье новое»
О чём все пословицы? (ответы детей)
Итак, тема нашего занятия «Секрет дружбы » . (Слайд № 2)
2. Основная часть. Расширять знания детей о дружбе, раскрыть секрет дружбы.
А) Беседа по теме.
Наше занятие посвящено дружбе. На занятии мы постараемся раскрыть секрет дружбы и качества настоящего друга.
Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”? Что это такое? (ответы детей).
ДРУЖБА – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии . (Слайд № 3)
Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба?(ответы детей)
А сейчас послушайте песенку и ответьте с чего же ещё начинается дружба? (ответы детей)
«С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с ……» (с улыбки).
Сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского. (Слайд № 4)
(Слайд №5)
Что такое настоящая дружба? Кого человек вправе назвать своим другом? Как проверяется дружба? А у вас есть друзья? Почему вы с ними дружите?(ответы детей).
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Б) Чтение и обсуждение стихотворений.
Можно ли дружить с героями этих стихотворений? (ответы детей).
«Сонечка» ()
Тронь её нечаянно - сразу:
Ольга Николаевна, он меня толкнул.
Мне попало что - то в глаз,
Я пожалуюсь на вас.
Дома снова жалобы: - Голова болит…
Я бы полежала бы – мама не велит,
Сговорились мальчики: - Мы откроем счёт
Сосчитаем жалобы – сколько будет в год
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.
(обсуждение)
«Жадина» ()
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем никогда не поделится?
Имя тому подходящее дано
Даже не имя, а прозвище Жадина.
Жадину я ни о чём не прошу
В гости я жадину не приглашу
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовёшь его
Поэтому – честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу.
(обсуждение)
Так каким же должен быть настоящий друг?(ответы детей)
Физ. минутка
В) Игра «Качества настоящего друга»
Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.
Сейчас мы с вами поиграем.
Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то молчите.
1). Честность
2). Доброта
3). Верность
*грубость
4). Взаимовыручка
*предательство
*драчливость
5). Справедливость
*задиристость
6). Ответственность
7). Сострадание
Вы, ребята, правильно выбрали качества настоящего друга.
Какими качествами должен обладать настоящий друг.(ответы детей).
А теперь прочитаем их ещё раз.
КАЧЕСТВА НАСТОЯЩЕГО ДРУГА (Слайд № 6)
Г). Практическое задание.
Детям предлагается обвести свою ладонь на месте цветной бумаги, вырезать, написать на ладони качество, которым должен обладать настоящий друг, прикрепить на доску.
Отрывок из песни «Настоящий друг» (Слайд № 7)
Сл. .М. Пляцковского, муз. Б. Савельева
Хорошо, когда рядом есть надёжный верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять.
Д). Законы дружбы.
Любимая фраза кота Леопольда. Давайте скажем хором:«Ребята, давайте, жить дружно!»
(Слайд № 8- Кот Леопольд)
Кот Леопольд прислал нам законы дружбы. В них и скрывается секрет дружбы.
Давайте прочитаем, а вы мне скажете, согласны с ними или нет.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ (Слайд № 9)
ПОМОГАЙ ДРУГУ В БЕДЕ.
УМЕЙ С ДРУГОМ РАЗДЕЛИТЬ РАДОСТЬ.
НЕ СПОРЬ С ДРУГОМ ПО ПУСТЯКАМ И НЕ ССОРЬСЯ.
ОСТАНОВИ ДРУГА, ЕСЛИ ОН ДЕЛАЕТ ЧТО - ТО ПЛОХОЕ.
НЕ ЯБЕДНИЧАЙ, ЛУЧШЕ САМ ПОПРАВЬ.
ПОМОГИ ДРУЗЬЯМ В БЕДЕ.
НЕ ОБМАНЫВАЙ ДРУГА.
В РАЗГОВОРЕ, В ИГРЕ НЕ БУДЬ ГРУБЫМ, НЕ КРИЧИ.
НЕ БОЙСЯ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ, ЕСЛИ ОБИДЕЛ ДРУГА.
Соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друзей.
3. Итог занятия.(Слайд №10)
Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы. Эти законы поместим в нашем классном уголке.
Итог: существует много законов о дружбе, но эти – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.
Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте, жить дружно!»
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
«Солнце материнской любви».
Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе пропаганды роли женщины-матери в семье, обществе, её ответственности за рождение, воспитание своих детей, за укрепление семьи.
Задачи:
Способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного осознанного восприятия образа женщины-матери, её роли в воспитании детей;
Воспитать высокие нравственные качества у детей, формирование у них любви и уважения к матери;
Создание условий для активизации интеллектуальной деятельности, содействие духовно-нравственному самовоспитанию.
Оборудование:
проектор, компьютер, рисунок солнца, тексты притчи, видеоролик "Поэзия - это живопись, которую надо слушать". (Леонардо Да Винчи).
Виды деятельности:
устный рассказ на тему, беседа, комментированное чтение.
Эпиграфы:
«В жизни мне сияньем самых ярких звёзд
Светит, ни на миг не угасая
Образ твой, что так велик и прост,
Мама, дорогая»
Р. Гамзатов.
«Как бы ни манил Вас бег событий
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите.
От обид, от тягот, от забот»
Р. Гамзатов.
Ход занятия.
В начале мероприятия просмотр видеоролика "Поэзия - это живопись, которую надо слушать". (Леонардо Да Винчи)
Воспитатель: - Ребята, вы все знаете, что в ноябре наша страна отмечает День Матери, который принято с 30 января 1998 года отмечать в последнее воскресенье ноября. День Матери - это признание государством той миссии, которую исполняет в обществе мать. В этот день, воздаётся должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради своих детей.
В этот день мы говорим слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Именно вы, дети, должны познать, кем является для вас мама, что сделала она для вас и какого почтения заслуживает.
Чтение притчи о Маме.
За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:
Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.
Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
Как и когда я должен вернуться к тебе?
Твой ангел скажет тебе всё.
А как зовут моего ангела?
Неважно как его зовут, у него много имён.
Ты будешь называть его «Мама».
Воспитатель: - О чём идёт речь в этой притче?
Воспитанник: - Ребёнок, появляясь на свет, ещё не может быть самостоятельным, ему нужна любовь, поддержка взрослых людей, а такую поддержку может оказать, только мать, так как она ближе всего ребёнку.
Воспитатель: - Каждую минуту на земле происходит чудо. Это чудо - рождение ребенка. Человек рождаясь практически ничего, не знает и не понимает. Зато он точно знает, что где-то рядом должна быть его мама - самый родной и близкий человек. И ребёнок, который только начинает говорить, старательно по слогам, говорит слово «ма-ма». Так как, это самое дорогое то от чего исходит тепло, свет, как от солнца, Мама всегда желает добра своему ребёнку. Любовь к матери заложена самой природой. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет? Мама всегда занимает особое место в нашей жизни.
Именем матери названы самые главные святыни нашей жизни. В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери - Божией матери. Богородице посвящены творения художников, скульпторов, поэтов и композиторов.
О материнской нежности написано в стихотворении Ф.Тютчева.
Чтец 1: «Твой милый образ незабвенный.
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда».
Но особенно сильно и задушевно, искренне о своей матери пишет Сергей
Есенин.
Чтец 2: «Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись.
Слушай под эту гармонику свежую
Я расскажу про свою тебе жизнь».
Воспитатель: - Какие вызывают эмоции у вас эти стихи?
Воспитанник: - Мать всегда поддержит, согреет, поможет ребёнку, защитит от горестей и страданий.
Воспитатель: - Да, действительно, мама всегда поможет, пока есть Мать, не страшно, она всегда покажет дорогу, осветит её своим светом и теплом, не даст заблудиться и пропасть в этом сложном мире. Мы всегда ощущаем чувство защищённости, когда рядом с нами Мать.
Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье?
Чтение притчи «Глаз и слепота».
"...У моей матери был всего один глаз.
Я ненавидел ее. Потому что ее такое состояние заставляло меня испытывать стыд...
Для того чтобы зарабатывать кусок хлеба для семьи, она работала в школе поварихой.
В один день, когда я учился в начальной школе, моя мать пришла ко мне,
чтобы навестить меня.
Пол ушел из-под моих ног. Как она могла сделать это? Мне стало так стыдно.
Я сделал вид, что я не вижу ее. Я посмотрел на нее с ненавистью и убежал оттуда.
На следующий день мой друг одноклассник сказал мне:
"Ээ, да твоя мать, оказывается, одноглазая"
Я захотел провалиться сквозь землю. Я хотел, чтобы моя мать куда-нибудь пропала.
Поэтому, в тот день, когда я встретился с нею, я ей сказал: "не лучше ли тебе умереть, чтобы не ставить меня в смешное положение?"
Мать ничего не ответила мне.
Я даже не подумал о том, что говорю, потому что я был очень злой.
Меня не интересовали ее чувства.
Я не хотел, чтобы она была дома.
Я очень много работал и уехал в Сингапур на учебу.
Потом я женился. Купил свой дом.. У меня появились собственные дети,
и я был доволен жизнью.
В один день моя мать приехала ко мне.
Столько лет она не видела меня и не знала своих внуков.
Когда она подошла к двери, мои дети стали смеяться над ней.
Как она могла приехать ко мне домой и напугать моих детей?
Я заорал на нее "ВОН ОТСЮДА!"
На это моя мать тихо ответила: "Прости меня. Кажется, я приехала не по тому адресу" и после этих слов скрылась с моих глаз.
Однажды ко мне пришло письмо из школы насчет собрания выпускников школы.
Я сказал жене в качестве предлога, что я еду в деловую поездку.
После встречи выпускников я лишь ради любопытства поехал в свой старый дом.
Соседи сказали, что моя мать умерла.
Я совершенно не опечалился.
Мне дали письмо, которое мать оставила для меня.
"Мой самый любимый сыночек, я всегда думала о тебе.
Я очень сожалею, что приехала в Сингапур и напугала твоих детей.
Я очень обрадовалась, когда услышала, что ты приедешь на встречу выпускников.
Но я не знала, смогу ли я встать с постели, чтобы увидеть тебя.
Я очень сожалею, что тебе, когда рос, было постоянно стыдно из-за меня.
Знаешь, мое дитя, когда ты был маленьким, с тобой произошел несчастный случай, и ты потерял свой глаз.
Я не могла вынести, как твоя мать, что ты вырастешь одноглазым.
Поэтому я отдала тебе свой глаз.
И сейчас я так горжусь тобой, думая, что ты вместо меня видишь этим глазом.
Со всей своей любовью, твоя мама"
Воспитатель: - Чему учит нас эта притча?
Воспитанник: - Она учит нас любить мать за её безграничную, полную самопожертвования, самоотверженности жизнь ради ребёнка.
Воспитатель: - Притча учит нас многому. Речь в притче идёт не про глаз, а о той жертве, которую мать потом принесла, умолчав об этом, лишив себя и сына взаимного общения. Ведь вырос-то злой эгоист, и дети у него такие же.
А как наказала мать, даже не подозревая об этом, своего сына за его жестокость?
Воспитанник: - Наказала его поздней правдой, и с этой правдой и поздним раскаянием ему предстоит жить дальше.
Воспитатель: - Какой вывод надо сделать на основании этой притчи?
Воспитанник: - Надо быть внимательнее к матерям, любить их и уважать, не только в праздники показывать свою любовь, но и каждый день, не допускать, чтобы мать оставалась забытой и обиженной.
Ребята, а действительно ли любовь матери безгранична?
Чтение притчи «Свеча. Любовь матери».
Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом:
Кого она любит больше все на свете?...
Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.
Вот свеча-это я! Её огонь - моя любовь! Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
-Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того, что я дала - огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним...
И так она зажгла столько же свечей сколько у неё было дето и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым...
Воспитатель: - Можно ли сказать на основании этой притчи, что любовь, свет, тепло матери безгранична, её хватит на всех?
Воспитанник: - Огонь свечи матери не стал меньше, когда она поделилась огнём, всем досталось поровну и любовь матери безгранична.
Воспитатель: - Как же велико должно быть сердце, способное вместить столько любви, тепла. Не случайно слово «мать» в народе поставили рядом со словом «Родина». «Родина-Мать» - это самое священное, что есть на земле. Солдат в бою с врагами бьется со словами «За Родину-Мать!». Ведь именно матери вырастили сыновей и дочерей, научили их любить свою родину. В муках, в страданиях человек шепчет «мама», и в этом слове сосредотачивается для него всё, жизнь.
А вы, в каких ситуациях говорите слово «мама»?
Воспитанник: - Когда обращаемся к маме, когда испугаемся, когда страшно и т.д.
Воспитатель: - Ленинградский педагог И.Ф.Гончаров в книге «Слово о матери» пишет: «Редко думал о матери. Иногда даже забывал о её существовании». «Когда уезжал из дому, письма писал неохотно, скупо. Мать страдала». «Времени всегда не хватало. Торопился к приятелям, на свидания, в театр, на работу. Матери отдавал лишь считанные минуты. Ничего теперь не изменишь». О таких стихах говорят: «Написано кровью». Как вы думаете почему?
Воспитанник: - Жизнь прошла, человек теряет мать, осознаёт свои ошибки, но нельзя уже исправить, вернуть всё назад.
Воспитатель: - Значит нужно сейчас любить мать, посвящать ей больше времени, проявлять внимание, чтобы не жалеть потом.
Сегодня, мы всё время куда-то спешим, мы заложники проблем, которые постоянно приходиться решать. Нам тяжело адаптироваться в окружающей сумасшедшей среде, без помощи матери сложно встать на ноги и жить.
Итог занятия: Милые дети, задумайтесь, как вы относитесь к своим матерям, как о них заботитесь и какой любовью вы платите им за счастье? За то, что появились на свет. Что сыты и обуты, накормлены и ухожены, научены навыкам жизни и добрым делам. Стыдно ли вашим матерям нынче за ваши поступки, обливаются ли души матерей слезами от незаслуженных обид и черствости вашей? Надеюсь, после этого занятия вы станете сильнее любить своих матерей, больше проявлять внимания и уважения к ним.
Рефлексия занятия «Солнце материнской любви».
На доске нарисовано солнце материнской любви. Дети перечисляют все прекрасные качества своих мам. Всё перечисленное детьми - это лучи солнца материнской любви. Дети должны на доске написать, какие прекрасные качества появились в них под воздействием лучей этого солнца.
Литература.
1. Жизнь дана на добрые дела: методические рекомендации по проведению Уроков доброты/ под ред. И.В.Скворцовой. - Ульяновск: УИПКПРО,2007.
2. Притчи на каждый урок. Дорогами мудрости. Составитель Андрей Елисов. - Нижний Новгород: Приволжье, 2009.
наталья чернуха
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи «Путешествие дорогою добра»
Предлагаю Вашему вниманию план - конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи . также прилагаю видеозапись этого занятия , смотрите на ютубе (моя страница Наталья Чернуха, видеоматериал сад+40) . Мне было очень интересно работать над этой проблематикой, дети раскрывались с удивительной стороны. Считаю, что достигла хороших результатов. Буду рада вашему вниманию к моей работе. Благодарю заранее за внимание.
План - конспект занятия
по духовно - нравственному воспитанию детей
и возрождению духовных ценностей семьи .
Тема : «Путешествие Дорогою Добра »
Цели : сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими.
Задачи : Формировать нравственную позицию детей . Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к духовному миру , человеческим качествам личности. Воспитывать духовно – нравственные ценности , умение работать в группе. Закреплять коммуникативные навыки.
1. Здравствуйте, ребята! (ответ детей )
А давайте поздороваемся не только друг с другом, а и со всем Миром? (ответ) . Приготовьте свои ручки, свои улыбки! Попробуем мысленно нарисовать такую картину (выполняем с движениями, по тексту) :
Здравствуй, солнце золотое, (рисуем круг)
Здравствуй небо голубое, (ладонями гладим небо)
Здравствуй легкий ветерок, (кач руками)
Здравствуй маленький дубок! (присели, изобразили росток)
Мы живем в одном краю, в России, (раскинуть руки широко)
Всех я Вас приветствую! (хлопаем друг другу)
Надо мною небо, (руки вверх)
А внизу Земля – (руки вниз, топаем)
Мир такой огромный, (кружимся вокруг себя)
А посередине – Я! (прыжок, ладони прижимаем к груди)
Замечательно, как тепло мы поздоровались со всем Миром . Я рада Вас видеть в хорошем настроении, здоровыми и готовыми потрудиться, чтобы хорошему и полезному в жизни научиться!
Наше занятие предлагаю сразу начать с путешествия ! С путешествия Дорогою Добра . И только тот, кто до конца пройдет все испытания на этом пути и, может быть, даже трудности, сможет наполнить свою жизнь безграничной добротою , любовью и теплотой. Вы хотите стать такими людьми? (Ответ) Кто за, кто не испугался трудностей, поднимите руки! (ответ детей ) Отлично, единогласно! Тогда отправляемся в путь.
(запевка) Возьмёмся за руки с тобой и станем лентой золотой, которая сошла с небес в волшебный хоровод … (идём змейкой по группе)
Итак, послушайте одну историю (приглашаю жестом присесть на ковёр) . Это было очень давно…
Один человек долго путешествовал и неожиданно попал в волшебный сад. Он проделал длинный путь и очень устал. Завидев уютное местечко, в тени развесистого дерева, странник решил немного вздремнуть. Из всех деревьев, растущих в саду, он выбрал самое необычное – дерево исполнения желаний. Под его кроной мгновенно сбывались все мечты, все мысли становились явью, но путник этого не знал! Представим, что оно было вот таким (СЛАЙД - демонстрирую дерево) .
Давайте на минутку оставим нашего путника отдыхать, а сами представим себя под этим волшебным деревом исполнения желаний. Закройте глазки, прислушайтесь к себе, к своему сердечку, послушайте его, оно вам всегда подскажет самый правильный ответ. Мысленно досчитайте до 5 и скажите, какую заветную добрую мечту вы хотели бы осуществить прямо сейчас? (4 ответа детей ) .
Спасибо, что поделились своими мыслями. А сейчас вернёмся к путнику. Первое, что он пожелал, была еда и питьё, ведь он очень проголодался! А после захотел крепко поспать.
Пусть символом обозначения ЕДЫ, ВОДЫ И ОТДЫХА для человека будет яблоко жёлтого цвета, я прикреплю его к дереву.
(Я НА ИН. ДОСКЕ ВЕШАЮ ПЕРВОЕ ЯБЛОКО) .
Дальше наступила ночь, ему стало боязно одному, да и скучновато одному сидеть под деревом. Пусть яблоко зеленого цвета станет обозначением ЗАЩИТЫ и ВЕСЕЛЬЯ для человека, прикрепим его к дереву (Я НА интерактивной ДОСКЕ вешаю ЗЕЛЁНОЕ ЯБЛОКО) .
Вы знаете, вдруг желания путника почему-то закончились, а мысли совсем запутались. Ребята, давайте ему поможем ПОНЯТЬ, ЧТО ВАЖНО НА САМОМ ДЕЛЕ! (ответы детей )
Скажите, достаточно в жизни только есть, пить, отдыхать и веселиться? В чём мы ещё очень нуждаемся? Что нам ещё надо? Для чего мы пришли в этот мир?
(Дарина - яблоко дружбы, Лёва - помощи, Егор – заботы, Арс – защита, Кар – любовь, Варя – работа, Серж – ласка).
Как с вами интересно! Спасибо за ваши ответы.
Посмотрите, какое прекрасное получилось у нас дерево! Вы очень помогли путнику. Вы объяснили, что важно! Ведь каждого в жизни свой путь. Вы добьётесь успехов! Слушайте себя, своё сердечко, свои мысли, будьте вежливыми, честными, добрыми и отзывчивыми .
(встаём)
Наше путешествие предлагаю продолжить игрой. Испытания продолжаются! Я буду называть слова, а вам их надо заменить только добрыми словами и обязательно успеть подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши, справитесь?
Злой - добрый
Грубый - ласковый
Отнять - подарить, отдать
Поругать – похвалить
Обидеть – защитить
Грустный – весёлый
Молодцы! Вы назвали только добрые слова !
(ВКЛЮЧАЕМ МЕЛОДИЮ, фоном звучит спокойная музыка) . Наше . (Стоим)
Ребята, сейчас я произнесу удивительные и волшебные слова, послушайте : доброта , добро , добрый человек , добрый поступок .
Давайте вместе скажем и внимательно вслушаемся в эти слова – доброта , добро , добрый человек , добрый поступок .
А как вы понимаете, что такое добро ? (4 ОтветА.)
(МУЗЫКА ВЫКЛЮЧАЕТСЯ)
(встаю) Ребята, что-то я не могу разобраться, если человек добрый , какой же он еще? Вот загадка! А поможет разобраться нам игра. Вам понадобятся 2 сердца, возьмите их со своего стола. Я назову слова, которыми можно охарактеризовать хорошего, доброго человека , а потом плохого, недоброго человека . Если вы будете согласны , поднимаете сердечко соответствующего цвета.
Я попробую начать : У плохого, недоброго человека душа злобная. Согласны? Ваши ответы в виде карточек. Спасибо.
Кто продолжит? У недоброго человека душа … Полным предложением (жесткая, хитрая, темная, грязная, холодная, жадная, грубая, равнодушная, нетерпимая).
У хорошего человека душа …добрая . Согласны? Ваши ответы в виде карточек. Спасибо.
Кто продолжит? … Полным предложением. (щедрая, честная, нежная, красивая, светлая, теплая, заботливая, отзывчивая).
(показ на сердце) Да, вы правы, у хорошего человека душа щедрая, честная, нежная, красивая, светлая, теплая, заботливая, отзывчивая). Эти человеческие душевные качества ценились с давних времён. Давайте вспомним народную мудрость, пословицы о добре . Я начну, а вы продолжите! - Доброе слово лечит , а худое калечит. - Доброе слово доходит до сердца. - Добрый человек придёт – словно свет принесёт.
А какие пословицы о добре знаете вы ? (Лев, Арс - Жизнь дана на добрые дела . Саша - Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.)
Но мир людей, ребята, не делится на только хороших и плохих людей. Все мы с вами разные, совершаем и хорошие поступки и не очень достойное. А в нашем сердечке есть природный инструмент, который есть у нас от рождения. Это, ребята, наша совесть. Идите по жизни всегда В ЛАДУ со своей совестью.
Предлагаю пойти и немного размяться на пути Дорогою Добра .
Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те , которые назову с «вежливыми словами» .
1. Поднимите руки. - Поднимите, пожалуйста, руки!
2. Будьте добры , похлопайте!
3. Попрыгайте. Попрыгайте, пожалуйста!
4. Покружитесь и потопайте. Будьте добры , покружитесь и потопайте.
5. Присядьте 4 раза. Пожалуйста, Присядьте 4 раза.
6. Будьте добры , коснитесь правою рукою левого ушка.
7. Пожалуйста, найдите сзади свои коленки и коснитесь их.
Молодцы! Ребята, продолжая эксперименты, предлагаю увидеть и потрогать своими руками доброту , почувствовать её запах, попробовать на вкус? Как вы думаете, это возможно? (Ответы)
А в чем её можно увидеть? (поступках, действиях, чувствах человека) Да, вы правы.
Посмотрите, пожалуйста, на экран (СЛАЙД ДЕМОНСТРАЦИЯ СИТУАЦИЙ) .
Как должны поступить дети в этой ситуации? (2чел)
–Какой поступок они совершают?
Когда человек совершает добрые дела и поступки , какое лицо бывает у него в эту минуту? Покажите.
Наше путешествие Дорогою Добра продолжается , приглашаю пройти к столу. Вы видите здесь, много разных предметов, назовите : Зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, листок бумаги и фломастер, маленькое детское платье.
Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок . Скажите, какой? (Дети : Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, на листке бумаги нарисовать что-нибудь приятное и подарить близкому человеку)
Молодцы! Доброта – это важное человеческое качество. Оно творит настоящие чудеса! Если мы будем добрыми , то всегда будем стараться помогать людям, попавшим в беду. Давайте сотворим пирамиду Добра из наших рук . Вот вам моя рука, кладите на неё свою! Чувствуется тепло, исходящее от пирамиды Добра . Пусть каждый из нас поместит кусочек добра в своё сердце , и оно станет большим и полным Любви! (СЛАЙД СЕРДЦА)
А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, если мы каждый день будем делать добрые дела , изменится наше сердце? Каким оно станет? (добрым , отзывчивым) . Когда сердце совершает добро , в нем расцветает прекрасный цветок. Давайте вспомним добрые вежливые слова . Если верно отгадаете мои загадки, на нашем сердце расцветут цветы добра и любви ! (ГОТОВИМ СЛАЙД СЕРДЦА С ЦВЕТКОМ)
Игра : «Подскажи словечко» .
Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо) - СЛАЙД 1 ЦВЕТОК
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день ) . СЛАЙД 2 ЦВЕТОК
Когда виноваты, сказать поспешите : «Прошу Вас, пожалуйста, меня вы (простите) СЛАЙД 3 ЦВЕТОК
Если больше есть не в силах, скажем мамочке (спасибо) . СЛАЙД 4 ЦВЕТОК
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь (здравствуйте.) СЛАЙД 5 ЦВЕТОК
Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста) . СЛАЙД 6 ЦВЕТОК
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят (до свидания) . СЛАЙД 7 ЦВЕТОК
Молодцы, вы отличные знатоки вежливых слов!
У вас у каждого доброе , чуткое, щедрое сердце. Давайте будем каждый день щедро дарить частички своего душевного тепла, любви и радости окружающим нас людям. Давайте своими руками сотворим сердце, полное Доброты ! Всё нужное для работы у вас на столах. Присаживайтесь. И начинайте творить. (МУЗЫКА ВКЛЮЧАЕТСЯ И СЕРДЦЕ ФОНОМ)
У вас получились прекрасные сердца! Я уверена, что они подарят вашим близким частичку доброты , душевности и любви! Вы сегодня были очень активными и справились со всеми заданиями!