Меню

Мир, труд, май.

Жизнь

1 мая 2016, 18:54

Не смотря на стойкие ассоциации этого дня с СССР и праздничным веселым настроением, эта дата пришла к нам из заграницы, и связана она с весьма печальными событиями.

Немного истории. (Из Википедии)

Первомай в современном виде возник в середине XIX века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. Вначале с этим требованием выступили рабочие Австралии 21 апреля 1856 года. С тех пор этот праздник в Австралии стал ежегодным. По образцу рабочих Австралии 1 мая 1886 года анархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций.

Бунт на Хеймаркет

1 мая 1886 года чикагские рабочие организовали массовую забастовку с требованием восьмичасового рабочего дня. Условия труда тогда были достаточно тяжелыми: низкая заработная плата, продолжительность рабочего дня в 12-15 часов, использование детского труда, отсутствие социальных гарантий. В забастовке участвовало 350 тысяч американских рабочих, в том числе в Нью-Йорке 10000, в Детройте 11000, центром сопротивления стал Чикаго, в котором в забастовке участвовало около 40 тысяч рабочих.
После первомайской забастовки на одном из заводов Чикаго были уволены 1,5 тысячи рабочих. Возмущённые рабочие объявили ещё одну забастовку. Через два дня на завод прибыли штрейкбрехеры. Их встретили митингом у проходной, но полиция разогнала его, используя оружие. Четыре человека были убиты, десятки ранены.

дети-рабочие в США

дети-шахтеры

Памятник мученикам Хеймаркет на кладбище Forest Home

Возмущённые актом полицейского насилия, местные анархисты напечатали и распространили листовки, призывающие на митинг на площади Хеймаркет-сквер, которая на тот момент была большим торговым центром. Вечером 4 мая на Хеймаркет-сквер на митинг против террора полиции собралась огромная толпа, в том числе женщины и дети. Около 10 часов пошёл проливной дождь, люди начали расходиться. Толпа была настолько спокойна, что подошедший посмотреть на митинг мэр Чикаго спокойно ушёл домой. Сразу после ухода мэра на площадь вступил отряд полиции, потребовавший очистить её. Выступавший в это время анархист Филден успел лишь сказать, что это мирный митинг, и тут человек из толпы, как предполагается, провокатор, бросил бомбу, которая унесла жизнь одного полицейского. Служители закона расстреляли толпу: несколько десятков человек были убиты и ранены. Пострадало много полицейских от «дружественного огня» - полицейские при стрельбе в темноте попадали друг в друга.

Жертвы событий на Хеймаркет - семеро анархистов

На следующий день власти разгромили рабочие клубы, арестовали и подвергли пыткам сотни «подозрительных», заставляя доносить друг на друга. В результате этой карательной операции под суд попали восемь анархистов.

11 ноября 1887 четверых анархистов повесили, один (Лингг) покончил с собой в предыдущий день. На казнь их вывели в белых робах, они пели «Марсельезу», гимн международного рабочего движения. Членов семей приговорённых к казни, попытавшихся подойти посмотреть в последний раз на своих родственников, арестовала полиция. Перед казнью один из приговорённых к повешению, Август Спис, крикнул:

Придёт день, когда наше молчание окажется мощнее ваших криков!

В память об этом событии первый Парижский конгресс II Интернационала в июле 1889 года принял решение о проведении ежегодных демонстраций в день 1 мая и объявлен международным праздником всех трудящихся.

День международной солидарности трудящихся (День труда) отмечается в 142 странах и территориях мира 1 мая или в первый понедельник мая. В некоторых странах День труда отмечается в другое время - к ним относятся, например, США, Япония, Австралия и Новая Зеландия. Более чем в 80 государствах (включая Индию) День труда не отмечается.

В Российской империи этот праздник впервые был отмечен в 1890 году в Варшаве проведением первомайской стачки рабочих. На следующий год в Петербурге состоялась первая маевка. С 1897 года маевки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями. В 1917 году 1 мая впервые отпраздновали открыто. Во всех городах страны миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами Коммунистической партии «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов». В Советском Союзе День международной солидарности трудящихся был государственным праздником, отмечался помпезными демонстрациями, а 1 и 2 мая были выходными.

Теперь в России он лишен какой-либо политичности и является Днем Весны и Труда. Последний раз официальное празднование Первомая, как Дня солидарности трудящихся, состоялось в 1990 году. И теперь этот праздник стал частным делом каждого.



С днем международной солидарности трудящихся! Правда возникает вопрос против кого солидарность-то? Я все таки не люблю классовую теорию, хотя и вижу ее некоторую обоснованность, впрочем как и то, что множество капиталистов довольно много трудятся (но не все кто трудятся, являются трудящимися - в общем куча но). Предлагаю солидарность против Железной Пяты, как ее описал Джек Лондон, чем произвел неизгладимое впечатление на Орвелла и на меня лет в 12, а то и в 10. Кстати в детстве это был мой любимый праздник- день когда я вытаскивал велосипед на бульвар, в конце которого у памятника Онанисту(местный фольклор - я тогда не знал, что это означает) продавались гелиевые шарики за 15 копеек, фруктовое мороженное за 7 копеек и ужасно вкусные леденцы на палочке за не помню сколько. Все таки, как мне жалко нынешних детей, которые едят евромороженное и радуются шоколадным яйцам с сюрпризами, из-за которых постоянно ссорятся с родителями, ввиду их дороговизны.

И не надо верить всяким идиотам, которые говорят, что это Вальпургиева ночь, когда ведьмы собираются на горе Брокен. Прежде всего непонятно ведьмы каким календарем пользуются - Григорианским или Юлианским? Или майским, в смысле племени майя, который языческий и самый точный? И если Григоранским, то в какой момент они на него перешли и не было ли в этом антисемитизма экуменизма? А если майским, то это повод задуматься о кораблях, на которых майя плавали в Европу и стали родоначальниками Меровингов, Каролингов и прочих Троллингов.

Между прочим 1 мая собрался Второй Никейский Собор и что-то я сомневаюсь, что тогда Православная разведка так плохо работала, что они ничего не знали о горе Брокен и собрались в нехороший день солидарности германских ведьм, которым к тому же это слово неведомо по определению. Но самое главное в этот день в 1786 году в Вене состоялась премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Женитьба Фигаро», ура!

youtu.be/F3NKqNb_ejc

Сергей Филатов, 01.05.2015 09:11

С Первомаем! "Кипучая, могучая, никем непобедимая, страна моя, Москва моя - Ты самая любимая!"

1 мая - Праздник весны и труда (День международной солидарности трудящихся).
1 мая 1886 года американские рабочие организовали забастовку с требованием 8-часового рабочего дня. Забастовка и сопутствующая демонстрация, закончились кровопролитным столкновением с полицией.
В июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала в память о выступлении рабочих Чикаго принял решение о проведении 1 мая ежегодных демонстраций. Впервые день международной солидарности трудящихся был отмечен в 1890 году в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Норвегии, Франции, Швеции и некоторых других странах.
Долгое время Первомай был символом революции, непримиримой классовой борьбы.
В СССР Первомай долгие годы был основным государственным праздником.
В 1992 году Международный день солидарности трудящихся был переименован в праздник Весны и Труда.
В мире Первомай по-прежнему отмечается как пролетарский праздник солидарности. Первомай - Праздник весны и труда, День труда, День весны, День международной солидарности трудящихся - отмечается в 142 странах и территориях мира 1 мая или в первый понедельник мая.

youtu.be/Ix6gqg2h1G4

01.05.2015 10:40

Юбилей пролившейся крови

Сегодня юбилей борьбы, юбилей пролившейся крови, а не праздник.
129 лет тому назад, рабочие Чикаго, большая часть из них свежие эмигранты в США, добивались восьмичасового рабочего дня.
В первые майские дни 3 и 4 мая, во время столкновений идущих со смены штрейбрейхеров и уволенных рабочих полиция открыла огонь на поражение.Кто-то взорвал бомбу. Десятки людей были убиты.
Четверо рабочих были казнены - повешены.

Откровенно глупыми потому выглядят веселенькие шествия с мыльными лозунгами "Мир! Труд! Май!", с шариками весёлого цвета. Эти лозунги появились и были чуть более уместны в советское время. А сейчас это дуракаваляние.

Сегодня, когда в России, во многом возродились условия против которых протестовали и пролили кровь рабочие Чикаго, нужно вспомнить этих рабочих, и советскую власть, которую мы потеряли. С суровой грустью вспомнить, и осознать себя действующими лицами мировой рабочей Истории. То, что потеряно, предстоит отвоевать.

01.05.2015 17:15

1 мая

Сегодня мы как обычно отмечаем день международной солидарности трудящихся, который у нас с некоторых пор "толерантно" называют "день весны и труда" (праздник переименовали при Ельцине) , хотя генезис праздника таков, что он совсем не про весну, а связан с многолетней борьбой рабочего класса за свои права против капиталистического угнетения. Но вполне понятно, что в условиях капиталистической реставрации, идеологическое содеражение праздника оказалось официально неуместным. Поэтому в значительной степени произошла подмена как названия, так и содержания праздника, хотя некоторые внешние формы и сохранились. В частности, на демонстрациях теперь носят портреты не коммунистических, а капиталистических вождей. Содержание поменялось, а вот форма все так же узнаваема.

Лично я как и в случае с 7 ноября или 23 февраля предпочитаю называть эти праздники так как они назывались в Советскую эпоху и именно в таком виде их отмечать.

Новоделы совсем не радуют и в целом не интересны, поэтому собственно и современные официальные мероприятия по этому поводу для меня строго мимо.

Всех товарищей, с Днем международной солидарности трудящихся.

Сегодня 1 Мая для многих - лишь эхо советского прошлого. Но его история интересная и необычная. Статья расскажет о том, как трансформировался в Международный день труда. Да, действительно, традиции данного торжества берут свое начало в глубине веков. В то время наши предки отмечали праздник, который символизировал начало нового сезона полевых работ. А значит - труда.

Праздник богини

Власти вносят много корректив в восприятие народом тех или иных явлений. Правящая элита во все времена желала укоренить в обществе свою идеологию. Сфера их деятельности распространялась во всех направлениях: от толкования истории до основания празднований.

Очень интересно формирование традиции отмечать 1 Мая. Что за праздник в первый день третьего месяца весны, знали еще в Древней Греции и Древнем Риме. Каждый из этих народов поклонялся богине Майе. Она была покровительницей земледельцев. Ежегодно крестьяне, чтобы задобрить богиню, устраивали массовые торжества. Дата приходилась на 1 мая. В этот день любая работа отменялась. Все праздновали приход нового урожайного сезона. Позже римляне в честь Майи назвали месяц.

Русское торжество

Отмечали современные праздники и славяне. 30 апреля и 1 мая были выделены красным в их календаре. Ритуал, который проводили наши предки, назывался Радоница. Суть праздника 1 мая у славян - уход весенних холодов. В эти дни также почитали покойников. На их могилы приносили дары, среди которых были и Приветствовали богиню Живу, имевшую силу оживлять природу. Весь день 1 мая отводили под отдых. Люди купались в холодной воде, чтобы очиститься, и жгли обрядовые костры на берегах рек.

С приходом христианства представители церкви поставили перед собой цель истребить языческие обряды. Это касалось как покровительницы плодородия Майи, так и русских ритуалов чествования умерших. Но избавиться от веселого и радостного праздника стало задачей непростой. Все знали, какой праздник 1 мая важный, и продолжали его отмечать.

Поэтому было решено трансформировать традиции. Языческие праздники весны преподносили как торжество Воскресения Христа, переняв некоторые исконные элементы.

Первый день тружеников

За десять веков христианства праздник прихода тепла исчез и отмечался уже как чудо воскрешения. Но исторические события внесли свои поправки.

1856 года австралийские работники организовали марш протеста. Главное требование было - перевести трудящихся на 8-часовой рабочий день и при этом не уменьшать зарплату. Тогда фортуна была на их стороне. Цели они добились без кровопролития. С тех пор праздновали свою победу ежегодно.

Тридцать лет спустя, в 1886 году, на другом континенте работники США и Канады решили путем митингов и демонстраций также добиться 8-часового рабочего дня. Это произошло 1 мая. Что за праздник в этот день, знает каждый, но не всем известно, что его история трагична.

Бастующие добивались ограниченного рабочего дня (до этого он колебался от 12 до 15 часов), установленной зарплаты и социальных гарантий. Каждый город поднял бунт. Но центром протестов стал Чикаго.

Родина 1 Мая

События в Чикаго вошли в историю как «митинг на Хеймаркет». На улицы города вышло около 40 000 недовольных рабочих. На следующий день один из ведущих заводов уволил более 1000 работников. Обиженные и безработные люди устроили еще одну демонстрацию. Под воротами того завода восстания были разогнаны полицией, при этом десятки людей пострадали, а несколько забастовщиков были убиты.

Еще более кровавые события произошли через три дня после 1 мая. История праздника приобрела новый поворот.

На Хеймаркет-сквер, в торговом центре, организовали митинг против расправы власти. Все было относительно спокойно. Полиция собиралась очистить площадь. Но один из провокаторов бросил в стражей порядка бомбу. Полиция начала обстрел. В ходе стрельбы погибло много мирных протестующих. Последовали репрессии, а через некоторое время и извинения власти.

Весь мир узнал о так называемой революции 1 мая. Что за праздник мог быть основан на этих событиях? Конечно, начали отмечать победу рабочих над системой!

Подпольные маевки

Официально представил мероприятие и ввел в народ Конгресс II Интернационала. Эта структура объединяла в своих рядах социалистические рабочие партии со всего мира. В 1889 году в Париже было решено отмечать день пролетариата в память о погибших в Чикаго. Предложение ежегодно выходить на улицы города и бороться за свои права прижилось. С тех пор разнеслась по свету слава дня 1 мая. Праздник в России (во времена империи) впервые отметили в 1890 году в Варшаве. В следующем году уже подпольно радовался Дню трудящихся всего мира Петербург. Там труженики прятались от руководящей власти в лесу. Под видом пикника люди обсуждали важные революционные вопросы. Подхватила движение и Москва. Первая пролетарская маевка состоялась там в 1895 году.

Открыто отпраздновали День труда в 1917 году. Торжество имело яркую политическую окраску. Лозунги, возгласы, портреты политических деятелей - все было направлено на классовую борьбу. Год спустя, с приходом к власти Советов, был принят закон о том, что отныне на общегосударственном уровне будет отмечаться 1 Мая. Что за праздник и как его провести, знал каждый советский человек.

Время рабочего народа

Самые яркие первомайские акции организовывались Советской властью. Коллективы готовились к торжеству неделями. Это был не только выходной день, а и масштабная культурная программа, планированием которой занималась элита.

Парадам Союза завидовал весь мир. Люди с удовольствием шли на демонстрации. Каждый боролся за лучший транспарант.

Для того чтобы в первые годы вывести массы на улицы, власть схитрила. Руководители пустили по главным площадям колонну техники, среди которой был танк. На чудо собрались посмотреть зеваки.

Парады 20-30-х годов запомнились пышными акробатическими и гимнастическими номерами. Также ставились различные сценки, в которых высмеивались капиталисты. Вот какой праздник 1 Мая был в Советском Союзе.

День труда

Стартовало торжество в Союзе под названием День Интернационала. Но позже наименование изменилось. С 1930 года день 1 Мая был известен как Праздник международной солидарности пролетариата. Годы Великой Отечественной войны внесли свои модификации. Тогда день переименовали в Боевой пролетариата. Далее утвердилось новое официальное название - Международный день труда. Но в народе его называли просто - 1 Мая. История праздника берет свое начало в США, но стоит заметить, что там рабочие отдыхают в первый понедельник сентября.

Более чем в 140 странах труженикам дают выходные 1 мая или в первый понедельник месяца. Еще 80 государств отмечают праздник в другой день.

Забвение традиций

Сегодня сценарий праздника 1 Мая приобрел новые черты. Стоит заметить, что все меньше россиян хочет посвящать этот день массовым акциям. Специалисты утверждают, что такой спад активности вызван тем, что во времена коммунистической идеологии выход на парад был принудительным, тогда как сейчас даже сам парад потерял свои изначальные качества.

В современной России 1 Мая лишилось политического контекста и отмечается как Официально такой статус предоставили торжеству 30 декабря 2001 года, что указано в статье 112 Трудового кодекса РФ.

Этот день люди стараются провести в кругу друзей и семьи на природе, хорошо отдохнуть и набраться сил до следующих праздников.

Маевка прочно связывается у нас с выездом за город, теплыми деньками, поеданием шашлыка и увеселительными прогулками. Как правило, очень мало кто знает об истории такого явления, как маевка, более того, мало кто знает, что эта история прочно связана, как с дореволюционной Россией, так и с нелегальными сборищами рабочих, так и с древней богиней Майей. Все очень запутанно.

Месяц май был назван в честь древней богини Италии Майи, которая символизировала плодородие, жизненную силу земли, посевов, вспахивания плодородной почвы и новых урожаев. Первый день нового месяца был днем труда, изобилия и теплых дней, переходящих в жаркие. Чем лучше отпразднованы эти дни, тем лучший урожай уготовит народу богиня. Собственно, подобные празднования были практически у всех народов Европы, славяне — не исключение.

История маевок до революции


С XVIII дворяне ввели моду устраивать пикники на европейский манер с первыми теплыми майскими днями. Графья и прочие светские лица выезжали на природу, где устраивали посиделки с чаем, табачком и вкусностями под тентами и на траве. Свободные горожане, перенимавшие образ жизни великосветских особ, тоже выбирались за город, но размах был куда меньше. Моду на такие гулянья ввел, конечно, Петр I, заимствовавший эту традицию у переселившихся в Россию европейцев, продолжавших отмечать Вальпургиеву ночь: в ночь с 30 апреля на 1 мая.

Маевкам пытались придать православное содержание. Церковь установила 2 мая днем почитания святых Бориса и Глеба, но праздник все равно на много лет остался глубоко светским в стане дворян и горожан. Крестьяне же отмечали Первомай, как день пророка Иеремии, они называли его «Еремей-запрягальник».

Долгое время 1 Мая был местным праздником, отмечавшимся преимущественно в центральной России. В большей части нашей страны праздник оставался рабочим днем. Но и там, где его отмечали, его называли «полуднем»: все предприятия и ведомства работали только до двух дня. Если погода была безоблачной, жители центральной России брали балалайки, самовары, заранее приготовленную еду, баранки, всех членов семьи и отправлялись за город. Молодые люди без семей собирались группками и отмечали праздник отдельно. Самые популярные места для маевок: берег реки, роща, лес. В Москве народ веселился в Сокольниках, иногда в Марьиной роще, в начале ХХ — в Петровском парке. В Петербурге самым популярным местом считался Екатерингофский парк. Веселился русский народ практически до глубокой ночи, несмотря на то, что утром нужно было идти работать.

Из столичных городов маевка постепенно перебралась в провинцию. Празднования проходили в крупных городах (Калуга, Самара, Петрозоводск и прочие) и в больших промышленных селах.

Маевка была праздником для всех, но каждое сословие отмечало ее по-разному. Для дворян маевка была очередным способом выйти в люди, чтобы показать свои богатые наряды. Горожане отправлялись за город, чтобы также похвастаться своими нарядами и поесть. Но больше всего было представителей крестьянства, рабочих и прочего бедного люда. Этот слой населения маевки любил всем сердцем и никогда их не пропускал. Возможно, такая любовь объясняется небольшим количеством радостей в жизни трудового люда.

Маевка и политика


Во времена правления Николая I, прикрывавшего любые подозрительные и неподозрительные организованные кружки и сборища людей, нелегальные маевки стали под частичным запретом. Конечно, люди могли посещать популярные места для празднования, но нелегальные сборы не поощрялись. В это же время, в середине XIX века, с революционными движениями поднимают головы незаконные маевки, где собираются будущие революционеры-профессионалы. Фактически, эти маевки ничем не отличались от обычных народных. Революционеры пели песни, провозглашали новые манифесты, делились подпольной литературой. Посещали их рабочие, представители интеллигенции, мелкого дворянства и студенчества. Последних было особенно много. Проводились такие маевки в глухих лесах, приглашали туда только проверенных лиц. По сути, это был веселый съезд революционно настроенных людей для сближения и обсуждения планов.

В революционной среде Первомай быстро получил статус Международного праздника рабочих. Это название было утверждено первым конгрессом II Интернационала. Почему именно эта дата была определена для празднования? В честь увековечивания памяти забастовки рабочих в Чикаго 1 мая 1886 г. Эти рабочие на забастовке в Чикаго 1 мая 1886 г. требовали у своих нанимателей установить 8-часовой рабочий день.

Как международный день солидарности Первомай стал отмечаться с 1 мая 1890 года, когда в Варшаве прошла первая стачка рабочих, на которую вышло десять тысяч человек. В России первомайская стачка прошла через год в Петербурге, но собрала лишь небольшое количество народа. В Москве первые праздничные демонстрации прошли только через четыре года. А.К Лядов, русский композитор, наблюдавший, как один из демонстрантов вытащил красное знамя с надписью «Да здравствует Первое мая!», пишет: «Нет нужды говорить, что это только простой красный кумач, но на нем чернилами выведена надпись: «Да здравствует Первое мая!». Раздается могучее – ура! Первое свободное «ура», почувствовавших волю».»

После происшедшего в Москве революционная волна захватила Россию. Маевки проводятся в крупных и малых городах и селах. Проводили 1 Май в России по-разному. У кого-то были активные столкновения с полицией, у кого-то были забастовки, у кого-то все было мирно и тихо. Конечно, маевка проводилась и в традиционном виде: революционеры, куда более многочисленные, чем 50 лет назад, отправлялись в леса и на островки рек, где пели «Дубинушку» и читали манифесты. В 1899 году на одной такой встрече была придумана песня «Праздник Первого мая», которая была очень известна в советское время.


Однако проводить Первомай было не просто — жандармерия в те годы была очень сурова. Революционерам приходилось притворяться членами семьи и старыми друзьями, чтобы встретиться и обсудить свои дела. Полиции было трудно определить: едут ли эти рабочие отдохнуть культурно или отдохнуть революционно. Люди с виду приличные, закуска, вино, водка, даже самовар и баян в наличии — ничем не отличаются от нормальных людей. Одни революционеры ухитрились даже провести свою встречу в мужском монастыре в квартире дьякона!

В 1905 - 1906 году в демонстрациях замечено все больше и больше молодежи. Политические заключенные тоже празднования первое мая: они вывешивали на тюремные решетки красные куски ткани, красную одежду и пели революционные песни. Конечно, такое поведение не считалось нормой. В 1907 году руководство одной самарской тюрьмы требовала снять красное знамя с окон тюрьмы, но заключенные всячески отказывались. В потасовке охрана тюрьмы застрелила одного из бунтовщиков.

Крестьяне особого энтузиазма к 1 Маю не проявляли, несмотря на активное желание бунтовщиков приучить людей к такому празднику. Конечно, революционеры склонили на свою сторону некоторых людей, но большинство их продолжало думать, что 1 Мая — это приятный таинственный праздник, который сулит красочное будущее. К 1917 году маевка стала народным праздником, руководству страны пришлось даже сделать ее нерабочим днем.

Маевка и СССР


После Октябрьской революции 1 Мая стало одним из важнейших советских торжеств. Его сделали «красным днем календаря» и дополнили несколькими нерабочими днями, чтобы побольше порадовать народ. В СССР праздник отмечали всем миром, яркими демонстрациями и парадами. В демонстрациях участвовали ветераны, передовики производства, школьники, военные и прочий люд. 1 Май отмечали народными гуляниями, а вот 2 число мая отмечается с семьей и друзьями на природе. Это было возвращение к традиционной маевке.

В эпоху «брежневского застоя», когда активно распространялись бардовские фестивали, КСП и досуг на природе в палатках, для большинства людей 1 Май был началом палаточного сезона, хотя особые фанаты отдыха на природе выезжали в леса еще в марте. Праздник стал, несмотря на демонстрации, абсолютно аполитичным и вернулся к истокам — труду, плодородию, миру. Многие исследователи считают, что в СССР маевка носила этакий полуязыческий подтекст.

Последняя официальная первомайская демонстрация состоялась 1 мая 1990 года. В 1992 году праздник переименовали в «Праздник весны и труда», что более соответствовало духу времени, но политический подтекст у 1 мая остался: до сих пор оппозиция в России считает своим долгом проводить демонстрации и митинги в этот день.