Меню

Крестовый шов. Как вышивать полукрестом? Описание техники для начинающих

Макияж

В большинстве случаев вышивка выполняется крестиком, но в некоторых дизайнах могут встретиться полукрест, 1/4 креста и 3/4 креста, бэкститч, а также французские узелки . Рассмотрим подробнее каждый из этих швов.

Шов Полный крест

Способ № 1: традиционный

Данный способ выполнения полного креста применяется при вышивки крестом.

Вышивают крестик справа налево. Закрепив нитку в углу клетки (точка 1), по диагонали вкалываем иглу в точку 2, затем делаем вертикальный стежок вниз (с изнаночной стороны) так, чтобы игла вышла из точки 3.

Снова проводим нитку по диагонали и вкалываем иглу в 4-ю точку квадрата. Чтобы начать вышивать следующий крестик, выводим иглу в точке 1.

Чаще всего таким способом вышивают в том случае, когда в схеме вышивки встречаются одиночные крестики, располагающиеся недалеко друг от друга. Если в схеме есть одиночные крестики одинакового цвета, которые располагаются друг от друга на расстоянии 2-3 см, то нитку можно не обрезать. В этом случае на изнаночной стороне вышивки получатся протяжки, но они закроются другими стежками.

Способ № 2: датский

Чтобы выполнить горизонтальный ряд крестиков, применяем вышивки креста.

Закрепляем нить, выводим иглу на лицевую сторону в левом нижнем углу клетки (точка 1). Делаем диагональный стежок в правый верхний угол (точка 2) и выводим иглу на изнаночную сторону. Затем выполняем вертикальный стежок в левый нижний угол следующей клетки (точка 3). Снова выполняем диагональный стежок и вводим иглу в точку 4. Таким образом вышиваем весь горизонтальный ряд в направлении слева направо.

В конце ряда делаем вертикальный стежок вниз (с изнаночной стороны) и выводим иглу на лицевую сторону в точке 7, т. е. в правый нижний угол последней клетки. Затем выполняем диагональный стежок в направлении справа налево в левый верхний угол клетки (точка 4) и выводим иглу на лицевую сторону в правом нижнем углу следующей клетки (точка 5).

Таким образом закрываем все крестики до конца ряда.

На изнанке горизонтальный ряд крестиков получится в виде двойных вертикальных стежков. Вышивая ряд крестиков именно таким способом, вы приблизитесь к освоению идеальной изнанки!

Основное правило вышивки крестом: верхние стежки крестика всегда лежат в одном направлении.

В схемах вышивки крестом полный крестик обозначается каким-либо символом, занимающим всю клеточку. В ключе схемы обычно указывается во сколько сложений нити вышивать полный крест.

Вся работа вышивается полным крестом

Шов Полукрест

Довольно часто в схемах встречаются фрагменты, которые необходимо вышить полукрестом (его ещё называют 1/2 креста). Если в описании не оговаривается направление полукрестиков, то их вышивают в том же направлении, что и верхние стежки полных крестиков.

Вышиваем полукрестики по тому же принципу, что и полные крестики, только в одном направлении. Сначала выводим иглу на лицевую сторону в левый нижний угол клетки (точка 1). Затем выполняем диагональный стежок в правый верхний угол клетки (точка 2) и выводим иглу с изнаночной стороны в левом нижнем углу следующей клетки (точка 3). Снова выполняем диагональный стежок и вводим иглу в точку 4. Таким образом, вышиваем в направлении слева направо до конца ряда.

Если вам хочется, чтобы полукрестики располагались в другую сторону, вышивайте по той же схеме, только в зеркальном отображении.

Условные обозначения в схеме вышивки

В схемах вышивки полукрестик также обозначается символом, занимающим всю клеточку.

Вышивка полукрестом может выполняться в 1, 2 и 3 сложения нити, что всегда оговаривается в ключе схемы.

Полукрест в 1 сложение нити

Полукрест в 2 сложения нити

В одной работе могут сочетаться полукрестики, вышитые нитями разной толщины.

Полукрестики в 1 и 2 сложения нити

Чаще всего полукрестиками вышивается фон (небо, вода, земля, трава, тени от предметов и т. п.), таким образом картина приобретает дополнительный объем.

Шов 1/4 креста

Для того, чтобы создать эффект плавного перехода одного цвета в другой и тем самым подчеркнуть реалистичность контуров изображения, в вышивке используются дробные крестики, такие как 1/4 креста.

Шов 1/4 креста может выполняться как полукрестиками, так и крестиками и, в зависимости от этого, носит название Petite-point (петит-поинт) и Petite-stitch (петит-ститч). В переводе с французского, Petite — «маленький, мелкий», отсюда и название стежков.

Petite-point — это маленький полукрестик. Шьётся он так же, как и обычный полукрест, с единственным отличием: закрепив нить, выводим иголку в нижнем левом углу (точка 1) и делаем диагональный стежок в точку 2, располагающуюся в середине квадратика канвы. Затем на изнанке выполняем вертикальный стежок и выводим иглу в точке 3. После чего выполняем следующий диагональный стежок, вводя иглу в точку 4. С изнанки все швы также получаются вертикальные.

Petite-stitch — это маленький крестик, размером в четверть основного крестика, т. е. в привычном квадратике канвы вышивается не 1 крестик, а 4 маленьких.

Подробное описание всех вышеперечисленных швов поможет вам выполнить шов 1/4 крестика без особого труда!

И здесь обязательно придерживайтесь основного правила вышивки: верхние стежки дробного крестика всегда лежат в одном направлении, в том же, что у полных крестиков.

Такие мелкие стежки удобнее делать на ткани равномерного переплетения, например, льне. Если полный крестик вы вышиваете через 2 нити, тогда дробный 1/4 креста будет вышиваться через 1 нить, т. е. иголка вводится в просвет между 2 нитками канвы.

Стежки petite используются в вышивке для того, чтобы готовая картина смотрелась естественнее. Очень часто петиты используются при вышивке лиц, тогда получается более плавный и реалистичный переход цветов.

Маргарет Шерри любит использовать в своих дизайнах стежки 1/4 креста. Именно благодаря им, знаменитые котики Шерри выглядят такими детально проработанными.

Кроме этого, петит-поинт и петит-ститч используются тогда, когда необходимо аккуратно скруглить некоторые детали в вышивке. Это очень хорошо видно на примере 2-х вышитых фрагментов:

Фиолетовые ниточки, которыми вышита ягода черники, выходят за границу бэкститча

Благодаря стежкам 1/4 креста, малиновые и жёлтые нитки за границы бэкститча не выходят. Сердечки получились такими, какими мы привыкли их видеть, без лишних квадратных выступов.

Вышивать стежки 1/4 креста можно по-разному, в зависимости от фрагмента изображения и его цветового решения:

Условные обозначения в схеме вышивки

В схеме вышивки 1/4 креста обозначаются следующим образом: в одной клеточке указывается 2 символьных значения или 1 символ, но маленький, в каком-то определенном уголке.

Цвета ниточек подбираются согласно ключу и чаще всего соответствуют цветам полных крестиков, обозначенных тем же символьным значением на схеме, что и 1/4 креста.

Шов 3/4 креста

Наряду со стежками 1/4 креста, в вышивке используются дробные крестики в 3/4 креста.

Закрепив нитку, выводим иглу в середине квадратика канвы (точка 1), затем по диагонали вкалываем иглу в точку 2, которая располагается в верхнем углу канвы. Затем выполняется вертикальный стежок (с изнаночной стороны) так, чтобы игла вышла из точки 3.

Проводим нитку по диагонали и вкалываем иглу в точку 4.

При вышивке 3/4 креста также соблюдаем основное правило: верхний стежок лежит в том же направлении, что и все остальные.

Теперь вы без труда выполните стежок 3/4 креста в зеркальном отображении в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Условные обозначения в схеме вышивки

В схеме вышивки крестом 3/4 креста обозначаются таким же образом, что 1/4 креста, т. е. в одной клеточке указывается 2 маленьких символа или 1 в каком-то уголке.

Если в клеточке указано 2 символа, значит полный крест состоит из 3/4 креста и 1/4 креста (а именно petit-point, т. е. маленького полукрестика).

В этом случае вам следует хорошенько подумать: какой цвет вышить в 3/4 креста, а какой в 1/4. На помощь придет схема вышивки: найдите фрагмент, который вышиваете в данный момент. Предположим, вы вышиваете глазки этого котика.

Как видно на схеме, прямо над черными глазками-точками идут дробные крестики. В данном случае 3/4 креста лучше вышить нижний левый угол, а на 1/4 креста (в данном случае это будет полукрестик) придётся правый верхний уголок. Нам нужно выделить именно белую шёрстку вокруг глаз, которая обозначена на схеме крестиком или знаком умножить, а желтая шерстка, обозначенная треугольником, не в приоритете. Соответственно, тому, что важнее, отдаём бОльшую часть крестика, т. е. 3/4.

Чтобы вас окончательно запутать (шутка, конечно)), стоит упомянуть и о таком способе вышивки дробных крестиков, как 3/4 креста + 3/4 креста. На схеме обозначаются также двумя символами, а в процессе вышивки выглядят так:

В зависимости от того, в каком направлении идет верхний стежок во всей вашей вышивке, вышиваются и швы 3/4 креста.

Если верхний стежок идёт по диагонали из левого нижнего угла в правый верхний, то и длинные стежки 3/4 крестика должны идти в этом направлении.

Если верхний стежок идёт по диагонали из левого верхнего угла в правый нижний, то и длинные стежки 3/4 крестика должны идти в этом направлении.

Возникает резонный вопрос: каким именно способом вышивать, если в схеме встречаются дробные крестики? 3/4 креста + 1/4 креста, 1/4 креста + 1/4 креста или 3/4 креста + 3/4 креста?

Прежде всего необходимо ориентироваться на вышивку в целом и, конечно, прислушиваться к своему внутреннему голосу) Точнее, попробовать вышить дробный крестик всеми тремя способами и понять, какой из них вам больше нравится.

1/4 креста + 1/4 креста

Ещё один ориентир — это шов бэкститч (подробнее о нём чуть ниже). Если по границе дробных крестиков предполагается пройтись бэком, то лучше всего полный крест вышивать по схеме 1/4 креста + 1/4 креста (при этом вышивать именно маленькие крестики, а не полукрестики). Тогда сам бэкститч ляжет ровненько по диагонали между четвертиками разных цветов!

3/4 креста + 3/4 креста

Если в схеме бэкститч не предусмотрен, то целесообразно вышивать полный крест по схеме 3/4 креста + 3/4 креста. В данном случае верхние длинные стежки образуют красивую видимую границу между цветами. Стоит отметить, что в данном случае верхний диагональный стежок будет состоять из 2-х цветов и, соответственно, будет в 2 раза толще, чем верхний стежок во всех остальных крестиках.

3/4 креста + 1/4 креста

Если вы не любите слишком толстую и плотную вышивку, то схема 3/4 креста + 1/4 креста идеально подойдёт! В данном случае верхний стежок будет выполнен ниткой одного цвета и по толщине будет соответствовать вышитым полным крестикам. 1/4 креста здесь вышивается полукрестиком.

Шов Бэкститч

Шов «назад иголку» или backstitch (бэкститч, бэк) очень часто используется в вышивке крестом и поистине творит с вышивкой настоящие чудеса!

Вышивка крестом без бэка

Вышивка крестом с бэком

Шить швом бэкститч не сложно, просто процесс вышивки требует больше времени по сравнению с теми дизайнами, в которых бэка нет.

Бэкститч выполняется после того, как будут вышиты все крестики и полукрестики. Лучше вышивать его на постиранной и отутюженной канве, потому что в процессе стирки тонкие ниточки бэкститча могут растянуться и в итоге будут провисать. Чтобы избежать этого, не делайте слишком длинных стежков, 2-3 клеточки канвы вполне достаточно для одного стежка.

Количество нитей, используемых для бэка, обычно указывается в ключе к схеме. Чаще всего бэкстич вышивается в 1 или 2 нити.

Способы закрепления нити такие же, как для обычных крестиков. Бэкститч можно шить слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз и по диагонали.

Бэк можно вышивать несколькими способами.

Способ № 1: для идеальной изнанки

Можно сначала шить вперед нечетные стежки, потом возвращаться назад, выполняя четные. Если для работы важна идеальная изнанка, то лучше бэкститч вышивать именно этим способом.

Но при таком способе отшива существует вероятность того, что вам не понравится, как легла строчка. Если вам хочется, чтобы всё было идеально, придётся распускать и шить заново.

Способ № 2: назад иголку

Если выполнять бэкститч, следуя его непосредственному названию, а имеено швом «назад иголку», то на лицевой стороне строчка получится также ровной и красивой. Данный способ хорош ещё и тем, что вы сразу можете видеть, как ложится строчка в целом, т. е. последовательно стежок за стежком. Если в какой-то момент вы поймёте, что-то идёт не так, как хотелось бы, то можете тут же распустить пару стежков и отшить их заново.

Сердечки вышиты двумя способами — внешний вид строчки одинаковый.

Однако при отшиве бэка вторым способом, не ждите от изнанки ничего хорошего). Это не так страшно, если изнанка в итоге закроется (при вышивке картин, например), но тем не менее разница ощутима:

Изнаночная сторона работы: слева бэк вышит первым способом, справа — вторым

Анна-Мария:

«По собственному опыту могу сказать, что шить бэк надо очень аккуратно и если видишь, что строчка пошла не туда, то лучше сразу распустить несколько последних стежков и попробовать заново. Но даже если не получается — главное СПОКОЙСТВИЕ! Чем аккуратнее распустишь стежок, тем лучше, ниточка не размахрится и результат получится замечательный.

Я сначала шила бэк строго по схеме (иголку втыкала в те дырочки, которые были указаны) и чаще всего 1 стежок у меня равнялся 1 клеточке канвы (такие малюсенькие стежочки получались). А потом я просто поняла «философию» бэкститча: главное, чтобы он ровненько и аккуратно обводил вышивку и иногда можно сымпровизировать, главное, чтобы самой нравилось, как он ложится! И не обязательно делать стежки такими маленькими, можно в 1 стежок захватить и 2-3 клеточки канвы. Так мне сейчас даже больше нравится) Это своего рода рисование тоненьким карандашиком ровненьких контуров изображения. Красота!»

Чтобы не устать от большого количества бэка, можно отшивать его постепенно, тогда он действительно меньше утомляет.

И ещё: если сама вышивка делается тупой иглой, то для бэкститча лучше пользоваться острой, например, бисерной, чтобы она легко проходила сквозь крестики, не «травмируя» их.

Условные обозначения в схеме вышивки

В схеме вышивки шов бэкститч видно сразу, он обозначается контурными линиями, придающими деталям чёткие очертания. А некоторые производители прикладывают к набору две схемы: одну основную, вторую — непосредственно для выполнения бэкстича.

В данной схеме бэкститчем «пишется» только надпись и очерчивается клювик

В схеме достаточно большое количество бэка

Бэк может выполняться в 1 и 2 нити, что всегда оговаривается в ключе схемы.

Французский узелок

Французский узелок довольно часто используется дизайнерами-разработчиками схем вышивки.

Максимально подробно о технике его выполнения и примерах вышитых работ читайте в отдельной статье «Крестика»:

Теперь вы знаете об основных швах, используемых в вышивке. Для начала потренируйтесь в выполнении всех видов швов на маленькой работе, а потом с уверенностью переходите к большой!

Техника вышивания крестом или крестиком и полукрестом - одна из самых известных и популярных в народном творчестве.

Рис.23. Шов «полукрест» и его варианты

Эти техники известны издавна, но широко распространились во второй половине прошлого столетия.
Вышивать этими швами можно по счету нитей на ткани полотняного переплетения, по канве и по контурам, обозначенным точками. Можно вышивать по выдернутым из ткани поперечным и продольным ниткам, образующим квадраты. В каждом квадрате вышивают по одному стежку полукреста или одному крестику.

Во время работы необходимо следить за отсчетом нитей ткани и одинаковым направлением верхних стежков, чем меньше размер крестика, тем изящнее вышивка .
Существует несколько разновидностей вышивки крестом. К ним относятся: полукрест, или роспись, крест прямой и косой, удлиненный и расширенный, одинарный (из двух перекрещивающихся стежков), двойной (болгарский) и трехстежковый.

Полукрест, или роспись, - двусторонний шов, состоящий из тонких линий, образуемых равномерными прямыми (горизонтальными и вертикальными) и косыми (диагональными) стежками. Выполняется в два приема. Сначала слева направо шьют ряд прокладочных стежков, обозначающих контур узора и мелкие детали на внешней и внутренней стороне контура. Один стежок ложится с лица, другой с изнанки. После того как ряд
пройден до конца, рабочей ниткой в обратном направлении (справа налево) заполняют промежутки между стежками и вышивают детали узора, расположенные внутри контура (рис. 23). Пунктир на рисунках показывает направление хода стежка с изнанки.

В народных вышивках полукрест, один из наиболее древних швов, применяется и как самостоятельный, и как дополнительный в сочетании с другими швами.


Рис.24. Разновидности шва «полукрест»: а - чешуйка; б - клетка; в - шашечки; г - кустики; д - птичка

К разновидностям полукреста относятся ступенчатые стежки, чешуйка, клетка, шашечка и многие другие (рис. 24,а-в).
На основе шва «роспись» создано много декоративных узоров, выполняемых одним или несколькими цветами ниток (рис. 24,г,д). Стежками полукреста вышивают обводку отдельных мотивов узора, выполненных другими швами: гладью, выкалыванием, крестиком и др.


Рис.25. Шов «пилочка»: а - в два хода; б - в один ход; в - трехрядная «пилочка»

Шов «пилочка», или «кривулька», выполняется как в два хода (рис. 25,а), так и одним ходом (рис. 25,6). Она может быть в один, два и три ряда (рис. 25,в), с украшением.


Рис.26. Шов «мудреный»

Шов «мудреный» выполняется стежками полукреста в два хода. Сначала вышивается контур фигуры, а затем при обратном ходе заполняется площадь узора (рис. 26).
В народных вышивках женских рубах встречаются небольшие прямоугольники такого шва, вышитые белыми нитками и расположенные вертикальными полосами по длине рукава.


Рис.27. Шов «косая стежка»: а - стежки разного наклона и длины; б-г - последовательность выполнения рядов «косой стежки»; д,е - изменение направления стежков в зависимости от узора; ж - орнаментальная полоса

Косая стежка - глухой односторонний счетный шов. Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины (рис. 27,а). Удлиненные стежки выполняют на четном количестве нитей ткани, где количество нитей по горизонтали (4-8-12) в два раза больше, чем по вертикали (2-4-6). Наклон отдельных стежков и наклон всего ряда зависят от количества нитей ткани, взятых под стежок как в вертикальном так и в горизонтальном направлениях.

Косой стежкой можно вышивать прямые (узкие и широкие) полосы, отдельные фигуры или заполнять ею целые орнаментальные мотивы.
Для первого стежка (1 -2) наклонного ряда, который шьют снизу вверх, от края контура узора, то есть места закрепления рабочей нити (1), отсчитывают слева направо по горизонтали четыре нити ткани и две вверх по вертикали. Вводят иглу с лица в ткань (2) и выводят с изнанки справа налево через две нити (3). .Второй стежок (3-4) делают снова слева направо на две нити выше первого, третий (5- 6) - на две нити выше второго и т.д. (рис.27,б).

Для начала второго ряда, который шьют сверху вниз, последний стежок первого (или предыдущего нечетного) ряда на изнанке заканчивают слева направо (6-7), а косой стежок кладут сверху вниз справа налево, вводя иголку в верхние проколы стежков предыдущего ряда (рис. 27,в,г).

В зависимости от рисунка можно изменить направление стежков, делая крестообразный поворот и переходя на правую сторону (рис. 27,д), или начать вышивание с центра фигуры (рис. 27,е). Последовательность вышивания косой стежкой орнаментальной полосы показана на рисунке 27,ж. Ход работы напоминает одностороннюю счетную гладь.


Рис.28. Шов «куриный брод»

Этот вид вышивания встречается- у многих народов и имеет свои местные названия, колорит, богатство орнаментальных мотивов. В народных вышивках Белоруссии, России, Украины косыми стежками выполнялись двух- и трехрядные диагональные полосы, дополняющие узоры гладью, крестом, выколом, вырезыванием. Иногда они носят местные названия - «куриный» или «сорочий брод» (рис. 28).


Рис.29 Шов поддевчатый: а - в один ряд; б - из отдельных звездочек; в - сплошной ряд со звездочками

Поддевчатый шов - глухой односторонний шов, который выполняется по счету нитей вертикальными стежками, поддетыми короткими поперечными. С изнанки образуются горизонтальные стежки. В России выполняется красными, белыми и желтыми нитками по синей крашенине или черному бархату; по кумачу оранжевыми, желтыми и черными шерстяными или льняными нитками.

Сочетается с косой стежкой, крестом, мишурой, блестками и золотным шитьем.
Узоры, выполненные поддевчатым швом, состоят из ажурных полос разной ширины, треугольников, ромбов. Этим швом подчеркивали орнаментальные полосы других швов и заполняли плоскости геометризованных фигур.

Узкая полоса шириной в один ряд выполняется в два приема (рис. 29,а). Сначала по счету нитей ткани кладут вертикальные стежки ряда слева направо. В последнем стежке рабочую нить выводят на одну нить выше нижнего конца стежка. На иглу слева направо, снизу вверх поддевают предыдущий (предпоследний) стежок и протягивают рабочую нить. Справа налево сверху вниз поддевают предпоследний стежок и вводят иголку с ниткой сверху вниз слева направо под предыдущий (третий) стежок. Поочередно обвивая вертикальные стежки рабочей ниткой то сверху, то снизу, вышивают декоративную полоску любой длины.

Ряд из отдельных звездочек делают на двух рядах вертикальных стежков в четыре хода (рис. 29,6). При переходе от одной фигуры к другой делают длинный горизонтальный стежок с изнанки. Сначала кладут верхний ряд вертикальных стежков слева направо, а затем справа налево - нижний. Далее перевивают верхние стежки рабочей ниткой слева направо, а нижние, возвращаясь, справа налево. Более сложный узор поддевчатого шва дан на рисунке 29,в.


Рис.30. Варианты поддевчатого шва

Украинский «верхоплут» выполняется в один, два и более рядов, создавая ажурные фигуры из ромбов и треугольников, которые используются как самостоятельная вышивка или как дополнение к другим швам (рис. 30,а). Эстонские «торн» и «кюла», украинский «бегунец» (рис. 30,б,в) созданы на основе перевива наклонных стежков и очень красочны.


Рис.31. Крест косой односторонний в два хода: а - в варианты выполнения

Крест косой односторонний выполняется двумя перекрещивающимися стежками. Вышивается в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях в два приема в старинных народных вышивках (рис. 31,а - в)


Рис.32. Крест косой в один ход: а - в варианты выполнения

и в один прием в современных (рис. 32).


Рис.ЗЗ. Крест удлиненный: а - в высоту; б - в длину; в - в узор

Удлиненный косой крест вытянут в высоту (рис. 33,а) или в длину (рис. 33,6), то есть вышивается по прямоугольнику, стороны которого не равны (рис. 33, в). Применяется в декоративных вышивках.


Рис.34. Крест рассыпной: а - узор; б - ход;в - в два хода

Крест разреженный (рассыпной) был очень популярен в вышивках первой четверти нашего столетия. Ажурные узоры, вышитые черными нитками на белом полотне, очень напоминали кружево и назывались «обманка» или «фальшивое кружево» (рис. 34,а). Выполняется двумя способами: в один прием (рис. 34,6) и в два приема (рис. 34,в). Второй способ - двусторонний, применяется в вышивке блузок из прозрачных тканей, на рушниках и занавесках, где просматривается изнаночная сторона.


Рис.35. Косой крест: а - двухрядный; б - трехрядный

Крест двухрядный (косой) представляет собой два ряда косых крестиков, расположенных в шахматном порядке (рис. 35,а). Применяется в оформлении краев изделий (подшивка манжет, салфеток), может дополнять узор в сочетании с другими швами. Таким же способом выполняется и крест трехрядный (рис. 35,6).


Рис.36. Крест прямой


Рис.37. Крест двусторонний в четыре хода: а-г - последовательность выполнения

Крест прямой состоит из двух взаимно перпендикулярных стежков. Вышивается в один и два приема (рис. 36,а-г). Применяется как самостоятельный или в сочетании с косым крестом (рис. 36,д).
До середины XIX в. вышивали в основном двусторонним крестиком, одинаковым и с лица, и с изнанки ткани. Он встречается в старинных вышивках и на изделиях, изнанка которых должна выглядеть так же красиво, как лицевая сторона: на рушниках, занавесках, блузках.

Выполнялся двусторонний крестик в четыре хода и в один.
Крест двусторонний в четыре хода. Сначала шьют «пилочку» в два хода слева направо и справа налево (рис. 37,а,б), а затем перекрывают ее стежки перекрестными стежками третьего хода слева направо (рис. 37,в) и заканчивают ряд, перекрывая пропуски с лица и изнанки справа налево (рис. 37,г). Можно заканчивать ряд полустежками.


Рис.38. Крест двусторонний в один ход: а-ж - последовательность выполнения

Крест двусторонний в один прием вышивается каждый отдельно слева направо с помощью дополнительных полустежков. Начинают работу с середины будущего крестика, закрепляя кончик нитки (1 - 2), затем прокладывают первый диагональный двусторонний стежок из левого нижнего угла в правый верхний (2-3) и выводят иглу в начале ст.ежка (3-4) (рис. 38,а). Ко второму диагональному стежку переходят с помощью полустежка из нижнего левого угла в середину крестика (4-5) и выводят иглу в правый нижний угол (5-6) (рис. 38,6). Второй двойной диагональный стежок прокладывают из правого нижнего угла в левый верхний (6-7), а иглу выводят с изнанки в нижний правый угол креста (7-8) (рис. 38,в). Второй крестик и все последующие начинают двойным диагональным стежком слева направо (8-9-10) (рис. 38.г). Затем с помощью полустежка (10-11) и изнаночного полустежка (li-12) (рис 38,д) переходят ко второму диагональному стежку (12-13-14) (рис. 38,е) и всем последующим (рис. 38,ж).
Способ этот немного кропотливый и требует внимания и аккуратности при прокладывания, стежков.


Рис.39. Крест двойной: а-6 - последовательность выполнения; в - трехстежковый крест

Крест двойной, или болгарский (рис. 39) выполняется четырьмя стежками: двумя диагональными и двумя взаимно- перпендикулярными в один прием. Сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальный стежки (рис. 39.а). Второй способ показан на рис. 39,6.

Применяется болгарский крест в вышивке салфеток, подушек, панно, ковров, дорожек. Встречается в народных вышивках, дополняя узоры, вышитые мелким косым крестом.
В народных вышивках Полесья очень часто встречается косой крест «в три стежка» (рис. 39,в).


Рис.40. Косичка и плетенка; а-д - последовательность выполнения косички; е.ж - плетенка

Косичка - разновидность косого креста, является дополнением к другим счетным швам и маскирует соединительные швы.
Вышивают косичку слева направо равносторонними или удлиненными крестиками. Сначала делают косой крест, а потом из нижнего левого угла прокладывают направо вверх косой стежок на расстоянии в один крест. Иголку прокалывают в верхний правый угол креста и перекрывают крестик длинным стежком (рис. 40,а,6). Набирая на иголку нитки ткани то вверху, то внизу, шьют косичку нужной длины и направления (рис. 40,в- д).

Плетенка выполняется из скрещенных стежков одинаковой длины (рис. 40,е,ж) и применяется как дополнение к другим щвам.
много разновидностей. Их название происходит от специальных круглых пялец, применявшихся для вышивания больших шелковых ковров и покрывал и похожих на большой барабан - тамбур. В вышивках Древней Индии, Ирана, Рима, Греции, Сирии ручные тамбурные швы были известны еше до нашей эры, а вышивки тамбурным швом из Пазырыкских курганов датируются YI - III вв. до н.э. Со временем искусство тамбурной вышивки распространилось во многие страны Европы и Азии. В конце XIX в. были изобретены специальные машины, которые выполняли 17 видов тамбурных швов.

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Ручная вышивка - один из непременных участников почти каждого модельного показа. Приобретя популярность столетия назад, этот вид декоративного рукоделия остается на пике до сих пор. Украшают вышивкой практически все - от одежды до предметов интерьера. Применяют многочисленное количество стежков. Модельеры и талантливые швеи тратят не один день на то, чтобы разобраться, как вышивать. Полукрестом, крестом, гладью, рококо, навивкой или стежками - каждая методика требует большой усидчивости, внимания и терпения.

Допускать ошибки в подобных работах нельзя - каждая техника специфична тем, что даже маленькая ошибка будет бросаться в глаза не только специалистам, но и простым потребителям. Например, техника полукрестов при неравномерном и неправильном расположении наклонных черт может существенно испортить внешний вид изделия. Вместо аккуратного ровного рисунка будет получаться путаница, работа будет смотреться неаккуратно.

Виды стежков

В вышивании иглой есть масса разновидностей стежков. Большая часть полотна обычно заполняется классическим равносторонним крестом. Однако есть схемы, в которых кроме стежков классических присутствуют неполный крест, бекстич, 1/4 и 3/4 креста, а еще французские узелки. Каждый из имеет непосредственно отношение к вышивке крестиком, потому освоить большинство их них со временем приходится каждой вышивальщице. Разбираться с тем, как вышивать полукрестом, необходимо подробно и внимательно. Малейшие ошибки в вышивке будут стоить часов переделывания полотна.

Технология вышивания крестиком

Вышивка крестиком знакома большинству еще из детства - у многих бабушек висел на стене ковер с оленями, вышитый вручную. Это невероятно оценить который по достоинству может не каждый. Чтобы научиться вышивать крестиком, необходимо освоить навык прокладывания нитей.

Для работы потребуется канва ("Аида" или "Лен-32"). Канва - это вид основы для вышивания. Она плотная и прочная, отверстия, в которые вводится игла, хорошо видны. Некоторые мастера для работы с мелкотканной материей используют канву, которую мотом вытягивают из работы. Так работают, например, с белой тканью и белыми нитками - канва используется контрастного цвета, чтобы белое на белом не утомляло глаз.

Направление движения иглы

Для выполнения традиционного креста необходимо взять иглу для вышивания (она тоньше классической и острее) и нитку. Вышивают нитками, специально предназначенными для этого. Их можно приобрести в магазинах для рукоделия. Легко разобраться, как вышить полукрест. Техника проста.

На выбранной канве делается первый стежок. Для этого иглу с нитью с изнаночной стороны вкалывают в левый нижний угол квадратика. Затем острие иглы вводится с лицевой стороны на изнанку в верхний правый угол. На лицевой части получается диагональный стежок, направленный слева направо. Из этой точки с изнаночной стороны игла выводится в нижнюю правую точку на лицевую сторону. Затем прокладывается очередной диагональный стежок - из правой нижней точки в верхнюю левую. Игла выводится наружу. В результате получается крестик традиционный.

Вышивание ряда крестиков

Если необходимо вышить ряд крестиков, то сначала выполняется необходимо число наклонных линий, например, до места смены цвета, а затем сверху в обратном порядке прокладываются стежки в другом направлении.

При такой технике вышивания на изнаночной стороне будут видны только ровные палочки с редкими более длинными переходами - так будут отображаться смены рядности. Большинство мастеров со временем приходят к мысли, что можно иногда пожертвовать красотой изнанки ради того, чтобы лицевая часть выглядела красиво. Особенно это может быть актуально для вышивания полукрестов.

Техника вышивания полукреста

По сути, полукрест получается в том случае, когда вышивают первую палочку для полного креста. При движении иглы из нижнего левого угла в верхний правый получается наклонная палочка, которая и является полукрестиком. Рукодельницы всего мира согласны, что каждая методика может быть изменена под нужды мастера. Для того чтобы разобраться с вышивкой и не напутаться в узоре, необходимо внимательно читать описание к схеме.

Особенности полукреста

Недостаточно разобраться с тем, как вышивать полукрестом. Для начинающих часто становится непонятной методика работы. Вышивка такой техникой имеет много особенностей и технологических нюансов, знать которые полезно перед тем, как приступать к работе.

Как правильно вышивать полукрестом, чтобы работа смотрелась красиво:

  • Для разных частей схемы могут применяться разные углы наклона стежков. Перед началом работы важно внимательно прочесть инструкцию. Считается основным наклон слева направо, это низ полного крестика. Однако есть рисунки, в которых применяются разные наклоны одновременно.
  • Данная методика вышивания показывает недостатки лицевой стороны очень четко. Непозволительно допускать огрехи. Первый и последний стежки должны быть вышиты особенно аккуратно.

Определенные нюансы связаны с движениями иглы:

  • Из-за частого движения иглы могут возникать перевивы. Для того чтобы нитка не перекручивалась, необходимо иногда отпускать иглу свободно повисеть. Так раскрутится накрученная нить, и вышивка будет смотреться красиво.
  • Для закрепления нити с изнаночной стороны потребуется большее количество стежков, чем при классической вышивке.

Вышивать в этой технике можно не только по прямой, однако есть нюансы:

  • Вышивка может просвечиваться. Для того чтобы вышить один темный крест в окружении светлых, лучше сделать несколько стежков в одном и том же месте, но нить взять в более тонком сложении. В этом случае конец нити, которой затем будет пропускаться под светлыми, не будет заметен и не испортит рисунок.
  • Разобраться с тем, как вышивать полукрестом, несложно. Важно следить, чтобы результат работы не испортился пяльцами. При перерывах или прекращении процесса нужно снимать рамку, пяльца и любой вспомогательный инструмент. Даже неаккуратно рукой можно сдвинуть нитку.
  • Работа может менять форму в зависимости от наклона стежка. В багетной мастерской это могут откорректировать.
  • При использовании канвы следует избегать слишком сильного натяжения полукрестика. В противном случае появятся дырочки в местах проколов ткани.

Направление вышивания

Разобраться с тем, в какую сторону вышивать полукрест, сможет каждый. Главное, чтобы лицевая часть была ровной.

Для того чтобы продвигаться полукрестиками по диагонали, необходимо иглу выводить не по прямой, а под углом, немного сдвигаясь в диагональном направлении. Тогда будет получаться ровная линия из направленных в одну сторону полукрестиков.

Частичный крестик

Кроме понятия крестика существует еще комбинированный полукрестик. Он вышивается легко, но требуется некоторая сноровка. В зависимости от того, верхний будет полукрестик или нижний, вводится игла, и делается первый стежок. Рассмотрим, верхний полукрест. Как вышивать его, понять легко. Могут быть левонаправленные и правонаправленные верхние или нижние крестики. Первый стежок делается из верхнего левого угла. Острие иглы вкалывается в правый нижний угол. Затем вышивают часть крестика. Для этого кончик иглы выводится в верхний правый угол и вводится в середину клетки.

Верхние и нижние полукрестики должны, как и любой крестик, иметь одинаковое направление верхнего стежка. Если первый длинный стежок делается из нижнего угла, то все стежки должны в этом ряду начинаться так же. Часто стараются первой вышить маленькую часть, а только потом перекрывают ее длинной стороной. Для этого сначала делают так, как вышивать полукрестом. Для верхнего комбинированного крестика игла сперва с изнаночной стороны вводится в верний левый угол. Вкалывается острие не в нижнюю точку, а в середину квадрата, в место переплетения четырех прядей, из которых состоит клеточка канвы. Затем иголка выводится с изнаночной стороны в левый нижний угол. Входит игла после этого в правый верхний угол и выводится в середину или нижний левый угол следующего элемента.

Большая часть тканей, которые используются как канва, позволяют не слишком пристально следить за тем, какая часть вышивается в комбинированном крестике. За счет движения волокон получается так, что пряди сдвигаются, а большая и маленькая черточки оказываются встык. Важный момент: необходимо следить, чтобы большая черта перекрывала маленькую и не было пробелов. Если вколоть иглу слишком далеко от пересечения волокон клетки канвы, то в середине может образоваться выступ, который будет виден. Таким образом, в одной клетке, из которой получается один традиционный крест, можно вышить 4 маленьких.

Применение методик

Разобравшись, как вышить крест и полукрест, можно браться за работу над картинами с частичной вышивкой. Данные виды стежков применяются для того, чтобы более реалистично передать фактуру на изображении, качественно прорисовать черты лица или переход от одного цвета в другой сделать плавне.

Очень красиво смотрится комбинированный полукрест. Как вышивать его, можно посмотреть на схемах. В сочетании с традиционными техниками такие работы смотрятся нетривиально и реалистично.

  • Для разных схем разработчики могут применять различны наклон стежков. Поэтому, перед выполнением вышивки по схеме, изучите инструкцию повнимательней. За основной принято принимать наклон слева направо, то есть нижняя часть полного креста. Но есть и такие схемы, где применяются разные наклоны стежков;
  • Этот вид вышивки позволяет явно увидеть все недостатки на лицевой стороне. Поэтому не обращайте внимания на изнанку, сосредоточьтесь на внешнем виде вышивания. Очень внимательно нужно совершать переход из ряда в ряд, последний стежок первого ряда и первый следующего требуют особого внимания;
  • Чтоб нитка не перекручивалась, как можно чаще отпускайте нитку свободно свисать. Под весом иглы нить сама раскрутится;

  • Имейте в виду, что с изнаночной стороны полукреста одиночные вертикальные колонки, а не двойные, как при вышивке крестом, поэтому концы нитки, которые вы закрепляете под нитками изнанки, должны быть длиннее, а количество стежков – больше. Если вам необходимо сделать одиночный темный полукрестик в окружении более светлых, есть риск, что конец темной нити, пропущенный под светлыми, будет просвечиваться через ткань. Это испортит цветовую схему рисунка. В этом случае, вы должны взять нить в одно сложение и дважды повторить косой стежок, закрепив темную нить под ней же самой;
  • Вышивка этим стилем требует аккуратного обращения, при перемещении пялец или рамы в местах, где ткань зажимается, стежки могут деформироваться. Используйте пяльцы больших размеров, или снимайте пяльцы каждый раз, когда делаете перерыв в работе;
  • Не пугайтесь, если вам кажется, что прямоугольная форма вышивки в технике полукрест поменяла свою форму в сторону наклона стежков, при оформлении картины мастер, натягивающий ткань, легко это поправит;
  • Если вы не пользуетесь канвой, вышивая неполным крестом, не делайте стежки слишком тугими, от этого на ткани могут появиться дырочки, что подпортит внешний вид работы;
  • Вы можете добиться очень интересного эффекта, используя на белой однотонной канве нитки меланжевой расцветки. Фон будет переливаться и играть, это оживит любую самую скучную картинку;
  • Сейчас стала известна техника, при которой вышивальщицы при большом объеме работы с диагональным стежками, применяют сразу две техники: гобелен и полукрест. Этот прием позволяет сохранить форму вышиваемого объекта и создать более ровную поверхность вышивки. Просто необходимо чередовать ряды с похожими стежками.
  • Урок по технике вышивки «полукрест»

    Натягиваем ткань на рамку. Лучше, если это будет канва. Для тренировки возьмите одинарную темную или яркую нить мулине;

  • Протяните ее в игольное ушко и соедините концы;
  • Возьмите простой узор и определите, в каком месте он будет расположен на ткани. Начинать следует с верхнего левого угла;
  • Первый стежок выполняется из нижнего левого угла клетки, на картинке точка №1. Иглу выводите с изнаночной стороны, оставив свободным хвостик нитки;
  • Иглу вводите в верхний правый угол в точку №2, протягивая нить с лица на изнанку. Первый стежок выполнен;
  • В следующем по рисунку квадрате начинайте стежок также, как и в первом, с нижнего левого угла из точки №3. При этом, на изнанке свободный конец нитки пропускайте по ткани под вертикальными стежками;

  • В первом ряду выполните необходимое число стежков, затем переходите на второй ряд;
  • Во четном ряду стежок начинается из верхнего правого угла. Иголка выводится с изнаночной стороны, затем выводится с лицевой в нижний левый угол;
  • Таким образом, чередуя нечетные и четные ряды, выполняется весь рисунок до конца. В этом случае с изнаночной стороны и получаются ровные ряды из вертикальных стежков.
  • Видео: техника вышивки полукрестом


    Чередование техники полукрест и гобеленового шва

    Гобеленовый шов, представленный на картинке, при первом взгляде не отличается от неполного креста. Однако, на изнанке мы видим совсем другую картинку: ряд еще более косых стежков, чем на лицевой стороне, но с тем же наклоном.


    Если использовать только технику полукрест, то возможность легкой деформации готовой картинке значительно выше, чем при чередовании двух техник. Происходит это из-за того, что при вышивании неполным крестом, клетка стягивается вертикальными изнаночными стежками и становится похожей на прямоугольник. Это незаметно, если объем вышивки полукрестом небольшой. Но если вышивается большая площадь, то изменения рисунка не избежать. При гобеленовой технике перекос клетки тоже существует, но не такой сильный. Для уравновешивания перекосов и используется двойная техника.

  • При чередовании двух техник, первый ряд выполняется таким же образом, как и при технике полукрест;
  • Во втором ряду на смену полукресту приходит гобелен. В первой клеточке второго ряда начинаем выводить иглу с нижнего левого угла, затем вводим в верхний правый;
  • Второй стежок выполняем также, как первый;
  • Изнаночная сторона выглядит не так красиво, как при полукресте, зато на лице нитки ложатся более ровно. Это обусловлено тем, что игла вводится с изнанки только в свободные дырочки канвы. Таким образом, не происходит вытягивание нитей уже готовых стежков, как при технике полукреста.
  • Видео: вышивка крестиком и гобеленовый стежок

    Полукрест – роспись

    Полукрест «роспись»

    Техника полукрест – это не только вышивка по рядам, но и в технике росписи. Такая техника интересна тем, что создает контурный рисунок из стежков. Стежки могут быть прямыми и косыми, главное, чтоб они создавали непрерывную цепочку из стежков.

    Выполняется такая цепочка в два этапа. Первым делом вышиваются прокладочные стежки. Они, чередуя лицевые и изнаночные стежки, очерчивают примерный контур будущего рисунка. Следующий этап: заполнение места между прокладочными стежками. Лицевые и изнаночные стежки меняются местами, и рисунок складывается окончательно. Это очень интересная техника. Выполняя ее в различных цветах, вы можете получить прекрасный кант или самостоятельную картинку.

    Шов «Бэкстич»

    На основе неполного креста существует множество узоров, используемых в сочетании с другими техниками вышивки или в качестве окантовки основного рисунка. Внешне техника росписи похожа на шов бэкстич или «назад иголкой». Для многих начинающих рукодельниц этот шов становится одним из первых в их вышивках. Он подходит для обрамления вышивки и исполнения контуров и мелких частей рисунка. Только бэкстич отличается тем, что стежки прокладываются один за другим без пропуска. Есть и еще одно существенное отличие – шов бэкстич предназначен для простых линий и фигур, для более сложных узоров следует полукрест роспись. Впрочем, тамбурный, бэкстич, роспись, любой крестообразный шов – все они могут быть использованы для придания вышитым работам самобытности и стиля.

    Видео: вышиваем швом бэкстич


    Полукрест — очень популярный стежок в современных схемах для вышивания. Его используют для отделения основного изображения от фона, для придания воздушности и невесомости объектам.

    Вышивальщицы тоже любят полукрестик, ведь выполнять его в два раза быстрей, чем крест обычный. Но за этой расслабляющей простотой скрывает и коварство.

    Сразу оговоримся, что речь идет именно про полукрестик, а не гобеленовый стежок, хоть и выглядят внешне они одинаково.

    В технике вышивания полукрестом нет ничего сложного — вам нужно выполнить ряд диагональных стежков. Как правило, заполнять область удобней по горизонтали и тогда на изнанке должны появиться ровные вертикальные ряды.

    Сейчас все больше рукодельниц и дизайнеров схем склоняются к мысли, что направление полукреста должно совпадать с направлением нижнего стежка в соседних крестиках. Но в любом случае перед началом работы вам стоит изучить инструкцию к конкретному набору для вышивания , чтобы понять, как автор схемы решил этот вопрос.

    К сожалению, в этой технике очень заметны неаккуратные стежки, поэтому не гонитесь за идеальной изнанкой, больше внимания посвятите лицевой стороне. При переходе из ряда в ряд следите за внешним видом первого и последнего стежков. Объяснить это трудно, но вы сразу увидите, если эти стежки будут выглядеть не так красиво, как их старшие братья.

    Чтобы мулине не скручивалось, чаще давайте игле свободно повисеть на нитках, используйте «метод рельс» railroading . Для больших работ очень полезным окажется стежкоукладчик Laying Tool.

    На изнанке стежки не такие толстые, как при выполнении классического крестика, концы нитей стоит крепить под бо льшим количеством ниток.

    Зашив не плотный, поэтому крепеж нити контрастного цвета на изнанке может оказаться виден на лице. Допустим, вам надо выполнить темный полукрест в два сложения в окружении светлых полукрестиков. В этом случае лучше взять одинарную нить мулине и сделать два стежочка по одному и тому же месту. Да, изнанка потеряет в своей красоте, но мы ведь договорились о концентрации внимания на «лице» ;)

    Стежки очень нежные и легко деформируются пяльцами или q-snap. Откажитесь от их использования в пользу больших рам или освобождайте вышивку каждый раз после окончания работы.

    Не затягивайте стежки, особенно при работе с равномерными тканями — в местах проколов могут появиться некрасивые дырки.

    Многие рукодельницы отмечают, что вышивки деформируются при заполнении больших объемов полукрестиками, вместо прямоугольной формы приобретают форму параллелограмма. В хорошей багетной мастерской при натягивании это непременно учтут и исправят.

    Интересный эффект дает вышивание полукрестом по канве с цветными разводами или выполнение меланжевых стежков на канве однотонной. Все зависит только от творческой задумки!