Меню

Козлова куликова дошкольная педагогика содержание. Дошкольная педагогика С

Мода

Книга раскрывает базовые вопросы дошкольной педагогики в контексте современных отечественных и зарубежных психопедагогических исследований. Работа составлена таким образом, что предполагает преемственность профессионального образования в высших учебных заведениях.

Описание

Книга раскрывает базовые вопросы дошкольной педагогики в контексте современных отечественных и зарубежных психопедагогических исследований. Работа составлена таким образом, что предполагает преемственность профессионального образования в высших учебных заведениях. Содержание соответствует государственным образовательным стандартам. Помимо прочего, книга включает в себя набор практических творческих заданий и педагогических задач для проверки усвоения материала и дополнительную информацию для всех, кто интересуется темой педагогики.

Книга представлена предисловием, шестью разделами, включающими несколько глав каждый, приложением и списком литературы.

В первом разделе идёт разбор общих основ педагогики, профессии педагога, педагогики как науки, факторов развития. Второй раздел посвящён содержанию и методике воспитания детей, и рассматривает такие темы как педагогическое целеполагание, эстетическое, нравственное, умственное и другие виды воспитания. В третьем разделе обсуждаются вопросы обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Из четвёртого раздела вы узнаете о воспитании детей в игре, теории игры и видах игр, методах и формах организации обучения. Пятый раздел рассматривает темы взаимосвязи дошкольных учреждений с семьёй и школой. Последний раздел расскажет о педагогическом процессе в дошкольных учреждениях. В приложении вы найдёте конвенцию о правах ребёнка, концепцию дошкольного воспитания, набор заданий к «Педагогическому капустнику» и педагогический словарь.

Об авторе

КОЗЛОВА Светлана Анисимовна является профессором, доктором педагогических наук, заведующей кафедрой дошкольной педагогики и заслуженным профессором Московского городского педагогического университета, членом Международной педагогической академии, заслуженным учителем Российской Федерации, автором программы социального развития дошкольников «Я-Человек» и соавтором программы «Предшкольная пора».

Общая характеристика учебного пособия

Учебное пособие «Дошкольная педагогика » авторов С.А. Козловой и Т.А. Куликовой, выдержало уже множество переизданий. $15$-е издание, переработанное и дополненное, вышло в $2015$ году. Данное учебное пособие рекомендовано к использованию ФГАУ «ФИРО», отражает требования ФГОС СПО и предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование».

Авторами учебного пособия рассматриваются основные аспекты дошкольной педагогики на основе проведённых современных российских и зарубежных научных исследований. Основным отличием данного учебного пособия от ряда других является вместе с теоретическим материалом дополнительной информации для любознательных, педагогических задач, практических творческих заданий с целью проверки усвоенного материала.

Структура учебного пособия

Учебное пособие состоит из шести разделов, каждый из которых представлен несколькими главам.

Раздел первый направлен на ознакомление студентов с общими основами педагогики. В ходе изучения данного раздела, студенты получают представления:

  • о профессии педагога и профессионально важных личностных качеств педагога;
  • о педагогике как науке;
  • о современной системе образования;
  • о факторах развития;
  • о ребёнке как объекте педагогики.

Во втором разделе в шести главах подробно рассматривается содержание и методика воспитания детей. Основное внимание авторы уделяют рассмотрению:

  • целеполагания в педагогике;
  • физического воспитания;
  • нравственного воспитания;
  • умственного воспитания;
  • эстетического воспитания;
  • трудового воспитания.

Третий раздел посвящён описанию особенностей обучения детей раннего и дошкольного возраста. Рассмотрен возрастной аспект проблемы, представлены теоретические основы обучения, а также методы и формы организации обучения.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность, поэтому четвёртый раздел учебного пособия рассматривает воспитание детей в игре. Раздел представлен семью главами, рассматривающими теорию игры, методы и формы организации, подробно представлены различные виды игр дошкольников – сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, игра со строительным материалом, дидактическая игра. В отдельной главе анализируются виды игрушек, используемые на каждом возрастном этапе дошкольного детства, требования к игрушкам.

Раздел пятый учебного пособия освещает вопросы взаимодействия детского сада, семьи и школы. Рассматриваются такие аспекты взаимодействия, как взаимосвязь дошкольного учреждения с семьями воспитанников, а также взаимосвязь дошкольного учреждения со школой.

Шестой раздел «Педагогический процесс в дошкольном учреждении» позволяет получить студентам представления о педагогическом процессе в дошкольном учреждении, об организационных основах педагогического процесса, разных видах планирования педагогического процесса.

Для оказания помощи студентам и более полного усвоения учебного материала авторами представлен список литературы. В приложениях помещены два важных документа, с которыми обязательно должны ознакомиться студенты – Конвенция о правах ребёнка и Концепция дошкольного воспитания.

Замечание 1

С целью более полного понимания учебного материала и более уверенного владения педагогической терминологией в конце учебного пособия авторы поместили «Педагогический словарик». Для повышения интереса студентов к изучению дошкольной педагогики в учебном пособии представлены занимательные задания к «педагогическому капустнику».

В учебнике раскрываются основные вопросы дошкольной педагогики с учетом новейших психопедагогических исследований в России и за рубежом. Содержание книги соответствует государственным образовательным стандартам и предусматривает преемственность профессионального образования на его второй ступени (в вузе). Кроме того, в учебник включена дополнительная информация для любознательных, педагогические задачи, практические творческие задания, имеющие целью проверку усвоенных знаний.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА.
Слово «педагогика» возникло в античные времена и за прошедшие тысячелетия зазвучало на разных языках, заняв прочное место в общеупотребительной лексике. Им пользуются не только специалисты, но и люди, далекие от педагогической профессии. Такому широкому распространению слово «педагогика» обязано своей неоднозначностью. За ним закрепилось два значения:
- педагогика - область практической деятельности, искусство, ремесло;
-педагогика - область научного знания, наука.

В первом значении слово «педагогика» стало употребляться значительно раньше, чем во втором. Педагогика как наука возникла много веков спустя. Поэтому педагогика -сравнительно молодая отрасль знания среди таких древних
наук, как, например, философия, медицина, геометрия, астрономия.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Дошкольная педагогика, Козлова С.А., Куликова Т.А., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Развитие предметных и метапредметных умений в урочной и внеурочной деятельности, Физика и астрономия, Сборник методических материалов, Власова А.А., Румбешт Е.А., Трифонова Л.Б., Червонный М.А., 2018
  • Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования, Проверочные работы, 1 класс, Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В., 2012
  • Классные часы, Внеклассная работа, 1-4 класс, Козлова М.А., 2012

Следующие учебники и книги.

Данный предмет - новый в подготовке специалистов для системы дошкольного образования, и пособие к этому курсу публикуется впервые. В книге раскрываются исторические и теоретические основы социализации личности ребенка, подходы к организации методической работы с детьми в дошкольном учреждении и в семье. Пособие включает необходимую для студентов информацию, творческие задания. В качестве приложения предлагается авторская программа для детского сада «Я - человек» и Декларация прав ребенка.

ПРЕДИСЛОВИЕ

НОВЫЙ ПРЕДМЕТ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На протяжении многих истекших лет учебный план подготовки специалистов колледжа и вуза по специальности «Дошкольное воспитание» в целом оставался прежним и лишь в последние 5 - 8 лет изменился существенно. Изменения касаются, в частности, введения норых предметов, одним из которых и является «Теория и методика ознакомления детей с социальной действительностью».

Почему же появилась потребность введения такого предмета в учебный план?

Процесс становления Человека сложен, многогранен. Ребенку очень нужна при этом помощь взрослого, и потому педагог должен владеть методикой, обеспечивающей для ребенка процесс социализации, вхождения его в мир себе подобных - мир людей.

Нельзя сказать, что прежде студентов не обучали такому содержанию педагогической деятельности - вопросы социализации личности были «рассыпаны» по многим предметам. Частично они присутствовали в курсах дошкольной педагогики, возрастной психологии, в методике физического воспитания, развития речи, ознакомления с природой и др. Однако каждый предмет имеет свои задачи и методы, а также свою специфику, которая, вольно или невольно, поглощает, подчиняет своей логике задачу социализации, воспитания у ребенка отношения к себе и другим людям. К тому же у будущих педагогов не формировались должные установки на приобретение профессиональных знаний и умений для помощи ребенку в его социализации.

«Теория и методика ознакомления детей с социальной действительностью» как учебная дисциплина обладает большими возможностями для развития у студентов таких профессионально важных качеств, как аналитичность мышления, способность к научному поиску, умение сочетать традиционность с инновациями и др. Данная учебная дисциплина обогащает студента умением содержательно, интересно, по-новому организовывать педагогический процесс, заботясь о развитии внутреннего мира ребенка, его духовности, его человечности.

Учебник «Дошкольная педагогика» авторов С.А. Козловой и Т.А. Куликовой , предназначенный для студентов среднего профессионального образования, переиздавался двенадцать раз, то есть практически каждый год, а последнее издание вышло в октябре 2011 года. Этот показатель свидетельствует о том, что учебное пособие является очень популярным и востребованным, а также и о том, что научная работа авторов в этом направлении не прекращается.

Кому адресовано пособие «Дошкольная педагогика» С.А. Козловой и Т.А. Куликовой

Последнее на сегодняшний день издание является стереотипным, то есть практически неизмененным. В нем, как и в предыдущих изданиях, сохранена главная авторская концепция доведения до студентов основных понятий и определений дошкольной педагогики и привития им навыков самообучения и саморазвития. При написании книги авторы опирались на новейшие психолого-педагогические исследования в области дошкольной педагогики российских и зарубежных коллег.

По своему содержанию учебное пособие полностью соответствует принятому государственному стандарту и может быть использовано помимо своего основного назначения в качестве методического пособия для студентов высших учебных заведений. В учебник включена дополнительная информация для расширения кругозора студентов, а также дополнительные практические творческие задания для самопроверки усвоенных знаний.

В авторской аннотации к учебнику подчеркивается, что дошкольное воспитание является не только очень ответственным, но и очень сложным делом, поскольку ребенок в таком возрасте еще не может правильно сформулировать свою мысль, объяснить воспитателю чего он хочет. Педагогу дошкольного образования часто приходится руководствоваться не столько полученными знаниями и навыками, сколько своими чувствами, интуицией. Поскольку каждый ребенок от рождения уникален, то и четких инструкций по его воспитанию быть просто не может.

Охватить все стороны современной педагогики, которая является достаточно сложной наукой с широким диапазоном знаний, в одном учебнике для студентов колледжа практически невозможно. Авторы ставили перед собой совсем другие цели. Одним из главных приемов, который использовали авторы книги в своей работе, является увлекательное изложение материала с целью вызвать интерес и желание будущих педагогов работать с детьми. Следующий прием это приведение убедительных примеров прикладного значения дошкольного воспитания и обучения в системе образования. И, наконец, влияние на профессиональное становление будущих педагогов и проявление интереса к теории педагогических процессов.

Авторы настаивают на проявлении у студентов активности и самостоятельности при овладении научными знаниями, поскольку без этих качеств изучение любого материала становится бессмысленным. Помимо теоретического и практического материала в форме лекций и заданий в учебном пособии содержатся словарь терминов и список рекомендуемой для самостоятельного изучения литературы, а также два наиболее важных для педагога документа. Это принятая всем мировым сообществом «Конвенция о правах ребенка» и Закон Российской Федерации «Об образовании» . Для того чтобы изучение изложенного в книге материала не превратилось у студентов в скучную обязанность, авторы даже включили в раздел «Приложение» специально подготовленные задания к «Педагогическому капустнику» .

Учебник разбит на шесть разделов, каждый из которых подразделяется на главы. Каждая глава представляет собой законченную статью, а общее количество глав составляет двадцать три. Начинается учебник с главы, которая называется «Общие основы педагогики» и носит вступительный характер, вводя читателей в мир педагогической науки, знакомя их с системой образования, современными отраслями педагогики, общепедагогическими подходами к воспитанию.

Первая глава, которая называется «Педагог: профессия и личность» , как уже понятно из названия, посвящена педагогу дошкольного образования. В ней приводятся краткие характеристики, так сказать «научные портреты» детей дошкольного и раннего возраста, которые в последующих главах разбираются намного подробнее. При описании разных типов личности детей, акцентируется особое внимание читателя на роль педагога в формировании самосознания и собственно личности ребенка.

Во втором разделе учебного пособия под заголовком «Содержание и методика воспитания детей» рассматриваются общепедагогические подходы к воспитанию и особенностях этого педагогического процесса на различных возрастных этапах детства. Раздел состоит из шести глав, в которых обсуждается перечень необходимых знаний и навыков воспитателя, а также упоминаются сопутствующие методические дисциплины, такие как, например, «Методика развития речи детей», «Методика физического воспитания детей» и «Ознакомление детей с социальной действительностью».

Третий раздел учебника, который называется «Обучение детей раннего и дошкольного возраста» посвящен организации процесса обучения, его планированию и построению, формам и методам воспитания и обучения, необходимым и целесообразным для применения в дошкольном образовании.

Раздел, который авторы считают особо важным в процессе воспитания детей раннего и школьного возраста, четвертый по счету и содержит семь глав. В нем обсуждается процесс воспитания дошкольников в игре. Роль игры в развитии ребенка, несомненно, огромна, и ее очень сложно переоценить. При помощи игры ребенка можно заинтересовать и увлечь, а значит, педагог дошкольного образования должен уметь правильно и с пользой организовывать детские игры, учитывая свое непосредственное участие в каждой из них и обеспечивая индивидуальное развитие своих воспитанников.

Темой пятого раздела стало раскрытие тесной взаимосвязи между семьей, дошкольным учреждением и школой в достижении общей для всех цели, коей является воспитание в ребенке всесторонне развитой личности. Эти три звена системы воспитания являются главными в процессе формирования личности, и каждое из них занимает в нем свое особое место. От педагога требуется это осознать и понять специфику каждого отдельного звена, их взаимосвязи и свою роль в установлении этой взаимосвязи.

В заключительном шестом разделе, который носит название «Педагогический процесс в дошкольном учреждении» , основное внимание уделяется проблеме рациональной организации работы по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Разумное планирование помогает педагогу рациональнее использовать рабочее время и полнее реализовывать свой научный и творческий потенциал.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!