Меню

Православный женский саит как воспитывать детей. Воспитание детей

Уютный дом


Православное воспитание детей практикуется во многих семьях, где есть верующие родители. Определить нормы и правила такого воспитания, которые будут подходить исключительно всем, очень сложно. Определенных инструкций нет, но есть четкая и ясная концепция, заключающаяся в духовном развитии и направлении по пути веры. Более подробно мы поговорим об этой деликатной теме в данной статье. Уделите несколько минут прочтению, даже если вы не считаете себя глубоко верующим человеком . Наверняка из этого материала вы подчерпнете для себя что-то важное.

Чем родители-христиане отличаются от других?

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого, но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том, чтобы в душе ребенка «изобразился Христос», чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам. Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству. Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

Православное воспитание детей - воспитание в строгости?

Православное воспитание детей многие из тех, кто не близок к вере, воспринимают как систему строгих запретов и вечных ограничений. Но настолько ли строгой является жизнь в вере? Долгие службы, постоянные молитвы, вечные запреты. Все это кажется сложным и несправедливым по отношению к детям, но настоящий христианин с вами поспорит. Никогда не нужно силой и угрозами заставлять ребенка молиться, пытаясь взрастить в нем смирение. Это чревато тем, что малыш подрастет и откажется от веры, а возможно и от связи с родителями. Истинному христианину важно создать такую обстановку, чтобы ребенок почувствовал безграничную любовь, присутствие Бога, ощутил его влияние, обрел бы истинную веру внутри себя. Если это произойдет, то и молитвы, и любые каждодневные обряды не будут в тягость. Чтобы это произошло, ребенок должен видеть пример в семье. То есть мама и папа должны правильно вычитывать молитвы, до конца выстаивать службы.
Конечно, и без строгости не обойтись. Многие знают знаменитую библейскую цитату, которая гласит о том, что родитель, жалеющий розги, сына ненавидит, а тот, кто любит, будет с детства наказывать. Неправильно воспринимать эту фразу в прямом смысле. Если ребенок не слушается и делает, что-то опасное для жизни, например, играет с розеткой, то здесь не всегда поможет спокойный тон, нужны меры посерьезнее. Помните, что родители всегда должны иметь определенный авторитет у детей, их слово должно быть «законным», на него ребенок должен опираться . Православное воспитание можно считать строгим, но не более строгим, чем любое другое «здоровое» воспитание.

Старшее поколение достаточно хорошо осознаёт, что в стране произошла смена культурной парадигмы, пошатнувшая устоявшиеся у советских людей понятия и о...

В чем заключается православное воспитание детей: факторы духовного возрастания

Православное воспитание детей в семье заключается в воспитании в постоянной ответственности, любви и самоотдаче. Православие нельзя считать системой или пытаться ее создать самому. А чтобы помочь ребенку «обрести Христа», родителям важно придерживаться следующих факторов духовного возрастания .

  1. Таинства. Первый раз ребенка стоит принести ко Христу на восьмые сутки после рождения. В этот день совершается Таинство крещения. Считается, что Господь омывает ребенка от первородного греха. Проклятие, которое тяготеет над человеческим родом, снимается в процессе крещения. Следующее Таинство - это миропомазание. Оно обозначает усыновление ребенка Господом. Господь дарует малышу благодать, ставит его в один ряд с избранным родом, святым народом. Согласно Ветхому Завету миропомазание ранее совершали только над пророками и царственными особами. Но по Новому Завету этот обряд даровали каждому христианину. Верующие люди считают, что процесс причащения «Крови и Тела Господа» исцеляет, укрепляет здоровье, помогает духовному очищению. Поэтому христиане-родители детям дают причащаться часто, никаких препятствий в этом нет. Совершая Таинства, дети по возможности и в зависимости от их возраста, должны понимать смысл происходящего. Именно таким образом происходит общение с Самым Господом.
  2. Молитва. Молитва считается дыханием духовной жизни. Христиане верят, что как жизнь физическая останавливается с прекращением дыхания, так и духовная прекращается, как останавливается молитва . Понятие о Боге ребенку прививается с самого раннего возраста. Считается, что сознание пробуждается в возрасте 2-х лет. С этого же времени и должны происходить обучения молитве. Христиане считают, что она существует в трех формах: выполнении домашних правил по молитве, в вознесении кратких молитв в течении дня, посещение Церкви. Первой молитвой для ребенка может быть «Отче наш», «Верую» и обращение к Богородице. Позже его учат молиться не только за себя, но и за близких. Добавлять новые молитвы стоит постепенно, так как ребенку может быть тяжело читать больше 20 минут подряд. Важно, чтобы он понимал сказанное, а не просто произносил текст с написанного листка. Вводя какую-то молитву ребенку, поговорите с ним о смысле этой молитвы. Спросите, как он ее понимает и расскажите, как понимаете ее вы. Если у вас с понимаем возникают трудности, не стесняйтесь спросить у батюшки в Церкви, не бойтесь показать свое «невежество». Родителем стоит рассказать детям, о чем можно молиться и о чем нельзя. Молитвы могут творить чудеса, например, помогая в учебе или в исцелении. После богослужения в Церкви дома можно спросить ребенка, что он понял из песнопений, а что для него осталось непонятным.
  3. Поклоны. С возраста 7 лет, то есть с отрочества, ребенка нужно научить поклонам. Это должны быть поклоны поясные и земные. Христиане считают, что поклоны восполняют рассеянность в процессе молитвы, дополняют слабость внимание и помогают молитве дойти до сердца. Этот обычай установлен Самим Господом. В Гефсиманском саду Он «пал на землю и молился».
  4. Пост. В православных семьях положено поститься не только в установленные Церковью посты, но также по средам и пятницам. Согласно христианским учениям, малышам можно не соблюдать пост лишь до тех пор, пока они кормятся молоком матери. Это относится к детям здоровым физически. Помимо этого, ребенка необходимо воспитывать так, чтобы он знал, что плотоугодие, перенасыщение, неумеренность не влияет на него благодатно. Ребенка нельзя кормить, «где попало», как только он заплачет и запросит этого. В христианской семье всегда должен быть установленный порядок принятия пищи.
  5. Духовное чтение. По словами Господа, человек будет жить не одним хлебом, но и словом, которое исходит из божьих уст. Считается, что Матерь Божия очень любила читать Священное писание. Христиане верят, что духовное питание формирует душу ребенка, поэтому оно важнее физической еды. Дети очень любят читать литературу на библейские темы, с удовольствием ее пересказывают, добавляют в рассказы что-то от себя. В Древней Руси, например, учились читать по Псалтирям. Помимо книг на библейские темы, дети должны изучать и юношескую литературу, из которой можно черпать примеры жизни в Боге. Объединяющей силой обладает совместное чтение, когда вся семья собирается в одной комнате, и кто-то один читает вслух. После все обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями, взрослые объясняют смысл прочитанного малышам.
  6. Освящение обстановки. Окружающая обстановка влияет на людей. Христиане с трепетом относятся к организации пространства дома. Священные предметы, кресты, иконы, картины Священной Истории - все это благоприятно влияет на детей и отталкивает любую «порчу».

Воспитывая детей по Христе, верующие люди сами придерживаются вышеперечисленных факторов и с детства этому приучают своих детей.

При ближайшем рассмотрении любой представитель человеческой расы является биосоциальным существом, жизненный путь которого немыслим без социализации. ...

Традиции православного воспитания детей в семье

Традиции духовного воспитания знакомы каждому христианину. Они складывались веками и до сих составляют основу христианской жизни. Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях, в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь. Но люди собираются семьей на Пасху, пекут куличи, отмечают Рождество Христово, многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день. Ознакомимся с некоторыми из них подробнее.
Традиции православного воспитания детей в семье:

  • Согласно обычаям Церкви с 4-х лет перед причащением ребенок не должен пить и кушать с того момента, как проснулся.
  • Чтобы исповедь ребенка была более содержательной, цельной и продуктивной, с 7 лет родители должны научить его записывать собственные грехи.
  • С 2-х лет ребенка нужно научить, что с самого утра, как только он просыпается, должен перекреститься, сказать слова хвалы Творцу и причаститься. Ребенку после пробуждения можно давать немного просфоры и ложечку святой воды.
  • Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей. Глава семейства читает громко, все домашние за них повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном.
  • Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым.
  • Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее.
  • С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Со временем ребенка важно научить и чтению Священного Писания, жизнеописаниями великих святых каждый день.

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо, но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть. Если вам непонятен смысл какой-то традиции или вы сомневаетесь, стоит ли ей обучать своего малыша, то поговорите с батюшкой. Спрашивайте, посещайте проповеди, тогда вопросов у вас не останется, а придет понимание и вера.

8 0

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ

С рождением ребенка в семье к его воспитанию подключался сложный механизм рода. Общение в семье, а также с близкими родственниками всегда несло духовно-психологическую нагрузку. Любые нюансы в отношениях родителей друг с другом, с родственниками чутко улавливаются детьми и на сознательном, и на бессознательном уровнях. Открытость или замкнутость, искренность или притворство, сочувствие или равнодушие, щедрость или скупость, доброжелательность или холодность - всё попадает на весы детского восприятия, откладывается в памяти различными эмоциональными оттенками, влияя на формирование личности ребёнка. У каждого человека благодарная память хранит детские впечатления от общения с бабушками и дедушками. Мир ребёнка немыслим без колыбельных песенок, сказок, поучительных историй. Бабушки и дедушки рассказывали внукам о своих молодых годах, играх, о службе или работе, встречах и общении с интересными людьми, делились жизненным опытом, при этом они вспоминали своих родителей, бабушек, дедушек. Это почитание светлой памяти предков сохраняло ощущение их присутствия в семье. Да и сам дом, мебель, вещи, купленные ими или сделанные их руками, поддерживали эту атмосферу, создавали своеобразную нравственную подпитку. В живом общении, таким образом, участвовали три, иногда четыре поколения, которые были связаны живой памятью ещё с двумя поколениями, ушедшими из этого мира. Все эти семь поколений составляли своеобразный корень, уходящий в глубину рода.

Пространственное положение корней рода в лице более или менее близких родственников (дядей, тетей, племянников, двоюродных, троюродных братьев и сестёр, сватьев, свояков и т.п.) придавало устойчивость роду, охватывая как обширную географию проживания, так и различные ступени социальной лестницы.

Крещение ребёнка

Путь каждого христианина к Царству Божию начинается с Таинства Крещения. Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние. Православная Церковь учит, что вера в таинство и связанное с этим искреннее желание его принятия являются необходимыми условиями для того, чтобы действие таинства было спасительным: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16).

Защитить своего ребёнка от проблем и невзгод - самое важное для родителей. Младенца, по традиции Церкви, следует крестить на восьмой или сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времён появились крёстные – люди, по вере которых крестят младенцев. Задача крёстных, как её видит Церковь, помочь родителям в православном воспитании крестников. Быть крёстным – и почётно, и ответственно.

«Крёстные должны быть крещёными, воцерковлёнными православными христианами, должны знать молитвы, читать Евангелие. Главное, чтобы критерием выбора крёстного или крестной было то, сможет ли он впоследствии помогать семье в христианском воспитании ребёнка. И, конечно, важным критерием должна быть степень знакомства и просто приязненность отношений». (2, с. 3).

Крёстные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за ребёнка, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крёстным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте. Крёстные обязаны молиться за своих крестников, что бы Господь удержал их на пути благочестия. Главное, в чем может и должен помочь крёстный, и в чём он берёт на себя обязательство, – это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь крестнику расти, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить своё христианство только Крещением. По учению Церкви, за то, как крёстные родители позаботились об исполнении этих обязанностей, с них так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание собственных детей. В семьях русского Севера крестную мать называли «божатка» (мать, данная от Бога при крещении).

Итак, крёстные родители принимали на себя ответственность за нравственное становление крёстных детей, помогая им в трудных жизненных ситуациях. В крёстные чаще выбирали родственников, тем самым ещё более укрепляя родовые связи. Но крестными становились и ближайшие друзья, уважаемые соседи, тем самым расширяя границы рода.

Таким образом, вся система родственных отношений убедительно свидетельствует, что сущность продления рода эволюционно направлена на создание условий для раскрытия тех лучших качеств и свойств человека, которые от рождения заложены в его природу, на развитие творчества ума и души.

Религиозное и трудовое воспитание

Основой воспитания крепких в вере христианских детей является напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, в которой они участвуют в соответствии со своим возрастом и особенностями своего характера. «Дух веры и благочестия родителей должен почитаться могущественным средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях» - писал святитель Феофан Затворник.

Такая сопричастность к духовной жизни необходима для развития христианских знаний и навыков у детей и является залогом превращения со временем отношений родители – дети, старшие - младшие в отношения духовных друзей. Тогда родители будут делиться духовным опытом, при этом возрастая, заимствуя духовный опыт и знания у своих детей.

Задача воспитания – вложить в сердца начатки веры, раскрыть её и подготовить детей к жизни. По слову Христа, «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21). Оно не дается воспитанием, Оно – дар Бога, но воспитание способно расчистить пути к его принятию. Начальные стадии воспитания ложатся на плечи матери. Она учит ребёнка крестному знамению и молитве, затем начинает возрастать роль отца.

«В ребёнке должно возрастать сознание бытия Божия, Его могущества и любви, и не только понимание необходимости молитвы, но и живая потребность в ней. Для этого и нужно воспитание, пример родителей, их молитвы за ребёнка». (2, с. 4).

Религиозно-нравственное воспитание значительно облегчается наличием у детей постоянного духовника, причём в детях воспитывается должное к нему отношение, соответствующее его сану и положению.

Ещё до школы родителям следует рассказать детям об основных вехах Священной истории, раскрывая при этом достоверность Библии в свете научных данных: дети должны уметь преодолевать влияние антихристианской пропаганды.

Со школьниками следует проводить систематические занятия по изучению Евангелия и Символа Веры и ознакомлению их, хотя бы в самом общем виде, со смыслом и содержанием церковного богослужения. Многие отдают детей в воскресные школы с этой целью. Эти школы должны прежде всего воспитывать религиозное чувство нравственности и благоговения. Но само религиозное воспитание закладывается прежде всего в семье, а дополнительное обучение может лишь помочь ему.

В переходном возрасте у подростков происходит критическое переосмысление мира, появляется стремление утвердить свою самостоятельность и независимость личности. Основным противоречием подросткового периода является самоутверждение и критицизм, а также мучительное желание быть понятым другими людьми и повышенный интерес к их взглядам.

Таким образом, семья является своеобразной школой религиозного воспитания. Её задача привить веру ребёнку с самого детства и помочь детям на прохождении жизненного пути.

Трудовое воспитание – это формирование в человеке созидательного начала. Оно может проявляться в творчестве, в садоводстве, в уборке, в научной деятельности, в воспитании в себе личности и т.п., - во всех этих действиях проявляется подобие Богу - Творцу. Религия облагораживает всякое дело, если оно делается во имя Бога и любви.

Православие относится к труду и как к послушанию, и как к творчеству. Послушание необходимо для борьбы с греховностью, а творчество – это дар, за который нужно благодарить Господа и чувствовать ответственность за обладание им. Развивая свои таланты, мы преумножаем их, а не используя их в труде, утрачиваем. Итак, детей нужно приучать к полезному труду. Благодаря этому, они не станут эгоистами, будут нуждаться в деятельности и стремиться помогать другим.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5) сказано в Евангелие. Поэтому любое дело, а тем более воспитание детей должно начинаться с молитвы, с обращения к Богу за помощью и вразумлением. Далее можно сказать, что это тема очень большая , но есть один общий принцип , который всем известен: невозможно воспитать ребенка тому, кто сам невоспитан. Если в семье нет элементарной дисциплины, и каждый живет по своим желаниям и вкусам, не считаясь с другими, если в ней постоянные ссоры, грязные слова, дикая музыка; если детей совсем не приучают к тому, с чем им обязательно придется столкнуться в жизни, особенно в семейной; если вся забота родителей лишь о том, чтобы создать детям материальный комфорт, а к прочим сторонам жизни ребенка практически нет никакого внимания, то о каком воспитании может идти речь, чего хорошего можно от него ожидать?

    Известен психологический закон, что лучшим средством испортить, буквально развратить ребенка является вседозволенность, безнаказанность . Основной принцип такого «невоспитания» – ребенок это божок, а родители – рабы, обязанные исполнять все его желания и прихоти. Ребенок – это кумир, который взрослея, будет требовать приносить себе все большие жертвы.

    Однако без разумной дисциплины в семье успеха в воспитании ребенка добиться невозможно. В частности, должен быть полный запрет на хулиганские словечки, на развращающие фильмы, картинки, книги, журналы, на дикую музыку и тому подобное. Очень важно наблюдать за компьютерными интересами и играми ребенка, ибо компьютерные игры, как выражаются психологи, «вскрывают» душу и могут и нравственно, и психически, и даже физически, и тем более религиозно, совершенно погубить ребенка. Необходимо больше читать книг, хорошо совместное чтение в семье.

    Наглый, хамоватый, грубый подросток, не уважающий собственных родителей, нагло и дерзко относящийся к взрослым людям, пошло относящийся к женщинам стал таким от ПЛОХОЙ информации.

    Если посмотрите какой духовной-информационной пищей он «питался», что ему НРАВИЛОСЬ, что он ЛЮБИЛ смотреть, какую музыку он любил слушать и во что играть, то вы обнаружите в его «рационе» компьютерные игры, американские диснеевские мультфильмы, голливудские агрессивные боевики и оккультые мистические фильмы, пошлые западные и российские молодежные комедии, порнографию, тяжелая рок музыка и т. д.

    Серьезнейшее наблюдение необходимо за кругом его общения . Уже древние говорили: «Дурные сообщества развращают добрые нравы» . И, конечно же, всегда главнейшим в воспитании детей остается пример жизни и поведения родителей , характер их общения между собой, с другими людьми.

    Важно отношение родителей к Богу. Бог познается в сердце человека. Самое главное совершается в сердце человека – поклонение Богу в духе и истине . «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу;.. но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине» (Ин.4:21-24). Для этого христианин и должен стяжевать Духа Истины, это – цель духовной жизни; всё же внешнее является средством для этого.

    В основе семейной жизни должно лежать поклонение Богу в духе и истине, христианская нравственность, чтобы семья становилась подлинной домашней Церковью. Очень важно, когда в церковной жизни участвует вся семья. Захотели мы, например, причастить ребёнка – мама и папа готовятся, всей семьёй причащаемся. Часто бывает не так: ребенка причастили, а сами родители к Чаше не подошли.

    Нужно сказать и о молитве. Молитве надо учиться, разбирать непонятные места. Каждую строчку молитвы – нужно детям непременно РАЗЪЯСНЯТЬ, и требовать ответ разумный у ребёнка, чтобы он хорошо ПОНИМАЛ каждое слово молитвы. Чтобы ребенок осмысленно молился. Не читал, не тараторил молитвы как попугай, а молился по настоящему с душой и добрым, внимательным чувством к Богу, а не механически читали молитвословы или ковыряли в носу, пока мама не прочтёт своё полуторачасовое правило.

    Интересно, что в нашем обиходном православном языке сложились такие устойчивые понятия: молитвенные правила мы – ВЫЧИТЫВАЕМ, а не беседуем, не общаемся с Богом как с самым родным близким для нас.

    Встали утром – механически, как роботы – ВЫЧИТАЛИ побыстрей своё молитвенное правило и с чувством выполненного перед Богом долга – принимаемся за свои дела. А нужна ли Богу — такая молитва? Это нас к сожалению — не волнует и не тревожит.

    А службу мы — ВЫСТАИВАЕМ. Сходили в церковь, постояли, свечки поставили, по сторонам посмотрели, со знакомыми пообщались – и домой пошли – опять свой долг перед Богом выполнили.

    А то, что мы в церкви были ХОЛОДНЫ и далеки от Бога, равнодушны к Нему – нас по прежнему — не волнует.

    Многие родители уверены, что их дети могут познать Бога только в храме; между тем это совсем не так. Детское религиозное восприятие существенно отличается от взрослого. Не случайно сказал Господь: если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное (Мф.18:3). Эта заповедь, разумеется, не повелевает взрослым «примитивизировать» себя. Апостол Павел говорит: не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1Кор.14:20); это значит уподобиться детям в отношении к Богу. Дети способны воспринимать Живого Бога непосредственно, они чувствуют Его всюду: в окружающим их прекрасном и удивительном мире, в детской сиюминутной радости жизни и т.д. Но самым ближайшим образом дети способны ощутить Бога в атмосфере мира и любви, которая окружает их. И тут-то вся «загвоздка»: таковая атмосфера должна быть в семье. Мама и папа должны любить друг друга и своих детей; в семье должен быть мир; родители должны именно этим создавать условия, чтобы не мешать детям воспринимать Бога и духовную сферу жизни. Это делается вовсе не разговорами о Боге, а исключительно примером жизни. Если для мамы и папы Христос – не нечто внешнее, не правило, не обязанность посещать храм, не кнут и пряник в попытках духовного воспитания, а самое дорогое, важное и ценное для самих себя, то дети без всяких слов воспримут Христа как Источника мира, добра и любви, которые есть в семье.

    Бог — есть Любовь. Если НАРУШЕН этот принцип — НАРУШЕНО всё в семье. Напрасны тогда иконы, лампады, посты, кресты, духовное чтение, молитвословия. Нет любви в семье — значит, НЕТ среди нас и Бога. Нет и веры в Бога. А любовь, как известно — не раздражается, не гордится, не ищет — своего. А в какой семье — нет подобного греха? Дети всё чувствуют. Остается внешнее, без внутреннего содержания. Соль, потерявшая силу.

    Слава Богу, что у нас есть Таинство Покаяния, после которого можно и нужно начинать все сначала. Прежде всего надо воззвать к Богу и попросить Его от всей души помочь подняться из этой пропасти, в которой мы находимся.

    Некоторые родители, ходящие в церковь, СТАРАЮТСЯ помочь своим детям стать хорошими детьми, но не потому, что их волнует Спасение их души, а потому, что они ХОТЯТ иметь хороших детей. То есть, их больше беспокоит то, что будут говорить об их детях другие люди, чем-то, что их дети могут попасть — в Вечную муку. Но как в таком случае поможет им Бог?

    Задача не в том, чтобы дети шли в церковь из-под палки, но в том, чтобы они ПОЛЮБИЛИ Церковь и Христа. Они должны делать добро не из-под палки, но почувствовать его как жизненно важную необходимость.

    Древняя мудрость гласит: «Привычка – вторая натура» . Поэтому в высшей степени важно с детства прививать ребенку добрые навыки : послушание и уважение к родителям, трудолюбие, умение бороться со своими желаниями, дурными мыслями, а не только не совершать дурных поступков.

    Очень важно приучать ребенка к честности и в делах, и в словах, и … в мыслях, ибо с мыслей всё начинается. Бесчестный много будет страдать в жизни, ибо, как говорил преподобный Варсануфий Великий, страсти тяжелее скорбей, а преп. Исаия Отшельник предупреждал: «Пренебрегающий мелочами мало-помалу нисходит в гибельное падение» .

    Огромное и неоспоримое значение в воспитании имеет, конечно, привитие ребенку православных взглядов и навыков . Этому очень помогают жития святых, жизнь замечательных своим высоким нравственным уровнем людей, вообще хорошая литература, начиная с прекрасных народных сказок, церковная, народная и классическая музыка и проч. Ребенок обязательно должен знать Евангелие , христианские начала жизни.

    Необходимы для гармоничного развития детей также культурное воспитание и социальная адаптация. Существует псевдодуховное мнение, что детей нужно воспитывать исключительно церковно, дабы оградить их от тлетворного влияния мира сего. В рамках этого взгляда светская культура считается излишней и даже вредной, потому что-де, она отвлекает от молитвы и всего церковного. В связи с этим детям запрещают общаться с нецерковными сверстниками («растлят»), не подпускают их к компьютеру («зомбирует»), и прочее, хотя должен быть контроль. А результат – дети вырастают не приспособленными к жизни, ибо, как не старайся, а из этого мира никуда не деться; серыми, необразованными, культурно и интеллектуально не развитыми. Не найдя своего места в социуме, они часто озлобляются, а иногда обвиняют в своём маргинальном положении Церковь, которая так совершенно не учит. Апостол Павел говорит: всё испытывайте, хорошего держитесь (1Фес.5:21); всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1Кор.6:12).

    Проблема многих православных семей сегодня вот в чём. Многие верующие люди, почему-то наивно считают, что то, что происходит с детьми из неверующих семей, когда дети из этих семей ругаются, сквернословят, пьют пиво, курят, пошло и нагло себя ведут, грубят взрослым, смотрят порнографию, играют в компьютерные игры и в карты – то православные родители почему то считают, что вот уж их-то это никогда не коснется и им это не угрожает. Они так и говорят: «Наши чада молятся, постоянно причащаются, ходят в храм – что ещё нужно? Ничего дурное их не коснётся». ОШИБАЕТЕСЬ!

    От тлетворного влияния мира сего, которое, безусловно, имеет место, невозможно убежать; ему можно лишь противостоять. И противостояние это должно осуществляться не только на уровне духовности, а и на культурном и социальном уровне. А для этого нужно вооружить детей соответствующим «багажом»: развивать в них художественный эстетический вкус, приобщать их к классическому искусству, музыке, литературе, развивать творческие задатки ребёнка, – чтобы, столкнувшись с доминирующей сегодня агрессивно-попсовой антиэстетической средой, наши дети имели некое культурное «противоядие», которое они могли бы противопоставить массовой псевдокультуре. Между прочим, и сама церковность совершенно неотделима от культуры; не будучи культурно воспитанным человеком, невозможно как должно воспринять ни то же Богослужение, ни церковные историю, письменность, искусство. Культура – не враг Церкви, а первый её союзник; великая европейская и отечественная культура по сути своей – явление христианское; и родители просто обязаны приобщать ей детей.

    Надо просто ПОНЯТЬ, что Господь — УЧИТ всех людей ДОБРОМУ и прекрасному через все: через природу, через красивую музыку, через живопись, через хорошие фильмы, книги, сказки, рассказы, повести.

    Но и тут всё упирается в семью . Если все культурные потребности удовлетворяются телевидением – или, по противоположности, в семье читают, слушают и смотрят только и исключительно «православное», а от всего остального шарахаются, – то откуда детям взять культурное воспитание? Это же касается и социальной жизни. Нужно готовить детей к жизни в нехристианском мире таким образом, чтобы они смогли быть солью земли (Мф.5:13), то есть чтобы они выросли порядочными, мужественными, активными людьми, владеющими современными технологиями, образованными, развитыми и умеющими не на уровне церковности только (от которой далеки большинство наших современников), но и на всех путях жизни противостоять злу и греху и свидетельствовать о Христе , чтобы люди видели их добрые дела и прославляли Отца их Небесного (Мф.5:16). Этому всему тоже учатся в семье; но для этого мама с папой должны сами понимать и уметь всё это, быть в этом примером для детей.

    - Как можно сформулировать, что такое христианская семья?

    – Семья была создана Богом в раю. Цель семьи – счастливая, вечная жизнь с Богом. Христианскую семью называют еще и малой церковью по образу Церкви Христовой, где муж является главой, жена – помощница, а дети находятся в послушании у родителей. Главной целью родителей является воспитание детей, подготовка их не только для земной, но, самое главное, для вечной жизни с Богом в Его Царстве.

    Вообще, брак – это тяжелый крест, и от того, как супруги будут нести его, будет зависеть вечная участь самих супругов и их детей. Поэтому, я считаю, ребенку необходим каждодневный духовный и физический труд. Родители должны позаботиться, чтобы каждый день в семье возносились молитвы к Богу, читались Евангелие, жития святых и другая духовная литература, а также присутствовал физический труд, не было праздности. Это важнее, чем школа, кружки и другие дела.

    Не нужно бояться воспитывать детей в строгости, нельзя давать им полной свободы, так как не все принятые ими решения могут быть верными. Необходимо интересоваться, чем они занимаются, с кем дружат и т.д. В Библии Бог говорит: «Есть у тебя сыновья? учи их, и с юности нагибай шею их» ( .

    - Вы сказали, что нужно воспитывать детей в строгости. А нужно ли наказывать детей? Если да, то как это делать?

    – В идеале дети должны беспрекословно слушаться родителей. Но в жизнь человечества вошел грех, и это стало не всегда возможным. Поэтому я считаю, что детям нужно по-взрослому объяснять, что такое добродетель и что такое грех. Надо обязательно добиваться того, чтобы ребенок слушался отца и мать.

    Для себя я сделал вывод, что нужно сразу реагировать на непослушание и плохое поведение детей, нельзя ничего пускать на самотек. К примеру, если кто-то из детей неправ, нужно на время отложить свои дела и разобраться в ситуации, все объяснить и заставить виновного просить прощения, а также сделать один или три земных поклона перед тем, кого он обидел. Это очень смиряет. А потом обняться и примириться. Если вразумления не помогают, то можно поставить в угол или лишить чего-то. При этом нужно донести до ребенка, что родительское наказание – это помощь: «Мне очень не хочется этого делать, но я перед Богом за тебя отвечаю. Грех так оставлять нельзя». Впоследствии дети это поймут и будут благодарны своим родителям.

    Некоторые люди говорят, что ни в коем случае нельзя наказывать детей, чтобы они не пугались. Я разделяю мнение святителя Иоанна Златоуста по этому поводу: «Если бы страх не был благом, то ни отцы не приставляли бы надзирателей к детям, ни законодатели начальников к городам. Ничто так не истребляет греха, а добродетели не способствует расти и процветать, как непрестанный страх. Поэтому, кто не живет в страхе, тому невозможно быть добродетельным... Если бы страх не был благом, Христос не изрек бы много и продолжительных наставлений о тамошнем наказании и мучении. Страх есть не иное что, как стена и ограда...».

    - Как вас воспитывали ваши родители?

    – Я до сих пор помню случай из детства, когда я бегал во дворе, отец меня позвал несколько раз, а я не отреагировал. Когда я пришел домой, отец объяснил мне, что непослушание – это грех, и наказал меня ремнем. После этого случая, если я гулял во дворе и слышал, что кого-то зовут, то сразу прибегал домой убедиться, не меня ли позвали. Я на всю жизнь запомнил отцовский урок. Мой отец читал Священное Писание и знал, что наказание спасительно для души: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (). Он всегда говорил мне: «Мелочей не бывает. Нельзя игнорировать ни одного греха. Вот смотри, люди сидят в тюрьмах, а ведь все начиналось с маленького греха…»

    Родители, которые не наказывают своих детей, либо считают, что нет загробной жизни и вечных мук, либо убеждены, что уж их-то дети в ад точно не попадут, и тем самым подвергают детей большой опасности. Приведу пример: ваш ребенок бежит к пропасти. Что вы будете делать? Позволите ему упасть? Нет, вы подбежите и силой оттащите его оттуда, еще и серьезное внушение ему сделаете, чтобы впредь смотрел, куда бежит. А ведь гораздо страшнее духовная пропасть, в которую могут упасть дети по нерадению родителей.

    Наказание должно быть правильным: оно должно совершаться без гнева и крика, строго, но с любовью. Иначе мы сами получим осуждение от Бога и навредим психике своего ребенка. В случае, если родители поздно спохватились и не воспитали ребенка до подросткового периода, излишняя строгость неприемлема, такому ребенку нужно все объяснять спокойно и с любовью.

    - Как влияют отношения родителей на становление личности ребенка?

    – Личность ребенка начинает формироваться с момента зачатия. Уже в этот период на него влияют отношения его родителей, любая ссора, любой конфликт ранят чуткую душу ребенка. Впоследствии внутриутробные переживания скажутся на его психике. Многим известно, что когда родители ссорятся, дети чувствуют себя виноватыми, они начинают капризничать, плакать. Мы во всем являемся примером для своих детей, поэтому их воспитание должны начинать с воспитания самих себя. Отношения супругов должны быть наполнены любовью, уважением друг к другу и детям. Родители должны жить в кротости, смирении и терпении.

    Коллектив светской школы далек от Церкви. Насколько плохо это влияет на ребенка? Что Вы можете посоветовать родителям и детям?

    – Конечно, лучше выбирать православную школу или гимназию. Но даже если нет такой возможности, родителям нужно помнить, что в основном воспитание происходит в семье. Именно на родителях лежит задача воспитания ребенка настоящим христианином, который должен, прежде всего, заботиться об угождении Богу, а не людям. Скажу больше, семья должна воспитывать мужественных воинов Христовых. Мы должны объяснять детям, с какими трудностями они столкнутся в жизни, и что их будет немало. Надо внушать им, что следует не приспосабливаться к современному миру, а отвергать его порочную сторону. Если хотите, дети – это уже маленькие подвижники, которые тоже несут свой крест.

    Конечно, в светской школе ребенок столкнется с определенными проблемами, и его нужно подготовить к ним, например, научить не зависеть от мнения окружающих и их образа жизни, твердо стоять на позиции добродетели, стараться не обращать внимания на насмешки одноклассников, угождая Богу, Который всегда все видит и наградит за мужество. Все нужно объяснять ласково, с любовью. Родители должны стать старшими друзьями для своих детей. Например, необходимо обсуждать всю новую информацию, которую ребята узнают в школе, или события, которые с ними происходят, и на семейном совете решать, что хорошо, а что греховно.

    Отец Алексий, Вы являетесь духовником воскресной школы Софийского собора. Помогает ли она родителям в воспитании детей?

    – Конечно, помогает, для этого и созданы такие школы. Очень важно, что детей там учат любить Бога, жить по заповедям, помогают воцерковлению. Родители зачастую не обладают достаточными знаниями, чтобы научить этому ребенка. Были случаи, когда дети благодаря воскресной школе приводили своих отца и мать в Церковь.

    Получается, воскресная школа берет часть воспитания на себя, но не нужно забывать о том, что на ребенка сильно влияет атмосфера в семье. Родители тоже должны стремиться жить христианской жизнью. Иначе получится так, что дома дети видят одно, а в воскресной школе – другое, и вероятность того, что такой ребенок останется в Церкви, очень мала. Родители должны своим собственным примером вдохновлять ребенка.

    - Как ребенку из христианской семьи устоять перед искушениями нашего времени?

    – Прежде всего, ребенку нужно объяснить: карьера, слава, деньги, греховные удовольствия и прочее, что диавол предлагает в качестве мирского счастья, – это обман. Многие сейчас ставят это на первое место в жизни, но ребенок не должен подражать им. Надо постоянно напоминать детям, что земная жизнь временная, что наша родина – это Царствие Небесное, к которому мы и должны идти. Настоящее счастье – это жизнь по заповедям и верность Богу, именно такая жизнь рождает истинную радость в сердце человека.

    Напомню обращение к родителям: «Хотя бы вся наша жизнь была благополучной, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей. Мы отвечаем за их спасение» .

    В основе материала –

    публикация сайта Новгородской епархии

    Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

    В оспитать ребенка в современном светском мире в православии — очень сложное дело. И, все же, это наш долг, долг православных родителей.

    Ниже мы привели беседу со священником Георгием Романенко, в прошлом детским врачом-психиатром, который отвечает на вопросы, касающиеся воспитания детей в православной вере.

    – Насколько сейчас распространены детские психические болезни?

    – Если включить и пограничные состояния, то болеют многие. Процент людей с серьёзными заболеваниями, например, шизофренией, не меняется, а количество неврозов с каждым годом растёт. К пубертатному, то есть подростковому, возрасту у 90% детей есть психические нарушения, в лёгкой форме или тяжёлой.

    – А с чем это связано?

    – Во-первых, с наследственностью, с состоянием здоровья родителей – а генофонд у нас испорченный. Во-вторых, с воспитанием детей. А в третьих – среда усугубляет нарушенное душевное состояние: непотребные фильмы, жуткие мультфильмы, телепузики, дискотеки…

    – Какие болезни наиболее частые и сложные?

    – Нельзя так говорить: все они сложные. У одного ребёнка страхи, у второго – тики, у третьего – нарушение поведения. Машина сломалась, а потому ли, что мотор не в порядке или шины лопнули – роли не играет – машина уже не едет, всё – болезнь. В пубертатном возрасте болезнь усугубляется, и человек уже созрел для того, чтобы плодить таких же, как он сам, больных, или даже хуже.

    – Страшная картина. Значит, с каждым поколением положение усугубляется? У психически больных людей не могут родиться здоровые дети?

    – Физически они могут родиться здоровыми, но порог их возбудимости уменьшается, им всё труднее сдерживать наплыв раздражающих факторов, и всё быстрее происходят срывы.

    – По статистике получается, что болеют большинство детей, но родители чаще всего не подозревают об этом, потому что, по Вашим словам, болезни порой протекают в скрытой форме. Скажите, как всё-таки распознавать признаки болезни? На что обращать внимание?

    – Страхи, гиперактивность, невнимательность, плаксивость, повышенная раздражительность, капризность, детский садизм, странное поведение (например, страстно любит только одну игрушку или всё время рисует только одну и ту же вещь) — всё это должно нас насторожить. Вот случай. Мальчик сначала собачку мучил, кошку, а потом решил отомстить своим друзьям, которые его обидели. Взял палку, вбил в неё гвозди и пытался выколоть им глаза. Как быть? Решить, что это детская шалость и забыть про это? Или всё-таки забеспокоиться и попытаться выяснить, как в дальнейшем избежать подобных инцидентов?

    Даже на обычное стабильное непослушание нужно обратить внимание. Может быть, у вас неправильный контакт с ребёнком, или у него повышенное внутричерепное давление из-за, скажем, трудных родов. Если вам что-то мешает в его воспитании и общении с ним, вначале обратитесь к психологу, а затем, если тот порекомендует – к психиатру или детскому психоневрологу. Он пропишет вам лекарство, порекомендует наиболее благоприятный режим для ребёнка.

    – Что нужно делать для того, чтобы предотвратить детские психические заболевания?

    – Единственным способом – правильным воспитанием в семье.

    – Вот ребёнок подросткового возраста стал капризен, агрессивен, не слушается, всё воспринимает в штыки – контакт с ним нарушен, а родителям все вокруг говорят, что это ничего, пройдёт, не надо обращать внимания, это подростковый возраст, и мы такими в своё время были… Можно ли доверять подобным советам?

    – Нет, мы такими не были. С каждым поколением психическое состояние людей, и, конечно, подростков, ухудшается. Иоанн Златоуст говорил, что этот возраст самый сложный: никто не может сказать, каким выйдет ребёнок из подросткового возраста, каким человеком он станет – хорошим или плохим. Одному Богу известно. Нужно помнить, что в этом возрасте нельзя раздражать детей, но при этом и не идти у них на поводу.

    – Чего нужно избегать в воспитании детей

    – Крайностей. Случай как-то был. Я шёл по улице и слышу вой женщины. Я подумал, что убивают. Подбегаю, оказывается, нет, это просто молодая мама разговаривает со своим двухлетним сыном, который влез в лужу. Бедные дети, которым достаются мамаши, которые целыми днями только и кричат: нельзя, не трогай, не ходи, не лезь!..

    Ребёнок не принадлежит родителям, он принадлежит Богу. Это отдельная, уникальная личность, неповторимая. И относиться к ребёнку, и воспитывать его нужно как уникальную личность, в духе свободы и любви. Дар свободы, по святым отцам, даже выше, чем дар любви. Воспитывая ребёнка, мы должны помнить в любой час, что перед нами – образ и подобие Божие. И наказывая, и поощряя, мы должны помнить это. Не унижая, не оскорбляя, не провоцируя, не издеваясь, а с любовью, терпением, кротостью, смирением, нежностью.

    – Значит, чрезмерная опека вредна детям?

    – Конечно, всё чрезмерное вредно. Грань должна быть. Важно ребёнка не забить, чтобы он наркоманом не стал, но и не давать ему сесть на шею. Как это разграничить? Где можно наказывать, а где лучше этого не делать? Дорогие братья и сестры! Единственная граница – это ваша любовь к вашему ребёнку. Насколько вы любите своё дитя, настолько вы его и воспитаете. Любящим сердцем вы почувствуете, когда его лучше наказать, а когда можно простить. Многие ссылаются на книги, публикации, один то сказал, другой – это. Так нельзя вырастить ребёнка. Ребёнок воспитывается сердцем, и если вы не любите его по-настоящему, сколько бы вы книг по воспитанию не прочли, сколько бы лекций на эту тему не прослушали, вы не сможете, как должно, это сделать.

    Особенно много терпения родителям нужно, когда их дети в подростковом возрасте. Не раздражайте их напрасно. Если подростка подавлять всё время, то, дорогие братья и сестры, 90% ранних браков и уходов из дома, как правило, – результат подавления родителей, и, чаще всего – матери. Дети, которых подавляют в подростковом возрасте, вырастают убогими, они не чувствуют свободы, не чувствуют Бога, они вырастают, как забитые животные. Не кричите: «Я запрещаю тебе дружить с этой девочкой!», а мягко скажите: «Мне это не нравится, я не хочу, чтоб ты это делал, а если ты будешь встречаться тайно, что ж, встречайся, но мне это будет неприятно, мне будет больно, я буду молиться за тебя…» Молитесь Богу о ваших детях, заказывайте молебны, посещайте с ними святые места. Постарайтесь стать своему ребёнку другом.

    Что хорошо у нас в Православии – нам спокойней и лучше воспитывать ребёнка, потому что у нас есть Бог, абсолют, истина. Воспитать нормально можно только в верующей семье, или хотя бы стремящейся к вере. Потому что ни психологи, ни врачи, ни педагоги, обвешанные наградами, дух доброты, любви, целомудрия, смирения, жалости не воспитают в ребёнке. Высшие, эмпирические качества воспитываются только Церковью.

    – Батюшка, у меня есть пару примеров семей, где детям дана полная свобода. У них нет обязанностей по дому – их даже не приучают к домашней работе, они полностью предоставлены сами себе: девочкам школьного возраста позволено гулять допоздна, самим планировать своё время, делать себе покупки…

    – Вы согласитесь, чтоб ваш сын на такой девушке женился? Я – нет. Кому нужны такие девицы, которые могут только кушать, пить, гулять? А обязанности?

    – Ну, они ходят в школу, у них успехи в учёбе…

    – Учёба – это ещё не всё. Вот пример из моей врачебной практики, когда я на «скорой помощи» работал. Приехали мы с бригадой в одну семью, где дедуля уже почил в Бозе. Рядом были сын и дочь его, с высшим образованием оба, да и по всему в доме видно было, что люди здесь живут ученые. Вот они нам говорят: «Забирайте этот труп отсюда и увозите». Мы отвечаем, что «скорая помощь» трупы не забирает: «Он же ваш отец. Вы обмойте его, да и похороните по-христиански». «Нам он не нужен здесь, – отвечают они, – нам с ним неприятно» – «Как же, ваш отец, вам неприятно?..» И тут они спрашивают: «А откуда вы трупы забираете?» Мы наивно отвечаем, что «скорая помощь» забирает трупы только с общественных мест, с заводов, фабрик… «А лестничная клетка – общественное место?» – спрашивают они. Общественное, отвечаем мы. Они и выволокли отца родного на лестничную площадку. «Теперь забирайте». Вот оно, голое образование… В воспитании всё позволять – грех, это ошибка, не знамо какая, потому что такие качества, как жалость, доброта, милосердие сами по себе не вызревают. Заметьте, какие обидные клички дают дети друг другу в школе, какие у них бывают жестокие драки, какие они бывают агрессивные… Ребёнок нуждается в том, чтобы ему привили высокие чувства и мысли. Что может вырасти из ребёнка, которому всё позволено? Он вырастет свободолюбивым, но без Бога в душе. Дурные склонности нужно пресекать в самом начале. Ребёнок должен знать, что такое запрет, что есть что-то, в чём ему могут отказать. Пусть он лучше лишний раз спросит: «Папа, мне можно?»

    – Как верно воспитать чадо в неполной семье?

    – В неполной семье ребёнок развивается неполно. Женщина одна не воспитает ребёнка правильно, особенно мальчика. Она не сможет вырастить мужчину, потому что сама женщина. Да и девочку без отца как вырастить? Как дать ей понятия о семье, о роли женщины, о верных взаимоотношениях в доме? Дорогие женщины, берегите семью, сохраните мужа – отца ваших детей. Чаще всего люди расходятся из-за мелкой ссоры, глупостей, мелочей, которые можно уладить. Идите на примирение ради ваших детей – и Бог наградит вас. Если же муж сам ушёл, завёл себе другую семью, а вас ни видеть, ни слышать не хочет, нужно найти себе мужа. Если же нет возможности найти мужа, нужно побольше общаться с дедушкой. Всё сделать так, чтобы было влияние мужчины в доме – это Господь так сказал, не мы придумали, психологи и психиатры.

    – Как себя правильно вести, если дети здоровые, правильные, чтобы они дальше росли максимально здоровыми психически?

    – Первое и главное – должен быть мир в семье. А мир в семье добывается только одним единственным способом – кто-то в семье должен быть смиренным. Второе – покажите ребёнку, как вы верите в Бога. Ходите с ним в храм Божий, читайте с ним добрые книги. Третье – родители и дети должны вести открытый образ жизни, чтобы дети не приучались обманывать, придумывать, льстить. Это достигается только личным примером. Не говорите, что не покупаете джинсы, потому что денег нет, а потом сами тратите их на что-то другое. Нужно честно сказать, что деньги есть, но вы не можете их ему дать, потому что они нужны на что-то другое, более необходимое. В семье очень важно не лукавить, не обманывать. В общем, как в «Домострое».

    – Для психического состояния ребёнка важно, сколько детей в семье?

    – Конечно, один– два ребёнка, как правило, растут потребителями. Трое детей – необходимый минимум. А если в семье много детей, они вырастают хорошими людьми. Всё общее, всё наше, мы родные. Все работают, приучаются заботиться, опекать других. Потом, чем больше детей, тем больше шансов у родителей, что их кто-то подберёт в старости и будет кормить. Если один ребёнок, шансов, что они проведут свою старость в неге, любви и заботе, немного. Да вообще, женщина спасается деторождением.