Меню

С какого возраста следует начинать обучение этикету. Правила хорошего поведения для детей — этикет для дошкольников

Дом

Учебные заведения, детские центры и педагоги могут стать нашим партнером, получить лицензию на пользование материалом "Школы этикета Юлианы Шевченко" и проводить занятия по этикету для малышей самостоятельно.

Условия сотрудничества

    подписание лицензионного договора о сотрудничестве;

    оплата единовременного взноса в размере ориентировочно 50000 рублей.

Авторская программа "Школа этикета для малышей 3+"

Занятие 1. Тестирование малышей на знание правил этикета

Занятие 2. Хорошие манеры.

"Культура общения"

Занятие 3. Знакомство
Занятие 4. Приветствие
Занятие 5. Прощание

Занятие 6. Вежливые слова

Занятие 7. Игра "Вежливые фанты"

"Чистота и порядок"

Занятие 8. Чистота и личная гигиена

Занятие 9. Микробы и бактерии

Занятие 10. Мастер-класс "Чистенькие зубки"

Занятие 11. Чистенькие ручки

Занятие 12. Мастер-класс "Мыловарение"
Занятие 13. Порядок и внешний вид

Занятие 14. Мастер-класс "Встречают по одежке"
Занятие 15. Закрепляющая игра-викторина

Дошкольный этикет для малышей на тему

"Столовый этикет"

Занятие 16. Сервировка столаЗанятие

Занятие 17. Мастер-класс "Праздничное оформление стола"

Занятие 18. Поведение за столом

Занятие 19. Что, чем и как едят

Занятие 20. Учимся пользоваться столовыми приборами

Занятие 21. Мастер-класс "Кулинарные эксперименты"
Занятие 22. Мероприятие "Чаепитие"

Дошкольный этикет для малышей на тему

"Хорошие манеры"

Занятие 23. Поведение в гостях
Занятие 24. Прием гостей
Занятие 25. Вручение и получение подарков

Занятие 26. Мастер-класс "Оформление подарков"
Занятие 27. Сюжетная игра

Дошкольный этикет для малышей на тему

"Мама, папа, я - дружная семья"

Занятие 28. Я и моя семья

Занятие 29. Мастер-класс "Составляем родовое дерево"

Занятие 30. Маленькие помощники

Занятие 31. Квест "Генеральная уборка"

Занятие 32. Больничный и респираторный этикет

Занятие 33. Бальный этикет

Занятие 34. Итоговое тестирование малышей на знание правил этикета, работа с кроссвордом.

Занятие 35. Выпускной

У участников курса "Школа этикета для малышей" есть возможность погрузиться в атмосферу аристократизма и закрепить полученные навыки в современном замке Чехии Шато Мцелы. Подробнее о выездных мероприятиях по этикету можно прочитать на странице .

Курс "Школа этикета для малышей" рассчитан на 7 месяцев с частотой обучения 1 раз в неделю / 34 занятия по этикету. Продолжительность занятия составляет примерно 45 минут.

Как объяснить ребёнку, что такое этикет? Прежде всего, это свод волшебных правил, которые помогут научиться красиво вести себя. Узнав эти правила и практикуя их ежедневно, ребёнок сможет легко и просто строить общение с родными, друзьями и даже незнакомыми людьми. Малыш овладеет правилами хорошего тона и будет знать, как разговаривать по телефону, красиво вести себя за столом, в театре, в гостях. Тонкостям изящных манер вы сможете обучить ребёнка, прочитав нашу статью.

Правила хорошего тона

Правила хорошего поведения - это такие правила, зная которые ребёнок не попадёт в неудобную ситуацию, не будет выглядеть невежливым или невоспитанным. Без этих правил не обойтись ни в каком виде деятельности. Учить ребёнка этикету следует начать как можно раньше и, главным образом, показывая положительный личный пример.

«Если родители соблюдают правила вежливости и этикета, то и ребёнок не станет вести себя как попало».

Родителям вовсе не нужно начинать заумные беседы и скучные нравоучения о правилах этикета. Психологи и опытные педагоги говорят о том, что такие формы воспитания только лишь отвращают детей от соблюдения норм этикета и способствуют развитию комплекса неполноценности.

Начинать знакомство самых маленьких с правилами этикета лучше всего, используя игровую форму. Например, с помощью кукол или любимых малышом игрушек можно проиграть ситуацию визита в гости или театр, телефонной беседы, званого ужина. Допустим, ребёнок в роли гостеприимного хозяина принимает гостей или вместе со своими игрушечными друзьями отправляется на представление в кукольный театр. Хорошо уяснить правила этикета помогают , в которых на примере понятных ребёнку персонажей объясняются правила и аккуратности.

«Основное правило хорошего тона заключается в том, чтобы ребёнок понял, как важно с уважением относиться к окружающим. Этот закон - базис всех остальных правил приличия, ведь правила этикета - не что иное, как хорошая привычка уважительно относиться к людям в разных ситуациях».

Приведём самые простые и обязательные правила хорошего поведения.

Объясняйте ребёнку, что некрасиво :

  • почёсываться, причёсывать волосы, ковыряться в зубах и под ногтями, находясь на людях
  • не приветствовать членов семьи утром и вечером
  • громко топать, кричать, хлопать дверями
  • опережать других при проходе вперёд, не извиняясь при этом
  • вяло и недоброжелательно отвечать «да» и «нет»
  • чихать, кашлять и отрыгивать, не прикрывая рот
  • вести себя в обществе слишком шумно и вызывающе
  • заходить без стука в закрытую дверь, не дождавшись разрешения войти
  • прерывать разговор между людьми безосновательно и без разрешения
  • очень громко разговаривать, болтать без умолку
  • волочить ноги при ходьбе
  • жевать жевательную резинку на людях.

У меня зазвонил телефон

Когда малыш немного подрастёт, он уже может сам звонить и отвечать на телефонные звонки.

Научите его вести беседу по телефону:

  1. Расскажите ребёнку, что общение по телефону должно быть кратким и вежливым.
  2. Считается неприличным звонить до 08:00 и после 21:00.
  3. Набрав номер, разговор начинают с приветствия.
  4. Не лишним будет спросить, не отвлекает ли этот звонок человека.
  5. Если поступил звонок, в котором просят пригласить к телефону кого-то из членов семьи, не нужно задавать бесцеремонных вопросов типа «А зачем он Вам?». Человек представится и скажет, зачем звонит, если решит, что это нужно.
  6. Если звонят маме (папе, бабушке), а её нет дома, уместно поинтересоваться, кто звонил и что передать.
  7. Не нужно забывать отвечать на приветствие.
  8. Если ребёнок совершил звонок и услышал в трубке незнакомый голос, то нужно представиться и попросит позвать того, кого нужно.
  9. Если ребёнок неправильно набрал номер, нужно извиниться и положить трубку. Если ошиблись номером, позвонив к вам домой, не нужно сердиться, а вежливо пояснить: «Вы ошиблись».
  10. Если позвонил незнакомец, то не следует выкладывать подробности о жизни семьи, лучше позвать кого-то из взрослых. Если - не нужно об этом оповещать по телефону кого-либо.

Как вести себя за столом

С того времени, когда малыш начинает кушать вместе с взрослыми, его нужно научить правилам поведения за столом.

«Совет. Не нужно с ранних лет учить слишком сложным правилам поведения за столом: зачем нужна определённая вилка или какой-то бокал. Ребёнок всё это узнает позже, если будет необходимость. Вполне достаточно основных правил приличия».

Основные правила поведения ребёнка за столом заключаются в том, что нельзя:

  • кушать, чавкая, причмокивая и жуя с открытым ртом
  • не пользоваться салфеткой во время приёма пищи, облизывая пальцы
  • сильно набивать рот
  • садиться за стол, если ребёнок не умыт, не причёсан, неопрятно одет
  • класть локти на стол
  • брать пищу руками (ковыряться)
  • выплёвывать еду
  • откидываться и раскачиваться на стуле
  • сидеть за столом, развалившись.

Нужно:

  • помыть руки перед едой
  • приступать к еде со всеми вместе
  • кушать молча
  • пользоваться салфетками
  • благодарить по окончанию трапезы за вкусную еду.

Этим простым правилам родители обязательно должны научить ребёнка.

«Совет. Не стоит попускать невыполнение правил. Правила этикета, которые ребёнок не желает выполнять с детства, будет достаточно сложно привить в старшем возрасте. Напоминайте правила почаще».

Видеоролик, в котором весёлые персонажи рассказывают о правилах поведения за столом, поможет родителям доступно передать их ребёнку

Кроме этих правил, детям нужно знать и соблюдать правила поведения в гостях и общественных местах.

Идём в гости

Даже самые скромные, вежливые и воспитанные дети должны точно знать, как нужно вести себя в гостях.

Расскажите ребёнку о том, как себя вести прилично:

  1. Стоит ли ходить в гости без приглашения? Нет. Незваным гостям не рады. Неожиданные визиты всегда причиняют беспокойство. Лучше будет, если о приходе предупреждать заранее.
  2. С «пустыми руками» ходить в гости не принято. Лучше взять с собой небольшой подарок - «знак внимания». Хозяевам будет приятно.
  3. При встрече следует с радостью поздороваться.
  4. Придя в гости, лучше вести себя нешумно, спокойно, скромно. Бегать не стоит. Пошалить лучше дома.
  5. Неуместно делать замечания хозяевам дома, критически оценивать обстановку, указывая на недостатки.
  6. Без разрешения трогать ничего нельзя. Расположенные на полках предметы интерьера могут быть хрупкими или очень ценными для хозяев.
  7. Долго быть в гостях неприлично: это утомляет хозяев.
  8. Нехорошо напрашиваться в гости.
  9. Перед уходом необходимо поблагодарить хозяев за радушный приём.
  10. Не нужно забывать прощаться.

Следуя таким простым правилам, ваш ребёнок никогда не будет источником недовольства, заведёт себе хороших друзей, которые с радостью звать его в гости.

Посещаем театр

Начав брать ребёнка в театр или на концерты, лучше сразу начать объяснять ему правила поведения в подобных местах.

Доступно расскажите ребёнку, как нужно выглядеть и как вести себя:

  1. В культурные места ходят нарядно одетым. Джинсы, кроссовки и спортивный костюм - это одежда для прогулок и игр. Собираясь в , мальчикам лучше одеть брюки и рубашку, а девочкам - нарядное платье. Входя в театр, нужно снять головной убор.
  2. В театр не принято опаздывать. Лучше прийти заранее, чтобы снять верхнюю одежду и сдать её в гардероб, привести в порядок свой внешний вид, занять место, указанное в билете. По правилам театров, после третьего звонка в зрительный зал не пускают.
  3. Если место находится посередине ряда, лучше занять его заранее, чтобы не причинить неудобство сидящим вокруг. Если всё же так получилось - нужно проходить на своё место лицом к людям, не забывая извиняться за беспокойство.
  4. Во время спектакля или представления не принято разговаривать. Лучше спокойно смотреть, а делиться впечатлениями - в антракте.
  5. Во время представления не едят и не пьют. Для этого существуют антракт и буфет.
  6. Некрасиво во время спектакля шелестеть бумажками от конфет и батончиков и бросать их куда попало, пить громко сок через трубочку. Нельзя приклеивать жвачку к креслам в зрительном зале, портить их, обдирать обивку и вымазывать ногами. Учите ребёнка ценить и уважать труд других людей.
  7. Если простужен - лучше остаться дома. Кашель или насморк будут только отвлекать и зрителей, и исполнителей.
  8. Подпевать артистам не принято. Люди ведь пришли на концерт не для того, чтобы слушать пение других зрителей.
  9. Нельзя протягивать ноги в проход.
  10. Не нужно шуметь.

«Совет. Ребёнку младшего дошкольного возраста лучше не покупать билеты на первый ряд. Увидев близко лица загримированных актёров, малыш может испугаться и заплакать. Посещение театра будет испорчено, и сходить в него ещё раз у малыша не возникнет желания».

Помните, что если ваш ребёнок дерзко и вызывающе себя ведёт в театре, то рискуете стать объектом неодобрения окружающих. А чтобы не краснеть за поведение вашего чада - лучше вовремя объяснить правила поведения в храме культуры.

Что делать, если ребёнок не соблюдает правила этикета, поступает всё время по-своему, сколько ему не повторяй? Бывает и такое, ведь все дети - разные. Родители стараются воспитать из ребёнка хорошего человека, а он ведёт себя вовсе не так, как им хочется, не слушается. В этом случае родителям следует запастись терпением и настаивать на своём, пытаясь найти новые действенные и приемлемые формы воспитания ребёнка. Решение обязательно найдётся и вам всё-таки удастся привить маленькому непоседе самые элементарные правила поведения в обществе.

Ребёнок, как губка, быстро впитывает всё, что видит. Именно поэтому родители должны вести себя внимательно, культурно, подавая лучший пример поведения. Важно не только объяснять правила этикета, но и беспрекословно соблюдать их самим. Глядя на вас, ребёнок будет перенимать лучшую манеру поведения и легко приобретать хорошие привычки. Помните, что родители – главные люди в жизни ребёнка, на которых он стремится равняться.

С какого возраста детей лучше всего приучать к правилам поведения? На самом деле, единого мнения по этому вопросу не существует. Тем не менее, психологи сходятся во мнении: чем раньше родители начнут вводить в жизнь своего ребенка нормы и ограничения, тем легче ему будет привыкнуть к ним в будущем.

Девочка не знает правила поведения за столом

Уже в младенчестве ребенок начинает реагировать на голоса, определенным образом отзываться на них и взаимодействуя с родителями и другими родственниками. В годовалом возрасте, когда ребенок начинает активно познавать мир, ему нужны те, кто будет направлять его деятельность. А уже к младшему дошкольному возрасту он готов усваивать те правила и нормы, которые приняты в обществе, в котором он живет.

Для чего нужны правила поведения?

Несмотря на то, что на первый взгляд соблюдение правил может показаться никому не нужной формальностью, смысл этого значительно глубже. Научить детей жить по правилам, диктуемых обществом – значить обрести возможность максимально комфортно жить в нем, успешно вливаться в любой коллектив. Правильно усвоенный этикет для детей позволяет использовать на практике. А такие ценные качества для человека, как самодисциплина, умение контролировать себя и правильно расставлять приоритеты – это черты, которые формируются со временем благодаря перехода внешнего контроля во внутренний.


Что включают правила поведения

Поэтому задача родителей – как можно раньше и в как можно доступной форме объяснять ребенку правила поведения и их значимость.

С чего стоит начать?

С чего начинаются правила хорошего поведения и этикет для детей? На начальных этапах, приучать ребенка к дисциплине следует с постепенного ввода в его жизнь распорядка дня. Он должен ложиться спать и просыпаться вовремя, а также усваивать простые последовательности действий: умывание, чистка зубов, одевание и т.д. А в дальнейшем – делать уроки, отдыхать в строго отведенное на это время. Все это поможет ребенку чувствовать уверенность и защищенность; он будет приобретать навыки максимально рациональной и эффективной организации своей деятельности. А также сосредотачивать свое внимание на том, что важно именно в данный момент времени.


Режим дня должен соблюдать каждый ребенок

Существенным плюсом режима дня для детей также является максимально точная «настройка» биологических часов ребенка. Что, в свою очередь, позволяет наладить его режим сна и отдыха, оберегая нервную систему от перегрузок.

На ранних этапах ориентиром для детей должно быть указание родителя. Младшему школьнику можно предложить вместе разработать распорядок дня, которого он будет придерживаться. В средней школе родительский контроль сводится к простым подсказкам, направляющим деятельность ребенка. Следующим шагом станет приобретение ребенком навыка самостоятельной самоорганизации своего дня.


Обучение этикету за столом

Научившись убирать в своей комнате и расставлять по местам игрушки, ребенок не только помогает родителям поддерживать порядок в комнате, но развивает в себе навыки, ценные для него в будущем. Это, прежде всего, способность к упорядоченной деятельности, систематизации, умение фильтровать информацию и отделять существенное от незначительного.

Простые способы усвоения правил для детей

Детям будет легче усвоить правила поведения в том случае, если они будут поданы не в виде скучных наставлений, а в простой и понятной для них игровой форме.

Как правило, дети начинают принимать участие в групповых играх уже в возрасте 2-3 лет. Эту особенность можно легко использовать: устанавливая правила игры можно определенным образом направлять деятельность ребенка. А впоследствии – научить его переносить уже усвоенные модели поведения в реальную жизнь.


Сюжетно-ролевая игра в обучении правилам поведения на дороге

Особенно важно вовлекать ребенка в сюжетно-ролевые игры, время от времени предлагая ему тот или иной сценарий, ту или иную модель поведения с детьми.

Приобрести навыки, ценные для предстоящей жизни в обществе, ребенку также помогут сказки, а также их разбор и анализ. Именно читая их и наблюдая за поведением главных героев, ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, кто из персонажей поступает правильно, а кто – нет, как следовало бы вести себя в той или иной ситуации, а какие поступки совершать неверно и даже опасно. Именно после того, как ребенок научится оценивать поведение сказочных героев, он сможет точно также анализировать и собственное. Для удобства можно проводить параллели между событиями, происходящими в сказке и реальной жизни. Или придумать свою историю, где в иносказательной форме представляются проблемы самого ребенка.


Поведение на улице — правила

Многие ситуации – например, приход гостей, поход в театр или телефонную беседу удобно обыграть с помощью кукол или мягких игрушек.

Желательно, чтобы в обыгрываемых вами ситуациях присутствовали как положительные, так отрицательные персонажи: это позволит ребенку отчетливее увидеть разницу между хорошими поступками и плохими, направляя линии своего поведения среди людей.

Общие правила формирования у детей культуры поведения

Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:

  1. Залог успеха в воспитании детей – последовательность . Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.

    Правила общения для детей

  2. Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло.
  3. Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать.
  4. Любая просьба, адресованная ребенку, должна быть сформулирована предельно четко и в доступной форме. По возможности нужно избегать риторических вопросов.

  5. Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность.

    Правила поведения в общественных местах — для детей

  6. Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями. Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д.
  7. Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение. Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
  8. На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, не стоит сразу рассказывать ему, для чего нужны разнообразные вилки, ножи и т.д. Достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д.

    Пример взрослых — главный фактор в обучении правилам поведения

  9. Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.

Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают. Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора.

Правилами этикета должен владеть каждый человек в совершенстве. В них прописано все: как правильно говорить, одеваться, вести себя дома, и в обществе и в экстремальных ситуациях. Но, к сожалению, очень часто нам приходится их изучать уже будучи в зрелом возрасте. Иногда это становится настоящей проблемой. Если человек не знает, как вести себя в обществе, он смущается, начинает нервничать, чувствует себя неуверенно. Именно поэтому осваивать основы этикета лучше с детства. Элементарные правила поведения, которым учат своих детей родители, служат воспитательным целям. Только зная основные вещи, можно переходить на следующий этап в изучении правил этикета.

Дети с невероятной способностью принимают всю информацию, которая их окружает. В первую очередь они видят перед собой родителей. Именно с них они берут пример, буквально копируя их поведение и манеру разговаривать. Очень важно, чтобы родители вели себя должным образом. Наглядный пример как ничто другое показывает, как нужно себя вести и говорить. И, следовательно, видя перед глазами пример хорошего поведения, дети будут стремиться к этому идеалу.

Правила этикета нужны везде: в школе, в транспорте, дома, в гостях, в театре и многих других местах. Основные правила довольно просты, и детям не составит труда их запомнить. Дети, изучившие все правила и применяющие их в жизни, никогда не попадут в неловкую ситуацию и избегут казусов. А это способствует повышению детской самооценки и формированию целостной личности. Важно, чтобы ребенок еще в самом раннем возрасте чувствовал себя уверенным. Эта уверенность, в свою очередь, должна быть основана на его собственных достижениях.

Понятия о добре и зле дети получили еще в дошкольном возрасте, а вот о правильном поведении — в процессе всего обучения в школе. Ведь школа является вторым домом. Учителя имеют такую же задачу, как и родители: они являются воспитателями детей. Но само воспитание не должно заключаться исключительно в нравоучительных беседах. Ученикам свойственно воспринимать лучше наглядный пример, поэтому для учителя главная задача — показывать положительный пример детям.

Главная цель — научить детей использовать правила поведения не только «на людях», но и дома. Конечно, правила поведения разнятся в зависимости от места и самого мероприятия. Но это вовсе не говорит о том, что где-то можно не следовать элементарным правилам. Культура поведения должна соблюдаться везде, и именно это должно быть сквозной целью всех занятий.

При обучении этикету следует применять различные формы проведения занятий:

— занятия-беседы строятся в основном на прямом общении учителя и учеников. После небольшого рассказа учителя следует вопрос, на который дети должны ответить, используя полученную только что информацию и свои собственные знания. При такой форме занятий можно легко узнать общий уровень знаний детей по определенной теме. Форма «вопрос—ответ» позволяет обратиться как к одному ученику, так и к целому классу. При этом ответы учеников должны быть аргументированы. Если правильный ответ не был получен, то учитель должен еще объяснить материал по этому вопросу;

— занятия-тренинги — новый метод обучения. Основан на рассмотрении одних и тех же ситуаций с разных сторон. Эффективность достигается за счет проигрывания правильных и неправильных линий поведения. Дети самостоятельно находят ошибки и с помощью учителя исправляют их. При такой форме проведения задачи перед учителем стоит цель лишь помочь детям двигаться в нужном направлении. Занятия-тренинги позволяют проиграть несколько сценариев на одну тему. Благодаря приему «Что будет, если...» ученики могут самостоятельно моделировать свое поведение;

— занятия-игры — моделирование реальных событий общественной жизни. Это помогает прочувствовать ситуацию изнутри, проанализировать все возможные варианты поведения и определить правильные. Кроме того, материал, поданный в форме игры, воспринимается очень легко и лучше усваивается. В процессе игры ученики делятся либо на группы, либо на пары. Благодаря такому разделению дети учатся взаимопониманию; — занятия с психологом помогают ученику раскрыть свой внутренний потенциал и лучше понять самого себя. Во время таких занятий можно определить уровень самооценки каждого ученика. При этом следует обратить внимание на ребят с низкой самооценкой, возможно, провести индивидуальные беседы.

Правила этикета для детей — это сборник норм поведения и хороших манер, выполняя которые, ребенок всегда будет выглядеть воспитанным и вежливым. Приучать малыша к этикету следует с самого раннего возраста. Лучше всего, если малыш будет видеть хороший положительный пример своих родителей.

Когда родители воспитанные и культурные, дети впитывают хорошие манеры с молоком матери. Не стоит начинать воспитание со скучных и заунывных разговоров и нравоучений о правилах и нормах поведения в общественных местах. Психологи утверждают, что такая манера обучения вызывает у большинства детей отвращение и недоверие к тому, что стоит соблюдать нормы и правила поведения.

Первое знакомство у детей должно пройти в виде игры. Игровой момент обучения является самым результативным и простым. Дети быстро учат и запоминают, что от них требуют родители. Например, разыгрывайте небольшие сценки с домашними игрушками. Проигрывайте такие ситуации, как:

  • походы в театр;
  • походы в магазин;
  • посещение киносеансов;
  • посещение званых ужинов;

Отлично справляются с обучением детишек и книжки. В детской литературе на простых и доступных примерах, девочкам и мальчикам показывают, как себя вести в различных ситуациях.

Основная цель, которую должны донести близкие и родные до ребенка — это уважение к окружающим. Это будет та аксиома, которая должна выполняться, ведь именно на вежливом и учтивом отношении к людям строится вся наука о поведении и общении.

Правила этикета для детей школьного возраста

Если говорить об обучении детей школьного и дошкольного возраста, оно может существенно отличаться. Уже начиная с 5-6 лет, когда ребенка постепенно готовят к школе, занятия о манерах и нормах поведения должны напоминать интересные беседы.

Когда ребенок взрослеет и идет в школу, рекомендуют следующие формы занятий:

  • беседы;
  • тренинги;
  • игры.

Поговорим о каждом виде более подробно. Итак, занятие-беседа: как оно проходит и из каких основных элементов состоит? Такого рода уроки всегда строятся на тесном общении и взаимодействии педагога и учеников. Преподаватель, в данном случае учитель, рассказывает небольшую поучительную историю, в конце которой происходит обсуждение с ребятами. Такие уроки позволяют понять, как дети схватывают материал, что им интересно и как кони развиваются. Форма уроков «вопрос-ответ», дает возможность общаться не только с одним учеником, а привлекает к диалогу весь класс. При этом каждый ученик должен:

  • аргументировано отвечать на вопросы;
  • продумывать ситуацию;
  • принимать самостоятельно решение.

Если рассматривать уроки-тренинги, то данная методика считается новой и ее главная цель — рассмотреть поведение людей с различных сторон. Эффективность данных занятий достигается благодаря тому, что детям предоставляется возможность проиграть две ситуации: правильную и неправильную, а затем принять решение. Главная задача учителя в таких занятиях — направлять ребят в нужное русло и следить за общей тематикой тренинга. Основной прием занятий — это ответ на вопрос «что будет, если...?». Дети сами продумывают и моделируют поведение персонажей.

Уроки-игры, пожалуй, самые увлекательные и самые любимые среди школьников младших классов. Материал, который будет подаваться в игровой форме, они с легкостью усвоят. Такие занятия позволяют оценить уровень самооценки каждого школьника. Можно по итогам уроков провести индивидуальные беседы.

Правила этикета за столом для детей

Поговорим более детально о нормах поведения за столом и о том, как обращаться со столовыми приборами.

Ребенок должен знать основные правила поведения, которые заключаются в следующем:

  • когда садитесь за стол, на колени обязательно нужно класть салфетку. Если кто-то по невнимательности взял вашу салфетку, не кричите и не оповещайте об этом всех. Тихо спросите у соседа, где взять еще дополнительную салфетку. Большинство родителей, оказываясь в гостях, не понимают, как правильно распорядиться салфеткой. Положить ее на колени или заправить за воротник. Как утверждают специалисты, если ваш ребенок не достиг пятилетнего возраста, тогда лучшим вариантом будет заправить ее за воротник;
  • когда ребенок садится за стол, контролируйте его осанку. Следите за тем, чтобы спина была ровной, подошвы располагались параллельно к полу, спина опиралась на спинку стула;
  • если возникает необходимость, пусть малыш не стесняется и держит стеклянную емкость двумя руками. Маленьким ручкам сложно справится с такими емкостями, пусть они себе помогают, а вы подсказывайте, как лучше взять тот или иной предмет;
  • когда за праздничным столом начинают передавать корзину с продуктами, то делают это всегда слева направо. Если вас попросят подать праздничное блюдо, делать это необходимо левой рукой;
  • перед тем как пить сок, всегда протрите рот салфеткой. Делайте так и себе, и своему ребенку. Тогда явный пример будет у него на глазах;
  • если вдруг понадобилось выйти в туалет, вставайте и, извинившись, уходите по своим нуждам.

Правила разговора по телефону: этикет для детей

Когда сын иди дочь общаются по телефону, отвечают на звонки, важно следить, как они это делают. В случае необходимости, нужно внести коррективы в их поведение.

Когда малыш звонит своему другу, в начале разговора он должен поприветствовать собеседника. Любая просьба, исходящая из уст вашего ребенка, должна сопровождаться вежливыми словами. Если на телефонный звонок ответил не друг, а кто-то из его семьи, очень важно не проигнорировать этот момент, а поздороваться и представиться. Важно соблюдать субординацию. Когда в трубке слышен голос взрослого человека, неуместно говорить: «Привет». В таких ситуациях говорят: «Здравствуйте». Разговор всегда заканчивается вежливым «До свидания».

Правила этикета в транспорте для детей

В общественном транспорте любой человек, невзирая на его возраст, должен придерживаться норм и правил поведения. Если ваш сын или дочь уже достаточно взрослые, объясните им, что когда входит в транспорт пожилой человек, ему необходимо уступить место. Это же касается и беременных женщин. Не стоит громко кричать в транспорте. Ребенок должен вести себя спокойно и не привлекать к себе лишнего внимания.

Правила этикета в обществе для детей

В любом общественном месте на вашего малыша будут смотреть оценивающе. Вам, как и любому родителю, хочется, чтобы ваш малыш вызывал восторг и умиление. Если вы гуляете на улице, тогда учите его уступать дорогу прохожим. Не говорите пустые слова, а показывайте все на личном примере. Не проходите мимо слепого дедушки. Подойдите к нему вместе с ребенком и переведите через проезжую часть.

Правила этикета в магазине для детей

Куда бы вы ни отправились со своим ребенком, в театр, на прогулку, в магазин, в кино, везде необходимо следить за его манерами и объяснять, как себя лучше вести. Если у вас запланирован поход в магазин, заранее постарайтесь поговорить с ребенком о ваших целях. Расскажите, зачем вы идете, какие покупки будете совершать, чтобы избежать ненужных истерик. Следите, чтобы в магазине возле касс он не толкался и не тащил с продукты с прилавков. Говорите, что ему можно делать, а что нет.

Книги о правилах этикета

Если малыш не любит читать книги, и вы не знаете с какого информационного источника лучше начать обучение, то просто начинайте играть. В такой форме любое занятие гарантировано пройдет успешно и быстро. Вам будет интересно с ребенком учить новые правила, а малышу будет любопытно за вами все повторять.

Домашний этикет

Дома ребенок тоже должен помнить о заботе и любви к своим близким и родным. Учите его уважать ваше пространство и заботиться о вас. Если мама или папа просят что-то выполнить, малыш должен помогать, а не спорить. Учите его взаимодействовать и выручать вас.

Правила этикета в гостях

Гостевой этикет, казалось бы, самый простой, но при этом его бывает сложно соблюдать маленьким деткам. Когда ребенок становится старше, ему легче объяснить, что такое хорошо и плохо, какие вещи допустимы, а какие нет. Но когда крошка совсем мал, тут родителям бывает сложно. Не стоит отчаиваться и огорчаться. Просто подождите немного, пока он повзрослеет и сможет выполнять все ваши просьбы.

Основные правила этикета для детей

Нельзя сказать, что есть какой-то сборник правил. Например, есть 10 правил и, соблюдая их, ребенок будет считаться воспитанным и культурным. Есть важные моменты и шаги, выполняя которые, малыш будет становиться приличным и хорошим человеком. Главное, чему должны научить родители своего ребенка — это уважать близких и окружающих людей. На уважении строится вся наука о культуре и воспитании.