Меню

Методы воспитания детей. Воспитание ребенка в семье — выбираем правильные методы

Жизнь

Идеальная картинка, которую рисуют в своем воображении родители, часто выглядит так: ребенок все делает сам, быстро и аккуратно. За кадром остается одна важная деталь – он выполняет только то, что ему говорят. Вставай, умывайся и чисти зубы, иди завтракать – пожалуйста! Но готовность охотно следовать указаниям, каким бы ценными они ни были, никак не самостоятельность, а всего лишь послушание. Именно привычка «слушаться» взрослых становится одной из главных причин пассивности, безыдейности и безынициативности – психологических проблем, с которыми так часто сталкиваются родители школьников. «Не может толком сказать, чего хочет, и ничего сам не сделает, пока не напомнишь! И в кого только он такой?» – можно услышать сетования взрослых.

На самом деле самостоятельность начинает формироваться достаточно рано. Главное – вовремя это заметить. Уже в 1-2 года у крохи проявляются первые осознанные желания самостоятельных действий. Как только он понимает, что часть своих потребностей может удовлетворить сам (вылезти из кроватки, попить из бутылочки, включить свет), то старается это сделать. И сразу же слышит первые родительские запреты: не трогай, иначе разобьешь, поставь на место, а то обольешься! Дальше – больше: стой, не ходи туда, положи на место, отдай... В 3-4 года малыш переживает первый серьезный кризис взросления, когда к нему приходит понимание: не только его поступки, но и желания могут отличаться от того, что требуют взрослые. В детский сад он хочет надеть желтую футболку, но мама натягивает серую – практичнее. Мелочь? Отнюдь! Неусыпный контроль и постоянное давление взрослых не только губят детскую тягу к познанию мира, но и напрочь отбивают охоту к самостоятельным действиям вообще. Довольно быстро ребенок понимает: прикладывать усилия там, где не хочется, порой и не нужно (взрослые сделают все сами), и начинает этим пользоваться. Как не допустить такого развития событий?

1. Дайте ребенку возможность проявить свою самостоятельность.

Годовалый малыш раскидывает игрушки? Не бегите сломя голову подбирать и подавать – пусть ползет к ним сам. С удовольствием размазывает фруктовое пюре по лицу? Не ругайте. Ваша задача – дать маленькому человечку возможность действовать, а значит, чувствовать себя самостоятельным. Позволяйте ему делать то, что он хочет, даже если результаты сначала будут неудачными. Когда вы не уверены, что ребенок что-то умеет (подносить ложку ко рту, пить из чашки, застегивать кнопки на курточке и т.п.), покажите, как делать это правильно. Не получается – не беда. Не мешайте его попыткам самостоятельно справиться с проблемой и помогайте только тогда, когда он сам вас об этом попросит! Конечно, обязательно нужно принимать в расчет возраст и уже накопленный опыт. Действуйте последовательно: пусть сначала малыш учится снимать штанишки, и только потом – надевать, прежде всего, покажите, как орудовать ложкой, а уже затем – вилкой и т.п. Усложняйте задачи постепенно – успешное освоение новых самостоятельных навыков хорошо стимулирует детский интерес к ним.

Чувство собственности – одно из проявлений развития детской самостоятельности. Не ругайте и не стыдите кроху, если он не хочет делиться своими игрушками или сладостями, но внимательно следите за его поведением. Чувство собственности быстро может перерасти в эгоизм или жадность!

2. Поощряйте инициативу.

Старайтесь по возможности избегать строгих запретов – «Не бегай!», «Брось!», «Стой!», «Не мешай!» – и «предсказаний» вроде «сломаешь», «порвешь», «разольешь». Четырехлетка хочет помочь вам с уборкой? Не выставляйте его из комнаты, а наградите тряпкой. Желает помыть посуду? Подставьте к раковине табуретку и включите теплую воду. Старайтесь как можно реже категорично отказывать, а объяснять причины отказа и предлагать альтернативные варианты. Чтобы «разбудить» детскую инициативность, предоставьте свободу выбора. Собираясь на прогулку, спросите, куда кроха хочет пойти гулять – на детскую площадку или в парк? Какую шапку он завтра наденет – красную или синюю? Таким образом малыш будет учиться принимать решения (какими бы незначительными на ваш взгляд они ни были), думать и действовать самостоятельно. Предоставьте ему пространство, за которое будет отвечать только он – если не собственную комнату, то хотя бы детский уголок в квартире – пусть сам определяет положение вещей и следит за порядком. Сначала помогайте ему в этом непростом деле, объясняйте, почему лучше складывать игрушки в коробку, а книги – ставить на полку, но не упорствуйте, если малыш с вами не согласен. Он просто хочет сделать по-своему и почувствовать, что его решения тоже имеют вес. Дайте ему это право.

3. Составьте четкое расписание.

Жизнь по графику – предсказуема и понятна. Но это именно то, что необходимо детям. Привыкание к определенному распорядку дня (подъем, умывание, уборка кровати, завтрак, прогулка и т.д.) упорядочивает жизнь ребенка. Когда такого режима нет, он мается (в том числе от безделья), а родителям приходится постоянно стоять над ним, заставляя сделать то или иное. Вы должны понимать, что составленное расписание – это опора, которая поможет малышу быстрее запомнить все то, что нужно сделать. Визуализируйте режим дня, нарисовав расписание и повесив его на самое видное место.

4. Поручите ему домашние дела.

Дети часто проявляют инициативу в этом направлении – не препятствуйте! Найдите ребенку занятие по душе: обожает воду – пусть поливает цветы, любит украшать – сервирует стол. Непременной обязанностью, посильной даже для двухлетнего малыша, должно стать поддержание порядка в своем «игрушечном уголке». Обязательно хвалите ребенка за своевременное выполнение его собственных домашних «дел» и подчеркивайте пользу от его труда.

5. Помогите найти занятие, в котором он сможет проявить себя.

Секция хоккея или кружок современных танцев, иностранный язык или музыкальная школа – главное, чтобы он ходил туда с удовольствием. Это важно не только для физического или умственного развития. Просто воспитание самостоятельности предполагает в том числе и формирование у ребенка умения занять себя на какое-то время без помощи взрослых.

6. Научите его распоряжаться деньгами.

Введите практику получения карманных денег (пусть в самом начале это будут самые копеечные суммы), подарите малышу копилку и позвольте ему самому распределять траты. На первых порах объясняйте, почему нельзя скопить много, если постоянно тратить. Немного погодя, дайте задание: попросите ребенка заранее просчитать свои «расходы», учитывая запланированные и непредвиденные траты. Если нужно, помогите, но не навязывайте своего мнения – пусть решает все сам.

7. Разговаривайте.

Придумывайте спорные ситуации, чтобы показать ребенку разные возможности их решения, и просите его самого решить, как именно лучше поступить. Обсуждайте итоги всех его действий и поступков и позволяйте ему свободно выражать свои мысли. Пусть он открыто говорит о том, что вызывает его непонимание. В свою очередь, объясняйте, почему вы в конкретной ситуации поступаете именно так, а не иначе. Заключайте соглашения! Договоритесь, например, что вы почитаете сказку на ночь и посекретничаете минут 10 перед сном, если малыш вовремя прекратит вечерние игры и самостоятельно приготовится ко сну. Предупредите, что если договоренность с его стороны будет нарушена, все запланированное сразу отменяется.

8. Поддерживайте.

Похвала – один из самых приятных и доступных стимулов. Хвалите и ободряйте всегда, даже если у малыша пока еще не все получается. Он будет чувствовать, что вы цените его усилия и захочет попробовать еще. Не нужно петь дифирамбы и сыпать лестными словечками по любому поводу – похвала должна быть не преувеличенной, а заслуженной.

9. Будьте терпеливы.

Терпение – одно из главных качеств, которого потребует от родителей воспитание у ребенка самостоятельности. Даже при нехватке времени не нужно делать за малыша те дела, с которыми он может справиться сам. Вместо этого почаще говорите своему ребенку, как вы его любите, десятки раз объясняйте самые очевидные вещи, слушайте все, что он говорит, отвечайте на все его вопросы, помогайте ему рассуждать и давайте возможность принимать решения, даже если они вам не совсем по душе. Откажитесь от гиперопеки, не требуйте от малыша полного подчинения, а будьте ему другом и советчиком.

Для самых маленьких

Малыши так невероятно любознательны и неутомимы, что развивать у них стремление к самостоятельности проще простого. Главное – не мешать и чуть-чуть помогать.

  • Упрощайте . Без создания некоторых бытовых условий, соответствующих возрасту и развитию, крохе может быть трудно учиться быть самостоятельным. Создайте ему эти возможности. Если хотите, чтобы он сам одевался-раздевался и привыкал следить за порядком в одежде, освободите пару полок в шкафу, до которых легко дотянуться: пусть учиться складывать туда носки, майки и футболки. Желаете, чтобы самостоятельно умывался? Обзаведитесь подставкой, которая поможет ему дотянуться до раковины, и переместите крючок для собственного полотенца пониже.
  • Не навязывайте, а показывайте . Собственный пример – очень эффективный метод воспитания, ведь маленькие дети – великие подражатели! Обучая ребенка тому или иному действию (как завязывать шарф, застегивать молнию на кофте, зашнуровывать ботинки), показывайте все не спеша, как в замедленной киносъемке, четко проговаривая последовательность действий. Хорошим подспорьем будут не только ваши комментарии, но и вопросы: «Что мы берем, чтобы вымыть руки? Как правильно мылим? Куда кладем мыло? Что делаем потом?». Ответы на них помогут малышу запомнить последовательность действий, чтобы потом легко воспроизводить ее самостоятельно.
  • Напоминайте . Делайте это не только словесно. Если кроха все еще забывает, что перед едой нужно помыть руки, повесьте на двери в ванной напоминание в виде забавного рисунка. Посмотрев на него, он сразу вспомнит, что должен сделать. Чтобы закрепить самостоятельные навыки, больше играйте. Например, любые вариации игры «дочки-матери» прекрасно тренируют у детей знания о последовательности в одевании, раздевании, умывании и т.д.

Многие родители хотят, чтобы их ребенок вырос умным и самостоятельным, однако добиться этого не так просто.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Что такое самостоятельность?

Перед тем как перейти к рекомендациям по воспитанию самостоятельного ребенка, предлагаю разобраться, что же это такое. Если заглянуть в толковые словари, то станет понятно, что самостоятельность — это способность к независимости, которая проявляется в критичности, инициативности, ответственности и сопровождается адекватной самооценкой. Поэтому воспитание ребенка должно идти в четырех направлениях.

  1. Формирование адекватной самооценки.
  2. Развитие инициативы.
  3. Формирование критического мышления (в подростковом возрасте).
  4. Воспитание ответственности.

Как сделать ребенка самостоятельным?

Важно постараться следовать следующим правилам.

Всему свое время

Очень важно понимать, что самостоятельный взрослый когда-то в детстве был очень зависимым малышом. Когда ребенок только рождается, он целиком зависит от своих родителей. Важно помочь ему уснуть, покормить его и позаботиться о настроении. Есть возрастные особенности развития, которые необходимо учитывать при формировании самостоятельности. Ребенку в 3 месяца важно спать рядом с мамой, в 10 месяцев ходить с поддержкой, а в 5 малыш еще не может сам перейти дорогу. Поэтому пусть приучение к самостоятельности будет своевременным. А то получится как в том смешном комиксе: сначала ребенок сам засыпает, потом сам ест, а потом сам ползет к психотерапевту. Не надо забегать вперед, это может навредить.

Позволяйте проявлять самостоятельность с младенчества

Такая формулировка может показаться странной. Но когда ребенок пытается сам перевернуться или поползти, поддерживайте его. Дайте ему на выбор 2-3 игрушки. Когда малыш пополз, не сажайте его в манеж, а сделайте свою квартиру комфортной и безопасной для исследования. Это тоже проявление самостоятельности ребенка. Казалось бы, такие совсем не значительные для нас действия — в какую сторону поползти или куда пойти самому — оказывают огромное влияние на развитие ребенка.

Оценивайте не личность ребенка, а его деятельность

Очень часто родители отбивают желание что-то делать, когда постоянно дают оценку ребенку с позиции «плохой/хороший». Лучше прибегайте к следующим формулировкам: «Я вижу, как ты старался, когда мыл посуду» или «Я заметила, что ты сама прибралась в комнате, все разложила на свои места». Это дает понять, что вы замечаете проявления самостоятельности и поддерживаете их. Вы любите своего ребенка несмотря на то, как он поступает. А вот поступок можете осуждать.


Сделайте вместе

Безусловно, чтобы сделать что-то самому, ребенку важно этому научиться. Покажите, как пользоваться столовыми приборами, карандашом или ножницами. Сделайте несколько раз вместе какое-то дело и только потом ожидайте от ребенка самостоятельного выполнения.

Принимайте помощь

Если трехлетка хочет помочь вам помыть посуду, соглашайтесь. Дети подражают родителям и хотят быть как мама и папа. Пусть вся посуда будет в пене, но зато ребенок получит удовольствие от процесса и почувствует себя более самостоятельным. Не бойтесь включать детей в приготовление еды, уборку, подключайте к выбору продуктов в магазине. Пусть ребенок учится делать выбор и обслуживать себя. И вам легче, и к самообслуживанию детей приучите. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда взрослый мужчина не может приготовить суп или помыть окна — это очень простые занятия, которые не требуют специальных навыков, но корни отсутствия таких умений лежат в детстве, когда родители делают все за ребенка.

Не переделывайте за ребенка, если он не просит

Бывает, что малыш не очень аккуратно вытер со стола. Не надо сразу же переделывать. Поблагодарите, отметьте важность поступка, а потом незаметно сами доделайте начатое. Либо предложите закончить вместе. Иногда ребенок в силу возраста не может сделать так же, как и вы. Это нормально. Учитесь отказываться от перфекционизма. Выполнение ребенком какого-то задания, конечно, будет не на таком высоком уровне как у вас, но он должен знать, что его вклад важен.



Не вмешивайте в процесс

Вы видите, что ребенок уже 10 минут пытается завязать шнурки. Если вы никуда не торопитесь, то спокойно подождите. Малыш учится, это важно для него. Вы тоже смогли сделать многие вещи далеко не с первого раза. Помогайте только в том случае, если ребенок просит, либо когда вы на самом деле торопитесь. Но лучше всегда оставлять немного больше времени для самостоятельности.


Ошибки — это нормально

Важно понимать, что ошибаться — это нормально. Ошибка всегда сопутствует обучению чему-то новому. Если родители постоянно указывают на недочеты, это отбивает желание деятельности. В первую очередь отметьте то положительное, что сделал ребенок, чему научился, что получилось. Попробуйте вместе проанализировать, какие уроки можно вынести из ситуации. Любая ошибка — это опыт. Разумеется, важно контролировать безопасность ребенка, но в меру.

Составьте план обязанностей для членов своей семьи

У каждого члена семьи есть свои обязанности. Их можно занести в отдельную таблицу и повесить на видное место. Покупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды, уборка ванной комнаты — все эти дела могут выполнять, чередовать и делить разные члены семьи. Ребенок в 4 года в состоянии убрать за собой игрушки с вашей помощью, а в 7 это уже его обязанность.

Уважайте интересы и желания ребенка

Это очень важный момент. Если родители постоянно выбирают за ребенка не только то, чем ему заниматься, но и постоянно навязывают мнения и говорят, что он должен чувствовать в той или иной ситуации, то, безусловно, это не будет способствовать самостоятельности. Во всем важна мера: хорошо, если мама и папа учитывают интересы ребенка в еде, в выборе кружка, одежды, друзей, интересуются его мнением по поводу поездок. С возрастом способность выбирать и ответственность должны увеличиваться.


Избегайте гиперопеки

Бывает, что по тем или иным причинам родители боятся отпускать от себя ребенка. Тогда включается гиперопека. Мама постоянно держит малыша за руку, папа не разрешает забираться на домик на площадке или слишком быстро ехать на велосипеде. Возможно, за ребенка всегда решают, что он хочет есть, говорят, с кем дружить, и постоянно дают оценку чувствам ребенка: вот это чувствовать можно, а вот это — нет. В таком случае ребенок вырастает с подавленной инициативой и не совсем адекватной самооценкой, что будет, соответственно, способствовать и его несамостоятельности.

Родителям важно проанализировать и понять, почему им страшно отпускать ребенка. Возможно, есть какая-то своя детская травма либо повышенная тревожность, а, может быть, ребенок достался слишком тяжело? Например, мама не могла долго забеременеть, или это единственный поздний ребенок. В любом случае родители не доверяют и формируют дополнительную зависимость от себя. Взрослому, который рос под гиперопекой, приходится сложно в жизни. Такие люди всегда ищут того, кто будет на них влиять и задавать направление.

Избегайте чрезмерной передачи обязанностей ребенку

Мы уже говорили о том, что всему свое время. Но важно заметить, что кроме обязанностей у ребенка должны быть и права. Если вы оставляете пятилетку присматривать за новорожденным братом либо просите трехлетку менять памперс сестре, а ребенок в 7 лет вынужден постоянно прибираться во всей квартире, то это не совсем адекватные требования. Обязанности должны увеличиваться постепенно, по мере возраста, а времени на свободную игру, общение и учебу нужно оставлять достаточно. Чрезмерная ответственность не по возрасту будет иметь обратный эффект — нежелание проявлять самостоятельность.

Верьте в своего ребенка

Когда вы поддерживаете ребенка в его начинаниях, верите в его силы, это будет иметь колоссальный эффект в развитии самостоятельности. Давайте поддержку, хвалите, говорите «У тебя все получится», «Чем я могу тебе помочь?». Иногда простого невмешательства и поддержки будет достаточно, чтобы хорошо выполнить дело.


Формируйте ответственность

Если вы будете заставлять ребенка формально извиняться или делать что-то ради похвалы, то самостоятельность вы не сформируете. Важно, чтобы ребенок видел связь между своим поступком и его результатом и понимал, что он может исправить. К примеру, малыш разлил воду. Говорить «мамочка устала» или «помоги маме» неправильно. Надо сказать: «Ты разлил воду, смотри, пол мокрый, он может испортиться, потому что деревянный. А еще здесь кто-то может поскользнуться. Вот тряпочка, вытри за собой». Если ребенок категорически не хочет, вы можете настаивать. Но главное — понимать, что иногда лучше отступить, чем начать кричать или давить. Пользы от этого будет мало.

Учить ребенка находить себе занятия

Пожалуй, с этого пункта надо было начинать. Он очень важен. Когда в очередной раз ребенок подходит к родителям со словами «Мне скучно», важно понимать, что это тоже в определенном возрасте может считаться несамостоятельностью. Безусловно, тут нет четких временных границ и правил, но любой ребенок после года в состоянии сам себя занять на какое-то время. И чем старше ребенок, тем больше дел он может придумать и тем дольше ими заниматься. Важно перестать постоянно развлекать ребенка, чтобы не оказаться потом в ситуации, когда нет времени на домашние дела.


Направлять, но не управлять

Чем старше становится ребенок, тем важнее, чтобы родители отпускали его все дальше. Но, безусловно, некоторые решения вам придется принимать за чадо. И здесь важно разделять такие понятия как «направлять» и «управлять». Когда вы заботитесь о безопасности и здоровье ребенка, вы помогаете ему ориентироваться в этом мире. Поэтому стоит отказаться от убеждения, что вы знаете, как сделать ребенка счастливым.

Будьте примером

Насколько самостоятельны вы сами? А ваш супруг? Очень важно, чтобы родители были примером для ребенка, но в то же время не делали за него дела. Если мама сама не любит прибирать в квартире и постоянно об этом говорит, либо выполняет дела с недовольным лицом, то не стоит удивляться, что дети не горят желанием помогать. Вы не обязаны любить уборку, но тогда стоит понимать, почему дети не проявляют инициативы в этом месте.

Мы рассмотрели 17 способов того, как воспитать ребенка самостоятельным. Важно понимать, что самостоятельность — это именно то качество, которое сопутствует успешности. Но не стоит забывать, что во всем хороша мера.

Самостоятельный ребенок - мечта большинства родителей. Сформировать у дошкольника самостоятельность, значит решить 3 задачи, тесно между собой связанных:

  • Задача 1. Развить у ребенка самостоятельность в области познавательных навыков. Ваш малыш должен сам не только овладевать новыми знаниями, но и уметь их оценивать с мировоззренческих позиций. Помните: "Что такое хорошо...";
  • Задача 2. Полученные знания нужно уметь применять на практике. "Сделай сам";
  • Задача 3. Как найти такие игры и методики, чтобы решить первые 2 задачи.

Что педагогика понимает под самостоятельностью

Самостоятельность не является характеристикой абстрактной. И такая деятельность детей - всегда имеет конкретную направленность. Выделим основы самостоятельности ребенка дошкольного возраста:

  • он должен уметь обособлять свою позицию в различных ситуациях;
  • он без посторонней помощи планирует свою деятельность и даже сам способен приобретать новые умения;
  • он адекватно оценивает свои поступки, сравнивая с поступками других дошкольников;
  • он свои игры подчиняет определенным целям, стремясь получить результат.

Алгоритм действия ребенка можно представить триадой: возник мотив - составляю план - получаю результат. В разных ситуациях - игровых и бытовых, малыш должен действовать в соответствии с этой триадой. И чем больше он проявит инициативы, тем лучше.

Кризис трехлетнего возраста

Малыш в 3 года уже осознает себя личностью. Причем личностью отдельной, индивидуальной. Если взрослые в это время тотально ему все навязывают и полностью его контролируют с помощью системы запретов, то развитие самостоятельности у детей будет невозможно.

Часто у детей старше 3-х летнего возраста проявляется сильное упрямство. Это прямое доказательство, что ваш ребенок переживает серьезный кризис. В различных обстоятельствах на простые вопросы вы можете получить детский отказ: "Хочешь мороженое"? - "Нет". Пойдешь со мной в магазин"? " - Не хочу". Так у малыша уже в 3 года, в наихудшем варианте, "воспитание" самостоятельности может привести не только к негативизму и упрямству, но и к строптивости и эгоизму. Такие "умения" мало кому понравятся. А когда в семье растет один ребенок дошкольного возраста, иногда самым "махровым образом" расцветает детский деспотизм. Тут уже никакие игры не помогут. В таких ситуациях должны разбираться детские психологи.

Предоставьте ребенку возможность выбора

Как же действовать родителям, которые хотят развивать самостоятельность ребенка? Ваш малыш в бытовых ситуациях должен иметь возможность делать самостоятельный выбор :

  • какой игрушкой он хочет играть;
  • апельсин или яблоко на завтрак;
  • карандашами или красками будет рисовать;
  • что он хочет рисовать;
  • гулять с папой во дворе или пойти с мамой в гости к ее подруге.

Ну и, конечно, нельзя на корню подавлять инициативы ребенка. Взрослым только нужно обязательно контролировать рамки поведения детей. Это нужно для того, чтобы гарантировать занятиям ребенка безопасность. У детей нет навыка, предвидящего опасность. Его тоже нужно формировать, как и развитие самостоятельности.

Терпеливо двигаемся по ступеням самостоятельности

В процессе, когда у ребенка происходит воспитание самостоятельности, с самого раннего возраста можно выделить 3 ступени:

  1. Учите малыша в различных бытовых ситуациях действовать без лишнего напоминания - после игры сам убери игрушки, сам помой руки перед едой, скажи "спасибо" бабушке за пирожки. Эти элементарные умения являются базовыми у дошкольников любого возраста.
  2. Это сложный этап, который характеризует самостоятельность ребенка высокого уровня. Научился убирать свои игрушки, помоги маме подмести пол или разложить вещи в шкафу. Принеси бабушке, которая пришла в гости, стул или дай ей стакан воды. Можно моделировать такие ситуации и следить за проявлением различных качеств малыша. Например, папа потерял очки. А как же он их найдет, если теперь не видит. Ребенок помогает их искать (очки, конечно, лежат на видном месте) и получает навык умения оказать помощь другому человеку.
  3. Это уже этап далекого переноса. Вы обсуждали с малышом проблему, что в транспорте пожилым людям не уступают место. И вот ваш ребенок спешит уступить место незнакомой старушке. А в песочнице он помогает малышам набирать песок в ведерко. У вас растет самостоятельный человек дошкольного возраста.

Так, отталкиваясь чаще всего от игры, вы движетесь по ступеням, на которых формируется развитие самостоятельности вашего малыша.

Откажитесь от режима из-под палки

Важным элементом, который входит в воспитание самостоятельности дошкольников, является обучение навыкам самообслуживания. То, что взрослые делают легко и привычно, детям иногда может даваться с большим трудом. Какого бы возраста не был ребенок, никогда нельзя действовать в режиме "из-под палки". Это вообще не метод современного воспитания. Конечно, какие-то умения силой можно "вбить". Но, из различных методов, это худший. Используйте личный пример, игры, моделирование поведения в различных бытовых ситуациях и т.д. Учите ребенка действовать по-настоящему самостоятельно. Но никогда не применяйте грубую силу. Не подавляйте в малыше его фантазии и поощряйте его инициативы. Это единственный, пусть и более трудный, путь к успеху.

Делай, как я

Малыш дошкольного возраста с большим удовольствием копирует взрослых в различных ситуациях. Так можно развивать в ребенке умения умыться утром, чистить зубы, помыть руки перед едой.

Вводите в процесс некоторые элементы игры. Например, вы громко объявляете: "Кто сегодня первым идет чистить зубы"? "Тот сам выбирает на завтрак банан он будет или яблоко". В таких ситуациях вы поддерживаете у ребенка состояние постоянного, но самостоятельного выбора. Он сам принял решение почистить зубы, сам это сделал, сам выбрал себе фрукты на завтрак. А можно посоревноваться. "Кто первый оденется на прогулку"? "Кто лучше всех заправит постель"? Такое проигрывание простых бытовых моментов, позволяет привить ребенку умение самостоятельно действовать в жизненных ситуациях.

Обязательно моделируйте для малыша условия личной инициативы. Сделайте вид, что вы задержались у дверей ванной комнаты. Наблюдайте, что делает ребенок. Умывается сам? Чистит зубы? Если это так, то значит поздравьте себя с маленькой победой и двигайтесь дальше. В режиме "делай, как я" можно с раннего возраста учить ребенка и обуваться.

Давай оденем куклу Катю

Из различных игр, игры с куклами очень полезны. Они помогают развивать многочисленные умения. Как научить малышей дошкольников порядку, в каком следует одеваться? А все очень просто. "Давай оденем куклу перед прогулкой". "Давай Катю разденем после прогулки" и т.д. В таких ситуациях вы знакомите ребенка:

  • с порядком одевания и раздевания;
  • с выбором сезонной одежды;
  • с одеждой на разные ситуации - спортивной, домашней, праздничной.

Приручил - отвечай

Вопрос животных в доме - сложный и ответственный. Они, конечно, прибавят вам бытовых забот. Но в многочисленных житейских ситуациях именно животные становятся вашими лучшими помощниками.

Когда тебе с раннего возраста необходимо о ком то заботиться, то ты и сам невольно становишься более взрослым и самостоятельным. Неважно, будет это хомячок или рыбки в аквариуме, собака или канарейка. При уходе за любым животным возникает масса различных ситуаций, когда ребенок может быть поставлен в условия различной инициативы. Детям дошкольного возраста очень нравится рвать травку для хомячков, кормить рыбок, гулять с собакой (конечно в присутствии взрослых), менять воду канарейке. Даже трудно перечислить все умения, которые при это возникают и совершенствуются. И, конечно, игры с животными всегда очень полезны.

Специалисты отмечают, что те малыши, кто с раннего возраста заботится о своих питомцах, удивительным образом демонстрируют такие умения, которым, вроде, их не учили. Они умеют самостоятельно одеваться, убирать у себя в комнате игрушки, складывать свои вещи в шкаф. Так у дошкольников в результате жизни-игры с домашними питомцами значительно растет уровень самостоятельности.

Осторожность прежде всего

Когда ребенок самостоятельно пробует острым ножом резать хлеб, включать газовую плиту или утюг, то для взрослых наступают трудные времена. Множество различных опасностей подстерегают наших дошкольников. Здесь требуются особые умения и навыки. Иногда просто игры вам ничем помочь не могут. И система строжайших запретов также не гарантированно безопасна. Подавите в себе первое естественное желание кричать малышу:"Не смей никогда этого делать, нельзя"! Запретный плод, сами знаете, каким бывает. Обучайте ребенка навыкам владения сложными приборами спокойно. Терпеливо объясняйте ему все опасности игр с ними и последствия несанкционированных включений.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 13 минут

А А

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся — и мотаем на ус.

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Видео: Как воспитать самостоятельного ребенка?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было.
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь . Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения , которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности . Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому . Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны : брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач , в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек , научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность , не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами , если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка , когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем . Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново. Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.

Самостоятельность - главное качество, которое стимулирует человека к достижению целей. Личное желание делать выбор и принятие ответственности за него - это то, что делает человека личностью. Необходимо развивать это стремление в детях с ранних лет.

Одних малышей родители в буквальном смысле кормят с ложечки в течение многих лет, решают за них, с кем дружить, чем заниматься, другим же дают право делать это самостоятельно. Безусловно, это влияет на формирование характера и становление жизни ребёнка. В статье представлены самые эффективные методы.

Полезные советы, как развить самостоятельность у детей дошкольного возраста:

Совет №1. Позволяйте ребёнку делать то, что он хочет

Если ваш малыш хочет помочь вам приготовить блюдо, убраться в доме или починить что-то, то дайте ему это сделать. Мягко корректируйте его действия, подсказывая, но не порицая. Безусловно, ему будет тяжело справиться с заданием, но только методом проб и ошибок можно научиться выполнять что-то идеально.

Обязательно скажите добрые слова ребёнку, после того как он сделает что-то самостоятельно. Ему необходимо знать, что он имеет право действовать. Это будет мотивировать его и в дальнейшем предлагать помощь или нестандартные решения. Такие дети не боятся отвечать около доски в школе, участвовать в конкурсах и проявлять свои таланты. Они не думают об оценке окружающих и спокойно воспринимают критику.

Совет №3. Находите время для обучения своего малыша

У каждого ребёнка есть увлечения. Кто-то хочет научиться водить машину, кто-то - шить, а другой - плавать. Родители - это первые люди, которые могут ему в этом помочь. Если у вас нет времени или возможности, найдите человека, который сможет сделать это за вас. Подавленные желания - это худшее, что может происходить с маленьким человеком. С ранних лет важно способствовать их реализации. Только таким образом мамы и папы смогут воспитать психологически здоровую личность.

Родители, сами просите о помощи своих детей, даже если это будет простая просьба принести стакан воды. Обращайтесь к сыновьям и дочерям за советом, что вам надеть, как поступить в той или иной ситуации, куда пойти. Таким образом, малыши будут понимать, что их мнение ценят в семье, к нему прислушиваются, несмотря на маленький возраст. Зачастую дети произносят настолько оригинальные слова, что их решение кажется самым правильным. У них чистое сознание, еще не засоренное предрассудками взрослых

Расскажите ребёнку, что вы делаете на работе, и каким образом в семье появляются еда, одежда, возможность ходить в кино или путешествовать. Важно, чтобы малыш понимал, что только упорным трудом можно позволить себе то, что ты хочешь. Учите его получать желаемое благодаря действиям. Необязательно платить ребёнку деньги, ведь родители - это не начальство. Можно оценивать его труд подарками или поездками, которые станут вдвойне ценнее.

Играйте в игры с ребёнком по правилам, придуманным им самим. Пусть малыш учится фантазировать. Воображение - это творческий источник самостоятельности. Легкий подход в подходе к решению задач необходим, чтобы дети учились адаптироваться к любым обстоятельствам и ситуациям. Это поможет им быть готовым действовать всегда и везде.

Помощь - проявление силы и покровительства. Осознавая свою возможность сделать чью-то жизнь лучше, ребёнок будет учиться самостоятельности и состраданию одновременно. Сочетание этих качеств уникально и ценно. Дети могут становиться наставниками, перенимать функции родителей по отношению к питомцам или младшим.

Совет №8. Расширяйте круг общения малыша с ранних лет

Уметь найти общий язык с взрослыми и с детьми - один из главных элементов самостоятельности. В общении раскрываются потребности ребёнка быть признанным и найти круг единомышленников. Дайте ему право самому выбирать друзей, ведь ваш сын или дочь знают, с кем ему весело и интересно, а с кем - нет.

Малыш должен понимать, что его слёзы, смех или раздражение имеют место быть. Ребёнок не обязан вести себя так, как это удобно окружающим. Если ему плохо, то он имеет право погоревать, если весело, то смеяться от души, а если у него нет ответа на вопрос - сказать это искренне, без страха. Такое равновесие эмоций формирует адекватную самооценку и, как следствие, успешную установку в жизни.

Смело оставляйте ребёнка с проверенными нянями, родственниками и другими взрослыми людьми. Обязательно предварительно установите между ними контакт и убедитесь, что малыш готов быть наедине с этим человеком. Не стоит привязываться к детям настолько, чтобы бояться уйти на время или уехать от него. Малышу лучше с ранних лет понимать, что мама и папа могут отправиться в командировку или пойти в театр без него, не потому что его не любят, а лишь по причине того, что у родителей есть своё пространство. Чем раньше вы начнёте проводить такие эксперименты, тем лучше это будет для всех членов семьи.

Дети начинают говорить, писать, читать, ходить тогда, когда готовы к этому, если у них нет проблем со здоровьем. Не стоит опережать ход событий. Если дать возможность случиться всему вовремя, то ваш малыш будет идти по жизни своим путём, а не продиктованным кем-то. Физиологическое развитие должно протекать индивидуально наравне с моральным.

Желание высказаться - это тоже проявление самостоятельности. Только имея мнение по поводу происходящего, можно превращать его в решение и действие. Внимательно слушайте то, что говорит ребёнок, ведь что-то породило в нём такие мысли. Важно понять этот импульс. Изучайте своего малыша, открывая в нём новые грани и помогая ему их проявить без сомнений.

Хорошие книжки и кино - основа многих жизненных ситуаций. Погружая ребёнка в них, можно проанализировать и найти вход. Это может стать игрой, в которой вы угадываете, что будет дальше с героями или как им лучше поступить. Такое занятие сблизит вас и поможет малышу самостоятельно найти решение.

Исходя из наших советов, можно смело утверждать, что самостоятельность - это не просто умение делать всё самому, но необходимый навык для гармоничной личности. Отсутствие самостоятельности порождено страхами, обидами, комплексами. Нежелание самому принимать решение говорит лишь о том, что их когда-то отвергали, считали неверными, навязывали свои стереотипы. Позвольте ребёнку расти свободной, смелой и целеустремлённой личностью!