Меню

Консультация воспитание трудолюбивого ребенка 4 7 лет. Консультация для родителей на тему: Трудовое воспитание в семье

Маникюр и педикюр

Трудолюбие является важнейшим качеством личности. Любовь к труду, с раннего возраста привитая ребенку, поможет ему в дальнейшем быстрее и легче справляться с жизненными проблемами. Основой для развития трудолюбия, конечно, служит семья. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок чувствует стремление подражать им, выполнять те же действия. И здесь главная задача – не погасить это стремление, а поддержать и укрепить его. Самая благоприятная пора для формирования у ребенка положительной мотивации на труд – дошкольный и младший школьный возраст.

Приучаем к труду сызмальства

Формированию нужных и правильных привычек способствует практика. Трудовое воспитание ребенка можно начинать с самого раннего возраста. Установка некоторых родителей на то, что «он же маленький еще, пусть пока порезвится, поработать всегда успеет», неверна. Не следует бояться, что, приучая ребенка к труду, вы совершаете насилие над ним. Дошкольники очень активный народ, неугомонный, любознательный, живой. И природе здорового ребенка посильный труд никак не противоречит – наоборот, соответствует естественной потребности малыша в движении и действии, просто энергию дошкольника следует аккуратно направить в нужное русло. Несложная работа, тем не менее, учит ребенка преодолевать определенные трудности, быть выносливым, настойчивым, завершать начатое дело. Но помните, что стабильной ответственности от ребенка вы не можете ожидать, даже когда ему исполнится 15 лет. Вспомните хотя бы, насколько безответственными бывают многие взрослые люди. Запаситесь терпением, мягко напоминайте малышу о его делах, при этом говорите так, словно обращаетесь к взрослому человеку. Не ворчите и не раздражайтесь – это убьет в малыше всякое желание помогать вам.

Приучаем к труду правильно

Постепенно начинайте давать малышу несложные задачи. К двухлетнему возрасту дети пробуют одеваться. Возможно, лишь год спустя ребенок освоит эту науку, а еще через год сможет наконец-то справиться с пуговицами и шнурками на обуви. Пяти-шестилетние дети уже вполне могут помогать вам убирать в квартире, работать на огороде, готовить ужин (вы, например, можете поручить ребенку очистку вареных овощей). Очень важно мотивировать все действия. Также помните о необходимости со своей стороны помогать ребенку. Полное отсутствие помощи отобьет у ребенка охоту делать новые попытки. К примеру, снимите с малыша носок наполовину, так ему будет проще снять его полностью, и т.д.

Порой взрослые замечают, что им постоянно приходится поторапливать ребенка – чтобы он встал с постели, умылся, оделся, позавтракал, а он все копается и копается. Но ребенок не рождается «копушей». Таким его делают замечания взрослых, направленные на то, чтобы он действовал быстрее – скорее доедал суп или шел спать. Для взрослых это постепенно становится привычкой, а дети, со своей стороны, превращаются в маленьких упрямцев. Целыми днями вы ругаете и «пилите» ребенка, и все равно с трудом вам удается заставить его что-то сделать. Это замкнутый круг, и выход здесь только один – терпение и доверие.

Учитывайте физические возможности малыша, не перегружайте его. К сожалению, такая тенденция тоже не редкость, особенно в семьях, где воспитываются 2-3 ребенка. Часто старшим, шести-семилетним детям, поручают нянчить младших братьев или сестер, им приходится носить их на руках. Но позвоночник ребенка еще недостаточно сформирован, в мышцах нет необходимой выносливости, физическая перегрузка может в результате привести к искривлению позвоночника и общему истощению. Будьте осторожны.

Некоторые ваши требования ребенку может быть трудно исполнить. Но главное, чтобы малыш получал удовольствие от своего труда, а также радость от результатов выполненной работы. Согласно психологическим и педагогическим исследованиям, дети совершают многие поступки в соответствии со своими эмоциями и сиюминутными желаниями. Основной способ побудить малыша к тому или иному действию – вызывать положительный эмоциональный отклик, сделать труд привлекательным занятием для ребенка.

Приучаем к труду с удовольствием

В дошкольном возрасте ребенок трудится, подражая взрослым. Попробуйте превратить труд в разновидность игры. Например, чтобы убрать игрушки, можно сделать гараж из конструктора или кубиков, а куклу уложить спать, и вот уже уборка игрушек превратилась в увлекательную игру. Вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет в нее вовлечен. В детской комнате или детском уголке можно соорудить настоящий игрушечный город! Пусть больше инициативы остается за ребенком, ему будет приятно почувствовать себя «хозяином» положения, что удовлетворит самолюбие малыша.

Помните о необходимости воспитания в ребенке так называемой трудовой установки. Малыш должен знать о том, что та или иная работа имеет определенную цель и приносит определенную пользу. Все это ребенку должен растолковать взрослый. Например, малыш будет рад постирать кукольную одежду в маленьком тазике с мылом и теплой водой. Наша задача – добиться, чтобы вещички были выстираны хорошо и стали чистыми. Если с первого раза не все получилось – приободрите, с должным вниманием и уважением отнеситесь к стараниям ребенка. Малыш только в том случае получает удовлетворение и радость, когда выполнение работы требует от него приложения усилий. «Игрушечный» труд в этом деле – самый плохой помощник. И не думайте, что малыш не способен отличить бесполезную работу от целесообразной. Предложите ребенку помыть чистую чашку, когда рядом стоит испачканная. Малыш непременно или откажется от этой работы, или попросит дать ему грязную чашку.

Приучаем к регулярному труду

Самой большой ошибкой родителей является нерегулярное приобщение ребенка к труду, от случая к случаю. Но дошкольник 5-7 лет должен иметь вполне определенные и постоянные обязанности по дому. Например, вы можете поручить ему - кормить питомца, поливать цветы, мыть свою посуду после еды, застилать постель. Такие обязанности воспитывают в ребенке добросовестность, ответственность, дисциплинированность, а также учат выполнять работу не только приятную, но и необходимую. В современной жизни это немаловажно.

Оправданием для отсутствия трудового воспитания в семье не может служить отсутствие у родителей свободного времени. Конечно, ждать, пока ребенок сам оденется или помоет посуду, долго. Нам проще и быстрее все сделать самим. Да и результаты получим более качественные. Все это так, но, поступая таким образом, мы упускаем бесценное время – тот золотой период детства, когда малыш стремится все делать самостоятельно, подражая взрослым, когда ему так интересно самому надеть колготки или футболку, и он с завидным упрямством и усердием пытается справиться с этой задачей. Если вы опаздываете в детский сад или на работу, просто уложите малыша спать пораньше, соответственно, пораньше разбудите. Если же вы пойдете по пути наименьшего сопротивления, к 3-4 годам эти прекрасные порывы к труду в ребенке угаснут, он привыкнет, что взрослые все делают за него. А если вы попросите малыша одеться самостоятельно, то еще и возмутится, закапризничает. К 7-9 летнему возрасту он уже будет вполне умело и целенаправленно отлынивать от любых обязанностей.

Приучаем к осознанному труду

Значимость повседневных действий взрослых маленькие дети пока не осознают. Также они еще не способны понимать, что родители, которые работают, а также занимаются домашними делами – готовкой, уборкой, стиркой и т.д. – могут утомляться, уставать. Для малыша все происходящее вокруг него воспринимается как само собой разумеющееся, и необходимость помогать родителям ребенок сам оценить не может. Ваша задача – объяснить ребенку, что будет очень хорошо, если он поможет выполнить некоторые дела по дому, что вы в этом нуждаетесь, что его помощь даст возможность быстрее закончить работу и больше времени уделить интересным занятиям, совместным играм и т.п. Чем раньше ребенок начнет осваивать науку трудолюбия, тем легче она будет даваться ему, и с чувством лени он никогда не познакомится. Упущение этого момента в раннем возрасте потребует в дальнейшем длительной и серьезной работы над исправлением ошибки, которая, кстати, в большинстве случаев остается безрезультатной. Ведь корни бездействия и праздного образа жизни уходят в осознание ребенком того, что все дела могут быть сделаны кем-то другим. В дальнейшем такой подход развивает неприспособленность к жизни вообще, формирует безответственную и беспомощную личность.

Для детей лучшим средством от лени является игра и поощрение. Помните, для ребенка важно не что он делает, а как он делает. Используя игру, вы можете давать малышу практически любые задания. Всего лишь, обращаясь к нему, начните фразу с двух волшебных слов: «Давай поиграем!» В раннем возрасте дети также интересуются различными соревновательными моментами – кто аккуратнее сложит одежду, лучше вымоет посуду и т.п. Победителю положен приз! Подберите способ, наиболее удачно воссоединяющий ваши интересы с желаниями ребенка. Труд ребенку должен даваться легко, должен приносить радость, а не тяготить. Хорошим подспорьем станут книги и мультфильмы про трудолюбивых и ленивых детей (например, «Вовка в тридевятом царстве»). Поверьте, на ленивого персонажа ребенок быть похожим не захочет!

Учитываем индивидуальные особенности ребенка

Застенчивые дети часто не уверены в себе, и поэтому даже малейшее поражение воспринимается ими как огромный позор. Такие дети болезненно реагируют на замечания взрослых, им постоянно кажется, что они все делают плохо. Самолюбие у такого ребенка также может быть легко уязвимо, и потому он скорее предпочтет прослыть лентяем, чем в очередной раз становиться объектом для насмешек сверстников или упреков взрослых. Часто бывает, что дети выполняют дела по дому с большой охотой, а в школе не делают успехов, причиной может быть тот факт, что учительница при всех на уроке однажды выразила неудовольствие их знаниями.

Порой дети с таким складом характера медлительны от природы, и эту медлительность не стоит путать с леностью. Низкая активность также может быть обусловлена чувством опасности. Опять же, лучше я прослыву лентяем, чем трусом. Важно помнить, что дети-невротики склонны к нервной истощаемости. Если такой ребенок долго гулял на улице или смотрел телевизор, то в этот же день он может отказаться не только от выполнения каких-то дел по дому, но даже от чистки зубов перед сном. Будьте снисходительны и терпеливы. Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка.

  • Когда ребенок пытается вам помочь, не препятствуйте ему в этом, наоборот, поддержите инициативу малыша. Покажите, как пользоваться тряпкой, совком и т.д.
  • Допускайте ребенка к мытью посуды. Во избежание разбитых тарелок или травм вы можете сначала доверить ребенку пластиковую посуду.
  • Для формирования ответственности и чувства долга доверьте малышу уход за живым существом, пусть это даже будет сначала одно комнатное растение. Объясните, что цветок нуждается в регулярном поливе и уходе, а иначе он погибнет.
  • Подросших детей можно учить пользоваться бытовой техникой. Покажите, как включить микроволновую печь или электрический чайник. Помните, что взаимодействовать с электроприборами ребенок может только под контролем взрослых!
  • Детей постарше научите стирать свое нижнее белье, носочки, носовые платки.
  • Для девочек очень важно помогать маме на кухне. Старайтесь заинтересовать их и вовлечь в увлекательный и, на самом деле, творческий процесс приготовления пищи. Пеките с дочкой пирожки и печенье, разрешите нарезать вареные овощи или очистить вареное яйцо, купите для девочки яркий фартучек.
  • Мальчика можно привлекать к мужской работе по дому – для начала он может просто подавать папе инструменты и учиться различать их.
  • Всегда хвалите ребенка за помощь, даже когда у него не все получается. Это создаст положительный эмоциональный отклик, и в дальнейшем хлопоты по хозяйству будут приносить только радость. Представьте, насколько это облегчит ребенку жизнь в дальнейшем, когда он сам станет взрослым!

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ И РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ЭТОМ»

Вряд ли найдется взрослый, который будет возражать против того, что ребенка нужно приобщать к труду. Вместе с тем, в каждой семье вопросы трудового воспитания решаются по-своему. Трудолюбие, как и любое другое свойство личности, не появляется само собой. В наши дни, пожалуй, чаще всего встретишь семью, в которой двое взрослых воспитывают одного/двух детей. В этих условий нет необходимости в детском труде. В то же время родители понимают: когда-то и малышу придется, трудится, и уже сейчас необходимо что- то делать для трудового воспитания. И это «что-то» порою проявляется в разговорах с ребенком о том, что трудится нужно, труд полезен. Труд влияет на всестороннее развитие ребенка. Конечная цель трудового воспитания - сформировать положительное отношение к труду, готовность выполнять любую, полезную обществу работу, трудиться добросовестно и творчески. Всестороннее воспитание детей предполагает их физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие. Формирование каждой из этих сторон невозможно вне труда. Любая трудовая деятельность требует физических усилий, упражняет различные группы мышц, усиливает обмен веществ, ребенок развивается физически. Во время труда дети действуют разнообразными предметами, материалами, узнают их свойства, качества, назначение, получают практически представления о величине, форме предметов, о времени и расстоянии, учатся видеть причинную зависимость идет их умственное развитие.

В труде возникает необходимость предвидеть последствия своих действий, проявлять настойчивость, чтобы добиться результата, а, следовательно, развивается умение управлять своим поведением. Все мы хотим видеть детей дисциплинированными, инициативными, самостоятельными, активными, отзывчивыми. Воспитанию этих качеств тоже помогает труд. Хорошо выполненная работа вызывает эстетические чувства, дети учатся видеть красоту в самых привычных будничных предметах, создавать с помощью взрослых прекрасное своими руками. И, конечно, следует помнить о том, что в дошкольном возрасте дети готовятся к трудовой деятельности в школе, получают необходимые навыки обращения с простыми инструментами, орудиями труда, приучают к самообслуживанию, становятся самостоятельными, относительно независимыми от взрослых. Участвовать в трудовой деятельности ребенок может только в том случае, если он достиг определенного уровня умственного и физического развития, умеет управлять своими движениями и действовать не беспорядочно, а по предложенному другими ли самостоятельно составленному плану.

Содержание трудового воспитания дошкольника включает формирование интереса и уважение к труду взрослых и участие в посильном труде. С малых лет дети слышат, что родители где-то работают: мама работает в магазине, папа спешит на работу. Малыш редко имеет возможность увидеть своих близких людей на производстве. Не имея определенных знаний о труде родителей, дети придумывают воображаемые действия. У ребенку может появится представление о том, что взрослые только для того и работают, чтобы обеспечить всем необходимым детей. Только от взрослых ребенок получает первые представления об общественной необходимости труда. В некоторых семьях взрослые охотно разговаривают с детьми о своем труде, отвечают на самые неожиданные вопросы - это вызывает у ребенка интерес, уважение и к родителям, которые создают интересные, полезные вещи, и к труду. Но довольно часто родители не придают значения этой стороне трудового воспитания, полагают, что ребенок все равно многое не понимает. В любом случае какое-то представление о труде близких у ребенка все же формируется.

Знания о труде родителей дети получают постепенно. Ребенку 3-4 лет достаточно назвать чем занимаются родители: папа делает столы, мама вытирает пыль, моет полы. Детям 4-5 лет можно рассказать о той пользе которую приносит труд родителей другим людям: мама готовит еду, чтобы накормить рабочих, папа следит, чтобы на заводе всегда горел свет. В 4-5 лет ребенку интересно узнать какие инструменты, машины помогают взрослым трудиться. Обратите внимание ребенка на то, что все люди вокруг трудятся. Знакомство с трудом взрослых вызывает у детей желание принять участие в общем труде. Они стараются помочь папе, маме. И хотя детская помощь незначительна, отказываясь от нее, взрослые допускают большую ошибку. Даже малое дело пробуждает у малыша добрые чувства. Приобщение к труду начинается с просьб - поручений. Ребенку 4-х лет поручайте то, что требует немедленного исполнения: подать папе молоток, принести бабушке нитки. Выполняя поручения, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, проявляется опыт послушания. Ребенок растет, и поручения усложняются. Можно поручить протереть и сложить кубики, принести воду и полить растения. Но чтобы ребенок справился с вашими поручениями прежде надо показать, научить, как нужно действовать, объяснить, почему нужно делать так, а не по-другому. Уметь - это значит выполнять работу не только самостоятельно и точно, но и самому контролировать свои действия, применять усвоенные приемы всегда, когда нужно. Понятно, сразу всему научиться трудно.

Растет человек, растут и требования к нему. Поручения сменяются обязанностями, т. е. делами, которые требуется выполнять постоянно, без напоминания взрослых. Трудно, да пожалуй, не нужно перечислять все те обязанности, которые может выполнить дошкольник в семье. Разные семьи, разные бытовые условия, разные формы взаимоотношений детей и взрослых. Но в любых условиях полезно руководствоваться правилами: Все, что ребенок способен делать сам, он обязан выполнять самостоятельно. Пусть обязанностей будет немного, но ребенок должен чувствовать обязанность их выполнения. Пожалуй, это наиболее трудная часть трудового воспитания. Сложная, в первую очередь для взрослых. Нерегулярность требований - основная причина неудачных попыток родителей приобщать детей к труду. Предъявляя требования, не забудьте, что дети дошкольного возраста быстро утомляются, они могут трудиться всего 20-30 минут (дети 3-4 лет 10 минут).

С первых трудовых шагов учите ребенка следовать двум правилам:

  1. Начатое дело должно быть законченно
  2. Все, что делаешь, делай хорошо

Конечно, второе правило нуждается в дополнительном разъяснении: хорошо - это добросовестно, аккуратно, ловко, быстро, самостоятельно, дружно. Важно увидеть, что не получается, почему, и. в зависимости от причин неудач, неумелому - показать, забывчивому - напомнить, неуверенного - подбодрить, от ленивого - потребовать. Детям 5-ти лет уже можно объяснить, что все взрослые что-то делают для детей, а они в свою очередь должны заботиться о взрослых. Если ребенок старшего дошкольного возраста превращает труд в игру, напомните ему о цели труда, предложите ему закончить дело и после этого заняться игрой. Не упускайте случая подбодрить, поощрить ребенка, если он делает по своей инициативе, проявляет заботу, предупредительность. И, конечно, ни в коем случае не наказывайте детей трудом или уклонением от труда. Пусть ребенок чувствует радость от того что ему доверяют, что он принимает участие в общем труде. Тогда отстранения от выполнения обязанностей будет восприниматься как неприятность, как наказание. Старайтесь связывать привычные для ребенка виды труда с его будущими трудовыми делами: «Научишься вытирать ложки, покажу тебе, как их мыть. Научишься стирать кукольную одежду, разрешу постирать носочки, фартук».

Знакомство с трудом взрослых, постоянное личное участие в труде, помогают детям дошкольного возраста понять требования, которые к ним предъявляются.

  1. У взрослых и у детей есть дела, выполнение которых обязательно
  2. Любое дело старайся выполнить правильно и хорошо. Не умеешь, попроси показать, объяснить.
  3. Начатое дело не откладывай на потом. Помни пословицу: «Кончил дело, гуляй смело».
  4. Кончил трудиться - убери за собой.
  5. Если видишь, кто-то нуждается в помощи, не жди, когда попросят, предложи свою помощь сам.

Если ребенок 6-7 лет без напоминания взрослых выполняет эти правила, можно говорить о хорошем уровне его трудового воспитания.


Воспитание трудолюбия у детей.

Пожалуй в нашей стране трудно найти человека, который считал бы, что детей не надо приучать к труду.

Дети дошкольного возраста обычно очень активны, это живой деятельный, неугомонный народ. Ребятишки много играют, бегают, прыгают, вечно чем-то заняты. И доступный возрасту труд никак не противоречит природе малыша, напротив, он отвечает потребности ребенка быть в действии, что-то делать. Поэтому часто можно видеть, с каким удовольствием малыши выполняют ту или иную работу.

В процессе работы дошкольник узнает иного нового о вещах, об их качествах и назначении. Он знакомится со стеклянной и металлической посудой, как работать с лопатой, с молотком и т.д.

Таким образом, в трудовой деятельности ребенок получает ответ на свои многочисленные «почему», «для чего», «как», удовлетворяет свою потребность в познании окружающего.

В не сложной как будто работе малышам приходится преодолевать трудности, надо суметь выполнять дело, не оставлять его незаконченным. А это очень важно для развития хорошей настойчивости, дисциплины.

Но самое важное это то, что только самостоятельная работа ребенка, требующая определенных физических, умственных и волевых усилий, дает ему в конце концов некоторые представление к труду.

Понятно, что малышей 2-3 лет приучают вначале выполнять несложные поручения: принести книжку, газету или положить игрушки на место, разложить ложки на столе. Их учат самостоятельно одеваться.

Конечно, надо учитывать физические возможности ребенка и не перезагружать его.

Говоря о труде дошкольников, мы должны подчеркнуть его связь с игрой. Он как бы рождается из игры.

Так как же добиться, чтобы ребенок, который только что отказывался убрать свои игрушки, вдруг с охотой принялся за дело?

Для этого есть верные средства – свяжите это дело с игрой, вместе в него немного фантазии. Подскажите малышу, как можно расположить игрушки: собаку посадить около его домика, машины поставить в гараж, мишку уложить спать. И вы увидите, что ребенок увлечется этой игрой – уборкой.

Ребенок убирает в своем уголке, однако эта работа полезна для всей семьи: ведь если игрушки в порядке, то в комнате красивее. Малыш учится замечать красивое, стремится к красоте.

Чтобы привлечь его к труду, кроме игры, есть еще средство – совместный труд детей и взрослых. Ведь для ребенка дошкольника всегда большая радость побыть вместе с отцом, матерью, бабушкой, поиграть с ними, поработать.

Вот это желание детей работать вместе со старшими мы можем использовать для того, чтобы прививать малышам любовь к самому труду, привычку к нему. В совместной работе вам легче научит ребенка правильным приемам труда, показать ему, как нужно выполнять то или иное дело. Совместная работа еще и тем ценна, что тут у детей формируются ростки коллективизма – ребенок на деле убеждается, что от качества его работы зависят в какой то мере и результаты общего труда.

Очень важно воспитание трудовой установки. Каков бы ни был по своему созданию труд дошкольника, перед ребенком должна быть ясна поставлена цель. Его действия должны быть рациональны, чтобы при наименьшей затрате сил получить лучшие результаты. Увлеченный процессом труда, ребенок может забыть о результате, который обязательно должен получится благодаря его усилиям.

Очень важно, чтобы мы со вниманием относились к его труду, вовремя помочь ему советом, не подавляли его самостоятельности, инициативы.

Ребенок только тогда получит удовлетворения от работы и она будет воспитательно - умной, когда его труд потребует от него определенных усилий. Не странно, если он и устанет немного! Нет не чего хуже «игрушечного» труда, который ничего не стоит ребенку. Даже самые маленькие дети признают только целесообразный труд.

Нам с вами нужно думать и о том, каковы мотивы труда у наших детей, что побуждает их трудится. От мотива зависит во многом и качество работы, и ее воспитательная ценность.

Труд ради других людей становится особенно важным в воспитании 3 – 4-го ребенка. Распространенная ошибка родителей заключается в том, что они не приучают своих подросших ребят к систематическому труду. Но для детей 3-4лет уже необходимо выполнение определенных, постоянных обязанностей. Выполнял работу не только для себя, но и посильные обязанности на дому или в группе детского сада, ребенка привлекает желание заботится о других людях, о родных, о товарищах.

Некоторые родители говорят, что и хотели бы заняться трудовым воспитанием ребенка, но у них нет для этого времени, им некогда играть, пока он сам оденется, сам накроет на стол, - они сделают это быстрее, да и результат будет лучше. Все это верно, но ведь так мы упускаем золотое время, когда ребенок сам очень хочет что-то делать, помогать, подражая взрослым. Очень важно, чтобы родители набрались терпения, выдержки и непременно бы давали ребенку возможность самостоятельно делать то, что он может сделать, что ему по силам.


Ольга Шаталова
Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у старших дошкольников»

Консультация для родителей : «Воспитание трудолюбия у старших дошкольников »

Одна из основных функций семьи – воспитание детей . Родственные чувства, которые объединяют членов семьи, взаимопомощь, бескорыстная забота друг о друге – это необходимые, но далеко не единственные условия нравственного развития ребёнка, его трудового воспитания .

Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни, но особенно актуальна эта задача становится, когда ребёнку исполняется пять-шесть лет.

Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия , осознание полезности труда , понимание его общественной значимости.

Трудовому воспитанию , т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых , объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.

Трудовая деятельность дошкольника , умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том , что он тесно связан с игрой : игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов.

Ребёнок старшего дошкольного возраста интересуется не только процессом и непосредственными результатами работы, но и тем значением, которое она имеет для других. Эту тенденцию необходимо всячески развивать, ибо она свидетельствует о том, что у ребёнка начинают постепенно складываться представления об общественной полезности трудовой деятельности человека.

Всякая работа, выполняемая ребёнком, должна быть организована. Этому ребёнка старшего дошкольного возраста надо учить . Ребёнку необходимо научиться обдумывать план предстоящей работы, заранее подготовить всё необходимое, правильно организовать рабочее место. Он должен научиться вычленять основные этапы задуманного дела и иметь представление о наиболее рациональном способе достижения цели, результатов труда .

Нельзя принуждать выполнять какую-либо работу, так как это связано с отрицательными эмоциями и вряд ли позволит добиться хороших результатов. Наоборот, может возникнуть негативное отношение к труду , изменение которого потребует больших воспитательных усилий .

Трудолюбие проявляется у детей в разных жизненных ситуациях : дома, в гостях, в детском саду, когда за ними наблюдают, а также вне прямого контроля. Положительная оценка, полученная ребёнком из уст взрослого, а также доброжелательные советы на будущее - важный стимул для утверждения ребёнка в своих достижениях.

Создание и поддержание приподнятой, радостной атмосферы совместного труда способствует проявлению у детей радости, удовлетворения результатами труда . Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде . Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них.

Таким образом, совместный труд взрослых и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей , позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда .

Публикации по теме:

Гендерное воспитание дошкольников. Консультация для родителей Ребенок – это копилка вопросов. Целый день они сыплются из него, как из рога изобилия и остановить этот поток никто из старших членов семьи.

Как известно, любовь к Родине начинается с любви к своей семье, дому, городу, в котором мы живём. Воспитывая в детях патриотические чувства,.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию Отечества воспитывает уважение, гордость.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников» Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию. Это любовь к своим родным местам. Это гордость за свой город, своих соотечественников.

Консультация для родителей «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» «Улица полна неожиданностей и опасностей» Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А главное, внимание! Улица для.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». воспитатель Сафина Лейсан Рустямовна, МАДОУ №106 «Забава».

Екатерина Денисенко
Консультация для родителей «Как воспитать трудолюбивого ребенка»

Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей , будут наиболее прочными, если дети видят их у родителей . Ребенок в дошкольном возрасте всегда стремится подражать окружающим : родителям , старшим братьям и сестрам, товарищам. Подражательность является психологической особенностью дошкольников. Дети склонны подражать как хорошим, так и плохим

поступкам. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям положительные примеры для подражания. Почему так важен личный пример в воспитании желательных нам черт личности? Психологи говорят, что всякое научение должно сопровождаться «положительным эмоциональным

сдвигом» - только тогда оно ляжет в характер прочно. Т. е. малыш легко

усваивает хорошее, если при этом испытывает радость. Вам хочется,

чтобы ребенок постепенно привыкал к выполнению простых трудовых

обязанностей. Но вы замечаете, что он, например, не любит убирать за собой

игрушки. Конечно, вы можете просто заставить его сделать это, как и многое

другое, доступное в том или ином возрасте : вытирать пыль, поливать цветы

собирать фрукты с деревьев и овощи с грядок и т. д. Заставить-то вы его

заставите, и он будет делать- это. Но не трудолюбие вы в нем вырастите . В

лучшем случае - привычку делать то, что требуют. В худшем - отвращение

к труду . Вообще-то воспитывать малыша надо уже тогда, когда он еще,

образно выражаясь, поперек лавки лежит. Когда грудничок впервые тянет

ручонки к погремушке, одна мама заботливо вложит погремушку в ручку, а

другая будет наблюдать, как малявка пыхтит изо всех сил, пищит, но

пытается дотянуться до желанной цели. Права вторая мама.

Она воспитывает в чаде самостоятельность и стремление добиваться

поставленной цели, надеясь только на свои силы. Что

равносильно трудолюбию .

Родители ведь должны научить детей не тому, как убирать игрушки,

посадить саженец и стирать белье (хотя и это, безусловно, важно, а

самостоятельности, умению преодолевать трудности , сформировать

активную позицию ребенка по отношению к окружающему его миру.

Впрочем, это все научные изыски, надо просто знать : прививая дитятке

навыки трудолюбия и поощряя его (ее) усердие, когда он (она) помогает

нам по дому, в огороде на грядке мы облегчаем детям жизнь в будущем и

закладываем основу их мировоззрения и будущего жизненного успеха. Вот

так-то - ни больше, ни меньше.

Если стараться предугадать все действия ребенка , то ничего хорошего из

этого не выйдет : у него угаснет самая главная сила, которая направляет его,

интерес. Пусть малыш самостоятельно дотянется до ягодки на ветки, соберет

урожай в свою корзинку, сам отнесет на кухню бабушки, где она сварит,

например, компот. В процессе ребенок учится быть самостоятельным

и трудиться .

Помните : ребенок учится каким-то действиям, когда начинает подражать

старшим. Поэтому, если ваше чадо рвется помочь папе или маме вскопать

огород, не отталкивайте его, не глушите инициативу. Наоборот, всячески

привлекайте ребенка : дайте ему лопатку пусть выкопает небольшую ямку, и

посадите какой-нибудь цветок, который обязательно весной будет цвести- это

результат его работы.

Конечно, важную роль может сыграть любовь и внимание взрослых,

одобрение ими поведения малыша. Но огромное значение будет иметь,

когда ребенок будет учиться трудиться у вас , подражая вам, оттого, что

рядом с вами, вместе с вами. Общение со взрослыми -мощный источник

радостных переживаний для малыша. Вот почему живой пример, который вы

являете ему своим трудолюбием - или доброжелательностью, или

вежливостью, или обязательностью, - не может не запасть ему в душу.

Очень важный период в жизни ребенка наступает в года три : "Я сам!".

Отлично! Задача родителей - незаметно помогать и как можно чаще

хвалить малыша, даже за самые малюсенькие победы. А чтобы легче было

это делать, надо придумать для малыша обязанности с которыми он легко

может справляться и был видимый результат. Например, посадить семечку, а

потом наблюдать как растет подсолнух, поливать цветы, а потом

рассматривать их цветы и можно их нарисовать или сорвать букет на день

рождения бабушки и т. д. Главное - чтобы поручение было постоянным, по

силам малышу. Одним словом, поручив что-то ребенку , дождитесь, пока он

все сделает, и не стремитесь выполнить работу за него, будьте рядом.

Чем больше вы его поторапливаете, тем медленнее он будет все делать. Хотя

бы из-за свойственного всем детям упрямства. Будьте терпеливы - рано или

поздно у малыша все начнет получаться, движения станут быстрыми и

уверенными.

Если у ребенка что-то не получается, сделайте это вместе. Покажите, как

надо, проговорите медленно каждое свое движение, объясните, где ошибка и

как ее исправить. И обязательно найдите, за что похвалить чадо. Дайте

малышу почувствовать, что его старания не напрасны, что он приносит

пользу не только себе, но и окружающим. Скажем, "Я сегодня так устала, а

ты мне помог, сорвал к обеду укроп и петрушку. Молодец!"

Будьте готовы к тому, что ребенку все надо постоянно напоминать. Но делать

это нужно вежливо и таким тоном, как если бы вы говорили со взрослым

человеком. Это относится и к домашним делам и к хозяйственным и.

Если ребенка заинтересовать , он горы свернет. Придумайте занимательную

игру. Скажем, машинку надо поставить не на полку, а загнать в гараж, куклу

уложить спать, а нож ну очень скучает по работе. Так давай позволим ему

нарезать салат. А так как самостоятельно нож с этим не справится, мы

должны ему помочь. Можно устроить и соревнование : "Давай посмотрим,

кто быстрее - ты комнату подметешь, или я посуду помою".

Ребенок только тогда получит удовлетворение от работы, когда

его труд потребует от него определенных усилий. Нет ничего хуже

"игрушечного" труда , который ему ничего не стоит. Но нельзя делать помощь

в огороде средством для достижения другой цели ("Пока не прополешь всю

грядку, не пойдешь гулять"). Иначе дети будут воспринимать труд как нечто

вынужденное, помощь в огороде, в саду потеряет свою привлекательность,

перестанет увлекать и приносить радость.

Бывает, что в стремлении привить трудовые навыки подрастающему

поколению родители забывают , что имеют дело с детьми. У детской

исполнительности есть законный предел. Если ребёнок хотя бы в течение

пяти минут исполняет чью-то просьбу, его уже можно считать послушным

и трудолюбивым .

Основные правила

Не подавляйте инициативу малышу - научиться чему-либо можно только

путем проб и ошибок, то есть только на практике.

Прежде чем что-то поручить ребенку , покажите, как это сделать.

Объясните алгоритм действий и посмотрите, как справляется с

заданием ребенок . Если что-то не получилось, найдите, за

что ребенка похвалить и тактично исправьте ошибки. Наберитесь терпения.

Возможно, придется проделать эту операцию несколько раз вместе.

Будьте последовательны в своих требованиях.

Учитывайте индивидуальные и возрастные

особенности ребенка . Труд должен быть посильным и требовать физических

и умственных усилий.

Превратите работу на грядках, в саду или на цветниках в увлекательную

Учите ребенка уважать труд других людей . Рассказывайте малышу о

своей работе, о работе других близких.

Тактично оценивайте результаты труда ребенка . Постоянно хвалите его за

старательность и прилежание. Критикуйте только результат или способ, а не

самого маленького исполнителя.

Работа не должна быть однообразной. Чтобы ребенок отдохнул ,

предлагайте ему разную работу : полил цветы, а теперь давай вместе вынесем

сухие ветки с огорода.

Очень важен тон, которым дается поручение. Уважительная просьба

выполняется охотнее, чем безапелляционный приказ.

Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество

выполненной работы. Если не все получилось - не раздражайтесь,

объясните ещё раз.

Всегда привлекайте ребенка к большим семейным делам (когда надо

собрать овощи к праздничному столу, построить парник) и приучайте

начатую работу доводить до конца.

Постоянно пересматривайте и расширяйте круг обязанностей

своего ребенка .

Нельзя наказывать ребенка трудом ("Ты меня не слушаешься, поэтому

соберешь целое ведро помидор").

Учим сеять картошку

Мы уже говорили, что в общении с ребенком важен принцип "делай, как я".

Чтобы научить малыша помогать сеять картошку, продемонстрируйте этот

процесс на своем личном примере. Возьмите маленькое ведерко, положите

для малыша семенную картошку (выберете картошку с маленькими

толстенькими отросточками). Покажите малышу, предложите рассказать,

чем семенная картошка отличается от той картошки которую мы чистим и

варим. Объясните важность ростков. При этом любое свое действие

надо озвучивать : «Посмотри папа копает лунки, а мы с тобой будем

укладывать картошечку в лунки. Я беру картошку и вот так, посмотри, кладу

в лунку.» Желательно чтобы ребенок шел впереди , для того чтобы иметь

возможность исправить его ошибки. «Вот ты молодец, а теперь папа будет

закапывать картошку, как будто укрывать одеялом, чтобы ей было тепло и

ростом, поливаем, всё делаем вместе, а как итоговый результат копаем

картошку, и обращаем внимание на то что клали в лунку одну картошку а

какой лунке больше картошин, а какая картошка самая большая.

Готовим салат «Солнечный»

Пойдите на грядку, сорвите огурец, помидор, болгарский перец, зеленый лук,

укроп, петрушку и ещё что-нибудь, что найдете на своих грядках.

Пусть ребенок вымоет в теплой воде овощи, зелень (зелень необходимо

вымыть особенно тщательно, поэтому помогите ребенку ,

пусть ребенок принесет миску под салат и дощечку. Нарежьте в

присутствии ребенка все это хозяйство не большими дольками.

Пусть малыш попробует даже сам что-то нарезать. Для этого вложите нож в

его ручку, сверху положите свою и водите ножом. Малыш будет в восторге,

честное слово!

А если еще предложить крохе самому перемешать салат и украсить его, влить

масло, красиво подать на блюде - в следующий раз он сам, вызовется

помогать вам как в огороде так и на кухне.

Обязательно похвалите своего помощника. Причем в присутствии других

членов семьи. А поедая салат, не забывайте их нахваливать и подчеркивать

В следующий раз ребенок захочет уже приготовить бутерброд, а там,

глядишь, и до картошки с яичницей очередь дойдет.

Вот так, шаг за шагом, вы и вырастите настоящего помощника, для Вас, а

сам ребенок будет любознательным, трудолюбивым , самостоятельным,

инициативным, активным, дисциплинированным, наблюдательным, бережно

относящегося к природе.

И так помните!

Сделайте процесс труда ему интересно .

Постарайтесь не ограничивать инициативу малыша.

Никогда не подгоняйте ребенка !

Не ругайте ребенка .

Учить детей надо играючи.

Должен быть результат деятельности, вкусный, познавательный, интересный.