Меню

Проект "экологическое воспитание дошкольников". Проект "экологическое воспитание в доу"

Макияж

Вашему вниманию предлагается мини-проект "Рисуем дарами природы"
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды, приближенности района к Хим.заводу возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.
Оценивая значимость взаимосвязи ухудшающейся экологической обстановки и здоровья населения, нами было решено создать условия для реализации системы экологического воспитания в детском саду у детей старшего дошкольного возраста.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!
Дошкольники общаются с природой в разное время года, и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравниться с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении экологических проблем.

Для систематизации методов, приёмов и путей реализации задач экологического воспитания нами была разработана программа по экологии "Природа в наших руках", согласно которой экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с эстетическим, нравственным и трудовым воспитанием.

Разработанная программа направлена прежде всего на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а так же освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды.
Экологические пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Кроме традиционных видов "экологических пространств" - групповых уголков природы, огорода и сада на участке - появились новые
- Дорожка здоровья, экологическая тропа, Альпийская горка, Аллея дошколят (высадка детьми хвойных растений на территории детского сада),

Цветочная клумба "Детский сад - цветочный сад". Так же немаловажным фактором в приобщении детей к живой природе является уникальная флора сельской местности.
Рядом с территорией детского сада протекает река Дунайка, которая утопает в чаще дубов, тополей, диких орехов. Систематически с детьми проводится экскурсия на реку, где дети отмечают сезонные изменения в природе в дневниках наблюдений, проводятся беседы о флоре и фауне Кубанской земли.

Так же рядом находится небольшая ферма. В соответствии с планом программы по экологическому воспитанию нами было запланировано две экскурсии совместно с работниками данного хозяйства.

Эти посещения заведомо планировались в теплое и холодное время года для того, чтобы дети видели сезонные изменения в жизни животных.

Так же благодаря этим мероприятиям дети узнают, как кормят лошадей, свиней и лосей в условиях фермы, как за ними ухаживают и наблюдают за работой фермера.
В групповой ячейке расположены игры по экологическому воспитанию, картотеки "Растительный мир Краснодарскую края", "Животный мир Краснодарского края". Так же нами организована мини-лаборатория экспериментальной деятельности с песком, водой, камнями, глиной и т.д.

С целью развития творческого потенциала педагогов и их компетентности в сфере экологии нами организовано тесное сотрудничество с педагогами ДОУ. Это и педагогические часы, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, консультации.

В рамках практических мероприятий совместно с педагогами высаживались деревья на территории детского сада, собирались дары осени, разрабатывались планы решения экологических проблем, проводились творческий и музыкальный конкурс.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых.
Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Совместно с родителями дети организовывают "Птичьи столовые", облагораживают территорию огородов и детского сада, ходят в походы в лес, создают коллективные панно из природного материала, стенгазеты.
В ходе реализации программы "Природа в наших руках", анкетирования родителей и запроса детей, наблюдений на прогулках - нами было выявлено, что дети легко оперируют с природным материалом в контексте художественно-эстетического развития и с удовольствием выкладывают узоры при помощи веточек, листьев, камней, снега и т.д.

С целью ознакомления детей с приёмами и методами использования в работе различного по содержанию и структуре природного материала, нами был разработан мини-проект "Рисуем дарами природы".

Материал проекта состоит из семи блоков - "Рисуем камнями", "Рисуем лепестками", "Рисуем снегом и по снегу" и т.д.

Каждый блок рассчитан на все возрастные группы, для работы как на открытом воздухе, так и в групповой ячейке и на все времена года.

Суть проекта заключается в использовании разнообразных методов и приемов при использовании "даров природы" в контексте художественно-эстетического развития,

Это выкладывание узоров, или изображений людей, домов, предметов; создание украшений; создание узоров в воздухе листьями "Салюты" и другие.

Особое предпочтение дети отдают рисованию красками по снегу.
Предварительно родителями заготавливаются бутылочки из-под воды с продырявленной крышкой. В бутылочки заливается окрашенная вода. Надавливая на бутылочку, и меняя цвета, наши дети создают шедевры на снегу. Так можно разукрасить даже готового снеговика! Красочная территория детского сада привлекает внимание мимо проходящих людей и родителей, которые зачастую принимают участие в создании художественных шедевров.

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

https://ekolog17.jimdo.com/

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас - на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога - укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.

Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ

В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» - порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.

Рассматривание картинок и картин - один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Видео: потешка «У оленя дом большой»

Программы по экологическому воспитанию

Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.

Комплексные программы

Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.

«Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:

  • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
  • механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
  • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов. Недостаток её - дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.

Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами

Парциальные программы

К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:

  • «Наш дом - природа»,
  • «Юный эколог»,
  • «Жизнь вокруг нас»,
  • «Природа и художник»,
  • «Семицветик»,
  • «Паутинка»,
  • «Мы - земляне»,
  • «Открой себя»,
  • «Надежда».

Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.

К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор - С. Николаева. Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей. Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.

Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:

  • «Непреходящие ценности малой родины» , разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой;
  • «Я в большом мире» , созданная педагогическим коллективом из города Северска;
  • «Азбука экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на территории Ставропольского края).

Как провести занятие по экологии в детском саду

Программы по экологическому воспитанию предусматривают большое разнообразие форм занятий с детьми, начиная с игр и заканчивая серьёзными проектами.

Экологическая тропа

Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно иметь 3 вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам. Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая проходит по территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А третья тропинка - для путешествий. Она ведёт детей на прилегающую к саду территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий лес.

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходя по которому дошкольники приобретают знания о природной среде

В идеале на всем протяжении маршрута по тропе детям должны встречаться как дикие, так и культурные растения, растущие по отдельности и скученно, разные деревья и кустарники, птиц, живущих в гнёздах, на деревьях или специально оборудованных домиках, муравейники, камни, водоёмы… В общем, чем разнообразнее, тем лучше. Конечно, для каждой возрастной группы необходимо составлять свой маршрут. Желательно оформить план экологической тропы и разместить его в начале маршрута. Во время путешествий по экологической тропе дети слушают рассказы воспитателя, наблюдают, задают вопросы, учатся делать выводы, собирают гербарии, коллекции и т. д.

Проектная деятельность по экологии в детском саду

В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные проекты более распространены в дошкольных учреждениях. Темы у них могут быть различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д.

Поощрение исследовательского интереса детей развивает их мыслительные способности и стимулирует дальнейшую познавательную активность

Тем не менее и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Следует обратить внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку», «Огород на подоконнике», «Аквариум - рыбье царство», «Вырастим лимон» и т. д.

Разработка как краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий, предварительной подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений, исследований и умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно представить свой проект. Всему этому детям и придётся научиться.

Аппликация «Грибок» выполняется детьми в рамках проекта «Здравствуй, осень!»

Пример проекта для второй младшей группы

Название «Здравствуй, осень!»
Задачи
  • Расширить познания детей об осени как времени года, о погоде в это время, о природных дарах, которые дарит осень.
  • Расширить словарный запас детей на осеннюю тему.
  • Выучить стихотворения и песенки об осени.
  • Научиться изображать в рисунках осень.
Материалы
  • Рисунки, карточки, изображения овощей и фруктов;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • осенние листья;
  • цветы;
  • стихи;
  • бумага, краски, пластилин.
Деятельность воспитателя
  • Подбирает стихи и песни;
  • отбирает игры;
  • проводит занятия с детьми.
Деятельность родителей
  • Подбирают фотографии, литературу;
  • участвуют в празднике.
Мероприятия в ходе реализации проекта
  • Подвижные игры;
  • дидактические игры;
  • чтение стихов, рассказов и сказок об осени;
  • разучивание песенок об осени;
  • создание аппликации «Грибок»;
  • рисуем осень;
  • беседы на тему погоды;
  • рассказ об осенних дарах: овощах, фруктах, грибах, орехах;
  • составление букетов из осенних листьев и цветов;
  • просмотр мультфильмов.
Итог проекта

Узнать больше о проведении занятий по экологии в первой и второй младших группах можно из нашей статьи - .

Примерный план занятия на тему «Как делается хлеб» в средней группе

Цель занятия: продемонстрировать детям, как делается хлеб.

Оборудование и материалы:

  • картинки,
  • проросшая пшеница,
  • зелёные ростки пшеницы,
  • пшеничные зёрна и колоски,
  • кусочки хлеба,
  • мука,
  • яйца,
  • соль,
  • дрожжи,
  • вода,
  • растительное масло.

Ход занятия:

  1. Дети смотрят мультфильм «Колосок».
  2. Воспитатель предлагает детям узнать, где живут пшеничные зёрнышки, как растёт пшеница, как получается мука, как выпекается хлеб.
  3. Дети рассматривают проросшую пшеницу и пшеничные ростки.
  4. Воспитатель предлагает детям взять колоски и найти в них зёрнышки.
  5. Воспитатель предлагает ребятам узнать, что вкуснее - зёрна, мука или хлеб. Дети пробуют зёрнышки, муку и кусочки хлеба.
  6. Ребятам задаётся вопрос, знают ли они, как получается вкусный хлеб.
  7. Затем воспитатель замешивает тесто из приготовленных продуктов, объясняя процесс ребятам.
  8. Дети следят, как подходит тесто.
  9. Воспитатель с детьми лепят булки и относят их на кухню.
  10. Пока булки пекутся, воспитатель рассказывает, как хлеборобы выращивают пшеницу, собирают урожай, дети рассматривают картинки.
  11. Повар приносит испёкшиеся булки, и все их пробуют.

Видео: мультфильм «Колосок»

Занятие во второй младшей группе на тему: «Делаем ёжика»

Берутся игрушки «Травянчик» в форме ёжика. Сначала дети поливают игрушки, выращивают травку, а заодно узнают как, почему и при каких условиях растёт трава. Также воспитатель рассказывает им о ежах - где они живут, чем питаются, как зимуют. Когда трава вырастет достаточно большой, проводится урок по конструированию «Подстрижём ёжика». Перед началом урока можно посмотреть мультфильм о ежах, например, «Ёжик должен быть колючим?»

При изготовлении ёжика из «Травянчика» у детей получаются милые поделки, а остатками травы они угощают питомцев живого уголка

Затем дети при помощи ножниц подстригают своих травянчиков. Состриженную травку относят в живой уголок и угощают живущих там питомцев.

Проведение открытых мероприятий на экологическую тему

Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.

Обобщить и закрепить знания детей о живой и неживой природе можно в форме экологической викторины, КВНа, брейн-ринга и т.д., проведённых совместно с родителями.

Примеры конспектов для проведения открытых занятий по экологии в разных группах

  • Белякина Е. «Сказка про водичку» (вторая младшая группа).
  • Савина А. «Путешествие в весенний лес» (средняя группа).
  • Наширванова Р. «Наши друзья - деревья» (старшая группа).
  • Поливахина Г. «Будь природе другом» (подготовительная группа).

Видео: открытое занятие «В гости к гномику» во второй младшей группе

https://youtube.com/watch?v=p6PTCZW2m1g Video can’t be loaded: Открытое занятие по экологическому воспитанию В гости к гномику во 2 младшей группе 2 часть Воспита (https://youtube.com/watch?v=p6PTCZW2m1g)

Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе

Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.

ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕС

Солопова Наталья Михайловна МБДОУ «Детский сад №311» г.о. Самара, e - mail mbdou 311@ gmail . com , тел (факс) 8 846 221 28 30

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети подготовительной группы, родители воспитанников

Сроки выполнения: 09.01.2017 по 23.01.2017

Цель . формирование у дошкольников эмоционально-нравственного бережного отношения к окружающей среде, родному краю.

Задачи : формировать познавательный интерес детей к процессу сохранения и увеличения природного богатства; а также навыков экологически грамотного поведения; воспитывать бережное отношение к объектам живой природы, формирование чувства сопричастности к решению социально- экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды;

создавать условия для активного использования детьми полученных знаний в самостоятельной деятельности;

формировать у детей позицию сотрудничества в совместной деятельности и коммуникативные навыки;

Используемые ресурсы: иллюстративный материал, фотографии, открытки, детская художественная литература, научно- познавательная информация (научно- популярные статьи, книги, интернет), развивающая среда (выставка «Оставим елочку в лесу», макет «Здравствуй, лес»)

Актуальность проблемы : в дошкольном возрасте закладываются первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Человек как природопользователь, должен охранять природу и по мере возможности восстанавливать ее богатства.

В Самарской губернии проводится ряд мероприятий для сохранения природы в первозданном виде. Это важно донести до сознания дошкольников. Необходимо с детства приучать детей бережно относится к природе, осознавать свое значение для сохранения мира природы, формировать представления о причинах и способах ресурсосбережения, а также навыков экологической грамотности и безопасного как для окружающей среды, так и для самого ребенка поведения.

Традиция использования хвойных деревьев в новогодние праздники - богатый источник, дающий возможность активно вести работу по экологическому воспитанию дошкольников, вовлечению подрастающего поколения региона в социально- значимую проектную и исследовательскую деятельность.

Все мероприятия по проекту взаимосвязаны. При разработке этапов проекта акцентировано внимание на взаимосвязи жизненных наблюдений детей и полученных знаний о важности бережного отношения к живой природе, на активном применении их в различных видах детской деятельности: познавательно- исследовательской, конструктивной деятельности и др..

Определены следующие приоритеты в работе над проектом:

Создание в предметно- пространственной среде макета «Здравствуй, лес» - конструирование техники для помощи лесничеству;

Накопление практического опыта по уходу за хвойными растениями на участке детского сада;

Оформление аллеи выпускников: посадка елочки.

Этапы деятельности над проектом

Мероприятия

Результат

Исследовательский этап - с 09.01- 11.01.2017

Изучение педагогической и природоведческой литературы по данной теме

Определение основных направлений работы над проектом

Анкетирование родителей;

Составление перспективного плана мероприятий на тему проекта

Изучение материалов СМИ по теме «Утилизация елок в Самаре»

Мотивационная готовность всех участников образовательного процесса к осуществлению проекта

Выявление уровня информированность родителей проблеме, их отношения к ней

Подготовительный этап - с 12.03.3017- 20.01.2017

- чтение художественных произведений о природе;

- цикл познавательных занятий о природе родного края;

- мультимедийная презентация «Роль леса для планеты Земля», «Лес – наше богатство»

- изготовление из конструктора различных машин для утилизации елок, посадки, ухода за еловыми насаждениями в лесничестве;

- аукцион идей «Оставим елочку в лесу»,

- устный журнал для родителей «Средства приобщения детей к охранным мероприятиям»

- оформление тематического информационного стенда «Наша елочка»;

- акция «Вторая жизнь елки»

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды;

- развитие экологических представлений детей»;

- создавать условия для активного использования детьми полученных знаний в самостоятельной деятельности;

- вовлечение родителей в проектную деятельность.

3 этап Практический этап – конструирование макета – 21.01.2017- 24.01.2017

- оформление выставки рисунков «Чудо машина!»

- создание макета «Здравствуй, лес!»

- экспериментирование «Движущиеся механизмы для новых машин»

- создание и объединение конструкций единым сюжетом, подбор оригинальных способов решения, поставленной задачи

    этап Аналитический этап – перспективы развития - 25.01.2017

- анализ работы всех участников проекта;

проведение защиты проекта «Здравствуй, лес»

- подготовка команды - семьи Климовых для участия в районном конкурсе семейных команд ДОУ Куйбышевского района «Человек природе друг!», посвященного году экологии.

- применение детьми знаний в практической природоохранной деятельности;

- повышение компетентности родителей по теме проекта.

Использованная литература

Мало кто задумывается, куда елка отправится после новогодних праздников. Прежде, чем елка стала такой, чтобы ее можно было украсить к празднику, прошло 10- 15 лет. Елка растет очень медленно. В год на несколько сантиметров. Есть специальные хозяйства, которые занимаются посадкой елок. Семена елки, которые прячутся в шишке, сажают в питомнике. Затем подросшие саженцы пересаживают. Этим заминаются лесничества или лесхозы. Сотрудники лесхоза делается практически всю работу вручную. Посадка елок - очень важная, нужная работа, но очень трудоемкая! Мы с ребятами, решили изобрести специальную многофункциональную машину для лесничества. В нашей группе заработало конструкторское бюро!

Сначала ребята нашей группы нарисовали такие машины.

Миша с Вадимом по рисунку сделали многофункциональную машину из расходного материала. Помогал им папа Вадима.

Ребята выбрали разный конструктор и начали изобретать.

Вот какие многофункциональные машины мы сделали.

Машина Миши и Артема может быть, очень нужной в лесничестве! Она может делать лунки в земле, раскладывать саженцы, закапывать их, и еще поливать.

Мы сделали устройство для УЗИ посадок. Чтобы мы растили только здоровые посадки.

Это машина – ЕД -1. То есть елкодробилка. Мы с ребятами видели, около мусорного контейнера сложены отслужившие елки. Оказывается у елочки, есть вторая жизнь! По телевизору показывали специальные машины-дробилки, они измельчают елки, превращая их в опилки. Опилки можно использовать для подстилки животных, для удобрения почвы при посадке

Опилки нужно разбросать под молодыми елочками, они не дадут пересохнуть земле, елочка любит влажную почву, будет лучше расти. То есть опилки из елочки помогут новой маленькой елочке!

Техника пришла на помощь человеку, сделала его жизнь, гораздо легче. Чтобы она не занимала огромную площадь земли, мы изобрели многоуровневую парковку, чтобы освободившуюся территорию оставить зеленой.

Так как же быть? Праздник отмечать без елки?! Какая елка у вас?

В Инете есть информация, что уже половина жителей нашего города не использует живую срубленную елку. Ребята в нашей группе рассказали…

Здорово, что праздник может быть и без срубленной елки! А благодаря нашей технике, можно посадить много леса для птиц, животных, насекомых.

Много леса береги! Мало леса посади!

"Детский сад

компенсирующего вида"

Юдова Лариса Анатольевна воспитатель 1 кв.категории.

Маринушкина Юлия Владимировна воспитатель.

I Этап – Целеполагание
II Этап – Разработка проекта

III Этап – Выполнение проекта

IV Этап – Презентация проекта

V Этап – Определение задач новых подпроектов

Участники проекта:

Дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, логопед, музыкальный руководитель, педагог - психолог, учитель – тифлопедагог.

Цель проекта:

Сформировать у ребенка-дошкольника новое экологическое мышление, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи проекта:

Предполагаемые итоги реализации проекта:

    Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

    Знать несколько видов травянистых растений, знать несколько видов зимующих птиц.

    Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот; о растениях и способах вегетативного размножения; об обитателях уголка природы; о зимующих птицах; о повадках диких животных; о помощи человека природе.

I этап реализации проекта: Целеполагание.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Диагностика экологической воспитанности детей

Экологические досуги и праздники

Просмотр фильмов

Работа с моделями

Сбор коллекций, семян, камней, листьев

Игры

Создание книг самоделок

Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику

Работа с календарем природы, дневники наблюдений

Труд в уголке природы и на участке

Наблюдение в уголке природы

Опыты, поисковая деятельность

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе

Беседы и разговоры с детьми на экологические темы

Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы

Целевые прогулки на природе

Совместная деятельность воспитателя и детей

Старшая группа № 1

Старшая группа № 3

II этап: Разработка проекта.

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу.

3.Создать определенную развивающую среду.

4. Приобрести необходимое оборудование.

5. Проявить творчество, изменить свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение.

6. Составить перспективный план мероприятий.

Развивающая среда.

III этап: Выполнение проекта.

Лаборатория






Жужжащий и ползающий мир.






Цветочный калейдоскоп

Как поймать ветер?

Летний дождь, какой он?

Свойства песка:


Камни:


Деревья и кустарники:



Птицы

IV этап: Презентация проекта.

1. Мастер-класс «Путешествие капельки»

«Воздух и его роль в жизни человека»

2. Выступление педагогов, педагога-психолога, логопеда, учителя-тифлопедагога, на родительских собраниях.

3. Оформление папки-передвижки «Посади дерево», «Если в доме собака или кошка»

4. Проведение родительского собрания «Тайны природы», «Войди в природу другом»

5. Досуг «Люблю природу русскую»

6. Экологическая неделя «Весна»

7. «Праздник юных любителей природы»

8. Презентация проекта модели «Экологическое воспитание дошкольников для педагогов ДОУ.»

V этап: Определение задач для новых проектов.

    Помочь родителям осуществлять воспитание у детей экологической культуры.

    Повысить интерес родителей к экологическому образованию и их детей к экологии в целом.

    Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психологического сближения.