Меню

Первые детские сады в россии. Когда возник детский сад? Легенды о появлении и развитии детских садов

Секреты стиля

Первая коллективная обучающая работа с маленькими детьми возникла в Европе. Попытка создать учреждение для работы с детьми была предпринята Р. Оуэном в 1802 году в Шотландии. Но само определение «детский сад» введено в обиход Фридрихом Фрёбелем, известным немецким педагогом, который воплотил свою блестящую идею, находясь на 60-м году жизни.

Фридрих Фребель

Знакомство Фрёбеля с директором образовательной школы А.Г. Грунером, последователем Иогана Пестолацции - основателя системы развивающего обучения ребенка, зародило во Фридрихе необычайную любовь к педагогике.

Всю жизнь Фрёбель посвятил изучению этой интересной науки и совершенствованию своих знаний в ней. Идеалистические идеи педагога, сформировавшиеся под влиянием немецкой философии, предполагали концепцию саморазвития человека, то есть его божественного начала. Согласно принципам Фрёбеля, ребенок от природы наделен многими талантами, которые при умелом и грамотном подходе можно и нужно развивать. Так, малыш в обязательном порядке должен получить дошкольную подготовку, чтобы выявить свои исключительные индивидуальные природные данные и начать их совершенствовать.

Дети, по мнению Фрёбеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача учителя, как работника сада, выращивать их с особой любовью. Отсюда название такого учреждения для образовательной работы с детьми - «Kindergarten» - переводится как «детский сад ».

Именно Фридрихом Фрёбелем созданы основные принципы функционирования детского сада и выработана методика подготовки детей, основанная на теории игры. Творческая интерпретация идеи Иогана Пестолацци успешно реализовалась на практике первым основателем детского сада.

Посещать такой детский сад могли даже дети бедных семей. Детей кормили 3 раза в день и занимали различными развивающими занятиями. Но платы, установленной за пребывание в саду, оказалось недостаточно для содержания подобного учреждения, Фридрих платил всем воспитателям из своего кармана. Спустя два года детский сад закрылся. Но слухи о подобном опыте распространились по миру, и в различных частях стали появляться новые учреждения, специализирующиеся на дошкольном образовании.

Первые детские сады открылись в России спустя 30 лет первого опыта Фридриха Фребеля. Появились они в г. Семиградском и в г. Петербурге. На тот момент такие учреждения были платными и достаточно дорогостоящими, их могли позволить себе только люди, обладающие значительными финансовыми возможностями. В детские учреждения принимались дети от 3 до 8 лет, с ними занимались опытные педагоги, которые путем игровых методик развивали способности детей и готовили к поступлению в школу.

Во времена бурного развития детских садов, вышел журнал «Детский сад», издателем которого стала А.С. Симанович – основательница четвертого детского сада в Петербурге. В журнале подробно излагались новейшие принципы работы с детьми перед школой.

Первый совершенно бесплатный детский сад открылся в 1866 году при благотворительной организации, где детей обучали рисованию, макраме, популярным техникам ручной работы, молитвам и многим другим направлениям. Здесь же было организовано швейное производство детской одежды, кухня и школа. Подобное учреждение просуществовало непродолжительное время в связи с недостаточным финансированием и вскоре закрылось, как это произошло и с детским садом Фрёбеля.

Но прорыв в области дошкольного образования начал давать свои плоды: спустя тридцать лет в России стало появляться множество детских садов для различных слоев населения. Каждый родитель мог получить место для своего ребенка согласно своим финансовым возможностям. С тех пор большое внимание стало уделяться образованию педагогов, занимающихся развитием малышей. Воспитатели посещали множество курсов на дошкольную тематику и совершенствовали свои навыки работы с детьми.

У каждого рожденного в Советском Союзе свои воспоминания о детстве. И, пожалуй, одни из самых ярких (причем, не всегда положительных) – воспоминания о детском садике. Кто-то вспоминает детский сад с удовольствием и светлой ностальгией; у кого-то он ассоциируется с ненавистной манной кашей, обязательным дневным сном в самое интересное время суток и хождение строем даже в туалет. Тем не менее, детские сады в СССР запомнились каждому, кто их посещал – ведь они были неотъемлемой частичкой советского детства.

Историческая справка

Детские дошкольные учреждения – ясли и сады – существовали и в царской России. Правда, исторические сведения о первом детском садике в разных источниках расходятся. По одним источникам первый детский сад был открыт в Петербурге в 1816 году. Другие называют более позднюю дату – 15 мая 1837 года: в этот день при Демидовском доме трудолюбия были открыты дневные детские комнаты, где матери-работницы могли оставить детей под присмотром нянечек. Третьи источники называют датой появления детских дошкольных учреждений 1880 год, когда при Раменской текстильной фабрике открылись первые ясли для детей ее сотрудниц. Аналогичное заведение на селе появилось еще позже: в 1896 году в пермском губернском земстве.


В СССР детские ясли и сады открывались по всей стране с первых лет его существования: молодому советскому государству требовались миллионы рабочих рук, в том числе и женских. Поэтому проблемы «с кем оставить ребенка молодой работающей маме» практически не существовало – ее успешно решали повсеместно открываемые детские сады и ясли.Кроме того, дошкольные учреждения были начальной ступенью системы , гарантированного Конституцией каждому советскому гражданину.

Отметим, что до середины прошлого века это были отдельные учреждения: в ясли принимали детей с двухмесячного возраста (когда у мамы заканчивался оплачиваемый декретный отпуск) до 3 лет, в садик – с 3 до 7 лет. И только в 1959 году детские ясли и сады были объединены в одно учреждение, для которых Министерством образования была разработана единая программа воспитания и обучения по принципу «от простого к сложному». Классический ясли-сад состоял из семи групп – трех ясельных и четырех детсадовских: младшей, средней, старшей и подготовительной. Правда, ясли как отдельное учреждение еще оставались до середины 70-х годов в сельской местности.


Частных детских садов в СССР не было, все они были государственными (муниципальными) либо ведомственными (принадлежащими какому-то предприятию: заводу или фабрике). Курировали их местные органы образования и здравоохранения. Причем государство не только повсеместно строило детские дошкольные учреждения, но и несло львиную долю расходов по обеспечению воспитательного процесса. Игрушки, книги, мебель, посуда и все остальное закупалось в необходимом количестве и регулярно обновлялось. О каких-либо поборах «на шторы» или иные «нужды», процветающих в современной России, не было и речи. На плечи родителей ложились лишь частичные расходы на детское питание, которые рассчитывались, исходя из совокупного размера заработной платы мамы и папы. А малообеспеченные и многодетные семьи полностью освобождались от платы за детский сад.

Детсадовские будни


Утро в советском детском садике начиналось с обязательной зарядки под бубен. Размявшись и окончательно проснувшись, малыши садились завтракать. Утреннее меню не отличалось особым разнообразием: молочная каша (чаще всего – манная, которую многие дети терпеть не могли), булка с маслом и сыром и какао. После завтрака воспитатели проводили занятия соответственно возрасту. В числе обязательных занятий, разработанных Министерством образования, были музыка, рисование, лепка, конструирование, счет, изготовление поделок и аппликаций, знакомство с окружающим миром, физкультура. И, конечно же, чтение детских книг воспитателем. Последнее действо выходило далеко за рамки обязательных занятий: воспитатели читали книги и рассказывали сказки в любую свободную минуту. Одни – из искреннего желания привить малышам любовь к книге и народному творчеству, другие таким образом обеспечивали дисциплину в группе. Как бы там ни было, к семи годам советские дошкольники наизусть цитировали длиннющие произведения Чуковского, Михалкова, Маршака, с удовольствием пересказывали и инсценировали сказки, а многие уже самостоятельно читали любимые книги.



После занятий – прогулка. Гуляли детсадовцы на специальных участках возле садика, оборудованных качелями, горками, лесенками, столами, скамеечками и обязательными беседками на случай дождливой погоды. Прогулка, как и занятия, была неотъемлемой частью режима дня, установленного в детских дошкольных учреждениях. Не гуляли малыши только в сильные морозы.

Вернувшись с прогулки, проголодавшиеся дошкольники принимались за обед, который уже ждал их на столах. Состоял детсадовский обед из трех блюд: супа, второго блюда и компота из сухофруктов или киселя. Надо сказать, кормили в детских садах вкусно, готовили качественно. Один из главных советских принципов «Все лучшее – детям!» соблюдался здесь неукоснительно.

Затем начинался самый неприятный момент в жизни воспитанников детского сада: тихий час. Спать днем дети не любили, особенно летом, когда вовсю пекло дневное солнце и хотелось бегать, прыгать и играть, а не валяться в кровати. И чем старше они становились, тем сложнее было воспитателям уложить и усыпить маленьких непосед. Тем не менее, дневной сон в детском саду был обязательным. И здесь тоже приходила на выручку книга: спокойный голос воспитателя, читающего Пришвина или Бианки, в конце концов, усыплял даже самых отъявленных озорников.



После тихого часа следовал полдник, который состоял из молока или кефира с булочкой или печеньем. Затем воспитатели занимали детей играми, разучивали с ними стихи и песни к праздникам, коротая время до ужина. На ужин подавалось горячее второе блюдо: рыба с гарниром, творожная запеканка или омлет и сладкий чай. После ужина детей начинали потихоньку разбирать родители: в теплое время года – с участка, в холодное – из группы.

На лето ведомственные детские сады переезжали на загородную дачу, однако и там режим дня оставался неизменным.


Как видите, жизнь в советском детском саду была подчинена строгому режиму, который нравился далеко не всем детям. Случалось, что малыши бурно протестовали против необходимости есть по утрам манную кашу, пить молоко с противной пенкой и спать, когда не хочется. Иногда доходило и до побегов из детского сада. (Автором этих строк, например, дважды предпринимались попытки сбежать: один раз попытка оказалась неудачной – засекли у ворот детского сада и водворили в группу. Второй раз мне удалось не только выйти за пределы участка, но и самостоятельно доехать на трамвае до дома – родители схватились за сердце) . Но было в садике и то, ради чего стоило забыть обо всех неприятных моментах – это , посвященные тому или иному празднику. Их ждали, к ним тщательно готовились, их вспоминали долгие годы. Многие рожденные в СССР помнят их и по сей день. А вы помните?

У каждого образовательного учреждения есть своя история. Мы хотим рассказать вам о нашем детском саде.

В районе новостройки Выхино, по адресу город Москва Самаркандский бульвар дом 32 корпус 2, в феврале 1969 года открылись новые типовые детские ясли № 458 для самых маленьких граждан столицы.

Дошкольное учреждение обеспечивало уход и присмотр за детьми раннего возраста от 2 месяцев до 3 лет.

Приоритетным направлением деятельности яслей являлась работа по развитию и воспитанию детей раннего возраста. Для работы воспитателей и ребят были предоставлены все условия. В яслях были круглосуточные группы для малышей.

Работники детского сада, как и сейчас, старались создать для маленьких воспитанников комфортные условия, иногда даже заменяя им мам.

На территории детского сада были оборудованы прогулочные участки индивидуальные для каждой возрастной группы. Участки имели теневые навесы – веранды с деревянными полами и шиферными крышами. Постепенно шло озеленение участков деревьями и кустарниками.

За годы существования детских яслей №458 (с 1969 – 1992 г.г.) заведующими были:

1. Мануркина Валерия Михайловна

2. Чинарова Зинаида Фроловна

3. Кузнецова Эмилия Васильевна

Воспоминания бывших сотрудников детских яслей № 458 очень светлые и тёплые. Все подчёркивали то, что коллектив детского сада был очень дружным, работал слаженно и профессионально. Коллектив детского сада принимал активное участие во всех мероприятиях, проводимых в дошкольных учреждениях.

17 февраля 1992 года, в связи с отсутствием необходимого количества мест для детей дошкольного возраста, произошла реорганизация детских яслей № 458 в ясли – сад № 2118: 3 группы – для детей раннего возраста, 4 группы - для детей дошкольного возраста.

С января 1993 года по февраль 2012 год дошкольным учреждением руководила Аринская Ольга Николаевна.

Как и прежде отличительной особенностью детского сада была организация образовательной работы с детьми раннего возраста. Педагоги использовали потенциал разных видов детской деятельности для поддержания положительного самоощущения, уверенности, успешности. Занятия, праздники, развлечения всегда проходили в увлекательной, доступной, игровой форме.

В 2010 году назрела необходимость в открытии новых детских садов, так как разрастался район Выхино, велось активное строительство жилья, инфраструктуры, увеличивалось количество детей дошкольного возраста. Правительство города Москвы приняло решение полностью перестроить здание дошкольного учреждения на новое соответствующего новым требованиям и стандартам.

Появление нового 11-ти группового детского сада №2118 с бассейном стало долгожданным событием и для взрослых, и для детей. Строители работали быстро и слаженно, и вот в марте 2011 года детский сад открыл свои двери для малышей.

Было построено новое современное трехэтажное здание с бассейном, уютными группами и просторными площадками для прогулок на свежем воздухе. В детском саду функционирует одиннадцать групп: 3 ясельных группы, 8 дошкольных. Каждая группа оснащена: отдельным групповым и спальным помещением для детей, умывальной, туалетной и раздевальной комнатами. В ДОУ оборудованы:

  • медицинский блок: изолятор, процедурный кабинет;
  • пищеблок;
  • методический кабинет;
  • музыкальный зал;
  • физкультурных зал;
  • бассейн;
  • прачечная.

За годы своего существования детский сад выпустил сотни выпускников. Многие из них уже приобрели профессию, стали самостоятельными людьми и имеют своих детей дошкольного возраста, некоторые – учатся в ВУЗах, колледжах, лицеях, другие еще учатся в школе. Но все они вспоминают свой родной детский сад, своих воспитателей и нянечек.

Прошло немало лет с момента открытия детского сада, но здесь продолжают трудиться сотрудники, стоявшие у истоков: Шмелёва Яна Игоревна – бессменный шеф-повар, Елисеева Ольга Владимировна – повар, Быстрова Валентина Егоровна – прачка. Менялись заведующие, каждый руководитель вкладывал частичку своей души и сердца в работу.

Течет время, совершенствуются формы воспитания и развития детей. Преображаются помещения: развивающая среда групп и их оснащение постоянно обновляются и модернизируются в соответствии с современными требованиями построения развивающей среды. Сегодня в детском саду трудится молодой энергичный сплоченный коллектив.

В детском саду № 2118 работают квалифицированные педагоги, преданные своему делу, любящие свою работу. Главной задачей коллектива является охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников.

За время работы в нашем дошкольном учреждении появились традиции:

  • Проведение праздника, посвященного «Дню Великой Победы» и возложение венков к памятнику «Защитникам города Москвы»
  • Проведение субботников в нетрадиционной форме

Так для приобщения детей к истокам русской народной культуры в детском саду создан уголок «Русская изба», где воспитатели в доступной форме знакомят детей с русским бытом: с тем как люди жили на Руси, какие они строили дома, как их обставляли, какую одежду носили и т.д.

В детском саду проводятся этнические праздники и развлечения: «Масленица» и «Коляда».

В сентябре 2013 года наш детский сад влился в комплекс ГБОУ Школа № 1420 под руководством Николаевой А.И. На этом история нашего детского сада не заканчивается, а только получает новый вектор развития. Мы снова встречаем детей и наши педагоги помогают им достичь личных результатов в развитии, обрести уверенность в себе, что определяет всю их дальнейшую жизнь. Мы понимаем, как важно, чтобы рядом оказались настоящие воспитатели.

На данном этапе наше структурное подразделение корпус № 10 открыл на своей базе 1 класс начальной школы с углубленным изучением иностранного языка. Родителям предоставляется услуга по уходу и присмотру за детьми. Дополнительно ведется кружковая работа. Функционируют кружки «Лего-конструирование», «Мультипликация», «Дельфиненок».

Для детей раннего возраста с сентября 2014 года открыта группа кратковременного пребывания.

Наш дошкольный корпус № 10 предоставляет широкий спектр дополнительных образовательных услуг: ритмопластика «Веселые горошины», изостудия «Акварелька», ФЭМП «Пифагорик», развитие лингвистических способностей «Весёлая грамматика», центр игровой поддержки ребёнка «Малыш и мама», организацией плавания в бассейне «Дельфиненок».

Коллектив структурного подразделения корпус 10 стабильный, давно сложившийся. Все работники – члены профсоюза.
В феврале 2015 года нашему детскому саду исполнится 46 лет. Добрые традиции всеобъемлющей заботы о детях передаются из поколения в поколение. А что касается родителей, то они в «Книге отзывов» детского сада пишут: «Спасибо за щедрость души, доброту, отзывчивость и внимание к нашим детям». Эта благодарность людям, которые каждый день дают возможность 311 московским семьям спокойно идти на работу, не опасаясь за жизнь и здоровье детей.
Жизнь идет вперед, но все, что делается в нашем образовательном комплексе ГБОУ Школа №1420 , делается для детей. Весь коллектив детского сада смело смотрит в будущее. Впереди еще много творческих планов, больших и малых побед, и для этого у нашего дошкольного отделения есть силы, возможности и уверенность в завтрашнем дне.


В 1837 году в прусском городе Бланкенбурге (Тюрингия) было основано заведение для детей младшего возраста, взявшее на себя заботу как по уходу за ними, так и по организации их игр и занятий. (на фото)

Инициатором создания такого учреждения стал немецкий педагог и теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фрёбель (1782-1852). С 1840 года такие заведения стали называться детскими садами. Кстати, в 1851 году прусское министерство культов запретило детские сады «вследствие их отрицательного влияния на религию и политику».

Самое первое дошкольное учреждение было создано в 1813 году в Шотландии английским социологом и педагогом Робертом Оуэном. Оно состояло из яслей для малюток от года до трех лет, школы для детей от трех до пяти лет и площадки для игр.

В 1840 году, в Германии, немецкий педагог Фридрих Фребель открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его детским садом. Подбирая такое наименование, Фребель исходил из того понятия, что дети - это цветы жизни, значит выращивать их должны садоводы, "садовницы", как стали называть нянь.

В 1872 году в Туле появился самый первый российский детский сад для детей от 3 до 7 лет. Он был организован Елизаветой Павловной Смидович в её собственном доме. Она сама же и проводила занятия с ребятами. Её четырехлетний сын и дети родственников стали одними из первых детсадовских воспитанников. Расходы по содержанию учреждения оплачивал муж Елизаветы Павловны — Викентий Игнатьевич.

Через 3 года из-за недостаточности средств сад был закрыт.

Чуть позже, в 1873 году в Санкт - Петербурге, а затем и в других городах России были открыты дошкольные учреждения. В основном, все сады были платными. К 1914 году в стране насчитывалось около 150 детских садов на 4000 детей.

В 1917 году была принята Декларация о бесплатном и доступном общественном воспитании детей дошкольного возраста.

К 40-м годам ХХ века в садах уже насчитывалось около 2 миллионов воспитанников. После войны продолжилось развитие садов, целью которых было заменить семейное воспитание.

В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет.