Меню

Мнемонические приемы примеры. Универсальный метод запоминания для детей и взрослых

Досуг

Многие люди мечтают о безграничной памяти и способности быстро усваивать ту или иную информацию. С полезностью данных качеств сложно поспорить. И хорошо что существует методика под названием "мнемотехника". Что такое подразумевается под данным понятием? Целая совокупность методов и способов, значительно облегчающих процесс запоминания самой разной информации. Но вообще это очень обширное понятие, так что стоит рассмотреть его более подробно.

Вкратце о методике

Что такое мнемотехника, становится понятно после изучения термина, от которого произошло данное понятие. В оригинале, на древнегреческом языке, понятие пишется так - μνημονικόν, что означает «мнемонический», то есть «относящийся к памяти или связанный с ней».

Еще нередко это называют системой «внутреннего письма». Потому что основной техники является непосредственная «запись» в мозг связей между теми или иными образами, которые обозначают весомые, имеющие смысл элементы информации.

Без использования мнемотехники, порой, не обойтись. Ведь она применима в тех случаях, когда человеку нужно зазубрить информацию, которую просто нереально запомнить. К примеру, последовательность из 200 цифр, хронологическую таблицу, список из сотни телефонных номеров и т. д.

И сегодня существуют настолько действенные и к тому же унифицированные приемы, что становится реальным запоминание даже самых разных сведений однотипно.

Поиск образов

Итак, что такое мнемотехника - в общих чертах ясно. Теперь можно перейти к примерам и перечислению методов. Непосредственное их рассмотрение позволит более полно осознать принципы данной методики.

Первый прием заключается в нахождении ярких и необычных образов, и последующем их связывании с информацией, которую необходимо запомнить.

Пример

Попробовать данный метод можно, попросив кого-нибудь написать список абсолютно рандомных слов. Например: кофе, попугай, сад, кресло, весна, президент, телефон, рояль, солнце, Вова.

Казалось бы, совершенно ничем не связанные слова. Это так, но лишь до тех пор, пока человек не решит воспользоваться образным приемом мнемотехники, и не составит следующую картину: «Попугай Вова солнечным весенним днем сидел в кресле у себя в саду и, попивая кофе, разговаривал по телефону с президентом».

Такое уж точно запомнится, причем с первого-второго раза. Чем ярче и абсурднее образы - тем лучше. Они производят большее впечатление, контрастируют с реальностью, и поэтому запоминаются лучше.

Свободные ассоциации

Еще один прием мнемотехники для развития памяти и фантазии. Также связан с представлением различных «картинок», но подразумевает последовательность опорных образов, которые формируются по определенному принципу.

Сначала человек вспоминает произвольный образ и фиксирует на нем внимание. Концентрацию нужно удерживать долго. До тех пор, пока в сознании не возникнет следующий образ. А следом за ним - еще один.

Так формируется цепочка свободных ассоциаций. Ее нужно закрепить мысленным повторением. Зачем? Затем, что запоминающаяся информация привязывается ассоциативными связями к этой последовательности.

И метод действенный! Ведь в сознании многих из нас уже сложено бесчисленное множество таких «цепных» ассоциаций, которые образованы естественным путем. Например: Италия, пицца, макароны, Венеция. Или что-то более обычное: ложка, чашка, тарелка, стол, кухня.

Данная техника используется и для расширения других методов. К примеру, для формирования образов к какому-либо отличительному признаку при запоминании информации о человеке, постоянных величин или формул.

Наводящие ассоциации

Данный метод тоже стоит отметить вниманием, рассказывая о том, что такое мнемотехника. Это прием, позволяющий преобразовывать в ассоциацию или зрительный образ абсолютно любое слово.

Как правило, он используется в составе прочих приемов. С его помощью запоминаются понятия, термины, географические названия, иностранные слова, фамилии, и даже бессмысленные буквенные сочетания.

Это комбинация приемов символизации, привязки к знакомым данным, кодирования по созвучию и образования слов по слогу.

По описанию понять сложно, так что вот пример - человеку нужно запомнить название штата, который в 1848 году стал тридцатым по счету в США. Это Висконсин. Слово можно запомнить приемом образования слова по слогам. Допустим, так: ВИС-КОН-СИН → ВИСки, КОНьяк, СИНий. Слога всего 3 - а тройка является одной из цифр числа 30.

Мнемотехника для малышей

Очень важно с раннего возраста развивать способности детей к запоминанию. Это - то, что в жизни действительно пригодится.

Простейший вид - это картинки. Допустим, ребенок ходит в детском саду в группу под названием «Яблоко». На его шкафчике есть изображение этого фрукта. И полотенце, принадлежащее ему, висит над умывальником рядом с фотографией яблока. Таким образом, малыш запоминает, что его вещами являются лишь находящиеся под определенным изображением. Это - первые формирования простейших ассоциаций.

Приемы мнемотехники для детей не могут быть сложными. Начинается развитие с простых упражнений. С мнемодорожки, например. Это последовательность из картинок, между которыми дети должны найти что-то общее.

Поначалу все фотографии, включенные в ряд, объединены какой-то чертой. Например: снег, коньки, ледовый каток, шапка-ушанка, перчатки. Все это объединяет одно - зима.

Затем, когда мнемотехника в детском саду становится регулярным и привычным занятием, последовательности усложняются добавлением лишнего элемента. Например: брюки, туфли, рубашка, юбка, куртка, пальто, хлеб. Дети должны найти лишнее и пояснить, почему именно это. Причем сделать нужно после первого прослушивания - так развивается не только запоминание и способность быстро сравнивать, но еще и концентрация.

Слова-вешалки

Если хочется заняться освоением мнемотехники для развития памяти, то стоит обратить внимание на этот прием. «Вешалками» называются системы, в которых человеку нужно сначала выучить определенный ряд слов, на которые он потом будет «накидывать» фразы, необходимые к запоминанию. Идеальная мнемотехника для взрослых, так как с ее помощью можно легко зазубрить большие списки и даже потом вспомнить конкретный пункт из них.

Простейший пример - «вешание» на цифру определенной рифмы. Один - апельсин. Два - Литва. Три - фонари. Четыре - все в мыле. Пять - мечтать. Шесть - шерсть. И так далее. Как работает данная система? На самом деле, очень просто.

Надо запомнить последовательность картинок в данном порядке - солнце, карта, ночь, паркет, остров. Вот, как в данном случае сработают перечисленные «вешалки»: солнце яркое, как апельсин (1). На карте мира есть Литва (2). Ночью светят фонари (3). Паркет лучше очистится, если вымыть его с мылом (4). Остров - райское место, иногда полено об отдыхе на нем помечтать (5).

Очень полезная мнемотехника для развития памяти, воображения, фантазии и образного мышления. Однажды зазубрив ряд цифр-ассоциаций, получится с первого раза «заносить» в свою память даже номера телефонов, впервые услышанных.

Метод Цицерона

Его тоже необходимо отметить вниманием, перечисляя приемы мнемотехники. В основе данного метода, называемого еще системой Римской комнаты, лежат ассоциации, образовавшиеся естественным путем. Последовательность опорных образов, можно сказать. Они отлично формируются посредством припоминания человеком хорошо знакомых ему помещений.

Допустим, спальня. Информацию, которую нужно запомнить, необходимо мысленно расставить по ней. И «прогуливаться» по комнате, концентрируясь на распределенных по ней сведениях. Как это работает? Определенная информация «закрепляется» на какой-либо вещи посредством ассоциативной связи. Использовать нужно лишь те предметы, которые в комнате всегда находятся на одном и том же месте. И последовательно.

«Римская комната» в действии

Наглядный пример поможет лучше понять этот метод мнемотехники. Допустим, человеку надо запомнить такой ряд слов: колбаса, пони, сметана, лом, яйцо, полотенце, дельфин, книга.

Разместить их лучше последовательно, начиная с коридора. И задействовать максимально необычные связи - такие, которые вспомнятся даже спустя долгое время.

Итак, колбасой нужно заткнуть щель в замке, пони поставить в правый угол коридора, сметаной намазать зеркало, а лом прикрепить к дверям шкафа, чтобы он не дал им открыться. Яйцо можно ввинтить вместо лампочки в люстру. И вот уже удалось приблизиться к двери комнаты. Полотенце можно бросить на пол вместо коврика. Открыв дверь, человек видит, что на его диване лежит дельфин и читает книгу.

Самое главное - еще до запоминания по этому методу мнемотехники определить те предметы, которые войдут в схему пути. Иначе человек будет думать - связывать это слово с этим предметом, или лучше «прикрепить» его к следующему? Из-за таких метаний потом, в процессе воспроизведения, будут возникать ошибки и сомнения.

Приемы из русского языка

В рамках рассказа о том, что такое мнемотехника, не будет лишним вспомнить некоторые примеры, которые прекрасно знакомы каждому из нас, поскольку они являются классикой. И не зря ведь, заучив однажды, человек вспоминает их спустя десятилетия. И вот эти фразы:

  • Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц». Мнемоническая фраза, благодаря которой можно запомнить слова-исключения, в которых после «ц» пишется «ы».
  • Уж замуж невтерпеж. Фраза, помогающая запомнить список наречий, которые пишутся без «ь».
  • «Окно с оловянным шпингалетом, деревянной рамой и стеклянным стеклом». Ассоциация, позволяющая запомнить прилагательные-исключения с двумя «н».
  • «Одеваю Надежду. Надеваю одежду». Фраза, помогающая запомнить правило употребления этих глаголов. «Надеть» что-то, «одеть» кого-то.
  • Автомотовелофототелерадиомонтер. Длинное придуманное слово - оно состоит из приставок, которые всегда пишутся слитно.

И это лишь некоторые примеры. Методы и приемы мнемотехники, на самом деле, активно используются в педагогике, так как некоторые правила можно запомнить только посредством ассоциаций или созвучий.

Люди и лица

С их запоминанием тоже связаны многие приемы мнемотехники. Самыми известными являются следующие:

  • Выделение какого-либо отличительного признака человека и формирование на его основе прозвища. Именно оно обычно отражает его характерную черту или ассоциируется с фамилией. Важно, что прозвища легко представляются в виде образом, к которым можно привязать дополнительную информацию о человеке.
  • Акцентирование внимания на признаке хорошо знакомого человека. Как правило, связывается с родом деятельности. Если друг является сильным спортсменом-бодибилдером, то можно присвоить ему образ «Гантели».
  • Выделение признака при знакомстве. Бывает, что едва узнав чье-то имя, мы сразу его забываем. Чтобы этого не допустить, стоит повторить его вслух, «продублировать». А лучше еще до того, как он представится, сформировать какой-нибудь образ, и уже на нем закрепить имя.

Отличительными признаком может быть все, что угодно - рост, худоба, полнота, сходство со знакомыми или известными людьми, взгляд, жестикуляция. Главное, чтобы эта черта активировала прием мнемотехники. Для памяти это главное.

Помощь в изучении иностранного языка

Ее источником также является мнемотехника. Для начинающих это особенно важно - намного легче начать «вливаться» в процесс изучения чужого языка и запоминать большой объем незнакомых слов, если получается их с чем-то ассоциировать и связывать. Например, английский глагол look (смотреть). Созвучно с русским «лук». Запомнить перевод легко. Достаточно простой ассоциации: как можно смотреть на лук, нарезая его? Ведь глаза слезятся!

Но это - мнемотехника для начинающих. Людям, осваивающим продвинутый уровень иностранного языка, нужно придерживаться другого метода. Слова должны автоматически всплывать в памяти. Иначе бегло говорить на чужом языке не получится. Потому не надо запоминать слова, фразы и правила в переводе. Нужно сразу ассоциировать иностранные лексические единицы с понятиями и соответствующими образами.

Тут даже метод повторения подойдет. Слово cup можно выучить, представив мысленно чашку и зафиксировав на ней внимание. И потом несколько раз повторить слово cup - поначалу вдумчиво и медленно, потом быстрее. Это работает. Удивительно, но посредством мнемотехники можно научиться думать на иностранном языке как на родном.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Приходилось ли вам когда-нибудь запоминать номер сотового телефона? А длинный список продуктов, которые совершенно необходимо купить к празднику? Вы все это записываете по бумажкам?! Поверьте, есть и другой способ не забыть все нужное. Мнемотехника в упражнениях – тема очередной нашей беседы. Будем учиться запоминать любое количество слов в короткий срок.

В статье мы уже начали с вами разговор о том, что есть такая штука, как мнемоника, которая облегчает запоминание информации.

Мнемоника – это комплекс правил и методик, направленных на повышение производительности памяти. Они основаны на том, чтобы упорядочивать поступающую в мозг информацию, создавать ассоциативные образы.

Говоря простым языком, мнемоника превращает цифры и буквы в некие образы, которые, как по мановению волшебной палочки, встают перед нашими глазами и врезаются в нашу память. А вот каким образом будет происходить это чудесное превращение – за это отвечает мнемотехника.

Мнемотехника – это способ реализации мнемоники на практике.

Мы рассмотрим приемы мнемотехники, а также упражнения, с помощью которых процесс запоминания станет для вас самым увлекательным занятием.

Методы мнемотехники

Довольно теории! Возьмем практический пример.

Нам нужно приобрести в магазине вот эти вещи:

  • Апельсины;
  • Кефир;
  • Докторская колбаса;
  • Молоток;
  • Гвозди;
  • Шляпа;
  • Мыло;
  • Салфетки.

Что мы делаем?

  1. Бежим за бумажкой – записать!
  2. Пытаемся судорожно запомнить все 8 позиций (а в магазине столько всего интересного! Вряд ли наш список продержится в памяти долго);
  3. Спокойно садимся на стул, закрываем глаза и создаем яркий, животрепещущий образ. Пара минут на визуализацию. Поднимаемся и идем в магазин.

Какой из этих ответов ваш?

Для тех, кто выбрал ответ «3», приведу описание способов для превращения нашего списка в образ.

  • Цепочка

Сейчас нам нужно напрячь свое внимание и представить все предметы из списка в одинаковом размере. Мыло размером со шляпу, колбаса размером с орех и так далее. Вообще, с размерами можно экспериментировать: увеличивать, уменьшать и т.д. Чем нереальнее предметы будут выглядеть, тем быстрее вы их запомните.

Соединяем все наши предметы попарно:
Представим себе большущий АПЕЛЬСИН, который протыкает насквозь пачка КЕФИРА;
КЕФИР проливается, образуя море, в нем тонет ДОКТОРСКАЯ КОЛБАСА;
На ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ сверху падает огромный МОЛОТОК, расплющивая ее;
Ручка МОЛОТКА покрыта ГВОЗДЯМИ, большими и тяжелыми;
Каждый ГВОЗДЬ одет в ШЛЯПУ с широкими полями;
Со ШЛЯПЫ стекает МЫЛО густыми хлопьями;
МЫЛО прыгает на САЛФЕТКЕ, как на батуте.
Таким образом, по цепочке мы соединили и запечатлели в памяти все предметы и продукты из списка.

  • Матрешка

А теперь попробуем другой способ запоминания. Предметы – те же. Мы будем их вставлять друг в друга, как матрешки.
Снова огромный АПЕЛЬСИН, внутри него – пачка КЕФИРА;
Увеличиваем пачку КЕФИРА, видим на упаковке изображение ДОКТОРСКОЙ КОЛБАСЫ;
На этот раз увеличим ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ, разглядим на этикетке МОЛОТОК.
Ну, и так далее, до самого конца.

  • Символизация

В этом приеме каждому слову присваивается какой-нибудь символ, например, ЗИМА может быть изображена в виде снежинки, ЛЕТО – в виде солнышка и так далее. Главное, чтобы символы были простые и понятные для вас. Прием хорошо подходит для запоминания абстрактных понятий.

  • Запоминание числовых комбинаций

Представляем каждую цифру числа (или комбинации чисел) в виде образа. 1 – гвоздь, 2 – лебедь, 3 – птичий клюв и так далее. Затем следуем приемам «Цепочка» или «Матрешка». Они описаны выше.

Этих методов достаточно, чтоб не чувствовать себя неуверенно без ручки и блокнота. Но мы рассмотрим еще несколько упражнений для улучшения памяти посредством использования мнемотехники.

Тренинг мнемотехники

  • Недостающее звено.

Дается два слова, например, ЛЕТО и ВОДА. Нужно подобрать слова, которые были бы звеньями одной цепочки и логически вытекали бы одно из другого: ЛЕТО – СОЛНЦЕ – ТУЧА – ДОЖДЬ – ВОДА.

  • Похожий признак.

Упражнение очень полезно для дошкольников, так как развивает мышление. Берем два слова, например, ХОЛОДНЫЙ и МОКРЫЙ. К ним подбираем слова, которые сочетаются с данными признаками: ДЕНЬ, СНЕГ, НОС, АСФАЛЬТ и т.д.

  • Обобщение.

Пишем цепочку из 3-4 слов, связанных по смыслу между собой. Допустим, УЛИЦА – ДВИЖЕНИЕ – МАШИНЫ. Нужно подобрать другие слова, которые подходят к каждому слову из цепочки в отдельности. ПЕШЕХОД, СВЕТОФОР, РЕГУЛИРОВЩИК и т.д.

  • Выдумщики.

Берем какой-либо предмет, скажем, ВИЛКА. К нему придумываем сначала привычную ассоциацию – ТАРЕЛКА, а затем необычную: РЫХЛИТЬ ЗЕМЛЮ.
Эти упражнения подойдут и детям, взрослым. Особенно школьникам – с их помощью развиваются внимание и память, так необходимые в школе.

Мы с сыном третьеклассником сейчас учим таким образом государства Европы с их столицами и достопримечательностями. И в этом процессе для меня важны не столько знания о Европе, заложенные в голову ребенка, сколько его практика мнемотехники и удовольствие от процесса учебы, которое, казалось, навсегда покинуло нас после четырех месяцев в первом классе.

На этом, пожалуй, все. Тем, кто желает добиться значительного улучшения памяти, я посоветую пройти интенсив-курс Станислава Матвеева, который называется «Суперпамять» . Курс включает 5 уроков с подробным и очень понятным объяснением всех методов запоминания.

Какие способы запоминания используете вы? Пробуйте описанное выше, делитесь впечатлениями. Приглашайте друзей и знакомых, подписывайтесь на новости блога.

До новых встреч! Ваш Юрий Окунев.

Мнемотехника для начинающих - система различных методов, которая помогает запомнить информацию с помощью различных ассоциаций и применяется в обучении детей с дошкольного возраста. Эта методика использует полученные раньше знания для создания цепочки связей. Благодаря таким логическим рядам можно легко запомнить сложную для восприятия информацию.

Существует множество приемов мнемотехники. Например, в основе метода Цицерона - пространственное воображение, метод Айвазовского работает с помощью тренировки визуальной памяти. Цифровые последовательности, иностранные слова или сложные термины легче запомнить с помощью созвучных или знакомых слов и цифр.

Во времена, когда не было письменности, древним жрецам и сказателям приходилось запоминать огромные объемы информации. С появлением первых изложенных на бумаге текстов искусство владения мнемотехникой не утратило актуальность, ведь сырье для их написания стоило очень дорого. Еще в Древней Греции делали записи по мнемонике. Искусством ассоциативного запоминания владели монахи средневековья. Во все времена ценились люди, которые могли быстро запомнить и хранить в голове полезные и интересные знания.

Плюсы и минусы мнемотехники

Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов - «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.

Роль методики в развитии детей:

  • помогает быстро и надолго запоминать информацию;
  • улучшает память и внимательность;
  • развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
  • формирует логическое и образное мышление;
  • совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.

Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.

  • На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
  • Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, - это тормозит развитие ребенка.
  • Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.

С какого возраста используют?

Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.

Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.

Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками - систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

С детьми 6-7 лет начинают изучать , которые позволяют выполнять более сложные действия:

  • заучивать стихотворения и сложные слова;
  • отгадывать и загадывать загадки;
  • находить к словам рифмы;
  • придумывать сказки или рассказы;
  • распределять предметы в группы по определенным признакам;
  • изучать числа;
  • знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.

Особенности применения

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

  • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
  • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
  • Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа - рассказать о том, как передвигаются насекомые.
  • Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

Как организовать игру?

Народная мнемотехника - самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:

  1. информацию кодируют в определенный образ;
  2. затем запоминают эту связь и последовательность;
  3. мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.

С ее помощью дети знакомятся с дорожными знаками, развивают связную речь. Она помогает изучить алфавит.

Процесс изучения звука происходит по такой схеме:

  • сначала детей знакомят с его изображением на картинке;
  • после этого с помощью рисунка учат произносить звук;
  • для закрепления знаний развивают словарный запас: произносят слова с нужным звуком, составляют по картинкам небольшие рассказы. Просто механически повторять звук недостаточно, в этом случае не формируются логические связи.

Многие методы мнемотехники несложно использовать в домашних условиях для общего развития ребенка. Действие большинства из них основано на том, что у малышей зрительная память развита намного лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями уместно применять простой метод Симонида. Во многих сказках для самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных персонажей. Подготовленный «реквизит» размещают рядом и в процессе знакомства с произведением используют для наглядности.

Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности.

  1. Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию.
  2. Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки.
  3. Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки.
  4. Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки.
  5. Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомы с алфавитом и могут читать несложные слова. В мнемотаблицу уместно поместить схематические изображения, рисунки и надписи терминов-подсказок. Например, если ребенок хочет рассказать о своей поездке на море, то можно использовать таблички со словом «лето» и «море», схематическое изображение дороги, картинку надувного круга или купальника.

Упражнения по методике применяют также при заучивании стихотворений. Отличный пример - простой и емкий стих А. Барто «Мишка».

Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты),

Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки).

Все равно его не брошу,

Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках).

Ребенку понравится история, в которой он станет главным героем. Такой рассказ на определенную тему для малыша придумает мама или папа. Например, «Как Вера на огород за овощами ходила» или «Что сегодня на обед у Маши?». В процессе рассказа происходит знакомство малыша с различной едой. В старшем возрасте ребенок сможет самостоятельно сочинить похожую историю о членах своей семьи, домашних животных, о самых разных событиях в своей жизни.

Игра «Интересная фигура» подойдет для 3–4-летнего крохи. С помощью зубочисток или спичек составьте несложную фигуру, например квадрат или круг. Когда ребенок рассмотрит изображение, накройте его бумагой и предложите малышу выложить такую же фигуру по памяти. Со временем можно делать изображение более сложным, учить ребенка пересчитывать все элементы фигуры. После занятия следует убрать спички в недоступное для крохи место.

Для развития внимания организовывают игру «День-ночь». Карточки с тематическими изображениями помещают перед ребенком. После произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя).

Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него разнообразие.

Приемы мнемотехники – это специальный подход к работе с информацией, благодаря которому запоминается большее количество информации и уменьшается процент ее забывания. Подобные техники используют, чтобы изучать иностранные языки, терминологию, запомнить исторические даты, цифры или личную информацию. Эффективность мнемотехнических приемов запоминания высокая, но ими необходимо овладеть.

Что такое мнемотехника

Процесс запоминания основывается на образовании новых нейронных цепей в головном мозге между существующими . Это позволяет запоминать новую информацию, а затем работать с ней: находить решение практических задач, выводить новые теории, анализировать факты (см. ). Однако возможности головного мозга ограничены количеством запоминаемой информации в единицу времени, и, как правило, новые данные быстро забываются в отсутствии регулярного повторения.

Память – аналог человеческой мышцы. Если ее постоянно тренировать и нагружать, то тогда работа улучшается. Поэтому люди разработали ряд техник, благодаря которым интенсивно запоминается информация (см. ). Один из ярких примеров подобных техник – это визуализация новых фактов и придание им эмоциональной окраски.

Интересно узнать, : полезные методики заучивания.

На заметку: какие бывают и как его развивать.

Любой мнемонический прием запоминания обладает следующими характеристиками:

  1. Новизна. Чем метод необычнее, тем больше времени придется потратить на его изучение.
  2. Сложность освоения. Техники улучшения запоминания, при которых в памяти человека выстраивается иерархия папок с различными ответвлениями. Метод эффективный, но для новичка вряд ли подходит.
  3. Интерес к методу играет не последнее значение.

Выбор конкретной техники определяется целью обучения, о чем будет подробнее написано далее.

Мнемоника для обучения иностранной лексике

Мнемотехнические приемы часто используются для изучения иностранных слов. Одним из них является способ поиска звуковых ассоциаций, которые имеются в каждом из существующих языков, что связано с общностью их происхождения. Так, английское слово constantly , переводимое как «постоянно», созвучное с русским словом «константа», которое означает постоянную переменную. И это всего лишь самый простой прием.

Вторая распространенная методика для облегчения изучения иностранного языка – взаимодействие ощущений, построенное на запоминании незнакомого слова не как обычный перевод, а как ассоциацию со знакомой лексической единицей. Например, заучивая слово dog , представьте большой виляющий хвост или лапы, при этом не концентрируйтесь на слове «собака».

Важно отметить, что лучший вариант – самостоятельное придумывание ассоциаций и конкретных подходов к словам (см. ). Это позволяет мозгу быстрее включиться и ускорить процесс обучения.

Мнемотехники и даты

Запоминание дат ассоциируется у людей с уроками истории, когда на каждую историческую эпоху приходилось учить большое количество произошедших событий. Чаще подобный процесс вызывал дискомфорт, однако мнемонические приемы помогают, стоит только совместить вместе несколько способов.

Приступая к изучению дат, важно понять, что это не просто совокупность абстрактных цифр, а определенная хронологическая последовательность, несущая смысл. Поэтому первым шагом является составление ассоциативного ряда.

Лучше рассмотреть прием на конкретном примере. Падение Византии произошло в 1453 году и стало важным историческим событием. Как можно облегчить запоминание этих чисел?

  1. Составить ассоциацию между какими-либо буквами и цифрами: 1 – г, 4 – о, 5 – р, 3 – а. Это позволяет выстроить ассоциации между числовым рядом и словом «гора». Слово может быть любым.
  2. Второй вариант мнемотехники – использовать ассоциацию по звуку. Распалась Византия, а с ним наиболее созвучно слово «визит», которое можно применить в этом случае.
  3. Если мы говорим о великой стране, то лучше провести ассоциацию с королевой или королем.
  4. Теперь осталось связать все вместе в виде какой-либо яркой ассоциации. Например, Королева нанесла визит горе, но гора обвалилась.

Если повторять эту ассоциацию, то в голове создается стабильная нейронная цепь, обеспечивающая длительное хранение информации.

Работают ли мнемотехники?

Многие люди, увидев подобные приемы, считают, что мнемотехника – отдаленная от жизни сложная система, которая подходит только единицам. Ведь для запоминания всего одной даты, пришлось выдумать историю с королевой, горой и визитом.

Выглядит как нагромождение различных слов. Однако на практике все немного иначе. Постоянные тренировки позволяют фантазии быстро выдумывать ассоциации. На это уходит немного времени, а факты и слова запоминаются быстрее и сохраняются в памяти надолго.

Важная информация: при помощи упражнений.

Слабо проверить свою и выполнить упражнения для ее улучшения?!

Интересно и полезно! для детей и взрослых.

Постоянное использование мнемонических приемов позволяет не только запомнить конкретный факт или слово, но также положительно влияет на мышление и фантазию человека. Человек находит креативные методы решения проблем, становится проактивным. Поэтому во многих государствах подобным техникам начинают обучать еще в школе, так как дети быстрее схватывают приемы, начинают с удовольствием использовать их.

Подведение итогов

Важно помнить, что мнемотехника – это дополнительный инструмент, которым необходимо учиться пользоваться, и лучше делать это на практике. Теоретические рассуждения и критика приемов запоминания не позволяют оценить способ на практике, поэтому у многих людей имеется незаслуженное скептическое отношение к этой разновидности обучения.

Постоянные напоминания родных о том или ином событии угнетают. Сегодня на плохую память жалуются многие люди. Это не зависит от возраста, интеллекта и образования.

Если вы вынуждены ходить в магазин со списком продуктов, постоянно устанавливаете себе напоминания в телефоне, мнемотехника - то, что нужно.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехникой называют комплекс специальных методик, направленных на запоминание цифр, событий или любой информации.

Это требуется каждому человеку, но существуют профессии, в которых память играет решающую роль.

Актёры кино и театров вынуждены запоминать длинные тексты. Если память начнёт их подводить, они лишаться заработка. В каждой профессии найдутся примеры, когда необходимо запомнить что-либо.

Простые консультанты магазинов обязаны держать в голове кучу информации: о товаре, поставщиках, покупателях и текущих проблемах.

Интересный факт! Мнемотехника предлагает простые способы запоминания.

Ею пользовались великие полководцы, разрабатывая военные стратегии, позволившие изменить мир. Память - самое дорогое, что есть у человека.

Стоит научиться использовать её максимально, чтобы хранить в ней счастливые моменты жизни и важные события.

Технология данного способа запоминания

Технология завязана на принципе присоединения информации к определённому образу:

  1. Определяем, что именно нужно сохранить в памяти.
  2. Привязываем образы к конкретным ощущениям, зрительным вариациям.
  3. Готово! В памяти построена цепная реакция, которая позволит вытащить необходимые знания в нужный момент.

По этому принципу работают различные методы и приёмы мнемотехники. Освоив технику однажды, вы сможете использовать её на протяжении всей жизни.

Это похоже на установку компьютерной программы: устанавливаешь один раз, и используешь по необходимости.

Подобные занятия помогают детям и взрослым. Школьники и дошкольники, изучив простые приёмы, значительно облегчат себе жизнь. В подростковом возрасте им придётся поглощать большие объёмы информации.

Описание основных методов и приёмов

Есть несколько основных методик, которые позволят удержать в памяти необходимую информацию в нужном порядке.

Их применяют, начиная с подросткового возраста:

Упражнения из таблицы помогут в запоминании цифр, в учении уроков для школьников. Каждый из них основан на визуализации. Развивайте зрительное воображение, что бы оно помогало усваивать информацию.

Упражнения для взрослых

Проблемы плохой памяти заложены в отсутствии систематизации. Люди не отфильтровывают нужную информацию, скидывая всё единым потоком.

Другой пример мнемотехники называется «Дворец памяти». Он работает по принципу зрительных образов, как и предыдущие техники.

Для применения этой техники в воображении строят дворец.

Его необходимо детально обойти, изучить всю обстановку внутри. Когда сможете гулять по этому дворцу, не упуская детали из виду, можно использовать метод.

Необходимую информацию помещают в одну из комнат, привязывают к обстановке и интерьеру детали. Войдя в свой дворец, вы найдёте там всё необходимое.

Лишнее будет храниться в резервуарах памяти, которые известны ненадёжность. Вся посторонняя информация будет удалена со временем.

Плюсы техники «Дворец памяти»:

  1. Работает безотказно.
  2. Подходит для начинающих.
  3. Пользоваться дворцом можно всю жизнь.
  4. Со временем детали внутреннего интерьера становятся чёткими, будто существуют в реальности.
  5. Технику используют взрослые, но для развитых детей он тоже подходит.
  6. Тренировка памяти по этому принципу даёт результат с первых дней, если удаётся быстро визуализировать дворец.

Интересный факт! Популярный американский сериал «Менталист» показывает эту практику в действии.

На примере героя фильма можно научиться приёму «Дворец памяти», увидеть сильные стороны владения этой техникой. Многие удивительные люди безупречно владеют ею.

Способы запоминания и игры для детей

Существуют различные игры для детей, которые учат их запоминать слова или предметы. В детстве все учили стихи. Это основа.

Она показывает: легче запоминать то, что рифмуется. Многие детские стишки мы помним всю оставшуюся жизнь. Это пример работы мнемотехники для детей.

Помимо этого, есть много развлекательных игр, которые тренируют память и служат для малышей пособием по запоминанию.

Помогает развитию памяти игра с картинками. На каждой картинке изображено животное или предмет.

Ребёнку предлагают поговорить о каждом предмете. Замет картинки переворачивают, и малыш угадывает их местоположения.

Эта игра стимулирует зрительную память. Образы привязываются к конкретному месту. Рекомендуют использовать 9 картинок для начала. Для детей до 3 лет начните с 4 картинок, выложенных в квадрат.

Подобные игры практикуют в детских садах. Навыки пригодятся ребёнку на протяжении всей жизни. Игра разовьёт интерес к саморазвитию.

Занимаясь с детьми подобными упражнениями, вы поможете им стать успешными. Развивайте память, совершенствуйте процессы мышления.

Пусть на освоение техники уйдёт время и силы, но результат ещё не раз вас порадует. Саморазвитие - важнейшая часть жизни каждого человека.

Полезное видео

    Похожие записи