Меню

Не попали в детский сад до трех лет? Что делать? Советы юриста. Какая положена компенсация за непредоставление места в детском саду: закон, сумма и рекомендации

Вкусные рецепты

Как только ребенку исполняется 1,5 года и заканчивается выплата соответствующего пособия, у многих мам появляется необходимость выйти на работу. Но отдать ребенка в детский сад бывает очень проблематично: во многих регионах нашей страны по-прежнему катастрофически не хватает мест.

Вопрос настолько остро стоит, что буквально пару дней назад одна чья-то цитата через лайки всполошила весь контакт.

А вы знаете, что право ребенка на дошкольное образование прописано в Конституции Российской Федерации? Это значит, что государство обязано предоставить нашим деткам садик к возрасту 1,5 года, если мы этого потребуем! А что мы видим на деле? В садик очереди, и еще недавно, очередь продвигалась так медленно, что детям уже в школу идти пора, а тут очередь в садик подошла. На сегодняшний день эта ситуация немного выправилась. Но по-прежнему государство не состоянии полностью обеспечить всех местами в дошкольных учреждениях. Многие вынуждены нанимать няню, или отдавать ребенка в частный садик за немалые деньги. Большинство за неимением нужной суммы денег вынуждены сидеть с ребенком дальше в отпуске и не выходить на работу, а следовательно и не получать зарплату. Эти затраты обязано компенсировать государство, ведь оно нам гарантировано Конституцией. Что же нового появилось по этому вопросу у наших законодателей?

Для того, чтобы помочь родителям, оказавшимся в подобной ситуации, в июне 2012 года Госдумой был рассмотрен проект поправок «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Планировалось принять поправку о денежной компенсации за детский сад тем родителям, которые не смогли устроить туда своих детей по причине длинной очереди. Однако данная поправка так и не была принята . 29 декабря 2012 года был принят закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в который не вошла поправка о денежной компенсации за непредоставление места в детском саду.

Вот официальная буква закона:

Проект федерального закона N 556611-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» Статья 1 Внести в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-I
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150;
2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1 (ч.1), ст.
21; N 17, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010, N 31, ст. 4184; 2011, N 1,
ст. 51) изменение, дополнив его статьей 52.3 следующего содержания:
«Статья 52.3. Компенсация за непредоставление ребенку места в
государственных, муниципальных образовательных учреждениях,
реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного
образования

1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения
детей, которым не предоставлено место в государственных,
муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям
(законным представителям) выплачивается компенсация на одного
ребенка в размере 5 тысяч рублей.

2. Предоставление компенсации родителю (законному представителю) не является основанием для
снятия ребенка с учета (очереди) по устройству в государственное,
муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную
общеобразовательную программу дошкольного образования.

3. Право на получение компенсации утрачивается при определении ребенка в
государственное, муниципальное образовательное учреждение,
реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного или
начального общего образования.

4. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации,
является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.»
Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января
2012 года. Президент Российской Федерации

Законопроект №556611-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», который бы гарантировал родителям компенсацию за отсутствие места в детском саду, перенесен в архив. Его отклонили 05.09.2011 с формулировкой «вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной думы».

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» организация общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления. Решение о выплате компенсации из-за отсутствия мест в детском саду сейчас принимается на региональном уровне. В каждом регионе свои правила и выплаты. Решение об участии в пилотном проекте и выплате компенсации за непредоставление детского сада приняли в некоторых регионах — в Перми и в некоторых муниципальных образованиях Пермского края, а также в Кирове, Красноярске и Красноярском крае, Томске, Архангельске, Ярославле, Сургуте, Смоленске, в Карелии, в Башкирии и Самаре.

Чтобы узнать, как получить эту компенсацию, необходимо навестить местные органы социальной защиты (РУСЗН) населения.

Необходимы следующие документы на получение компенсации:

  • Заявление,
  • паспорт заявителя,
  • свидетельство о рождении детей,
  • приказ с места работы мамы, что она сидит в декретном отпуске,
  • справка о составе семьи с места жительства,
  • справка из ДУ, где ребенок стоит в очереди с указанием того, что ребенок не посещает детсад по причине отсутствия мест.

Пособие должно составлять примерно 5 тыс. руб ежемесячно и выплачиваться до момента, когда появится место в детсаде. На него имеют право и работающие женщины и неработающие, а также студенты.

На форумах в различных областях РФ обсуждалась такая проблема: зачастую в органах РУСЗН ничего не знают о программе выдачи такой компенсации. В таких случаях родителям рекомендуется обращаться в Департамент образования, где должны знать о решении местных властей по этому поводу.

Единственная денежная выплата, перешедшая из прежнего Закона — это компенсация в виде материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольное учебное заведение. Распределение размера компенсации передано на усмотрение администрации субъектов федераций. Законодательно был определен минимум такой поддержки:

Не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка;
. не менее 50% за второго ребенка;
. не менее 70% за третьего ребенка.

Таким образом, с 1 января 2013 года родители получат минимальную поддержку в сумме 20% от стоимости затрат на содержание в дошкольном учреждении первого ребенка в семье, 50% — на второго и 70% — на третьего.

Пример. Если плата за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении составляет 5000 рублей в месяц, то семья, в которой воспитывается трое детей, получит компенсацию на первого ребенка в размере 1000 рублей в месяц, на второго - 2500 рублей в месяц и на третьего - 3500 рублей в месяц. Итого сумма компенсации на трех детей составит 7000 рублей в месяц.


Наш юрист Екатерина Сойкина разложила по полочкам все статьи закона об образовании, касающиеся предоставления места в детском саду. Куда идти и кому жаловаться? А также объяснила, что делать, если вас не пускают в сад без прививок.

Начнем с того, что статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательство гарантирует право каждого человека на образование, в том числе, право ребенка на получение дошкольного образования, независимо от места жительства и регистрации. Никакие обстоятельства не могут послужить основанием для отказа в получении дошкольного образования.

Но на практике дела обстоят по-другому. И ситуация не так оптимистична.

По статистике, только 40% детей нашей страны (в некоторых регионах эти показатели выше) в возрасте три года выдадут путевку в детский сад.

После принятия нового законодательства о дошкольном образовании ситуация еще более усугубилась. Если раньше при достижении ребёнка 3 лет родитель мог обратиться в суд с требованием предоставить место и выиграть его, то сейчас это невозможно! Почему? Потому что введён в действие приказ, согласно которому на основании отсутствия мест отказывают в приеме в детский сад.

Таким образом, новый приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» лишил возможности более миллиона семей – попасть в детский сад до трех лет. Судебная практика складывается не в пользу заявителей.

Так, Верховный Суд Российской Федерации при решении вопроса об обязании предоставить место в детском саду устанавливает следующие обстоятельства:

Достижение ребенком двухмесячного возраста;

Наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении;

Наличие (отсутствие) мест;

Наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом;

В случае отсутствия мест по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления.

Итак, в приеме может быть отказано по причине отсутствия в детском саду свободных мест.

Вы слышали о других причинах? Я - нет!

В случае отказа в предоставлении места каждый имеет право написать жалобу на должностное лицо, обратившись в отдел образования, которые осуществляют прием граждан. Если заявление не будет рассмотрено, куда же возможно еще обратиться?

По закону родители могут пойти на прием в прокуратуру или даже отправить письмо Президенту России для решения данного вопроса согласно законодательству. Заявление будет рассмотрено в установленный законом срок и принято единственно правильное решение.

Проект Федерального закона № 556611-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» давал бы возможность получить компенсацию за непредоставление ребенку места в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в размере 5 тысяч рублей. Однако данный документ так и остался проектом.

В то же время решение выплачивать компенсацию за непредоставление места в детском садике было принято в некоторых субъектах РФ. Такие выплаты были назначены представительными органами: Архангельска, Красноярского края, Липецка, Перми, Самары, Смоленской области, Томска, Ханты-Мансийского АО, Ямало-Ненецкого АО, Ярославля. Увы, Краснодарского края и Сочи в этом списке нет.

А что же делать маме?

Декрет заканчивается…места в детском саду нет…бабушек и дедушек нет…

А работа зовет!

К сожалению, наше трудовое законодательство не предусматривает поблажек в случае отсутствия места в детском саду.

Статья 256 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет отпуск по уходу за ребенком до трех лет, и только на это время сохраняется рабочее место и должность.

На следующий день после исполнения ребенку трех лет Вы обязаны выйти на работу, либо, с согласия работодателя, оформить отпуск без сохранения заработной платы или очередной отпуск.

Если с очередным отпуском все понятно, то с отпуском без сохранения заработной платы могут возникнуть проблемы. Согласно ст. 128 ТК РФ, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам, работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Таким образом, предоставление отпуска без сохранения заработной платы является правом, а не обязанностью работодателя. При этом использование работником подобного отпуска обусловлено не только подачей работодателю соответствующего заявления, но и обязательным согласованием с работодателем возможности предоставления такого отпуска и его продолжительности.

Также в Трудовом кодексе предусмотрена возможность выхода из декрета на неполный рабочий день. Согласно части 2 статьи 93 ТК РФ, работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет).

В детский сад без прививок!

Некоторые родители категорически против прививок. Это может быть связано с боязнью последствий от введения вакцин, особым мировоззрением и другими факторами. При этом они намерены отдавать своего ребенка в детский сад. Именно тогда может возникнуть конфликт между заведующей и родителями.

Детей в государственные сады берут на основании статьи 43 Конституции РФ, в которой говорится, что каждому ребенку государство предоставляет возможность посещать детские дошкольные учреждения.

Из Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" следует, что в государственные дошкольные учреждения принимают при наличии медицинского заключения. Поэтому родителям достаточно принести вместе с остальным пакетом документов подписанную медкарту.

Ранее прививки были обязательными, и при их отсутствии, образовательное учреждение имело законное право отказать в принятии ребенка в детский сад.

Однако согласно последним изменениям, внесенным в законодательную базу, этот пункт более не является обязательством и потому не может служить причиной для отказа.

При этом п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусматривает возможность отказа от прививок, который необходимо подтверждать письменно: отказ подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

Таким образом, оформить ребенка в образовательное учреждение (детский сад, школу) возможно при отсутствии прививок.

Вместе с тем, отсутствие профилактических прививок влечет временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения или угрозы массовых инфекционных заболеваний (т.е. если такой угрозы нет, оформить ребенка в образовательное учреждение возможно при отсутствии прививок).

В данной статье мы разберем какая предоставляется компенсация за отсутствие места в детском саду, кто ее выплачивает, какого размера сумма выплат, какие документы необходимо собрать.

Обзор законодательной базы

Общедоступность дошкольного образования гарантирована статьей 43 Конституции РФ. Однако на практике все гораздо сложнее, ведь в эпоху перестройки многие детские дошкольные учреждения были «отданы» под коммерцию или вообще упразднены. С 2006 года в России существенно увеличилась рождаемость (согласно докладу Владимира Архангельского зав. сектором Центра по изучению проблем народонаселения МГУ им. М.В. Ломоносова ). В результате к 2009-10 гг. остро встал вопрос о нехватке мест в детских садах.

Многие родители, особенно остро нуждающиеся в садике, проводили пикеты и демонстрации, поскольку оказались в безвыходной ситуации: пособие по уходу за ребенком по достижении им 1,5 лет больше не выплачивается, места в садике нет, следовательно мамочка должна смотреть за малышом дома по сути без средств к существованию, так как на выйти на работу она не может или же прибегать к услугам нянь или частных детских садов.

Государство рассматривало несколько путей выхода из сложившейся ситуации. Так в 2011 году в Госдуме на повестку дня был вынесен законопроект за номером 556611-5 «О внесении изменений в закон «Об образовании», который предполагал выплату компенсации в размере 5 000 руб. за не предоставление детямпутевки в детское дошкольное учреждение. Однако, документ не нашел признания среди депутатов и был возвращен авторам-инициаторам законопроекта ввиду отсутствия заключения Правительства РФ (протокол Федерального собрания РФ от 05.09.2011 N 296 ).

В итоге на федеративном уровне данный вопрос не был урегулирован. В мае 2012 года Президентом РФ В.В. Путиным был подписан Указ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», который гласит: «… обеспечить общедоступность дошкольных учреждений для 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет к 2016 году…» (пункт в Указа «О мерах госполитики…» ).

Для реализации данного пункта регионы разработали несколько методик:

  • Наращивание количества мест в детских дошкольных учреждениях путем дооборудованияи перепланировки старых дошкольных учреждений или строительства новых;
  • Выплата компенсаций (субсидий) тем родителям, чьи малыши не посещают детские дошкольные учреждения ввиду отсутствия или нехватки мест.

Кто выплачивает компенсацию за не предоставление места в детском саду. Размер выплат

Сегодня компенсация за отсутствие места в детском саду реализована на уровне нескольких субъектов РФ. И в каждом сумма данной выплаты зависит от ряда факторов, таких как:

  • Количество детей в семье;
  • Возраст ребенка-кандидата в детский сад;
  • Уровня дохода семьи и др.

Например, в Пермском крае с 2008 года действует региональная программа «Мамин выбор», которая помогла сократить очередь в детские дошкольные учреждения на 74%.

Рассмотрим сводную таблицу по регионам, выплачивающим данную дотацию.

Регион

Возраст ребенка Сумма (руб.) Условия выдачи

Документ

Самарская обл. От 1,5 до 3 лет 1 000 – на первого ребенка;

1 500 – на второго;

2 000 – на третьего

Если среднедушевой доход семьи менее прожиточного минимума (далее ПМ), действующего в регионе Гл. 7.5 Закона Самарской области от 16.07.2004 N122-ГД
Ярославская обл. От 1,5 до 7 4 611 Закон Ярославской обл. от 22.11.2011г.
Челябинская обл. От 1,5 до 3 9 243 Выплачивается многодетным и малообеспеченным семьям для ребенка старше 31.12.2012 г
Пермский край От 1,5 до 5 лет 5 300 – от 1,5 до 3 лет;

4 500 – от 3 до 5 лет

Регистрация в регионе не менее 5 лет Программа «Мамин выбор»
Кировская обл. От 1,5 до 3 2 500 на каждого ребенка в семье Если среднедушевой доход семьи менее ПМ, действующего в регионе Постановление администрации г. Кирова от 25 июля 2013 г. N 2782-П
Липецк От 3 до 6 лет 5 000 на каждого ребенка в семье Программа «Мамин выбор» Постановление главы Липецка от 23.09.2011 N 1248
Уфа От 1,5 до 3 лет 3 000 на каждого ребенка в семье Положение от 16.09.2010 N28/20
Красноярский край От 1,5 до 3 3 700 Постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 N600-П
Архангельская обл. От 1,5 до 6 лет 2 000 Закон Архангельской обл. от 10.11.2004 N 261-33-03 (ред. От 07.2011г).
Ханты-Мансийский АО От 1,5 до 4 лет 6 826 – от 1,5 до 3 лет;

3 413 – от 3 до 4 лет

Закон ХМАО от 07.07.2004 N45-03
Кемеровская обл. От 1,5 до 7 лет 2 000 Выплачивается если: родители-студенты;

Мать-одиночка,

Родители воспитывают двойню, а доход менее прожиточного минимума, действующего в регионе

Закон Кемеровской обл. 10.12.2007 N162-03
Смоленская обл. От3 до 7 лет включительно 5 000 Закон от 09.12.2011 N 127-3

Сводные данные, указанные в таблице, взяты из открытых источников. Поэтому более точную и подробную информацию можно получить в органах социальной защиты Вашего региона.

Документы для получения компенсации

Социальная защита каждого отдельного региона требует свой утвержденный список бумаг -документов для выплаты социальной пособий, назначаемых ввиду отсутствия мест в детских дошкольных учреждениях. Но чаще всего требуются следующие копии:

  1. Паспорта родителей-опекунов;
  2. Свидетельства о рождении всех детей;
  3. Справка из УНО о состоянии очереди;
  4. Справка о составе семьи;
  5. Справки о доходах;
  6. Реквизиты получателя субсидии.

Для получения полного списка бумаг необходимо обратиться в органы социальной защиты города.

Пример #1. Компенсация за отсутствие места в детском саду

Семья Дьяченко Нины Петровны многодетная (4 детей: первому – 6 лет; второму–4 года, третьему –3 года, четвертому – 1,7 года) и проживает в г. Пермь. Двое старших детей посещают детское дошкольное учреждение, а младшие пока только стоят в очереди на получение путевки в детское дошкольное учреждение, в связи с отсутствием мест. Мать ежемесячно получает региональную субсидию в размере 9 800 руб. (5 300 руб. на 4 ребенка и 4 500 руб. на 3). Помимо региональных дотаций Нина Петровна получает компенсацию на оплату части стоимости детского сада, утвержденную на уровне федерации. Рассмотрим данную субсидию и порядок ее получения более подробно.

Какие компенсации предусмотрены за детский сад на уровне РФ?

На территории РФ действует закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. N273-ФЗ. Возврат оплаченных за ребенка средств, который посещает образовательные организации, реализующих программу дошкольного образования предусмотрены п.5 ст. 65 данного закона. Сумма такого компенсации от стоимости обучения устанавливается на региональном уровне представлена в таблице ниже в зависимости от количества детей.

Стоимость оплаты садика за месяц устанавливается муниципалитетами на местах. Право получения данной компенсации имеет один из родителей – опекунов, который вносит оплату за садик.

К = О × Ст × Д, где

К – рассчитываемое возмещение (компенсация);

О – среднедневная суммаплаты за дошкольное учреждение;

Ст – процентная ставка, которая выбирается в зависимости от очередности ребенка;

Д – количество дней, которые ребенок посетил садик за рассчитываемый месяц.

При этом возврат осуществляется в следующем месяце. То есть нужно сначала оплатить всю сумму за посещение дошкольного учреждения, а рассчитанную сумму вернут в следующем месяце.

Перечень документов для получения возмещения

Чтобы ежемесячно получать возврат части средств, оплаченных за детский садик необходимо подать копии и оригиналы следующих бумаг (документов):

  1. Паспорта родителей – опекунов;
  2. Банковские реквизиты;
  3. Свидетельства о рождении всех детей.

Данный пакет бумаг подается заведующей детским садиком. Там же нужно заполнить соответствующий бланк заявления на возврат части средств.

Пример # 2. Расчет компенсации на двух детей

Продолжим предыдущий пример. Двое старших малышей Нины Петровны посещают детский сад. Предположим, что плата за посещение дошкольного учреждения в Перми составляет 2 500 руб. То есть ежемесячно Нина Петровна вносит родительскую плату 5 000 руб. за двоих детей. Из этой суммы на ее расчетный счет муниципалитет должен вернуть 20 % за первого и 50 % за второго малыша.

Рассчитаем сумму возмещения за июнь 2016 года. Предположим, что старший малыш Нины Ивановны посещал сад 12 дней из 21 рабочих по причине болезни.Второй малыш ходил в садик в течение всего месяца.

Показатель

Сумма (руб.) Расчет
1 ребенок 2 ребенок 1 ребенок

2 ребенок

Стоимость посещения одного дня 119,05 119,05 2 500 ÷ 21
Сумма возмещения 285,71 1 250 119,05 × 12 × 20% 119,05 × 21 × 50%

Таким образом Нина Ивановна получит компенсацию за оплату части садика в размере 1535,71 руб. (285,71 руб. + 1 250 руб.) за июнь 2016 года.

Ответы на актуальные вопросы читателей

Вопрос №1

Компенсация за отсутствие места в детском саду снимает очередность? То есть если подать бумаги на получение дотации ребенка удалят из списка очередников?

Ответ. Нет. Получение региональных возмещений не может являться основанием для снятия малыша с очереди на предоставление места в саду. То есть родитель будет получать данную дотацию до дня получения путевки в садик.

Вопрос №2

Можно ли отказаться от детского сада, если ребенок уже его посещает, и получать региональные выплаты?

Ответ. Нет. Срок, в течение которого родитель будет получать субсидию напрямую зависит от движения очереди. То есть как только ребенку предоставят место в детском саду, необходимо будет пройти медкомиссиюи начать посещать сад. Если ребенок уже посещает дошкольное учреждение, дотация не выплачивается.

Вопрос №3

Если ребенка поставили в очередь при рождении, но до поступления в него малыш стал инвалидом и физически не может посещать дошкольное учреждение. Положена ли выплата в такой ситуации?

Такой вариант возможен в порядке исключения. При этом необходимо предоставить соответствующие медицинские справки и заключения.

Вопрос №4

Согласно таблицы в некоторых регионах положена выплата компенсации до 6-7 лет. Получается, что если места в садике не будет, субсидию будут выплачивать начала посещения школы?

Ответ. Департамент образования обязан устроить ребенка в подготовительную группу садика за год до начала посещения школы. За данный период малыш сможет адаптироваться к среде сверстников и получить необходимые для учебы знания и навыки.

Вопрос №5

Что делать, если в регионе компенсация за не предоставление места в садике не предусмотрена, а места в саду нет?

Ответ. Общедоступность дошкольного образования закреплена нормами Конституции РФ. Поэтому если место не выделяют долгое время, можно обратиться в суд с заявлением о компенсации стоимости услуг няни или частного детского сада. Судебная практика в данном вопросе неоднозначна. Если ребенок стоит в очереди по всем установленным правилам, то вероятнее всего в иске будет отказано. Однако бывали прецеденты, когда ребенок имел преимущественное право на получение путевки, а место предоставлено не было. Суд высшей инстанции постановил возместить стоимость услуг няни и предоставить место в саду (Апелляционное определение Новосибирского областного суда № 33-5873/2013 от 25 июля 2013 г. по делу № 33-5873/2013 ).

Пребывание ребенка в детском саду может оказаться серьезной статьей затрат для родителей. Но часть расходов можно возместить за счет государства. Как в 2019 году оформляется компенсация за детсад?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Далеко не каждый родитель может позволить себе самостоятельное воспитание детей до школы. Как правило, маме необходимо выходить на работу по достижении малышом 1,5-3 лет.

Ребенок оформляется в детский сад. Но вот оплата за пребывание в ДОУ может оказаться весьма ощутимой для семейного бюджета.

Учитывая этот факт, государство готово возместить часть затрат. Как в 2019 году оформляется компенсация за детсад?

Общие моменты

За счет этого различается стоимость . Ст.65 ФЗ № 273 предопределяет величину компенсации оплаты ДОУ, здесь же прописаны размеры платы за детсад.

Максимальная сумма платы за пребывание в детском саду:

Региональные власти вправе утверждать собственный размер платы за ДОУ, но не более максимального размера по федеральному законодательству.

При этом на всей территории РФ родители малыша могут получать определенное возмещение ежемесячных затрат на оплату детсада.

Федеральным законом определен предел такой компенсации, но сказано, что регионы имею право увеличивать величину компенсирования за свой счет.

К примеру, дети, каким выплачивается по инвалидности или ребенок из малоимущей семьи может посещать д/с бесплатно, если это ратифицировано законом субъекта РФ.

Стоит отметить, что на уровне государства рассматривался законопроект о компенсировании отсутствия места в ДОУ. Но такой закон не был принят.

Но субъекты РФ получили возможность на своем уровне назначать компенсации, если мать из-за отсутствия места в д/с вынуждена оставаться дома с ребенком 1,5-6 лет.

Так с момента рождения ребенок должен быть поставлен на учет в Управлении образования по месту проживания, с целью последующего распределения по детским садам.

Причем дети сначала только ставятся на учет. По достижении определенного возраста ребенка на основании заявления от родителей выдается направление в ДОУ со свободным местом по месту жительства семьи.

Как правильно рассчитывается

  • количество детей в семье, которые посещают детский сад;
  • средняя оплата за посещение ДОУ.

Важно понимать, что общее количество детей в семье может быть любым, компенсация положена только на посещающих д/с:

Для определения средней суммы платы за посещение ДОУ применяется следующий порядок расчета:

  1. Устанавливается общая сумма оплаты за месяц.
  2. Определяется количество рабочих дней в месяце.
  3. Общая месячная оплата делится на число рабочих дней.
  4. Полученная сумма умножается на число дней, фактически проведенных ребенком в д/с.
  5. От суммы фактической оплаты, осуществленной родителями, исчисляется процентное соотношение компенсации.
  6. Получившееся значение и становится размером компенсационной выплаты, перечисляемой на личный счет заявителя.

Когда перечисляют

Компенсация оплаты услуг ДОУ предоставляется в заявительном порядке. Потому, если родитель не обратился в установленном порядке, то ожидать возмещения не следует.

При этом предоставление компенсационной выплаты не означает освобождения от платежей. Оплату надлежит осуществлять согласно графику платежей и в полной сумме.

Видео: как получить компенсацию за детский сад

Если уже начислена компенсация за детский сад, как выплачивается сумма, когда приходит возмещение?

Выплачивают компенсацию в следующем после оплаты месяце, при условии, что были поданы необходимые документы. Право на компенсацию имеют все родители, чьи дети посещают детские сады.

Но в возмещении могут и отказать. Например, причины могут быть следующими:

  • представлен неполный пакет документов;
  • документы своевременно не предоставлены ДОУ в Департамент образования;
  • родители освобождены от оплаты д/с;
  • детское учреждение не имеет надлежащей лицензии.

Нюансы оформления через Госуслуги

Оформить получение компенсации родительской платы за детский сад можно не только при личном обращении к руководству ДОУ. Родители вправе отправить заявку через портал Госуслуг.

Для этого потребуется зарегистрироваться на региональном портале и быть зарегистрированным пользователем портала Госуслуг РФ.

Здесь заполняется форма онлайн-заявления, к которой прилагаются сканы нужных документов. Заявка направляется непосредственно в Департамент образования субъекта РФ.

Проверка документов осуществляется в порядке межведомственного взаимодействия с другими структурами.

Результатом оказания услуги становится предоставление выплаты или уменьшение оплаты на сумму компенсации.

За второго ребенка

Право на компенсацию оплаты услуг детского сада имеют все родители. При назначении выплаты не имеет значения материальное состояние семьи.

Но заявители часть неправильно понимают порядок расчета. Так, по их мнению, за второго ребенка в семье, посещающего детский сад, должны выплачивать 50 % возмещения, а за третьего – 70 %.

В действительности сумма компенсации зависит от количества детей, посещающих сад. Если детское учреждение посещает два ребенка из одной семьи, то оплату компенсируют вполовину.

Но если в ДОУ ходит лишь один ребенок, то компенсация назначается за одного ребенка в сумме 20 % от оплаты.

Общее количество детей в семье не принимается в расчет. Больший размер компенсации допускается только в случае, когда соответствующая норма установлена на региональном уровне.

Место в детском саду не предоставляют из-за отсутствия. С такой проблемой сталкивается большинство семей. Если есть место в детском саду, то как правило в другом районе, за много километров. Выход из такой ситуации родители находят путем обмена места в детский сад. В интернете, есть множество сайтов, на которых размещаются объявления с информацией об обмене путевками в детский сад. Хотя проблема с детскими садами и решается, не во всех регионах родителям удается устроить своих детей в дошкольное учреждение с 1,5 лет даже при наличии определенных льгот.

Некоторые регионы Российской Федерации выплачивают компенсацию семьям, которым не удалось пристроить ребенка в дошкольное учреждение.

Получить место в детском саду по суду тоже возможно. Если вы обратитесь в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что с определенной даты ваш ребенок был поставлен на учет в Департаменте образования администрации вашего города, для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. Несмотря на ваши неоднократные обращения, место в детском саду для вашего ребенка предоставлено не будет. Если отказ будет мотивирован отсутствием в МДОУ свободных мест, сроки получения путевки не указаны, в результате чего вы вынуждены находиться с ребенком дома, нести дополнительные расходы, лишены возможности выйти на работу, то смело обращайтесь в суд. Ниже приведены некоторые статьи с пояснениями, которые можно просто скопировать и вставить в ваше исковое заявление на предоставление место в детском саду.

Место в детском саду по закону

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1).

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (пункт 2).

С учетом характера спора и содержания приведенных выше норм материального и процессуального права, на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.

При этом данные факты и обстоятельства должны быть подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.