Меню

На какой праздник пекут жаворонков из теста. Праздник Жаворонки: история и обычаи

Дом

Есть праздники, которые не стираются временем. Они передаются из поколения в поколение, сохраняя свою первобытность. Мы с неподдельным интересом наблюдаем за некоторыми традициями в детстве, иногда становимся их участниками. Взрослея, не представляем себя оторванными от них. Это незаметное слияние духовного и земного делает нас намного добрее. Одним из таких торжеств является славянский праздник Жаворонки.

История праздника Жаворонки

От того, как меняются краски за окном, мы чувствуем смену времени года, с благодарностью принимаем щедрые дары природы, часто отображая свое настроение в песнях. Если спрашивать у людей, что означает праздник Жаворонки и какого числа его отмечают на Руси, не стоит удивляться, если некоторые из них призадумаются. Имея языческие корни, он настолько многогранен, что каждый из нас понимает его по-своему.

Дата 22 у многих ассоциируется с приходом весны. С давних времен считают, что в этот день весна встречается с зимой, поскольку день равняется ночи, которая постепенно будет становиться короче. Древние славяне воспринимали приход весны, как поддержку их в борьбе со злыми духами. Магическое значение имело исчезновение «Плеяд» с ночного неба. Астрономические изменения связывали с душами людей, посещающих свой дом в виде птиц именно в день равноденствия, который был также поминальным.

Христиане отмечают этот праздник в память о сорока мучеников, которые будучи воинами - христианами с верой в душе погибли в Сивастии, находящейся ныне на территории . Отказавшись от жертвоприношения языческим богам, они были осуждены римлянами на жестокую смерть в ледяной воде озера. Теплая баня даровала им жизнь, но вместе с тем знаменовала отказ от Христа. Стойкость людей поразила римлян настолько, что им запрещено было после сожжения собирать кости. Среди Сивастийских мучеников отмечают имя римлянина Аглая, который одухотворенный силой духа христиан, перешел на их сторону. Их останки были собраны и похоронены епископом, а имена навсегда запечатлены в церковной книге.

Как отмечают праздник Жаворонки славяне?

Праздник Жаворонки по-другому называют сороки. Смысл всех традиций в том, чтобы закликать весну. Не одно столетие от деда прадеда передаются новому поколению слова веснянок. Первой весенней птицей, которая возвращается в родные края, считают жаворонка. Не случайно хозяйки стараются на праздник создать птиц в виде выпечки. Чтобы они получились красивыми, готовят тесто на ржаной муке, старясь расправить им крылья и вылепить хохолки. Именно так создается образ жаворонков, парящих в небе. Для птичек готовили гнездышка, в которые их сажали и ставили на подоконник.

Больше всех в этот день радуются дети, поскольку он давно превратился в детский праздник в тех селениях, где его принято отмечать. Они получают в руки испеченных и обмазанных медом птичек, чтобы посадив их на самом видном месте, петь веснянки. Все уверуют в то, что кулик или жаворонок приносит тепло и уносит лютые холода. По окончанию празднования ребята съедают каждый свою птичку, оставляя голову для своей мамы, сопровождая вручение песней с пожеланиями хорошего урожая.

Пока дети развлекались, взрослые по погоде старались предугадать, каким будет предстоящий год или занимались гаданием, для чего вкладывали в одну из птичек монетку. Кому она попадет, тот и будет самым счастливым. Сохранился также прекрасный обычай к приходу весны украшать деревья. Русский праздник Жаворонки наполнен множеством примет. Например, морозная погода предсказывала, что следует ожидать выпадение снега и сорок морозов.

На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник Жаворонки, который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень печально, потому что праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи. Откуда же он пошел и чем он так примечателен?

История праздника Жаворонки

На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.

Кроме того, согласно мистическим поверьям, в день весеннего равноденствия человеческая энергетика меняется, становится более сильной, а тело наполняется жаром и способностью к новым свершениям. А что такое полевые работы для деревенского жителя как не новые свершения?

В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» создано это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта. Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Обычаи праздника Жаворонки

Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами, в которых явственно прослеживались языческие корни. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали различные ритуалы, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.

На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.

Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в праздник Жаворонки пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками ставилось в птичник. Особенно актуально это было в преддверии скорого праздника Пасхи.

Но, конечно, главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Ой вы, жавороночки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.

Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка. Для равновесия в булочки также запекали и символы каких-то неудачных событий: например, щепочка сулила смерть близкому человеку, ниточка – проблемы в материальном плане, из-за чего может потребоваться «затянуть пояс потуже». А некоторых жаворонков просто оставляли пустыми. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо – и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. То, что предрекал первый попавшийся жаворонок или пряник – то и должно было сбыться.

Кстати, в праздник Жаворонки также выбирали мужчину, который первым мог бросить горсть зерна во время посевной. Такая должность называлась «семейный засевальщик». Этим счастливчиком был тот мужчина, кому попадалась монетка или камушек.

Хотя, конечно, все эти гадания на праздник Жаворонки были весьма условными – многие хозяйки специально убирали подальше в корзину птиц и пряники с дурными знамениями, а наверх клали «добрую» выпечку. Порой хозяйки отдавали «плохих» жаворонков и пряники детям со строгим наказом их не есть, а оставить в поле на шесте. Ведь если выпечку не съесть – предсказание не сбудется.

Но съедали птичек на праздник Жаворонки тоже не полностью. Головки обычно отдавали на съедение скотине или просто вручали своей матери, приговаривая: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Порой булочки и пряники крошили и разбрасывали по полям «на все четыре стороны», чтобы прилетевшие птицы могли угоститься. А девушки иногда кидали испеченных жаворонков через сарай, чтобы посмотреть, в какую сторону оно укажет. Считалось, что с той стороны у девушки и будет жених.

На праздник Жаворонки существовал и другой обычай для того, чтобы прогнать зиму. Например, вместе с пряниками и жаворонками выпекались сорок «орехов», которые затем в течение сорока дней выбрасывались на улицу по одному с присказкой: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!».

Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.

Определить погоду на Пасху помогала такая примета: если в праздник Жаворонки выпадает снег – то Пасхальная неделя, скорее всего, будет холодной; если на праздник Жаворонки стоит сухая погода – на Пасху тоже не будет дождя.

Несмотря на то, что праздник Жаворонки не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно! И не только на праздник Жаворонки!

Мы продолжаем праздновать наступление весны. Надеемся, что вы начали вместе с нами радостно закликать весну. По некоторым источникам примерно в эти дни праздновались Сороки или Жаворонки. Продолжаются вторые заклички весны. Считается, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. В этот день пекут из теста изображения жаворонков, обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям.

Уже в христианской традиции праздник стал Днем сорока мучеников Севастийских (9 марта) на языке народа же название Сороки, а иногда Кулики. В этот день, по воззрению крестьян, прилетает из теплых стран сорок птиц и первая из них — жаворонок. «Бывает, — уверяют опытные старики крестьяне, — что прилетают жаворонки и раньше, да только те не путящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на Сороки прилетит, тот настоящий , он не сдохнет».

Аудио-выпуск передачи

http://sun-helps.myjino.ru/sop/20180310_sop.mp3

Сороки с полным основанием можно назвать детским праздником: еще накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут «жаворонков» (в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника, раздают их детям. Кроме того, утром же одна из женщин делает на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое кладет по яичку из теста (это делается отчасти для того, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома, отчасти же с целью потешить ребят).

Когда жаворонки поспеют, дети берут их и громадной гурьбой, с криками и звонким детским смехом, несут куда-нибудь в сарай или под ригу — закликать жаворонков. Там они сажают своих птиц всех вместе на возвышенное место и, сбившись в кучу, начинают что есть мочи кричать: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела «.

В некоторых местах (например, в Орловской губернии) эта детская песня заменяется другой: «Уж вы, кулички-жаворонки, солетайтеся, сокликайтеся. Весна-красна, на чем пришла? На сошечке, на бороночке, на лошадиной голове, на овсяном снопочку, на ржаном колосочку, на пшеничном зернышку-у-у!.. »

Эта песня поется несколько раз. Затем ребятишки разбирают своих жаворонков и с тою же песней бегут по деревне. Так продолжается до самого обеда: деревня полна детских песен, детского крика, детского смеха. Набегавшись вволю, ребятишки опять собираются в одно место и начинают есть своих ржаных птиц. Едят обыкновенно всю птицу за исключением головы, которую малыши берегут каждый для своей матери. Кончается празднество тем, что ребятишки целуются между собой, поздравляют друг друга с весенним праздником и разбегаются по домам.

А дома каждый мальчик отдает голову жаворонка матери со словами: ‘»На-ко, мама, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был «.

Так протекает этот прекрасный детский праздник в Орловской губернии. В Пензенской же жаворонки пекутся и для взрослых, которые по этим птичкам гадают. Прежде чем посадить жаворонков в печь, закладывают в каждого какую-нибудь вещицу: кольцо, щепку, копейку. Каждая из этих вещей имеет символическое значение: кольцо, например, обозначает свадьбу, щепка — гроб, копейка — деньги и т.д. Но в других губерниях взрослые предоставляют жаворонков в исключительное распоряжение детей, сами же занимаются более гаданиями о будущем урожае, стараясь по погоде, какая была на Сороки, определить погоду весны и лета. Если, например, на Сороки было морозное утро — то, значит, жди весной сорок утренников.

Поэтому предлагаем эти праздничные выходные провести с нами вместе весело и пользой:

1) Мастерим вместе жаворонков! Чтобы приблизить приход весны, нужно смастерить или напечь из теста птичек – «Жаворонков»
2) Выходим на улицу и обращаемся к Солнцу, подбрасывая своего пернатого в воздух! Также можно сажать их на ветки деревьев, окна, заборы и пр.
— Конечно, голос каждого человека важен для Солнца, но массовые обращение ему слышны намного сильнее. Мы предлагаем всем вместе закликать весну с таким стихом-обращением к Солнцу:

Русичи! Весну встречайте,
Красно Солнце величайте!
Просыпается природа,
Просим силу для народа!
Чтобы правда засияла,
Русь великою вновь стала!
Просим счастья и расцвета,
Для России долги Лета!
Для себя и для людей
Счастья, мира и детей!

3) Обязательно делитесь с нами фото ваших жаворонков или видео, как вы кличете весну! (присылайте нам в группу)
4) Расскажите всем про добрую традицию закликания весны и про праздник Весеннего Равноденствия! Сделайте репост к себе на страницу, распечатайте и раздайте тем, кто далек от интернета!
Традиции русского народа складывались веками, их нельзя забывать! Если наше сердце и сознание вернутся к Солнцу — жизнь на планете измениться к лучшему!

Подробности закличек и стих уже выложены в наших группах!

Сороки (праздник)

народно-христианский

Жаворонки, Кулики, Заклички, Сорок сороко́в

Сорок мучеников (церк.)

Значение:

встреча Весны

Установлен:

обрядность имеет древние дохристианские корни

Отмечается:

восточными и южными славянами

Празднование:

«закликают» Весну

Традиции:

пекут «жаворонков», выбирается семейный засевальщик

Связан с:

весенним равноденствием

Сороки, Жаворонки - день народного календаря у славян, приуроченный к дню памяти Сорока Севастийских мучеников в Русской православной церкви - 9 марта (22 марта). Согласно народному календарю, в этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие).

Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к празднику.

Другие названия праздника

Со́роки, Сорок сороко́в, Со́роки святые, «Сорочини» (укр.), Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день (каргопол.), Сорок мучеников; белор. Саракі, Соракі, Сарака, Саракасвятыя, Сорак мучанікаў, Сорак пакутнікаў , серб. Младенци, Празник Четрдесет мученика, Дан мученика, Змщин дан, Змиjин дан ; болг. Младенци, Свето четирсет, Светото, Женска Цаца .

Ещё один распространённый тип названия праздника - «молодые», «молодожёны», «новобрачные». Названия этого типа (болг. и серб.Младенци ) распространены у болгар (западная Болгария), сербов, македонцев, черногорцев.

Обряды праздника

Перед Албазинской иконой Божией Матери молятся о защите православных святынь, о благодарении Бога за всё, что Он дарует нам, при беременности, во время родов.

Название «Сороки» произошло от 40 севастийских мучеников, память которых совершается православными церквями в этот день, однако сам праздник с 40 мучениками не имеет ничего общего.

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают кулики и жаворонки и приносят с собой весну. «9 марта - "кулик". В этот день "путящий" жаворонок должен прилететь. Бывает, что и раньше прилетают, но те не путящие, прилетит и следнеть [замёрзнет]. Под Сороки бабы ставили лепёшки и делали из них «куликов», подобие птиц, делают их в виде летящих с хохолками» (Орловская губ.). В Белоруссии и на Украине считали, что в этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищут себе места для гнездования. В Гомельской области первых птиц так и называли «выреями».

В этот день вторые «Заклички» весны (по А. Афанасьеву первые - 1 марта, третьи - 25 марта по ст. ст.).

По народным поверьям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым.

На Сороки и на пятой неделе Великого поста, пекли «жаворонков» (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускались дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажали на подоконник, а окно открывали. Кроме жаворонков из пресного теста пеклись большие блины и хорошо подсушивались; их звали «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали «закликать» жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать». Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!».

Обряд «кликанья» весны сопровождался специальными песнями - веснянками.

После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был». В Воронежской области жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. В с. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям. Куличи бросали через сарай. Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печёную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева.

В Каширском районе Воронежской области блины пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.

Известные «заклички» порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 году. В песне говорится о соловье, которого Дажьбог посылает исполнить ответственную миссию:

На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков («орехов») - «сороки святые - колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко, приговаривая:

Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах.

На Переяславщине в этот день девушки варили сорок вареников с творогом и угощали парней - «чтобы мороз любисток не побил».

На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.

Сороки в Каргополье зовётся Тетёрочным днём: завивают, пекут кружевное тесто - в честь «солнышка-высоколнышка златокудрого» и весеннего равноденствия.

Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?».

В полесских сёлах спрашивали в этот день под окном: «Дзе твои куры несуцца?», на что надо было ответить: «Дома».

У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». В Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговаривая: «Пусть я буду здоров, как кизил!». В этот день молодые, прожившие совместно менее года - «младенци», в своём доме принимают гостей, которые приносят подарки, калачи (оладьи) из пшеничной муки, помазанные мёдом, стараются помочь советом и хвалят молодых. Калачи символизирует ладную и сладкую жизнь супругов. Хозяева показывают, своё мастерство и ловкость, как умеют принимать гостей, вести беседу. Все женщины в этот день пекут 40 калачей, но первые отдают молодым, и лишь затем детямвместо.

По представлениям жителей Карпато-Балканского региона, в этот день пробуждаются змеи и насекомые; у болгар сохранилось предание, что в этот день прилетают аисты, у македонцев - ласточки.

В Софийском округе Болгарии в день Сорока мучеников дети выходят за село с маленькими хлебцами и скатывают их с пригорка со словами: «Откатывайся, зима, прикатывайся, весна».

Анжелика Мосякина

Сценарий народного праздника "День Жаворонка "

Цели : Расширять кругозор , закреплять знания о птицах. Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами , познакомить родителей с русским православным обычаем встречи прилета птиц. Расширять словарный запас с помощью фольклора. Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости. Побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Действующие лица :

Хозяйка - родитель (мама) ;

Солнышко - воспитатель.

Хозяйка :

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка лесных птиц. Сегодня у меня праздник !

Ой, а где же Солнышко? Ребята, давайте позовем его.

Дети, произнося закличку «Солнышко» .

Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко,

Там детки сидят,

На тебя глядят!

Звучит музыка. Входит Солнышко.

Солнышко :

Иду! Иду! Весну веду!

Здравствуйте! Сколько много здесь гостей собралось! С праздником вас ! Сегодня необычный день - день прилета птиц . В народной традиции этот день носит название «Жаворонка » . В этот день , по народному календарю , прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них – жаворонок

Хозяйка :

Будем весну встречать,

Жаворонков завлекать !

Дети :

1. Жавороночек , прилети,

Студену зиму унеси!

2. Жавороночек , принеси

Весну - красну на своем хвосту!

3. Жавороночек , прилети к огням.

Принеси ты нам тепла, летечка!

4. Жавороночки , летите в поле,

Несите здоровье :

Первое - коровье,

Второе - овечье,

Третье - человечье!

Солнышко :

Жаворонок - одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка : Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка .

Хозяйка :

Есть интересная игра «Накорми птенцов» . Приглашаю ребят поиграть в неё.

Девочки- птенцы, мальчики - птицы. Птицы должны накормить птенцов. Птиц должно быть больше, чем птенцов. Под музыку птицы - летают. Музыка останавливается - птицы летят кормить птенцов. Птице, которой не хватило птенца, выбывает из игры.

Солнышко :

Опустилось на землю тихое : «Ау!»

На неведомом суку вздрогнуло : «Ку-ку!»

Застучало по стволам : «Тук - тук!»

Лес встает навстречу нам : «Кто там?» .

Игра карусель из разноцветных ленточек.

Дети :

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

1 ребёнок : Самой ранней весной запоёт певец лесной,

Это зяблик распевает про любимый край родной!

2 ребёнок : Скворушка, прилетай, себе домик выбирай,

На дереве высоком, с крылечком широким,

ты позвонче свисти да почаще щебечи.

3 ребенок : Галки, галки, принесите по палке!

Голубочки, голубочки,

Принесите по клубочку!

4 ребенок : Кукушки, кукушки, принесите по мотушке!

Синицы, синицы, принесите по спице!

5 ребенок : Канарейки, канарейки, принесите по рейке!

Чечетки, чечетки, принесите по щетке!

6 ребёнок : Идёт матушка весна - отворяй ворота,

7 ребёнок : Первым март пришел – белый снег сошел

8 ребёнок : А за ним апрель - отворил окно и дверь,

9ребёнок : А как пришёл май солнце в дом приглашай.

10 ребенок : Жаворонки , жаворонки , прилетите!

Красну весну принесите!

Зиму холодную унесите.

Солнышко :

Как красивые стихи!

А теперь для наших птиц давайте позовём попутные ветры.

Дети выполняют упражнение «Ветер» , произнося слова, выполняют соответствующие движения.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Вытягивают вперед руки, машут ладонями.

Наклоны вправо, влево.

Приседают, руки вперед.

Встают на носки, поднимая руки.

Солнышко :

А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы :

Голуби, куницы.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Совы и ватрушки.

Солнышко :

Молодцы, знаете названия птиц. Тише, тише, птички. Настала ночь. Только «Совушка - сова» не спит, на охоту вылетает.

Проводится подвижная игра «Сова»

Дети ходят по кругу и поют. Сова сидит (спит) в середине круга.

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

Ребята разбегаются, а «Совушка-сова» их догоняет, кого поймала, тот становится совой.

«Сороки» , с полным основанием, можно назвать детским праздником : ещё накануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и «жаворонки » . Шарики по одному выбрасывают каждый день в окно . Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года.

Дети :

Жаворонки , прилетите,

Весну - красну принесите!

Принесите весну

На своем хвосту,

На сохе, на бороне,

На овсяном снопе!

Жаворонки , прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите :

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Жаворонки ,

Жаворонки ,

Прилетите!

Красну вёсну

Принесите!

Зиму холодную

«Танцевать становись» . Дети танцуют парами, выполняя движения согласно текста.

Солнышко :

22 марта, когда день , становился по длине, равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек «жаворонков » , пекли их. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх и кликали весну.

Солнышко : Молодцы и ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.

Солнышко раздает угощение, приговаривая :

Жаворонки прилетели ,

На головку деткам сели.

Хоть птицы к нам возвращаются,

А до тепла еще далеко.

Публикации по теме:

Развлечение во второй младшей группе «Валентинов день - день любви и дружбы» Развлечение во 2 мл. группе Цель: - социализация детей; - знакомство детей на доступном уровне с традицией празднования Валентинова дня;.

Всемирный день ребенка мы решили отметить днем бантиков. Без них в группу не пускали. Впрочем, если кто-то вдруг забыл бант, был дежурный.

Цель: создать положительную эмоциональную обстановку, развитие желания веселиться и доставлять радость сверстникам. Задачи:.

Цель: снижение заболеваемости, сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста. Задачи: формировать понимание.

Цель: познакомить детей с традицией выпечки птиц из теста ко дню весеннего равноденствия. Программные задачи: - познакомить детей с православным.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Седьмой день - день отдыха» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе «Ладья»