Меню

Рождественские традиции и обычаи. Народные приметы, суеверия и обычаи на рождество христово

Здоровье

Рождество у православных является одним из самых почитаемых после Пасхи. В отличие от католического (24 декабря), православное Рождество отмечается 7 января. Причиной такому расхождению дат послужило установление в Европе, жившей ранее по юлианскому календарю, григорианского календаря.

Православное Рождество, в отличие от католического, не так много значения уделяет атрибутике праздника. Основной целью всё же является духовное видение праздника и внутреннее умиротворение.

Обычаи на Рождество Христово

Считается, что в ночь перед Рождеством силы добра и зла набирают особую силу. И то, какими помыслами больше наполнен человек, имеет тесную связь с проявлением в его жизни той или иной силы — » Каждому воздастся по вере своей «. Именно поэтому великому празднику Рождеству Христову предшествует сорокодневный период поста. Пост призван для того, чтобы, помимо плоти, очистить и помыслы. В этот период все истинные верующие посещают церковные службы, молятся и каются за грехи свои, чтобы светлый праздник встретить с чистыми помыслами и наполненной Божественным светом душой.

Самым важным днём периода Рождественского поста является канун самого праздника — сочельник (6 января). В сочельник, который ещё называют Коляда, едят только кашу из зёрен (кутья). Традиционно в кашу добавляют мёд, орехи и ягодный отвар. По давней традиции, никакую другую пищу до появления на небе первой звезды принимать нельзя.

По преданию, звезда символизирует Вифлеемскую звезду, которая загорелась на небе в момент рождения Христа. Именно с сочива и начинается вечерняя трапеза. Вся семья собирается за столом, читает молитву и поздравляет друг друга, прощая все обиды.

По традиции, на стол выставляется 12 блюд, символизирующие 12 апостолов. Рождественское угощение на Руси всегда было щедрым. Поросёнок или утка в яблоках, борщ, рыба, пироги, каша в тыкве — всё самое лучшее. Всеношное бдение начинается в православных храмах великим повечерием, куда церковь вкладывает особенный духовный смысл и выражает радость рождения Христа пением «Яко с нами Бог».

На Руси не было праздника долгожданнее, чем Рождество. Ведь традиции и обычаи рождества очень веселые и своеобразные. Молодые люди устраивали раздольные веселья и забавы. Например, кто — то из парней надевал на себя шкурку животного, а остальные шли за ним по соседним домам. В каждом доме ряженый совершал ритуал изгнания недоброй силы, произнося слова: «Бог благослови дом и всё, что в нём». После этого хозяева дома щедро одаривали компанию за свою работу. Вечером по дворам начинали ходить колядовщики с кутьёй. По традиции, нужно было вознаградить ходящих, иначе можно было накликать беду на весь год. Старшее поколение устраивало «посиделки»: старики вспоминали истории из молодости и рассказывали про обычаи и традиции на Рождество, а бабы и девки гадали.

С Рождества начиналось самое чудесное на Руси время — Святки. Девушки гадали на женихов до самого Крещения. Очень почитался на Руси и обряд из соломы. Солома на Руси всегда считалась символом достатка и хорошего урожая.

Издревле перед Рождеством из соломы вязали небольшие снопы и устанавливали их в домах. Считалось, что такой обряд изгоняет недобрых духов из дома и привлекает удачу. Так же существует поверье, дошедшее и до нынешних времён, что любое озвученное в Рождественскую ночь благое желание или намерение обязательно исполнится.

Существует ещё одна добрая традиция на Рождество — кормить птиц зерном или хлебными крошками. Это приносит счастье и достаток в дом. Работать в этот праздник не принято. Напротив, нужно принимать гостей или самим идти в гости и разговляться.

Что дарили на Рождество

Дарили всё. Каких — либо особых норм не существовало. Так, например, царским дочкам в Рождество дарили по одной жемчужине и бриллианту. К совершеннолетию так собиралось колье. В конце 19 века (1897 г.) в России появились поздравительные открытки, а уже через некоторое время распространилась традиция дарить такие открытки на Рождество и Пасху.

История Рождества

Давным — давно в городе Назарете жила девушка Мария и была она обручена с Иосифом. Однажды к Марии спустился ангел Гавриил и сообщил ей, что скоро на неё сойдёт святой дух и ей предстоит родить святое дитя, которого мир будет называть спасителем, сыном Божьим.

В то время император Август проводил перепись населения и каждый житель должен был вернуться в то место, где родился. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому вместе с Марией они и отправились туда. Но, к сожалению, по прибытию в Вифлеем, они не нашли места для ночлега и им прищлось остановиться для отдыха в обычном хлеву.

Там и был рождён ночью Иисус Христос. В ту самую ночь по местным полям пасли свои стада пастухи, перед которыми явился Ангел и рассказал им о рождении Божественного ребёнка. Пастухи поспешили к месту рождения младенца. Путь им указала Вифлеемская звезда. Подойдя к хлеву, они увидели младенца в яслях, а рядом Марию и Иосифа.

В мире, пожалуй, нет другого великого торжества, как Рождественский праздник, у которого имеется такой богатый набор различных обрядов, традиций и примет.

Содержание статьи:

Рождество Христово - самый главный и великий христианский праздник, который человечество отмечает более 20 столетий. Он дает духовное начало, ожидание чего-то чудесного и необыкновенного. Поэтому праздник считается домашним, спокойным и одновременно торжественным. Его празднуют несколько дней подряд самыми разными обрядами. Но самая важнейшая традиция - рождественский ужин 6 января в Сочельник с появлением первой звезды.

Так вышло, что Рождество отмечают в разных странах в разные даты. Православные 7 января, католики, протестанты и лютеране - 25 декабря. Расхождение объясняется следующем. Украинская, Российская, Болгарская, Сербская, Белорусская и Грузинская церкви осталась на юлианском календарь, а не перешла на григорианский.

Православные традиции на Рождество Христово


Православная традиция предполагает перед Рождеством соблюдать строгий 40 дневной пост. Причем в последний день поста традиция запрещает завтракать и обедать, немного перекусить позволено в обеденное время только детям.

Верующие 40 дней употребляют постную пищу. Длится это до восхода первой «Вифлеемской» звезды 7 января. Этот канон распространяется даже на время Сочельника - Рождественский праздничный стол в ночь с 6 на 7 января. Считается, что в это время силы добра и зла борются за душу человека, и в зависимости, чья сторона победит, тот и выполняет желания. Поэтому в Сочельник люди надевали добрые звериные маски, ходили по домам с песнями и колядками, желая добра и процветания. Таким образом, старались не разозлить злых духов, а привлечь добрых. Такой обычай является отголоском языческих верований, однако в некоторых селах, он еще сохранился. Однако по традиции колядовали исключительно мужчины и парни.

Символикой Рождества, конечно, является елка со звездой на верхушке. Также украшают квартиру рождественским венком, декоративными свечами и рождественскими открытками. Сохранилась до наших дней традиция во время песен звенеть в колокольчики, что символизирует приветствие пришествие Христа.

В канун Рождества семья должна находиться дома, категорически запрещено ругаться, ссориться и спорить. В больших семьях заблаговременно договаривались, у кого дома будут праздновать, выбирая, как правило, богатое жилище либо дом главы «старейшины» рода. За стол необходимо приглашать только близких и родных людей.


Для подготовки стола к Сочельнику привлекаются дети, в частности старшие дочери, помогают матери. Поскольку женщины целый день 6 января готовят праздничные постные блюда, которых должно было быть не менее 12. Кушанья символизируют 12 апостолов и 12 месяцев года. При этом перед приготовлением нужно исповедаться, очистить душу и сердце, помириться и простить врагов.

В центр стола ставят самое главное ритуальное блюдо - рождественскую кутью, которая пробуется в первую очередь. Также женщины славяне выпекают свежий хлеб и пирожки. Количество пирожков готовится равное числу людей, собравшихся за столом. При этом в один из них помещают монетку. Пирмета гласит, что кому она достанется, тому и будет круглый год вести.

Мужчины в это время организовывали сам праздничный стол. Они приносили стебли соломы и укладывали их под скатерть. С песнями ставили на стол блюда, которые обвязывали крест-накрест красными нитями, что символизировало рождения сына Божьего на сене. В старину веровали, что в эту ночь родился маленький Христос, по этой причине нельзя шуметь, дабы не потревожить младенца.

Помимо этого, обряды требуют дидуха, который должен стоять в доме на самом почетном месте. Это праздничный сноп, сделанный из пшеницы, овса или ржи. «Хлебное дерево» представляет умерших духов всех потомков, которые по поверью в этот день приходят в дом к родным.

Традиционный набор 12 блюд на Рождество


В разных регионах имеются свои традиции и свой набор 12 рождественских блюд. Соединив все, можно сделать примерное усредненное меню, которое подойдет для любого стола. При этом стоит отметить, что обязательно нужно отведать каждое блюдо, чтобы в будущем году не быть голодными. При этом нельзя съедать весь торжественный ужин, иначе дом останется пустым.
  • Кутья
  • Узвар
  • Свекольный салат с черносливом
  • Салат из кислой капусты и соленых огурцов
  • Винегрет с сельдью
  • Вареники с картошкой или капустой
  • Пшенная каша с грибами
  • Грибная юшка или постный борщ
  • Тушеная капуста с шампиньонами
  • Рыба жаренная
  • Голубцы с рисом и тушеной морковью
  • Отварной картофель с маслом и чесноком
И еще немного обычаев:
  1. Традиционный цвет торжества - белый, поэтому скатерти, салфетки, занавески, столовая посуда подбираются только белоснежных оттенков.
  2. Незамужним девушкам и холостым парням нельзя сидеть на углу праздничного стола, иначе останутся без супружеской пары.
  3. Еду запивают только узваром, а не водой.
  4. Вставать из-за застолья и выходить из дома пока не закончиться трапеза, нельзя. Иначе впустите нечистую силу.
  5. После ужина кушанье с праздничного стола дети несут своим крестным, бабушкам и дедушкам.
Помните, что Рождество - главный церковный праздник. В эти дни стоит посетить церковь, подумать о жизни, о делах, вспомнить что сделано, а что еще предстоит сделать, побщаться с близкими и не ругаться. Тогда вы приобщитесь к радушной атмосфере, которая витает повсеместно с Рождением Христа, а жизнь будет насыщена добрыми делами.

Больше о традициях празднования Рождества смотрите в этом видеосюжете:

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

Исторические корни праздника Рождества Христова. Религиозное предание и современные памятники. Особенности православного богослужения и сложившиеся народные традиции, обычаи.

Рождество Христово – любимый народом религиозный праздник, который отражается в народных обычаях, красивом богослужении, обращает к Богу и говорит о близости спасения. Православная Церковь призывает каждого проникнуться исполнением великого замысла Боговоплощения . Исторически обретение этого праздника тесно связано с периодом становлением христианства. Глубокие духовные религиозные тексты и музыка были созданы выдающимися религиозными деятелями и христианскими подвижниками. Духовный опыт нашего народа запечатлен в традициях, которые живы и поныне.

Рождество Христово – один из самых чудесных и любимых в народе церковных праздников. Чтобы преодолеть ту преграду, что встала после грехопадения между людьми и Господом, и отделила человечество от радостей вечного блаженства, был послан на землю Иисус Христос, который предстал в облике человека. Он дал надежду всякому грешнику и показал путь в Царство Божие. Поэтому праздник Рождества Христова возжигает в сердцах верующих огонек веры и светлой любви, дает надежду на жизнь вечную и встречу с Творцом.

История праздника

Согласно преданию, когда пришел час рождения Спасителя, Иудеи находились под римской властью. Император Август (Октавий ) издал указ о проведении народной переписи, для чего каждый иудей должен был вернуться в тот город, откуда брал начало его род. Пресвятая Мария вместе с Иосифом жили в Назарете, но родом были из Вифлеема, поскольку исходили из ветви Давида.

Однажды пришёл ангел во сне к чистой и непорочной Деве Марие, и сказал: “Тебе будет суждено родить сына Божьего от святого Духа и имя его будет Иисус Христос”. Они отправились в Назарет, но оказалось, что остановиться беременной Марии и Иосифу негде. Место нашлось только за городом, в пещере для скота. Здесь без боли и страданий Мария разрешилась Богомладенцем . Когда новорожденного Спасителя спеленали и положили в ясли, пещера наполнилась небесным сиянием. В небесах ярко загорелась звезда, получившая название Вифлеемской. Она стала знамением рождения Сына Божьего для волхвов.

Совет. Сходите на исповедь в Церковь! При покаянии вам простятся все ваши грехи.

Ангел Божий возвестил пастухам, стерегущим стада возле Вифлеема, о великом событии, и они первыми поклонились Христу и рассказали всем о его рождении.

Пророчества о рождении Мессии были записаны в текстах Библии. Поэтому волхвы последовали вслед за Вифлеемской звездой с богатыми дарами, которые были принесены в дар Спасителю. Эти подношения глубоко символичны и олицетворяют: золото – власть Царя, ладан – дань Божественной природе. Другими словами, предание говорит о том, что Бог привел к вере через сердце простых пастухов, а через разум – ученых книжников, язычников-волхвов.

С появлением волхвов связано трагическое событие: избиение младенцев. Иудейский Царь Ирод опасался появления пророка, поскольку боялся потерять трон. Он повелел книжникам на обратном пути рассказать, где находится Мария с младенцем. Однако Иосифу во сне было видение, что домой нужно возвращаться другим путем, минуя Иерусалим. В гневе Ирод повелел убить всех новорожденных малышей, которые жили в Вифлееме. Ангел успел вывести Святое семейство в Египет прежде, чем произошла эта бойня, лишившая жизни нескольких тысяч невинных детей.

Впоследствии над пещерой, в которой появился на свет Иисус Христос, императрица Елена построила Базилику Рождества Христова. Этот храм в настоящее время считается одной из основных святынь христианского мира.

Когда отмечают праздник Рождество Христово?

Рождество Христово относится к великим двунадесятым церковным праздникам, в которые ликует весь мир Божий, видимый и невидимый.

Раннее христианство не имело праздника Рождества в своем календаре. Оно развивалось в условиях ветхозаветного иудейства, в рамках которого считалось, что рождение человека нужно оплакивать. Традиция празднования получила право на существование только после утверждения христианства. Причем вначале Церковь отмечала Богоявление, символизировавшее одновременно и рождение, и крещение Спасителя. Позже высчитали точную дату Его рождения, исходя из свидетельств Евангелия, и установили ее 25 декабря. В православной традиции она была принята в 379 году.

В XX веке Россия перешла на григорианский календарь вслед за странами Европы. Однако Православная Церковь не приняла нововведение и до сих пор руководствуется юлианским календарем. Это привело к тому, что дата праздника православного Рождества сдвинулась на 7 января. Ему предшествует Рождественский пост, который заканчивается Сочельником (вечер 6 января).

Церковное богослужение в честь Рождества Христова

Празднование Рождества Христова построено аналогично Пасхальной службе. Начинается с 23-00 и длится до раннего утра. Богослужение проводится на церковно-славянском языке, который наиболее полно отражает богословскую глубину византийских религиозных текстов в переводе Кирилла и Мефодия. Накануне Рождества читают Царские (Великие) Часы и служат литургию св. Василия Великого, которую объединяют с Вечерней службой.

Лития – вступительная часть богослужения, в ее ходе читают пророчества Ветхого Завета о том, что именно Вифлеем станет местом появления на свет пророка, предсказания о приходе Христа и его облике. Всенощная служба в честь Рождества Христова открывается радостным пением гимна «С нами Бог». Хоры поют кондак праздника и тропарь. Кроме радостных стихир возносятся моления о душах озлобленных, в скорбях погибающих, нуждающихся в милосердии и божественной помощи.

Читают праздничные ектеньи и благословляют вино, хлеба, зерна пшеницы, а потом раздают их прихожанам, елей священник использует для помазания паствы.

С полуночи начинается Рождественская Утреня с пения шестопсалмия со словами «Слава в вышних Богу…». Таким образом Церковь показывает, что хотя наша душа – поле борьбы света с тьмой, но уже пришел Христос – истинный Свет, который победит зло. В ней раскрывается тема воплощения Бога. Чтение Евангельских текстов от Матфея свидетельствует о Рождестве Христовом. Прославляют Его в песнопениях и стихирах.

Далее следует Рождественская Литургия, которая начинается с прославляющих псалмов и вознесения хвалебных гимнов. Вместо «Трисвятого» поют крещальный гимн из Послания к Галатам. Из этого же послания берется апостольское чтение.

Сходить на исповедь и причаститься в этот праздник всем рекомендуется.

8 января проводится празднование Собора Пресвятой Богородицы. На этой торжественной службе молящиеся приносят в дар Христу свою искреннюю горячую любовь к Деве Марии, радость даровавшей миру. Ибо без Ее доброй воли не могло быть Непорочного зачатия и появления Спасителя.

Празднование Рождества Христова в народных традициях

Принято делать добрые дела, помогать нуждающимся. В допетровской России существовал обычай помилования раскаявшихся преступников, раздачи милостыни в Рождество Христово. Богатые семьи тайно жертвовали средства приютам и больницам для бедных во спасение души.

Традиция ставить и украшать елку на Рождество Христово пришла к нам из Европы гораздо позже. Ель – вечнозеленое дерево, символизирует жизнь вечную, вечность бытия с Богом, олицетворяет древо жизни. А игрушки и подарки, которыми принято ее украшать – символ святых даров.

Рождественский Пост и праздничный стол

Торжество Рождества Христова предваряет Рождественский Пост, в который особо почитаются отдельные подготовительные дни. В день святого Андрея (который приходится на 13 декабря) и 19 декабря – день святого Николая, поют стихи, возвещающие о грядущем рождении Господа, возносят молитвы святым и Господу. Пост призван избавить душу от зла, гнева, укротить похоти, очистить помыслы и обратить их к миру горнему, дабы вместила душа благодать Господню.

Во время поста верующими соблюдается следующий режим:

– по понедельникам, пятницам и средам допускается только сухояденье;

– по четвергам и вторникам разрешается употребление горячих кушаний с добавлением постного масла;

С появлением на небосклоне первой звезды в Сочельник, 6 января, вся семья собирается за постным столом. На столе – двенадцать блюд (по числу апостолов). После чтения молитвы вкушают кутью – блюдо из разваренной пшеницы (или риса) и узвара (компота из сухофруктов).

Затем приступают к трапезе. Крестники «носят сочиво» крестным, но чаще сочельник проводят в кругу семьи. В советское время традиции были частично утрачены, однако и по сей день многие (даже невоцерковленные ) семьи празднуют Рождество Христово.

Утром 7 января православные накрывают скоромный стол: готовят мучные и мясные блюда, запеченного гуся или утку, индейку, рыбу, приглашают гостей покушать вместе с ними. Принято дарить подарки родным и близким, проводить этот день в атмосфере любви и радости.

Рождество Христово празднуется уже много веков. Учение Христа победило античные философствования и разрушило ереси. Этот праздник свидетельствует, что промысел Божий есть на каждого человека. Ради человечества Господь послал в мир Сына и обрек Его на страдания во спасение всех христиан. Это призыв к исправлению греховной природы каждого из нас через искреннее покаяние, исповедь и молитву.




Рождество, так же как и Новый год - самые ожидаемые и радостные праздники не только для россиян, но и для всей планеты. Это логичное завершение определенного жизненного этапа, подведение итогов и, конечно, ожидание нового, неизвестного и, несомненно, лучшего. Пожалуй, это любимейший праздник детворы. Они уже догадываются, что Деда Мороза не существует, но все еще продолжают в него верить. Традиции и обычаи Рождества в России довольно интересны и разнообразны, давайте поговорим о них более подробно.

Подготовка к Рождеству в России

С 28 ноября 2014 года начинается рождественский пост – своеобразная подготовка к Великому торжеству. В это время рекомендуется воздержаться от тяжелой, жирной пищи, выпивки. Однако и служители церкви всячески это поддерживают, поститься следует только тем, кому это по силам. Если же нет полной уверенности в себе или отсутствие яиц и мяса вызывает негативную реакцию, если есть чувство раздражительности и обиды на весь мир – лучше перед началом поста посоветоваться со своим врачом или духовником. Как один из способов – можно попробовать соблюдать пост только по средам и пятницам, и в том случае, если все получится, переходить к следующему шагу.




Также одной из традиций Рождества в России является генеральная уборка: перестирывают занавески, вытирают пыль из труднодоступных мест, выметают грязь из углов, таким образом, очищая дом перед приходом нового и светлого. В старину и для мужской половины находилось вдоволь работы: починить воз, санки, подлатать крышу. На сегодняшний день мужчины вполне могут отремонтировать капающий кран или подклеить отвалившуюся плитку в ванной, а если и это не по силам – позвонить сантехнику.

В рождественскую подготовку входит и поездка на ярмарку (сейчас для этих целей подойдет обычный магазин одежды). Ведь для всех членов семьи надо приобрести обновки. Обновить следует и посуду, так как перед началом празднования, по обычаю, следует выбросить все треснутую и надколотую посуду. Нельзя забывать и про самых маленьких сладкоежек. Для детишек тоже приобретали подарки и сладости.




В подготовке к празднику должна принимать участие вся семья. «Кто перед Рождеством хлопочет сплоченно, тот весь следующий год будет жить в мире и согласии» - говорит народное поверье. Работа находилась и для молодого поколения. Парни и девушки, по рождественскому обычаю, помимо помощи взрослым, разучивали новые , шили костюмы для вертепа и мастерили на длинной палке Вифлеемскую звезду. Во время похода по дворам почетная миссия доставалась юноше, который нес звезду, поскольку именно он должен был первым войти во двор.

Категорически запрещается стирать, готовить, убирать, колоть дрова и заниматься другой тяжелой работой. Все это стоит делать заранее, а сам праздник должен оставаться чистым и светлым, не омраченным никакими заботами. Почему нельзя выносить мусор? Потому что считалось, что в углах и закоулках, где и скапливается в основном вся грязь, собираются души почивших родственников, которые пришли отпраздновать Рождество со своей семьей. После Крещения, они возвращались к себе, на небо – тогда и можно было убрать и вынести мусор.

Сочельник

На рождественский сочельник нельзя опаздывать, это последний день поста. Все члены семьи приходят в гости заблаговременно и сообща накрывают на стол. По рождественской традиции в этот день едят сочиво (отсюда и название Сочевник, которое позже трансформировалось в Сочельник). Сочиво – это размоченные зерна ржи, пшеницы или риса с добавлением фруктов и меда, в настоящее время именуемое кутьей.

Садиться за стол можно только после вечернего богослужения в храмах и появления на небе первой звезды, которая оповестила когда-то волхвов о рождении Христа-Спасителя.

Обязательным украшением стола считается пучок свежего сена, как память про ясли, в которых произошло рождение младенца. Праздничный стол накрывают белой скатертью и расставляют на нем дюжину блюд (в соответствии с количеством апостолов). На праздничном столе должны быть только . К обязательным блюдам в этот день относится печеная или отварная рыба, компот узвар (состоящий из спелых и сушеных фруктов) и варенье (клубничное, малиновое, земляничное, морошковое).




Размоченные зерна пшеницы несут в себе символ начала новой жизни, созревшие плоды и фрукты – знак окончания жизненного пути. Что касается рыбы, то в ее греческом названии «ихтиос» закодировано имя Иисуса Христа. Таким образом, Сочельник – это своеобразный ритуал рождения Сына Божьего.

Одной из забавных традиций на Рождество в России считается рождественский пирог, в который подкладывали монетку. Кому она попадется, тому и прибудет счастье.

Святки

Святки начинаются 6 января и продолжаются две недели. Это один из самых радостных и оживленных праздников на Руси. В это время проводят знаменитые святочные гадания. Каждый день полон своих примет, обрядов и знамений. С особым вниманием относятся ко снам, почти все они считаются вещими. Судьбоносным считается сон в ночь на сочельник. Чтобы его запомнить под подушку клали сонник, а в изголовье кровати оставляли зажженную свечу.

Количеству гаданий, по которым можно узнать имя или увидеть во сне своего суженого вообще не имеет числа. Это и бросание левого башмачка через порог, и заглядывание в зеркало, и гадание на волосах, на кольцах, на рисе, на воске, на кофейной гуще, на цепочке и др.

Для привлечения жениха достаточно было взять заслонку из печи, насыпать на нее хлебных крошек и накормить петуха. Эта птица является символом мужского начала и нового дня, а зерна, олицетворяют плодородие и достаток (а посему и жених должен быть и сильным, и красивым, и богатым).




Петух, особенно если он был черный, активно использовался и в других обрядах. Например, насыпали в центре комнаты зерно, ставили емкость с водой и зеркало. К какому предмету петух первому подойдет – таким и будет будущий жених. Если к воде – пьяницей, если к зерну – богатым, а если к зеркалу – красивым.

Погодные приметы на Рождество

По народным приметам в Рождество судят о погоде, которая ожидает в Новом году:
- если метет метель в Сочельник – жди раннюю весну,
- если к утру на деревьях густой иней – к хорошему урожаю хлебов,
- если Рождество теплое – весна будет холодной,
- если 7 января выпадет снег – будет щедрый урожай.

Традиции и обычаи Рождества в России формировались многие века, поэтому нужно если и не соблюдать их, то хотя бы относиться с уважением.

А также вас наверняка будет интересно почитать об .