Меню

Кто является кумом и кумой. Как выбрать крёстных родителей правильно? Кто такие кума и кум родителям крестника

Досуг

Муж. кума жен., ·стар. кмотр и куепетра, восприемник, ница, крестный отец и мать; | состоящие в духовном родстве, вообще; но крестнику своему восприемники не кум и кума, а только между собою, и относительно родителей и родичей его. | Кума, тул.… … Толковый словарь Даля

- (кума) крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению к друг другу, а также по отношению к родителям крестника (крестницы), а также в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума). Например: Куприянов Никита крестник о.… … Википедия

Королю [государь дядя]. Народн. О самостоятельном, независимом, благополучном, довольном жизнью человеке. Ф 1, 272; СНФП, 87; СПП 2001, 48. Кум королю, государь дядя. Сиб. То же. ФСС, 100. Кум королю, сват министру. Волг. Шутл. То же. Глухов 1988 … Большой словарь русских поговорок

КУМ - катетер металлический мужской уретральный изогнутый КУМ компьютеризованный учебный модуль комп. КУМ кислотоустойчивые микобактерии мед. КУМ краевой универсальный магазин … Словарь сокращений и аббревиатур

Энциклопедический словарь

КУМ, а, мн. кумовья, ьёв, муж. Крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери. Кум королю о том, кто совершенно свободен и доволен, ни от кого не зависит. Сдал работутеперь я кум королю! | уменьш. куманёк, нька, муж.… … Толковый словарь Ожегова

А; мн. кумовья, вьёв; м. Крёстный отец по отношению к родителям крестника и его крёстной матери. ◊ Кум королю. О том, кто ни от кого не зависит и вполне доволен своим положением. Он мне ни кум ни сват (совершенно чужой). ◁ Куманёк, нька; м. * * * … Энциклопедический словарь

- (тюрк.) пески, песчаные массивы; термин кум сопровождается обычно прилагательным, обозначающим цвет и другие признаки песков (кара черный, кызыл красный, ак белый, тау горный) … Большой Энциклопедический словарь

Куманек, песок, крестный Словарь русских синонимов. кум сущ., кол во синонимов: 6 город (2765) кмотр … Словарь синонимов

Книги

  • Кум Королю , Востоков, Станислав Владимирович. В своей новой книге Станислав Востоков рассказывает о жизни русской деревни, которую он так хорошо знает и любит. Больше всего внимания он уделяет птицам. Скворцы, зарянки, серые мухоловки,…
  • Кум Королю , Востоков Станислав Владимирович. Станислав Востоков - детский писатель, книги которого, без сомнения, войдут в классику литературы о животных. Лауреат почетного диплома IBBY, а также других литературных премий, среди которых…

Кум вовсе не близкий родственник, а, скорее, человек, который по праву находится в так называемом духовном родстве с вами, являясь крестным отцом вашей дочери или сына, главным действующим лицом в обряде крещения. Причем для самого ребенка приемлемо именно название «крестный». Те, кто являются кумом и кумой, не только не могут быть мужем и женой, но и с точки зрения церковных традиций ни в коем случае не должны иметь близкую или интимную связь.

Кумовство

Как правило, в кумовья по традиции принято брать очень близких друзей или родственников, которым вы в наибольшей степени доверяете и предполагаете близкое общение в течение всей последующей жизни, ведь названный кум должен уделять максимально возможное количество времени вашему ребенку и даже, в случае необходимости, заменять ему родную мать или отца.

Ссориться с кумовьями до сих пор считается плохим поступком, грехом. Кумовья - самые близкие люди для детей после родителей, а потому они всегда желанные гости в доме и полноправные члены семьи.

Кум и кума по правилам приносят крестильные клятвы за своего вновь крещенного и перерождающегося в момент обряда ребенка, по законам, установленным церковью, кум должен максимально влиять на моральное развитие своего крестного ребенка, вводить его в церковь и знакомить с основами благочестивой жизни и веры, а кума учить быту и семейной жизни. К крестным во всем времена ребенок мог прийти со своими страхами и комом житейских проблем.

Не только чин, но и обязанности

Становясь кумом, человек получает невидимую связь с семьей, пригласившей его, и женщиной, названной кумой, становится почти родственником со всеми привилегиями и недостатками этого звания. Именно поэтому часто используемая поговорка о том, что с некой персоной вам не придется крестить детей означает то, что данный человека вам абсолютно чужой и не имеет никаких привилегий на дальнейшее близкое общение и участи в вашей жизни и жизни близких вам людей.

Таким образом, во время крещения младенец приобретает некое подобие «запасной» семьи, а вы неожиданно получаете новых родственников, которых обязаны чтить, уважать, дарить подарки, поздравлять с праздниками и именинами до конца своих дней.

Понятие кумовства распространено в современной Украине, однако кумом там все больше называют близкого друга, нежели крестного отца.

Во время вступления в брак как кум, так и кума наравне с родными родителями садятся во главу стола и зачастую несут не меньшие расходы, нежели близкие родственники.

Значение слова Кумовья со временем утратило свой первоначальный смысл. Считается, что такими званиями «награждают» родственников, близких друзей. На Руси же, с момента становления христианства, так назывались люди, ответственные за духовное здоровье ребенка. Для малыша они становились крестными отцом и матерью. Родители должны делать осознанный выбор, который отразится на всей жизни их чада.

Кто такие кум и кума

Кум и кума – восприемники новорожденного ребенка перед крещенской купелью. Русская традиционная культура предполагает значимую роль восприемников в жизни крестника, считается, что духовная связь между ними сильнее, чем кровная. С момента совершения таинства крестные отец и мать становятся своего рода посредниками между своим подопечным и Богом. Они занимаются нравственным и духовным воспитанием ребенка. Восприемники становятся близкими людьми по отношению к физическим родителям крестника. Они получают статус «духовные родственники», а по народному – «кум» и «кума».

Кумовство на Руси являло собой определенную систему взаимоотношений. Для нее были характерны определенные поведенческие нормы:

  • сдержанность, уважение кумовьев по отношению друг к другу;
  • взаимопомощь;
  • боязнь ссоры, которая считалась грехом;
  • восприятие кума и кумы, как непосредственных членов семьи;
  • воспитание в детях глубокого уважения к крестным.

История появления обряда крещения на Руси

В период становления христианства в древней Руси обряд крещения проводился над взрослыми людьми, которые понимали, для чего совершается таинство. Считалось, что младенцы не имеют грехов, и их не надо крестить. С развитием православных традиций изменилось и отношение к этому вопросу. В современном мире крещение младенцев проводится после 40 дня жизни. В случае тяжелой болезни разрешено проводить обряд с первых минут жизни.

Несколько веков считалось, что крестить ребенка могут только кровные родственники. Это объяснялось тем, что они смогут уделять много времени подопечному, находясь в постоянном контакте с его родителями. Первыми восприемниками для своего ребенка выступали кровные родители (отец). За последние несколько десятилетий принцип выбора восприемников несколько изменился. Родители приглашают кумовьями приятеля, начальника, соседку по лестничной клетке. Такой подход нельзя назвать верным, ведь крестные перед Богом несут ответственность за дитя.

Родственные отношения

Много лет в самой церкви идет спор по поводу разрешенной степени родства восприемников по отношению к крестнику и друг к другу. 211 статья Номоканона (сборника правил православной церкви, составленного еще в древней Византии) запрещает мужу и жене крестить одного и того же малыша. Они могут это сделать в отношении двух разных детей из одной семьи.

Но «Настольная книга священнослужителя» 1913 года говорит о том, что «если родители хотят взять восприемниками супружескую чету, это можно сделать. Нужно подать прошение Правящему архиерею епархии, где планируется проводиться таинство крещения».

Что касается людей, еще не связанных узами брака на момент проведения обряда, они не могут венчаться после произнесения обета возле купели. Так считает большинство церковных служащих. В «Настольной книге священнослужителя» указано, что при такой ситуации восприемники могут быть обвенчаны по разрешению архиерея». Светские браки этот вопрос обходит стороной по причине их «греховности».

Родных брата или сестру можно пригласить крестными малыша, если юноше исполнилось 15 лет, а девочке – не меньше 13. Почетная роль разрешена тетям, дядям, бабушкам и дедушкам. Главное, чтобы восприемник был воцерковлен и имел представление о православной вере. Родственники в случае смерти родителей будут заботиться о ребенке в любом случае. Поэтому многие стараются взять в кумовья не родных по крови людей, чтобы получить уверенность в дополнительной опеке над ребенком.

Кто такие кумовья крестнику

Обычай брать крестных для малыша исходит своими корнями к Апостольскому преданию. Обряд крещения предполагает присутствие только одного крестного. Если же восприемников двое, то у мальчика мужчина – крестный, у девочки – женщина. Для своего подопечного они становятся духовными родителями.

К основным духовным обязанностям восприемников относятся:

  1. Обучение ребенка основам христианского вероисповедания.
  2. Крестные обязаны молиться за свое духовное чадо. Когда малыш подрастет, задача крестных – научить его основным молитвам, объяснить смысл главных церковных таинств.
  3. На своем личном примере крестные должны показывать ребенку проявление христианских добродетелей – доброты, милосердия, любви.
  4. Духовные родители обязаны подготовить подопечного к супружеской жизни, обучая премудростям быта, помогая материально.

Таинство крещения

Несколько веков крещение считалось церковным таинством. На нем присутствовали только священник, крестные и ребенок. Последние 10-15 лет в храме собираются все желающие. Согласно законам РПЦ, восприемники становятся духовными родственниками для крестника и его родителей после произнесенных возле купели обетов.

Во время важного события крестные приносят младенцев на руках. До погружения в купель мальчика может носить крестная мать, девочку – крестный отец. После троекратного омовения ребенка берет восприемник одинакового с ним пола. При этом в его руках должна быть чистая пеленка для вытирания малыша. Крестные обязаны знать основную молитву православных христиан – Символ веры. От лица крестника восприемники дают обет отречения от Сатаны.

Затем ребенка нарекают именем святого, который родился примерно тогда, что и малыш. Воцерковленных мальчиков заносят в алтарь и кланяются престолу. Младенцев обоих полов прикладывают к иконам Божьей Матери и Спасителя. В конце таинства кровный отец совершает три земных поклона в сторону священника и берет ребенка на руки.

Обязанности крестных

При проведении обряда крещения ребенка на восприемников накладываются определенные обязательства:

  1. Причащение и исповедь перед началом таинства. Крестные должны вступать в роль духовных наставников с чистыми помыслами.
  2. Крестный отец должен приобрести в подарок нательный крест своему подопечному.
  3. Крестная мать должна приготовить крестильное полотенце и одежду для малыша. Эти вещи в дальнейшем используют только в случае болезни ребенка – укрывают его полотенцем или надевают вещи с остатками крещенской воды.

Как правильно выбрать кума и куму

  1. Выбирать крестных необходимо, исходя из нравственных качеств человека, его духовного развития.
  2. Восприемники должны иметь возможность общаться с крестниками хотя бы 2-3 раза за неделю, чтобы наставить на правильный путь.
  3. Следует помнить, что с кумовьями родителям придется общаться много и постоянно, вместе отмечать праздники, мириться с какими-либо недостатками.
  4. Крестными выбирают людей, которые готовы любить малыша, отдавать ему не только свое время, но и дарить частицу души, счастье истиной веры.

Кого нельзя брать в кумовья

По поводу супружеских пар и тех, кто планирует ими стать, однозначного мнения в вопросе пригодности на роль восприемником, нет. Но духовенством четко определен перечень лиц, которым запрещено становится крестными и кумовьями:

  • физические родители малыша;
  • монахи, монахини;
  • юноши младше 15 лет;
  • девочки младше 13 лет;
  • женщины в период менструации
  • люди с отклонениями в психике;
  • сектанты, иноверцы.

Видео

Распространено мнение, что кум и кума — это родственники.

На самом деле это не совсем так.

Крестные родители ребенка являются кумовьями их родителей.

Для семьи эти люди должны быть очень близки. Часто на эту роль приглашают своих родственников: братьев, сестер, дядь, теть, кузенов и т.д.

Кумовьям отводится очень важная роль в жизни ребенка . Духовное, физическое развитие и православное наставничество.

Что вовсе не означает, что такая ответственность снимается с родных родителей и передается крестным отцу и матери. Сейчас породниться таким образом — это почетная роль для друзей или родственников, по сути, кумовья это вторые родители.

Стать крестными родителями ребенку могут люди не состоящие в паре друг с другом. Какая либо интимная или любовная связь между кумовьями исключена. Также запрещены любовные связи между крестными родителями и крестниками до второго колена.

Это очень ответственный выбор и важное решение. Во время крещения именно крестная мать держит крестимого и приносит за него клятвы. Нательный крест дарит крестный, этот символ остается с крестником на всю жизнь. Крестные родители становятся родственниками семье, поздравляют друг друга со всеми православными праздниками и дарят подарки.

Задача кумов привить ребенку моральные ценности и воспитать его духовность . Это даже больше, чем просто родственники, оных судьба не дает права выбрать, в отличии от крестных родителей своему чаду. Крестные родители готовят ребенка к взрослой жизни и должны стать больше друзьями, нежели родителями.

Установить духовную связь с крестником и стать его опорой в жизни, вот к чему стремятся крестные. Для родителей кумовья — это семья, которые зачастую ближе кровных родственников. Семьи оказывают друг другу всяческую поддержку.

Кумовья должны быть близки по духу семье, с которой будут родниться . Учитывая их ответственную миссию в жизни дитя, это должны быть взрослые и сформировавшиеся личности. Любые ссоры между кумовьями, между кумовьями и крестниками — запрещены, все конфликтные ситуации решаются полюбовно.

Значения слова в России и Украине

Разницы в значении слова для Украины и России нет. Больше все-таки понятие развито в Украине, особенно в глубинках, где чтятся традиции. Современный житель мегаполиса больше узнает о традициях своего народа посредством кинематографа, в классических украинских произведениях очень часто встречается это понятие.

Но и по сей день стать крестными отцом и матерью считается очень почетным . Таким образом ребенок получает не только вторых родителей, но и обретает ангела-хранителя. Не крещенного ребенка не принято показывать чужим людям. Издревле считалось, что до крещения дите не имеет защиты и подвержен влиянию злых глаз.

Семьи породнившиеся таким образом обретают близких родственников. К кумовьям приходят за советом, помощью и благословением. На свадьбе крестные сидят вместе с родителями крестника. В случае утери родителей, кумовья считаются их первыми преемниками, кто именно оговаривается заранее.

В нынешней политике, как России, так и Украины распространено такое слово, но несет больше негатива. Кумов пристраивают по-родственному на хорошие должности. Позитив присутствует только для самих чиновников.

И сейчас не каждый сможет ответить кто такой кум, больше ассоциаций с полным захватом власти. Эти люди также совершают священные обряды, но для них они несут несколько иной смысл и гарантируют прикрытие в нужный момент.

А в остальном нет разницы значения слов: кум и кума для украинцев и россиян. В большинстве случаев это значит снижение требований и снисходительность. Таким образом создаются современные альянсы.

Значение слова «кум» на тюремном жаргоне

В местах лишения свободы кумом называют представителя власти , который взаимодействует с охраной или другими заключенными и контролирует внутреннюю ситуацию. Кумовья могут законными и незаконными путями добиваться своих целей.

Для того, чтобы получить необходимую информацию, кум может влиять на охранников и определять для заключенных повышенные меры наказания. Это может быть: отдельная камерами с ожесточенным режимом или стравливание заключенных между собой.

Нередко кум сотрудничает с бывшими и настоящими заключенными. За небольшие привилегии в отбывании срока, зэки становятся его глазами и ушами за решеткой. Не обходится и без физической расправы над неконтролируемыми заключенными. Зэков, которые работают с кумовьями называют стукачами.

Крестные отец и мать, кум и кума - восприемники от купели при крещении. В русской народной традиции крестные играли существенную роль в течение всей жизни человека, т. к. духовное родство, в которое вступали восприемники и их крестники в результате крещения, считалось даже сильнее кровного. Пословица: «Духовное родство пуще плотского».

Крестные несут ответственность перед Богом за духовно-нравственное состояние своих крестников. С момента совершения таинства крестные родители становились как бы посредниками между крестниками и миром святых. Их молитвы считались действенными, иногда им придавалась даже большая сила, чем молитвам родной матери.

В духовное родство с крестными (в народной терминологии — кумовство) вступали в результате крещения и родители крещаемого, и ближайшие родственники его. Все они назывались кумами (крещаемые и крестные между собою кумами не назывались).

Лица, связанные духовным родством, не могли вступать между собою в брак. Церковное законодательство после XVII в. значительно сузило круг лиц, связанных брачными запретами. В к. XIX в. официально были запрещены лишь браки между восприемником и матерью крестника и восприемницей и отцом крестницы. Народная же традиция существенно расширяла круг лиц, на которых распространялось духовное родство и соответственно брачные запреты. Браки запрещались не только между крестными родителями и крестниками, но и между кумовьями. Запреты распространялись и на второе поколение. Интимные связи между духовными родственниками считались в крестьянской среде кровосмешением. «Ведь кум с кумою стояли у общей купели перед Богом, поручались за младенца и отрекались за него от сатаны, а заместо того они сами идут в лапы сатаны и младенца туда тащат, прямое дело, что грех непрощеный, потому как оскверняет невинного младенца» (Ярославская губ.).

Кумовство как система взаимоотношений включало определенные нормы поведения. По отзывам, поступавшим из разных мест, среди лиц, связанных духовным родством, «замечается большая сдержанность и уважение». Обязательной считалась взаимопомощь. Между покумившимися семьями не должно было быть ссор; они рассматривались как великий грех. Детей воспитывали в духе особого уважения к крестным родителям. По глубокому убеждению русских людей, «грех непростительный обидеть крестных. Бог счастья не даст».

По обычаю кумовья посещали друг друга в большие праздники, прежде всего на Пасху. В этот день крестные обязательно одаривали своих крестников крашеными яичками, а родители крестников в свою очередь несли подарки крестным. Крестные родители были непременными участниками всех праздников в доме своих крестников. Кроме того, было принято угощать кума и куму, когда бы они ни пришли.

Особая роль отводилась крестным на свадьбе крестников. С ними советовались перед вступлением в брак. Они благословляли жениха и невесту вслед за родителями и выполняли роль посаженых отца и матери. В случае отсутствия родителей крестные их заменяли. Когда невеста-сирота ехала на кладбище просить благословения у умерших родителей, ее сопровождал крестный. Нередко они выполняли в свадебном обряде почетные функции свахи, тысяцкого. Крестные, как и родители, благословляли при отправлении на военную службу или в дальние поездки.

По установившейся у русских традиции, крестная мать приносила на крещение кусок белой материи, на который клали после купели, — «риски», или «приём». Крестный отец платил за совершение таинства и дарил нательный крест — символ веры и защиту от нечисти. Постоянное ношение креста для русского человека было обязательным и естественным. Отсутствие его заставляло считать, что над данным человеком не было совершено таинство крещения, т. е. он не принадлежит к православной вере.