Меню

Симптомы переутомления, которые нельзя игнорировать. Переутомление у ребенка: причины, симптомы, лечение

Мода

Переутомление бывает физическим и психическим…

Вот некоторые признаки переутомления, которые должны насторожить родителей:
- изменение поведения ребенка: из жизнерадостного и активного существа он вдруг становится капризным нытиком, может также появиться повышенная раздражительность и даже агрессия;
- ребенок становится рассеянным, невнимательным, ему трудно сосредоточиться при подготовке домашнего задания, что обычно очень раздражает, недоумевающих в чем дело родителей. На фоне хорошей учебы в школе начинают систематически появляться плохие оценки;
- нарушается сон и аппетит. Появляются трудности с засыпанием и пробуждением. Аппетит обычно снижается, или наоборот, ребенок может постоянно что-то жевать, начинает больше употреблять сладостей;
- появляются навязчивые вредные привычки (ребенок грызет ногти, ковыряет в носу, постоянно теребит волосы)
- учащаются простудные заболевания. Ребенок становиться бледным, c синяками под глазами. Появляются жалобы на головные боли и усталость.

Если родители вовремя не заметят изменений и не примут меры, дело может закончиться истощением нервной системы, неврозом, а также значительным снижением иммунитета и появлением хронических заболеваний.

Что же делать нам, родителям, чтобы избежать переутомления своего любимого чада:
- очень вдумчиво и чутко нужно подбирать дополнительные занятия для своего ребенка. Если отпрыск, несмотря на все ваши усилия явно не «тянет» усложненную школьную программу, не стоит перегружать его репетиторами и дополнительными интеллектуальными занятиями. Может лучше перевести его на программу попроще и подобрать ему спортивную секцию. Пусть у вас не будет повода при случае похвастаться престижным образованием, зато ребенок наверняка станет спокойнее и счастливее. В случае, когда ребенок потерял интерес к занятиям, мудрое поведение родителей заключается в понимании, что руководит ребенком – банальная лень или выбранная секция действительно ему не подходит, и нужно либо отказаться от неё, либо сменить. Если ребенок большую часть времени с удовольствием ходит заниматься, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах, но периодически не проявляет желания заниматься, скорее всего, речь идет о банальной лени. Но если ребенок каждый раз посещает занятия через силу, после занятий становиться раздражительным, не хочет делиться впечатлениями, жалуется на плохое самочувствие, значит вы выбрали ему занятие не по душе и не по силам.
- у ребенка ежедневно должно быть время для прогулок на свежем воздухе. К сожалению, современные дети предпочтут провести своё свободное время не на прогулке во дворе, а сидя за компьютером или перед телевизором. Многим родителям так даже удобнее: с одной стороны чадо чем-то да занято, и в то же время не «шатается» где-то на улице. Такое «удобство» наносит огромный вред физическому и психическому здоровью наших детей, не говоря уже об утраченных ценностях дружбы и «живого общения». Поэтому призываем всех родителей - если сами не идут, «выгоняйте» своих детей на улицу! Дозируйте телевизор и компьютер, поощряйте «живое» общение с друзьями.
- у ребенка, особенно младшего школьника, должен быть распорядок дня, а это значит пробуждение, засыпание и прием пищи должны быть примерно в одно и то же время суток. Суточная продолжительность сна детей школьного возраста должна составлять 10-11 часов, поэтому чтобы ребенок высыпался, не позволяйте ему запаздывать с укладыванием спать.
- при высоких умственных и физических нагрузках особенно важное значение имеет полноценное питание. Рацион ребенка должен быть богат полноценным животным белком (мясо, рыба, творог), сложными углеводами (хлеб, различные виды цельнозерновых каш) и витаминами (овощи, фрукты, ягоды, орехи). Важно знать и включать в рацион ребенка полезные продукты при умственных нагрузках, которые улучшают работу мозга, стимулируют обмен веществ, укрепляют нервную систему. Дополнительно, посоветовавшись с врачом, можно давать ему витамины в виде аптечных препаратов.

Когда нужно обратиться к врачу:
- симптомы переутомления не проходят более двух недель;
- у ребенка выраженные и стойкие нарушения сна (бессонница, или наоборот, увеличение его длительности)
- синяки под глазами не исчезают даже после сна;
- появился неприятный запах изо рта;
- ребенок жалуется на головные боли или боли в животе.
Что делать, если ребенок переутомлен:
- отменить дополнительные нагрузки;
- следовать советам врача;
- не винить ребенка и не высказывать ему своего разочарования, что он не справился и не оправдал ваших надежд и желаний;
- не обсуждать в присутствии ребенка существующую проблему, чтобы не вызвать у него лишние тревоги или чувство вины;
- скорректировать график и режим ребенка и придерживаться правил предупреждающих переутомление, рассмотренных выше.

В первую очередь задача родителей воспитать физически и психически здорового человека, гармоничную личность без комплексов и перекосов. Именно такому человеку, а не супергениальному всезнайке будет легче найти своё место в жизни. А если эта личность в процессе воспитания не успеет выучить второй иностранный язык, не научится хорошо танцевать или играть в шахматы, то вполне сможет наверстать эти упущения во взрослом возрасте, если это потребуется.

Читайте также:

Все о воспитании

Просмотрено

Нужно ли родителям учиться воспитывать детей? Или пять главных заблуждений родителей

Все о воспитании

Просмотрено

Новое исследование направлено на то, чтобы выяснить, какое именно количество «экранного» времени влияет на мозг детей!

Просмотрено

Как нехочуху превратить в хочуху

Это интересно!

Просмотрено

Учеными доказано, чем больше детей — тем хуже состояние зубов у мамы

Советы родителям

Просмотрено

Шпаргалка для мамы: Как правильно оформить домашнюю работу по математике

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Если с ребенком трудно

Беременность и роды, Смешно, Это интересно!

Просмотрено

Молодая мамочка показала всем, что беременность не делает нас менее активными и не портит фигуру

Это интересно!

Просмотрено

Самые полезные каши для детей: удивительная семерка, в которой не нашлось место манной каше

Утомление - это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка.

Из этой статьи вы узнаете причины и признаки утомления у детей, а также способы борьбы с ним.

Чем вызвано утомление детей?

Психически утомление у грудных детей ощущается как чувство усталости. При утомлении происходят изменения высшей нервной деятельности: падение работоспособности и нарушение возбудимости нервной системы.

Признаки утомления у ребенка

О наступившем утомлении можно узнать по изменению обычного для данного малыша поведении. Эти признаки очень разнообразны у малышей раннего возраста: нарушается координация движений, особенно движений руки: появляется общее двигательное беспокойство с характерным плохим всыпанием или плачем, который ничем не обусловлен. Может быть, напротив, вялость и безучастность, замедление движений, нарушение внимания. Вредные привычки (сосание пальцев или соски), с которыми малыш уже расстался, могут восстановиться.

Основные причины утомления детей

Быстрота наступления утомления не является постоянной, а зависит от ряда условий: индивидуальных особенностей малыша, характера деятельности (однообразие); от отношения малыша к данному занятию (отсутствие интереса).

К утомлению может привести:

  • длительное по отношению к привычному режиму бодрствование;
  • недосыпание, неполноценный сон (в условиях повышенного шума и света, а также с использованием соски и частою ночного высаживания на горшок);
  • однообразие движений и игра одними и те же игрушками.

Что делать при утомлении детей?

Поскольку утомление у детей развивается в результате превышения работоспособности нервной системы, необходимо обеспечить малышу своевременный отдых. Отдых достигается путем обеспечения сна или смены вида деятельности (например, прогулки) в зависимости от причины, вызвавшей утомление. Пассивный отдых в виде, например, сидения или лежания для малышей первого года жизни неприемлем - это вызывает еще большее утомление. Ребенок этого возраста должен постоянно быть чем-то занят (в рамках бодрствования, разумеется). Ребенок может целый день быть в движении и не уставать.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого патологического состояния для своевременной коррекции: достаточного и полноценного сна, своевременной смены вида деятельности (прогулки, смена игрушек, самостоятельная игра малыша).

Весь учебно-воспитательный процесс есть различные виды деятельности. Выполняя определенный труд мы стимулируем развитие систем. Функция строит орган.

Деятельность:

    Связанная с большими энергозатратами (физич.)

    Связанная с малыми затратами Е (умств.)

Итогом деятельности является утомление.

Утомление – это физиологический процесс, который характеризуется временнымфизиологических функций организма, уровень которых восстанавливается после правильно организованного отдыха.

Признаки:

    снижение работоспособности

    ослабл внутр акт-го тормож

    снижение функционального состояния анализаторов

    чувство усталости – субъективное состояние организма

Утомление – защитная реакция от дальнейшего переутомления, с другой стороны – стимулятор отдельных процессов

Переутомление патологический процесс, свидетельствует о глубоком угнетении функций организма. Требует медикаментозного лечения.

Признаки :

    длительное умственных и физических функций

    нервно-психические расстройства

    стойкие изменения в регуляции вегетат функции организма

    снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды

1-й – происходит увеличение возможности коры головного мозга, которое сопровождается 2 фазами:

простой – двигат активность

уравнительной

2-й – снижение возбудимости коры; 4 фазы

простая тормозная

уравнительная – одинаковая реакция на ираздражитель

пародоксальная – неадекватная реакция на раздражитель

ультрапародоксальная

Две последние свидетельствуют о чрезмерной нагрузке на НС

Факторы способствующие переутомлению:

    неправильная организация труда и учебного процесса

    несоответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка

    несоблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.

Профилактика

    Правильная организация труда и отдыха, соблюдение режима дня.

    Соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям.

    Соблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.

    Медицинский контроль за подростком

    Факторы, определяющие работоспособность, ее фазы и динамика. Гигиенические основы поддержания работоспособности школьников в период обучения.

Рациональный режим дня – это чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток с учетом их анатомо-физиологических особенностей, фактического развития и состояния здоровья.

    Различные виды деятельности

    Отдых: активный – максимальная двигательная активность

пассивный - сон

    Рациональное питание.

Деятельность

N времени – количественный показатель

качественный показатель

Учитывают: биологический возраст (фактическое развитие)

состояние здоровья

биологические ритмы (суточные, сезонные)

Суточные биоритмы:

1 гр. – 2 уровня подъема: утром 8 – 12, 16 – 18 час.

2 гр – 1 подъем с 12 до 16 час.

3 гр. – многовершинная кривая подъема

4 гр. – инвертиров тип, подъем рано утром – жаворонки, совы – поздно вечером

5 гр. - инертный

Сезонные: осенью и весной

Пол: только при N физ нагрузок

Физиологич особенности ВНС (высш нервн деят-ть)

Школьный возраст

Основная форма деятельности – учебная

Форма организации – урок

Факторы: продолжительность урока

форма организации урока

45 мин – старшие классы оптим.

1-й класс – 35 мин.

Организация урока особенно для младшего школьного возраста имеет большое значение: обязательные физкультминутки, дети могут читать не более 8 – 10 минут

1-й кл. 20 ч. 6 – 7 кл. 32 ч.

2-й кл. 22 ч. 8 кл. 33 ч.

5 кл. 30 ч. 9 – 12 кл. 34 ч.

В лицеях больше на 2 – 3 часа

трудоспособность

вторник, среда – оптим.

1-й класс – нет Д/з

2-й класс – 1,5 ч. Д/з

5 – 6 2,5 – 3 ч.

8 – 11 не более 3, часов

    Гигиенические принципы организации учебного процесса в школах (расписание, режим дня, учебные нагрузки). Медицинское обслуживание школьников.

Организаия учебно-воспитательного процесса детей 6 лет.

N не более 25 – в школе и 20 в ДДУ.

Учебная нагрузка не более 20 часов/нед, только в первую смену. Время начала – 8.30 – 9.00. продолжительность урока 35 мин, перемены – 20 мин. На 10-й и 20-й минуте – физкультминутки. После 2,3 урока организ подвижные игры (40 мин).

В пн., чтв, пятн – не более 3 уроков; вт., ср. – не более 4 уроков. Предметы, требующие большого умственного напряжения на 1 и 2 урок, с двигательным компонентом – 3, по ИЗО, труду – 4 урок.

В четверг – облегченный день (организация экскурсий, подвижных игр, походы в театр).

Отметки в баллах не ставятся. Учебники и др. хранятся в школе. В третьей четверти – дополнительные каникулы. Нельзя требовать от детей длительного соблюдения неподвижной позы.

В продленке обязательный 1,5 – 2 часовой сон; 2,5 - час. пребывание на воздухе. Подвижные игры не менее 2 раз. 3-х разовое питание.

Составление расписания:

    учет кривой работоспособности и сут. биоритмов (в течение дня, четверти, учебного года). Облегченный четверг, легче понедельник, суббота

    достаточные перерывы для отдыха

    дополнительные каникулы для детей из зоны с неблагоприятным раджиоактивным фоном.

Ранговая шкала трудности:

Математика, русский язык 11

Иностранный язык 10

Физика, химия 9

История 8

Родной язык, литература 7

Естествознание, география 6

Физкультура 5

Черчение 3

Рисование 2

Первый урок – более облегченные предметы, 2, 3 уроки – самые трудные предметы. Необходимо чередовать предметы с умственной и физической компонентой. Запрещено спаривать предметы. Исключение – лабораторные занятия и занятия физкульторой по лыжам, уроки труда.

В течение урока на 15 – 20 мин должны быть физкультминутки. Перемены по 1= мин min . Каникулы общей продолжительностью не менее 60 дней.

В течение урока – чередование разных видов деятельности (письмо, устный разбор), нормирование количества уроков в течение дня (1 – 4 не более 4, 8 – 11 класс – 6 часов)

Медицинское обслуживание школьников.

Задачи: организация профилактических, сан.-п/эпид мероприятий, направленных на охрану здоровья, оказание медицинской помощи

Обязанности:

    амбулаторный прием учащихся

    учет и изоляция школьников с инф заболеваниями, организация п/эпид мероприятий

    оснащение медицинского кабинета всем необходимым

    скрининг-тестирование

    информирование педагог персонала о состоянии здоровья детей

    контроль за проведением занятий, питания, внеучебных занятий, сан-гиг режима, организацией дневного сна, прогулок и подвижных игр.

    Определение функциональной готовности детей к поступлению в школу по комплексу медицинских и психофизиологических критериев.

Медицинские критерии:

    уровень биологического развития

    состояние здоровья в момент осмотра

    острая заболеваемость за предшествующий год

Психофизиологические критерии:

    результаты выполнения теста Керна-Ирасека

    качество звукопроизношения

    мотометрический тест

показатели оценки биологического возраста:


Для детей старше 7 лет используют величину погодовых приростов длины тела.

4. Длина тела ребенка в сопоставлении с местными возрастно-половыми нормативами, причем за средний рост принимают значения длины тела в пределах М ±

    Гигиенические требования к планировке, микроклимату, вентиляции, освещению, оборудованию школьных классов и рассаживанию учащихся.

Помещения для детей 6-летн возраста выделяют в обособленные учебные секции, не более, чем на 2 – 3 класса, размещают в отдельном отсека или блоке на 1 – 2 этажах, должны иметь самостоятельный выход на участок школы

Нормы для помещений:

2,4 м 2 на 1 реб – учебный класс

2,0 м 2 на 1 реб – спальня

2,0 м 2 на 1 реб – игровая

1 м 2 – рекреация

туалеты, гардероб для верхней одежды, столовая.

Можно сочетать спальное отделение с игровой или игровое с рекреацией (площадь комбинированного помещения не менее 75 м 2). Рекреация не более, чем на 2 класса. Отдельная зона на участке включает спортивно-игровую площадку и площадку для тихих игр (7,2 м 2 на реб.)

Микроклимат.

t 18 – 20 о С, влажность 40 – 60, скорость движ воздуха 0,2 – 0,4 м/с, в спорт залахt 15 – 18 (для младших кл.). площадь класса 1,25 м2 на 1 ученика, 1,5 м 2 – в школе-интернате; высота помещений не менее 3 м (3,75 м 3 на одного ученика). Освещение – как в ДДУ 300 лк (люм), 150 лк (лампа нак); 1:4, 1:5 – световой коэфф. Коэффициент глубины залож. – не более 2. КЕО не менее 1,5, угол падения не менее 27, угол отверстия не менее 5

Мебель. Различают 6 групп мебели (имеет цветовую и знаковую маркировку, в зависимости от ростовых данных).

Дистанция сидения – расстояние по горизонтали м/у проекцией задн края крышки стола и передн края стула. В N должна быть отриц (2 – 4 см).

При рассаживании детей учитывают зрение, слух, состояние здоровья (часто болеющие дети не должны сидеть у окна). С этой целью в журнале должен быть листок здоровья. 2 раза в год – перемена мест. Расстояние от первой парты до доски – 2,4 м.

    Гигиенические требования к планировке детских больниц и поликлиник. Особенности планировки приемного отделения, палатной секции в детских отделениях больниц.

Площадь участка – в зависимости от мощности и системы строительства. В основе – зонирование, прав располож заний, удобные и короткие графики движения.

Выделяют следующие зоны: леч неинфекц копуса, леч инфекц конпуса, садово-парковая зона, поликлиники, хозяйственные корпуса, патолого-анатомические и радиологические корпуса. М/у зонами – полосы зеленых насаждений.

Разрывы между корпусами:

    между леч и пат-анатом корпусом, м-у пат-анатом и пищевым блоками – не менее 30 м.

    м-у стенами зданий с окнами палат – 2,5 высоты противостоящего здания, не менее 25 м.

Правильная планировка больницы должеа включать 2 въезда на территорию (в леч и хоз зоне). Плотность застройки участка 12 – 15%, плотность зеленых насаждений не менее 60%

Приемное отделение:

Планировка должна обеспечивать профилактику в/больн инфекций, способствовать ускорению и улучшению качества лечебно-диагностического процесса. Они должны быть отдельными для детск., акушер., дерматовен., инф., псих отделений.

Рассчетное число больных поступающ в приемное отделение/сут сост-ем для многопроф больниц 10% вместимости больницы, для БСМП – 15%. Должны быть палаты для больных с невыясненным диагнозом.

Особенности детских приемных отделений

    имеются приемно-спортивные боксы (16 м 2)

    боксы для детей с невыясненным д-зом (22 м 2)

    сан пропускник для персонала

количество приемно-смотровых боксов – 3%, количество боксов 5%.

Требования к проектированию детских неинф отделений

    предотвр в/больн инфецирования детей и изоляция отдельных категорий б-х, что достиг-ся устр-вом необх кол-ва боксов для изол б-х с подозрением на инф заб-е, строгая изол каждой палатной секции

    детские отделения должны иметь собственную приемно-выписную часть.

    Если кол-во коек более 60 – отдельный корпус

    6 м 2 на 1 койку, для детей до 1 года – 2 койки, более годы – 4 койки

    перегородки между кроватями, высотой 1,8 – 2 м

    обязательный элемент детской секции – отапливаемая веранда, есть отделения для матерей с отдельными входом

Поликлиника

40% - терапевтич отделение

20% - хирургическое отделение

помещения: врачебн, лечебно-диагностич., ожидальни, вестибюль, регистратура. Площадь кабинета педиатра – 15 м 2 .

Профессиональная ориентация – научно-обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии (с учетом его желания и потребностей общества).

Аспекты проф ориентации:

    Психологический и педагогический – изучение личности учащегося, формирование проф пригодности в зависимости от личных способностей и особенностей.

    Экономический – изучение потребности общества в специалистах различного профиля.

    Медицинско-биологич и физиологич – разработка критериев проф отбора, изучение особенности профессии (разработка профессиограмм; определение ключевых физиологических функций для профессий

    врачебно-профессиональный отбор – медицинское заключение о возможности работы по профессии в зависимости от состояния здоровья.

    Врачебно-профессиональная ориетация (с 5 класса)

    Гигиенические требования к кабинетам информатики и вычислительной техники в школе, режим работы в них.

Площадь на 1 рабочее место – не менее 6 м 2 , объем – не менее 24 м 3 . Высота кабинета не менее 4 м. должна быть лаборантская с 2 входами. В ДДУ смежным помещением может быть игровой зал. Для внутренней отделки должны использоваться диффузно-отраж материалы с коээф-том отраж для потолка 0,7 – 0,8, для стен 0,5 – 0,6, пола – 0,3 – 0,5.

Занятия за одним дисплеем двух и более учеников недопустимо. Поверхность для клавиатуры должна быть наклонной. Оптимальное расстояние до экрана 0,8 – 0,7 м. уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Естественный свет должен падать преимущественно слева. Оптимальное расположение рабочих мест – периметральное (может быть рядами и центральным). Расстояние м/у столами не менее 2,0 м, а м-/у боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

Оптимальная t 19 – 20оС, влажность 55 – 62%, скорость воздуха не менее 0,1 м/с

Должно быть естественное и искусственное освещение (преимущественно люмин лампы). Уровень иск осв-ти на клавиатуре и поверхности стола 300 – 500 кл, на экране дисплеев не более 300 лк. Уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБ. Для предупреждения утомления в 10 – 11 классах должно быть не более 2 уроков/нед для остальных – 1.

12. Медицинский контроль за физическим воспитанием детей и подростков.

Физкультура – организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий, естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двиг качеств, воспитание умений и навыков с целью лучшей подготовки к разнообразной деятельности.

Контроль за физическим воспитанием

    наблюдение за состоянием здоровья: основн., ослабл – в ДДУ; основн., подготов., спец – в школе

    медико-педагогич. Место уроков физкультуры в расписании, их длительность и правильность построения

    вводная часть – 5 - . мин

    подготовит – 12 – 15

    основная № 20 – 25

    заключительная – 3 – 5

в ДДУ выделяют 3 части:

    вводная (общеобучающая)

    основная (обучение основным движениям)

    заключительная (подвижные игры)

Контроль за общей и моторной плотностью урока. Общая – 80 – 90%, моторная в ДДУ – 70 – 80%, в школах – 60 – 70%

Контроль за состоянием детей (состояние кожи, ЧСС, отвлекаемость, АД) По ЧСС выстраивают кривую занятия

10 – 15% восстановление пульса за 5 мин

В ДДУ физиологическая кривая

Ср уровень пульс давления:

5 – 6 лет – 140 – 150 уд/мин

7 – 14 лет – 140 – 160

3 – 4 года – 130 – 140 уд/мин

    Контроль за условиями проведения. T 15 – 18 (в спортивных залах), в ДДУ – 16 – 18 садовая группа, 18 – 20 – ясельная; влажность 30 – 60%, скорость воздуха – 0,5 – 1 м/с; освещенность 100 лк – лампы накаливания, 200 лк – люмин; воздухообмен 80 м 3 на 1 чел/час (объем вентиляции)

    Соблюдение техники безопасности и профилактика травматизма (спортивная форма, инвентарь)

    Санитарно-просветительная работа по физ воспитанию.

    Физиол сущность закалиывания и д. его на растущ орг особ-ти теплообм рвстущ орг основные пр-пы провед закал процедур

Закаливание – система процедур, направленных на выработку закаленности

Закаленность – качество организма, обеспечивающее сопротивление его неблагоприятным метео воздействиям.

Сути закаливания: раздражение кожи, кратковременное сужение поверхностных сосудов, кровь оттекает ко внутренним органам, сохраняя тепло. Одновременно усиливается обмен веществ, усиливается выработка дополнительного количества тепла, сосуды расширяются. Т.о. системное повторение разрадражающего воздействия ведет к созданию некоторой тренированности саморегул вегет функции.

У незакаленного ребенка сужение сосудов происходит медленнее, в результате происходит потеря тепла. Нет «игры сосудов», бледность кожных покровов, действие химической терморегуляции задерживается, наступает переохлаждение организма и ребенок может заболеть.

Терморегул - спос-ти организма сохранять температуру тела не определенном уровне вне зав-ти от температуры окружающей среды. В основе ее проц химического характера, параллельно идет теплоотдача путем: теплоизлучения, испарения, при дыхании и потоотделении, т.е. путем физической регуляции (физич. Т). равновесие м/у физ и хим Т. у детей наступает к 13 – 15 годам. При тренировке системы терморегуляции равновесие формируется значительно раньше.

У ребенка отдача тепла в 5 р интенсивнее, образование тепла больше в – р.

Принципы проведения закаливающих процедур

    систематическое использование закаливания во все времена года, без перерыва. В основе лежи условный рефлекс, который надо поддерживать. Не рекомендуется отменять процедуры в случае легкого заболевания детей, не сопровождающегося значительным ухудшением общего состояния. В зависимости от поры года – смена процедур.

    Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия. Скорость перехода определяется состоянием ребенка, его реакцией на раздражение.

    Применяя различные средства закаливания, необходимо учитывать возраст ребенка, состояние его здоровья и питания, условия жизни, индивидуальные свойства.

1 гр. здоровья – детям показаны все виды закаливания

2 гр здоровья – показано закаливание воздухом, ограничение физической нагрузки, температура воды на 2оС выше

3 гр. здоровья – ЛФК по физвоспит., водные процедуры только местные, воздушные процедуры – умеренные

    комплексное использование всех природных факторов вместе с физичесеими упр и правильное их сочетание.

    Любые закаливающие мероприятия надо проводить на хорошей эмоциональной основе.

Закаливание начинают с местных закаливающих процедур.

    Гигиена оздоровительных лагерей. Организация медицинского обслуживания и оценка эффективности летней оздоровительной работы среди детей и подростков.

    проведение организационно-подготовительных работ перед выездом детей.

    Предварительная проверка лагеря

    Укомплектование кабинета и изолятора

    Пров. медицинских документов на каждого сотрудника лагеря

    Медицинский осмотр детей перед выездом их в лагерь

    Сопровождение детей в лагерь и обратно

    Лечебно-профилактическая работа в лагере

    Системное наблюдение за здоровьем, особенно детей с отклонением в здоровье

    Комплектование детей на медицинские группы для занятий физкультурой

    Изоляция, лечение больных, госпитализация, оказание первой мед помощи

    Информирование СЭС в случае инфекционного заболевания

    Контроль за организацией питания детей (качество продуктов, хранение, технология приготовления и т.д.)

    Контроль за санитарным состоянием и содержанием всех помещений

    Организация и проведение п/эпид мероприятий.

    Сан-просвет работа

    Контроль за физ воспитанием, проведение оздоровит мероприятий

    Участие в подгот тур походов и прогулок, участие в них

    Мед документация

    Оценка эф-ти оздоровления детей.

Оценка эффективности оздоровления детей в оздоровительном лагере.

Проводится на основании сопоставления данных мед осмотров в начале и в конце смены.

Анализируются:

    физическое развитие ребенка

оценка соответствия массы тела к длине (определяется по индексу Кетле)

индекс Кетле= вес в кг/рост в м

индекс свидетельствует о гармоничности физического развития

    функциональное состояние организма

увеличение функциональных СС проб, проб дыхательной системы: ортостатическая проба, проба Генча (задержка дыхания на выдохе)

    уровень физической подготовки

по показателям мышечной силы и выносливости, улучшение результатов при беге и других нормативах

    заболеваемость в течение смены

оздоровительная эффективность оценивается:

    преобладание положительной динамики в большинстве тестов (мероприятия эффективны)

    нет оздоровительного эффекта при отсутствии положительной динамики функциональных проб и физического развития. В этом случае необходимо проанализировать причины, вскрыть недостатки в организации двигательного режима и спортивно-массовой работы, найти пути к их устранению.

    Питание детей как фактор их здоровья и развития. Анатомо-физиологические особенности ЖКТ тракта у детей. Значение белков, жиров и углеводов в питании детей и подростков

Среди факторов, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие организма (гигиенические, оздоровительные, перагогические мероприятия), первостепенное значение имеет полноценное питание. Ошибки в питании детей могут служить причиной расстройства пищеварения, нарушения ОВ, рахита и т.д.

Энергозатраты растущего организма на кг массы тела находятся в обратной зависимости от влзраста. Агалогична зависимость энергозатрат на двигательную активность.

При одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают большее количество энергии, чем девочки, особенно в подростковом возрасте.

В основе детского питания лежит учет анатомо-физиологических особенностей ЖКТ и обмена веществ детей и подростков.

ОО и трата Е на виды деятельности в несколько раз выше, чем у взрослого человека рН слюны до 1 года – слабо кисл., взросл – сл.-щелочн.

Пищевод относит. роста более длинный, чем у взрослого. Пищев обильно васкуляризир и легко ранима. Пища обтекает вход в гортань, развиваются условия для одноврем дых. и глотания. Желудок у нов объемом 1 л, тонус более выражен, чем у взрослого. Кишечник более длинный, чем у взрослого, перистальтика менее выражена.

В детском питании Б:Ж:У=1:1:4. Не менее 60% белков – белки животного происхождения, белки растительного происхождения – 15%. По энергетической значимости белки должны составлять 11 – 14%, жиры – 30%, углеводы – 56%. Соотношение Са:Р=1:1,5.

    Роль витаминов, минеральных солей в питании детей и подростков.

В детском возрасте повышается потребность в веществах, несущих функции регулирования процессов развития организма, т.е. в витаминах. Дети более чувствительны к недостатку любых витаминов, чем взрослые. Недостаток витаиминов, кроме специфических болезненных проявления, может вызывать заболевание, клиническая картина которого выражена слабо и истинную причину его бывает трудно распознать. В таких случаях у детей отмечаются некоторая влость, бледность, быстрая утомляемость, иногда боли в коленях, понижение аппетита и др.

Особо важное значение имеют витамины А и Д. недостаток в пище витамина А вызывает остановку роста, снижение массы тела, нарушение нормального зрения и защитной функции слизистых оболочек и кожи. Недостаток витамина Д вызывает рахит, способствует возникновению кариеса зубов и оказывает отрицательное влияние на самочувствие и общее развитие ребенка. гиповитаминоз С проявляется общей слабостью, понижением работоспособности, сопротивляемости к инфекциям, кровоточивостью десен, способствует развитию кариеса зубов и др.

Минеральные вещества, как и белки, являются пластьическим материалом и необходимы для роста и развития скелета, зубов. Кроме того, многие из них выполняют в организме ряд функций. Для растущего организма наибольшее значение имеют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешанная пища доставляет детям необходимое количество минеральных веществ, при условии достаточного молока и молочных продуктов, важных источников кальция и фосфора. Суточная норма кальция для детей старше 4 чет составляет 1200 мг, фосфора – 1800 мг, железа 18 мг

    Медицинский контроль за организацией питания в дошкольных учреждениях.

Врач, совместно с мед сестрой, устанавливает режим питания детей, разрабатывает примерное меню и меню-раскладку; контролирует качество поступающих продуктов и условия их транспортировки; условия хранения и сроки реализации продуктов. Следит за правильностью кулинарной обработки пищи, участвует в бракераже готовых блюд. Проводит систематический контроль за санитарным состоянием пищеблока, выполнением сотрудниками пищеблока правил личной гигиены и прохождение медицинского осмотра. На пищеблоке ведется журнал, где каждый день отмечается состояние кожных покровов, наличие заболеваний ЖКТ.

Оценивает условия приема пищи, привитие навыков личной гигиены, сервировку стола, объем порций при наличии остатков пищи после приема, выявление детей с плохим аппетитом и устанавливает причину этого.

Врачи сан службы крайне строго отбирают пробы для лабораторного анализа пищевого рациона.

В ДДУ контролирует питание комиссия по питанию, куда входят родители.

    Мед контроль за организацией питания в школах и детских оздоровительных лагерях

Допускается проектирование пищеблока для работы на полуфабрикатах. Набор цехов, размещение оборудования должно обеспечить соблюдение поточности технологического процесса, предусмотреть грузовые подъемники (если пищеблок на 2 уровнях)

Столы на 4 – 10 мест, должны иметь легкомоющееся гигиеническое покрытие, устойчивое к действию моющих средств.

Транспортировка пищевых продуктов должна проводиться в условиях, обеспечивающих сохранность и предохранение от загрязнения, при строгом соблюдении правил соседства сырой и готовой продукции.

Все учащиеся в общеобразовательных учреждениях должны получать 1 горячий завтрак (обед; дети из групп продленного дня – 2 – 3 раза в день; воспитанники школ-интернатов – 4 – 5 раз). Питание детей должно быть под контролем учителя

Пища должна готовиться на каждый прием и реализовываться в течение 2 – 3 часов с момента приготовления.

См вопрос 17.

    Показания сухого терм. стац. психрометра 19, показания влажного 18. Бароматрическое давление 740 мм рт. ст. Исследования проводились при небольшом движении воздуха, т.е. психометрический коэффициент = 0,00110.

Определить: абсолютную влажность воздуха, относительную (по формуле и по таблице), дефицит насыщения и температуру точки росы. Дать гигиеническую оценку влажности воздуха.

К1 = f – a(t1 – t2)ß f при t = 15,48

K = 15,48 – 0,0011 (19 – 18)*740 = 14,666%

R приt 1 = 16,48

по таблице 90%

Дефицит насыщения – разница между максимальной и абсолютной влажностью.

D = F – K = 16,48 – 14,66 = 1,814

Точка росы – та температура, при которой значения максимальной и абсолютной влажности равны

Переутомление – состояние, с которым сегодня часто сталкиваются не только взрослые, но и дети. Оно характеризуется пониженной активностью, сонливостью, нарушением внимания и раздражительностью. Причём многие люди считают, что переутомление – несерьёзная проблема, и что достаточно хорошо отоспаться, чтобы оно прошло. На самом же деле избавиться от такого нарушения невозможно длительным сном. Все наоборот - постоянное желание спать и неспособность восстановить силы после сна – это основные симптомы переутомления.

Ещё каких-то 10 лет назад переутомление встречалось только у взрослых, но сегодня такое нарушение очень часто можно встретить у ребёнка, особенно у такого, которого с самого раннего детства родители стремятся всячески развивать, стремясь сделать из него «гения».

Причины

Из всего вышесказанного становится понятно, что переутомление – это реакция нервной системы на психические, умственные или физические раздражители. Конечно же, оно не может развиться, если такое воздействие имеет кратковременный характер, но при длительном воздействии переутомление возникает в 90% случаев. То есть несоответствие периодов труда и отдыха, независимо от того, какой именно деятельностью занимается человек, приводит к переутомлению.

Постоянное беспокойство и нахождение в состоянии также приводит к переутомлению, которое при этом носит эмоциональный или психологический характер.

Неблагоприятная атмосфера в семье – причина такого расстройства, как переутомление у взрослого или ребёнка, поскольку в такой ситуации нарушается баланс между позитивными и негативными эмоциями, что неблагоприятно влияет на здоровье.

Кроме того, причинами этого нарушения могут быть:

  • неудовлетворённость отношениями, работой, зарплатой и т. д.;
  • неблагоприятные бытовые условия;
  • неправильное питание, при котором организм недополучает витаминов и микроэлементов;
  • негативное видение событий и ситуаций в жизни.

У ребёнка переутомление может возникнуть:

  • из-за чрезмерной нагрузки в дошкольном учреждении или школе;
  • из-за посещения большого количества кружков и секций;
  • из-за несбалансированного питания;
  • из-за неспособности родителей организовать правильный распорядок для своего малыша с рациональным чередованием периодов активности и отдыха.

У совсем маленького ребёнка грудного возраста тоже изредка диагностируется переутомление организма. Причины такого расстройства могут заключаться в неспособности матери создать гармоничные условия для бодрствования и отдыха малыша. А ещё симптомы нарушения часто проявляются у подростков, что связано с гормональной перестройкой организма.

Симптомы

У ребёнка и взрослого симптомы переутомления могут быть различными. К тому же признаки переутомления различаются в зависимости от вида нарушения – физическое, психическое, эмоциональное или умственное. Но есть и общие симптомы, среди которых:

  • сонливость (взрослый или ребёнок постоянно хочет спать, но при этом сон не добавляет бодрости);
  • раздражительность;
  • заторможенность реакций;
  • неспособность сосредоточиться на выполнении определённых задач или действий.

Признаками того, что у взрослых физическое переутомление, являются:

  • боли в мышцах;
  • беспокойный сон или возникновение бессонницы;
  • боли в области глаз, жжение;
  • апатичность, или, наоборот, раздражённость;
  • боли в области сердца;
  • нарушение аппетита и часто снижение массы тела.

У ребёнка симптомы того, что у него физическое переутомление, проявляются в нежелании играть со своими сверстниками, отказе от активных игр и неспособности сосредоточиться на решении простых задач. Кроме того, у ребёнка отмечается плаксивость, он становится капризным, раздражительным. Обычно, когда ребёнок в таком состоянии, родители считают, что ему следует отоспаться и все пройдёт. На самом же деле, сон у ребёнка с таким нарушением, как переутомление, не приносит облегчения, как и у взрослого человека с таким же диагнозом.

Умственное переутомление характеризуется головными болями, покраснением белков глаз, скачками артериального давления. Также человек жалуется на бессонницу, кожа его лица становится сероватой, под глазами появляются синяки или «мешки». Такие же признаки умственного переутомления присущи детям.

Кроме того при умственном и эмоциональном переутомлении у человека могут возникать и дополнительные симптомы:

  • бессонница;
  • частые и ;
  • потливость в ночное время;
  • ухудшение памяти и внимания;
  • повышение или понижение температуры тела.

Если говорить про детей, то сильное переутомление у них выражается специфической симптоматикой, которая обычно не присуща взрослым. Хотя, конечно же, как уже отмечалось выше, есть и классические симптомы. У ребёнка с таким нарушением может отсутствовать реакция на окружающие раздражители, тогда как в норме дети с радостью познают новое и являются весьма активными.

Кроме того, у ребёнка с переутомлением организма может отмечаться суета – он начинает писать нечётко, двигает руками и ногами без причины, постоянно норовит сменить позу. Беспричинные страхи тоже являются симптомом умственного и эмоционального переутомления у ребёнка, поэтому родители должны обращать внимание на любые несвойственные малышу проявления, чтобы исключить вероятность развития такого нарушения, как переутомление организма. Нарушение у детей выражается и неврологической симптоматикой. В частности, малыш может строить гримасы, передразнивать взрослых людей, кривляться перед зеркалом или перед окружающими.

Диагностика

Лечение переутомления организма проводит врач-невропатолог, невролог и психотерапевт. При этом поставить правильный диагноз врач может на основании опроса взрослого человека или родителей ребёнка.

Также важно исключить вероятность развития у человека неврологических патологий, а при наличии высокой температуры – исключить вероятность воспалительного процесса в организме.

Лечение

Лечение нарушения у детей и взрослых будет различным, хотя есть и общие мероприятия, которые применяют в терапии расстройства у всех пациентов. Основное лечение заключается в нормализации образа жизни:

  • правильном питании;
  • чередовании периодов активности и отдыха;
  • физической активности и прогулках на природе;
  • приёме витаминных препаратов.

Таблетки при переутомлении назначаются лишь в тяжёлых случаях взрослым пациентам, когда у них развились симптомы выраженной депрессии или невроза. При этом таблетки должен подбирать врач, с учётом симптоматики нарушения и состояния здоровья пациента – самолечение может вызвать негативные последствия.

Хороший эффект оказывает массаж, который выполняется специалистами в условиях медицинского учреждения. Физиотерапевтические процедуры позволяют снизить симптомы переутомления, и вернуть человеку бодрость и хорошее настроение. В частности, это такие процедуры, как:

  • хвойная ванна;
  • кислородная ванна;
  • душ Шарко;
  • контрастный душ.

Несмотря на то что при таком нарушении человек ощущает слабость и нежелание двигаться, очень важно ввести в свой рацион физические нагрузки. Они способствуют выработке гормона счастья, улучшают тонус мышц и дают заряд энергии.

Конечно же, лечение этого нарушения невозможно без коррекции образа жизни. В частности чтобы снизить симптомы переутомления, избавиться от усталости глаз, головных болей и других проявлений, человеку следует отказаться от работы за компьютером и от просмотра телепередач и больше времени проводить на свежем воздухе.

Также следует взять отпуск (или несколько выходных) на работе, и посвятить свободное время исключительно отдыху – активному и пассивному, с чередованием.

Лечение нарушения у ребёнка может потребовать отказа от посещения определённых секций и кружков – родителям следует оставить лишь те занятия, которые вызывают у малыша наибольший энтузиазм, освободив ему свободное время для игр и простого отдыха.

Усталость, сонливость, апатия и слабость – эти ощущения многие списывают на переутомление и думают, что обычным сном можно решить проблему, восстановить силы. А на самом деле в медицине переутомление считается достаточно сложной проблемой – ведь оно может привести даже к развитию ! Важно не только иметь какое-то общее представление о рассматриваемом состоянии, но и знать его первые признаки – это поможет своевременно отреагировать на «сигналы» организма и быстро восстановить силы.

Врачами рассматриваются два основных вида переутомления – физическое и умственное, причем, они оба могут быть и у детей, и у взрослых.

Физическое переутомление

Этот тип переутомления развивается постепенно – человек сначала чувствует легкую усталость и болевой синдром малой интенсивности в мышечных тканях, но обычно на эти признаки мало кто обращает внимания. Продолжая вести активную работу или заниматься спортивными тренировками, не снижая нагрузок, наступает полноценное физическое переутомление. В таком случае будут присутствовать следующие симптомы :


Обратите внимание: если рассматриваемое состояние развивается у женщин, то может начаться нарушение менструального цикла.

При возникновении вышеперечисленных симптомов, следует немедленно прекратить усиленные тренировки или отстраниться от физического труда – понадобится время для подбора программы по восстановлению. Врачи не рекомендуют совсем отказаться от привычных физических занятий, просто нужно снизить их интенсивность. В качестве лечебных мероприятий можно использовать :

  1. Баня . Это эффективное средство для восстановления после тяжелого физического труда, повышения работоспособности и укрепления иммунитета. Оптимально будет сочетание бани и массажа, но даже без последнего посещение 1-2 раза в неделю бани будет способствовать восстановлению организма даже после сильнейшего физического переутомления.
  1. Ванны . Они могут быть разными – каждая из них оказывает воздействие определенного характера. Наиболее популярными при физическом утомлении являются :

  1. Душ. Мало принимать ежедневно душ в качестве гигиенической процедуры – правильно подобранными воздействиями душа можно помочь организму справиться с физическим переутомлением. Запомните :
  • горячий душ с температурой воды +45 – оказывает тонизирующее действие;
  • дождевой душ – освежает и успокаивает, снижает интенсивность болевых ощущений в мышечных тканях;
  • каскадный душ (с высоты 2, 5 м на человека падает большое количество холодной воды) – повышает мышечный тонус;
  • контрастный душ – помогает поддерживать работоспособность организма во время восстановления.
  1. Массаж . Эта процедура оказывает положительное воздействие на центральную и периферийную нервную систему, работу пищеварительной/сердечно-сосудистой систем, улучшает обменные процессы в организме. При физическом переутомлении очень важно получить квалифицированный массаж, поэтому целесообразно обратиться за помощью к специалистам.

Продолжительность массажа :

  • ноги – по 10 минут на каждую нижнюю конечность;
  • спина и шея – в общем 10 минут;
  • верхние конечности – на каждую руку по 10 минут;
  • область груди и живота – 10 минут в общем.

При физическом переутомлении можно и нужно взять кратковременный отпуск, но это не означает, что нужно лечь и лежать без активности – это не даст организму полноценно отдохнуть. Лучшие варианты быстро избавиться от физического переутомления без специфических процедур :

  1. Ежедневно совершать прогулки на свежем воздухе. Причем, делать это лучше в парках/скверах и во время таких пеших прогулок не стоит нагружать свой мозг бытовыми проблемами – приложите все усилия для того, чтобы мысли были только позитивными.
  2. Пересмотрите свой рацион питания. Конечно, на диету садиться нельзя, а вот добавить в ежедневное меню фрукты, овощи и нежирные сорта мяса будет вполне логично.
  3. Обязательно пройдите курс витаминотерапии. Можно проконсультироваться по поводу выбора конкретных препаратов с врачом, но можно самостоятельно приобрести поливитаминные комплексы.
  4. Активность физическую не снижайте. Понадобится лишь сменить вид деятельности – наведите генеральную уборку в доме, поработайте в саду или огороде.

Умственное переутомление

Этот вид переутомления часто воспринимается, как обычная усталость и люди стараются восстановить свои силы простым сном или отдыхом на природе. Но врачи утверждают, что в некоторых случаях такой смены деятельности будет мало, необходимо пройти полноценное лечение.

Симптомы умственного переутомления

К ранним признакам умственного переутомления относятся :


При усугублении проблемы человек начинает испытывать тошноту и рвоту, появляется раздражительность и нервозность, потеря концентрации внимания, нарушение памяти.

Важно: ни в коем случае по вышеописанным симптомам нельзя самостоятельно ставить диагноз «умственное переутомление»! Например, повышение артериального давления на фоне головной боли может означать проблемы в работе сердечно-сосудистой системы. Поэтому консультация врача нужна обязательно.

Стадии развития умственного переутомления

Рассматриваемое состояние не может появиться внезапно и вдруг со всеми сопутствующими симптомами – умственное переутомление развивается в поступательном ритме.

1 стадия

Самая легкая стадия умственного переутомления, которая характеризуется исключительно субъективными признаками – человек не может заснуть даже при сильной усталости, после ночного сна сохраняется чувство усталости, отмечается нежелание выполнять какую-либо работу.

2 стадия

В этот период рассматриваемое состояние негативно действует на общий ритм жизни. На 2 стадии заболевания к вышеперечисленным симптомам добавляются :

  • тяжесть в области сердце;
  • чувство тревоги;
  • быстрая утомляемость;
  • небольшая физическая нагрузка провоцирует возникновение дрожание верхних конечностей (тремор);
  • сон тяжелый, с частыми пробуждениями и приснившимися кошмарами.

На второй стадии развития умственного утомления появляются расстройства в работе пищеварительной системы, у человека значительно снижается аппетит, кожа лица становится бледной, глаза постоянно покрасневшие.

В рассматриваемый период начинают происходить патологические изменения в работе всего организма. Мужчины могут испытывать снижение потенции и полового влечения, у женщин нарушается менструальный цикл.

3 стадия

Это самая тяжелая стадия рассматриваемого состояния, которая проявляется неврастенией. Человек слишком возбудим, раздражен, сон практически отсутствует в ночное время, а днем, наоборот, пропадает работоспособность из-за желания поспать, работа всех органов и систем организма нарушена.

2 и 3 стадии умственного переутомления обязательно требуют помощи профессионалов – это состояние нужно лечить.

Лечение умственного переутомления

Основной принцип лечения умственного переутомления – снижение нагрузок всех видов, которые привели к развитию рассматриваемого состояния.

На первой стадии заболевания требуется полноценный отдых в течение 1-2 недель – человек должен отдыхать в санатории, совершать спокойные пешие прогулки на свежем воздухе, правильно питаться. При необходимости можно воспользоваться расслабляющими ваннами, проводить сеансы ароматерапии. После этого можно будет понемногу вводить в жизнь человека интеллектуальные и физические нагрузки, а в общем на восстановление понадобится не менее 2 недель.

Вторая стадия умственного переутомления требует полного «отключения» от интеллектуальной деятельности – мозги «выключить», конечно, не получится, но прекратить заниматься документами, отчетами, проектами вполне реально. На этой стадии можно заниматься аутотренингами, пройти курс расслабляющего массажа, отдохнуть в санатории или лечебнице. Срок полного восстановления составит минимум 4 недели.


Третья стадия
рассматриваемого заболевания – это госпитализация человека в специализированную клинику. Речь не идет о психиатрических центрах – целесообразно отправить человека с тяжелой стадией умственного переутомления в профилакторий. В течение 2 недель он будет только отдыхать и расслабляться, затем 2 недели человек занимается активным отдыхом и только после этого можно вводить в его жизнь интеллектуальные нагрузки. Полный курс лечения и восстановления на третьей стадии рассматриваемого состояния составит 4 месяца.

Если вы чувствуете, что появляются первые признаки умственного переутомления, то не ждите «развития событий». Возьмите отдых хотя бы на 2-5 дней, постарайтесь сменить вид деятельности и заняться активным отдыхом, посетите курсы аутотренинга, через день проводить сеансы ароматерапии с маслами розмарина и мяты.

Важно: ни в коем случае нельзя при умственном переутомлении принимать какие-либо лекарственные препараты! Это может привести лишь к ухудшению состояния, при рассматриваемом состоянии медикаментозное лечение вообще не предусмотрено.

Переутомление у детей

Казалось бы – какое переутомление может быть у детей? Если они практически круглосуточно бегают, прыгают, кричат и не соглашаются спать даже поздно ночью? А ведь именно детское переутомление, как считают врачи, приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Поэтому родители должны внимательно следить за поведением своих малышей – первые признаки переутомления у детей могут быть невыраженными.

Симптомы переутомления у детей

Переутомлению у детей предшествует резкое утомление. Принято выделять следующие внешние признаки утомления (классификация по С.Л.Косилову)

Утомление

незначительное

выраженное

резкое

Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Интерес к новому материалу Живой интерес Слабый интерес, ребенок не задает вопросов
Поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, подпирание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)
Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Даже в самом начале развития рассматриваемого состояния родители могут обратить внимание на :

  • капризность/плаксивость обычно веселого ребенка;
  • беспокойный сон – малыш может вскрикивать во сне, делать беспорядочные взмахи руками и ногами;
  • нарушение концентрации на каком-то занятии или предмете.


Кроме этого, у ребенка может тела без видимых на это причин (признаки простудных или воспалительных процессов отсутствуют), ребенок испытывает бессонницу по ночам, а днем страдает от сонливости.

Дети в школьном возрасте при переутомлении теряют интерес к учебе, наблюдается у них отставание в учебе, появляются жалобы на головные боли и слабость. Очень часто переутомление у детей проявляется в психоэмоциональных нарушениях :

  • неприятная мимика;
  • кривляние перед взрослыми людьми и зеркалом;
  • передразнивание окружающих.

Дети подросткового возраста при рассматриваемом состоянии начинают грубить, огрызаться, игнорировать замечания и просьбы взрослых.

Причины детского переутомления

Факторами, которые провоцируют развитие переутомления, признано считать :

  • в грудничковом возрасте – нарушение режима дня (время бодрствования превышает время сна), проблемы с грудным вскармливанием;
  • младший школьный возраст – нагрузки физические и умственные, постоянные занятия уроками, короткий ночной сон;
  • старший школьный возраст – гормональная перестройка организма, высокая учебная нагрузка.

Стоит учитывать, что переутомление у детей может быть вызвано в школе и детском саду, неблагополучным окружением в семье, напряженными отношениями со сверстниками.

Лечение переутомления у детей

Многие родители вышеописанное поведение ребенка считают неким баловством – «поспит и все пройдет». А вот врачи утверждают, что такое игнорирование детского переутомления приводит к неврозам, устойчивой бессоннице, колеблются показания артериального давления.

Лечение детского переутомления – это комплексный подход к решению проблемы. Необходимо обратиться за помощью к психотерапевтам и педиатрам – они назначат аутотренинговые занятия, часто детям достаточно пройти лишь несколько сеансов массажа для полного восстановления психоэмоционального фона. Устойчивый эффект дают и следующие мероприятия :

  • коррекция питания – речь идет о замене фаст-фудов на полноценные блюда, употребляемые в четко определенные часы;
  • физические нагрузки – это может быть лечебная физкультура или просто занятия спортом;
  • пребывание на воздухе – активные прогулки каждый день по 1-2 часа, независимо от климатических условий.

Врач может назначить ребенку при переутомлении прием витаминных препаратов или специальных биологических добавок.

Профилактика переутомления у взрослых и детей

Чтобы предотвратить развитие переутомления у взрослых, нужно лишь знать несколько правил ведения привычной жизнедеятельности. Это не означает, что требуется перевод на более легкую работу (такой просто не бывает) или же кардинально поменять свой образ жизни – все гораздо проще. Придерживайтесь следующих рекомендаций :