Меню

Консультация для родителей на тему "Как приучить ребенка к труду?". Почему нужно приучать ребёнка к труду с ранних лет

Любовь

Как Вы думаете, для чего придуманы ботиночки и туфельки с липучками вместо шнурков? Правильно! Для того чтобы сделать жизнь малыша более легкой. Также можно сказать и о молниях вместо пуговичек, комбинезонах вместо выправляющихся из брючек рубашек. В наше время, дети в первом классе так и не умеют завязывать шнурки на кроссовках, а пуговицы на рубашках всегда застегнуты через одну.

Вот и следует задуматься, правильно ли поступают взрослые, когда воспитывают кроху, абсолютно не приучая его ни к каким обязанностям? Сможет ли он в дальнейшем стать самостоятельным и ответственным человеком, если с самого детства он ждет помощи от родителей, бабушек и дедушек?

Ребенок с малых лет должен не только знать, но и понимать, что раскиданные слоники и машинки не собираются в коробку сами собой, а вымазанная в грязь одежда не становится чистой по взмаху волшебной палочки. Родители обязательно должны говорить, что время, потраченное на уборку детской комнаты, они могли бы провести вместе с ребенком. Чем раньше Вы начнете приучать малыша к труду, тем легче будет у него формироваться мотивационная сфера. И тем серьёзнее он будет относиться потом, к примеру, к выполнению домашних заданий в школе.

Изначально, мамам и папам нужно самим четко придерживаться принятых в семье трудовых правил. Если у каждого члена семьи есть какие-то обязанности, у ребенка они тоже должны быть. Обязанности и домашние дела должны соответствовать особенностям развития ребенка в конкретном возрасте. К примеру, если четырехлетнего малыша обязать самостоятельно кормить домашнего питомца, то он может перекормить или недокормить зверька, что уже будет плохо для здоровья последнего. Лучше если обязанности в первое время будут исполняться в присутствии родителей. Не забывайте отмечать любые успехи ребенка в домашних делах. Даже если у него пока что-то не очень получается, хвалить можно хотя-бы за то, что он не забыл сделать то, что его просили.

Приучая кроху к выполнению домашних дел, определите тот возможный список, исполнение которого Вы можете доверить ребенку. Разрешив ребенку помыть обувь или посуду, будьте готовы к тому, что обувь останется грязной и мокрой, а посуда – непомытой. Если в данном случае зафиксировать неудачу ребенка фразами типа: «Лучше, уж, я сама вымою. Какой толк от тебя?», то помимо появления неуверенности в себе, ребенок навсегда расстанется с фантазией стать маминым помощником. Конечно, мама все сделает лучше, качественнее, быстрее и чище. Тогда зачем самому ребенку прилагать усилия и стараться? И тогда через несколько лет Вы получите подростка, не умеющего заправить свою кровать и не желающего вымыть за собой чашку.

Здравствуйте, мамы и папы!

Как часто можно встретить недовольство родителей по поводу того, что их дети не помогают им даже в самым простых домашних делах, не говоря уже, чтобы попросить сделать что-то более серьезное.

Почему так происходит, в чем и где произошло недопонимание, почему мы встречаем детское нежелание в помощи взрослым?

Как привлечь ребенка к труду? Пытаемся разобраться и найти ответы.

Зачем и для чего?

Да, собственно для чего нужно привлекать ребенка к трудовой деятельности? Если вы хотите, чтобы ребенок познал что такое труд, необходимо самим родителям определиться зачем и для чего они ходят это сделать.

Пользы от этого на самом деле больше, чем может показаться на первый взгляд.

  1. Ребенок привыкает к помощи взрослым и с возрастом будет понимать, что это составляющая часть его жизни;
  2. Не бояться любой работы в будущем, преодоление жизненных трудностей;
  3. Ценить и уважать свой труд и окружающих.

Разделение труда

Виды деятельности детского труда тоже может различаться. Есть общий труд, который под силу детям любого пола. Приобщение к нему вырабатывает привычку у мальчика помогать не только папе, но и маме. В последствие мы получаем мужчину в состоянии разогреть себе ужин, постирать самостоятельно свою одежду и даже помочь женщине в уборке или готовке. Так же можно сказать и про девочек.

Но не забывайте про мужскую и женскую работу, которая должна обязательно присутствовать в жизни каждого мальчика и девочки. Так с детства приучайте вашего мальчика к рабочим инструментам, для начала игрушечным, затем и настоящим.

Для девочек: работа в саду или помощь маме с цветами: садят, поливают, протирают листики. Учатся женскому рукоделию: работать с иголкой и ниткой — шить, вязать, вышивать, изготовлению мелких подарков для друзей, например открыток.

Благодаря разделению труда мальчики и девочки учатся быть самостоятельными и ответственными, приобретают определенные навыки и техники, об этом учит .

Какая награда и мотивация за труд?

Часто родители, не зная как заставить ребенка помогать им, пытаются его простимулировать деньгами. Убрался в квартире — получил вознаграждение, сделал уроки — получил вознаграждение. Не сделал — вернул часть в казну. Пусть знает, как зарабатывать и имеет тем самым личные деньги на карманные расходы.

Это ошибочное представление о мотивации. Лучшим стимулом труда должно быть получение конечного результата. Прививайте ребенку наслаждение тем, что он получит в итоге. Учите ребенка выявлять даже в самой рутинной работе интересное и полезное.


Если садите дерево, присмотритесь какие у него листики, какое оно будет красивым в последствии. Если делаете скворечник, скольким птичкам поможете вывести потомство.

Если ребенок отказывается от выполнения работы, предложите ему альтернативу. Не хочет мыть посуду, предложите пропылесосить или протереть пыль. Так ребенок будет понимать, что просто отойти от работы не получиться.

Лучшей наградой для вашего трудяги может стать интересная книга или давно желанная игрушка, поход в зоопарк или цирк, совместные игры с ребенком.

Лучшая мотивация — сотрудничество, что вы одна команда, поиграйте в космический экипаж, где у каждого своя забота, кто-то в отсеке борт-питания моет посуду, кто-то в спальном: прибирает постель и протирает пыль.

С какого возраста?

Мнения родителей разделяются по этому поводу. Некоторые считают, что детям нужно прививать ранний труд, другие напротив стараются от этого оградить как можно дольше, якобы не отнимать у ребенка беззаботное детство, что поработать он всегда успеет.


Уж не в этом ли кроется порочный ключ от нежелания ребенка помогать своим родителям в последствии?

Чем раньше, тем лучше. Как только ваш ребенок научился сидеть можно уже начинать.

В моем случае, когда мой сын начал хорошо сидеть, он любил такое занятие: ему давали коробку с игрушками и он доставал игрушки из нее и раскладывал перед собой, затем обратно складывал. Очень ему это нравилось. Как ребенок поиграл, я ему показывала, что нужно в итоге, чтобы все игрушки оказались в коробке, тогда и можно закончить игру. Такая была его первая помощь.

Ну вот и все, спасибо, что прочитали до конца.

Ответственных вам помощников, дорогие родители!

ЕЛЕНА Брежнева
Приучение детей к труду

Консультация для родителей.

Как приучить малыша к труду .

Достаточно рано у ребенка появляется желание делать все «как мама» : подметать, стирать - словом, быть помощником. Одни родители воспринимают это стремление как сигнал о том, что пора приучать дитя трудиться . Другие же полагают, что их чадо еще успеет поработать, поэтому не стоит спешить. Кто же прав?

Привычка к труду

Давайте представим такую ситуацию : 3-летний малыш намерен лепить с мамой пирожки, причем совсем не понарошку. Однако мама отсылает его поиграть, справедливо полагая, что детская помощь обернется испачканной одеждой и потерей времени на уборку кухни. Но пройдет несколько лет, и, возможно, та же мама гневно воскликнет : «Ты абсолютно ничего не делаешь по дому, у тебя нет никаких обязанностей!» Увы, ждать помощи от подростка, если в детстве вы не разрешали ему помогать, не стоит. Педагоги и психологи рекомендуют начинать трудовое воспитание с 3-4 лет. В это время ребенок учится, наблюдая за взрослыми, подражая им. Его интересуют «большие игрушки» - настоящий веник, плита, пылесос. Конечно, родители быстрее и качественнее помоют посуду или постирают белье, но все же не торопитесь сделать за ребенка то, что он хочет делать сам. Ведь отказаться от помощи ребенка- это значит оскорбить его человеческое достоинство. Как поступить?

Сейчас самое важное для вас - терпение и такт. Даже если лишь 10 сантиметров пола станут чистыми, подметайте заново, только когда карапуз не видит. Иначе у ребенка возникнет ощущение бессмысленно потраченных усилий.

Ребенок чутко реагирует на поведение взрослого. Родители не должны оставлять без внимания успехи или неудачи малыша. Можно попросить : «Разреши я тебе помогу!» .В этом случае мы начинаем учить наше сокровище чувству собственного достоинства.

Увидев, что у малыша закрываются глаза, а игрушки еще не убраны, позвольте убрать их завтра. Ведь и вы иногда уставали настолько, что откладывали домашние дела.

Обязательно учитывайте возрастные возможности : скажем, 2-летние детки, выполняя задание расставить игрушки, скорее всего, ограничатся двумя-тремя. Если же вам важно, чтобы абсолютно все куклы и солдатики оказались на своих местах, без вашей помощи не обойтись. Поиграйте : расскажите, как одиноко будет зайке ночевать под стулом, как любят карандаши засыпать в своем домике - коробочке. Можно также ввести необычного персонажа, скажем гномика, который наблюдает за тем, что происходит в доме, оставаясь невидимым, и лишь изредка появляется, чтобы похвалить кроху. Эта игрушка должна быть новой для ребенка, она таинственно возникает и исчезает на время. Так уборка станет легкой и радостной.

Сила похвалы

В собственных воспитательных воздействиях следует руководствоваться правилом : не делать за малыша то,что он может сделать сам. А как умеет выполнять дело- видно по полученному результату. Только по результату можно оценить усердие,старательность ребенка. Пожалуй, о том, что детей необходимо хвалить за малейшие успехи, сейчас знают все родители. Причем чем младше ребенок, тем менее интересен для него материальный результат того, что он делает, тем важнее одобрение взрослого. Малыш протирает стол не для того, чтобы стало чисто, а для того, чтобы понравиться вам. Как же сделать похвалу действенной? В этом труднейшем деле - хвалить - нет мелочей. Например, сказанное на бегу, привычное и неэмоциональное «молодец» может восприниматься как безразличие. Тем более что дети отлично чувствуют все нюансы! В начале «трудового пути » оценивайте развернуто, поясняйте, что лучше всего получилось, замечайте детали. Очень важно обращать внимание не только на результат труда , но и на сам процесс.

Чему бы вы ни обучали ребенка : застегивать пуговки, делать подарки для членов семьи или накрывать стол к обеду, самое главное, чтобы труд оставался для него радостью достижений, а не тяжкой обязанностью.

Почему ребенка надо приучать к труду с ранних лет?

Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка.

Труд требует от ребенка физического и напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма. Разнообразные движения в процессе труда развивают различные группы мышц.

Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребенок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать. Работая, ребенок непосредственно знакомится со свойствами предметов, материалов.

Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребенок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца, настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любом виде деятельности.

Сам, затрачивая усилия в труде, ребенок начинает с уважением относиться к труду других людей.

Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребенок приучается заботиться о родителях, братьях и сестрах, стремится быть полезным окружающим.

Что может и должен делать четырехлетний ребенок?

Ребенок должен сам раздеваться и одеваться (застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки), аккуратно складывать и вешать одежду, застилать постель (с помощью взрослого), аккуратно мыть лицо, шею, уши, чистить зубы.

Порядок в игровом уголке должен поддерживать сам ребенок. Вместе с взрослым он моет игрушки, стирает кукольное белье. По мере овладения навыками ребенок делает это самостоятельно.

Ребенок участвует в накрывании на стол и уборке со стола. Со временем это может стать его обязанностью.

Порученная ребенку работа должна быть посильной. Чтобы выполнить ее, ребенку придется приложить усилия, но он не должен переутомиться. Лучше прервать работу, когда у ребенка есть желание продолжать ее, а после отдыха предложить закончить ее.

Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает, прежде всего, старание ребенка, стремление сделать порученное хорошо. Следует не просто сказать «молодец», «хорошо поработал», а конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что еще ему не совсем удалось.

Недопустимо наказывать трудом: «За то, что насорил, теперь сам все будешь убирать». Ребенка необходимо приучить к тому, что, если он что-то разлил или, играя, занимаясь, насорил, он сам должен все убрать.

Труд для ребенка должен быть радостью. Труд может быть наградой: «Ты научилась быть аккуратной, – говорит мама дочке, – теперь я позволю тебе вытирать чашки и блюдца».

Труд приносит радость, если ребенок добивается положительного результата, и, наоборот, частые неудачи могут вызвать неприязнь к труду. Надо показать ребенку правильные приемы работы, терпеливо учить, подбадривать, отмечать успехи.

Необходимо формировать у ребенка нравственные мотивы труда: выполнить поручение, чтобы оказать помощь кому-то, проявить заботу, доставить радость.

Почему нужно приучать ребёнка к труду с ранних лет?

  • Посильный труд необходим, так как он способствует всестороннему развитию ребёнка. Труд требует от ребёнка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма.
  • Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребёнок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и какие материалы использовать.
  • Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребёнок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца; настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любой деятельности.
  • Сам затрачивая усилия в труде, ребёнок начинает с уважением относиться к труду других людей.
  • Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребёнок приучается заботиться о родителях, о братьях и сестрах.

Родители должны поддерживать стремление ребёнка посильно помогать в домашнем труде. Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает, прежде всего, старание ребёнка, стремление сделать порученное дело хорошо.

Недопустимо наказать трудом: «за то, что на мусорил, теперь сам всё будешь убирать». Необходимо воспитывать у ребёнка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Если у ребёнка не возникает желания трудиться, можно применить метод просьбы. Её нужно произнести так, чтобы ребёнку казалось, что он исполняет просьбу по собственному желанию.

Если с самого детства вы будете приучать ребёнка к труду, будете учить его видеть необходимость работы самому, побуждать личную инициативу ребёнка- нет сомненья, что ваше дитя вырастет самостоятельным, выносливым, ответственным, трудолюбивым человеком, способным в будущем позаботиться о своих родителях.

Говоря о главном, что составляло сущность труда, следует подчеркнуть, что он никогда не сводился к совокупности действий или навыков, а рассматривался как проявление духовной жизни, причем трудолюбие было характерным выражением духовности. Очень верно сказано русским педагогом В.А. Сухомлинским, что «отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий».

Трудолюбие, добросовестность, старательность, которые мы отмечаем в наших предках, не просто рождались в процессе выполнения трудовых функций (хотя и это немаловажно), а являлись итогом их богатой духовно-нравственной жизни.
О. Платонов