Меню

Лекции о воспитании детей - макаренко. Лекции о воспитании детей Макаренко лекции о воспитании детей

Любовь

Антон Семенович Макаренко

ЛЕКЦИИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Дорогие родители, граждане Советского Союза!

Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него.

Сегодня мы начинаем целый ряд бесед по вопросам семейного воспитания. В дальнейшем мы будем говорить подробно об отдельных деталях воспитательной работы: о дисциплине и родительском авторитете, об игре, о пище и одежде, о вежливости т.д. Все это - очень важные отделы, говорящие о полезных методах воспитательной работы. Но прежде чем говорить о них, обратим ваше внимание на некоторые вопросы, которые имеют общее значение, которые относятся ко всем отделам, ко всем деталям воспитания, которые всегда нужно помнить.

Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства ‑ это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое ‑ перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания ‑ уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется. Очень часто бывают такие случаи, когда семья уже никак не может справиться с трудностями перевоспитания и приходится отправлять сына или дочку в трудовую колонию. А бывает и так, что и колония ничего поделать не может и выходить в жизнь человек не совсем правильный. Возьмем даже такой случай, когда переделка помогла, вышел человек в жизнь и работает. Все смотрят на него, и все довольны, и родители в том числе. Но никто не хочет подсчитать, сколько все-таки потеряли. Если бы этого человека с самого начала правильно воспитывали, он больше взял бы от жизни, он вышел бы в жизнь еще более сильным, более подготовленным, а значит, и более счастливым. А кроме того, работа перевоспитания переделки ‑ это работа не только более трудная, но и горестная. Такая работа, даже при полном успехе, причиняет родителям постоянные огорчения, изнашивает нервы, часто портит родительский характер.

Очень много ошибок в семейной работе получается от того, что родители как будто забывают, в какое они живут время. Бывает, родители на службе, вообще в жизни, в обществе выступают как хорошие граждане Советского Союза, как члены нового, социалистического общества, а дома, среди детей, живут по старинке. Конечно, нельзя сказать, что в старой, дореволюционной семье все было плохо, многое из старой семьи можно перенять, но нужно всегда помнить, что наша жизнь принципиально отличается от старой жизни. Нужно помнить, что мы живем в бесклассовом обществе, что такое общество существует пока только в СССР, что нам предстоят большие бои с умирающей буржуазией, большое социалистическое строительство. Наши дети должны вырасти активными и сознательными строителями коммунизма.

Родители должны подумать, чем отличается новая, советская семья от старой. В старой семье, например, отец имел больше власти, дети жили в полной его воле и податься им от отцовской воли было некуда. Многие отцы такой властью и злоупотребляли, относились к детям жестоко, как самодуры. Государство и православная церковь такую власть поддерживали: это было выгодно для общества эксплуататоров. В нашей семье иначе. Например, наша девушка не будет ждать, пока ей родители найдут жениха... Но и наша семья должна руководить чувствами своих детей. Очевидно, что наше руководство уже не может пользоваться в этом деле старыми способами, а должно находить новые.

Лекция была подготовлена А. С. Макаренко по заказу редакции радиопередач «Педагогическая пропаганда для родителей» Всесоюзного радио и прочитаны у микрофона в сентябре - декабре 1937 г. Отдельным изданием лекции впервые опубликованы:

Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1940. Обратите внимание на логические, методические приемы, использованные А.С. Макаренко в этой лекции (Текст приведен с сокращениями).

«В прошлой беседе мы говорили о том, что современная семья многим отличается от «старой» семьи. И прежде всего, её отличие заключается в характере родительской власти. Наш отец и наша мать уполномочены обществом воспитывать будущего гражданина нашего Отечества, они отвечают перед обществом. На этом и основываются их родительская власть и их авторитет в глазах детей.

Однако будет просто неудобно в самой семье перед детьми доказывать родительскую власть постоянной ссылкой на такое общественное полномочие. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства, и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета. Откуда берётся родительский авторитет, как он организуется?.. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка.

Авторитет послушания. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой одной цели и нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живётся спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро всё разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания....

Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, - то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребёнке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчёмные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни мстящие за подавленное детство. Этот самый дикий сорт авторитета бывает только у некультурных родителей, надеемся, что он вымирает.

Авторитет расстояния. Есть такие отцы, да и матери, которые серьёзно убеждены: чтобы дети слушались, нужно с ними поменьше разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в роли начальства. Особенно любили этот вид в старых интеллигентных семьях. У отца свой кабинет, из которого он показывается изредка. Обедает он отдельно, развлекается отдельно, даже распоряжения по вверенной ему семье он передаёт через мать. Бывают и такие матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или домработницы. Нечего и говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы.

Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У каждого гражданина, несомненно, есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они - самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к другим людям. Бывает, очень часто, что поражённые таким видом отца начинают чваниться и дети. Перед товарищами они выступают не иначе как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа - начальник, мой папа - командир, мой папа - знаменитость. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не сможет разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает. Встречается такой авторитет и у матерей...: какое-нибудь особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт - всё это даёт им основание для чванства, для отделения от остальных людей и от своих собственных детей.

Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их - это святыня. Свои распоряжения они дают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек не твёрдый. Если такой папа сказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то хотя бы завтра была и хорошая погода, всё же считается, что гулять нельзя. Папе не понравилась какая-нибудь кинокартина, он вообще запретил детям ходить в кино, в том числе и на хорошие картины. Папа наказал ребёнка, потом обнаружилось, что ребёнок не так виноват, как казалось сначала, - папа ни за что не отменит своего наказания: раз я сказал, так и должно быть. Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно: он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того, чтобы сказать ребёнку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, они хотят в глазах детей быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети - это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребёнок живёт более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить должна приходить к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные разглагольствования родителей, постоянное их зуденье и болтливость проходят почти бесследно в их сознании. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.

Авторитет любви. Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а, чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: «Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребёнок...». Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребёнок всё должен делать из любви к родителям. В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно делать это с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребёнок начинает понимать, что к людям можно подыграться. А так как он не может любить также сильно и других людей, то подыгрывается к ним без всякой любви, с холодным и циничным расчётом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства товарищества. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью и мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребёнком в роли доброго ангела. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, лишь бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.

Авторитет дружбы. Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет самых крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Такие семьи приходится иногда наблюдать среди интеллигенции. В этих семьях дети называют родителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

Авторитет подкупа - самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться, - куплю тебе лошадку; будешь слушаться, - пойдёшь в цирк. Разумеется, в семье тоже возможно некоторое поощрение, нечто похожее на премирование; но ни в каком случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям. Можно премировать за хорошую учёбу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстёгивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

Мы рассмотрели несколько видов ложного авторитета. Кроме них, есть ещё много сортов...Но бывает часто и так, что родители, вообще, не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало, и как- нибудь тянут волынку воспитания детей. Сегодня родитель нагремел и за пустяк наказал мальчика, завтра он признается ему в любви, послезавтра что-нибудь ему наобещает в порядке подкупа, а на следующий день снова наказал, да ещё и упрекнул за все свои добрые дела. Такие родители всегда мечутся, как угорелые кошки, в полном бессилии, в полном непонимании того, что они делают. Бывает и так, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать - другого. Детям в таком случае приходится быть, прежде всего, дипломатами и научиться лавировать между папой и мамой.

Наконец, бывает и так, что родители просто не обращают внимания на детей и думают только о своём спокойствии. В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет в семье?

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчёт в своих действиях и поступках - это значит, что у них есть и родительский авторитет, и не нужно искать никаких иных оснований, и, тем более, не нужно придумывать ничего искусственного.

Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работает отец или мать, каково их общественное положение. Как можно раньше они должны узнать, чем живут, чем интересуются, с кем рядом стоят их родители. Дело отца или матери должно выступать перед ребёнком как серьёзное, заслуживающее уважения дело. Заслуги родителей в глазах детей должны быть, прежде всего, заслугами перед обществом, действительной ценностью, а не только внешностью. Очень важно, если эти заслуги дети видят не изолированно, а на фоне достижений нашей страны. Не чванство, а хорошая гордость должна быть у детей, но в то же время необходимо, чтобы дети гордились не только своим отцом или матерью, чтобы они знали имена великих и знатных людей нашего Отечества, чтобы отец или мать в их представлении выступали как участники этого большого ряда деятелей...

Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это - не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена коллектива. Если вам удастся воспитать своего сына так, что он будет гордиться целым заводом, на котором отец работает, если его будут радовать успехи этого завода, - значит, вы воспитали его правильно.

Но родители должны выступать не только как деятели ограниченного фронта своего коллектива. Наша жизнь есть жизнь общества. Перед своими детьми отец и мать должны выступать как участники этой жизни. События международной жизни, достижения литературы - всё должно отражаться в мыслях отца, в его чувствах, в его стремлениях. Только такие родители, живущие полной жизнью, - граждане нашей страны, будут иметь у детей настоящий авторитет. При этом не думайте, пожалуйста, что такой жизнью вы должны жить «нарочно», чтобы дети видели, чтобы поразить их вашими качествами. Это - порочная установка. Вы должны искренне, на самом деле жить такой жизнью... Но вы - не только гражданин. Вы - ещё и отец. И родительское ваше дело вы должны выполнять как можно лучше, и в этом заключаются корни вашего авторитета... Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни...

Дорогие родители, граждане Советского Союза!

Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него.

Сегодня мы начинаем целый ряд бесед по вопросам семейного воспитания. В дальнейшем мы будем говорить подробно об отдельных деталях воспитательной работы: о дисциплине и родительском авторитете, об игре, о пище и одежде, о вежливости т.д. Все это - очень важные отделы, говорящие о полезных методах воспитательной работы. Но прежде чем говорить о них, обратим ваше внимание на некоторые вопросы, которые имеют общее значение, которые относятся ко всем отделам, ко всем деталям воспитания, которые всегда нужно помнить.

Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства ‑ это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое ‑ перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания ‑ уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется. Очень часто бывают такие случаи, когда семья уже никак не может справиться с трудностями перевоспитания и приходится отправлять сына или дочку в трудовую колонию. А бывает и так, что и колония ничего поделать не может и выходить в жизнь человек не совсем правильный. Возьмем даже такой случай, когда переделка помогла, вышел человек в жизнь и работает. Все смотрят на него, и все довольны, и родители в том числе. Но никто не хочет подсчитать, сколько все-таки потеряли. Если бы этого человека с самого начала правильно воспитывали, он больше взял бы от жизни, он вышел бы в жизнь еще более сильным, более подготовленным, а значит, и более счастливым. А кроме того, работа перевоспитания переделки ‑ это работа не только более трудная, но и горестная. Такая работа, даже при полном успехе, причиняет родителям постоянные огорчения, изнашивает нервы, часто портит родительский характер.

Очень много ошибок в семейной работе получается от того, что родители как будто забывают, в какое они живут время. Бывает, родители на службе, вообще в жизни, в обществе выступают как хорошие граждане Советского Союза, как члены нового, социалистического общества, а дома, среди детей, живут по старинке. Конечно, нельзя сказать, что в старой, дореволюционной семье все было плохо, многое из старой семьи можно перенять, но нужно всегда помнить, что наша жизнь принципиально отличается от старой жизни. Нужно помнить, что мы живем в бесклассовом обществе, что такое общество существует пока только в СССР, что нам предстоят большие бои с умирающей буржуазией, большое социалистическое строительство. Наши дети должны вырасти активными и сознательными строителями коммунизма.

Родители должны подумать, чем отличается новая, советская семья от старой. В старой семье, например, отец имел больше власти, дети жили в полной его воле и податься им от отцовской воли было некуда. Многие отцы такой властью и злоупотребляли, относились к детям жестоко, как самодуры. Государство и православная церковь такую власть поддерживали: это было выгодно для общества эксплуататоров. В нашей семье иначе. Например, наша девушка не будет ждать, пока ей родители найдут жениха... Но и наша семья должна руководить чувствами своих детей. Очевидно, что наше руководство уже не может пользоваться в этом деле старыми способами, а должно находить новые.

В старом обществе каждая семья принадлежала к какому-нибудь классу и дети этой семьи обыкновенно оставались в том же классе. Сын крестьянина и сам обыкновенно крестьянствовал, сын рабочего тоже становился рабочим. Для наших детей предоставлены очень широкие просторы выбора. В этом выборе решающую роль играют не материальные возможности семьи, а исключительно способности и подготовка ребенка. Наши дети, стало быть, пользуются совершенно несравненным простором. Об этом знают и отцы, об этом знают и дети. При таких условиях становится просто невозможным никакое отцовское усмотрение. Для родителей теперь нужно рекомендовать гораздо более тонкое, осторожное и умелое руководство.

Семья перестала быть отцовской семьей. Наша женщина пользуется такими же правами, как и мужчина, наша мать имеет права, равные правам отца. Наша семья подчиняется не отцовскому единовластию, а представляет собой советской коллектив. В этом коллективе родители обладают известными правами. Откуда берутся эти права?

В старое время считалось, что отцовская власть имеет небесное происхождение: так угодно богу, о почитании родителей существовала особая заповедь. В школах батюшки толковали об этом, рассказывали детям, как бог жестоко наказывал детей за неуважение к родителям. В Советском государстве мы детей не обманываем. Наши родители, однако, тоже отвечают за свою семью перед всем советским обществом и советским законом. Поэтому и наши родители имеют некоторую власть и должны иметь авторитет в своей семье. Хотя каждая семья составляет коллектив равноправных членов общества, все же родители и дети отличаются тем, что первые руководят семьей, а вторые воспитываются в семье.

Обо всем этом каждый родитель должен иметь совершенно ясное представление. Каждый должен понимать, что в семье он не полный, бесконтрольный хозяин, а только старший, ответственный член коллектива. Если эта мысль хорошо будет понята, то правильно пойдет и вся воспитательная работа.

Мы знаем, что эта работа не у всех одинаково успешно протекает. Это зависит от многих причин, и прежде всего от применения правильных методов воспитания. Но очень важной причиной является и самое устройство семье, ее структура. В известной мере эта структура находится в нашей власти. Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или его смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста.

Дорогие родители, граждане Советского Союза!
Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети — это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети — это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него...

Следующий вопрос, на который нужно обратить самое серьезное внимание, — это вопрос о цели воспитания. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, Что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
Каждый отец и каждая мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. Хотите ли вы воспитать настоящего гражданина Советской страны, человека знающего, энергичного, честного, преданного своему народу, делу революции, трудолюбивого, бодрого и вежливого? Или вы хотите, чтобы из вашего ребенка вышел мещанин, жадный, трусливый, какой-нибудь хитренький и мелкий делец?
Дайте себе труд, подумайте хорошо над этим вопросом, подумайте хотя бы втайне, и вы сразу увидите и много сделанных вами ошибок, и много правильных путей впереди.
И при этом всегда вы должны помнить: вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям, и всей стране. Не отмахивайтесь от этого вопроса, не считайте его надоедливым резонерством. Ведь на вашем заводе, в вашем учреждении вы стыдитесь выпускать брак вместо хорошей продукции. Еще более стыдно должно быть для вас давать обществу плохих или вредных людей...

Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям. То, что совершается на вашем заводе, что радует или печалит вас, должно интересовать и ваших детей. Они должны знать, что вы — общественный деятель, и гордиться вами, вашими успехами, вашими заслугами перед обществом. И только в том случае эта гордость будет здоровой гордостью, если ее общественная сущность детям понятна, если они не гордятся просто вашим хорошим костюмом, вашим автомобилем или охотничьим ружьем.
Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.
Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!

1 октября мы традиционно отмечаем День пожилых людей. А первые октябрьские выходные - это уже праздник, посвященный учителю. Педагогический стаж Фаины Натановны Мер немногим короче прожитых ею лет. По трудовой книжке - семьдесят, реально - больше. За восемьдесят девять лет в судьбе московской учительницы отразилась и история советской педагогики, и история нашего города. Были не только радости первых уроков и последних звонков. Ученики писали и теплые письма любимой учительнице, и жалобы в роно, дарили цветы и приносили огорчения, она видела не только горящие глаза школьников, но и демонстративную строптивость и агрессию. Сколько было пролито слез, сколько раз хотелось навсегда уйти из класса! Не случайно свои воспоминания Фаина Натановна назвала "Записки о моей трагической и счастливой жизни". Часто профессия педагога передается из поколения в поколение. И это естественно. Рабочий день учительницы бесконечен: уроки, библиотека, экскурсии, вечера, конспекты, тетради. И если некуда деть малыша, учительница, особенно сельская, сажает его в уголке на задней парте, дает карандаш, обычно красный, - рисуй, а сама рассказывает о восстании Болоттникова или о таблице Менделеева. Да и дома разговоры в учительской семье специфические... Мама Фаины Мер была учительницей гимназии, она брала дочь и на уроки, и на прогулки, гимназистки играли с ней в мяч, катали на лодке, угощали конфетами. Уже тогда девочка решила стать учительницей. Жизнь ее с детства складывалась непросто. Даже место рождения, которое человек, как известно, не выбирает, профессия родителей оказали влияние на биографию. Фаня родилась в 1915 году в Харбине, в день рождения Сталина, в семье профессионального революционера, члена правого крыла БУНДа, прошедшего тюрьмы, каторгу и ссылки, ставшего министром по делам национальностей Дальневосточной республики. Казалось, счастливое детство его дочери не может омрачить ничто. Но в пять лет Фаня заболела скарлатиной, а в начале двадцатого века эта болезнь уносила сотни детских жизней. Девочка чудом выжила, но долгие годы страдала от воспаления суставов, хромота осталась на всю жизнь. Из-за болезни дочери семья перебралась в Москву, наступило улучшение, но врачи рекомендовали продолжить лечение в Крыму. Там она и начала учиться. Два года Фаина, лежа на спине, в санатории писала дневник, где среди записей о морском ветре и гальке, о прочитанных книгах есть слова восхищения трудом учителя, размышления восьмилетней девочки о том, как замечательно, если тебя не только учат, но понимают и сочувствуют. Такой учительницей она хотела стать. Вернувшись в Москву, родители решили не перегружать слабую здоровьем девочку и отдали вместо третьего во второй класс. Наверное, с этой родительской ошибки и начался педагогический стаж Фаины Мер. Школа находилась в Малом Знаменском переулке, ее директором была Наталья Сац, одновременно руководившая и детским музыкальным театром. В программу обучения входили драматургия, художественное чтение, восприятие музыки. Школьницы вместо формы носили греческие туники. Девочка, постигавшая до этого науки в больничной палате, попала в самый отстающий класс, где были ученики, едва читавшие по слогам, а она к этому времени уже читала толстые книги, любимым писателем был Сергей Ауслендер, ее увлекала романтика гражданской войны, советская революционная литература. Но музыка и театр были ей незнакомы. Свою учительницу Марию Петровну Фаина помнит до сих пор. Она ненавязчиво, чтобы не обидеть других и не противопоставить умную девочку классу, говорила: "У меня голова болит, Фаина, почитай дальше! " И Фаня продолжала урок. Помогала отстающим. Она любила учиться и учить, не могла жить без одноклассников. Даже домашние занятия английским и музыкой казались ей в тягость, потому что были индивидуальными. Школу Фаня закончила в 1931 году, как назло в тот год отменили набор в восьмые и девятые классы. Нужно было идти либо в ФЗУ, либо на рабфак, чтобы потом поступить в педагогический институт. В тридцатые годы в стране не хватало учителей. Открывались педагогические техникумы, но туда мало кто шел. Такие мизерные зарплаты, как в то время, не снились даже нашим сегодняшним педагогам. Каждая школьн ая комсомольская организация должна была направить в педтехникум двух выпускников. Многие приезжали из деревни. Но Фаину не надо было агитировать, она, не сомневаясь, поступила в Московский индустриально-педагогический техникум. Это была самая счастливая пора ее жизни. Самозабвенно постигала азы педагогики, слушала лекции, занималась с подругами на антресолях в читальном зале Ленинки. Иногда больше смеялись, чем конспектировали, а вечером танцевала до упаду в общежитии в Кропоткинском переулке. Влюблялась. Писала стихи. Группа была замечательная. К ним на исправление присылали лентяев, и они становились отличниками. В студенческом гимне были такие слова: "Кого сагитирует Фаня позорные "неуды" сдать? " Со своими однокурсниками Фаина Мер встречалась долгие годы - и после войны, и уже выйдя на пенсию. Сейчас из их выпуска остались двое. На третьем курсе девушка перенесла еще одну сложную операцию на суставе, но это не помешало ей блестяще закончить техникум. В 1933 году восемнадцатилетняя Фаина Натановна дала первый урок в первом классе начальной школы на Арбатской площади. Она могла бы преподавать второклашкам, так обычно распределяли нагрузку начинающим учителям, ведь второклассники умеют читать и писать, но Фаина настаивала: "Только первый класс! " Тогда в школу принимали с восьми лет. Ребятишки в классах были очень разные. Фаине Натановне достались дети из неблагополучных семей. Многие недавно приехали из деревни, ютились по подвалам и чердакам, родители пили, дрались. Молоденькая учительница, худенькая, маленькая, прихрамывающая, сама скорее напоминала ребенка, чем строгую наставницу. И тут случился первый провал. Никто не хотел ее слушать. Ученики вырывали страницы из букваря, дрались, уходили без спроса из класса. Фанины родители уехали тогда на курорт. Мамы, опытной наставницы, рядом не было. А так нужен был совет! Однокурсник Сергей, влюбленный в Фаину, пытался утешить, помочь, но она плакала и до и после уроков. Как сейчас помнит она афиши и объявления на тумбах в арбатских переулках. Медленно, чтобы оттянуть пытку, шла молодая учительница с Сивцева Вражка на Арбатскую площадь, замедляя шаги на каждом перекрестке, отвлекаясь на всякую мелочь. Сергей провожал Фаню, когда у него не было первых уроков. В школе пытались поддержать, давали методические советы, потом приехала мама, пришла в класс, послушала, вздохнула... Фаня обходила семьи учеников, видела нищету, неустроенность, орущих младенцев и пьяных отцов. И язык не поворачивался пожаловаться на Ваню или Степу. Она приглашала оборванных ребятишек к себе, поила чаем, давала игрушки. К Новому году никто из них не научился читать. Еще немного и, кто знает... Однажды Фаина Натановна сорвала голос, пришла в класс с завязанным горлом и прошептала: "Здравствуйте! Садитесь". Стала что-то объяснять тихо-тихо, и - о чудо! - класс затих. Рассказала шепотом сказку про козлика - молчат. Это была первая победа. Когда в Москве открылся Московский педагогический институт, Мер поступила на исторический факультет, однако педагогическую работу бросать не хотела. Студенческая жизнь началась безоблачно. Но в первый же месяц арестовали двух студентов. Один был, как и Фаня, родом из Харбина. Когда она рассказала об этом дома, отец сжал ладонями виски и вздохнул: "Боже мой! Уже до детей дошло! " Дома ощущалась тревога, но вслух об опасности не говорили. В ночь на 23 февраля в дверь позвонили. Обыск длился почти сутки. Днем прибежали подружки из института и стали свидетелями ареста отца. Когда его уводили, он сказал: "Фаня, я одного боюсь, чтобы эта ошибка не изменила твое и мамино отношение к советской власти и нашей партии..." Вечером Фаня с подружками пошла в институт на торжественное комсомольское собрание и с порога выпалила секретарю комсомольской организации: "У меня забрали отца! " Но никто не отвернулся, не испугался дочери врага народа. После собрания всей группой провожали ее по Гоголевскому бульвару до дома, пели песни, успокаивали. Комсомолка Мер должна была на бюро покаяться, что потеряла бдительность, не распознала отца - врага народа. Однако она стояла на своем - отец не виноват - и чудом избежала исключения из института. Ей всегда везло: в трудную минуту рядом были хорошие, порядочные люди. Маму тоже не выгнали с работы и не арестовали. Коллеги в роно дали ей путевку в санаторий и посоветовали: "Уходи в школу! " Действительно, в учреждениях тогда шли повальные аресты, но не слышно было, чтобы брали учителей. Отца расстреляли в марте. Комнаты опечатали, и семья перебралась в коммуналку. Всего год до войны преподавала Фаина Натановна историю. Как она сама считает сегодня - на твердую четверку. Коллеги говорят: Мер всегда строго ставила оценки, а себе особенно. Осенью собиралась поступать в аспирантуру. Но война изменила все. К тому же сознание, что она дочь врага народа, внушало постоянную тревогу. Фаня жалела, что не кончила курсы санинструкторов и не могла работать в госпитале. Но она могла по-прежнему работать с детьми, сохранять их жизнь и здоровье, только бы доверили. Всего на несколько часов опоздала Фаня к пароходу, на котором эвакуировался интернат, где они должны были работать вместе с матерью. С невероятными приключениями удалось им воссоединиться. Москвичей разместили в большом опустевшем селе Норки под Саратовом, откуда выселили поволжских немцев. В полях гнил неубранный урожай, приходили в запустение сады и огороды, стояли заколоченные богатые дома. И голодные, измученные войной дети начали воровать. Остановить мародерство было невозможно. А начало занятий из-за бытовых неурядиц все откладывалось. Время было упущено. Потом грянули морозы, и дети отказывались идти в школу. Двенадцатилетние подростки не хотели ее слушать, просто не замечали. Однажды, не выдержав, Фаня пошла наниматься на работу в колхозные ясли. Председатель отрезал: "Ты же работаешь в московском интернате! Да я любую неграмотную старуху возьму, а вы там бандитов растите. Мне это не нужно! " Фаня приняла оплеуху как заслуженную. В который раз закралось сомнение: та ли выбрана специальность. В другом колхозе ее взяли счетоводом. Однако счетовод из Фани не получился. У нее вечно что-то не сходилось, и мама ночами исправляла ведомости и отчеты. Да и скучала она о детях. Вспоминала веселого цыганенка, недавно умершего от дифтерита. Она так к нему привязалась, даже думала усыновить... А осенью Фаня попросилась на уборку урожая в дальнюю бригаду, за двадцать километров от села, хотела доказать, что может приносить пользу. Не всякую сельскую работу могла выполнять городская учительница, тем более с больной ногой. Фаня стала крутить веялку. Выпускала боевой листок: сама сочиняла, сама рисовала, сама вывешивала. Еще ей хотелось доказать себе: ничего не боюсь. Потому что в душе жил червячок сомнения: струсила перед подростками-хулиганами, не смогла переубедить сирот-воришек, найти для них верные слова. Худенькая, прихрамывающая Фаня охраняла по ночам в поле комбайн и часто возвращалась из ночного с синяками на лице: засыпала, стукалась лбом или подбородком о железные детали машины. В бригаде подсмеивались. Спрашивали, с кем сражалась.Часто болела, кашляла, но работу не бросала. В 1943 году Фаина Мер снова вернулась в школу на Арбате. Здесь теперь учились только девочки. В школьном кружке она стала читать с ученицами не включенные в программу ленинские произведения, за что тут же получила выговор: "Не имеете права заниматься самодеятельностью! " Отношения со школьниками складывались по-разному. Одни любили строгого и принципиального классного руководителя, другие жаловались и не хотели слушаться. Однажды пятый класс принял ее в штыки настолько, что его хотели расформировать, чтобы избежать конфликта. Но нужно было закончить четвертую четверть. Пока учебный процесс продолжался, и Фаина Натановна, удрученная, поехала в Институт усовершенствования учителей на Кропоткинскую за какими-то наглядными пособиями. Было тринадцатое марта, день рождения Антона Семеновича Макаренко. И там она стала участницей встречи известного педагога с воспитанниками. Фаина