Меню

План-конспект занятия (младшая, средняя, старшая группа) на тему: Конспекты занятий в детском саду для разных возрастных групп. Конспекты занятий, нод

Свадьба/Замужество

Подготовка открытого занятия в детском саду

Открытое занятие в ДОУ - это специально подготовленная форма организации образовательного процесса, на которой педагог демонстрирует коллегам и родителям воспитанников своё профессиональное мастерство и успехи своих подопечных. В отличие от обычного занятия, открытое мероприятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать присутствующим.

Определение цели открытого занятия

Точная формулировка цели - то, с чего нужно начать подготовку открытого урока. Цель открытого занятия - ожидаемый результат, который заранее определяется воспитателем.

При постановке задач используется принцип «здесь и теперь». Он обозначает, что все участники концентрируют внимание на процессах, которые происходят с ними в конкретном месте и в конкретное время, для достижения наилучшего результата.

Для детей открытое занятие ничем не отличается от обычного, за исключением присутствия посторонних наблюдателей

Первый шаг - формулировка методической цели. Она способна отразить основную методику проведения открытого занятия. Этот шаг позволит:

  • объективно проанализировать занятие;
  • прорефлексировать, подвести итоги работы воспитателя;
  • оценить правильность использования тех или иных методов и приёмов организации занятия и т. д.

Примеры методических целей:

  • Методика использования ИКТ в решении практических задач.
  • Методика организации самостоятельной работы воспитанников.
  • Активизация познавательной деятельности на занятиях в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом и т. д.

В зависимости от методической цели воспитатель подбирает необходимый учебный материал, который поможет в её достижении.

Второй шаг - определение триединой цели урока. Её компоненты:

  • обучение;
  • развитие;
  • воспитание.

Триединая цель направлена на формирование у детей знаний и практического опыта. Воспитатель должен конкретизировать её под тему и предметную направленность урока.

Формулирование целей и задач на трёх уровнях

Первый уровень формулирования целей и задач - общий. Примерно он выглядит следующим образом:

  • Дать представление о X.
  • Познакомить с Y и т. д.

Второй уровень - непосредственно теоретический. Возможные формулировки для него:

  • Изучить Z.
  • Повторить X.
  • Обобщить знания о Y и т. д.

Наконец, третий уровень - практический. Он основан на формировании фундаментальных навыков. Пример:

  • Формирование у детей навыка Х.
  • Способствование отработки умения Y.
  • Систематизация знаний и умений по теме Z.
  • Побуждение к самостоятельному оттачиванию навыка Х и т. д.

X, Y, Z - условные обозначения возможных тем, материала, навыков, умений и т. д.

Формулирование целей и задач открытого занятия - первый шаг на пути подготовки мероприятия

Приёмы

Во время открытого занятия обязательно используются методические приёмы. Их задача - актуализировать изучаемый или закрепляемый материал, вызвать интерес у детей к образовательному процессу, сделать его более увлекательным. К основным методическим приёмам относятся:

  • Чёткая организация урока, деление его на структурные компоненты. Этот приём больше подходит для проведения открытых занятий в старших группах детских садов.
  • Создание интриги в начале занятия. Это поможет вызвать заинтересованность даже у самых маленьких воспитанников.
  • Учёт личностных качеств, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
  • Создание располагающей обстановки путём доброжелательной интонации, мимики и других средств.
  • Повышение мотивации воспитанников к образовательному процессу и т. д.

Умело орудуя всеми этими приёмами, педагог сможет сделать урок не только максимально полезным, но и интересным.

Типы открытых занятий

Открытые занятия могут проводиться в рамках различных предметных областей (развитие речи, математика, окружающий мир, хореография и т. д.), а могут сочетать и несколько направленностей в интегрированной форме мероприятия.

Такая предметная область открытых занятий, как развитие речи, является неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ

Открытое занятие может быть направлено на:

  • Изучение нового материала. Предполагает собой объяснение педагогом информации и её дальнейшее закрепление (практическое или теоретическое). Цель - изучение и закрепление первичных знаний. Для её достижения могут использоваться различные виды активностей: лекции, экскурсии, лабораторные работы или практические работы и т. д.
  • Закрепление знаний. В отличие от предыдущего пункта, этот тип занятия предполагает развитие умений по применению на практике уже изученных на теоретическом уровне знаний. Иными словами, ребёнок учится использовать учебный материал в реальной жизни, извлекать из него пользу.
  • Обобщение теории. Заключается в систематизации отдельных знаний. Направлено на развитие долговременной памяти у ребёнка.
  • Комбинированное занятие. Этот тип считается наиболее эффективным, так как включает в себя все описанные выше. Комбинированное занятие даёт возможность для изучения материала на теоретическом и практическом уровне, его закрепления и обобщения.

Виды деятельности дошкольников

Деятельность воспитанников может быть:

  • Самостоятельной. Дети выполняют порученные воспитателем задания самостоятельно.
  • Организованной образовательной. Дети работают совместно с воспитателем: изучают новый материал или закрепляют и систематизируют уже изученный.
  • Образовательной в режимных моментах. Воспитатель искусственно моделирует режимный момент, который подталкивает детей к решению актуальных вопросов, закреплению материала и т. д.

Согласно Федеральным государственным требованиям, выделяют следующие виды деятельности детей в процессе открытого занятия:

  • Игровая. Большая часть образовательного процесса дошкольников основана именно на этом виде деятельности. Особой популярностью пользуются ролевые игры, которые способствуют формированию личности ребёнка, развитию повседневных навыков и умений и т. д.
  • Познавательно-исследовательская. Направлена на изучение и познание окружающего мира, различных процессов и явлений.
  • Коммуникативная. Такая деятельность направлена на развитие речевого аппарата детей младшего возраста, создание представлений о том, как нужно общаться с ровесниками и старшими, формирование личности ребёнка.
  • Трудовая. Самостоятельность, трудолюбие, аккуратность и многие другие качества - всё это можно развить в ребёнке в процессе трудовой деятельности.
  • Продуктивная. Лепка, рисование, строительство и другие формы этого вида деятельности способствуют умственному развитию ребёнка.
  • Чтение и т. д.

В дошкольном возрасте ребёнок стремится получить знания об окружающем мире и самом себе именно в процессе игры

В муниципальных ДОУ в группах может быть от 15 до 25 детей. У каждого ребёнка свои особенности, личностные качества, задатки, скорость обучения и т. д. Многие воспитатели и родители задаются вопросом: можно ли индивидуализировать виды деятельности в течение открытого урока? Точного ответа на этот вопрос нет. Педагог вправе самостоятельно определять ход занятия. Среди методических приёмов есть учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, но зачастую воспитатель даёт одинаковые задания средней сложности, с которыми могут справиться все дети в группе.

Требования

К открытым занятиям в детском саду предъявляются следующие требования:

  • Актуальность темы. Тематика занятия должна быть близка детям и их родителям, решать актуальные проблемы. Одной из таких на сегодняшний день является проблема чрезмерного использования детьми различных гаджетов. Многие воспитатели при составлении открытых уроков делают упор именно на это: включают в цели занятия демонстрацию различных вариантов проведения досуга детей без использования телефонов и планшетов, рассказывают о пагубном влиянии гаджетов на здоровье ребёнка (в том числе и психологическое).
  • Новизна темы. Она должна представлять интерес для самого дошкольного учреждения, родителей и начинающих педагогов. Чем креативнее будет педагог при подборе темы, тем лучше (конечно, в рамках разумного).
  • Отсутствие репетиций перед проведением занятия. Само мероприятие должно быть непринуждённым, свободным. При достаточной подготовке плана урока воспитателем репетиция не понадобится.
  • Соответствие внешнего вида воспитателя установленным нормам этики и эстетики. Деловой стиль, отсутствие броского макияжа или яркого маникюра с длинными ногтями, красиво уложенная причёска - всё это относится к требованиям внешнего вида воспитателя.
  • Отсутствие противоречий образовательной программе ДОУ, СанПиНам и другим нормативным актам. Следует заранее проверить температуру в помещении (не менее 18°C, но не более 26°C), наличие холодной и горячей воды в группе, размеры игровой комнаты (не менее 2–2,5 кв. м на ребёнка), чистоту и другие требования (подробнее обо всех требованиях к детским дошкольным учреждениям по СанПиНу можно узнать по ссылке).
  • Исключение возможности проведения сразу нескольких открытых занятий в одной группе за 1 день. Это ведёт не только к физической, но и психологической перегрузке воспитанников.

Этапы подготовки открытого занятия

Практически каждый воспитатель знает, что подготовка открытого занятия - трудоёмкий и довольно продолжительный процесс. Лучше разделить его на несколько последовательных шагов:

  1. Определение темы. Она должна соответствовать учебному плану и определять все последующие шаги. Воспитатель должен составить список опорных понятий, терминов, которые включает в себя тема. К примеру, для открытого занятия по обществознанию в первой и второй младшей группе «Я мальчик, я девочка» (описано в картотеке тем далее) опорными понятиями являются сарафан, платье, штаны, рубашка и др. Именно эти слова дети должны выучить в процессе занятия. На основе списка опорных понятий подбираются дидактические материалы (игры, загадки, сказки), выстраивается ход урока.
  2. Формулирование целей и задач. Воспитатель на этом этапе отвечает на вопросы «Зачем нужно это занятие?», «Каких результатов оно поможет достичь?», «Какую практическую пользу оно несёт?» и т. д. К примеру, занятия по окружающему миру должны передавать знания об объектах действительности (познавательный аспект), развивать речевой аппарат и мелкую моторику (развивающий аспект) и воспитывать бережное отношение к природе и животным, уважение к людям (воспитывающий аспект).
  3. Подготовка учебного материала. Тема, цели и задачи уже определены, теперь нужно наложить на них методический материал: задания, дидактические игры, возможные проблемные ситуации. Этот шаг «начиняет» урок, наполняет его содержанием. Искать игры, загадки, сказки можно в специальных пособиях или в интернете. Воспитателям можно посоветовать этот сайт, где представлены дидактические материалы на самые разные темы.
  4. Продумывание особенности занятия. Детей нужно замотивировать, вызвать у них восторг, побудить к образовательной деятельности: это могут быть интересные факты, проблемные ситуации, неожиданные открытия и т. д. Мотивирующие элементы должны быть обязательно связаны с основной темой занятия (для урока «Мой весёлый мяч» - история создания мяча, для «Дня Колумба» - интересные факты из жизни путешественника и т. д.).
  5. Планирование хода занятия. Как будет проходить урок - в форме игры, экскурсии, изучения нового материала? Как будут заниматься дети - по группам или индивидуально? Как контролировать деятельность воспитанников в процессе занятия? На все эти вопросы педагог отвечает на этом этапе.
  6. Подготовка необходимого оборудования. Воспитатель подготавливает методические материалы, проверяет функционирование приборов и т. д.

Важно заранее подготовить все необходимые материалы для занятия

Важно: после подготовки и проведения открытого занятия обязательно следует его анализ. Воспитатель определяет результаты работы собственной и детей, определяет перспективы на дальнейшие подобные занятия, рефлексирует.

  • Обязательно продумайте ожидаемую модель поведения детей в различных ситуациях, это позволит избежать форс-мажоров. Например, на вопросы и загадки дети могут ответить не сразу, поэтому заранее подготовьте наводящие вопросы, которые приведут воспитанников к правильному ответу. При групповом виде деятельности нередки ссоры и разногласия, воспитатель должен помочь разрешить конфликт для сохранения хода занятия.
  • Продумайте план организации пространства учебной комнаты. Посетители и дети должны располагаться таким образом, чтобы первые не отвлекали вторых.
  • Заранее сообщите детям и их родителям о предстоящем открытом уроке.
  • Предварительно ознакомьте коллег-воспитателей с планом занятия, они могут посоветовать внести какие-либо коррективы.

Даже воспитатели с многолетним опытом работы допускают досадные ошибки при подготовке и проведении подобных занятий. К самым распространённым недочётам относятся следующие:

  • Воспитатель переписывает примерный план занятия из методического пособия, не прорабатывая его, не подстраивая под конкретную группу детей.
  • В плане занятия уделяется мало внимания организационным моментам.
  • Воспитатель указывает в тексте обращение к детям по именам.
  • Нарушение баланса между разными видами деятельности детей.
  • Однообразный план занятия, недостаточное количество игр, заданий и других структурных элементов.
  • Отсутствие рефлексии в конце занятия и т. д.

Задания на занятии должны быть разнообразными по видам деятельности дошкольников

Чтобы избежать этих ошибок, необходимо опираться не только на теорию (дидактические материалы, пособия и т. д.), но и на практику предыдущих лет, т. е. опыт других воспитателей.

Картотека тем открытых занятий в ДОУ

Развитие речи

Занятия по развитию речи направлены на изучение родного языка, совершенствование умения рассказывать о своих эмоциях, чувствах, об окружающем мире в вербальной (словесной) форме. В первой младшей группе дети только знакомятся художественной литературой, учатся выражать свои мысли в кратких предложениях, во второй младшей группе целью занятий по развитию речи является систематизация и закрепление знаний. В первой и второй младших группах могут использоваться следующие темы открытых занятий:

  • «Раз - словечко, два - словечко». Эта тема актуальна для второй младшей группы. Она направлена на расширение словарного запаса, развитие речи, побуждение к общению со сверстниками и взрослыми, воспитание желания чаще слушать сказки у детей 3–4 лет. В процессе открытого занятия дети закрепляют свои знания о согласных звуках, учатся воспринимать стихотворения, развивают поэтический вкус.
  • «Прогулка в лес». Это игровое занятие, которое может быть адаптировано как под воспитанников первой, так и второй младшей группы. Для детей от 1,5 до 3 лет воспитатель подготавливает материал по изучению жилищ животных (игры «Где живёт», «Назови детёныша»), цветов (игры «Соберём цветы в корзинки», «Сложи по цвету»). Для второй младшей группы задания и дидактические материалы необходимо несколько усложнить (к примеру, воспитатель может предложить детям распределить холодные и тёплые цвета по корзинкам), чтобы закрепить изученные знания. Все дидактические игры должны соответствовать теме леса.
  • «Сундучок сказок». Этот урок ориентирован на детей 1,5–3 лет. Воспитатель учит правильно произносить гласные звуки, читает сказки «Репка», «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди». Часто при прослушивании сказок используются игры малой подвижности (к примеру, дети изображают зайчика, который спрятался за деревом). Для повышения мотивации воспитанников могут использоваться и записи сказок со звуками леса, интересным озвучиванием героев и т. д.
  • «Кто в гости пришёл?». Занятие ориентировано на первую младшую группу и направлено на развитие речевого аппарата, изучение приёма звукоподражания, развитие воображения. Воспитатель показывает детям, какие звуки произносят те или иные животные. В процессе урока могут использоваться игрушки животных, аудиозаписи.
  • «Кукла Маша». Это занятие направлено на закрепление у детей второй младшей группы знаний, которые могут быть получены в процессе занятия «Кто в гости пришёл?». Главным «материалом» является кукла Маша. Она приходит в гости к детям и предлагает им разгадать загадки про животных, поиграть в игры («Назови животного», «Кто как кричит?»). Урок направлен на закрепление знаний о животных, развитие коммуникативных способностей, речевого аппарата и приёма подражания.
  • «Наши друзья - игрушки». Главными целями этого занятия являются развитие у детей бережного отношения к игрушкам, словарного запаса, введение в употребление ласковых слов (мягкий, пушистый, красивый, добрый и т. д.). В процессе занятия воспитатель может прочитать рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Мурчик». Проводятся дидактические игры: «Опиши игрушку», «Назови ласково», «Заводные игрушки».

В средней группе актуальны следующие темы, поскольку они направлены на расширение словарного запаса и кругозора, развитие коммуникативных качеств, изучение новых литературных произведений:

  • «Моя семья». В процессе этого занятия воспитатель передаёт детям знания о том, какую роль играют члены семьи (мама, папа, дети, бабушка и дедушка и т. д.), какие обязанности они должны выполнять, как необходимо относиться друг к другу в кругу семьи и т. д. Помогают в этом дидактические игры «Кто как трудится?», «Давайте справедливо разделим обязанности» и т. д. Предварительно воспитатель может попросить детей и их родителей принести на открытый урок семейные фотографии, совместно понаблюдать за обязанностями членов каждой семьи.
  • «Лиса и журавль». Занятие построено на изучении одноимённой сказки. Сначала дети слушают рассказ воспитателя, пытаются понять мысль и пересказать его. Используется метод сказкотерапии. В процессе урока воспитатель поощряет пересказ сказки, выражение детьми собственных мыслей, мнений.
  • «Литературная викторина». Такой вид занятий вызывает, как правило, повышенный интерес у детей. Тема направлена на формирование интереса к литературным произведениям, развитие смекалки и логики, расширение словарного запаса, закрепление содержания ранее изученных сказок, рассказов, пословиц и поговорок. В процессе занятия воспитатель может задавать детям наводящие на размышление вопросы (к примеру, «Чем отличается сказка от рассказа?»), предлагать отгадать сказку по описанию краткого содержания и т. д.
  • «В гостях у сказки». Как и предыдущая тема, эта направлена преимущественно на воспитание у детей интереса к изучению русской литературы, закрепление знаний о видах художественных произведений, различиях между ними.

Старшим дошкольникам на занятии можно давать задания для выполнения в рабочих тетрадях

В старшей и подготовительной группах дети уже учатся самостоятельно читать по слогам, говорить довольно длинными сложными предложениями, чётко и ясно выражать свою мысль. Для воспитанников 5–7 лет подойдут такие темы, как:

  • «Проделки Буквоежки». Задачи этого занятия - закрепление понятий «звук» и «буква», закрепление умения разделять слова на слоги, совершенствование логики, воспитание интереса к изучению (в том числе и самостоятельному) грамоты. В состав занятия входят загадки про буквы, дидактические игры, направленные на закрепление правильного произношения звуков. Активное участие в мероприятии может принимать логопед.
  • «Мир сказок и приключений». Изучение сказок в детском саду продолжается с младшей до подготовительной группы. В процессе этого урока дети вспоминают уже им известные сказки, учатся слаженно работать в команде, совершенствуют свои изобразительные навыки. Ребята делятся на группы. Каждой из них даётся «серединка» цветка и её лепестки. Дети отвечают на вопросы о сказках, за каждый правильный ответ воспитанники приклеивают к центру цветка лепестки.
  • «Буква и звук Р». С произношением этой буквы у многих детей возникают проблемы, которые желательно решить ещё в детском саду, до школы. Активную роль в этом должен принимать не только логопед, но и воспитатель. Урок состоит из следующих частей: знакомство с буквой и звуком Р, артикуляционная гимнастика, чтение слов с буквой Р и т. д.
  • «Какие бывают книги». Воспитатель в процессе этого занятия расширяет представления детей о книгах. Он рассказывает о том, какими бывают книги (для малышей, школьников, взрослых и т. д.), для чего они нужны. Дети должны понять, что книги не только развлекают нас, но и несут в себе какую-то идею, обучают морали. Могут использоваться загадки, вопросы на смекалку.
  • «Очень важные слова». Цель - закрепление умения использовать словесную вежливость, изучение вежливых слов и выражений. В процессе занятия могут использоваться следующие литературные произведения: С. Капутикян «Слушай хорошенько», «Аист и Соловей» (узбекская сказка), стихотворение «Индюк» и др.

Математика

Основная цель в детском саду - развитие математических навыков и логического мышления. В младших группах дети только знакомятся с этой наукой. Для них подойдут следующие открытые занятия:

  • «Башня с часами». Во второй младшей группе дети знакомятся с множеством математических понятий: ширина, высота, величина фигур, их названия, счёт и т. д. В процессе урока дошкольники вместе с воспитателем строят для города башню. Сначала они подготавливают строителей, наряжая их в форму разных размеров, потом они выбирают кисти для покраски (сортировка на большие и маленькие, толстые и тонкие) и, наконец, строят башню из подходящих геометрических фигур.
  • «Путешествие хлебушка». Это занятие имеет большой спектр задач: развитие умений сравнивать предметы по нескольким признакам (величине, форме, ширине, высоте и др.), восстанавливать последовательность событий, совершенствование мелкой моторики и т. д. Дети помогают вырастить и изготовить хлеб (определяют последовательность событий: колосья, зерно, мука, хлеб), доставить его до магазина, назвать различные виды хлебобулочных изделий, распределить их по нескольким признакам.
  • «Котёнок и Щенок изучают цифру *номер цифры*». Подходит для первой младшей группы. Дети изучают одну цифру в течение всего занятия. Для повышения мотивации используются игрушки животных: Котёнок и Щенок. Они помогают детям распознавать изучаемую цифру среди остальных, показывают, как её надо называть и т. д.
  • «Чудесное дерево». Занятие формирует у детей 3–4 лет представления о геометрических фигурах, навык их различать на ощупь, знание о цветах. На бумажном дереве размещены фрукты и овощи разных цветов и размеров. Воспитатель может предложить рассортировать плоды по разным признакам, посчитать их количество, определить форму, закрыв глаза.

В средней группе уже формируются элементарные математические представления, навыки устного и письменного счёта. Будут актуальны такие темы:

  • «Трое из Простоквашино». В средней группе развиваются не только знания о фигурах и цветах, но и о последовательности частей суток. Для этого используются дидактические игры «Новый дом» и «Посылка из Простоквашино».
  • «Математическая страна». Дети в процессе занятия составляют дома для математической страны из геометрических фигур. Развивается новое умение определять положение предмета в пространстве.
  • «По грибы». В процессе этого занятия активно используется пластилин, что развивает не только математические навыки, но и мелкую моторику.

Любое занятие в детском саду включает физкультминутки или подвижные игры

Воспитанники старшей и подготовительной групп учатся решать простые алгебраические и геометрические задачи, совершенствуют навыки устного счёта одно- и двузначных цифр. В этом возрасте проводятся открытые занятия по темам:

  • «Карта сокровищ». В процессе этого открытого урока используются отдельные элементы «Архимедовой игры» (составление из геометрических фигур различных объектов).
  • «Занимательный КВН». Дети в процессе занятия знакомятся с игрой КВН. Они делятся на 2 команды и выполняют различные задания (игры «Угадай числа», «Счётные палочки», конкурс капитанов команд).
  • «По следам Колобка». Урок основан на сказке «Колобок». Цели - закрепление навыков счёта до 10, систематизация знаний о геометрических фигурах, развитие логического мышления. Дети в ходе занятия встречают героев сказки, помогают выполнить им математические задания, чтобы найти Колобка.
  • «Зайчонок и Мишутка». В процессе этого открытого урока дети повторяют цифры до 10, вспоминают части суток, названия геометрических фигур, закрепляют умение делить квадрат на 4 части разными способами и т. д. Используются игрушки зайца и медведя. Воспитанники отвечают на их вопросы, играют в игры (к примеру, «Какой сегодня день?», «Сосчитай до 10», «Назови части суток» и т. д.).

Окружающий мир

Занятия по окружающему миру являются важнейшей частью образовательного процесса. Дети познают повседневные предметы и явления, получают информацию о среде, в которой они живут, и учатся применять её на практике. Для младших дошкольников знакомство с действительностью только начинается, поэтому будут актуальны следующие темы:

  • «Я мальчик, я девочка». Это занятие подойдёт как для первой, так и для второй младшей группы. Цель воспитателя - научить детей различать пол, называть свои имя, фамилию и отчество, привить воспитанникам культуру поведения с окружающими людьми, доброе отношение друг к другу. В процессе урока активно используются названия предметов одежды (сарафан, платье, штаны, рубашка и т. д.). Воспитатель может использовать куклы (Ваня и Катя) для взаимодействия с ребятами.
  • «Герои народных сказок». Занятие для второй младшей группы, направленное на закрепление названий домашних и диких животных, развитие умения узнавать героев изученных сказок и эмоционально воспринимать художественную литературу. В процессе занятия воспитатель может использовать загадки на знание героев сказок и рассказов, попросить деток охарактеризовать их по какому-либо признаку (к примеру, лиса - хитрая, мама семерых козлят - добрая и т. д.).
  • «Ловись, рыбка!». Игровое занятие, направленное на познание окружающего мира. Дети знакомятся со свойствами плавающих игрушек, учатся ловить их сачком. Для урока понадобится тазик или небольшой бассейн, каждый ребёнок получает сачок для ловли рыб.
  • «Отправляемся в гости». Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к какому-либо сказочному герою на общественном транспорте. Вводятся или закрепляются (в зависимости от того, какая группа - первая или вторая) виды транспорта, правила поведения в нём. Могут использоваться загадки на виды транспорта, динамичные игры, к примеру, «Мы едем, едем, едем» и т. д.
  • «Знакомство с матрёшкой». Главная цель этого урока указана в названии. Дети учатся собирать и описывать матрёшку, разучивают хороводную игру «Мы матрёшки», рассматривают иллюстрации с предметами одежды.

От настроя педагога и эмоционального состояния детей зависит успех открытого занятия

В средней группе интерес детей познавать окружающий мир в процессе игры довольно высок. Для дошкольников 4–5 лет подойдут такие темы, как:

  • «Мой весёлый мяч». В процессе этого занятия воспитанники должны познакомиться с историей появления мяча, его свойствами, видами. Возможна спортивная форма проведения. В процессе могут использоваться беседы («История появления мяча», «Виды мячей» (желательно с демонстрацией), интересные факты и истории, дидактические игры («Найди 2 одинаковых мяча», «Мяч передавай, что узнал - называй» (дети передают друг другу мяч под музыку; тот ребёнок, на ком она остановилась, рассказывает о новых знаниях про мяч, полученных на уроке), «Найди мяч для футбола» и т. д.).
  • «Мой дом - моя крепость». Дети в игровой форме знакомятся с понятием неприкосновенности права на жильё, с правилами гигиены. Вводятся новые слова: жильё, жилище, порядок, беспорядок и др. В качестве дидактического материала могут использоваться дидактические игры «Распредели обязанности», «Назови свой адрес», «Кто здесь живёт?», сказка «Три поросёнка». В процессе занятия дети могут рассказать о своей комнате, игрушках, домашних животных.
  • «Принцессы и принцы». Воспитанники в процессе урока получают знания о важных качествах мужественности и женственности, ролях женщины и мужчины в семье и в обществе, культуре отношений и т. д. Могут использоваться такие методы и приёмы, как проблемные гендерные ситуации (к примеру, злая колдунья напустила на город «ветер забвенья», и все мальчики и девочки забыли, кто они и какие гендерные обязанности выполняют), «гендерная мозаика» (распределение обязанностей девочек и мальчиков в мозаике), этическая беседа о правильном отношении друг к другу и т. д.
  • «День Колумба». На этом открытом занятии воспитатель рассказывает о такой персоне, как Христофор Колумб, его путешествиях и открытиях. Можно предложить ребятам отправиться вместе с Колумбом в кругосветное путешествие, отгадать загадки, рассказать о странах и континентах.
  • «Про картошку». Этот урок является познавательно-спортивным, он приурочен ко Дню картошки. Дети углубляют свои знания об этой овощной культуре, развивают двигательные умения и навыки и т. д.

В старшей и подготовительной группах часто используются темы:

  • «Виды транспорта». Дети закрепляют свои знания о видах транспорта, изучают профессию водителя и его обязанности, учат основные правила дорожного движения для пешехода. В процессе занятия могут использоваться такие виды деятельности, как рассматривание сюжетных картинок, раскрашивание транспортных средств, беседы по ПДД и др.
  • «Ателье». Цели: знакомство с профессией швеи и модельера, повторение видов тканей, их характеристик. Воспитатель может использовать тематические загадки (про игру, напёрсток, ножницы, утюг и другие предметы, которые используются в ателье), пословицы и поговорки о труде, игру «Одень куклу» и т. д.
  • «Путешествие в космос». Дошкольники знакомятся с понятием Солнечная система, изучают названия планет, различные созвездия.

Проведение открытого занятия в детском саду

Открытый урок - заранее подготовленное занятие. Воспитатель поминутно расписывает план проведения мероприятия, оформляет специальную документацию.

Мотивирующее начало занятия

Начало занятия занимает не более 5 минут, что составляет меньшую его часть. Но именно от экспозиции открытого урока зависит его дальнейший ход, вовлечённость детей в процесс. К основным приёмам, которые можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия, относятся:


Ведущая деятельность дошкольников - игровая, дети стремятся получать знания и умения именно в процессе игры.

Временной план занятия

Временной план занятия, согласно требованиям ФГОС, состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть (2–3 минуты). Включает в себя мотивирующее начало, озвучивание целей и задач занятия.
  2. Основная часть (5–20 минут). Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми или создание педагогом условий для самостоятельной работы воспитанников.
  3. Заключительная часть (не более 5 минут). Подведение итогов, рефлексия, оценка проделанной работы.

Таблица: временной план открытого занятия в разных возрастных группах

Возраст ребёнка Длительность занятий Тип занятий Максимальное количество занятий в день
От 1,5 до 2 лет 8–10 минут Игровые занятия по подгруппам или индивидуальные 2
От 2 до 3 лет 10–15 минут 2
От 3 до 5 лет 15–20 минут Групповые занятия с различными видами деятельности 2
От 5 до 7 лет 25–35 минут Групповые занятия с различными видами деятельности 3

Примеры конспектов открытых занятий

Приведём полезные примеры конспектов открытых занятий, на которые педагог может ориентироваться в качестве образцов при подготовке мероприятия:

  • Интегрированное занятие для детей от 1,5 до 3 лет «В гостях у бабушки. Домашние животные» (Мишунина В.). Имеется разделение задач на несколько направлений (образовательные, развивающие, речевые, воспитательные). Используется разнообразный демонстрационный материал, представлены различные виды деятельности (дидактические и имитационные игры, дыыхательная гимнастика, физкультурная минутка и др.).
  • Интегрированное занятие в первой младшей группе «Клоун и его друзья» (Храмова А. А.). Комплексное занятие, которое включает в себя несколько направлений: социализация (общение в коллективе, становление ребёнка как личности), музыка и чтение художественной литературы. Способствует всестороннему развитию воспитанников.
  • Занятие по математике для детей второй младшей группы «Высоко - низко, один - много» (Матюгина Е. В.). Воспитатель подталкивает детей к вербальному общению, взаимодействию, постоянно обращаясь к ним во время занятия, задавая им наводящие вопросы на закрепление материала.
  • Открытое занятие в средней группе «Космическое путешествие» (Волохова Ю.). Ребята отправляются в космос и знакомятся с новыми понятиями (скафандр, планета, телескоп, астроном и др.), затем свои впечатления отражают в рисунках.
  • Литературная викторина для средней и старшей группы (Назарьева Н. А.). Удачное использование соревновательного приёма для закрепления ранее изученного материала. Развитие смекалки, логики воспитанников.

Открытое занятие всегда волнительно как для педагога, так и для воспитанников

Протокол обсуждения открытого занятия в детском саду

В протоколе обсуждения открытого занятия в ДОУ обязательно указывается следующая информация:

  1. Дата проведения.
  2. Группа.
  3. Область и тема занятия.
  4. Цели и ожидаемые результаты.
  5. Форма проведения.
  6. Ход обсуждения.
Конспект открытого занятия на тему : «В гости на скотный двор» Разновозрастная группа библиотека материалов Конспект открытого занятия Тема : «В гости на скотный двор» Цель : Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей, об их назначении и пользе для...

Конспект открытого занятия «В гости к Винни Пуху и его друзьям» в подготовительной группе по ФЭМП [ b]Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности В подготовительной группе Жерехова Снежанна Вячеславовна, воспитатель Возрастная группа воспитанников Подготовительная группа общеразвивающей направленности. Тема непосредственно организованной...

Открытые занятия. Конспекты - Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Моделирование маленькими человечками» (использование технологии ТРИЗ)

Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Моделирование...» «Моделирование маленькими человечками» (использование технологии ТРИЗ) Цель: познакомить детей с агрегатными состояниями веществ в неживой природе Задачи: 1. Познакомить детей с разным агрегатным состоянием веществ, используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ. 2....

Мы живем в селе, где живут люди разных национальностей. Большинство из них жители коренных малочисленных народов Севера-эвенки. Чтобы дети-эвенки не забывали традиции своего народа, мы проводим различные мероприятия, посвященные знакомству с жизнью и бытом коренных малочисленных...

Конспект открытого занятия «Танцуем, играем и поем - дружно с музыкой живём!» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие. Цель: развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе № 6 «Затейники» тема: «Царевна-лягушка». Педагог: Мнацаканян М.К. Задачи ОД: Обучающие: Формировать умение пересказывать знакомую сказку с опорой на мнемосхему, подбирать подходящие по смыслу определения...

Открытые занятия. Конспекты - Открытое занятие «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с международным женским днем»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе № 6 «Затейники» тема: «Как мы поздравляли сотрудников детского сада Международным женским днем». Педагог: Мнацаканян М.К. Задачи ОД: Обучающие: способность составлять рассказы с опорой на схему,...

Открытое занятие «Зима. Зимний лес» в старшей группе Тема: «Зима. Зимний лес». Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,художественная, продуктивная. Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме....

Задачи: 1. Расширить представления детей о птицах; научить беречь птиц и заботиться о них; 2. Развивать речь детей, мышление, любознательность, память; 3. Прививать детям любовь к природе. Предварительная работа: заучивание стихотворений, беседы, чтение художественной...

Конспект открытого занятия «Моя семья» Тема: «Моя семья» Цель: Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Задачи: 1. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи. 2. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы,...

Конспекты открытых занятий

Этот раздел содержит конспекты, целью которых является знакомство родителей и коллег с формой проведения занятий в ДОУ. Это привычная практика для многих детских садиков, в которых родители принимают активное участие в воспитании и развитии детей. Именно такие мероприятия дают возможность мама и папам намного ближе познакомиться с методами и принципами обучения их малышей.

Занятия можно проводить по любому направлению. Главным условием, как обычно, является заинтересованность детей, а предложенные в разделе готовые конспекты помогут воспитателям составить свой индивидуальный план-конспект. В разделе есть тематические занятия, посвященные праздникам, таким как: Пасха, 8 марта, День урожая. Есть интересные мероприятие для деток, изучающих английский язык. Малыши не только закрепят полученные знания, но и весело проведут время с увлекательным дидактическим материалом, а родители с удовольствием понаблюдают за развитием своих малышей. Кроме того, очень интересными будут для работников детских дошкольных учреждений конспекты открытых занятий по развитию речи, математике, лепке, рисованию... Ведь всем этим направлениям уделяется довольно много внимания, и родителям, наверняка, будет интересно посмотреть на своих заинтересованных и играющих малышей.

Список всех конспектов, опубликованных на нашем портале

Включает в себя разделы:
  • ИКТ. Конспекты, разработки с применением ИКТ. Использование информационных технологий в ДОУ

Показаны публикации 1-10 из 226025 .
Все разделы | Конспекты занятий, НОД

Конспект музыкального занятия для вторых младших групп «В гостях у Мишки-Топтыжки» Конспект занятия для вторых младших групп «В гостях у Мишки- Топтыжки» Цель : Формирование музыкальной личности Задачи : Развивающие : Развивать у детей чувство ритма, развивать слушательские навыки. Обучающие : Учить понимать содержание песен Воспитательные : Воспитывать интерес и...


«Путешествие в страну игрушек» Цель : формировать восприятие цвета, формы, величины предметов. Задачи : -создать радостное настроение; воспитывать у детей радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь. -развивать мелкую моторику; -закрепить знания...

Конспекты занятий, НОД - Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Волшебная соль» (старшая группа)

Публикация «Конспект занятия по формированию познавательных способностей...» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности....

Конспект НОД по лепке из пластилина «У ежа иголки» в первой младшей группе Конспект НОД на тему «У ежа иголки» (лепка из пластилина) в первой младшей группе Цель: Формировать умение детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; Задачи: - формировать навык детей надавливающими движениями размазывать пластилин на...

Конспект интегрированного занятия к Дню Матери в подготовительной группе Дети заходят в зал. На экране заставка к празднику День Матери. - Ребята, посмотрите, куда это мы с вами попали? Так необычно сегодня в нашем зале. Что это? (в зале расставлены столы с заготовками для изготовления цветов, ножницы, карандаши, фломастеры, клей. По-моему, наш зал...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24» Конспект организации и проведения ООД с детьми старшей группы в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», на тему: «В гостях у Старичка-Лесовичка» выполнила: Кириллова О.А....

Конспекты занятий, НОД - НОД в средней группе на тему «Птицы весной» с использованием стихов сергиево-посадской поэтессы Г. Н. Ключниковой


Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие Цели: познакомить детей с образом жизни сороки, грача, воробья, соловья; познакомить детей со стихами Г.Н.Ключниковой о весне. Задачи: образовательные: познакомить детей с образом жизни сороки, грача, воробья,...


Конспект открытого занятия на тему: «В гости на скотный двор» Разновозрастная группа библиотека материалов Конспект открытого занятия Тема: « В гости на скотный двор» Цель: Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей, об их назначении и пользе для...

Использование методов индивидуализации в традиционных методах и формах образовательной деятельности Использование методов индивидуализации в традиционных методах и формах образовательной деятельности Проблема индивидуализации дошкольного образования на протяжении десятков лет остается актуальной в педагогической науке и практике. В условиях модернизации системы образования...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (РИСОВАНИЕ) В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « ОДУВАНЧИК» Воспитатель: ВАСЮЧЕНКО ИРИНА ВИКТОРОВНА Цель: Формирование умений детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Задачи: Обучающие: Закреплять...

Видео: конспекты занятий.

Большая часть занятий для дошкольников являются познавательными а также содержат в себе элементы изо, ознакомления с окружающим, и, конечно, физминутки (динамические паузы), игры.

Многие работы расположены сразу в нескольких разделах этой рубрики, поскольку объединяют в себе несколько направлений. Так, например, занятия по изо, это общий раздел, в то время, как занятия по рисование или лепке - это уточняющие категории. Тем не менее, при публикации желательно проставлять все категории рубрик, касающиеся Вашего материала, для более удобного поиска. Дополнительно предлагаем заполнять разделы, которые сортируют конспекты по темам. Тогда при составлении занятия со своими детьми можно воспользоваться готовыми конспектами занятий. Например, в рубрике "тема игрушки", можно найти все занятия так или иначе, связанные с игрушками.

Если Вы хотите, чтобы и Ваша запись попала в эту рубрику, при публикации выберите раздел "конспекты занятий ,"и дополнительные подразделы.

Задачи:

Физическое развитие: поддерживать желание выполнять движения и подвижные упражнения правильно и четко, учить получать удовольствие от двигательной активности.

Социально-нравственное развитие: формировать положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям; стремление избегать конфликтов во время общения с другими; придерживаться основных норм культуры общения.

Эмоционально-ценностное развитие: развивать эмоциональную чувствительность малышей; воспитывать любовь к родным, привязанность к друзьям, вежливость и толерантность по отношению к малознакомым и незнакомым людям; учить малышей ценить тех, кто любит их и заботится о них.

Познавательное развитие: Уточните понятие о категории людей, которые окружают ребенка; формировать умение классифицировать их по различным признакам, сравнивать между собой.

Речевое развитие : развивать навыки повествовательной речи, пополнять словарный запас антонимами, учить малышей выражать свое отношение к другим людям.

Художественно-эстетическое развитие: продолжить учить детей воспроизводить впечатления от общения с разными людьми во время игр; дифференцировать красивое и некрасивое в человеке; передавать в имитационных играх род занятий того или иного человека.

Креативное развитие: формировать умение корректировать свое поведение в зависимости от категории, настроения, физического состояния собеседника; соотносить его с реакцией различных взрослых; замечать в общении людей несложные для восприятия проблемы.

Ход занятия в детском саду:

В начале занятия воспитатель напоминает детям, что людей в мире живет очень много и среди них есть разные - родные, друзья, знакомые, а также чужие и незнакомые нам люди.

Дидактическая игра «Ты живешь среди людей»

Дети становятся полукругом перед педагогом, а тот берет в руки мяч. Воспитатель объясняет детям правило игры.

Тот, кто мяч поймал, - отвечает на вопрос.

Взрослый бросает ребенку мяч и задает вопросы, а ребенок должен поймать мяч, дать ответ и вернуть мяч взрослому. Остальные малыши следят за ответом товарища и при необходимости исправляют его или помогают.

Варианты вопросов для игры:

Какие люди живут в твоей семье? (Мама, папа, брат, бабушка, дедушка.)

Кто живет в квартире (доме) рядом? (Соседи.)

Каких людей приглашают в гости? (Родственников, друзей, приятелей.)

С кем нужно здороваться при встрече? (Со всеми знакомыми.)

Кому мы дарим подарки? (Родным и друзьям.)

Кого считают старыми? (бабушек и дедушек.)

Взрослые работают на работе, а чем занимаются дети (Ходят в детсад или в школу.)

Все незнакомые-это родные или чужие нам люди? (Это чужие люди.)

Какие люди заботятся о тебе дома и в детском саду? (Мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели, нянечки...)

А могут о тебе заботиться незнакомые люди? Какие, например? (Могут, если это врач, водитель автобуса.)

С кем ты играешь? (С детьми, друзьями.)

С какими людьми следует обращаться вежливо? (Со всеми людьми)

Во время игры воспитатель побуждает малышей не называть конкретные имена, а употреблять слова обобщающего характера.

Логическая игра «Скажи наоборот»

Педагог просит детей назвать слова, противоположные тем, которые он говорит.

Чужие - родные;

Незнакомые - знакомые;

Дети - взрослые;

Старые - молодые;

Братья - сестры;

Бабушка - дедушка;

Враги - друзья;

Равнодушные - заботливые;

Расстроенные - радостные.

Беседа воспитателя с детьми «Как следует вести себя с людьми»

Как вы думаете, стоит ли заводить разговор с папой, который очень занят или торопится? Приставать с просьбами к маме, которая заболела? Будить дедушку, чтобы он немедленно вас выслушал? Почему вы так думаете? (Заслушивают ответы-рассуждения нескольких желающих детей.)

А как общаться с совершенно незнакомыми людьми? Каждый день на улице мимо проходит множество людей. Конечно, большинство из них - хорошие, и для кого-то они также являются родными, близким и самыми дорогими. Но для вас они - чужие. И могут оказаться людьми злыми, нехорошими. Поэтому вести себя с незнакомыми следует осмотрительно. Если вам хочется обратиться к незнакомцу, сначала надо попросить об этом разрешения у мамы, папы или другого родного человека. Если они не будут возражать, тогда можно обратиться к незнакомцу.

А бывают случаи, когда разговор с незнакомым просто необходим - например, если вам нужно о чем-то спросить: адрес, время, или что-то другое, очень важное. Конечно, во время этого разговора следует вести себя сдержанно и вежливо. Ведь никому не нравятся собеседники грубые и невежливые.

Можно общаться с незнакомыми людьми? О чем следует помнить, когда общаешься с незнакомым или малознакомым человеком? (Воспитатель помогает детям дать правильные ответы.)

Обсуждение ситуации с детьми

Детям предлагается обсудить следующие ситуации.

Ситуация 1

Надя вышла на прогулку с мамой, увидела, что рядом незнакомая девушка возила в коляске очень симпатичного младенца. Наде стало интересно, мальчик это или девочка, и как зовут младенца. Подскажите как должна вести себя Надя. (Сначала спросить разрешения у мамы: можно обратиться к девушке. Если мама разрешит, тогда можно подойти, поздороваться и пообщаться с незнакомкой.)

Ситуация 2

Маленький Саша шел с бабушкой в ​​ магазин. Вдруг мальчик увидел, что бабушке стало очень плохо. Что делать мальчику? (Как можно скорее обратиться к прохожим с просьбой вызвать врача.) Какими словами следует сказать это? («Простите, пожалуйста, моей бабушке плохо, пожалуйста, вызовите немедленно врача!»).

Ситуация 3

Оля вышла во двор посидеть на лавочке. Вдруг подошел незнакомый дядя и стал расспрашивать девочку, как ее зовут, из какой она квартиры, кто у нее сейчас дома. Что бы вы посоветовали Оле? (Не разговаривать с незнакомцем, а скорее вернуться домой.)

Ситуация 4

Друзья играли в песочнице. Вдруг к ним подошел незнакомый старший мальчишка и предложил подраться, чтобы помериться силой. Что делать малышам? (Отойти от парня и не принимать драку с ним.)

Дидактическая игра «Какой человек нам приятен?»

Воспитатель называет слова-признаки, а дети внимательно слушают их и в случае, если считают человека с таким признаком приятным, хлопают в ладоши.

Словесный материал для игры:

Вежливый, добрый, ласковый, родной, злой, отзывчивый, крикливый, сварливый, красивый, невежливый, заботливый, чистоплотный, хитрый, искренний, хвастливый, общительный, жадный.

Подвижная игра «Что это за люди?»

Педагог показывает малышам подвижные действия, изображающие людей разного рода деятельности. Например: маму, которая качает младенца; дворника, который подметает двор; спортсмена, который занимается физкультурой; бабушку, которая идет, опираясь на палочку.

Задача малышей - отгадать, кого показывает взрослый, и как можно точнее повторить аналогичные движения.

Если дети затрудняются, можно им помочь подсказкой: «Это - дворник. Чем занимается он, что делает?»

Логическая игра «Подумай и сравни»

Дети по просьбе педагога отвечают на вопросы.

Папа - взрослый. А мама? (Тоже взрослая.)

Моя бабушка - родная, а соседская? (Знакомая.)

Внучек маленький, а дедушка (Старенький.)

У девочки есть брат, а у братика? (Сестричка.)

Эта девочка - наша соседка, а мы ей кто? (Также соседи.)

На улице почти все - незнакомые, а в детском саду? (Все знакомые и друзья.)

Конспект открытого занятия. Тема занятия: «Секреты дружбы».

Вид занятия: Социально – личностное.

Тип занятия: Познавательное.

Тема занятия: «Секреты дружбы» (кружковая работа по социально-личностному развитию «Мир моих возможностей).

Возраст детей: 6-7 лет (дети подготовительной группы).

Способ организации детей на занятии : с подгруппой детей 10-12 человек.

Предварительная работа: проведение беседы на тему «Что такое дружба?», разучивание пословиц, стихотворений и песен о дружбе, подвижных игр и физкультминуток, проведение кружковой работы «Мир моих возможностей»; прослушивание аудиозаписи детских песен о дружбе: музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Если добрый ты”, музыка В.Шаинского сл. М.Пляцковского “Улыбка”, музыка Е. Крылатова сл. Ю.Яковлева “Колыбельная медведицы”; музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Настоящий друг, просмотр мультфильмов «Верные друзья», «Заюшкина избушка», «Теремок» и т.д.

Наглядный дидактический материал, который обеспечивает формирование чувственного опыта у дошкольников: объемный макет «искусственное дерево», макеты разноцветных конфет, карточки с буквами (друзья, дружба), сюжетные картинки к игре «Зашифрованные картинки», картинки с эмоциональным состоянием людей к упражнению «Мимика».

Цель занятия: Формирование у детей дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим.

Задачи: Обучающая: Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков и различать эмоциональные состояния друг друга;

Развивающая: Развивать социально – нравственные чувства, взаимопомощь, а также совершенствовать коммуникативные навыки;

Воспитывающая: Воспитывать справедливое отношение друг к другу и нравственные формы поведения.

Основные части занятия:

Вводная часть: Приветствие

— Прослушивание аудиозаписи «Дружба начинается с улыбки»

— Упражнение «Улыбка»;

— Упражнение «Назови соседа ласково по имени».

Основная часть: Сюрпризный момент макет необычного дерева с разноцветными конфетами

— Словесная игра «Мир без друга»;

— Игра «Собери слово»;

— Упражнение «Продолжи пословицу»;

— Игра «Зашифрованные картинки»;

— Упражнение «Мимика»;

Заключительная часть: Подведение итогов

— Упражнение «Назовем секреты дружбы»;

— Ритуал прощания «Подари тюльпан другу»

Физкультурная пауза, связанная с содержанием занятия:

— Пальчиковая гимнастика «Дружба»;

— Физкультминутка «Дружно встали на разминку»

Последующая работа:

— Проведение викторины «В дружбе наша сила»;

— Проведение занятий социально – личностного развития «Мир моих возможностей»;

— Продолжить изучение народного фольклора (пословицы и поговорки о дружбе); детских песен и стихотворений.

— Наблюдение за детьми в различных видах деятельности (игра, обучающие занятия, прогулки, спортивные праздники, тематические утренники, участие в районных и городских конкурсах).

Ход занятия

Вводная часть занятия:

Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки», ребята становятся в круг.

Социальный педагог: — Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

И не случайно я включила эту песню. Каждый из вас догадался, чему посвящена наша встреча?

Дети (хором): — Дружбе!

Социальный педагог: Верно, дружбе. А также ребята, нам предстоит пройти различные испытания и разгадать «секреты дружбы». Будьте внимательны!

Так с чего же начинается дружба?

Дети (хором): С улыбки!

Дети выполняют упражнение «Улыбка».

Социальный педагог: Молодцы, ребята! Вот так легко мы с вами разгадали первый «секрет дружбы», который был «спрятан» в песне «Дружба начинается с улыбки».

А сейчас будем приветствовать друг друга с помощью вежливых слов!

Проводится упражнение «Назови соседа ласково по имени». Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем. Например, ребенок обращается к соседу слева: «Здравствуй, Славик!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Танюша!», «Добрый день, Ванюша!» и т д.

Дети выполняют.

Социальный педагог: Молодцы, ребята! Мы сейчас все были приветливы друг с другом! Это и есть второй «секрет дружбы».

Основная часть занятия:

Социальный педагог: (дети садятся на стульчики, образуя круг).

— Ребята, на этом наши испытания не заканчиваются, а продолжаются и поможет мне вот это необычное дерево, на котором растут цветные конфетки. А в конфетках зашифрованы «секреты дружбы» — И так, готовы?

(Социальный педагог приглашает по одному ребенку и сообщает инструкцию).

Ребенок:

— Желтую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: «Можно ли прожить без друга?»

Социальный педагог: — Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его.
Проводится словесная игра «Мир без друга».

— Мир без друга был бы не интересным, потому что…

— Мир без друга был бы безрадостным, потому что….

— Мир без друга был бы мрачным, потому что…

— Мир без друга был бы скучным, потому что…

Социальный педагог: — Молодцы! Мы прошли и этот этап испытания.
Социальный педагог проводит пальчиковую гимнастику «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения)
Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один. (Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.

Социальный педагог: Все молодцы! Проходим следующее испытание.

Ребенок: — Красную конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: — Нам необходимо собрать два слова из букв.

Ребенок: — Ой, а мне понадобиться помощь друга!?!

(На помощь приходит друг).

Дети собирают слова. Социальный педагог (проводит игру «Собери слово!»)

В конверте карточки с буквами. Нужно правильно составить слова:
«дружба» и «друзья». Дети читают слова.

Социальный педагог: И с этим справились!

Ребенок: — Синюю конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: Вы все знаете много пословиц о дружбе, предлагаю их вспомнить. Я буду произносить начало пословицы, а вы – ее продолжение.

(Начинает ребенок, который держит конфетку в руках).

  • Нет друга, так ищи (а найдешь, так береги).
  • Друзья познаются (в беде).
  • Не бросай друга (в несчастье).
  • Крепкую дружбу (и топором не разрубишь).
  • Где дружбой дорожат (там и враги дрожат).
  • Сам себя губит (кто других не любит).
  • Дружба и братство (дороже любого богатства).
  • Старый друг (лучше новых двух).
  • Дружба в делах (помощница).
  • Дружба как стекло (разобьешь — не сложишь).
  • Дружбу помни (а зло забывай).
  • Новых друзей наживаю (а старых не забываю).

— « Был бы друг, (будет и досуг)»
— «Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)»
— «Рожь да пшеница годом родится, (а верный друг всегда пригодится)»

Социальный педагог: Молодцы, ребята! О каких секретах дружбы говорится в пословицах?

Дети:

— Друзья в трудную минуту должны помогать друг другу.

— Беречь дружеские отношения.

— Дружить искренне.

— Поддерживать друг друга.

— К друзьям относится с уважением.

— Помнить о своих друзьях.

Социальный педагог: Вот сколько «секретов дружбы» содержится в народной мудрости.

Социальный педагог проводит физкультминутку: Физкультминутка «Дружно встали на разминку».

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку,

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да не упади, смотри

(Дети наклоняются назад, упираясь ладонями в поясницу)

Наклоняемся вперед

Кто до пола достает?

Эту сложную работу

Дружно делаем по счету.

(Наклоны вперед).

Ребенок: — Зеленую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: Следующий секрет «зашифрован» в картинках.

(Социальный педагог показывает сюжетные картинки).

Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации.

— Это еще один секрет дружбы – помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей.

Ребенок: — Оранжевую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: — Много опасностей подстерегают дружеские отношения: обидные слова, грубость, драки, злость, слезы по пустякам, капризы. Давайте покажем мимикой свое плохое настроение, и будем стремиться к хорошему настроению.

(Социальный педагог демонстрирует картинки с эмоциональным состоянием людей)

Дети выполняют упражнение «Мимика».

Социальный педагог: — Вот вам и удалось справиться с плохим настроением и раскрыть «секрет дружбы» — хорошее настроение.

Ребенок: — Фиолетовую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю…

Социальный педагог: — А теперь давайте попробуем узнать своего друга по голосу. Следующее испытание так и называется “Узнай по голосу – кто сказал?”.

Водящий ребенок, сидя спиной к играющим, должен узнать, кто из детей сказал: “Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь”.

Заключительная часть занятия:

Социальный педагог: Молодцы, вы настоящие друзья! Как много разных испытаний мы прошли, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными, и хорошими товарищами. Значит мы с вами самая дружная семья. Посмотрите, как озарилась наша группа радостными улыбками, согрелась теплом дружеских сердец! Давайте еще раз назовем все «секреты дружбы»?

(Дети называют). Подведение итогов занятия.

— Что для жизни нужно?

Дети (отвечают хором): Солнце!

— Что для дружбы нужно?

Дети (отвечают хором): Сердце!

— Что для сердца нужно?

Дети (отвечают хором): Счастье!

— Что для счастья нужно?

Дети (отвечают хором): Мир!

Ритуал прощания «Подари тюльпан другу».

Жил – был Тюльпанчик. (Ладошки изображают открытый бутон).

Наступила осень, подул холодный ветер. (Дуют холодным воздухом на ладошки).

Тюльпанчику стало холодно, он закрывается, ему грустно. (Ладошки смыкаются, лицо грустное).

Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветерок. (Дуют теплым воздухом на ладошки).

Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку. (Ладошки открываются, дети нюхают цветочек, личики радостные, хлопают в ладоши.)

Дети дарят друг другу воображаемый тюльпанчик и прощаются.

Дети становятся в круг, берутся за руки и говорят: — До свидания, Настенька! До свидания, Сашенька! И т.д.

Социальный педагог: — До свидания, ребята!

Список методической литературы, которая использовалась при подготовке конспекта занятия:

1.Акимова Г.Е. Занятия с ребенком от рождения до шести лет: Расту, играю, развиваюсь! Екатеринбург, «У-Фактория», 2006

2. Алябьева Е.А. Детский сад с любовью: игры для детей 4 -7 лет: развитие речи и воображения, Москва, «ТЦ – Сфера», 2009.

3.Гришечкина Н.В.Золотая коллекция игр – 150 лучших развивающих игр для детей 5 – 7 лет, Ярославль, «Академия развития», 2008.

4.Дмитриева В.Г. 365 развивающих игр и упражнений для детей от рождения до 7 лет, С- Пб., ООО «Сова», 2008.

5. Добина Н.И. Развитие личности ребенка в детском саду 5 – 7 лет, Ярославль, «Академия развития», 2008.

6.Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников, Москва, «ВАКО», 2006.

7.Кузнецова А.Е. Азбука развития – 205 развивающих игр для детей 3 -7 лет, Москва, ООО «РИПОЛ КЛАССИК ДОМ», 2008.

8.Смирнова М.В. 2500: скороговорок, пословиц, поговорок, загадок, ЗАО «ОЛМА – МЕДИА ГРУПП», 2009.