Меню

Отношение в пакистане к российским девушкам. Обычаи и традиции пакистана

Любовь

Попробуйте с ходу ответить, чем примечателен день 25 ноября. Вряд ли получится. Это не 8 марта и не 23 февраля - на устах не крутится. Тем не менее это один из важнейших дней в календаре ООН - Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин.

Мы живем в очень противоречивый век. С одной стороны, феминистское движение пытается отвоевать все больше прав для женщин, часто впадая в крайности в этой борьбе. К примеру, в некоторых европейских странах, если мужчина пытается уступить женщине место, это может быть воспринято как оскорбление. С другой - равенство полов гарантировано по Конституции в 143 странах мира, а 52 страны сделать это отказались (данные на 2014 год).

В их числе - Саудовская Аравия - одна из богатейших стран мира, располагающая четвертью всех запасов нефти на планете. Уровень жизни там один из самых высоких в мире, но на положении женщин это никак не сказывается. В стране на официальном уровне узаконены вековые традиции, согласно которым распоряжаться собой женщина не может. Даже на свободное передвижение прав она не имеет, ее обязательно должен сопровождать опекун: отец, брат, муж. Отец или брат решают, стоит ли ей обучаться грамоте, а также когда и за кого она выйдет замуж.

Хотя о какой свободе передвижения идет речь, если до недавнего времени женщина в Саудовской Аравии была приравнена к предметам обихода, вещам. У домашних животных прав было больше. Буквально несколько месяцев назад ученые этой страны пришли к «гениальному» выводу: женщина тоже млекопитающее, а значит, должна быть уравнена в правах с домашними животными этого класса: верблюдами, козами. Феминистки всего мира заявили, что будут с нетерпением ждать, когда мудрые саудиты «разглядят» в женщине признаки человека.

В Индии статус женщины значительно выше, чем в Саудовской Аравии. Но и он превращается в ничто, когда в силу вступают дикие традиции этой страны. Когда-то население многих штатов свято соблюдало правило из древней религиозной индийской легенды. Согласно ей, божество Рудра (одно из воплощений верховного божества Шивы) имело жену по имени Сати. Когда Рудра умер, Сати в знак скорби и верности принесла себя в жертву на погребальном костре. Ряд индийских племен поступали также: если умирал муж, жена обязана была заживо сжечь себя на костре. И хотя этот обычай был запрещен на уровне государства, в отдельных провинциях он практикуется до сих пор.

Процветает в этой стране и еще один чудовищный обычай. Кстати, он же распространен и в Пакистане. За преступления мужчины в наказание насилуют его жену, незамужних дочь или сестру. И там же до сих пор соблюдается обычай «убийства чести». Если женщина каким-то образом скомпрометировала себя (от факта измены мужу или только подозрения на нее до разговора незамужней девушки с посторонним мужчиной), ее ждет смерть от руки ближайшего родственника: мужа, отца, брата. По официальным данным, ежегодно только в Пакистане от рук родственников погибает примерно тысяча женщин.

Кстати, этот обычай до сих пор процветает в Египте и Турции. 25-летняя Фарзаны Икбал тайно вышла замуж по любви. Она была забита насмерть мужчинами, которых было более десяти человек. В их числе - отец, родной брат и… тот, ради которого она пошла на этот шаг.

В Пакистане женщина рискует собой даже тогда, когда по каким-то причинам отказывает в предложении руки и сердца. Несостоявшийся «опозоренный» жених или его родственники подкарауливают несчастную и обливают лицо серной кислотой. «Так не доставайся же ты никому» по-пакистански.

Дикость даже этих обычаев меркнет по сравнению с вековым обрядом многих африканских, ближневосточных и некоторых латиноамериканских народностей, который их жители умудрились после переселения перенести в Европу. Речь о женском обрезании.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, через этот ритуал прошли 84 миллиона живущих сегодня женщин. В Англии он законодательно был запрещен еще в 1985 году, однако национальные общины продолжают его практиковать. Случаи женского обрезания только в последние десять лет были зафиксированы во Франции, Германии, США, Финляндии.

Обряд совершается над девочками от девяти до тринадцати лет. В ходе него у ребенка удаляются малые половые губы, клитор. Делается это с целью лишить будущую женщину сексуального влечения (чтобы была верна мужу). И еще одна - не менее важная для народа цель - после операции женщина становится более привлекательной для мужчин, так как обрезанные зарубцевавшиеся края не дают влагалищу растянутся даже после родов - это повышает сексуальное удовольствие для ее мужа.

Существует несколько видов подобного обрезания, самый варварский из которых - «фараоново обрезание». Девочке не просто удаляют названные органы, но еще и зашивают верхние половые губы, оставляя маленькое отверстие для выхода мочи. После чего ей пеленают ноги, и в таком положении она остается от пятнадцати до тридцати дней, пока раны не заживут и швы не срастутся. После выдачи девочки замуж тот, кто зашивал девочку, решает, стоит ли ей «расширить» оставленное отверстие для того, чтобы в него мог войти муж. При родах сшитые губы распарываются, а после зашиваются вновь. И так при каждых родах.

Отдельно следует отметить, что подобные операции проводятся местными бабками-знахарками подручным инструментом и в антисанитарных условиях. При этом процент смертности от повреждений при операциях, кровотечений и сепсиса - один из самых высоких среди прочих причин женской смертности в таких общинах.

Но это далеко не все, на что способны народны развитых и развивающихся стран. Например, в Кувейте во время свадебной церемонии практикуется обряд дефлорации (лишения девственности). В присутствии гостей девственную плеву разрывают пальцем, обернутым в белую ткань, которая должна обагриться красным. При этом свое лицо на протяжении всей жизни девушка может показывать только жениху и мужу.

На Суматре обряд дефлорации начинает отец девушки. Затем к нему присоединяются братья отца и матери невесты, независимо от возраста. Случается, что возле ложа новобрачной в очередь выстраиваются до двух десятков мужчин от 10 до 70 лет.

Шокирующие обряды и традиции в отношении женщин в наше время существуют не только среди африканских народностей.

В Албании и Черногории есть такое явление, как вирджины. Это девочки, которых с детских лет воспитывали как мальчиков. И не просто воспитывали. Девочками запрещалось даже идентифицировать свою принадлежность к прекрасному полу. Все жители деревни должны были относится к ней как к мальчику. Она не могла играть с кем-либо из сверстниц - только с мальчиками. Ей давали мужское имя, она носила соответствующую одежду и с детских лет приучалась охотиться, рубить дрова, выполнять любую мужскую работу.

Таким способом родители компенсировали отсутствие сына в семье. Причем девочку «переделывали» в мальчика и в том случае, если единственный сын умирал. Этим «переделанным» особям даже документы выдавались как на лиц мужского пола. В брак они никогда не вступали. Но вот что удивительно, после их смерти причитать над ними как над мужчинами не позволялось.

По данным официальной прессы, в Албании и Косово до сих пор живут порядка 150 вирджин, хотя на государственном уровне их статус запрещен. Последняя черногорская вирджина ушла из жизни порядка 30 лет назад, о чем сообщили все черногорские и албанские газеты.

ООН продолжает борьбу за права женщин во всем мире. В 2010 году в этой организации был создан вспомогательный орган по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. За эти же годы в развитых европейских странах в результате миграционных процессов резко возросло число женских обрезаний и увеличился процент смертности от подобных обрядовых операций.

"> " alt="«Другой Пакистан»: жизнь свободной женщины в неравноправной стране ">

14 августа день освобождения Пакистана, в 1947 году это государство стало независимым. Чего нельзя сказать о большей половине женского населения этой неравноправной страны. Бабр публикует фотопроект Зохры Бенсемры, который открывает глаза на совсем другой Пакистан, нежели мы привыкли видеть: замкнутый в своих правилах, изведённый конфликтами и нестабильный из-за неспокойного пограничного района между Пакистаном и Афганистаном, который в течение многих лет был «раем» для террористических группировок.

Если взять во внимание положение женщин в обществе, то Пакистан - это весьма неоднородная страна. Пакистан - это единственное государство мусульманского мира, где женщина - Беназир Бхутто - долгое время была главой правительства.

Несмотря на это в большинстве районов страны женщины без разрешения мужа или членов семьи не могут даже выйти из дому. В результате насилия по мотивам семейной чести в Пакистане ежегодно погибают около 1 000 женщин. А в рейтинге самых опасных стран для жизни женщин Пакистан занимает третье место.

Несколько слов о традициях Пакистана

Все пакистанцы носят национальную одежду «шальвар-камиз» - это длинная рубашка и шаровары, для женщин шальвары, платье и шарф, обязательно. В семьях с ещё более строгими традициями (пуштунских) женщины обязаны носить чёрный платок и чёрное длинное платье.

Девушки выходят замуж до 18 лет, забирая с собой приданое. Этот факт часто становится тяжким бременем для родителей - в течение долгих лет они могут не иметь возможности расплачиваться по долгам.

В Пакистане женщина занимается только детьми и семьёй, даже при высшем образовании, или если муж учился за границей. Общение жён с соотечественниками или другими иностранцами не приветствуется.

Ломая женские стереотипы

С другой стороны, в больших городах есть слой населения, в котором женщины наравне с мужчинами задействованы в совершенно разных профессиях - от преподавания пилатеса до предпринимательства. Эти женщины стремятся к созданию совершенного иного образа жизни, хотя бы для себя.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Инструктор по пилатесу. Она открыла свою фитнес-студию в Лахоре, после того как обучилась мастерству в Бангкоке. В её студии проводятся тренировки по реабилитации для людей с проблемами суставов, а также специализированные тренировки для беременных женщин.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Зайнаб Аббаса (справа) в свободное от работы время

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Дизайнер интерьера. У нее есть собственная фирма.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Захра инструктирует своего сотрудника — плотника

Фото: ZOHRA BENSEMRA

С помощью "болгарки" Захра изготавливает скульптуру гитары из камня около Classic Rock Coffee. Последний её творческий проект связан с разработкой интерьера для этого заведения в Исламабаде.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

В свободное от работы время Захра любит заниматься спортом — кикбоксингом.
На фото: Захра во время тренировки в Исламабаде

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Она управляет компанией по розничной торговле текстилем бренда «So Kamal». Это, по сути, семейный бизнес, потому что компания принадлежит её матери. Эрум Ахмед - главный исполнительный директор этой компании. Она начала свой бизнес в 2011 году. Её политика - поощрение женщин, которые работают в компании, находящейся в консервативном городе Фейсалабад.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Алина в спальне своего дома в Лахоре

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Алина Раза со своим сыном Райаном

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Педагог и модель Фатима (справа) в своем доме в Лахоре. Фатима является генеральным директором компании «Beaconhouse School System» - сети частных школ, основанной ее свекровью.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Фатима проходит мимо бассейна после тренировки в ее тренажерный зал у себя дома в Лахоре

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Надийя Манзур (в центре) — директор детского сада «Treehouse» — с мужем Омаром и сыном Zidaanem в их доме в Исламабаде.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Детский сад «Treehouse» в Исламабаде, которым руководит Надийя Манзур

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Анса Хасан на работе во время переговоров насчет скорой выставки автомобилей

Анса возглавляет отдел маркетинга известной во всем мире фирмы «Porsche» в Пакистане.

Фото: ZOHRA BENSEMRA

Анса играет с попугаем в своем доме в Лахоре

: Замуж за пакистанца, живущего в Канаде. Может быть, я просто слишком требовательная? Сколько же можно мне ждать своего принца?!

Уважаемая Ольга!
Я прочитала очень много писем, приходящих к вам. Эти письма, ваши комментарии и комментарии читательниц помогали и помогают мне понять очень многое, помогают разобраться в себе и своих чувствах, в своих отношениях к тем или иным вопросам. Спасибо вам и вашим читательницам. Настал момент, и я хотела бы узнать мнение других женщин по поводу моей ситуации.

В этот момент, когда я пишу этот текст, я должна отвечать на письмо «моего иностранца». Но я не могу себя заставить это сделать, потому что я запуталась в своих чувствах. Я не знаю, что ему писать. Моя предыстория такая.

Я не буду рассказывать всю свою жизнь. Скажу только: мне 27, дают 20, когда забираю сына из школы, меня путают со школьницей:) Как можно догадаться, разведена. Почти пять лет я искала «своего» мужчину в своем городе. Недостатка в мужском внимании не было, но отношение мужчин ко мне было таким: сначала они умирают от любви и несмотря ни на что хотят быть со мной, но проходит время, и они задумываются о будущем. И тогда они понимают, что я слишком «трудная» для них: ребенок, «разведенка» и прочее.. Тогда я и вышла, как говорит моя мама, «на международный уровень»:)

Долго не могла даже начать переписку ни с кем. Пара писем – и все. Все было «не то». Потом увидела приятного с первого взгляда мужчину: фото, анкета... Финансовый консультант, живет в Канаде, невысокого роста:) (у меня 154 см). Написала письмо. В ответ – длиннейшее письмо на идеальном английском! Рассказ о себе, о своих желаниях, мнениях. Я была в восторге. Завязалась переписка. О жизни, о планах, даже о политике и русской литературе:) Очень многие мысли, мнения, оценки совпадали. Но был один момент, который меня немного напрягал: он, как оказалось, по национальности – пакистанец. Учился в Америке в университете, работает в фирме финансовым консультантом. Но его семья, родители – в Пакистане. У него нет ни американского, ни канадского гражданства. Если бы я это знала, я бы даже не начала переписываться с ним. Ну как-то не планировала я связывать свою жизнь с пакистанцем. Но слишком хороши были его письма. Поэтому я закрыла глаза на это. Тем более, он звал меня в Канаду, а не в Пакистан. Он так говорил: нам будет легче вместе получить гражданство, когда мы поженимся. Он поэтому и не подавал документы, хотел сначала жениться. После месяца ежедневной переписки (текста – на три-четыре word-овских страницы 12 шрифтом! Романы!), он не выдерживает. Говорит, что нам необходимо встретиться. Решаем встретиться в Турции, потому что в Россию азиатам сложно попасть. Нужно больше двух месяцев штурмовать ОВИР. По туристической визе это сделать невозможно, только гостевая или бизнес-виза. Вот тут-то все и начинается.

Он присылает $500, я делаю за неделю заграничный паспорт и покупаю билет в Стамбул в туристической фирме. У меня возникли какие-то сомнения по этому поводу… Вроде я где-то слышала, что в Турцию сложно попасть незамужним девушкам до 30… Спрашиваю в турфирме, мне говорят – все в порядке! Спрашиваю у друзей, меня успокаивают: лети! Это в Эмиратах так. Окей, лечу.. И меня на границе не пускают.. Молча куда-то водят, водят, на английском не разговаривают, на вопросы не отвечают. Нас было двое, еще одна девушка прилетела к своей сестре, которая замужем за турком. Короче, оказываемся мы на том же самом самолете, каким и прилетели, и летим в родной город. У меня истерика. Оказавшись дома, кидаю факс в гостиницу, где мы планировали встретиться с моим товарищем. Он тоже в панике. Находит Интернет-кафе, мы решаем, что делать дальше. Он сказал, надо спасти наши каникулы, потому что иначе он потеряет много денег: он заказал одну гостиницу в Стамбуле, одну в Алании. Отменить бронь не может, потому что заказывал через Интернет. Я думала, что меня депортировали из Турции на пять лет. Но на следующий день обзвонила все посольства и консульства и в Турции, и в Москве, какие только могла найти (с ужасом жду телефонный счет). Выяснила, что могу лететь спокойно в другой аэропорт, но мне необходимо $3000!!! Говорю ему это. Он уговаривает свой банк перечислить мне $2000. Я очередной раз удивилась его доверчивости. Я же могла оказаться просто аферисткой! И держался он очень стойко, не смотря на свою простуду и высокую температуру. Хотя и ныл немного:) Ну кто бы не ныл в такой ситуации?!
Я решила ехать по горящей туристической путевке сразу в Анталию. Времени на все это было очень мало. Своих денег у меня тоже не было. Но зато я обнаружила в себе столько моральных и физических сил, сколько и представить себе не могла!
Его деньги я не успеваю получить, занимаю у знакомых 1000 долларов на путевку и перелет до Москвы. На этот раз все прошло гладко, и мы наконец встречаемся. В тот же день мои родители мне сообщают о том, что деньги все-таки пришли на мой счет:) Ура.
(Насчет денег: потом я ему перечислила обратно оставшуюся сумму денег, где-то около 1000 долларов. Он попросил их обратно, объясняя это тем, что эти деньги он откладывал на покупку хорошей машины. В общей сложности, моя поездка обошлась ему в $1500, я не говорю уже о его расходах! Очень дорогая встреча получилась. Он об этом мне все время говорил. В самой Турции мы жили очень экономно, почти ничего не покупали, кроме турпоездок одного дня: рафтинг и яхта по 10 евро каждая. Я не могу это комментировать).

Это была предыстория, чтобы вы могли меня лучше понять. Я надеюсь, что вы дочитали до этого места:) Теперь я подошла к описанию самой встречи и вопроса, который волнует меня сейчас. В связи со всеми трудностями и проблемами, которые нам пришлось преодолеть, мы неестественно сблизились. Мы как обнялись при встрече, так и не выпускали друг друга до конца наших каникул. Но сейчас, приехав в свой город и по прошествии некоторого времени, я как бы немного выдохлась… Сейчас я могу оценить все со стороны, непредвзято. Я думаю постоянно об этом, ведь мне предстоит всю жизнь связать с этим человеком… И с ужасом понимаю, что не готова выходить за него замуж!
Да, еще я хотела бы описать ситуацию, в которой я сейчас нахожусь. Сейчас он в Пакистане, ухаживает за своим больным отцом. В связи с этим, он не может приехать ко мне. В конце декабря он планирует по работе лететь в Америку, а потом в начале января в Калгари. В Канаде он планирует учиться в университете и получить докторскую степень (он объясняет это тем, что в более преклонном возрасте он хочет преподавать). Но в связи с плохим самочувствием своих родителей, эти планы могут быть нарушены. Сейчас он на перепутье: выполнить свой сыновний долг и остаться ухаживать за престарелыми родителями и навсегда забыть о докторской степени, или бросить все и строить свою жизнь (я немного удивлена, ведь у него есть еще брат и сестра, но как он объясняет, у них есть свои семьи и они не в состоянии оставаться с родителями). Он стал спрашивать у меня, готова ли я вместе с сыном приехать к нему в Пакистан. И если нет, значит ли это разрыв наших отношений. Я ему пока говорю, что я не могу принять это решение. Хотя я никогда не хотела жить в этой стране, я думаю, вы понимаете, почему. Второй вариант – он все-таки едет в Канаду, но тогда мы встретимся только в мае. И в этот же момент мы должны пожениться, чтобы я с сыном могла беспрепятственно приехать к нему как жена студента. Но я не готова к такому повороту! Я хотела бы посмотреть на него в быту, я хочу, чтобы он посмотрел, как я живу! Но это в нашей ситуации невозможно.

Еще меня многое пугает и заставляет много думать и переживать. Меня пугает состояние его здоровья: он мне признался только пару дней назад, что он очень сильно повредил себе шею при игре в теннис, и до нашей встречи он ходил в специальном воротнике. Сейчас боль вернулась, и он два дня лежал в кровати и не мог пошевелиться. Говорит, что это просто растяжение мышц, кости не повреждены. Также он сильно потянул ногу и очень часто ему больно наступать. Он повредил руку, и не может этой рукой брать тяжелые предметы. Но эти травмы он получил недавно и надеется, что это все пройдет в ближайшее время. Хорошо, это не проблема.

Второе, о чем я задумываюсь, это, конечно, его достаток. Он уверяет меня, что он усиленно трудился и скопил достаточную сумму для обеспечения семьи. Также у него будет хорошая стипендия, и он будет продолжать работать интерактивно со своими клиентами, но на это у него будет совсем мало времени, возможно, только по ночам.
О’кей, нет проблем (но мои подруги в период после встречи уже бросали свою работу, усиленно посещали курсы иностранного языка и еще какие-нибудь профессиональные курсы для того, чтобы найти хорошую работу за границей. И все это, понятно, на деньги своих женихов. Я же сейчас разрываюсь между работой, сыном-первоклассником и родителями, у которых очень и очень неблагоприятный период в финансовых делах. О курсах даже мечтать не могу, я просто не потяну их, как по времени, так и финансово. А мой английский ооочень далек от совершенства. Он все это прекрасно знает) .

Третье - он пакистанец. Но с этим я смирилась давно, он достаточно симпатичный:) Четвертое – он хочет детей, причем двоих и как можно скорее. Он ссылается на свой возраст – 42 года, и на благоприятный период: пока он учится, а я осваиваюсь в новой стране, дети подрастут и будут уже взрослее, когда мы получим гражданство. Не знаю, что сказать. Я бы не торопилась с этим... Но он так не думает.

Я очень уважаю этого мужчину, которому я стала невероятно близка, за его ум, за его интеллект, за доверие и доброту.. Но есть другое чувство, которое я потеряла и которое не могу себя заставить вызвать в себе: это - любовь. Сейчас я не могу даже по телефону говорить ему: I miss you, I kiss you, I love you.. Ведь это не правда. А он буквально требует этого. В каждом письме он спрашивает меня, почему я ничего не пишу про свою любовь к нему и про то, что я хочу быть вместе с ним. Но я и по натуре своей очень редко выражаю чувства словами. И сейчас это меня просто раздражает... Я ничего не могу с собой сделать.
Но любовь такое чувство, над которым надо много работать... Это я тоже понимаю. И, может быть, я просто слишком требовательная? Сколько же можно мне ждать своего принца?!

Я запуталась. Help!!! Милые девушки-женщины, посоветуйте что-нибудь. Я сейчас прислушиваюсь к каждому совету. Но также я понимаю, что вывод я должна сделать самостоятельно.

Постскриптум. А мое мнение? А пусть останется моим, все равно не переделаешь. Если кому-то интересно, воаля, на мои е-маил: [email protected] . Давайте дадим Ольге больше времени для создания творческого материала или срочных ответов на вопросы, не требующие отлагательств, как у меня, например.

1. Если вы желаете задать вопрос, написать письмо или отклик, то ! обязательно указывайте дату, имя автора и тему публикации того письма или материала, по поводу которого высказываетесь (желательно и линк) ! обязательно указывайте в конце письма: под каким именем и электронным адресом публиковать ваше послание! Если пожеланий относительно изменения (умолчания, не публикования) вашего имени и эл.адреса в письме нет, то ваш вопрос, исповедь, письмо, отклик будут опубликованы под тем именем и адресом, которые изначально были указаны в вашем письме.

2. Прежде чем задать вопрос, поищите ответ в форме поиска по сайту

Хотя Пакистан - молодая нация, однако она имеет древнюю историю. Здесь смешались воедино очень разные и самобытные исламские, буддийские и индуистские традиции, элементы культурной и социальной организации, истоки которых имеют возраст более пяти тысяч лет. В большинстве своем пакистанцы исповедуют ислам, играющий огромную роль в общественной и политической жизни страны. Фактически мусульманские традиции пронизывают всю жизнь пакистанца начиная с его рождения и до кончины, что явным образом отражается и в привычках, и в поведении людей. Даже законы государства построены на базисе шариата, а основополагающей точкой всех общественных отношений является Коран. Образовательная система основывается на доминанте исламских ценностей, где теология является главной дисциплиной наряду с академическими предметами и языками. В городах и крупных населенных пунктах немало специализированных школ, однако поступление в них возможно только после окончания средней школы (первичное образование не является обязательным, хотя уровень образования очень ценится в местном обществе). Однако "пакистанская версия" ислама несколько более терпима к проявлениям инакомыслия, а в жизни самой страны очень сильны и светские традиции.

Близкий к хинди урду - официальный язык Пакистана (письменность на основе арабской графики), однако в повседневной жизни широко используются также хинди, пенджаби, белуджи, пушту, пакту, фарси и другие восточные языки. Английский понимает более 20% населения городов, в первую очередь образованные слои общества, в провинции он почти не используется, однако все вывески и дорожные указатели зачастую дублируются по-английски. Английский язык также используется в торговле, туризме, деловой и правительственной переписке.

Пакистанцы - очень религиозный народ. Повсеместно можно видеть молящихся людей, некоторые водители даже останавливаются прямо на маршруте, выходят из машины и вместе с пассажирами совершают намаз (это относится даже к поездам). Требования канонов ислама соблюдаются неукоснительно, начиная с графика молитв или обязательного для каждого мусульманина отчисления специализированных налогов и заканчивая обычным для этой страны гостеприимством. Умение встретить и принять гостя, даже если собственный дом не блещет достатком, здесь ценится и как искусство, и как важный социальный фактор. При этом, в отличие от многих своих соседей по региону, пакистанцы приветливы ко всем иностранцам без исключения, и традиционная политизированность местного общества здесь совсем не прослеживается. Пакистанцы очень добродушны к тем, кто не нарушает их обычаев и традиций, вполне снисходительны к чужим ошибкам, поэтому здесь достаточно просто соблюсти все приличия в случае приглашения. Отказываться от приглашения или предлагать внести свою лепту (продовольствием или деньгами) в намечающийся банкет не рекомендуется - проще предложить небольшие презенты хозяевам дома - цветы, сладости, табак или сувениры (ни в коем случае не алкоголь!).

Подобно другим народам Азии, пакистанцы обладают сложным кодексом правил поведения, главенствуют среди которых понятия социального статуса, репутации рода (или клана) и уровень достатка. Причем это относится не только к мусульманам страны, но в большинстве случаев прижилось и среди индуистов, и среди христиан. Из культуры индуизма взамен пришло довольно строгое деление на классы (своеобразный пережиток кастовой системы), в пределах которых есть достаточно тонкая и малопонятная иностранцу социальная иерархия. Племенная система в Белуджистане и Пенджабе очень сильна и является мощным политическим фактором в жизни всей страны, а временные или постоянные племенные объединения заменяют здесь политические партии (часто члены одной партии или фракции являются членами одного клана или племени, хотя официально это не подчеркивается).

Из жестких местных "табу" следует строго учитывать традиционные для многих стран исламского мира правила: нельзя проходить перед молящимся человеком, нельзя направлять подошвы ног на других людей (даже при посещении дома или мечети, когда необходимо разуться, следует сложить обувь подошвой к подошве и положить в специально отведенное для этого место), не стоит принимать или подавать что-либо левой рукой (она используется для личной гигиены) и особенно - брать ею пищу, перед едой и после неё обязательно омовение рук, нельзя касаться головы человека (особенно ребенка, да и просто прикасаться к другим людям не рекомендуется), нельзя входить на женскую половину дома и так далее. Здороваться принято вполне по-европейски, но опять же - только правой рукой (между хорошо знакомыми людьми вполне допустимы объятия и поцелуи, нередко можно встретить мужчин, которые идут по улице держась за руки - между друзьями это вполне допустимо). Отдельное внимание следует обращать на жестикуляцию - подобно многим жителям ближневосточных и арабских стран, пакистанцы используют в общении сложную систему жестов, при этом многие наши обыденные движения вполне могут оказаться оскорбительными по местным понятиям.

Важное место в местном этикете занимает уважение к старшим. Со старейшим из мужчин советуются по каждому серьезному вопросу, затрагивающему семейные интересы, и его мнение учитывается наравне с такими уважаемыми людьми, как мулла или кади. Пожилые люди часто живут вместе со своими детьми и пользуются непререкаемым авторитетом, причем как мужчины, так и женщины. Все важные события в жизни семейства отмечаются обязательно всей семьей, зачастую со всеми родственниками и друзьями, причем соответствие праздничного этикета традициям, что очень важно, определяют именно старейшины. Браки обычно устраиваются по родственному типу или в пределах одной общины (клана). Дети считаются подарками Аллаха, и потому отношение к ним самое трепетное (однако сыновей балуют явно больше, чем дочерей, поскольку последние при замужестве потребуют большого приданого, что заставляет родителей надолго залезать в долги).

Положение женщин в местном обществе довольно своеобразное. С одной стороны, Пакистан является одной из наиболее "европеизированных" стран исламского мира, где женщины имеют широкий доступ как к общественной жизни и образованию, так и к политике (достаточно сказать, что это единственное государство мусульманского мира, где женщина долгое время даже руководила страной). Однако в пределах семьи или общины статус женщины определяется традициями и ценностями ислама, которые в этом аспекте необычайно сильны. Во многих южных районах, где велико влияние индуизма, положение женщин мало в чем отличается от стран Юго-Восточной Азии, в то же время в горных районах северных и северо-западных провинций нормы заметно более строгие.

Паранджа здесь является относительно редким предметом женского гардероба. Большое покрывало называют "чадр" и используют для посещения мечетей и других культовых мест, хотя в виде красочных накидок-платков "дупатта" и "чаддар" её варианты используются повсеместно (украшение таких накидок - отдельная ветвь местного декоративно-прикладного искусства). И мужчины и женщины носят "шальвар-камиз" - национальное платье, представляющее собой собранные на лодыжках и талии свободные штаны ("шальвар") в сочетании с длинной рубашкой ("камиз"), однако женская одежда более красочна и обязательно дополняется все теми же платками или длинным шарфом. Причем в каждой из пакистанских провинций "шальвар-камиз" имеет свои особенности: на северо-западе чаще носят "фрак" (длинное приталенное платье и широкая юбка-брюки), в Белуджистане "шальвар" заметно длиннее и очень широки (здесь их называют "гарара"), в Синде вместо "шальвар" используется широкая юбка, а рубашка имеет короткий рукав. В Пенджабе вместо "шальвар" женщины обычно носят свободную накидку "лунги", похожую на саронг, а мужчины - юбку "дхоти", свободный жакет и тюрбан "пугри". В праздничных случаях женщины одевают разноцветные сари, "гхарар" (более свободный аналог "шальвар"), а мужчины дополняют свою одежду вышитой жилеткой и тюрбаном или надевают одежду европейского фасона. Женщины особое внимание придают украшениям, в первую очередь браслетам "чурийя" (у незамужних девушек они из пластмассы и стекла, у замужних - золотые, причем их количество, качество и форма указывают на степень состоятельности их обладательницы), кольцам и подвескам "нат", а также массивным серьгам "джумке". Традиционной обувью считается "кхусса" - кожаные туфли с загнутым вверх носком.

В большинстве случаев для туриста приемлемым считается закрытая достаточно неофициальная одежда, вплоть до джинсов и рубашки с длинным рукавом или свитера. Женщинам рекомендуется избегать ношения коротких юбок и платьев с коротким рукавом. При посещении культовых мест все тело, кроме ступней ног и лодыжек, должно быть закрыто, женщинам обязателен платок на голову.

Как и во многих других странах региона, вместо туалетной бумаги используется местный аналог биде или просто кувшин с водой. Все естественные надобности местные мужчины отправляют сидя, причем зачастую для этих целей используется любое мало-мальски закрытое место: городские канавы, тротуары, пустыри, обочины дорог и т.д. (централизованная система канализации есть только в крупных городах, да и то не везде). Купаться принято только в проточной воде, поэтому ванн практически нигде нет.

Курение запрещено в большинстве общественных мест, поэтому принято вежливо спрашивать разрешение перед тем, как закурить в присутствии других людей. При этом сами пакистанцы курят достаточно много, но стараются делать это вне пределов зрения.

Мария Могол, 42 года,

инструктор по фитнесу, Хайдарабад, Пакистан

«К необходимости носить платок на улице я отнеслась философски: космонавты на Луне носят же скафандр…»

«Моя Планета» задает вопросы русскоговорящим жителям разных стран мира. В этом материале Мария из Санкт-Петербурга рассказывает, как у нее получилось из бухгалтера переквалифицироваться в инструктора по фитнесу и как устроена жизнь в Пакистане.

В Пакистан мы приехали в 2010-м , «попробовать пожить» на родине мужа. Дочки уже были школьного возраста, 9 и 6 лет, и мы оба не были уверены, получится ли у них освоиться в новой среде.

Обучение здесь проходит на английском и урду. А позже пришлось выучить еще арабский и синдхи — язык провинции, в которой мы живем.

Здесь очень теплые зимы. Хайдарабад находится на юге Пакистана, в провинции Синдх, в трех с половиной часах езды от Карачи и побережья Аравийского моря. В зимние месяцы здесь +25 °С днем и +8-10 °С ночью, а летом дневная температура достигает +45-50 °С.

У пакистанцев шкафы буквально ломятся от одежды. Меня это очень удивляло: ведь тепло же! Но когда мы провели здесь лето, сразу стало понятно — зачем. В жару за день приходится менять три, а то и четыре костюма, перед этим принимая душ, конечно.

Школы летом начинают работать раньше, с 7:30 (обычный график: 8:00-13:00). Клерки трудятся по обычному для всего мира графику. А вот частные лавочки открываются только после двух часов дня — правда, и работают допоздна. Спасаемся кондиционерами и вентиляторами. Даже в открытых ресторанах стоят такие.

Пляжный отдых как таковой отсутствует. Поездка на побережье по-пакистански (если вдруг такое чудо случится) — это вилла с бассейном и индивидуальным выходом к морю. Но купаться можно только в одежде. Вода в море очень соленая, так что удовольствия немного. Загорать тоже не принято: считается, что чем светлее кожа, тем красивее. К стандартным пляжным развлечениям относится катание по берегу на верблюде и всякий стрит-фуд: жареные крабы и прочие морепродукты.

Хайдарабад — не туристический город, хотя и третий по величине в Пакистане и здесь есть на что посмотреть. В старой части города расположен Шахи-базар (Королевский базар), один из самых больших в Азии. И еще наш город славится на весь Пакистан своими браслетами, сделанными из стекла.

Сначала нам непривычно было все: климат, архитектура: одно-двухэтажные дома-коттеджи, узкие улочки, не отличающиеся особой чистотой. Не хватало пространства, зелени.

Здесь очень гостеприимный народ. Любят угощать, любят ходить в гости и принимать гостей, причем в любое время суток встречают с улыбкой.

Согласно исламу, гости — ангелы в нашем доме. Посещая нас, они наполняют дом светом, а уходя, уносят из дома отрицательную энергию. В Пакистане в гости ходят не по приглашению, а просто так. И даже если вы неожиданно нагрянули с визитом, а хозяева собрались уходить по своим делам, то дела будут отложены, а вас непременно угостят чаем с молоком. Поэтому пакистанцы очень удивляются тому, что мы в России так редко встречаемся с друзьями и родственниками и обязательно «зовем» в гости.

Традиционно пакистанцы живут одной большой семьей, молодые — со старшими. Появление невестки в семье — большое событие. А если она иностранка — это вообще экзотика. Все внимание на нее. Как себя покажет? Что умеет? Как поладит со всеми? Если это старшая невестка (жена старшего из братьев), то как она поведет хозяйство? Доверит ли ей свекровь это дело? Семейная иерархия в Пакистане — это очень серьезно. Для каждого члена семьи есть свои специальные названия, в которых отражается старшинство. Младшие неукоснительно подчиняются старшим. У нас так же было, правда, сейчас живем по-европейски, отдельно, и не в доме, а в квартире.

В парандже здесь никто не ходит. В крупных городах большинство женщин одеваются почти по-европейски. Если женщина без платка на голове и в относительно открытой одежде, конечно же, это не особо приветствуется, но никаких общественных запретов по этому поводу нет. Все зависит от традиций конкретной семьи.

/www.moya-planeta.ru/templates/images/a_styles/blockquote_2.png" target="_blank">https://www.moya-planeta.ru/templates/images/a_styles/blockquote_2.png); line-height: 30px; letter-spacing: 0.05em; background-position: left top 50px; background-repeat: no-repeat no-repeat;">

О спорте пакистанские женщины не имеют никакого представления. В большинстве школ нет даже уроков физкультуры. Мальчишки хотя бы в крикет играют, а у девочек и того нет

Но все-таки это мир мужчин. На улицах их 90%. На рынке или в магазинах и продавцы, и покупатели — только мужчины. И если тебе нужно нижнее белье купить, то за покупками отправляется муж. Правда, в последнее время в супермаркетах стали появляться специальные отделы, куда вход только для женщин.

К необходимости носить платок на улице я отнеслась философски: космонавты на Луне носят же скафандр… Без него там никак. Вот и в Пакистане без платка на голове тоже никак.

Никаких «корочек» инструктора по фитнесу у меня нет. В Питере много лет ходила на шейпинг, аэробику, степ, в бассейн… Вот и все обучение. В Пакистане просто зашла в ближайший к дому салон красоты и предложила свои услуги. Как-то криво-косо объяснила, что I can make fitness for women... А они мне: йес!

На фитнес приходят похудеть. Причем срочно. Лучше всего, если за пару занятий: «Помогите! Замуж через неделю выхожу! Срочно меня худейте!!!» Но большинство, как и я сама, приходят больше ради общения, так как занятия групповые.

Как-то рассказала клиенткам о том, что на завтрак варю овсяную кашу. Они выпросили у меня рецепт, а потом еще полгода спрашивали, почему у них каша не получается.

В сауне после фитнеса все девчонки в одежде сидят. Я раньше не понимала, почему они всегда одетые, а сейчас, наоборот, мне кажется, что они правы. Зачем свою наготу всем демонстрировать?! Недавно зашла одна клиентка и ужаснулась: «У вас тут голые!» А это я была в футболке без рукавов…

О спорте пакистанские женщины не имеют никакого представления. В большинстве школ нет даже уроков физкультуры. Мальчишки хотя бы в крикет играют, а у девочек и того нет.

В школе один раз в год проводится спорт-дей. Это нечто среднее между карнавалом, парадом и веселыми стартами. Причем участие в нем платное, так что не все даже могут себе позволить этот спорт-дей.

Kean Eng Chan

В нашей школе обучение совместное, но мальчики и девочки сидят в разных классах. Правда, есть несколько общих предметов: компьютеры или химия, например. Но есть и такие школы, где мальчики и девочки учатся вместе. К нашим дочкам, конечно, у всех особенный интерес, даже у учителей. Интересуются, как учатся в России, какие школы, какая мода.

Мечта любого пакистанского родителя — чтобы дочь стала врачом. Популярна профессия учителя. Дикторы и телевизионные ведущие тоже часто женщины. Многие работают на дому: дают кулинарные мастер-классы, шьют на заказ, открывают свои маленькие «салоны красоты»… Выделяют одну комнату для этого и работают. Здесь полно курсов дизайна, компьютерной грамотности. Очень развито репетиторство. В общем, не надо думать, что женщина в Пакистане — это такое забитое существо, которое ничего не видит, ничего не знает и не может... Было бы желание, как говорится.

Пакистан — страна контрастов. Роскошь и бедность существуют рядом. Кто-то на Pajero гоняет, а рядом ослики в упряжке перевозят мебель.

Труднее всего было принять стиль жизни без гонки и спешки. Здесь у женщин больше домашних дел, приходится много времени проводить на кухне. Для меня это не в тягость, люблю готовить.

/www.moya-planeta.ru/templates/images/a_styles/blockquote_2.png" target="_blank">https://www.moya-planeta.ru/templates/images/a_styles/blockquote_2.png); line-height: 30px; letter-spacing: 0.05em; background-position: left top 50px; background-repeat: no-repeat no-repeat;">

Я скучаю по черному кофе, ароматному чаю. И еще по зелени за окном

Насчет диеты здесь никто не парится. Кухня такая же, как в Индии: острая жирная еда, приправленная соусами. Но вкусная! Мне очень нравятся плов бирьяни и куриные тефтельки в белом соусе. Ну и, конечно, овощи во всем их многообразии. Здесь одних огурцов три вида, два вида шпината, баклажаны обычные и белые, кабачков тоже три-четыре вида.