Меню

Причины и типы нарушения поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пути коррекции поведения

Мода

Деструктивное, агрессивное поведение детей истекает из трех основных причин. Во-первых, это чувство недоверия и страха по отношеню к окружающему миру. Во-вторых, столкновение ребенка с разнообразными запретами и неудовлетворением его потребностей и желаний. И, наконец, отстаивание своей самостоятельности и независимости, что является необходимым фактором взросления.

Поэтому от родителей требуется проявление безусловной любви к ребенку таже в сложном деле коррекции агрессивного поведения. Оскорбления и угрозы полностью запрещены: родители должны проявлять недовольство конкретным поступком, принимая при этом саму личность ребенка. Также родителям следует помнить о собственной агрессии и научиться ее контролировать. Собственный пример и искренняя любовь - вот две основы коррекции агрессивного поведения ребенка.

Коррекция агрессивного поведения у детей

Подавление агрессивных импульсов, как мы уже писали, опасно для психического и физического здоровья ребенка. Поэтому нужно научить малыша выражать свои негативные чувства любым социально приемлемым, безобдиным для окружающих способом: рукоделие, спорт, рисование; с помощью игрушек, наконец. Также для того, чтобы ребенок смог «выпустить пар», психологи рекомендуют завести специальную «подушку для битья», на которой можно вымещать всю накопившуюся агрессию.

Один из важных методов - научить ребенка переводить чувства из действия в вербальную плоскость. Умение говорить о своих чувствах, а не сразу лезть в драку - важнейший навык. К тому же, родителям тоже будет легче, если малыш научиться обьяснять на словах, почему он обижен или рассержен. Здесь, опять же, не забывайте о собственном примере. Говорите! Без человеческого общения любая коррекция агрессивного поведения будет бессмысленной и безрезультативной.

Коррекция агрессивного поведения дошкольников

Изебгайте иллюзии, будто взрослый знает о чувствах ребенка больше, чем сам ребенок. В детях нужно уважать личность - эта, казалось бы, очевидная аксиома оказывается одним из самых трудных моментов для взрослых в деле коррекции агрессивного поведения ребенка. Свобода и личное пространство - вещи, важные не только для взрослых.

Но и здесь нельзя перегибать - ребенок не меньше нуждается во внимании со стороны взрослого. Привлечение внимания - одна из основных причин агрессивного поведения. Например, когда дошкольник ударил товарища по игре, нужно не начинать ругать агрессора, а проявить внимание к пострадавшему: поднять его, успокоить, а еще лучше - вместе уйти из комнаты. Лишенный внимания и компании, маленький агрессор поймет все негативные последствия насилия.

Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников

Агрессивные дети в силу сособенностей своего характера обладают довольно ограниченным набором реакций на неприятную ситуацию. Как правило, дети в таких ситуация придерживаются силовых моделей поведения, которые они считают обычной обороной.

Цели и задачи данного направления в программе коррекции агрессивного поведения дошкольников - научить ребенка агрессия является не единственным способом реагировать на проблемную сиутаци, существует еще большой спектр более конструктивных реакций. Это не только минимизирует агрессию, но и улучшит навыки общения и социализации.

Это также поспособствует развитию эмпатии. Агрессивный ребенок слабо осознает собственные эмоции и игнорирует эмоции окружающих. Развитие эмпатии является важнейшим моментом в деле коррекции агрессивного поведения.

Коррекция агрессивного поведения младших школьников

Важная ошибка, которую допускают во время коррекции агрессивного поведения младших школьников - это «публичные выговоры». О проступке ребенка нужно разговаривать исключительно с глазу на глаз, без участия класса или любой другой социальной группы. В беседе нужно избегать эмоционально окрашенных слов («стыдно» и тому подобные).

Ребенка нужно поощрять и не забывать хвалить. Когда ребенок реагирует должным образом, нужно закреплять это похвалой. Но не дежурным «Ты хороший мальчик», дети чувствуют фальш. Ваша похвала, как и эмоция, должна быть искренней.

Неплохой метод коррекции агрессивного поведения для дошкольников и младших школьников - так называемая сказкотерапия. Придумайте вместе с ребенком сказку с ним же в главной роли. Смоделируйте ситуации, в которых он ведет себя спокойно и терпеливо и получает за это награду.

Программа коррекции агрессивного поведения школьника

Детские психологи выделяют шесть основных блоков-направлений, в рамках которых строится коррекция агрессивного поведения. Каждый блок призван корректировать отдельную психологическую черту.

  1. Снижение внутреличностной тревоги.
  2. Развитие эмпатии и осознание собственных эмоций.
  3. Взращивание позитивной самооценки.
  4. Обучение приемлемым и безопасным для окружающих реакциям на проблемные ситуации.
  5. Развитие самоконтроля и управления агрессией и гневом.
  6. Отдельным блоком стоят консультации психолога с родителями и педагогами.

Такие занятия необходимо проводить не реже одного раза в неделю. Продолжительность занятий с дошкольниками - не более сорока минут, с младшими школьниками - не более часа.

Коррекция агрессивного поведения подростков

Агрессивное поведение подростков имеет свои особенности, связанные как с физиологическими так и с социальными факторами. Подросток, взрослея, обнаруживает множество противоречий не только в окружающем мире, но и внутри собственного «я-образа». Эмоционально-ценностное отношения к себе меняется, и эти личностные сдвиги нередко проявляются в резком всплеске недовольства собой и неконтролируемой агрессии. Ясное дело, что коррекция агрессивного поведения подростков имеет свои особенности.

Агрессивные подростки, при всем разнообразии их личностных особенностей, обладают общими чертами. Это и бедность ценностных ориентиров, и отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов.

Программа коррекции агрессивного поведения подростков

Подавление агрессии неприемлемо в любом возрасте, а вподростковом этот момент особенно важен. Насильное подавление природных инстинктов только углубит подавленность, внушаемость и пассивность, столь распространенную среди подростков. Задачей коррекции агрессивного поведения является не подавление негативных эмоций, но контроль над ними.

Программы коррекции агрессивного поведения подростков призваны расширить социальные навыки детей подросткового возраста. Социализация для подростка является главной проблемой, поэтому агрессивным тинейджерам так важно научиться владеть отрицательными эмоциями и управлять собой в неприятных ситуациях.

Психологическая коррекция агрессивного поведения

Агрессивные дети являются наиболее осуждаемыми и отвергаемыми среди взрослых. Непонимание причин детского гнева и агрессии приводят взрослых к открытой неприязни и неприятию таких детей. Но нормальный контакт со взрослым - базовое условие коррекции агрессивного поведения. Лишь взаимодействие с чутким и понимающим взрослым позволит ребенку-агрессору понять, что не все взрослые «плохие», да и весь мир не такой уж ужасный и опасный.

Поэтому родители должны подходить к этой проблеме со всей ответственностью. Тем более, что стойкий эффект от коррекции агрессивного поведения может возникнуть лишь при системном, комплексном характере работы и проработке индивидуальных особенностей характера.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей

Гнев происходит из слабогго контроля над своими эмоциями (или полного отсутсвия такого контроля), поэтому при коррекции агрессивного поведения необходимо сформировать навыки саморегуляции и контролирования агресии. Для этого нужно, во-первых, установить четкие правила управления агрессией; во-вторых, закрепить эти правила и навыки через ролевую игру, моделирующую проблемную ситуацию. Ребенку необходимо освоить также релаксационные техники, поскольку помимо управления проблемным состоянием техники релаксации способствуют снижению уровня внутреличностной тревоги.

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков

Коррекция агрессивного поведения подростков имеет свои особенности. Беседы о том, что «нужно себя хорошо вести» являются бесполезными. К делу нужно подходить комплексно, решая как проблемы всей семьи, так и индивидуальные внутреличностные конфликты подростка.

Особенно важно сформировать продуктивный, позитивный круг интересов подростка, учитывая, конечно же, особенности его характера. Смысл в минимизации свободного времени: безделье для подростка разрушительно. Нужно искать занятия, которые положительно влияют на личность: музыка, спорт, самообразование.

В отличие от младших детей, с подростками редко срабатывает групповая терапия - работу лучше проводить индивидуально.

Методы коррекции агрессивного поведения детей

В. Оклендер выделяет четыре стадии отреагирования агрессии и гнева.

  • Стадия №1: предоставить детям практически приемлемые методы для выражения агрессии безопасным для окружающих способом.
  • Стадия №2: помочь детям реально воспринять чувство гнева, побудить их к эмоционально отреагировать свою агрессию и ситуацию в целом прямо «здесь и сейчас». Для этого рекомендуется зрительно обозначить свой гнев: нарисовать его или вылепить из пластилина.
  • Стадия №3: устроить вербальный контакт с агрессивной эмоцией: пусть ребенок выговорится (пускай даже сковзь слезы и крики).
  • Стадия №4: обсуждение ситуации с ребенком. Об этом мы писали выше: необходимо разговаривать и пытаться вместе с малышом найти истинные причины агрессивного поведения.

Индивидуальная коррекция агрессивного поведения

Зачастую у агрессивных детей наблюдается явная деформированность самооценки, поэтому коррекция агрессивного поведения подразумевает и коррекцию самооценки. Чаще у ребенка-агрессора наблюдается заниженная самооценка, которая, по сути, является зеркальным отражением восприятия ребенка взрослыми (родителями и педагогами). Поэтому необходимо провести реконструкцию положительного «Я-образа».

Подчеркенм еще раз важные моменты индивидуальной коррекции агрессивного поведения, о которых должен помнить взрослый. Во-первых, взрослый должен говорить с ребенком о своих чувтсвах и на своем примере приучать к этому самого ребенка. Во-вторых, важно «активно прислушиваться» ко внутреннему миру ребенка. В-третьих, оценивать нужно не личность ребенка, но только поступки.

Упражнения на коррекцию агрессивного поведения

Психологами широко используется ряд упражнений на контроль гнева и коррекцию агрессиврого поведения. Вот несколько из них:

  • комкать и рвать бумагу; на этой бумаге, кстати, можно написать все негативные слова, которые хочется сказать;
  • срывать агрессию на «подушке для битья»;
  • громко орать, используя «рупор», сделанный из большого листа бумаги;
  • топать ногами или пинать какую-нибудь консервную банку;
  • вминать пластилин в картонку или доску;
  • в домашних ситуациях можно использовать водяной пистолет или, например, надувные дубинки.

Конечно, такие упражнения - лишь методы «быстрого реагирования» и по сути достаточно поверхностны. Для того чтобы коррекция агрессивного поведения была эффективной и успешной, недостаточно использовать только эти методы. Необходимо помочь ребенку отреагировать проблемную ситуацию в целом.

Когда взрослые люди сталкиваются с активными и шумными детишками, они сразу спешат назвать их гиперактивными, даже не понимая, что на самом деле представляют собой такие малыши.

Полностью звучит этот диагноз как «дефицит внимания с гиперактивностью». Впервые о таком состоянии как о болезни заговорили около 150 лет назад.

Терминологию этого синдрома меняли неоднократно, в конечном итоге остановились на таком определении как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)». Среди мальчишек такое заболевание диагностируется примерно в 3 раза чаще.

Что такое гиперактивность?

У таких деток снижено внимание, для них характерны проблемы с памятью, так же снижена умственная работоспособность, а утомляемость повышена. 15 минут – это максимальное время для продуктивной работы, потом теряется контроль над умственной деятельностью и около 7 минут мозг восстанавливается.

В этот период ребенок не будет реагировать на просьбы взрослых, а станет заниматься «своими» делами.

Такие проблемы со вниманием сопровождаются еще и двигательной расторможенностью. Подчиняться всевозможным инструкциям невероятно сложно, так же как и придерживаться общепринятых рамок поведения. Могут присутствовать навязчивые подергивания и тики. Нарушение работы эмоциональной сферы у деток с СДВГ характеризуется импульсивностью, низкой самооценкой и социальной неадекватностью.

Все это сопровождает человека на протяжении всей жизни и часто становится причиной неудач, как в карьере, так и в личных отношениях. С самого раннего возраста они становятся серьезным раздражителем для взрослых, которые в силу разных обстоятельств находятся рядом.

Есть ряд причин, которые могут вызвать СДВГ и в большинстве случаев эти факторы никак не зависят от родителей.

Чтоб точно знать, что происходит с малышом можно провести ряд тестов, они позволяют определить, действительно ли у ребенка есть СДВГ или его поведение является результатом воспитания или же темперамента. Имеется перечень вопросов по нарушению внимания и по импульсивности (гиперактивности) и, проанализировав ответы можно получить результат.

Самостоятельно ставить диагноз не стоит, таким вопросом должен заняться психолог, психоневролог или педиатр.

Невозможно решить эту проблему своими силами и выявить причины тоже, но оставлять все как есть нельзя. Малыш не может сам справиться с внутренними проблемами и переживаниями, а в случае с диагнозом СДВГ тем более. Если такая ситуация проявилась в поведении, то решаться она должна комплексно.

Интересно! Адаптация к детскому саду

Основное направление — это двигательная активность, но игры с ярким эмоциональным компонентом, такие как соревнования, не приветствуются.

Равномерные тренировки легкой и средней интенсивности: плаванье, поездки на велосипеде, пеший туризм или бег – это то, что нужно. Стресс-реактивность понижается, если присутствуют постоянные физические нагрузки, они способствуют повышению адаптивных способностей и моторного контроля. В некоторых случаях стоит поменять окружение малыша, возможно в детском саду или в школе к нему плохо относятся одноклассники или учителя.

Психолог помогает моделировать ситуации успеха, помогает подобрать те сферы деятельности, в которых дитя чувствует себя уверенно. В список занятий стоит добавить упражнения, которые способствуют развитию памяти. Если выявлены речевые нарушения, то необходимо также проводить коррекцию у логопеда.

Гиперактивный ребенок: что делать?

Поскольку ведут себя такие детки крайне импульсивно и даже вызывающе, то нервная система не выдерживает не только у педагогов, которые с ними работают, но и у членов семьи.

Мамы проводят с детьми больше времени, поэтому у них нередко встречаются депрессии и им тоже нужна консультация психолога, чтоб научиться реагировать на все действия чада без раздражения. Любые негативные методы воспитания таких детей неэффективны. У них высокий порог чувствительности к отрицательным мерам воспитания.

Выговоры, наказания не приведут к желаемому результату. Но на самую малейшую похвалу будет позитивная реакция.

Когда методы коррекции не дают положительного результата, специалисты могут порекомендовать медикаментозное лечение. К нему прибегают как к крайней мере.

Влиять на такое поведение крайне сложно, тем не менее стоит постоянно работать в этом направлении. Кто, как не родители, заинтересованы в том, чтоб помочь своему чаду справиться с возникшими проблемами?

Интересно! Синдром Дауна: если ребенок не такой, как все

В данном случае договориться с родителями деток с СДВГ намного проще, чем с педагогами, у которых в классе есть такие ученики. Им не хочется тратиться морально и физически на таких школьников, часто они их недолюбливают и потому кроме порицаний не могут ничего направить в их сторону.

Переводить детей из класса в класс тоже не выход, потому что нет гарантий, что другой учитель примет большее участие в их воспитании. Найти хорошего учителя – большая удача для гиперактивного ученика и его родителей.

Для проведения досуга можно использовать любые игры с мячом – это успокаивает.

Поскольку проявления СДВГ могут быть разные, то и вопрос решения этой проблемы должен быть комплексный и притом индивидуальный. Чтобы правильно реагировать на ситуацию, стоит обратиться к психологу.

Такое поведение не относят к психическим отклонениям, но хлопот родителям, да и самим детям приносит немало. Не стоит воспринимать эту ситуацию как безвыходную. Ее можно корректировать, и чем раньше, тем лучшего эффекта можно добиться.

До сих пор не имеется четкого определения понятия «агрессия». В быту термин «агрессия» имеет широкое применение для обозначения насильственных или захватческих действий. В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:

  • агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы (А. Басс)
  • агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи
  • агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.
  • агрессия – вид поведения, физического либо символического, которое мотивированно намерением причинить вред кому-то другому
  • «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу»
  • выраженное стремление к доминированию над людьми и использование их в своих целях;
  • тенденцию к разрушению;
  • направленность на причинение вреда окружающим людям;
  • отсутствие толерантности, терпимости к чужому мнению;
  • склонность к насилию, причинению боли.

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Осинский А.К., Левитов Н.Д.

  1. По направленности:
  • направленная во вне;
  • направленная на себя.
  1. По цели:
  • интеллектуальная;
  • враждебная.
  1. По методу выражения:
  • физическая;
  • вербальная.
  1. По степени выраженности:
  • прямая;
  • косвенная.
  1. По наличию инициативы:
  • инициативная;
  • оборонительная.

Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение .

Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Агрессивное действие всегда вредоносно, но степень этой вредоносности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления.

Агрессивные действия выступают в качестве:

  • средства достижения какой-либо значимой цели (инструментальная агрессия);
  • как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
  • как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;
  • способа защиты и протеста.

Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями.

Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.

Агрессия – (от латинского « agressio » - нападение, приступ) – мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативное переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.)

Следует сказать, что проблемой агрессии занимались многие ученые и педагоги не только современности, но и прошлых лет: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А. Бандура, З. Фрейд, Л. Берковиц и многие другие.

На основании проведенных исследований, в зарубежной психологии существует четыре теоретических подхода к проблеме агрессивности.

  1. Психоаналитический подход.В данном подходе, представителем которого является З. Фрейд, агрессия выступает как инстинктивное поведение. Здесь, агрессия направленная на других, объясняется как результат постоянного конфликта между саморазрушением и самосохранением.
  2. Этологический подход.Этот подход, представителем которого является К. Лоренц, демонстрирует сходство с позицией Фрейда. Агрессия также выступает как инстинктивное поведение. Однако, Лоренц, хоть и считал агрессию неизбежной, он доказывал возможность ее ослабления и контроля.
  3. Бихевиористический (поведенческий) подход.Данный подход представлен А. Бассом и А. Бандурой. В их концепции агрессия выступает как приобретенное социальное поведение. В теории социального научения, разработанной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения.
  4. Четвертый подход изучения агрессии представляют Д. Доллард и С. Берковиц. Они сформулировали важные положения, которые легли в основу теории об агрессии. Совокупность этих положений известна как теория фрустрации – агрессии:фрустрация всегда приводит к проявлению агрессии в какой-либо форме; агрессия всегда является результатом фрустрации.

Заметим, что агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее нуждается в помощи и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают как у взрослых, так и у сверстников открытую неприязнь и неприятие в целом. Для коррекции такой формы девиантного поведения как агрессия, разработан целый ряд упражнений, правильное применение которых дает положительный результат. Рассмотрим некоторые варианты упражнений, включенных в программу по коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста.

Упражнение 1.

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает завершить следующие предложения:

Если бы я был книгой, то я был бы … (словарем, томиком стихов и т.д.); Если бы я был едой, то я был бы… и т.д.

Упражнение 2. Лозунг против агрессивности.

Каждому участнику предлагается нарисовать свой лозунг против агрессивности, на основе выработанного каждым для себя на предыдущем занятии понимании агрессивности. Процесс рисования длится 7 -10 минут. После этого все рисунки рассматриваются и обсуждаются. Далее
участникам предлагается разбиться на группы по признаку сходства рисунков. Важно, чтобы каждый сделал самостоятельный выбор в пользу той или иной группы. Заключительный этап – презентация лозунгов каждой группы.

Упражнение 3. Агрессивность и гнев.

Детям предлагается нарисовать на листе бумаги какое-либо чудовище, потом представить ситуацию, когда ребенок разозлен, чувствует себя гневным. Именно в этот момент необходимо сделать с листком все, что угодно – помять, порвать, растоптать и т.д.

Упражнение 4. Волшебная лавка

Ведущий просит участников представить, что существует лавка, в которой продаются весьма необычные вещи: терпение, чувство юмора, доверие, сопереживание и т.п. В роли продавца выступает ведущий, он предлагает первому участнику приобрести какое-либо качество, составляющее неагрессивную личность, например, терпение. Прежде, чем обменять ее на что-то из агрессивных качеств, продавец спрашивает, зачем покупателю терпение, как много его ему нужно, в каких ситуациях необходимо им воспользоваться и т.д.

Упражнение 5. Довольный – сердитый.

Цель : дать подросткам возможность понять, что они в состоянии играть свои эмоции, а значит и контролировать их.

Участники сидят в общем кругу. Ведущий дает инструкцию: «Закрой глаза и задумайся о том, что ты делаешь, когда ты доволен, и что ты делаешь, когда ты сердит. Сначала представь себе, что ты доволен. Что ты тогда делаешь? Где ты находишься при этом? Кто находится рядом с тобой? Как ты чувствуешь себя в таких случаях? Где в своем теле ты ощущаешь, что ты доволен?

Теперь представь себе, что ты рассержен. Что ты делаешь? Где ты находишься? Кто рядом с тобой? Где в своем теле ты ощущаешь, что ты рассержен?

Теперь подумай, в каком состоянии ты бываешь чаще. Выбери сейчас одно из чувств - то, которое ты испытываешь чаще. Теперь закрой глаза. Начни ходить по комнате и выражай то чувство, в котором ты пребываешь всеми возможными способами. Дыши гневно или довольно, двигайся в соответствии с этим настроением, издавай какие-либо звуки, соответствуй этому чувству. А сейчас, пожалуйста, замри в тишине и медленно превращайся в противоположное чувство. Если ты был сердитым, то стань довольным. Теперь веди себя подобно новому чувству. Обрати внимание на то, что меняется в твоем теле при перемене чувства. Может, это дыхание, может, что-то происходит с глазами.

Снова остановись и замри в тишине. Теперь веди себя так, как тебе захочется, подумай, как бы ты назвал это чувство. Теперь медленно останавливайся, открывай глаза и садись в круг».

Анализ упражнения:

  • Какое чувство тебе было выразить сложнее?
  • Как происходила смена одного чувства другим?
  • Какое из чувств тебе понравилось больше и что тебе понравилось в нем?
  • Тебе удалось изменить свои чувства?

Упражнение 6. Суд присяжных.

Цель: найти критерии, определяющие допустимость агрессивного поведения в том или ином случае.

Ведущий предлагает участникам группы представить, что они – граждане некой страны. Из числа участников выбирается судья, прокурор, адвокат и присяжные заседатели (3 – 5 человек). Адвокат выступает защитником подсудимого, прокурор – обвинителем, присяжные после обсуждения между собой выносят решение, судья (тоже участвует в обсуждении) зачитывает приговор.

Ситуация 1. Эвтаназия. К врачу обращается безнадежно больной пациент. Он просит ввести ему смертельную дозу снотворного, так как он очень мучеется и у него нет никаких шансов на излечение. Врач, давно наблюдавший этого пациента, знал, что жить ему оставалось совсем немного. После мучительных раздумий врач принимает решение выполнить просьбу больного. Об этом факте становится известно, и родственники умершего подают на врача в суд.

Суд должен принять решение о виновности или невиновности подсудимого.

Ситуация 2. Осуждение или принудительное лечение. Серийный маньяк-убийца в результате экспертизы признан психически больным человеком, не способным справится с собственными инстинктами. В результате этого его направляют на принудительное лечение в психиатрическую клинику. Через несколько лет он выходит из клиники, убивает 3-х человек и вновь оказывается в суде.

Какое решение должен принять суд?

Для слушания каждого дела может выдвигаться новый состав суда. По каждому делу суд должен принять специальное решение.

После завершения упражнения участники группы обсуждают важность соблюдения в жизни законов и критерии допустимости или недопустимости агрессивного поведения в различных жизненных ситуациях.

Рефлексия занятия.

  1. Может ли агрессивное поведение быть оправданным? Если да, то в каких случаях?
  2. В каких сферах жизни проблема агрессивности стоит наиболее остро?

Упражнение 7. Ванька-Встанька

Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из участников выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные, вытянув руки перед собой, покачивают стоящего в центре из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть.

В кругу может побывать каждый желающий. После проведения упражнения ведущий спрашивает, кому удалось максимально расслабиться и довериться своей группе. Тем, кто побывал в круге необходимо оценить степень своего доверия по 5-ти балльной шкале. Поинтересоваться у участников с низким доверием, почему они не смогли расслабиться и что им мешало полностью довериться группе.

Упражнение 8. Это здорово!

Все участники встают в один круг. Ведущий дает инструкцию: «Сейчас каждый по очереди будет выходить в круг и говорить о каком-либо своем умении или таланте. Например, я умею хорошо танцевать. Все остальные на это должны хором ответить «Это здорово!» и все вместе громко зааплодировать».

Однако заметим, что эффективность коррекционных программ обеспечивается только при создании соответствующих социально-педагогических и психологических условий и комплексном подходе родители-педагоги-ученики; реализацией принципа добровольности, принятия и поддержки, созданием атмосферы психологической безопасности.

Таким образом, обобщив опыт работы по данной проблеме, можно сформулировать необходимые рекомендации социальному педагогу по наиболее эффективной реализации комплексной коррекционной программы:

  1. работа по коррекции агрессивного поведения детей среднего подросткового возраста должна вестись комплексно, учитывая три основных направления – работу с родителями, работу с учителями (по профилактике и предупреждению агрессивного поведения подростков), работу с самими детьми с непременным учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
  2. работа с родителями должна быть направлена на преодоление стереотипов, умение находить причины возникновения агрессивного поведения их детей, выработку оптимальной тактики поведения с агрессивными детьми.
  3. одним из элементов в системе работы по эффективной коррекции агрессивного поведения детей среднего подросткового возраста является тренинг конструктивного поведения, который должен включать в себя упражнения, направленные на:
  • знакомство с проблемой агрессивности
  • развитие у подростков способов конструктивного поведения, работу с эмпатией, вниманием
  • развитие умения выражать свои чувства
  • развитие позитивного отношения к себе
  • развитие ответственности за свои поступки и т.п.

Литература:

  1. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Вопросы психологии, - 1991
  2. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции, - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
  3. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – 2-ое изд., испр. – М.: издат. центр «Академия», 2004
  4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001
  5. Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения. - М.: МЕДпресс, М.: 2001.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие, пер. с нем., в 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 1998

Как говорилось выше, младший школьный возраст связан со значительными психологическими изменениями. Одним из важнейших из этих изменений является переход к осознанному и произвольному поведению. Ребенок в этом возрасте учиться ставить цели в своей деятельности и следовать им, учиться управлять своими эмоциями и самостоятельно принимать решения. Появление новых форм поведения напрямую связанно со школой, то есть с учебной деятельностью, которая становиться обязательной в школьной среде. При этом сам факт поступления в школу не обеспечивает появление этих качеств, которые нуждаются в специальной организации и развитии.

Способность действовать произвольно развивается постепенно, в течение всего младшего школьного возраста. Как и все высшие формы психической деятельности, произвольное поведение возникает сначала в совместной с взрослым деятельности и только потом становиться собственным способом действия ребенка. Взрослый дает ребенку средства организации необходимого поведения. Учителя и родители должны знать и понимать, что цели деятельности детям задают взрослые. Именно взрослые определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, каким правилам подчиняться, какие задания выполнять и т. д. Можно привести такой пример - выполнение поручений. Те школьники, которые берутся выполнять поручение охотно, не всегда справляются с заданием, поскольку не понимают его сути и быстро утрачивают интерес к заданию или просто забывают его выполнить .

Подобных трудностей можно избежать, если соблюдать определенные правила, давая детям поручения. Во-первых, нужно, чтобы ребенок, получив задание, сразу его повторил. Это поможет ребенку мобилизоваться и лучше понять содержание задания. Во-вторых, предложить ребенку подробно спланировать свои действия, определить точные сроки, наметить последовательность действий и распределить работу по дням.

Психологи выявили благоприятные условия, позволяющие взрослому сформировать у ребенка способность самостоятельно управлять своим поведением. В первую очередь, наличие у ребенка сильного и длительно действующего мотива. Прежде чем ставить определенные цели перед ребенком, необходимо учитывать содержание мотивов ребенка в этом возрасте. Мотивы, способные придать действиям ребенка личностный смысл, побуждают к лучшему выполнению поручений взрослого и совпадают с потребностями ребенка, способствуют достижению поставленные целей. Выяснить потребности и мотивы ребенка важно не только для эффективной организации деятельности, но и для возможности вводить новые мотивы. Например, сначала ребенок выполняет домашнее задание ради возможности поиграть с друзьями, а затем, по прошествии некоторого времени, без принуждения выполняет задания, потому что ему понравилось получать хорошие отметки.

Во-вторых, введение ограничительной цели. Примером здесь может послужить эксперимент Л.С. Славиной, в котором ученикам 1-4 классов предлагалась однообразная и неинтересная работа. Выполняя задания экспериментатора, дети воспринимали ее как нужную и важную, но по прошествии некоторого времени дети отказывались от дальнейшей работы .

Причина в данном случае была в психическом насыщении. Когда ребенок отказывался продолжать выполнять задание, экспериментатор ставил перед ребенком конкретную цель, и это решительно меняло поведение ребенка: он начинал весело выполнять здание в более быстром темпе и значительно превышая объем выполненной ранее работы. Таким образом, введение ограничительной цели при выполнении непривлекательной для ребенка задачи приобретает большое значение. Она позволяет выполнить поручение взрослого, что является чрезвычайно важным для ребенка этого возраста, и в тоже время прекратить неинтересное занятие. Наибольшее влияние цель имеет в самом начале, то есть перед началом выполнения поставленной задачи. Поэтому цель перед ребенком нужно ставить заранее и как можно более четко.

Обязательным является так же заинтересованность взрослого, его одобрение действий ребенка и активное участие в овладении необходимыми умениями и навыками.

Большая цель, даже если она исходно воспринимается ребенком положительно, должна быть конкретизирована и поделена на малые под цели, так достижение цели станет более реальным и доступным. То же можно сказать и в отношении организации сложных форм поведения. Кроме того конкретные цели нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена. Например, поставить цель перед уроком, что будет более эффективно, чем замечания во время урока, когда ребенок уже ведет себя агрессивно.

Необходимо сначала ставить цель на короткий срок, а по мере овладения новой формой поведения увеличивать время. Кроме того необходим постоянный контроль за выполнением намеченных целей. В этом случае рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок мог бы намечать себе цели и фиксировать оценку своих успехов.

Наравне со всем вышеперечисленным, важным условием успешного овладения поведением являются внешние средства. Такие средства помогают ребенку контролировать свои действия, они нужны для наглядности, а также помогают не отвлекаться от выполнения заданий.

В одном эксперименте был использован следующий прием: экспериментатор договаривался с ребенком о том, что поможет ему выполнить домашнее задание без отвлечений. Для этого экспериментатор использовал секундомер, причем так, что бы ребенок это видел. Данный способ позволил резко снизить частоту от влечений и их длительность. Как правило, ребенок через 5 секунд после включения секундомера продолжал прерванную работу. Таким образом, использование секундомера позволило добиться устойчивой, повторяющейся изо дня в день работы без отвлечений .

Важно заметить, что использование словесных напоминаний таких результатов не дало.

Еще одним внешним средством, способствующим выполнению задания бес от влечений, можно считать песочные часы. Они наглядно показывают течение времени и помогают ребенку регулировать темп деятельности.

Из всего вышесказанного мы можем сделать выводы.

При определенных условиях дети младшего школьного возраста способны научиться организовывать свое поведение в соответствии с заданными целями и собственными намерениями. Важную роль в развитии произвольного поведения является участие взрослого. Взрослый направляет усилия ребенка, раскрывает их смысл и обеспечивает средствами овладения. Так ребенок учиться ставить цели в своей деятельности и следовать им, учиться управлять своими эмоциями и самостоятельно принимать решения.

В психологии используются различные методы, которые помогают откорректировать эмоциональные нарушения у младших школьников. Эти методы можно условно разделить на групповые и индивидуальные, но данное деление не отражает основной цели психокоррекционых воздействий, а лишь отображает форму проведения коррекционных занятий .

Существует два подхода к коррекции психического развития ребенка в мировой психологии. Первый подход назван психодинамическим. Главная задача психокоррекции в рамках этого подхода заключается в создании условий, снимающих внешние социальные преграды на пути разрешения внутренних противоречий. Успешному разрешению этих противоречий способствуют игры и арт. терапия, а также психоанализ и семейная психокоррекция. Второй подход - поведенческий.

Поведенческую терапию принято считать основным и наиболее эффективным методом психологической коррекции в мировой практике. Поведенческая терапия наиболее эффективна в работе с детьми, потому что дает возможность контролировать социальную среду ребенка и воздействовать на механизмы дезадаптивного поведения. В качестве основных достоинств данного подхода выделяют его практический характер, направленность на изменения в поведении и четкость концепции .

Коррекционные занятия в рамках второго подхода помогают усвоить новые реакции, сформировать адаптивные формы поведения. Закрепляются усвоенные реакции благодаря различным поведенческим тренингам и психорегулирующим тренировкам.

Психологическая коррекция поведения у младших школьников - это организованная система психологических воздействий, направленная на смягчение дискомфорта, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, возбудимость, тревожность, и закрепление адаптивных форм поведения .

Методы коррекции напрямую зависят от уровня воспитания, уровня психического и интеллектуального развития, образа жизни ребенка и его окружения.

В конечном счете, методы коррекции всегда связанны с методами воспитания. Например, такие методы как убеждение, поощрение и наказание, являются как психокоррекциоными, так и воспитательными.

За последние годы широкое распространение получило такое направление коррекции как организация деятельности детей на основе их интересов.

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и коррекции. А.С. Макаренко осуждал практику «уединенного средства», то есть изолированного применения какого-то одного метода. В совокупности методы психокоррекции призваны побудить ребенка к активным действиям, направленным на борьбу с вредными привычками и отрицательными качествами.

В настоящее время существует множество приемов и направлений в коррекционной работе с нарушениями в поведении. Система коррекционных мероприятий включает психогигиенические, лечебно-педагогические, коррекционные, общеоздоровительные мероприятия, а также психофармакологию и психотерипию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности, характер психической патологии, уровень социальной адаптации, структура и форма агрессивного поведения, соотношение биологических и социально-психологических факторов.

Успех коррекции нарушений поведения возможен при согласованной работе ряда специалистов, понимании и участии родителей ребенка. Коррекция поведения должна учитывать уникальность и неповторимость ребенка, в ее основе должен лежать индивидуальный подход. Индивидуальный подход подразумевает выявление причины деструктивных проявлений в данном конкретном случае и выбор соответствующих методов коррекции.

Индивидуальная помощь ребенку в классе - это специальная деятельность. Осуществляемая непосредственно во взаимодействии с ребенком или опосредованно, через семью и класс, направленная на содействие в решении возрастных задач социализации и индивидуальных проблем.

Эффективна также и другая форма коррекции нарушений поведения - групповая. Преимуществами данного направления мы считаем. Прежде всего, возможность взаимодействия между участниками, отработки необходимых навыков и конструктивных форм поведения.

Истоками этого направления являются идеи Карла Роджерса и его принцип «здесь и теперь», благодаря которым ребенок может проанализировать свое поведения, поставить себя на место другого. В группе внимание сосредоточенно на непосредственном опыте и вовлечении в него, через принципы партнерства и равенства участников группы.

Говоря о коррекции агрессивного поведения, выделяют специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком .

К группе специфических методов относятся - релаксационный тренинг и игровые упражнения.

Релаксационный тренинг можно использовать как на уроке, так и во время коррекционных занятий. Этот способ подразумевает «путешествие» в воображении и используется с целью снижения предпосылок агрессивных актов, таких как внутренняя напряженность и гиперактивность.

Также к этой группе относятся игровые упражнения. Данный способ заключается в повторном выполнении изучаемого действия в игровой форме с целью его закрепления. С помощью данного приема обучения у детей формируются умения практического использования полученных знаний.

К группе неспецифических методов относят «золотые правила» педагогики.

Первое правило - не фиксировать внимание на нежелательном поведении и самим не злиться на ребенка. Запрет и повышение голоса приведут лишь к усилению агрессивных импульсов, а удивление, недоумение и огорчения формируют лишь сдерживающие начала, но не решают проблему.

Второе правило - реагировать и откликаться на позитивные изменения в поведении, даже самые минимальные, так как ребенок хочет чувствовать, что его понимают, принимают и ценят.

Эти способы взаимодействия подходят ко всем детям.

Как вести себя с агрессивным ребенком младшего школьного возраста, чтобы снизить уровень его агрессивности?

В некоторых случаях при проявлении агрессии требуется экстренное вмешательство взрослого. Такое вмешательство нацелено на снижение или избегание агрессивных проявлений в конфликтных и напряженных ситуациях. При этом агрессивное поведение часто бывает лишь способом привлечения внимания к себе. В этом случае агрессивное поведение адекватно и неопасно и не требует вмешательства со стороны. Если ребенок младшего школьного возраста проявляет гнев в допустимых пределах и по объективным причинам необходимо внимательно выслушать ребенка, а затем переключить его внимание на что-либо другое.

При агрессивных проявлениях нужно использовать технику объективного описания поведения. Эта техника позволяет провести четкую границу между личностью и поступком. После того как ребенок успокоился можно обсудить с ним его проступок и причины по которым ребенок счел поступить именно так, а не иначе. При этом целесообразно описать, как он себя вел, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая оценку его действиям. Если же будут высказаны критические замечания, подкрепленные сильными эмоциями, то это вызовет протест со стороны ребенка и уведет его от решения проблемы. При анализе поведения важно обсуждать лишь конкретные факты, то есть то, что произошло «здесь и теперь», а не вспоминать прошлые ошибки и проступки ребенка. Иначе возникнет обида со стороны ребенка, и он будет не в состоянии оценить свое поведение критически. Вместо «чтения морали» необходимо убедительно продемонстрировать ребенку то, что неконструктивная агрессия больше всего вредит ему самому и показать негативные последствия такого поведения. Следующим шагом будет продемонстрировать ребенку возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации

Анализировать поведение в момент агрессивного поведения не нужно, стоит подождать, пока ребенок сам успокоиться, но при этом провести обсуждение следует как можно скорее, а не откладывать на потом. Проводить обсуждение лучше всего наедине, без свидетелей. Публичное осуждение и негативная оценка - это самое страшного для ребенка младшего школьного возраста. Кроме того плохая репутация и негативный ярлык могут послужить причиной дальнейшего агрессивного поведения.

Предоставляя обратную связь агрессивному поведению младшего школьника, взрослый должен проявить заинтересованность, доброжелательность и твердость. Во время беседы нужно сохранять спокойствие и объективность. Необходимо доходчиво объяснить ребенку, что родители его любят, но против того, как он себя ведет.

При взаимодействии с агрессивным ребенком основной задачей взрослого является снижение напряженности ситуации. Неправильные действия взрослого, например, повышение голоса или агрессивные позы, лишь усиливают напряжение и агрессию у ребенка. Возможный отрицательный эффект такой реакции со стороны взрослого может принести куда больше вреда, чем агрессивное поведение ребенка.

Важно тщательно контролировать свои негативные эмоции при взаимодействии с агрессивным ребенком. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, у взрослого возникают гнев, раздражение, возмущение, беспомощность и другие сильные отрицательные эмоции. В этом случае необходимо признать, что такие негативные переживания естественны и нормальны, понять их характер и силу.

Управляя своими отрицательными эмоциями, взрослый не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, а сохраняет хорошие отношения с ним и демонстрирует положительный образец поведения.

При агрессивном поведении самообладание теряют обе стороны, и возникает вопрос - решить ситуацию мирным способом или же бороться за свою власть. Взрослому необходимо вести себя конструктивно, не агрессивно такого условие воспитания «контролируемой агрессии» у младшего школьника. Ответ взрослого на агрессивное поведение ребенка должно быть миролюбивым. Дети быстро перенимают не агрессивные модели поведения при условии, что взрослый искренен и его слова соответствуют невербальным реакциям.

Техника нерефлексивного слушания - это прием, направленный на снижение напряжения в конфликтной ситуации.

Нерефлексивное слушание - это слушание без анализа и подразумевающее только молчаливое и внимательное проникновение в суть монолога рассказывающего. Что дает ему возможность высказаться и позволяет довериться .

Умение внимательно молчать является главное составляющей нерефлексивного слушания. Молчать необходимо. Потому что собеседника меньше всего интересуют сейчас наши замечания и ему хочется, что бы его выслушали и услышали. Внимание необходимо, потому что иначе общение превратиться в новый конфликт и общение прервется из-за возникшей обиды со стороны ребенка. Все что нужно делать при рефлексивном слушание - это поддерживать в собеседнике желание выговориться.

При нерефлексивном слушание важно дать ребенку возможность успокоиться, внушать спокойствие через невербальные средства, признавать чувства ребенка, прояснять ситуацию с помощью наводящих вопросов и использовать юмор.

В своей деятельности педагог-психолог использует различные методы и формы работы с агрессивными проявленными.

Мы рассмотрим более подробно некоторые методы коррекционного воздействия в работе педагога-психолога.

Логотерапия. Основоположником данного метода является Виктор Франкл. Метод разговорной терапии, - это разговор, который направлен на вербализацию, то есть на словесное выражение эмоциональных состояний и описание эмоциональных переживаний. Ребенок рассказывает психологу о своих чувствах, мыслях и желаниях. Вербализация эмоциональных переживаний позволяет ребенку самореализоваться так как во время разговора происходит совпадение словесной аргументации и внутреннего состояние.

Признание ценности личности ребенка, готовность к сопереживанию позволяют ребенку раскрыть, довериться психологу и вызывает уважение со стороны ребенка к взрослому .

Психогимнастика - это метод, который позволяет проявить себя и общаться без помощи слов. Цель этого метода - это познание себя и личностные изменения. В основе психогимнастики лежат методы чешского психолога Юновой.

Психогимнастика - это совокупность специальных упражнений направленных на развитие и коррекцию как познавательных, так и эмоциональных сфер ребенка. Данный метод относится к группе невербальных методов групповой психотерапии .

В рамках этого метода взаимодействие основано на двигательной экспрессии, мимике и пантомимике. Ребенок осознает, что между мыслями, чувствами и поведением есть взаимосвязь и учится управлять ею.

Цель упражнений заключается в преодолении барьеров в общении, развитии эмпатии, в осознании своих чувств и эмоций, выработке умений выражать свои чувства и в снижении эмоционального напряжения. Соединение мимики, жестов и пантомимики создает благоприятные возможности для выражения и передачи чувств и эмоций без слов.

Музыкотерапия - это метод психологической коррекции, который подразумевает использование музыкальных произведений и инструментов. Музыкальную терапию широко используют по всему миру для профилактики и лечения широкого спектра нарушений, включая эмоциональную нестабильность.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, мы приходим к выводу, что данный метод наиболее эффективен в работе с детьми дошкольного возраста .

Психологические механизмы коррекционного воздействия данного метода - катарсис то есть эмоциональная разрядка, которая позволяет отрегулировать эмоциональное состояние, повышение социальной активности и усвоение новых способов выражения своих чувств и эмоций.

Музыкотерапия основывается на подборе мелодий, которые оказывают положительное влияние на психику, и улучшаю эмоциональное состояние. Данный метод используется в качестве средства для снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, коррекции отклонений в личностном развитии, раскрепощения, концентрации внимания, улучшения настроения и общей гармонизации состояния ребенка. Например, быстрые и веселые композиции поднимают настроение и активизируют внимание ребенка, а танцевальные композиции следует применять в качестве физкультминуток для снятия усталость на занятиях с высокой умственной утомляемостью и малой подвижностью. Для детей, проявляющих тревожность и беспокойство, испытывающих страхи и напряжение проводится простое слушание спокойной музыки в качестве сопровождения к заданию .

Музыкотерапия ориентируют педагога сотрудничать с ребенком и интегрировать различные виды художественной деятельности. Данный метод психологической коррекции является творческим. Благодаря этому качеству метода его можно использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех других видах деятельности. Упражнения музыкотерапии используются не только для развития музыкальных и двигательных способностей, но и как средство развития познавательных процессов: внимания, воли, памяти, воображения и фантазии в качестве игрового тренинга.

Различают два вида музыкальной терапии - рецептивная и активная .

Рецептивная музыкальная терапия представляет собой простое восприятие музыки без каких-либо специальных упражнений.

Активная музыкотерапия предполагает активную деятельность, например, танцы или другие упражнения под музыку. Эта форма музыкальной терапии коррекционно-направленна.

При работе с детьми младшего школьного возраста целесообразно использовать как рецептивную, так и активную виды музыкальной терапии.

Арт-терапия - простой и эффективный способ психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сфер личности ребенка Данный метод мотивирует ребенка на работу, что весьма кстати, так как ребенок, в отличие от взрослого, не готов обсуждать и решать свои трудности. Этот способ позволяет увлечь и заинтересовать ребенка, помочь ему раскрыться и довериться психологу. В рамках данного метода обсуждение психологических проблем проходит на заднем фоне. А основная деятельность - изобразительная или творческая. Выходит так, что ребенок одновременно преодолевает свои психологические трудности и получает удовольствие

Данный метод основан на развитии базовых психологических способностей - символической функции мышления и воображения и творческих процессов самовыражения.

Психика ребенка очень ранима и требует к себе бережного отношения. Арт-терапия - это метод особенно подходящий именно детям, так как позволяет работать даже с самыми глубинными психологическими проблемами ребенка, не травмируя психику .

Термин «арт. терапия» был введен в употребление в 1938 году Адрианом Хиллом . Метод арт-терапии был предложен психоаналитиками в 1930-х годах и его главная задача - это развитие самовыражения и самопознания.

Дети с удовольствием занимаются творчеством. Помимо изобразительного творчество арт. терапия подразумевает изготовление масок, лепку из пластилина, сочинительство и многие другие виды творчества.

У каждого есть потребность в самовыражении и в творческой самореализации. Создавая что-либо, человек чувствует себя удовлетворенным и обретает гармонию в себе.

Психологи в своих исследованиях уже давно заметили, что рисунки детей являются не только показателями уровня умственного развития и индивидуальных личностных особенностей ребенка, но и отражают проекции его личности. Рисунок ребенка - это средство выражения чувств ребенка и его эмоциональных состояний, способствующее самопознанию и осознанию своих способностей.

Э. Крамер и Р. Альшулер типы изображений, отображающие возрастную динамику развития рисунка и индивидуально личностные особенности ребенка. Все в своих исследованиях они вывели четыре типа изображений - это каракули, схемы, пиктограммы и художественные произведения.

Исходная стадия детского рисунка - это каракули. В более старшем возрасте изображение каракуль может выражать одиночество и ощущение беспомощности.

Схемы и пиктограммы, которые изображаются в возрасте более старшем, могут указывать на потребность в защите и подавленные желания .

Особое значение в арт-терапии придается цветовым решениям. Преобладание черного и серого цветов, например, говорят о депрессивном состоянии и ощущении подавленности. Наличие же в рисунке ярких и насыщенных красок - это показатель оптимизма и активной жизненной позиции.

А.И. Захаров использовал метод арт-терапии в коррекции неврозов у детей и разработал этапы коррекционной работы в рамках данного метода. Наиболее эффективной будет групповая форма работы, так как ребенок сможет показать свой рисунок не только взрослому, но и своим сверстникам, что вызовет интерес к рисованию и желание совершенствовать свои навыки .

На первых занятиях сами дети выбирают темы своих рисунком. На втором занятии детям предлагают темы рисунков, которые зависят от того. что необходимо откорректировать. Затем, психолог вместе с каждым ребенком анализирует рисунок. В процессе анализа важно высказывать свое одобрение, вызывая у ребенка чувство гордости за свое творение.

Особое значение в психологической коррекции детей младшего школьного возраста имеет метод игротерапии. Данный метод считается самым эффективным методом коррекции в мировой психологической практике.

Игровая терапия эффективна при работе с детьми разных диагностических категорий, кроме шизофрении и аутизма. Данный метод эффективен как средство улучшения эмоционального состояния ребенка после развода родителей, для улучшения «Я-концепции» ребенка, как средство снижения страхов, стресса и тревог, при коррекции затруднений в чтении и письме, коррекции агрессивного поведения, при лечении заикания и отставании в речевом развитии.

Основной целью игровых упражнений является помощь детям младшего школьного возраста приемлемым образом выразить свои переживания, чувства и эмоции.

В игровом процессе, как уже давно заметили специалисты, детям намного легче выражать свои переживания, мечты и потребности.

Игротерапия - лучший путь к психической устойчивости. В основе методик игровой терапии лежит признание игры важным фактором личностного развития .

Игра является естественной формой жизнедеятельности ребенка. Она представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает в течение всей жизни взрослого человека. В процессе игры человек контролирует ситуацию, когда реальная ситуация этому противоречит.

Игра является своеобразным средством исследования окружающего мира, своих возможностей и способом выражения чувств. Она представляет собой попытку ребенка получить реальный жизненный опыт и построить свой мир. Так как игра свободно от влияния взрослых, то она дает ребенку свободу действий., свободу самовыражения и само исследования чувств и переживаний, позволяет вытеснить эмоциональное напряжение и справиться с фрустрацией. В процессе игры ребенок активно взаимодействует с окружающим миром, развивает интеллектуальные, волевые и нравственные качества.

Игра выполняет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции.

Диагностическая функция заключается в возможности наблюдать в процессе игры особенности характера ребенка, его способы взаимодействия с окружающими людьми и предметами. Во время игры ребенок демонстрирует свои чувства и то, что он испытал когда-либо и такая связь очевидна. В игре дети выражают свои переживания более свободно, нежели на словах. Поэтому требовать от ребенка, что бы он рассказал о себе, значит - воздвигнуть барьер между собой и ребенком.

Терапевтическая функция игры заключается в возможности эмоционального и моторного самовыражения, в отреагировать страхов и фантазий, а также возможность организовать свой опыт. Для детей важна сама игра - ее процесс, а не результат. В процессе игры дети разыгрывают прошлые переживания и растворяют их в новом восприятии, в новых формах поведения.

Обучающая функция игры представляет собой возможность расширить диапазон общения и жизненного кругозора, перестроить отношения с окружающими и позволяет лучше социализироваться. Здесь игра предстает перед нами как способ научиться тому, чему ребенка научить никто. Это способ исследования реального мира, времени и пространства вокруг, растений и животных .

Игра как мед коррекции стала применяться вначале XX веке. Родоначальником данного метода является Якоб Морено, разработавший методику психодрамы в 1922 году для коррекции взаимоотношений больных.

В 20-х годах XX века Анна Фрейд применила игру в работе с детьми как метод психотерапии. Ею были предложены две формы игровой терапии - направленная или директивная и ненаправленная, то есть недирективная игротерапия .

Направленная игротерапия - это форма игровой терапии, в которой активное участие в игре принимает психолог. Он руководит деятельностью ребенка и интерпретирует ее.

Для данного направления характерны четкое распределение ролей и структурированные планы.

Ненаправленная игровая терапия проход в свободной форме без вмешательства и контроля со стороны психолога, что способствует большему самораскрытию и самовыражению со стороны ребенка.

Зарубежные психологи разработали множество методов недирективной игровой терапии. Среди этих методов и игры с песком и игры с водой, которые получили широкое признание и используются в коррекции эмоционального дискомфорта у детей. Так же известна методика «миросозидания», в которой ребенок созидает свой «мир» с помощью различных предметов. Например, фигурок животных, людей, домиков, машин и т.д. Эту методику предложила М. Ловенфелд для работы с детьми. Ее методика представляет диагностическую и коррекционную ценность, так как в процессе игры ребенок перерабатывает свои душевные конфликты .

Задачами недирективной игровой коррекции являются самовыражение ребенка, снятие эмоционального дискомфорта и формирование саморегулирующих процессов.

При использовании метода недирективной игровой коррекции психолог эмпатически общается с ребенком, сопереживает вместе с ним. В директивной игровой коррекции психолог является организатором игры и анализирует ее символическое значение.

Сюжетноролевые игры относятся к директивной игротерапии. Они способствуют коррекции самооценки и улучшение взаимоотношений с окружающими. Подготовка к началу игры подразумевает составление плана или сюжета игры, выбор игрового материала и формирование группы. В процессе игры фиксируются эмоциональные проявления ребенка. Важным условием коррекции является способность ребенка вживаться в образ. Такие игры полезно проводить вместе с родителями детей и при обмене ролями.

Метод игровой психологической коррекции в форме сюжетноролевой игры применяется в работе с межличностными конфликтами и нарушениями в поведении, при этом моделируются новый опыт поведения в стрессовых ситуациях.

Групповая форма игровой психологической коррекции является как психологическим, так и социальным процессом, в котором дети взаимодействуют друг с другом и приобретают новые знания о себе и о других. В рамках данного метода игра понимается как средство коррекции нервно-психических расстройств и психосоматических заболеваний. Кроме того данный метод также можно использовать как средство психологической профилактики.

Задачами групповой иглотерапии являются помощь в осознании ребенком своего реального «Я», повышение самооценки, развитие возможностей, разрешение внутренних конфликтов, снижение беспокойства, борьба со страхами и чувством вины, снижение уровня агрессивных проявлений .

В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. Групповая форма работы позволяет детям идентифицироваться с другими формами поведения, а также лучше смоделировать реальные условия взаимодействия. Наблюдая за другими детьми, ребенок учиться брать на себя ответственность и обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать что-то новое для себя.

Немаловажное значение для успеха психокоррекционной работы имеет состав группы. Состав коррекционной группы представляет собой мощный интегративный или дезинтегративный фактор. Подбирать участников необходимо по принципу дополнения, включая детей с различными нарушениями с целью обеспечения возможности идентификации с альтернативными примерами поведения .

В коррекционной группе обязательно должна царить атмосфера принятия. Каждый участник должен получить возможность свободного самовыражения без осуждения. Группа не должна включать более одного ребенка деликвентного поведения. Разница в возрасте должна не превышать 12 месяцев. Группы младшего школьного возраста должны включать детей разных полов. Желательно, что бы участники группы не были знакомы до начала коррекционного занятия.

Игротерапия как метод психологической коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста считается самым успешным на сегодняшний день.

Причины нарушения поведения у детей

Причины отклонений в поведении детей дошкольного возраста очень разнообразны, однако все они могут быть разделены на две основные группы: биологическую и социальную.

Биологическую группу факторов, по мнению многих российских ученых составляют внутриутробные нарушения (в связи с тяжелым токсикозом беременности, токсиплазмозом, различными интоксикациями и т.д.), патология родов , инфекции, травмы, а также пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно-обусловленные дефекта обмена и др.).

Социальные факторы нарушения поведения детей делятся на три группы: макрофакторы (космос, государство, планета, общество, мир, страна); мезофакторы (регион, город, поселок, село). Эти факторы влияют как прямо, так и опосредовано через микрофакторы: семью, группы сверстников, микросоциум.

Ковалев В.В. отмечает, что наибольшее значение в возникновении трудностей поведения принадлежит патохарактериологическому развитию, возникшему в связи с неблагоприятными условиями микросоциальной среды, неправильным воспитанием или психотравмирующими ситуациями.

Привязанность ребенка к взрослому человеку является биологической и врожденной острой необходимостью. Так же она является одним из главных психологическим условием успешного развития ребенка. В контексте изучения причин социально-эмоциональных нарушений, влияющих на поведение человека, в настоящее время появились многочисленные понятия, такие как «материнская депривация», «психическая депривация», «социальная депривация», «эмоциональная депривация».

Шипицина Л.М., Казакова Е.И. и др. в понятие «материнская депривация» включают целый ряд различных явлений:

  1. воспитание ребенка в детских учреждениях;
  2. недостаточная забота матери о ребенке;
  3. временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью;
  4. потеря люби, привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери.
Отсутствие доверия ребенка к окружающему миру рассматривается российскими и зарубежными исследователями как очень тяжелое и трудно компенсируемое последствие материнской депривации. У ребенка возникает устойчивый страх, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познать новое, агрессивность, учиться.

От качества получаемого общения ребенком во многом зависит его полноценное развитие, эмоциональное самочувствие малыша. Это оказывает прямое влияние на формирование взаимоотношения со сверстниками и окружающим миром.

В неблагоприятной среде воспитания у малыша возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния. Развиваются негативные эмоциональные реакции и отношение к жизни и людям. Эти эмоциональные состояния, закрепившись, начинают регулировать психическую деятельность и поведение малыша негативным образом, а в более позднем возрасте приводит к формированию негативной жизненной позиции.

Типы нарушений поведения у детей дошкольного возраста

Исследователи Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н. и др. выделяют следующие типичные нарушения поведения: гиперактивное поведение (обусловленное преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка), демонстративное, протестное, инфантильное, агрессивное, конформное и симптоматическое (в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания).

Гиперактивное поведение детей дошкольного возраста
.
Дети с гиперактивным поведением имеют повышенную потребность в постоянном движении. У малышей блокировке данной потребности жесткими правилами поведения, нарастает мышечное напряжение и резко ухудшается внимание, очень сильно падает работоспособность, возникает сильное утомление.

Вслед за этими реакциями всегда возникает эмоциональная разрядка, которая выражается в неконтролируемом ребенком двигательном беспокойстве, сильной расторможенности.

Демонстративное поведение

При демонстративном поведении ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения. Данное поведение чаще всего адресовано взрослым.

Протестное поведение

Существуют различные формы протестного поведения детей – негативизм, строптивость, упрямство.

  1. Негативизм – такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. Проявления детского негативизма: беспричинные слезы, дерзость, грубость или наоборот, замкнутость, обидчивость, отчужденность. Негативизм, возникающий у детей является результатом неправильного воспитания.
  2. Упрямство – это реакция ребенка, настаивающего на чем-либо не потому, что ему этого очень сильно хочется, а потому, что он этого потребовал от взрослого.
  3. Строптивость ребенка направлена не на руководящего им взрослого, а против норм воспитания и навязываемого ребенку образа жизни.
Агрессивное поведение

Агрессивным поведением называют целенаправленные и разрушительные действия выполняемые ребенком. Ребенок противоречит нормам и правилам, принятым в обществе. Он наносит вред живым и не живым объектам, вызывает психологический дискомфорт окружающих людей, причиняет физический ущерб.

Ениколопов С.Н. в своих работах отмечает следующее: агрессивные действия ребенка, чаще всего выступают в качестве средства для достижения цели. Может являться способом психологической разрядки. Замещать блокированную и неудовлетворенную потребность в любви, самоутверждении, самореализации.

Инфантильное поведение

У инфантильного ребенка в поведении сохраняются черты, которые присущи более раннему возрасту и более раннему этапу развития. Ребенок характеризуется незрелостью интегративных личностных образований, при нормальном развитии физических функций.

Конформное поведение

Конформное поведение ребенка – это полное подчиненное внешним условиям и требованиям других людей. Основой конформного поведения являются непроизвольное подражание, высокая внушаемость, «легкое заражение идеей».

Симптоматическое поведение

Симптомом называют признак болезни, болезненные проявления. Симптоматическое поведение ребенка – это сигнал тревоги, который предупреждает своеобразным образом, что сложившаяся ситуация больше невыносима для ребенка (пример: рвота или тошнота как отражение неприятной, болезненной ситуации в семье).

Данное поведение у ребенка характеризуется следующими признаками :

  1. нарушения поведения ребенка возникают непроизвольно и не поддаются контролю;
  2. нарушения поведения малыша оказывают сильное негативное психологическое влияние на других людей.
Пути коррекции поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста

Коррекция изъянов в поведении малыша всегда происходит в совместной деятельности взрослых и детей. В ходе нее осуществляется образование, воспитание, развитие личности ребенка. В совместной деятельности ребенок усваивает не только элементарные знания, но и нормы и общепринятые правила поведения.

В специальной психолого-педагогической литературе выделяют две основные группы методов: специфические и неспецифические методы коррекции поведения.

К специфическим методам коррекции поведения относят упражнения и наказание. Подробнее остановимся на рассмотрении неспецифических методов коррекции поведения, которые широко используются психологами и родителями, а так же коррекционными педагогами.

Неспецифические методы коррекции подразделяют на три группы:

  1. Методы изменения деятельности детей;
  2. Методы изменения отношений;
  3. Методы изменения компонентов образовательно-воспитательной работы.
Важным методом является введение новых дополнительных видов деятельности.

Использование искусства в коррекционной работе

В лечебной практике очень часто применяется – арттерапия. Как отмечает Шацкий С.Т., искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно развить эмоции и чувства ребенка, мотивы, переориентировать не правильный идеал, ценностиизменить его поведение.

Карабанова О.А. отмечает, что интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышает самооценку ребенка, степень его самопринятия, самоценности. В творческой деятельности развиваютсятакие важные качества ребенка, как произвольность и саморегуляция.

Использование музыки

Музыкотерапия является эффективным средством развития личности ребенка, его поведения. Целесообразно использовать в музыкотерапии запись звуков природы.

Бехтерев В.М. считал, что с помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, растормошить заторможенных и умерить слишком возбужденных, урегулировать их поведение.

Библиотерапия

Специально подобранные литературные произведения (сказки, рассказы, былины, басни) воспринимаются малышом не как вымысел, а как особая существующая реальность. В процессе чтения или прослушивания литературного произведения дети невольно учатся понимать и распознавать поведение, чувства, поступки героев. Получают представление о различных возможных способах поведения, усиливается способность малыша анализировать и контролировать свое поведение.

Рисование

Рисование помогает ребенку преодолеть свои недостатки, научиться управлять своими реакциями и поведением. Совместное творчество ребенка со взрослым дает ощущение дружеского участия и понимания. Полнота эмоционального общения вызывает ряд изменений во внутренней жизни малыша.

Игра

Карабанова О.А. говорит о важности игры в коррекции поведения ребенка. В игре ребенок начинает исследовать систему социальных отношений, правил поведения, норм, так как они в игровых условиях представлены детям в близкой наглядно-действительной форме.

В игре малыш приобретает богатый и незаменимый опыт партнерских отношений, кооперации и сотрудничества. Ребенком усваиваются адекватные способы поведения в различных ситуациях.

У ребенка развивается способность к произвольной регуляции поведения, которая основана на подчинение определенной системе правил.

Не менее важными в исправлении поведения детей, являются методы изменения отношений. Сюда относят:

  1. Личный пример взрослого.
  2. Игнорирование нежелательного поведения ребенка (капризы).
  3. Изменение статуса малыша в коллективе.
  4. Взрослым следует отказаться от негативной и критической оценки поведения ребенка, его неуспешных действий. Следует активно поощрять инициативу, желание соблюдать правила и нормы поведения, сопереживают неудачам малыша.
Все перечисленные группы методов коррекционной работы могут быть использованы в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми, имеющими отклонения в своем психическом и интеллектуальном развитии. Если у Вас возникли вопросы, касающиеся поведения своего ребенка, то обратитесь за бесплатной консультацией на нашем сайте. Квалифицированные психологи смогут ответить на ваши вопросы и предложить пути исправления недостатков поведения ребенка.