Меню

Техника езды на активной коляске. Пересаживание инвалида с кровати на стул или коляску

Дом

Сегодня я предлагаю ознакомиться с техникой езды на коляске активного типа. Кому-то эта тема покажется не нужной, некоторые вовсе, и слышать не хотят, чтобы проводить время в коляске. Рано или поздно, техника езды все же понадобиться, хотя бы для того, чтобы добраться, например, до ванной или до тренажеров. Кто еще не заказал коляску, то можете воспользоваться моими рекомендациями, как выбрать инвалидную коляску. Конечно, езда на коляске будет трудна людям с шейными травмами, у которых кисти плохо или пока еще не работают. Если хват плохой, то можно воспользоваться специальными накладками на обручи, они создадут дополнительное трение, с помощью накладок необходимы меньшие усилия для передвижения.

На первом этапе, так сказать основа преодоления какого либо препятствия – это балансирование на задних колесах. Именно в таком положении на задних колесах осуществляется проезд через бордюр, переезд через корни деревьев, трамвайные пути и многое другое.

Для начала Вам понадобится помощник для тренировки держания баланса. Помощник заходит сзади и стоит на подхвате, в случае опрокидывания. Чтобы встать на задние колеса, а опытные спинальники называют это встать на баланс, необходимо сделать движение маленькое назад, прокрутить колеса назад и резко сделать движение вперед, но обручи не отпускайте. При этом движении передние колеса должны оторваться от пола. Во время выполнения постарайтесь немного согнутся в пояснице, и наклоните голову вперед. Сразу не у всех получается, многие падали, отрабатывая баланс, но с тренировками все получится. Это довольно веселое занятие, прилив адреналина гарантируется. Чтобы закрепить это упражнение, можно стоя на балансе попробовать перемещение и вращение на месте из стороны в сторону. После того, как потренировались и научились стоять на балансе, можно переходить к следующему этапу.

Отрыв передних колес на ходу. Для выполнения, Вы должны набрать небольшую скорость, Ваши руки скользят по обручам, теперь дайте резкое, короткое движение вперед, при этом помогайте корпусом. Если у Вашего помощника получится бегать за Вами, то можете завлечь их, но это не обязательно, хотя и на первых разах можно попросить их об этом.

Преодоление препятствий на ходу.

Для преодоления препятствия, таких как: бордюр, ступенька или домашний порог, необходимо, как и на прошлом этапе, немного разогнаться, и катится по инерции, держа руки вскользь на обручах, перед самим препятствием выполнить резкое движение обручей вперед, помогая себе корпусом, выполняем отрыв передних колес. Старайтесь не сильно высоко поднимать колеса, поднимайте всего на немного выше препятствия. В тот момент, когда задние колеса наезжают на ступеньку, необходимо опустить передние колеса на ступеньку и наклонится, вперед сделав движение обручами вперед. Тем самым Вы разгружаете задние колеса. Для начала Вам понадобится помощник, так как возможно, если сильно приподнять передние колеса, можно завалиться назад, а если не успеет поднять передние колеса, то можно вылететь с коляски вперед.

Спускаться с бордюры или ступеньки стоит, спрыгивая на все четыре колеса. Вы подъезжаете к краю ступеньки, становитесь на баланс, это можно делать и при движении,

Подъезжаете в краю ступеньки, колеса передние уже в воздухе, делаете резкое движение вперед обручами, и таким образом спрыгиваете на четыре колеса.

Теперь мы подошли к подъему и спуску по наклонной поверхности.

После того, как Вы уже хорошо освоили стояние на балансе, передвижение с препятствиями и можете через них переезжать, стоит научиться спускаться и подниматься по наклонным поверхностям.

Для того, чтобы подняться на крутой подъем следует наклоняться вперед, это удержит Вас от опрокидывания, обручи необходимо проворачивать как можно ниже, при этом ваши движения должны быть частые и короткие. Для спуска на наклонной поверхности стоит задействовать ранее изученный баланс, это и безопасно и быстрее. При спуске на балансе передние колеса не упрутся, если там и имеется негладкая поверхность. При спуске руки не стоит отпускать с обручей, они должны скользить по обручам, тем самым притормаживая и контролируя скорость спуска. Еще раз повторюсь, нельзя отпускать руки, перехватываться.

И под конец опишу важный момент, посадка в коляску с пола. Это особенно важно, если Вы занимались на матах, на полу и Вам необходимо забраться обратно в коляску. Для того, чтобы забраться в коляску с земли должны быть сильный торс и сильные руки. Способ, который Вам опишу, не требует уж таких сумасшедших физических возможностей. Чтобы забраться в коляску, необходимо сесть вплотную спиной к подножке коляски и согнуть в коленях ноги, даже можно сесть на подножку. Дальше беретесь за трубы по бокам сиденья коляски и вытягиваетесь на выпрямленные руки.

В принципе самые важные моменты техники передвижения в коляске я рассказал.

Я хочу еще раз обратить ваше внимание, на то, что я описывал технику езды на активной коляске. На обычной коляске такие маневры как, например, баланс точно не получится.


27 февраля 2017 05:49:02

Инвалидная коляска, как и любое средство передвижения, имеет свои особенности по управлению. Невероятное количество моделей и комбинация функций в них, подразумевает наличие инструкции к каждой модели.

Социально активный инвалид – колясочник представляет собой единое целое с транспортным средством, что позволяет вполне свободно двигаться вперед, назад, поворачивать в разные стороны и стоять на месте. В зависимости от вида коляски, осуществляется определенный принцип управления.

Дополнительные же функции обеспечиваются своего рода «девайсами», которые тюнингуют тот или иной вид.

Управление с ручным приводом

Основное условие – наличие у «водителя» здоровых верхних конечностей. Конструкция коляски имеет дополнительный обод на больших приводных колесах, с помощью которого осуществляется движение и торможение. Вращение обода на обоих колесах одновременно «от себя»– осуществляет движение вперед, соответственно «на себя» - движение назад.

Фиксирование обода в руках в статичном положении позволяет остановить коляску, а придерживание – снизить скорость. Кроме такого торможения можно использовать специальный тормозной рычаг, который находится сбоку. Вращение левого или правого обода повернет коляску в ту или иную сторону соответственно.

Использовать инвалидную коляску с ручным приводом можно в любых условиях – дома, на улице, при занятиях спортом. Она считается самой маневренной и простой в управлении.

В некоторых моделях используются два обода на одном колесе, такая моно – конструкция предназначена для инвалидов с одной здоровой рукой. Конечно, пируэты на такой коляске вряд ли получатся, но самостоятельное передвижение выйдет наверняка.

Другие виды управления

Более сложные конструкции отличаются наличием дополнительных устройств, приводящих колеса в движение.

  • Рычажное управление. Конструкция колес снабжена одним (моно управление) или двумя рычагами. Поступательные движения рычагами приводят колеса в движение. Движения «от себя» относительно статичного положения рычагов – кресло едет вперед, соответственно «на себя» - назад. Использовать модели с рычажным управлением рекомендовано тем, кто стремится поддерживать хорошую физическую форму. Динамические движения рычагом, своего рода, тренажер для мышц рук и плеч, который требует достаточное количество усилий от инвалида.
  • Электропривод. Базовая конструкция коляски снабжена аккумуляторными батареями и электро - мотором, который вращает колеса. Движения вперед, назад, повороты и другие маневры осуществляются с помощью джойстика, который встраивается в подлокотник. От инвалида не требуется никаких физических усилий для управления коляской с электроприводом. Суперсовременные разработки позволяют управлять коляской с помощью речевых команд, а на смену джойстику приходят микрофон и наушник. Единственный недостаток транспортного средства с электроприводом – высокая цена.

Особенности ухода за колесами

Не зависимо от вида инвалидной коляски существует два варианта колес надувные (иначе их называют пневматические) и литые. Надувные колеса аналогичны велосипедным, отлично ведут себя на прогулке, амортизируют неровности на дороге, что делает использование инвалидной коляски комфортным и безопасным. Как и велосипедные, надувные колеса требуют периодической подкачки, а в случае прокола, достаточно просто заменить шину.

Цельнолитые колеса применяются на моделях для домашнего передвижения. Гладкая резиновая поверхность не повреждает напольное покрытие и ковры. Они более износоустойчивые, но в случае поломки, замене подлежит все колесо целиком.

В Америке таких проблем нет, разумеется. Поскольку люди на инвалидной коляске ведут обычный, полноценный образ жизни и в этом не так уж они и отличаются от всех прочих.

Не раз слышал от разных хороших людей, что они не знают, как вести себя с инвалидами. Решил написать маленькую шпаргалочку по собственному опыту, может кому поможет.

1. Ваше лицо должно быть на одном уровне с собеседником. Разговаривать снизу вверх элементарно неудобно. Если человек на коляске – присядьте и вы. На стул, угол стола, диван… Только не на корточки! Взрослый на корточках – жалкое зрелище в подавляющем большинстве случаев.

2. «Спасибо, я пешком постою». Не настаивайте даже на том, что вам кажется очевидным. Люди на костылях часто стоят, даже если есть возможность сидеть. По разным, но всегда веским причинам. Это может быть, например, потому, что при конкретном недуге нужно давать нагрузку на ноги, а может быть и потому, что элементарно трудно/больно, скажем, вставать, так что и садиться на 5-10 минут совсем не хочется. Один раз предложили в рамках общей вежливости, и хватит.

3. Если есть сопровождающий, все равно обращайтесь к самому инвалиду. Особенно это важно для детей. Ребенку-инвалиду и так видно, что с ним общаются особенным образом, но хотя бы общаются. В этом поможет первый совет – взгляд не будет «перепрыгивать» через коляску на взрослого, вам же самим будет легче. Не волнуйтесь, мама/волонтер/тьютор/кто-там-еще-может-сопровождать в стороне не останутся. И, добавлю, они знают пределы компетенции конкретного инвалида просто в силу опыта.

4. Не стоит отводить глаза от костылей и коляски. Наоборот, если вам интересно – рассматривайте их открыто. Коляска и костыли в данном случае ничем не отличаются от обуви или аксессуара. Вы же хвалитесь босоножками, часами и прочими пуговичками. Или, еще ближе, роликами и сноубордами? Коляска с костылями зачастую покруче любых роликов будут. Глупо думать, что инвалид их стесняется. Стесняетесь как раз вы, и тут уже происходит обратная реакция: хочется спрятать костыли, чтобы не смущать народ. Но может лучше прямо спросить, зачем тут вот та хромированная фигня и как оно работает?

5. Не нужно спрашивать «что с тобой случилось?». Во-первых, не всегда хочется об этом говорить, а во-вторых, не всегда возможно коротко и ясно объяснить. По разным причинам. Иногда в диагнозе на тридцать слов пять общеупотребительных, и те – предлоги. Иногда диагноз звучит «смешно». Для дураков, конечно, но где ж от них спрячешься. Да и получи вы ответ – что вы будете с ним делать?

6. Не стоит сходу рассказывать о том, как вы в прошлом году ломали ногу, а у вашей кумы в Крыжополе воспаление среднего позвонка. Это нормальная реакция, это инстинктивная попытка «навести мосты», но следовать инстинктам в данном случае не нужно. Хотя бы потому, что – а что на такое отвечать? «Угу» – как-то невежливо, «сочувствую» – фальшиво. Ни вы его, инвалида, не знаете, ни он вас. Пока, во всяком случае. Нет, может быть вы подружитесь и будете всем делится, это прекрасно. А пока – пока начните как со всеми, просто с вопросов и попыток узнать друг друга.

7. Не нужно хвататься за коляску или костыли без явной и четкой просьбы. Коляска и костыли, напомню, относятся к личным предметам, как одежда, обувь и аксессуары. Вам бы понравилось, если бы в разговоре вас бы взяли за воротник, потрогали брошку, начали бы пуговицы застегивать? Вот и оставьте в покое, надо будет – человек скажет.

8. Самое главное – это руки. Как ни странно, у человека на коляске или на костылях руки заняты куда больше, чем ноги. Просто подержать что-то, передать или взять с собой часто бывает невозможно. Или очень ограничено – то, что удержится на коленях или в одной руке. Именно поэтому, кстати, мы не используем зонтики. Даже если костыль один. Зонтик в другой руке, а дальше что?

Для того, чтобы передвижение в инвалидной коляске было не только комфортным, но и безопасным, необходимо соблюдать определенные меры предосторожности и следовать правилам технической безопасности.

Общие правила

Коляска должна быть подобрана по размеру. Из слишком широкой или слишком узкой коляски человек при движении может выпасть.
Перед тем, как выехать в коляске на улицу, проверьте ее исправность.
Всегда держите при себе мобильный телефон
.

Если вы управляете инвалидной коляской самостоятельно:

- Прежде чем сесть в кресло или встать с него, убедитесь, что оно стоит на тормозе. Не забудьте поднять подножки.
- Перед движением убедитесь, что полы одежды и край одеяла не попадают в спицы колес.
- Если в кресле предусмотрены защитные ремни, не забывайте их пристегивать.
- Не переносите вес тела вперед – коляска может перевернуться.
- Дверь, которую нужно тянуть на себя, открывайте медленно. Резкие движения опрокинут коляску. Никогда не въезжайте в дверь задним ходом.
- Не пытайтесь заехать на эскалатор без сопровождающего.
- Не раскачивайте коляску.
- Не хватайтесь за колеса во время движения. Это может привести к ожогам и травмам.
- Старайтесь не выезжать на улицу в дождь.
- Избегайте льда, луж, гальки, песка и травы.
- Не пытайтесь заехать на крутой склон или другую возвышенность с углом наклона больше 9°.
- Заезжая на возвышенность, держите спину прямо, не прижимайте ее к спинке кресла, чтобы коляска не опрокинулась назад, и не наклоняйтесь вперед, чтобы не выпасть из кресла.
- Не пытайтесь самостоятельно преодолеть бордюр и другие препятствия.
- Не забывайте ставить колеса на тормоз, когда коляска неподвижна.
- Поддерживайте устойчивое положение тела, держите осанку.
- Прежде чем наклониться и потянуться за предметом, убедитесь, что коляска стоит на тормозе и маленькие колеса смотрят вперед.
- Не тянитесь дальше, чем на расстояние вытянутой руки.
- Если вам нужно поднять предмет с пола, постарайтесь подъехать к нему как можно ближе и расположить коляску таким образом, чтобы можно было дотянуться сбоку.
- Никогда не наклоняйтесь слишком низко вперед.
- Не тянитесь за предметом через спинку кресла – коляска может опрокинуться.
- Прежде чем самостоятельно выполнить какое-либо новое действие в кресле, сначала попробуйте сделать его в присутствии другого человека.
- Не нагружайте спинку кресла (сумками, рюкзаками и т.д.) - коляска может перевернуться.
- Не позволяйте детям играть с инвалидной коляской.

Если вы используете кресло с электрическим приводом:

- Регулярно проводите осмотр кресла.
- Пересаживаясь в кресло и из него, убедитесь, что питание отключено.
- Если вы обнаружили свободный провод и не знаете, куда его нужно подсоединить, свяжитесь со специалистом. Неправильно подсоединенный провод может привезти к возгоранию.
- Прежде чем выехать на улицу, проверьте заряд батареи. Батарея должна быть полностью заряжена.
- Если вы планируете прогулки по улице в вечернее время, установите на коляску светоотражатели или фары.
- Не выезжайте на улицу в дождь.
- Не развивайте слишком большую скорость – вы рискуете не справиться с управлением.

Если вы сопровождаете человека в инвалидной коляске:

- Убедитесь, что подножки подняты, усадите человека в кресло и только после этого опустите его ноги на подножки.
- Убедитесь, что стопы удобно располагаются на подножках, а полы одежды и край одеяла не попадают в спицы.
- Всегда предупреждайте человека о том, что вы собираетесь делать, особенно при наклонах коляски назад.
- Не катите кресло слишком быстро. Не суетитесь. Не пытайтесь срезать углы.
- Следите за тем, чтобы колени и локти не ударялись о косяки дверных проемов.
- Никогда не отпускайте коляску, особенно при движении под гору.
- Если спуск слишком крутой, лучше развернуть коляску большими колесами вперед, повернуться к спуску спиной и везти кресло, чуть наклонив его.
- Чтобы преодолеть бордюр, наклоните коляску назад, поставьте на бордюр сначала передние колеса, потом подтяните задние.
- Чтобы спуститься с бордюра, наклоните коляску назад, спустите коляску на задних колесах, потом опустите передние колеса.
- Никогда не наклоняйте коляску вперед.
- Поднимать и спускать кресло по лестнице должны минимум двое. При этом коляска разворачивается задними колесами вперед и слегка наклоняется.
- Когда вы везете коляску, не забывайте о собственном положении тела: спина должна быть прямой, а колени чуть согнуты. Лучше не носить обувь на каблуках.
- Переходите улицу только на зеленый свет светофора и только по пешеходному переходу.

ЭКСПЛУАТАЦИИ И УХОДУ ЗА ИНВАЛИДНЫМИ КОЛЯСКАМИ



Как показывает практика, большинство пользователей не уделяют должного внимания регулярному техническому обслуживанию и чистке своих колясок. Честно говоря, такой подход к «своим ногам» не может не удивлять. Несмотря на свою «незатейливость», даже самое простое кресло-коляска является точным механизмом, изготовленным по самым передовым технологиям и если Вы заинтересованы в продлении срока его беспроблемной эксплуатации, то следуйте несложным рекомендациям. Это не займет у Вас много времени, от силы 10-15 минут в неделю, но «жизнь» коляски продлится в несколько раз. Поверьте, игра стоит свеч.

Первое, на что следует обратить внимание - чистота рамы. Чистая рама - это не только красивый внешний вид, но и легкость складывания. Даже если до сих пор Вам не приходилось складывать свою коляску, рано или поздно эта полезная функция будет востребована. Грязь, скопившаяся на поверхности рамы, со временем адсорбирует из воздуха агрессивные вещества, которые в сочетании с влагой и твердыми частицами пыли (песком), портят верхнее защитно-декоративное покрытие рамы. Особенно опасен процесс коррозии в местах сварки (пайки), в шарнирных соединениях и направляющих втулках. Для алюминиевых колясок это менее актуально. Для ухода за хромовым покрытием стальных кресел-колясок, мы рекомендуем раз в неделю протирать раму мягкой тканью с очень небольшим количеством жидкой синтетической смазки типа WD-40, аэрозольный баллончик которой можно приобрести в любом автомагазине. Перед протиркой желательно очистить коляску от песка с помощью обычной малярной кисти с жесткой щетиной. Желательно иметь две кисти: широкую и узкую. Последней особенно удобно очищать от налипшего песка тормоза, осевые втулки рулевых колес и другие труднодоступные места. В щели между крестовиной и полурамами желательно иногда (раз в 3-4 месяца) капать немного любого машинного (моторного) масла. Несколько капель этого же масла можно нанести и равномерно растереть на вертикальные трубки, скользящие во втулках в верхней части полурам под подлокотниками (эти части отсутствуют у современных моделей). Не следует злоупотреблять маслом, т.к. это приведет к обильному налипанию пыли.


Несколько слов о тормозах. Барабанные тормозные механизмы не требуют ухода в течение многих лет. Классические же тормоза, работающие по принципу зажима покрышки, в какой-то мере можно отнести к расходным частям. У моделей при частом пользовании тормозами четкая их работа может нарушиться через три-четыре года. Существенно продлить срок службы механизмов можно, опять же, путем нечастого (раз в месяц) смазывания. Достаточно пары капель любого машинного масла в каждое шарнирное соединение. Для удобства смазки можно снять крышку тормозного механизма, а масло наносить с помощью любого медицинского шприца. Еще раз обращаем Ваше внимание на умеренное количество наносимого масла.


Колеса. Их можно отнести к наиболее надежным узлам. Для длительного срока службы камер и покрышек Вам достаточно следить за давлением воздуха. При норме 2 атм, допустима эксплуатация при 1,5-2,5 атм. Более низкое или завышенное давление сократит жизнь покрышек. При проколе камеры необходимо воспользоваться ремонтной аптечкой, прилагающейся к каждой коляске. Демонтаж покрышки следует проводить с помощью монтажной лопатки, приобрести которую можно в любом магазине, специализирующемся на велосипедных аксессуарах. Чтобы не повредить покрышку и камеру при демонтаже и монтаже, необходимо пользоваться специальной монтажной пастой или насыщенным мыльным раствором. Ни в коем случае не пытайтесь подтягивать спицы ведущих колес, даже если Вам покажется, что некоторые из них ослабли. Единственное, на что хотелось бы обратить Ваше внимание, это чистота осевых втулок рулевых колес. Со временем на них (между вилкой и колесом) наматываются нитки, волосы и пр. волокна, которые в комплексе с песком и влагой способствуют усиленной коррозии защитных крышек колесных подшипников и, затем, непосредственно самих подшипников. Регулярно очищайте эти втулки.


Если Ваша алюминиевая коляска имеет быстросьемные колеса, старайтесь регулярно очищать оси и втулки колес. Для предотвращения образования коррозии и задиров желательно раз в 3-4 месяца смазывать оси несколькими каплями любого машинного масла.


Владельцам очень старых моделей кресел-колясок, в которых применены «велосипедные» рулевые втулки, необходимо тщательно следить за их чистотой и появлением люфта, который устраняется подтяжкой регулировочных гаек. Учтите, что при регулировке предпочтительней оставить слабый (0,1-0,2 мм) радиальный люфт, чем перетянуть подшипники.


Несколько советов владельцам электрических кресел-колясок.


Не пытайтесь менять масло в редукторах колясок с коллекторными двигателями, оно залито с расчетом работы в течение всего срока эксплуатации коляски. Следует учесть, что допустимо время от времени появление слабых следов масла на корпусах редукторов, т.н. "масляное потение". Его необходимо вытирать сухой тканью.


Пока, в большинстве электрических кресел-колясок используются коллекторные двигатели постоянного тока, в конструкции которых присутствует щеточный узел. Характерной особенностью работы этого узла, является изменение звукового тона со временем эксплуатации и при реверсе. Это нормальное явление не должно настораживать пользователя. В наиболее современных колясках используются абсолютно бесшумные бесколлекторные (шаговые) двигатели, встроенные в ступицы колес.


Современные герметичные необслуживаемые гелевые аккумуляторы не имеют ярковыраженного эффекта памяти. Тем не менее, при эксплуатации их с неполным циклом «заряд-разряд» (т.е. когда батарея не до конца разряжена, а ее поставили на зарядку), мы рекомендуем один раз в 3 месяца максимально разрядить батарею, а затем максимально зарядить. Под максимальным разрядом подразумевается момент, когда горит один красный светодиод на шкале пульта управления. Эта своеобразная «тренировка» позволит не терять части емкости в течение заложенного срока эксплуатации. Следует заметить, что ресурс аккумуляторов равен около 1200 полных циклов «заряд-разряд», что в зависимости от режима эксплуатации составляет 3-5 лет. Признаком выработки ресурса батарей является потеря емкости, т.е. уменьшение дальности пробега, в совокупности с уменьшением (очень редко - увеличением) времени зарядки. Заменить батареи можно у нас в Представительстве. Нам часто задают вопрос: «Можно ли использовать вместо гелиевых обычные автомобильные кислотные аккумуляторы?» Вообще-то, да, если удастся приобрести подходящую по размерам батарею. Но следует иметь в виду следующее:


В автомобилях используются стартерные, аккумуляторы, изготовленные с расчетом отдать очень большой ток, но в течение короткого времени. По этой причине, пробег коляски с такими аккумуляторами будет значительно меньше, чем с тяговыми.


Стартерные аккумуляторы, как правило, значительно хуже работают при циклических нагрузках, характерных при эксплуатации электрических колясок. Из-за этого срок их службы часто ограничивается 1-2 годами.


Хотелось бы добавить, что аккумуляторные батареи являются достаточно хрупкими изделиями и не переносят грубого обращения - сильных толчков и, тем более, падений (даже с минимальной высоты - 5-10 см).


И последнее. Категорически запрещается транспортировать и поднимать кресла-коляски за легкосъемные части: подножки, подлокотники, подголовники, столик и пр. В случае поломки вышеперечисленных узлов из-за приложения к ним чрезмерных усилий, гарантийный ремонт не производится. Поднимать и транспортировать кресло-коляску с пациентом можно только за ручки для толкания или части рамы.

ТЕХНИКА ЕЗДЫ

УПРАЖНЕНИЕ 1 - стойка в упоре.


Станьте спинкой к кровати (тахте, дивану и т.п. высотой 0,5-0,8 м) на расстоянии 30 сантиметров. Выровняйте малые колеса и направьте их для движения назад. Захватите обручи (лучше вместе с колесами) вытянутыми руками спереди. При этом сядьте прямо как можно глубже, с чуть откинутой головой. Энергично потяните коляску назад, не отпуская обручи. Как только колеса соприкоснутся со стенкой тахты, резким противоходом кистей затормозите коляску или придайте ей обратное движение. Вы почувствуете, что малые колеса отрываются от пола и коляска запрокидывается. Одновременно с этим согнитесь немного в поясе, голову наклоните вперед. Повторите это упражнение многократно, пока не уловите усилие, требуемое для полного зависания малых колес. Оттолкнувшись в очередной раз от тахты, не опускайтесь на четыре колеса, а снова прижмитесь к ней, оставаясь только на задних колесах. Вы сможете стоять так сколько угодно, пробуя наклоняться вперед и назад, привыкая и находя точку равновесия. Не бойтесь опрокинуться навзничь - рискните это сделать в присутствии помощника и убедитесь, что вы плавно опустились на тахту (кстати, так можно вообще перебираться в постель).


УПРАЖНЕНИЕ 2 - стойка без упора.


Попросите помощника подстраховать коляску сзади. Так же, как в первом упражнении, потяните обручи с колесами назад. Как только кисти рук перейдут через верхнюю точку, смените направление движения рук. Не забудьте согнуться в поясе и опустить голову. Старайтесь удерживаться как можно дольше с поднятыми малыми колесами. В дальнейшем вы сможете выполнять этот трюк с неподвижного положения рывком обруча вперед и группировкой тела с помощью даже одной руки. Очень легко удерживать равновесие на песке. Используйте это для тренировок на пляже.


УПРАЖНЕНИЕ 3 - движение.


После того, как вы научились уверенно и бесстрашно стоять на двух колесах, начните понемногу двигаться вперед и назад, скользя ладонями по обручам и подпружинивая телом.


* Отрыв от земли в точно заданном месте: Наберите скорость и попытайтесь не просто приподнимать в воздухе переднюю часть коляски, "где придется", а как бы переезжать воображаемую линию. Линии можно и начертить (или еще как-нибудь обозначить), тогда будете лучше видеть, что получается. Выполняя это упражнение, старайтесь, как можно дольше катиться по инерции на задних колесах.


УПРАЖНЕНИЕ 4 - повороты .


Одна рука для рука для баланса неподвижно держит обруч (с колесом) чуть спереди от верхней точки. Другая, находясь сзади, короткими движениями вращает обруч вперед-назад или, перехватывая его, - только вперед. Вы стали поворачиваться вокруг своей оси. Смените руку - теперь вы крутитесь в обратную сторону.


Вот и все основные "па". Пора на дискотеку. Не смейтесь - в Германии, да и в других странах, очень популярны конкурсы спортивных танцев на колясках, в которых участвуют сотни мужчин и женщин в парах со здоровыми партнерами.


КАК ПРАВИЛЬНО ПАДАТЬ


Если вы "ныряете" вперед "рыбкой", напоровшись внезапно малыми колесами на препятствие, выбросите вперед обе руки, чуть согнутые в локтях. Падая назад, резко развернитесь боком, вберите голову в плечи и выставьте назад руку.


КАК ПОДНЯТЬСЯ С ПОЛА НА КОЛЯСКУ


Поставьте ее на тормоза, отведите или снимите подножки и, сидя к ней, ухватитесь одной рукой за подлокотник или край сидения, а другой упритесь в пол. Сгибаясь в поясе, подтягивайте таз с вытянутыми ногами. Чтобы облегчить задачу, можно сначала сесть на подножки или подушку, а с них перебраться на сидение. Еще легче отжаться второй рукой от стула или батареи.


Второй способ для тех, кто не отличается большой физической силой. Придется встать на колени лицом к застопоренной коляске и, опершись руками на подлокотники, поднять тело на выпрямленные руки, а затем резко развернуться.


Если вы опрокинулись вместе с коляской на спину, повернитесь на бок. Левой рукой упритесь сзади в пол, а правой резко вращайте левое колесо вместе с обручем назад, возвращая коляску в вертикальное положение. Тело согнуто в поясе. Конечно, такой трюк не всем по зубам. Тогда, чтобы долго не барахтаться, прихватите одной рукой ноги под коленями и сделайте переворот через голову. Так вы освободитесь от коляски.


Как подняться с земли с посторонней помощью, если вас угораздило, например, упасть на улице? Прежде всего - без паники! Сначала успокойте публику, которая кинется на помощь и начнет суетливо хватать вас за все части тела, пытаясь поставить на ноги или затащить на ускользающую коляску. Поэтому затормозите ее, попросите двух высоких и нехилых мужчин встать с боков и наклониться, чтобы ухватить их за шеи. Если помощник только один, пусть он подставит согнутую в колене ногу под вашу правую руку. Левой возьмитесь за подлокотник и отожмитесь от его колена. С женским коленом просьба обходиться поделикатнее.


ПРЕОДОЛЕВАНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ


Чтобы скатиться с наклонной поверхности, достаточно привычно встать на дыбы и, притормаживая обручами, отпустить коляску, не сбавляя скорость до самого низа. Начните с пологих скатов, и вы поймете, что это просто и не страшно.


* Хорошее упражнение - подъем по наклонной плоскости спиной вперед в положении на задних колесах. Это упражнение имеет и практическое значение. Если нужно без посторонней помощи въехать, например, на высокую ступеньку, на которую положен короткие доски, или на плотный земляной вал высотой сантиметров 30, это выполняется именно спиной вперед, стоя на задних колесах.


Бордюрные камни: Становитесь на дыбы у самой кромки, и решительным толчком спрыгивайте, чуть наклонясь вперед, чтобы приземлиться на четыре колеса.


Прекрасно, если при прыжке вы остались на задних колесах - попробуйте без остановки продолжать двигаться на них или, наоборот, прижмитесь к стенке бордюра.


Если это получится, значит, вы готовы для следующего прыжка. Таким "Макаром" можно преодолеть две-три широкие ступени подряд, а потом осмелиться и на штурм целой лестницы.


Чтобы вскочить на бордюр, надо придать коляске некоторую скорость, откинуться назад и резким, уверенным посылом вскинуть передние колесики на тротуар, а затем без остановки, по инерции, наклонившись, затащить за обручи всю коляску.


Начните с невысоким препятствий (5-8 см), и постепенно вам покорятся бордюры высотой 25 сантиметров.


Лестницы: Если лестница не снабжена перилами, подняться на нее можно, только перепачкав брюки на собственном заду, а спуститься тем же способом или спрыгивая поочередно со ступеней на задних колесах.


В варианте с перилами повернитесь к ней спиной так, чтобы зазор между обручем колеса (допустим, левого) и стойками перил был 15-20 сантиметров. Встаньте на дыбы, упершись колесами в вертикальную стенку самой нижней ступени. Развернитесь как можно сильнее на бок, лицом и грудью к перилам. Ухватитесь левой рукой за перила или верхнюю часть стойки, а правой через живот вцепитесь в левое колесо вместе с обручем (как при подъеме с пола) и резко вращайте его назад одновременно с подтягиванием. Вот вы и перевалили одну ступеньку. Упритесь колесами в стенку второй ступени, отдышитесь и повторите прием. Помощнику лучше всего страховать снизу. Самое сложное - вскарабкаться на две последние ступени в пролете. Надо цепляться за заканчивающиеся перила не пальцами, а согнутым локтем, или отталкиваться от перил встречного второго марша. При навыке весь подъем отнимет не более 1-2 минут. Уверяю, что здесь нужна не столько сила, сколько сноровка и слаженность работы рук. Важный момент: не ложитесь на спинку коляски, держите тело вертикально, грудью к перилам. Перед подъемом разогрейте руки, чтобы не потянуть связки.


Приступаем к спуску. Разверните коляску спиной к лестнице, лягте животом на колени, правой рукой возьмитесь за перила, а левой удерживайте левое колесо. Правая рука после прыжка с первых двух ступеней вытянута. Малые колеса будут прыгать и не дадут коляске разогнаться. Этот вполне безобидный способ может легко освоить любой человек отнюдь не атлетического сложения.

* Спуск со ступенек без перил. Если ступеньки достаточно широкие, чтобы можно было зафиксировать положение на двух колесах, не скользкие и не очень высокие, спуск, не держась за перила, вполне доступен и безопасен, когда выработан навык.

Развернулись лицом к ступенькам, встали на задние колеса и, удерживая равновесие, съехали с первой ступеньки. Вы как бы проваливаетесь в положение "глубокий баланс", колени почти доходят до грудной клетки. Здесь нужно погасить скорость до нуля и четко зафиксировать положение равновесия. Главное, не дать коляске "распрыгаться", тогда можно спуститься с лестницы любой высоты. Если вы все-таки потеряли контроль над скоростью спуска и коляска "пошла в резонанс", нужно упасть назад и этим погасить скорость. В таком падении опасности нет, гораздо страшнее продолжать неуправляемое движение до конца лестницы.

* Эскалатор. При подъеме по эскалатору заезжайте на него лицом вперед. Одной рукой держитесь за ленту эскалатора, другой - за обод коляски, и сразу же низко наклонитесь вперед. Передние колеса при этом находятся на ступеньку выше задних.

При спуске на эскалатор следует заезжать спиной, наклоняясь вперед и держась за его ленту.


* ТЕХНИКА ВРАЩЕНИЯ КОЛЕС


Легкий и быстрый захват обручей - это когда большой палец направлен по верхней (наружной) поверхности обруча, а указательный прижимает обруч с нижней (внутренней) стороны. В исходном положении обруч лучше захватывать приблизительно на уровне спинки коляски и проворачивать как можно дальше. Возвращать в исходное положение руки нужно выпрямленными в локтевом суставе, как бы под действием собственного веса, тогда плечи будут расслаблены. Не следует возвращать руки в исходное положение по траектории, соответствующей обручам, так как в этом случае плечи каждый раз будут подниматься, и опускаться - излишнее напряжение мышц. Рекомендуемая техника избавит ваши руки и плечи от чрезмерной нагрузки и позволит ездить быстрее.


Источник : http://www.invalid.of.by/technics.html