Ребенок разговаривает сам с 7 лет. Ребенок разговаривает сам с собой вслух — варианты нормы и отклонения
Краткое содержание: Ребенок учится говорить. Эгоцентрическая речь. Почему дети разговаривают сами с собой? Упражнения и игры для развития речи у детей.
Нашему внуку Артему скоро четыре года. Когда он играет или рисует, все время разговаривает, обращаясь к себе. Может, ребенку грустно одному и нужно отвести его в детский сад, чтобы мог разговаривать с другими детьми?"
Дети не просто произносят слова или фразы. Они ведут диалог - с другим малышом, со взрослым и даже сами с собой. Разговор с другим человеком необходим для налаживания общения. Малыш, только начавший постигать искусство беседы, может дергать другого человека за одежду или спрашивать: "Ты знаешь?", "Ты слышишь?"
Со временем дети замечают, что, беседуя, люди произносят реплики по очереди, говорят на одну и ту же тему, смотрят, как слушает собеседник, а если понимают, о чем идет речь, то поддакивают или кивают головой.
Возникает вопрос: почему дети разговаривают сами с собой, ведь при этом собеседника нет рядом, так к кому обращена речь?
Собирая головоломку, четырехлетний малыш говорит, обращаясь к себе. "А здесь как? Нужно красный и круглый. Нет, не такой, этот не подходит... Желтый тоже не подходит. Ага, это большой, а надо маленький, где же он?.."
Если детям не мешать и не запрещать, то в 4-8 лет они разговаривают 20% того времени, которое они проводят в детском саду или в школе (там, где всегда рядом есть другой ребенок-собеседник). Но почему дети разговаривают сами с собой?
Разговор вслух, обращенный к себе, психологи назвали личной речью . Оказалось, что все люди, и старые, и молодые, разговаривают сами с собой, у всех есть речь для себя. Но в отличие от взрослых маленькие дети используют такую речь вслух, в присутствии других людей - на игровой площадке, в группе детского сада.
Малыши разговаривают сами с собой намного чаще. Кроме того, они произносят слова нараспев, проговаривая действия, которые они выполняют в данный момент. Такие песенки-задания дети сочиняют сами и никогда не повторяют за кем-то: "Надену носочки, надену ботинки, побегу по дорожке и прямо в песочник..."
Знаменитый психолог Ж. Пиаже предположил, что речь, обращенная к самому себе, является признаком незрелости, и назвал разговор с собой эгоцентрической речью .
Личная речь
Речь для себя - это зеркальное отражение речи взрослых. Такая речь способствует развитию мышления и помогает управлять своим поведением. Наблюдая за детьми, которые играли или рисовали в одиночку, разговаривая сами с собой, ученые выделили три стадии личной речи.
1-я стадия. "Я сделал хороший гараж на две машины", - произносит ребенок после завершения игры.
На 2-й стадии речь сопровождает действие: "Хороший дождик нарисовала, а теперь цветочки и травку на земле дорисую".
На 3-й стадии личная речь предшествует действию: "Сейчас нарисую смешную картинку - как в сказке про теремок".
Исследователи считают, что эти стадии соответствуют этапам развития детского мышления . На последней стадии, когда личная речь предваряет поведение, ребенок учится планировать свои действия. Поэтому речь малыша, обращенная к самому себе, вовсе не указывает на незрелость и эгоцентризм, а означает, что он может действовать последовательно. С помощью слова малыш планирует, что и зачем ему нужно сделать. Не беда, что пока он проговаривает все свои мысли.
Пик развития личной речи приходится на возраст 4-5 лет и постепенно замедляется к 8 годам. Значит ли это, что после 8 лет ребенок больше не разговаривает сам с собой? По мере того как малыш становится старше, личная речь переходит во внутреннюю . Он начинает меньше говорить вслух и больше внимания уделяет решению задачи. Теперь управление поведением переходит к мышлению.
Речь ребенка для себя - это способ выражения чувств, возможность лучше понять окружающий мир, развить речевые навыки, мышление и самоконтроль. Чем сообразительней ребенок, тем чаще он пользуется речью для себя, тем содержательнее его личная речь.
Разговор с самим собой наглядно проявляется у особенно одаренных учеников во время обучения в начальной школе. Импульсивным, одаренным детям трудно себя контролировать и проявлять терпение. У таких учеников личная речь сохраняется еще некоторое время в первом, втором, а иногда и в третьем классе.
Не запрещайте малышу, выполняющему какое-то интересное задание, проговаривать то, что он делает или хочет сделать!
|
Ваш малыш разговаривает сам с собой ? Может быть, с ребенком что-то неладное? Бить ли родителям тревогу?
Нет, с малышом все в порядке! Практически все детки в возрасте от 4 до 8 лет ведут беседу сами с собой около 20 процентов всего времени, конечно, если мы им не мешаем. Такие разговоры появляются у детей непроизвольно.
Иногда они произносят слова нараспев или проговаривают то, что они видят или делают в данный момент, а то и вообще разыгрывают целые спектакли в лицах. Почему это происходит?
Все дело в том, что думать и фантазировать ребенок учится вслух, точно так же, как и читать, ведь так удобнее.
В возрасте 5-7 лет мозг малыша развивается с невероятной скоростью! Этот процесс предполагает участие всех органов чувств. Поэтому и приходится маленькому умнику озвучивать мысли, проговаривать все, что он видит, делает, наконец – слышать собственные сообщения. И все это происходит одновременно! Психологи установили, что разговоры с самим собой эффективно помогают ребенку развивать свой внутренний план , контролировать свое поведение. Малыш дает сам себе команды, озвучивая план, в какой последовательности он будет производить действия. Например: «Сначала я нарисую кружок, теперь закрашу его желтым цветом и т. д. Ближе к 7 – 8 годам внешняя передает «бразды правления» внутренней, то есть внутреннему самоконтролю и самоанализу. Ну а пока — время гласных команд самому себе!
Если малыш играет с плюшевым зоопарком, куклами, воображаемыми друзьями, а иногда, и с неодушевленными предметами, как с живыми существами, то это совершенно не повод бить тревогу, полагая, что ребенку катастрофически не хватает общения!
Совсем наоборот, это сигнал, что эмоциональная сфера драгоценного чада развивается хорошо. Ведь разговор ребенка с собой – это своего рода игра, то есть возможность расслабиться, выразить свои чувства, впитать идеи и эмоции!
Если отношения с мамой, папой, друзьями, воспитательницей оговариваются в самостоятельной беседе, значит, происходит необходимое переваривание произошедшего, «примеривание» на себя разных личностных позиций. Побывав в роли папы или мамы, малышу чуть-чуть становится понятнее, почему же взрослые запрещают что-то, ругают, в общем – воспитывают.
А еще, озвучивание своих мыслей положительно влияет на формирование ораторских способностей ребенка. Он говорит и слышит, как это звучит. Может оценить громкость, тон, эмоциональность своих слов, а это очень пригодится ему в будущей более взрослой жизни!
Не переживайте, нет повода для беспокойства. Практически все дети в период с 3 до 7 лет беседуют сами с собой в процессе игры или просто комментируют свои действия. На первом этапе, когда малыш только учится осознавать себя как личность в этом большом мире, он полностью ориентируется на речь взрослых. Мама и папа, дедушка и бабушка, обращаясь к маленькому ребёнку, говорят: «Какая Вика молодец. Ой, какой домик построила Вика». И в речи ребёнка сначала будет присутствовать такая формулировка: «Вика нарисовала цветочек. Какая Вика молодец». Следующий этап, когда ребёнок, уже выделяет себя из окружения, начинает осознавать свои действия, экспериментирует, проговаривает многое из того, что ему приходится делать: «Буду рисовать. Здесь нарисую домик. А где нарисовать цветок?», - размышляет ребёнок. Это важный этап развития ребёнка.
Он руководит сам собой, будто огромной армией, чётко озвучивая план действий. А это очень сильный толчок для формирования самоконтроля. К школьному возрасту ребёнок постепенно от внешней речи перейдёт к внутренней. Он не только научится действовать последовательно, но и сможет чётко формулировать свои мысли. Общение с самим собой помогает ребёнку не только контролировать свои движения и поведение, но и способствует развитию мышления.
Такая эгоцентрическая речь помогает развить очень важную для становления личности способность к ораторскому искусству. Это интересное для ребёнка времяпрепровождение - важный способ и выражения собственных мыслей, и возможность яснее понять всё, что происходит вокруг, и проще найти контакт с окружающими. Он слышит, как говорит, и впоследствии сможет контролировать свою речь. Чем больше ребёнок будет разговаривать с собой в детстве, тем проще ему будет формулировать свои мысли в устной форме в дальнейшем.
Ни в коем случае не запрещайте ребёнку вести диалог с собой. Ведь даже в старшем возрасте, например, при выполнении какого-то нового задания, порой требуется устно проговорить инструкцию, план действий, чтобы успешно справится с поставленной задачей. А уже потом, когда навык закрепится, он сможет выполнить, не задумываясь, данное задание.
Когда ребёнку объясняют, как правильно переходить дорогу, говорят: «Посмотри налево, дойду до середины, посмотри направо, переходи дальше». Сколько раз эту фразу малыш проговорит вместе с вами, а потом самостоятельно, прежде чем уже не будет задумываться над тем, куда посмотреть сначала?
Бывает и так, ребёнок уже подрос, но его разговоры с самим собой беспокоят родителей. В этом случае надо выяснить причину такого явления. В данном вопросе верное решение - обратиться за советом к специалисту. Может быть, так проявляется эмоциональность ребёнка, какие-то переживания, может быть – это сигнал о том, что ему действительно требуется помощь. На все вопросы всегда найдётся ответ, а у любой проблемы всегда есть решение.
Благодарим педагогов образовательного центра
А Вы замечали, что детки часто разговаривают сами с собой? Нормально ли это или нужно что-то менять? На самом деле не нужно беспокоиться, когда ребенок говорит сам с собой. Когда малыш чем-то увлечен, то непроизвольно он начинает говорить вслух. Такое явление наблюдается практически у всех детей в возрасте от 4 до 8 лет.
Разговор, обращенный к себе, называется личной речью. Все люди разговаривают сами с собой, у каждого человека есть речь для себя. Но дети используют эту речь вслух, когда играют самостоятельно, например, на детской площадке, дома или в группе детского сада. Они могут пропевать слова, проговаривать действия, которые выполняют в данный момент времени.
Когда ребенок говорит сам с собой, он развивает свое мышление, а также учится регулировать свое поведение.
Существует 3 стадии развития речи:
- Ребенок говорит сам с собой после завершения игры: “Я построил домик из кубиков”
- Ребенок комментирует действия: “Большую железную дорогу построил, теперь паровозики запущу”
- Личная речь предшествует действию: “Сейчас нарисую полянку с цветами для зайчика”
На третьем этапе развития ребенок уже способен планировать свои действия. Речь для ребенка – это возможность лучше понять окружающий мир, она развивает мышление и самоконтроль.
Если с куклами и животными, как с живыми существами это говорит о том, что эмоциональная сфера ребенка хорошо развивается. Кроме того, когда ребенок проговаривает слова и предложения вслух, он развивает свои ораторские способности. Он слышит, как звучат слова, он может влиять на интенсивность звука и говорить громко или тихо, он может менять интонации во время произношения, а все это обязательно пригодится ему во взрослой жизни.