Методические рекомендации. Короткова Л.Д
«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский Задачи: Воспитание ума - это значит уметь: - Различать добро и зло; - -решать проблемы; - -предвидеть результаты своего выбора; - -понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и потомков. Воспитание чувств: - любовь к человеку и окружающему миру; -совестливость и порядочность; -умение прощать и не помнить зла; -сопереживание, сочувствие; -патриотизм; -смирение и терпение; -уважение родителей; -мужество, справедливость.
Используя приёмы сказкотерапии, педагог получает возможность снять эмоциональную напряжённость, возбуждённость, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, помочь ребёнку обрести уверенность. Роль педагога: Умение понимать истинный смысл ответов детей; Проявить сострадание, сочувствие к ребёнку; Быть наблюдательным; Осторожность в словах и суждениях; Умение любить ученика;
ФОРМЫ РАБОТЫ ФОРМЫ РАБОТЫ Индивидуальная –это прежде всего работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д. Групповая- используется с подгруппой детей (5-7 человек). Чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, «оказать герою помощь» и т. П. Фронтальная – используется на традиционных занятиях с детьми, где читается литературное произведение, а затем проводится запланированная работа: беседа по вопросам; речевая зарядка; развитие мышления и воображения,иллюстра- ции, поделки, проигрывание.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ Приёмы работы со сказкой могут зависеть от цели работы После чтения сказки обсудить поступки героев, сами ситуации и т.д. Рисунки по мотивам сказки или поделки из природного материала. Выявление причинно- следственных связей в сказке: почему герой поступил так. Проигрывание эпизодов сказки, «сыграть» эмоции героев и понять их. Проигрывание вариантов решения ситуаций.
Программа Духовно- нравственное воспитание средствами авторской сказки. Короткова Л.Д. Цели программы: Дать ребёнку возможность: Почувствовать и осознать своё место и свою нужность в этом мире, свою необходимость для близких людей; Понять душевную и духовную связь с родителями, учиться их понимать, уметь сопереживать близким людям; Развивать в себе духовно- нравственные качества;
Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встречи с трудными жизненными ситуациями; Видеть смысл в повседневной жизни; Ощутить связь и зависимость между своим поведением и отношением окружающих; Ощутить единство с живыми существами окружающей природы; Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать негативные черты в своём поведении; Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и чужой душе, не забывая, что слово «экология» относится и к ней.
Сказка – для светлого ума закваска. «Три денежки», «Катюшкина краюшка» 2часа Семья – семь я. «Поминальный блинок», «Висляткин ключ», «Клад большой – семейный покой», «Фёкла – Грязный хвост» 7часов Всякому человеку разбогатеть хочется, да не всякому можется. «Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка», «Богатство даром не даётся», «Висляткин ключ» 5часов Чем я могу помочь близким.
«На всякий случай», «Призван для вразумения», «Одинокие сердца друг к дружке тянутся», «Чужое взять – своё потерять» 12часов Тень и свет в жизни человеческой. «Шурик-поросёнок», «Телячий остров», «Берёзкин дом» 5часов Емелина неделя. «Серебристый туман», «Найда», «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла – грязный хвост» 8часов Родительский дом – начало начал.
«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка – позёмка», «Катюшкина краюшка», «Клад большой – семейный покой» 7часов Бережёного Бог бережёт. «У тихой заводи», «Долги хуже грехов», «Фёкла – грязный хвост», «Телячий остров» 10часов Экология природы – экология души. «Призван для вразумления», «Две ужинки», «Чужое взять – своё потерять», «Лодчонка – самоплавка» 11часов
«Страшные сказки» Страх как ответная реакция на опасность бывает разной, в авторской сказке легко отыскать различные способы разрешения трудных и страшных ситуаций, которые подсказывают ребёнку, как можно поступить. «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»; «У тихой заводи»; «Поминальный блинок»; «Лодчонка – самоплавка»; «Фёкла – Грязный хвост»; «Призван для вразумления»; «Бережёного Бог бережёт».
Почему ребёнок поступает так? «Серебристый туман» «3 рубля,28 копеек с полушкою» «Катюшкина краюшка» «Сарафан со смородинными веточками» «Три денежки» «Грязные деньги» «Чужое взять себя потерять» «Пустой человек» «Ждёшь короны золотой, а там лишь хвост с чешуёй» «Шурик – поросёнок» «Чистый родник»
Л.Д.Короткова «А то бы так обормо- том и жил…» Работа со сказкой. Цели: 1-й этап. Способствовать, опираясь на метафоры сказки, оценочному отношению детей к своему поведению в природе; Воспитывать любовь, уважение к природе, способствовать пониманию средств и способов охраны родного края. ФОРМА РАБОТЫ: фронтальная со всеми детьми класса. ИСПОЛНИТЕЛЬ: учитель.
2-й этап. Цели: Способствовать устранению выявленных у детей затруднений личностного и поведенческого плана путём проигрывания эпизодов сказки; Добиваться частичного перенесения страхов и чувства незащищённости на поделки, выполненные руками детей. ФОРМА РАБОТЫ: Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной самооценкой, конфликтные в отношениях со сверстниками, а также робкие, с заниженной самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.
Вопросы по содержанию сказки: 1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей на хорошо знакомую? 2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он встретил в лесу? Почему? 3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по какой не всякий пройти сможет?» 4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой? 5.Как удалось Матвейке пройти этот путь? 6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне? 7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели? 8.Что значит причинить боль другим?
Нравственный урок: Всё познаётся в сравнении. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Воспитание добрых чувств: Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку по этой тропинке? За что был так наказан мальчик? Речевая зарядка: Как понимаете выражение «светлая душа»? Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке? Как иначе можно назвать эту сказку? Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу деревом?
ПСИХОГИМНАСТИКА: - Ты – солнышко! Тебя закрыла туча. Нахмурься, покажи, как ты на неё сердишься! - Туча ушла, улыбнись всему миру: травке, листочкам, муравью. - А вот Матвейка – неслух. Погрози ему пальчиком. - Солнышко устало светить целый день. Отдохни! - Ложись на облачко, укройся им и поспи. - Испугайся, уже ночь, а ты проспало! Нет, ещё день! Вздохни с облегчением. Подари лучи зайчатам, ребятам.
Развитие мышления и воображения: Как понимать выражение: «Всё у Матвейки перевернулось в душе в этот день»? Какие ещё испытания мог встретить Матвейка? За что он расплачивался? Придумай, кем бы ещё мог увидеть себя Матвейка. Сказка и экология: Кто такая Мать Сыра Земля и как бы ты её нарисовал? Почему нужно беречь и охранять природу? Что нового вы узнали о лесе и его обитателях? Как можно беречь и охранять лес?
Вопросы к Земле: Почему на Земле так много грустных деревьев? Какая боль сильнее: тела или души? Итог урока: А сейчас мы с вами попадём в сказку и встретимся с Матерью Землёй на её поляне. Она покажет вам тропинку, как выйти из этого леса. Но каждый из вас пройдёт её по-своему. Вот тропинка, нарисуйте, как вы идёте по ней. В жизни главное понять свои ошибки и не делать их больше. Пусть следующая тропинка будет для вас лёгкой!
«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский
Задачи:
Воспитание ума - это значит уметь:
Различать добро и зло;
-решать проблемы;
-предвидеть результаты своего выбора;
-понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и потомков.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Индивидуальная –это прежде всего работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д.
Групповая- используется с подгруппой детей (5-7 человек). Чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, «оказать герою помощь» и т. П.
Развивать в себе духовно-нравственные качества;
Развивать в себе духовно-нравственные качества;
Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встречи с трудными жизненными ситуациями;
Видеть смысл в повседневной жизни;
Ощутить связь и зависимость между своим поведением и отношением окружающих;
Ощутить единство с живыми существами окружающей природы;
Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать негативные черты в своём поведении;
Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и чужой душе, не забывая, что слово «экология» относится и к ней.
Сказка – для светлого ума закваска.
Сказка – для светлого ума закваска.
«Три денежки», «Катюшкина краюшка» 2часа
Семья – семь я.
«Поминальный блинок», «Висляткин ключ»,
«Клад большой – семейный покой», «Фёкла –
Грязный хвост» 7часов
Всякому человеку разбогатеть
хочется, да не всякому можется.
«Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка»,
«Богатство даром не даётся», «Висляткин
ключ» 5часов
Чем я могу помочь близким.
«На всякий случай», «Призван для вразумения»,
«На всякий случай», «Призван для вразумения»,
«Одинокие сердца друг к дружке тянутся»,
«Чужое взять – своё потерять» 12часов
Тень и свет в жизни человеческой.
«Шурик-поросёнок», «Телячий остров»,
«Берёзкин дом» 5часов
Емелина неделя.
«Серебристый туман», «Найда», «И по телу
дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла –
грязный хвост» 8часов
Родительский дом –
начало начал.
«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка –
«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка –
позёмка», «Катюшкина краюшка»,
«Клад большой – семейный покой» 7часов
Бережёного Бог бережёт.
«У тихой заводи», «Долги хуже грехов»,
«Фёкла – грязный хвост», «Телячий
остров» 10часов
Экология природы –
экология души.
«Призван для вразумления», «Две ужинки»,
«Чужое взять – своё потерять»,
«Лодчонка – самоплавка» 11часов
«Страшные сказки»
«Страшные сказки»
Страх как ответная реакция на опасность бывает разной, в авторской сказке легко отыскать различные способы разрешения трудных и страшных ситуаций, которые подсказывают ребёнку, как можно поступить.
«И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»;
«У тихой заводи»;
«Поминальный блинок»;
«Лодчонка – самоплавка»;
«Фёкла – Грязный хвост»;
«Призван для вразумления»;
«Бережёного Бог бережёт».
Почему ребёнок поступает так?
Почему ребёнок поступает так?
«Серебристый туман»
«3 рубля,28 копеек с полушкою»
«Катюшкина краюшка»
«Сарафан со смородинными
веточками»
«Три денежки»
«Грязные деньги»
«Чужое взять себя потерять»
«Пустой человек»
«Ждёшь короны золотой, а там
лишь хвост с чешуёй»
«Шурик – поросёнок»
«Чистый родник»
Желает привлечь к себе внимание!
Желает привлечь к себе внимание!
«Висляткин ключ»
«Стоющее лечение»
Желает отомстить за
что-то взрослому!
«Иная месть не убережёт честь»
«Сёмка Мокрый»
«Оторви да брось»
«Возле всякого плетня не
посадишь кабеля»
«Конфеты в блестящих
обёртках»
2-й этап.
2-й этап.
Цели:
Способствовать устранению выявленных у детей затруднений личностного и поведенческого плана путём проигрывания эпизодов сказки;
Добиваться частичного перенесения страхов и чувства незащищённости на поделки, выполненные руками детей.
ФОРМА РАБОТЫ:
Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной самооценкой, конфликтные в отношениях со сверстниками, а также робкие, с заниженной самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.
Вопросы по содержанию сказки:
Вопросы по содержанию сказки:
1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей на хорошо знакомую?
2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он встретил в лесу? Почему?
3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по какой не всякий пройти сможет?»
4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой?
5.Как удалось Матвейке пройти этот путь?
6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне?
7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели?
8.Что значит причинить боль другим?
Нравственный урок:
Нравственный урок:
Всё познаётся в сравнении.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Воспитание добрых чувств:
Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку по этой тропинке?
За что был так наказан мальчик?
Речевая зарядка:
Как понимаете выражение «светлая душа»?
Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке?
Как иначе можно назвать эту сказку?
Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу деревом?
«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский
Задачи:
Воспитание ума - это значит уметь:
Различать добро и зло;
-решать проблемы;
-предвидеть результаты своего выбора;
-понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и потомков.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Индивидуальная –это прежде всего работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д.
Групповая- используется с подгруппой детей (5-7 человек). Чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, «оказать герою помощь» и т. П.
Развивать в себе духовно-нравственные качества;
Развивать в себе духовно-нравственные качества;
Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встречи с трудными жизненными ситуациями;
Видеть смысл в повседневной жизни;
Ощутить связь и зависимость между своим поведением и отношением окружающих;
Ощутить единство с живыми существами окружающей природы;
Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать негативные черты в своём поведении;
Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и чужой душе, не забывая, что слово «экология» относится и к ней.
Сказка – для светлого ума закваска.
Сказка – для светлого ума закваска.
«Три денежки», «Катюшкина краюшка» 2часа
Семья – семь я.
«Поминальный блинок», «Висляткин ключ»,
«Клад большой – семейный покой», «Фёкла –
Грязный хвост» 7часов
Всякому человеку разбогатеть
хочется, да не всякому можется.
«Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка»,
«Богатство даром не даётся», «Висляткин
ключ» 5часов
Чем я могу помочь близким.
«На всякий случай», «Призван для вразумения»,
«На всякий случай», «Призван для вразумения»,
«Одинокие сердца друг к дружке тянутся»,
«Чужое взять – своё потерять» 12часов
Тень и свет в жизни человеческой.
«Шурик-поросёнок», «Телячий остров»,
«Берёзкин дом» 5часов
Емелина неделя.
«Серебристый туман», «Найда», «И по телу
дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла –
грязный хвост» 8часов
Родительский дом –
начало начал.
«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка –
«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка –
позёмка», «Катюшкина краюшка»,
«Клад большой – семейный покой» 7часов
Бережёного Бог бережёт.
«У тихой заводи», «Долги хуже грехов»,
«Фёкла – грязный хвост», «Телячий
остров» 10часов
Экология природы –
экология души.
«Призван для вразумления», «Две ужинки»,
«Чужое взять – своё потерять»,
«Лодчонка – самоплавка» 11часов
«Страшные сказки»
«Страшные сказки»
Страх как ответная реакция на опасность бывает разной, в авторской сказке легко отыскать различные способы разрешения трудных и страшных ситуаций, которые подсказывают ребёнку, как можно поступить.
«И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»;
«У тихой заводи»;
«Поминальный блинок»;
«Лодчонка – самоплавка»;
«Фёкла – Грязный хвост»;
«Призван для вразумления»;
«Бережёного Бог бережёт».
Почему ребёнок поступает так?
Почему ребёнок поступает так?
«Серебристый туман»
«3 рубля,28 копеек с полушкою»
«Катюшкина краюшка»
«Сарафан со смородинными
веточками»
«Три денежки»
«Грязные деньги»
«Чужое взять себя потерять»
«Пустой человек»
«Ждёшь короны золотой, а там
лишь хвост с чешуёй»
«Шурик – поросёнок»
«Чистый родник»
Желает привлечь к себе внимание!
Желает привлечь к себе внимание!
«Висляткин ключ»
«Стоющее лечение»
Желает отомстить за
что-то взрослому!
«Иная месть не убережёт честь»
«Сёмка Мокрый»
«Оторви да брось»
«Возле всякого плетня не
посадишь кабеля»
«Конфеты в блестящих
обёртках»
2-й этап.
2-й этап.
Цели:
Способствовать устранению выявленных у детей затруднений личностного и поведенческого плана путём проигрывания эпизодов сказки;
Добиваться частичного перенесения страхов и чувства незащищённости на поделки, выполненные руками детей.
ФОРМА РАБОТЫ:
Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной самооценкой, конфликтные в отношениях со сверстниками, а также робкие, с заниженной самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.
Вопросы по содержанию сказки:
Вопросы по содержанию сказки:
1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей на хорошо знакомую?
2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он встретил в лесу? Почему?
3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по какой не всякий пройти сможет?»
4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой?
5.Как удалось Матвейке пройти этот путь?
6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне?
7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели?
8.Что значит причинить боль другим?
Нравственный урок:
Нравственный урок:
Всё познаётся в сравнении.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Воспитание добрых чувств:
Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку по этой тропинке?
За что был так наказан мальчик?
Речевая зарядка:
Как понимаете выражение «светлая душа»?
Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке?
Как иначе можно назвать эту сказку?
Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу деревом?
ПСИХОГИМНАСТИКА:
ПСИХОГИМНАСТИКА:
Ты – солнышко! Тебя закрыла туча. Нахмурься, покажи, как ты на неё сердишься!
Туча ушла, улыбнись всему миру: травке, листочкам, муравью.
А вот Матвейка – неслух. Погрози ему пальчиком.
Солнышко устало светить целый день. Отдохни!
Ложись на облачко, укройся им и поспи.
Испугайся, уже ночь, а ты проспало! Нет, ещё день! Вздохни с облегчением. Подари лучи зайчатам, ребятам.
учит жить…» Л.Д.КоротковаОпыт работы учителя начальных
классов МОУ «Соболевская средняя
школа» Елиной Ольги Михайловны
«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский
Задачи:Воспитание ума это значит уметь:
-любовь к человеку и
-
Различать добро и зло;
-решать проблемы;
-предвидеть результаты
своего выбора;
-понимать связь между
поведением человека и
его последствиями для
самого человека, других
людей и потомков.
-
Воспитание чувств:
окружающему миру;
-совестливость и
порядочность;
-умение прощать и не
помнить зла;
-сопереживание, сочувствие;
-патриотизм;
-смирение и терпение;
-уважение родителей;
-мужество, справедливость.
«Цель сказки – воспитывать в ребёнке
человечность…» К.ЧуковскийИспользуя приёмы
сказкотерапии, педагог
получает возможность
снять эмоциональную
напряжённость,
возбуждённость,
тревожность,
агрессивность,
недоверие к себе и
другим, помочь ребёнку
обрести уверенность.
Роль педагога:
Умение понимать
истинный смысл ответов
детей;
Проявить сострадание,
сочувствие к ребёнку;
Быть наблюдательным;
Осторожность в словах и
суждениях;
Умение любить ученика;
Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы.
Литература:Л.Д.Короткова
Сказкотерапия в школе.
Методические
рекомендации-М.;2006.
Л.Д.Короткова
Сказкотерапия для
дошкольников
младшего школьного
возраста. –М.; ЦГЛ 2003.Короткова Л.Д.
Духовно-нравственное
воспитание
средствами
авторских сказок.
Методическое пособие
М.;ЦГЛ,2006.
Короткова Л.Д.
Духовнонравственноевоспитание детей
дошкольного и
младшего
школьного
возраста
средствами
авторской сказки.
МонографияМ;ЦГЛ, 2006.
Короткова
Л.Д.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Индивидуальная –этопрежде всего работа в
семье. Чтение, поделки,
иллюстрирование
сюжетов, обыгрывание и
т.д.
Групповая- используется
с подгруппой детей (5-7
человек). Чтение,
разыгрывание сказки,
обсуждение, «оказать
герою помощь» и т. П.
ФОРМЫ
Фронтальная –
используется на
традиционных занятиях
с детьми, где читается
литературное
произведение, а затем
проводится
запланированная
работа: беседа по
вопросам; речевая
зарядка; развитие
мышления и
воображения,иллюстрации, поделки,
проигрывание.
РАБОТЫОбъяснительно-иллюстративный.
Проблемно-поисковый.
Эвристический.
Практический
Игровой.
10. ПРИЁМЫ РАБОТЫ
После чтения сказки обсудитьпоступки героев, сами
ситуации и т.д.
Рисунки по мотивам сказки
или поделки из природного
материала.
Выявление причинноследственных связей в
сказке: почему герой
поступил так.
Проигрывание эпизодов
сказки, «сыграть» эмоции
героев и понять их.
Проигрывание вариантов
решения ситуаций.
ПРИЁМЫ
РАБОТЫ
Приёмы
работы со
сказкой могут
зависеть от
цели работы
11. программа
Цели программы:Дать ребёнку возможность:
Почувствовать и осознать
своё место и свою нужность в
этом мире, свою
необходимость для близких
людей;
Понять душевную и духовную
связь с родителями, учиться
их понимать, уметь
сопереживать близким
людям;
Развивать в себе духовнонравственные качества;
Духовнонравственное
воспитание
средствами
авторской сказки.
Короткова Л.Д.
12.
Развивать в себе духовно-нравственные качества;Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов,
«нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов
отчаяния при встречи с трудными жизненными
ситуациями;
Видеть смысл в повседневной жизни;
Ощутить связь и зависимость между своим поведением и
отношением окружающих;
Ощутить единство с живыми существами окружающей
природы;
Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать
негативные черты в своём поведении;
Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и
чужой душе, не забывая, что слово «экология»
относится и к ней.
13.
Сказка – для светлого ума закваска.«Три денежки», «Катюшкина краюшка»
2часа
Семья – семь я.
«Поминальный блинок», «Висляткин ключ»,
«Клад большой – семейный покой», «Фёкла –
Грязный хвост»
7часов
Всякому человеку разбогатеть
хочется, да не всякому можется.
«Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка»,
«Богатство даром не даётся», «Висляткин
ключ»
5часов
Чем я могу помочь близким.
14.
«На всякий случай», «Призван для вразумения»,«Одинокие сердца друг к дружке тянутся»,
«Чужое взять – своё потерять»
12часов
Тень и свет в жизни человеческой.
«Шурик-поросёнок», «Телячий остров»,
«Берёзкин дом»
5часов
Емелина неделя.
«Серебристый туман», «Найда», «И по телу
дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла –
грязный хвост»
8часов
Родительский дом –
начало начал.
15.
«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка –позёмка», «Катюшкина краюшка»,
«Клад большой – семейный покой»
7часов
Бережёного Бог бережёт.
«У тихой заводи», «Долги хуже грехов»,
«Фёкла – грязный хвост», «Телячий
остров»
10часов
Экология природы –
экология души.
«Призван для вразумления», «Две ужинки»,
«Чужое взять – своё потерять»,
«Лодчонка – самоплавка»
11часов
16.
«Страшные сказки»Страх как ответная реакция на опасность бывает разной,
в авторской сказке легко отыскать различные способы
разрешения трудных и страшных ситуаций, которые
подсказывают ребёнку, как можно поступить.
«И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»;
«У тихой заводи»;
«Поминальный блинок»;
«Лодчонка – самоплавка»;
«Фёкла – Грязный хвост»;
«Призван для вразумления»;
«Бережёного Бог бережёт».
17.
Почему ребёнок поступает так?«Серебристый туман»
«3 рубля,28 копеек с полушкою»
«Катюшкина краюшка»
«Сарафан со смородинными
веточками»
«Три денежки»
«Грязные деньги»
«Чужое взять себя потерять»
«Пустой человек»
«Ждёшь короны золотой, а там
лишь хвост с чешуёй»
«Шурик – поросёнок»
«Чистый родник»
18.
Желает привлечь к себе внимание!«Висляткин ключ»
«Стоющее лечение»
Желает отомстить за
что-то взрослому!
«Иная месть не убережёт честь»
«Сёмка Мокрый»
«Оторви да брось»
«Возле всякого плетня не
посадишь кабеля»
«Конфеты в блестящих
обёртках»
19. Желает власти над родителями и сверстниками
«Деньги и власть – не всегдавсласть»
«Серебряные часы со звоном»
«Рождественское чудо»
«Ждёшь короны золотой – а
там лишь хвост с чешуёй»
«Кочан капусты»
«Такая жуткая история»
«Яркая ленточка»
Желает власти
над родителями и
сверстниками
20. Желает избежать неудачи
«О плохом мечтать – счастьяне видать»
«Фёкла – Грязный хвост»
«Чужой оговор для души не в
укор»
«Телячий остров»
«На всякий случай»
Желает избежать
неудачи
21.
22. Л.Д.Короткова «А то бы так обормо- том и жил…»
Работа со сказкой.Цели: 1-й этап.
Способствовать, опираясь на
метафоры сказки, оценочному
отношению детей к своему
поведению в природе;
Воспитывать любовь,
уважение к природе,
способствовать пониманию
средств и способов охраны
родного края.
ФОРМА РАБОТЫ: фронтальная
со всеми детьми класса.
ИСПОЛНИТЕЛЬ: учитель.
Л.Д.Короткова «А
то бы так обормотом и жил…»
23.
2-й этап.Цели:
Способствовать устранению выявленных у детей
затруднений личностного и поведенческого плана путём
проигрывания эпизодов сказки;
Добиваться частичного перенесения страхов и чувства
незащищённости на поделки, выполненные руками
детей.
ФОРМА РАБОТЫ:
Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной
самооценкой, конфликтные в отношениях со
сверстниками, а также робкие, с заниженной
самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.
24.
25.
СОДЕРЖАНИЕ:Чтение
сказки с
показом
иллюстраций картин
родной природы,
леса и его
обитателей, беседа
по содержанию
сказки.
26.
Вопросы по содержанию сказки:1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей
на хорошо знакомую?
2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он
встретил в лесу? Почему?
3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по
какой не всякий пройти сможет?»
4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой?
5.Как удалось Матвейке пройти этот путь?
6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне?
7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели?
8.Что значит причинить боль другим?
27.
Нравственный урок:Всё познаётся в сравнении.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Воспитание добрых чувств:
Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку по этой
тропинке?
За что был так наказан мальчик?
Речевая зарядка:
Как понимаете выражение «светлая душа»?
Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке?
Как иначе можно назвать эту сказку?
Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу
деревом?
28.
-ПСИХОГИМНАСТИКА:
Ты – солнышко! Тебя закрыла туча. Нахмурься, покажи,
как ты на неё сердишься!
Туча ушла, улыбнись всему миру: травке, листочкам,
муравью.
А вот Матвейка – неслух. Погрози ему пальчиком.
Солнышко устало светить целый день. Отдохни!
Ложись на облачко, укройся им и поспи.
Испугайся, уже ночь, а ты проспало! Нет, ещё день!
Вздохни с облегчением. Подари лучи зайчатам, ребятам.
29.
Развитие мышления и воображения:Как понимать выражение: «Всё у Матвейки
перевернулось в душе в этот день»?
Какие ещё испытания мог встретить Матвейка?
За что он расплачивался?
Придумай, кем бы ещё мог увидеть себя Матвейка.
Сказка и экология:
Кто такая Мать Сыра Земля и как бы ты её нарисовал?
Почему нужно беречь и охранять природу?
Что нового вы узнали о лесе и его обитателях?
Как можно беречь и охранять лес?
30.
Вопросы к Земле:Почему на Земле так много грустных деревьев?
Какая боль сильнее: тела или души?
Итог урока: А сейчас мы с вами попадём в сказку и
встретимся с Матерью Землёй на её поляне. Она
покажет вам тропинку, как выйти из этого леса. Но
каждый из вас пройдёт её по-своему.
Вот тропинка, нарисуйте, как вы идёте по ней.
В жизни главное понять свои ошибки и не делать их
больше. Пусть следующая тропинка будет для вас
лёгкой!
31.
32.
СКАЗКА Л.Д.КОРОТКОВОЙ«ТРИ ДЕНЕЖКИ»
33. Ребята с огромным удовольствием выполняют поделки из природного материала, аппликации из бумаги. Любят коллективные работы.
34. Л.Д.Короткова «Как потрудились – так и наградились»
НРАВСТВЕННЫЙ УРОК.Без труда не вытащишь и
рыбку из пруда.
Видно птицу по полёту.
ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ.
Справедливо ли были
награждены девушки?
Кто вам симпатичнее?
35. По делам и награда…
Награда для Дуняшки идля Наташки.
Поделки из природного
Материала.
По делам и награда…