Меню

Недоношенный ребенок в первый месяц жизни. Развитие по месяцам до года недоношенных детей, как ухаживать, последствия в будущем

Жизнь

Развитие недоношенных детей до года всегда должно учитываться с поправкой на скорректированное время (СВ). Оно рассчитывается путем вычисления количества недель до срока родов от фактического возраста малыша.
Пример: крохе 28 недель (7 месяцев) – 10 недель (40 недель норма вынашивания – 30 недель, возраст, когда малыш появился на свет) = 8 (2 месяца). Другими словами, малышу 7 месяцев, но его развитие должно оцениваться как для 5. И это абсолютно нормально для этой ситуации. Выходит, что в 2 месяца фактического возраста у ребенка второе день рождение. Ведь в это время он должен был появиться на свет.

Особенности развития недоношенных детей.

  • Вес. В 3 месяца вес увеличивается в два раза, в 6 - в три раза, в год - в четыре-восемь раз. Неплохо к году малышу весить 8 кг.
  • Рост. Прибавляет малыш за первый год жизни около 25-38 см, приблизительно по 3-6 см. К году недоношенный ребенок вырастает в длину и становится 70-80 см.
  • Окружность. В первые 6 месяцев объем головы больше, чем грудной клетки. Их объемы будут одинаковые в полгода, а потом грудная клетка будет становиться больше.
  • Зубы. У малыша, рожденного после 35-й недели, первые зубки появятся в 8 месяцев. В 30-34 - в 9 , а до 30-й недели - к году.
  • Нервно-психическое развитие. В зависимости от времени рождения недоношенные дети сначала проходит развитие внутриутробных этапов (глотание, сосание, терморегуляции и другие). Затем, как все дети, держат голову и грудь, переворачиваются и ползают, стоят и самостоятельно топают. Только все эти этапы проходят немного позже.
  • Навыки. Конечно недоношенный ребенок отстает в развитии , задержки в освоении навыков не избежать. Но это не значит, что с ним не надо заниматься. Есть специально разработанные таблицы НПР, по которым можно сверять срок и наличие для такого ребенка того или иного навыка. Держать голову детки начинают в 4 месяца . Переворачиваться со спины на животик - в 8 месяцев . и седеть - в 11, а стоять и - в 12-14 месяцев.
  • Для физического развития, начиная со 2 месяца, грудничку необходимы занятия лечебной физкультурой ().


Как правило, к возрасту 2-3-х лет (с глубокой недоношенностью - максимум к полностью выравниваются в развитии и приобретении умений. Они ни чем не отличаются от своих сверстников, рожденных доношенными.
Каким будет развитие недоношенных детей до года - решать вам и зависит только от вас, родители. При правильном уходе все детки вполне благополучно получают все грани нужного развития.

Когда малыш окажется дома?

Недоношенный ребенок отстает в развитии и может находиться в больнице от семи дней до полугода, зависит это от уровня недоношенности малыша.

Периоды выхаживания грудничков, родившихся раньше срока, заключаются в следующем:

  1. Медицинское оказание основной помощи в родильном отделении.
  2. Оказание помощи в отделении интенсивной терапии.
  3. Кроху выписывают домой при положительной динамике.

При этом мать ребенка находится вместе с ребенком в больнице, сцеживает грудное молоко и ухаживает за ним, помимо медперсонала. Этот метод выживания самый исключительный и результативный, а является он способом «кенгуру». Недоношенного ребенка выписывают из больницы при следующих обстоятельствах:

  • Общее развитие недоношенного малыша находится в постоянном состоянии, без каких-либо осложнений.
  • Терморегуляция крохи находится в нормальном состоянии.
  • Малышу не требуются помощь врачей и оборудование для сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
  • Малыш хорошо прибавляет вес (повысилась до 2000 г), самостоятельно и хорошо сосет бутылочку или грудь матери.
  • В домашних условиях родители обязаны обеспечивать кроху правильным уходом, знать, как правильно кормить и при надобности знать, куда обратиться.

Уход за недоношенным малышом

Особенности развития недоношенных детей заключаются в изучении степени ухода в соотношении с доношенными малышами и составляет от одного до трех месяцев. Особенности врачебного наблюдения грудничков, родившихся раньше времени заключается в следующем:

  1. Медицинский осмотр у врача до месяца должен малыш проходить каждую неделю.
  2. После месяца ребенка наблюдают два раза в месяц до достижения им шести месяцев.
  3. Уровень гемоглобина определяют каждый месяц, чтобы предупредить у ребенка.
  4. Также рекомендуется принимать препараты со второй недели для у грудничка.
  5. Каждые три месяца необходимо консультироваться с невропатологом и ортопедом. А также в течение года дополнительное наблюдение ребенка другими специалистами (офтальмолог, эндокринолог, физиотерапевт, кардиолог, отоларинголог).

Вскармливание недоношенных малышей

У малышей, появившихся раньше времени, должна быть последовательность в способах кормления, которые должны знать родители.

  • Кормление грудью. Ребенок должен брать и сосать грудь самостоятельно. Так как нужно прилагать усилия при сосании, а малыш еще не набрался сил, то необходимо вскармливать сцеженным молоком из ложечки или бутылочки.
  • Кормление искусственно. Для этого применяют специальные смеси (богатое содержание витаминов, белка, жирных кислот) для недоношенных малышей. При использовании смеси для грудничка, надо посоветоваться со специалистом.
  • Недоношенных детей в первый месяц жизни кормят до 20 раз в день, порционными частями. Начиная со второго месяца, малышей набравших достаточный вес, переводят на восьми разовое кормление за сутки.
  • Малыша прикармливать необходимо после седьмого месяца. Начинать прикорм нужно с каш, потом добавлять в рацион пюре (мясное, овощное) и соки, а продукты кисломолочные вводят в последнюю очередь, докармливая смесью или грудным молоком после каждого прикорма.

Недоношенный ребёнок- ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности.

Определение недоношенности только по весу и росту нельзя считать абсолютно правильным, особенно когда продолжительность беременности трудно установить. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. Встречаются дети, рожденные с большим весом и ростом, но с явными признаками незрелости, которая характерна для недоношенных детей. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребёнка.

Признаки недоношенности: слабый крик ребенка, поверхностное, ослабленное неритмичное дыхание, недостаточное развитие подкожного жирового слоя, в связи с чем кожа красная, сухая, морщинистая, обильно покрыта пушком; открыты малый и боковые роднички, ушные раковины мягкие и плотно прилегают к голове, >ногти не доходят до края фаланг пальцев, пуповина расположена ниже средины длины тела, половые органы недоразвиты - у мальчиков яички не спущены в мошонку, у девочек малые половые губы не прикрыты большими; движения скудные, гипотония (сниженный тонус) мускулатуры, физиологические рефлексы снижены, могут отсутствовать даже сосательный и глотательный рефлексы.

Созревание органов чувств у недоношенных детей.

Осязание: Система соматической чувствительности (чувств прикосновений, температуры и боли) развивается между 8 и 15 неделями беременности. В 32 недели беременности плод всегда реагирует на изменения температуры окружающей температуры, прикосновение и боль.

Вкус: Вкусовые почки морфологически созревают уже к 13 неделе беременности. В 24 недели беременности плод уже реагирует на вкусовые раздражители.

Слух у плода появляется в 20 недель беременности. В 25 недель беременности плод реагирует на интенсивные вибрационные и звуковые стимулы. Чувствительность и способность различать звуки по высоте достигают взрослого уровня к 30 неделе беременности. У доношенного новорожденного они ничем не отличаются от таковых у взрослого.

Зрение. К 24 неделям гестации все структуры зрения сформированы. Реакция зрачков плода на свет появляется при сроке беременности 29 недель. В 32 недели она становится устойчивой. В 36 недель гестации зрение плода ничем не отличается от зрения доношенного ребенка. Надо помнить, что зрение даже доношенных детей в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Доношенный ребенок различает блестящие и красные предметы.

Обоняние : К 28-32 неделям гестации недоношенные дети начинают реагировать на сильные запахи.

Особенности течения периода новорожденности у недоношенных детей.

Течение периода новорожденности у недоношенных детей имеет некоторые особенности и зависит от степени физиологической зрелости.

У недоношенных новорожденных отмечается вялость, сонливость, слабый крик, физиологическая эритема выражена резко.

Физиологическая желтуха выявляется обычно несколько позднее в связи с яркой окраской кожи и затягивается нередко до 3-4 недель жизни.

Пуповина у недоношенных детей толстая, сочная, отпадает позднее (к 8-14-му дню жизни), заживление пупочной ранки медленное.

У многих недоношенных на 1-2-й неделе жизни наблюдаются отеки, которые располагаются большей частью на нижних конечностях и животе.

Терморегуляция недостаточно стабильная, обнаженный ребенок быстро охлаждается,температура тела может снижаться ниже 36°, а при повышенной окружающей температуре быстро наступает перегревание («кувезная лихорадка»).

Частота дыхания у недоношенных детей непостоянная, при движениях доходит до 60-80 в 1 мин., в покое и во сне значительно уряжается, могут наблюдаться длительные апноэ (остановки дыхания), особенно во время кормления. У недоношенных в первые дни жизни часто наблюдается ателектаз легких.

Тоны сердца могут быть приглушены, частота сердечных сокращений меняется в зависимости от условий и состояния ребенка (120- 140). При беспокойстве и повышении температуры окружающей среды частота сокращений сердца может доходить до 200 ударов в 1 мин.

Физиологическая потеря в весе восстанавливается ко 2-3-й неделе жизни. Прибавка в весе на первом месяце незначительна (100-300 г).

На 2-3-м месяце жизни, когда начинается интенсивная прибавка в весе, у недоношенных детей часто развивается анемия. При правильном питании с достаточным введением белка и витаминов она постепенно проходит. Снижение гемоглобина ниже 50 ед. требует специального лечения.

Недоношенный ребёнок требует пристального внимания, так как в процессе его выхаживания нередко возникает ряд проблем. Прежде всего, это относится к детям, родившимся с массой тела 1500 г и меньше («глубоко недоношенные») и, особенно менее 1000 г («экстремально недоношенные»).

В развитых странах недоношенных детей обычно выхаживают в отделениях интенсивной терапии. Педиатры, которые специализируются в выхаживании детей до 28 дня жизни, называются неонатологами.

Особо стоит сказать о вскармливании недоношенных детей. Детям, родившимся до 33-34 недели гестации, как правило, вскармливание проводят через зонд, введенный в желудок, потому что сосательный и глотательный рефлексы у них или снижены, или совсем отсутствуют. Кроме того, необходима координация этих рефлексов, которая развивается только к 33-34 неделе гестационного возраста. В качестве питания используются сцеженное грудное молоко или/и детские молочные смеси, специально приспособленные для таких малышей. Та часть питания, которую дети не усваивают в пищеварительных путях из-за сниженной активности пищеварительных ферментов и других функциональных и морфологических особенностей недоношенных детей, вводится в виде отдельных растворов белков, жиров и углеводов внутривенно (парентеральное питание).

Современная неонатальная интенсивная терапия включает сложнейшие методы контроля температуры, дыхания, сердечной деятельности, насыщения крови кислородом и функции мозга.

Условия выхаживания недоношенных детей.

Группа маловесных детей особенно зависит от воздействия внешних факторов. Они требуют идеальных условий выхаживания, для того чтобы добиться не только их выживания, но и благоприятного дальнейшего развития.

Одним из самых важных условий выхаживания недоношенных детей является оптимальный температурный режим. Чаще всего в кювезы помещают детей с массой до 1500 г. Если ребенок плохо сохраняет собственное тепло, то даже если он больше 1500 грамм, он может быть помещен в инкубатор.

Сразу после рождения ребёнка помещают в инкубатор с температурой воздуха от 34 до 35,5 градусов (чем меньше масса ребёнка, тем выше температура), к концу месяца температуру постепенно снижают до 32 градусов. Температурный режим в кювезе подбирают индивидуально. Для контроля температуры тела ребенка могут быть использованы специальные температурные датчики, с одной стороны соединенные с монитором, с другой прикрепленные с помощью пластыря к телу ребенка.

Также, тепловой режим, можно поддерживать с помощью специальных пеленальных столиков с источником лучистого тепла.

Ещё одним важным условием выхаживания является влажность воздуха и в первые дни она должна составлять 70-80%. Для этой цели в инкубаторах существуют специальные увлажнители.

Цель создания условий, благоприятных для развития ребенка, получающего интенсивную терапию, связана с минимизацией неблагоприятных воздействий, вследствие чего улучшается прогноз психомоторного развития.

Создание в отделениях интенсивной терапии благоприятных для развития новорожденных условий (оптимальный световой режим, устранение шума, сведение к минимуму болезненных манипуляций, тактильная стимуляция) благоприятно влияет на последующее развитие детей с тяжелыми заболеваниями.

Новорожденные очень ранимы. Реакция на повреждающие факторы у них общая, то есть задействует ответ сразу нескольких систем организма. Устранение боли и беспокойства уменьшает потребность крови в кислороде (и, следовательно, в коррекции режима искусственной вентиляции легких), уменьшает его энергетические затраты, улучшает переносимость питания, сокращает продолжительность госпитализации.

Включение родителей в лечебный процесс уменьшает у новорожденных болезненные ощущения и стрессовые реакции и благоприятно влияет на последующее развитие.

У новорожденных, находящихся в отделениях интенсивной терапии, продолжается развитие органов чувств. Негативные и позитивные факторы внешней среды влияют на проведение возбуждения по нервным путям.

В головном мозге недоношенного ребенка в тот период, когда он находится в отделении реанимации и интенсивной терапии (22-40 недель гестации) происходят критические изменения:

Воздействия окружающей среды влияют на формирование важных вышеперечисленных процессов в этот критический период. Если эти воздействия будут неадекватными, то они могут непоправимо нарушить процесс формирования нервной системы.

Получающий интенсивную терапию новорожденный подвергается воздействию света и звуков. Сами лечебные процедуры, необходимые для спасения его жизни, представляют собой большую нагрузку для недоношенного и тяжелобольного ребенка. Эти лечебные процедуры включают санацию дыхательных путей, вибрационный массаж грудной клетки, введение желудочного зонда и питание через него, катетеризацию вен, рентгенографию грудной клетки, УЗИ, офтальмоскопию, ежедневное физикальное обследование, определение показателей жизненно важных функций, гигиенические процедуры, взвешивание.

По приблизительным подсчетам, тяжелобольного новорожденного перекладывают и подвергают различным манипуляциям по уходу, лечению и контролю состояния более 150 раз в сутки. Таким образом, периоды непрерывного покоя не превышают у него 10 минут.

Что может уменьшить подобный стресс?

  • Создание комфортных условий, устранение шума и яркого света, удобное размещение в инкубаторе (кювезе) или в кровати.
  • Сотрудничество с родителями, укрепление их привязанности к ребенку.
  • Использование естественных успокаивающих и саморегулирующих факторов: сосок-пустышек, ухода по методу «кенгуру», пребывание близнецов в одной кровати (инкубаторе).
  • Укладка по средней линии во флексорной позе, пеленание, имитирующее ограниченное пространство в матке.
  • Проведение нескольких манипуляций по уходу в один и тот же промежуток времени, чтобы обеспечить ребенку более длительные периоды покоя.

Устранение шума и яркого света . Недоношенность сама по себе является фактором риска сенсоневральной тугоухости и глухоты. Она выявляется у 10% родившихся недоношенными и только у 5% родившихся доношенными. Шум нарушает формирование слуховых путей в центральной нервной системе, необходимых для развития речи.

Рекомендуемые в отделениях интенсивной терапии освещенность менее 6 фут-кандел (60 люкс), уровень шума менее 50 децибел (спокойная, негромкая речь), снижают риск тугоухости и улучшают последующее развитие тяжелобольных детей. В отделении интенсивной терапии, таким образом, допускается только спокойная речь без повышений голоса. Надо помнить, что дверцы кювеза надо закрывать аккуратно тихо, не стучать по инкубатору и другим близлежащим поверхностям.

Веки глаза новорожденных не защищает. По крайней мере, 38% белого света проходит через веки и раздражает ребенка.

Устранение боли и перегрузок :

Недоношенные дети очень чувствительны к грубым прикосновениям. Они реагируют на такие прикосновения тахикардией, возбуждением, повышением артериального давления, апноэ и падением насыщения гемоглобина кислородом, расстройствами регуляции физиологических процессов, бессонницей.

Однако недоношенные не способны на протяжении длительного периода времени реагировать на боль изменениями физиологических показателей и поведения. Реакции у них быстро истощаются, поэтому заметить их трудно. Шкалы оценки интенсивности боли, разработанные для доношенных новорожденных, к недоношенным неприменимы.

По данным одного исследования, три из четырех эпизодов гипоксии и падения насыщения гемоглобина кислородом связаны с манипуляциями по уходу и лечебными процедурами. Кроме того, в ответ на них происходит выброс стрессовых гормонов. Недоношенный, который прикрывает лицо руками, подает нам сигнал, что испытывает неприятные ощущения.

Очень важно постараться уменьшить стресс и болевые воздействия.

Безлекарственные методы минимализации болевых реакций и перегрузок у новорожденных включают использование соски-пустышки и соски с бутылочкой воды, пеленание, имитирующее замкнутое пространство матки, уменьшение воздействия света и шума, проведение нескольких манипуляций одновременно с тем, чтобы увеличить промежутки между ними и дать ребенку отдохнуть.

Правильная укладка недоношенных детей:

Когда ребенок находится в отделении интенсивной терапии новорожденных, важно создать условия, имитирующие замкнутое пространство матки («гнездо» из мягких материалов).

Нейронные связи укрепляются при многократной стимуляции и слабеют при ее отсутствии. После рождения недоношенный ребенок, покинув замкнутое пространство матки, перестает получать постоянную тактильную стимуляцию от ее стенок, поддерживающую развитие мышц. Слабые мышцы недоношенного малыша не могут противостоять силе тяжести. Он принимает распластанную позу с разогнутыми, отведенными и развернутыми кнаружи конечностями. Постепенно такая поза приводит к формированию аномального мышечного тонуса и постуральным (связанным с вынужденным положением тела) деформациям.

Так, нарастающее уплощение черепа с боков приводит к сужению и удлинению головы (так называемой скафоцефалии и долихоцефалии). Оно обусловлено тонкостью и мягкостью костей черепа, из-за чего он легко деформируется. Подобная деформация головы, по-видимому, не влияет на развитие головного мозга, но делает ребенка внешне непривлекательным и мешает его социализации. Однако при хорошем уходе деформацию удается в значительной степени уменьшить.

Длительное пребывание в одном и том же положении приводят к деформациям мышц и скелета, нарушающим последующее двигательное развитие и способность познавать окружающий мир, играть, овладевать социальными и другими навыками.

Придание новорожденному правильной позы предотвращает деформации черепа, туловища и таза, которые нарушают и замедляют последующее развитие. Поворачиваться сами новорожденные не могут, поэтому правильности позы следует уделять внимание. Ребенка надо укладывать в свернутую позу в «гнезде» и регулярно переворачивать с одного бока на другой. Допускается выкладывание недоношенных детей на живот, но только под контролем мониторного наблюдения и персонала.

Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы будем говорить о недоношенных детках. А именно, когда младенец считается родившимся раньше срока, какие бывают степени недоношенности, о развитии таких детей до года и особенностях их развития после года.

В последние десятилетия рождение детей раньше срока происходит все чаще. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно во всем мире рождается более 2,6 миллиона недоношенных младенцев. Что больше всего волнует родителей, чей малыш появился на свет раньше положенного срока? Конечно же, особенности и возможные последствия недоношенности и чем отличается от других недоношенный ребенок. Развитие по месяцам имеет некоторые отличия, к которым нужно быть готовыми, поэтому давайте разбираться, что к чему.

По критериям ВОЗ недоношенными считаются младенцы, рожденные с 28 по 37 гестационные недели, с весом от 1 кг до 2,5 кг, а рост варьируется между 35 см и 46 см.

2. Степени недоношенности

Существует 4 степени недоношенности:

  1. 1-ая степень выставляется, если малыш родился между 35-37 неделями беременности, весом не более 2500 грамм;
  2. 2-ая степень недоношенности ставится деткам, родившимся на 32-34 неделях беременности, с весом от 1500 до 2000 грамм;
  3. 3-я степень устанавливается при рождении малышей на 29-31 недели гестации с весом не более 1500 грамм;
  4. 4-ая степень недоношенности ставится малюткам, которые появились на свет раньше 29 недели беременности, и весом не более 1000 грамм.

При выставлении степени недоношенности врачи учитывают не только показатели веса, но и зрелость рожденного детского организма. Случается, что дети с весом 2500 грамм уступают по зрелости органов и систем младенцам, с весом приблизительно 2000 грамм:

3. Особенности в развитии недоношенных детей (до 1 года)

Таблица №1. Развитие недоношенного грудничка по месяцам:


");