Меню

Реджио — педагогика свободы. Гнездо на туристской онлайн-курс Реджио подход

Кухня

Класс Реджио-сада в Италии

Наверняка многих интересует, как же организована жизнь и деятельность в «настоящем» Реджио-саду в городе Реджио-Эмилия. Я постоянно собираю информацию о и о садах в разных странах, в том числе и в Италии. И на основе ее подготовила небольшой обзор о ключевых особенностях Реджио-садов и яслей. В Италии существуют сады для детей 3-5 лет и ясли для деток 1-3 лет, в некоторых заведениях они объединены под одной крышей, в некоторых существуют отдельно друг от друга.

Пространство и среда

Прежде всего, стоит отметить, что сады и ясли значительно больше по площади, чем мы привыкли. Пространство детского сада насыщено полезной для ребенка тактильной, зрительной и даже обонятельной информацией. Тут находятся предметы, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки, цветы, плоды и т. п.) и предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т. п.), разные конструкторы и игрушки, бусины, пуговицы и краски, бросовые материалы. В мебели предпочтение отдается старинной и уникальной (комоды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей. В помещении есть несколько уровней: можно уединиться в домике с книжкой, уютно расположиться на подушках, залезть на чердак или галерею. Для ролевой игры отведено специальное место, где можно переодеться: тут собирают разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь и аксессуары. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно. Интерес к каждому отдельному ребенку приводит к созданию коллекции его произведений за время пребывания в детском саду.

Планировка дошкольного учреждения устроена так, чтобы возбуждать детское любопытство и любознательность. В центре каждого сада, по итальянской традиции, находится «пьяцца» - место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Чтобы все видели, что и где происходит - много прозрачных стен и стекол. С непривычки это мешает ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит, но со временем это становится удобным инструментов развития и взаимодействия детей. В яслях двери в верхней части стеклянные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети могут следить за другими, да и их самих видно. Во всех помещения, в том числе и на полу, зеркала. Принципиально важно, чтобы дети все время наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия. В зале - большие игровые элементы вроде пирамид, домиков, машин, спортивных снарядов (горка, Фуба, лестница и т. п.), игрушки, а также зимний сад за стеклянной стеной без крыши или с прозрачной крышей, так что от него исходит зеленый свет. В детский сад ведет один вход, но из разных комнат есть выходы на улицу. При изготовлении предметов для детского пользования берутся материалы, отличающиеся на ощупь и по другим своим свойствам: мягкие, легкие, тяжелые, шершавые, наклонные, темные, светлые и т.п. Это особенно важно для детей ясельного возраста.

Кухня находится рядом со входом, общая столовая - это часть холла. Повар - активный участник жизни детского сада. Все дети по очереди помогают ему готовить (по-настоящему участвуют в приготовлении пищи: режут, мешают, лепят и т.д.), накрывать на стол, убирать. Они могут приносить свои рецепты и готовить блюда по ним сами. Меню на каждый день написано большими буквами, а рядом с названием помещена фотография блюда, так чтобы даже малыши могли понять, чем их будут кормить сегодня. С поваром любят разговаривать родители. Они часто обсуждают, что и сколько может и будет есть их ребенок, а в детском саду или яслях стараются учитывать вкусы детей, одновременно приучая их к новому.

В каждой возрастной группе есть одна большая классная комната, библиотека или уголок, где можно читать, слушать музыку или сказку, смотреть картинки, а также мини-мастерская, туалет, где есть умывальники. В душевой оборудовано зона для игр с водой. Кроме того, есть одна общая мастерская, которая называется «ателье». В нем постоянно работает художник-ательерист. Сначала Лорис Малагуццы, основатель Реджио-подхода, приглашал узких специалистов (гончаров, скульпторов, художников и т.д.) на частичную занятость. Со временем, ему стало понятно, что творчество - важная и неотъемлемая часть ежедневного процесса детского развития и выражения, поэтому ательерист стал работать постоянно. Более того, постепенно все научили друг друга разным техникам и приемам и стали универсалами. Как в большой, так и в маленьких мастерских много разнообразных материалов, доступных детям. Специально подбираются и складываются в определенные емкости природные материалы (шишки, камни, листья и т.д.), которые можно по желанию использовать в творчестве.

В ясельных группах есть по-разному решенные спальни: особое помещение со свисающими с потолка тканями, матрасы, двух-этажные кровати. В детских садах отдыхают в комнатах, кто хочет - спит.

Внутреннее пространство Реджио-сада, Diana school, Реджио-Эмилия, Италия

Документирование

Особое внимание и значение в Реджио садах и яслях уделяют документированию процесса, как отдельному инструменту развития и планирования детской деятельности. Все разговоры и действия детей, по возможности, фотографируются, записываются на диктофон или протоколируются, снимаются на видео. Регистрируются все стадии работы, а результаты деятельности детей с подробным описанием процесса и достижений вывешиваются на стендах и просто в помещении. Для хранения таких материалов в каждом детском саду есть свой архив. Для каждого ребенка создается своя папка с документами (фотографии, рисунки, записи рассказов, сувениры и др.), которую родители могут купить, когда ребенок будет поступать в школу. В папке оставляют пустые страницы, чтобы родители и ребенок продолжали ее заполнять.

Режим дня

Детские сады Реджио Эмилия открыты с начала сентября до конца июня. В каждом детском саду 3-4 группы по 25 детей, в ясельных группах младенческого возраста до 15 человек в группе, более старшего - по 20. В каждой группе работает по два воспитателя. Заведующего нет вообще: дела распределяются между всеми; кроме того, есть совет дошкольного учреждения, контролирующий его деятельность. В обязанности вспомогательного персонала входят уборка, помощь при одевании детей и т. д. (примерно по одному помощнику на группу). Помощники участвуют во всех делах группы, в проектах, в обучении персонала. Не обходится без конфликтов и споров, но здесь считают, что в результате дискуссий рождаются новые идеи, разрушаются опасные стереотипы и прокладывают себе дорогу свежие идеи.

Все (взрослые и дети) обязаны начинать свою деятельность в 8.00 и кончать в 16.00. Поскольку есть дети, приходящие к 7.30 и остающиеся до 18.20, для присмотра за ними приходят специальные люди, работающие неполный рабочий день. Все дети собираются вместе один раз на утреннем кругу на «пьяцце» в 9.00. Здесь дети и взрослые обсуждают, что происходит в детском саду и вне сада, что интересно делать и как могут развиваться начатые и новые проекты. Обсуждается, какие вещи сейчас интересуют детей, что предстоит сделать сегодня, какие проекты продолжаются, что нового, принимаются основные решения о делах на день, обсуждаются текущие проблемы. Затем все расходятся по своим делам. Этот ритуал очень важен, он задает тон и план на весь день, позволяет обмениваться идеями и находками, учат вниманию и уважению друг к другу. Чтобы воспитатели всегда знали, кто находится у них в саду, ребенок приносит табличку со своей фотографией, которую вечером уносит. В Реджио-саду организована внутренняя детская почта в виде ящичков с именами для каждого, куда все кладут друг другу письма и рисунки.

Дети, родители и воспитатели

Важная составная часть Реджио педагогики. Совместное планирование и обсуждение, коллективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в многочисленных походах и экскурсиях, в документировании и обработке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в других видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хартия прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут заниматься с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вяжут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действиями. Родительские собрания, иногда в форме лекций приглашенных специалистов, проходят раз в 1 -2 месяца. Воспитатели ежедневно беседуют с родителями, хотя бы по нескольку минут. Важно, чтобы последние разделяли идеологию детского сада и не противопоставляли свои требования требованиям персонала.

Состав группы определяется возрастом детей. Предполагается, что все дети будут вместе с начала и до конца и с одними и теми же воспитателями. Новые дети никогда не приходят в течение учебного года. Перед приходом ребенок вместе с родителями заранее знакомится с воспитателями, с помещением и т.п. Если ребенок переезжает в другой город, расставание становится большим событием для остальных детей в группе. Если ребенок болеет, ему звонят по телефону, посылают открытку, приносят подарок.

Много творчества

Мировую известность Реджио подход получил, после того, как была организована международная выставка детских работ воспитанников садов Реджио Эмилия. Неординарность, продуманность и художественность поделок, выполненных в самых различных техниках, вызывает восхищение практически всех посетителей Реджио Эмилия. Символом педагогики стала огромная зебра, нарисованная детьми. Стоит сказать, что искусство, которому уделяется много времени и внимания, не является целью работы, и художниками становится не больше выпускников, чем в обычном детском саду. Оно рассматривается как один из ста языков, на которых ребенок рассказывает об окружающем мире. Кроме искусства предлагаются и разнообразные другие виды деятельности - занятия компьютером, игры, конструирование, чтение и т. п.

Ателье, Реджио-Эмилия, Италия

Проектная деятельность

Педагогика Реджио Эмилия основана на проектной деятельности. Детский интерес, поощряемый взрослыми и развиваемый совместно, перерастает в настоящие проекты, которые могут длиться от одного дня до целого года. Один из таких проектов, родился из детских потребностей, и получил потом название «Как нарисовать льва». Чтобы ответить на этот вопрос, дети не только знакомились с жизнью животного, но изучали каменную статую льва на площади, делали его из разных материалов. Окончательный рисунок - лев - огромен и поражает своей красотой, но за этим стоит длительный путь понимания.

Другой проект, родился из рассказа ребенка о том, что осенью он видит всегда у бабушки в деревне желтые ромашки, оказался посвященным изучению жизни этих цветов. Не всем это показалось вначале интересным: так, один мальчик захотел рисовать грузовики, а другой - астронавтов. Сначала дети (те, кто хотел) рисовали цветы по своему внутреннему представлению, так что получался известный символ цветка с расправленными лепестками, хотя настоящие цветы стояли перед ними на столе. Когда выяснилось, что изображение не совпадает с оригиналом, педагог решил, что этому простому явлению, мимо которого так легко пройти, следует уделить больше времени. Подумав, о чем можно узнать и что можно делать, когда придешь к ромашкам в гости на луг, шестеро детей и двое взрослых (остальные знали, что настанет и их очередь, и принимали участие в обсуждении) пошли к ромашкам, стали изучать их жизнь, здороваться и разговаривать с ними (головки цветов находились на уровне детских голов). Заметили, что в них обитают разные живые существа (насекомые, жизнь которых подчиняется своим законам): значит, они относятся к ромашкам не так, как мы, а как к своему дому. Выяснилось, что ромашки разного возраста, разных оттенков желтого цвета (их дети попытались сформулировать вербально: желтый-желтый, гладкий желтый, ярко-желтый и т. д.). Цвет меняется и от освещения. Форма меняется от точки, с которой смотришь На цветок. Может быть, среди цветов есть мальчики и девочки? Задумались, какова связь цветов и бабочек, цветов и паутины.

Вернувшись в детский сад, дети рассказали остальным о том, что видели, о чем думали. Теперь, когда они рисовали, то создавали уже индивидуальные портреты цветов. Став более внимательными, пофантазировав на тему, как устроено внутреннее пространство цветов, дети изображали их по-разному, стараясь не упустить ни одной мелочи. Например, среди них есть и бутоны, и некрасивые, и увядшие. Умершие ромашки - они умерли сами или умерли только их волосы? Насколько внимательно можно вглядеться в цветок? Взрослый только создает условия для разглядывания, старается растянуть этот процесс во времени, но он не должен давать свою готовую схему. Дети должны пройти путь сами, и неизвестно, к чему они придут. Иногда нужно сделать паузу, чтобы накопленная информация приняла новое качество.

Иногда дети исследуют, как идти по высокой траве; устроить концерт в парке; обливаться водой; сделать радугу; какие бывают тени; через что протекает вода; как растет лист; как измерить время. Дети часто наблюдают за трудом взрослых и помогают им, например, в уходе за лошадьми, в сборе винограда.

Это не метод воспитания, а способ размышления о жизни, о ребенке, о знании и о способах его усвоения, нечто такое, что можно вместе создавать, но нельзя в готовом виде передать. Приводят вполне итальянскую притчу для сравнения: когда несколько художников пишут фреску, то нужно иметь терпение дождаться, когда из фрагментов сложится целое, чтобы понять, о чем оно и что это такое вообще.

Вот в общих чертах, как проходит жизнь в итальянском Реджио саду. Какие особенности вам понравились больше всего, пожалуйста, делитесь в комментариях.

" data-provider-name="YouTube">

По материалам статей и учебника «Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность».

В русскоязычной среде нет единого названия для подхода, известного в мире как Reggio Emilia approach. Есть несколько вариантов: Реджио-педагогика, Реджио-подход, подход Реджио Эмилия.

Этот подход возник в итальянской области Эмилия-Романья и активно используется в местных детских садах и школах. Колыбель Реджио-педагогики — областной центр Реджио Эмилия. Отсюда и название, хотя школ и детских садов, «вдохновлённых Реджио», множество во всем мире, далеко за пределами Италии

В 1991 году Реджио-подход в педагогике был признан лучшим для детских дошкольных учреждений. Он основан на особом уважительном отношении к ребёнку, развивающем диалоге с ним и вере в его возможности.

Этот перечень позаимствован из книги «Bringing Reggio Emilia home» Луизы Бойд Кадвелл.

Ребёнок — главный герой процесса обучения (наравне с родителями и учителями).

«Дети сильны, богаты и способны, все дети обладают готовностью, потенциалом, любознательностью и интересом к формированию собственного обучения», — говорил создатель подхода Лорис Малагуцци.

Взрослые в Реджио верят: ребёнок вполне способен направлять и контролировать собственное обучение и развитие (а задача взрослого — поддержать и подбодрить). На английском языке этот принцип называется «child-led education».

Обучение сотрудничеству

Дети не изолированы в процессе обучения: они обязательно взаимодействуют со своей семьёй, другими детьми, учителями и обществом. Обучение в Реджио делает акцент на взаимодействии и сотрудничестве (поэтому важная форма работы в Реджио-садах — работа в малых группах)

Сто языков ребёнка

Детей в школах и садах Реджио учат представлять свои идеи и мысли разными способами. В известном стихотворении Лориса Малагуцци говорится,что у ребёнка есть 100 языков, чтобы выразить себя, но школа часто отбирает 99 языков самовыражения, оставляя только язык слов. Вот некоторые другие способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства:

  • движение
  • рисунок
  • живопись
  • конструирование
  • лепка
  • театральные постановки
  • театр теней
  • создание коллажей
  • музыка

В распоряжении детей . С их помощью дети передают то, что они знают, понимают, чувствуют и придумывают, что удивляет, что вызывает вопросы. В результате образ мыслей ребёнка становится «видимым» — и для него, и для окружающих!

Ребёнок состоит из сотни.
У ребёнка сто языков,
сто рук, сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто, всегда сто
способов слушать, восхищаться, любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать,
сто миров,чтобы совершать открытия,
сто миров,чтобы делать изобретения,
сто миров,чтобы мечтать.
У ребёнка сто
(и ещё сто, сто, сто) языков,
но у него крадут девяносто девять из них.
Школа и культура отделяют голову от тела.
Они учат думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты -
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребёнок говорит:
сотня здесь.

Лорис Малагуцци

Развивающая среда — третий учитель

Реджио-педагогику иногда называют педагогикой пространства. Почему? Пространство ребёнка всегда хорошо продумано. Разнообразные материалы разложены красиво и со смыслом, у каждого уголка есть своё назначение. В царит естественный порядок: его ценят и поддерживают и взрослые, и дети.

Особая роль взрослого

Ребёнок в Реджио-педагогике руководит своим обучением, но не становится скучающим наблюдателем или «обслуживающим персоналом». Учитель — партнёр, воспитатель и проводник. Он поощряет исследование разных тем, помогает в работе над детскими проектами и поддерживает, когда нужно найти решение проблемы.

Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям.

Совместное исследование

Дети становятся исследователями, изучая интересные им темы, наблюдая за явлениями окружающего мира. Взрослый подключается к детскому исследованию и активно участвует, старается оценить со стороны свой вклад и свою роль, обсудить происходящее с единомышленниками. Это тоже исследование…

«Документация»

Словом «документация» в Реджио педагогике называется любовное, внимательное фиксирование процесса обучения:

  • комментарии взрослых (цели детского исследования или проекта, ход работы)
  • записи детской речи (комментарии (дети объясняют, чем сейчас заняты), диалоги, обсуждения, интересные фразы, гипотезы)
  • фотографии
  • видео
  • готовые детские работы

Все материалы заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.

Документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее. Она показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность!

Взрослый, ведущий документацию, старается отмечать не собственные мысли и догадки, а то, что действительно говорят (или показывают невербально) дети.

Это очень важно — не объяснять и не оценивать слова и жесты, а просто фиксировать их с объективностью диктофона или видеокамеры и «возвращать» детям в точности! В Реджио-подходе аудио- или видеозаписи часто пересматриваются, обсуждаются вместе с детьми.

История возникновения Реджио-подхода

Биография Лориса Малагуцци

Лорис Малагуцци родился 23 февраля 1920 года в итальянском городе Корреджо (север Италии). Когда ему было три года, семья переехала в город Реджио Эмилия, находившийся неподалёку (отец Лориса получил работу на местной железнодорожной станции).

Во время войны Лорис работал учителем — преподавал сначала в начальной школе в Солоньо, деревушке в Апеннинах, а позже в начальной и средней школах в родном городе Реджио. В 1944 году он женился (его единственный сын Антонио впоследствии стал архитектором).

В 1946 году Малагуцци получил степень в области педагогики в университете Урбино и стал принимать активное участие в движении по созданию в послевоенной Италии новых школ и детских садов. Он также участвовал в открытии первой народной школы в городе Вилла Челла в окрестностях Реджио.

Это оказалось началом долгой истории, вдохновляющей учителей и родителей по всему миру. Вплоть до самой своей смерти 30 января 1994 года Лорис Малагуцци руководил работой муниципальных яслей и детских садов в Реджио Эмилия, работающих по новым педагогическим принципам.

«Для строительства у нас был танк, несколько грузовиков и лошади»

В 50-е годы в Италии было очень активным движение родителей и педагогов-новаторов. Люди верили, что можно изменить мир, изменить общество и не допустить повторения ужасов войны, начав с изменения судеб детей…

Первую народную школу в городе Вилла Челла строили сами местные жители — по ночам и по воскресеньям. Как вспоминал Лорис Малагуцци, из строительной техники у них был «танк, несколько грузовиков и лошади».

Школа открылась, а вместе с ней — ещё семь в соседних городках. Именно тогда Малагуцци рискнул оставить работу в государственной средней школе, где проработал 7 лет.
Он прошёл курс по психологии и начал работать в городском муниципальном центре для детей со сложностями в обучении, а по вечерам преподавал в маленьких народных школах, созданных родителями.

Вскоре оказалось, что новые ученики с трудом понимают итальянский, говорят только на местном диалекте, а учителя полны энтузиазма, но совершенно не представляют, что именно от них требуется в новых условиях…

«Мы понимали, что нашего образования не хватает, что нам, как и нашим ученикам, нужно многому научиться… Мы были полны воодушевления и страха одновременно. И тут нам на помощь пришла простая вдохновляющая мысль: мы подумали, что узнать что-то важное о детях и для детей мы можем от самих детей!»

Учителя народных школ старались не только учить детей, но и учиться у них, поощрять любознательность и любопытство, относиться к своим ученикам тепло и с уважением, постоянно расти.

Школа «Робинзон»

В 1963 году в Реджио открылась первая официальная муниципальная школа, не зависящая от государства (60 учеников, две классных комнаты). Она носила говорящее имя «Робинзон». Такие школы были в новинку, и набрать 60 детей оказалось непросто. К тому же через 3 года деревянное здание школы сгорело, и все пришлось начинать заново.

Горожане настороженно наблюдали за новой школой, и тогда учителя решили раз в неделю «переезжать» в город. Они садились в грузовик вместе с детьми и необходимыми школьными принадлежностями и устраивали занятия на открытом воздухе: на площади, в парках, под колоннадой муниципального театра. Дети были счастливы. Люди наблюдали за происходящим, удивлялись и задавали много вопросов.

Некоторые проекты школы были очень масштабными. Один из них был посвящён Робинзону Крузо. Перед детьми и взрослыми стояла задача воссоздать характер и приключения героя. Все вместе они читали и пересказывали книгу Даниэля Дефо, рисовали, лепили и работали с деревом. Был построен корабль, изображены море, остров и пещера, сделаны инструменты Робинзона. Получилась долгая и зрелищная история. На следующий год подобный проект был посвящён Пиноккио.

Наконец, после долгой борьбы, в 1967 году народные школы перешли в ведение муниципалитета. В 1968 году таких классов было 12, а в 1980 — уже 58, в 22 школьных зданиях. Начинание получило поддержку!

Официальное признание

В 70-е годы у школ Реджио появилось множество друзей. Один из них — известный итальянский писатель и поэт Джанни Родари, посвятивший свою книгу «Грамматика фантазии» городу Реджио и живущим в нём детям. В 1971 году в Реджио прошла встреча учителей, на которую вместо 200 участников приехало 900! Именно тогда была опубликована первая книга о новом подходе — «Опыт новой школы для маленьких детей» («Experiences for a New School for Young Children», 1971).

Опыт маленького городка Реджио и его муниципальных школ и садиков привлекал все больше внимания, и сейчас по всему миру открыто множество учебных заведений, вдохновлённых Реджио-подходом. Кстати, время показало, что педагогика Реджио замечательно применяется и дома, в семье, независимо от того, ходит ли ребёнок в садик и в какой именно.

Отрывок интервью с Лорисом Малагуцци (видео и расшифровка)

Это фрагмент интервью, взятого в муниципальной Реджио-школе «Диана».

— Интеллект, который рождается в ребёнке, — что это для вас? Чудо, радость, удивление, тайна или закономерный результат поиска, поощрения, одобрения со стороны взрослого?

— Интеллект, разумность ребёнка — это по-прежнему то, во что нам следует верить! Верить, что ребёнок действительно разумен и может сам выстраивать процесс познания. Если мы готовы это принять, наши отношения с ребёнком заметно меняются!

Наш способ выражать мысли, наша школа приспосабливаются к ребёнку, а тот непрестанно «поставляет» нам новые запросы, темы для проверки и исследования. Страсть к познанию мобилизует всю личность ребёнка! Дети рождаются исследователями.

Когда мы вместе с детьми изучаем что-то новое, ищем возможность улучшить наши взаимоотношения, рождается удивительное взаимопонимание между взрослым и ребёнком. Но это не всё! Такое сотрудничество создаёт ось познания, подпитывает ум ребёнка, расширяет его видение мира: он замечает новые взаимосвязи (между понятиями, предметами, событиями…), становится способным к взаимодействию, диалогу, исследованию, поиску. Мне кажется, в этом смысл и главная сила того, что мы называем интеллектом.

О Реджио-подходе с самого начала

Вспомнив фильмы итальянского неореализма, можно представить себе, в какой обстановке возникли в первые послевоенные годы в городе Реджио Эмилия в Италии детские сады и ясли, признанные сегодня лучшими в мире. Родители сами построили помещения для детей, а молодой педагог Лорис Малагуцци, приехавший в 1946 г. на велосипеде посмотреть, как продвигаются дела в коммуне, и решивший сделать осмысленным и счастливым детство детей, остался здесь до своей смерти в 1995 г. и основал новую педагогику для младшего возраста. Без ссылок на его имя невозможна теперь ни одна статья по дошкольному воспитанию в международном журнале. Сейчас провинция Эмилия Романья -достаточно процветающий край, в котором развиты сельское хозяйство и крупная промышленность, но прежде всего мелкая и средняя индустрия.

Название «Реджио Эмилия» должно быть знакомо поклонникам «Грамматики фантазии» Джанни Родари: именно здесь он проводил свои эксперименты по придумыванию с детьми сказок. И другие знаменитости не обошли эти места стороной: профессора математики, филологии, истории, издатели, поэты, архитекторы, режиссеры (в числе последних - Юрий Любимов) приезжают сюда, чтобы поиграть с воспитанниками Реджио Эмилия. Выставки детских работ объехали весь мир. Чтобы принимать всех желающих ознакомиться с педагогикой, была организована специальная служба. Сейчас в провинции функционируют краткосрочные и долгосрочные курсы, готовящие специалистов, и проводятся семинары, позволяющие приверженцам обмениваться опытом. Серджо Спаджиари и Веа Векки продолжают дело Лориса Малагуцци. Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культуру, в другие условия, к другим людям. Вырастая и складываясь постепенно в определенное время и под знаком личности Л. Малагуцци, он может быть усвоен и переработан, но повторить его можно, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в этом типе работы с детьми.

Иван Шамаев и Наталья Лазуткина занимаются детскими образовательными проектами в России и строят детский сад с реджио-подходом к воспитанию. А для интересующихся родителей и педагогов Иван и Наталья организуют на родине реджио-педагогики — в Италии — обучающий тренинг на русском языке 2-5 июля 2018. Сейчас ещё можно записаться .
Нам ребята рассказали, чем же так хорош реджио-подход.

«Во время семинара будет полное погружение в работу одного из самых успешных международных детских садов Италии. Он построен по космическому архитектурному проекту компанией Benetton. Будем разбираться, как организовать такое пространство у себя дома или в саду».


Главным идейным вдохновителем и основателем реджио-педагогики был Лорис Малагуцци , на протяжении многих лет руководивший городскими детскими садами на территории Италии в городе Реджио-Эмилия. В 1946 году Малагуцци получил степень в области педагогики и стал активно участвовать в создании новых школ и садов в послевоенной Италии. Вплоть до самой своей смерти 30 января 1994 года Лорис Малагуцци руководил работой муниципальных яслей и детских садов в Реджио-Эмилия, соблюдая новые педагогические принципы. И вот в чём они заключаются.

Методика известна во всем мире как одна из самых мягких и уважительных к ребёнку : ребёнок чувствует, что он является частью большого или маленького коллектива, где он так же ценен, как любой человек - неважно, другой ли это ребёнок, родитель, педагог.

Реджио-подход можно внедрять в любой стране, в любой культуре, учитывая местные особенности, традиции, менталитет. Подход не навязывает четких методик и инструкций, по которым необходимо вести образовательную программу.

В основе подхода — проектная деятельность , которая стала популярна во всем мире не только для образовательной деятельности, но и для успешного решения рабочих задач во многих компаниях. Проекты в детском саду – это самостоятельная деятельность детей под наставничеством взрослых. Участие в проекте позволяет малышам проявить свои способности. В ходе работы ребёнок учится планировать свои действия, контролировать процесс выполнения задач, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.

Реджио-подход — это подход открытых вопросов. Это значит, что начиная рассказ о новой теме, мы сначала спрашиваем детей, что они уже знают об этом? Так мы способствуем развитию у них креативности и критического мышления.
Главная задача педагогов — задавать как можно больше открытых вопросов, а не закрытых, на которые можно ответить только «да» или «нет». Важно — побудить ребёнка подумать, предложить своё видение темы.

Основа реджио-воспитания – это работа детей в малых группах (2-4 человека). Дети сами решаютпроектные задачи.

Пространство детского сада само становится как бы воспитателем. Детям в саду должно быть спокойно, тихо, тепло. Сами стены призваны воодушевлять ребёнка на познание, общение и сотрудничество. Эстетика пространства имеет в реджио-подходе огромное значение.

Реджио-подход направлен на выстраивание дружественных равнозначных отношений . Родители являются полноценными участниками процесса познания и приглашаются к активному участию в совместных занятиях, событиях и обсуждению того, что можно улучшить в детских садах.

Реджио-подход появился в небольшом городе Реджио-Эмилия на севере Италии. И в настоящее время его считают одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития. Он уже более 20 лет господствует в муниципальных детских садах Италии, Германии и других европейских стран.

«Летидор» разобрался, чем заслужила такую популярность методика и почему она помогает детям мыслить свободно.

Как появился реджио-подход

После Второй мировой войны во всех сферах жизни итальянцев происходили значительные изменения. Общий экономический и социальный подъём не обошёл стороной образование.

В 1950-х годах в городке на севере Италии в обычных детских садах стали экспериментировать с новым педагогическим подходом под названием «реджио». Его создателем считают психолога Лориса Малагуцци. Он считал, что каждый ребёнок рождается сильным, способным и очень любопытным, и задача взрослого - вдохновить его на деятельность, развить любознательность, помочь понять мир и найти в нём своё место.

Программа, которую Малагуцци внедрял в муниципальных детских садах, базируется на воспитании в человеке демократии и социальной справедливости.

В основе реджио-педагогики - предположение о том, что малыш формирует свою личность уже в первые годы жизни.

Малагуцци был уверен, что ребёнок на начальном этапе развития наделён сотней «языков», благодаря которым он может выражать себя. Цель взрослого - не отнимать у малыша эти «языки» и давать ему только один (речь), а научить его пользоваться всеми символическими языками самовыражения (живопись, скульптура, театр и другое) с помощью способностей, которыми его наделила природа.

В 1970-х годах подход Малагуцци был оценён мировым педагогическим сообществом на международной выставке образования в Стокгольме.

Педагоги из разных стран с интересом слушали, как итальянскому психологу удалось на практике связать воедино разные миры, в которых живёт ребёнок: семью и детский сад.

Суть реджио-педагогики

Одна из главных идей, которая лежит в основе подхода: дети сами выбирают то, чем им нравится заниматься. Они берутся за проекты, темы которых сами придумали в играх и разговорах.

Взрослые выступают здесь в роли помощников, чтобы малыши наиболее полно смогли реализовать задуманное.

Для творчества без границ в детских реджио-садах особенным образом организовано пространство (среда), в котором дети проводят большую часть дня.

Пространство поделено на разные зоны:

от уединённых уголков, где дети могут отгородиться от коллектива, до больших залов, где проходят масштабные мероприятия.

Кроме этого, здесь располагаются совершенно волшебные комнаты сказок, костюмерные, творческие мастерские. Ребята должны чувствовать себя в детском саду так же уютно, как дома.

Воспитатели наблюдают за детьми и стараются вмешиваться в их разговоры только по мере необходимости.

Среди педагогического реджио-сообщества принято документировать разговоры и действия малышей, а затем обсуждать их в профессиональном кругу, чтобы предлагать детям ещё более интересные способы досуга.