Меню

Крашение шелка натуральными красителями. Как покрасить шелк в домашних условиях

Любовь

Существует предание, будто однажды молодая девушка Лей-Цзу, будучи женой третьего китайского императора Хуан-Ди, решила попить чай в роскошном императорском саду под одним из тутовых деревьев. На дереве висели коконы гусениц тутового шелкопряда, которые Лей-Цзу приняла за диковинные плоды.
Сорвав из любопытства такой «плод», она случайно уронила его в горячий чай. И каково же было ее изумление, когда кокон начал превращаться в тончайшую нить! Не растерявшись, Лей-Цзу быстро собрала коконы и соткала первый в мире шелковый халат.
Так появился шелк, а спустя немного времени стала популярной и роспись по нему.

Подготовка материалов

Прежде чем приступить к росписи, определитесь с выбором техники и подготовьте все, что понадобится в работе. Сам шелк для усадки нужно выстирать в теплом (не выше 30°С) мыльном растворе и просушить. Затем прогладить утюгом, немного увлажнить и натянуть на рамку.

Из тканей можно использовать фуляр, шифон, эксельсиор, крепдешин, туаль или любой другой натуральный шелк. Тонкие шелка расписывать легче, обычно они более гладкие, быстрее высыхают и впитывают краски. По тем же причинам исправить на них какие-то ошибки практически невозможно.

Краски бывают двух типов: на водной и спиртовой основе. Спирт высыхает мгновенно - это вариант для тех, кто красит быстро, поэтому новичку лучше использовать краски, разводящиеся водой.
Чтобы надолго сохранить яркость красок, используйте дистиллированную воду, водопроводная со временем может испортить цвета.

Техники росписи по шелку. Горячий батик

Понадобятся:

  1. кисти для краски (акварельные вполне подойдут);
  2. чантинг или тонкие кисти из щетины - для воска;
  3. вода (2 емкости для чистки кистей и смачивания шелка);
  4. краски для батика;
  5. большая кисть для нанесения воды на шелк;
  6. палитра или белое блюдце;
  7. ватные шарики для удаления избытка влаги;
  8. небольшая электроплита, на которой будет греться воск;
  9. исчезающий маркер для ткани;
  10. воск или парафин.


Натяните шелк на рамку. Если вы отлично рисуете, то набросок будущего рисунка можно сделать сразу на материи. Если же нет, распечатайте любой понравившийся рисунок, обведите контур фломастером и положите его под шелк. Просвечивающийся сквозь тонкую ткань контур хорошо различим, останется только аккуратно скопировать его на ткань исчезающим маркером.

Теперь щетинистой кистью или чантингом нанесите тонкие линии парафина или воска поверх исчезающего маркера. После того как воск застыл, можно приступать к покраске. Быстро смочите ткань и нанесите самые светлые краски вашей картины. Затем сделайте еще один слой воска по старым линиям, захватывая новые участки ткани, и после его высыхания смочите шелк водой и нанесите более темные краски.

Повторив такую очередность несколько раз, вы получите множество оттенков. После просушки последнего слоя краски уложите шелк между старыми газетами и прогладьте утюгом, меняя верхний слой до тех пор, пока воск не перестанет пачкаться.

Холодный батик (техника «Гутта»)

Понадобятся:

  1. резерв - специальный резиновый клей, продается в небольшом флаконе с тонким носиком;
  2. кисти;
  3. краски;
  4. вода (2 емкости);
  5. исчезающий маркер.

Эта техника похожа на предыдущую, но гораздо легче в исполнении. После закрепления шелка на него маркером наносится рисунок. Затем контур обводится резервом, а после его высыхания шелк увлажняют, и можно приступать к покраске. Важно, чтобы рисунок был замкнутым, иначе краска растечется.

Акварельная техника

Натянутый шелк надо хорошо смочить водой и размашистыми штрихами быстро нарисовать какую-то картину. В акварельной технике нет никаких ограничителей для красок, поэтому они будут растекаться, смешиваться и образовывать новые цвета. Для этой техники хорошо подходят природные мотивы или причудливая абстракция.

Узелковая техника

Кусочек шелка, обычно это шарфик или платок, в произвольном порядке перевязывают нитками, создавая петельки и неровные выступы. Затем набирают краску в шприц и вливают ее в узелки, вкалывая туда иглу. Краски обычно берут контрастных цветов или нескольких оттенков одного цвета. После просушки нитки развязывают и закрепляют краски согласно инструкции.

Техника «Шибори»

Очень разнообразная по исполнению техника, немного похожа на «узелковую» и иногда выполняется только в одном цвете.

Первый способ. В шелк заворачивают небольшие предметы (например, камешки или большие пуговицы) затем каждый камешек туго перевязывают нитью или резинкой, шелк смачивают и опускают в краску. Если в узоре будет несколько цветов, то красят кистью. Как только заготовка высохнет, нитки можно снимать. Полотно будет закрашено, а места под нитками и складочками останутся белыми.

Второй способ. Влажную ткань складывают в выбранном порядке, например «гармошкой», зажимают между тонких досочек и вместе с ними туго связывают резинками. Красить можно как кистью, так и погружением в краску.

Третий способ. На уголок влажного шелка положите скалку или кусок трубы. Аккуратно по диагонали обмотайте шелк вокруг трубы, попутно равномерно укладывая складки ткани. Для лучшего прилегания туго перемотайте шелк ниткой по всей длине. Теперь сдвиньте оба края к центру (складки шелка должны крепко прилегать друг к другу), и начинайте красить. После просушивания и удаления ниток рисунок будет походить на водную рябь.

Четвертый способ. Спираль. В середину окрашиваемого шелка вертикально поставьте тонкую трубочку или карандаш. Теперь поворачивайте карандаш вокруг своей оси так, чтобы на него наворачивался шелк. Получившуюся «улитку» аккуратно перевяжите нитками, чтобы она не потеряла своей круглой формы. Теперь можно перейти к покраске. Визуально разбейте круг на части и красьте каждую, промачивая кистью, одним и тем же цветом с трех сторон (сверху, снизу и сбоку). После того как «улитка» высохнет, удалите нитки.

Солевая техника

На только что покрашенный участок любой из перечисленных техник насыпается немного соли. Соль притягивает к себе воду, а вместе с ней и краску, и на выбранном участке появляются ярко выраженные крапины и узоры. Точно так же работают и крупицы мочевины, но узоры от них немного отличаются, особенно если на крупинку капнуть воды или контрастной краски. После высыхания красок соль удаляют. Единственный минус такой техники - после нее практически невозможно закрасить ткань заново.

Закрепление красок

После любого из перечисленных способов окрашивания краски нужно закрепить согласно инструкции, обычно это утюжка или пропаривание. Постирать в теплой и в холодной воде, чтобы удалить излишки краски, а затем просушить и отгладить.

Как пропаривать?

Уложить ткань на старую газету (свежая оставит отпечатки), свернуть в рулон, а потом закрутить в нетугую «улитку» и связать нитками. В кастрюлю налить воды, около четверти, и поставить на огонь. «Улитку» привязать к палочке и повесить над водой в кастрюле. Внимательно проследите за тем, чтобы газета кроме палочки, на которой висит, ни к чему не прикасалась. Убавьте огонь, чтобы вода не бурлила, и накройте кастрюлю свернутым пледом или одеялом. Через 1-1.5 часа краски закрепятся.
Как видите, техник множество, и все они разнообразны. Несмотря на то, что роспись шелка насчитывает более трех тысяч лет, она по-прежнему остается популярной. Пробуйте, творите, и шелк откроется вам во всей красе!

  1. Любую ткань, и шелк в том числе, перед процедурой покраски следует привести в чистый вид. Попавшие на вещь загрязнения, пыль будут препятствовать ровному наложению краски. Слегка стряхиваете изделие, опускаете его в таз или ванну с теплой водой, которую сильно не нагревают. Шелк – деликатная ткань. Стирать ее рекомендуется вручную. Сильно не сжимая, не перекручивая. Мыло можно взять не только твердое хозяйственное, а и жидкое. Деликатно действует на шелковую ткань и стиральный гель. После стирки вещь выполаскиваете в нескольких чистых водах. Остатки мыла или порошка тоже не желательны: смажут результат процесса покраски.
  2. Перед тем как покрасить шелк, можно постирать его и в стиральной машине. Стирать шелк можно в автоматическом режиме. Самом деликатном. В комплекте с малыми оборотами выжимания.
  3. После стирки шелк лучше просушить, хотя можно дальше работать и с мокрым. Все равно придется опускать его в воду.
  4. Посуда для окраски шелка выбирается с эмалированной поверхностью. Желательно, чтобы вы запаслись сразу достаточным количеством теплой и холодной воды и не бегали потом, рискуя сорвать процесс покраски.
  5. Наливаете в выбранную емкость теплую воду. Засыпаете туда краску. Какую? Про искусство батика слышали? Заглянув в специальный магазин, где в продаже имеются краски для разных типов ткани, спрашиваете для шелка. Того оттенка, который хотите получить. Учитываете и предыдущие особенности шелкового рисунка. На темные, черные вещи светлая краска вряд ли ляжет, как положено. Придется взять с запасом, чтобы провести покраску повторно. На всякий случай.
  6. Краску разводите по инструкции. Перед тем как покрасить шелк имейте в виду, что не всегда добавить красителя побольше – это есть хорошо. Шелковую нежную ткань риску лучше не подвергать.
  7. Если вы собираетесь не просто окрашивать шелк, а разрисовывать его (это и есть популярное искусство рукоделия), предварительно вещь прополаскиваете в солевом растворе, не выжимая, высушиваете. Правда, на такой основе ярких красок не получится. Потому так приветствуется пастель. Зато держаться будет прочно и не даст контурам расплыться.
  8. Искусственный шелк придется еще и прокипятить в красящем растворе.
  9. На завершающем этапе шелк ополаскивают в прохладной воде с добавлением уксуса (столовая ложка на ведро воды). Это для закрепления краски и придания изделию блеска.

Я могу подсказать специалистов кто красит на заказ натуральными красителями. сама я не рискну, уж очень ответственность велика:)

Про закрепители. в каждом отдельном случае они разные. например, для окраски индиго закрепители уже в самом кубе содержатся.

А для крашения мареной обязательно используются квасцовые закрепители - протравы называются. в зависимости от желаемого цвета - используются алюмокалиевые квасцы, хромкалиевые или другие. все они придают ализарину - красящему элементу марены - разный оттенок. есть хорошо описанная отработанная методика. крушина также при разных квасцах дает разный цвет - желтый или зеленый. при крашении черникой закрепители - лимонная кислота или мыло (щелочь) - смотря в какой цвет вы хотите чтобы антоциановый краситель обратился - малиновый или синий.

Раньше квасцы получали из глины, из мочи, из болотной воды, красильщики короче говоря имели дело со всякой дрянью. У нас есть чистые химические вещества, порадуемся!

Для всяких травок - чтобы получить зеленый цвет можно закреплять цвет содой, при крашении луковой шелухой закрепляют солью и содой. При крашении травками или дубовой корой, грецкой корой или коркой граната - без всего получается коричневый цвет, с протравой железным купоросом - черный в сизый и серый. Краситель - таннин.

Шелк наиболее хорошо красится, иногда ему даже не надо закрепителя. Для мягких способов крашения шелка закрепитель - молочная обезжиренная сыворотка.

Шелк перед крашением надо простирать, потом уже не трогать руками. Часто в краситель опускаем сухой шелк.

Часто после крашения вынимаю ткань и после отжмки лишь слегка споласкиваю холодной водой, не прополаскивая нормально - вешаю "созреть" - тщательно расправив, даю высохнуть. тогда уже закрепляю и стираю без фанатизма.

Куркумой или натуральным шафраном получается стойкий потрясающий золотистый цвет - закрепитель - спирт.

Золотистый цвет также дает акация, крушина, пижма, ромашка (все разные оттенки).

Как краситель можно использовать конский щавель, чернику, ежевику, черноплодную рябину, крапиву, тысячелистник, пеларгонию (лишайник).

На шелке красивый оттенок можно получить с помощью луковой шелухи.

Шерсть по способности впитывать краситель стоит на втором месте. На третьем - хлопок, на четвертом - лен. Лен труднее всего покрасить в интенсивный цвет.

Если охота покрасить шелк и шерсть вместе - сначала красьте шелк,а потом уже шерсть - шерсть из раствора весть краситель забирает.

При крашении можно красить в одном растворе шелковые тряпочки по очереди - получится разные оттенки, от ярких к бледным.

Классические алюмокалиевые квасцы (не путать со жжеными аптечными) во первых ядовиты, во вторых пары их летучи и ядовиты.

Так что перчатки, проветривание, не попадало чтобы лишний раз на кожу, все хорошо перестирывать, ванну и баки мыть после всего хорошо.

Растительного сырья надо столько же по весу, сколько сухой ткани.

квасцы - обычно рассчеты по весу 2-3 %

соды и соли не больше 10 %

квасцевание бывает предварительное, одновременное и последующее. то есть Вы можете замочить шелк перед крашением в растворе квасцов. и не давая ткани высохнуть, тут же бухнуть в горячий раствор отцеженного растительного отвара.

Вы можете сразу в прокипевший отвар бухнуть квасцы и начать варить там ткань.

а можете сначала отварить в отваре ткань, а потом ее не прополаскивая бухнуть в горячий раствор квасцов.

суть квасцов в том, что они заставляют краситель садиться на волокна ткани.

то есть ализарин марены, например, окрашивает прекрасно ткань и без квасцов, но он менее стоек, кроме того квасцы вляют на молекулу красителя, и краситель становится из краснофиолетового алым в рыжий (алюмокалиевые) или синефиолетовым (хромкалиевые).

марена. купить реально в аптеке. это аптечное растение. так же как и крушина.

аптечная марена несколько хуже чем индийская, шелк замечательно красит, а вот шерсть и лен очень плохо. для таких тканей мы покупаем индийскую у реализаторов. можно у них же купить готовые наборы для крашения натуральным индиго, кору и цветы акации, кору ореха грецкого и гранатовую кожуру. из солнечного Узбекистана. у них же можно купить уже готовые окрашенные натурально узбекские и индийские шелка нужной толщины и скрутки - в мотках и бобинах.

индиго. очень стоек. цвет от темно синего до голубого. сам краситель экономичен - его надо всего то несколько процентов от веса ткани, но он зато дорогой. если марена стоит 80 р 100 г, то индиго стоит 3000 р. сто грамм.

самые стойкие и дорогие красители - это кошениль и кермес. все - красные.

кармин стоит 10000 р сто грамм. их тоже можно заказать.

Хотите сшить текстильную куклу в подарок, но под рукой только белая хлопчатобумажная ткань? Узнали, как сделать цветы из капрона? Не терпится попробовать прямо сейчас, но в шкафу есть только белые колготки. Не расстраивайтесь. Прочитав статью, вы легко сможете покрасить ткань в домашних условиях в разные оттенки, используя простые растительные красители, которые есть у каждого дома.

Для чего может потребоваться покраска ткани

Если вы занимаетесь рукоделием или художественным творчеством, то, скорее всего, слышали о существовании такой техники, как батик. Это роспись по ткани. Изначально использовался шелк, но сейчас применяют любые виды материи. Наносить пигменты на ткань можно как кистью, работая специальными жидкими красками, так и применяя окрашивание в емкости с цветным раствором. Первым способом удобно выполнять декоративные панно, второй используют для окрашивания элементов одежды или лоскутков, которые затем будут использоваться для создания текстильных сувениров.

Сейчас очень популярными являются текстильные куклы (Тильды, тыквоголовки и другие). Для их создания потребуется ткань телесного оттенка. Купить хлопчатобумажную материю такого цвета очень сложно. Она не пользуется спросом в больших количествах. Самый простой способ – покрасить ткань в домашних условиях, используя растительные красители.

Еще один вид рукоделия, где вам может потребоваться покраска ткани – изготовление цветов из капрона или шифона. Зная как получить разные оттенки самостоятельно, вам достаточно будет иметь только белый материал.

Также покраска ткани поможет вам изготовить оригинальные аксессуары для своего гардероба – шарфик или платок.

Чем покрасить ткань в домашних условиях и какие цвета получатся

Первый способ – это использование покупных красителей. Используют анилиновые красители, которые продаются в виде порошка и разводятся в нужном количестве воды в соответствии с инструкцией. Также продаются специальные жидкие краски для батика.

Второй способ, который в данном случае является наиболее интересным – покраска ткани, когда применяются растительные красители. Использовать можно любые цветные объекты природного происхождения, которые есть у вас дома. Список их следующий:

Чай, кофе;

Цедра апельсина, лимона;

Куркума (приправа желто-оранжевого цвета)

Луковая шелуха;

Черная рябина;

Листья крапивы;

Сок свеклы или моркови.

Одним словом, использовать можно все, что способно давать пигмент какого-либо цвета. Таким образом можно получить практически любой оттенок. Нужно лишь изменять концентрацию раствора или время воздействия на ткань.

Покраска ткани в домашних условиях: мастер-класс

Материалы и инструменты

Итак, чтобы получить цветные лоскутки вам потребуется следующее:

  • Белая ткань;
  • Красящие вещества;
  • Термостойкая емкость для приготовления раствора;
  • Ложка, которой будете помешивать и доставать ткань (лучше иметь еще и щипцы);
  • Ровная поверхность для просушивания или веревка, где можно развесить ткань.
  • Утюг.

Технология окрашивания

Какой бы вы ни брали пигмент, смысл работы будет в следующем:

  1. Приготавливаете раствор, опуская в горячую воду или доводя до кипения холодную воду с помещенным в нее красящей субстанцией;
  2. Опускаете в горячий раствор ткань;
  3. Выжидаете некоторое время (или доводите до кипения или кипятите);
  4. Достаете лоскут;
  5. Развешиваете или раскладываете на ровной поверхности;
  6. Разглаживаете утюгом.

Если вам нужно покрасить ткань в домашних условиях равномерно, следует избегать складок на лоскутке и присутствия посторонних объектов в емкости с красящим раствором (чаин, ягод, листьев).

Если вам, наоборот, нужно получить поверхность с рисунком, их присутствие не будет лишним, а скорее добавит оригинальности получаемому узору.

Приступим к практике

В данном мастер-классе используется второй метод из указанных выше. Его можно назвать техникой узелкового батика, когда перед окунанием ткани в цветной раствор, где находятся растительные красители, на лоскутках завязываются узелки, хаотично или в определенной последовательности. Там, где ткань оказывается плотно завязанной, она не прокрашивается и остается белой (исходного оттенка, если использовать какой-то другой цвет). Именно таким способом можно легко и быстро изготовить, например, оригинальный декоративный шарфик, платок, повязку на голову.

Кроме перечисленных выше принадлежностей вам потребуется следующее:

  • Пуговицы;
  • Нитки;
  • Ножницы.

Вместо пуговиц можно использовать горох, фасоль, бусины и любые другие подобные объекты. Если ничего такого нет под рукой или не хочется тратить много времени на такую работу, просто завяжите ткань в несколько узлов, свернув, например, лоскут сначала в виде полосы.

Итак, если вам нужно покраска ткани для изготовления головы, ручек и ножек текстильной куклы, используйте чай или кофе. Количество ингредиента по отношению к воде зависит от того оттенка, который вы хотите получить. Лучше сделать самостоятельно несколько экспериментальных образцов и выбрать оптимальный вариант. Исходить можно из чайной ложки на стакан воды.

После приготовления раствора, нужно его процедить, чтобы от чаинок не осталось пятен на ткани. В полученный раствор опускаете ткань и доводите до кипения. Смотрите, какой ткань приобретает оттенок. Если цвет вас устраивает, можно извлекать лоскут и отправлять его на просушку.

Второй образец окрашивается с помощью апельсиновых корок. Так можно получить оттенок от бледно до ярко-желтого.

​

Третий лоскуток окрашиваем луковой шелухой, немного прокипятив в растворе.

Для четвертого использовались мороженые ягоды черники (также подойдут и сушеные)

Для пятого применялась клюква.

В итоге получилось вот что:

После разворачивания, сушки и проглаживания, лоскутки выглядят так:

Если менять концентрацию и время выдержки, а также смешивать растворы между собой можно получить практически неограниченную гамму оттенков. Даже только с одной черникой вы легко получите оттенки от светло-фиолетового или синего до насыщенного пурпурного.

Итак, вы увидели, как легко покрасить ткань в домашних условиях, используя растительные красители, а, по сути, продукты питания (фрукты, овощи, листья, приправы). Сам процесс окрашивания также не составит труда. Количество получаемых оттенков зависит только от вашей фантазии и желания экспериментировать.