Меню

Математические сказки короткие читать. «Математические сказки для дошкольников

Вкусные рецепты

Божедомова Анна Аркадьевна

Математические сказки для дошкольников . (подготовительная группа)

Добрый день, уважаемые коллеги. Начать своё выступление мне бы хотелось со слов Бориса Паскаля «Предмет математики настолько серьёзен , что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным ». Признаюсь, для меня лично, долгое время математика была не просто сложным предметом в школе, а скучной наукой, полной тайн и неизвестных открытий. Сейчас, познавая математику с дошкольниками , я стараюсь не упустить тот случай, о котором говорил Паскаль. И математическое развитие детей стараюсь сделать более интересным, отвечающим современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ .

А именно в «Концепции математического образования в Российской Федерации» (утвержденная Правительством РФ от 24.12.2013г) отмечается, что «математика для дошкольника должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, а получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом».

Чем любит заниматься ребёнок-дошкольник больше всего ? Конечно, играть и слушать сказки . Именно математические сказки и стали тем эффективным средством закрепления дошкольниками знаний , полученных на занятиях. Для организации работы по данной теме мною была подобрана и изучена необходимая методическая литература и выстроена работа по нескольким направлениям в ходе совместной деятельности с детьми и режимных моментах.

Народные и авторские сказки , которые дети уже, знают наизусть - это бесценные помощники в обучении детей математике в них много всевозможных математических ситуаций и материал усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко. Пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в сказке «Репка» . Герои выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизенера. Сказка "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо.

Сказка "Колобок" особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.

На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок . В соответствии с изучаемыми разделами выделяет следующие виды :

Понятийные сказки , которые включают основные и математические понятия и термины ;

Цифровые сказки , в которых основной акцент делается на знакомствос цифрами;

Геометрические сказки , в которых происходит знакомство с основными

геометрическими фигурами;

Комплексные сказки , в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия

Благодаря сети интернет, я активно включаю в работу с детьми серию математических сказок «Путешествие в Цифроград» Татьяны Андреевны Шорыгиной. Это целый ряд занимательных историй , объединённый общим сюжетом - путешествием в город цифр. Для работы с этими сказками применяю и индивидуальные, и групповые методы : совместное чтение, а затем пересказ , ответы на вопросы. Некоторые истории мы пробовали с детьми представить в виде театрализованного представления.

Требования по использованию математической сказки выдвигаются различные в

зависимости от возраста ребенка и педагогического взгляда воспитателя. Тем не менее, как показывает опыт работы со сказкой на занятиях :

- сказка должна быть не затянутой.

Иметь увлекательный сюжет, который по своей сути будет отвечать требованиям детской психологии, а именно с элементами волшебства, необычное место действия, динамичность развития событий;

Иметь героев или персонажей, которые детям были бы понятны и интересны, и вызывали бы желание сотворчества, участия в сказке .

Особого внимания заслуживают математические сказки , в создании которых участвуют сами дети. Конечно, это старшие дошкольники . Детям очень нравится фантазировать на математические темы , но часто у этих сказок знакомый сюжет , напоминающий известные произведения детской литературы. Рядом всегда, конечно, взрослый (я, как педагог и родители, которые не только записывают детское творчество на листочке, но и направляют его в новую незнакомую сторону. Дети, особенно девочки, любят иллюстрировать свои сказки , разыгрывать в игровой деятельности.

Во время придумывания сказки у дошкольников идёт накопление понятийного аппарата. Часто знакомство с новой сказкой сопровождаю иллюстрированием на маркерной доске или проекторе, чтобы дети наглядно представляли, то о чём говорится в сказке . А с подготовительными детьми мы пробуем снимать видео по сказкам . Вот небольшой фрагмент.

Как я уже говорила, в работе дошкольников с математическими сказками важна наглядность . Математические уголки в группах пополняю пособиями из серии «Сказочная математика » , сделанными своими руками : «Сказочные лабиринты » , «Математические домики » , «Собери сказку » «Поиграем посчитаем» . Наголовыши героев математических сказок . Совместно с родителями создан «Город геометрических фигур» . Подобрана методическая, художественная литература, - аудио и – видео записи через которые дети инсценируют сказку , у детей складывается целостное представление о сказке , как о литературном произведении

Активными участниками образовательного процесса являются и родители наших воспитанников. Математические сказки , придуманные дома с детьми, они оформляют, приносят в группу. Повышение их компетентности в математическом развитии дошкольников осуществляется в ходе дней открытых дверей, на семинарах, практикумах.

А игра-квест «Дорога в царство математики » , объединила вместе родителей и педагогов, сказку и математику и позволила родителям убедится, что математика в дошкольном детстве нескучная наука.

При использовании сказок в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста основной акцент делается на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.

Для себя я уже сделала вывод, математическая сказка является отличным инструментом обучения, положительно влияющим на развитие математических способностей дошкольников . Комплексный подход с применением сказки даёт высокие результаты при обучении детей математике . А результатом моей работы по данной теме стала вот эта книга - картотека математических сказок , в которую вошли и авторские математические сказки и сказки , придуманные детьми и взрослыми нашего детского сада.

Использование сказок в системе математического развития у дошкольников считаю наиболее приемлемым, так как сам педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, а родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе математического развития своих детей.

Спасибо за внимание.

«Большой - маленький»

Лисята родились в глубокой норе под корнями старого дерева. «Какие вы у меня МАЛЕНЬКИЕ, крохотные» - часто говорила мама лиса, любуясь малышами.

Однажды мама ушла на охоту, а малышам наказала из норки не выходить. Но лисята не послушались и вылезли на свет. Сидят, оглядываются. Солнышко пригревает, ветер шелестит листьями. Вокруг БОЛЬШИЕ кусты, а деревья еще БОЛЬШЕ, верхушками небо поднимают. Тихо, тепло, пахнет цветами и совсем нестрашно.

На полянку прилетела пестрая бабочка. Побежали лисята, хотели её поймать, да куда там! Вьется, порхает бабочка перед мордочками. МАЛЕНЬКАЯ, ловкая, в лапы не дается. Так и улетела.

Тем временем вернулась мама лися. Вот уж досталось лисятам за то, что не слушались.

«Высокий - низкий»

Однажды мышка-мама и мышата пошли собирать зерно на зиму.

Выскочили они из норки и побежали быстро- быстро, под ВЫСОКИЕ корни подныривают, НИЗКИЕ перепрыгивают. Маленькая мышка бежит и думает: «Какая большая трава, даже солнышко не видно! Скорее бы нам прибежать!».

Но вот и поле. Выглянула из травы и ахнула:

Какая красота! Трава маленькая, вокруг все видно, просторно!

Не радуйся понапрасну!- остерегла дочку мама.

В НИЗКОЙ траве спрятаться некуда. А врагов у нас много: на земле - лисы, в небе-ястребы, а ночью нас совы высматривают. Только в ВЫСОКОЙ траве мы в безопасности.

Набрала дружная семейка зерна и вернулась домой.

«Длинный – короткий».

Повстречались на опушке котенок и зайчонок.

Ой, какие у тебя уши большие, торчат выше головы. Это так не красиво!- фыркнул котенок.

У меня уши не большие, а ДЛИННЫЕ, во всем лесу ДЛИННЕЕ нет. Мама говорит, что я ими должен гордится. Они помогают мне любой шорох услышать.- сказал зайчонок.

Фи! – опять фыркнул котенок- А у меня зато хвост ДЛИННЫЙ, пушистый, а у тебя маленький, крохотный, но просто комочек пуха!

Правильно крохотный, а точнее - КОРОТКИЙ хвост,- засмеялся зайчонок.

Нам зайцам ДЛИННЫЙ хвост ни к чему. Нам ноги ДЛИННЫЕ нужны. Чуть услышу я подозрительный шорох- прыг! Только меня и видели. Нас, зайцев, уши да ноги спасают!

Да, что ты все твердишь, как ты спасаться умеешь? – возмутился котенок- Ты, что всех боишься, что ли?

Врагов у нас в лесу много. Боюсь! – вздохнул зайчонок и был таков.

«Узкий – широкий».

Весело прыгал вдоль ручейка лягушонок, увидел ёжика и спрашивает его:

Ты что тут делаешь?

Да вот прикидываю, как бы через ручей перебраться, - ответил ёжик.

Ха! Нашел проблему! По мне что большая река, что маленький ручей,- хвастается лягушонок.- Ноги у меня длиннее, вмиг перепрыгну или переплыву!



У меня хоть и короткие ноги, но я тоже умею плавать. Правда, недолго. УЗКИЙ ручей еще одолею, а вот ШИРОКУЮ реку приходится обходить стороной, - признался ёжик.

Засел лягушонок в высоких камышах и задумался: « Интересно! Ежик большую реку называет ШИРОКОЙ, маленький ручей- УЗКИМ. А, что ещё бывает УЗКИМ и ШИРОКИМ? У кого бы спросить?»

Выглянул он из камышей, видит - утка плавает. Говорят - утки умные. Вот и решил лягушонок у нее спросить, что ШИРОКИМ, а что УЗКИМ бывает.

Учить маленьких детей математике задача не из легких. Чтобы занятия для дошкольников стали интересны, их надо проводить весело, чтобы такая строгая наука, как математика, стала интересней игры.

Дети очень любят сказки, забавные рассказы. А ведь именно через чтение таких произведений ребенок может легко усваивать знания, запоминать цифры, решать несложные задачи, получить первые представления о времени, пространстве, величине, геометрических формах и, самое главное, творчески мыслить и находить правильное решение. Используйте любовь ребенка к героям сказок и мультфильмов и придумывайте задачки – сказки с их участием. Ребенок будет с удовольствием решать такие сказочные задачи.

«Длинный – короткий»

В одной небольшой деревушке жила-была семья: мама, папа и две дочери. Одну звали Люсенька, а другую Нюсенька. Вообще-то по-настоящему Нюсеньку звали Анна, но она, когда с чем-нибудь не соглашалась, говорила: «Не-не-не, ню-ню-ню» поэтому и прозвали ее Нюсенькой.

Однажды мама сказала своим дочерям: «Надо сходить в соседнюю деревню и отнести бабушке подарок, ведь у нее завтра день Рождения. Идите по короткой дорожке, через поле, так вы быстрее дойдете». Но Нюсенька тут же захныкала: «Нет, я по полю не пойду. Солнце светит жарко, пчелы кусаются, я устану». «Но так ведь короче и быстрее», - сказала ей Люсенька. Нюсенька не послушала свою сестру и, взяв подарок для бабушки, пошла через лес длинной дорогой.

Первой к бабушке пришла, конечно же, Люсенька. Она поздравила любимую бабушку с днем Рождения, подарила ей букет из полевых цветов, которые она сорвала по дороге, и они вдвоем сели пить чай. И, когда Люсенька с бабушкой уже съели по две ватрушки и три конфетки, появилась Нюсенька. «Ню-ню-ню, вы уже без меня все сладкое съели, не дождались меня». На что Люсенька ей ответила: «Ты пошла по длинной дорожке, а я шла по короткой дорожке, поэтому и пришла к бабушке раньше тебя».

«Плоский и объемный»

Две сестрички Люсенька и Нюсенька отдыхали летом в деревне у бабушки. Они ходили купаться на речку, в лес за ягодами, играли с соседскими ребятами.

На выходные дни в гости к бабушке должны были приехать мама с папой Люсеньки и Нюсеньки. В пятницу бабушка говорит: «А ну-ка, девочки-красавицы, помогите мне испечь пирожки и плюшки, я уже и тесто замесила». Бабушка подняла полотенце, которым была накрыта большая кастрюля, и девочки увидели огромный ком теста. «Ох, и хорошие же пироги у нас получатся, ишь какое тесто объемное получилось, его даже и руками обнять можно с трудом». Люсенька очень удивилась: «Какое тесто получилось?» «Объемное. Все что можно обнять, называется объемное». Тут же задала вопрос Нюсенька: «А если нельзя обнять?» «Тогда называется плоское. Я вот сейчас раскатаю тесто скалкой и оно станет похоже на блин. Вот этот блинок – плоский. Ну-ка, посмотрите вокруг, что видите плоское, а что объемное». Девочки стали рассматривать окружающие их предметы. Нашли много плоских вещей: листок бумаги, зеркало, ковер. Объемное: мяч, орехи, яблоки. Девочки так увлеклись этой игрой, что не заметили как приехали их родители. А вы можете найти вокруг себя объемные и плоские предметы?

Анна Шельпякова
Сказки для дошкольников о разных величинах

«Маленький – большой»

В большом, мрачном лесу, в маленькой, тёмной избушке под большим дубовым столом сидели мышонок, ежонок, зайчонок и медвежонок и боялись. Снаружи в дверь кто – то скрёбся когтями и громко сопел.

Мишка! – стуча зубами, прошептал мышонок. – Поди, погляди, кто там.

Ну да, «погляди»! Нашли большого дурака! Я ещё малеьнкий!

Какой же ты маленький? - удивился зайчонок. – Ты же больше всех!

Ростом и весом, может быть, и больше, а возрастом – нет. Мне ещё и года нет! А вот ёж, хоть и маленький, а уже большой. Ему больше года. Пусть он и идёт.

Подумаешь – год! – сердито фыркнул ежонок. – Тот, кто там скребётся, не будет спрашивать: «А сколько вам лет, коротышка?», а сразу цап зубами, ам-ам – и всё. Так что иди всё же ты, медвежонок. Он тебя не сразу съест.

Ага! Смешного мало. А если он меня и вправду съест? Для вас это просто маленькая неприятность, а для меня – большое горе.

Что же нам делать? – всхлипнул зайчонок. – Мы прожили такую маленькую жизнь, и вдруг такое большое несчастье – этот скребун.

Две большие слезы зайки упали на маленький, чёрный нос ежа.

Ладно, не бойтесь, - сказал ежонок, - я придумал маленькую хитрость. Мы его сейчас самого напугаем – больше не сунется! Зайчонок, залезай на медвежонка. Так….А теперь я влезу к тебе на плечи и накроемся белой простынёй. Мышка! Отворяй дверь и визжи что есть мочи: «Спасайся кто можееее-е-е-ет! Большое приведение идёт!»

Мышонок распахнул дверь и только хотел завизжать, как увидел на пороге маленького бельчонка.

Спасите, - прошептал он, - я потерялся….

Вот так большая дружба победила страх! – громко сказал ежонок и бодро спрыгнул вниз.

Низкий - высокий

На низком диване, на высоких подушках, закрыв глаза, лежал медвежонок и рассказывал:

Ну, иду я к малиннику и вижу: высоченный столб с проводами стоит, а на нем страшная чёрная табличка, а на табличке череп с костями и белые буквы: «Не влезай! Убьёт!». Я отошёл осторожно, поглядел. Никого на столбе нет. Кто убьёт – то? Ну, полез поглядеть.

Ну, зачем, зачем?- воскликнул зайчонок.

- «Зачем, зачем»…. А чего она пугает? «Убьёт»! Боялись мы его! Ну, залез, а там никого, только провода гудят. Ну я их и потрогал. И тут меня кто-то каааак шибанул со всей силы, и я кааааак навернулся вниз…

А к-к-кто это был? – заикаясь спросил зайчонок.

Высокое электрическое напряжение, - казал умный ежонок.

А низкое напряжение бывает? – спросил мышонок.

Конечно, бывает! – воскликнул лисёнок. – Это когда провода не на столбах, а на земле лежат.

Ну, ты и выдумал! – изумился ежонок. – Низкое напряжение - это когда ток слабый, а высокое - когда ток сильный. Ну – ка, медвежонок, вынимай термометр. Температура у тебя нормальная.

Даже низкая, - вставил лисёнок. – Вот у меня однажды такая высокая температура была, что когда я доставал градусник из – под мышки – все лапы обжег!

А вот у меня температура повышается, если я вижу, что кто – то совершает низкий поступок, - сказал зайчонок. – Украдёт что – нибудь или маленького до крови укусит.

А если я на дереве кого – нибудь укушу, это будет высокий поступок? – хитро прищурился лисёнок.

Ну да ладно, мне понятно, - слезая с дивана, сказал медвежонок, - высокий столб можно измерить метром, температуру – термометром. А вот как измерить низкий поступок этого высокого напряжения, которое меня с высоты об землю шарахнуло?

Узкий - широкий

На широкой, заросшей ромашками поляне за длинным узким столом сидели лисёнок, мышонок, медвежонок, ежонок и обсуждали широкий круг вопросов. Ну, например: если есть такие толстяки, которые поперёк себя шире (конечно же, речь шла не о медвежонке, а о других толстяках, то, наверное, где-то водятся и такие доходяги, которые поперёк себя уже?

Ещё обсуждали, почему у одних людей глаза узкие, а у других нет, и отчего на солнце у всех зрачки становятся узенькими – узенькими, как щёлочки, а в темноте они расширяются.

Потом лисёнок, широко расставив в стороны лапы, рассказывал, какой ширины в городе носят брюки, а вот узенькие, как дудочка, носят одни деревенские.

А вот я чего знаю, вы такого в жизни не слышали! – крикнул медвежонок. -Мне один старенький медведь сказал. Если, говорит, кто-то широколобый, значит – очень умный, - он ласково погладил себя по большой голове, - а если кто – то узколобый, значит он глупый.

Все с удивлением уставились на самого узколобого, но почему то самого умного ёжика.

Но бывает и наоборот, - ехидно сказал лисёнок.

Теперь все уставились на бедного медвежонка.

А давайте чай пить, - сказал ежонок.

Давайте! – обрадовался медвежонок. - Только без воды, с одним сахаром.

У меня как раз дома много сахара, - сказал мышонок. – Медвежонок, беги, принеси.

Медвежонок торопливо убежал, но очень скоро вернулся.

Я в твою узенькую дверцу даже лапу не смог просунуть, - отдуваясь, сказал он.

Давайте я сбегаю! – заторопился лисёнок, который так хотел попробовать чая без воды.

Однако и он вернулся вскоре ни с чем.

И правда, мышонок, дверка у тебя слишком узенькая.

Для вас с медведем, - пробурчал ежонок и пошёл сам.

Его не было долго – долго. Так долго, что все пошли его искать.

Ежонок торчал в мышиной двери, беспомощно дёргал лапами и сердито фыркал:

Понастроили тут щелей вместо дверей.

Нет, - откинув назад голову, гордо сказал мышонок, - это очень хорошая, широкая дверь, только не для тех, кто поперёк себя шире, а для изящных существ с узенькой талией!

Короткий – длинный

Мышонок пулей влетел в избушку и юркнул под кровать.

Что случилось? – испугался зайчонок.

За мной такая высокая змея гналась! – пискнул мышонок.

Как это высокая? – удивился ежонок. – Она что, стоя за тобой бегала?

Не стоя, а лёжа! Какая разница?

Очень большая. Если ты про змею скажешь, что она высокая, значит, она стоит на хвосте, как палка.

А низкие змеи бывают?- спросил зайчонок.

Нет, бывают короткие. Всё, что лежит на земле, называют коротким или длинным, а не высоким и низким. Вот как дерево: пока оно растёт, оно высокое, а как спилят и на землю упадёт, то становится длинным.

А уши или шея? – ехидно спросил лисёнок. – Ведь они на земле не лежат? Нет. Почему же про них не говорят: «высокие уши» или «низкая шея»?

Хм. – задумался ежонок. – И правда. Пальцы тоже на земле не лежат, но они бывают короткими и длинными….

Наверное, - задумчиво сказал ежонок, - всё, что бывает у живых существ: уши, хвост, шея, пальцы, язык, ноги, руки, - бывает или длинным, или коротким.

А вот ещё интересно, - оживился медвежонок, - одна и та же вещь может быть и длинной и короткой!

Как это? – прищурился лисёнок. – Втягивается, что ли, как шея у черепахи?

Да нет! Я знаю, что у мышонка мама купила ему на вырост длинные- длинные брюки, а если ты их на себя натянешь, они тебе будут коротенькие – коротенькие, по колено.

Ну, медвежонок! – подпрыгнул от возмущения мышонок. – я тебе одному, как другу, про эти дурацкие штаны рассказал, а у тебя язык длинней, чем у сороки, оказался!

Публикации по теме:

Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы на примере сказки «Колобок» Задачи: - учить внимательно слушать литературное произведение, чтение которого сопровождается показом; - учить отвечать на вопросы по содержанию.

Роль сказки в социальном развитии дошкольников Используя сказки на занятиях по социальному развитию и ознакомлению с окружающим, даём знания детям о ремёслах и занятиях людей в русской.

Консультация для воспитателей «Специфика формирования представлений о величинах у детей шестого года жизни» Старшая группа занимает особое место в детском саду. Задача воспитателя заключается, с одной стороны, в систематизации знаний, накопленных.

Литературная викторина для старших дошкольников «В гостях у сказки» Литературная викторина для детей и родителей старшей группы «В гостях у сказки». Составители: учитель-логопед Басараб И. О., воспитатели.

Мастер класс «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предоставить вашему вниманию мастер класс «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников» 1 этап.

Уважаемые родители! Прививать интерес маленьких детей к математике — задача не из легких. Сделайте их интересными!

А так, как дети очень любят сказки, забавные рассказы – можете их использовать!

«Как родилась линия»

В стране Геометрия жила-была маленькая точка. Это была очень красивая красная точка. Однажды она подумала:

— Как мне хочется иметь много друзей! Отправляюсь-ка путешествовать и поищу себе подружек.

Только вышла красная точка за калитку, как на встречу ей тоже точка идёт, только зелёная. Подходит зелёная точка к красной и спрашивает, её куда та идёт.

— Иду искать друзей. Вставай со мной рядом и идём вместе путешествовать.

Через некоторое время встречают они синюю точку. Идут по дороге друзья — точки, и с каждым днём их становится всё больше и больше. И наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд, плечом к плечу и получилась линия. Когда точки идут прямо, получается линия прямая. Когда неровно, криво, — получается кривая линия.

«Плюсы и минусы»

В древности у одного математика было трое учеников. Когда они в совершенстве овладели всеми арифметическими действиями, учитель призвал их и сказал:

— Теперь, когда вы достигли некоторых вершин в математике, пришла пора применить знания на практике, в жизни. Идите же и считайте, чего в мире больше — плюсов или минусов.

Ушли ученики, и пришли ровно через три года, как и договаривались.

— Ну, вот ты,- обратился он к первому ученику,- скажи, чего же в мире больше: плюсов или минусов?

— Конечно же, плюсов. Я встретил умную, красивую, богатую жену. У нас прекрасный дом, сады, чудесные фрукты. У меня за это время родилось двое замечательных детей. И вообще, я считаю, что минусы бывают только в математике, в жизни их вообще не существует.

— Ну, а ты что насчитал? — с грустью обратился он к другому своему ученику.

— Я считал… Все время считал… Золото, разные драгоценности, деньги. Но меня ограбили. Кругом одни негодяи и жулики.

— Ну а как насчет моего задания? Чего больше: плюсов или минусов?

— Какие там плюсы? Вы их когда-нибудь видели в жизни? На каждом шагу одни только минусы.

Учитель погрустнел еще больше, махнул рукой и ничего не ответил.

— Я, учитель, ничего не успел. Видел я и плюсы, и минусы. Видел, что плюсы приносят людям радость, а минусы – горе. И мне захотелось сделать так, чтобы в жизни людей было как можно больше плюсов и как можно меньше минусов.

— А всё-таки – это отличное действие. Больше плюсов, меньше минусов – ради этого стоит жить. Молодец, ты здорово усвоил мою науку!

А вы думаете по этому поводу, ребята?

«Путешествие по стране геометрии»

Однажды Совёнок услышал незнакомое слово « геометрия ». Ему стало очень интересно, что это такое, и он побежал к маме — Мудрой Сове. Мама Сова взяла лист бумаги и карандаш и нарисовала там точку и прямую линию.

Это точка, — сказала она. -Точка, — повторил за ней Совёнок.

Мама Сова нарисовала теперь две точки и провела через неё черту (линию). -Смотри внимательно, Совенок, это линия. Прямая линия. Попробуй нарисуй и ты такую прямую линию, вот тебе линейка.

Совёнок очень обрадовался, когда у него получилась прямая линия и даже быстро сочинил вот такую песенку:

Прямая линия у нас нарисовалась в первый раз!

Теперь я знаю, что такое геометрия. Она рисует прямые линии. Мудрая Сова засмеялась.

Не торопись, Совёнок, геометрия изучает не только линии, посмотри: табуретка стоит слева от стула, а стул — справа от табуретки. А вот стоят мальчик и девочка. Скажи: кто из них стоит слева, а кто справа? А вот две точки, расположенные по разные стороны от прямой линии: — Покажи, какая из них слева от прямой, какая справа?

Знаю, знаю,- закричал Слонёнок,- геометрия изучает, кто стоит справа, а кто слева! Мудрая Сова покачала головой и продолжила свой рассказ:

Геометрия ещё может очень много, например, помогает строить дома.

Посмотри в окно, видишь, строится дом. Над землёй уже поднялись два

этажа, и строители возводят третий. Строителям помогает подъёмный кран.

Он поднимает с земли большие плиты — перекрытия и подаёт их строителям.

Под тяжестью груза стальной трос туго натянулся. Вот тебе еще прямая

линия. Она протянулась точно сверху вниз. Такую линию называют вертикальной. Совёнок всё понял и на радостях придумал новую песенку:

Вот верёвочка моя!

Привязал к ней камень я,

И верёвка моментально

Натянулась вертикально!

Строители часто используют в своей работе такую верёвочку с грузиком, -продолжала Сова. -Для чего? — спросил Совёнок.

Для того, чтобы проверить, вертикально ли стоит стена дома, не наклонилась ли она в какую- нибудь сторону. Если стена наклонилась, то верёвочка с грузиком пойдёт не по стене, а так: Строители же должны стену поставить вертикально, вот так: Иначе дом может упасть.

«Сказка об отрезке»

Жил-был Карандаш. Был он очень любознательный и хотел всё знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

— Как эта линия называется?

Вышел однажды Карандаш на прямую линию и пошёл по этой прямой. Шёл, шёл по прямой линии, долго шёл. Устал. Остановился и говорит:

— Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой?

Засмеялась Прямая:

— Эх ты, Карандаш! Ведь ты не дойдёшь до конца: разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?

Тогда я поверну назад, — сказал Карандаш. — Я, наверное, пошёл не в ту сторону.

И в другую сторону не будет конца. У линии совсем нет концов. Она бесконечна… — И Прямая, даже пропела про себя песенку:

Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней иди,

Не найти конца пути!

Опечалился Карандаш, узнав, что у линии совсем нет концов.

Как же быть? Что же мне так и придётся идти и идти без конца?

Ну, если ты не хочешь идти без конца, то отметь на прямой две точки, -подсказала Прямая.

Ура! — закричал Карандаш. — Появились два конца, теперь я могу гулять по Прямой линии от одной точки до другой. Что же получилось на Прямой? Как это называется?

Это мой отрезок,- улыбнулась Прямая линия.

Отрезок прямой, отрезок прямой, — с удовольствием повторял Карандаш, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого. (Он был так рад, что от усталости не осталось и следа.)

«Приключения точки»

Жила — была Точка. Она хотела всё знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

Как эта линия называется? Длинная она или короткая?

Подумала однажды Точка: «Как же я смогу всё узнать, если всегда буду жить на одном месте? Отправлюсь-ка я путешествовать!» Сказано — сделано. Вышла Точка напрямую линию и пошла по этой линии.

Шла-Шла по прямой линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит:

Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой линии?

Эх, ты, Точка! Ведь ты не дойдёшь до конца: разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?

Тогда я поверну назад, — сказала Точка. — Я, наверное, пошла не в ту сторону.

И в другую сторону не будет конца. У прямой линии совсем нет концов.

Опечалилась Точка:

Как же быть? Что же, мне так и придётся идти, идти без конца?

Можно позвать на помощь Ножницы, — посоветовала Прямая. Тут, откуда ни возьмись, появились Ножницы, щёлкнули перед самым носом и разрезали Прямую.

Ура! — закричала Точка. — Вот и конец получился! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.

— Можно и с другой, — послушно щёлкнули Ножницы.

— Как интересно! — воскликнула Точка. — Что же из моей прямой
получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец. Как это
называется?

— Это отрезок, — сказали Ножницы. — Можно нарезать много отрезков и даже разной длины: одни короткие, другие длинные. И разбросать их можно, как захочется. — Ножницы быстро- быстро защелкали.
Посмотри, что получилось. Если нарисовать кружочек, получится солнышко с разными лучиками, — робко ответила Точка. — А как можно точно определить, какой из отрезков самый длинный и какой самый короткий?

Нужно позвать на помощь Циркуль и Линейку.

Тут Ножницы кликнули помощников. Пришли Циркуль и Линейка и принялись за дело.

Циркуль расставил свои ноги и измерил один отрезок, затем подошёл к другому, самому маленькому, и Совёнок сразу увидел, что этот отрезок меньше первого.

— А линейка может точно ответить, насколько этот отрезок меньше, — важно
ответил Циркуль, — а я могу снова соединить отрезки.

Циркуль подтянул лучи друг к другу, соединил их концами, и вот что получилось.

Да, — воскликнула Точка, — это не прямая. Здесь прямо не пройдёшь, придётся поворачивать. Что же это такое? Как это называется?

Это угол, — сказал Циркуль.

Угол… Угол…-несколько раз повторила Точка новое для неё слово -Циркуль, а как называется то место, где соединяются лучи?

Вершина угла. Сейчас ты Точка в вершине угла. А лучи, которые начинаются от тебя, — это стороны угла. Можно даже прокатиться разок -другой. Понравился Точке такой совет. Катится она и приговаривает:

От вершины по лучу

Словно с горки покачу.

только луч теперь — «она»,

Он зовется «сторона».

Покаталась Точка ещё немного по сторонам угла, а потом вернулась к вершине и обратилась к Циркулю:

Я хочу катиться быстрее. Нельзя ли сделать горку круче?

Можно, — ответил Циркуль.

Он сдвинул стороны угла вот так:

Это уж слишком? — запищала Точка.

Какой острый угол? С такой крутой горки кубарем покатишься? Не нужно так круто?

Циркуль раздвинул немного стороны угла.

Теперь хорошо, — сказала Точка.- Но мне уже расхотелось кататься. Лучше расскажи мне всё, что ты знаешь об угле.

Углы бывают разные: прямые; углы, которые шире прямых, называются тупыми углами; а углы, которые меньше прямых, называются острыми углами.

«О треугольнике»

Давным-давно в математическом царстве было геометрическое Государство и правил им король Треугольникус. Был он уже старым и часто болел. Однажды собирает он своих глашатаев и посылает их по сёлам и городам с заданием: найти человека, который вылечил бы Треугольникуса. И такой лекарь нашёлся в городке « Три стороны. » Пришёл он к королю с треугольным листом, на котором был изображён чертёж и поставлен вопрос: сколько на этом чертеже различных треугольников? Назови их. Король Треугольникус думал целый день. А когда решил, почувствовал себя сразу здоровым и помолодевшим.

Но ты-то, дружок, здоров. Тебе не составит большого труда подсчитать все треугольники в этой фигуре. Но на всякий случай и ты послушай совет, который дал королю на прощание лекарь:

Кто более или менее

С терпением знаком,

Считает он терпение

Совсем не пустяком.

Не случай, не везение

Тебе помогут вдруг.

Терпение, терпение-

Твой самый лучший друг.

Да, забыли вам сообщить самое главное. Как только король сел за разгадывание количества треугольников на рисунке, послышалась музыка. Это пели треугольнички. Надеюсь, ты не забыл, что дело происходило в волшебной стране? Если хочешь, можешь даже выучить песенку треугольничков, Она ведь волшебная и поможет тебе веселее и быстрее разгадать любую задачу:

Ты на меня, ты на него,

На всех нас посмотри.

У нас всего, у нас всего,

У нас всего по три.

Три стороны и три угла

И столько же вершин.

И трижды трудные дела

Мы трижды совершим.

Все в нашем городе — друзья,

Дружнее не сыскать. Мы треугольников семья, Нас каждый должен знать.

(В. Шитомирский)

Успехов Вам, уважаемые родители!

Т. Зименко,

воспитатель высшей квалификационной категории.